46. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Профессиональные качества учителей, работающих с одаренными детьми

46. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Готовность педагога работать содаренными деть­ми определяется наличием у него теоретических знаний ипрактического опыта. Основным элементом специа­льной подготовки учителяявляется его стажировка в классе, где одаренные дети составляют лишь частьобщего коллектива учащихся.

В такой коллектив могут входить даже дети ссенсорными или двигательными дефектами. Исходным моментом является то, что вклассах, укомплектованных детьми с самыми разны­ми способностями ивозможностями, должны работать только те учителя, которые имеют для этого всенеоб­ходимые качества.

Многие специалисты в области обу­чения одаренных детейсчитают целесообразной спе­циализированную практическую стажировку препода­вательскогосостава.

Исследователи и специалисты вобласти подготов­ки кадров для обучения одаренных детей разработали рядположений относительно знаний и навыков, кото­рыми должны обладать воспитателиодаренных детей. Эти положения являются основой для разработки про­граммподготовки таких специалистов.

С целью опре­деления квалификационныххарактеристик, необходи­мых для работы с одаренными учениками, Сили разослалспециальные опросники в педагогические учебные заведения штата Колорадо.

Наосновании по­лученных ответов был составлен следующий список профессиональныхумений (приводятся в порядке убы­вающей значимости):

умение строить обучение всоответствии с резу­льтатами диагностического обследования ре­бенка;

умение модифицировать учебныепрограммы;

умение стимулировать когнитивныеспособ­ности учащихся;

умение работать по специальномуучебному плану;

умение консультировать учащихся.

Учитывая тот факт, что дошкольныеучреждения для одаренных детей с 3 лет не являются составной ча­стью системыобщеобразовательной школы, а также то, что программы штата Колорадо дляодаренных не распространяются на детей дошкольного возраста, многие специалистывыразили сомнение в пригодности перечисленных характеристик для учителей,работаю­щих с одаренными дошкольниками. Тем не менее, на наш взгляд, толькоодна из этих характеристик (по­следняя) явно непригодна. Очевидно, этот пунктдол­жен быть представлен в следующей редакции: «прове­дение консультаций сродителями». Следует отметить, что необходимость навыков в этом звенепедагогиче­ской деятельности ставилась под сомнение многими специалистами иполучила довольно низкое место в рейтинге профессиональных характеристик.Однако следует учесть, что респонденты не имели в виду на­ставников одаренныхдошкольников, а именно в этом случае умение координировать свои действия сродите­лями детей имеет важнейшее значение для учителей.

Есть основания надеяться, что внедалеком буду­щем появятся такие программы по подготовке педаго­гическихкадров для системы обучения одаренных дошкольников, которые позволятпроизводить тща­тельный отбор кандидатов в зависимости от их лич­ных ипрофессиональных качеств.

Такой отбор (или, как теперь часто называют,скрининг) кандидатов явит­ся гарантией того, что учебу в рамках этой програм­мысмогут продолжить только самые умелые специа­листы, которые с завершениемподготовки способны стать квалифицированными наставниками ранних да­рований.

Признавая факт отсутствия внастоящее время чет­кой и разработанной программы подготовки кадров для работыс одаренными малышами, можно восполь­зоваться вышеперечисленнымихарактеристиками ка­честв, необходимых учителю для эффективной работы содаренными детьми и их родителями.

Признаки одаренности изакономерности психического развития ребенка. Результаты исследования и учебные

программы

Учителя, работающие с одареннымидетьми, дол­жны обладать способностью распознавать признаки одаренности винтеллектуальной деятельности, школь­ной успеваемости, творческих проявлениях,художе­ственном и исполнительском мастерстве, в общении (лидерство) идвигательной сфере.

Кроме того, учителя обязаны поощрять целеустремленностьсвоих учеников в выполнении заданий.

Несмотря на го что Комитет США по вопросамобучения одаренных учащихся не относит двигательные способности к числу проявленийособого таланта, тем не менее учителям стоит прини­мать их во внимание присоставлении программ.

Хорошие знания особенностейразвития детей вооб­ще являются ключом к познанию одаренных детей и базой дляразработки специальных программ для них. Действительно, только при наличииглубоких знаний о детском развитии можно заниматься составлением программ дляодаренных.

Учитывая факт отсутствия конкретныхразработок в отношении одаренных дошкольников, можно воспо­льзоватьсярезультатами исследований, касающихся одаренных детей школьного возраста.

К сожалению, в настоящее времяимеется крайне ограниченное число учебных программ, рассчитанных на одаренныхдетей младших возрастов, но тем не ме­нее от педагогов, работающих с такимидетьми, тре­буются хорошие знания особенностей этих программ и умение применятьсодержащуюся в них информацию в собственной преподавательской практике.

Выявление и обследование одаренныхдетей

Педагог, специализирующийся наработе с одарен­ными и талантливыми детьми, должен уметь выявить детей снеординарными способностями среди уча­щихся, имеющих различные сенсорные илидвигатель­ные нарушения, а также уметь составлять для них спе­циальныепрограммы.

Разработчику программ для одаренныхнеобходи­мо уметь четко анализировать результаты стандарти­зированных тестов ихорошо владеть разнообразными методами сбора данных и наблюдений за детьми.

Умелое руководство детьми

Зачастую на одаренного ребенка,находящегося в каком-либо дошкольном учреждении, смотрят как на возмутителяспокойствия.

В чем же он виноват? Тщате­льно проведенные специальныеисследования показа­ли, что часто одаренному ребенку просто скучно в условияхобучения, не соответствующего его способ­ностям.

Если в подобных случаяхучитель не достаточ­но наблюдателен, он начинает бороться со следствием, невыяснив причину вызывающего поведения ребенка.

Всегда следует помнить, чтоодаренные дети более тре­бовательны, они задают намного больше вопросов, чем ихсверстники средних способностей. В этих усло­виях важнейшим элементом профессиональногома­стерства учителя является нахождение индивидуальных подходов к одареннымдетям и умение предложить им такие виды целенаправленной деятельности, которыебы отвечали их запросам и способностям.

Владение эффективными методамипреподавания

Ньюленд составил переченьтребований к методам преподавания, особенно эффективным в от­ношенииинтеллектуально одаренных детей.

Методы обучения одаренных детейдолжны:

1) иметь в качестве своей основнойзадачи оказание помощи в получении знаний;

2) соответствовать:

а) уровню интеллектуального исоциального раз­вития ребенка,

б) различным требованиям и воз­можностям,присущим тем ситуациям, в которые попадает ребенок в процессе учебы;

3) отражать основной ипоследовательный, хотя и не един­ственный, вариант развития высоких когнитив­ныхспособностей одаренного ребенка;

4) спо­собствовать переходу отперцептивного уров­ня познания к высшим понятийным уров­ням.

Вряд ли можно выделить какой-либоодин- единственный метод, наиболее пригодный для обуче­ния одаренных детей, гаккак разные методы обладают своими достоинствами.

Одаренные дети, как и все оста­льные,нуждаются в обратной связи со стороны взро­слых, а так как детям свойственнавысокая критичность к себе, очень важно, чтобы учитель проявлял доброже­лательность,оценивая деятельность своих одаренных учеников.

Это необходимо для приобретенияуверенно­сти в себе и своих способностях. Хороший педагог пре­красно осознаетважность формирования у детей вну­треннего стремления к достижению заданногорезуль­тата.

Следует учитывать, однако, что одаренные дети в отличие от детейсо средними способностями не всег­да нуждаются в немедленном поощрении. Оченьчасто они демонстрируют способность работать над завер­шением своего заданияцелые дни и даже недели, не проявляя какого-либо нетерпения.

Ньюленд пришел к заключению, чтонет ни одного метода, который бы представлял ценность ис­ключительно дляобучения одаренных детей.

Вмес­те с тем большинство методов при соответствующейадаптации может успешно применяться для обучения всех детей. Некоторые из нихмогут в большей степени подходить для одаренных детей.

Однако ни один из этихметодов не может считаться универсально пригод­ным для обучения одаренныхдетей.

Барбе и Фриерсон отмечали, чтоспециали­сты, работающие с одаренными детьми, традиционно больше интересуютсяне процессом усвоения, а его ре­зультатами.

В то же время при использованииметода, получив­шего название «Свободный класс», внимание учителя сосредоточенона учебном процессе, и в этом случае он становится его непосредственнымучастником.

В силу того что подобный подход отличается большей гибко­стью, чемподход, ориентирующийся на результат, он в большей степени способствуетразвитию творческого потенциала детей. Сказанное вовсе не означает, что приэтом подходе игнорируется конечный результат учебы.

В задачу учителя входитсоздание таких условий, при которых дети смогут «научиться заниматься», то естьовладевать приемами учебной деятельности, и в то же время достигатьопределенных конкретных результа­тов.

Отдавая должное значению методов итехники обу­чения, Нельсон и Клеланд отмечают, что компе­тенция учителяявляется более важным фактором, не­жели используемые материалы и рекомендуемыеспе­циальные методы обучения.

Именно учитель создает атмосферу, которая можетвдохновлять ученика или разрушать его уверенность в себе, поощрять или подав­лятьинтересы, развивать или игнорировать способно­сти, развивать или тормозитьтворческое начало, сти­мулировать или выхолащивать критичность мысли, облегчатьили тормозить успехи.

Ниже приводятся наиболее частоупоминаемые фак­торы, которые Торренс приводит в своей работе «Творческиеметоды в преподавании».

Признание ранее не признанных илинеиспользуе­мых возможностей.

Уважение желания ребенка работатьсамостояте­льно.

Умение воздерживаться отвмешательства в про­цесс творческой деятельности. Предоставление ребенкусвободы выбора области приложения сил и методов достижения цели.Индивидуализированное применение учебной про­граммы в зависимости отособенностей учеников. Создание условий для конкретного воплощения творческихидей.

Предоставление возможности вноситьвклад в об­щее дело группы.

Поощрение работы над проектами,предложенны­ми самими учениками.

Исключение какого-либо давления надетей, со­здание раскрепощенной обстановки. Одобрение результатов деятельностидетей в ка­кой-либо одной области с целью побудить жела­ние испытать себя вдругих видах деятельности. Подчеркивание положительного значения инди­видуальныхразличий.

Уважение потенциальных возможностейотстаю­щих.

Демонстрация энтузиазма.

Оказание авторитетной помощи детям,высказы­вающим отличное от других мнение и в связи с этим испытывающим давлениесо стороны своих сверстников.

Создание ситуаций, при которыхученик, не обна­руживающий особых успехов в обучении, имеет возможность тесногообщения с более способным учеником. Поиск возможных точек соприкоснове­нияфантазии с реальностью. Извлечение максимальной пользы из хобби, кон­кретныхувлечений и индивидуальных наклонно­стей.

Терпимое отношение (по крайней мере,временно) к возможному беспорядку.

Поощрение максимальнойвовлеченности в сов­местную деятельность.

Способность убедить учеников, чтоучитель является их единомышленником, а не противни­ком.

Если исходить из того, что развитиетворческих спо­собностей в детях является важнейшим элементом их образования,то эти положения должны быть приняты во внимание при отборе и подготовкепедагогических кадров для работы с одаренными детьми.

Знание концептуальных моделей

Знакомство с концептуальнымимоделями, которые были использованы при разработке учебных программ дляодаренных дошкольников, помогает учителю вникнуть во все сложности и тонкостиучебно-воспитательного процесса.

Например, если учитель ознакомился с модельюГилфорда «Структура интел­лекта», он будет более уверенно определять те сторонымышления, которые следует развивать у детей, особен­но у тех одаренных детей,которые способны опериро­вать символами и усваивать не только конкретныепредставления, но и абстрактные понятия.

Связь с родителями

Хорошо известно, что учителя обычноиспытывают некоторую неловкость при общении с родителями, и особенно сродителями одаренных дегей, которые за­частую сами люди неординарные италантливые. Та­ким образом, учителя, работающие с одаренными де­тьми, должнынаучиться находить контакт с родителя­ми одаренных детей.

Учителям необходимоприменять различные пути вовлечения родителей в процесс обуче­ния их детей,уметь предложить свой способ оценки по­требностей детей и оказать помощьродителям в осо­знании их собственных стремлений и потребностей. От­личительнойчертой квалифицированных педагогов является их способность научи п.

родит елейумению на­блюдать за своими детьми, следить за их развитием.

а также способствовать этомуразвитию. Вполне есте­ственно, что родители одаренных детей могут нужда­ться вспециальном тренинге навыков взаимодействия с детьми.

В задачи педагогов всвязи с этим входит ква­лифицированно информировать родителей относите­льноуспехов в учебе их детей, а также помогать в овла­дении средствами оценки ихдостижений.

Наконец, в функции учителей входит умение убедить родителей внеобходимости внимательного отношения к своим неординарным детям, с тем чтобыпоследние всегда могли получить нужную им помощь.

Талант учителя

Мы уже говорили о том, что учитель,работающий с одаренными детьми, должен обладать ярко выражен­нымиинтеллектуальными способностями и хорошей общеобразовательной подготовкой.

Еслиже наряду с этим он еще обладает талантом в какой-либо из обла­стей, то такойспециалист будет просто идеален для ра­боты с одаренными детьми.

Например,желательно, чтобы учитель обнаруживал способности в музыке, изобразительном(или прикладном) искусстве, в драма­тическом искусстве или танцах. Наставникодаренных детей должен иметь определенную подготовку хотя бы в одной изперечисленных областей.

Умение оценивать

Немаловажным фактором в делеобеспечения раз­вития ребенка является умение учителя анализировать и оцениватьне только успехи одаренного ребенка в ос­воении программы, но и эффективностьучастия роди­телей в процессе обучения своих детей. Это необходимо учитыватьдля дальнейшего планирования обучения.

Умение убеж дать и пропагандировать

Ценным качеством учителя являетсяего способ­ность на деле доказать действенность предлагаемой программы. Учительдолжен уметь таким образом представить программу, чтобы заручиться поддержкойсо стороны администрации, своих коллег, родителей, общественности в целом.

Важным элементом в деяте­льности учителя является его способность обеспечитьпреемственность и последовательность учебных про­грамм. Многими специалистамиподчеркивается, что только в этом случае программа раннего обучения(«интервенции») может считаться успешной.

Способность к самоанализу

Список перечисленных выше качествпедагога, обу­чающего одаренных детей, был бы неполным, если бы мы не упомянулиумение учителя анализировать и оце­нивать свои чувства, сильные и слабыестороны своей личности и мотивацию. Нельсон и Клеланд от­мечали: «Было быабсолютно неправильным предпола­гать, что человек способен разобраться впотребностях и чувствах других людей и понять их поведение, если он не можетразобраться сам в себе».

ОТБОРУЧИТЕЛЕЙ: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ

Несмотря на то, что междувышеперечисленными качествами учителей, работающих с одаренными деть­ми, иследующими тремя факторами можно просле­дить определенный параллелизм, мысчитаем их доста­точно важными и заслуживающими самостоятельного обсуждения.

Интеллектучителя

Ньюленд всегда придавал значениеинтеллек­ту учителя. Он, в частности, писал, что интеллектуаль­ные способностиучителей одаренных детей должны со­ответствовать образовательному уровнюпоследних. Это требование является важнейшим в силу трех тесно взаимосвязанныхпричин.

Во-первых, нельзя допустить существования интеллектуального разрыва вобщении между одаренным ребенком и его учителем.

Учитель должен хорошо пониматьсловарь и значение понятий, употребляемых ребенком в процессе обучения, ивместе с этим сам учитель, общаясь со своими учениками, ни в коем случае недолжен использовать понятия, кото­рые либо превышают их понимание, либо намногоот­стают от него.

Во-вторых, учитель должен быть интел­лектуально способным,достаточно глубоко владеть базовыми понятиями, подлежащими усвоению одарен­нымидетьми. В-третьих, учитель должен обладать до­статочной психологическойчуткостью и интеллектуаль­ной компетентностью, чтобы осознанно способство­ватьразвитию детей, постепенному переходу их деятель­ности с чисто перцептивногоуровня на высшие уров­ни развития понятий.

Целиобучения

Отбор учителей для работы содаренными детьми в раннем возрасте во многом зависит также от целей программы.

Если главной целью программы для до­школьников является развитие иххудожественного восприятия и исполнительских навыков, то основным критерием вотборе учителей будут их способности в музыке, изобразительно-прикладномискусстве и тан­цах, а также их опыт и уровень профессиональной под­готовки втак называемом «визуальном» искусстве. Са­мо собой разумеется, что учет всехостальных характе­ристик, рассматриваемых в этой главе, также обязате­лен.

Культурныйуровень учащихся

При составлении программ для детейдошкольного возраста следует учитывать их культурную принадле­жность. Например,для обучения детей из негритянско­го гетто или бедного итальянского кварталадолжны подбираться учителя, представляющие соответствую­щие культурныетрадиции, так как в противном случае не будетдостигнуто полного взаимопонимания между учащимися и их учителями.

Если программа обученияпредназначена для детей, страдающих теми или иными сенсорными или физиче­скиминедостатками, то должны подбираться такие учителя, которые имеют специальнуюподготовку как в работе со здоровыми одаренными детьми, так и с деть­ми,имеющими указанные нарушения.

ПОДГОТОВКАПО МЕСТУ РАБОТЫ

Трудно предположить, что можносразу найти учи­телей, обладающих такими личными и профессиональ­нымикачествами, которые бы полностью отвечали требованиям новых программ обучениядля одаренных дошкольников.

Таким образом, педагогическая адми­нистрация нетолько должна отбирать специалистов, максимально отвечающих поставленнымтребованиям, но и постоянно заниматься специальной подготовкой кадров(повышением квалификации) в оперативном по­рядке, то есть по месту работы.

Основныепринципы отбора учителей для работы с одаренными детьми

В следующих принципах отражены всеосновные моменты, обсуждавшиеся в данной главе.

Учитель является определяющимфактором в системе обучения одаренных детей.

К учителям, работающим с одареннымиде­тьми, предъявляются повышенные требования.

Не все учителя способны работать содарен­ными детьми младшего возраста. Поэтому шко­льная администрация должнасвоевременно выяв­лять учителей, которые не могут или не хотят ра­ботать смалолетними одаренными детьми, и ста­раться сделать так, чтобы последние непопадали к таким учителям.

Позитивная Я-концепция составляетодну из важнейших характеристик учителя, работаю­щего с одаренными детьми.

Учитель, отличаю­щийся низкой самооценкой, как правило, испыты­вает чувствоопасения перед своими талантливы­ми воспитанниками, а значит, не может вызыватьу них уважения.

Среди других важных качеств учи­теля можно выделить зрелость,успешный опыт педагогической работы, эмоциональную стабиль­ность,целеустремленность и творческое начало.

Профессиональная компетенцияпедагога, обучающего одаренных детей, основывается на его специальнойтеоретической подготовке, тесно увязанной с опытом практической работы.

Теоретическая подготовка ипрактическая деятельность учителя должны включать работу с разными категориямидетей: здоровыми (в том числе одаренными) и с детьми, имеющими сенсор­ные илифизические недостатки (в том числе ода­ренными). В силу того что обычноодаренные и та­лантливые дети обучаются в одной группе вместе со всемиостальными детьми, учителя должны уметь работать с детьми, обладающими разнымиспособностями и особенностями.

Учителя одаренных детей должныразбира­ться в специальных программах для дошкольни­ков и учитывать опыт другихпедагогов при со­вершенствовании своих программ.

Учителя должны быть знакомы ссоответ­ствующими концептуальными моделями, исполь­зующимися в обученииодаренных детей дошко­льного возраста, и уметь выбирать и применять те модели,которые близки их собственным педа­гогическим принципам.

Для разработки программ учителямнеоб­ходимо разбираться в самых разнообразных дис­циплинах. Они также должныэффективно исполь­зовать выделяемые на нужды обучения средства и ресурсы.

Правильный выбор учебного материалатакже характеризует уровень учителя, работаю­щего с одаренными детьми.

В концепцию учителя обязательновходит умение правильно оценивать успехи детей.

Учитывая то обстоятельство, чтоубедить окружающих в необходимости оказывать содей­ствие в развитии специальныхпрограмм для ода­ренных детей бывает довольно трудно, учителю необходимообладать умением защищать интере­сы последних и находить своих сторонников.

При подборе учителей для одаренныхде­тей следует учитывать необходимость их принад­лежности к одной культуре.

Источник: http://zvonoknaurok.ru/publ/rabota_s_odarennymi_detmi/professionalnye_kachestva_uchitelej_rabotajushhikh_s_odarennymi_detmi/20-1-0-906

47. Подготовка педагога для работы с одаренными детьми

46. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Одаренныедети нуждаются в индивидуализированныхпрограммах обучения. Педагоги, работающиес такими детьми, должны проходитьспециальнуюподготовку.Неподготовленные учителя часто не могутвыявить одаренных детей, не знают ихособенностей, равнодушны к их проблемам.

Помнению некоторых исследователей,поведение учителя для одаренных детейв классе должно отвечать следующимхарактеристикам: он разрабатываетгибкие, индивидуализированные программы;создает теплую, эмоционально безопаснуюатмосферу в классе; предоставляетучащимся обратную связь; используетразличные стратегии обучения; уважаетличность; способствует формированиюположительной самооценки ученика;уважает его ценности; поощряет творчествои работу воображения.

Учителямможно помочь развить указанные личностныеи профессиональные качества тремяпутями:

1)с помощью тренингов − в достижениипонимания самих себя и других;

2)предоставлением знаний о процессахобучения, развития и особенностях разныхвидов одаренности;

3)тренировкой умений, необходимых длятого, чтобы обучать эффективно и создаватьиндивидуальные программы.

Техникапреподавания у прошедших специальнуюподготовку учителей для одаренных иобычных учителей примерно одинакова:заметная разница заключается враспределении времени на виды активности.

Практикапоказывает, что в традиционном школьномобучении на 90% преобладает монологучителя, рассчитанный на передачуучащимся знаний в готовом виде. Учителя,работающие с одаренными, меньше говорят,меньше дают информации, устраиваютдемонстрации и реже решают задачи заучащихся.

Вместо того чтобы самимотвечать на вопросы, они предоставляютэто учащимся.Они больше спрашивают и меньшеобъясняют.Заметны различия в техникепостановки вопросов. Учителя одаренныхгораздо больше задают открытых вопросов,помогают обсуждениям.

Они провоцируютучащихся выходить за пределы первоначальныхответов. Они гораздо чаще пытаютсяпонять, как учащиеся пришли к выводу,решению, оценке.

Большинствоучителей старается прореагировать вречевой или иной форме на каждый ответв классе, а учителя одаренных ведут себябольше как психотерапевты: они избегаютреагировать на каждое высказывание.

Они внимательно и с интересом выслушиваютответы, но не оценивают, находя способыпоказать, что они их принимают.

Такоеповедение приводит тому, что учащиесябольше взаимодействуют друг с другоми меньше зависят от учителя.

Необходимоставить и решать задачу подготовкиучителей специально для одаренных.

Исследованияговорят, что подготовленные учителязначимо отличаются от тех, кто не прошелсоответствующего обучения.

Они используютметоды, более подходящие для одаренных,они больше способствуют самостоятельнойработе учащихся и стимулируют сложныепознавательные процессы (обобщение,углубленный анализ проблем, оценкуинформации и т.д.

). Подготовленные учителябольше ориентируются на творчество,поощряют учащихся к принятию риска.

Межличностноеобщение, способствующее оптимальномуразвитию детей с выдающимся интеллектом,должно носить характер помощи, поддержки.Это определяется такими особенностямипредставлений и взглядов учителя:

  • представления о других: окружающие способны самостоятельно решать свои проблемы, они дружелюбны, имеют хорошие намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать.
  • представления о себе: я верю, что связан с другими, а не отделен и отчужден от них, я компетентен в решении стоящих проблем, я несу ответственность за свои действия.
  • цель учителя: помочь проявлению и развитию способностей ученика, оказать ему поддержку.

Однойиз форм работы с одаренными детьмиявляется менторство(индивидуальное руководство).

Менторствоосуществляется в нескольких видах.Менторы могут привлекаться периодическик работе с группой или отдельнымивыдающимися учениками для того, чтобырасширить их знания о мире, профессии,специальностях и видах деятельности.

Менторы могут систематически работатьс малой группой или одним учащимся надпроектом на протяжении какого-то времени.

«Классически» вид менторства связан систорическим пониманием этого термина— наставник, советчик, тот, кем учащийсявосхищается, кому стремится подражать.

Менторствоприводит «к учению с увлечением» и даетшкольникам не только знания и умения.Оно способствует формированиюположительного «образа Я» и адекватнойсамооценки, помогает устанавливатьдлительные дружеские отношения сосверстниками и благоприятствуеттворческим достижениям. Школьникиучатся учитывать свои не только сильные,но и слабые стороны.

Базовыйкомпонент профессиональной квалификациипедагогов для работы с одаренными детьмисоставляют:

а)общая профессиональная педагогическаяподготовка — предметные,психолого-педагогические и методическиезнания, умения и навыки;

б)основные профессионально значимыеличностные качества педагога.

Специфическийкомпонент профессиональной квалификациипедагогов для работы с одаренными детьмиобразуют:

а)психолого-педагогические знания, уменияи навыки, являющиеся результатомактивного усвоения психологии ипедагогики одаренности (знания ободаренности, ее видах, психологическихосновах, критериях и принципах выявления.

б)профессионально-личностная позицияпедагогов, позволяющая:

  • не столько успешно реализовывать традиционный тип обучения (преподавания) для одаренных детей, сколько успешно активизировать и развивать детскую одаренность;
  • не столько управлять процессом обучения и контролировать его, сколько предоставлять учащимся свободу учиться;

в)профессионально значимые личностныекачества педагогов: высокие уровниразвития познавательной и внутреннейпрофессиональной мотивации, эмпатии;высокая и адекватная самооценка;стремление к личностному росту и т.д.

Подготовкапедагогов для работы с одаренными детьми— это:

1)формированиепрофессионально-личностной позициипедагогов. Работая с одаренными детьми,педагог должен уметь вставать врефлексивную позицию к самому себе.Так, одним из основных психологическихпринципов работы с детьми являетсяпринцип «принятия другого», согласнокоторому учитель должен изначальнопринимать ученика как индивидуальностьсо своими уже сложившимися особенностями;

2)комплексный (психолого-педагогическийи профессионально-личностный) характеробразования педагогов;

3)создание системы консультирования итренингов;

4)созданиепсихолого-педагогических условий(системы факультативов, кружков, секций)для развития профессиональногомастерства;

5)демократизацияи гуманизация всех обучающих процедур,создание творческой и свободной атмосферыучения;

6)образовательнаяступень и сфера деятельности педагогов(педагоги дошкольных учреждений, учителяначальной школы, учителя-предметники,педагоги;

7)особенности контингента учащихся (ихвозраста, состояния здоровья и т.п);

8)профессиональная, постпрофессиональнаяподготовка и профессиональный опытпедагогов:

  • а) опыт педагогической, воспитательной работы с детьми (студенты, обучающиеся в педагогических и психологических учебных заведениях; педагоги и психологи, имеющие опыт работы в массовых школах; педагоги и психологи, имеющие опыт работы с одаренными детьми в специализированных школах-интернатах, в школах и классах «для одаренных» и т.п.);
  • б) уровень полученной ранее специальной подготовки для работы с одаренными детьми (содержание и объем полученной информации по выявлению, обучению, развитию и воспитанию одаренных детей, участие в специальных тренинговых занятиях по развитию способностей, навыков педагогического взаимодействия и др., прохождение стажировки и практики и т.п.);

9)специфика образовательной инфраструктуры.Характерные особенности условий, вкоторых проводится работа с одареннымидетьми, связанные с наличием тех илииных компонентов образовательнойсистемы, которые значимы для обученияи развития одаренных детей (необходимыхучебно-методических материалов, музеев,концертных залов, библиотек, театров).

Всоответствии с этим подготовка педагоговможет строиться с учетом следующихпринципов:

1.Принцип единства и дифференциацииобщего и специального обучения.

Врамках общего обучения раздел попроблематике одаренности должен бытьвключен в курс психологии во всехпсихологических и педагогических вузах.Таким образом может осуществлятьсянеобходимая первичная подготовка всехспециалистов, работающих с детьми.

Специальноеобучение должно строиться с учетомспецифики подготовки педагога, работающегос одаренными детьми.

2.Принцип этапности обучения. Подготовкадолжна проводиться на разных этапахобучения и дальнейшей профессиональнойдеятельности (вуз, магистратура, курсыповышения квалификации, семинары,конференции, РМО, смотры и конкурсыпрофессий).

3.Принцип единства теоретической ипрактической подготовки. В ходе подготовкиспециалистов, работающих с одареннымидетьми, необходимо сочетать теоретическуюи практическую направленность. Реализацияданного принципа требует подготовкисоответствующих экспериментальныхплощадок. Но очень многое зависит отсамого педагога, его творческого роста.

Условия,мотивирующие, стимулирующие процессразвития самостоятельного творчествапедагога в системе повышения квалификации:

Вкачестве предпосылок обеспеченияличностно-профессионального ростапедагога выступают встречи со значимымив педагогике, психологии, методикелюдьми и помощь в осмыслении и преодолениипрофессиональных затруднений.

Огромнуюроль в становлении и росте личностипедагога, его профессионализма играетадминистрация общеобразовательногоучебного заведения, которая, следя зауспехами и промахами учителя, должнаумело прийти на помощь.

Процесс обученияпредполагает также взаимосвязьдеятельности методических службразличного уровня и самого педагога.Совместно с администрацией в помощьпедагогу работает и методический кабинетгорода или района.

Профессиональноеразвитие и становление педагога безграмотно построенного самообразовательногопроцесса невозможно; ведь самообразование- необходимое постоянное слагаемоежизни культурного, просвещенногочеловека, занятие, которое сопутствуетему всегда.

Источник: https://studfile.net/preview/5706990/page:17/

Требования к личности педагога, работающего с одаренными детьми

46. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Требования к личности педагога, работающего с одаренными детьми

(Выступление на семинаре ШПР педагогов

от 01.01.2001 методиста )

Работа педагога с одарёнными детьми – первичная диагностика, выбор форм обучения, разработка учебных программ, их оценка и индивидуализация – это сложный и иногда не прекращающийся процесс.

Он требует от педагога, прежде всего хороших знаний в области психологии одарённых детей и их обучения, требует постоянного сотрудничества с психологами, другими педагогами, с родителями одарённых.

Он требует постоянного роста знаний и мастерства педагога, гибкости, умения отказаться оттого, что ещё сегодня казалось творческой находкой и Вашей сильной стороной. Готовы ли вы к этому?

Увидеть одарённого ребёнка далеко не так просто, для этого нужна настоящая педагогическая интуиция либо серьёзная психологическая подготовка.

При анализе работы педагогов с одарёнными детьми специалистами был выделен перечень негативных факторов, причиной которых являлась недостаточная подготовленность педагогов:

1.  Не подготовленные педагоги часто не могут выявить одарённых детей, не знают их особенностей.

2.  Не подготовленные к работе с такими детьми педагоги равнодушны к их проблемам (не от бездушия, а от незнания).

3.  Иногда педагоги враждебно настроены по отношению к одарённым детям (педагог не готов общаться с таким ребёнком).

4.  Не подготовленные педагоги часто используют для таких детей тактику количественного увеличения знаний, а не их качественное изменение.

Многие проблемы одарённых детей в большей степени возникают из-за непонимания их взрослыми, которые их окружают. Одарённые дети страдают из-за тех конфликтных ситуаций, которые складываются между ними и взрослыми (педагогами).

Специалисты определили личностные и профессиональные качества, которые необходимы педагогу, работающему с одарёнными детьми.

Личностные качества педагогов работающих с одарёнными детьми

Позитивная Я – концепция

Позитивная Я – концепция составляет одну из важнейших характеристик педагога, работающего с одарёнными детьми. Педагог, отличающийся низкой самооценкой, как правило испытывает чувство опасения перед своими талантливыми воспитанниками, а значит не может вызывать у них уважения.

Зрелость

Зрелость не тождественна возрастной категории и, по определению толкового словаря означает «достигаемое в процессе развития состояние полного раскрытия способностей».

Характерной чертой профессионально и эмоционально зрелых педагогов является то, что они всегда чётко осознают свои цели и задачи.

Зрелые педагоги обладают обширными знаниями и опытом в применении методик и стратегий обучения, всегда могут найти нужный подход к любому ребёнку.

Целеустремлённость и настойчивость

Согласно Рензулли, набор качеств педагога работающего с одарёнными детьми включает: а) интеллект выше среднего (но не обязательно самого высокого) уровня; б) настойчивость и целеустремлённость; в) творческое начало. Здесь же можно добавить, что педагоги должны постоянно стремиться к пониманию и удовлетворению интересов и запросов детей, обладающих неординарными способностями.

Эмоциональная стабильность

Это качество педагога тесно связано с позитивной Я – концепцией, гибкостью и хорошим физическим здоровьем.

Как показывают наблюдения, педагог, ощущающий груз нерешённых проблем личного характера, обычно бывает не самым лучшим наставником для любого ребёнка, и особенно для одарённого, так как проникновение в сложный характер такого ребёнка, понимание его особых интересов и потребностей требует больших эмоциональных затрат. Одарённые дети нуждаются в достойных образцах для подражания, поэтому наставникам таких детей необходимо быть собранными и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами.

Чуткость

Ещё одним важным качеством, которым должен обладать педагог, является чуткость, то есть чувствительность к переживаниям и потребностям других. Это качество имеет особое значение при обучении одарённых детей, которые весьма ранимы и чувствительны. Зачастую они склонны ставить перед собой непосильные задачи и, когда не удаётся их разрешить, сильно огорчаются.

Сложности, возникающие при взаимоотношениях и непонимании окружающих, также весьма остро воспринимаются ими. Педагогу, работающему с такими детьми, очень важно уметь вникнуть в причину их беспокойств и помочь справиться со своими чувствами.

Подобный вид поддержки помогает детям развивать свои способности и одновременно успешно справляться с встающими перед ними проблемами.

Способность к индивидуализации обучения

Наставник одарённых детей должен уметь различать индивидуальные черты в особенностях своих воспитанников и, соответственно им, видоизменять процесс обучения. Уникальные способности и потребности каждого ребёнка требуют особого подхода.

Способность к самоанализу

Список перечисленных выше качеств педагога, обучающего одарённых детей был бы неполным, если не упомянуть умение педагога анализировать и оценивать свои чувства, сильные и слабые стороны своей личности и мотивацию.

Работая с одарёнными детьми педагог должен уметь встать в рефлексивную позицию к самому себе.

«Было бы абсолютно неправильным предполагать, что человек способен разобраться в потребностях и чувствах других людей и понять их поведение, если он не может разобраться сам в себе». (Нельсон и Клеланд, 1975)

Профессиональные качества педагогов работающих с одарёнными детьми

Исследователи и специалисты в области подготовки кадров для обучения одарённых детей разработали ряд положений относительно знаний и навыков, которыми должны обладать воспитатели одарённых детей. Эти положения являются основой для разработки программ таких специалистов.

1.  Готовность педагога работать с одарёнными детьми определяется наличием у него теоретических знаний и практического опыта. Профессиональная компетенция педагога обучающего одарённых детей, основывается на его специальной теоретической подготовке, тесно связанной с опытом практической работы.

Теоретическая подготовка и практическая деятельность педагога должны включать работу с разными категориями детей: здоровыми (в том числе одарёнными) и с детьми, имеющими сенсорные и физические недостатки (в том числе одарёнными).

В силу того, что обычно одарённые и талантливые дети обучаются в одной группе вместе со всеми остальными детьми, обладающими разными способностями и особенностями.

2.  Наставники одарённых детей должны разбираться в специальных программах для дошкольников и младших школьников и учитывать опыт других педагогов при совершенствовании своих программ.

3.  Педагоги должны быть знакомы с соответствующими концептуальными моделями, использующимися в обучении для разных возрастов одарённых детей, и уметь выбирать и применять те модели, которые близки их собственным педагогическим принципам. Для разработки программ педагогам необходимо разбираться в самых разнообразных дисциплинах

Также был составлен следующий список профессиональных умений (приводятся в порядке убывания значимости) педагога работающего с одарёнными воспитанниками:

1.  умение строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребёнка;

2.  умение модифицировать учебные программы;

3.  умение стимулировать способности обучающихся;

4.  умение работать по специальному учебному плану;

5.  умение консультировать родителей (умение выработать эффективные пути совместной работы).

Безусловно, процесс выявления и поддержки юных дарований сложен и многогранен. Но очевидно, что работа с одарёнными детьми будет успешной только в том случае, если руководят этим непростым процессом становления юных дарований также одарённые взрослые – педагоги.

«Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития» .

Источник: https://pandia.ru/text/79/065/94267.php

Профессиональные компетенции педагога, работающего с одаренными детьми

46. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Профессиональные компетенции педагога, работающего с одаренными детьми

1. Базовый компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми составляют:

а) общая профессиональная педагогическая подготовка – предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки;

б) основные профессионально значимые личностные качества педагога.

2. Специфический компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми образуют:

а) психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности (знания об одаренности, ее видах, психологических основах, критериях и принципах выявления; знания о психологических особенностях одаренных детей, их возрастном и индивидуальном развитии: знания об особенностях профессиональной квалификации специалистов для работы с одаренными детьми; знания о направлениях и формах работы с одаренными детьми, о принципах и стратегиях разработки программ и технологий обучения одаренных детей; умения и навыки и области разработки и реализации методов выявления одаренных детей ни основе признаков одаренности; умения и навыки в области дидактики и методики обучения одаренных детей с учетом видов и особенностей одаренности обучающихся, их контингента и конкретных условий обучения; умения и навыки психолого-педагогического консультирования одаренных детей, их родителей и других членов семьи);

б) профессионально – личностная позиция педагогов, позволяющая:

– не столько успешно реализовывать традиционный тип обучения (преподавания) для одаренных детей, сколько успешно активизировать и развивать детскую одаренность;

– не столько управлять процессом обучения и контролировать его, сколько предоставлять учащимся свободу учиться.

в) профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии; высокая и адекватная самооценка; стремление к личностному росту и т.д.

Качества необходимые педагогу дополнительного образования для работы с одаренными детьми.

Педагог дополнительного образования должен:

1. Быть доброжелательным и чутким.

2. Разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы.

3. Иметь высокий уровень интеллектуального развития.

4. Иметь широкий круг интересов и умений.

5.Иметь помимо педагогического еще какое – либо образование.

6. Быть готовым к выполнению самых paзличных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей.

7. Иметь живой и активный характер.

8. Обладать чувством юмора (но без склонностей к сарказму).

9. Проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

10. Иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение.

11.Обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью.

12. Иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.

1.3 Рекомендации педагогу дополнительного образования в работе с одаренными детьми

1. Найти точку роста. Для успешной работы с одаренным ребенком необходимо найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Только тогда у обучающихся появится интерес, разовьется мотивация, что является необходимым условием успеха.

2. Выявление индивидуальных особенностей. Одаренность не лежит на поверхности, она может быть незаметна для «невооруженного глаза».

3. Занятия по индивидуальному расписанию. Цель поддержания ребенка в его точках роста предполагает возможность индивидуальной скорости продвижения по различным дисциплинам. Ребенок должен иметь возможность заниматься математикой, родным или иностранным языком и т.д. не со своими сверстниками, а с теми детьми, с кем он находится на одном уровне знаний и умений.

4. Малые размеры учебных групп. Желательно, чтобы учебные группы не превышали 10 человек. Только в этом случае можно достичь подлинно индивидуального подхода и обеспечить индивидуальное расписание обучающимся.

5. Воспитание лидерских качеств. Творческая активность характеризуется умением самостоятельно, без оглядки на других выбирать сферу своей деятельности и двигаться вперед.

6. Программы дополнительного образования, открывающие простор для творчества. Программы для одаренных детей должны открывать возможности для самостоятельной работы и рассмотрения сложных мировоззренческих проблем.

7.Стиль педагога – совместное творчество с обучающимися.

Педагог в работе с одаренными детьми должен стремиться не столько к тому, чтобы передать определенную совокупность знаний, сколько помочь обучающимся делать самостоятельные выводы и открытия.

Такой подход связан и с тем, что педагог не устанавливает однозначных оценок правильности, эталона правильного ответа. Обучающиеся сами спорят друг с другом и оценивают разные возможности.

Источник: https://infourok.ru/professionalnie-kompetencii-pedagoga-rabotayuschego-s-odarennimi-detmi-2658294.html

Medic-studio
Добавить комментарий