43.Понятие, цели и задачи психологического консультирования

Ответы к гос.экзамену по специальности 050706 – Педагогика и психология – файл 1.doc

43.Понятие, цели и задачи психологического консультирования
Ответы к гос.экзамену по специальности 050706 – Педагогика и психология
скачать (2103.5 kb.)

1.doc2104kb.18.12.2011 07:19скачать

содержание
1   …   11   12   13   14   15   16   17   18   …

  30 Реклама MarketGid:

Консультирование – совокупность процедур, направленных на помощь в разрешении проблем и принятии решений относительно проф. карьеры, брака, семьи, совершенствовании личности и межличностных отношений. Профессия психолога консультанта возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений людей однако ищущих псих.

помощи т.к. они испытывают трудности в повседневной жизни.

Типы психологического консультирования:

1. Возрастно-психологическое; 2. Семейное; 3. профессионально-ориентированное; 4. индивидуальное.

Возможности психологического Консультирования:

1. Консультирование помогает выбирать и действовать по собственному усмотрению. 2. Консультирование помогает обучаться новому поведению. 3. Консультирование способствует развитию личности. 4. В консультировании образуется ответственность за себя, и такой человек способен принимать решение. 5. Создаются условия, где создается волевое поведение клиента. Сердцевиной консультирования является консультативное взаимодействие между клиентом и консультантом.

Роджерс выделил три аспекта: Каждая личность безусловная ценность и заслуживает уважения. Каждая личность в состоянии быть ответственной за себя. Каждая личность имеет выбирать цели и принимать самостоятельные решения. Когда человек вербализирует проблему – он осознает ее (цели и ценности) Нам не стоит скрывать свои ценности, говорил Роджерс.

Цели консультирования:

1. Способствовать изменению поведения клиента, чтобы он мог жить продуктивно и испытывать удовлетворенность. 2. Развивать навыки преодоления трудностей. 3. Обеспечивать эффективное принятие жизненно-важных решений речь идет о поступках. Поступок – это деяние за которое человек может и должен нести ответственность. распределение времени и дел, т.е. распределение приоритетов, преодоление стрессов). 4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. 5. Способствовать реализации и повышению потенциала личности (максимальная свобода клиента. Речь идет не о тех правах, у которых есть свобода, а речь идет о том, чтобы человек понял свободу и научился пользоваться ей.).Развитие способности человека научиться контролировать себя. 6. Контролировать себя и свои действия. Цели могут быть долгосрочными и локальными. Необходимо разобраться с клиентом в том, что он хочет. Может быть, он хочет разобраться в какой-то конкретной проблеме.

Задачи консультирования:

1. эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям клиента; 2. расширение сознания и повышение психологической компетентности; 3. изменение отношения к проблеме; 4. повышение стрессовой и кризисной толерантности; 5. развитие реалистического мировоззрения; 6. повышение ответственности пациента и выработка готовности к творческому освоение мира. Цели и задачи психологического консультирования можно определять по-разному – в зависимости от того подхода к психологическому консультированию, в рамках которого мы предпочитаем работать.

(1994) основную цель психологического консультирования определяет как оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими. Применительно к этой цели выдвигаются следующие задачи:

1. Выслушивание клиента, в результате чего должно расшириться его представление о себе и собственной ситуации, возникнуть пища для размышлений. 2. Облегчение эмоционального состояния клиента, то есть благодаря работе психолога-консультанта клиенту должно стать легче. 3. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Имеется в виду, что в ходе консультации фокус жалобы клиента должен быть переведен на него самого, человек должен ощутить свою ответственность и вину за происходящее, только в этом случае он будет действительно стараться измениться и изменить ситуацию, в противном случае он будет лишь ожидать помощи и изменений со стороны окружающих. Программа-минимум здесь – показать клиенту, что он сам, хотя бы отчасти, способствует тому, что его проблемы, и отношения с людьми носят такой сложный и негативный характер. 4. Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации.

(2001, с.186) определяет целью психологического консультирования культурно-продуктивную личность клиента, чтобы человек обладал чувством перспективы, действовал осознанно, был способным разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с различных точек зрения.

В связи с этим главную задачу психолога-консультанта Г.С.

Абрамова видит в том, чтобы создать для нормального, психически здорового клиента условия, в которых он начал бы создавать осознанные нешаблонные способы действия, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями культуры.

На близких позициях находится (1999). Целью психологического консультирования, с его точки зрения, является появление у клиента черт зрелой личности.

Первоочередная задача здесь – появление черт зрелой личности у самого психолога-консультанта. Эти черты Кочюнас Р.-А. Б. подробно описывает (1999, с.25-32). Во многом появление этих черт у консультанта Кочюнас Р.-А. Б.

связывает с разнообразием стиля личной и профессиональной жизни у психолога-консультанта.

(1993) , как мы уже говорили, цель психолога в консультировании видел в том, чтобы прояснять клиенту причины и следствия жизненных ситуаций. Задачей здесь будет доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации.

Эта задача порождает еще одну – изучение индивидуально-психологических особенностей клиента, чтобы, исходя из них, правильно доводить эту информацию, учитывать, что и в какой форме человек готов принять. В связи с этим Обозов Н.Н.

заложил основы типологии клиентов, наметил адекватные способы поведения по отношению к разным типам клиентов психологов-консультантов.

(1994) свой подход к психологическому консультированию назвала духовно ориентированным подходом. В качестве основной задачи, стоящей перед психологом-консультантом, она называет задачу помочь клиенту осознать реальность своего «Духовного Я». В структуре личности Т.А. Флоренская выделяет два образования:

1. «Эмпирическое обыденное Я» – средоточие прижизненно приобретенных личностью качеств. 2. «Духовное Я» – некий врожденный голос совести, интуиции человека, сосредоточие нравственной и творческой интуиции, подсказывающее человеку, что и как, каким образом необходимо делать, что нравственно, эстетично, а что нет.

(1992, 1991) свой подход к консультированию назвал диалогическим. Целью работы с клиентом в рамках этого подхода, как это видно из работ А.Ф.

Копьева, является достижение высших степеней диалогического общения, когда можно зафиксировать момент самообнаружения личности в максимально искреннем обсуждении значимых личностных проблем.

Обсуждение становится при этом исследовательским полем, позволяющим прикоснуться к наиболее глубинным и интимным закономерностям внутренней жизни и межличностного общения.

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций.

Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент.

Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке.

Один сеанс психологического консультирования проходит в форме личной беседы психолога с клиентом, длящейся в среднем от нескольких десятков минут до полутора, двух и более часов. В ходе этой беседы клиент рассказывает психологу о себе, о своей проблеме.

Психолог, в свою очередь, внимательно выслушивает клиента, стараясь вникнуть в суть его проблемы, разобраться в ней, прояснить ее как для себя, так и для самого клиента.

Во время консультации оценивается личность клиента, и с учетом его индивидуальных особенностей клиенту даются научно обоснованные, аргументированные рекомендации по поводу того, как лучше всего практически решить его проблему.

Советы и рекомендации, предлагаемые клиенту психологом-консультантом, в большинстве случаев рассчитаны на то, чтобы, самостоятельно воспользовавшись ими, клиент смог полностью справиться со своей проблемой без помощи со стороны психолога-консультанта. Психологическое консультирование – это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. Это и есть основная задача психологического консультирования. Во время консультации психолог обычно применяет специальные приемы и методы работы с клиентом и воздействия на него, рассчитанные на то, чтобы за сравнительно короткий срок (время проведения консультации) найти и точно сформулировать способ практического решения проблемы клиента, причем сделать это таким образом, чтобы данное решение было понятно и доступно для реализации клиенту.

психолога-консультанта с клиентом чаще всего не ограничивается одной-двумя. В большинстве случаев требуется более длительное консультирование, включающее в себя от трех и более встреч с клиентом. Необходимость в таком пролонгированном консультировании возникает в следующих типичных случаях:

– Проблема клиента настолько сложна, что разобраться в ней за один-два сеанса практически невозможно. – У клиента имеется не одна, а несколько разных проблем, решение каждой из которых требует отдельной консультации. – Предлагаемое решение проблемы не может быть сразу и полностью самостоятельно реализовано клиентом и требует дополнительной поддержки со стороны консультанта. – У психолога-консультанта нет достаточной уверенности в том, что клиент, в силу, например, его индивидуальных особенностей, сразу и без дополнительной помощи справится со своей проблемой.

Достаточно многие исследователи в области ПК стремились представить консультативный процесс в виде упорядоченно сменяющих друг друга этапов.

1.установление контакта; -достижение взаимного доверия (необходимо выслушать, проявляя искренность, эмпатию). Не прибегать к манипулированию и оценкам, консультант поощряет клиента к глубокой рефлексии, при этом фиксируя его чувства, высказывания, особенности невербального поведения. 2. Двумерное определение проблемы: -характеристика проблемы (установление когнитивного и эмоционального аспектов проблемы); -установление проблемы идет до тех пор, пока не будет точного понимания и характеристики проблемы. Вес это дает возможность выяснить что вызвало эту проблему, а иногда указывает и на способ ее решения. 3.Идентификация альтернатив: -выясняется и открыто обсуждается альтернативное решение проблемы; -побуждение клиента – творчески и самостоятельно назвать все возможные варианты; -консультант может предложить свои варианты; -составление списка альтернатив. 4.Планирование: -критическая оценка выбранных альтернатив решения; -клиент разбирается, какие решения являются реалистичными, выполнимыми, с точки зрения предыдущего опыта и возможности изменятся; -составление плана помогает клиенту понять, что не все проблемы разрешимы; -психолог должен предусмотреть, какими способами клиент может проверить реалистичность выбранного решения. 5. Деятельность: -последовательная реализация плана принятого решения; -конкретизация плана, учитывая обстоятельства, время, эмоциональные затраты; -формирование у клиента мысли о возможности неудачи, что не является катастрофой; -преодоление деятельности. 6. Оценка и обратная связь: -оценивание успешности реализации плана; -обобщение достигнутых результатов; -возможно возникновение новых проблем, которые более скрыты.

Е.Ю. Алешина выделяет 4 этапа консультирования.

  1. Знакомство с клиентом.
  2. Расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез.
  3. Коррекционное воздейстиве.
  4. Завершение беседы.

В.В. Макаров предлагает 4-х ступенчатую модель: 1 .Присоединение. 2.Кристализация проблемы. 3. Терапевтическое завершение. 4. Отсоединение.

Немов Р.С. предлагает следующую переодизацию.

1. Подготовительный этап – 20-30 минут. На этом этапе консультант изучает документацию клиента, подбор литературы по проблеме, вырабатывает план проведения консультации. 2. Настроечный этап – 5-7 минут. Встреча клиента, установление контакта. 3. Диагностический этап – 60 минут (иногда 4-6-8 часов). Проводится диагностика личности клиента, наличия у него ресурсов для решения проблемы, а также недостающих ресурсов. Данный этап включает также исповедь клиента. 4. Рекомендательный этап. На нем происходит, на основе полученной информации, выработка алгоритма разрешения проблемы. Поиск алгоритма осуществляется психологом – консультантом совместно с клиентом и занимает по продолжительности 40-60 минут. 5.Контрольный этап – 20-30 минут. Психолог – консультант и клиент договариваются о способах контроля за реализацией найденного алгоритма. В случае необходимости может быть назначена дополнительная встреча. Т.о., общий временной отрезок встречи займет от 2-3 до 10-12 часов. 1. Начало работы. Встреча консультанта с клиентом. Знакомство. Также на этом этапе они должны обсудить такие вопросы, как частота встреч, время, в которое будут проходит встречи, время завершения отношений, вопрос конфиденциальности. 2. Вводная беседа. Оказание специалистом психологической поддержки клиенту, снятие психологических барьеров, получение личных сведений о клиенте. 3. Определение имеющихся проблем. Более подробное получение информации о сути проблемы клиента, фокусировка внимания на реальных проблемах. 4. Принятие эмоций. Когда клиент, в процессе консультирования, начинает осознавать свои реальные проблемы, он, как правило, оказывается во власти сильных эмоциональных переживаний. 5. определение возможных решений. Консультант оказывает помощь клиенту в определении стратегии решения проблемы. 6. Согласование плана действий. На данном этапе происходит кристаллизация плана достижения цели. Полезным будет прием записи полученного плана в двух экземплярах, один из которых остаётся у консультанта, другой передаётся клиенту. Главное, чтобы план был реально осуществимым и вписывался в социальный контекст жизни клиента. 7. Реализация плана. Данный этап процесса консультирования выполняется клиентом самостоятельно. В отдельных случаях, если того требует специфика личности, с ним может быть достигнута договорённость о дополнительной встрече с целью предоставления клиентом отчёта о полученных результатах. Если интегрировать структурные компоненты, то ход ПК возможно представить следующим образом.

Начало работы. Включает в себя следующие процедуры:

  1. встреча клиента с консультантом (техники: приветствие клиента, проведение клиента на место, выбор клиентом своего места, выбор психолога своего места, приёмы установления психологического контакта).
  2. Установление «+»ного эмоционального настроя клиента (установление раппорта).
  3. Снятие психологических барьеров (дать клиенту время побыть немного одному, мягкая музыка, размеренные движения рук, приём кавычек).

Сбор информации.

  1. Диагностика личности клиента (беседа, наблюдение, тесты, как специфический вид беседы выделяется интервью: интервью – способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.

. Стратегический: определение возможных решений проблемы, согласование плана действий, определение способов контроля за реализацией намеченного плана.

. Реализация плана клиентом: выполняется клиентом самостоятельно без участия консультанта.

Методы психологического консультирования.

В психологическом консультировании применяют такие привичные для психологии методы как наблюдение, беседа, опрос, тестрирование, интервью. Так же существуют специфические методы:

– метод, позволяющий получить качественную и количественную информацию о психических процессах, состояниях и свойствах личности. Метод применяется при недостатке информации об индивидуальных особенностях и психологических проблемах консультируемого. Проективные тесты способствуют выявлению скрытых мотивов и установок.

– метод, позволяющий получать непосредственную психологическую информацию о реакциях, состояниях и личностных особенностях.

Психолог при этом выступает в качестве эксперта и может целенаправленно моделировать проблемные ситуации в ходе беседы.

Следует обращать внимание на тон речи, манеру общения и невербальные реакции, вегетативные проявления, детали внешности, одежды, психомоторные реакции и т.д. Квалифицированное наблюдение должно проходить незаметно для клиента.

– метод, предполагающий прямую целенаправленную передачу эмоционального состояния психолога консультируемому.

Это необходимо для коррекции психического состояния, формирования наилучшей для успешного взаимодействия психологической атмосферы, повышения самооценки клиента.

Для овладения этим методом психологу необходимо развивать эмпатию, умение концентрировать, выражать и контролировать свои эмоции.

– метод, состоящий в малоаргументированном словесном воздействии на клиента с целью изменения его мнений, установок и отношений. Эффективность воздействия основана на авторитете психолога-консультанта.

Внушение целесообразно применять для снятия психологических защит и преодоления прямого сопротивления клиента в ходе беседы. Метод является “резервным” и применяется, когда другие возможности воздействия на клиента исчерпаны.

Наиболее уместно использование метода в стадии совместной интерпретации.

– метод, состоящий в развернутой логической аргументации приводимых доводов и положений, передаваемых на фоне уравновешенного эмоционального состояния человека. Метод можно считать базовым для всех фаз и стадий консультирования.

Успешное владение этим методом предполагает хорошее развитие образного и абстрактного мышления, долговременной памяти и внимания. Кроме того, необходимо правильно понимать и интерпретировать высказывания клиента, находить с ним “общий язык”, т.е.

обладать определенной коммуникативной компетентностью.

– метод, применяющийся с целью повышения психологической компетентности (грамотности) клиента в области обсуждаемых проблем. Этот метод по сути является мини-лекцией в процессе консультации.

Предлагаемые разъяснения должны быть простыми по форме, а по содержанию приближены к конкретным жизненным ситуациям клиента.

Метод может применяться на всех стадиях процесса консультирования, кроме фазы “исповеди”.

– метод, предназначенный для косвенного воздействия на мировоззренческие установки, стереотипы, мнения клиента. Суть этого метода состоит в привлечении конкретных случаев из практики, жизни, анекдотов, примеров из художественной литературы, притч, сказок, пословиц и поговорок.

Это дает возможность клиенту взглянуть на похожую проблему как бы со стороны, часто с неожиданной и даже юмористической. В результате снижается субъективная значимость проблемы и ложное ощущение ее уникальности. Кроме того, удается разрядить излишне напряженную атмосферу беседы.

Метод может применяться на всех стадиях консультирования.

– метод, состоящий в формировании необходимых конкретных навыков у клиента путем кратковременных тренировок, органично включаемых в процесс консультирования.

Например, психолог предлагает клиенту “проиграть” сутацию конфликта с какой-либо значимой для него личностью, после этого обсуждаются ошибки и ограничения в поведении клиента.

Метод рекомендуется применять на стадии “расширения целей”, когда клиент осознает дефицит определенных психологических умений и навыков и желает немедленно его восполнить. Этому методу может предшествовать или сопутствовать метод информирования.

1   …   11   12   13   14   15   16   17   18   …   30 Скачать файл (2103.5 kb.)
Нажми чтобы узнать.

Источник: http://gendocs.ru/v36708/%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B_%D0%BA_%D0%B3%D0%BE%D1%81.%D1%8D%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%83_%D0%BF%D0%BE_%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_050706_-_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B8_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F?page=15

Цели и задачи психологического консультирования (стр. 1 из 13)

43.Понятие, цели и задачи психологического консультирования

Вопрос№1 Цели и задачи психологического консультирования Психологическое консультирование – особый вид псих помощи, направленный на поддержу клиента при решении им жизненно важных проблем.

Основная цель консультирования – предоставление клиенту возможности в процессе взаимодействия с психологом исследовать внутренние ресурсы возникших проблем. Цели психологического консультирования: 1. Облегчение изменения поведения. 2. Совершенствование способностей клиента устанавливать и поддерживать взаимоотношения. 3.

Увеличение продуктивности клиента и его способности к преодолению трудностей. 4. Помощь в процессе принятия решений. 5. Способствование раскрытию и развитию потенциальных возможностей клиента.

Разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими, осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленные цели. Жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Психологическое консультирование решает следующие основные задачи: 1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент. 2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.) 3.

Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой. 4. Четкое формулирование советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему. 5.

Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы. 6. Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем (задача психопрофилактики). 7.

Передача психологом-консультантом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом без специальной психологической подготовки. (Психолого-просветительское информирование клиента.) 8. Изменение мешающих способов поведения 9. Развитие навыков преодоления трудностей 10. Формирование способностей принимать эффективные жизненно важные решения. 11. Углубление самопонимания, самосознания 12. Повышение личностного потенциала

13. Стимулирование процесса самоактуализации.

Вопрос№2 Ориентировано на клинически здоровуюü личность, на здоровые стороны личности вне зависимости от степени нарушения («Человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из – за неадекватных установок и чувств…» Майярс.

1968 г.

) Обычно ориентируется на настоящее иü будущее клиентов Помощь краткосрочная (до 15 встреч)ü Ориентируется наü проблемы возникающие в взаимодействии со средой; Направлено на изменениеü поведения и развития личности клиента В консультировании, как и в психотерапии, консультант ведет себя так, чтобы клиент что-то предпринял; в сторону разрешения, конечно. Есть распределение ответственности, то есть, возможность поработать клиенту.

Кроме того, иногда в психотерапии допускается отсутствие для клиента возможности поработать самостоятельно для изменений, пусть в каком-то фрагменте, пусть под супервизией терапевта. Когда ответственность за терапевтический эффект, за решение проблемы принадлежит только психотерапевту. Клиент становится пациентом. Ему надлежит точно выполнить назначение – он только испытывает терапевтическое воздействие, принимает снадобье. К примеру, когда исполняет поведенческий совет. По этой причине интервенции в области мышления уже являются переходом в психотерапию В консультировании тоже есть советы, есть и интерпретации. Это предложения, как можно понимать или как действовать. Но при этом остается ментальная территория, где клиент доработает данные предложения для решения проблемы. Это интерпретация, понимание, которое облегчает состояние,позитивизирует клиента.

Вопрос№3 При описании успевающего консультанта, как профессионалы, так и клиенты употребляют бытовые понятия: «открытый», «теплый», «внимательный», «искренний», «гибкий», «терпимый». Предпринимались попытки выделить свойства личности, необходимые консультанту для работы по профотбору.

Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности (1990): Проявление глубоко интереса к людям терпение в общении с ними; Чувствительность к установкам и поведению других людей; Эмоциональная стабильность и объективность; Способность вызвать доверие других людей; Уважение прав других людей. 1964г.

Комитет по надзору и подготовке консультантов установил следующие шесть качеств личности: Доверие людям; Уважение ценностей другой личности; Проницательность; Отсутствие предубеждений; Самопонимание; Сознание профессионально долга.

К особо вредным для консультанта чертам по материалам того же источника, относят: Авторитарность; Пассивность; Зависимость;Замкнутость; Склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей; Неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов; Невротическую установку в отношении денег.

Консультант должен четко знать свои ценности, не скрывая их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы.

Консультанту бесконечно важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой В процессе консультирования мы должны помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, таким образом, они могут изменить поведение или даже сами ценности. Следовательно, консультант поднимает вопросы, а ответы на них ищет и находит клиент на основе собственных ценностей.

Ворпрос№4 Кризис учебно-профессональной ориентации (14-15 или 16-17 лет) на стадии одаптации. Невозможность реализовать свои профессиональные намерения. Выбор профессии без учета своих индивидуально-психологических особенностей и психофизиологических свойств. Ситуативный выбор профессионального учебного заведения.

Кризис профессионального выбора (16-18 лет или 19-21 год) на стадии профессионального образования. Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой. Изменение социально-экономических условий жизни. Перестройка ведущей деятельности.

Кризис профессиональных экспектаций (18-20 лет или 21-23 года) на стадии одаптации Трудности профессиональной адаптации. Освоение новой ведущей деятельности. Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности. Кризис профессионального роста (30-33 года) на стадии первичной профессионализации.

Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и своим профессиональным ростом. Потребность в профессиональном самоутверждении и трудности ее удовлетворения. Кризис профессиональной карьеры (38-40 лет) на стадии вторичной профессионализации. Неудовлетворенность своим социально- профессиональным статусом, должностью. Новая доминанта профессиональных ценностей.

Кризис возрастного развития. Кризис социально- профессиональной самоактуализации (48-50 лет) на стадии мастерства. Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации. Недовольство своим социально-профессиональным статусом. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. Профессиональные деформации.

Кризис утраты профессиональной деятельности (55-60 лет) на стадии утраты профессии.

Уход на пенсию и новая социальная роль. Сужение социально- профессионального поля. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья.

Вопрос№5 Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. СЭВ – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Иногда С синдромом выгорания может столкнуться каждый специалист, в особенности работающий в сфере «помогающих» профессий. Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ.

Установлена связь выявленных изменений с характером профессиональной деятельности, сопряженной с ответственностью за судьбу, здоровье, жизнь людей.

Развитию СЭВ способствуют личностные особенности: высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью “внутреннего стандарта” и блокированием в себе негативных переживаний; ригидная личностная структура.

Выделяются три ключевых признака СЭВ. Развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак – истощение. Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность.

Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Существенная роль в борьбе с СЭВ отводится, прежде всего, самому пациенту.

• определение краткосрочных и долгосрочных • использование “тайм-аутов”, что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия • овладение умениями и навыками саморегуляции • профессиональное развитие и самосовершенствование • уход от ненужной конкуренции • эмоциональное общение • поддержание хорошей физической формы В целях направленной профилактики СЭВ следует: • стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; • учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; • проще относиться к конфликтам на работе;

• не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Источник: https://mirznanii.com/a/202459/tseli-i-zadachi-psikhologicheskogo-konsultirovaniya

Понятие психологического консультирования. Цели и задачи, принципы консультирования,

43.Понятие, цели и задачи психологического консультирования

Психологическое консультирование

Сущность и специфика психологического консультирования. Отличия от психотерапии и психокоррекции.

Цели и задачи психологического консультирования.

Понятие психологического консультирования. Цели и задачи, принципы консультирования,

Психологическое консультирование – прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами.

Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование. Задачи: Выслушивание клиента. Облегчение эмоционального состояния клиента.

Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации. Цель психологического консультирования определяет как оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими.

Цель психологического консультирование по Р. Кочюнасу:

способствовать изменению поведения клиента или изменению отношения на ситуацию, помочь клиенту испытывать удовольствие от жизни и жить продуктивно; развить навыки по преодолению жизненных трудностей; обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений;

развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения;

облегчить реализацию и повышение потенциала личности.

Принципы психологического консультирования: доброжелательное и безоценночное отношение к клиенту; ориентация на нормы и ценности клиента; осторожное отношение к советам; разграничение личных и профессиональных отношений; включенность клиента и психолога в процесс консультирования.

Сущность психологического консультирования заключается в предоставлении специалистом-психологом на основе специальных профессионально-научных знаний непосредственной психологической помощи через создание условий, при которых клиент открывает (осознает) новые возможности в решении своих психологических проблем.

Психологическое консультирование отличается от других видов деятельности практического психолога рядом особенностей.

В частности, психологическое консультирование носит кратковременный и эпизодический характер личных контактов психолога и клиента, тогда как различные методики психотерапии рассчитаны на длительный период работы с клиентом.

Если психологическое консультирование ориентировано на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, то психотерапевтическое воздействие ориентировано на решение глубинных проблем личности.

При проведении психологического консультирования психолог-консультант дает советы клиенту, но их практическая реализация является делом клиента.

При психотерапии же активные действия, направленные на преодоление проблем клиента, осуществляет психолог, а клиент лишь реагирует на них, или воспринимает эти воздействия.

При психокоррекции, которая связана с психологическим консультированием, основная работа зачастую проводится клиентом самостоятельно при отсутствии психолога или без прямого и постоянного взаимодействия с ним.

Психодиагностика рассматривается как составляющая консультирования. Психодиагностика в консультировании опирается на результаты непосредственного наблюдения за клиентом, обобщение полученных данных. Осуществляется психодиагностика в начале консультирования без применения специальных психологических тестов и требует значительно меньше времени, чем при психокоррекции.

Целью психологического консультирования является помощь клиенту в исследовании собственной личности, в понимании своих отношений с окружающим миром, оценке своих проблем и в поиске альтернативных вариантов их преодоления.

Эта цель реализуется через решение следующих основных задач (по Р.С.Немову):

Конкретизация (выяснение) проблемы, с которой встретился клиент. Эта задача заключается в выслушивании клиента, наблюдении за ним. Применяя специальные приемы выслушивания консультант приходит к выводу о том, в чем состоит проблема клиента.

Информирование клиента о сущности возникшей у клиента проблемы, о реальной степени ее серьезности. То есть консультант не только аргументированно объясняет клиенту, в чем заключается его проблема, но и объясняет, почему эта проблема возникла и как ее можно практически решить.

Изучение психологом-консультантом личности клиента. Такое изучение позволяет выяснить, насколько полно и глубоко понимает клиент свои проблемы и насколько готов к их решению.

Четкая формулировка советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как лучше решить проблему. При этом учитываются индивидуальные особенности клиента и специфика понимания проблемы психологом. Советы и рекомендации должны быть простыми, короткими и понятными клиенту, а также пригодными для выполнения в реальных условиях жизни клиента и с соответствующим контролем с его стороны.

Не всегда клиент может сразу и с расчетом на успех перейти к реализации советов и рекомендаций, полученных от психолога.

Иногда из-за неопытности и неумения клиент допускает ошибки и нуждается в оперативной помощи со стороны психолога.

Поэтому задачей психолога-консультанта является оказание помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых тогда, когда он уже начал решения проблемы.

Если по тем или иным причинам клиент отказывается от выполнения советов и рекомендаций, которые предоставляет психолог, то последний не несет ответственности за конечный практический результат психологического консультирования, а лишь за правильность данных рекомендаций.

Обучение клиента тому, как лучше избежать в будущем подобных проблем. Это, в частности, одна из задач психопрофилактики. Решая ее, психолог-консультант добивается того, чтобы клиент самостоятельно мог предупреждать повторное возникновение подобной проблемы.

В ходе психологического консультирования происходит также психолого-просветительское информирование клиента. Оно заключается в передаче клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, овладение и правильное применение которых возможно без специальной психологической подготовки.

Критерием эффективности психологического консультирования, по мнению Г. С. Абрамовой, является появление у другого человека (клиента) новых переживаний по поводу своей проблемы.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s70442t1.html

Понятие, предмет, цели, задачи и виды психологического консультирования

43.Понятие, цели и задачи психологического консультирования

Психологическое консультирование – это область практической психологии, в которой посредством различных процедур реша­ются проблемы психически здорового человека, связанные с та­кими сферами жизни, как его профессиональная деятельность, семья, брак, межличностное общение, совершенствование лично­сти, профессиональная помощь психолога клиенту в поиске ре­шения проблемной ситуации.

Понятие психологического консультирования зародилось в 1940-1950-е гг. в гуманистическом направлении в психотерапии, основателем которого является Карл Роджерс.

Главной предпо­сылкой возникновения психологического консультирования как от­дельного направления в психологической работе была все более нарастающая социальная потребность в оказании психологиче­ской помощи психологически здоровым людям, не имеющим клинических нарушений, но испытывающих трудности в по­вседневной жизни.

Психологическое консультирование осуществляется в форме индивидуального или группового взаимодействия профессио­нального консультанта с клиентомв позиции “личность – личность”.

Цель этого взаимодействия – помощь клиенту в понимании и осознании им себя, происходящих с ним изменений, умении делать выбор, ставить цели, а также в разрешении проблем эмоциональ­ного и межличностного характера.

Психологическое консультирование – это непосредственная рабо­та с людьми через особым образом построенную беседу,и главная цель этой работы – оказание помощи в решении большого спектра психологических проблем, основными из которых являются трудности личностного и межличностного характера.

Понятие психологического консультирования содержит в себе следующие основные положения:

Ø помощь клиенту в выборе и действиях по собственному усмот­рению;

Ø возможность обучения новому, более адаптивному и адекватно­му типу поведения; '

Ø влияние на развитие личности клиента;

Ø развитие у клиента ответственности и способности прини­мать адекватные ситуациям решения, а также создание благо­приятных условий для возникновения у клиента этих качеств личности;

Ø ориентация на положения клиент-центрированной терапии, соз­дателем которой является американский психотерапевт Карл Роджерс.

Главные из них:

Ø безусловная ценность каждой личности и безусловное ее уваже­ние; « способность личности быть ответственной за себя;

Ø право каждой личности на свои собственные ценности и при­нятие своих собственных решений.

В психологическом консультировании на сегодняшний день существует множество направлений, каждое из которых опре­деляет свои собственные цели и задачи в работе с клиентом, основывая их на своих теоретических постулатах. Выделяются следующие теоретические направления в изучении личности:

Ø психоаналитическое, цели которого:

– перевод в сознание того материала, который посредством раз­личных защитных механизмов был вытеснен в область бессоз­нательного;

– воспроизведение раннего детского опыта и анализ вытесненных конфликтов и переживаний;

– реконструкция базисной личности;

Ø адлерианское, выдвигающее следующие цели:

– определение и трансформация жизненных целей клиента;

– формирование социально значимых целей;

– коррекция мотивационной сферы, устранение болезненного чув­ства неполноценности и чувства превосходства через формиро­вание у клиента чувства равенства с окружающими людьми;

Ø бихевиоральное (терапия поведения), ставящее такие цели, как:

– исправление неадекватного поведения;

– формирование эффективных паттернов через научение;

Ø рационально-эмоциональная терапия А. Эллиса, выдвигающая следующие цели:

– нивелирование неадекватного жизненного подхода клиента, направленного на саморазрушение, и формирование рациональ­ного и более толерантного подхода;

– обучение клиента применению научного метода в решении по­вседневных жизненных проблем поведенческого и эмоцио­нального характера;

Ø клиент-центрированная терапия К. Роджерса, имеющая сле­дующие цели:

– создание в пространстве консультирования такого благоприят­ного климата, в котором клиент будет способен на исследование себя, своей личности, а также тех проблем и внутренних кон­фликтов, которые препятствуют его личностному росту;

– развитие у клиента умения быть открытым для нового опыта;

– развитие таких позитивных качеств личности клиента, способ­ствующих его личностному росту, как чувство уверенности в себе и спонтанность;

Ø экзистенциальная терапияставит следующие цели консультиро­вания:

– помощь в осознании клиентом своих возможностей и своей сво­боды;

– изучение и устранение тех личностных факторов, которые мо­гут стать помехой для клиента на пути к осознанию и использо­ванию им своей свободы;

– выработка у клиента чувства собственной ответственности за происходящие в его жизни события и за его жизнь в целом.

Задачи в психологическом консультировании:

Ø эмоциональная поддержка со стороны терапевта и искреннее внимание к переживаниях клиента;

Ø расширение сознания и повышение психологической компе­тентности;

Ø изменение отношения клиента к своей проблеме от ощущения ее тупиковости к нахождению адекватного решения и его осу­ществления;

Ø повышение стрессовой и кризисной толерантности клиента, развитие навыков преодоления трудностей при столкновений с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями;

Ø развитие гибкости в поведении и установках клиента, обеспе­чивающих его надежную социальную адаптацию в обществе и возможность испытывать удовлетворенность собой и своей жизнью независимо от накладываемых социальных ограничений;

Ø развитие реалистичности и лабильности мировоззрения;

Ø повышение чувства ответственности клиента за свою жизнь;

Ø развитие у клиента умения самостоятельно и адекватно прини­мать жизненно важные решения, совершать самостоятельные поступки, уметь анализировать свои внутриличностные конфликты, установки, стереотипы и паттерны поведения, оцени­вать черты и качества своей личности;

Ø развитие умения творчески осваивать действительность;

Ø развитие межличностных и коммуникативных способностей кли­ента, обучение более гибкому и адаптивному построению меж­личностных отношений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/12_16525_ponyatie-predmet-tseli-zadachi-i-vidi-psihologicheskogo-konsultirovaniya.html

Понятие психологического консультирования, его цели и задачи

43.Понятие, цели и задачи психологического консультирования

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 41Следующая ⇒

Слово «консультирование» происходит от лат. consultare – «сове­щаться, заботиться, советоваться». Буквально «консультировать» -давать совет по интересующей проблеме.

Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичное™, на циркуляции информации, на информационном об­мене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование.

Психологическим консультированиемназывается особая об­ласть практической психологии, связанная с оказанием со стороны спе­циалиста-психолога (консультанта) непосредственной психологиче­ской помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде рекомендаций [14]. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предвари­тельного изучения той проблемы, с которой столкнулся клиент.

Психологическое консультирование – это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами.

Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант.

В этом состоит суть психологического консульти­рования.

Ю. Е. Алешина [5] основную цельпсихологического консультиро­вания определяет как оказание психологической помощи, т. е. разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налажи­вании взаимоотношений с окружающими. Применительно к этой цели выдвигаются следующие задачи:

1. Выслушивание клиента, в результате чего должно расшириться его представление о себе и собственной ситуации.

2. Облегчение эмоционального состояния клиента.

3. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. В ходе консультации локус жалобы клиента должен быть переведен на него самого, человек должен ощущать свою ответственность за про­исходящее.

4. Помощь психолога в определении того, как и что именно можно изменить в сложившейся ситуации.

Г. С. Абрамова [3, 186] определяет цельюпсихологического кон­сультирования культурно-продуктивную личность клиента, чтобы чело­век обладал чувством перспективы, действовал осознанно, был способ­ным разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с различных сторон.

В связи с этим главную задачу психолога-консультанта Г. С.

Абрамова видит в том, чтобы создать для нормального, психически здорового человека условия для формирования им осознанных нешаблонных способов поведения, которые позволили бы ему действо­вать в соответствии с возможностями культурного развития общества.

Н. Н. Обозов [15] цельпсихолога в консультировании видел в том, чтобы прояснять клиенту причины и следствия жизненных ситуаций. Задачейздесь будет доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации. Эта задача порождает еще одну – изучение индивидуально-психологических особенностей клиента.

Р. С. Немов выделяет следующие целипсихологического консуль­тирования как основного вида психологической практики:

1. Оказание оперативной помощи клиенту в решении возникших у него проблем.

2. Оказание клиенту помощи в решении тех вопросов, с которыми он вполне мог бы справиться без вмешательства со стороны, там, где специальные профессиональные психологические знания не нужны, а не­обходим лишь житейский, основанный на здравом смысле совет (опреде­ление режима труда и отдыха, распределение времени).

3. Оказание временной помощи клиенту, который на самом деле нуждается в длительном психотерапевтическом воздействии (оперативная помощь, сдерживающая прогрессивное развитие негативных процессов).

4. Консультирование как дополнение к другим видам психологической помощи с расчетом на то, что клиент и сам займется решением своих проблем [14, 19].

В перечисленных выше и других случаях психологическое консуль­тирование решает следующие основные задачи:

1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент.

2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности (проблемное информирование клиента).

3. Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возник­шей у него проблемой.

4. Четкое формулирование рекомендаций по поводу того, как наи­лучшим образом решить его проблему.

5. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных прак­тических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы.

6. Обучение клиента тому, как предупредить в будущем возникно­вение аналогичных проблем.

7. Передача психологом-консультантом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом без спе­ циальной психологической подготовки (психолого-просветительское ин­

формирование клиента) [14, 20-21]

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Date: 2016-05-25; view: 338; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/11-87692.html

Medic-studio
Добавить комментарий