44.Специфика развития социальной психологии в 20-м столетии.

Тема 20. Развитие социальной психологии в Америке в ХХ столетии

44.Специфика развития социальной психологии в 20-м столетии.

Лекции – 2 часа

Семинары – 2 часа

темы. Прикладной характер социальной психологии в Америке и ее «заземленность». М.Шериф, К.Шериф «Основы социальной психологии». Усиление позиций прагматизма и позитивизма. Теория поля К.Левина. Теории среднего ранга.

Теория фрустрации-агрессии Миллера и Доларда. Теория когнитивного диссонанса Фестингера. Теория конкуренции и кооперации Дойча. Теория социальной власти Картрайта и Френча. Идеи Ф.

Олпорта превращение социальной психологии в экспериментальную науку.

Семинар 1

1.Развитие социальной психологии в Америке в первой половине 20 века.

2.Теории групповых процессов (динамическая теория функционирования группы В.Байона; теория развития группы В.Бенниса и Г.Шепарда).

3.Теория конкуренции и кооперации Дойча.

4.Теория социальной власти Картрайта и Френча.

5.Основные теории лидерства в американской социальной психологии.

Методические указания. В США в 20 веке, особенно в 20-30-е г.г. и после ΙΙМВ, социальная психология получила бурное развитие.

Как и в конце 19 века, развитие экспериментальной психологии в Америке пошло наиболее быстрыми темпами, так и в 20 веке, экономический рост в США стимулировал развитие ряда наук и использовал их данные. Это в полной мере можно отнести и к социальной психологии.

В то время, когда в Советском Союзе запрещали развитие экспериментальной психологии, американские ученые, наоборот, приступили к активному изучению социально-психологических факторов, влияющих на развитие личности, динамики психологии малой группы, явлений лидерства и многого другого.

Как следствие, вся современная социальная психология по своим содержательным характеристикам была в основном разработана в США. В нашей стране социальная психология получает право на существование и развитие лишь в 60-70-е г.г. 20 века.

Вопросы для подготовки к сдаче зачета и экзамена

1.Общая характеристика истории психологии как отрасли психологической науки. Место истории психологии в системе психологического знания.

2.Анализ теоретико-методологических основ и познавательных средств исто­рии психологии. Специфика источников историко-психологического знания.

3.Методологическое и мировоззренческое значение историко-психологической науки в формировании психолога. Особенности исследования психологических проблем методами историко-психологической науки.

4.Место психологического знания в древних культурах месопотамской, египетской, индийской и китайской цивилизаций. Значение религиозной ми­фологии в отражении душевных явлений человека.

5.Формирование естествен­нонаучных предпосылок развития психологической мысли Древнего Востока.

6.Взгляды древних мыслителей на высшие психические процес­сы человека. Психологические идеи Конфуция.

7.Основные концепции души в античной психологии.

8.Познавательные процессы, проблемы чувств, эмоций, воли и характера в теориях античных мыслителей.

9.Психологические воззрения Платона и Аристотеля.

10. вклада античных врачей в формирование научных представлений о психике человека, их методы и естественнонаучные достижения.

11.Со­цио-культурные и научные предпосылки, характерные черты развития психо­логической мысли Арабского Востока и Западной Европы.

12.Психологические взгляды в средневековой Европе.

13.Формирование научных основ эмпирической и рационалистской психологии.

14.Постановка проблемы соотношения сознательного и бессознательного.

15.Сущность и значение сенсуалистических и субъективно-идеалистичес­ких концепций Дж.Беркли для становления ассоциативной психологии.

16.Обоснование материалистического подхода к человеческой психике, социальной обусловленности сознания и поведения людей.

17. психофизиологических открытий, их значение для формирования естественнонаучных основ психологической науки.

18.Материалистическая направленность социально-психологических кон­цепций выдающихся представителей французского Просвещения Ж.Мелье, Ш.Монтескье, Вольтера, Ж.Руссо.

19.Психологические идеи И.Канта.

20. Психологические взгляды Г.Гегеля.

21.Христианско-психологическая проблематика уче­ния Л.Фейербаха.

22. психологических взглядов Ф.Ницше, А.Шопен­гауэра и С.Кьеркегора.

23. эволюционных естественнонаучных концепций XIX века и их роль в становлении психологии как науки.

24. Система психо­логических понятий эволюционной теории. Определение предметов психоло­гии и физиологии.

25. Программа В.Вундта о физиологическом изучении сознания. Особенности интроспективного метода.

26.”Психология актов сознания” по Фp.Бpентано.

27.Основные центры экспериментальной работы и их направленность.

28.Научные предпосылки возникновения дифференциальной пси­хологии.

29.”Стpуктуpная школа” Э.Титченеpа.

30.Особенности психологических взглядов средневековой Руси.

31.Зарождение материалистического направления в русской психологии XVIII века.

32.Новое представление о психике и задачах психологии как науки в трудах И.М.Се­ченова.

33.Развитие идей И.М.Сеченова в научном творчестве И.П.Павлова. Создание учения о высшей нервной деятельности.

34.Результаты психологических исследований Н.Н.Ланге.

35.Развитие объектив­ности психологической науки в деятельности В.М.Бехтерева.

36.Разработка “характерологии” А.Ф.Лазурским.

37.Психологические идеи Г.И.Россолимо.

38.Концепция “логицизма” А.И.Введенского.

39.Истоки гуманизма в отечественной психологии.

40. психологи­ческих взглядов “революционеров-демократов” XIX века.

41.Гуманистические традиции в российской психологии в начале XX ве­ка. Судьба гуманистического направления в СССР.

42. и значение исследовательской и организационной деятель­ности Н.Я.Грота.

43.Особенности психологических взглядов Л.М.Лопатина, М.М.Троицкого, Н.О.Лосского, Г.Г.Шпета, С.Л.Франка.

44.Особенности психологических воззрений Г.И.Челпанова.

45.Роль и место рос­сийской психологической мысли XIX – начала XX столетия в развитии мировой психологической науки.

46.Естественнонаучные и теоретические основы формирования российской психологии.

47.Результаты научной деятельности И.П.Павлова и В.М.Бехтере­ва.

48.Педология и рефлексология в СССР.

49.Учение о доминанте А.А.Ухтомско­го.

50.Научный путь К.Н.Корнилова.

51.Психологические взгляды П.П.Блонского.

52. Становление школы Л.С. Выготского и ее эволюция.

53.Психологические идеи М.Я.Басова и М.М.Бахтина.

54. Психологические концепции С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева и Б.Г.Ананьева.

55.Разработка психологических проблем Б.М.Тепловым, Д.Н.Узнадзе и П.Я. Гальпериным.

56.Место отечественной психологии в системе гуманитарного знания: он­тологические, гносеологические и дидактические аспекты.

57.Перспективы теории и системного анализа в психологии.

58.Исследования сознания и личности в России.

59.Проб­лема технократического мышления.

60.Основные концепции предметного поля психологического знания.

61.Современные центры и школы в отечественной психологии. Отрасли отечественной психологической науки.

62. теоретической и практической деятельности З.Фрейда.

63.Объяснение развития и структуры личности в психоанализе.

64.Толкование сознания и психических проявлений в психоанализе.

65.Формирование аналитической психологии К.Юнга.

66.Индивидуальная психология А.Адлера в эволюции психоанализа.

67.Причины возникновения бихевиоризма.

68.Значение работ Э.Торндайка в формировании би­хевиоризма.

69.Психологические взгляды Дж.Уотсона, Б. Скиннера.

70.Становление теоретических и экс­периментальных основ бихевиоризма.

71.Становление гештальтпсихологии, формирование ее теоретико-методо­логических основ.

72.Психологические взгляды М.Вертгеймера.

73.Особенности психологических концепций В.Келера и К.Коффки.

74.Анализ путей развития основных школ психологии.

75. Понимающая психо­логия В.Дильтея и ее эволюция.

76.Создание теории интеллекта Ж.Пиаже.

77.Современные направления психоанализа.

78.Научные взгляды К.Хорни и Э.Фромма.

79.Возникновение когнитивной психологии.

80.Образование гуманистического направления в психологии.

81. психологических идей К.Роджерса, А.Маслоу и В.Франкла.

82.Особенности трансперсональной психологии.

83.Направленность и методологические позиции исследований психологических проблем в школах социальной идентичности, социальных представлений, социальной ситуации, межгрупповых и кросс-культурных отношений, фредо-марксизма, этогеники и др.

84.Характеристика современных концепций психотерапии (психоаналитической, психосинтетической, бихевиоральной, когнитивно-эмоциональной, гуманистической, гештальт-терапии, логотерапии, холотропной и др.).

85.Направленность, методологические основания основных психокоррекционно-развивающих практик в современной психологии (индивидуальный и групповой психотренинг, психологическое консультирование и др.).

86.Особенности современного развития политической, экономической, педагогической юридической и других прикладных отраслей психологии.

87.Вклад в психологию Спенсера

88.Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область психологического знания.

89.Особенности развития социальной психологии в России.

90.Значение теории «психологического поля» Левина для современной психологии личности

91.Проблема обучения в теории Пиаже- достоинства и недостатки

Рекомендуемая литература

ОСНОВНАЯ:

1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы. – М.: Аспект-пресс, 2006.

2. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса//Соч., Т.1.-М., 2004.

3. Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности. 2008г

4. История психологии: Тексты. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. – М., 2003.

6. Константинов В. В. /История психологии: учебное пособие. –

ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2007 – 144 с.

7. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. – М., 2003.

8.Марцинковская Т. Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 8-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,

2008. – 544 с.

9. Петровский А.В., Ярошевскии М.Г. История психологии. – М., 2008.

10. Психология: биографический библиографический словарь / Под ред. Н.Шихи, Э.Чепман, У.Конрой. – М., 2005.

11. Рыжов Б. Н..История психологической мысли. Пути и закономерности: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Военное издательство, Типография Воениздата. 2005.

13. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии.- Спб., 2008.

12. Ярошевский М.Г, История психологии. – М., 2007.

14. Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии.- М., 2006.

15. Якунин В.А. История психологии. – СПб., 2006.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней / Перевод с англ. М., 2004.

2. Антология мировой философии. В 4-х т. М., 2007.

3. Великие мыслители Запада. М., 2009.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 2007. Т. 2, 3.

5. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. Учебник. -М., 2008.

6. Зинченко В.П., Моргунов В.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М., 2005.

7. История зарубежной психологии. Тексты. М., 2006.

8. История педагогики и современность. Хрестоматия. Л., 2006.

9. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. М., 2006.

10. Начала христианской психологии. М., 2005.

11. Петровский А.В. Вопросы теории и истории психологии. М., 2005.

12. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М., 2006.

13. Рубинштейн С.Л. История русской научной психологии // Основы общей психологии. М., 2004.

14. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 2005.

Источник: https://cyberpedia.su/12x2397.html

Специфика развития социальной психологии в 20-м столетии

44.Специфика развития социальной психологии в 20-м столетии.

В 20-х гг. XX столетия благодаря трудам немецкого исследователя В. Меде начинается новый этап развития социальной психологии — зарождается экспериментальная социальная психология.

Проводя опыты с одним испытуемым, а затем включая его в группу испытуемых, Меде установил различия в способности людей выносить боль, совершать физические и умственные действия в группе и в одиночку.

При этом Меде установил различные типы людей по их отношению к социальной группе (нейтральный, положительный и отрицательный). Он установил также, что влияние группы особенно велико в сфере эмоций, воли и моторики.

Было установлено, что социально-психологические факторы влияют на все психические качества индивида — восприятие и мышление, память и воображение, эмоции и волю. Позднее были обнаружены и оценочные деформации — конформизм (уподобление оценок индивида общепринятым оценкам).

Вслед за В. Меде американский психолог Г. Олпорт (1897- 1967) усовершенствовал методику социально-психологических экспериментальных исследований.

Морено внес значительный вклад в разработку социальной психологии малых групп, расширил понятия «групповой статус личности», «внутригрупповая динамика» и др.

, предложил конкретные методики смягчения внутри групповых конфликтов, оптимизации социально-психологического климата в малых группах. Длительное время он был руководителем созданного им в 1940 г.

Института социометрии и психодрамы, известного также как Институт Морено.

Наиболее значимое направление в современной зарубежной социальной психологии — интеракционизм — выдвигает на первый план проблему социального взаимодействия — интеракцию.

Это направление базируется на взглядах известного социолога и социального психолога Дж. Г. Мида (1863-1931). Основными категориями этого социально-психологического направления являются введенные Мидом в 1930-х гг.

понятия «социальная роль», «внутригрупповое взаимодействие» («интеракция») и др.

История развития социальной психологии в нашей стране.

История социальной психологии в нашей стране является частью всеобщей истории социальной психологии, и в то же время она содержит в себе качественно новые черты.

В. Н. Татищев (1686-1750) понимал умственное развитие человека как продукт «соучаствования», общения людей. Саму периодизацию исторического и онтогенетического духовного развития человека В. Н. Татищев связывает с уровнем развития речи; устная, письменная, печатная . М. В.

Ломоносова интересовали проблемы речи в различных аспектах: преимущества русского языка, приемы и способы ораторского искусства. Исключительное значение общественно-психологическим факторам в развитии человека придавал А. Н. Радищев.

Человек отличается от животных своей способностью сопечалиться, сорадоваться другим людям.

Оформление социальной психологии в самостоятельную науку происходит в нашей стране одновременно с таким же процессом в Германии и США, т. е. в 20-е годы XX в. Решающее значение здесь имели исследования В. М.

Бехтерева и его учеников. Весьма подробно и обстоятельно В. М.

Бехтерев приводит арсенал методик для исследования коллективов (наблюдения, эксперимент, анкеты), а также статистические приемы обработки собираемого материала.

Так, Б. В. Беляев дал весьма широкое определение предмета социальной психологии, которая должна изучать психологию коллективов, масс, групп, толпы.

Особое значчние и место в социальной психологии в СССР занимала грузинская школа по психологии установки, основателем которой был Д. Н. Узнадзе.

Л. А. Кандыбович выделяет 1960–1990 гг. как самостоятельный период истории психологии в Беларуси. Данный период развития социальной психологии в Беларуси, по мнению В. А. Янчука, характеризуется формированием методологических оснований социально-психологических исследований и изучением социально-психологической проблематики в педагогической деятельности.

Психологические особенности больших социальных групп. Их типология.

Для общей классификации психических явлений в больших группах можно использовать подход, предложенный Е. В. Шороховой . По аналогии с общей психологией эти явления могут быть разделены по сферам психики на когнитив­ные, мотивационные, аффективные и регулятивно-волевые групповые психические явления, приобретающие в психологии больших групп свою специфику.

Элементом психического склада больших социальных групп, близким к социальным обычаям, являются групповые предрассудки. Предрассудки определяют отношения данной социальной группы к тем или иным природным или социальным явлениям.

Бытовавшее до некоторого времени мнение, что предрассудки — удел недостаточно образованных, малокультурных людей с ограниченным мировоззрением, не соответствует действительности. Фактически предрассудки в той или иной степени существуют у большинства социальных групп и выполняют вполне определенные социаль­ные функции.

Общественно опасными являются национальные религиозные предрассудки, особенно, когда эти предрассудки объединяются в коллективном сознании.

Общественное, групповое настроение не является простой сум­мой настроений входящих в группу людей, оно обладает способно­стью к многократному увеличению интенсивности проявления бла­годаря эффекту группового заражения.

(Дилигенский, 1975). Первый тип — это объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. Например, по демографическому признаку могут выделяться группы мужчин и т.д.Характеристика этих групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений. Эти группы по своему составу однородны.

Второй тип групп характеризуется тем, что люди, их составляющие, сознательно стремятся к объединению(партии, союзы).По своему социальному составу эти группы разнородны. По социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы первого типа.

Источник: https://studopedia.net/3_71581_spetsifika-razvitiya-sotsialnoy-psihologii-v--m-stoletii.html

Этапы развития социальной психологии

44.Специфика развития социальной психологии в 20-м столетии.

Этапы развития социальной психологии начинаются с конца XIX – начала XX века в Европе и Америке. В центре внимания европейских психологов была проблема психологии масс и толпы. Этим вопросом занялись ученые из разных стран:

  • Тард Г., Лебон Г. (Франция);
  • Си-геле С. (Италия);
  • Бехтерев В. М. (Россия).

Лебон Г. опубликовал книгу «Психология народов и масс» в 1895 году. Тард Г., Лебон Г., Сигеле С. обсуждали проблемы психологии масс с точки зрения теории, Бехтеров В. проводил эксперименты. В трудах русского исследователя рассматривались коллективы, включающие большие и малые группы людей.

В Европе первые три десятилетия XX века характеризуются активной разработкой учений психологии народов, масс и толпы, в США же психология как наука не существовала, это обусловлено несколькими причинами:

  • ученые Америки, занимались вопросами бихевиоризма, психоанализа;
  • социально-политической обстановкой (экономический кризис, безработица, нервные заболевания, расовая проблема);
  • разработкой социально-психологических идей (например, личных и деловых отношений между людьми в малых группах).

Т.е. у исследователей США были совсем другие задачи, нежели у европейских.

Впервые словосочетание «социальная психология» появилась в ряде работ:

  • американского психолога Болдуин ДЖ. «Исследования по социальной психологии», 1897 год;
  • английского ученого Макдугалл «Введение в социальную психологию», 1908 год;
  • американского социолога Росс Э. «Социальная психология».

Замечание 1

Именно эти работы стали точкой отсчета социологии как самостоятельной науки в области научных психологических знаний.

Несмотря на то, что идеи социально-психологического явления зародились в середине XIX века, до начала XX эксперименты в области социальной психологии практически не проводились, кроме одного, который был поставлен американским ученым Трипплетом Н. в 1897 году. В экспериментальную, современную науку социальная психология стала превращаться в 10-20 года XX века. В это время проводились различные исследования, связанные с такими именами, как:

  • немецкий ученый Меде В., 1913 год;
  • русский исследователь Бехтерев В.М. (1918 – 1920 года);
  • американский социолог Оллпорт Ф. (1920 год).

Начиная с 30-х годов XX века, повышается интерес к социально-психологической проблематике. Этот интерес начал возрастать и в США по следующим причинам:

  • прагматическая ориентация науки начала требовать полезность ее теории, т.е. применение ее на практике;
  • эмиграция европейских исследователей, в первую очередь немцев, так как в Германии зарождался фашизм. К эмигрирующим ученым можно отнести психологов Вертгеймер М., Левин К. и т.д.;
  • у жителей Америки появилась потребность в активной социально-психологической помощи, так как 30-е годы характеризовались такими событиями, как экономический кризис, социальная депрессия, развитие «дикого» капитализма. Из-за этих причин люди пребывали в состоянии психологического кризиса, им нужно было как-то адаптироваться к новым условиям жизни.

Благодаря этому формируется теория малых групп в прикладном аспекте.

Специфика теории малых групп

Эмигрирующий ученый Левин К. меняет сферу исследований. Он переходит от проблем общей психологии к социальной. То же самое делает американский врач-психотерапевт Морено Я. Ученые практически одновременно начинают разрабатывать социально-психологические проблематики малых групп и способы групповой психотерапии. Они и создали теорию малых групп.

Морено делает акцент на отношениях людей друг к другу в группе. После назвав свою теорию социометрией. Такое же название получают его исследования в области малых групп. Морено создает первую групповую психотерапевтическую методику – «психодрама».

Левин разрабатывал общую теорию малых групп. В нее входят:

  • основные понятия;
  • описание структуры;
  • описание взаимоотношений людей в малой группе.

Он и его последователи:

  • создают новые методы экспериментального изучения малых групп;
  •  проводят первые оригинальные лабораторные эксперименты.

В ходе этих опытов были обнаружен ряд социально-психологических явлений, которые характеризуют малую группу. Характерные черты:

  • лидерство;
  • конформизм;
  • групповое влияние;
  • групповые нормы.

Это были первые теоретические, экспериментальные обоснования в социальной психологии, которые получили название «групповая динамика».

Последующие годы развитие научно-прикладной социальной психологии стало активно распространяться по всему миру. Проблемы психологии народов и больших социальных групп уходят на второй план, а на первый выдвигается изучение феномена малых групп.

Специфика развития социальной психологии в военный и послевоенный периоды

Вторая мировая война переключила внимание ученых на другие проблемы, например, на психологическое обеспечение ведения пропаганды и адаптации в военное время.

После войны исследователи вновь возвращаются к вопросу малых групп и одновременно к послевоенным социально-психологическим проблемам:

  • зарождение фашизма;
  • распространение фашизма;
  • авторитаризм;
  • проявление жестокости;
  • беспомощность во взаимоотношениях.

В первые годы после войны внимание было нацелено на агрессию общества, чуть позже акцент делали на авторитаризм. Эти проблемы около 10 лет после войны занимали главенствующую роль в области изучения социальной психологии. После ученые переключаются на темы и вопросы, которые были актуальны в довоенное время.

Развитие социальной психологии в XX веке

Напомним: социальная психология как наука возникла и разрабатывалась, когда был преодолен кризис начала XX века. Тогда психология делилась на такие направления, как:

  1. бихевиоризм;
  2. гештальтпсихология;
  3. психоанализ;
  4. и т.д.

Рассмотрим каждое из направлений.

  1. К ученым данного направления относят: Скиннер Б., Миллер Н., Доллард Д., Тибо Дж., Келли Г., Бандура А. и т.д. Они делали акцент на изучении социального поведения человека, рассматривали объяснения согласно схеме «стимул-реакция», используя понятие «подкрепление».
  2. Основа когнитивной психологии в США. Исследователи: Левин К., Аш С., Кратчфильд Р., Хайдер Ф., Ныоком Д., Фестингер Л. и т.д. Они занимались изучением групповых процессов и проводили практику социально-психологического тренинга (Т-группы и гештальтгруппы).
  3. Ученые: Фромм Э., Салливан Г., Байон Л., Беннис В., Шепард Г., Штуц Л. и т.д. Занимались «глубинным» изучением групповых процессов, основанные на бессознательном характере.

Вывод 1

Направления: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, – были главенствующими в области изучения социальной психологии в первой половине XX века. В начале второй половины интерес к проблемам социально-психологической науке начал расти в России. 

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/sotsialnaja-psihologija/razvitie-sotsialnoj-psihologii/

1. Понятие социализации личности в социальной психологии

44.Специфика развития социальной психологии в 20-м столетии.

Подборка по базе: Курсовая Работа апрель 2018 г. СК РФ Понятие, цели и функции Док, Самоменеджмент и эффективность личности руководителя, практическ, Роль личности педагога в воспитательном процессе.doc, Смерть как условие бытия личности.odt, сравнительный анализ личности ораторов.docx.43.

Зарубежные ориентации в развитии социальной психологии: основные положения, представители, значимые достижения.Гуманистическая ориентация – ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека.

В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х. гг. ХХ в.

как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название третьей силы. К данному напрвлению могут быть отнесены А.Маслоу, К.Роджерс, Р.Мэй и др.Основные положения нового направления – гуманистической школы психологии личности, которая и является в настоящее время одной из наиболее значительных психологических школ, сформулировал Гордон Олпорт.

Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без кон тактов с окружающими людьми, с обществом.Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека.

Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл – черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные.

Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности.

44. Специфика развития социальной психологии в 20-м столетии.

В 20-х гг.

XX столетия благодаря трудам немецкого исследователя В. Меде начинается новый этап развития социальной психологии — зарождается экспериментальная социальная психология. Проводя опыты с одним испытуемым, а затем включая его в группу испытуемых, Меде установил различия в способности людей выносить боль, совершать физические и умственные действия в группе и в одиночку.

При этом Меде установил различные типы людей по их отношению к социальной группе (нейтральный, положительный и отрицательный). Он установил также, что влияние группы особенно велико в сфере эмоций, воли и моторики. Было установлено, что социально-психологические факторы влияют на все психические качества индивида — восприятие и мышление, память и воображение, эмоции и волю. Позднее были обнаружены и оценочные деформации — конформизм (уподобление оценок индивида общепринятым оценкам).

Вслед за В. Меде американский психолог Г. Олпорт (1897- 1967) усовершенствовал методику социально-психологических экспериментальных исследований.Морено внес значительный вклад в разработку социальной психологии малых групп, расширил понятия «групповой статус личности», «внутригрупповая динамика» и др.

, предложил конкретные методики смягчения внутри групповых конфликтов, оптимизации социально-психологического климата в малых группах. Длительное время он был руководителем созданного им в 1940 г. Института социометрии и психодрамы, известного также как Институт Морено.

Наиболее значимое направление в современной зарубежной социальной психологии – интеракционизм — выдвигает на первый план проблему социального взаимодействия – интеракцию. Это направление базируется на взглядах известного социолога и социального психолога Дж. Г. Мида (1863-1931).

Основными категориями этого социально-психологического направления являются введенные Мидом в 1930-х гг. понятия «социальная роль», «внутригрупповое взаимодействие» («интеракция») и др.

45. История развития социальной психологии в нашей стране.

История социальной психологии в нашей стране является частью всеобщей истории социальной психологии, и в то же время она содержит в себе качественно новые черты.

В. Н. Татищев (1686-1750) понимал умственное развитие человека как продукт «соучаствования», общения людей. Саму периодизацию исторического и онтогенетического духовного развития человека В. Н.

Татищев связывает с уровнем развития речи; устная, письменная, печатная . М. В. Ломоносова интересовали проблемы речи в различных аспектах: преимущества русского языка, приемы и способы ораторского искусства. Исключительное значение общественно-психологическим факторам в развитии человека придавал А. Н. Радищев. Человек отличается от животных своей способностью сопечалиться, сорадоваться другим людям.

Оформление социальной психологии в самостоятельную науку происходит в нашей стране одновременно с таким же процессом в Германии и США, т. е. в 20-е годы XX в. Решающее значение здесь имели исследования В. М. Бехтерева и его учеников. Весьма подробно и обстоятельно В. М.

Бехтерев приводит арсенал методик для исследования коллективов (наблюдения, эксперимент, анкеты), а также статистические приемы обработки собираемого материала.Так, Б. В. Беляев дал весьма широкое определение предмета социальной психологии, которая должна изучать психологию коллективов, масс, групп, толпы.

Особое значчние и место в социальной психологии в СССР занимала грузинская школа по психологии установки, основателем которой был Д. Н. Узнадзе.Л. А. Кандыбович выделяет 1960–1990 гг. как самостоятельный период истории психологии в Беларуси. Данный период развития социальной психологии в Беларуси, по мнению В. А.

Янчука, характеризуется формированием методологических оснований социально-психологических исследований и изучением социально-психологической проблематики в педагогической деятельности.

46. Психологические особенности больших социальных групп. Их типология.

Для общей классификации психических явлений в больших группах можно использовать подход, предложенный Е. В. Шороховой . По аналогии с общей психологией эти явления могут быть разделены по сферам психики на когнитив­ные, мотивационные, аффективные и регулятивно-волевые групповые психические явления, приобретающие в психологии больших групп свою специфику.

Элементом психического склада больших социальных групп, близким к социальным обычаям, являются групповые предрассудки. Предрассудки определяют отношения данной социальной группы к тем или иным природным или социальным явлениям.

Бытовавшее до некоторого времени мнение, что предрассудки — удел недостаточно образованных, малокультурных людей с ограниченным мировоззрением, не соответствует действительности. Фактически предрассудки в той или иной степени существуют у большинства социальных групп и выполняют вполне определенные социаль­ные функции. Общественно опасными являются национальные религиозные предрассудки, особенно, когда эти предрассудки объединяются в коллективном сознании.

Общественное, групповое настроение не является простой сум­мой настроений входящих в группу людей, оно обладает способно­стью к многократному увеличению интенсивности проявления бла­годаря эффекту группового заражения.(Дилигенский, 1975).

Первый тип — это объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. Например, по демографическому признаку могут выделяться группы мужчин и т.д.Характеристика этих групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений.

Эти группы по своему составу однородны.Второй тип групп характеризуется тем, что люди, их составляющие, сознательно стремятся к объединению(партии, союзы).По своему социальному составу эти группы разнородны. По социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы первого типа.

47.

Психология массовых психических явлений.Одновременное проявление одной из сторон сознания многих людей называют массовыми психическими явлениями. К ним относят общественное мнение, коллективное переживание, соревнования, подражания и разнообразные групповые мероприятия.

Массовые психические явления, проходя сквозь ближайшее социальная среда человека – коллектив, группу, начинают активно влиять на личность, ее общения и отношения.

Многие политики уделял особое внимание изучению психологии масс. Повышенным интересом к этой области знаний был известен Гитлер.

Он интересовался научными работами известных психологов и практическим опытом их работы по этим вопросам, даже создал несколько научно -исследовательских институтов по изучению методы воздействия на человеческую психику для создания стратегий и тактик покорения мира.

Общественное мнение – Это единственные по содержанию суждения, посвященные фактам социальной жизни, коллективной деятельности и деятельности отдельных личностей. Она может формироваться стихийно или сознательно, Приобретая при этом функции оценки относительно предмета, относительно которого возник.

Соревнования – Это взаимодействие личностей, коллективов и групп, в процессе которого возникает и реализуется стремление сторон превысить результаты других. Понятие соревнование имеет социальинй характер, т.е. его содержание связано с потребностями общества.

Процесс наследования основывается на имитации человеком каких внешних проявлений, движений, действий, поведения других людей, для которых характерна определенная эмоциональная и рациональная направленность, полезность и ценность. Подражание – Это осознанное или неосознанное повторение (копирование) образца или примера.

Подражания, как социально-психологическое явление, может иметь массовый характер, чаще всего используется в рекламе.

48. Факторы формирования социально-психологического климата и способы его изучения.На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро и микросреды.

Факторы макросреды – это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся:Общественно-политическая ситуация в стране – ясность и четкость политических и экономических программ, доверие к правительству и пр.Экономическая ситуация в обществе – баланс между уровням технического и социального развития.

Уровень жизни населения – баланс между заработной платой уровнем цен, потребительская способность населения.Организация жизни населения – система бытового и медицинского обслуживания.Социально-демографические факторы – удовлетворение потребностей общества и производства в трудовых ресурсах.Региональные факторы – уровень экономического и технического развития региона.

Этнические факторы – наличие или отсутствие межэтнических конфликтов.Факторы микросреды – это материальное и духовное окружение личности в организации. К микрофакторам относятся:Объективные – комплекс технических, санитарно-гигиенических, управленческих элементов в каждой конкретной организации.

Субъективные (социально-психологические факторы)Методы изучения наблюдение – самый главный метод работы психолога;интервью с руководителями и работниками;опрос работников по специально разработанной анкете;анализ документации фирмы, отражающей трудовую активность, производительность, качество труда;тест «Социально-психологический климат» О.С.

Михалюк;тест «Удовлетворенность трудом» В.П. Захарова;тест «Самочувствие – активность – настроение»;тест «Цветопись» А.Н. Лутошкина;тест конкретных ситуаций А.А. Ершова;тест «Стиль руководства» А.А. Журавлева;тест «Пульсар» Л.Г. Почебут.

49. Социально-психологические эксперименты по изучению групповых норм и конформизма в западной социальной психологии: М.

Шериф, С. Милграм, С. Аш.Изучением конформизма занимались М. Шериф и С. Аш, которые в ряде экспериментов установили, что существуют различные уровни конформизма.конформизм – изменение поведения или убеждений в результате давления группы – проявляется в двух формах. Это уступчивость – внешнее следование за группой при внутреннем несогласии.

И одобрение – это полное согласие убеждений и поступков социальному давлению.

Три классических эксперимента показывают, каким образом социальные психологи изучают конформизм и то, в какой мере люди могут быть конформными. М.Шериф обнаружил, что суждения окружающих влияют на оценку кажущегося смещения точечного источника света.

Норма “правильных” ответов возникает в процессе эксперимента и сохраняется в течение длительного периода времени, распространяясь и на сменяющиеся “поколения” испытуемых. Такая способность к групповому внушению, выявленная в лабораторных условиях, аналогична внушаемости в реальной жизни.

С.Аш использовал тестовое задание, которое предполагало настолько однозначный ответ, насколько двусмысленным было задание М.Шерифа. С.Аш позволял участникам эксперимента слушать суждения других людей о том, какой из сравниваемых отрезков равен эталонному, а затем высказывать собственное мнение.Эксперимент С.

Милграма выявляет крайнюю форму уступчивости.

50. Характеристика базовых групповых эффектов.Групповые эффекты – это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния.

Они являются средствами, которые обеспечивают интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении. В социальной психологии существуют два базовых групповых эффекта: реакция человека на присутствие других людей и чувство принадлежности к группе.

Влияние присутствия других людей на психику и поведение отдельного человека является основополагающим феноменом социальной психологии и осуществляется бессознательно. Впервые этот эффект описали В. Мёде, Фл. Олпорт, В.М. Бехтерев в 20-х годах XX века.

В социальной психологии выделяют базовые групповые эффекты: реакция человека на присутствие других людей; чувство принадлежности к группе.Эффект социальной фасилитации. Это усиление доминантных реакций в присутствии других. Открытие данного эффекта принадлежит Норманну Триплетту.

Социальная ингибиция – это уменьшение мотивации человека разрешить поставленную перед ним задачу в присутствии других людей. Например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение.Эффект принадлежности к группе.

Это второй базовый групповой эффект. В истории социальной психологии разные ученые изучали этот эффект и обозначили его различными терминами.

Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х гг. изучали процесс осознания индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином «групповая идентификация».

Источник: https://historich.ru/1-ponyatie-socializacii-lichnosti-v-socialenoj-psihologii/index5.html

Medic-studio
Добавить комментарий