43. Медицинская классификация поведенческих расстройств

Медицинская классификация поведенческих расстройств

43. Медицинская классификация поведенческих расстройств

2.3. Медицинская классификация поведенческих расстройств.

Можно заметить, что некоторые виды отклоняющегося поведения могут переходить с крайней границы нормы в болезнь и становиться предметом изучения медицины.

Так, например эпизодическое употребление наркотиков в медицинских целях может приобрести форму злоупотребления и развития в болезненное пристрастие (наркоманию).

Специалисты немедицинских профессий не должны выходить за рамки своей компетентности и заниматься патологическими формами без участия врачей.

Как отмечалось выше, болезненные расстройства, в том числе поведенческие, перечислены и описаны в классификации болезней. Поэтому все, кто профессионально занимается отклоняющимся поведением, по меньшей мере должны иметь общее представление о видах поведения, регулируемых медицинскими нормами.

Медицинская классификация поведенческих расстройств основана на психопоталагических и возрастных критериях.

В соответствии с ними выделяются поведенческие нарушения, сообразные медицинским диагностическим критериям, т.е. достигающие уровни болезни.

Международная классификация болезней (МКБ-10) в разделе «Классификация психических и поведенческих расстройств» называет следующие поведенческие расстройства (для взрослого возраста):

– психические и поведенческие расстройства вследствие употребления псиоактивных веществ (алкоголя, опиоидов, каннабиноидов, седативных и снотворных веществ, кокаина, стимуляторов, включая кофеин, галлюциогенов, табака, летучих растворителей);

– поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими (расстройства приема пищи; расстройство сна; половая дисфункция; злоупотребление веществами, не вызывающими зависимость, например стероиды, витамины);

– расстройство привычек и влечений (патологическая склонность к азартным играм; патологические поджоги-пиромания; патологическое воровство-клептомания; выдергивание волос-трихотиломания; и

другие расстройства привычек и влечений);

– расстройства сексуального предпочтения (фетишизм; фетишистский трансвестизм; множественные расстройства сексуального предпочтения). Заметим, что в данной редакции гомосексуализм отсутствует.[4]

Глава 3. Особенности отдельных форм девиантного поведения.

К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, проституцию, наркоманию, суицид.

Каждая форма девиации имеет свою специфику.

3.1. Преступность.

Всякий социальный строй предполагает определенное количество и определенный порядок преступлений, вытекающих из его организации.

По мере изучения проблем преступности все большее количество факторов, воздействующих на ее динамику, попадает в поле зрения исследователей. К ним можно отнести: социальное положение, род занятий, образование, нищету как самостоятельный фактор. Выявлено также особое значение деклассирования, т.е. разрушения или ослабления связей между индивидом и социальной группой.

Исследования, проведенные в 30-е годы XX века представителями так называемой чикагской школы в социологии, выявили влияние внутригородских различий на уровень преступности: самые«преступные районы» – районы, где присутствует высокая степень социальной дезорганизации.

До сих пор остается дискуссионной проблема соотношения биологического и социального в формировании преступного поведения В нашей стране в течение длительного времени закономерности и тенденции развития преступности рассматривались преимущественно исходя из теории последовательного освобождения общества в условиях социализма от различных форм социальной патологии.

С формальной точки зрения определенные основания для таких утверждений были: по мере укрепления СССР тоталитарного режима действительно происходило снижение (в

абсолютных и относительных величинах) уголовной преступности.

Вместе с тем не следует забывать об огромном числе политических заключенных и широком распространении безнаказанной преступности, вплоть до уголовной, среди многих власть предержащих.

Несомненно, что в данном случае фактором снижения уголовной преступности был страх. Не случайно и то, что во времена политических оттепелей происходило увеличение неполитической преступности.

Как отмечают исследователи, развитие преступности в нашей стране по

основным качественным показателям приближается к общемировым тенденциям. Хотя пока регистрируемый уровень преступности у нас ниже, чем в индустриальных странах, но очень высок темп прироста преступлений.

В этой связи нужно учитывать, что преступность имеет порог количественного и качественного насыщения, за которым она из криминологической, правоохранительной проблемы превращается в проблему политическую В России на состояние преступности большое влияние оказывает переход к рыночным отношениям и появление

таких феноменов, как конкуренция, безработица, инфляция. Специалисты отмечают, что пока еще характер преступности в нашей стране можно определить как «патриархальный», но уже заметны процессы, говорящие об «индустриализации» девиантности.

Преступность – отражение пороков человечества. И до сих пор искоренить ее не удалось ни одному обществу. Вероятно, и нам надо отказаться от утопических на сегодняшний день представлений о «полном искоренении» социальной патологии и удержании преступности под контролем на социально терпимом уровне.

системы, стремление к взрослости, самосознанию, самооценке, самоутверждению, потребность в общении, сформулирована готовность ко всем видам учебной деятельности. Глава 2.

Психологическая и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков в учебно-воспитательном процессе   2.

1 Цели и принципы поведенческой коррекции   Поведенческая коррекция признаётся одной из наиболее адекватных …

обществе нормам и ожиданиям; социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих установленным в обществе критериям поведения. 1.

2 Девиантное поведение как социальная проблема Ученые определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не …

благоприятные условия для повторения акта отклоняющегося поведения. После повторения проступка изоляция еще больше усиливается, начинают применяться более жесткие меры социального контроля и лицо может перейти в состояние, характеризующееся постоянным отклоняющимся поведением. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном …

определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение – это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение – следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние “социальной дезорганизации …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/139525/3

Классификация психических расстройств

43. Медицинская классификация поведенческих расстройств

Классификация расстройств психики представляет собой одну из наиболее сложных и спорных областей психиатрии.

Невозможность во многих случаях использовать надежные объективные методы диагностики, недостаточные знания о причинах и механизмах развития психической патологии привели к значительным расхождениям между психиатрами разных стран (а также между несколькими школами в пределах одной страны) в подходах к систематике. Вместе с тем социальное значение психиатрической науки, широкое развитие международных исследований требуют создания унифицированного подхода к диагностике. Противоречие между стремлением к наиболее точному теоретическому осмыслению природы психических заболеваний и потребностью в практически удобных инструментах диагностики привело к развитию 2 основных направлений в построении классификаций — нозологического (этиопатогенетического, научно-клинического) и прагматического (статистического).

Развитие теоретических представлений о природе психических расстройств в XIX — начале XX в. было связано с появлением микробиологических методов исследования и описанием ряда заболеваний, в которых удалось наиболее четко проследить связь между причиной, клиническими проявлениями, течением и исходом болезни. Так, A. Л. Ж. Бейль в 1822 г.

опубликовал описание прогрессивного паралича, которое до настоящего времени признается психиатрами всех стран. Другими примерами нозологических единиц, выделение которых представляет собой удачное соединение медицинской теории и клинической практики, являются маниакально-депрессивный психоз [Байарже Ж., 1854; Фальре Ж.., 1854; Крепелин Э.

, 1896], алкогольный полиневритический психоз [Корсаков С.С., 1887], dementia ргаесох — шизофрения [Крепелин Э., 1898, Блейлер Э., 1911]. В это же время был высказан ряд предположений об условности разграничения психических расстройств по этиопатогенетическому принципу. Так, в теории единого психоза В. Гризингера (см. раздел 3.

5) высказывалась идея об общности всех видов психической патологии, а в концепции реакций экзогенного типа К. Бонгеффера (см. раздел 16.1) — показано сходство психических нарушений, вызванных самыми различными экзогенными этиологическими факторами.

В большинстве случаев современные нозологические классификации представляют собой некоторый компромисс между этими точками зрения.

https://www.youtube.com/watch?v=vE2H1W6m_2U

Важной особенностью нозологического подхода к построению классификации является особый интерес к динамике психических расстройств — скорости развития основных проявлений болезни, типичным вариантам течения, характеру исхода болезни. Таким образом, нозологический диагноз позволяет не только выработать правильную тактику этиопатогенетического лечения, но и определить прогноз заболевания.

Введение в практику психотропных лекарственных средств в середине XX в. привело к некоторому разочарованию в ценности нозологического диагноза.

Оказалось, что в большинстве случаев психофармакопрепараты (нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы) оказывают действие независимо от предполагаемого нозологического диагноза. Это заставило психиатров обратить большее внимание на описание сиюминутных проявлений болезни, т.е.

ведущего синдрома и основных симптомов.

Кроме того, оказалось, что классификация психических расстройств, основанная на перечислении конкретных симптомов, более удобна при проведении статистических расчетов, поскольку в данном случае диагноз меньше зависит от клинического опыта и теоретических представлений конкретного врача. Это позволяет получить более унифицированную оценку психического состояния и успешно сопоставлять результаты исследований, проведенных психиатрами различных стран и школ.

Два указанных направления в диагностике не должны восприниматься как конкурирующие. Вероятно, наиболее полезным было бы одновременное использование нозологического и синдромологического подходов, удачно дополняющих друг друга.

В российской традиции в большинстве случаев диагноз включает 2 рода понятий: 1) название нозологической единицы, которое указывает на возможность этиотропной терапии, а кроме того, определяет вероятный прогноз патологии; 2) ведущий синдром в момент обследования, который является важнейшей характеристикой текущего состояния пациента, показывает тяжесть расстройств, этап течения болезни, а также определяет круг необходимых симптоматических средств лечения, позволяет врачу выработать оптимальную тактику ведения больного в данный момент.

Принципы построения нозологической классификации

Нозологический принцип (от греч. nosos — болезнь) заключается в разделении болезней на основании общности этиологии, патогенеза и единообразия клинической картины (характерных симптомов, типов течения и исхода).

Разделение психических заболеваний по этиологическому принципу вызывает значительные трудности в связи с недостатком научных сведений о причинах психических расстройств (см.

главу 1), возможностью сочетания нескольких причинных факторов в возникновении психического расстройства, отсутствием непосредственной связи между причиной болезни и ее клиническими проявлениями.

С практической точки зрения удобным является разделение всех психических расстройств на вызванные внутренними причинами (эндогенные) и обусловленные внешним воздействием. Среди внешних причин выделяют факторы биологического характера, вызывающие собственно экзогенные расстройства, и психосоциальные факторы, являющиеся причиной психогенных заболеваний.

Обычно на эндогенное заболевание указывает спонтанный характер возникновения болезни, т.е. отсутствие какого-либо внешнего фактора, который мог бы вызвать расстройство психики.

Однако в некоторых случаях бывает трудно определить роль того или иного внешнего воздействия в развитии болезни, поскольку, помимо собственно причинных факторов, мы наблюдаем случайные, несущественные события или условно-патогенные, например триггерные, влияния.

Поэтому другим признаком эндогенных заболеваний является аутохтонное, т.е. не зависящее от изменений внешних условий, течение болезни.

Течение эндогенных заболеваний обычно связано не столько с сиюминутными изменениями микросоциальной ситуации, метеорологических условий или соматического здоровья, сколько с внутренними глобальными общебиологическими перестройками в работе мозга (тесно связанными с общими биологическими ритмами).

В большинстве случаев в развитии эндогенных заболеваний значительную роль играет фактор наследственности. И хотя чаще всего психические болезни не представляют собой фатальной наследственной патологии, однако практически всегда удается проследить роль наследственной предрасположенности, которая реализуется в виде особого типа психофизиологической конституции (см. раздел 1.2.3).

Понятие экзогенныхрасстройств охватывает широкий спектр патологии, обусловленной внешними физическими, химическими и биологическими факторами (травмой, интоксикацией, гипоксией, ионизирующим излучением, инфекцией).

В практической психиатрии обычно к данным расстройствам относят и наблюдаемые при соматических заболеваниях вторичные нарушения психики.

Действительно, клинические проявления соматогенных заболеваний практически не отличаются от других экзогенных причин, поскольку мозг практически одинаково реагирует на гипоксию или интоксикацию, какой бы причиной она ни была вызвана.

Психогенные заболевания обусловлены в первую очередь неблагоприятной психологической ситуацией, эмоциональным стрессом, микро- и макросоциальными факторами. Важным отличием психогенных заболеваний является отсутствие конкретных органических изменений в мозге.

Таким образом, разделение болезней на экзогенные и психогенные в некоторой степени пересекается с выделением органических и функциональных психических расстройств.

Еще одним важным принципом построения нозологической классификации является пристальное внимание к динамике патологических проявлений. В соответствии с этим принципом не каждый патологический феномен можно признать собственно болезнью (процессом, нозологией). Болезнями называют патологические процессы, обладающие отчетливой динамикой, т.е.

имеющие начало, течение и исход. На практике врач-психиатр нередко имеет дело со стабильными состояниями, не имеющими процессуальной природы. Так, психический дефект (см. раздел 13.3), возникший после перенесенной травмы, интоксикации, самоповешения, инсульта может в течение всей последующей жизни больного оставаться неизменным.

Кроме того, к патологии относят ряд состояний, обусловленных патологическим развитием (см. раздел 13.2). В этом случае стойкая дезадаптация человека бывает обусловлена не возникшей болезнью, а длительным пребыванием в необычных, исключительных условиях, повлиявших на весь склад личности человека, нарушивших естественный процесс его развития.

Примером патологического развития являются психопатии.

Важной характеристикой болезни является тип течения. Можно выделить острые (в виде единственного эпизода в жизни) и хронические (протекающие годами, склонные к повторным приступам, нередко неизлечимые) заболевания.

Хронические заболевания могут протекать с постоянным нарастанием тяжести проявлений (прогредиентное течение) или с отчетливым ослаблением симптоматики (регредиентное течение).

Довольно часто удается наблюдать наличие отчетливых периодов ремиссий и обострений (приступообразное течение), иногда, на протяжении болезни отмечаются приступы с противоположной симптоматикой (фазовое или циркулярное течение).

В ряде случаев (например, при церебральном атеросклерозе) у больного невозможно добиться формирования ремиссии, хотя в общем состоянии наблюдаются значительные колебания, вызванные временными изменениями гемодинамики. В этом случае говорят о волнообразном (ундулирующем) течении болезни.

В некоторых классификациях довольно четко разделяются расстройства с мягкими проявлениями (неврозы) и грубые нарушения психики (психозы).

Примером нозологически ориентированной систематики психических расстройств является классификация, разработанная в Научном центре психического здоровья РАМН [Снежневский А.В., 1983, Тиганов А.С., 1999].

КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

  • Эндогенные психические заболевания
  • Шизофрения
  • Аффективные заболевания
  • Аффективные психозы (в том числе МДП)
  • Циклотимия
  • Дистимия
  • Шизоаффективные психозы
  • Функциональные психозы позднего возраста (в том числе инволюционная депрессия и инволюционный параноид)
  • Эндогенно-органические заболевания
  • Эпилепсия
  • Дегенеративные (атрофические) процессы головного мозга
  • Деменции альцгеймеровского типа
  • Болезнь Альцгеймера
  • Сенильная деменция
  • Системно-органические заболевания
  • Болезнь Пика Хорея Гентингтона
  • Болезнь Паркинсона
  • Особые формы психозов позднего возраста
  • Острые психозы
  • Хронические галлюцинозы
  • Сосудистые заболевания головного мозга
  • Наследственные органические заболевания
  • Экзогенно-органические заболевания
  • Психические нарушения при травмах головного мозга
  • Психические нарушения при опухолях головного мозга
  • Инфекционно-органические заболевания мозга
  • Экзогенные психические расстройства
  • Алкоголизм
  • Наркомании и токсикомании
  • Симптоматические психозы
  • Психические нарушения при соматических неинфекционных заболеваниях
  • Психические нарушения при соматических инфекционных заболеваниях
  • Психические нарушения при интоксикациях лекарственными средствами, бытовыми и промышленными токсичными веществами
  • Психосоматические расстройства
  • Психогенные заболевания
  • Реактивные психозы
  • Посттравматический стрессовый синдром
  • Пограничные психические нарушения
  • Невротические расстройства
  • Тревожно-фобические состояния Неврастения
  • Обсессивно-компульсивные нарушения
  • Истерические нарушения невротического уровня
  • Расстройства личности (психопатии)
  • Патология психического развития
  • Умственная отсталость
  • Задержки психического развития
  • Искажения психического развития

Основные положения МКБ-10

Международная классификация болезней (МКБ) разрабатывается Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) с целью

унификации диагностического подхода при проведении статистических, научных и социальных исследований. Раздел психических заболеваний введен в Международную классификацию вскоре после второй мировой войны при разработке ее 6-го Пересмотра. В настоящее время действует 10-й пересмотр — МКБ-10 (ICD-10), где психические расстройства и нарушения поведения составляют главу V (F).

Создатели классификации ориентировались в первую очередь на практическое удобство при использовании классификации и на максимально возможный уровень воспроизводимости результата независимо от опыта и теоретических воззрений конкретного врача.

Это заставило отказаться от использования любых понятий, не имеющих точных, одинаково принимаемых в различных странах определений. Поэтому в классификации не используются такие термины, как «эндогенный» и «экзогенный», «невроз» и «психоз».

Само понятие «болезни» заменено более широким термином «расстройство».

Социальная и практическая направленность классификации потребовала выделения расстройств, вызванных употреблением психоактивных веществ и алкоголя, в отдельную группу, хотя симптомы этих расстройств мало отличаются от других органических заболеваний.

МКБ-10 не отрицает в целом идеи нозологической классификации: в частности, используются такие общепринятые нозологические единицы, как «шизофрения», «органические расстройства», «реакция на стресс».

Однако этиопатогенетический принцип учитывается только при условии, что это не вызывает существенных споров и разногласий. Так, при диагностике олигофрений причина органического дефекта не учитывается, поскольку во многих случаях определение ее связано с большими трудностями.

Лишь в некоторых рубриках МКБ-10 регистрируется динамика расстройств (например, тип течения шизофрении). Чаще всего диагноз основан на выделении ведущего синдрома или симптома.

Поскольку у одного и того же больного может быть расстройство нескольких сфер психики, допускается одновременное использование нескольких шифров. В полном тексте классификации даны подробные описания критериев включения и исключения, которые не допускают противоречивого или двойного толкования.

Каждый включенный в классификацию диагноз может быть представлен в виде шифра, состоящего из латинской буквы (в разделе психических расстройств это буква F) и нескольких цифр (до 4).

Таким образом, возможно шифрование до 10 ООО психических расстройств (в действительности большая часть возможных шифров пока не используется).

Некоторые часто встречающиеся в психиатрии диагнозы не включены в класс F (например, эпилепсия [G40], нейросифилис [А52.1], интоксикации [Т36—Т65]).

ВОЗ не рассматривает МКБ-10 как теоретическую систему, поэтому разработка МКБ-10 не подменяет собой концептуальных классификаций, отражающих уровень развития научных знаний и традиции определенных психиатрических школ.

Ниже приводится сокращенный список основных рубрик МКБ-10. Звездочка (*), содержащаяся в некоторых шифрах, может быть заменена соответствующей цифрой.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

(список рубрик главы V МКБ-10)

F0 Органические, включая соматические, психические расстройства:

  • F00 — болезнь Альцгеймера
  • F01 — сосудистая деменция
  • F02 — другая деменция (болезни Пика, Крейтцфельда—Якоба, Паркинсона, хорея Гентингтона, СПИД и др.)
  • F03 — деменция неуточненная
  • F04 — амнестический (корсаковский) синдром неалкогольный
  • F05 — делирий неалкогольный
  • F06 — другие расстройства (галлюциноз, бред, кататония и пр.)
  • F07 — органическое расстройство личности
  • F09 — неуточненное

F1 Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ:

  • F10 — алкоголь
  • FI1 — опиаты
  • F12 — конопля
  • F13 — седативные и снотворные средства
  • F14 — кокаин
  • F15 — психостимуляторы и кофеин
  • F16 — галлюциногены
  • F17 — табак
  • F18 — летучие растворители

F19 — другие или сочетание вышеуказанных Характер расстройства обозначается 4-м знаком:

  • F1*.0 — острая интоксикация
  • Fl*.l — употребление с вредными последствиями
  • F1*.2 — синдром зависимости
  • Fl*.3 — синдром отмены
  • F1 *.4 — делирий
  • Fl*.5 — другой психоз (галлюциноз, параноид, депрессия)
  • Fl*.6 — амнестический (корсаковский) синдром
  • Fl*.7 — резидуальное психическое расстройство (деменция, расстройство личности)
  • Fl*.8 — другие
  • Fl*.9 — неуточненные

F2 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства:

  • F20 — шизофрения, в частности выделяют формы:
  • F20.0 — параноидная
  • F20.1 — гебефренная
  • F20.2 — кататоническая
  • F20.3 — недифференцированная
  • F20.4 — постшизофреническая депрессия
  • F20.5 — резидуальная
  • F20.6 — простая
  • F20.8 — другие
  • F20.9 — неуточненная Также выделяют типы течения:
  • F20.*0— непрерывный
  • F20.*l— эпизодический с нарастающим дефектом
  • F20.*2— эпизодический со стабильным дефектом
  • F20.*3— эпизодический ремиттирующий
  • F20.*4— неполная ремиссия
  • F20.*5— полная ремиссия
  • F20.*8— другой
  • F20.*9— период наблюдения менее года
  • F21    —    шизотипическое расстройство
  • F22 — хронические бредовые расстройства
  • F23 — острые и транзиторные бредовые расстройства
  • F24 — индуцированный бред
  • F25 — шизоаффективные психозы
  • F28 — другие неорганические психозы
  • F29 — неуточненный бредовый психоз

F3 Аффективные расстройства:

  • F30 — маниакальный эпизод
  • F31 — биполярный психоз
  • F32 — депрессивный эпизод
  • F33 — рекуррентное депрессивное расстройство
  • F34 — хронические расстройства настроения
  • F38 — другие
  • F39 — неуточненные

F4 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства:

  • F40 — тревожно-фобическое расстройство
  • F41 — панические атаки и другие тревожные состояния
  • F42 — обсессивно-компульсивное расстройство
  • F43 — реакция на стресс и расстройства адаптации
  • F44 — диссоциативные (конверсионные) расстройства
  • F45 — соматоформные расстройства
  • F48 — неврастения, деперсонализация и другие
  • F49 — неуточненные

F5 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами:

  • F50 — расстройства приема пищи
  • F51 — неорганические расстройства сна
  • F52 — половая дисфункция
  • F53 — расстройства послеродового периода
  • F54 — психосоматические расстройства
  • F55 — злоупотребление средствами, не вызывающими зависимости
  • F59 — неуточненные
  • F6 Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых:
  • F60 — специфические расстройства личности (психопатии), в том числе:
  • F60.0 — параноидное (паранойяльное)
  • F60.1 — шизоидное
  • F60.2 — диссоциальное
  • F60.3 — эмоционально неустойчивое
  • F60.4 — истерическое
  • F60.5 — ананкастное
  • F60.6 — тревожное
  • F60.7 — зависимое
  • F60.8 — другие
  • F60.9 — неуточненные
  • F61 — смешанные и другие расстройства личности
  • F62 — изменения личности вследствие психотравмы, психической болезни и пр.
  • F63 — расстройства привычек и влечений
  • F64 — расстройства половой идентификации
  • F65 — расстройства сексуального предпочтения
  • F66 — расстройства сексуального развития и ориентации
  • F68 — другие (симуляция, синдром Мюнхгаузена и пр.)
  • F69 — неуточненные

F7 Умственная отсталость:

  • F70 — легкая умственная отсталость
  • F71 — умеренная умственная отсталость
  • F72 — тяжелая умственная отсталость
  • F73 — глубокая умственная отсталость
  • F78 — другая
  • F79 — неуточненная

F8 Нарушения психологического развития:

  • F80 — нарушение развития речи
  • F81 — расстройства развития школьных навыков
  • F82 — нарушение развития двигательных функций
  • F83 — смешанные расстройства развития
  • F84 — детский аутизм и общие расстройства развития
  • F88 — другие расстройства развития
  • F89 — неуточненные

F9 Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте:

  • F90 — гиперкинетическое расстройство
  • F91 — расстройства поведения
  • F92 — смешанные расстройства поведения и эмоций
  • F93 — тревожные, фобические и другие расстройства
  • F94 — расстройства социального функционирования
  • F95 — тикозные расстройства
  • F98 — энурез, энкопрез, заикание, расстройства питания
  • F99 Неуточиенное психическое расстройство

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов / Под ред. С. Н. Бокова. — Воронеж: Изд-во НПО «МО ДЭК», 1995. — 640 с.
  • Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия: Пер. с англ. — М.: Медицина, 1994. — Т.1: 672 с. — Т.2: 528 с.
  • Международная классификация болезней (10-й пересмотр): Классификация психических и поведенческих расстройств: Клинические описания и указания по диагностике: Пер. на рус. яз. / Под ред. Ю.Л. Нуллера, С.Ю. Циркина. — СПб.: Оверлайд, 1994. — 300 с.
  • Попов Ю.В., Вид В.Д.Современная клиническая психиатрия. — М.: Экспертное бюро-М, 1997. — 496 с.
  • Руководствопо психиатрии / Под ред. А. В. Снежневского. — Т. 1—2. — М.: Медицина, 1983.
  • Руководство по психиатрии / Под ред. Г. В. Морозова. — Т. 1 — 2. — М.: Медицина, 1988.
  • Руководство по психиатрии / Под ред. А. С. Тиганова. — Т. 1 — 2.— М.: Медицина, 1999.
  • Справочник по психиатрии. — 2-е изд. / Под ред. А. В. Снежневского. — М.: Медицина, 1985. — 416 с.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://auno.kz/uchebnik-po-psixiatrii/126-klassifikaciya-psixicheskix-rasstrojstv.html

Классификация психических и поведенческих расстройств. Обсуждение на LiveInternet – Российский Сервис Онлайн-Дневников

43. Медицинская классификация поведенческих расстройств

 О классификациях психических и поведенческих расстройств у детей и подростков

Ни одна из научных дисциплин не может обойтись без систематики, т.е. классификации, изучаемых явлений, цель которой состоит в том, чтобы их многообразие привести в состояние той или иной упорядоченности.

С научно-теоретической точки зрения, классификация – это стратегия для образования научных понятий, в результате которой создаётся совокупность определённых классов категориальных понятий – так называемая классификационная система (Г. Вестмейер).

Термин «идентифицировать» означает установить принадлежность рассматриваемого явления к той или иной группе других явлений, объединённых общими признаками.

Так, в клинической психологии существуют классификации характеров, психических реакций, развитий личности, терапевтических методов, результатов терапевтических вмешательств и др.


Одно из важных мест в психиатрической и клинико-психологической практике занимает классификация психических расстройств.

Следует заметить, что в отечественной психиатрической терминологии существует понятие «болезнь», подразумевающее единство этиологии, патогенеза, клинических проявлений, их динамики развития и прогноза, что сближает психические нарушения с соматическими заболеваниями /«нозологический подход»/.

В зарубежной психиатрической практике вместо понятия «психическая болезнь» используется термин «расстройство». Зарубежные авторы объясняют это тем, что определить нозологическую принадлежность тех или иных психических нарушений часто бывает довольно сложно, и потому специалистами используется более открытое понятие – психическое расстройство.

Вместе с тем, они не отрицают, что и понятие психическое расстройство очень многозначно, неточно и потому страдает значительной неопределённостью.В настоящее время единой классификации психических нарушений, которая удовлетворяла бы специалистов всех стран, не существует.

Чтобы представители разных школ одной или близких по профилю специальностей могли разговаривать на понятном для всех языке, на протяжении ряда десятилетий создавались новые и новые классификации.

Одной из последних является разработанная экспертами Всемирной организации здравоохранения «Классификация психических и поведенческих расстройств» – 5 раздел Международной классификации болезней 10-го пересмотра /МКБ-10/, /ВОЗ, 1994/.

В этой классификации каждому расстройству присвоен код /шифр/; дано название, выбранное экспертами ВОЗ в качестве основного, а также сохранены те наименования, которые используются в других школах.

Несмотря на несовершенство этого «инструмента» профессионального общения, где переплетаются нозологический и феноменологический подходы, он облегчает решение многих задач, которые являются общими для специалистов разных стран. Отчасти это неудобство разрешается использованием, наряду с международной, национальными классификациями: американской, немецкой, французской и др.

В отличие от МКБ-10 и многих зарубежных классификаций, отечественная классификация психических заболеваний придерживается, в основном, нозологического принципа построения, хотя она тоже частично сохраняет некоторую непоследовательность в связи с недостаточностью наших знаний об этиологии и патогенезе психических расстройств.

5-й раздел МКБ-10 включает в себя практически все психические нарушения, встречающиеся у человека: от ярко выраженных психозов и грубых форм слабоумия до относительно лёгких, пограничных с «психической нормой» психических расстройств и поведения.

Практически все виды патологии, отмеченной в международной классификации /за исключением рубрики 6 – тех, которые связаны исключительно с изменениями, встречающимися лишь в пожилом возрасте/, обнаруживаются и в детско-подростковом возрасте.

Так, например, в рубрику /«Органические, в том числе симптоматические, психические расстройства»/ входят не только резко-выраженные, но и пограничные, так, называемые «функциональные» расстройства типа амнестических, тревожных, эмоционально-лабильных, астенических, лёгких когнитивных и других проявлений, довольно часто встречающиеся у детей дошкольного и школьного возраста.

Как среди взрослых, так и у детей/подростков имеют место психические и поведенческие расстройства, связанные с употреблением психотропных средств /рубрика 1/, шизофрения и подобные ей состояния /рубрика 2/, аффективные расстройства настроения /рубрика 3/, невротические, связанные со стрессом, и соматофорные расстройства /рубрика 4/, поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами /рубрика 5/.В приложении 2.2, к комплекту рабочих материалов «Психолого-медико-педагогического обследования ребёнка» под общей редакцией М.М. Семаго (1999), перечень расстройств начинается лишь с рубрики 7. Возможно, это связано с тем, что коды (цифры), включенные в рубрики 7-9, были рассчитаны для работы ПМПК, а не для практических психологов, которые в повседневной деятельности в школе встречаются со всем кругом психических расстройств у детей предполагающих не только соответствующие знания для их выявления, но и специальные меры помощи, включающих консультативную со стороны врачей-специалистов. Наличие таких расстройств подтверждают характеристики детей и подростков «группы риска», представленных в учебном пособии для студентов вузов под ред. И.В. Дубровиной /1997/. Несомненно, – чем шире диапазон диагностических знаний практического психолога, тем выше уровень его профессиональной компетентности.Различия в подходах к построению классификаций психических расстройств у детей и подростков тоже нетрудно обнаружить в работах зарубежных и отечественных психиатров. В одних случаях, это касается психических расстройств в целом, в других – систематика охватывает лишь отдельные виды этих расстройств: умственной отсталости, различных типов аномалий психического развития, патологических форм поведенческих расстройств и т.д.Так, например, Американской психиатрической ассоциацией системная классификация – «ДСМ-4», одним из отличий которой является так называемый «многоосевой подход». Он состоит в том, что в рамках каждой из «осей» заключена та или иная группа сведений, используемых в общей диагностической оценке. Так,ось 1 содержит психические расстройства, встречающихся у детей и подростков;ось 2 – это расстройства личности, включая задержку психического развития;ось 3 – соматические болезни, которые могут влиять на психическую деятельность;ось 4 – психосоциальные проблемы и проблемы, обусловленные окружающей средой;ось 5 – общая оценка психосоциальной адаптации.Нетрудно заметить, что к собственно психическим расстройствам можно отнести лишь те из них, которые включены в первые две оси, тогда как третья и четвертая оси имеют скорее косвенное, чем непосредственное отношение к психическим расстройствам. Данная систематика, на наш взгляд, больше отвечает понятию «многоосевой диагностики», чем классификации психических расстройств. Несмотря на утверждение составителей об её американском происхождении», «многоосевой принцип» впервые был представлен в 1967 г. на 3-м семинаре ВОЗ по психиатрической диагностике и систематике в Париже рабочей группой английского психиатра Майкла Раттера /цит. по В.В. Ковалёву, 1985, С.22/.В 1994 г. Ремшмидт и Шмидт, со ссылкой на М. Раттера, представили собственную многоосевую схему классификации психических расстройств детского и подросткового возраста по МКБ-10 ВОЗ, в которойОсь 1 содержит тот или иной клинико-психиатрический синдром /МКБ-10: FD-F6, F9/;Ось 2 – описание нарушений развития /МКБ-10: F8/;Ось 3 – уровень интеллекта (МКБ-10:F 7);Ось 4 – физическая /соматическая симптоматика /все возможные коды МКБ-10 за исключением раздела 5 /F/;Ось 5 – взаимозависимые негативно влияющие психосоциальные обстоятельства;Ось 6 – глобальная оценка степени психосоциальной адаптации, ребенка/подростка.Многоосевой подход в диагностике проблем ребёнка отражает их многофакторность происхождения. Нужно заметить, что отечественные детские психиатры, как и английские коллеги, в своей работе давно использовали тот же алгоритм диагностического исследования, хотя редко применяли термин «ось». Чтобы убедиться в этом, достаточно познакомиться с материалами клинических конференций на курсах повышения квалификации по детской психиатрии в Центральном институте повышения квалификации врачей, /г. Москва/, которые проводили со слушателями Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалёв, В.Н. Мамцева, К.С. Лебединская и многие другие.М. Раттер в своей работе «Помощь трудным детям» /1987/, представил следующие основные клинические психиатрические синдромы (ось I)1.Эмоциональные расстройства, включающие тревогу, фобии /страхи, депрессию, навязчивость, ипохондрию и ряд других.2.Синдром нарушения поведения или социальной дизадаптации, включающий группу расстройств поведения, вызывающих резкое неодобрение со стороны окружающих /драки, грубость, ложь, кражи и т.д./, часто сочетающийся со специфическими расстройствами научения.3.Гиперкинетический синдром в виде двигательной гиперактивности и низкой способности к сосредоточению внимания.4.Ранний детский аутизм. 5.Шизофрения.6.Энурез, энкопрез, тики, анорексия и др.7.Реакции приспособления: лёгкие, переходящие, ситуационно обусловленные расстройства, возникающие в связи с сильным стрессом.Судя по очерёдности описанных выше психических расстройств, создаётся впечатление, что, они перечислены в таком порядке, отражая не частоту их распространения, а структуру психических расстройств детей, находившихся под наблюдением и на лечении в лечебно-педагогическом учреждении, которым руководил М. Раттер. Многолетний опыт лечебно-диагностической работы автора настоящего пособия позволяет утверждать, что структура психических расстройств у детей, находящихся в стационаре психиатрической либо соматической больницы, обращающихся в психо-неврологический диспансер или обучающихся в санаторной школе, в специнтернате, общеобразовательной школе, посещающих дошкольное учреждение, а также среди детей-бродяг, подростков-правонарушителей и т.д. будет всякий раз иной, отражая специфику контингентов детей этих учреждений.Нетрудно заметить, что приведённая М. Раттером классификация основных психиатрических синдромов в основном построена на основе описательного, феноменологического подхода, опирающегося на отдельные симптомы или группы симптомов, не раскрывающих ни происхождения, ни динамики их развития, что существенно затрудняет проведение дифференциальной диагностики, необходимой для проведения целенаправленных /адресных/ индивидуально-педагогических, психотерапевтических и социально-психологических мероприятий. Это однако, не снижает ценности принципа «многоосевого функционального диагноза», предложенного М. Раттером и усовершенствованного его последователями.В системе специального образования в России существуют классификации расстройств речи, умственной отсталости, задержки психического развития, разработанные К.С. Лебединской и В.В. Лебединским, которыми руководствуются педагоги-дефектологи, практические психологи, врачи специализированных учреждений.В детской психиатрии, используется, в основном, классификация психических расстройств детского и подросткового возраста, разработанная профессором В.В. Ковалёвым. Эта классификация охватывает все виды и степени выраженности психических нарушений у детей, но для практического психолога образовательного учреждения важно, прежде всего, знать клинические проявления пограничных форм психических расстройств, с которыми он встречается значительно чаще, чем предполагает. Не останавливаясь на принципах, которыми руководствовался В.В. Ковалёв при составлении классификации (об этом можно прочитать в его учебном пособии), перечислим лишь те психические нарушения у детей, которые он относил к расстройствам пограничного уровня, (т.е. непсихотическим):

1.Патологические реакции и неэволютивные состояния:

-Ситуационные реакции с нарушением поведения /патохарактерологические/-Неврозы и невротические реакции-Непроцессуальные неврозоподобные, психопатоподобные и другие непсихотические состояния /соматогенные и резидуально-органические/.

2.Нарушения психического развития и эволютивные патологические состояния:

-Олигофрения с неглубокой степенью недоразвития /дебильностью/-Психический инфантилизм как изолированное нарушение-Невропатические состояния как изолированное нарушение-Задержки развития психомоторики-Нарушения развития речи /включая алалии и дислалии/-Задержки развития школьных навыков /дислексия, дисграфия, дискалькулия/-Психопатии /конституциональные и органические/-Психогенные патологические формирования личности-Непроцессуальный ранний детский аутизм без явлений слабоумия

3.Болезненные процессы:

-Эпилепсия /без психоза и слабоумия/-Церебрастенические, неврозоподобные, психопатоподобные и другие непсихотические состояния при прогрессирующих органических заболеваниях головного мозга.Автор классификации, признавая её несовершенство, свойственное и для МКБ-10, подчёркивает, его цель состояла в систематизации психических расстройств, свойственных детям и подросткам, прежде всего для решения клинико-диагностических задач.Использование принципа построения многоосевого функционального диагноза позволяет, на наш взгляд, не только интегрировать знания современной клинической психологии, педагогики и медицины для целостного понимания многофакторных проблем воспитания и обучения детей с пограничными состояниями, но и для составления комплексных индивидуально-ориентированных программ помощи.

Источник: Винокуров Л.Н. Клинические аспекты психолого-педагогических проблем школьной практики. depositfiles.com/files/7bigjv16b

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/redhead_queen/post115948920/

Medic-studio
Добавить комментарий