46. ПРОЦЕДУРЫ И ТЕХНИКИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ: Под процедурами в психологическом консультировании принято понимать

Техники и методы консультирования клиентов после развода (стр. 1 из 7)

46. ПРОЦЕДУРЫ И ТЕХНИКИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ: Под процедурами в психологическом консультировании принято понимать

ИНСТИТУТ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Факультет практической психологии Кафедра позитивной психотерапии

КУРСОВАЯ РАБОТА

Позднякова Г. В. – ДО

Техники и методы консультирования клиентов после развода

Проверил: _____________________

«____»________________2008 г.

Москва 2008

Оглавление

1. Введение 3

2. Техники и процедуры психологического консультирования

в исследовании Колесниковой Г.И. 5

Вывод 13

3. Психологическое консультирование при разводе в исследовании Кочюнас Р. 14

Вывод 16

4. Психологическое консультирование при переживании утраты в исследовании Галустовой О.В. 17

Вывод 21

5. Психологическое консультирование в ситуации развода в исследовании Алешиной Ю.Е. 22

Вывод 28

6. Психологическое консультирование после развода в исследовании Силяевой Е.Г. 29

Вывод 34

7. Психологическое консультирование по проблеме развода в исследовании Карабановой О.А. 35

Вывод 41

8. Заключение 42

9. Библиография 44

Актуальность исследования. Развод – это сильнейшее эмоциональное и психическое потрясение, которое не проходит для супругов бесследно и оказывает негативное и серьезное влияние, как на физическое, так и на психическое состояние личности.

По данным статистики количество разводов в России за минувший год достигло 800 на 1000 заключенных браков, что на 200 больше, чем 10 лет назад. И это свойственно не только нашей стране, но и стало уже мировой тенденцией.

В такой ситуации огромному количеству людей необходима помощь квалифицированного специалиста, владеющего основными методами и техниками, направленными на оказание психологической помощи и адаптации к новому социальному статусу клиента.

В центре внимания настоящей работы — совокупность техник и методов, применяемых психологами-консультантами в ситуациях развода.

Обобщенная в настоящей работе совокупность техник и методов по отдельным изысканиям, осуществленных в работах по психологии русских и зарубежных ученых направлена на эффективную помощь клиентам.

Это является вкладом в сравнительно молодое в нашей стране направление семейного психологического консультирования, нацеленное на сохранение душевного и психического здоровья большей части населения России, на создание здорового общества.

Объект исследования: техники и методы консультирования
Предмет исследования: клиенты после развода

Цель исследования: по работам русских и зарубежных ученых выявить и обобщить техники и методы психологического консультирования клиентов после развода.

Степень разработанности проблемы. Основная цель психологического консультирования – помочь клиенту в преодолении эмоциональных стрессов, в стремлении к свободе, в обучении адаптивному поведению, в поиске полноценного самовыражения.

В советский период в практике психологической помощи, консультирование в ситуации развода не выделялось как особый вид работы, поскольку эта проблема не считалась актуальной.

Это происходило не потому, что отсутствовала сама проблема и переживания, с ней связанные, а в силу того, что развод считался явлением, не показательным для советского образа жизни. Поэтому вопрос о помощи в этой ситуации практически не мог быть поставлен.

Люди, переживающие ситуацию развода, как показывает опыт зарубежных коллег, нуждаются в помощи на разных уровнях: социальном, материальном, физическом и др.

В России только в последнее время психологи стали выносить на обсуждение виды психологической помощи, рекомендуемые для оказания клиентам при разводе, и методы консультирования наиболее адекватные для данной ситуации.

Таким образом, в данный момент, прослеживается явная недостаточность выработки и обобщения методов и техник, применяющихся при проблеме консультирования клиентов с данной проблемой. Современная действительность диктует острую необходимость обобщения методов и техник, применяемых в консультировании таких клиентов.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования имеют значение для решения проблем, связанных с оказанием психологической помощи клиентам, находящимся в состоянии развода. Обобщения, сделанные в исследовании могут применяться в практике работы психологов-консультантов при проведении данного вида консультирования.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, шести глав, заключения и библиографии, содержащей литературу на русском языке. В конце каждой главы приводятся выводы, в которых резюмируются основные результаты проделанной работы.

1.Техники и процедуры психологического консультирования в исследовании Колесниковой Г.И.

Колесникова Г.И. [4] приводит техники, применяющиеся при психологическом консультировании клиентов, обращающихся за помощью. Приведем некоторые из них, уместные в применении при консультировании клиентов в ситуации развода.

Процедуры и техники психологического консультирования

Под процедурами в психологическом консультировании принято понимать группы приемов ведения специалистом клиента, объединенные по целевому назначению, с помощью которых решается одна из задач данного этапа. Каждой процедуре соответствуют определенные техники — специальные приемы, применяемые консультантом для решения задач процедур на каждом из этапов психологического консультирования.

Далее автор предлагает подробно рассмотреть процедуры и техники во взаимосвязи с этапами интегративной модели психологического консультирования.

Этап 1. «Начало работы»

Первой процедурой на этом этапе, безусловно, является встреча клиента с консультантом.

Техники, уместные для решения данной задачи: приветствие клиента, проведение клиента на место, выбор клиентом своего места, выбор психологом места для себя, приемы установления психологического контакта.

Техника приветствия. Осуществляется при помощи стандартных фраз: «Рад Вас видеть…», «Приятно познакомиться…». Составным элементом данной техники, который может быть применен специалистом по его усмотрению, в зависимости от того, где происходит встреча клиента специалистом – у входа в консультацию или в фойе, перед кабинетом.

Техника «проведение клиента на место». Особенно уместна в случаях первичного посещения клиентом психологической консультации: психолог идет впереди клиента, указывая ему дорогу и пропуская вперед себя при входе в кабинет. В данном моменте техника «проведение клиента на место» тесно соприкасается с техниками «выбор клиентом своего места» и «выбор своего места психологом-консультантом».

Вторая процедура первого этапа: установление положительного эмоционального настроя клиента.

Далее автор рассматривает техники, применяемы в рамках данной процедуры. Прежде всего, это установление раппорта. Он устанавливается в течение первых тридцати секунд. Это то, что может произвести приятное впечатление Опрятный внешний вид, благожелательное выражение лица, соблюдение социальной зоны общений.

Третья процедура: снятие психологических барьеров. Клиент испытывает волнение, снять которое помогут специальные техники:

дать клиенту побыть некоторое время одному – извинившись, попросить несколько минут для «завершения» какого-либо дела;

спокойная, ненавязчивая музыка также будет способствовать созданию благоприятной атмосферы;

занять клиента – под предлогом помощи попросить что-либо сделать,

прямое разделение эмоций клиента: «Я тоже волнуюсь…» [4;с.106-108]

Этап 2. «Сбор информации»

Процедура первая: диагностика личности клиента.

В рамках данной процедуры применяются техники:

беседа, интервью, наблюдение.

Беседа, целенаправленно организованная специалистом, является основным методом ведения психологической консультации. Применяется на разных стадиях психологического консультирования. В зависимости от целей этапа консультативного процесса меняются и цели беседы. Как специфический вид беседы выделяется интервью.

Интервью — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Выделяют два вида интервью: свободное и стандартизированное.

В случае консультирования клиентов после развода более подходит свободное интервью, так как стандартизированное интервью полезно в начале консультативного процесса при ориентировке в проблеме, а в нашем случае проблема уже обозначена, также при этом виде беседы теряется эмоциональный контакт с клиентом, что совсем недопустимо в конкретном консультативном процессе. Но ориентироваться необходимо на индивидуальность клиента и использовать более приемлемый вид интервью.

Наблюдение — эмпирический метод психологического исследования, заключающийся в целенаправленном и осознанном восприятии специалистом психических проявлений клиента.

Позволяет специалисту собрать информацию о клиенте, выявить наиболее значимые событийные моменты, отследить изменение его состояния на разных этапах консультативного процесса.

Применяется на всех этапах консультативного процесса. [4; с.109]

Процедура вторая: прояснение сути проблемы клиента, определение его ресурсов.

Основные техники: диалог, слушание.

Диалог. Определяется как речевое общение между двумя и более людьми, предполагающее обмен репликами. В широком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания.

В основе данной методики лежит логическая аргументация, преподносимая специалистом клиенту в виде вопросов, которые предполагают только положительные ответы.

В результате клиент планомерно подводится к принятию суждения, которое перед этим им не принималось или не понималось.

Источник: https://mirznanii.com/a/199889/tekhniki-i-metody-konsultirovaniya-klientov-posle-razvoda

Процедуры и техники консультирования

46. ПРОЦЕДУРЫ И ТЕХНИКИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ: Под процедурами в психологическом консультировании принято понимать

Получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу невозможны без умелого опроса.

Вопросы разделяются на закрытые и открытые. Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном-двух словах, подтверждение или отрицание («да», «нет»).

Открытые вопросы расширяют и углубляют контакт: они дают возможность делиться своими заботами с консультантом, позволяют обсуждать чувства.

Они передают клиенту ответственность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, ценности, поведение, т. е. свой внутренний мир.

Основные моменты консультирования, когда используются открытые вопросы:

  1. Начало консультативной встречи («С чего сегодня Вы хотели бы начать?»).
  2. Побуждение клиента продолжать или дополнять сказанное («Что Вы почувствовали, когда это случилось?»).
  3. Побуждение клиента проиллюстрировать свои проблемы примерами, чтобы консультант мог лучше их понять («Не сможете ли Вы рассказать о какой-либо конкретной ситуации?»),
  4. Сосредоточение внимания клиента на чувствах («Что Вы чувствовали тогда, когда все это произошло с Вами?»).

В консультировании используются как закрытые, так и открытые вопросы.

Однако в консультировании следует избегать чрезмерного опрашивания. Любой вопрос должен быть обоснован. Если опрос превратить в основную технику консультирования, то и консультирование превратится в допрос или следствие. В такой ситуации клиент покинет кабинет консультанта с чувством, что был не столько понят и призван к эмоциональному участию в консультативном контакте, сколько допрошен.

Ободрение и успокаивание

Эти техники очень важны для создания и укрепления консультативного контакта. Приободрить клиента можно краткой фразой, означающей согласие или (и) понимание. Такая фраза побуждает клиента продолжить повествование. Например: «Продолжайте», «Да, понимаю», «Хорошо», «Так» и т.п. Ободрение выражает поддержку — основу консультативного контакта.

Другим важным компонентом поддержки клиента является успокаивание, которое вместе с ободрением позволяет клиенту поверить в себя и рисковать, испытывая новые способы поведения. Это тоже короткие фразы консультанта, выражающие согласие: «Очень хорошо», «Не волнуйтесь из-за этого», «Вы поступили правильно», «Вы правы» и т.д.

Частой ошибкой «успокаивания» является то, что консультант предлагает себя в качестве «подпорки» беспокойному клиенту. Это ограничивает возможности клиента самостоятельно решать свои проблемы. Кроме того, если успокаивание используется чрезмерно и слишком часто, т.е.

начинает преобладать в консультировании, оно создает зависимость клиента от консультанта. В этом случае клиент перестает быть самостоятельным, не ищет собственных ответов, а полностью полагается на одобрение консультанта, т.е. ничего не делает без санкции консультанта.

Отражение содержания: перефразирование и обобщение

Чтобы отражать содержание признаний клиента, необходимо перефразировать его высказывания или обобщить несколько высказываний. Клиент таким образом убеждается, что его внимательно выслушивают и понимают. Отражение содержания помогает клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях, установках.

Перефразирование наиболее приемлемо в начале консультирования, потому что побуждает клиента более открыто обсуждать свои проблемы.

В обобщении выражается основная идея нескольких мало связанных между собой утверждений или долгого и запутанного высказывания.

Обобщение помогает клиенту систематизировать свои мысли, побуждает к рассмотрению значимых тем и способствует соблюдению последовательности консультирования.

Если перефразирование охватывает только что высказанные утверждения клиента, то обобщению подлежит целый этап беседы или даже вся беседа.

Отражение чувств

Познание и отражение чувств клиента является одной из главнейших техник консультирования. Отражение чувств тесно связано с перефразированием высказанных клиентом мыслей — разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении чувств — на том, что скрыто за содержанием.

Отражая чувства клиента, консультант концентрирует внимание на субъективных аспектах его признаний, стремясь помочь клиенту разобраться в своих чувствах и (или) испытать их полнее, интенсивнее, глубже.

Отражение чувств способствует возникновению межличностного, эмоционального контакта, потому что показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир.

Эффективное отражение чувств помогает клиенту лучше разобраться в своих нередко противоречивых чувствах и тем самым облегчает разрешение внутренних конфликтов.

Желание отражать чувства предполагает их распознавание. Для этого необходимо обращать внимание не только на содержание рассказа клиента, но и на его эмоциональный тон, позу, выражение лица. Так же важно помнить, что чувства могут таиться не только в том, что рассказано, но и в том, что не рассказано, поэтому консультант должен быть чутким к различным намекам, умалчиваниям, паузам.

Паузы молчания

Большинство людей испытывает смущение, когда обрывается беседа и стоит тишина. Она кажется бесконечно долгой. Однако умение молчать и использовать тишину в терапевтических целях — один из важнейших навыков консультирования. Хотя тишина в консультировании иногда означает нарушение консультативного контакта, тем не менее она бывает и глубоко осмысленной.

Молчание далеко не всегда означает отсутствие реальной активности. Молчание иногда подразумевает глубокое обобщение без слов, оно тогда более осмысленно и красноречиво, чем слова.

Во время пауз молчания клиент может искать нужные слова для продолжения своего повествования, взвешивать то, о чем шла речь перед этим, пытаться оценить возникшие во время беседы догадки. Консультанту также нужны паузы молчания для обдумывания прошедшей части беседы и формулировки важных вопросов.

Периодические паузы молчания делают беседу целенаправленной, так как в это время мысленно выявляются существенные моменты беседы, резюмируются основные выводы. Паузы молчания помогают не пропускать важные вопросы.

Предоставление информации

Цели консультирования достигаются также посредством предоставления клиенту информации: консультант высказывает свое мнение, отвечает на вопросы клиента и информирует его о разных аспектах обсуждаемых проблем.

Предоставление информации в консультировании иногда бывает очень важным, поскольку клиенты нередко задают консультанту самые разные вопросы. Особенно существенны вопросы, за которыми кроется тревога клиентов о своем будущем, здоровье.

Озадаченность клиентов значима не сама по себе, а в контексте ее возникновения. На вопросы клиента следует смотреть серьезно и хорошо обдумывать ответы на них.

Желательно проявлять компетентность и избегать упрощений, чтобы не утратить доверия клиентов и не увеличить их тревогу.

Интерпретация

В консультировании очень важно выявить большее, нежели содержится в поверхностном повествовании клиента. Внешнее содержание, конечно, тоже значимо, однако существеннее раскрытие латентного содержания, скрытого за словами клиента. Для этого используется интерпретация повествования.

Интерпретационные утверждения консультанта придают определенный смысл ожиданиям, чувствам, поведению клиента, потому что помогают установить причинные связи между поведением и переживаниями.

Такое преобразование помогает клиенту увидеть себя и свои жизненные трудности в новой перспективе и новым способом.

Выделяют пять типов интерпретации:

  1. Установление связей между якобы раздельными утверждениями, проблемами или событиями. Например, клиенту, который говорит о страхе публичного выступления, низком уровне самооценки и трудностях в отношениях с другими людьми, консультант указывает на взаимосвязь проблем и влияние на их возникновение неадекватных ожиданий и притязаний клиента.
  2. Акцентирование каких-либо особенностей поведения или чувств клиента. Клиент, например, постоянно отказывается от работы, хотя высказывает желание работать. Консультант может сказать ему: «Вы, казалось бы, радуетесь появившейся возможности, однако, когда сталкиваетесь с неизбежными трудностями, убегаете».
  3. Интерпретация способов психологической защиты, реакций сопротивления и переноса. В вышеприведенном примере возможна интерпретация: «Судя по нашей беседе, побег является для Вас способом борьбы со страхом неудачи». Таким образом, здесь интерпретируется психологическая защита (побег) от тревоги (страха неудачи).
  4. Увязывание нынешних событий, мыслей и переживаний с прошлым. Иначе говоря, консультант помогает клиенту усмотреть связь теперешних проблем и конфликтов с предшествующими психотравмами.
  5. Предоставление клиенту иной возможности понимания его чувств, поведения или проблем.

Практически во всех перечисленных типах интерпретаций очевидным является момент объяснения, т.е. суть интерпретации в том, чтобы непонятное сделать понятным. Интерпретация, как правило, не снимает невротический симптом, однако уменьшает тревогу, превращая симптом из непонятного препятствия в ясно установленную проблему, которую можно решать.

Хорошая интерпретация, как правило, не бывает слишком глубокой. Она должна связываться с тем, что клиент уже знает. Действенность интерпретации тоже определяется своевременностью, готовностью клиента ее принять. Какой бы мудрой и точной ни была интерпретация — если она представлена в неподходящее время, эффект будет нулевым, поскольку клиент не сможет понять объяснений консультанта.

Консультанту необходимо уметь понимать реакции клиентов на суть интерпретаций. Эмоциональное равнодушие клиента должно заставить консультанта подумать о соответствии интерпретации действительности. Однако, если клиент прореагировал враждебно и сразу отверг интерпретацию как неправдоподобную, есть основание предполагать, что интерпретация затронула корень проблемы.

Несмотря на значение интерпретирования, не следует им злоупотреблять; когда в процессе консультирования слишком много интерпретаций, клиент начинает защищаться от них и сопротивляется консультированию.

Интерпретационные утверждения неуместно формулировать авторитарным, категорично-поучительным тоном. Клиенту легче принимать интерпретации, формулируемые как допущения, когда ему позволяется отвергать их.

Гипотетический характер интерпретаций не умаляет их ценности, если они оказываются точными и приемлемыми для клиента.

Конфронтация

Каждый консультант время от времени вынужден в терапевтических целях вступать в конфронтацию с клиентами. Конфронтация – это всякая реакция консультанта, противоречащую поведению клиента. Чаще всего противостояние бывает направлено на двойственное поведение клиента: увертки, «игры», хитрости, извинения, «пускание пыли в глаза», т.е.

на все то, что мешает клиенту увидеть и решать свои насущные проблемы. Конфронтацией также добиваются показа клиенту способов психологической защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, но которые угнетают, ограничивают становление личности.

Консультант обращает внимание на приемы, с помощью которых клиент старается избежать обсуждения важных в консультировании тем, искажает злободневность своих жизненных ситуаций и т.п.

Конфронтация является сложной техникой, требующей от консультанта утонченности и опытности. Она часто воспринимается как обвинение, поэтому применима лишь при достаточном взаимном доверии, когда клиент чувствует, что консультант понимает его и заботится о нем. Для правильного использования техники конфронтации важно знать и понимать ее ограничения:

  1. Конфронтацию нельзя использовать как наказание клиента за неприемлемое поведение. Это не средство выражения консультантом враждебности.
  2. Конфронтация не предназначена для разрушения механизмов психологической защиты клиентов. Ее назначение — помочь клиентам распознать способы, которыми они защищаются от осознания реальности. Здесь важнее понимание, а не разрушение, которое раздражает клиента и вызывает его сопротивление.
  3. Конфронтацию нельзя использовать для удовлетворения потребностей или самовыражения консультанта.

Конфронтация с клиентом ни в коем случае не должна быть агрессивной и категоричной. Желательно чаще использовать фразы: «мне кажется», «пожалуйста, попробуйте объяснить», которые выражают определенные сомнения консультанта и смягчают тон конфронтации.

Чувства консультанта и самораскрытие

Откровенность консультанта является важным аспектом современного консультирования, помогающим сложиться искренним отношениям между консультантом и клиентом.

Спускаясь с пьедестала анонимности, консультант придает смелости клиентам в раскрытии значимых событий и увеличивает взаимное доверие. Откровенность клиентов часто зависит от обоюдности, т.е.

от эмоционального участия специалиста в консультировании.

Различают позитивную и негативную откровенность консультанта. В первом случае клиенту выражается поддержка и одобрение. Например: «Я тоже чувствую, что наши отношения складываются прекрасно, и Вы заметно преуспели».

Во втором случае имеет место конфронтация с клиентом. Например: «Вы говорите, что все хорошо, однако, если кто-нибудь подобным образом реагировал бы на мое появление, я крайне рассердился бы».

Раскрываясь, консультант в любом случае должен быть искренним, спонтанным и эмоциональным.

Техника самораскрытия используется лишь при наличии хорошего контакта с клиентами, как правило, на поздних стадиях консультирования.

Структурирование консультирования

Эта процедура проходит через весь процесс консультирования.

Структурирование означает организацию отношений консультанта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования и оценку их результатов, а также предоставление клиенту информации о процессе консультирования.

Закончив один этап, мы вместе с клиентом обсуждаем результаты, формулируем выводы. Необходимо убедиться, что оценки результатов данного этапа консультантом и клиентом совпадают.

Работа с клиентом осуществляется по принципу «шаг за шагом». Каждый новый этап начинается с оценки того, что достигнуто. Это способствует желанию клиента активно сотрудничать с консультантом, создает возможность в случае неудачи на отдельном этапе вновь вернуться к нему.

Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/procedury-i-tehniki-konsultirovaniya/

Подготовка и проведение психологического консультирования, его этапы и процедуры

46. ПРОЦЕДУРЫ И ТЕХНИКИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ: Под процедурами в психологическом консультировании принято понимать

Подготовка к психологическому консультированию включает в себя решение ряда общих и частных вопросов, причем общие вопросы касаются консультирования в целом, а частные вопросы относятся к приему клиентов в психологической консультации.

Среди общих вопросов подготовки к психологическому консультированию чаще всего выделяют следующие:

1. Выбор помещения и оборудование места для проведения консультаций. В оборудование помещения входит обеспечение его удобными для клиента и консультанта креслами или стульями, желательно вращающимися, журнальным столиком.

Стулья вместо кресел используются в том случае, если время консультирования, т.е. совместной работы психолога-консультанта с клиентом, сравнительно невелико и во время консультации важно внимательно наблюдать за невербальным поведением клиента.

Предпочтение креслам отдается тогда, когда процедура консультирования достаточно длительная по времени, и в течение консультации необходимо создать и поддерживать неформальную обстановку общения психолога-консультанта с клиентом.

Кроме мебели, в психологической консультации желательно иметь аудио- и видеотехнику на те случаи, если возникнет необходимость вести, прослушивать или просматривать какие-либо записи.

2. Снабжение консультации бумагой, множительной техникой, компьютером, всем необходимым для фиксации хода консультирования и его результатов, размножения документации и т.п. Кроме того, в психологической консультации желательно иметь калькулятор, который, в частности, может понадобиться при количественной обработке результатов психологического тестирования клиента.

3. Оборудование места проведения консультирования необходимой документацией и обеспечение средствами ее хранения, в частности регистрационным журналом, картотекой клиентов и сейфом (сейф нужен и для хранения файлов с конфиденциальной информацией при использовании компьютера).

В регистрационный журнал, образец формы которого приводится ниже в таблице 2, записываются общие данные о клиентах и о проведении консультаций. В картотеку (табл.

3) вносятся персональные данные о каждом клиенте, полученные в ходе консультации в результате расспроса клиента психологом-консультантом. Эти данные должны быть достаточно подробными для того, чтобы по ним можно было составить представление о клиенте и о сути его проблемы.

Сейф или компьютер нужны для того, чтобы в них можно было хранить картотеку клиентов и другие, не подлежащие разглашению, данные.

4. Приобретение для консультации минимума специальной, в том числе психологической, литературы.

Эта литература, во-первых, нужна для того, чтобы психолог-консультант вовремя и достаточно быстро мог получить для себя и для клиента необходимые справки непосредственно из первоисточников, во-вторых, для того, чтобы выдавать клиенту нужную литературу для временного пользования с целью самообразования.

Кроме того, рекомендуется приобретать для психологической консультации некоторое количество наиболее полезных популярных изданий по практической психологии, которые клиент имел бы возможность здесь же, в психологической консультации получить за дополнительную плату в собственное, постоянное пользование по рекомендации психолога-консультанта.

Оформление помещения консультации производится таким образом, чтобы клиент в нем чувствовал себя комфортно. Желательно, чтобы помещение для психологической консультации напоминало нечто среднее между офисом и домом (рабочим помещением, квартирой, жилой комнатой).

К специальным вопросам подготовки психологического консультирования относятся следующие:

• Предварительное знакомство психолога-консультанта с клиентом по данным о нем, которые имеются в регистрационном журнале и в картотеке.

Индивидуальная карточка на каждого клиента в первый раз обычно заполняется тогда, когда клиент обращается в психологическую консультацию и приходит на прием к конкретному консультанту.

Запись в индивидуальной карточке клиента делает тот психолог-консультант, который проводит консультацию. Он же отвечает за конфиденциальность информации, полученной от клиента.

• Подготовка материалов и оборудования, которое может понадобиться в ходе проведения психологической консультации.

• Получение из различных доступных источников дополнительной информации о клиенте – такой, которая может понадобиться во время консультирования.

• Разработка плана проведения консультации с учетом индивидуальных особенностей клиента и волнующей его проблемы.

Как проводится психологическое консультирование

Консультация начинается с личной встречи психолога-консультанта с клиентом. Консультанту или его помощнику рекомендуется встречать клиента, стоя у входа в помещение консультации, где будет проводиться консультирование.

Встречающий должен первым представиться клиенту и, если это необходимо, проводить его и усадить на то место, где он должен находиться во время консультирования.

Далее, прежде чем начинать разговор с клиентом по существу его дела – по той проблеме, с которой он обратился в психологическую консультацию, – следует, расположившись рядом с клиентом, сделать небольшую паузу в разговоре для того, чтобы клиент смог успокоиться и настроиться на предстоящую беседу. Как только клиент успокоится и психологически будет готов слушать консультанта, можно начинать содержательный разговор о проблеме клиента.

Беседу с клиентом следует начинать со знакомства с ним как с человеком, уточняя то, что важно для консультирования, но не отмечено в карточке клиента. При необходимости консультант может рассказать клиенту и кое-что о себе.

После завершения процедуры общего знакомства консультант может предложить клиенту рассказать о том, что его волнует, и внимательно, терпеливо и доброжелательно выслушать его.

Время от времени психолог-консультант может задавать клиенту вопросы, уточняя кое-что для себя, но не мешая клиенту в его исповеди.

Необходимо следить за тем, чтобы вопросы психолога-консультанта не сбивали клиента с мысли, не вызывали у него раздражения, напряжения, сопротивления, не порождали желание прервать разговор или же просто перевести его на формальные рельсы или на другую тему.

Консультант во время слушания клиента должен запоминать имена, даты, факты, события и многое другое, что важно для понимания личности клиента, для поиска оптимального решения его проблемы, выработки правильных и эффективных выводов и рекомендаций.

Лучше всего запоминать информацию, поступающую от клиента, без ее письменной фиксации. Однако если психолог-консультант не вполне уверен в своей памяти, то, попросив на то разрешение клиента, он вполне может делать краткие письменные записи услышанного от клиента, в том числе и во время исповеди.

К концу рассказа-исповеди клиента у психолога-консультанта уже должно сложиться определенное представление о сути проблемы клиента, а также предположения о возможных причинах проблемы и способах ее разрешения.

Всем этим психолог-консультант должен непосредственно поделиться с клиентом по окончании исповеди и после сравнительно небольшой паузы, которая обычно необходима для того, чтобы консультант собрался с мыслями, а клиент настроился на внимательное слушание консультанта.

Далее разговор продолжает психолог-консультант, а клиент, слушая его, может задавать интересующие его вопросы и, если он этого пожелает, дополнять свою исповедь. Кроме того, в этой части консультации клиент может выражать свое мнение о том, что сам услышит от психолога-консультанта.

Иногда психологу-консультанту недостаточно того, что о себе и о своей проблеме рассказал в исповеди клиент. Для того, чтобы сделать более правильные выводы и сформулировать обоснованные рекомендации относительно сути и решения проблемы клиента, психологу-консультанту иногда бывает нужна дополнительная информация о нем.

В этом случае, прежде чем формулировать свои выводы и заключения, психолог-консультант проводит дополнительную беседу с клиентом или другими лицами, имеющими отношение к проблеме, возникшей у клиента, и способными представить полезную для консультирования информацию.

О том, что психолог-консультант собирается беседовать с другими лицами о проблеме клиента, он должен заранее поставить в известность самого клиента и спросить у него на это разрешение.

Иногда для принятия решения о проблеме клиента психологу-консультанту может понадобиться провести дополнительное обследование клиента при помощи ряда психологических тестов.

В этом случае консультант должен объяснить клиенту необходимость проведения такого обследования, указав, в частности, в чем оно будет состоять, сколько времени на него понадобится, как оно будет проходить и какие результаты оно может дать.

Важно также заранее сказать клиенту о том, как, где и кем могут быть или реально будут использованы результаты его психологического обследования.

Если клиент не дает согласие на проведение психологического тестирования, то психолог-консультант не должен на этом настаивать. Вместе с тем он обязан – если это на самом деле так – предупредить клиента о том, что его отказ участвовать в психологическом тестировании может затруднить осмысление его проблемы и нахождение ее оптимального решения.

Основные этапы психологического консультирования

Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности.

Основные этапы проведения психологического консультирования следующие:

1. Подготовительный этап.

На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации, выполняя практически все то, о чем шла речь в предыдущем разделе данной главы. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин.

2. Настроечный этап. На данном этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. То же самое со своей стороны делает клиент. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 до 7 мин.

3. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента.

Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения.

Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей.

Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6–8 ч.

4. Рекомендательный этап.

Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проблеме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы.

Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 мин до 1 ч.

5. Контрольный этап. На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться и оцениваться практическая реализация клиентом полученных им практических советов и рекомендаций.

Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций.

В конце данного этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и клиент могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз. В среднем работа на данном, завершающем этапе психологического консультирования проходит в течение 20–30 мин.

Если суммировать все, сказанное выше, то можно установить, что на прохождение всех пяти этапов психологического консультирования в среднем может понадобиться (без времени, отводимого на психологическое тестирование) от 2–3 до 10–12 ч.

Процедуры психологического консультирования

Под процедурами психологического консультирования понимаются группы объединенных по целевому назначению приемов ведения психологического консультирования, с помощью которых решается одна из частных задач психологического консультирования. От продуманности процедур психологического консультирования непосредственно зависит его результативность.

Поскольку процедуры обычно связаны с конкретными этапами психологического консультирования, то мы будем их выделять и рассматривать в связи с теми этапами, которые были выделены и описаны в предыдущем параграфе.

На первом этапе психологического консультирования, как правило, не выделяются и не применяются никакие специальные процедуры.

На втором этапе применяются процедуры встречи с клиентом, общего, эмоционально-положительного настроя клиента на проведение консультации, снятия психологических барьеров общения психолога-консультанта с клиентом.

Процедура встречи клиента включает в себя специальные действия, совершаемые психологом-консультантом во время встречи клиента, включая его приветствие, проводы на место, где он должен будет находиться во время проведения консультации.

К этой процедуре относится также выбор самим психологом-консультантом места своего расположения по отношению к клиенту во время начала разговора с ним, приемы установления психологического контакта консультанта с клиентом, первые слова, которые произносит психолог-консультант, начиная свой разговор с клиентом.

В следующей главе, названной «Техника психологического консультирования», мы подробнее, с соответствующими примерами рассмотрим указанные приемы.

Данная процедура включает в себя и другие конкретные приемы и действия, при помощи которых психолог-консультант с самого начала консультации старается произвести на клиента наиболее благоприятное впечатление и создать у него обеспечивающее успех консультации настроение.

Большинство клиентов, которые обращаются в психологическую консультацию, имеет психологические барьеры и комплексы, которые препятствуют нормальному общению с людьми, в том числе и с психологом-консультантом.

Особенно сильно отрицательное действие подобных барьеров и комплексов проявляется в незнакомой обстановке, например при первой встрече психолога-консультанта с клиентом, в ожидании непростого разговора клиента с незнакомым человеком – консультантом – о своих, глубоко личных проблемах.

Для нейтрализации возможного отрицательного действия комплексов и снятия психологических барьеров используется процедура «снятие психологических барьеров».

При применении этой процедуры психолог-консультант с помощью специальных действий и приемов успокаивает клиента, создает для него ситуацию психологической безопасности, раскрепощает его, вселяет в него уверенность, вызывает доверие к себе.

Общий эмоционально-положительный настрой клиента на предстоящую консультацию обеспечивается не только при помощи описанной выше процедуры – она в основном только преднастраивает клиента, успокаивает его, – но также посредством применения особой процедуры, преследующей указанную цель. В рамках данной процедуры можно, в частности, применять специальные приемы, поднимающие настроение у клиента, вызывающие у него позитивные эмоциональные переживания.

На третьем этапе психологического консультирования активно работает процедура так называемого эмпатического слушания, а также процедуры активизации мышления и памяти клиента, процедуры подкрепления, прояснения мысли клиента и психодиагностические процедуры (их мы рассмотрим далее, в пятой главе учебника).

Процедура эмпатического слушания включает в себя два взаимосвязанных момента: эмпатию и слушание, которые в данном случае взаимно друг друга дополняют. Слушание заключается в том, что, отрешившись на время от собственных мыслей и переживаний, психолог-консультант полностью сосредоточивает свое внимание

на клиенте, на том, что он говорит. Задача эмпатического слушания заключается в достаточно глубоком, эмоциональном понимании клиента – таком, которое позволило бы психологу-консультанту лично воспринять и до конца понять все то, о чем ему говорит клиент, а также приобрести способность думать и переживать происходящее так же, как его переживает сам клиент (эмпатический момент слушания).

Во время эмпатического слушания клиента психолог-консультант психологически отождествляет себя с клиентом, но одновременно, оставаясь в своей роли, продолжает думать, анализировать, размышлять над тем, что ему говорит клиент.

Это, однако, размышления особого рода – такие, в процессе которых психолог-консультант, вживаясь в образ клиента, переживая и чувствуя то, что он говорит, психологически оценивает и пытается понять не себя в образе клиента, а клиента в его собственном образе. Это и есть то, что называется эмпатическим слушанием.

Оно представляет собой основную процедуру второго этапа психологического консультирования.

Процедурой активизации мышления и памяти клиента называется система приемов, в результате применения которой активизируются, становясь более продуктивными, когнитивные процессы клиента, в частности его память и мышление, связанные с обсуждаемой проблемой, с поиском ее оптимального практического решения. Клиент в результате применения данной процедуры начинает точнее и полнее вспоминать события, факты, имеющие отношение к его проблеме, открывает для самого себя и внимательно слушающего его психолога-консультанта то, что раньше было скрыто от сознания.

К процедуре активизации мышления могут быть отнесены такие приемы, как подтверждение слушающим, в данном случае психологом-консультантом, точки зрения говорящего – клиента, выражение определенного, чаще всего положительного, отношения к тому, о чем он сообщает, оказание клиенту практической помощи в случае возникновения у него затруднений в правильном оформлении высказывания. Сюда же можно отнести заполнение психологом-консультантом неоправданных, вводящих в замешательство самого клиента пауз в его речи для обеспечения ее связности и снятия психологических барьеров, постановка перед клиентом наводящих вопросов, напоминающих ему о том, что следует говорить дальше, стимулирующих память и мышление клиента.

Процедура подкрепления заключается в том, что, слушая клиента, психолог-консультант время от времени – чаще всего тогда, когда сам клиент ищет поддержку со стороны консультанта – словами,

жестами, мимикой, пантомимикои и другими доступными экстра и паралингвистическими средствами выражает согласие с тем, что говорит клиент, одобряет, поддерживает его.

Процедура прояснения психологом-консультантом мысли клиента состоит в том, что консультант время от времени вступает в диалог с клиентом в процессе выслушивания его исповеди в тех случаях, когда мысль клиента ему не совсем понятна или неточно выражена самим клиентом, проясняет вслух для себя мысль клиента или помогает ему более точно ее сформулировать. Необходимость использования этой процедуры чаще всего возникает тогда, когда очевидно, что сам клиент не вполне доволен тем, что и как он говорит психологу-консультанту.

На четвертом этапе проведения психологического консультирования могут использоваться следующие процедуры: убеждение, разъяснение, поиск взаимоприемлемого решения, уточнение деталей, конкретизация.

Все эти процедуры связаны с доведением до сознания клиента тех советов и практических рекомендаций, которые вместе с ним вырабатывает психолог-консультант.

Цель соответствующих процедур заключается в том, чтобы добиться максимально полного и глубокого понимания клиентом тех выводов и решений, к которым приходит психолог-консультант, а также в том, чтобы мотивировать клиента на выполнение этих решений.

Убеждение – это процедура, основанная на логически безупречно аргументированном доказательстве клиенту правильности того, что ему в результате длительной работы с ним предлагает психолог-консультант. Убеждение включает в себя аргументы, факты, логику доказательства, понятную, доступную и достаточно убедительную для клиента.

Разъяснение – это процедура, включающая в себя развернутое, конкретное изложение, объяснение клиенту тех мыслей, которые в связи с его проблемой возникают у психолога-консультанта.

Здесь психолог-консультант сознательно ведет диалог с клиентом таким образом, чтобы стимулировать разнообразные вопросы к себе с его стороны и дать на эти вопросы обстоятельные ответы.

Предлагая эти ответы, психолог-консультант одновременно внимательно наблюдает за клиентом и ищет с его стороны очевидные подтверждения того, что клиенту понятно то, что ему говорят.

Под процедурой, называемой «поиск взаимоприемлемого решения», имеется в виду следующее. Нередко в процессе проведения психологического консультирования возникает такая ситуация, когда клиента не устраивают предложения консультанта. В этом случае необходимо искать иное, более приемлемое для клиента решение его проблемы.

Данная процедура включает в себя такие приемы, как предложение альтернативных вариантов решения, оставление за клиентом права окончательного выбора того решения, которое его устраивает, уточнение, прояснение деталей того, что не устраивает клиента в предлагаемом решении, предложение клиенту самому высказаться по поводу возможного решения его проблемы.

Следующая процедура – «уточнение деталей» – связана с разъяснением клиенту мелких, но существенных подробностей, связанных с выполнением совместно выработанных психологом-консультантом и клиентом практических рекомендаций.

Для того чтобы убедиться в том, что клиент не только правильно понял его, но и хорошо знает, что делать, как воплощать в жизнь полученные рекомендации, психолог-консультант задает клиенту вопросы и на основе его ответов определяет правильность понимания клиентом того, что они обсуждают.

Если что-то в понимании клиентом обсуждаемых вопросов не вполне устраивает психолога-консультанта, то он предлагает клиенту дополнительное разъяснение своих мыслей, причем старается сделать это максимально конкретно и практически ориентированно.

На пятом, заключительном этапе психологического консультирования применяются те же процедуры, которые использовались на четвертом этапе. Однако на этот раз они в основном касаются оценок ожидаемой эффективности практического выполнения клиентом тех советов, которые он получил от консультанта.

Здесь специальной является процедура укрепления у клиента уверенности в том, что его проблема обязательно будет решена, а также готовности сразу же после завершения консультации приступить к практическому решению своей проблемы.

На данном этапе также могут применяться приемы убеждения, внушения, эмоционально-положительного стимулирования и ряд других.

« ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИТЕХНИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ »

Не останавливайтесь, читайте дальше:

Источник: https://rudiplom.ru/lectures/osnovy-psixologicheskogo-konsultirovaniya/1427.html

Процедуры и техники психологического консультирования

46. ПРОЦЕДУРЫ И ТЕХНИКИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ: Под процедурами в психологическом консультировании принято понимать

Под процедурами психологического консультирования понимаются группы объединенных по целевому назначению приемов ведения психологического консультирования, с помощью которых решается одна из частных задач психологического консультирования.

От продуманности процедур психологического консультирования непосредственно зависит его результативность. Перечисленные ниже процедуры используются с учетом специфики направления, в котором осуществляется консультирование и его направленности.

Процедура встречи клиента включает в себя специальные действия, совершаемые психологом-консультантом во время встречи клиента, включая его приветствие, проводы на место, где он должен будет находиться во время проведения консультации.

К этой процедуре относится также выбор самим психологом-консультантом места своего расположения по отношению к клиенту во время начала разговора с ним, приемы установления психологического контакта консультанта с клиентом, первые слова, которые произносит психолог-консультант, начиная свой разговор с клиентом. Данная процедура включает в себя и другие конкретные приемы и действия, при помощи которых психолог-консультант с самого начала консультации старается произвести на клиента наиболее благоприятное впечатление и создать у него обеспечивающее успех консультации настроение.

Большинство клиентов, которые обращаются в психологическую консультацию, имеет психологические барьеры и комплексы, которые препятствуют нормальному общению с людьми, в том числе и с психологом-консультантом.

Особенно сильно отрицательное действие подобных барьеров и комплексов проявляется в незнакомой обстановке, например при первой встрече психолога-консультанта с клиентом, в ожидании непростого разговора клиента с незнакомым человеком – консультантом – о своих, глубоко личных проблемах.

Для нейтрализации возможного отрицательного действия комплексов и снятия психологических барьеров используется процедура снятия психологических барьеров.

При применении этой процедуры психолог-консультант с помощью специальных действий и приемов успокаивает клиента, создает для него ситуацию психологической безопасности, раскрепощает его, вселяет в него уверенность, вызывает доверие к себе.

Общий эмоционально-положительный настрой клиента на предстоящую консультацию обеспечивается не только при помощи описанной выше процедуры, но также посредством применения особой процедуры, преследующей указанную цель. В рамках данной процедуры можно, в частности, применять специальные приемы, поднимающие настроение у клиента, вызывающие у него позитивные эмоциональные переживания.

Процедура эмпатического слушания включает в себя два взаимосвязанных момента: эмпатию и слушание, которые в данном случае взаимно друг друга дополняют. Слушание заключается в том, что, отрешившись на время от собственных мыслей и переживаний, психолог-консультант полностью сосредоточивает свое внимание на клиенте, на том, что он говорит.

Задача эмпатического слушания заключается в достаточно глубоком, эмоциональном понимании клиента – таком, которое позволило бы психологу-консультанту лично воспринять и до конца понять все то, о чем ему говорит клиент, а также приобрести способность думать и переживать происходящее так же, как его переживает сам клиент (эмпатический момент слушания).

Во время эмпатического слушания клиента психолог-консультант психологически отождествляет себя с клиентом, но одновременно, оставаясь в своей роли, продолжает думать, анализировать, размышлять над тем, что ему говорит клиент.

Это, однако, размышления особого рода – такие, в процессе которых психолог-консультант, вживаясь в образ клиента, переживая и чувствуя то, что он говорит, психологически оценивает и пытается понять не себя в образе клиента, а клиента в его собственном образе.

Это и есть то, что называется эмпатическим слушанием.

Процедурой активизации мышления и памяти клиента называется система приемов, в результате применения которой активизируются, становясь более продуктивными, когнитивные процессы клиента, в частности его память и мышление, связанные с обсуждаемой проблемой, с поиском ее оптимального практического решения. Клиент в результате применения данной процедуры начинает точнее и полнее вспоминать события, факты, имеющие отношение к его проблеме, открывает для самого себя и внимательно слушающего его психолога-консультанта то, что раньше было скрыто от сознания.

К процедуре активизации мышления могут быть отнесены такие приемы как подтверждение психологом-консультантом точки зрения клиента; выражение определенного, чаще всего положительного, отношения к тому, о чем он сообщает; оказание клиенту практической помощи в случае возникновения у него затруднений в правильном оформлении высказывания.

Сюда же можно отнести заполнение психологом-консультантом неоправданных, вводящих в замешательство самого клиента пауз в его речи для обеспечения ее связности и снятия психологических барьеров; постановка перед клиентом наводящих вопросов, напоминающих ему о том, что следует говорить дальше, стимулирующих память и мышление клиента.

Процедура подкрепления заключается в том, что, слушая клиента, психолог-консультант время от времени – чаще всего тогда, когда сам клиент ищет поддержку со стороны консультанта – словами, жестами, мимикой, пантомимикой и другими доступными экстра и паралингвистическими средствами выражает согласие с тем, что говорит клиент, одобряет, поддерживает его.

Процедура прояснения психологом-консультантом мысли клиента состоит в том, что консультант время от времени вступает в диалог с клиентом, уточняя мысль клиента, не совсем понятную или неточно выраженную самим клиентом; проясняет вслух для себя мысль клиента или помогает ему более точно ее сформулировать. Необходимость использования этой процедуры чаще всего возникает тогда, когда очевидно, что сам клиент не вполне доволен тем, что и как он говорит психологу-консультанту.

В ходе психологического консультирования могут использоваться также следующие процедуры: убеждение, разъяснение, поиск взаимоприемлемого решения, уточнение деталей, конкретизация.

Все эти процедуры связаны с доведением до сознания клиента тех советов и практических рекомендаций, которые вместе с ним вырабатывает психолог-консультант.

Цель соответствующих процедур заключается в том, чтобы добиться максимально полного и глубокого понимания клиентом тех выводов и решений, к которым приходит психолог-консультант, а также в том, чтобы мотивировать клиента на выполнение этих решений.

Убеждение – это процедура, основанная на логически аргументированном доказательстве клиенту правильности того, что ему в результате длительной работы с ним предлагает психолог-консультант. Убеждение включает в себя аргументы, факты, логику доказательства, понятную, доступную и достаточно убедительную для клиента.

Разъяснение – это процедура, включающая в себя развернутое, конкретное изложение, объяснение клиенту тех мыслей, которые в связи с его проблемой возникают у психолога-консультанта.

Здесь психолог-консультант сознательно ведет диалог с клиентом таким образом, чтобы стимулировать разнообразные вопросы к себе с его стороны и дать на эти вопросы обстоятельные ответы.

Предлагая эти ответы, психолог-консультант одновременно внимательно наблюдает за клиентом и ищет с его стороны очевидные подтверждения того, что клиенту понятно то, что ему говорят.

Процедура, называемая как «поиск взаимоприемлемого решения», используется в случае возникновения в процессе консультирования такой ситуация, когда клиента не устраивают предложения консультанта. В этом случае необходимо искать иное, более приемлемое для клиента решение его проблемы.

Данная процедура включает в себя такие приемы, как предложение альтернативных вариантов решения, оставление за клиентом права окончательного выбора того решения, которое его устраивает, уточнение, прояснение деталей того, что не устраивает клиента в предлагаемом решении, предложение клиенту самому высказаться по поводу возможного решения его проблемы.

Следующая процедура – «уточнение деталей» – связана с разъяснением клиенту мелких, но существенных подробностей, связанных с выполнением совместно выработанных психологом-консультантом и клиентом практических рекомендаций.

Для того чтобы убедиться в том, что клиент не только правильно понял его, но и хорошо знает, что делать, как воплощать в жизнь полученные рекомендации, психолог-консультант задает клиенту вопросы и на основе его ответов определяет правильность понимания клиентом того, что они обсуждают.

Если что-то в понимании клиентом обсуждаемых вопросов не вполне устраивает психолога-консультанта, то он предлагает клиенту дополнительное разъяснение своих мыслей.

Процедура завершения консультативной беседы проводится с целью подведения итогов встречи.

Может использоваться как реальное обобщение и связывание воедино проведенной работы, проговаривание возможных путей дальнейшего взаимодействия с психологом или укрепление у клиента уверенности в том, что его проблема может быть решена при соблюдении определенных условий. На данном этапе могут применяться приемы убеждения, внушения, эмоционально-положительного стимулирования и ряд других.

Под техникой психологического консультирования понимаются специальные приемы, которые психолог-консультант, действуя в рамках тех или иных процедур консультирования, использует для выполнения этих процедур на каждом из этапов психологического консультирования.

Снять психологическое напряжение у клиента, создать благоприятную психологическую атмосферу для рассказа клиента о своей проблеме, побудившей его обратиться за помощью к психологу, кроме описанных выше приемов, можно также с помощью следующих техник.

1. Вербальная поддержка того, что говорит и делает клиент во время консультативной беседы. Иногда во время беседы клиент может говорить то, с чем психолог-консультант не согласен, например высказывать свои, не вполне обоснованные, претензии к психологу-консультанту, к проводимой консультации, к обстановке и т.д.

В этом случае психологу-консультанту не рекомендуется открыто возражать клиенту, тем более – начинать спорить с ним. Гораздо разумнее признав прямо или косвенно, открыто или молча право клиента на критику, предложить ему отложить спорные вопросы и обсудить их в конце консультации.

2. Отзеркаливание – прием заключается в незаметном для клиента повторении его высказываний и движений; «отзеркаливать», в частности, можно жесты, мимику, пантомимику, интонацию, ударение, паузы в речи клиента и т.п. Применяется с целью установления контакта с клиентом.

3. Перефразирование – краткая, текущая реплика психолога-консультанта, произносимая им во время рассказа клиента и предназначенная для прояснения, уточнения смысла того, что говорит клиент.

В случае применения перефразирования психолог-консультант, слушая клиента, во время естественных пауз, возникающих в речи клиента, кратко, своими словами, в виде утверждений или вопросов повторяет то, что сказал клиент, и, в свою очередь, ждет от клиента подтверждения или опровержения правильности его понимания.

4. Обобщение – прием, который внешне чем-то напоминает предыдущую технику, но относится не к тому последнему, что сказал клиент, а к целому высказыванию, состоящему из нескольких суждений или предложений. В отличие от парафразы, которая буквально повторяет последнюю мысль клиента, обобщение представляет собой вольную, но достаточно точную передачу его мысли в обобщенной форме.

Обобщение можно начинать, например, со следующих слов: «Итак, если обобщить и в краткой форме выразить то, что вы сказали, то можно ли это сделать так…?» «Если подвести краткий итог сказанному, то можно ли это передать так…?» «Если я вас правильно понял, то смысл сказанного вами сводится к следующему… Так ли это?»

5.

Эмоциональная поддержка клиента – эта техника заключается в том, что психолог-консультант внимательно выслушивает клиента, следует за его мыслью, стараясь в нужные моменты внешне выражать поддержку того, что говорит клиент, в том числе демонстрировать положительные эмоции, подкрепляющие слова и действия клиента. Это может быть, например, выражение клиенту сочувствия, сопереживания, удовлетворения тем, что он говорит.

6. Постановка перед клиентом стимулирующих его мышление вопросов типа «Что?» «Как?» «Каким образом?» «Зачем?» «Почему?». Он обычно используется тогда, когда психологу-консультанту необходимо что-либо прояснить для себя в мыслях клиента, а также тогда, когда сам клиент испытывает определенные затруднения в том, что и как говорить дальше.

7. Овладение и использование в разговоре с клиентом особенностей его языка – техника психологического консультирования, которая заключается в следующем.

Консультант, внимательно слушая клиента, старается уловить особенности стиля его речи, обращая внимание на слова, фразы, выражения и обороты, часто используемые клиентом.

Определив и усвоив это, психолог-консультант через некоторое время сам начинает сознательно пользоваться теми же речевыми приемами в общении с клиентом, то есть незаметно для клиента начинает воспроизводить особенности его речи.

В результате между клиентом и психологом-консультантом возникает психологическое взаимопонимание, чем было вначале. Клиент, в свою очередь, бессознательно начинает воспринимать психолога-консультанта как психологически близкого к нему человека и оказывается более расположенным к нему.

8. Интерпретация. Эта техника применяется для того чтобы сделать правильные выводы из рассказа клиента и не ошибиться в оценке его проблемы. Психологу-консультанту в процессе интерпретации рассказа клиента желательно придерживаться следующих правил:

· Не спешить, не торопиться со своими выводами. Желательно после окончания рассказа клиента сделать небольшую паузу в общении с ним. Такой перерыв нужен не только психологу-консультанту, но и клиенту. За время перерыва он сможет успокоиться, психологически настроиться на выслушивание консультанта и на конструктивный диалог с ним.

· Консультанту важно проследить за тем, чтобы при интерпретации рассказа клиента не были упущены какие-либо существенные детали и подробности, чтобы среди тех фактов, на основе которых будут сделаны выводы о проблеме клиента и о способах ее решения, не оказалось таких, которые противоречат, не согласуются друг с другом. Если при интерпретации это важное правило не будет соблюдено, то противоречия в фактах неизбежно проявятся и в противоречиях в выводах, которые следуют из этих фактов.

· Необходимо также следить за тем, чтобы предлагаемая интерпретация фактов не оказалась односторонней, т.е. чтобы в ней не было явного предпочтения какой-либо одной теории или интерпретации перед другими.

Данное требование обусловлено тем, что любая из существующих теорий личности или межличностных отношений, которая может быть положена в основу интерпретации исповеди, неизбежно (по природе самих современных психологических теорий) является неполной и не учитывает все возможные факты.

2.5. Условия результативности психологического консультирования

Для того чтобы психологическое консультирование было успешным и давало максимально возможные положительные результаты, в процессе проведения консультирования необходимо соблюдение ряда условий.

Желательно, чтобыклиент, обращающийся за помощью к психологу-консультанту, имел реальную, а не вымышленную проблему психологического характера, а также явно выраженное желание разрешить ее.

Если у клиента человека есть реальная проблема, но он ее не вполне осознает и, как следствие этого, не выражает желания ее решать, то такому человеку психолог-консультант сможет оказать помощь, если в результате беседы с ним у клиента произойдет осознание собственной проблемы и возникнет желание разрешить ее. В случае отсутствия потребности у клиента в существенных переменах в своей жизни психолог может ограничиться выполнением информационно-диагностическихпроцедур. Людям, которые идут на прием к психологу-консультанту с намерениями, далекими от удовлетворения познавательных потребностей, психолог-консультант вряд ли напрямую сможет чем-то существенно помочь.

Консультанту-психологу, к которому за практической помощью обратился клиент, необходимо также иметь опыт проведения психологического консультирования и соответствующую профессиональную психологическую подготовку.

В связи с этим психологическое консультирование аналогично в некотором роде врачебной практике.

От психолога-консультанта, как и от врача, требуется не навредить клиенту и сделать все от него зависящее, чтобы консультирование прошло успешно.

Создание обстановки конфиденциальности во время психологического консультирования способствует его результативности. Конфиденциальность процесса общения сближает между собой психолога-консультанта и клиента, снимает напряженность у клиента, позволяет ему быть вполне открытым и откровенным в общении с психологом-консультантом.

По количеству затрачиваемого на него времени психологическое консультирование должно быть достаточно длительным для того, чтобы психолог-консультант смог до конца выслушать, понять и найти вместе с клиентом оптимальное решение его проблемы.

Важным условием результативности психологического консультирования является отсутствие ошибок в профессиональной деятельности психолога-консультанта.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_175795_protseduri-i-tehniki-psihologicheskogo-konsultirovaniya.html

Medic-studio
Добавить комментарий