46. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении

Вопрос 5. Место психолога в образовательном учреждении

46. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении

Вопрос 4. Принципы организации службы практической психологии.

1.Признание самоценности любого человека и его права на отличие от других безотносительно к его культурным и социальным особенностям.Это особенно важно в современных условиях России, для которой характерно смешение культурных моделей, проникновение западноевропейских ценностей, поиск новых ориентиров и устоев в нестабильном социальном мире.

2.Уникальность ситуации и психологической проблемы, индивидуальный путь ее решения.Для каждого человека его жизнь и особенности восприятия, способов разрешения ситуации являются единственными и непохожими на другие. Опыт других случаев может помочь в понимании проблемы, но решение должно быть принято такое, которое подходит данной личности.

3.Соблюдение принципов “Не навреди” и “Во имя ребенка” в детской практической психологии.Это особенно важно ввиду того, что ребенок сам не формулирует психологический запрос, а запрос родителей и педагогов частот носит манипулятивный характер. Это ставит перед психологом задачу формирования адекватного запроса на психологическую помощь ребенку со стороны заказчика.

4.Субъективное переживание не может оцениваться как плохое или хорошее, оно может только быть или не быть.Ребенок склонен оценивать себя, ориентируясь на отношение к нему близких взрослых.

Возникающая при этом необходимость подавления своих чувств ведет к неврозам и другим нарушениям в развитии ребенка.

Поэтому недостаточно психологу базироваться на этом принципе, он должен быть доведен до сознания родителей и педагогов.

5.Любая психологическая проблема имеет свои причины и принципиально может быть решена.Необходимо выявлять причины возникновения психологических проблем, что особенно важно при работе с детьми, так как их психика еще находится в стадии развития и отказ от своевременной психологической помощи чреват серьезными последствиями для их будущего.

Вопрос 5. Место психолога в образовательном учреждении.

Все взрослые люди, работающие в учреждениях образования, решают общую задачу – обеспечивают обучение и воспитание подрастающего поколения.

При этом каждый из них играет определённую роль и занимает свое определенное место в учебно-воспитательном процессе, имеет свои задачи, цели и методы.

Ппсихолог приходит в детско-образовательное учреждение тоже как специалист, а не как «скорая помощь» для воспитателя или учителя и «нянька» для детей.

Психолог– равноправный член педагогического коллектива и отвечает за эту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно – за психическое развитие и психологическое здоровье детей и школьников. В своей работе он опирается на профессиональные знания о возвратных закономерностях и индивидуальном своеобразии психического развития, об истоках психической деятельности и мотивах поведения человека.

Смысл любого учреждения образования – содействовать взрослению ребенка, постепенно готовить его к самостоятельной жизни вобществе. Каждый взрослый реализует этот смысл в соответствии со своей предметной программой: игра, рисование, математика, литература и т.д.. А психолог?

Психолог имеет дело с детьми самого разного возраста.

При этом он видит возраст детей не в статике, а в динамике – на его глазах дети растут, взрослеют, переходят с одной ступени на другую, более сложную и содержательную.

Помочь этому переходу – одна из сложнейших задач психолога. Поэтому в центре его внимания – психологическая готовность ребенка к новым поступательным возрастным этапам его жизни и как итог – к самоопределению.

Основной ролью и видами деятельности психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция.

В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.

Психолог ищет пути и условия психического развития ребенка, определяет формы, методы и содержание своей работы в зависимости от того, какими научными представлениями о развитии он руководствуется.

Вопрос 6. Профессиональные позиции школьного психолога с администрацией школы, учителями, учащимися.

1. Школьный психолог – администрация школы.

Служба практической психологии в школе начинается с директора. В последнее время это утверждение стало очень распространенным, но несколько модифицировалось в своем содержательном толковании. Много говорят о том, как важно психологу установить контакт с директором. Конечно, человеческие отношения, особенно в нашей культуре, а тем более в женском коллективе, — это очень важно.

И все же профессиональная деятельность начинается не с них, а с построения нормально функционирующей системы деловых связей. В частности, деловые отношения психолога с директором имеют, как минимум, три уровня, каждый из которых нуждается в специальной проработке и постоянной поддержке (коррекции).

Вот как система деловых отношений психолога и директора может выглядеть на схеме.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

Это «начало начал» работы психолога в школе (сколько бы лет вы ни проработали, если этот уровень отношений так и не построен, к нему хорошо бы вернуться).

На этом уровне осуществляется первичное обсуждение ожиданий школы от работы психолога и согласование этих ожиданий с возможностями самого психолога.

Итак, директор должен четко и ясно заявить своему потенциальному сотруднику, какую роль он отводит психологической работе в своей школе, какие направления работы психолога приоритетны в настоящий момент и в перспективе (в свете концепции развития школы, проводимой в ней экспериментальной или проектировочной работы и т.д.).

Психолог соотносит содержание административного заказа со своими представлениями, возможностями, профессиональными интересами.

В результате такого согласования рождается примерный перечень основных направлений деятельности психолога.

Конечно же, данная деятельность ориентирована прежде всего на удовлетворение психологических запросов школы, но грамотный директор всегда найдет возможность удовлетворить и личные интересы специалиста, понимая, что это повышает общую заинтересованность человека в работе на данную организацию. Попутно может родиться и план повышения квалификации психолога, если оказывается, что некоторые важные психологические запросы он сегодня осуществлять не готов.

Первый уровень — это профессиональный договор психолога и директора об основных направлениях деятельности психолога в школе. На основе договора прописывается функционал психолога и составляется план работы на год и некоторую перспективу.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

Осуществляется на основании функционала и плана работы психолога (психологической службы). В процессе согласования и утверждения плана обсуждаются действия как самого психолога, так и администрации по управленческой поддержке работы психолога.

Любой практик знает, как важна поддержка психологической работы на этапе утверждения сроков и времени проведения плановой диагностики, психолого-педагогического консилиума, организации консультаций с педагогами-предметниками и родителями, коррекционно-развивающих занятий.

Если такая поддержка (в форме распоряжений, приказов, личного участия директора) не осуществляется, то психологическая работа реализуется на уровне личных договоренностей между психологом и директором.

А это ставит психолога в какое-то неадекватное его статусу униженное положение в педагогическом коллективе.

Итак, второй уровень — согласование планов деятельности психолога и администрации по реализации основных направлений психологической работы в школе.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ

Это сотрудничество в ситуациях, требующих, помимо собственно психологических действий, тех или иных административных решений. Например, ребенок, находящийся в состоянии актуального стресса, нуждается во временном снижении учебной нагрузки, щадящем режиме.

Такое решение не может быть принято без согласования с директором. Возникший в классе серьезный конфликт нуждается в серьезной психологической проработке, для чего желательно снять детей с нескольких уроков и провести конфликтологическую сессию.

Для этого также нужно согласие администрации.

У психолога должно быть четкое представление о том, какие ситуации он может прорабатывать сам, в сотрудничестве с педагогами, родителями, а в какие он должен обязательно включать администрацию. Кроме того, должен быть налажен какой-то механизм оперативной связи директора и психолога в экстренных ситуациях.

Как правило, тактические формы сотрудничества возникают постепенно, по мере возникновения тех или иных оперативных ситуаций.

Важно, чтобы сотрудничество психолога и администратора не складывалось стихийно и бессознательно, а время от времени становилось предметом анализа самого психолога, психолога и администратора вместе.

2. Психолог – учителя.

Не всегда отношения психолога с педагогами складываются просто. Учителя ожидают от специалиста помощи, но относятся к нему настороженно. Иногда скепсис может даже породить агрессию, направленную на психолога. Как же организовать свою работу, чтобы стать необходимым компонентом образовательной среды? Профессиональные позиции педагога и психолога имеют серьезные различия .

Во-первых, психолог— «специалист по неодинаковости», а педагог — специалист по выравниванию. Основная задача первого — помочь ребенку построить путь индивидуального развития.

Задача второго — помочь каждому ученику усвоить заданный учебный стандарт, одинаковый для всех, а по путно еще и оказать на ребенка воспитательное воздействие, стремясь добиться соответствия его личности некоторому очевидному для учителя культурному нормативу. В реальности векторы устремлений педагога и психолога часто разнонаправленны.

Во-вторых, для психолога оценочные суждения являются неприемлемыми, а в педагогической деятельности без них не обойтись. Более того, почти во всех школах существует отметочная система, позволяющая перевести уровень учебных знаний, умений и навыков школьника в четкие и ясные количественные показатели. Индивидуальное психическое развитие не удается оценить в баллах.

В-третьих, ситуация постоянного оценивания других, в которой оказывается педагог, почти неизбежно экстраполируется им и за пределы школьного класса, что порождает стремление количественно оценить любую деятельность (в том числе и школьного психолога). Сам психолог обычно не может и не хочет рассматривать продукты своего труда таким образом.

В-четвертых, «мишенью» работы психолога чаще всего выступает эмоционально-мотивационная сфера личности ребенка, которая рассматривается в качестве базовой, основополагающей для личностного развития. Педагог воздействует прежде всего (а иногда — и только) на когнитивную сферу.

В-пятых, педагоги и психологи по-разному относятся к детям. Позицию педагога в отношениях с детьми можно обозначить как позицию «над» или «напротив», психолога — как «рядом» или «в стороне». Эти различия часто являются, к сожалению, не материалом для размышлений, а базой для обвинений.

Объяснить же, в чем состоят обязанности психолога и каково содержание его работы, бывает нелегко. А раз непонятно, что делает психолог в школе, не видно, как именно он работает, то возникает повод для агрессии.

Чтобы этого избежать, нужно искренне интересоваться трудностями учителей, самому предлагать свои услуги, а самое главное — относиться к педагогам с уважением, напрочь отказаться от обвинений в их адрес. А главное — постоянно помнить о том, что у психологов и педагогов, есть ученики, чьи проблемы являются для них общими.

Одной из главных задач психолога, работающего с учителями, является формирование определенной этики взаимоотношений в коллективе. Психолог отвечает за то, чтобы эти отношения способствовали успешному выполнению учителями своей функции. Если же конфликты возникают, то в какой-то степени виноват в этом и психолог.

Есть различные способы регулирования этих отношений:

– Систематическое изучение мнения педагогов о степени их удовлетворенности своим трудом и о взаимоотношениях в педагогическом коллективе. Это поможет предупредить возникновение конфликта.

– Целенаправленная организация работы с учителями и другими школьными работниками, ориентированная на повышение их этико-педагогической культуры. Эта работа должна включать: психологический анализ этических аспектов педагогической деятельности, компетентную консультативную помощь.

– Авторитетный и этически выдержанный контроль, дифференцированный с учетом психологических особенностей любого члена коллектива.

ФОРМЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ

-Просвещение. Это могут быть тематические педсоветы, лекции, семинары. Главное, чтобы предоставление психологической информации ( например, касающейся возрастных и личностных особенностей детей) плавно, но неизбежно перетекало в практическую активность.

Это может быть деловая игра, где ставится задача найти способы применения новых знаний в педагогических ситуациях, или упражнения, позволяющие прочувствовать знакомую ситуацию из роли ученика.

В описании теории важно периодически останавливаться и переводить только что озвученный материал на язык конкретных примеров (но не конкретных детей!) и способов адекватного реагирования на них.

– Создание педагогической команды. Здесь самым главным является формирование определенной этики взаимоотношений в коллективе.

Для этого могут быть использованы почти любые упражнения из коммуникативных, креативно развивающих и командообразующих тренингов. Главное — соотносите выбранные упражнения с физическими способностями и возрастом участников.

Хотя чем более сплочен коллектив, тем меньше ограничений в выборе сложных, энергозатратных, игровых и творческих упражнений.

– Игра. Поскольку в начале работы с учителями мы почти всегда сталкиваемся с высокой степенью защиты, а иногда даже протеста и агрессии против двигательной и игровой активности, нужно быть к этому готовым и относиться с уважением.

– Для снижения действия агрессивных защитных механизмов педагогов мной был разработан тренинг под названием «Учитель тоже человек». Естественно, в анонсе и в начале встречи название и цели формулировались более официально. Основными задачами таких занятий являются самопринятие и саморегуляция участников, развитие творческого мышления и навыков неформального общения.

– Анализ. Для эффективной работы в коллективе любой конфликт, факт или тенденцию необходимо подверг нуть тщательному анализу, чтобы учителя могли посмотреть на ситуацию со стороны.

Для этого могут быть использованы методы обсуждения, рисования ситуации и, при наличии профессиональных возможностей у психолога, психодраматические техники.

Проигрывание ситуаций из разных ролей может стать важной составляющей также и в профилактической работе.

Для подведения итогов встречи или серии встреч, работы за некоторый промежуток времени или по какой-то теме можно использовать анкетирование, ание, референдум, а также игровые и арт-терапевтические техники, например создание скульптуры, ролевое проигрывание, создание коллажа, фоторепортаж и другие.

3. Психолог – учащиеся.

Вся профессиональная деятельность психолога в школе ориентирована на школьников, создание условий для их полноценного развития, образования в рамках школьной Среды, решение возникающих у них социально-психологических проблем. Формы, в которых осуществляется взаимодействие психолога с конкретным ребенком, ученической группой, параллелью:

— диагностика

— развивающая и психокоррекционная работа

— консультирование

— сопровождение в процессе работы со специалистом вне школы

— психологическое просвещение.

Позиции: Первая позиция психолога в отношениях со школьниками должна обеспечивать ему авторитет взрослого, специалиста, личности, но не педагога. Проще говоря, школьный психолог не должен восприниматься детьми как еще один учитель. Чтобы не стать педагогом в глазах школьников, психолог как минимум не должен делать нечто важное, присущее только педагогу.

Прежде всего— вести уроки. Причем, с нашей точки зрения, любые, в том числе — занятия по психологии в их классическом обязательном урочном варианте, с фиксацией результатов в дневнике и журнале. Такую деятельность может осуществлять приглашенный специалист— например, психолог соседней школы. Уроки — это не единственный момент.

Важен и стиль поведения психолога: способ, которым он приглашает детей прийти на обследование, устанавливает связь с родителями, организует развивающие и просветительские занятия, контролирует их посещение и делает замечания и многое другое.

Обсуждая другие моменты, связанные с позицией психолога в отношениях со школьниками, мы так или иначе вернемся к вопросу от том, как остаться психологом, не пополнив в глазах детей педагогический коллектив.

В т о р о е. Позиция психолога должна обеспечивать его доступ-ность для общения со школьником, формировать у школьников уверенность в конфиденциальности всего, что происходит в стенах психологического кабинета. Как этого можно достичь? Прежде всего, очень важно, чтобы дети были уверены в постоянстве самого присутствия психолога в школе.

График присутствия, висящий на двери его комнаты, должен строго соблюдаться. Школьник, испытывая затруднения или просто из любопытства, натолкнувшись пару раз на запертую дверь, перестанет ее замечать. Мы уверены, что эффективно работать в школе может только включенный в нее специалист, а не специалист «приходящий».

Прежде всего школьники не примут такую позицию, не смогут установить с ним доверительный контакт.

Выделим несколько наиболее распространенных вариантов позиции психолога в отношениях со школьниками: «Психолог — врач, психиатр», «Психолог — адвокат ребенка», «Психолог — доверенное лицо», «Психолог — массовик-затейник».

«Психолог — врач». Эта позиция чужда и неприятна боль-шинству психологов и чем-то очень привлекательна для педаго-гов, которые часто своими действиями и словами просто «загоняют» в нее психолога.

«Будешь плохо себя вести, отправлю к психологу, пусть он с тобой разбирается» — такое послание может быть адресовано недисциплинированному или отстаю-щему ученику. Ребенок может быть буквально «заброшен» в кабинет психолога с гиевным криком: «Пусть он Вам объяснит, почему он так себя ведет!» и т. д.

Психолог превращается для школьника в еще одно пугало, наряду с директором и мили-цией, который на свой манер, своими способами (таблетки, гипноз, кодирование, еще что-нибудь в этом духе) перевоспитывает, воздействует, наказывает бедного ученика. Это беда для специалиста.

И очень распространенная, особенно— за пределами крупных просвещенных центров, где психологу, кроме всего прочего, еще и очень трудно противопоставить что-либо профессионально весомое таким ожиданиям педагогов и детей.

«Психолог — адвокат». Позиция, близкая сердцу многим людям с хорошим психологическим образованием и гуманисти-ческими взглядами. От кого надо защищать ребенка? От родителей, педагогов, администрации школы, вообще всех «нехороших» взрослых. По-своему очень привлекательная позиция, особенно для тех, кто в основном работает с самими школьниками.

Она позволяет быстро наладить близкий доверительный контакт с детьми под лозунгом: «Я с вами, вы не виноваты». Школьники с удовольствием делятся своими тайнами, в основном, правда, жалуются на непонимание и произвол взрослых.

Психолог же формирует у них и поддерживаеху себя страдательную установку: дети — жертвы, им надо посочувствовать и попробовать убедить взрослых, что так вести себя нельзя.

Естественно, что такая позиция не вызывает симпатии тех самых взрослых, но это еще полбеды. Она не продуктивна для самих школьников, и рано или поздно они начинают это чув-ствовать или даже понимать, так как общение с психологом не дает им перспектив развития и самовоспитания, что является для них ценностью.

«Психолог — массовик-затейник». В его исполнении все выглядит как занимательная игра — тестирование, рассказ о его результатах, развивающее занятие на классном часу, КВН, даже тренинговая группа по саморегуляции.

Такого психоло-га очень любят дети, бегают за ним «табунами»: «А Вы еще к нам придете?», «А Вы еще будете нас обследовать?». Однако любые его попытки поговорить чуть серьезней, наталкиваются на «Давайте лучше поиграем!».

Через некоторое время психолог начинает замечать, что его работа превратилась, а вер-нее сказать, «выродилась» в культурно-просветительскую, что само по себе хорошо, но несколько не про то…

«Психолог — доверенное лицо». Школьник, доверяя психологу, веря в целесообразность его работы и открытость его намерений, в достаточной степени осознанно предоставляет ему информацию о себе, особенностях своего развития и состояния.

Он доверяет ему использовать эту информацию — сообщать в нужном объеме учителям, родителям, ему самому с тем, чтобы создать благоприятные условия для решения школьником задач развития, образования и социализации в рамках школьной Среды.

Подчеркнем, он делает это достаточно осознанно: он знает, когда его тестируют и зачем, когда за ним наблюдают, он знает, что результаты затем обсуждаются на консилиумах и с педколлективом, родителями. Он понимает, зачем ему, ученику, это нужно, он может обсудить этот вопрос с психологом.

Важно и то, что психолог не скрывает и тот факт, что ответственность за свое обучение, поведение, успешность развития несет и сам ребенок. И ему тоже предстоит меняться, предпринимать усилия, заниматься для того, чтобы решить свои проблемы. Психолог может ему в этом помочь.

Психолог не во всем поддерживает школьника: какие-то суждения, поступки он может осудить, не принять. Но при этом ребенок знает: все, что психолог делает, он делает с установкой на помощь ему, поддержку и принятие.

Источник: https://poisk-ru.ru/s11818t8.html

Профессиональное место психолога в образовательном учреждении

46. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

Все взрослые люди, работающие в детских садах, школах и других учреждениях образования, решают общую задачу – обеспечивают обучение и воспитание подрастающего поколения.

При этом каждый из них занимает свое определенное место в учебно-воспитательном процессе, имеет свои конкретные задачи, цели и методы. Например, конкретные задачи и методы работы воспитателей детских садов варьируют в зависимости от того, в какой возрастной группе детей они реализуются.

Конкретные задачи и методы работы учителя истории отличаются от задач и методов работы учителя математики, биологии, физкультуры и пр. В свою очередь, задачи и методы деятельности всех учителей-предметников принципиально меняются, когда они выступают в роли классных руководителей.

У каждого воспитателя и педагога есть свои функциональные обязанности, основанные на профессиональной специализации.

Практический психолог приходит в детское образовательное учреждение тоже как специалист, а не как «скорая помощь» для воспитателя или учителя и «нянька» для детей.

Психолог – равноправный член педагогического коллектива и отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно – за психическое (интеллектуальное, эмоциональное, мотивационно-потребностное, коммуникативное и др.) развитие и психологическое здоровье детей и школьников.

В своей работе психолог опирается на профессиональные знания о возрастных закономерностях и индивидуальном своеобразии психического развития, об истоках психической деятельности и мотивах поведения человека, о психологических условиях становления и расцвета личности в онтогенезе.

Смысл любого учреждения образования – содействовать взрослению ребенка, постепенно готовить его к самостоятельной жизни в обществе. Каждый взрослый реализует этот смысл в соответствии со своей предметной программой: игра, рисование, математика, литература, язык, пение и т. д. А психолог?

Практический психолог, работая в детском саду, школе, интернате и пр., имеет дело с детьми самого разного возраста: с дошкольниками, младшими школьниками, подростками, старшеклассниками.

При этом он видит возраст детей не в статике, а в динамике – на его глазах дети растут, взрослеют, переходят с одной ступени онтогенеза на другую, более сложную и содержательную. Помочь этому переходу – одна из сложнейших задач психолога.

Поэтому в центре его внимания – психологическая готовность ребенка к новым поступательным возрастным этапам его жизни и как итог – к самоопределению.

Психологическая готовность к самоопределению (личностному, профессиональному, социальному) формируется постепенно, с момента рождения ребенка – в общении со взрослыми и сверстниками, в игре, в посильном труде и дошкольном обучении.

Затем ребенок поступает в школу, чтобы там в течение 10/11 лет готовиться к взрослой жизни – получить достаточные знания, научиться учиться, думать, работать, дружить, ориентироваться в идеях, ценностях, смыслах, осознать свою индивидуальность и т. д.

Иными словами, к моменту окончания школы при нормальном процессе развития у каждого выпускника должна быть сформирована психологическая готовность к новой жизни вне школы, к самоопределению в ней.

Психологическая готовность к самоопределению (основное новообразование старшего школьного или раннего юношеского возраста) предполагает: а) сформированность на высоком уровне всех психологических структур, прежде всего самосознания, б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность, внутреннее богатство личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, многообразие чувств и переживаний, временные перспективы, ценностные ориентации, жизненные смыслы, в) становлении предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих интересов, способностей, особенностей каждым выпускником школы.

Вместе с тем психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное место предполагает незавершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность (психологическую готовность) непрерывного роста его личности сейчас и в будущем. Именно за обеспечение данной возможности и отвечают практический психолог образования и психологическая служба образования в целом, именно в этом заключается ее основной содержательный смысл. Осуществление этого смысла требует глубокой подготовки детского психолога как специалиста.

Мы уже говорили о важности научных оснований практической работы психолога, именно это определяет уровень его профессионализма. Практический психолог ищет пути и условия психического развития ребенка, определяет формы, методы и содержание своей работы в зависимости от того, какими научными представлениями о развитии он руководствуется.

Позволим себе привести довольно обширную выдержку из работы К. Роджерса «На пути создания более гуманистической науки о человеке», потому что в ней очень наглядно показана принципиальная разница двух подходов к изучению психического развития ребенка – традиционного (академического) и гуманистического.

Несмотря на то что речь здесь идет о научном исследовании, все сказанное имеет прямое отношение к работе детского психолога, сочетающего в себе ученого и практика: ученого в том смысле, что он должен быть компетентным исследователем и содействовать получению знаний о ребенке, а практиком – в том, что он применяет эти знания к решению повседневных задач, возникающих у детей и работающих с ними, воспитывающих их взрослых.

При чтении отрывка из книги К. Роджерса особое внимание обратите на чрезвычайно тонкие суждения гуманистически ориентированных психологов о взаимодействии взрослого и ребенка. Итак:

«Давайте пофантазируем и представим себе, что лет 10 назад Пиаже приходит поступать в аспирантуру и говорит приемной комиссии, члены которой – традиционные психологи, следующее: «Я хочу написать диссертацию. Надеюсь, она внесет определенный вклад в науку.

Вот мой план работы. Оцените его с точки зрения, насколько он пригоден для присуждения степени, после того как будет выполнен. Я буду проводить глубокое и внимательное наблюдение за детьми, особенно за своими двумя дочерьми, в течение ряда лет.

В результате тщательных наблюдений и анализа данных я смогу получить полезные сведения о природе умственного развития. Я ожидаю, что получу интересные данные по поводу логических рассуждений, увижу пути развития детских суждений и развитие умственного процесса.

Думаю, такое исследование принесет пользу науке».

Члены комиссии, академические психологи, сказали бы: «Это же сплошная эмпирика. А где гипотеза исследования? Где план исследования? У вас нет контрольных групп. Число ваших испытуемых, равное 2, не годится для статистического анализа. Ваше так называемое исследование не тянет по замыслу на научную степень».

А теперь представим себе, что Пиаже обратился в гуманистически ориентированный университет с тем же самым планом своего исследования.

Члены приемной комиссии внимательно знакомятся с его предложениями и затем говорят ему: «У нас есть несколько серьезных вопросов к вам, постарайтесь их продумать и ответить на них:

Можете ли вы подойти к этим двум детям как квалифицированный психолог, но с открытым умом? Под этим мы понимаем следующее: вы должны быть знакомы с новейшей литературой и последними данными в этой области и в то же время должны суметь работать так, чтобы все эти знания не сужали ваше восприятие ситуаций, не делали его ригидным, зафиксированным на тех вещах, которые вам «хотелось бы увидеть» и которые вы «ожидаете получить». Минимум предварительных гипотез! И максимум профессиональной подготовки! Сумеете?

Сможете ли вы так внутренне погрузиться в жизнь ребенка, чтобы суметь ощутить и пережить то, что будет происходить в опыте наблюдаемых детей? Сможете ли вы при этом каждый момент оставаться взрослым наблюдателем, не теряя способности анализировать и продумывать все, что оказывается в этом вашем совместном с ребенком опыте? Вы способны совмещать в себе одновременно две точки переживания и оценки опыта, детскую и свою, исследовательскую?

Можете ли вы вести свою работу так, чтобы, накапливая опыт наблюдений, суммируя данные, классифицируя, продумывая их, вместе с тем не строить никаких предварительных выводов, концепций, паттернов о внутренних механизмах происходящих на ваших глазах событий и ваших собственных действий? И оставаться внутренне раскрепощенным исследователем до самого заключительного момента, когда действительно будет пройден большой этап работы? Иными словами, способны ли вы работать так, чтобы ваши предварительные умозаключения не подменяли данные в процессе их сбора и первичной классификации?

Сможете ли вы затем представить гипотезу о фактах и данных, которые наиболее поразили вас в ходе наблюдений?

Если вы в состоянии положительно ответить на заданные вопросы, тогда мы поддержим работу, и, с нашей точки зрения, она будет отвечать тем требованиям, которые мы предъявляем к научным трудам» (Rogers К., 1985, с. 12–14).

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-03; просмотров: 892 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/8-101297.html

Роль и место психолога в образовательном пространстве

46. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении

Положение о психологической службе в системе народного образованияПриказ № 636 Министерства образования Российской федерации от 22.10.1999 г.Об утверждении Положения Службы практической психологии в системе Министерства образования Российской ФедерацииВ целях развития и совершенствования психологической помощи учреждениям образовательного процессаПРИКАЗЫВАЮ:1. Утвердить прилагаемое Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации.2. Органам управления образования субъектов Российской Федерации довести настоящее Положение до сведения руководителей подведомственных образовательных учреждений.3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Е.Е. Чепурных.Министр В.М. ФилипповПриложение к приказу № 636Министерства образованияРоссийской Федерации от 22.10.1999 г.ПОЛОЖЕНИЕо службе практической психологии в системе Министерства образования Российской ФедерацииI. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1. Настоящее положение определяет организационно-методическую основу деятельности службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (далее — Служба).2. Под службой понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ПМС Центры), психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.3. Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, воспитанников, их индивидуальности на всех этапах непрерывного образования, развитию у обучающихся, воспитанников творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определению психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений.4. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей. Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, настоящим Положением.II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ5. Целями Службы являются:• содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;• содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;• оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;• содействие педагогическим работникам, родителям (Законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также формирования у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.6. Задачи Службы:• психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;• содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;• формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;• содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;• психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;• профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников;• участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;• участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;• содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;• содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ7. Первичная помощь участникам образовательного процесса в образовательных учреждениях всех типов оказывается педагогом-психологом (педагогами-психологами) или группой специалистов с его участием. Состав группы специалистов определяется целями и задачами конкретного образовательного учреждения.8. Специализированная помощь участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений всех типов оказываются учреждениями, предназначенными для углубленной специализированной помощи всем, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании: образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и психолого-педагогическими и медико-педагогическими комиссиями.9. Научно-методическое обеспечение деятельности службы осуществляется научными учреждениями, подразделениями высших учебных заведений, учебно-методическими кабинетами и центрами органов управления образованием, а также научными учреждениями Российской академии образования.IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ10. К основным направлениям деятельности Службы относятся:§ психологическое просвещение — формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в свое временном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.§ психологическая профилактика — предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.§ психологическая диагностика — углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и источников нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.§ психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов.§ консультативная деятельность — оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ11. Деятельность Службы обеспечивается органами управления образованием, в ведении которых находятся образовательные учреждения.12.Координация деятельности Службы осуществляется соответствующим структурным подразделением Минобразования России.13.Служба работает в тесном контакте с учреждениями и организациями Российской академии образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании и развитии обучающихся, воспитанников.

Практический психолог — специалист, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению в ситуациях, требующих психологического вмешательства или использования специальных знаний и технологий.

Психолог должен знать, как люди переживают свои эмоции. Он обязан иметь представление о том, что может сказать о чувствах пациента выражение его лица.

Психологу нельзя полагаться только на слова пациента, поскольку последний зачастую не способен описать свои чувства.

Но лицо может отразить переживаемые пациентом эмоции, даже когда сам он слишком расстроен и не может правильно подобрать слова, когда не знает, что ощущает в действительности.

Направления деятельности

В системе образования по нормативным документам практический психолог проводится как «педагог-психолог».

Основными направлениями деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотренные «Положением о психологической службе образования» являются:

  • Психопрофилактическая работа Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:
    • разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
    • контролю за соблюдение психогигиенических условий обучения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности детей на каждом этапе их развития; элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;
    • обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации;
    • подготовке детей и подростков к сознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания;
    • своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.
  • Психодиагностическая работа
  • Развивающая и психокоррекционная работа

Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по:

  • активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития детей;
  • участию в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медико-педагогических развивающих и коррекционных программ;
  • реализации комплекса индивидуальных ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений физическом, психическом, нравственном развитии несовершеннолетним.
  • Консультативная работа (психологическое консультирование) Психологическое консультирование предусматривает деятельность по:
    • консультированию администрации образовательного учреждению по вопросам управления педагогическим коллективом, администрации и педагогов, по вопросам развития, обучения и воспитания и образования детей;
    • консультированию родителей и членов семей детей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий;
    • консультированию представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитии детей по проблемам возрастных и индивидуальных особенностей психического, личностного развития детей и молодежи. социализации и социальной адаптации несовершеннолетних.
  • Психологическое просвещение

Просвещение — важное направление деятельности практического психолога. Представляет собой совокупность методов, средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях и имеющих отношение к воспитанию и образованию детей (Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000)

Психологическое просвещение предусматривает деятельность:

    • получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям. Их родителям педагогам;
    • выявлению возможностей. интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;
    • определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних.
  • Психологическая реабилитация Психологическая реабилитация предусматривает деятельность по:
    • психологическому сопровождению детей, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ним;
    • конструированию адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество проблемных детей и их семей

(Практический психолог, работающий в других сферах деятельности (медицина, психолого-медико-педагогическая комиссия/консультация, организации и т. п.), в той или иной мере придерживается этих направлений работы).

Первыми «практическими психологами» в СССР были патопсихологи, подготовка которых началась еще в 70-е гг. Начало систематизированной подготовки отечественных практических психологов образования — 90-е гг. прошлого века.

Самое первое определение термина «практический психолог» было предложено лишь в 1995 г.: «Практический психолог — специалист-психолог, имеющий соответствующее высшее образование и решающий задачи психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования, связанные не с проведением научных исследований, а с оказанием прямой психологической помощи людям».

Правовой статус педагога-психолога

На должности педагога-психолога могут работать специалисты с базовым высшим психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования в объеме не менее 1200 ч на факультетах и курсах переподготовки кадров.

Программы обучения, переподготовки и повышения квалификации проходят профессиональную экспертизу в Экспертном совете по подготовке практических психологов образования при Министерстве образования Российской Федерации и утверждается Управлением высших учебных заведений упомянутого министерства.

Должности практических психологов устанавливаются на основе ЕТС (9−14 разряды): не менее одного психолога в каждом образовательном учреждении, включая районные, городские, областные, региональные центры психологической службы образования, являющиеся сетевыми учреждениями образования Российской Федерации.

В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников, количество ставок увеличивается.

Журналы

Журналы, ориентированные на практического психолога:

  • «Журнал практического психолога» (индекс 71 808 по каталогу «Роспечать»)
  • «Психолог в детском саду» (индекс 81 927 по каталогу «Роспечать»)
  • «Психология и школа» (индекс 81 928 по каталогу «Роспечать»)
  • «Психологическая диагностика» (индекс 82 159 по каталогу «Роспечать»)
  • «Журнал практической психологии и психоанализа»
  • «Московский психотерапевтический журнал»
  • «Психология на каждый день»
  • «Школьный психолог» (газета)

Литература

  • Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 512 с.
  • Положение о психологической службе.
  • Практическая возрастная психология / А. Г. Лидерс // Психология развития. Словарь. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — ISBN 5−9292−0145−5.
  • Фридман Л. М. О концепции школьной психологической службы // Вопросы психологии. — 2001. — № 1. — С. 97−106.
  • Этические стандарты психолога // Вопросы психологии. — 1990. — № 5. — С. 158—161.

Нормативные документы

  • Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 19.09.90 № 616. Об утверждении Положения о психологической службе в системе народного образования.

Источник: https://forpsy.ru/works/kontrolnaya/rol-i-mesto-psihologa-v-obrazovatelnom-prostranstve/

Роль и место психолога в образовательном пространстве (стр. 3 из 5)

46. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении

В этой работе потребуется критичность, независимость, нестандартность мышления и здравый смысл, восприимчивость, чувство новизны и способность выполнять разнообразную деятельность, аккуратность и последовательность, терпеливость и упорство, способность обучать других и подчинять себе, чувство ответственности.

Таким образом, сложность и многоаспектность деятельности практического психолога в системе образования делает его работу значимой и напряженной, а к личности самого специалиста предъявляют высокие требования.

Специфика деятельности практического психолога определяется его предметом – индивидуальностью человека. Специфичность проявляется и в том, что сам психолог выступает как индивидуальность. Здесь возникает множество проблем, связанных с социальным статусом профессии психолога, а также критериями оценки эффективности его работы, уровня квалификации.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЕСТО И РОЛЬ ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

Все взрослые люди, работающие в учреждениях образования, решают общую задачу – обеспечивают обучение и воспитание подрастающего поколения.

При этом каждый из них играет определённую роль и занимает свое определенное место в учебно-воспитательном процессе, имеет свои задачи, цели и методы.

Практически психолог приходит в детско-образовательное учреждение тоже как специалист, а не как «скорая помощь» для воспитателя или учителя и «нянька» для детей.

Психолог– равноправный член педагогического коллектива и отвечает за эту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно – за психическое развитие и психологическое здоровье детей и школьников.

В своей работе он опирается на профессиональные знания овозвратных закономерностях и индивидуальном своеобразии психического развития, об истоках психической деятельности и мотивах поведения человека.

Смысл любого учреждения образования – содействовать взрослению ребенка, постепенно готовить его к самостоятельной жизни вобществе. Каждый взрослый реализует этот смысл в соответствии со своей предметной программой: игра, рисование, математика, литература и т.д.. А психолог?

Практический психолог имеет дело с детьми самого разного возраста.

При этом он видит возраст детей не в статике, а в динамике – на его глазах дети растут, взрослеют, переходят с одной ступени на другую, более сложную и содержательную.

Помочь этому переходу – одна из сложнейших задач психолога. Поэтому в центре его внимания – психологическая готовность ребенка к новым поступательным возрастным этапам его жизни и как итог – к самоопределению.

Психологическая готовность к самоопределению формируется постепенно, с момента рождения ребенка – в общении с взрослыми и сверстниками, в игре, в посильном труде.

Затем ребенок поступает в школу, чтобы там, в течение 11 лет готовиться к взрослой жизни – получить достаточное знание, научиться учиться, думать, работать, дружить, ориентироваться в идеях, ценностях, осознать свою индивидуальность.

К моменту окончания школы при нормальном процессе развития у каждого выпускника должна быть сформирована психологическая готовность к новой жизни вне школы, к самоопределению в ней.

Психологическая готовность к самоопределению предполагает:

· сформированность на высоком уровне всех психологических структур, прежде всего самосознания;

· Развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность, внутреннее богатство личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, многообразие чувств и переживаний, временные перспективы, ценностные ориентации, жизненные смыслы;

· Становление предпосылок индивидуальности как результаты развития и осознания своих интересов, способностей, особенностей каждым выпускником школы.

Вместе с тем психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное место предполагает незавершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему психологическую готовность непрерывного роста сейчас и в будущем. Именно за обеспечение данной возможности и отвечают практический психолог образования и психологическая служба образования в целом, именно в этом заключается ее содержательный основной смысл. Осуществление этого смысла требует высокой подготовки психолога как специалиста.

Основной ролью и видами деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция.

В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.

Практический психолог ищет пути и условия психического развития ребенка, определяет формы, методы и содержание своей работы в зависимости от того, какими научными представлениями о развитии он руководствуется.

КОМУ ПОДЧИНЯЕТСЯ И С КЕМ РАБОТАЕТ ПСИХОЛОГ

Практический психолог образования имеет двойное подчинение. По административной линии он, как и все члены педагогического коллектива, подчиняется директору школы.

По профессиональной – психологическому Центру, где работают специалисты – психологи и который не только осуществляет функции контроля за деятельностью психолога в образовательном учреждении, но и оказывает ему методическую, организационную помощь и обеспечивает сотрудничество и профессиональное общение с другими практическими психологами района, округа, города.

План работы психолог составляет самостоятельно, но обязательно учитывает при этом пожелания руководителей учреждения, воспитателей, учителей. План желательно согласовывать с работниками психологического Центра.

Психолог работает с детьми, воспитателями, учителями, администрацией образовательных учреждений, органами опеки и милиции, родителями детей и их родственниками. При этом главное, чтобы в центревсе его работы находились интересы ребенка как формирующейся личности.

Этот ориентир – интересы ребенка – нельзя терять ни в коем случае. Иначе психолог начинает работать не на ребенка, а на образовательную систему. Образовательная система определяет и психическое развитие, и психологическое здоровье детей.

Но она не должна стать самоцелью ни для педагогов, ни для психологов.

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. НАЧАЛО РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Психолог в образовательном учреждении – явление все еще новое и непривычное. Не все педагоги хорошо представляют смысл и содержание работы практического психолога. Взаимное понимание зависит прежде всего от самого психолога, от его профессиональной подготовки и умения профессионально работать, от его терпения, благожелательности спокойствия, тактичного отношения ко всем.

Первый период работы практического психолога можно назвать периодом адаптации: психолог должен адаптироваться к детскому учреждению и сотрудникам, а сотрудники – к психологу. Это относится и к тем случаям, когда психолог, ранее работавший в учреждении и получивший специальное психологическое образование приходит в школу и все равно начинает новую деятельность.

Здесь будут уместны беседы с администрацией, воспитателями, учителями, детьми, их родителями, посещение занятий и уроков, заседаний педсоветов, родительских собраний и прочее.

Одновременно следует знакомить всех с содержанием, задачами и методами работы практического психолога. Содержательную работу лучше содержать с проблемных детей, классов, ситуаций.

Причем выбирать тот возраст детей, тот круг проблем, в которых психолог наиболее компетентен.

Психологу необходимо знать и уметь все, но ни в коем случае за все сразу браться не надо, даже если на этом настаивает администрация.

С самого начала своей деятельности психологу следует заботиться об оформлении психологического кабинета и о содержании работы в нем. Кабинет – это не прихоть и не роскошь, а необходимый компонент психологической службы в детском учреждении.

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

Психолог, работая в любом детском учебно-воспитательном учреждении, решает основные задачи практической психологии образования.

Определив главным объектом своего внимания ребенка, психолог осуществляет общий контроль за ходом их психического развития на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса. Предметом психологической диагностики является определение психологического статуса ребенка: особенностей развития психических функций, склад его личности, характера, темперамента.

На основе скрининга выделяется «группа риска», которая нуждается в особом внимании психолога.

В отношении этих детей он использует как общие, так и специальные формы работы (стимулирующая психодиагностика, возрастно-индивидуальное консультирование, телефон доверия, тренинг мотивации достижения, тренинг причинных схем, тренинг общения и ролевого поведения, игровая коррекция поведения, сеансы психологической гимнастики и психотерапии, психопрофилактические беседы и консультации).

Практический психолог ответственен прежде всего за соблюдение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для психического и личностного развития каждого ребенка на всех этапах.

Он должен способствовать тому, чтобы возрастные особенности детей не просто учитывались, а активно формировались и служили основой дальнейшего развития ребенка. Ребенок на каждом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе.

Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовить его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.

Источник: https://mirznanii.com/a/199424-3/rol-i-mesto-psikhologa-v-obrazovatelnom-prostranstve-3

Профессиональное место психолога в образовательном учреждении – Контрольная работа

46. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении

Введение (выдержка)

Ст. 2.11.2. ФГОС ДО Содержательный раздел Программы может включать содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования (для освоения программы детьми с ОВЗ).

Деятельность психолога заключается в разработке и использовании специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий, проведении групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществлении квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Ст. 3.2.3 ФГОС ДО При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей как педагогами, так и при необходимости квалифицированными специалистами (педагоги-психологи) проводится психологическая диагностика индивидуального развития ребенка. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей) .

Психолог должен осуществлять выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей.

Результаты психологической диагностики используются для квалифицированной коррекции развития детей (создание индивидуальных маршрутов развития ребенка) или для решения задач психологического сопровождения развития ребенка (группы детей) .

Деятельность психолога: участие в развитии психолого-педагогической компетентности педагогов.

ФГОС ДО предполагает психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДО. Дошкольному учреждению необходима такая модель работы педагога-психолога, которая будет способствовать повышению психологической компетентности всех участников образовательных отношений.

Роль деятельности психолога ДО существенна, поскольку достижение образовательных целей без психологического сопровождения программы осуществить сложно. Отправной точкой в выборе стратегии психолого-педагогического сопровождения в саду должен стать анализ образовательной ситуации в ДОУ.

Важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого. Опираясь на них, можно сформировать такую систему психологического сопровождения деятельности педагогов и родителей ДОУ, в которой поддержка будет адресной (дифференцированной, следовательно, более эффективной.

В условиях повышения психологической компетентности педагогов используются данные бесед, наблюдений, анкетирования педагогов и родителей.

С внедрением ФГОС надо переходить от традиционной модели психологического просвещения к модели развития психологической компетентности педагогов, оснащению их психотехниками, позволяющими решать задачи развития, воспитания и обучения ребенка, преодолений профессиональных деструкций у педагогов и повышения уровня их стрессоустойчивости (подходящая форма работы: семинары, практические занятия в виде ролевых игр, практикумов).

Основная часть (выдержка)

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Ст. 4.7. ФГОС ДО Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Заключение (выдержка)

данных задач:

1. Педагог-психолог в целях обеспечения условий реализации ООП принимает участие в планировании и реализации ее составляющих:

программы формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

программы отдельных учебных предметов (в части описания личностных, метапредметных результатов освоения конкретного учебного предмета);

программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

программы внеурочной деятельности;

программы коррекционной работы.

Кроме того, педагог-психолог принимает участие в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов.

2.

Основой системы психологического сопровождения является единство требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в процессе образования будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном.

Литература

1. Алехина С. В. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методиче-ское пособие / Под общ. ред. С. В. Алехиной, М. М. Семаго. — М. : МГППУ, 2012. — 156 с.

2.

Банщикова Т. Н., Ветров Ю. П., Клушина Н. П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом М., 2012.

3. Газман О. С. Педагогическая поддержка ребенка в образовании // Ди-ректор школы. — 2007. — № 3. — с. 51—58

4. Мерзлякова Е. Л. Чему и как учить учителей. Тренинг эффективного педагогического общения -СПб. : Речь, 2008

5. Мониторинг в современном детском саду / Под. ред. Н. В. Микляевой, – М., ТЦ Сфера, 2011.

6. Кузнецова С. В., Проектирование развития ДОУ, М., ТЦ Сфера, 2012.

7. «Обуч», 2011 г., № 6, Мониторинг деятельности дошкольного образовательного учреждения по реализации городской программы «Московская семья – компетентные родители», с. 1-16

Источник: https://www.diplom-center.ru/138329

«Профессиональное место психолога в образовательном учреждении»

46. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении
Важно! Узнайте, чем закончилась проверка учебного центра “Инфоурок”? ✖

.

Запустите файл

1. Сохраните файл

2. Кликните на скачанный файл

3. Нажмите Запустить

1. Кликните на значок ↓

2. Появится файл, дважды кликните на него

1. Нажмите Сохранить

2. Кликните на значок ↓

3. Появится файл, кликните на него

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

Профессиональное место психолога в образовательном учреждении

2 слайдОписание слайда:

в России заложены основы психологической службы, Об этом свидетельствуют: наличие законодательной основы существования и образования службы; готовность отечественной психологии обеспечивать школьную практику необходимыми теоретическими разработками и конкретным психологическим инструментарием; мощный кадровый потенциал; достаточно развитая система подготовки и переподготовки психологов-практиков для учреждений образования; представительная сеть практических центров психологической помощи.

3 слайдОписание слайда:

требования к личности психолога: психолог должен иметь высокие умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком, экспериментатором; психолог социабелен, любит работать с людьми, радуется социальному признанию, великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении; он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересом, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности. Сильный, энергичный. Умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы; психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.

4 слайдОписание слайда:

личностные проявления не совместимые с работой психолога  незрелость личности, низкая сила «эго», низкий интеллект, отсутствие эмпатии, независимость мысли, неумение решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление к стрессу, потребность в опеке, высокая тревожность и т.д.

5 слайдОписание слайда:

Требования к статусу психолога в ОУ: формирование адекватных ожиданий педколлектива через полное его ознакомление с правами, обязанностями, основными направлениями и формами работы психолога, стратегией психологической службы; диагностическое общение психолога со всеми категориями воспитателей и воспитанников, предполагающее эмпатию, безоценочное отношение, личностное поведение, позицию партнерства и опору на положительные личности; сотрудничество и взаимодействие с педагогами в определении общих позиций, школьных планов и программ, их реализации, анализе результатов деятельности.

6 слайдОписание слайда:

Работая с детьми психолог должен знать: возрастные и типологические особенности детского возраста; иметь представления о динамике развития личности в онтогенезе, соотношении воспитания, обучения и развития, взаимодействии обучаемости и обученности школьников.

Психологию отклоняющегося поведения. психологию семьи и семейного воспитания. социально-психологические особенности детского коллектива и неформальных групп.

Для того чтобы помочь ребенку, надо, чтобы он сам хотел что-то изменить в себе, научился каким-то способом самопознания, самовоспитания и самообразования.

7 слайдОписание слайда:

Работая с родителями психолог должен : Знать психологию общения взрослого и ребенка  развивать родительское отношение к воспитанию и обучению детей, Развивать практические и педагогические умения, навыки семейного общения, психолого-педагогическую зоркость родителей.

8 слайдОписание слайда:

Работая с педагогами психолог должен знать: психологию педагога и педагогической деятельности, профессиограммы и психограммы педагогов различных профилей, психологию обучения и воспитания, психологические особенности коллектива, психологические основы педагогического общения.

9 слайдОписание слайда:

Таким образом, сложность и многоаспектность деятельности практического психолога в системе образования делает его работу значимой и напряженной, а к личности самого специалиста предъявляют высокие требования.

10 слайдОписание слайда:

Практический психолог образования имеет двойное подчинение

11 слайдОписание слайда:

Организация пространства кабинета психолога: Зона ожидания Консультативная зона (журнальный столик, мягкая мебель, неяркое освещение) Зона первичного приема (стул, стол, картотека, шкаф с методическим инструментарием) Зона игровой терапии (мягкое покрытие полов; передвижная мебель; игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы) Зона релаксации (мягкие кресла, аквариум, светомузыка, слайдовые изображения)

12 слайдОписание слайда:

Организация пространства кабинета психолога: пространство взаимодействия с детьми, обеспечивается средствами для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно-координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-игровой деятельности. пространство взаимодействий с взрослыми, обеспечивается средствами для коммуникативной деятельности. средствами для интерпретационной и организационно-планирующей деятельностей психолога (бумага, компьютер, литература, специальная документация)

13 слайд 14 слайд 15 слайдОписание слайда:

Психологический инструментарий –система методов и технологий психологической деятельности практического психолога; — совокупность средств и материалов, необходимых для введения субъекта в коррекционно-диагностическое взаимодействие с практическим психологом и его результативного осуществления.

16 слайдОписание слайда:

Специфический инструментарий Неспецифический инструментарий Стимульный материал* Интерпретацион­ные средства Технический материал Вспомогательные средства Набор по типу «Коробочка форм» Объемныегеометрическиефигуры (куб, призма, ци­линдр, шар, конус) Складывающиеся пирамидки Разъемная матрешка 3—4 наборапоследовательностейсю-жетныхкартинок Наборы карточек, объединенныхзаданнымпризнаком (групповым и др.) Печатный материал со схемами,матрицами,контурнымии образными изображениями Наборплоскостных геометрическихфигурразличнойформы, цвета и размера Шкалы, таблицы, графики, профили, сетки перевода ко­личественных дан­ных в качествен­ныехарактеристики Компьютерные программы по соотнесению, сравне­нию и интерпретации данных, полученных в результа­те психологического взаимодействия Цветныекарандаши, фломастеры, акварельныекраски, альбомныелистыразногоформата, цветная бумага, ножницы и пр. Дискеты иCD-дискисвоспроизведениеммузыкального и вербальногосопровождениякор-рекционно-диагностическойдеятельности Атрибуты основных сюжетно-ролевых игр дошкольников в комплекте с предметами-заместителями Некоторые виды наборов для конструирования и моде­лирования Мячи и игрушки по половой дифференциации и пр.

17 слайдОписание слайда:

Требования к психологическому инструментарию требование соответствия оригиналу, т.е. стандартам, заложенным в оригинальном (авторском) экземпляре коррекционно-диагностического средства. требование комплектации. Оно относится к необходимости комплектации стимульного и интерпретационного материалов.

Если в оригинальной методике (тесте) заложен комплект инструментария, то использование данных диагностических средств при отсутствии того или иного материала не рекомендуется монофункциональность.

Это означает невозможность использования стимульного или интерпретационного материалов одного психодиагностического средства как модификацию другого.

18 слайдОписание слайда:

Документация практического психолога нормативная, специальная, организационно-методическая.

19 слайдОписание слайда:

В перечень нормативной документации входят: Закон Российской Федерации об образовании. Конвенция ООН о правах ребенка. Положение о психологической службе в системе образования. Положение о практическом психологе.

Квалификационная характеристика практического психолога образования (должностная инструкция и стандарт специалиста). Положение об аттестации психолога образования с соответствующим приложением.

Трудовой договор Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации

20 слайдОписание слайда:

В специальную документацию входят: психологические заключения; коррекционные карты; протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и т.д.; карты (истории) психического развития; психологические характеристики; выписки из психологических заключений и карт развития

21 слайдОписание слайда:

В организационно-методическую документацию входят: хронометраж рабочего времени практического психолога в дошкольном учреждении; график работы практического психолога в дошкольном учреждении; годовой план работы практического психолога (стратегия профессиональной деятельности); дифференцированный план работы практического психолога на месяц (программа профессиональной деятельности); журнал и бланки психологических запросов; отчет практического психолога о проделанной работе (по итогам за год).

.

Запустите файл

1. Сохраните файл

2. Кликните на скачанный файл

3. Нажмите Запустить

1. Кликните на значок ↓

2. Появится файл, дважды кликните на него

1. Нажмите Сохранить

2. Кликните на значок ↓

3. Появится файл, кликните на него

Общая информация

.

Запустите файл

1. Сохраните файл

2. Кликните на скачанный файл

3. Нажмите Запустить

1. Кликните на значок ↓

2. Появится файл, дважды кликните на него

1. Нажмите Сохранить

2. Кликните на значок ↓

3. Появится файл, кликните на него

Источник: https://infourok.ru/professionalnoe-mesto-psihologa-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii-2940194.html

10) Профессиональное место психолога в образовательном учреждении

46. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении

Все взрослые люди, работающие в детскихсадах, школах и других учрежденияхобразования, решают общую задачу —обеспечивают обучение и воспитаниеподрастающего поколения. При этом каждыйиз них занимает свое определенное местов учебно-воспитательном процессе, имеетсвои конкретные задачи, цели и методы.

Практический психолог приходит в детскоеобразовательное учреждение тоже какспециалист, а не как «скорая помощь»для воспитателя или учителя и «нянька»для детей.

Он равноправный членпедагогического коллектива и отвечаетза ту сторону педагогического процесса,которую, кроме него, никто профессиональнообеспечить не может, а именно — запсихическое (интеллектуальное,эмоциональное, мотивационно-потребностное,коммуникативное и др.) развитие ипсихологическое здоровье детей ишкольников.

В своей работе психолог опирается напрофессиональные знания о возрастныхзакономерностях и индивидуальномсвоеобразии психического развития, обистоках психической деятельности имотивах поведения человека, опсихологических условиях становленияи расчета личности в онтогенезе.

Смысл любого учреждения образования —содействовать взрослению ребенка,постепенно готовить его к самостоятельнойжизни в обществе. Каждый взрослыйреализует этот смысл в соответствии сосвоей предметной программой: игра,рисование, математика, литература, язык,пение и т. д.

Практический психолог, работая в детскомсаду, школе, интернате и пр., имеет делос детьми самого разного возраста: сдошкольниками, младшими школьниками,подростками, старшеклассниками.

Приэтом он видит возраст детей не в статике,а в динамике — на его глазах дети растут,взрослеют, переходят с одной ступенионтогенеза на другую, более сложную исодержательную. Помочь этому переходу— одна из сложнейших задач психолога.

Поэтому в центре его внимания —психологическая готовность ребенка кновым поступательным возрастным этапамего жизни и как итог — к самоопределению.

Эта готовность формируется постепенно,с момента рождения ребенка — в общениисо взрослыми и сверстниками, в игре, впосильном труде и дошкольном обучении.

Затем ребенок поступает в школу, чтобытам в течение 10-11 лет готовиться квзрослой жизни — получить достаточныезнания, научиться учиться, думать,работать, дружить, ориентироваться видеях, ценностях, смыслах, осознать своюиндивидуальность и т. д.

Иными словами,к моменту окончания школы при нормальномпроцессе развития у каждого выпускникадолжна быть сформирована внутренняяготовность к новой жизни вне школы, ксамоопределению в ней в личностном,профессиональном и социальном плане.

Психологическая готовность ксамоопределению, как основноеновообразование старшего школьногоили раннего юношеского возраста,предполагает:

♦ сформированность на высоком уровневсех психологических структур, преждевсего — самосознания;

♦ развитость потребностей, обеспечивающихсодержательную наполненность, внутреннеебогатство личности, среди которыхцентральное место занимают нравственныеустановки, многообразие чувств ипереживаний, временные перспективы,ценностные ориентации, жизненные смыслы;

♦ становление предпосылок индивидуальностикак результат развития и осознаниясвоих интересов, способностей, особенностейкаждым выпускником школы.

Вместе с тем психологическая готовностьвойти во взрослую жизнь и занять в нейдостойное место предполагает определеннуюзрелость личности.

Последнее заключаетсяв том, что у старшеклассника сформированыпсихологические образования и механизмы,обеспечивающие ему возможностьнепрерывного роста его личности сейчаси в будущем.

Именно за обеспечение даннойвозможности и отвечают практическийпсихолог образования и психологическаяслужба образования в целом, именно вэтом заключается ее основной содержательныйсмысл. Осуществление этого смыслатребует глубокой подготовки детскогопсихолога как специалиста.

Мы уже говорили о важности научныхоснований практической работы психолога,именно это определяет уровень егопрофессионализма. Практический психологищет пути и условия психического развитияребенка, определяет формы, методы исодержание своей работы в зависимостиот того, какими научными представлениямио развитии он руководствуется.

Речь здесь идет о работе детскогопсихолога, сочетающего в себе ученогои практика: ученого в том смысле, что ондолжен быть компетентным исследователеми содействовать получению знаний оребенке, а практиком — в том, что онприменяет эти знания к решению повседневныхзадач, возникающих у детей и работающихс ними, воспитывающих их взрослых.

Источник: https://studfile.net/preview/5639864/page:7/

Medic-studio
Добавить комментарий