45. История становления психологической профессии: Итак, с какого же момента мы можем говорить о возникновении профессии

История становления психологической профессии

45. История становления психологической профессии: Итак, с какого же момента мы можем говорить о возникновении профессии

Итак, с какого же момента мы можем говорить о возникновении профессии психолога?

В этом плане возникновение психологической профессии следует, вероятно, связать с выделением психологии в отдельную дисциплину, то есть с организацией Вильгельмом Вундтом (1832—1920) в Лейпциге уже известной Вам первой экспериментальной психологической лаборатории в 1979 г. и на ее базе — Лейпцигского психологического института, который может рассматриваться и как научно–исследовательское, и как своеобразное учебное заведение.

Появление специализированного психологического института — момент поистине знаменательный: психология отделилась от философии и, впитав, помимо философских идей, достижения и некоторые методы экспериментальной физиологии, обрела самостоятельное бытие.

В сущности, с этого момента можно отсчитывать и становление профессии «психолог»: в институте в различной форме прошли подготовку многие выдающиеся психологи мира, в том числе наши соотечественники — психолог, физиолог, невролог, врач Владимир Михайлович Бехтерев (1957—1927), создавший первую в России экспериментальную психологическую лабораторию в Казанском университете в 1885 г., а в 1908 г. — Психоневрологический институт в Санкт–Петербурге; психолог и философ Георгий Иванович Челпанов (1862—1936), создатель первого в России психологического института (начал работу с 1912 г., официально был открыт в 1914 г.; ныне это Психологический институт Российской академии образования), один из пионеров экспериментальной психологии в России одесский психолог Николай Николаевич Ланге (1858—1921), создатель грузинской психологической школы Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886—1950) и другие. Там же проходил обучение и первый в истории профессор психологии — американский психолог Джеймс Кеггелл (1860—1944).

В современной литературе выделяются, наряду с появлением психологического института в Лейпциге, еще несколько важнейших моментов, выступающих предпосылками становления современной — прежде всего зарубежной — профессиональной психологии:

1. Возникновение нового, гуманного подхода к психически нездоровым людям. Это произошло в конце XVIII в. во Франции и связано с именем Ф. Пинеля, выступившего основателем психиатрии. Нам сейчас трудно представить, но до того психически нездоровых людей приравнивали, по сути, к преступникам, применяя к ним те же методы наказания, вплоть до побоев и держания их на цепи в течение многих лет.

2. Становление научного подхода к психическим заболеванием и научно обоснованных психотерапевтических методов. Это связано в первую очередь с работами в области лечения гипнозом в конце XIX в. во французской психиатрии (Ж. Шарко, И. Бернгейм, П.

Жане), австро–венгерской психиатрии (Й. Брейер и работавший с ним в начале своего пути З. Фрейд) и русской психиатрии (А. А. Токарский, В. М. Бехтерев), а позже — со становлением психоанализа З.

Фрейда как первой психотерапевтической системы (что важно, распространенной за пределы клинического материала).

Эти авторы показали, что работа с психическими заболеваниями возможна с помощью создания ситуаций особого типа переживаний и помощи в осознании причин рягстройства, лежащих в индивидуальном прошлом, то есть на основе психологических средств.

3. Развитие в конце XIX — начале XX в. психологического тестирования и шире — психологической диагностики. В первую очередь это связано с именами английского исследователя Ф. Гальтона и французского ученого А. Бине.

4. Возникновение в начале XX столетия в США Общества умственной гигиены (К. Бирс).

5. Становление основных отраслей психологии, в том числе прикладных (начиная с конца XIX в.).

6. Возникновение в США в первое десятилетие XX в. консультирования, связанного с выбором профессии (Ф. Парсон). (Отметим, что в России первое «Городское посредническое бюро» для содействия в трудоустройстве было создано в Москве существенно раньше — в 1897 г., однако собственно психологический компонент консультирования там был представлен в меньшей степени.)

7. Становление основных научных школ психологии, начиная с 10–х гг. XX столетия.

8. Возникновение в США в годы, предшествовавшие второй мировой войне, института религиозного попечительства и социальных работников, деятельность которых была направлена на помощь человеку в сложных личностных или житейских ситуациях.

9. Становление в 40–е гг. XX столетия экзистенциально–гуманистической психологии и консультативной практики, на ней основанной. Особое значение придается деятельности К. Роджерса (США), с именем которого часто связывают основные современные представления о психологической помощи (Бондаренко А. Ф., 2000) как о помощи человеку в самопознании, раскрытии своего потенциала и в личностном росте.

В России в силу различных причин, в том числе идеологических и социально–политических в послереволюционные годы, развитие профессиональной психологии шло особыми путями. Тем не менее, выделим те события, которые стали принципиальными для становления российской профессиональной психологии, в том числе некоторые уже упоминавшиеся.

1. Открытие В. М. Бехтеревым в 1885 г.

первой отечественной экспериментальной лаборатории при кафедре нервных болезней Казанского университета (и вскоре открытие психологических лабораторий в других клиниках нервных и «душевных» болезней), через десятилетие — аналогичной лаборатории в Санкт–Петербурге и в 1908 г. — Психоневрологического института в Санкт–Петербурге, явившегося первым в мире центром комплексного исследования человека.

2. Открытие Г. И. Челпановым первого в России психологического института — Психологического института при Московском университете (как уже говорилось, он начал работу в 1912 г., официальное открытие состоялось в 1914). Отметим, что в те годы он явился крупнейшим в мире психологическим институтом.

3. Развитие начиная с дореволюционных времен педологии — практико–ориентированного направления, ставившего целью комплексное изучение ребенка (буквальный перевод слова «педология» — «наука о ребенке»). В 1936 г. педология прекратила свое существование специальным Постановлением ЦК ВКП (б) как не соответствующая идеологическим принципам того времени.

4. Становление отечественной психологии труда и психотехники, особенно интенсивно — в 20–е гг. XX в.

5. Создание в Москве в 1925 г. Психоаналитического института (И. Д. Ермаков), вскоре закрытого по идеологическим соображениям.

6. Становление основных научных школ отечественной психологии в 20—30–е гг. XX в.

7. Воссоздание в 1943 г. С. Л. Рубинштейном кафедры психологии и на ее основе — отделения психологии на философском факультете Московского государственного университета.

8. Создание в 1945 г. С. Л. Рубинштейном Сектора психологии в Институте философии АН СССР.

9. Создание Общества психологов СССР.

10. Открытие в 1966 г. первых факультетов психологии — в Московском (первый декан — А. Н. Леонтьев) и Ленинградском (первый декан — Б. Ф. Ломов) университетах.

11. Проведение в 1966 г. в России XVIII Международного психологического конгресса (Москва), когда после долгого перерыва относительной научной изоляции установился серьезный научный диалог между отечественной и зарубежной психологией.

12. Создание в 1971 г. в Москве Института психологии Академии наук СССР (первый директор — Б. Ф. Ломов).

13. Интенсивное развитие и организационное оформление отечественной практической психологии (80—90–е гг. XX в.), в частности, психологических служб, консультирования и немедицинской психотерапии.

В силу упомянутых причин психология в России долгое время развивалась прежде всего как академическая (Постановление ЦК ВКП(б) 1936 г.

«О педологических извращениях в системе Наркомпросов» нанесло удар не только по педологии, но и по практической психологии в целом).

В связи с этим в настоящее время российская психология, во многом превосходя зарубежную в научно–теоретическом плане, вынуждена временно находиться отчасти в роли ученика в плане практическом

Источник: https://students-library.com/library/read/98821-istoria-stanovlenia-psihologiceskoj-professii

3. Из истории становления психологической профессии

45. История становления психологической профессии: Итак, с какого же момента мы можем говорить о возникновении профессии

Итак,с какого же момента мы можем говоритьо возникновении профессии психолога?Выше Вы познакомились с различнымиподходами к тому, что такое профессия.Попробуем, опираясь на этот материал,а также на то, что успели обсудитьотносительно различных сфер деятельностипсихолога, ответить на поставленныйвопрос.

Какминимум необходимо следующее:

Во-первых,необходимо, чтобы существовало понятие«психология» в значении востребованнойобществом особойсферы человеческой деятельности, будьто отдельная наука или особая практика.Эта деятельность должна иметь своювыраженную специфику по предмету иметодам, то есть — в нашем случае — бытьне философией, не педагогикой, немедициной, не физиологией и т. д., хотяи не терять с ними связи.

Во-вторых,необходимо существование сообществалюдей, занимающихсяэтой деятельностью как основной в своейжизни и тем зарабатывающих.

В-третьих,необходима системаподготовки специалистов вданной области.

Вэтом плане возникновение психологическойпрофессии следует, вероятно, связать свыделением психологии в отдельнуюдисциплину, то есть с организацией ВильгельмомВундтом (1832—1920)в Лейпциге уже известной Вам первойэкспериментальной психологическойлаборатории в 1979 г. и на ее базе -Лейпцигского психологического института,который может рассматриваться и какнаучно-исследовательское, и каксвоеобразное учебное заведение.

Появлениеспециализированного психологическогоинститута — момент поистине знаменательный:психология отделилась от философии и,впитав, помимо философских идей,достижения и некоторые методыэкспериментальной физиологии, обреласамостоятельное бытие.

В сущности, сэтого момента можно отсчитывать истановление профессии «психолог»: винституте в различной форме прошлиподготовку многие выдающиеся психологимира (втом числе наши соотечественники —психолог, физиолог, невролог, врачВладимирМихайлович Бехтерев (1957-1927),создавший первую в России экспериментальнуюпсихологическую лабораторию в Казанскомуниверситете в 1885 г., а в 1908 г. -Психоневрологический институт вСанкт–Петербурге; психолог ифилософ ГеоргийИванович Челпанов (1862-1936),создатель первого в России психологическогоинститута (начал работу с 1912 г., официальнобыл открыт в 1914 г.; ныне это Психологическийинститут Российской академии образования),один из пионеров экспериментальнойпсихологии в России одесскийпсихолог НиколайНиколаевич Ланге (1858—1921),создатель грузинской психологическойшколы ДмитрийНиколаевич Узнадзе (1886-1950)и другие. Там же проходил обучение ипервый в истории профессор психологии- американский психолог ДжеймсКеггелл (1860-1944)).

Возникновениеинститута — событие рубежное; однакопсихология, представляет собой не толькоакадемическую научно–исследовательскуюобласть (каковой она в названном институтевыступала); она ориентирована и назапросы различных областей человеческойпрактики, и на психологическую помощь.

Возникновение профессиональнойпсихологии было подготовлено многимивеками философских размышлений (особаяроль здесь принадлежит Аристотелю —автору первого произведения, специальнопосвященного душе — трактата «О душе»;часто Аристотеля называют «отцомпсихологии»), духовных исканий, медицинскихи педагогических теоретических построенийи практик, биологических и физиологическихисследований.

Всовременной литературе выделяются,наряду с появлением психологическогоинститута в Лейпциге, еще нескольковажнейших моментов, выступающихпредпосылками становления современной— прежде всего зарубежной — профессиональнойпсихологии:

1.Возникновение нового, гуманного подходак психически нездоровым людям. Этопроизошло в конце XVIII в. во Франции исвязано с именем Ф. Пинеля, выступившегооснователем психиатрии. Нам сейчаструдно представить, но до того психическинездоровых людей приравнивали, по сути,к преступникам, применяя к ним те жеметоды наказания, вплоть до побоев идержания их на цепи в течение многихлет.

2.Становление научного подхода к психическимзаболеванием и научно обоснованныхпсихотерапевтических методов. Этосвязано в первую очередь с работами вобласти лечения гипнозом в конце XIX в.во французской психиатрии (Ж.Шарко, И. Бернгейм, П.

Жане),австро–венгерской психиатрии (Й.Брейер иработавший с ним в начале своего пути З.Фрейд)и русской психиатрии (А.А. Токарский, В. М. Бехтерев),а позже — со становлением психоанализаЗ.

Фрейда как первой психотерапевтическойсистемы (что важно, распространеннойза пределы клинического материала).

Этиавторы показали, что работа с психическимизаболеваниями возможна с помощьюсоздания ситуаций особого типа переживанийи помощи в осознании причин рягстройства,лежащих в индивидуальном прошлом, тоесть на основе психологических средств.

3.Развитие в конце XIX — начале XX в.психологического тестирования и шире— психологической диагностики. В первуюочередь это связано с именами английскогоисследователя Ф. Гальтона и французскогоученого А. Бине.

4.Возникновение в начале XX столетия в СШАОбщества умственной гигиены (К.Бирс).

5.Становление основных отраслей психологии,в том числе прикладных (начиная с концаXIX в.).

6.Возникновение в США в первое десятилетиеXX в. консультирования, связанного свыбором профессии (Ф.Парсон). (Отметим,что в России первое «Городскоепосредническое бюро» для содействия втрудоустройстве было создано в Москвесущественно раньше — в 1897 г., однакособственно психологический компонентконсультирования там был представленв меньшей степени.)

7.Становление основных научных школпсихологии, начиная с 10–х гг. XX столетия.

8.Возникновение в США в годы, предшествовавшиевторой мировой войне, институтарелигиозного попечительства и социальныхработников, деятельность которых быланаправлена на помощь человеку в сложныхличностных или житейских ситуациях.

9.Становление в 40-е гг. XX столетияэкзистенциально–гуманистическойпсихологии и консультативной практики,на ней основанной. Особое значениепридается деятельности К. Роджерса (США),с именем которого часто связываютосновные современные представления опсихологической помощи (БондаренкоА. Ф., 2000)как о помощи человеку в самопознании,раскрытии своего потенциала и в личностномросте.

ВРоссиив силу различных причин, в том числеидеологических и социально–политическихв послереволюционные годы, развитиепрофессиональной психологии шло особымипутями. Тем не менее, выделим те события,которые стали принципиальными длястановления российской профессиональнойпсихологии, в том числе некоторые ужеупоминавшиеся.

1.Открытие В. М. Бехтеревымв1885 г.

первой отечественной экспериментальнойлаборатории при кафедре нервных болезнейКазанского университета (и вскореоткрытие психологических лабораторийв других клиниках нервных и «душевных»болезней), через десятилетие — аналогичнойлаборатории в Санкт-Петербурге и в 1908г. — Психоневрологического институтав Санкт-Петербурге, явившегося первымв мире центром комплексного исследованиячеловека.

2.Открытие Г. И. Челпановым первогов России психологического института —Психологического института при Московскомуниверситете (как уже говорилось, онначал работу в 1912 г., официальное открытиесостоялось в 1914). Отметим, что в те годыон явился крупнейшим в мире психологическиминститутом.

3.Развитие, начиная с дореволюционныхвремен педологии — практико-ориентированногонаправления, ставившего целью комплексноеизучение ребенка (буквальный переводслова «педология» — «наука о ребенке»).В 1936 г. педология прекратила своесуществование специальным ПостановлениемЦК ВКП (б) как не соответствующаяидеологическим принципам того времени.

4.Становление отечественной психологиитруда и психотехники, особенно интенсивно— в 20-е гг. XX в.

5.Создание в Москве в 1925 г. Психоаналитическогоинститута (И.Д. Ермаков), вскорезакрытого по идеологическим соображениям.

6.Становление основных научных школотечественной психологии в 20—30–е гг.XX в.

7.Воссоздание в 1943 г. С. Л. Рубинштейномкафедры психологии и на ее основе —отделения психологии на философскомфакультете Московского государственногоуниверситета.

8.Создание в 1945 г. С. Л. Рубинштейном Секторапсихологии в Институте философии АНСССР.

9.Создание Общества психологов СССР.

10.Открытие в 1966 г. первых факультетовпсихологии — в Московском (первый декан— А.Н. Леонтьев)и Ленинградском (первый декан — Б.Ф. Ломов)университетах.

11.Проведение в 1966 г. в России XVIII Международногопсихологического конгресса (Москва),когда после долгого перерыва относительнойнаучной изоляции установился серьезныйнаучный диалог между отечественной изарубежной психологией.

12.Создание в 1971 г. в Москве Институтапсихологии Академии наук СССР (первыйдиректор — Б. Ф. Ломов).

13.Интенсивное развитие и организационноеоформление отечественной практическойпсихологии (80-90-е гг. XX в.), в частности,психологических служб, консультированияи немедицинской психотерапии.

Всилу упомянутых причин психология вРоссии долгое время развивалась преждевсего как академическая (ПостановлениеЦК ВКП(б) 1936 г.

«О педологическихизвращениях в системе Наркомпросов»нанесло удар не только по педологии, нои по практической психологии в целом).

В связи с этим в настоящее время российскаяпсихология, во многом превосходязарубежную в научнотеоретическом плане,вынуждена временно находиться отчастив роли ученика в плане практическом(Д И.Фельдштейн,1999).

ПозжеВы познакомитесь с некоторыми подробностямистановления психологии в содержательномплане при рассмотрении академическойи прикладной психологии и психологическойпрактики в последующих разделах.

Теперьподойдем к вопросу с другой стороны.Какимипроблемами – в пределах своего предмета- занимается профессиональная психология?(количество публикаций уже в конце XIXв. приближалось к 7000) по рубрикам,соответствующим основным направлениямисследований.

Впервыевопрос о систематизации психологии былспециально поставлен на IV Международномпсихологическом конгрессе в 1900 г.Специально созданный комитет предложилследующую схему:

1.Общий раздел (Учебники и систематизирующиеработы. Общие проблемы, методы, терминологияи аппаратура. История психологии ибиографии. Сборники, ученые записки,словари, библиография).

2.Анатомия и физиология нервной системы(Общие вопросы. Элементы нервной системы.Головной мозг и его функции. Спинноймозг, нервы и симпатическая нервнаясистема. Рефлекс и автоматическиефункции. Патологическая анатомия).

3.Ощущения (Общие вопросы. Синестезия.Органы чувств — общие вопросы.Психометрика. Психофизика. Зрение иокуломоторные функции. Слух. Другиеощущения. Общая патология ощущений).

4.Характеристики сознания (Общие вопросы.Внимание, апперцепция, отбор. Ассоциации.Привычка, приспособление, адаптация.Работа и утомление. Временные отношенияв сознании, умственная хронометрия).

5.Познавательные процессы (Общие вопросы.Восприятие и представление, считывание.Восприятие времени, пространства идвижения. Память и воображение. Суждениеи вера, умозаключение. Рефлексия исамопознание. Нормальные иллюзии инормальное внушение. Общая патологияпознавательных процессов).

6.Аффективная сфера — чувства и эмоции(Общие вопросы, приятное и неприятное.Эмоции и их выражение. Общая патологиячувств).

7.Сознательное стремление и движение(Общие вопросы. Органы движения. Инстинкти импульс (подражание, игра и т. д.).Специальные моторные функции (язык ипение, почерк и рисунок, походка, другиемоторные функции). Воля и усилие. Свободаволи. Общая патология моторных функций).

8.Высшие проявления разума (Логика инаука, методология. Идеалы и ценности.Теория познания. Эстетика. Этика.Религия).

9.Сон, состояние транса и патология (Сони сновидения. Гипноз и состояние транса.Парапсихологические исследования.Общие вопросы патологии. Нервные болезни.Психические болезни. Судебная медицина).

10.Генетическая, социальная и индивидуальнаяпсихология (Эволюция и наследственность.Сравнительная психология. Умственноеразвитие. Индивидуальная психология.Психология групп. Психология народов.Социальная психология. Расоваяпсихология).

Такпредставлялась структура психологиина начало XX в. Сравните ее теперь с тем,как она выглядела в середине 60–х г.

1.Общий раздел (История психологии.Философия. Парапсихология. Теории исистемы. Организации. Обучение иподготовка психологов. Профессиональныепроблемы психологии. Общие руководстваи справочники. Библиографии и обзоры.

2.Методология и методика (Модели иматематические модели. Математическаястатистика (схемы эксперимента, формулыи подсчеты, статистический анализ).Работа на счетных машинах и программирование.Тесты (конструирование тестов,стандартизация тестов, оценка тестов).Техника экспериментирования и наблюдения.Аппаратура.

3.Экспериментальная психология (Теории.Психофизика. Восприятие (иллюзии, время).Зрение (восприятие, цветовое зрение,движение глаз). Слух (восприятие,различение звуков речи, аудиометрия).Биохимия органов чувств.

Кинестезии и«общее чувство». Влияние окружения.Сон, утомление и сновидения. Гипноз ивнушаемость. Мотивация и эмоции. Внимание,ожидание, установка. Моторика. Научение.Память. Мышление (решение задач, понятия).

Решение и поведение в ситуации выбора.

4.Физиологическая психология (Нейроанатомия.Поражения головного мозга. Стимуляцияголовного мозга. Электроэнцефалография.Физиология органов чувств. Биохимическиеэффекты. Кардиоваскулярные эффекты.Влияние окружения (стресс). Генетика.Корреляты личности.

5.Психология животных (Сравнительнаяпсихология. Наблюдение в естественныхусловиях. Ранний опыт. Эмоция и мотивация.Научение. Социальное и сексуальноеповедение. Комплексные процессы.

6.Генетическая психология (психологияразвития) (Период младенчества. Детство.Подростковый возраст. Возмужание.Геронтология.

7.Социальная психология (Культура исоциальные процессы. Сексуальноеповедение. Отношения и мнения. Групповыепроцессы (проблемы руководства). Языки коммуникация.

8.Личность (Интеллект. Творческиеспособности. Измерения личности.Физические корреляты.

9.Клиническая психология (Психотерапияи анализ. Организационные вопросытерапии и госпитализации. Психодрама.Психоаналитическая интерпретация.Психодиагностика. Патология поведения.Психосоматика. Казуистика. Психогигиенаи реабилитация. Консультирование (семьяи брак, социальные проблемы). Дефектология(слепота, глухота). Расстройство речи.Неврологические расстройства. Умственнаяотсталость.

10.Педагогическая психология (Программированноеобучение. Склонности и приспособление.Тестирование. Физическое обучение.Специальные виды обучения. Внеклассноеруководство. Педагогический персонал.

11.Военная психология и отбор персонала(Профессиональное консультирование ируководство. Отбор и распределение надолжности. Тренировки. Анализ заданияи рабочих операций. Выполнение работыи удовлетворенность ею. Руководство иорганизационные вопросы. Специальноеокружение. Психология рекламы ипотребления. Инженерная психология.Психология транспортных профессий ивопросы безопасности.

Каквидите, представления о структурепсихологии серьезно изменились: нестоль выражен разрыв между естественнонаучными философским подходами к психике (хотяон и сохранялся), возросла доля прикладныхотраслей психологии, значительное местозанимают разделы, связанные с учениемо высшей нервной деятельности, спсихоанализом.

Принятыйв настоящее время рубрикатор, используемыйработниками библиотек, достаточногромоздок и, как предшествующие, неизбегает повторений и пересечений восновании классификации.

Приведемтеперь рубрикацию отраслей психологии,принятую на XXVI Международном психологическомконгрессе в 1996 г.

1.История и теория.

2.Методы исследований и статистика.

3.Поведение животных.

4.Сенсорные и моторные процессы.

5.Внимание и восприятие.

6.Нейронауки.

7.Нейропсихология.

8.Эмоции и мотивация.

9.Обусловливание и научение.

10.Память и познание.

11.Язык, речь и общение.

12.Когнитивная наука и интеллектуальныесистемы.

13.Человеческий фактор и эргономика.

14.Стадии развития.

15.Процессы развития.

16.Психология образования.

17.Личностные процессы и надиндивидуальныеразличия.

18.Социальная психология.

19.Социальные проблемы.

20.Половые различия.

21.Психология и право.

22.Кросскультурная психология.

23.Политическая психология.

24.Клиническая и консультационнаяпсихология.

25.Психология здоровья.

26.Психология как научная дисциплина.

Каквидите, создание единой классификациипсихологических дисциплин — задачачрезвычайно трудная. В нашей странечаще всего используется классификация,ориентированная на те отрасли, которыеполучили наибольшее развитие в Россиии в которых занято большинствоквалифицированных специалистов. Этойклассификации соответствует переченьспециализаций, по которым ведетсяподготовка специалистов:

1.Общая психология;

2.Психология личности;

3.Социальная психология;

4.Политическая психология;

5.Психология менеджмента;

6.Организационная психология;

7.Юридическая психология;

8.Психология труда и инженерная психология;

9.Клиническая (медицинская) психология;

10.Психофизиология;

11.Специальная психология;

12.Психология развития и возрастнаяпсихология;

13.Педагогическая психология;

14.Психологическое консультирование.

Вдальнейшем Вы познакомитесь с некоторымииз этих отраслей подробнее.

Источник: https://studfile.net/preview/5255099/page:3/

Из истории становления психологической профессии — allRefs.net

45. История становления психологической профессии: Итак, с какого же момента мы можем говорить о возникновении профессии

Из истории становления психологической профессии – раздел Образование, Игорь Викторович Бачков, Игорь Борисович Гриншпун, Николай Сергеевич Пряжников   Итак, С Какого Же Момента Мы Можем Говорить О Возникновении П…

Итак, с какого же момента мы можем говорить о возникновении профессии психолога? Выше Вы познакомились с различными подходами к тому, что такое профессия. Попробуем, опираясь на этот материал, а также на то, что успели обсудить относительно различных сфер деятельности психолога, ответить на поставленный вопрос.

Как минимум необходимо следующее:

Во–первых, необходимо, чтобы существовало понятие «психология» в значении востребованной обществом особой сферы человеческой деятельности, будь то отдельная наука или особая практика.

Эта деятельность должна иметь свою выраженную специфику по предмету и методам, то есть – в нашем случае – быть не философией, не педагогикой, не медициной, не физиологией и т. д.

, хотя и не терять с ними связи.

Во–вторых, необходимо существование сообщества людей, занимающихся этой деятельностью как основной в своей жизни и тем зарабатывающих.

В–третьих, необходима система подготовки специалистов в данной области.

В этом плане возникновение психологической профессии следует, вероятно, связать с выделением психологии в отдельную дисциплину, то есть с организацией Вильгельмом Вундтом (1832–1920) в Лейпциге уже известной Вам первой экспериментальной психологической лаборатории в 1979 г. и на ее базе – Лейпцигского психологического института, который может рассматриваться и как научно–исследовательское, и как своеобразное учебное заведение.

Появление специализированного психологического института – момент поистине знаменательный: психология отделилась от философии и, впитав, помимо философских идей, достижения и некоторые методы экспериментальной физиологии, обрела самостоятельное бытие.

В сущности, с этого момента можно отсчитывать и становление профессии «психолог»: в институте в различной форме прошли подготовку многие выдающиеся психологи мира, в том числе наши соотечественники – психолог, физиолог, невролог, врач Владимир Михайлович Бехтерев (1957–1927), создавший первую в России экспериментальную психологическую лабораторию в Казанском университете в 1885 г., а в 1908 г. – Психоневрологический институт в Санкт–Петербурге; психолог и философ Георгий Иванович Челпанов (1862–1936), создатель первого в России психологического института (начал работу с 1912 г., официально был открыт в 1914 г.; ныне это Психологический институт Российской академии образования), один из пионеров экспериментальной психологии в России одесский психолог Николай Николаевич Ланге (1858–1921), создатель грузинской психологической школы Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886–1950) и другие. Там же проходил обучение и первый в истории профессор психологии – американский психолог Джеймс Кеггелл (1860–1944).

Возникновение института – событие рубежное; однако психология, как Вы помните, ныне представляет собой не только академическую научно–исследовательскую область (каковой она в названном институте выступала); она ориентирована и на запросы различных областей человеческой практики, и на психологическую помощь.

Возникновение профессиональной психологии было подготовлено многими веками философских размышлений (особая роль здесь принадлежит Аристотелю – автору первого произведения, специально посвященного душе – трактата «О душе»; часто Аристотеля называют «отцом психологии»), духовных исканий, медицинских и педагогических теоретических построений и практик, биологических и физиологических исследований.

В современной литературе выделяются, наряду с появлением психологического института в Лейпциге, еще несколько важнейших моментов, выступающих предпосылками становления современной – прежде всего зарубежной – профессиональной психологии:

1. Возникновение нового, гуманного подхода к психически нездоровым людям. Это произошло в конце XVIII в. во Франции и связано с именем Ф. Пинеля, выступившего основателем психиатрии. Нам сейчас трудно представить, но до того психически нездоровых людей приравнивали, по сути, к преступникам, применяя к ним те же методы наказания, вплоть до побоев и держания их на цепи в течение многих лет.

2. Становление научного подхода к психическим заболеванием и научно обоснованных психотерапевтических методов. Это связано в первую очередь с работами в области лечения гипнозом в конце XIX в. во французской психиатрии (Ж. Шарко, И. Бернгейм, П.

Жане ), австро–венгерской психиатрии (Й. Брейер и работавший с ним в начале своего пути З. Фрейд [8]) и русской психиатрии (А. А. Токарский, В. М. Бехтерев ), а позже – со становлением психоанализа З.

Фрейда как первой психотерапевтической системы (что важно, распространенной за пределы клинического материала).

Эти авторы показали, что работа с психическими заболеваниями возможна с помощью создания ситуаций особого типа переживаний и помощи в осознании причин рягстройства, лежащих в индивидуальном прошлом, то есть на основе психологических средств.

3. Развитие в конце XIX – начале XX в. психологического тестирования и шире – психологической диагностики. В первую очередь это связано с именами английского исследователя Ф. Гальтона[9]и французского ученого А. Бине[10].

4. Возникновение в начале XX столетия в США Общества умственной гигиены (К. Бирс).

5. Становление основных отраслей психологии, в том числе прикладных (начиная с конца XIX в.).

6. Возникновение в США в первое десятилетие XX в. консультирования, связанного с выбором профессии (Ф. Парсон). (Отметим, что в России первое «Городское посредническое бюро» для содействия в трудоустройстве было создано в Москве существенно раньше – в 1897 г., однако собственно психологический компонент консультирования там был представлен в меньшей степени.)

7. Становление основных научных школ психологии, начиная с 10–х гг. XX столетия.

8. Возникновение в США в годы, предшествовавшие второй мировой войне, института религиозного попечительства и социальных работников, деятельность которых была направлена на помощь человеку в сложных личностных или житейских ситуациях.

9. Становление в 40–е гг. XX столетия экзистенциально–гуманистической психологии и консультативной практики, на ней основанной. Особое значение придается деятельности К.

Роджерса[11](США), с именем которого часто связывают основные современные представления о психологической помощи (Бондаренко А. Ф.

, 2000) как о помощи человеку в самопознании, раскрытии своего потенциала и в личностном росте.

В России в силу различных причин, в том числе идеологических и социально–политических в послереволюционные годы, развитие профессиональной психологии шло особыми путями. Тем не менее выделим те события, которые стали принципиальными для становления российской профессиональной психологии, в том числе некоторые уже упоминавшиеся.

1. Открытие В. М. Бехтеревым[12]в 1885 г.

первой отечественной экспериментальной лаборатории при кафедре нервных болезней Казанского университета (и вскоре открытие психологических лабораторий в других клиниках нервных и «душевных» болезней), через десятилетие – аналогичной лаборатории в Санкт–Петербурге и в 1908 г. – Психоневрологического института в Санкт–Петербурге, явившегося первым в мире центром комплексного исследования человека.

2. Открытие Г. И. Челпановым[13]первого в России психологического института – Психологического института при Московском университете (как уже говорилось, он начал работу в 1912 г., официальное открытие состоялось в 1914). Отметим, что в те годы он явился крупнейшим в мире психологическим институтом.

3. Развитие начиная с дореволюционных времен педологии – практико–ориентированного направления, ставившего целью комплексное изучение ребенка (буквальный перевод слова «педология» – «наука о ребенке»). В 1936 г. педология прекратила свое существование специальным Постановлением ЦК ВКП (б) как не соответствующая идеологическим принципам того времени.

4. Становление отечественной психологии труда и психотехники, особенно интенсивно – в 20–е гг. XX в.

5. Создание в Москве в 1925 г. Психоаналитического института (И. Д. Ермаков), вскоре закрытого по идеологическим соображениям.

6. Становление основных научных школ отечественной психологии в 20–30–е гг. XX в.

7. Воссоздание в 1943 г. С. Л. Рубинштейном кафедры психологии и на ее основе – отделения психологии на философском факультете Московского государственного университета.

8. Создание в 1945 г. С. Л. Рубинштейном[14]Сектора психологии в Институте философии АН СССР.

9. Создание Общества психологов СССР.

10. Открытие в 1966 г. первых факультетов психологии – в Московском (первый декан – А. Н. Леонтьев [15]) и Ленинградском (первый декан – Б. Ф. Ломов ) университетах.

11. Проведение в 1966 г. в России XVIII Международного психологического конгресса (Москва), когда после долгого перерыва относительной научной изоляции установился серьезный научный диалог между отечественной и зарубежной психологией.

12. Создание в 1971 г. в Москве Института психологии Академии наук СССР (первый директор – Б. Ф. Ломов [16]).

13. Интенсивное развитие и организационное оформление отечественной практической психологии (80–90–е гг. XX в.), в частности, психологических служб, консультирования и немедицинской психотерапии.

В силу упомянутых причин психология в России долгое время развивалась прежде всего как академическая (Постановление ЦК ВКП(б) 1936 г.

«О педологических извращениях в системе Наркомпросов» нанесло удар не только по педологии, но и по практической психологии в целом).

В связи с этим в настоящее время российская психология, во многом превосходя зарубежную в научно–теоретическом плане, вынуждена временно находиться отчасти в роли ученика в плане практическом (Д И. Фельдштейн [17], 1999).

Позже Вы познакомитесь с некоторыми подробностями становления психологии в содержательном плане при рассмотрении академической и прикладной психологии и психологической практики в последующих разделах.

Теперь подойдем к вопросу с другой стороны.

Какими проблемами – в пределах своего предмета – занимается профессиональная психология? Для этого обратимся вновь к историческому материалу и сравним, что входило в сферу интересов психологии при попытках ее систематизации в различные годы; эти попытки нашли отражение в схемах, предлагающих распределение психологической литературы (а количество публикаций уже в конце XIX в. приближалось к 7000) по рубрикам, соответствующим основным направлениям исследований.

Впервые вопрос о систематизации психологии был специально поставлен на IV Международном психологическом конгрессе в 1900 г. Специально созданный комитет предложил следующую схему:

1. Общий раздел.

• Учебники и систематизирующие работы.

• Общие проблемы, методы, терминология и аппаратура.

• История психологии и биографии.

• Сборники, ученые записки, словари, библиография.

2. Анатомия и физиология нервной системы.

• Общие вопросы.

• Элементы нервной системы.

• Головной мозг и его функции.

• Спинной мозг, нервы и симпатическая нервная система.

• Рефлекс и автоматические функции.

• Патологическая анатомия.

3. Ощущения.

• Общие вопросы. Синестезия.

• Органы чувств – общие вопросы.

• Психометрика.

• Психофизика.

• Зрение и окуломоторные функции.

• Слух.

• Другие ощущения.

• Общая патология ощущений.

4. Характеристики сознания.

• Общие вопросы.

• Внимание, апперцепция, отбор.

• Ассоциации.

• Привычка, приспособление, адаптация.

• Работа и утомление.

• Временные отношения в сознании, умственная хронометрия.

5. Познавательные процессы.

• Общие вопросы.

• Восприятие и представление, считывание.

• Восприятие времени, пространства и движения.

• Память и воображение.

• Суждение и вера, умозаключение.

• Рефлексия и самопознание.

• Нормальные иллюзии и нормальное внушение.

• Общая патология познавательных процессов.

6. Аффективная сфера – чувства и эмоции.

• Общие вопросы, приятное и неприятное.

• Эмоции и их выражение.

• Общая патология чувств.

7. Сознательное стремление и движение.

• Общие вопросы.

• Органы движения.

• Инстинкт и импульс (подражание, игра и т. д.).

• Специальные моторные функции (язык и пение, почерк и рисунок, походка, другие моторные функции).

• Воля и усилие.

• Свобода воли.

• Общая патология моторных функций.

8. Высшие проявления разума.

• Логика и наука, методология.

• Идеалы и ценности.

• Теория познания.

• Эстетика.

• Этика.

• Религия.

9. Сон, состояние транса и патология.

• Сон и сновидения.

• Гипноз и состояние транса.

• Парапсихологические исследования.

• Общие вопросы патологии.

• Нервные болезни.

• Психические болезни.

• Судебная медицина.

10. Генетическая, социальная и индивидуальная психология.

• Эволюция и наследственность.

• Сравнительная психология.

• Умственное развитие.

• Индивидуальная психология. Психология групп.

• Психология народов.

• Социальная психология.

• Расовая психология.

Так представлялась структура психологии на начало XX в. Сравните ее теперь с тем, как она выглядела в середине 60–х гг[18][19].

1. Общий раздел.

• История психологии.

• Философия.

• Парапсихология.

• Теории и системы.

• Организации.

• Обучение и подготовка психологов.

• Профессиональные проблемы психологии.

• Общие руководства и справочники.

• Библиографии и обзоры.

2. Методология и методика.

• Модели и математические модели.

• Математическая статистика (схемы эксперимента, формулы и подсчеты, статистический анализ).

• Работа на счетных машинах и программирование.

• Тесты (конструирование тестов, стандартизация тестов, оценка тестов).

• Техника экспериментирования и наблюдения.

• Аппаратура.

3. Экспериментальная психология.

• Теории.

• Психофизика.

• Восприятие (иллюзии, время).

• Зрение (восприятие, цветовое зрение, движение глаз).

• Слух (восприятие, различение звуков речи, аудиометрия).

• Биохимия органов чувств.

• Кинестезии и «общее чувство».

• Влияние окружения.

• Сон, утомление и сновидения.

• Гипноз и внушаемость.

• Мотивация и эмоции.

• Внимание, ожидание, установка.

• Моторика.

• Научение.

• Память.

• Мышление (решение задач, понятия).

• Решение и поведение в ситуации выбора.

4. Физиологическая психология.

• Нейроанатомия.

• Поражения головного мозга.

• Стимуляция головного мозга.

• Электроэнцефалография.

• Физиология органов чувств.

• Биохимические эффекты.

• Кардиоваскулярные эффекты.

• Влияние окружения (стресс).

• Генетика.

• Корреляты личности.

5. Психология животных.

• Сравнительная психология.

• Наблюдение в естественных условиях.

• Ранний опыт.

• Эмоция и мотивация.

• Научение.

• Социальное и сексуальное поведение.

• Комплексные процессы.

6. Генетическая психология (психология развития).

• Период младенчества.

• Детство.

• Подростковый возраст.

• Возмужание.

• Геронтология.

7. Социальная психология.

• Культура и социальные процессы.

• Сексуальное поведение.

• Отношения и мнения.

• Групповые процессы (проблемы руководства).

• Язык и коммуникация.

8. Личность.

• Интеллект.

• Творческие способности.

• Измерения личности.

• Физические корреляты.

9. Клиническая психология.

• Психотерапия и анализ.

• Организационные вопросы терапии и госпитализации.

• Психодрама.

• Психоаналитическая интерпретация.

• Психодиагностика.

• Патология поведения.

• Психосоматика.

• Казуистика.

• Психогигиена и реабилитация.

• Консультирование (семья и брак, социальные проблемы).

• Дефектология (слепота, глухота).

• Расстройство речи.

• Неврологические расстройства.

• Умственная отсталость.

10. Педагогическая психология.

• Программированное обучение.

• Склонности и приспособление.

• Тестирование.

• Физическое обучение.

• Специальные виды обучения.

• Внеклассное руководство.

• Педагогический персонал.

11. Военная психология и отбор персонала.

• Профессиональное консультирование и руководство.

• Отбор и распределение на должности.

• Тренировки.

• Анализ задания и рабочих операций.

• Выполнение работы и удовлетворенность ею.

• Руководство и организационные вопросы.

• Специальное окружение.

• Психология рекламы и потребления.

• Инженерная психология.

• Психология транспортных профессий и вопросы безопасности.

Как видите, представления о структуре психологии серьезно изменились: не столь выражен разрыв между естественнонаучным и философским подходами к психике (хотя он и сохранялся), возросла доля прикладных отраслей психологии, значительное место занимают разделы, связанные с учением о высшей нервной деятельности, с психоанализом.

Принятый в настоящее время рубрикатор, используемый работниками библиотек, достаточно громоздок и, как предшествующие, не избегает повторений и пересечений в основании классификации.

Приведем теперь рубрикацию отраслей психологии, принятую на XXVI Международном психологическом конгрессе в 1996 г[20]

1. История и теория.

2. Методы исследований и статистика.

3. Поведение животных.

4. Сенсорные и моторные процессы.

5. Внимание и восприятие.

6. Нейронауки.

7. Нейропсихология.

8. Эмоции и мотивация.

9. Обусловливание и научение.

10. Память и познание.

11. Язык, речь и общение.

12. Когнитивная наука и интеллектуальные системы.

13. Человеческий фактор и эргономика.

14. Стадии развития.

15. Процессы развития.

16. Психология образования.

17. Личностные процессы и надиндивидуальные различия.

18. Социальная психология.

19. Социальные проблемы.

20. Половые различия.

21. Психология и право.

22. Кросскультурная психология.

23. Политическая психология.

24. Клиническая и консультационная психология.

25. Психология здоровья.

26. Психология как научная дисциплина.

Как видите, создание единой классификации психологических дисциплин – задача чрезвычайно трудная. В нашей стране чаще всего используется классификация, ориентированная на те отрасли, которые получили наибольшее развитие в России и в которых занято большинство квалифицированных специалистов. Этой классификации соответствует перечень специализаций, по которым ведется подготовка специалистов:

1. Общая психология;

2. Психология личности;

3. Социальная психология;

4. Политическая психология;

5. Психология менеджмента;

6. Организационная психология;

7. Юридическая психология;

8. Психология труда и инженерная психология;

9. Клиническая (медицинская) психология;

10. Психофизиология;

11. Специальная психология;

12. Психология развития и возрастная психология;

13. Педагогическая психология;

14. Психологическое консультирование.

В дальнейшем Вы познакомитесь с некоторыми из этих отраслей подробнее.

Развернуть

Открыть в широком формате

Источник: http://allrefs.net/c12/46d9k/p10/

Введение в профессию «психолог»

45. История становления психологической профессии: Итак, с какого же момента мы можем говорить о возникновении профессии

Итак, с какого же момента мы можем говорить о возникновении профессии психолога? Выше Вы познакомились с различными подходами к тому, что такое профессия. Попробуем, опираясь на этот материал, а также на то, что успели обсудить относительно различных сфер деятельности психолога, ответить на поставленный вопрос.

Как минимум необходимо следующее:

Во–первых, необходимо, чтобы существовало понятие «психология» в значении востребованной обществом особой сферы человеческой деятельности, будь то отдельная наука или особая практика.

Эта деятельность должна иметь свою выраженную специфику по предмету и методам, то есть — в нашем случае — быть не философией, не педагогикой, не медициной, не физиологией и т. д.

, хотя и не терять с ними связи.

Во–вторых, необходимо существование сообщества людей, занимающихся этой деятельностью как основной в своей жизни и тем зарабатывающих.

В–третьих, необходима система подготовки специалистов в данной области.

В этом плане возникновение психологической профессии следует, вероятно, связать с выделением психологии в отдельную дисциплину, то есть с организацией Вильгельмом Вундтом (1832—1920) в Лейпциге уже известной Вам первой экспериментальной психологической лаборатории в 1979 г. и на ее базе — Лейпцигского психологического института, который может рассматриваться и как научно–исследовательское, и как своеобразное учебное заведение.

Появление специализированного психологического института — момент поистине знаменательный: психология отделилась от философии и, впитав, помимо философских идей, достижения и некоторые методы экспериментальной физиологии, обрела самостоятельное бытие.

В сущности, с этого момента можно отсчитывать и становление профессии «психолог»: в институте в различной форме прошли подготовку многие выдающиеся психологи мира, в том числе наши соотечественники — психолог, физиолог, невролог, врач Владимир Михайлович Бехтерев (1957—1927), создавший первую в России экспериментальную психологическую лабораторию в Казанском университете в 1885 г., а в 1908 г. — Психоневрологический институт в Санкт–Петербурге; психолог и философ Георгий Иванович Челпанов (1862—1936), создатель первого в России психологического института (начал работу с 1912 г., официально был открыт в 1914 г.; ныне это Психологический институт Российской академии образования), один из пионеров экспериментальной психологии в России одесский психолог Николай Николаевич Ланге (1858—1921), создатель грузинской психологической школы Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886—1950) и другие. Там же проходил обучение и первый в истории профессор психологии — американский психолог Джеймс Кеггелл (1860—1944).

Возникновение института — событие рубежное; однако психология, как Вы помните, ныне представляет собой не только академическую научно–исследовательскую область (каковой она в названном институте выступала); она ориентирована и на запросы различных областей человеческой практики, и на психологическую помощь.

Возникновение профессиональной психологии было подготовлено многими веками философских размышлений (особая роль здесь принадлежит Аристотелю — автору первого произведения, специально посвященного душе — трактата «О душе»; часто Аристотеля называют «отцом психологии»), духовных исканий, медицинских и педагогических теоретических построений и практик, биологических и физиологических исследований.

В современной литературе выделяются, наряду с появлением психологического института в Лейпциге, еще несколько важнейших моментов, выступающих предпосылками становления современной — прежде всего зарубежной — профессиональной психологии:

1. Возникновение нового, гуманного подхода к психически нездоровым людям. Это произошло в конце XVIII в. во Франции и связано с именем Ф. Пинеля, выступившего основателем психиатрии. Нам сейчас трудно представить, но до того психически нездоровых людей приравнивали, по сути, к преступникам, применяя к ним те же методы наказания, вплоть до побоев и держания их на цепи в течение многих лет.

2. Становление научного подхода к психическим заболеванием и научно обоснованных психотерапевтических методов. Это связано в первую очередь с работами в области лечения гипнозом в конце XIX в. во французской психиатрии (Ж. Шарко, И. Бернгейм, П.

Жане), австро–венгерской психиатрии (Й. Брейер и работавший с ним в начале своего пути З. Фрейд8) и русской психиатрии (А. А. Токарский, В. М. Бехтерев), а позже — со становлением психоанализа З.

Фрейда как первой психотерапевтической системы (что важно, распространенной за пределы клинического материала).

Эти авторы показали, что работа с психическими заболеваниями возможна с помощью создания ситуаций особого типа переживаний и помощи в осознании причин рягстройства, лежащих в индивидуальном прошлом, то есть на основе психологических средств.

8 Фрейд Зигмунд(1856–1939) -австрийский психолог и врач, создатель одного из наиболее влиятельных направлений психологии XX века — психоанализа как учения о бессознательных детерминантах человеческого бытия и метода психотерапии.

3. Развитие в конце XIX — начале XX в. психологического тестирования и шире — психологической диагностики. В первую очередь это связано с именами английского исследователя Ф. Гальтона9 и французского ученого А. Бине10.

9 Галътон Фрэнсис(1822—1911) — английский психолог и антрополог. Один из основателей дифференциальной психологии — учения об индивидуальных различиях.

10 Вине Альфред(1857–1911) — французский психолог, основатель первой в этой стране психологической лаборатории (1889). Один из основоположников тестирования интеллекта.

4. Возникновение в начале XX столетия в США Общества умственной гигиены (К. Бирс).

5. Становление основных отраслей психологии, в том числе прикладных (начиная с конца XIX в.).

6. Возникновение в США в первое десятилетие XX в. консультирования, связанного с выбором профессии (Ф. Парсон). (Отметим, что в России первое «Городское посредническое бюро» для содействия в трудоустройстве было создано в Москве существенно раньше — в 1897 г., однако собственно психологический компонент консультирования там был представлен в меньшей степени.)

7. Становление основных научных школ психологии, начиная с 10–х гг. XX столетия.

8. Возникновение в США в годы, предшествовавшие второй мировой войне, института религиозного попечительства и социальных работников, деятельность которых была направлена на помощь человеку в сложных личностных или житейских ситуациях.

9. Становление в 40–е гг. XX столетия экзистенциально–гуманистической психологии и консультативной практики, на ней основанной. Особое значение придается деятельности К.

Роджерса11 (США), с именем которого часто связывают основные современные представления о психологической помощи (Бондаренко А. Ф.

, 2000) как о помощи человеку в самопознании, раскрытии своего потенциала и в личностном росте.

11 Роджерс Карл Рэнсон(1902–1987) -американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии, создатель «психотерапии, центрированной на человеке».

В России в силу различных причин, в том числе идеологических и социально–политических в послереволюционные годы, развитие профессиональной психологии шло особыми путями. Тем не менее выделим те события, которые стали принципиальными для становления российской профессиональной психологии, в том числе некоторые уже упоминавшиеся.

1. Открытие В. М. Бехтеревым12 в 1885 г.

первой отечественной экспериментальной лаборатории при кафедре нервных болезней Казанского университета (и вскоре открытие психологических лабораторий в других клиниках нервных и «душевных» болезней), через десятилетие — аналогичной лаборатории в Санкт–Петербурге и в 1908 г. — Психоневрологического института в Санкт–Петербурге, явившегося первым в мире центром комплексного исследования человека.

12 Бехтерев Владимир Михайлович(1857–1927) – великий русский психолог, физиолог, невропатолог. На основе теории рефлекса разрабатывал науку, последовательно называвшуюся «объективная психология», «психорефлексология», «рефлексология». Основатель Санкт–Петербургской научной психологической школы.

2. Открытие Г. И. Челпановым13 первого в России психологического института — Психологического института при Московском университете (как уже говорилось, он начал работу в 1912 г., официальное открытие состоялось в 1914). Отметим, что в те годы он явился крупнейшим в мире психологическим институтом.

13 Челпанов Георгий Иванович(1862—1936) — выдающийся русский психолог и философ, создатель и первый директор Психологического института. В 1923 г. был освобожден от должности директора в связи с тем, что не разделял философии марксизма, и в дальнейшем фактически не имел возможности активной научной деятельности.

3. Развитие начиная с дореволюционных времен педологии — практико–ориентированного направления, ставившего целью комплексное изучение ребенка (буквальный перевод слова «педология» — «наука о ребенке»). В 1936 г. педология прекратила свое существование специальным Постановлением ЦК ВКП (б) как не соответствующая идеологическим принципам того времени.

4. Становление отечественной психологии труда и психотехники, особенно интенсивно — в 20–е гг. XX в.

5. Создание в Москве в 1925 г. Психоаналитического института (И. Д. Ермаков), вскоре закрытого по идеологическим соображениям.

6. Становление основных научных школ отечественной психологии в 20—30–е гг. XX в.

7. Воссоздание в 1943 г. С. Л. Рубинштейном кафедры психологии и на ее основе — отделения психологии на философском факультете Московского государственного университета.

8. Создание в 1945 г. С. Л. Рубинштейном14 Сектора психологии в Институте философии АН СССР.

14 Рубинштейн Сергей Леонидович(1889–1960) – доктор философии, профессор, академик АПН СССР, член–корреспондент АН СССР, лауреат Государственной премии. Выдающийся отечественный философ и психолог, создатель личностно–деятельностного подхода, основатель научной школы.

9. Создание Общества психологов СССР.

10. Открытие в 1966 г. первых факультетов психологии — в Московском (первый декан — А. Н. Леонтьев15) и Ленинградском (первый декан — Б. Ф. Ломов) университетах.

15 Леонтьев Алексей Николаевич(1903—1979) — доктор психологических наук, профессор, академик АПН, лауреат Ленинской премии. Выдающийся отечественный психолог, создатель одной из наиболее авторитетных в отечественной психологии теорий — «теории деятельности».

11. Проведение в 1966 г. в России XVIII Международного психологического конгресса (Москва), когда после долгого перерыва относительной научной изоляции установился серьезный научный диалог между отечественной и зарубежной психологией.

12. Создание в 1971 г. в Москве Института психологии Академии наук СССР (первый директор — Б. Ф. Ломов16).

16 Ломов Борис Федорович(1927—1989) — доктор психологических наук, профессор, член–корреспондент АН СССР, автор фундаментальных трудов по теории и практике психологии. Директор Института психологии АН СССР с 1971 по 1989 гг.

13. Интенсивное развитие и организационное оформление отечественной практической психологии (80—90–е гг. XX в.), в частности, психологических служб, консультирования и немедицинской психотерапии.

В силу упомянутых причин психология в России долгое время развивалась прежде всего как академическая (Постановление ЦК ВКП(б) 1936 г.

«О педологических извращениях в системе Наркомпросов» нанесло удар не только по педологии, но и по практической психологии в целом).

В связи с этим в настоящее время российская психология, во многом превосходя зарубежную в научно–теоретическом плане, вынуждена временно находиться отчасти в роли ученика в плане практическом (Д И. Фельдштейн17, 1999).

17 Фельдштейн Давид Иосифовичдоктор психологических наук, профессор, академик РАО и АЛСН, президент Московского психолого–социального института. Специалист в области психологии развития.

Позже Вы познакомитесь с некоторыми подробностями становления психологии в содержательном плане при рассмотрении академической и прикладной психологии и психологической практики в последующих разделах.

Теперь подойдем к вопросу с другой стороны.

Какими проблемами — в пределах своего предмета — занимается профессиональная психология? Для этого обратимся вновь к историческому материалу и сравним, что входило в сферу интересов психологии при попытках ее систематизации в различные годы; эти попытки нашли отражение в схемах, предлагающих распределение психологической литературы (а количество публикаций уже в конце XIX в. приближалось к 7000) по рубрикам, соответствующим основным направлениям исследований.

Впервые вопрос о систематизации психологии был специально поставлен на IV Международном психологическом конгрессе в 1900 г. Специально созданный комитет предложил следующую схему:

1. Общий раздел.

• Учебники и систематизирующие работы.

• Общие проблемы, методы, терминология и аппаратура.

• История психологии и биографии.

• Сборники, ученые записки, словари, библиография.

2. Анатомия и физиология нервной системы.

• Общие вопросы.

• Элементы нервной системы.

• Головной мозг и его функции.

• Спинной мозг, нервы и симпатическая нервная система.

• Рефлекс и автоматические функции.

• Патологическая анатомия.

3. Ощущения.

• Общие вопросы. Синестезия.

• Органы чувств — общие вопросы.

• Психометрика.

• Психофизика.

• Зрение и окуломоторные функции.

• Слух.

• Другие ощущения.

• Общая патология ощущений.

4. Характеристики сознания.

• Общие вопросы.

• Внимание, апперцепция, отбор.

• Ассоциации.

• Привычка, приспособление, адаптация.

• Работа и утомление.

• Временные отношения в сознании, умственная хронометрия.

5. Познавательные процессы.

• Общие вопросы.

• Восприятие и представление, считывание.

• Восприятие времени, пространства и движения.

• Память и воображение.

• Суждение и вера, умозаключение.

• Рефлексия и самопознание.

• Нормальные иллюзии и нормальное внушение.

• Общая патология познавательных процессов.

6. Аффективная сфера — чувства и эмоции.

• Общие вопросы, приятное и неприятное.

• Эмоции и их выражение.

• Общая патология чувств.

7. Сознательное стремление и движение.

• Общие вопросы.

• Органы движения.

• Инстинкт и импульс (подражание, игра и т. д.).

• Специальные моторные функции (язык и пение, почерк и рисунок, походка, другие моторные функции).

• Воля и усилие.

• Свобода воли.

• Общая патология моторных функций.

8. Высшие проявления разума.

• Логика и наука, методология.

• Идеалы и ценности.

• Теория познания.

• Эстетика.

• Этика.

• Религия.

9. Сон, состояние транса и патология.

• Сон и сновидения.

• Гипноз и состояние транса.

• Парапсихологические исследования.

• Общие вопросы патологии.

• Нервные болезни.

• Психические болезни.

• Судебная медицина.

10. Генетическая, социальная и индивидуальная психология.

• Эволюция и наследственность.

• Сравнительная психология.

• Умственное развитие.

• Индивидуальная психология. Психология групп.

• Психология народов.

• Социальная психология.

• Расовая психология.

Так представлялась структура психологии на начало XX в. Сравните ее теперь с тем, как она выглядела в середине 60–х гг18 19.

18 Обе схемы с незначительными сокращениями мы приводим по книге: Роговин М. С. Введение в психологию. — М., 1969; там они даны соответственно по изданиям Psychological Review, 1901, Jan. и Psychological Abstracts, 1965, Vol. 40, № 1.

19 Роговин Михаил Семенович(1921—1994) — доктор психологических наук, профессор, специалист в области истории и философских проблем психологии, методологии психологических исследований, психологии мышления и памяти, автор более 10 монографий и учебных пособий.

1. Общий раздел.

• История психологии.

• Философия.

• Парапсихология.

• Теории и системы.

• Организации.

• Обучение и подготовка психологов.

• Профессиональные проблемы психологии.

• Общие руководства и справочники.

• Библиографии и обзоры.

2. Методология и методика.

• Модели и математические модели.

• Математическая статистика (схемы эксперимента, формулы и подсчеты, статистический анализ).

• Работа на счетных машинах и программирование.

• Тесты (конструирование тестов, стандартизация тестов, оценка тестов).

• Техника экспериментирования и наблюдения.

• Аппаратура.

3. Экспериментальная психология.

• Теории.

• Психофизика.

• Восприятие (иллюзии, время).

• Зрение (восприятие, цветовое зрение, движение глаз).

• Слух (восприятие, различение звуков речи, аудиометрия).

• Биохимия органов чувств.

• Кинестезии и «общее чувство».

• Влияние окружения.

• Сон, утомление и сновидения.

• Гипноз и внушаемость.

• Мотивация и эмоции.

• Внимание, ожидание, установка.

• Моторика.

• Научение.

• Память.

• Мышление (решение задач, понятия).

• Решение и поведение в ситуации выбора.

4. Физиологическая психология.

• Нейроанатомия.

• Поражения головного мозга.

• Стимуляция головного мозга.

• Электроэнцефалография.

• Физиология органов чувств.

• Биохимические эффекты.

• Кардиоваскулярные эффекты.

• Влияние окружения (стресс).

• Генетика.

• Корреляты личности.

5. Психология животных.

• Сравнительная психология.

• Наблюдение в естественных условиях.

• Ранний опыт.

• Эмоция и мотивация.

• Научение.

• Социальное и сексуальное поведение.

• Комплексные процессы.

6. Генетическая психология (психология развития).

• Период младенчества.

• Детство.

• Подростковый возраст.

• Возмужание.

• Геронтология.

7. Социальная психология.

• Культура и социальные процессы.

• Сексуальное поведение.

• Отношения и мнения.

• Групповые процессы (проблемы руководства).

• Язык и коммуникация.

8. Личность.

• Интеллект.

• Творческие способности.

• Измерения личности.

• Физические корреляты.

9. Клиническая психология.

• Психотерапия и анализ.

• Организационные вопросы терапии и госпитализации.

• Психодрама.

• Психоаналитическая интерпретация.

• Психодиагностика.

• Патология поведения.

• Психосоматика.

• Казуистика.

• Психогигиена и реабилитация.

• Консультирование (семья и брак, социальные проблемы).

• Дефектология (слепота, глухота).

• Расстройство речи.

• Неврологические расстройства.

• Умственная отсталость.

10. Педагогическая психология.

• Программированное обучение.

• Склонности и приспособление.

• Тестирование.

• Физическое обучение.

• Специальные виды обучения.

• Внеклассное руководство.

• Педагогический персонал.

11. Военная психология и отбор персонала.

• Профессиональное консультирование и руководство.

• Отбор и распределение на должности.

• Тренировки.

• Анализ задания и рабочих операций.

• Выполнение работы и удовлетворенность ею.

• Руководство и организационные вопросы.

• Специальное окружение.

• Психология рекламы и потребления.

• Инженерная психология.

• Психология транспортных профессий и вопросы безопасности.

Как видите, представления о структуре психологии серьезно изменились: не столь выражен разрыв между естественнонаучным и философским подходами к психике (хотя он и сохранялся), возросла доля прикладных отраслей психологии, значительное место занимают разделы, связанные с учением о высшей нервной деятельности, с психоанализом.

Принятый в настоящее время рубрикатор, используемый работниками библиотек, достаточно громоздок и, как предшествующие, не избегает повторений и пересечений в основании классификации.

Приведем теперь рубрикацию отраслей психологии, принятую на XXVI Международном психологическом конгрессе в 1996 г20

20 Приводится по справочному руководству: Современная психология. — М., 1999.

1. История и теория.

2. Методы исследований и статистика.

3. Поведение животных.

4. Сенсорные и моторные процессы.

5. Внимание и восприятие.

6. Нейронауки.

7. Нейропсихология.

8. Эмоции и мотивация.

9. Обусловливание и научение.

10. Память и познание.

11. Язык, речь и общение.

12. Когнитивная наука и интеллектуальные системы.

13. Человеческий фактор и эргономика.

14. Стадии развития.

15. Процессы развития.

16. Психология образования.

17. Личностные процессы и надиндивидуальные различия.

18. Социальная психология.

19. Социальные проблемы.

20. Половые различия.

21. Психология и право.

22. Кросскультурная психология.

23. Политическая психология.

24. Клиническая и консультационная психология.

25. Психология здоровья.

26. Психология как научная дисциплина.

Как видите, создание единой классификации психологических дисциплин — задача чрезвычайно трудная. В нашей стране чаще всего используется классификация, ориентированная на те отрасли, которые получили наибольшее развитие в России и в которых занято большинство квалифицированных специалистов. Этой классификации соответствует перечень специализаций, по которым ведется подготовка специалистов:

1. Общая психология;

2. Психология личности;

3. Социальная психология;

4. Политическая психология;

5. Психология менеджмента;

6. Организационная психология;

7. Юридическая психология;

8. Психология труда и инженерная психология;

9. Клиническая (медицинская) психология;

10. Психофизиология;

11. Специальная психология;

12. Психология развития и возрастная психология;

13. Педагогическая психология;

14. Психологическое консультирование.

В дальнейшем Вы познакомитесь с некоторыми из этих отраслей подробнее.

Источник: https://bookap.info/genpsy/bachkov_vvedenie_v_professiyu_psiholog/gl5.shtm

Medic-studio
Добавить комментарий