44. Критерии дифференциальной диагностики задержки психического

Содержание
  1. Дифференциальная диагностика умственной отсталости и задержки психического развития
  2. 5. Дифференциальная диагностика задержки психического развития и сходных с ней состояний
  3. Задачи дифференциальной диагностики
  4. Отграничение задержки психического развития от умственной отсталости и других нарушений
  5. Отличие задержки психического развития от педагогической запущенности
  6. Причины возникновения и особенности проявления минимальных мозговых дисфункций у детей
  7. ➤ Таблица дифференциальной диагностики ЗПР и олигофрении
  8. В чем разница между зпр и олигофренией?
  9. Таблица: «Дифференциальная диагностика ЗПР и олигофрении»
  10. Олигофрения и ЗПР: отзывы
  11. — обзор заболевания подобных олигофрении
  12. Критерии дифференциальной диагностики задержки психического развития (ЗПР) от сходных состояний, предложенные В.И.Лубовским

Дифференциальная диагностика умственной отсталости и задержки психического развития

44. Критерии дифференциальной диагностики задержки психического

Вопросами дифференциальной диагностики задержки психического развития и сходных с ней состояний занимались многие отечественные ученые (М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева, И. А. Юркова, В. И. Лубовский, С. Д. Забрамная, Е. Мастюкова, Г. Б. Шаумаров, О. Монкявичене, К. Новакова и другие).

На ранних этапах развития ребенка трудность представляет разграничение случаев грубого речевого недоразвития, моторной алалии, умственной отсталости, аутизма и задержки психического развития.

Особенно важно различать умственную отсталость и ЗПР церебрально-панического генеза, поскольку в том и другом случае у детей отмечаются недостатки познавательной деятельности в целом и выраженная дефицитарность морально-специфических функций.

Основные отличительные признаки задержки психического развития и умственной отсталости:

1. Для ЗПР характерны такие особенности, как парциональность, нестойкость и обратимость, в то время как для умственной отсталости характерны – тотальность и стойкость поражение психической сферы, а также необратимость нарушенных психических функций.

2. При задержке психического развития практически не отмечается патологической наследственности, в отличие от умственной отсталости, при которой почти всегда выявляется наличие отягощенной патологической наследственности.

3. Со стороны неврологического статуса при задержке психического развития грубых проявлений органического поражения нервной системы нет.

Могут наблюдаться лишь ряд рассеянных неврологических симптомов (микросимптоматика) в виде ассиметрии лицевой иннервации, симметричное оживление сухожильных и периостальных рефлексов и др.

При умственной отсталости, как правило, – выражены грубые и отчетливые проявления органической патологии головного мозга.

4. В соматическом статусе детей с задержкой психического развития в основном отсутствуют какие-либо признаки диспластичности. В то время как у детей с умственной отсталостью она наблюдается достаточно часто.

5. При наблюдении за детьми с задержкой психического развития прослеживается четкая диссоциация между сравнительно грубо выраженными нарушениями деятельности и предпосылок интеллекта и относительной сохранностью собственно интеллектуальных возможностей.

При этом уровень мыслительных операций, абстрагирования, обобщения, логических процессов, а также способность к использованию помощи и переносу усвоенных способов действия на новый материал у таких детей значительно выше, чем у детей с умственной отсталостью, даже легкой степени.

6. Для детей с задержкой психического развития характерен феномен «скачкообразность динамики мыслительной деятельности». У детей с умственной отсталостью данный феномен не выявляется.

7. В процессе предметно-манипулятивной и игровой деятельности дети задержкой психического развития в процессе специального обучения переходят на более высокий уровень сюжетно-ролевой игры. Вместе с тем дети с умственной отсталостью как бы «застревают» на уровне предметно-игровых действий.

8. Большинство детей с задержкой психического развития еще в дошкольном возрасте проявляют интерес к различным видам изобразительной деятельности: рисование, лепка и др.

У детей с умственной отсталостью без специальной психолого-педагогической подготовки мотивация к изобразительной деятельности не возникает, а в случаях приобщения к ИЗО он останавливается на уровне предпосылок предметных изображений, т.е. на уровне черкания.

Несомненно, это не все отличительные признаки, учитываемые при разграничении ЗПР и умственной отсталости. Однако знание вышеупомянутых признаков позволяет достаточно четко дифференцировать эти два схожих по клинической характеристике состояния.

Таким образом, задержка психического развития – одно из наиболее часто встречающихся нарушений психического развития, имеющих свою систематику, свои особенности, клиническую характеристику и соответствующие отличительные признаки от умственной отсталости.

Лечебные и педагогические мероприятия на всех этапах развития имеют многогранный характер и достаточно подробно изложены в учебно-методической и научной литературе, посвященной, именно решению данной проблемы.

Однако, будущим специалистам в области специального образования необходимо помнить, что общими принципами при организации и проведении психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с разными формами задержки психического развития должны всегда оставаться научно-обоснованные принципы комплексной реабилитации: комплексность, дифференцированность, индивидуальность, системность и приемственность. Только при строгом соблюдении данных подходов к процессу реабилитации данного контингента детей возможно добиться восстановления всех сфер психической деятельности, включая познавательную и эмоционально волевую, что и обеспечивает полноценную интеграцию и функционирование детей с ЗПР в социуме общего образования и семьи.

Источник: https://studopedia.net/1_4180_differentsialnaya-diagnostika-umstvennoy-otstalosti-i-zaderzhki-psihicheskogo-razvitiya.html

5. Дифференциальная диагностика задержки психического развития и сходных с ней состояний

44. Критерии дифференциальной диагностики задержки психического

Вопросамидифференциальной диагностики задержкипсихического развития и сходных с нейсостояний занимались многие отечественныеученые (М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева, И.А. Юркова, В. И. Лубовский, С. Д. Забрамная,Е. М. Мастюкова, Г. Б. Шаумаров, О.Монкявичене, К. Новакова и другие).

На ранних этапахразвития ребенка трудность представляетразграничение случаев грубого речевогонедоразвития, моторной алалии, олигофрении,мутизма и задержки психического развития.

Особенно важноразличать умственную отсталость и ЗПРцеребрально-органического генеза,поскольку в том и другом случае у детейотмечаются недостатки познавательнойдеятельности в целом и выраженнаядефицитарность модально-специфическихфункций. Остановимся на основныхотличительных признаках, значимых дляразграничения задержки психическогоразвития и умственной отсталости.

1. Для нарушенийпознавательной деятельности при ЗПРхарактерны парциальность, мозаичностьв развитии всех компонентов психическойдеятельности ребенка. При умственнойотсталости отмечается тотальность ииерархичность нарушений психическойдеятельности ребенка.

Ряд авторовиспользуют для характеристики умственнойотсталости такое определение как«диффузное, разлитое повреждение» корыголовного мозга. , 2.

В сравнении сумственно отсталыми детьми у детей сЗПР гораздо выше потенциальные возможностиразвития их познавательной деятельности,и в особенности высших форм мышления —обобщения, сравнения, анализа, синтеза,отвлечения, абстрагирования.

Однаконужно помнить, что некоторые дети с ЗПР,как и их умственно отсталые сверстники,затрудняются в установлениипричинно-следственных зависимостей иимеют несовершенные функции обобщения.

3. Для развитиявсех форм мыслительной деятельностидетей с ЗПР характерна скачкообразностьее динамики. В то время как у умственноотсталых детей данный феноменэкспериментально не выявлен.

4. В отличие отумственной отсталости, при которойстрадают собственно мыслительныефункции — обобщение, сравнение, анализ,синтез, — при задержке психическогоразвития страдают предпосылкиинтеллектуальной деятельности. К нимотносятся такие психические процессыкак внимание, восприятие, сфераобразов-представлений, зрительно-двигательнаякоординация, фонематический слух идругие.

5. При обследованиидетей с ЗПР в комфортных для них усло­вияхи в процессе целенаправленного воспитанияи обучения дети способны к плодотворномусотрудничеству со взрослым.

Они хорошопринимают помощь взрослого и даже помощьболее про­двинутого сверстника.

Этаподдержка еще более эффективна, еслиона оказывается в форме игровых заданийи ориентирована на непроизвольныйинтерес ребенка к осуществляемым видамдеятельности.

6. Игровое предъявлениезаданий повышает продуктивностьдеятельности детей с ЗПР, в то время какдля умственно отсталых дошкольниковоно может служить поводом длянепроизвольного соскальзывания ребенкас выполнения задания. Особенно частоэто происходит, если предлагаемоезадание находится на пределе возможностейумственно отсталого ребенка.

7. У детей с ЗПРимеется интерес к предметно-манипулятивнойи игровой деятельности. Игроваядеятельность детей с ЗПР, в отличие оттаковой у умственно отсталых дошкольников,носит более эмоциональный характер.Мотивы определяются целями деятельности,правильно выбираются способы достиженияцели, но содержание игры не развернуто.

В ней отсутствует собственный замысел,воображение, умение представить ситуациюв умственном плане. В отличие от нормальноразвивающихся дошкольников дети с ЗПРне переходят без специального обученияна уровень сюжетно-ролевой игры, а«застревают» на уровне сюжетной игры.

Вместе с тем их умственно отсталыесверстники остаются на уровнепредметно-игровых действий.

8. Для детей с ЗПРхарактерна большая яркость эмоций,которая позволяет им более длительноевремя сосредоточиваться на выполнениизаданий, вызывающих их непосредственныйинтерес. При этом, чем больше ребенокзаинтересован в выполнении задания,тем выше результаты его деятельности.

Подобный феномен не отмечается уумственно отсталых детей.

Эмоциональнаясфера умственно отсталых дошкольниковне развита, а чрезмерно игровоепредъявление заданий (в том числе в ходедиагностического обследования),как ужеупоминалось, часто отвлекает ребенкаот решения самого задания и затрудняетдостижение цели.

9. Большинстводетей с ЗПР дошкольного возраста вразличной степени владеют изобразительнойдеятельностью. У умственно отсталыхдошкольников без специального обученияизобразительная деятельность невозникает.

Такой ребенок останавливаетсяна уровне предпосылок предметныхизображений, т. е. на уровне черкания.

Влучшем случае у отдельных детей отмечаютсяграфические штампы — схематичныеизображения домиков, «головоногие»изображения человека, буквы, цифры,хаотично разбросанные по плоскостилиста бумаги.

10. В соматическомоблике детей с ЗПР в основном отсутствуетдиспластичность. В то время как уумственно отсталых дошкольников онанаблюдается достаточно часто.

11. В неврологическомстатусе детей с ЗПР обычно не отмечаетсягрубых органических проявлений, чтотипично для умственно отсталыхдошкольников.

Однако и у детей с задержкойможно увидеть неврологическуюмикросимптоматику: выраженную на вискахи переносице венозную сеточку, легкуюасимметрию лицевой иннервации, гипотрофиюотдельных частей языка с его девиациейвправо или влево, оживление сухожильныхи периостальных рефлексов.

12. Патологическаянаследственная отягощенность болеетипична для анамнеза умственно отсталыхдетей и практически не отмечается удетей с задержкой психического развития.

Безусловно, этоне все отличительные признаки, учитываемыепри разграничении ЗПР и умственнойотсталости. Не все они одинаковы посвоей значимости. Однако знание этихвышеупомянутых признаков позволяетдостаточно четко дифференцировать обарассматриваемых состояния.

Иногда приходитсядифференцировать задержку психическогоразвития и легкую степень органическойдеменции.

При ЗПР нет такой разлаженностидеятельности, личностного распада,грубой некритичности и полного выпаденияфункций, которые отмечаются у детей сорганической деменцией, что и являетсядифференциальным признаком.

Особые трудностипредставляет разграничение задержкипсихического развития и тяжелых нарушенийречи коркового генеза (моторная исенсорная алалия, ранние детские афазии).

Эти трудности обусловлены тем, что приобоих состояниях имеются похожие внешниепризнаки и следует выделить первичныйдефект — речевое ли это нарушение илиинтеллектуальная недостаточность. Этосложно, так как и речь, и интеллектотносятся к познавательной сфередеятельности человека.

Кроме того, онив своем развитии неразрывно связанымежду собой. Еще в трудах Л. С. Выготскогопри указании на возраст 2,5—3 годаговорится, что именно в этот период«речь становится осмысленной, а мышление— речевым».

Поэтому, если патогенныйфактор воздействует в эти сроки, онвсегда затрагивает обе названные сферыпознавательной деятельности ребенка.Но и на ранних стадиях развития ребенкапервичное поражение может задержатьили нарушить ход становления познавательнойдеятельности в целом.

Для дифференциальнойдиагностики важно знать, что ребенок смоторной алалией, в отличие от ребенкас ЗПР, отличается крайне низкой речевойактивностью. При попытке вступить с нимв контакт он часто проявляет негативизм.

Кроме того, нужно помнить, что примоторной алалии более всего страдаютзвукопроизношение и фразовая речь, авозможности усвоения норм родного языкастойко нарушены.

Коммуникативныетрудности у ребенка все более нарастаютпо мере того, как с возрастом речеваядеятельность требует все большейавтоматизации речевого процесса (Е. М.Мастюкова, 1997).

Сложности длядиагностики представляет разграничениеЗПР и аутизма. У ребенка с ранним детскимаутизмом (РДА), как правило, нарушенывсе формы довербального, невербальногои вербального общения.

От ребенка с ЗПРтакой малыш отличается маловыразительноймимикой, отсутствием зрительногоконтакта («глаза в глаза») с собеседником,чрезмерной пугливостью и страхомновизны.

Кроме того, в действиях детейс РДА наблюдается патологическоезастревание на стереотипных движениях,отказ от действий с игрушками, неготовностьк сотрудничеству со взрослыми и детьми.

Источник: https://studfile.net/preview/2419629/page:18/

Задачи дифференциальной диагностики.

Отграничение задержки психического развития от умственной отсталости и других нарушений.

Отличие задержки психического развития от педагогической запущенности.

Причины возникновения и особенности проявления минимальных мозговых дисфункций у детей.

Задачи дифференциальной диагностики

Основной задачей дифференциальной диагностики является квалификация нарушения в развитии с отнесением данного конкретного случая к определенному варианту дизонтогенеза и педагогической группе. Вместе с тем дифференциальная диагностика решает следующие важные задачи:

–        отграничение друг от друга сходных картин аномального развития различного генеза;

–        выявление первичности или вторичности конкретного дефекта;

–        изучение атипичного протекания дизонтогенеза;

–        определение роли различных дефектов при сложных, комплексных отклонениях;

–        выявление связи между дизонтогенетическими (признаки нарушенного развития) и энцефалопатическими (повреждение мозговых структур) расстройствами.

Необходимость и важность отграничения сходных состояний диктуются несколькими обстоятельствами.

Во-первых, это трудность диагностики самого дизонтогенеза и симптомов недоразвития внутри него.

Ни большой клинический опыт врача, ни одна из психологических методик не гарантируют безошибочного распознавания, например, умственной отсталости у детей, особенно в раннем возрасте.

В таких условиях надеяться поставить диагноз, не сопоставив картину нарушений с другими, на первый взгляд похожими состояниями, необоснованно и опасно, если учесть вытекающие для ребенка и семьи последствия.

Во-вторых, многие синдромы психического недоразвития очень сходны с целым рядом состояний, в основе которых лежат речевые расстройства, моторные нарушения, отклонения поведения и т.д.

В детском возрасте симптомы нарушения не выражены, симптомокомплексы атипичны, и это иногда делает сложным даже отграничение дефицитарной симптоматики (выпадение функции или ее незрелость) от продуктивной (патологические новообразования).

В-третьих, получение объективных данных о различных сторонах нарушенного развития требует всестороннего сравнительного исследования и анализа.

Их результаты, полученные на определенной группе дизонтогенеза, сопоставляются с аналогичными данными группы нормально развивающихся детей того же возраста, а затем с аналогичными данными детей с другой формой дизонтогенеза.

Только в этом случае выявленные отличия могут быть квалифицированы как специфические.

Однако особенности развития часто обусловливаются не только основным нарушением, но во многом и характером обучения, воспитания, в том числе семейного, поэтому для более точной квалификации каких-либо особенностей требуется сопоставление результатов диагностики детей с одной и той же формой отклонения, но обучающихся и воспитывающихся в разных условиях. Данные такого сопоставления должны дополняться сравнением между собой разных степеней выраженности основного нарушения.

Вопросами дифференциальной диагностики задержки психического развития и сходных с ней состояний занимались многие отечественные ученые (М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, С.Д. Забрамная, Е.М. Мастюкова, Г.Е. Сухарева, И.А. Юркова, Г.Б. Шаумаров,                      О. Монкявичене, К. Новакова и другие).

Проблема дифференциальной диагностики в связи с комплектованием учреждений для умственно отсталых детей была предметом обсуждения на Международной конференции, состоявшейся в 1964 г. в Копенгагене.

Уже тогда было указано на недостаточность только психометрических оценок при диагностике умственной отсталости и были поставлены задачи разработки методов исследования и критериев для отграничения умственной отсталости от пограничных, сходных с ней состояний.

В начало

Отграничение задержки психического развития от умственной отсталости и других нарушений

На ранних этапах развития ребенка трудность представляет разграничение случаев грубого речевого недоразвития, моторной алалии, олигофрении, аутизма и задержки психического развития.

Особенно важно различать умственную отсталость и ЗПР церебрально-органического генеза, поскольку в том и другом случае у детей отмечаются недостатки познавательной деятельности в целом и выраженная дефицитарность модально-специфических функций. Вот основные отличительные признаки, значимые для разграничения задержки психического развития и умственной отсталости.

1.    Для нарушений познавательной деятельности при ЗПР характерны парциальность, мозаичность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка.

При умственной отсталости отмечается тотальность и иерархичность нарушений психической деятельности ребенка.

Ряд авторов используют для характеристики умственной отсталости такое определение как «диффузное, разлитое повреждение» коры головного мозга.

2.

    В сравнении с умственно отсталыми детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциальные возможности развития их познавательной деятельности, в особенности высших форм мышления – сравнения, анализа, синтеза, отвлечения, абстрагирования. Однако нужно помнить, что некоторые дети с ЗПР, как и их умственно отсталые сверстники, затрудняются в установлении причинно-следственных зависимостей и имеют несовершенные функции обобщения.

3.    Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики. В то время как у умственно отсталых детей данный феномен экспериментально не выявлен.

4.    В отличие от умственной отсталости, при которой страдают собственно мыслительные функции – обобщение, сравнение, анализ, синтез, – при задержке психического развития страдают предпосылки интеллектуальной деятельности. К ним относятся такие психические процессы как внимание, восприятие, сфера образов-представлений, зрительно-двигательная координация, фонематический слух и другие.

5.    При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения дети способны к плодотворному сотрудничеству с взрослым.

Они хорошо принимают помощь взрослого и даже помощь более продвинутого сверстника.

Эта поддержка еще более эффективна, если она оказывается в форме игровых заданий и ориентирована на непроизвольный интерес ребенка к осуществляемым видам деятельности.

6.    Игровое предъявление заданий повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР, в то время как для умственно отсталых дошкольников оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания ребенка с выполнения задания. Особенно часто это происходит, если предлагаемое задание находится на пределе возможностей умственно отсталого ребенка.

7.    У детей с ЗПР имеется интерес к предметно-манипулятивной и игровой деятельности. Игровая деятельность детей с ЗПР, в отличие от таковой у умственно отсталых дошкольников, носит более эмоциональный характер. Мотивы определяются целями деятельности, правильно выбираются способы достижения цели, но содержание игры не развернуто.

В ней отсутствует собственный замысел, воображение, умение представить ситуацию в умственном плане. В отличие от нормально развивающихся дошкольников дети с ЗПР не переходят без специального обучения на уровень сюжетно-ролевой игры, а «застревают» на уровне сюжетной игры.

Вместе с тем их умственно отсталые сверстники остаются на уровне предметно-игровых действий.

8.    Для детей с ЗПР характерна большая яркость эмоций, которая позволяет им более длительное время сосредоточиваться на выполнении заданий, вызывающих их непосредственный интерес. При этом чем больше ребенок заинтересован в выполнении задания, тем выше результаты его деятельности.

Подобный феномен не отмечается у умственно отсталых детей.

Эмоциональная сфера умственно отсталых дошкольников не развита, а чрезмерно игровое предъявление заданий (в том числе в ходе диагностического обследования), как уже упоминалось, часто отвлекает ребенка от решения самого задания и затрудняет достижение цели.

9.    Большинство детей с ЗПР дошкольного возраста в различной степени владеют изобразительной деятельностью. У умственно отсталых дошкольников без специального обучения изобразительная деятельность не возникает.

Такой ребенок останавливается на уровне предпосылок предметных изображений, т.е. на уровне черкания.

В лучшем случае у отдельных детей отмечаются графические штампы – схематичные изображения домиков, «головоногие» изображения человека, буквы, цифры, хаотично разбросанные по плоскости листа бумаги.

10.              В соматическом облике детей с ЗПР в основном отсутствует диспластичность. В то время как у умственно отсталых дошкольников она наблюдается достаточно часто.

11.              Патологическая наследственная отягощенность более типична для анамнеза умственно отсталых детей и практически не отмечается у детей с задержкой психического развития.

При обследовании чтения, письма, счета дети с ЗПР часто обнаруживают ошибки такого же типа, что и умственно отсталые, но, тем не менее, у них имеются качественные различия. Так, при слабой технике чтения дети с задержкой психического развития всегда пытаются понять прочитанное, прибегая, если надо, к повторному чтению.

У умственно отсталых нет желания понять, поэтому их пересказ может быть непоследовательным и нелогичным. В письме отмечается неудовлетворительный навык каллиграфии, небрежность, что, по мнению специалистов, может быть связано с недоразвитием моторики, пространственного восприятия. Детям с ЗПР труден звуковой анализ.

У умственно отсталых все эти недостатки выражены грубее.

В математике имеют место трудности в овладении составом числа, счетом с переходом через десяток, в решении задач с косвенными вопросами и т.д. Но помощь здесь более эффективна, чем у умственно отсталых. Учитывая это, необходимо при дифференцированной диагностике строить обследование детей в форме обучающего эксперимента.

Известный русский невропатолог и дефектолог Г.И. Россолимо настоятельно предлагал изучать во время обследования взгляд ребенка. «Чаще смотрите в глаза ребенку», – говорил он. Дети с ЗПР, как правило, не имеют сколько-нибудь заметных отклонений со стороны физического развития.

Взгляд такого ребенка может быть беспокойным, настороженным, но он не бывает тупым, бессмысленным. Ребенок способен обнаруживать во время обследования испуг, растерянность, с ним бывает трудно наладить контакт.

Задача состоит в том, чтобы внимательно проанализировать его психическое состояние и разобраться в неблагоприятных факторах, которые могли явиться причиной поведения, внешне напоминающего поведение умственно отсталого ребенка.

Безусловно, это не все отличительные признаки, учитываемые при разграничении ЗПР и умственной отсталости. Не все они одинаковы по своей значимости. Однако знание этих вышеупомянутых признаков позволяет достаточно четко дифференцировать оба рассматриваемых состояния.

Г.Е. Сухарева, исследуя феномен задержки психического развития, выделила шесть типов состояний, которые следует отграничить от понятия «олигофрения» (1965):

1)                 интеллектуальные нарушения, наблюдающиеся у детей с замедленным (или задержанным) темпом развития в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания;

2)                 интеллектуальные расстройства при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;

3)                 нарушения интеллектуальной деятельности при различных формах инфантилизма;

4)                 вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения и письма;

5)                 интеллектуальные нарушения, наблюдаемые у детей в отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы;

6)                 интеллектуальные нарушения при нервно-психических заболеваниях.

Иногда приходится дифференцировать задержку психического развития и легкую степень органической деменции. При ЗПР нет такой разлаженности деятельности, личностного распада, грубой некритичности и полного выпадения функций, которые отмечаются у детей с органической деменцией, что и является дифференциальным признаком.

Особые трудности представляет разграничение задержки психического развития и тяжелых нарушений речи коркового генеза (моторная и сенсорная алалия, ранние детские афазии).

Эти трудности обусловлены тем, что при обоих состояниях имеются похожие внешние признаки и следует выделить первичный дефект – речевое ли это нарушение или интеллектуальная недостаточность. Это сложно, так как и речь, и интеллект относятся к познавательной сфере деятельности человека.

Кроме того, они в своем развитии неразрывно связаны между собой. Еще в трудах Л.С. Выготского при указании на возраст 2,5–3 года говорится, что именно в этот период «речь становится осмысленной, а мышление – речевым».

Поэтому, если патогенный фактор воздействует в эти сроки, он всегда затрагивает обе названные сферы познавательной деятельности ребенка. Но и на ранних стадиях развития ребенка первичное поражение может задержать или нарушить ход становления познавательной деятельности в целом.

Для дифференциальной диагностики важно знать, что ребенок с моторной алалией, в отличие от ребенка с ЗПР, отличается крайне низкой речевой активностью. При попытке вступить с ним в контакт он часто проявляет негативизм.

Кроме того, нужно помнить, что при моторной алалии более всего страдают звукопроизношение и фразовая речь, а возможности усвоения норм родного языка стойко нарушены.

Коммуникативные трудности у ребенка все более нарастают по мере того, как с возрастом речевая деятельность требует все большей автоматизации речевого процесса.

   Сложности для диагностики представляет разграничение ЗПР и аутизма. У ребенка с ранним детским аутизмом (РДА), как правило, нарушены все формы довербального, невербального и вербального общения.

От ребенка с ЗПР такой малыш отличается маловыразительной мимикой, отсутствием зрительного контакта («глаза в глаза») с собеседником, чрезмерной пугливостью и страхом новизны.

Кроме того, в действиях детей с РДА наблюдается патологическое застревание на стереотипных движениях, отказ от действий с игрушками, неготовность к сотрудничеству с взрослыми и детьми.

В начало

Отличие задержки психического развития от педагогической запущенности

Как правило, поводом к тому, чтобы ставить под сомнение полноценность интеллекта ребенка школьного возраста, служит его неуспеваемость, обнаруживающаяся в процессе обучения. Отождествление неуспеваемости с умственной отсталостью или ЗПР является грубой и опасной теоретической и практической ошибкой.

Одна из наиболее распространенных причин неуспеваемости – это неподготовленность детей к школьному обучению, несформированность предпосылок к нему и навыков деятельности. Дети не приучены подчиняться требованиям, не умеют доводить дело до конца, быть внимательными в процессе выполнения задания.

Они неусидчивы, нецеленаправлены в работе. В тех случаях, когда ребенок попадает в школу, класс с невысоким уровнем учебно-воспитательного процесса (нарушаются дидактические принципы урока, низкая педагогическая квалификация учителя, игнорируются индивидуальные особенности учащихся и т.д.

), его успеваемость перерастает в педагогическую запущенность.

Педагогическая запущенность – устойчивое отклонение в сознании и поведении детей, обусловленное отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания («трудные дети»).

У таких детей и детей с ЗПР наблюдается внешнее сходство отклонений в поведении и социальном отношении: конфликтность, нарушение правил поведения, отказ или уклон от требований, лживость, необязательность. Причины возникновения отклонений педагогически запущенных детей разные.

  Поведение – результат стойкого отклонения в нравственно-правовом сознании. Данного ребенка можно назвать оппозиционером по убеждению (деяния совершает сознательно). Причинами отклонения поведения детей с ЗПР являются слабые адаптационные механизмы личности, несбалансированность процессов возбуждения и торможения.

Для этого ребенка конфликт, отказ, ложь – наиболее простой способ взаимодействия со средой и в то же время способ самосохранения, самозащиты от отрицательных воздействий извне. При таком стихийном формировании без педагогической опеки ребенок приобретает  асоциальные черты характера.

    Часто причиной неуспеваемости являются неблагоприятные условия жизни ребенка в семье: отсутствие контроля и помощи в учебе со стороны родителей, несоблюдение режима дня, конфликтная ситуация в семье и пр.

Особенно тяжелые последствия наблюдаются в тех случаях, когда социально-педагогическое неблагополучие имеет место в ранние месяцы и годы жизни ребенка.

Если в раннем и дошкольном возрасте дети были лишены эмоционально-положительного контакта с родителями, другими взрослыми и детьми, когда им длительное время приходилось находиться в дошкольных учреждениях интернатного типа, может возникнуть педагогическая запущенность, проявляющаяся в том, что эти дети имеют бедный запас общих сведений и представлений, ограниченный словарный запас, не владеют элементарными логическими операциями. У детей этой группы запас знаний и способностей к приобретению новых знаний ниже, чем у их сверстников, поэтому уже в первом классе они оказываются в числе неуспевающих. Именно эти социально и педагогически запущенные дети ошибочно направляются на психолого-медико-педагогические комиссии, комплектующие специальные школы VII и VIII видов. Следует помнить, что педагогически запущенные дети в эти школы не принимаются. Им должна быть оказана помощь в условиях общеобразовательной школы.         

В начало

Причины возникновения и особенности проявления минимальных мозговых дисфункций у детей

Данный вопрос темы выносится на самостоятельное изучение и обсуждение в ходе практической работы.

В начало

Источник: http://ido.aspu.ru/COURSES/course355/mods/3841/lec_2.htm

➤ Таблица дифференциальной диагностики ЗПР и олигофрении

44. Критерии дифференциальной диагностики задержки психического

Психологические и интеллектуальные особенности в развитии обычно диагностируются в раннем дошкольном или школьном возрасте, когда признаки отклонения становятся максимально выраженными. Олигофрения и ЗПР обладают схожими чертами, а от правильности постановки диагноза будет зависеть дальнейшее лечение и коррекция.

В чем разница между зпр и олигофренией?

Олигофрения — общее постоянное умственное недоразвитие, вызванное органическим повреждением головного мозга в утробный и постнатальный периоды. Проявляется в снижении интеллекта, эмоциональных, волевых, речевых и двигательных расстройствах.

Олигофрения — это полиэтиологическое заболевание, которое может развиться в результате генетических нарушений, травмы головного мозга.

Ребенок с признаками олигофрении

Статья в тему: Какое отличие детей с ЗПР от УО?

В медицине различают три степени развития олигофрении:

  • имбецильность;
  • идиотия;
  • дебильность.

Все эти степени обладают 4 ступенями тяжести:

Степень тяжестиУровень IQ, баллы
Легкая50-59
Умеренная35 -34
Тяжелая20-34
Глубокаяне достигает и 20

ЗПР сопровождается нарушением темпов психического развития, которое возникает по причине социального или биологического воздействия. Детям с данным диагнозом намного сложнее даются навыки общения со сверстниками, навыки воображения, восприятия окружающего мира, самообслуживания, они сложно включаются в школьную деятельность.

ЗПРОлигофрения (УО)
Обратимое состояниеНеобратимое нарушение
ПарциальностьТотальность
Развитие мозаичное (скачками)Развитие иерархическое – диффузное повреждение коры ГМ (головного мозга)
Высокий уровень познавательных возможностей – детям свойственно развитие навыков абстрагирования, отвлечения, синтеза, анализа, сравнения, обобщенияНизкий уровень познавательных возможностей, который в большинстве случаев не поддается коррекцииОтсутствие навыка установления связей причина-следствие и обобщения информации
Поддается коррекции, для развития разных форм мыслительной деятельности характерна скачкообразная динамикаВ большинстве случаев коррекция мыслительной деятельности не сопровождается успехом
Страдают предпосылки на интеллектуальную деятельность: фонематический слух, зрительно-двигательная координация, восприятие, вниманиеСтрадают функции мышления
Игровая деятельность способствует к развитиюИгровая деятельность может послужить поводом для отказа выполнения занятия, особенно если задание по уровню сложности находится за пределами возможностей ребенка
Дети интересуются предметно-манипулятивной деятельностью, при правильно поставленной цели можно достигнуть хороших результатов в коррекцииПолное безразличие к игровой и предметно-манипулятивной деятельности
Проявляют яркие эмоции, могут сосредоточиться на выполнении заданияСлабо развитая эмоциональная сфера, дети часто отвлекаются при выполнении заданий
Овладевают навыками изобразительного искусстваБез обучения не проявляют интерес к рисованию, редко проявляются штампы: простые домики, произвольное черкание, хаотичное изображение букв или цифр
Отсутствие диспластичности в соматическом облике ребенкаПроявляется диспластичность
Нет грубых проявлений в неврологическом статусеНаблюдается часто гипотрофия некоторых частей языка, асимметрия лица, венозная сеточка на переносице или висках

Таблица: «Дифференциальная диагностика ЗПР и олигофрении»

В большинстве случаев при подозрении на ЗПР родители начинают обращаться к специалистам, когда детям исполняется 7-9 лет. Именно в этот промежуток времени ярко проявляются симптомы недуга.

КатегорияПризнак при ЗПР
Синдром психического инфантилизмаПодавленные навыки познавательной деятельностиПреобладает интерес к игровой деятельностиДурашливость, необъяснимая веселость или конфликтность, вспыльчивостьПроявление отрицательной реакции на выполнение упражнений и задач, в которых требуется проявить умственные возможностиОтрицание любых правил
Церебрастенический синдромНепереносимость к духоте, вспышкам яркого света, шумуБыстрая утомляемостьСкачкообразные успехи в учёбеПодавленные навыки памяти, концентрации вниманияПсихическая медлительностьКапризность, сонливость
Энцефалопатические расстройстваЗаторможенность, безразличие к окружающему миру, вялостьСудорогиЭмоциональная агрессияЭнурез, нарушение сна, заикание, тики, страхи
ИнтеллектМоторика рук развита слабоГрафо-моторная координация отсутствуетНарушено зрительно-пространственное восприятиеОтсутствие навыка составлять звукобуквенный анализОграниченный словарный запасСложности со слухоречевой, слуховой, зрительной памятьюСложности в пространственной ориентации, а также с распределением и концентрацией внимания

ЗПР отличается от олигофрении характером нарушений, у ребенка наблюдается мозаичность, а не тотальность нарушений работы мозга, как результат, одни функции сохраняются, а некоторые отстают в развитии. При ЗПР наблюдается несоответствие потенциальных способностей к познанию информации и реальных достижений.

Дети с диагнозом ЗПР

При диагностике важными признаками, которые отличают ЗПР от олигофрении будут:

  • способность переносить освоенный навык на схожие задания;
  • ознакомление, усвоение и закрепление на практике интеллектуальных операций;
  • способность принимать помощь от посторонних и стремление к развитию.

В работе со стороны специалиста могут быть предложены следующие разновидности коррекционной помощи:

  • усвоение определенных навыков и знаний с уменьшенным темпом;
  • занятия направлены в большей степени на усиление речевого контроля и организации всех видов внимания;
  • мотивация к обучению и использование в работе игровых моментов.

При диагностике ЗПР прогнозы более радужные, чем при диагнозе «олигофрения», так как при правильном подходе и выборе коррекционной деятельности можно получить положительные результаты в развитии. Важно, чтобы в процессе участвовали:

  • социальные педагоги;
  • невропатологи;
  • детские психологи;
  • педагоги по развитию игровой деятельности;
  • родители (благоприятный климат дома – это залог успеха).

Совет: длительность одного вида занятий — не более 10-15 минут, так как дети становятся менее заинтересованными и рассеянными.

Что же касается олигофрении, то можно только стабилизировать ребенка и освоить с ним основные и самые простые навыки самообслуживания (успех в первую очередь будет зависеть от степени заболевания и своевременной диагностики). Работа должна быть комплексная и постоянная, так как такие дети склонны к выполнению циклических движений, которые в большинстве случаев стимулируют «откаты».

Совет: никогда не навязывайте задания, необходимо организовать досуг ребенка так, чтобы он как бы сам проявил интерес.

Диагностикой заболеваний занимаются комплексно логопед, психолог и невропатолог.  Вердикт оглашается на основании многочисленных тестов, длительном наблюдении и   медицинских исследований (МРТ, КТ, Доплер, электроэнцефалографию и т.д.).

Статья в тему: Как снять ЗПР перед школой — практические советы

Олигофрения и ЗПР: отзывы

В таблице собрали несколько популярных суждений, которые взяты из форумов:http://defectolog.ru/forum/108/?theme=2046,http://www.woman.ru/health/medley7/thread/4265007/,http://www.otrok.ru/forum/viewtopic.php4?t=2937,https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/177069/.

ПоложительныеОтрицательные
Первое, что важно сделать – это реально подобрать высококлассного специалиста, который не просто по первым признакам поставит диагноз и начнет пичкать вашего ребенка таблетками, а будет сопоставлять целый ряд факторов. Это очень важно, ведь ЗПР от олигофрении тяжело отличить.Вот, например, сыну в 7 лет поставили именно умственную отсталость, понарассказывали мне страшилок, что все, полноценного человека не вырастет, и что можно совершенно ничего не предпринимать, нужно принять ситуацию как она есть.А нееет, я так не могла, начала перебирать врачей, и попала на специалиста с большой буквы, который сказал, что у нас ЗПР и расписал целый комплекс занятий и дал направление в коррекционный центр. И да, у нас начало много получаться и стремительно быстро. Так что, девочки, ищите правильного врача! (Марго)Для того чтобы правильно поставить диагноз, нужны компетентные врачи, которых в нашей стране к сожалению, я еще не встретила. Мы начали бить в колокола, когда дочери был год, ну не может ребенок в таком возрасте лежать и ничем не интересоваться и даже не пытаться ползать, садится, я уже молчу о ходьбе и элементарной речи.Но на все мои рассказы и подозрения все врачи в один голос говорили «мамаша, не делайте из своего ребенка инвалида, это его особенности развития и не более, тем более ребенок у вас после кесарево, так бывает». Так мы обивали пороги клиник на протяжении двух лет, время шло, и ничего не менялось!Пока муж не нашёл выход на клинику в Германии, где нам и поставили диагноз «олигофрения» и сказали, что мы потеряли очень много драгоценного времени! Вот как нашим докторам после этого верить!? (Анна)
Правильно везде пишут, ЗПР – это состояние, которое поддается коррекции, правда скорость восстановления будет напрямую зависеть от уровня сложности заболевания, возраста ребенка, и настойчивости в работе. Нельзя останавливаться, никто не говорит, что будет легко, но результаты вас обязательно порадуют. (Лиза)ЗПР и олигофрения — это сложные заболевания, лечить которые необходимо в специализированных центрах и ни при каких условиях не допускать их к обычных школам, так как эти дети с психическими отклонениями, и мало того, что не знаешь, чего от них ожидать, так еще и в школах нет специалистов, которые знали бы что с такими детками делать! (Мария)
Очень страшно слышать оба эти диагноза, но отчаиваться не стоит, в нашей стране очень много центров, которые занимаются профессионально развитием особенных деток.Мы вот в 3 годика услышали диагноз «олигофрения тяжелой степени», и мы за 3 года сумели добиться того, что наша дочурка самостоятельно кушает, интересуется книгами, складывает пирамидки, кубики, говорит 27 слов и даже есть словосочетания.Пусть для некоторых это маленькие достижения, а для нас это сравнительно с подъемом на Эверест. Не опускайте руки, и не вешайте на своих крох ярлыки. Важно окружить их любовью, лаской и заботой. (Оля)
Мы уже год занимаемся с психологом и логопедом и после первоначального диагноза «олигофрения» нам уже поставили «ЗПР». И в других случаях, я, наверное, бы возмущалась о некомпетентности врачей и неправильном диагнозе, а в данном случае я счастлива, ведь это показатель того, что шансы есть на выздоровление и немалые. (Полина)

Вывод

Олигофрения (умственная отсталость) и задержка психического развития – это схожие по определенным показателям заболевания, но с серьезными отличиями. Для определения точного диагноза рекомендуется пройти полное медицинское обследование (МРТ, КТ и т.д.), рассказать доктору о генетической предрасположенности родителей, о сложностях при беременностях и родах, провести ряд тестов.

Не доверяйте диагнозу одного врача, перепроверьте его у нескольких и сопоставьте результаты, ведь лечение и методы коррекции при двух рассмотренных отклонениях существенно отличаются.

— обзор заболевания подобных олигофрении

Источник: https://autizmy-net.ru/kak-otlichit-zpr-ot-oligofrenii/

Критерии дифференциальной диагностики задержки психического развития (ЗПР) от сходных состояний, предложенные В.И.Лубовским

44. Критерии дифференциальной диагностики задержки психического

Многочисленные исследования, проведенные и в нашей стране, и за рубежом доказывают, что оценка результатов, которая производится на основе интегративных количественных показателей и основывается на сопоставлении со средне статистическими показателями, не позволяют разграничить разные категории аномальных детей. Необходимо использовать качественные методы психодиагностики, что позволит дифференцировать нарушения развития. В.И.Лубовский предложил использовать таблицу (табл. 1), которая дает возможность интерпретировать данные диагностических методик. Таблица предполагает, что количественной характеристикой степени выраженности недостаточности отраженных в ней психических функций представлена: 1 — отсутствие недостаточности функций; 2 — слабая или умеренно выраженная недостаточность функций; 3 — грубая недостаточность функций.

Таблица 1

Тип нарушения Уровень мышления Уровень речи Уровень обучаемости
лёгкий средний тяжёлый лёгкий средний тяжёлый высокий средний Низкий
ЗПР + + +
Умственная отсталость + + +
ФФН + + +

В таблицу вносятся данные о состоянии мыслительной деятельности, которые будут достаточно надежны, если охарактеризовать все виды мышления.

Как легкая и средняя степени нарушения развития мышления могут оцениваться случаи, когда количество выполненных мыслительных заданий всего на 30% меньше их количества.

К тяжелой степени нарушения развития мыслительной деятельности относятся случаи невыполнения большинства заданий (более 50%), несмотря на оказанную помощь, а трудности возникают уже при восприятии инструкции.

Далее в таблицу вносятся данные о состоянии речевой деятельности. Нормальный уровень речевого развития определяется в том случае, когда состояние всех трех сторон речи близко к норме.

Встречаются только некоторые недостатки звукопроизношения, ограниченность активного словаря и грамматического строя речи. Существенное значение имеет возможность ребенка переводить речь из внутреннего плана во внешний.

Средняя степень недостаточности речи определяется в том случае, если у ребенка имеются задержка речевого развития, маленький объем словаря, дефекты звукопроизношения, недостатки в грамматическом оформлении фраз.

К грубым недостаткам речевого развития относятся случаи, когда наблюдаются трудности во внутреннем программировании и речевом оформлении высказываний, бедность словаря, аграмматизмы в речи, полиморфные нарушения звукопроизношения.

Сложнее рассматривать степень недостаточности обучаемости. Определяя уровень обучаемости, можно отнести к нормальному уровню случаи, когда ребенок решает самостоятельно 80% интеллектуальных заданий разных видов.

Средняя степень может быть зафиксирована в тех случаях, когда 50% заданий выполняется самостоятельно, а остальные — после двух этапов помощи. Как грубая недостаточность обучаемости оцениваются те случаи, когда ребенку для выполнения задания приходится оказывать развернутую помощь.

Использование оценок степени недостаточности функций выделено в качестве составляющих когнитивного (познавательный) аспекта структуры аномального развития.

Диагностика детей с ЗПР сложна, так как трудно отграничить задержанное развитие от сходных состояний: умственной отсталости, педагогической запущенности, детского аутизма, инфантилизма.

Обобщая все подходы и точки зрения на определение дифференциальных критериев диагностики детей с ЗПР, можно выделить следующие, на наш взгляд, наиболее интегративные показатели: степень поражения головного мозга, сформированность процессов познавательной деятельности, сформированность компонентов речевой деятельности, способ выполнения действий, произвольность, характер оказываемой помощи, способность к переносу, уровень психической деятельности (табл.2).

Таблица2

Основные критерии отграничения ЗПР и умственной отсталости

Дифференциальные признаки ЗПР Умственная отсталость
Степень поражения головного мозга Функциональные нарушения ЦНС. Локальные очаговые поражения средней и лёгкой степени Диффузное в сочетании с очаговыми поражениями.
Познавательное развитие Несформированность словесно-логических операций, восприятие недифференцированное, внимание неустойчивое, затруднения в переработке вербальной информации Тотальное психическое недоразвитие: недоразвитие наглядных форм мышления, восприятие искаженно и нецелостно, слабое развитие памяти, внимания.
Речевое развитие Фонетико-фонематическое недоразвитие речи Общее недоразвитие речи.
Способ выполнения действий Метод проб и ошибок, действия не всегда адекватны ситуации Нерациональные, непродуктивные и неадекватные способы манипулирования.
Произвольность Отсутствие произвольности в психических функциях, но при обучении ребенок переходит к элементам произвольности Отсутствие произвольности в любой деятельности.
Характер оказываемой помощи Помощь принимает и использует ее при выполнении заданий. Взрослый разъясняет инструкции, правила и в ходе совместной деятельности показывает образец работы Развёрнутая помощь взрослого. Не принимает и не использует при выполнении заданий.

Продолжение таблицы 2

Способность к переносу Имеется у большинства детей Нет способности к переносу и ли затруднён
Уровень психической деятельности Средний Низкий

17.3Охарактеризуйте три основных блока информации о клиенте, необходимых для проведения эффективного консультирования.

Консультант может разобраться в причинах возникновения у клиента проблем только в контексте достаточно полной информации о нем. Эта информация и составляет психологический анамнез. Однако невозможно собрать всю нужную информацию о клиенте за одну встречу.

Обычно больше внимания этому уделяется во время первых встреч, но важно не забывать, что в ходе всего консультирования следует дополнять “портрет” личности клиента новыми деталями. Собирание анамнеза начинается с рассказа клиента о себе и своих проблемах.

Дополнительную информацию мы черпаем из наблюдения за поведением клиента, тестирования и других средств (сны, рисунки, сочинения).

Необходимость психологического анамнеза не вызывает принципиальных возражений, хотя представители экзистенциальной ориентации больше исследуют современную жизненную ситуацию и не требуют от клиента столь детальных сведений о себе, как, например, психоаналитики.

Существуют различные схемы сбора психологического анамнеза. По одной из них выделяются три основных блока информации о клиенте:

1. Демографическая информация: возраст клиента; семейное положение; профессия; образование.

2. Актуальные проблемы и нарушения:

· возникновение, развитие и продолжительность затруднений;

· события в жизни, обусловленные возникновением, обострением и разрешением проблем;

· возраст, в котором возникли проблемы;

· изменение отношений личности (особенно к значимым людям), перемена интересов, ухудшение физического состояния (сон, аппетит), обусловленные возникновением проблем;

· непосредственная причина обращения клиента;

· предшествующие попытки разрешения проблем (самостоятельно или с помощью других специалистов) и результаты;

· употребление лекарств;

· семейный анамнез (особенно психические болезни, алкоголизм, наркомания, самоубийства).

3. Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения):

· раннее детство (обстоятельства и очередность рождения, основные воспитатели, отношения в семье);

· дошкольный период (рождение братьев и сестер, другие значительные события в семье, первые воспоминания);

· младший школьный возраст (успехи и неудачи в учебе, проблемы с учителями и ровесниками в школе, отношения в семье);

· отрочество и юность (отношения с ровесниками, лицами другого пола, родителями, успехи и неудачи в школе, идеалы и устремления);

· взрослый возраст (социальные отношения, удовлетворенность работой, браком, отношения в семье, половая жизнь, экономические условия жизни, утрата близких людей, возрастные изменения, употребление алкоголя, наркотиков, психологические и экзистенциальные кризисы, планы на будущее).

В каждом случае, конечно, не требуется информация в полном объеме; всегда надо руководствоваться критериями разумной необходимости. Эта схема скорее отражает важные этапы в жизни клиента, время возникновения и усугубления проблем, что облегчает ориентацию в ходе консультирования.

Как известно, A. Adler считает очередность рождения важным фактором в возникновении жизненных проблем. Затронем эту тему несколько глубже, тем более что она недостаточно освещена. Важность очередности рождения связана с очень ранним формированием основных установок личности.

Старший ребенок в семье обладает ярко выраженным чувством ответственности. В первые годы жизни он испытал любовь и заботу родителей, и это способствует определенной эмоциональной стабильности.

К ответственности первенец приучается с ранних лет, помогая родителям, в частности, присматривать за младшими братьями и сестрами. Старшему ребенку родители доверяют больше, чем остальным детям, и допускают его к планированию семейных дел.

Поэтому старший ребенок склонен к порядку, любит стабильность и предрасположен к консерватизму.

Второй ребенок сильно отличается. Придя в мир, он сталкивается с соперником. В младенчестве и детстве перед ним преуспевающий конкурент, постоянно оставляющий его позади.

Второй ребенок находится в приниженном положении, и это заставляет его искать новые занятия, позволяющие первенствовать.

В результате формируется амбициозность и способность конкурировать в трудных условиях, а также склонность к революционному изменению существующих обстоятельств.

Особое положение в семье занимает младший ребенок. В детстве он окружен любовью родителей и старших детей. Это создает благоприятную установку и ожидание всеобщей любви к себе. Опасность заключается в том, что последыш начинает надеяться не только на любовь, но и на постоянное потворство окружающих.

Особенно тяжело положение единственного ребенка. Он бывает в прямом смысле слова окружен любовью и заботой родителей, ему уделяется значительно больше внимания, чем детям, имеющим братьев и сестер. В этом кроется много опасностей. Единственный ребенок имеет много социальных контактов, но одновременно незначительный социальный опыт общежития.

Единственный ребенок избалован, и у него развивается чрезмерная требовательность и зависимая в отношении условий жизни установка. Ребенок думает, что мир должен идти к нему, а если этого не происходит, он начинает смотреть на мир враждебно.

Однако наряду с опасностями единственный ребенок имеет больше реальных возможностей для всестороннего образования и развития.

Хотя очередность рождения сказывается на формировании личности и служит источником проблем, тем не менее не следует забывать, что на личность влияет множество факторов.

Leary (1957) тоже предложил вариант схемы психологического анамнеза, предполагающий многоуровневую информацию. По этой схеме клиент должен оцениваться на основании:

· информации о его социальном поведении;

· информации по данным самооценки;

· информации, получаемой при тестировании (ТАТ) и анализе сновидений;

· информации о бессознательном (учет тематики, которая постоянно избегается);

· информации о системе ценностей.

В основном данные анамнеза собираются во время беседы. Этот важнейший способ получения информации о клиенте имеет слабые стороны, поскольку он субъективен и не всегда достоверен.

Не следует удивляться и тому, что два или более консультанта, разговаривая с одним и тем же клиентом, могут составить разное представление о нем и разойтись в выводах.

Расхождение происходит по ряду причин, которые следует иметь в виду:

1. Консультанты могут по-разному опрашивать клиента и получить разную информацию. Следовательно, понимание клиента зависит от характера опроса.

2. Консультанты оказывают неодинаковое влияние на клиентов, поэтому могут получить различные ответы, даже задавая одни и те же вопросы.

3. Консультанты во время беседы фиксируют разные аспекты поведения клиента (никто не способен охватить все поведение), что обусловливает расхождение мнений о клиенте.

4. Даже имея сходную информацию, консультанты могут интерпретировать ее по-разному.

Перечисляя причины расхождения в понимании клиентов, обратим внимание на то, что консультант собственным влиянием способен спровоцировать ложную информацию. Другими словами, в рассказе клиента иногда видится желаемое и не замечается нежелательное.

Такова реальная опасность, о которой следует помнить консультанту при сборе информации о клиенте.

С другой стороны, если мы будем стараться обойти все опасности, стремясь к более строгому структурированию беседы, то рискуем не усмотреть уникальность каждого клиента, и беседа станет похожей на анкетирование или тестирование.

Билет

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 129; Нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.com/2-29479.html

Medic-studio
Добавить комментарий