42. Виды профессиональной деятельности психолога: 1. Организационно-методическая работа. В рамках данного вида

Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

42. Виды профессиональной деятельности психолога: 1. Организационно-методическая работа. В рамках данного вида

Предыдущая12345678910Следующая

Основной целью организационно-методической работы практического психолога является повышение его профессиональной компетентности как единства его теоретических и практических ресурсов, необходимых для построения профессионального взаимодействия.

Задачи организационно-методической работы практического психолога:

• освоение новых теоретических подходов ,и практических способов предстоящей или реально осуществляемой профессиональной деятель­ности;

• содействие освоению способов учебно-профессиональной или профессио­нальной деятельности участников межличностного взаимодействия.

методической работы практического психолога представ­лено направлениями, указанными на схеме.

Остановимся конкретно на каждом направлении.

1. Организация профессионального взаимодействия и профессио­нального пространства в рамках профессионального сообщества и меж­профессионального общения с различными специалистами.

Работа в рамках профессионального сообщества возможна в следующих формах:

• методические встречи (круглые столы, дискуссии);

• научно-практические конференции, семинары;

• профессиональные клубы;

• творческие группы, мастерские;

• знакомство с работой психологических служб других районов города;

• совместное проведение методических объединений практических психологов районов города;

• интервизорство и супервизорство.

Межпрофессиональное общение предполагает различные контакты практических психологов со смежными службами районов города: админи­стративными, правовыми, медицинскими.

При этом практические психоло­ги получают индивидуальные консультации по проблемам, выходящим за рамки их профессиональной компетентности; изучают возможности направ­ления своих клиентов для оказания им профессиональной помощи в соот­ветствующие службы районов города, а также организуют совместные фор­мы взаимодействий: круглые столы, дискуссии, конференции и т.д.

Рекомендуем следующую схему возможного взаимодействия практиче­ского психолога по профессиональной и административной линиям, сло­жившегося в ходе организации психологической службы Волгограда.

2. Самообразование предполагает основной целью постоянное совер­шенствование личной профессиональной компетентности специалиста, дальнейшее овладение им творческим стилем в организации своей деятель­ности.

Формы самообразования многообразны:

• работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями,
каталогами;

• участие в работе научно-практических семинаров, конференций,
тренингов;

• получение консультаций специалистов практических центров, ка­федр психологии высших учебных заведений;

• работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих про­грамм в районных центрах психологических служб;

• ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.

Результатом этих видов работ психолога является процесс рефлексии полученного опыта и на его основе — построение нового опыта, содержание которого выразится в планировании путей его предполагаемой реализации.

3. Планирование методической работы может быть представлено в одном из разделов общей отчетной документации практического психолога (см. разд. 1, табл. «Методическая работа»).

4. Оформление результатов возможно в свободной и заданной формах.

Свободная форма предполагает ведение дневниковых записей, рабочих тетрадей, картотеки и др.

Заданная форма — ведение журнала регистрации видов работ (см. разд. 1, табл. «Методическая работа»).

Одно из условий гуманизации педагогического процесса — профессио­нализм педагога-психолога.

В связи с этим большое значение приобретает не только факт наличия специального образования педагога-психолога, но и целый ряд индивидуально-личностных предпосылок его деятельности: пре­жде всего это такие коммуникативные умения, как чувствительность к пе­реживаниям человека, процессу взаимодействия с ним, сила воздействия на поведение других людей.

Профессиональный совет практических психологов рекомендует адми­нистрации образовательных учреждений при приеме на работу педагогов-психологов отдавать предпочтение тем их них, для которых в той или иной степени характерны:

• готовность к контактам и совместной деятельности с широким кру­гом лиц, участвующих в учебно-воспитательном процессе;

• умение поддерживать контакты, обладание стрессоустойчивостью в процессе общения, невосприимчивость к угрозам;

• умение контролировать свое поведение, сохранять самообладание в процессе общения;

• аттракция (привлекательность) и эмоциональная заразительность;

• эмпатия, т.е. чувствительность к партнеру по общению, способность сопереживать, сочувствовать;

• спонтанность, гибкое реагирование в ситуации профессионального взаимодействия;

• энергичность, целеустремленность, настойчивость;

• высокая интеллектуальная работоспособность, способность к рефлексии;

• широкий круг лингвистических средств взаимодействия, выражен­ная образная речь;

• принятие себя, опора на себя в принятии решений, уверенность в себе;

• способность воспринимать человека таким, какой он есть, толерант­ность (терпимость).

Следует, однако, отметить, что эти требования нельзя абсолютизиро­вать, т.к. трудно найти человека, у которого органично сочеталось бы меж­ду собой такое множество свойств и качеств. Поэтому данные эталонные требования могут служить только общими ориентирами.

Литература

1. Аминов НА., Молоканов М.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал. 1992. № 5.

2. Дубровина И£. Школьная психологическая служба. М., 1991.

3. Климов ЕА. Введение в психологию труда. М., 1988.

4. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

5. Материалы Коллегии «О состояниях и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ» // Вестник образования. 1995. № 7.

6. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993.

7. Петровская Л А. Компетентность в общении. М., 1989.

8. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной про­фессиональной деятельности / Под ред. А.А. Дергача. М., 1996.

9. Усанова О.Н. Психологические основы взаимодействия субъектов прак­тической помощи детям с проблемами в развитии: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 1996.

10. Этические принципы и правила работы психолога // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. Л., 1990.

Предыдущая12345678910Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/9-13211.html

Виды деятельности психологической службы

42. Виды профессиональной деятельности психолога: 1. Организационно-методическая работа. В рамках данного вида

Проблемы, решаемые практическим психологом

Противоречия, возникающие в результате функционирования различных подсистем организации, обусловливают тот комплекс проблем, на решение которых направляются усилия специалистов психологического подразделения:

личностные проблемы– проблемы, ухудшающие личностное развитие работающих, их нравственное и психическое здоровье, самочувствие и профессиональные возможности.

Это, прежде всего, трудности социально-психологической адаптации человека к условиям профессиональной деятельности и коллектива, его самовыражения и саморазвития в рамках избранной специальности, семейно-бытовые проблемы.

Их проявления находят свое выражение в форме конфликтов с окружающими, различных формах отклоняющегося поведения, а в содержательном отношении переживаются человеком как чувство тревоги, растерянности, безысходности и т.п.

Психическое здоровье – комплексное многоуровневое качество жизнедеятельности, выражающее соответствие психофизического состояния и самочувствия, ориентирования и поведения уровню развития, психофизиологическим усилиям и затратам организма, потребностям и целям личностного развития, а также наличным адаптивно-компенсаторным возможностям психики человека;

коллективно-групповые проблемы – проблемы, ухудшающие социально-психологический климат коллектива.

К их числу относятся различные виды нарушений и деформаций внутриколлективных связей (моральных, деловых, личных), распад позитивных ценностей коллектива, разобщенность людей, выражающаяся в бытовых конфликтах, различные формы психологической несовместимости, существование микрогрупп, характеризующихся негативным устойчивым стремлением к выбору ложных асоциальных, эгоистических целей и ориентиров;

деятельностные проблемы– проблемы, присущие профессиональной деятельности людей из-за несоответствия их качеств объективным требованиям профессии и специальности. Проявления данных проблем находят свое выражение в снижении эффективности деятельности, ошибках и авариях, негативных психофизиологических состояниях.

Исходя из необходимости решения данных проблем в различных сферах жизнедеятельности общества вытекают и основные, наиболее типичные задачи психологической службы.

Для решения профессиональных задач психологами используется ряд методов, образующих единый технологический комплекс, обеспечивающий в своей совокупности решение конкретной проблемы, а в конечном итоге – и психологическое сопровождение процесса социализации личности (в т.ч. профессионализации специалиста). К числу основных видов деятельности психологической службы относятся следующие:

1. Организационно-методическая работа.

В рамках данного вида деятельности решаются задачи планирования и подготовки различного рода мероприятий, ведения документации, обработки получаемой в ходе исследований информации, подготовки и совершенствования необходимой для проведения психологической работы материально-технической базы, подготовки формализованных документов (справок, обзоров, донесений и т.п.) для предоставления их должностным лицам, инструктирования и обучения других субъектов психологической работы практике и особенностям использования психологических знаний, а также их непосредственным действиям при проведении мероприятий психологической работы.

2. Совершенствование профессиональной компетентности.

Данный вид деятельности предполагает как самостоятельное, так и специально организованное в различных формах изучение новейших сведений из различных сфер психологической науки и практики, пополнение и освоение необходимых для выполнения профессиональных обязанностей и дальнейшего профессионального роста знаний, навыков и умений.

3. Психодиагностика(как практическая деятельность) представляет собойкомплекс мероприятий по выявлению, измерению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности, социально-психологических характеристик деятельности и коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями, а также факторов, влияющих на эффективность деятельности в целях:

– прогноза дальнейшего развития объекта обследования;

– поиска наиболее эффективных способов работы с ним;

– разработки конкретных рекомендаций для обследуемого, а также для должностных лиц по дальнейшей оптимизации существующих организационных форм, методов и средств обучения, воспитания и режима жизнедеятельности.

Практическое применение психодиагностика находит в сфере образования в процессе оптимизации обучения и воспитания, расстановке кадров, профотборе, прогнозировании социального поведения, при консультировании и оказании психотерапевтической помощи, в судебной психолого-психиатрической экспертизе, прогнозировании психологических последствий изменения среды и т.д.

В зависимости от объекта обследования различают индивидуальную и групповую психодиагностику, которая может рассматриваться и как относительно самостоятельный вид деятельности психолога, и как один из этапов деятельности психолога в решении определенной задачи. В этой связи основными типами психодиагностических ситуаций, как правило, выступают:

– ситуации, связанные с мероприятиями профессионально-психологического отбора и расстановкой персонала по специальностям и рабочим местам, когда необходимо оценить степень профессиональной пригодности человека, поступающего на работу;

– ситуации, связанные с добровольным обращением человека (членов семей, коллектива, администрации и т.п.) к психологу, когда необходимо выявить причины психологических проблем (затруднений) человека и определить пути их преодоления;

– ситуации, связанные с аттестацией должностных лиц и специалистов, когда выявляются и оцениваются их психологические качества на предмет соответствия определенной должности или возможности обучения в вузе;

– ситуации, связанные с принудительным обследованием (например, обследование поступающего молодого пополнения в вооруженных силах либо выявление психологических факторов и причин, способствующих совершению происшествий, аварий и т.п.), проводимым по решению администрации для получения необходимой информации.

Полученные в ходе психодиагностической работы данные могут использоваться:

– самим психологом для осуществления дальнейшей коррекционной работы;

– другими специалистами (например, медиками, социальными работниками, педагогами);

– должностными лицами для формирования управленческого решения, учета информации в работе с кадрами;

– другими людьми (родственники, представители коллектива) для воздействия на жизнь обследуемого;

– самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции своего поведения.

В рамках перечисленных ситуаций используются все организационные подходы и эмпирические методы, обеспечивающие получение достоверной информации.

4. Психологическая помощь.

Под психологической помощью понимается система мероприятий, проводимых психологом и направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода психологических затруднений, возникающих у отдельного человека или группы людей, средствами практической психологии. В зависимости от объекта психологического воздействия выделяются следующие формы оказания психологической помощи: индивидуальная, семейная и групповая.

Основными видами психологической помощи являются психотерапия и психокоррекция, психореабилитация, психологическое консультирование, психологическое обучение и просвещение, а также психопрофилактика и психогигиена.

Психопрофилактика и психогигиена– это система психолого-педагогических, медицинских и организационных мероприятий, способствующих предупреждению разнообразных психологических проблем, направленных на сохранение психического здоровья людей и создание нормальных условий для их жизнедеятельности.

Психопрофилактические мероприятия проводятся психологом в тесной взаимосвязи с другими должностными лицами и специалистами. В рамках данного вида деятельности осуществляются:

– выявление и постановка на учет людей из числа работающего персонала, склонных к отклоняющемуся (девиантному) поведению, а также лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости;

– организация работы комнаты психологической разгрузки, в которой проводятся циклы бесед на психогигиенические темы по сохранению психического здоровья;

– обучение приемам саморегуляции эмоционально-волевых состояний, специализированные формы мобилизации на действия в экстремальных ситуациях или процедуры восстановления психофизиологических ресурсов;

– подготовка учебно-методических материалов по индивидуальному освоению приемов аутотренинга;

– определение психогигиенического минимума для персонала в различных условиях профессиональной деятельности;

– психогигиеническая оценка комфортности среды, анализ режимов труда и отдыха;

– плановый прием психологом во время медицинской диспансеризации, а также другие мероприятия.

Психологическое консультирование – вид психологической помощи, заключающийся в разъяснении человеку его психологических трудностей, снятии психологического напряжения, повышении его компетентности и оказании непосредственной помощи в решении сложных личностных проблем, с которыми он сталкивается в личной жизни, профессиональной деятельности и других ситуациях, профилактике и преодолении кризисных ситуаций, а также коррекции неадаптивных способов поведения.

Психологическое обучение и просвещение – комплекс мероприятий по формированию представлений о закономерностях функционирования человеческой психологии, механизмах возникновения негативных психических состояний, формирование и совершенствование навыков психолого-педагогической и управленческой деятельности, а также навыков психической саморегуляции, построения оптимальных форм взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми. Психологическое просвещение и обучение в организации реализуются, как правило, в процессе повседневной жизнедеятельности: в ходе бесед, лекций, проведения демонстрационных психологических практикумов и тренингов с персоналом, индивидуального и группового психологического консультирования лиц, обратившихся по поводу тех или иных проблем.

Психотерапия и психокоррекция – деятельность, направленная на реконструкцию психологических образований человека, его личностный рост, воссоздание гармоничных отношений с окружающей средой, ослабление действия психотравмирующих факторов, формирование качеств, необходимых для профессиональной деятельности, а также оптимизацию социально-психологического климата в коллективе.

В психотерапии как форме психологической помощи различают ее медицинское направление, охватывающее лечение психологическими средствами нервно-психических, психосоматических болезней и расстройств человека, и немедицинское, ориентированное на здорового человека и занимающееся преодолением его психологических трудностей, оказанием помощи в его личностном развитии.

При этом психокоррекционные мероприятия проводятся тогда, когда психологом выявлены негативные отклонения от нормы в развитии и функционировании психики конкретного человека.

Психическая норма – принятые в данном обществе на конкретном этапе его исторического развития определенные правила и требования к различным параметрам проявлений психической активности человека.

Психореабилитация, используя в основном методы и процедуры психотерапии, характеризуется как деятельность, направленная на восстановление психических функций и личностного статуса человека, нарушенных (деструктурированных) вследствие действия психотравмирующих факторов. Психореабилитационные мероприятия проводятся, как правило, в системе комплексной реадаптационной программы, предполагающей не только специализированную медицинскую и психологическую помощь, но и создание необходимых социальных и социально-психологических условий.

Перечисленные виды деятельности психологической службы (психолога) образуют целостную систему, обеспечивающую вследствие комплексного применения процедур диагностического и управляющего характера задачу оптимизации условий жизнедеятельности людей в интересах эффективного выполнения ими социальных функций, профессиональных задач и сохранения их психического здоровья. При этом каждый из выделенных видов профессиональной деятельности (если за критерий их сравнения брать отношение к норме, рассматриваемой как желаемое, оптимальное состояние объекта) выполняет свою специфическую функцию:

– психодиагностикакак деятельность по определению актуального состояния объекта изучения с точки зрения нормы и прогнозирование его будущего состояния;

– психологическое консультирование и просвещение – как деятельность, направленная наосознание человеком феноменологических проявлений нормы в жизнедеятельности людей и собственном поведении;

– психотерапия, психокоррекция и психореабилитация – как психологическое воздействие на объект, находящийся в состоянии отклонения от нормы, с целью возвращения его в нормальное состояние;

– психопрофилактика и психогигиена – как воздействие на объект, находящийся в нормальном состоянии, с целью предупреждения возможных последующих отклонений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_33009_vidi-deyatelnosti-psihologicheskoy-sluzhbi.html

Методическое направление в работе психолога

42. Виды профессиональной деятельности психолога: 1. Организационно-методическая работа. В рамках данного вида

Специальная документация

Это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. К специальной документации практического психолога относятся:

1. Выписка из медицинской карты. Отражает основные параметры психофизического развития ребенка и его соматического состояния.

2. Карта психического развития ребенка – совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте.

3. Психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка.

4. Выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляется по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания. Основной текст выписки – адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы.

5. Протоколы обследования. Протокол является формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком.

6. Протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности.

Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.

Организационно-методическая документация

В организационно-методическую документацию входят:

1. Хронометраж рабочего времени практического психолога.

2. График работы.

3. Годовой план работы

4. Журналы учета видов работы:

– диагностика;

– консультирование;

– развивающая и коррекционная работа (индивидуальная);

– развивающая и коррекционная работа (групповая);

– просветительская работа;

– организационно-методическая работа;

– экспертная работа.

5. Программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов.

6. Альбом диагностических методик.

7. Тематические планы учебных курсов по психологии и журнал.

8. Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ.

9. Статистический отчет и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года.

Рекомендуемый комплект рабочей документации, обеспечивающей

деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей

В образовательных учреждениях различного типа и вида и образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, рекомендуется использовать при оформлении документации предложенные ниже формы:

1. План работы педагога-психолога на учебный год (Форма № 1, обязательная).

2. План работы на неделю (Форма № 2, по желанию)

3. Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели) (Форма № 3 А-Б)

4. Журналы учета видов работы (Формы № 4 А-Ж, обязательные):

¨ Диагностика (А);

¨ Консультирование (Б);

¨ Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная) (В);

¨ Развивающая и коррекционная работа (групповая) (Г);

¨ Просветительская работа (Д);

¨ Организационно-методическая работа (Е);

¨ Экспертная работа (Ж).

5. Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год) (Форма № 5 А, обязательная).

Статистическая справка за отчетный период (четверть, полугодие, год) (Форма № 5 Б, обязательная).

6. Заключения по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма № 6 А – Г, обязательная).

7. Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка (Форма № 7, обязательная для классов КРО и ККО).

8. Программа работы педагога-психолога с группой (Форма № 8, обязательная).

9. Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (Форма № 9, обязательная).

10. Требования к авторским программам (Форма № 10).

11. Материалы психолого-педагогических консилиумов и медико-психолого-педагогических комиссий.

12. Протоколы (Формы 11 А-В), материалы тестовых обследований.

13. Сводные таблицы по скринингу.

14. Материалы в виде итоговых заключений по видам работ.

15. Журнал регистрации индивидуальных консультаций в ситуации анонимного обращения.

16. Представление педагога-психолога для школьного консилиума (Форма № 12).

17. Выписка из медицинской карты (Форма № 13).

18. Примерная схема психолого-педагогической характеристики (Форма № 15).

19. Формы документации по созданию и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения (Формы № 16 – 21).

Форма № 1 (обязательная)

Перспективное (годовое) планирование.

План работы педагога-психолога на учебный год

Годовой план – документ, определяющий цели и задачи профессиональной деятельности практического психолога образовательного учреждения на учебный год (стратегию профессиональной деятельности).

· Планирование всего объема работы психологом определяется целями и задачами службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, видом и запросами администрации данного образовательного учреждения образования.

· При составлении плана необходимо учитывать приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным Законом РФ «Об образовании», «Конвенцией о правах ребенка», нормативными документами Министерства образования России.

Источник: https://cyberpedia.su/1x79c4.html

Раздел VII организационно методическая работа

42. Виды профессиональной деятельности психолога: 1. Организационно-методическая работа. В рамках данного вида

Одной из важныхорганизационных задач Деятельностипсихолога в образовательном учрежденииявляется планиро­вание работы на год.

Можно говорить,по крайней мере о двух видах планиро­ваниядеятельности педагогом-психологомспециального (коррекционного)образовательного учреждения:

перспективное планирование— на весь учебный год и на отдельныеего периоды в соответствии с особенностямиданного уч­реждения, требованиямиадминистрации и т.п.;

текущее планирование – на такиепериоды, как рабочая неде­ля, месяц;в свою очередь, планирование на рабочуюнеделю включает и ежедневное планирование.

В целом планированиевсего объема работы педагогом-пси­хологомопределяется как целями и задачами, таки видом и конкретными запросами данногообразовательного учрежде­ния.

Следуеттакже отметить, что вся Деятельностьпедагоги­ческого коллективакоррекционной школы ориентирована впервую очередь на формирование у ребенкатаких образова­тельных и трудовыхумений и навыков (в соответствии симе­ющимися у него возможностями),которые помогут ему в дальнейшем всоциальной адаптации в обществе, ввыборе соответ­ствующей его возможностямпрофессии и успешной трудовой адаптации.

Направления,особенности и объем психологическойрабо­ты на весь учебный год должныбыть согласованы и утверж­дены как садминистрацией образовательногоучреждения, так и (что желательно) сруководством психологической служ­быобразования (по методической линии).

Существует, покрайней мере, две формы перспективногопланирования: проектное планированиеи планирование по направлениямдеятельности.

1.1. Перспективное планирование

Перспективноепланирование осуществляется, какправи­ло, в начальный период деятельностипедагога-психолога: преимущественно вавгусте — начале сентября.

В основе перспективногопланирования — цели и задачи деятельностипсихолога на ближайший учебный год,кото­рые раскрываются в конкретныхвидах работы и реализуют­ся в различныхформах.

Общая схема перспективногоплани­рования представляет собойследующую цепочку: цели — со­держаниеработы — виды работы — адекватные формыи средства реализации.

Все это должнобыть в той или иной мере отражено вдокументации по перспективномупланиро­ванию.

Возможнымиисточниками целеполагания (целей изадач) в деятельности педагога-психологамогут выступать:

• цели и задачи,вытекающие из учебной программыобразова­тельного учреждения натекущий год;

• актуальныепроблемы образовательной средыкоррекционного учреждения, выявленныес помощью анализа деятельности уч­режденияв предыдущем году.

Желательно вперспективном планировании отразитьспо­собы оценки собственной деятельностии критерии ее эффек­тивности.

Основной формойперспективного планирования на настоя­щиймомент можно считать планирование понаправлениям деятельности. Здесьучитываются непосредственно основныенаправления деятельности психолога,отраженные в Положении о службепрактической психологии.

В то же времямы сочли возможным без ущерба длясодержательной стороны деятельностиспециального психолога в соответствиис его практическими задачами и реалиямипсихологической рабо­ты в специальномобразовании несколько переформулироватьи обобщить основные направлениядеятельности, содержащи­еся в Положении,отразив их в перспективном планировании.

Удобными иоправдавшими себя в реальной практикеяв­ляются такие конкретные единицыдеятельности, как диаг­ностика,развивающие или коррекционные занятия(инди­видуальные или групповые),консультирование родителей, педагоговили проведение групповых просветительскихсе­минаров, участие в экспертнойдеятельности, методическая работа, втом числе собственное повышениеквалификации. Несомненно, что все этиединицы деятельности специалиста немогут существовать изолированно другот друга, а долж­ны быть встроены вцеленаправленную деятельность психо­лога,образовательного учреждения в целом.В то же время содержательно они являютсянаиболее адекватными (в том числе, длякачественно-количественной регистрацииобъе­ма производимой психологомработы).

Как мы увидим ниже,именно такая детализация и конк­ретизациядеятельности психолога дает возможностьоценить и содержание его работы, и общийобъем временных затрат (временныезатраты по отдельным видам работ).

Это,в свою очередь, позволяет определитьориентировочные количествен­ныенагрузочные показатели деятельностипсихолога.

Таким образом, вся деятельностьпедагога-психолога может бытьконкретизирована по предлагаемым намиединицам деятель­ности. К ним относятся:

• диагностическаядеятельность;

• консультативнаядеятельность;

• коррекционно-развивающаяработа;

• экспертнаяработа;

• организационно-методическаядеятельность;

• просветительскаяработа.

Психопрофилактическоенаправление деятельности пси­хологаобразования (как одно из направленийдеятельности службы практическойпсихологии) может быть составлено изприведенных единиц деятельности.

Иразвивающая, и экспертная работа,впрочем, как и диагностическая (оце­ночная)и консультативная деятельность, могутреализовываться как прогностически-профилактическаяработа по предупреждению или предотвращениюнегативных влия­ний, включаться всопровождение ребенка с выраженнымитрудностями в обучении (даже в условияхобучения по про­граммам специальногообразования) в качестве профилак­тическихмер.

Соответствующиеразделы планирования и их конкретиза­циядолжны быть согласованы с общим планомдеятельности учреждения на данныйучебный год и утверждены админис­трациейобразовательного учреждения.

Содержательнаясто­рона каждого направленияперспективного плана должна бытьсогласована с соответствующей методическойслужбой в рам­ках деятельности службыпрактической психологии образо­вания(например, утверждена на методическомобъединении практических психологов).

В ситуации, когда психологи уч­режденийобразования той или иной административнойеди­ницы (города, района или округа)административно подчине­ны не томуобразовательному учреждению, в которомони работают, а включены в структурноеподразделение, напри­мер, ППМС-центра,все планирование их деятельности (в томчисле и текущее планирование) должноиметь двойное согла­сование: и садминистрацией образовательногоучреждения, и с руководителемсоответствующего структурногоподразде­ления.

Документирование.При планировании по направлени­ям ивидам деятельности в соответствующихразделах пла­на необходимо указать(без углубленной детализации), по какомунаправлению, виду, в каких формахпредполагает­ся тот или иной виддеятельности (См. табл. 6).

Следует отметить,что виды и направления работ психологадолжны соответствовать стажу, опытуработы, а также исхо­дить изсоответствующей профессиональнойподготовки, повы­шения квалификации.В первую очередь это должно касатьсякоррекционно-развивающей, просветительскойи организацион­но-методической работы.

При согласовании плана работ смето­дическими структурами службы(руководителем соответствую­щегоструктурного подразделения службы,методистом метод объ­единенияпрактических психологов, методистомППМС-центра, специалистом управленияобразования, курирующим службу специальнойпсихологии и др.

) необходимо в какой-тостепени детализировать, охарактеризоватьи доказать свою компетент­ность впроведении тех или иных предполагаемыхнаправлений деятельности и получитьсогласие на их проведение.

В том случае, когдамероприятия планируются в обобщен­номвиде, необходимо отметить их начало иокончание (в раз­деле «Сроки проведения»).Например, какому-либо мероприя­тиюможет соответствовать запись: «Сентябрь— май». В слу­чае планирования отдельныхконкретных мероприятий — сроки проведениядолжны быть указаны более точно.

Дополнительноможет быть конкретизирован и характеротчетности, где отражается вид отчетныхматериалов по данному разделу работы(например, аналитический отчет, при­мернаятематика семинаров, статистическийанализ, заклю­чения по результатамобследования, наименование сертифи­катапо повышению квалификации, в том численаименова­ние учреждения, в которомбудет проходить повышение квалификациии т.п.).

В таком разделе,как «Коррекционно-развивающаядея­тельность», должно быть в краткойформе пояснено, какие конкретноорганизационные формы и виды деятельностипла­нируются психологом в рамках егокомпетентности, запросов учреждения исобственных интересов.

Например:«Индиви­дуальная коррекционная работас детьми с особенностямиаффективно-эмоциональной сферы»,«Формирование произ­вольного компонентадеятельности у детей с парциальнойнесформированностью (по результатамскринингового на­блюдения)» и т.п.

Аналогичным образом в разделе «Срокипроведения» отмечаются приблизительныесроки проведения соответствующихразвивающих или коррекционныхмероп­риятий, если возможно — периодыреализации тех или иных коррекционно-развивающихпрограмм, тренингов.

В Примечании можетбыть указано, например, примерноеколичество детей, участвующих всоответствующей программе, тренин­ге,необходимое для проведения помещениеи т.п.

При планировании«Экспертных работ» следует уделитьвнимание соотношению плановых экспертиз(проведение кон­силиумов,психолого-медико-педагогическихкомиссий, пе­дагогических советовэкспертного характера, участие впро­граммах экспертизы специализированныхпсихолого-педаго­гических программи т.п.) и возможных внеплановых экспертиз.Например, отвести время в течениеучебного года возможным внеплановымконсилиумам по запросам педаго­гов,сотрудников детской комнаты милиции ит.п.

Планированиераздела «Организационно-методическаяработа» должно вестись в соответствиис общим планом дан­ного вида работыобразовательного учреждения.

В разделе«Направления, виды и формы работы»желательно отме­тить конкретные темысеминаров, выступлений на методи­ческомобъединении, планируемых для коллегпсихологов, других специалистов, а такжеконкретные сроки их проведе­ния.

Здесьже отмечается и планируемое повышениеквали­фикации, овладение новымидиагностическими, развивающи­ми икоррекционными программами.

В разделе«Просветительская работа» желательноотра­зить конкретные темы семинаровдля родителей детей и под­ростков,непосредственно для подростков, а такжетемы се­минаров или групповыхконсультаций просветительскойна­правленности для других участниковобразовательного процесса или смежныхспециалистов. В Примечании к это­мунаправлению деятельности необходимоуказать категорию участников семинараили групповых консультаций, для ко­торыхэти работы планируются.

Подобная детализацияперспективного планирования даетвозможность в конце года оценитьрезультат выполнения планируемыхмероприятий по всем направлениямдеятель­ности специалиста, а такжеоценить их корректировку на протяженииучебного года.

В свою очередь, характервыпол­нения заявленных работ,реализованный их объем дает воз­можностьсоставить в конце учебного годааналитический отчет с указанием того,что удалось, а что не удалось, и по какимпричинам.

Все это является необходимойинформацией для обсуждения наметодобъединении практических психологов,основой для аттестации специалиста.

Источник: https://studfile.net/preview/2419635/page:49/

Организационно-методическая работа школьного психолога. Анализ работы

42. Виды профессиональной деятельности психолога: 1. Организационно-методическая работа. В рамках данного вида

Анализ работы педагога-психолога Гимназии № 18

Азиевой Алины Раисовны

за 2014-2015 учебный год.

 В соответствии с планом работы на 2012-2013 учебный год психологом школы  велась работа исходя из следующих целей и задач:

Цель работы на 2012 – 2013 год была следующая:

обеспечение условий для полноценного психологического и личностного развития всех субъектов образовательной среды в соответствии с их индивидуальными возрастными особенностями.

Задачи:

  • сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательного процесса;

  • содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательного учреждения психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации;

  •  осуществление необходимой консультативной, диагностической, просветительской и психологической помощи руководителям, педагогическим работникам и родителям;

  • определение индивидуальных особенностей детей на каждом возрастном этапе и их учет при построении образовательной стратегии учреждения;

  • оказание необходимой срочной психологической помощи субъектам образовательной среды в условиях образовательного учреждения;

  • проведение адаптационных мероприятий со вновь поступившими в учреждение воспитанниками и обучающимися, формирование благоприятного психологического климата в коллективе;

  • определение готовности детей к обучению в школе; переход из начального звена в среднее; профориентационная работа в старших классах;

  • реализация индивидуальных и групповых коррекционных программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа и существующих проблем;

  • осуществление психологического консультирования детей и взрослых;

  • психологическое сопровождение одаренных детей.

Работа психолога включала в себя следующие направления деятельности:

  • Работа с учащимися, имеющими высокий уровень развития учебно – познавательной деятельности,

  • Работа с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию,

  • Психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки учащихся,

  • Психолого – педагогическое сопровождение учащихся, требующих особого внимания,

  • Охрана жизни и здоровья детей. Профилактика правонарушений.

  • Работа с педколлективом,

  • Работа с родителями.

Психологическое сопровождение работы школы.

В сентябре – октябре (период адаптации пятиклассников к условиям средней школы) велось наблюдение за детьми на уроках, во внеурочное время, на внеклассных мероприятиях, проводились индивидуальные беседы с детьми и родителями. Анкетирование детей в форме свободных вопросов.

  • Изучение школьной мотивации (модифицированный вариант методики Лускановой);

  • Изучение уровня тревожности (Спилберг).

  • Анкетирование родителей;

  • Наблюдение за детьми на уроках и на переменах.

  • Проведение тренинговых занятий с пятиклассниками.

  • Беседы с учителями – предметниками.

  • Проведение социометрии.

  • Проведение родительских собраний.

Принципы организации психологической службы:

1. Принцип многообразия форм и методов работы.

2. Нравственность, экологичность.

3. Принцип преемственности.

4. Принцип поиск внутренних источников развития и саморазвития, творческий подход.

5. Принцип профессионального содружества.

6. Принципы гибкости.

7. Принцип действенного оптимизма.

Все названные принципы имеют смысл только во взаимосвязи, которая
может рассматриваться как особый, дополнительный принцип.

Анализ результатов обследования детей.

В первых классах проводилась анкета-опросник «Хорошо ли тебе в школе?»,Ю «Мой класс»– проективная методика.

Во 2-4 классах – методика Лускановой (мотивация школьного обучения)

В 5 классе (адаптация к среднему звену, методика «Самочувствие, активность, настроение)

9-11 классы – диагностика тревожности, уровень фрустрации, невротизации личности (Гарбузов, Фридман)

10

9 А

9 Б

9 В

29 человек

21 человек

20 человек

27 человек

Благоприятный, высокий

Благоприятный

Условно благоприятный ( 1 человек – низкий)

Благоприятный

11 А

21 человек

Благоприятный

11б

22 человека

Благоприятный

Вывод: все учащиеся в основном успешно прошли процесс адаптации. В сентябре месяце 2015г необходимо обратить внимание на 2 уч. Из 2б класса и 1 уч..из 10кл.

С целью выявления профессиональных предпочтений старшеклассников были использованы такие методики, как:

·методика «Профессиональная готовность» [Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Владос-Пресс, 2004];дифференциально-диагностический опросник;

· методика Дж. Голланда в модификации Г. Резапкиной;

· опросник «Определение склонности к педагогической деятельности» [методика предоставлена МБОУ ЦДК «Детство»].

В 9 и 11 классах была применена методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) – предназначенная для определения склонностей к той или иной сфере профессиональной деятельности.

9-е классы

Всего

человек

Выраженность

типа

Реалистич

тип

Интеллект

тип

Социальн

тип

Офисный

тип

Предприн

тип

Артист

тип

9

68

8-10 баллов

6

12

10

6

3

6

5-7 баллов

50

49

46

59

56

57

2-4 балла

12

7

12

3

9

5

ДДО

Всего

человек

Выраженность

( баллов)

человек

природа

техника

знаковая

система

художественный

образ

9

54

11-12

3

3

12

0

3

9-10

12

0

6

3

12

6-8

33

9

8

15

24

4-5

6

33

4

27

12

0-3

0

9

18

9

3

Более всего выражен у учеников 9-х классов интеллектуальный тип, офисный и артистический. По опроснику ДДО – Челове-Техника, человек – художественный образ и человек-человек. Менее всего – человек-знаковая система. Вероятно такой выбор обусловлен гуманитарной направленностью обучения в гимназии.

 По запросу в марте 2012 г. было поведено исследование склонности к педагогической деятельности среди девушек11-го класса. В диагностическом исследовании были использованы: методика Дж. Голланда в модификации Г. Резапкиной и опросник «Определение склонности к педагогической деятельности».

Согласно полученным данным по методике Дж.

Голланда для 2 учащихся характерен реалистичный профессиональный тип (I), 2 девушки более склонны к социальным профессиям (II), 1 школьница класса ориентированы на интеллектуальный тип профессий (III), 2 школьниц – более склонны к руководящим должностям, предпринимательский тип (IV), у 2учащихся доминирует конвенциальный тип (V), 2учащихся предпочитают творческие занятия, и поэтому среди них доминирует артистический тип (VI). Опрошено всего 11человек, но для некоторых учеников характерно несколько профессиональных типов.

Согласно полученным данным опросника «Определение склонности к педагогической деятельности», высокие показатели уровня эмпатии среди девушек 9-го класса имеет 5 человек; высокие показатели по сумме И+О+С характерны для 6 девушек (набрали от 18 до 25 баллов), 4 учащихся набрали менее 18 баллов, но имеют хорошие педагогические способности. К сожалению, как отметили девятиклассницы, несмотря на видимые способности в педагогической деятельности, они не собираются связывать свою профессиональную деятельность с педагогикой ввиду низкого уровня оплаты труда.

Работа по психологической готовности к сдаче ЕГЭ

В 11 А и 11 Б классах были проведены занятия (совместно с уроками ОБЖ) по теме «Психологическая готовность к ЕГЭ).

Показана презентация на тему правильной подготовки, которая включала в себя такие разделы, как питание, режим, эмоционально-психологичекий настрой, аутотренинг, приёмы саморегуляции, установка).

Проведены тренинговые психологические упражнения, помогающие снизить стресс и психологическое напряжение в период сдачи экзаменов. Также проведена диагностика на наличие уровня тревожности среди старшекласснико. У 2 человек выявлен высокий уровень тревожности, с ними проведена индивидуальная работа.

Диагностика тревожности 10 класс

Диагностика тревожности 11 класс

Сумму баллов от 7 до 15 набрали 90% учащихся 11 кл. Т.Е легко примиряются с неприятностями, правильно оценивая случившееся и сохраняя душевное равновесие.

При сумме набранных баллов от 16 до 26 приходят к заключению, что не всегда данный человек с достоинством выдерживает удары судьбы. Часто он срывается, проклинает ее, т.е. расстраивается при возникновении проблем и расстраивает других. (10% )

Если сумма баллов оказалась в пределах от 27 до 36, то это дает основание сделать вывод о том, что данный человек не может нормально переживать неприятности и обычно реагирует на них психологически неадекватно. (0%)

Аналогичная работа проведена среди 9-х классов (апрель-май). Также проведён опросник на выявление уровня тревожности. У 10 человек выявлена низкая устойчивость к стрессу. С ними также проведены индивидуальные собеседования.

Согласно плану работы на 2014-2015 учебный год педагогом-психологом была проведена психодиагностическая работа по определению уровня умственного развития  учащихся 2−4 классов. Полученные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Определение уровня умственного развития

2 Диагностика мыслительной деятельности ( авт.Замбочавицине)

3 Исследование теоретического логического мышления ( 4 классы)

4 Диагностика эмоционально-личностной сферы.

Была проведена диагностическая работа по изучению особенностей эмоционально-личностной сферы школьников (агрессивность, тревожность, самооценка личности), а также проведены исследования межличностных отношений Дж. Морено в классных коллективах («Социометрия») и психологического климата.

Было выявлено с помощью методики «Психологический климат в группе» В 5-8 классах [Основы психологии: практикум. Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.], что10 % учащихся считают, что климат их коллектива неблагоприятен, 90% респондентов полагают, что психологический климат их классного коллектива, в котором они находятся, благоприятен.

С целью оценки психологического микроклимата в классных коллективах в 5-6,8классах было проведено диагностическое обследование с использованием набора диагностических методик: «Социометрия Дж. Морено» – определение коэффициента групповой сплоченности коллектива.

Результаты данного обследования позволяют сделать выводы о характере микроклимата в классных коллективах.

Большая часть учащихся внутри классных коллективов чувствуют себя уютно.

Рекомендации по поддержанию и укреплению психологического микроклимата классных коллективов:

Развивать и поддерживать внутри классных коллективов дух единства и солидарности через совместные школьные и внеклассные мероприятия;

Повышать престиж учителя и руководителя в глазах учащихся;

Учить принимать индивидуальные ценности каждого человека;

Развивать чувства эмпатии, толерантности по отношению к окружающим.

Таким образом, проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что у многих учащихся 5-8 классов в той или иной степени проявляется использование физической силы против другого лица; такая форма поведения, которая направлена обычно против авторитета или руководства. Также им может быть присуща зависть или ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Коррекционно-развивающая работа.

2 б, 3 Г – занятия по психологии на тему сплочения коллектива, установления дружеских взаимоотношений ( по запросу родителей, учителей).

В рамках коррекционно-развивающей работы психологом школы были проведены групповые занятия в форме деловых игр и упражнений.

К примеру, такие занятия по оптимизации психологического состояния в период ГИА-9 и ЕГЭ для старшеклассников; беседы «Эмоции в общении» в 5-6 классах,«Уверенность в себе», проведённые классные часы5-6 классах и в 7-8 классах, «Мой дружный коллектив», направленный на сплочение ученической группы.

На занятии «Эмоции в общении» ребята увлечённо рисовали чувства, которые загадали. Выбирая в основном радостные чувства, они хотели чтобы эти чувства как можно чаще посещали их, хотели поделиться этими чувствами.

Ребята отметили, что классные часы для них были интересны, они смогли поправить своё настроение, отвлечься от учебных занятий. Во время работы они старались анализировать свои ощущения, полученные от общения с одноклассниками, стали проявлять эмпатию в общении с другими.

 Согласно годовому плану работы педагога-психолога в данном учебном году проведены игры, направленные на повышение социально-психологической адаптации школьников («Мы – первоклассники», «Мы- пятиклассники»).

Цель игр «Мы – первоклассники», «Мы − пятиклассники» заключалась в выявлении уровня психологической готовности учащихся на этапе начала обучения в первом классе, а также при переходе из начального в среднее звено.

Адаптационные игры состояли из 2 частей, каждая из которых логически связана.

Коррекционная работа велась по методикам:

  • «Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей» А. Романов;

  • «Уроки психологического здоровья» В. Ветрова.

2.Консультативная работа.

Консультативная работа велась в 2014-2015 учебном году по таким проблемам, как:

Обучение,

Эмоционально-личностные проблемы,

 Профориентация,

 Коммуникативные проблемы,

 Консультации по результатам тестирования,

 Проблемы воспитания, детско-родительских отношений,

 Девиантное поведение.

Количество проведенных консультаций за год — 45. Детей — 29. Педагогов — 21. Родителей — 41.

Индивидуальные коррекционные занятия проведены с 5 учащимися начальной школы (проблемы в усвоении программы), индивидуальная консультация проведена с 12 подростками (проблема во взаимоотношении с родителями, проблемы в учёбе, хулиганство).

3.Просветительская и профилактическая работа.

За 2014-2015 учебный год педагогом-психологом были проведены различные выступления для родителей и педагогов, классные часы для учащихся среднего и старшего звена.

В соответствии с планом работы психологом были подготовлен и проведён цикл профориентационных бесед для учащихся 9-11 классов «Я в мире профессий», «Выбор профессии».

Учащимися 8- 11 классов были посещены дни открытых дверей ведущих Вузов Челябинской области и города.

В ноябре я участвовала в проведении тестирования среди подростков на употребление наркотических веществ.( 40 человек)

На педагогических советах проведены выступления на такие темы, как: «Личность учителя как фактор формирования личности ребёнка», «Служба школьной медиации. Способ разрешения конфликтов».

На родительских собраниях были проведены выступления по проблемам адаптации («Психологические особенности первоклассника»; «Ваш ребёнок – пятиклассник»; «Проблемы адаптации, характерные для старшеклассника»);

Развивающая профориентационная работа с подростками

Проведены занятия (20 занятий) с учащимися 8Б, 9Б классов ( 15 человек) с целью подготовки к олимпиаде по психологии в 2015-16 г. а также подготовки к написанию научных исследований на НОУ (секция психологии).

Ребята с удовольствием посещают занятия, проходят интересные тесты, узнают много нового о психологии.

5. Методическаяработа.

Организационная и методическая работа осуществляется непосредственно в течение года – это планирование работы на следующий учебный год, составление планов различных мероприятий, подбор материалов для проведения консультаций и проведения диагностической работы, подбор материалов для проведения коррекционно-развивающей и консультативной работы.

 Также особое место уделяется изучению методической и специальной литературе в целях самообразования, обучение кА курсах повышения квалификации (Развитум, 72 часа), посещение Центра диагностики и Консультирования, участие в работе творческой группы, выступление в центре перед психологами школ с темой. «Профилактическая работа, обмен опытом».

Выводы и задачи на следующий учебный год.

Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы на 2014-2015 учебный год и по всем направлениям.

Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.

В следующем учебном году необходимо уделить внимание усилению работы с педагогическими кадрами, а также работе с одаренными детьми. Продолжать деятельность в будущем году с учетом анализа работы за прошедший год.

С младшим звеном – организация индивидуальных коррекционных занятий, проведение тренингов на сплочение.

Среднее звено – работа с пятыми классами по адаптации в среднем звене.

Профориентация – проведение занятий с учащимися 8-11 классов.

Разработка новой темы общешкольного педсовета по психологии.

Источник: https://infourok.ru/organizacionnometodicheskaya-rabota-shkolnogo-psihologa-analiz-raboti-1510070.html

Medic-studio
Добавить комментарий