45. Жизненная стратегия личности (К. А. Абульханова-Славская).

Жизненный путь в концепции К.А.Абульхановой-Славской

45. Жизненная стратегия личности (К. А. Абульханова-Славская).
?

Categories:

  • общество
  • психология
  • Cancel

Анализу жизненного пути с учетом философских, психологических и социологических аспектов посвящены работы К. А. Абульхановой-Славской.

В работе «Диалектика человеческой жизни» автор раскрывает специфику индивидуального бытия человека через три его характеристики: взаимодействие с условиями, развитие и воспроизводство самого себя.

Все они находятся во взаимодействии друг с другом: «Развитие происходит на временной линии воспроизводства, которая показывает, в каком прежнем или измененном качестве «возвращается» к самому себе индивид. Это – возвращение не к исходному моменту движения, а к исходной «позиции» по отношению к тем же условиям» [1, с. б1].

Изменение или сохранение индивида определяет изменчивость или стереотипность его сознания и действий. Поскольку жизнь человека разворачивается во времени в форме отдельных событий, то здесь возможны два способа воспроизводства жизни: человек не определяется по отношению к жизненным событиям; человек предопределяет логику своей жизни.

Жизнь может рассматриваться и как задача или проблема, складывающаяся из ряда отдельных задач. В этом случае человек через систему социальных стереотипов соотносит себя с обстоятельствами жизни. Стереотипы жестко заданы и выступают в качестве обязательных требований, определяющих образ жизни человека.

Однако человек сам определяет линию своей жизнедеятельности, выделяя только те обстоятельства, которые в значительной мере могут влиять на его жизнь. В этом состоит избирательность, которая иногда может носить неосознанный характер.

Другими словами, человек не всегда осознает значимость происходящих событий и может приобщаться к обстоятельствам, которые никак не влияют на его жизнь.

Включение обстоятельств в ход своей жизни является признаком того, что индивид является субъектом собственной жизни. Субъективность проявляется и в способе интерпретации действительности. Здесь важную роль играют последствия интерпретации: изменяется ли позиция индивида.

Под позицией понимается способ разрешения противоречий между объективными и субъективными отношениями. Человек как субъект жизни проявляет свое отношение к действительности в силу необходимости: «он оказывается в таком положении, в котором не может не отнестись к ней каким-либо образом» [1, с. 111].

На основе позиции человек может устанавливать либо нерефлексивное отношение к действительности (определяется обычаем), либо выступать в качестве субъекта, выражающего свое решение жизненных противоречий. Решая жизнь как задачу, субъект сам создает ситуацию неопределенности для того, чтобы решить ее определенным образом.

Он вводит множество возможностей и как субъект выделяет единственную. Определение жизни как задачи подчеркивает ее индивидуальный характер, так как решение задачи у каждого свое. При этом преодолевается раздробленность жизни на отдельные обстоятельства: осознаваясь индивидом, они объединяются определенным образом.

Индивид не рассматривается как отдельное проявление действий, чувств, сознания и т. д. Он может выступать в качестве субъекта жизни, если способен интерпретировать действительности таким образом, что это меняет его позицию.

В работе «Стратегия жизни» для характеристики жизненного пути К. А. Абульханова-Славская вводит понятия «жизненная позиция», «жизненная линия», «стратегия жизни», «жизненная перспектива».

Жизненная позиция- это жизненные отношения, способ их реализации, отвечающий (или не отвечающий) потребностям, ценностям личности. Это выработанный личностью при данных условиях способ своей общественной жизни, место в профессии, способ самовыражения.

Радикальная смена жизненной позиции может являться результатом неразрешенных противоречий или реализации себя в неоптимальных направлениях.

Жизненная линия – реализация жизненной позиции во времени и в об-стоятельтсвах жизни, соответствующая динамическим характеристикам жизненного пути.

Это определенная последовательность (или непоследовательность) личности в поведении, реализации своей жизненной позиции, верность себе, своим принципам и отношениям в изменяющихся обстоятельствах. Она имеет типологические характеристики: последовательность – непоследовательность – хаотичность.

Стратегия жизни -это способ раскрытия и разрешения жизненных противоречий, индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни по мере ее осуществления в соответствии с ценностями данной личности и ее индивидуальной направленностью. Она может носить активный или пассивный характер.

Смысл жизни (жизненная концепция) характеризует теоретический способ организации жизни. Его наличие или отсутствие выступает критерием развития личности. Реально он существует в совокупности с такими понятиями как жизненная позиция и жизненная линия, так как выражает стремления личности и подтверждает ее реальные достижения.

Жизненная перспектива включает совокупность обстоятельств и условий жизни, которые создают возможность оптимального жизненного продвижения. Она открывается тому, кто в настоящем времени создал систему оптимальных (с множеством возможностей) жизненных отношений.

Основным внутренним критерием личности в реализации ее жизненной программы становится активность. Активность исходит из потребности в деятельности. Ее основным свойством является принадлежность человеку, вне которого она не может существовать. Активность может реализовываться действенно-практически, либо структурно-умозрительно.

В течение жизни личности активность приобретает различную направленность в связи с ориентацией на конкретные достижения или высокие духовные ценности. Она зависит как от внутренних предпосылок, так и от внешних условий. Время рассматривается как внешний фактор, выявляющий индивидуальные различия в способе жизни.

Личность рассматривается как субъект времени своей жизни и ее организатор. Временная регуляция охватывает как деятельность в целом, так и определение отдельных ее этапов, участков. Ее осуществление может быть связано с двумя стратегиями.

Первая, так называемая стратегия «опережения», связана с планированием своих действий «наперед», является стратегией активного преобразования своего наличного времени. Стратегия «запаздывания» предполагает пассивное перераспределение времени. Своевременность как способ приведения в соответствие внешних и внутренних условий жизни выступает критерием организации времени.

Последняя представляет собой оптимальное соотнесение различных этапов жизненного пути, установление оптимальной для личности последовательности жизненных событий, которое должно осуществляться личностью в срок (то есть своевременно) [2, с. 45-145].
Категории «жизненная линия» и «жизненная перспектива» могут быть представлены во временном аспекте.

В этом случае понятие жизненная линия интегрирует 2 уровня организации личностного времени: сознательный и неосознаваемый. Сознательный уровень связан с жизненными этапами, начало и конец которых связаны со временем приобщения к определенному социальному институту или событию.

Жизненная перспектива может быть представлена в виде двух моделей. Когнитивная модель отражает способность личности предвидеть будущее, прогнозировать и структурировать его.

Главной характеристикой личностной модели является показатель взаимосвязанности образов будущего: при попытке мысленно подвинуть один из образов остальные самопроизвольно приходят в движение и двигаются за перемещаемым образом. Влияние переживаний на внутреннюю жизнь личности также носит временной характер.

Человек придает переживаниям временное измерение в зависимости от смысла: если смысл приобретает роль доминанты и осознается как событие жизни, он приобретает характер устойчивого жизненного отношения.

Иными словами, «независящее от личности структурирование времени -это смыслы, а зависящее, определяемое и удерживаемое во времени – отношения, совокупность которых образует и пролонгированную, и устойчивую, т. е. одновременно константную жизненную позицию» [3, с. 146].

Для анализа развития личности вводится понятие плотности переживания времени, под которым понимается глубина переживания, уровень задей-ствованности в нем мышления, воображения, двигательной активности. Она может быть малой, средней и высокой. Этому понятию в категории жизненного пути соответствует интенсивность жизни.

Развитие личности обеспечивается ее способностью умножать время жизни. Умножение времени жизни происходит за счет интенсивности жизни, т. е. вмещаемости в ее время большего количества отношений, событий, чем у других людей, масштаба охвата пространства культуры.

Именно поэтому разные типы людей достигают личностной зрелости в разные периоды жизни, одни – в юности, другие – иногда только под старость, а иногда вообще не достигают ее. Существующая формула: TV = S- время, умноженное на скорость, равно расстоянию, будучи распространена на жизненный путь человека означает, что с чем большей скоростью «идет» человек по жизни, тем длиннее его жизненный путь. Скорости жизненного движения личности ускоряются или замедляются в зависимости от трех личностных способностей: актуализации или оперативного использования своих способностей, потенцирования времени, то есть его сохранение или умножение, своевременности как жизненной оперативности.

Таким образом, в своих работах К. А. Абульханова – Славская предприняла попытку целостного рассмотрения жизненного пути человека с учетом взаимодействия внешних и внутренних факторов. Автор предлагает рассматривать жизнь как задачу или проблему, а человека в качестве потенциального субъекта собственной жизни.

Литература

  1. Абульханова-Славская, К. А. Диалектика человеческой жизни / К. А. Абуль-ханова-Славская. – Москва: Мысль, 1977. – 224 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. – Москва: Мысль, 1991. – 299 с.
  3. Абульханова, К. А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина. – СПб.: Алетейя, 2001. – 304 с.

время, жизненный путь, психологи

Источник: https://lena-spbp.livejournal.com/47476.html

Учение о стратегиях жизни Абульхановой Славской

45. Жизненная стратегия личности (К. А. Абульханова-Славская).

Учение о стратегиях жизни ( Ксения Александровна Абульханова-Славская)

Человек имеет потребность в индивидуальном самостоятельном развитии, по выражению А. Маслоу, потребность в психологии «третьей» силы.

Противоречивая динамика общественной жизни актуализирует проблему стратегий индивидуального развития, формирование человека как деятельного субъекта.

Осознание своей целостности и индивидуальных стратегий позволяет каждому человеку более уверенно преодолевать неоднозначные внешние факторы среды и внутриличностные проблемы, помогает противостоять снижению личностного потенциала человека…

Анализ идеи самореализации показывает, что потенциал индивидуальных стратегий оказывает сильное влияние на всю нашу жизнь…

Например, человек, по А. Адлеру, творчески осознавший свою индивидуальную стратегию, более самостоятелен, менее зависим; он отличается предприимчивостью, обладает инициативой, стремлением к превосходству, социальным интересам. И этим заставляет более эффективно функционировать механизм взаимодействия элементов организации, к которой он принадлежит.

Такой человек понимает, что причины социальных изменений заложены не только в нем самом, но и вне его. Эти причины следует проанализировать, чтобы переориентироваться и выработать новую стратегию в сфере труда, общения и познания. [ ПОДОПРИГОРА Анна Станиславовна, аспирантка кафедры «Философия» ДГТУ.

Окончила ДГТУ (1999) по специальности «Экономика и управление на предприятии»].

Cтратегия жизни как жизнедеятельность личности в целом имеет несколько измерений.

Каждое из измерений стратегии жизни привносит в ее содержание определенные свойства: культурное – обеспечивает жизненный выбор личности необходимыми программами и технологиями (способами деятельности), социальное –обусловливает нахождение оптимального позиционно-ролевого баланса в отношениях с другими людьми в ходе достижения ими своих стратегических целей.

особенности стратегии жизни личности в самом общем виде определяется социокультурными параметрами общества и социально-психологическими особенностями личности [2]. Ю.М. Резник раскрывает понятие «стратегия жизни» при помощи понятий «жизненный мир» и «жизненный путь». Термин «жизненный мир», пишет Ю.М.

Резник, позаимствован из феноменологической традиции в философии и науке, где детально разрабатывался в работах Э. Гуссерля, А. Щюца, Ю. Хабермаса, П. Бергера, Т. Лукмана и др. [3].

Понятие «жизненный мир» характеризует сферу объективно обусловленного и субъективно значимого опыта людей, а также систему их непосредственных (межличностных и групповых) отношений, детерминированных как естественными (например, биологическими или половозрастными) различиями, так и социально-психологическими факторами.

Это мир коммуникаций и интерактивных форм социального взаимодействия людей, регулируемых при помощи ценностных и символических посредников. Он характеризует социокультурное измерение человеческой жизни вообще.

Жизненный путь был детально разработан в трудах ряда философов и социальных психологов. По мнению А.А. Кроника и Е.И. Головахи, жизненный путь человека представлен в его жизненных программах, сценариях, картах времени.

Представление о жизненном пути личности, как считают данные авторы, можно составить через психологическую реконструкцию системы причинных и целевых связей между жизненными событиями, свойствами личности, значимыми для нее людьми.

Отражаясь в сознании человека, эти связи образуют многослойную субъективную картину жизни, которая, в свою очередь, выполняет функции долговременной регуляции и согласования жизненных замыслов и поступков человека с замыслами и поступками других людей.

Стратегическое поле жизни личности имеет также идеальное содержание (сознательное и бессознательное) и социальную среду реального поведения. Тем самым преодолевается разрыв между психическим и социальным измерениями жизненных представлений личности, различие между которыми фиксируется по двум основаниям – предметно-пространственному и временному.

На предметном уровне различают психический и социальный срезы жизни, а на временном – ориентации «от прошлого к будущему» (жизненный сценарий), «от прошлого к настоящему» (жизненные истории), «от настоящего к будущему» (жизненные планы и программы). Поэтому стратегическое поле жизни личности формируется на пересечении и взаимодействии «жизненного мира», включающего в себя все пространственные характеристики, и «жизненного пути», раскрывающего временную координату.

Стратегия жизни предполагает наиболее высокий уровень перспективной организации жизни. Она представляет собой динамическую и саморегулирующуюся систему социокультурных представлений личности и способов организации ее будущей жизни, ориентирующую и направляющую ее текущее поведение в течение длительного времени на достижение доминирования в социальной среде.

Следовательно, стратегическая личность, будучи субъектом стратегического ориентирования и конструирования жизни, является в то же время главным субъектом (актером и автором одновременно) социальных действий и событий, осуществляемых в соответствии с изначальным замыслом (стратегическим планом).

Стратегическая личность является не только «конструктором», актером жизненных событий, но и основным экспертом собственной жизни. С точки зрения теории личных конструктов, каждый человек – ученый. А как ученый он обязан уметь объяснять и предсказывать события, а также управлять ситуацией [8]. Джон Келли

Создать стратегию жизни – это значит увидеть своими глазами окружа-ющее во всем его многообразии, проникнуть в тайны различных миров (системных и жизненных, объективных и субъективных), каждый из которых имеет личностное, культурное и институциональное измерение.

Для этого необходимо «расшифровать» коды и конструкты, образующие эти миры, реконструировать нормативные структуры отношений, существующие в них.

Из всего этого следует, что людей, поднявшихся на уровень стратегического развития, надо рассматривать как вполне квалифицированных исследователей и экспертов жизни.

Создавать стратегию жизни – это по существу приподняться над потоком событий, или, во всяком случае, осознавать возможность этого. Проблема создания стратегии жизни, конечно, выходит за рамки философских обобщений, но обсуждение возможности ее создания и характер ее основополагающих принципов заведомо относятся к области социальной философии.

Психологически-философское осмысление понятия «стратегия жизни» позволяет сделать вывод, что стратегия относится к разряду наиболее сложных и интересных проявлений жизни личности.

Она выражает целостность жизненного мира человека, его устремленность в будущее и способность изменения собственной жизни в соответствии с вызовами и запросами этого будущего, а также относится к числу мало исследованных и не имеющих четкого определения явлений.

Для того чтобы разобраться в социально-философской сущности понятия «стратегия жизни личности», следует обратиться к понятиям «стратегия», «жизнь» и «личность» и провести их рефлексию во временной и социокультурной ретроспективе с принципиально разных точек зрения.

В результате этимологического, компаративного и культурно-исторического анализа можно отметить, что само понимание термина «стратегия» в любых областях современной западной культуры тяготеет к узким специальным военным формам, сформировавшимся еще в Древней Греции.

Однако такое понимание стратегии оказывается мало пригодным для понимания стратегии жизни личности в современном многомерном обществе.

Поэтому переосмысление важнейших стратегических принципов применительно к стратегии жизни личности соответствует общим тенденциям в философско-методологических и социально-философских описаниях схем человеческой деятельности, когда последние рассматриваются и как элементы конструирования многомерного нелинейного социального бытия.

На основании вышеизложенных представлений о сущности, характере и задачах стратегии в современном мире и анализа представлений различных авторов о понятиях «стратегия», «жизнь» и «личность», их соответствия вызовам современного общества следует рассматривать стратегию жизни личности как рационализированную, ориентированную в пространстве и во времени, обращенную на перспективу систему взаимоотношений человека и общества, осуществляемую стратегически мыслящей личностью на основе управления ресурсами, исходя из самоценности жизни.

Обратим внимание на некоторые особенности построения жизненной стратегии личности в целом. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, жизненная стратегия должна строиться на основе учета типологических различий в способе индивидуальной жизни.

Необходимо также учитывать роль активности и пассивности, которые оказывают существенное влияние на строение жизненной стратегии личности. Активность личности в осуществлении еѐ жизненной стратегии и проявляется как способность к оптимальному балансу между желаемым и необходимым, личным и социальным.

Если в основе активности личности лежит ответственность, то такой тип личности всегда сам стремится создать себе необходимые условия, заранее предусмотреть, что нужно для достижения цели, подготовиться к преодолению трудностей, неудач.

Тип личности с развитой инициативой находится в состоянии постоянного поиска, стремится к новому, а не удовлетворяется наличным, готовым, заданным.

Важно найти приемлемое соответствие между типом личности и типом жизненной стратегии. Проблема стратегии жизни – найти оптимальное применение своей личностной индивидуальности.

Таким образом, мы видим, что стратегия жизни строится в соответствии с личностным типом структурной активности, способом организации времени жизни, смысложизненной ориентации и т.п. Исходя из своей индивидуальности, личность программирует свою жизнь. Следовательно, на формирование жизненной стратегии индивида решающее воздействие оказывают особенности его личности.

Мерзаканов Сергей Айтечевич,кандидат социологических наук, докторант кафедры философии и социологии Краснодарскогоуниверситета МВД России

РЕЗНИК Татьяна Евгеньевна – научный сотрудник Института детства Российского

детского фонда. РЕЗНИК Юрий Михайлович – кандидат социологических наук, доцент, заведующий

кафедрой управления персоналом факультета повышения квалификации Московскогогосударственного социального университета.

Жизненная стратегия – фундаментальная линия жизненного поведения личности. Человек в этом ракурсе предстает как субъект жизненных отношений, которые складываются в процессе его деятельности,

общения и осваиваются посредством познания; реализуются в сферах общественной и личной жизни [3].

В современной психологической науке понятие жизненной стратегии рассматривается в рамках общей теории личности (К. А. Абульханова-Славская, Э. Фромм, А. Адлер и др.). Рассмотрим некоторые из существующих социально-психологических подходов изучения жизненных стратегий.

Все эти подходы так или иначе отражают потребность человека организовать свою жизнь таким образом, чтобы она была наиболее эффективной с точки зрения индивидуального представления человека об эффективности жизни. В отечественной психологии наиболее полно и широко стратегии жизни рассматривала К. А.

Абульханова-Славская [4].

Жизненную стратегию она понимала как важнейшую характеристику личности. Стратегия жизни – это стратегия поиска, обоснования и реализации личности в жизни путем соотнесения своих жизненных потребностей с личной активностью, ее ценностями и способом самореализации.

Жизненная стратегия – это принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию. Согласно К. А. Абульхановой-Славской, стратегия жизни человека имеет три основных признака.

Первый признак – выбор основного для человека направления жизни, способа жизни, определение ее главных целей, и этапов их достижения и соподчинение этих этапов.

Второй – решение противоречий жизни, открытие для себя нечто нового в достижении своих жизненных целей и планов; третий – творчество, созидание ценностей своей жизни, соединение своих потребностей и жизни в виде ее особых ценностей.

Ценность жизни, состоящая в интересе, увлеченности, удовлетворенности и новом поиске, и есть продукт определенного способа жизни, индивидуальной стратегии жизни, когда они определяются самим человеком.

Таким образом, стратегия является некоторым универсальным законом, способом существования человека в различных сферах его жизни. Поскольку каждый строит свою жизнь сам, стратегия жизни является индивидуальным достоянием и открытием каждого. Также стоит отметить мнение Юрия Мих.

Резника. Он считает, что жизненные стратегии выступают элементом и уровнем иерархически сложного комплекса активности человека.

Они являются в широком плане элементом деятельности (как «сознательно регулируемой и адаптивно-адаптирующей активности человека») и непосредственно компонентом одной из подсистем деятельности – системы ориентирования личности [5].

Ю. М. Резник приводит определение жизненных стратегий, наиболее полно выражающее их социально-психологическую специфику. Это динамическая система перспективного ориентирования личности, направленная на сознательное изменение своей будущей жизни в данном социокультурном контексте. Эта система направляет и регулирует ее поведение в течение длительного времени [6].

Жизненные стратегии входят непосредственно в систему ориентирования личности, которая направляет и регулирует ее реальное поведение наряду с системами мотивации, волевого решения и контроля.

В процессе жизнедеятельности личности ориентирование выполняет функцию осознания (рефлексии) жизни с точки зрения ее образа, смысла, ценностей, норм и целей. Чтобы стать компонентами ориентирующей деятельности личности, они должны войти в ее реальную жизненную практику и превратиться в практические установки (ориентации).

Кроме того, они должны быть идентифицированы личностью и приняты в качестве исходных условий жизнедеятельности.

Следовательно, жизненные стратегии можно условно распределить на три неравномерные группы: высшие диспозиции (перцептивные, смысложизненные и ценностные ориентации), обобщенные установки (нормативные ориентации) и ситуативные установки (целевые ориентации).

С точки зрения пространственно-временных параметров жизненные ориентации подразделяются на целостные (интегративные) и частичные, широкомасштабные и локальные, кратковременные и долговременные, перспективные и ретроспективные. В качестве сферы приложения стратегий выступают конкретные жизненные события и ситуации.

Пространственно-временные рамки жизненных событий задаются различными ситуациями. Жизненные ситуации характеризуют внешнюю и внутреннюю среду жизни личности, локализованную во времени и пространстве. Они определяют не только материальное окружение ее событий, но и служат своеобразным фоном для конкретных ожиданий и ориентаций личности. В соответствии с тремя типами жизненных событий различают личные, социальные и культурные ситуации.

По определению К.

Гробстайна социальная ситуация рассматривается как окружающая среда «взаимно наставляющих возможностей в любом месте, где индивид находит себя доступным истинным значениям и смыслам других присутствующих, также в свою очередь считающих себя доступными ему».

Другими словами, она представляет собой сценическую площадку, на которой разыгрывается социальное событие и осуществляется постановка действий его многочисленных участников.

Культурная ситуация определяет благоприятную или неблагоприятную среду для появления и дальнейшего становления новых образцов, ценностей и стандартов жизни. В зависимости от характера ведущих ориентаций жизненные ситуации могут быть также перцептивными, коммуникативными (смыслообразующими), оценочными, нормативными (желательными) и целенаправленными.

Таким образом, в социальной теории жизненные стратегии личности изучаются одновременно как социальные ориентации (в смысле направленности на достижение желаемого социального положения в будущем путем включения в те или иные социальные группы) и как культурные ориентации (в смысле стремления к общественным идеалам и принятия культурных норм и ценностей). В последнем случае каждому элементу стратегии жизни соответствует определенный реальный или воображаемый культурный образец. Поэтому в ходе комплексного и системного изучения жизненной стратегии ее структура приобретает многоуровневый вид (в ней выделяются собственно индивидуальные или личные, социальные и культурные ориентации). Другими словами, стратегии жизни определяют личное (индивидуально-субъективное), социальное и культурное будущее личности.

Личное будущее связано, как правило, с самыми сокровенными, интимными сторонами жизни человека. Оно в значительно меньшей степени, чем социальное и культурное будущее, может служить предметом изучения и моделирования в науке. По мнению О. В. Дудник, важным элементом концепции жизненных стратегий являются индивидуальные притязания индивидов.

Термин «притязания» подчеркивает, что речь идет о целях, самостоятельно устанавливаемых человеком, в отличие от тех целей, которые он вынужден принимать и преследовать под давлением обстоятельств. Этот аспект раскрывает творческий потенциал биографического проектирования.

Социальные притязания определяют пространственно-временной уровень и границы проектирования и реализации жизненной стратегии [7].

О. В. Дудник считает, что понятие жизненной стратегии имеет два уровня концептуализации: биографический и инструментальный.

Первый рассматривает жизненную стратегию как индивидуально-креативный биографический проект в ряду иных теоретических концептуализаций – жизненная форма, стиль жизни, биографический канон и так далее.

Второй уровень представлен непосредственно механизмами биографического проектирования и реализации, такими как трудовые, образовательные, миграционные и другие стратегии.

Жизненная стратегия всегда конечна, так как направлена на достижение определенных целей. Стратегическое поведение рационально, и, как показывает Н. Ф.

Наумова, эта рациональность стратифицирована, то есть чем выше позиция индивида в социальной иерархии, тем рациональнее его поведение, а чем меньшим социальным ресурсом обладает человек, тем больший компонент иррациональности присутствует в паттернах поведении [8].

Стратегия жизни, по мнению Э. В. Денисовой, состоит в разработке определенных жизненных решений как конструктивных способов преодоления этих противоречий. Творчество личности проявляется именно в способности вырабатывать такие решения, с помощью которых преодолевались, казалось бы, неразрешимые проблемы [2]. Существенное внимание Э. В. Денисова уделяет ситуативности жизни.

Она считает, что ситуативность навязывается личности. И тем самым либо затрудняется, либо вообще не возникает способность к формированию обобщений, стратегий, перспектив жизни. Человек начинает планировать свою жизнь по совершенно иным критериям, делать то или иное дело по мере его срочности, внешней необходимости и престает формировать собственные планы.

Возможность располагать собой, условиями своей жизни исчезает, а вместе с ней исчезает и соответствующая способность строить стратегию жизни.

Способность человека вырабатывать и осознавать свою устойчивую жизненную позицию, отделять существенные отношения, из которых складывается эта позиция, от случайных жизненных событий, осознавать дело своей жизни и отделять его от формальных дел – и есть жизненная стратегия.

Различные типологии жизненных стратегий также можно обнаружить в социально-психологических теориях, которые на основе общественной жизни личности выявляют различные способы жизнеосуществления. Так, Э.

Фромм утверждает, что рыночная экономика, основанная на отношениях конкуренции, неблагоприятно влияет на психическое здоровье и развитие личности: человек стоит перед выбором – «иметь» или «быть», то есть или как можно больше иметь, или развивать в себе заложенные природой способности и силы, «быть многим».

И часто под давлением общественных норм люди предпочитают «иметь» в ущерб перспективе личностного развития [9]. Собственные интересы и склонности при этом игнорируются, что приводит человека к ложным жизненным выборам.

К. Хорни отмечает, что для удовлетворения стремлений, порой навязываемых общественными шаблонами, растущий человек уже с детства вырабатывает три основные стратегии, или личностные ориентации по отношению к другим людям: движение к людям, движение против людей, движение от людей. Однако часто это выражается в отсутствии способа приспособления к современным условиям жизни [10].

А. Адлер отмечает, что формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненная цель формируется в раннем детстве под влиянием личного опыта, ценностей, особенностей самой личности.

Именно в детстве, по его мнению, и формируется жизненный стиль – интегрированный стиль приспособления к жизни взаимодействия с ней. Любовь, дружбу и работу А.

Адлер называет основными жизненными задачами, с которыми сталкивается человек, которые определены условиями человеческого существования и позволяют поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой он находится [11].

Таким образом, комплексное, системное исследование жизненных стратегий учитывает единство психических и социальных, интернальных и экстернальных сторон стратегической деятельности личности. Оно включает, следовательно, два взаимосвязанных аспекта: анализ внешних рамок этой деятельности и изучение ее внутреннего состояния.

Проведя краткий теоретический анализ работ исследователей, которые внесли вклад в разработку проблемы жизненной стратегии, можно подвести итог.

Современные исследователи определяют жизненную стратегию как динамическую систему перспективного ориентирования личности, направленную на сознательное изменение своей будущей жизни в данном социокультурном контексте. Эта система направляет и регулирует ее поведение в течение длительного времени.

Жизненная стратегия – это принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию.

В целом жизненная стратегия – важнейшая характеристика личности, описывающая стратегию поиска, обоснования и реализации личности в жизни путем соотнесения своих жизненных потребностей с личной активностью, ее ценностями и способом самореализации.

Литература

1. Дъяченко, М. И. Психология : словарь-справочник / М. И. Дъяченко, Л. А. Кандыбович. – Минск, 1998.

2. Денисова, Э. В. Субъективность как детерминанта жизненных стратегий личности / Э. В. Денисова //

Развивающаяся личность в системе высшего образования России : сборник научных трудов. – Ростов-н/Д, 2001.

3. Васильева, О. С. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека / О. С. Васильева,

Е. А. Демченко // Вопросы психологии. 2001. № 2.

4. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. – М. : Мысль, 1991.

5. Резник, Ю. М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив / Ю. М. Резник. – М., 1995.

6. Резник, Т. В. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование / Т. В. Резник, Ю. М. Резник //

СОЦИС. 1996. № 6.

7. Дудник, О. В. Методология концепций жизненных стратегий / О. В. Дудник. – Магадан : Изд-во СМУ, 2002.

8. Наумова, Н. Ф. Жизненная стратегия человека в переходном о0бществе / Н. Ф. Наумова // Социологический

журнал. 1995. № 2.

9. Фромм, Э. Иметь или быть / Э. Фромм. – Киев, 1998.

10. Хорни, К. Невроз и развитие личности / К. Хорни. – М., 1996.

11. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – М., 1995.

Источник: https://freedocs.xyz/docx-437113573

Medic-studio
Добавить комментарий