46.Психологические особенности больших социальных групп. Их типология.

49. Психологические особенности больших групп

46.Психологические особенности больших социальных групп. Их типология.

Виды больших социальных групп.

Существует два вида общностей людей, которые определяют специфические социально-психологические особенности групп (по Г.Г. Дилигенскому).

Основанием служат объективные социальные связи. Класс, как большую группу, характеризует место, которое он занимает в системе объективных социально-экономических отношений, положение, детерминированное общественным разделение труда.

Основание для выделения нации как общности служит определенная система объективных социальных связей. Для половозрастных общностей существуют реальные половые, демографические характеристики.

Принадлежность людей к этим группам не зависит от их воли и сознания, она определена объективно.

К другому типу общностей относятся группы, принадлежность к которым является результатом сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Примером таких общностей являются ассоциации, партии, конфессиональные группы, общественные движения.

Для усиления сущности психологической общности большое значение имеет концепция Б.Ф. Поршнева о разделении людей на «мы» и «они» в процессе исторического развития человечества.

В первом случае явления, состояния, возникающие в общности (психология класса), отражают объективные связи и отношения, оказываются вторичными по отношению к этим объективным процессам. Во втором случае психологические явления в группе составляют ее основу. В данном случае психологическая общность – первичное основание.

Классификация по разным признакам:

1)по времени различаются длительно существующие большие группы – классы, нации и коротко существующие – митинги, аудитории, толпа.

2)по характеру организованности – неорганизованности: толпа, партии, союзы. Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно (партии, ассоциации).

3)по примеру классификации малых групп можно говорить об условных (половозрастные, профессиональные) и реальных группах (митинги, собрания).

4)Большие группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установками групп.

Критерием разделения больших социальных групп может выступать показатель наличия определенного количества общих признаков и механизма связей с общностью. (по Дилигенскому)

Типологическая группа – объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак.

Таким признаком может быть демографический показатель (мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т.д.).

характеристика данных групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений (на производстве, в семье). По своему составу они гомогенны, однородны.

Сознательно стремящиеся к объединению (религиозные группы, партии, союзы, общественные движения). По социальному составу эти группы разнородны, гетерогенны; по социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы типологические.

Предмет психологии больших групп: Г.М. Андреева ставит вопросы, подлежащие изучению:

какие группы следует рассматривать в качестве «больших»;

какова структура психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи;

каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами этой групповой психологии;

какими методами можно пользоваться при изучении этих явлений?

Дилигенский: психология больших групп изучает особенности различных видов субъективно-психологических групп, механизм сложения индивидуальных действий в групповые; анализ группы как субъекта действия.

Главным в предмете изучения психологии больших групп он считает связи между объективной социальной общностью и общностью социально-психологической, исследования путей, способов, механизмов перехода от первых ко вторым.

Уровни развития больших социальных групп (по Дилигенскому):

Первый – низкий уровень – типологический. Характеризуется тем, что члены группы объективно сходны между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в регуляции их индивидуального поведения, но не составляют основания для создания психологической общности. Объединенные по этим признакам люди представляют совокупность индивидов, но не составляют единства.

Второй уровень развития характеризуется тем, что ее члены осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами. Это уровень идентификации.

Третий уровень предполагает готовность членов группы к совместным действиям во имя коллективных целей. Они осознают общность своих интересов. Уровень солидарности или уровень интегрированности

Факторы, определяющие уровень психологической общности группы.

Степень эмпиричности, очевидности, непосредственности отражения в сознании членов группы признаков, позволяющих идентифицировать свою группу и выделить ее от «чужих».

Характер внутри- и межгрупповых коммуникаций.

Идеология. Для объединения людей в социально-психологические общности стимул определяет групповые мотивации поведения людей.

Общественно-исторический опыт. Системообразующий признак этого опыта является практика коллективного действия.

Элементы общественной психологии:

Когнитивная сфера – относятся коллективные представления социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание, менталитет.

Когнитивные процессы в больших общностях являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества. Когнитивные структуры – основа обыденной психологии.

Высший их уровень – сознание общности, которое в форме идей, теорий составляет идеологию отдельных общностей, идеологию общества в целом.

Мотивационно-потребностная сфера представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами. Групповые потребности: – потребности группы как данной системы, нуждающихся в определенных условиях своего функционирования; – потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т.е. типичные для группы потребности.

Специфическое место в побудительной сфере имеют общественные интересы. В них отражаются потребности общества в целом, отдельных социальных групп.

В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведении, выборе мотивации в альтернативных условиях. В них выражаются цели деятельности групп, личностей, отношение к будущему.

Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения.

Деятельностную сферу составляет коллективная деятельность и групповое поведение.

Формы проявления:

Психический склад – социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы.

Социальный характер – определяется специфической культурой, системой знаков, символов, обычаев.

Традиции – это исторически сложившаяся под влиянием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения исторически сложившихся правил, норм поведения, отношений людей.

Обычаи – прочно установившиеся в той или иной социальной группе, у того или иного народа правила реагирования на конкретные события, осуществления некоторых общественно значимых действий.

Предрассудки – элемент психического склада, примыкающий к социальным обычаям, укоренившееся в обществе мнение.

Образ жизни – совокупность устоявшихся типичных для определенных социально-экономических отношений форм жизнедеятельности народов, классов, социальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах.

Источник: https://studfile.net/preview/3846116/page:12/

Вопрос 3. Социальные группы, их особенности, структура и типология

46.Психологические особенности больших социальных групп. Их типология.

Следует заметить, что рассмотренные квазигруппы являются переходными образованиями на пути к устойчивым социальным группам с устоявшимися взаимосвязями.

Отличия всех квазигрупп от социальных групп можно характеризовать через организованность, устойчивость, сложившуюся внутреннюю структуру. Как отмечает Э.

Бёрн, «…главная забота каждой группы – выжить как можно дольше, во всяком случае до тех пор, пока не выполнена задача. Стандарты здоровья для группы…– долговечность, эффективность и способность к росту»[38].

Социальная группасовокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Понятие «социальная группа» интернационально по своей природе; оно имеет давнюю традицию разработки и применения как в западных, так и в отечественных областях человеко- и обществознания. А. И. Донцов (см.

: Донцов А.И. О понятии группа в социальной психологии // Вестник МГУ.- Сер.14. Психология. – 1997.

– № 4) выделяет 3 важных момента, связанных с эволюцией слова группа и его превращением в научное понятие:

¨ в XVIII в. термин начинает использоваться в европейских языках для обозначения реальных человеческих сообществ, члены которых объединены некоторым общим признаком;

¨ во 2-й половине XIXв. реальность, обозначаемая этим термином, становится объектом изучения особой науки – социальной психологии;

¨ в 10 – 20 гг. ХХ в. основным объектом изучения социальной психологии становится малая группа – сообщество, в которое человек включен непосредственно самим ходом жизнедеятельности. Понятие группы входит в активный лексикон каждого социолога.

Несмотря на то, что понятие группы является одним из самых важных, у ученых нет полного согласия относительно его определения. Это происходит потому, что: во-первых, большинство понятий в науке появляется в ходе социальной практики, в которой им придается различное значение; во-вторых, образуется множество видов сообществ.

Социологи называют группой двух или более индивидов, которые имеют общие взгляды и связаны друг с другом в устойчивых моделях социального взаимодействия. Роли объединяют нас в рамках социальных отношений. Когда эти отношения поддерживаются в течение длительного времени, им приписывают свойства группы. В результате обычно происходят четыре вещи:

1) мы начинаем рассматривать отношения как действия, осуществляемые в определенных границах, так что люди оказываются либо “внутри”, либо “вне” группы;

2) мы приписываем группам “объективное” существование и воспринимаем их так, как если бы они были реальными и осязаемыми;

3) группа для нас является носителем особой субкультуры или контркультуры – набором уникальных в своем роде норм и ценностей;

4) у нас развивается чувство преданности группе, которая дает ощущение того, что мы представляем собой единое целое, имеющее свои отличительные свойства.

Группа социальная – категория индивидов, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, ощущают свою принадлежность к группе и воспринимаются другими как члены данной группы.

Определение социальной группы включает в себя три основных элемента:

взаимодействие, то есть информационные контакты, осуществ­ляемые с помощью знаковых систем («языков»);

членство, то есть наличие групповой культуры, проявляющейся в системе знаков (символов), с помощью которых члены данной группы отличают друг друга от представителей других групп;

идентичность, то есть совокупность признаков, по которым индивиды, не входящие в какую-либо группу, отличают членов этой группы (или, в принципе, могут это сделать).

Отметим еще одну особенность, связанную с возрастанием количества и разнообразия групп взаимопомощи за истекшее столетие. Возникли ассоциации домовладельцев, анонимных алкоголиков, группы реабилитации наркоманов и пр. Эти группы взаимопомощи, как отмечает Э.

Гидденс, «образуют люди, находящиеся в одинаковом положении, и собирающиеся вместе, чтобы оказать друг другу помощь в реализации общих интересов или чтобы справиться с общими проблемами»[39].

Такие группы, как правило, не являются иерархическими, членство в них зачастую непостоянное, основываются на определенных моральных принципах и зависят от членских взносов или пожертвований.

Как видим, изучение реальных групп имеет большую научную и практическую ценность.

(1) Группа является посредником между общественными явлениями и конкретным человеком.

С одной стороны, она – проводник влияний общества на личность, именно через нее идет формирование социально значимых качеств личности, убеждений, установок и т.д.

С другой стороны, именно через реальные группы конкретная личность имеет возможность оказывать воздействие на общественное мнение, общественные представления, пытаться их менять.

(2) Группа выступает в качестве самостоятельного субъекта жизнедеятельности и развития. Люди как социальные атомы образуют коллективную общность, формируя механизмы взаимодействия, общественное мнение и пр.

На этой основе можно определить групповые функции. Они изучены слабо, так как основное внимание обращается на статусное положение входящих в группу лиц и их ролевое поведение. Тем не менее, в различных типах групп происходят сходные процессы, которые можно обозначить как групповые функции. Они проявляются в процессе и результате взаимодействия между индивидом и группой.

1-я функция – целевая – определяет направленность деятельности группы; например, по созиданию или поддержанию собственной структуры;

2-я функция – регулятивная – связана с регулированием группового общения (взаимодействия) с помощью процесса создания группового мнения, норм, определяющих принципы и характер отношений в данной группе;

3-я функция – преемственности – обеспечивает поддержание внутреннего порядка в группе, охраняя сложившиеся отношения, характер взаимодействия, нормы и т.п., которые отличают данную группу от любой другой;

4-я функция – идентификационная – отражает свойства и признаки, на основе которых члены данной группы определяют принадлежность к тому или иному социальному слою, касте, классу и т.п.;

5-я функция – знакомства – связана с налаживанием отношений с новыми членами группы или со знакомством с уже известными людьми, но с их новыми ролями;

6-я функция – солидарная – означает формирование единства и сплоченности группы, взаимовыручки и т.д.;

7-я функция – управленческая – группа выбирает лидера, который организует взаимодействие и всю групповую деятельность, регулирует отношения в ней.

Структура группыпредставляет собой систему иерархически расположенных внутригрупповых отношений. В ней можно выделить лидера, актив (низовые лидеры), силовиков, массу, аутсайдеров.

Группу можно определить как такую социальную агрегацию, которая имеет внешнюю границу и хотя бы одну внутреннюю. При этом группа может иметь и несколько внутренних границ.

Это связано с тем, что многие группы различают не только членов и нечленов своей группы, не только лидерство и членство, но и различные категории лидеров и членов.

Если различаются вертикальные (иерархические) классы, то такая группа может быть представлена в виде концентрической диаграммы.

Иной тип групп, который называется составной, различающий горизонтальные (гомологические) классы (например, монахи и монашки, воронежцы и москвичи), можно представить в виде сегментной диаграммы.

Кроме того, в группе можно увидеть два уровня взаимодействий между ее членами: первый связан с выполнением группой поставленных перед нею задач (так называемая инструментальная функция группы); второй уровень связан с установлением и поддержанием отношений между членами группы (так называемая эмоциональная или функциональная функция группы).

При этом поуровневое расположение внутригрупповых отношений может быть схематически описано следующим образом: официальные отношения – неофициальные деловые отношения – неофициальные эмоциональные отношения. Субординация позиций зависит от расположения индивида в системах информационных потоков и концентрации у него информации, касающейся группы.

Обладание информацией прямо пропорционально величине официального статуса индивида в группе.

Заметим, что инструменталистский и экспрессивный уровни групповой деятельности требуют двух типов лидерства. Исследования показывают, что в любой группе один и тот же человек не может являться одновременно идейным лидером и самым уважаемым человеком. Более того, эти два лидера склонны взаимодействовать друг с другом в большей мере, чем с другими членами группы.

Также централизованная и децентрализованная коммуникационные структуры по- разному влияют на возникновение лидерства, развитие группы, адаптацию её членов.

Централизованная структура усиливает возникновение лидерства и организационное развитие структуры группы, но препятствует эффективности решения сложных задач и уменьшает удовлетворенность членов группы.

Децентрализованная коммуникационная структура эмоционально воспринимается как более «теплая», повышает чувство удовлетворенности членов группы, однако может увеличивать время решения задачи, отрицательно влиять на эффективность работы.

Таким образом, социальные группы можно рассматривать как общности людей с устойчивыми взаимодействиями и наличием взаимных ожиданий, координацией действий, кооперацией и солидарностью по поводу общих целей и культурных образцов.

Каждый индивид в разные моменты своей жизни входит на правах участника в несколько групп, различающихся по размерам, степени организованности, характеру взаимодействий, поведению членов группы и многим другим признакам.

Но сколько групп нужно человеку? Столько, чтобы удовлетворить свои потребности: каждый человек входит минимум в состав двух групп – семейной и производственной. При этом могут у него быть группы, связанные с подработкой, хобби, внесемейными отношениями.

Типологии социальных групп:

1-я типология групп – по их пространственнойорганизации.

Су­ществуют локальныегруппы, которые предполагают обязательное физическое присутствие входящих в них индивидов в одном месте и в одно и то же время (например, фокус-группа или группа испытуемых в социально-психологическом эксперименте).

В то же время существуют частично или полностью дислокальныегруппы. Например, радиолюбители, осуществляющие связь на любительских частотах и выступающие под собственными кодами.

2-я типология. Группы различаются по времени своего существования. Можно выделить: постоянные межпоколенные, постоянные внутрипоколенные, временные, случайные, спорадические.

3-я типология – универсальная – группы, построенные на нескольких факторах:

1) учитывающие соотношение групп между собой;

2) учитывающие соотношение группы и ее членов.

К первому классу относятся деления групп на большие – малые – средние, целевые – нецелевые, формальные – неформальные. Ко второму классу можно причислить выделение первичных и вторичных, а также референтных групп.

4-я типология, предложенная еще П.А. Сорокиным, по объединяющим ценностям – односторонние и многосторонние. Односторонние построены на одном ряде основных ценностей (расовые, половые, возрастные, социокультурные).

Это такие группы, как род, языковая группа, религиозная группа, профессиональный союз и пр.

Многосторонние построены вокруг нескольких рядов ценностей: семья (ценности расовые, половозрастные, коммуникативные), нация (различные религиозные, политические, социокультурные, расовые и другие категории ценностей).

5-я типология – по размеру группы – диада (группа из двух человек, например, друзья, влюбленные), триада (группа из трех человек, имеющая неустойчивые и сложные отношения), большие группы (могут распадаться на фракции), толпа.

Э. Бёрн предлагает свою классификацию социальных групп [40].

1. На основе проницаемости границы – открытые и закрытые группы. Это определяет характер членства в группе – добровольное (по желанию), выборное (по приглашению), условное (по соглашению) и обязательное (по призыву).

2. По характеру сложности структуры – простые и сложные группы. Простая группа состоит только из лидерства и членства, без других внутренних подразделений. Сложная группа имеет простую иерархию и состоит из лидера, подлидеров, старших и младших членов. В результате разделения функций хирург не может указывать администрации больницы, как искать бухгалтера.

3. По отношению между организационной и индивидуальной структурами – полностью организованные и недоорганизованные, а в зависимости от соотношения между ролями и нишами (в т.ч. по числу членов и заполняемым должностным нишам) – переукомплектованные, полностью укомплектованные и недоукомплектованные группы.

4. По динамическому основанию (в зависимости от соотношения сил и активности) – слабые и функционально неэффективные и активные, эффективные группы.

5. По фазам групповой деятельности – группа может быть рабочей и боевой (процессуальной).

6. По характеру подчинения членов группы своему канону и осуществления групповой власти – более или менее демократические. В результате возможно подчинение тому или иному лидерству, конституции, групповой культуре.

Рассмотрим характерные черты ряда групп, которые относятся к универсальной типологии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_106014_vopros--sotsialnie-gruppi-ih-osobennosti-struktura-i-tipologiya.html

Психологические особенности больших групп

46.Психологические особенности больших социальных групп. Их типология.

Для больших социальных групп, возникших как результат естественного развития общества, характерны общие признаки, отличающие их от малых групп:

· Наличие регуляторов социального поведения, которых нет в малых группах (нравы, обычаи, традиции).

· Образ жизни группы – определенное единство моделей поведения и особенностей жизненной позиции группы

· Наличие специфического языка – для этнических групп это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп язык может выступать в форме определенного жаргона (профессионального, возрастного).

Психологический склад группы состоит из:

· Устойчивых элементов – темперамент, нравы, обычаи, традиции

· Эмоционально-подвижные – потребности, оценка, мнение

Влияние большой социальной группы на сознание ее представителей осуществляется двумя путями:

1. Через личный жизненный опыт каждого члена группы, определяемый социально-психологическими условиями жизни всей группы.

2. Через общение, большая часть которого происходит в определенной социальной среде с четко выраженными чертами данной группы

В социальной психологии большая группа и ее изучение пока что не нашли должного развития. Это связано, прежде всего, со сложностью объекта исследования, характеристикой предмета изучения социальной психологии. С 60-70-х годов 20 века к большим группам стали подходить с несколько другой позиции.

Ряд исследователей – Дилигенский, Парыгин, Горячова, Андреева стали подходить к большой группе с разных точек зрения. Они считали, что психология малой группы и личности во многом определяется психологией большой группы.

Однако, они подчеркивали, что методический арсенал изучения большой группы должен быть несколько другим, чем при изучении малых групп.

К числу важнейших психологических характеристик большой группы относится: Групповые интересы, потребности, нормы, ценности, мнения, цели.

При характеристике больших групп часто употребляют термин «психологическая общность», который употребил Б.Ф. Поршнев, имея в виду, прежде всего, определенный уровень идентификации членов данной общности, которая который на уровне взаимодействия с другими группами проявляется в чувстве – МЫ-, и чувстве – ОНИ-:

МЫ – выражает потребность отдифференцировать одну общность от другой, являясь своеобразным индикатором и осознанием принадлежности к некоторой группе.

В последние годы ряд исследователей предприняли попытку разграничения большой группы по уровню ее сплоченности и идентификации.

Дилигенский выделил три вида групп:

1. Типологические – общность людей, наделенных одним каким-либо признаком и представляющих собой простую арифметическую сумму индивидов, объединение которых не создает никакого нового социально-психологического качества. Являясь наиболее распространенной среди других видов больших групп, они имеют низкий элементарный уровень сплоченности.

2. Идентификационные – это общности, члены которых имеют групповое самосознание, сознательно отделяют одну свою группу от других. Имеют более высокий уровень развития, базируются на чувстве – МЫ -, и – ОНИ –(армяне против азербайджанцев).

3. Солидарности – самый высокий уровень психологической общности людей. Члены данных групп не просто идентифицируют себя с группой, но и обладают психологической готовностью к совместным действиям во имя групповых целей и интересов (брать винтовку и идти друг против друга – армяне против армян).

При характеристики больших групп, ряд исследователей: Андреева и Горячева, выделяют следующие структурные характеристики:

· Психический склад – как более устойчивое образование: нравы, обычаи, традиции, вкусы.

· Эмоциональная сфера – как, более подвижное, динамическое образование: потребности, интересы, настроения.

К отличительным особенностям изучения психологии больших групп относится то факт, что в больших группах существуют специфические регуляторы социального поведении, которых нет в малых группах (нравы, обычаи, традиции).

К числу важнейших регуляторов поведения людей в больших группах можно отнести: образ жизни группы (традиции, нравы, обычаи).

В рамках определенного этого образа жизни, определенную роль играют: интересы, потребности, ценности и наличие специфического языка.

Социальная психология как наука изучает общественную психологию группы, которую рассматривает как психологию большой группы.

Общественная психология является структурной единицей общественного сознания. Высшую ступень отражения общественной психологии представляет – идеология. Она означает теоретическую форму освоения социальной действительности, тогда как общественная психология возникает, опираясь на непосредственный социальный опыт определенных общественных групп.

Большое внимание характеристике общественной психологии уделял Г.В, Плеханов. Ему принадлежит пяти-членная формула, описывающая структуру общества:

1. Производительные силы

2. Производственные отношения

3. Общественно-политический строй – форма общества, выражающая производственные отношения

4. Общественная психология – определенное состояние духа и нравов, соответствующая этой форме

5. Идеология – литературные, философские и политические взгляды

Плеханов определял общественную психологию как преобладающие настроения чувств и умов в данном общественном классе данной страны и данного времени.

Формирование общественной психологии и сознания той или иной группы определяется двумя путями:

1. Через личный жизненный опыт каждого члена группы, определяемый социально-экономическими условиями жизни всей группы

2. Через общение, большая часть которого происходит в определенной социальной среде, с четко выраженными чертами данной группы

Психология любой общественной группы включает в себя определенную систему элементов:

1. Общественно-психологические свойства: потребности, интересы, идеалы, черты психического склада данной социальной группы – коллективизм, религиозность, трудолюбие, лень, индивидуализм.

2. Общественно-психологические отношения – включающие: традиции, взгляды, обычаи, общественное мнение, семейно-брачные отношения, симпатии-антипатии, деловые отношения, психологическая совместимость.

3. Общественно-психологические состояния – массовидные эмоции, страсти, чувства, умонастроения.

4. Общественно-психологические процессы – подражание, внушение, заражение, конформность, происходящие в процессе общения.

В структуре психологии больших групп, к числу регуляторов поведения относятся такие феномены: стереотипы, идентификация, каузальная атрибуция, межличностная аттракция, эффект Ореола

К числу массовидных общественно-психологических явлений относятся: подражание, заражение, внушение, убеждение, мода, соревнование, конкуренция, сотрудничечство.

Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 2120; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-26043.html

Типологии и классификации больших социально-психологических общностей

46.Психологические особенности больших социальных групп. Их типология.

Когнитивная,

К когнитивной сфере относятся коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, общественное созна­ние, менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях от­ражают социальные процессы, статус групп в системе обществен­ных отношений, уровень духовной жизни общества.

Общественно-исторические процессы определяют специфику познавательных процессов. Историчным является не только понятийный, категори­альный строй мышления, но и его стиль. Известны особенности восточного и западного стилей мышления Своеобразным является менталитет того или иного народа в разные периоды его историче­ского развития.

В когнитивной сфере возникают, сохраняются, из­меняются представления, стереотипы, ориентации, ценности .

Потребностно-мотивационная,

Мотивационно-потребностная сфера представляется обществен­ной мотивацией, социальными потребностями, ценностями, интере­сами, установками, идеалами Большие социальные группы в психо­логическом отношении различаются прежде всего своими потреб­ностями, которые возникают и развиваются в процессе социальной жизни Интерес для психологии социальных групп имеет деление групповых потребностей на два вида' потребности группы как сис­темы, нуждающейся в определенных условиях функционирования, и потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т.е типичные потребности Для изучения психологии больших групп важно понимание со­отношений индивидуальных и коллективных потребностей

В историческом процессе изменяются не только потребности, но и общественные интересы, что особенно ярко проявляется в периоды резких социально-экономических и политических преобразований

Существенное место в мотивационной сфере занимают жизнен­ные ориентации. В них выражаются цели деятельности групп, лич­ностей, отношение к будущему Они определяют предпочитаемую сферу жизнедеятельности людей

Общественные идеалы — это обобщенные, сконцентрированные, образные представления о ценностях, являющиеся частью обще­ственной идеологии и включенные во все сферы психики.

Аффективная

Аффективная сфера психологии больших групп включает чув­ства, эмоции и настроения. Определение «социальные чувства» имеет два значения' это чувства, в которых выражается эмоциональное отношение к фактам и ситуациям социальной действительности, и общее чувство объединения людей

Регуля-тивно-волевая

В психологии больших групп эти сферы приобрета­ют специфические особенности.

Общественные настроения являются одним из важных феноме­нов психологии больших групп.

В них отражаются и переживают­ся отношения и оценки людьми объективных процессов и психи­ческих феноменов В качестве особенностей коллективных настро­ений по сравнению с индивидуальными Б.Д.

Парыгин выделяет гораздо большую социальную обусловленность, обусловленность всей системой социальных (экономических, политических, идеологиче­ских) отношений. Вместе с тем фактор физического самочувствия отходит на второй план.

Деятельностную сферу психологии больших групп составляют совместная, коллективная деятельность и групповое поведение. Специфическими являются цели деятельности, ее структура, субъек­ты и формы. Необходимо различать термины «профессиональная деятельность», «общественная деятельность», «социальные движе­ния».

Все сферы психологии больших социальных групп органически взаимосвязаны. Их своеобразное единство в конкретных обществен­но-исторических условиях выражается двояко: как характеристика типичной личности представителя определенной общности и как ха­рактеристика психического склада общности (народа, класса, нации).

Психический склад— это комплексное и наиболее устойчивое образование в психологии общности. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы.

Социальный характер группы, народа определяется специфиче­ской культурой, историей, жизнедеятельностью и ее условиями.

Традиции— это исторически сложившиеся, принятые и узако­ненные способы воспроизведения определенных социальных пра­вил, норм поведения, отношений людей.

Обычаи — прочно установившиеся правила реагирования на конкретные события, выполнения некоторых общественно одобря­емых действий. Обычаи и традиции хранят народный опыт, являют­ся символами ценностей, выработанных общностью, приучают ува­жать их.

Элементом психического склада, примыкающим к обычаям, явля­ется предрассудок.

Это укоренившееся в обществе мнение, не име­ющее разумного доказательства и строгого подтверждения и отно­сящееся преимущественно к предостерегательным, суеверным пра­вилам.

Предрассудки могут определять отношения их носителей к тем или иным природным или социальным явлениям. Предрассуд­ки в той или иной степени присущи большинству социальных общ­ностей.

Целостной, обобщающей характеристикой психологических осо­бенностей социальных групп является образ их жизни.

Это сово­купность устоявшихся, типичных для определенных социально-эко­номических условий форм жизнедеятельности народов, классов, со­циальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, общественно-политической и семейно-бытовой сфе­рах. В образе жизни общности и отдельного человека выражается система их отношений к обществу, труду, другим общностям и лю­дям, себе.

Типологии и классификации больших социально-психологических общностей

Классификация больших групп не является четко разработан­ной хотя бы потому, что сами критерии большой группы остаются дискуссионными.

Выделяют, как известно, два вида социальных общностей людей по наличию объективных биологических или социально-экономи­ческих связей и отношений и по наличию сознательного стремле­ния людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Эти основания могут пересекаться, противоречить одно другому, но ис­пользуются и при классификации больших групп.

Объединение людей, имеющих общий объективно существу­ющий и социально значимый признак, представляет собой типоло­гическую группу. Таким признаком может быть демографический показатель. В этом случае типологическую группу составят муж­чины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т.д.

К большим группам иного типа относятся религиозные груп­пы, партии, союзы, общественные движения.

По социальному соста­ву эти группы разнородны, гетерогенны, по социально-психологи­ческим характеристикам они более однородны, чем группы типоло­гические, здесь имеется психологическая общность, которая не совпадает с общностью объективной.

Большие социальные группы классифицируются по разным при­знакам.

По времени различаются длительно существующие боль­шие группы — классы, нации — и недолго существующие — поли­тические партии, митинги, аудитории, толпа, по характеру организо­ванности — неорганизованности — толпа, партии, союзы. Некоторые большие группы возникает случайно, стихийно (толпа), другие орга­низуются сознательно (партии, ассоциации), складываются истори­чески.

Можно выделить условные и реальные большие группы, когда существенным является признак контактности, реального взаимо­действия Половозрастные, профессиональные, национальные груп­пы являются условными.

К реальным большим группам с непродол­жительными контактами относятся съезды, митинги, собрания. Боль­шие группы могут также быть открытыми и закрытыми.

Членство в последних определяется внутренними установлениями групп.

Систематическое исследование больших групп должно быть междисциплинарным (история, этнография, социология, психология, политология, культурология).

В психологии вообще и социальной психологии в частности, группы рассматриваются как ограниченные в размерах общности лю­дей, выделяемые из социального целого на основе определенных приз­наков (например, профессиональная или социальная принадлеж­ность, цели функционирования, степень сплоченности и т.д ).

Наиболее распространенной в отечественной психологии счи­тается дифференциация (типология) групп по следующим основа­ниям

1)размер: большие, они (выделяются на основе: а) определенных социальных признаков: пол, возраст, национальность, религиозная принадлежность – христиане, буддисты и т.п.

и б) реализации слож­ной совместной деятельности (коллектив крупного завода, фабрики, образовательного учреждения и тд.

) и малые – непосредственно контактирующие индивиды, объединенные совместной деятель­ностью или общими целями и интересами (школьный класс, произ­водственный отдел, туристическая группа и т.д.);

2)характер организации: официальные (формальные) –имею­щиеюридически или административно зарегистрированный статус и заданную деятельность, и неофициальные (неформальные) , не имеющие такового статуса и объединенные на основе дружбы, сим­патий, взаимопомощи, других прагматических целей;

3) специфика деятельности: производственные, торговые, на­учные, учебные, воинские, спортивные и т.п.;

4) по уровню опосредованности связей: контактные (реальные)– группы, члены которых вступают в непосредственные взаимодей­ствия и взаимоотношения в общем пространстве и времени (семья, рабочая бригада, студенческая группа) и условные – группы, пред­ставители которых не имеют прямых или косвенных контактов друг с другом, но исследователями объединяются в нечто единое на осно­ве специфических признаков для изучения в социальных науках или достижения каких-то практических целей (для выяснения психоло-гических особенностей выделяется условная группа – студенчество, а также пенсионеры, учительство и т.д.); “члены” таких групп могут совершенно не встречаться и не знать друг друга;

5) по значимости для индивидов – референтные – контактные или условные социальные группы, на нормы и ценности которых индивид ориентируется, мнениями и оценками которых он дорожит;

6) по времени действия: постоянные и временные. Представлены некоторые главные критерии и конкретные ва­рианты типологии групп, но потенциальный спектр их подразделе­ния значительно шире, что мы покажем в дальнейшем изложении.

Чтобы глубже понять роль и значение различных групп в теории и практике социальной психологии, стоит разобраться еще в одном понятии, которое является одним из основных в зарубежной социо­логии, но у нас до последних лет рассматривалось сравнительно редко или вообще не использовалось. Речь идет о термине “страта” и производных от него понятий.

Причем сразу же надо отметить, что данный термин “пришел” в общественные науки из геологии, где он обозначает расположение пластов земли по вертикали.

Латинский термин страта (stratum – слой, пласт) и его произ­водное – стратификация в зарубежной социологии используется для обозначения расслоения в обществе, дифференциации населения на группы (слои) в определенном иерархическом ранге. Ранг слоя (группы, класса) чаще всего будет зависеть от уровня материальной обеспеченности, обладания властью или привилегиями, что, в свою очередь, обычно связано с основными сферами деятельности пред­ставителей данного слоя.

В марксистской философии и политэкономии существует раз­деление общества на классы: рабочие, крестьяне, буржуазия и “прослойка” – интеллигенция. Но сегодня ясно, что такое деление весьма схематично и альтернативно.

На самом деле, в каждом из данных классов существуют группы, отличающиеся по своему иму­щественному положению социальной роли, например, рабочий класс могут составлять высокообеспеченные рабочие престижных профессий и одновременно представители данной категории, живу­щие на низком материальном уровне, не имеющие аналогичного по­ложения в обществе и в силу этого отличающиеся по многим жиз­ненным показателям. Уравнивать, уподоблять потребности и воз­можности людей из разных слоев даже одного класса практически уже нельзя. При этом все большее число выходцев всех названных классов становятся предпринимателями, коммерсантами, бизнесме­нами и в своих интересах полностью отходят от своих прямых “родственников”. Общество резко дифференцируется не столько по “отношению к средствам производства”, сколько по профессиональному и материальному положению людей, их запросам и соци­альному статусу. И этот момент становится чрезвычайно важным для понимания общественной психологии.

Стратификация исторически была присуща организации всех человеческих сообществ (за исключением, возможно, первобытно­общинных объединений).

Так, в древнеримском обществе существо­вали патриции, плебеи и рабы (а внутри каждого из данных слоев наблюдалась и более “тонкая” стратификация); в Индии общество подразделялось па брахманов – жрецов и мыслителей, которым над­лежало определять политику, хранить и развивать высшие духов­ные принципы страны; кшатриев – правителей и воинов, вайшьи –земледельцев, ремесленников и торговцев; ниже этих трех каст нахо­дились шудры – или батраки, и все неквалифицированные наемные работники, кроме земледельцев.

Поскольку в наших теоретических построениях понятия груп­па и страта рядоположны, попытаемся или “развести” или же при­вести их к общему знаменателю, чтобы использование данных де­финиций в сознании читателя не вызывало каких-либо особых про­тиворечий.

Сопоставление терминов показывает, что в их содержа­нии много общего, особенно если говорить о различных вариантах вышеназванных условных групп, поскольку последние, как и социаль­ные страты представляют собой гипотетически выделяемые объеди­нения людей на основе сходных или общих признаков и характери­стик. К примеру, совокупность представителей класса “буржуазия” можно рассматривать и как социальную страту (в экономическом и политическом смысле) и как социальную группу (в плане изучения ее социально-психологических характеристик).

Источник: https://poisk-ru.ru/s24246t1.html

Билет 14 – STAPLE 2

46.Психологические особенности больших социальных групп. Их типология.
 Большие социальные общности – многотысячные группы людей, разбросанные на обширных пространствах, связи между которыми носят опосредованный характер. Состав группыЧисленность и признаки (по возрасту, полу, образованию, национальности…)Большие социальные группы могут быть:1.

Организованные (трудовой коллектив фирмы)2. Неорганизованные (толпа)Большие группы в количественном отношении могут быть разделены на два вида:1. Случайно возникшая, кратковременная (стихийная). Например: в театре.2.

Группы, которые сложились в ходе исторического процесса (возрастные, классы, профессии) Большие группы выделенные по природным признакам: пол, возраст, раса – называются биосоциальными.

Целевые социальные группы, которые создаются для выполнения функций, связанных с определенной деятельностью.

Например, студентов вуза можно считать формальной целевой социальной группой (цель ее членов — получение образования);

Территориальные (местные) социальные группы образуются на основе связей, сложившихся на основе близости места проживания. Особенно важной формой территориальной общности является этнос — совокупность индивидов и групп, относящихся к сфере влияния какого-либо государства и связанных между собой особыми отношениями (общность языка, традиций, культуры, а также самоидентификация).

Общество – самая крупная социальная группа, которая как целое является основным объектом теоретического или эмпирического исследования.

Среди больших групп принято выделять также такие социальные группы, как интеллигенция, служащие, представители умственного и физического труда, население города и деревни.

Интеллигенция представляет собой социальную группу профессионально занимающихся квалифицированным умственным трудом, который требует специального образования (на Западе более употребителен термин «интеллектуалы»). Иногда в литературе встречается и довольно широкое толкование интеллигенции, включающее всех работников умственного труда, в том числе служащих- секретарей, контролеров банка и т.д.

Люди умственного и физического труда, рассматриваемые как отдельные социальные группы, заметно различаются: по содержанию и условиям труда, по уровню образования, квалификации, по культурно-бытовым запросам.

Население города и население деревни, которые по-прежнему остаются главными видами поселения людей, различаются по месту проживания. Их различия выражаются в масштабах, концентрации населения, уровне развития производства, насыщенности объектами культурно-бытового назначения, транспорта, средств связи.

Большие группы структурно-функционально организованы. Их не следует смешивать с массовыми общностями (молодежь, подростки, женщины, мужчины, профессиональные общности).

Социально-психологические регуляторы жизнедеятельности больших групп — групповое сознание, обычаи и традиции. Большая группа характеризуется определенным психическим складом, имеет групповую психологию.

В каждой большой группе формируются групповое сознание (партийное, классовое, национальное), система групповых идеалов, ценностных ориентаций, эмоциональных предпочтений.

Отдельные стереотипизированные элементы сознания переходят в сферу группового подсознания («классовое чутье»). Эти групповые факторы существенно влияют на формирование соответствующего типа личности — типичных представителей класса, партии, нации и т. п.

Эти личности становятся носителями групповых установок и стереотипов, внушенных образцов поведения.

Средства массовой коммуникации больших групп формируют общественное мнение — групповые устремления и чувства; ведут пропаганду, побуждая членов группы к определенным ценностным ориентациям и действиям.

Основной социальной ценностью является общественное благо. Понятие общественного блага введено Аристотелем («Политика»); оно состоит из идеи справедливости, социального единения в достижении наиболее значимых общественных целей, обеспечивающих благополучие общества. Под лозунгом общественного блага совершались первые буржуазные революции.

Общественное благо было основным предметом идеологов либерализма и демократии. В XIX и XX вв. была выработана основная формула общественного блага: «Благо общества не может быть общим, если кто-либо не охватывается им».

Производными от понятия «общественное благо» стали понятия «качество жизни», «уровень жизни», «жизненные стандарты», «благоденствие нации» (охрана территории, организация безопасности, снабжения, связи, транспорта, здравоохранения, культурной сферы, образования и др.).

Степень социальной ориентации политического руководства общества определяется ее направленностью на обеспечение общественного блага. Наряду с общесоциальными ценностями существуют ценности больших социальных групп.

Среди многообразия больших социальных групп две из них являются субъектами исторического процесса — этнические группы и классы.

Этническая группа, или этнос (греч.

еthnos — племя, народ) — исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. В процессе исторического развития этносы могут утратить единство территории, но сохраняют язык, нормы поведения, обычаи, привычки, культуру. Этнические группы отличаются культурной целостностью, обладают этническим самосознанием, основа которого — представление об общности происхождения всех представителей данного этноса, о совместном историческом опыте предков. На высшей стадии развития многие этносы образуют устойчивую социально-экономическую целостность — нацию (лат. natio — народ).

В психологии этнических общностей выделяются психический склад этноса, его характер, темперамент, нравы, обычаи, устойчивые этнические (национальные) чувства.

Для межэтнического взаимодействия характерны стереотипы восприятия, обусловленные историческим прошлым. Оценки достоинств этнических групп, основанные на расхожих стереотипах, обычно крайне поверхностны. Часто они обусловливаются этноцентризмом — приданием своему этносу эталонных качеств.

В сознании этноса формируется этническая картина мира — особая мировоззренческая ориентация, определяющая особенности его взаимодействия со средой, готовность воспринимать явления этнической и межэтнической жизни определенным образом, стереотипизированно, в свете предвзятых представлений о психических качествах других этнических общностей. На основе этих представлений возникают импульсивные поведенческие реакции, ведущие в некоторых случаях к межэтническим конфликтам, поляризации социальных общностей по этническому признаку.

Источником межэтнических конфликтов в большинстве случаев служат не этнические, а социально-экономические и политические противоречия.

Однако в нарастание межэтнического конфликта неизбежно включаются негативные этнические стереотипы, возрастающий этноцентризм, актуализируется националистическая идеология. При этом резко затрудняется урегулирование межэтнических конфликтов.

Это урегулирование возможно лишь при экстренном удовлетворении базовых интересов конфликтующих сторон, миротворческой позиции национальных лидеров, снижении значимости объекта межэтнического конфликта.

По месту больших социальных общностей в системе общественного производства различаются общественные классы (лат. classis — разряд). Существование классов обусловлено общественным разделением труда, дифференциацией социальных функций, вычленением организаторской и исполнительской деятельности.

Различие между классами проявляется в их образе жизни, социально-психологическом складе, типичных эталонах поведения. Наряду с этим большие группы входят в единый социум и несут в себе общие особенности того или иного общества, функционирующего на принципе социального партнерства всех социальных структур.

Субъектами массового внегруппового поведения являются публика и масса.

Публика — большая группа людей, имеющая общие эпизодические интересы, подверженная единой эмоционально-со- знательной регуляции с помощью общезначимых объектов внимания (участники митинга, демонстрации, слушатели лекции, члены культурных обществ). Различные экстремальные явления могут вызвать ее эмоционально-импульсивную регуляцию на основе психического заражения.

Масса — совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами. В массе возникают специфические социально- психологические явления: мода, субкультура, массовый ажиотаж и др.

Масса выступает в качестве субъекта широких политических и социокультурных движений, аудиторией различных средств массовой коммуникации, потребителем произведений массовой культуры.

Массовые общности образуются на всех уровнях общественной иерархии и отличаются значительным разнообразием (массы большие и малые, устойчивые и ситуативные, контактные и дисперсионные).

Общая характеристика развития в младшем школьном возрасте

источник

Младший школьный возраст (7-11 лет) – начало школьной жизни ребенка. Он соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы.

Ребенок в этом возрасте приобретает:

  • внутреннюю позицию школьника;
  • учебную мотивацию.

Дети в этом возрасте отзывчивы и впечатлительны, что позволяет формировать у них такие качества, как эмоциональное сопереживание, альтруизм…

Ведущей становится учебная деятельность. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени ( 9-11 лет жизни). На ее основе у детей возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, планирование), а так же потребности и мотивы учения.

От характера и результативности учебной деятельности зависит развитие личности младшего школьника.

Развивается интеллектуальная сфера, происходит познание начал наук (освоение науки и культуры).

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников.

Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии.

Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности — нового аспекта самосознания, который наряду с развитием сферы произвольности можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста.

Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиваться компенсаторные самооценка и мотивация. Учебная деятельность- социальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети: овладевают умением учиться; способностью оперировать теоретическими знаниями.

Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности.

Анализ психологических достижений ребенка младшего школьного возраста убедительно показывает зависимость психического его развития от содержания и методов обучения. Если обучение строится в соответствии с принципами деятельностной теории учения, которые лежат в основе системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В.

Давыдова, то при полноценном становлении учебной деятельности у ребенка формируются фундаментальные психические новообразования: произвольность психических процессов (позволяет ребенку сознательно регулировать свое поведение, деятельность, внимание, благодаря чему ребенок включается в учебный процесс).

Активно развиваются:

  1. Самоконтроль — это способность реагировать на самого себя, контролировать свои реакции по средствам волевой регуляции.

  2. Внутренний план действий (интеллектуальное новообразование). Это внутреннее действие, которое помогает ребенку успешно контролировать ход решения задачи, поскольку позволяет предусмотреть возможные «шаги» при решении задачи, сопоставить разные варианты решения.

  3. Рефлексия (на собственное поведение, на собственные действия) Это умение размышлять, заниматься самонаблюдением; самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

Таким образом, младший школьный возраст ­ это возраст интенсивного интеллектуального развития. На основе интеллекта развиваются все остальные функции, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.

Возникает произвольное и намеренное запоминание, способность произвольно сосредоточить внимание на нужном объекте, произвольно вычленять из памяти то, что нужно для решения текущей задачи; научается выделять цель, условия и средства ее достижения, появляется способность к теоретическому мышлению.

Все эти достижения, и особенно поворот ребенка на самого себя (рефлексия), в результате учебной деятельности свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.

Влияние группы на поведение и установки работников

Факторы группового поведения:Индивидуальные: возраст, пол (женщины — более), внушаемость, статус в группе, уровень образования, соц. статус. Групповые: величина группы, степень сплоченности, композиция группы, структура коммуникативных сетей.

Характер профессиональной деятельности человека: те, кто принимает участие в групповой слаженной деятельностити более склонны к конформизму (оркестранты) 
Конформность
— подверженность мнению группы. Бывает внешняя, когда мнение принимается, но внутреннего согласия нет.

И внутренняя, когда индивид усваивает мнение группы.

Возможны:  самостоятельность, когда решение принимается правильно независимо от группы, конформность — принимается решение вместе с группой, и негативизм, когда решение принимается вопреки группе.

Конформизм – это изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.

Аш: проводил исследование, в котором надо было определить, какой изтрех отрезков равен данному. Индивидуально все справлялись, но при помещении вподставную группу 37% склонялись к неверному мнению группы. Остальные 63%делились на уверенных в правильности собственного выбора и негативистов, т.е.тех, кто всегда был против.

Келмен:

1.       Подчинение,пока есть источник влияния, внешний характер;

2.       Идентификация— уподобление аспекту влияния на основе симпатии;

3.       Интернализация— совпадение мнений группы с ценностной системой личности.

Петровский: три типа поведения: внутригрупповая внушаемость, т.е.бесконфликтное принятие мнения группы, конформность — осознание внешнегосогласия при внутреннем расхождении. И коллективизм — коллективистическоесамоопределение — относительное единообразие поведения в результатесолидарности с группой.

Дойч и Джерард: давление может оказывать не только большинство, нои меньшинство. Соответственно есть 2 вида группового влияния: нормативное иинформационное. Инф. процесс осуществляется с пом. 2-х различных типов соцсравнения: сравнительного оценивания и отраженно-социального оценивания.

Московиси: влияние группового меньшинства. Что-то вроде выработкиединообразия группового поведения через соц. контроль за поведением каждого… 

Источник: https://www.sites.google.com/site/gos2014trud/home/obsaa-psihologia/bilet-14-1

Medic-studio
Добавить комментарий