43. Основные этапы позитивной психотерапии.: Позитивная психотерапия — один из широко известных методов

Этапы позитивной психотерапии

43. Основные этапы позитивной психотерапии.:  Позитивная психотерапия — один из широко известных методов

Можно сказать, что первой главной задачей позитивной психотерапии является снятие страха пациента или клиента перед своим заболеванием, неврозом или проблемой и даже обнаружение в них положительного момента – подсказок к поиску истинных причин недуга в правильном направлении.

Условно выделяют пять этапов (уровней) позитивной психотерапии: дистанцирование от конфликта, проработка конфликта, ситуативное одобрение, вербализация и расширение жизненных целей.

Дистанцирование от конфликта. Если представить конфликт в виде картины, то пациента можно сравнить с человеком, настолько близко подошедшим к картине, что он отчетливо видит только ее детали, но не в состоянии рассмотреть целиком, а поэтому и не понимает ее смысла.

Вот почему на первом этапе лечения психотерапевт должен помочь пациенту как бы отстраниться от создавшейся конфликтной ситуации, рассмотреть ее со стороны и постараться составить о ней полное представление. При этом важно помнить о культуральных особенностях пациента, традициях и обычаях страны, в которой он воспитывался и живет.

На этом этапе работы с пациентом уместно вспомнить притчу о свинье, которая питается желудями, но не видит самого дуба.

Проработка конфликта. Отстранившись от конфликта и «увидев» его в целом, далее нужно тщательно проработать каждую его деталь Не следует забывать о четырех основных сферах разрешения конфликта.

Врачу вместе с пациентом важно выяснить, какое влияние оказал конфликт на самого больного, его профессию, семью, межличностные отношения, социальный статус и т.п.

Следует разобраться, как повлияли не формирование конфликта взаимоотношения родителей, ближайшее окружение, внешняя среда, какую роль при этом сыграли личностные особенности самого пациента.Только после тщательного анализа конфликта следует переходить к следующему этапу лечения.

Ситуативное одобрение. В конфликте обычно участвует не менее двух человек, и в каждом из них есть как отрицательные, так и положительные личностные качества . Ситуативное одобрение – это прежде всего попытка переставить акцент с отрицательных качеств своего партнера (партнеров) по конфликту не положительные.

А таковые обязательно присутствуют даже у очень сильно обидевшего вес человека — нужно только попытаться найти их.
Вербализация. Данный этап лечения подразумевает обсуждение конфликта. Следует беседовать с пациентом о конфликте, а не о предполагаемых его последствиях. Беседа должна быть конфиденциальной и доверительной.

Терапевту следует честно высказать свой взгляд на разрешение конфликта, а пациент сам определит, воспользоваться этим советом или нет

Расширение жизненных целей. Пациент, охваченный конфликтной ситуацией, всю энергию вкладывает в нее (или в ее последствия). Роль психотерапевта в этом случае заключается в том, чтобы понять непропорциональность жизненной энергии и попытаться вместе с пациентом перераспределить ее.

Во-первых, нужно постараться более равномерно распределить энергию между четырьмя основными сферами разрешения конфликта. Во- вторых, помимо конфликта всегда существуют более важные жизненные цели, куда можно вложить часть этой энергии.

Позитивная психотерапия может сочетаться с другими методами психотерапии (психоанализ, поведенческая психотерапия, логотерапия по Франклу и т.п.). дополнять другие психотерапевтические методы или применяться самостоятельно.

Чаше всего практикуется кратковременная конфликт – центрированнея терапия, состоящая из 20—30 занятий длительностью около 50 мин Прямыми показаниями к применению позитивной психотерапии являются неврозы и психосоматические заболевания

53. Метафоры, истории, притчи как базовые техники позитивной терапии.

Примеры процесса переосмысления мы находим в восточных историях. Прямолинейность логического мышления часто не помогает нам в преодолении трудностей и, как это ни парадок­сально, еще больше запутывает решение про­блемы. В противовес прямолинейности, рацио­нализму восточные истории подсказывают нео­жиданные, ошеломляющие, и, тем не менее, вполне реальные, «позитивные» решения.

Они, казалось бы, противоречат логике, но действуют подобно спасительному прыжку зверя из клетки, помогающему ему вырваться из неволи и обрести свободу.
Следующая история дает наглядное представ­ление о том, что такое «позитивный подход».

Ситуация больного — и не только больного, ис­пытывающего психологические трудности, — во многих отношениях похожа на ситуацию че­ловека, который длительное время стоит на од­ной ноге. Через некоторое время мышцы перегруженной ноги начинает сводить судорога. Он едва удерживает равновесие. Уже болит не только нога, но и все тело.

Боль становится нестерпимой, человек взывает о помощи. Окружающие пытаются всячески помочь ему. Один массирует больную ногу. Другой берется за сведенный судорогой затылок и тоже массирует его по всем правилам искусства. Третий, видя, что человек вот-вот потеряет равновесие, предлагает ему свою руку для опоры. Стоящие вокруг советуют опираться руками, чтобы было легче стоять.

А один мудрый старик предлагает подумать о том, что человек, стоящий на одной ноге, может считать себя вполне счастливым по сравнению с теми, у кого вообще нет ног. Находится и такой доброжелатель, который заклинает нашего героя вообразить себя пружиной, и чем сильнее он на этом сосредоточится, тем скорее кончатся его страдания.

Некий серьезный, рассудительный старец благосклонно изрекает: «Утро вечера мудренее». Наконец, появляется еще один, подходит к бедняге и спрашивает: «Почему ты стоишь на одной ноге? Выпрями другую ногу и встань на нее. У тебя же есть вторая нога».

Источник: https://studopedia.net/6_65226_etapi-pozitivnoy-psihoterapii.html

Метод Позитивной Психотерапии | Центр Позитивной Психотерапии

43. Основные этапы позитивной психотерапии.:  Позитивная психотерапия — один из широко известных методов

«Здоров не тот, у кого нет проблем,а тот, кто умеет их решать».

Носсрат Пезешкиан

Позитивная психотерапия — один из известных методов современной научной психотерапии, признанный Всемирным Советом Психотерапии (WCP, www.worldpsyche.org) и Европейской Ассоциацией Психотерапии (EAP, www.europsyche.org)

Развиваемая  основателем метода Носсратом Пезешкианом с 1968 года в Германии, позитивная психотерапия имеет психодинамические корни и первоначально называлась дифференциальным анализом (Peseschkian N., 1974).

Н.

Пезешкиан обращает внимание на происхождение термина positive psychotherapie от латинского слова «рositum» – “имеющее место, целое, фактическое, реально существующее, данное”, а не от «positivus» – “положительное”, подчеркивая тем самым необходимость проработки и позитивных и негативных аспектов проблемы в жизни пациента, диалектического расширения его мировоззрения. Это терминологическое уточнение позволяет использовать в качестве синонимов позитивной психотерапии название “психотерапия реальностью” или “психотерапия здравым смыслом”.

Н.

Пезешкиан определяет этот метод как психодинамический, глубинно-психологически ориентированный метод психотерапии с гуманистической транскультуральной точкой зрения на человека, и новыми техниками в русле клиент-центрированной и ориентированной на ресурсы краткосрочной психотерапии»  (Н. Пезешкиан 1995; 1996).

Позитивная психотерапия основана на транскультуральных исследованиях более 20 культур и является новым методом и подходом к человеку, который преследует в основном следующие цели:

  • лечение (психотерапевтический аспект),
  • воспитание и профилактику (педагогический аспект),
  • развитие межкультурального сознания (транскультурально-социальный аспект)
  • и взаимодействие и интеграцию различных психотерапевтических направлений (междисциплинарный аспект).

Безусловными достоинствами метода являются доступность для всех социальных и возрастных групп, простота языка, системный семейный подход и краткосрочность (в среднем 25 – 40 сеансов).

В Германии, на родине позитивной психотерапии, этот метод входит в десятку основных методов психотерапии, официально рекомендованных к применению и оплачиваемых страховыми компаниями.

Учебники и монографии по позитивной психотерапии были переведены на 26 языков, в том числе и на русский язык.

 В России метод является официально признанным и рекомендованным к применению Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лигой.

Исследование качества и эффективности позитивной психотерапии, проведённое Висбаденской Академией Психотерапии под руководством доктора мед. наук Носсрата Пезешкиана, в 1997 г.

было удостоено главной медицинской премии в области гарантии качества в Германии (Премия Ричард-Мартен-Прайс).

Таким образом, позитивная психотерапия стала одним из немногих психотерапевтических методов, получивших научное подтверждения ее эффективности.

Висбаденская Академия Психотерапии уполномочена Врачебной палатой земли Гессен проводить полное последипломное обучение врачей в области психотерапии, а также уполномочена Гессенским контрольным ведомством по врачебно-медицинским профессиям проводить полное психотерапевтическое обучение психотерапевтов, психологов, детских и юношеских психотерапевтов.

Действует также Международная Академия Позитивной кросс-культурной психотерапии (IAPP) как международная организация, поддерживающая научные и профессиональные инициативы в сферах индивидуального и социального здоровья, кросс-культурного благополучия, духовного оздоровления обществ.

Всемирная Ассоциация Позитивной Психотерапии (WAPP) координирует работу Центров, Институтов и Ассоциаций Позитивной психотерапии, представляющим, развивающим и адаптирующим данный метод в более чем в 20-ти странах мира (http://www.positum.org).

Ассоциация уделяет большое внимание качеству образования специалистов во всем мире в соответствии с регуляциями Всемирного Совета по Психотерапии (Вена, Австрия).

Обучающие программы по позитивной психотерапии (базовый и мастер курс) ведут сертифицированные международные тренеры Международной Академии Позитивной Психотерапии (IAPP) (http://positum.org/training/trainers/)

Программа Академии признана Европейской Ассоциацией Психотерапии (согласно пункту 5 Положения о Европейском Сертификате по психотерапии от 29 июня 1997 г.) соответствующей стандартам Европейского Сертификата по Психотерапии (EAP, www.

europsyche.org), а сама Международная Академия Позитивной Психотерапии (IAPP) в 2009 году была официально признана в качестве Тренингового Института по обучению психотерапии (EAPTI), аккредитованного Европейской Ассоциацией Психотерапии.

Полная программа последипломной подготовки специалистов по психотерапии, рассчитана на 4000 часов в течение 5 лет. В других странах, особенно в тех, где система подготовки психотерапевтов ещё находится на стадии формирования, была предложена адаптированная программа подготовки специалистов по позитивной психотерапии.

В России благодаря усилиям группы энтузиастов и лично старшему сыну основателя метода Хамиду Пезешкиану метод получил широкое распространение и признание профессионального сообщества. В настоящий момент обучение методу позитивная психотерапия осуществляется в Институте позитивного развития г. Москва (www.positum.net), и в Центре Позитивной Психотерапии г. Хабаровск.

Позитивная психотерапия имеет оригинальный подход: она использует набор основных концепций, которые используются в повседневном языке и могут быть легко понятны как терапевту, так и пациенту.

Эти основные концепции обеспечивают границы терапевтического процесса и могут способствуют коммуникации между различными моделями психотерапии.
Благодаря такой доступности ППТ может быть успехом применена в образовании и тренингах.

Сейчас метод широко распространен по всему миру: представлен в более чем 60 странах; институты и центры открыты в более 20 странах и главные книги переведены более чем на 20 языков.

Международные институты:

цель всех институтов ППТ – способствовать физическому, ментальному, социальному и духовному здоровью индивидов, семей и групп людей, обоюдному пониманию и терпимости между различными культурами. Этими институтами являются:

Всемирная Ассоциация Позитивной Психотерапии (WAPP):Всемирная Ассоциация Позитивной Психотерапии (WAPP), это зонтичная организация и координационная штабквартира всех центров ППТ по всему миру. Как официально зарегистрированная некоммерческая организация, представляет интересы ППТ на международном уровне.

WAPP способствует развитию теории, методологии и практики ППТ. Она вовлечена в постдипломное образование профессионалов в психотерапии, семейной терапии и консультировании в различных странах.

Дополнительно, WAPP организует мастер-классы, лекции, конференции и семинары, посвященные различным аспектам ППТ, а также транскультуральному обмену теорией, техниками и исследованиями.

Национальные Центры:
В настоящее время, существуют национальные центры ППТ в Австрии, Болгарии, Боливии, Венгрии, Германии, Китае, Индии, Испании, Казахстане, Литве, Польше, России, Румынии, США, Турции, Чехии, Швейцарии, Украине и Южной Африки.

Позитивный взгляд на человека. Не дефекты, а способности определяют сущность человека. “Зло – отсутствие добра, как темнота – отсутствие света”. Нет источника тьмы, есть отсутствия света.

Гармонизация личности достигается путём развития 4-х основных сфер жизни: тела, достижений/работы, контактов/семьи, фантазий/смысла.

Человек воодушевляется на новую, более активную роль в своей жизни и сам становится психотерапевтом для собственной семьи.

Транскультурность. В поведении человека учитываются национальные особенности. Примеры из других культур помогают иначе взглянуть на ситуацию. Истории, анекдоты, пословицы и поговорки придают методу образное, интуитивное измерение, раскрывают в человеке творческие способности.

Междисциплинарность. Использование элементов других психотерапевтических техник и методик в рамках Позитивной Психотерапии делает этот метод универсальным в решении различных проблем.

Источник: http://www.cpprussia.ru/ru/positive-psychotherapy

Реферат: Позитивная психотерапия

43. Основные этапы позитивной психотерапии.:  Позитивная психотерапия — один из широко известных методов

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение………………………………………………………………………3

2. Позитивная психотерапия Н. Пезешкинана………………………………..4

2.1. Позитивный подход к пациенту и заболеванию………………………4

2.2. Этапы работы с пациентом……………………………………………..6

2.3. Позиция психотерапевта………………………………………………..10

3. Выводы……………………………………………………………………….12

4. Список используемой литературы…………………………………………13

1. Введение

С точки зрения позитивной психотерапии, одной из самых важных данностей человеческой природы являются его способности – как врождённые (задатки, «базовые способности») так и сформировавшиеся в процессе развития личности («актуальные способности»).

Позитивная психотерапия является кросс-культурным методом, интегрирующим в себе, с одной стороны, философскую и интуитивную мудрость Востока, а с другой стороны, рациональную системность и научность Запада.

Позитивная психотерапия (ППТ) акцентирует внимание на исцеляющих возможностях позитивного потенциала жизненного опыта человека.

ППТ отличается методической разработанностью отдельных направлений психокоррекционной работы (индивидуальная, семейная, групповая психокоррекция, работа с психосоматическими нарушениями). Метод позитивной психотерапии основывается на 3-х принципах, каждому из которых соответствует определённая методическая составляющая:

Принципу надежды соответствует позитивный подход в видении способностей и возможностей человека.

Принципу баланса соответствует содержательный дифференциальный анализ психодинамики личности, результатом которого есть гармонизация первичных и вторичных актуальных способностей человека.

Принципу самопомощи соответствует 5-шаговая метамодель, используемая как стратегия гармонизации, адаптации и развития личности – вначале, в самом процессе психотерапии, и потом, в дальнейшем процессе самопомощи человека себе и своему окружению: своему партнёру, своей семье, своей организации, своей общине и т. д.

Основатель ППТ Пезешкиан Носсрат (р. 1933) – немецкий психолог иранского происхождения. Специалист в области психиатрии, невропатологии, психотерапии. Н. Пезешкиан обращает внимание на происхождение термина positive psychotherapie от лат.

positum – «имеющее место, реально существующее», а не от positivum – «положительное», подчеркивая тем самым необходимость проработки и позитивных, и негативных аспектов проблемы и жизни пациента, диалектического расширения его мировоззрения.

Это терминологическое уточнение позволяет использовать в качестве синонимов данного вида позитивной психотерапии название «психотерапия реальностью» или «психотерапия здравым смыслом».

Психотерапевтическое направление, созданное Н. Пезешкианом, можно назвать «психотерапией, центрированной на конфликте». Она основывается: на позитивном подходе к пациенту и заболеванию; на содержательной оценке конфликта; на пятиступенчатой терапии, в основе которой лежит самопомощь.

2. Позитивная психотерапия Н. Пезешкиана

2.1 Позитивный подход к пациенту и заболеванию

Позитивная психотерапия исходит из того, что любой человек независимо от расы, социального положения и вероисповедания обладает от природы двумя основными способностями: к познанию и к любви.

Первая выражает рациональную, интеллектуальную суть человека (левое полушарие головного мозга), а вторая – его эмоциональную и душевную суть (правое полушарие). В Европе и Америке Больше выражена способность к познанию, в восточных странах – способность к любви.

Позитивная психотерапия исходит не только из способностей человека, но также из культуральных особенностей среды, в которой он воспитывается и живет.

Позитивная интерпретация симптомов или всего заболевания нередко противопоставляется общепринятой, «традиционной». С точки зрения позитивной психотерапии в каждом симптоме можно найти не только плохое (негативное), но и хорошее (позитивное) начало. Боль, например, можно интерпретировать как сигнал о бедствии, повышенную температуру тела – кА хорошую сопротивляемость организма, и т.д.

Основной целью позитивной психотерапии является изменение точки зрения пациента на свою болезнь и как следствие – новые возможности поиска резервов в борьбе с недугом.

А поскольку в основе многих психических и психосоматических заболеваний лежит конфликт, то смена точек зрения на симптомы или синдромы позволяет терапевту (и пациенту) более дифференцированно подходить к конфликту.

Так, психотерапевт, определив депрессию, прежде всего как «способность человека глубоко, эмоционально реагировать на конфликт», далее будет заниматься не столько депрессией, сколько конфликтом, который стоит за этим синдромом. В позитивной психотерапии широко используются притчи, поучительные истории, «психотерапевтические сказки».

В соответствии с концепциями позитивной психотерапии, реакция на конфликтную ситуацию у любого человека проявляется через четыре основные «сферы разрешения конфликта»: через тело, деятельность, контакты и посредством фантазии.

Анализ конфликта. Один человек реагирует на конфликт преимущественно эмоциями, что влечет за собой вегетативные дисфункции, психосоматические заболевания (тело); другой с головой погружается в работу или впадает в безделье, что ведет к нарушениям корково-подкорковых взаимоотношений, которые в свою очередь проявляются в нарушениях на уровне висцерально-вегетативных функций.

Деятельность. Возможны две взаимоисключающие реакции на конфликт – уход в работу и уход от работы. В основе реакций лежит завышенная или наоборот заниженная самооценка, хорошо контролируемая сознанием. Эти формы отреагирования присущи населению индустриально развитых стран.

Контакты. Так же как и в предыдущей сфере, возможны две противоположные формы реакций. Одни пациенты в поисках выхода из конфликтной ситуации ищут контактов с окружающими, проявляют гиперактивность, требуя к себе повышенного внимания. Другие, наоборот, избегают контактов, замыкаются в себе.

Фантазии. Реакции на конфликт проявляются в основном в активизации фантазии. Пациент представляет себе оптимальные выходы из создавшейся ситуации, мысленно «поощряет» или «наказывает» себя и порой интуитивно находит правильный выход.

Нередко желание уйти от конфликта в мир фантазий толкает человека к употреблению алкоголя или наркотиков. На короткое время искусственно созданные иллюзии позволяют уйти от реальных трудностей, но вскоре эти трудности обнаруживаются вновь.

Человек со здоровой психикой – это не тот, кто не имеет проблем, а тот, который знает, как их преодолеть. Поэтому одна из задач психотерапевта, практикующего позитивную психотерапию, состоит в том, чтобы вникнуть в суть конфликта и попытаться равномерно перераспределить энергию, направленную на его разрешение, по основным четырем сферам.

2.2 Этапы работы с пациентом

Позитивная психотерапия основывается на 3 принципах – надежд, баланса (гармонизации) и консультирования, которые соответствуют 3 этапам работы с пациентом как в процессе отдельного занятия, так и на протяжении всего психотерапевтического курса (в среднем 10 занятий по 1-2 часа).

На этапе работы с учетом принципа надежды используются:

1) позитивная интерпретация проблемы пациента (например, нервная анорексия – проявление способности терпеть ограничения, сопереживать голодающим всего мира и т. п.);

2) транскультурный подход – расширение представлений пациента о проблеме посредством знакомства с иным (часто – прямо противоположным) реагированием и отношением к сути его проблемы в других культурах (например, различия в отношении к еде и голоданию в восточных и западных культурах);

3) притчи и анекдоты с психотерапевтическим радикалом (авторы выделяют 9 психотерапевтических функций притчи: посредничество между врачом и пациентом, модель разрешения проблемы, привлечение культуры пациента и т. д.).

На этапе работы с учетом принципа гармонизации используется распределение энергии по 4 основным сферам жизнедеятельности — телесной, ментальной, социально-коммуникативной и духовной.

К телесной относятся еда, сон, секс, телесные контакты, забота о внешности, физические упражнения, переживания боли и телесного комфорта–дискомфорта; к ментальной –удовлетворение познавательной потребности и любознательности, профессиональные достижения; к социально-коммуникативной – общение человека; к духовной – мировоззренческие и религиозные переживания, фантазии о будущем, надличностные («гражданские») переживания и поступки. В идеальной, гармоничной модели на каждую сферу выделяется 25% жизненной энергии. Реальное же распределение энергии выявляется с помощью неформализованного теста; дисбаланс отмечается при совместном его обсуждении и распределении 10 значимых событий за последние 4 года жизни по 4 сферам жизнедеятельности. Дисбаланс в телесной сфере создает риск соматических и психосоматических заболеваний, в ментальной – агрессивных дисстрессовых реакций и перфекционизма, в коммуникативной – чувства одиночества и депрессии, а в духовной – чувства тревоги и психотических нарушений. При выявлении дисбаланса (менее 10% или более 50%) в какой-либо сфере с пациентом сначала рассматривают возможности гармонизации, перераспределения остальных 3 сфер и только на последнем этапе целенаправленно обсуждают мероприятия для сбалансирования наиболее проблемной сферы, если необходимость в этом остается. Достигается это посредством директивных, конкретных и простых предписаний по изменению стиля жизни пациента, а также с помощью методики планирования будущего с учетом всех 4 сфер жизнедеятельности.

На этапе гармонизации выявляются и прорабатываются актуальный и базальный конфликты пациента. Актуальный конфликт складывается под воздействием внешних событий (например, смена места работы, смерть близких и т. д.), микротравм в значимых межличностных отношениях при недостаточной способности к преодолению этих проблем.

Авторы выделяют первичные (любовь, надежда, доверие) и вторичные способности (вежливость, честность, послушание, бережливость, пунктуальность и т. п.). Типичным базальным конфликтом является конфликт между «честностью и вежливостью».

Ярко выраженная вежливость способствует социально обусловленному поведению агрессии, парасимпатикотонии и тревоге; доминирование же честности приводит к симпатикотонии и агрессии. Эти «пусковые механизмы» вызывают функциональные расстройства, а при наличии «зон наименьшего сопротивления» (см. выше о дисбалансе 4 сфер жизни) –и соматические или психические нарушения.

На концептуальном уровне речь идет о гармонизации «правополушарных» проявлений и объектов (любов – интуиция – тело – поиск смысла) и «левополушарных» аспектов (знание – время – поиск значения).

Реализация принципа консультирования означает передачу пациенту функций психотерапевта (аутопсихотерапия). Такой подход соответствует принципам психологического консультирования.

В практике уже с первого занятия используются структурированное интервью и опросники (дифференциальный аналитический и висбаденский), при заполнении которых пациент сам может прийти к осмыслению различных аспектов своих проблем. Широко практикуются «домашние задания», о выполнении которых пациент отчитывается на последующем занятии.

Семейная терапия зачастую применяется в «заочной» форме: пациент получает инструкции для самостоятельных проведений занятий дома. Для преодоления межличностных конфликтов предлагается пятиступенчатая стратегия:

1) дистанцирование (наблюдение) – отказ от критики, от стереотипных оценок;

2) инвентаризация (описание) – оценка способностей партнера, как негативных, так и позитивных, характерных для самого пациента или желательных для него;

3) ситуативное ободрение – подкрепление хорошего и правильного, с точки зрения пациента, поведения партнера;

4) вербализация – выбор соответствующей ситуации и стратегии обсуждения проблемы с партнером;

5) расширение целей – выбор новых целей и сфер взаимодействия с партнером с учетом его позитивных качеств и без переноса негативного опыта.

Для вербализации проблемы рекомендуется ряд конструктивных правил:

1) предлагайте партнеру обсуждение в удобное для него время и в отсутствие посторонних;

2) начинайте беседу с упоминания о достоинствах партнера и положительных аспектов его поведения;

3) перейдя к проблеме, не повышайте голос, говорите от первого лица;

4) избегайте смещения обсуждения самой проблемы на личностные особенности партнера;

5) помните, что выявляющиеся различия во мнениях и взглядах – это показатель доверия и искренности;

6) старайтесь ограничить длительность обсуждения 1 часом;

7) напоминайте себе и партнеру, что конструктивное разрешение проблемы – выигрыш для вас обоих;

8) при интенсивных, но неудачных попытках прийти к откровенному диалогу с партнером обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту как к посреднику.

Существенная роль в психотерапии принадлежит религиозно-мировоззренческому аспекту. Авторы отмечают, что ни в какой другой области не вытесняются так отчетливо религия и смысл, как в психологии, медицине и психотерапии.

Между тем веру, религию и мировоззрение можно считать общей системой отношений (базовой концепцией), формирующей установки и способы поведения.

Так, религиозно-мировоззренческие установки могут служить базовой информацией об отношении к сексуальности (сексуальные запреты и нормы, обычаи сексуального поведения), о воспитании (роль родителей, авторитарное воспитание, антиавторитарные тенденции, предпочтение сына или дочери), о профессии (ограничение профессиональных возможностей, мотивация, стоящая в основе профессиональной деятельности, например служение человечеству, стремление к самореализации, работа как цель жизни, работа как общественное поручение, работа как нагрузка или уклонение от реальных задач), о партнерстве (равноправие между мужчиной и женщиной, мировоззренческая оценка партнерства как средства воспитания детей, как ячейки общества, как союза для получения удовольствий, как совместного прогресса), о социальных контактах (предписываемые социальные отношения, например между индийскими кастами или социальными группировками, слоями и классами; предписываемые религией ситуации общения, например совместные молитвы, общие праздники, хоровое пение, медитация или работа, требования социального аскетизма).

Авторы не противопоставляют свою психотерапевтическую систему другим концепциям, используют при необходимости психодинамические и поведенческие приемы, подчеркивая значимость собственной концепции в формировании контакта с пациентом и доступных его пониманию психотерапевтических целей (баланса).

В отличие от других позитивно-ориентированных современных методов, позитивная психотерапия Пезешкиана не фиксируется только на позитивных аспектах, а последовательно прорабатывает и позитивные, и негативные (от позитивных аспектов проблемы – к негативно окрашенным конфликтам и далее – к реалистичной проработке перспектив).

2.3 Позиция психотерапевта

Ролевые стратегии, принимаемые психотерапевтом во взаимоотношениях с пациентами.

Ведущие параметры: авторитарность – партнерство в выборе целей и задач психотерапии и директивность–недирективность в их технической реализации, являющаяся одновременно мерой разделения ответственности за результаты психотерапии и активности психотерапевта.

Предлагаемая схема, опирающаяся на оси авторитарности–партнерства и директивности–недирективности, позволяет разграничить метафорически описываемые «родительские и партнерские» позиции.

Выбор позиции, с одной стороны, зависит от индивидуальных особенностей психотерапевта и установок пациента (высокая экстернальность коррелирует с предпочтением авторитарных и директивных психотерапевтов), а с другой – диктуется концептуальной позицией («школой») психотерапевта и техническими особенностями используемых методов психотерапии.

Авторитарная позиция «отца» характерна для реализации поведенческих и суггестивных методов, а «матери» – для медитативных техник. Позиция «сестры» адекватна клиент-центрированной психотерапии, нейтральная позиция «зеркала» –психодинамическим методам и позиция «директивного брата» — позитивной психотерапии.

Показателем профессионализма психотерапевта является его способность сознательно и пластично занимать различные позиции исходя из интересов пациента и требований используемых методов.

Авторитарная позиция «сверху» подразумевает отношение к пациенту как к «объекту» врачебных манипуляций, сопровождается пространственным дистанцированием (гипнотизер, возвышающийся над своими пациентами) и подкрепляется имиджем «всезнающего мудреца».

Более современный партнерский подход базируется на видении пациента в качестве равноправного «субъекта», на пространственном расположении «лицом к лицу» или «плечом к плечу в круге», на демократичном образе психотерапевта («простого парня» или «затейника»).

В групповой психотерапии также выделяют альфа-позицию эмоционального лидера, бета-позицию лидера-эксперта, гамма-позицию пассивного конформиста и дельта-позицию отвергаемого «козла отпущения», объекта групповой агрессии. Эти позиции могут занимать все члены группы, но групповые психотерапевты занимают их сознательно соответственно фазе развития психотерапевтической группы.

3. Выводы

Психотерапевтическое направление, созданное Н. Пезешкианом, можно назвать «психотерапией, центрированной на конфликте». Она основывается: на позитивном подходе к пациенту и заболеванию; на содержательной оценке конфликта; на пятиступенчатой терапии, в основе которой лежит самопомощь.

Позитивная психотерапия исходит из того, что любой человек независимо от расы, социального положения и вероисповедания обладает от природы двумя основными способностями: к познанию и к любви.

Первая выражает рациональную, интеллектуальную суть человека (левое полушарие головного мозга), а вторая – его эмоциональную и душевную суть (правое полушарие). В Европе и Америке Больше выражена способность к познанию, в восточных странах – способность к любви.

Позитивная психотерапия исходит не только из способностей человека, но также из культуральных особенностей среды, в которой он воспитывается и живет.

В соответствии с концепциями позитивной психотерапии, реакция на конфликтную ситуацию у любого человека проявляется через четыре основные «сферы разрешения конфликта»: через тело, деятельность, контакты и посредством фантазии.

Позитивная психотерапия основывается на 3 принципах – надежд, баланса (гармонизации) и консультирования. Основными этапами данной разновидности психотерапии выступают: дистанцирование от конфликта, проработка конфликта, ситуативное одобрение, вербализация и расширение жизненных целей.

В заключение можно сказать, что позитивная психотерапия может сочетаться с другими методами (психоанализом, поведенческой психотерапией, логотерапией и т.д.), дополнять другие методы или применяться самостоятельно.

Чаще всего практикуется кратковременная конфликт-центрированная терапия (20-20 занятий длительностью около 50 мин. каждое).

Прямыми показаниями к применению позитивной психотерапии являются неврозы и психосоматические заболевания.

4. Список используемой литературы

1. Ахмедов Т.И. введение в общую психотерапию: [учебное пособие]/ Тарихэл Ахмедов. – М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2005. – 414 c.

2. Карвасарсикй Б.Д. Психотерапия. – М., 1985. – 146 с.

3. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994. – 186 с.

4. Пезешкиан Н. позитивная психотерапия: Теория и практика метода. Франкфурт, 1977. – 234 с.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-255265.html

Позитивная психотерапия

43. Основные этапы позитивной психотерапии.:  Позитивная психотерапия — один из широко известных методов

Позитивная психотерапия – это специфическая психотерапевтическая методика, у́чащая индивида принимать окружающую среду во всей многоликости и разнообразии, а не входить в противостояние с ней. Позитивная психотерапия указывает субъекту правильную и безболезненную стезю для обеспечения гармоничного формирования его мыслям, поведенческим реакциям, поступкам и чувствам.

Первоначально позитивная терапия носила название дифференциальный анализ. С позиции гуманистической концепции позитивную психотерапию следует отнести к транскультурному, психодинамическому подходу психотерапии. Концепция позитивной терапии базируется на важности для личности ее способностей: врожденных, т.е. базовых, и выработавшихся во время формирования личности, т.е. актуальных.

Пезешкиан позитивная психотерапия

Позитивная терапия представляет собой методику краткосрочной терапии, предложенную в 1968 году Н. Пезешкианом. Данная методика направлена на принятие решений позитивного характера в различных жизненных ситуациях посредством мобилизации внутренних резервов личности.

Свое название методика получила от слова латинского происхождения, которое означает в переводе фактическое или данное.

Ключевая идея позитивной психотерапии заключена в работе со способностями индивида, выработавшимися в ходе личностного развития, а не с самим заболеванием, симптомами или насущной проблемой.

Главный тезис позитивной психотерапии состоит в том, что здоров не тот индивид, кто не имеет проблемных ситуаций, а тот, кто понимает, каким образом грамотно преодолеть возникающие трудности, преграды, и находит максимально допустимое число решений проблемных ситуаций.

В соответствии с концепцией терапии, позитивное представление индивида происходит из осознания того, что каждый субъект обладает от рождения двумя центральными способностями: любить и знать.

Эти базовые способности имеют тесную взаимосвязь, поскольку уровень сформированности одной поддерживает и способствует развитию другой.

В позитивной психотерапии на этой аксиоме выстраивается представление об индивиде: он добр по сути своей и обладает врожденной тягой к добру.

Позитивная психотерапия базируется на глубоком веровании в то, что все люди наделены необходимыми способностями в полной мере для счастливой жизни. Каждому открыт доступ к неисчерпаемым жизненным возможностям для личностного роста и индивидуального раскрытия.

Пезешкиан утверждал, что индивида можно представить в виде шахты, наполненной драгоценностями.

Одной из задач индивида, приводящей к личностной самореализации, является поиск сокрытого клада, поднятие его из глубин человеческой души и демонстрация вселенной в виде применения природных способностей и талантов. Основой жизненной удовлетворенности Пезешкиан считал исполнение индивидуальной жизненной миссии.

Краткосрочная позитивная психотерапия обладает неоспоримыми достоинствами, включающими ее доступность всем возрастным категориям и социальным группам.

Обучение самопомощи и системный подход психотерапии притягивает все больше субъектов к методике из различных профессиональных сфер.

Принцип простоты и разносторонности предоставляет возможность легко применять концепцию Пезешкиана без психологического образования каждому в будничной жизни в тяжелые жизненные моменты.

Ценностью данного метода психотерапии является рассмотрение проблемы с точки зрения транскультурного подхода. Психотерапевт, практикующий данный метод, должен обладать особенной чувствительностью и знаниями о разнообразных культурных особенностях и специфике духовных различий народов мира.

Неординарность жизненного опыта отдельных личностей и целых народов не оспаривается, а принимается. Духовная атмосфера и специфика среды, в которой индивид родился и вырос, уважается, а не рассматривается в качестве предрассудка.

Транскультурный подход базируется на концентрации внимания, на схожести человеческой расы, а не на ее различиях.

Философия позитивной психотерапии анализирует индивида комплексно в процессе его видоизменений. В ходе психотерапии ключевыми являются индивидуально-биологические особенности, психосоциальные аспекты и духовные качества личности. Данный подход способствует обретению внутренней целостности.

Применение концепции Пезешкиана не ограничиваются только терапией и психологическим консультированием, оно распространяется и на другие прикладные сферы. Довольно эффективны его идеи в организации и проведении тренингов, в управлении бизнесом.

Множество психотерапевтических методик сосредоточивает внимание на патологических личностных расстройствах, на болезнях и проблемах индивида. А краткосрочная позитивная психотерапия акцентирует внимание в процессе взаимодействия клиента с терапевтом на индивидуальном потенциале в качестве первичного и ключевого момента его исцеления.

Позитивная психотерапия видит причиной появляющихся личностных проблем в неразвитых и подавленных сферах духовного межличностного общения. Подавление некоторых сфер межличностного взаимодействия ведет к зарождению конфликтов и к другим жизненным расстройствам.

Позитивная психотерапия базируется на трех главнейших принципах: надежды, баланса и самопомощи. Принцип надежды сфокусирован на ресурсах индивида. Он позволяет понять свои способности, принять ответственность за происходящее в личной жизни на себя.

Принцип баланса рассматривает жизнь и личностное развитие в четырех аспектах, таких как тело, отношения, достижения и будущее. Суть этого принципа заключена в стремлении к возрождению их природной гармонии. Принцип самопомощи можно представить в образе 5-шаговой модели.

Ее применяют в качестве стратегии гармонизации, личностной адаптации и развития.

Целенаправленность на развитие и будущность является неоспоримым преимуществом метода позитивной терапии. Он обучает образовывать будущее через принятие обстоятельств настоящего. Принятие абсолютной ответственности за собственную жизнь позволяет каждому индивиду совершать конкретные действия по трансформации своей реальности.

Важным принципом позитивной психотерапии также считается и принцип неординарности, индивидуальности личности. Жизнь не состоит из шаблонов. Многогранность и разнообразность источников людского счастья выстраивается на использовании и получении удовольствия от того, что имеется на данный момент времени, а не от возможного.

Позитивная психотерапия является одной из дорог на пути к жизненному балансу и гармонии. Она учит индивида, как стать автором собственной жизни. Однако позитивное направление не означает трактовку вселенной через призму «розовых очков».

Позитивное направление в качестве метода психотерапии призвано помочь индивиду не потерять себя в течение стремительно разворачивающихся событий века.

Психосоматика и позитивная психотерапия

Жизненный путь индивида представляет собой череду событий, отмеченных персональным участием индивида, восприятием, оцениванием и ответной реакцией. Ответная реакция личности объединяет в себе определенный набор поступков в конкретной ситуации, переживание того, что произошло.

Жизненные события представляют собой модификации обстоятельств или новые конфигурации взаимоотношений окружающих, нарушения в осуществлении жизненной стратегии и целей, неудовлетворенные желания и потребности, несбывшиеся мечты, крушение надежд.

Шагая полосами стрессовых, конфликтных и проблемных ситуаций, попадая в жизненные кризисы, индивид может преобразоваться в жертву продолжительных состояний напряжения психоэмоционального характера и социальной дезадаптации.
Так как тело и душа личности являют собой неразрывную целостность, то психологическое неблагополучие довольно часто становится причинами телесных хворей.

В свою очередь, такие нарушения, оказывают воздействие на психику индивида. В реалиях стремительной современной жизни у субъекта обнаруживается множество расстройств психосоматического характера, которые устраняются только посредством понимания телесного «языка» психики.

Нередко тело, посредством проистекающих в нем процессов, может проявлять эмоции при помощи языка чувств, например, выражения боязни, отчаяния, уныния, радости. Одновременно с этим психические процессы обнаруживают себя через «язык органов». Так, например, психические процессы могут выражаться покраснением лица, дрожью, болью в спине или сыпью на лице.

Причиной связи в таких случаях между изначально произошедшим и его следствием не существует. Физиологические и психические реакции являются различными проявлениями индивидуального внутреннего состояния.

Пезешкиан в своих трудах обосновал связь психосоматики (телесное отображение душевной жизни субъекта) и позитивной психотерапии.

Позитивный подход Пезешкиана охватывает все психические недуги, психосоматические и соматические болезни. Данный подход направлен на учет симптомов и динамики болезни наряду с содержательными аспектами для каждого индивида.

Методы позитивной психотерапии

Основной задачей позитивной терапии выступает трансформация убеждений пациента относительно собственного заболевания и поиск новых возможностей внутреннего резерва в битве с болезнью.

Так как фундаментом множества психических и психосоматических недугов является конфликт, то смена взглядов на симптоматику позволяет психотерапевту и, соответственно, пациенту более разграничено подходить к конфликтным ситуациям.

Согласно концепции позитивной терапии, ответная реакция на конфликт у любого индивида выражается посредством четырех основных сфер разрешения конфликтов – тела, деятельности, контакта и фантазии.

Позитивная психотерапия бывает динамической и краткосрочной, она может быть направлена, как на помощь отдельной личности, так и семье в целом.

Позитивная семейная психотерапия основана на поиске решений через личный опыт участников терапии. Клиенты решают собственные проблемы самостоятельно, не замечая этого. Сеансы психотерапии помогают выяснять, каким именно образом желает каждый участник семейных отношений видоизмениться.

Наряду с этим довольно важным является понимание клиентами основных моментов, заключающихся в том, какие внутренние резервы могут использовать члены семьи в конкретной ситуации и каково желаемое состояние системы семейных отношений, к которым устремлены их участники и ради которых они согласились сотрудничать с психотерапевтом.

Позитивная семейная психотерапия в своем арсенале средств для помощи семьи использует различные истории, притчи, небылицы, мифы, сказания. Целью историй, рассказанных терапевтом, является не только морализирование, но и соприкосновение с ситуацией-примером в воображении. Истории играют роль зеркала, модели, посредника между клиентами и психотерапевтом.

Ключевым понятием позитивного подхода в семейном консультировании выступает «концепция». Концепцией называются эмоциональные и когнитивные конфигурации, задающие индивиду схему толкования отношений к собственной личности, к другим индивидам, к окружению.

Позитивная психотерапия и упражнения направлены на помощь клиенту осознать, что проживать собственную данность (positum) нужно так, чтобы жизнь его становилась крепче, ярче, несла здоровье, уважение и принятие собственной уникальности.

Позитивная психотерапия техники

Позитивный подход в терапии обладает четким алгоритмом и позволяет применять различные техники и методы, включающие и приемы из смежных направлений. Например, техники проговаривания, методику вопрос-ответ, опросник актуальных способностей, элементы арт-терапии, техники визуализации и др.

Позитивная психотерапия в своем арсенале располагает следующими, свойственными только ей, конкретными техниками и терапевтическими направлениями: стандартизованным первым интервью, применением притч, сказаний, поговорок, мифов и пословиц, былин, транскультуральным подходом, позитивной символ ориентированной интерпретацией, образцом конфликта для осознания проблем клиентов, шаблоном равновесия способности к постижению, переработкой микро- и макротравм, шаблоном равновесия способности любить.

Техника позитивной психотерапевтической практики обычно имеет пять уровней: отдаление от конфликтной ситуации и ее проработка, ситуативное одобрение и вербализация, увеличение границ жизненных целей.

Позитивная психотерапия упражнения и техники в данном направлении не требуют максимум усилий и не затрачивают много времени, но требуют определенных знаний и особой чувствительности от психотерапевта.

Техники позитивной психотерапии подходят для разрешения всевозможных проблемных вопросов, начиная от личностных конфликтов, межличностных взаимоотношений и заканчивая работой с психосоматическими заболеваниями.

Они предоставляют возможность проследить причины специфики поведенческих реакций клиента, позволяют понять их.

Позитивный подход терапии принуждает клиента посмотреть на проблемную ситуацию с абсолютно новой точки зрения, нередко противоположной той, которая была изначально.

При помощи техник позитивной терапии клиент учится находить резервы и другие жизненные цели.

Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник: https://psihomed.com/pozitivnaya-psihoterapiya/

Позитивная психотерапия — направление, для которого не существует этнических и культурных границ

43. Основные этапы позитивной психотерапии.:  Позитивная психотерапия — один из широко известных методов

Нобелевская премия не присуждается за достижения в области психологии. Несмотря на это, список психологов, получивших её, достаточно обширен. Так как прямая номинация для них отсутствует, они награждаются за открытия в медицине, литературе и даже экономике. В своё время лауреатами становились Павлов, Дейл и Лёви, Гесс, Камю, Сартр.

В 2009 году в секции медицины и физиологии был номинирован профессор Носсрат Пезешкиан — немецкий невролог, психиатр и психотерапевт с иранскими корнями. Его детище — позитивная психотерапия — принесло ему всемирную известность и множество наград. А самое главное — эффективно помогает людям преодолеть те конфликтные ситуации, в которых они то и дело оказываются.

Что это такое

Позитивная психотерапия — это направление, центрированное на конфликте, который решается с помощью способностей (врождённых и приобретённых) самого человека.

Оно широко применимо как в психологии, так и в психиатрии для лечения серьёзных расстройств личности и поведения. Уходит корнями в транскультурные психодинамические психотерапевтические методы.

Первоначально Пезешкиан называл своё детище дифференциальным анализом. Основа — гуманистическая точка зрения.

Позитивная психотерапия Пезешкиана активно пропагандировалась в Германии, начиная ещё с 1968 года. Но признание она получила гораздо позже. В 1996 была объявлена эффективным и официальным направлением Европейской ассоциацией психотерапии. Вслед за ней в 2008 году то же самое провозгласили с высоких трибун Всемирного совета психотерапии.

Профессор Пезешкиан последние годы своей жизни (умер в 2010) постоянно ездил по миру с семинарами, симпозиумами, общественными лекциями. Проводил интервью с прессой, телевидением и радио. На сегодняшний день открыто более 40 центров позитивной психотерапии в разных странах. За активное претворение в жизнь своего метода доктор был удостоен множества наград:

  • главная медицинская премия Германии «Ричард-Мартин-Прайс» за гарантию качества;
  • премия Эрнста фон Бергманна;
  • Орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»;
  • международная премия Авиценны за этику в науке;
  • номинация на Нобелевскую премию.

Многие его книги переведены на русский язык:

  1. «Позитивная психотерапия — теория и практика нового метода».
  2. «Позитивная семейная психотерапия».
  3. «Психосоматика и позитивная психотерапия».
  4. «Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов».
  5. «Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия».

Пезешкиан создавал позитивную психотерапию на основе транскультуральных исследований более 20 мировых культур. Поэтому его направление многие называют новаторским и межнациональным.

В обиходе можно встретить разные названия: позитивная динамическая психотерапия, дифференциальный анализ, транскультурная психодинамика и другие.

Сложности этимологии. Несмотря на то, что в ПП присутствует момент, обеспечивающий пациенту исключительно позитивный настрой, название направления не имеет никакого отношения к латинскому слову «positivus», что переводится как «положительный». Оно восходит к другому латинскому понятию — «positum», что означает «имеющий место, фактический, данный».

Суть

Вся суть позитивной психологии раскрывается в этимологии термина. Она работает с той проблемой, которая имеется на данный момент и которая требует скорейшего решения именно сейчас.

Носсрат Пезешкиан считал, что, пока в остальных направлениях докапываются до истинных причин конфликта (психотравмы, расстройства), уходит драгоценное время. Потом оно ещё тратится на возможное устранение провоцирующих факторов.

И только после этого начинается работа непосредственно с самой проблемой. А она за этот срок уже успевает разрастись, пустить корни и перейти в запущенную стадию.

Считая эти моменты явным минусом большинства психотерапевтических направлений, Носсрат Пезешкиан создавал позитивную психотерапию с совершенно иной целью — работать непосредственно с проблемной ситуацией.

Не углубляясь в детские паттерны поведения и давние психотравмирующие факторы, он старался в короткие сроки избавить человека от тревожных мыслей, депрессии, нервозов, личностно-поведенческих расстройств, пока они ещё не перешли в запущенную форму.

Это даёт отличные и быстрые результаты. Люди получают решение своей проблемы всего за несколько сеансов, при этом не углубляясь в прошлое и не вызывая в закоулках памяти неприятные воспоминания. Сохраняя душевное равновесие, они ещё и учатся самостоятельно выходить из затруднительных ситуаций впоследствии.

Основные задачи позитивной психотерапии:

  • психотерапевтический аспект — лечение личностно-поведенческих расстройств;
  • педагогический аспект — воспитание и профилактика девиантного поведения и социальной дезадаптации детей и подростков;
  • транскультурально-социальный аспект — развитие и усовершенствование межкультурального сознания (изучение национальных традиций, влияющих на поведение и внутреннее состояние их носителей);
  • междисциплинарный аспект — взаимодействие и интеграция (насколько это возможно) других психотерапевтических направлений под общей эгидой.

Такое разнообразие аспектов, с которыми приходится работать специалистам, делают её ещё более привлекательной.

Преимущества

Принцип «здесь и сейчас» активно используется в нейролингвистическом программировании, психодраме, клиентцентрированной психотерапии, гештальт-терапии, недирективном гипнозе.

И всё-таки работа в этих направлениях слишком затягивается, так как они практически не черпают внутренние ресурсы человека, помогая ему методиками извне.

Большинство из них ориентированы на устранение симптоматики, а не самого конфликта.

На фоне всего этого не удивительно, что позитивная психотерапия имеет такой успех. Её преимущества перед другими направлениями:

  • конфликто-, а не симптомоцентрированность;
  • краткосрочность: в среднем, 20 сеансов в рамках психологии и не более 50 — психотерапии (с учётом окончательного избавления от достаточно тяжёлых расстройств);
  • универсальность: специалистам не приходится подыскивать разные методы, техники и приёмы — здесь всё работает на практически мгновенное устранение конфликта;
  • интернациональность: это кросс-культурная психотерапия, интегрирующая философию и интуитивную мудрость Востока и рационализм и научность Запада;
  • активное вовлечение пациента в процесс работы над своими конфликтами;
  • работа с человеком как с целостной системой, а не отдельными его мыслями, переживаниями, конфликтами;
  • активное применение притчи и метафоры как психотерапевтического инструмента для работы с пациентами;
  • ориентированность на будущее, несмотря на принцип «здесь и сейчас»: позитивная психотерапия учит, как справляться с проблемными ситуациями в дальнейшем.

Помимо всех этих преимуществ, данное направление предлагает также методики работы с проблемами, возникающими у самих психотерапевтов. Для практикующих специалистов это существенный плюс.

Один из наиболее привлекательных моментов для пациентов — краткосрочная позитивная психотерапия позволяет устранить конфликт за минимальное количество сеансов.

Там, где гештальт-терапии потребуется полгода, ПП управляется за полтора месяца.

Основные принципы

Позитивная психотерапия базируется на трёх «китах» — трёх основных принципах. Каждому из них соответствует конкретная методика.

Принцип баланса

Ему соответствует методика содержательного дифференциального анализа психодинамики личности. Название только звучит так страшно, на самом деле всё просто. Позитивная психотерапия работает с врождёнными (первичными) и приобретёнными (вторичными) способностями человека. Специалист старается на первых же сеансах их выявить и разграничить.

Чаще всего проблема возникает из-за того, что первые оказываются невыявленными и бунтуют где-то изнутри, а вторые в это время, хоть и лежат на поверхности, но не находят себе сферы применения. Задача ПП — гармонизировать и буквально «вытащить» на свет врождённые таланты и одновременно помочь актуализировать приобретённые.

Принцип надежды

Ему соответствует метод позитивного подхода в видении врождённых и приобретённых способностей, а также возможностей человека. Есть пациенты, от которых то или иное направление отказывается, так как не имеет необходимого инструментария для работы с ним.

Но здесь психотерапевты не имеют право не верить в благополучный исход. Даже если случай уникальный или запущенный, необходимо действовать так, словно выздоровление наступит уже завтра.

Причём большая часть надежды возлагается на внутренние ресурсы самого пациента.

Принцип само- и взаимопомощи

Ему соответствует метамодель, предполагающая 5 шагов. Её цель — в максимально короткие сроки гармонизировать, адаптировать и развить любую личность.

И если на самых первых сеансах работа ведётся преимущественно с самим пациентом, то в конце ему дают алгоритм, как улучшить жизнь не только самого себя, но и тех, кто его окружает.

Причём этот список достаточно внушительный: любимый человек, семья, партнёр по бизнесу, коллеги, сотрудники организации, община. Гуманистическая ориентированность позитивной психотерапии ярче всего проявляет себя именно в этом принципе.

Однако этими принципами методы позитивной психотерапии не исчерпываются. В руках специалистов — гораздо более богатый инструментарий.

О способностях

Врождённые и приобретённые способности являются ключевыми понятиями. Причём речь идёт не столько о талантах, одарённости или гениальности, сколько об общечеловеческих ценностях. Например, с точки зрения ПП, в каждом с самого рождения заложены две ведущие способности (потребности) — познавать и любить.

Способность и потребность познавать

Это рациональная, интеллектуальная сущность человека. За неё отвечает левое полушарие мозга. Во-первых, она более развита у математиков, физиков и людей других специальностей, связанных с точными науками. Во-вторых, учитывая интеграцию культур, с точки зрения позитивной психотерапии, данная способность находится в приоритете у жителей Северной Америки и Западной Европы.

Именно это становится во главу угла при разрешении конфликта, к примеру, у химика или немца. Психотерапевт предлагает им устранить его путём логических размышлений.

Постоянные ссоры с женой? Из-за чего? Есть не готовит, одежду не стирает и не гладит, за детьми не смотрит, требует много денег? А есть какие-то положительные моменты в совместной жизни с ней? Чего больше: достоинств или недостатков? С помощью подобных наводящих вопросов и записи чётких ответов, сопоставительной таблицы в конце уже первого сеанса рационалист видит, что смысла быть с такой супругой больше нет и единственный выход из данной ситуации — развод (или наоборот).

Способность и потребность любить

Это эмоциональная, чувственная духовная сущность человека. За неё отвечает левое полушарие. Она развита у представителей гуманитарных и творческих профессий, а также у жителей Востока и Южной Америки.

Если с семейной проблемой (ссоры с женой) к позитивному психотерапевту пришёл художник или японец, им бесполезно задавать те чёткие, рациональные вопросы, которые так эффективно сработали в предыдущем случае. Ответы на них будут даваться расплывчатые, длинные и неопределённые, что только ещё больше запутает клиента в том, чего он хочет, и затянет сеанс.

Здесь требуются иные приёмы и техники. Например, метафоризации или притчи. Увидя собственную семейную жизнь как испорченное полотно или высохшие краски, художник сможет сам принять решение, реанимировать их или заменить новыми. Услышав историю о глупой жене, японец поймёт, как всё исправить.

«Сверхлюди»

Труднее всего работать с людьми, у которых происходит смешение физиологических способностей и культурно-исторических предрасположенностей. Например, с китайцем-информатиком или музыкантом-англичанином.

С одной стороны, ими движет наиболее развитое полушарие. С другой — этническая принадлежность. В таких случаях приходится выявлять доминирующий из этих факторов и работать с ориентацией на него.

При этом необходимо устранить вечный внутренний конфликт между двумя этими сущностями.

Такой межкультуральный подход позволяет позитивной психотерапии работать с человеком любой национальности, учитывая его этнические и культурно-исторические предрасположенности. Это даёт отличные результаты.

Этапы

В решении любого конфликта позитивная психотерапия проводит пациента через пять обязательных, последовательных уровней:

  1. Дистанцирование от ситуации, которая спровоцировала конфликт.
  2. Её детальная проработка.
  3. Ситуационное согласие.
  4. Вербализация.
  5. Расширение границ целей.

Все эти этапы имеют лишь одну цель — здесь и сейчас избавить человека от проблемы, помочь ему справиться с ней и пойти дальше без отягощающего груза. Эту схему проходят все пациенты без исключения. Независимо от того, с чем они пришли — с обычной бытовой ссорой (межличностным конфликтом) или серьёзными отклонениями в поведении (психическим расстройством).

Методы

На этих этапах психотерапевты используют разные техники, приёмы и методики, позволяющие достичь цели на каждом конкретном уровне. Некоторые из них являются универсальными и активно используются практически во всех направлениях психологии, педагогии, психотерапии:

  • вопросно-ответная методика;
  • проговаривание;
  • визуализация;
  • выявление актуальных способностей с помощью метода анкетирования.

Но есть в арсенале позитивной психотерапии и специфические техники и приёмы, разработанные именно под неё:

  • формализованное диагностическое интервью с закрытыми вопросами;
  • истории, сказки, притчи;
  • метафоры;
  • мультикультурный подход;
  • стратегия комплиментарного подхода;
  • подборка примеров подобных конфликтов.

Техники и упражнения

Позитивная психотерапия хороша ещё и тем, что многие её техники и упражнения можно использовать самостоятельно для устранения незначительных внутренних разногласий. Их можно применять в моменты непосильной усталости, возникновения межличностного конфликта, навязчивых идей, пробуждения внутренних комплексов. Судя по отзывам, при правильном выполнении они дают отличные результаты.

Саногенное мышление

Отличное упражнение для тех, кто любит каждую проблему раздувать до небес и видеть во всём лишь плохое. Как его выполнять: как только случается какой-либо конфликт, создаётся неприятная ситуация, в ней нужно рассмотреть что-то хорошее. Иногда это бывает невероятно трудно, но эффективность данного метода не заставит себя долго ждать.

Причём это распространяется и на физиологию. Например, у вас прихватило сердце.

Казалось бы, какой в этом плюс? С точки зрения позитивной психотерапии любая боль (и физическая, и психологическая) — это сигнал к тому, чтобы предпринять своевременные меры для её лечения.

Чем раньше это сделать, тем меньше негативных последствий для здоровья будет в дальнейшем. Чаще всего такое упражнение назначается ипохондрикам.

Идеальный день

Данное упражнение позитивные психотерапевты рекомендуют выполнять по возможности раз в 1-2 недели тем, кто недоволен своей жизнью, погряз в рутине, вынужден постоянно делать то, что надо, а не то, что он хочет. Оно также помогает справиться с депрессией и внутренними комплексами.

Задание заключается в следующем. Составить подробный план своего идеального дня — так, как хотели бы провести его вы, без оглядки на чьё-то мнение и руководствуясь исключительно своими внутренними желаниями.

Но делать это нужно максимально подробно, как если бы вы составляли распорядок своего обычного завтрашнего дня. То есть нужно указать, что бы вы хотели съесть на завтрак, куда пойдёте, кому позвоните.

Следующий шаг, наверное, уже понятен: проживите этот день так, как вы его расписали, насколько это возможно.

Притчи

Для каждой жизненной ситуации у жителей Востока есть своя мудрая притча, которая учит, как правильно действовать в том или ином конфликте, кто на самом деле виноват. Если бы каждая супружеская пара имела в своей библиотеке томик таких иносказательных историй, ссор было бы гораздо меньше.

Например, типичная ситуация для современной семьи: и жена, и муж считают, что оба на 100% выполняют возложенные на них обязанности. Первая варит борщ и воспитывает детей, второй приносит деньги.

Однако никакой взаимопомощи друг другу они не оказывают.

Здесь как нельзя кстати придётся притча «Распределение обязанностей», которая рассказывает о том, что подобное положение дел привело супругов к тому, что у них сгорел дом.

Как использовать данную технику самостоятельно? В век Интернета даже не придётся покупать сборник притч. Столкнулись с проблемной ситуацией — забиваете её в поисковую строку (изменил парень, распространение слухов, плохая мать, несправедливый начальник), а рядом — слово «притча». Вы удивитесь, сколько поучительных историй создал Восток на вашу тему. Читайте, извлекайте урок и исцеляйтесь.

Положительные имена и ярлыки

Судя по отзывам, упражнение невероятно эффективное, хоть и сложное. Задача заключается в том, чтобы убрать из своего окружения все речевые клише с отрицательной эмоциональной окраской. Это должно касаться и мелочей, и более значимых моментов.

Проработать придётся многие нюансы: смотря в зеркало, нельзя называть себя старой и толстой — только мудрой и аппетитной; начальник — не хам и самодур, а человек с весьма сложным, но зато оригинальным характером; и никакое у вас не слабое эго — просто сильное эго спит. Начать можно с произношения вслух, а затем уже прорабатывать и мысленные формулировки.

Распутывание клубка

Каждому человеку приходится сталкиваться сразу с целым клубком проблем. С начальником отношения не ладятся, нет времени съездить к родителям, не хватает внимания мужа, дети погрязли в двойках.

И начинается хождение по мукам: не могу помочь маме, потому что на работе выходной не дают, супруг не занимается детьми — вот у них и учёба хромает и т. д. Человек склонен искать взаимосвязи и одну проблему оправдывать другой.

Распишите все свои трудности на разных листочках, не путайте их в один клубок, а решайте по отдельности.

Регулярно выполняя такие упражнения, можно без привлечения специалиста помочь не только самому себе, но и людям из своего окружения. В этом и заключается уникальность данного направления, на практике реализующего гуманный подход.

О других видах психотерапии можно узнать из наших статей:

  • Поведенческая психотерапия
  • Телесно-ориентированная
  • Семейная психотерапия

Источник: https://ponervam.ru/pozitivnaya-psihoterapiya.html

Medic-studio
Добавить комментарий