- Тема 20. Развитие социальной психологии в Америке в ХХ столетии
- Специфика развития социальной психологии в 20-м столетии
- Этапы развития социальной психологии
- Специфика теории малых групп
- Специфика развития социальной психологии в военный и послевоенный периоды
- Развитие социальной психологии в XX веке
- 1. Понятие социализации личности в социальной психологии
Тема 20. Развитие социальной психологии в Америке в ХХ столетии
Лекции – 2 часа
Семинары – 2 часа
темы. Прикладной характер социальной психологии в Америке и ее «заземленность». М.Шериф, К.Шериф «Основы социальной психологии». Усиление позиций прагматизма и позитивизма. Теория поля К.Левина. Теории среднего ранга.
Теория фрустрации-агрессии Миллера и Доларда. Теория когнитивного диссонанса Фестингера. Теория конкуренции и кооперации Дойча. Теория социальной власти Картрайта и Френча. Идеи Ф.
Олпорта превращение социальной психологии в экспериментальную науку.
Семинар 1
1.Развитие социальной психологии в Америке в первой половине 20 века.
2.Теории групповых процессов (динамическая теория функционирования группы В.Байона; теория развития группы В.Бенниса и Г.Шепарда).
3.Теория конкуренции и кооперации Дойча.
4.Теория социальной власти Картрайта и Френча.
5.Основные теории лидерства в американской социальной психологии.
Методические указания. В США в 20 веке, особенно в 20-30-е г.г. и после ΙΙМВ, социальная психология получила бурное развитие.
Как и в конце 19 века, развитие экспериментальной психологии в Америке пошло наиболее быстрыми темпами, так и в 20 веке, экономический рост в США стимулировал развитие ряда наук и использовал их данные. Это в полной мере можно отнести и к социальной психологии.
В то время, когда в Советском Союзе запрещали развитие экспериментальной психологии, американские ученые, наоборот, приступили к активному изучению социально-психологических факторов, влияющих на развитие личности, динамики психологии малой группы, явлений лидерства и многого другого.
Как следствие, вся современная социальная психология по своим содержательным характеристикам была в основном разработана в США. В нашей стране социальная психология получает право на существование и развитие лишь в 60-70-е г.г. 20 века.
Вопросы для подготовки к сдаче зачета и экзамена
1.Общая характеристика истории психологии как отрасли психологической науки. Место истории психологии в системе психологического знания.
2.Анализ теоретико-методологических основ и познавательных средств истории психологии. Специфика источников историко-психологического знания.
3.Методологическое и мировоззренческое значение историко-психологической науки в формировании психолога. Особенности исследования психологических проблем методами историко-психологической науки.
4.Место психологического знания в древних культурах месопотамской, египетской, индийской и китайской цивилизаций. Значение религиозной мифологии в отражении душевных явлений человека.
5.Формирование естественнонаучных предпосылок развития психологической мысли Древнего Востока.
6.Взгляды древних мыслителей на высшие психические процессы человека. Психологические идеи Конфуция.
7.Основные концепции души в античной психологии.
8.Познавательные процессы, проблемы чувств, эмоций, воли и характера в теориях античных мыслителей.
9.Психологические воззрения Платона и Аристотеля.
10. вклада античных врачей в формирование научных представлений о психике человека, их методы и естественнонаучные достижения.
11.Социо-культурные и научные предпосылки, характерные черты развития психологической мысли Арабского Востока и Западной Европы.
12.Психологические взгляды в средневековой Европе.
13.Формирование научных основ эмпирической и рационалистской психологии.
14.Постановка проблемы соотношения сознательного и бессознательного.
15.Сущность и значение сенсуалистических и субъективно-идеалистических концепций Дж.Беркли для становления ассоциативной психологии.
16.Обоснование материалистического подхода к человеческой психике, социальной обусловленности сознания и поведения людей.
17. психофизиологических открытий, их значение для формирования естественнонаучных основ психологической науки.
18.Материалистическая направленность социально-психологических концепций выдающихся представителей французского Просвещения Ж.Мелье, Ш.Монтескье, Вольтера, Ж.Руссо.
19.Психологические идеи И.Канта.
20. Психологические взгляды Г.Гегеля.
21.Христианско-психологическая проблематика учения Л.Фейербаха.
22. психологических взглядов Ф.Ницше, А.Шопенгауэра и С.Кьеркегора.
23. эволюционных естественнонаучных концепций XIX века и их роль в становлении психологии как науки.
24. Система психологических понятий эволюционной теории. Определение предметов психологии и физиологии.
25. Программа В.Вундта о физиологическом изучении сознания. Особенности интроспективного метода.
26.”Психология актов сознания” по Фp.Бpентано.
27.Основные центры экспериментальной работы и их направленность.
28.Научные предпосылки возникновения дифференциальной психологии.
29.”Стpуктуpная школа” Э.Титченеpа.
30.Особенности психологических взглядов средневековой Руси.
31.Зарождение материалистического направления в русской психологии XVIII века.
32.Новое представление о психике и задачах психологии как науки в трудах И.М.Сеченова.
33.Развитие идей И.М.Сеченова в научном творчестве И.П.Павлова. Создание учения о высшей нервной деятельности.
34.Результаты психологических исследований Н.Н.Ланге.
35.Развитие объективности психологической науки в деятельности В.М.Бехтерева.
36.Разработка “характерологии” А.Ф.Лазурским.
37.Психологические идеи Г.И.Россолимо.
38.Концепция “логицизма” А.И.Введенского.
39.Истоки гуманизма в отечественной психологии.
40. психологических взглядов “революционеров-демократов” XIX века.
41.Гуманистические традиции в российской психологии в начале XX века. Судьба гуманистического направления в СССР.
42. и значение исследовательской и организационной деятельности Н.Я.Грота.
43.Особенности психологических взглядов Л.М.Лопатина, М.М.Троицкого, Н.О.Лосского, Г.Г.Шпета, С.Л.Франка.
44.Особенности психологических воззрений Г.И.Челпанова.
45.Роль и место российской психологической мысли XIX – начала XX столетия в развитии мировой психологической науки.
46.Естественнонаучные и теоретические основы формирования российской психологии.
47.Результаты научной деятельности И.П.Павлова и В.М.Бехтерева.
48.Педология и рефлексология в СССР.
49.Учение о доминанте А.А.Ухтомского.
50.Научный путь К.Н.Корнилова.
51.Психологические взгляды П.П.Блонского.
52. Становление школы Л.С. Выготского и ее эволюция.
53.Психологические идеи М.Я.Басова и М.М.Бахтина.
54. Психологические концепции С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева и Б.Г.Ананьева.
55.Разработка психологических проблем Б.М.Тепловым, Д.Н.Узнадзе и П.Я. Гальпериным.
56.Место отечественной психологии в системе гуманитарного знания: онтологические, гносеологические и дидактические аспекты.
57.Перспективы теории и системного анализа в психологии.
58.Исследования сознания и личности в России.
59.Проблема технократического мышления.
60.Основные концепции предметного поля психологического знания.
61.Современные центры и школы в отечественной психологии. Отрасли отечественной психологической науки.
62. теоретической и практической деятельности З.Фрейда.
63.Объяснение развития и структуры личности в психоанализе.
64.Толкование сознания и психических проявлений в психоанализе.
65.Формирование аналитической психологии К.Юнга.
66.Индивидуальная психология А.Адлера в эволюции психоанализа.
67.Причины возникновения бихевиоризма.
68.Значение работ Э.Торндайка в формировании бихевиоризма.
69.Психологические взгляды Дж.Уотсона, Б. Скиннера.
70.Становление теоретических и экспериментальных основ бихевиоризма.
71.Становление гештальтпсихологии, формирование ее теоретико-методологических основ.
72.Психологические взгляды М.Вертгеймера.
73.Особенности психологических концепций В.Келера и К.Коффки.
74.Анализ путей развития основных школ психологии.
75. Понимающая психология В.Дильтея и ее эволюция.
76.Создание теории интеллекта Ж.Пиаже.
77.Современные направления психоанализа.
78.Научные взгляды К.Хорни и Э.Фромма.
79.Возникновение когнитивной психологии.
80.Образование гуманистического направления в психологии.
81. психологических идей К.Роджерса, А.Маслоу и В.Франкла.
82.Особенности трансперсональной психологии.
83.Направленность и методологические позиции исследований психологических проблем в школах социальной идентичности, социальных представлений, социальной ситуации, межгрупповых и кросс-культурных отношений, фредо-марксизма, этогеники и др.
84.Характеристика современных концепций психотерапии (психоаналитической, психосинтетической, бихевиоральной, когнитивно-эмоциональной, гуманистической, гештальт-терапии, логотерапии, холотропной и др.).
85.Направленность, методологические основания основных психокоррекционно-развивающих практик в современной психологии (индивидуальный и групповой психотренинг, психологическое консультирование и др.).
86.Особенности современного развития политической, экономической, педагогической юридической и других прикладных отраслей психологии.
87.Вклад в психологию Спенсера
88.Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область психологического знания.
89.Особенности развития социальной психологии в России.
90.Значение теории «психологического поля» Левина для современной психологии личности
91.Проблема обучения в теории Пиаже- достоинства и недостатки
Рекомендуемая литература
ОСНОВНАЯ:
1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы. – М.: Аспект-пресс, 2006.
2. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса//Соч., Т.1.-М., 2004.
3. Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности. 2008г
4. История психологии: Тексты. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. – М., 2003.
6. Константинов В. В. /История психологии: учебное пособие. –
ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2007 – 144 с.
7. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. – М., 2003.
8.Марцинковская Т. Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 8-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,
2008. – 544 с.
9. Петровский А.В., Ярошевскии М.Г. История психологии. – М., 2008.
10. Психология: биографический библиографический словарь / Под ред. Н.Шихи, Э.Чепман, У.Конрой. – М., 2005.
11. Рыжов Б. Н..История психологической мысли. Пути и закономерности: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Военное издательство, Типография Воениздата. 2005.
13. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии.- Спб., 2008.
12. Ярошевский М.Г, История психологии. – М., 2007.
14. Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии.- М., 2006.
15. Якунин В.А. История психологии. – СПб., 2006.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней / Перевод с англ. М., 2004.
2. Антология мировой философии. В 4-х т. М., 2007.
3. Великие мыслители Запада. М., 2009.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 2007. Т. 2, 3.
5. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. Учебник. -М., 2008.
6. Зинченко В.П., Моргунов В.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М., 2005.
7. История зарубежной психологии. Тексты. М., 2006.
8. История педагогики и современность. Хрестоматия. Л., 2006.
9. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. М., 2006.
10. Начала христианской психологии. М., 2005.
11. Петровский А.В. Вопросы теории и истории психологии. М., 2005.
12. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М., 2006.
13. Рубинштейн С.Л. История русской научной психологии // Основы общей психологии. М., 2004.
14. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 2005.
Источник: https://cyberpedia.su/12x2397.html
Специфика развития социальной психологии в 20-м столетии
В 20-х гг. XX столетия благодаря трудам немецкого исследователя В. Меде начинается новый этап развития социальной психологии — зарождается экспериментальная социальная психология.
Проводя опыты с одним испытуемым, а затем включая его в группу испытуемых, Меде установил различия в способности людей выносить боль, совершать физические и умственные действия в группе и в одиночку.
При этом Меде установил различные типы людей по их отношению к социальной группе (нейтральный, положительный и отрицательный). Он установил также, что влияние группы особенно велико в сфере эмоций, воли и моторики.
Было установлено, что социально-психологические факторы влияют на все психические качества индивида — восприятие и мышление, память и воображение, эмоции и волю. Позднее были обнаружены и оценочные деформации — конформизм (уподобление оценок индивида общепринятым оценкам).
Вслед за В. Меде американский психолог Г. Олпорт (1897- 1967) усовершенствовал методику социально-психологических экспериментальных исследований.
Морено внес значительный вклад в разработку социальной психологии малых групп, расширил понятия «групповой статус личности», «внутригрупповая динамика» и др.
, предложил конкретные методики смягчения внутри групповых конфликтов, оптимизации социально-психологического климата в малых группах. Длительное время он был руководителем созданного им в 1940 г.
Института социометрии и психодрамы, известного также как Институт Морено.
Наиболее значимое направление в современной зарубежной социальной психологии — интеракционизм — выдвигает на первый план проблему социального взаимодействия — интеракцию.
Это направление базируется на взглядах известного социолога и социального психолога Дж. Г. Мида (1863-1931). Основными категориями этого социально-психологического направления являются введенные Мидом в 1930-х гг.
понятия «социальная роль», «внутригрупповое взаимодействие» («интеракция») и др.
История развития социальной психологии в нашей стране.
История социальной психологии в нашей стране является частью всеобщей истории социальной психологии, и в то же время она содержит в себе качественно новые черты.
В. Н. Татищев (1686-1750) понимал умственное развитие человека как продукт «соучаствования», общения людей. Саму периодизацию исторического и онтогенетического духовного развития человека В. Н. Татищев связывает с уровнем развития речи; устная, письменная, печатная . М. В.
Ломоносова интересовали проблемы речи в различных аспектах: преимущества русского языка, приемы и способы ораторского искусства. Исключительное значение общественно-психологическим факторам в развитии человека придавал А. Н. Радищев.
Человек отличается от животных своей способностью сопечалиться, сорадоваться другим людям.
Оформление социальной психологии в самостоятельную науку происходит в нашей стране одновременно с таким же процессом в Германии и США, т. е. в 20-е годы XX в. Решающее значение здесь имели исследования В. М.
Бехтерева и его учеников. Весьма подробно и обстоятельно В. М.
Бехтерев приводит арсенал методик для исследования коллективов (наблюдения, эксперимент, анкеты), а также статистические приемы обработки собираемого материала.
Так, Б. В. Беляев дал весьма широкое определение предмета социальной психологии, которая должна изучать психологию коллективов, масс, групп, толпы.
Особое значчние и место в социальной психологии в СССР занимала грузинская школа по психологии установки, основателем которой был Д. Н. Узнадзе.
Л. А. Кандыбович выделяет 1960–1990 гг. как самостоятельный период истории психологии в Беларуси. Данный период развития социальной психологии в Беларуси, по мнению В. А. Янчука, характеризуется формированием методологических оснований социально-психологических исследований и изучением социально-психологической проблематики в педагогической деятельности.
Психологические особенности больших социальных групп. Их типология.
Для общей классификации психических явлений в больших группах можно использовать подход, предложенный Е. В. Шороховой . По аналогии с общей психологией эти явления могут быть разделены по сферам психики на когнитивные, мотивационные, аффективные и регулятивно-волевые групповые психические явления, приобретающие в психологии больших групп свою специфику.
Элементом психического склада больших социальных групп, близким к социальным обычаям, являются групповые предрассудки. Предрассудки определяют отношения данной социальной группы к тем или иным природным или социальным явлениям.
Бытовавшее до некоторого времени мнение, что предрассудки — удел недостаточно образованных, малокультурных людей с ограниченным мировоззрением, не соответствует действительности. Фактически предрассудки в той или иной степени существуют у большинства социальных групп и выполняют вполне определенные социальные функции.
Общественно опасными являются национальные религиозные предрассудки, особенно, когда эти предрассудки объединяются в коллективном сознании.
Общественное, групповое настроение не является простой суммой настроений входящих в группу людей, оно обладает способностью к многократному увеличению интенсивности проявления благодаря эффекту группового заражения.
(Дилигенский, 1975). Первый тип — это объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. Например, по демографическому признаку могут выделяться группы мужчин и т.д.Характеристика этих групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений. Эти группы по своему составу однородны.
Второй тип групп характеризуется тем, что люди, их составляющие, сознательно стремятся к объединению(партии, союзы).По своему социальному составу эти группы разнородны. По социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы первого типа.
Источник: https://studopedia.net/3_71581_spetsifika-razvitiya-sotsialnoy-psihologii-v--m-stoletii.html
Этапы развития социальной психологии
Этапы развития социальной психологии начинаются с конца XIX – начала XX века в Европе и Америке. В центре внимания европейских психологов была проблема психологии масс и толпы. Этим вопросом занялись ученые из разных стран:
- Тард Г., Лебон Г. (Франция);
- Си-геле С. (Италия);
- Бехтерев В. М. (Россия).
Лебон Г. опубликовал книгу «Психология народов и масс» в 1895 году. Тард Г., Лебон Г., Сигеле С. обсуждали проблемы психологии масс с точки зрения теории, Бехтеров В. проводил эксперименты. В трудах русского исследователя рассматривались коллективы, включающие большие и малые группы людей.
В Европе первые три десятилетия XX века характеризуются активной разработкой учений психологии народов, масс и толпы, в США же психология как наука не существовала, это обусловлено несколькими причинами:
- ученые Америки, занимались вопросами бихевиоризма, психоанализа;
- социально-политической обстановкой (экономический кризис, безработица, нервные заболевания, расовая проблема);
- разработкой социально-психологических идей (например, личных и деловых отношений между людьми в малых группах).
Т.е. у исследователей США были совсем другие задачи, нежели у европейских.
Впервые словосочетание «социальная психология» появилась в ряде работ:
- американского психолога Болдуин ДЖ. «Исследования по социальной психологии», 1897 год;
- английского ученого Макдугалл «Введение в социальную психологию», 1908 год;
- американского социолога Росс Э. «Социальная психология».
Замечание 1
Именно эти работы стали точкой отсчета социологии как самостоятельной науки в области научных психологических знаний.
Несмотря на то, что идеи социально-психологического явления зародились в середине XIX века, до начала XX эксперименты в области социальной психологии практически не проводились, кроме одного, который был поставлен американским ученым Трипплетом Н. в 1897 году. В экспериментальную, современную науку социальная психология стала превращаться в 10-20 года XX века. В это время проводились различные исследования, связанные с такими именами, как:
- немецкий ученый Меде В., 1913 год;
- русский исследователь Бехтерев В.М. (1918 – 1920 года);
- американский социолог Оллпорт Ф. (1920 год).
Начиная с 30-х годов XX века, повышается интерес к социально-психологической проблематике. Этот интерес начал возрастать и в США по следующим причинам:
- прагматическая ориентация науки начала требовать полезность ее теории, т.е. применение ее на практике;
- эмиграция европейских исследователей, в первую очередь немцев, так как в Германии зарождался фашизм. К эмигрирующим ученым можно отнести психологов Вертгеймер М., Левин К. и т.д.;
- у жителей Америки появилась потребность в активной социально-психологической помощи, так как 30-е годы характеризовались такими событиями, как экономический кризис, социальная депрессия, развитие «дикого» капитализма. Из-за этих причин люди пребывали в состоянии психологического кризиса, им нужно было как-то адаптироваться к новым условиям жизни.
Благодаря этому формируется теория малых групп в прикладном аспекте.
Специфика теории малых групп
Эмигрирующий ученый Левин К. меняет сферу исследований. Он переходит от проблем общей психологии к социальной. То же самое делает американский врач-психотерапевт Морено Я. Ученые практически одновременно начинают разрабатывать социально-психологические проблематики малых групп и способы групповой психотерапии. Они и создали теорию малых групп.
Морено делает акцент на отношениях людей друг к другу в группе. После назвав свою теорию социометрией. Такое же название получают его исследования в области малых групп. Морено создает первую групповую психотерапевтическую методику – «психодрама».
Левин разрабатывал общую теорию малых групп. В нее входят:
- основные понятия;
- описание структуры;
- описание взаимоотношений людей в малой группе.
Он и его последователи:
- создают новые методы экспериментального изучения малых групп;
- проводят первые оригинальные лабораторные эксперименты.
В ходе этих опытов были обнаружен ряд социально-психологических явлений, которые характеризуют малую группу. Характерные черты:
- лидерство;
- конформизм;
- групповое влияние;
- групповые нормы.
Это были первые теоретические, экспериментальные обоснования в социальной психологии, которые получили название «групповая динамика».
Последующие годы развитие научно-прикладной социальной психологии стало активно распространяться по всему миру. Проблемы психологии народов и больших социальных групп уходят на второй план, а на первый выдвигается изучение феномена малых групп.
Специфика развития социальной психологии в военный и послевоенный периоды
Вторая мировая война переключила внимание ученых на другие проблемы, например, на психологическое обеспечение ведения пропаганды и адаптации в военное время.
После войны исследователи вновь возвращаются к вопросу малых групп и одновременно к послевоенным социально-психологическим проблемам:
- зарождение фашизма;
- распространение фашизма;
- авторитаризм;
- проявление жестокости;
- беспомощность во взаимоотношениях.
В первые годы после войны внимание было нацелено на агрессию общества, чуть позже акцент делали на авторитаризм. Эти проблемы около 10 лет после войны занимали главенствующую роль в области изучения социальной психологии. После ученые переключаются на темы и вопросы, которые были актуальны в довоенное время.
Развитие социальной психологии в XX веке
Напомним: социальная психология как наука возникла и разрабатывалась, когда был преодолен кризис начала XX века. Тогда психология делилась на такие направления, как:
- бихевиоризм;
- гештальтпсихология;
- психоанализ;
- и т.д.
Рассмотрим каждое из направлений.
- К ученым данного направления относят: Скиннер Б., Миллер Н., Доллард Д., Тибо Дж., Келли Г., Бандура А. и т.д. Они делали акцент на изучении социального поведения человека, рассматривали объяснения согласно схеме «стимул-реакция», используя понятие «подкрепление».
- Основа когнитивной психологии в США. Исследователи: Левин К., Аш С., Кратчфильд Р., Хайдер Ф., Ныоком Д., Фестингер Л. и т.д. Они занимались изучением групповых процессов и проводили практику социально-психологического тренинга (Т-группы и гештальтгруппы).
- Ученые: Фромм Э., Салливан Г., Байон Л., Беннис В., Шепард Г., Штуц Л. и т.д. Занимались «глубинным» изучением групповых процессов, основанные на бессознательном характере.
Вывод 1
Направления: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, – были главенствующими в области изучения социальной психологии в первой половине XX века. В начале второй половины интерес к проблемам социально-психологической науке начал расти в России.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/sotsialnaja-psihologija/razvitie-sotsialnoj-psihologii/
1. Понятие социализации личности в социальной психологии
Подборка по базе: Курсовая Работа апрель 2018 г. СК РФ Понятие, цели и функции Док, Самоменеджмент и эффективность личности руководителя, практическ, Роль личности педагога в воспитательном процессе.doc, Смерть как условие бытия личности.odt, сравнительный анализ личности ораторов.docx.
|
Источник: https://historich.ru/1-ponyatie-socializacii-lichnosti-v-socialenoj-psihologii/index5.html