47.Критерии эффективности работы психолога-консультанта

Ответы к гос.экзамену по специальности 050706 – Педагогика и психология – файл 1.doc

47.Критерии эффективности работы психолога-консультанта
Ответы к гос.экзамену по специальности 050706 – Педагогика и психология
скачать (2103.5 kb.)

1.doc2104kb.18.12.2011 07:19скачать

содержание
1   …   12   13   14   15   16   17   18   19   …

  30 Реклама MarketGid:

Психологическое консультирование — профессиональная помощь клиенту в поиске разрешения его проблемной ситуации.

П. к.

можно определить также как специфические отношения между людьми, при которых возможен способ общения, позволяющий другому человеку изучать свои чувства, мысли и поведение с тем, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы. П. к.

помогает клиенту впоследствии более эффективно распоряжаться своей жизнью посредством принятия правильных решений и совершения целенаправленных действий. В качестве клиентов П. к.

могут выступать здоровые или больные люди (воспринимаемые консультантом как дееспособные субъекты, ответственные за решение своей проблемы), предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений, профессионального выбора, др. Пользуясь терминологией трансактного анализа, П. к. проводится с позиции “Взрослый — Взрослый”.

Психологом-консультантом, если так называть человека, который достаточно профессионально, ответственно и на высоком уровне занимается психологическим консультированием, может стать только тот человек, который имеет общее и специальное высшее психологическое образование и, кроме того, достаточный опыт практической работы в роли психолога-консультанта, высоко оцененный специалистами и подтвержденный соответствующим сертификатом. Поясним сказанное подробнее.

Общим высшим психологическим называется такое образование, которое специалист получает после успешного окончания психологического факультета или отделения высшего учебного заведения – университета или института. Специальным психологическим называется такое образование, которое предполагает специализацию в одной из областей психологической науки и практики. Такое двойное образование необходимо психологу-консультанту для того, чтобы на современной научной основе и с глубоким практическим пониманием дела заниматься консультированием. Специальным практическим называется такое психологическое образование, которое связано с практической деятельностью психолога-консультанта, с освоением им методов психологической работы с людьми, обращающимися за помощью в психологическую консультацию. Речь в первую очередь идет о таких научно обоснованных методах работы, которые преподаются на специальных факультетах, где готовят практических психологов с высшим образованием. Достаточно большой опыт практической работы психологу-консультанту необходим потому, что ему приходится иметь дело не с наукой или преподаванием психологии, а с вполне реальными и часто достаточно сложными жизненными проблемами людей. Полученные в вузе знания не превращаются в умения без опыта практической работы. Кроме знаний и умений, психолог-консультант должен обладать рядом специальных личностных качеств. К примеру, он должен любить людей, быть способным без слов понимать и чувствовать их состояние, быть добрым, терпеливым, общительным и ответственным. К данному перечню можно было вполне добавить слова, в свое время сказанные о психологе-консультанте известным специалистом в этой области Р. Меем. Консультант-психолог, писал он, должен уметь привлекать к себе людей, чувствовать себя свободным в любом обществе, быть способным к эмпатии. Главное у настоящего психолога-консультанта – это «доброжелательность и стремление понять клиента, помочь ему увидеть себя с лучшей стороны и осознать свою ценность как личности».

, предъявляемых к психологическому консультированию и к практической работе психолога-консультанта, лучше всего отражена в существующих кодексах профессиональной этики практических психологов.

Многие положения этих кодексов непосредственно применимы к работе психолога-консультанта.

Напомним об этих положениях, включив в их формулировки вместо слова «психолог» словосочетание «психолог-консультант».

1. Профессиональная деятельность психолога-консультанта характеризуется его особой ответственностью перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту. 2. Практическая деятельность психолога-консультанта должна опираться на соответствующие морально-этические и юридические основы. 3. Деятельность психолога-консультанта направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие каких бы то ни было ограничений на пути интеллектуального и персонального (личностного) развития клиента. 4. Свою работу психолог-консультант строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Психолог-консультант уважает основополагающие человеческие права, определяемые всеобщей Декларацией прав человека. 5. В работе с клиентами психолог-консультант руководствуется принципами честности и открытости (искренности). Вместе с тем он должен быть осмотрителен в советах и рекомендациях клиенту. 6. Психолог-консультант обязан ставить в известность коллег, членов своих профессиональных объединений о замечаемых им нарушениях прав клиента, о случаях негуманного отношения к клиентам. 7. Психолог-консультант имеет право оказывать лишь такие услуги клиентам, для которых он имеет необходимое образование, квалификацию, знания и умения. 8. В своей работе психолог-консультант должен применять только апробированные методики, отвечающие современным общенаучным стандартам. 9. Обязательной составной частью работы психолога-консультанта является постоянное поддержание на высоком уровне своих профессиональных знаний и умений. 10. В случае вынужденного применения психологических методик и рекомендаций, не прошедших достаточной апробации, не полностью отвечающих научным требованиям, психолог-консультант должен об этом предупреждать своих клиентов и быть весьма осторожным в своих выводах. 11. Психолог-консультант не имеет права разглашать или передавать третьим лицам данные о своих клиентах или о результатах консультирования. 12. Психолог-консультант обязан препятствовать использованию методов психологического консультирования и психологического воздействия на людей некомпетентными лицами, профессионально не подготовленными людьми, а также предупреждать об этом тех, кто пользуется услугами таких «специалистов». 13. Психолог-консультант не имеет права передавать некомпетентным лицам методы психологической работы с клиентами. 14. Психологу-консультанту следует соблюдать осторожность, чтобы не вызывать необоснованных надежд и ожиданий со стороны клиента, не давать ему обещаний, советов и рекомендаций, которые нельзя будет выполнить. 15. Психолог-консультант несет личную ответственность за хранение в тайне информации, касающейся клиентов. Соблюдение всех этих правил или этических норм является обязательным в практической работе психолога-консультанта.

Сравниваемые особенности поведения Хороший психолог-консультант Плохой психолог-консультант
Постановка целей консультирования Пытается помочь клиенту в достижении им самим определенных целей Пытается навязать клиенту свои собственные цели, игнорируя желание клиента
Стратегия консультирования, проявляемая в Предлагает клиенту разные способы поведения и, если это необходимо, называет клиенту конкретные действия, которые следует совершить Предлагает клиенту только разные способы поведения, фактически отказываясь давать ему конкретные советы и рекомендации, даже если клиент об этом просит
Восприятие Происходящего во время консультации Понимает и способен принять и признать как правильную любую точку зрения на проблему, практически действовать в соответствии с ней Ограничен в своем мышлении лишь одной единственной точкой зрения, не способен понять и признать точки зрения других
Теоретическая психологическая ориентация при толковании исповеди клиента Понимает, принимает и практически работает внутри разных теорий. Хорошо видит и высоко оценивает потенциальную полезность многих альтернативных психотерапевтических подходов Может практически работать только внутри одной-единственной теории или одного психотерапевтического подхода. Другие теории и подходы воспринимает как не верные
Осознание собственных возможностей и ограничений Осознает собственную ограниченность. Согласен работать под контролем более опытного психолога-консультанта. Делится своим опытом с другими психологами- консультантами и готов воспользоваться их опытом работы Действует без осознания ограниченности собственных возможностей. Отказывается работать под контролем других психологов-консультантов. Не любит делиться секретами и профессиональным опытом с другими психологами-консультантами, не использует в своей работе их опыт
Осознание психологического влияния, оказываемого на клиента, и обратного влияния клиента на психолога-консультанта Осознает, как его собственные действия влияют на клиента и как поведение клиента в свою очередь влияет на него Не осознает своего влияния на клиента и обратного воздействия клиента на него самого
Ориентация на личность клиента и на его проблему во время проведения исповеди Следует за чувствами и мыслями клиента, не задает ему лишних вопросов во время исповеди Уделяет большое внимание вопросам, не имеющим прямого отношения к делу клиента. В свою очередь может игнорировать вопросы, волнующие самого клиента
Ответные реакции на действия клиента и на ситуацию консультирования В состоянии достаточно гибко реагировать на широкий спектр ситуаций и проблем, возникающих в процессе проведения консультирования Есть ситуации, для которых психолог-консультант не может подобрать адекватную реакцию или же отвечает на них одной и той же однотипной, однообразной, негибкой реакцией
Уважение человеческого достоинства клиента Честно и с должным уважением относится к клиенту Не уважает клиента, может разговаривать с ним в оскорбительном тоне

В дополнение к сказанному остановимся на качествах, которыми психолог-консультант должен обладать и которые он должен проявлять в общении с клиентами. 1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под этой способностью понимается умение глубоко психологически проникать во внутренний мир другого человека – клиента, понимать его, видеть происходящее с его собственных позиций, воспринимать мир его глазами, принимать как допустимую и правильную его точку зрения. 2. Открытость. Пытаясь понять клиента, проникнуть в его внутренний мир, психолог-консультант откровенно сообщает ему о своих собственных чувствах, вызывая с его стороны эмпатическую реакцию и тем самым делая его открытым для себя. 3. Выражение личной заботы о клиенте с помощью сопереживания, сочувствия ему, а также жестов, мимики, пантомимики. 4. Доброжелательность. Доброе, эмоционально положительное отношение к клиенту, личная заинтересованность и участие в решении его проблем. 5. Безоценочное отношение к клиенту, в том числе к соблюдению с его стороны тех моральных, этических норм, которых он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому консультанту не нравится. 6. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов. 7. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой. 8. Готовность и стремление консультанта не столько избавить клиента от своих переживаний, сколько направить его переживания в конструктивное русло 1. 9. Умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой и клиентом. 10. Умение вселять в клиента уверенность и решимость переделать себя.1   …   12   13   14   15   16   17   18   19   …   30 Скачать файл (2103.5 kb.)
Нажми чтобы узнать.

Источник: http://gendocs.ru/v36708/%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B_%D0%BA_%D0%B3%D0%BE%D1%81.%D1%8D%D0%BA%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%83_%D0%BF%D0%BE_%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_050706_-_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B8_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F?page=16

Основы психологического консультирования – учебник Юнита – файл n1.doc

47.Критерии эффективности работы психолога-консультанта
приобрести
Основы психологического консультирования – учебник Юнита
скачать (493.5 kb.)Доступные файлы (1):

n1.doc494kb.10.09.2012 10:55скачать

7. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ

ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

Определение критериев эффективности работы психолога – достаточно сложный вопрос, требующий учета как субъективных переживаний клиента, связанных с его надеждами на определенный результат взаимодействия с психологом, так и регистрации объективных изменений в его поведении в последующей жизни. Не менее важным является и процессуальный аспект, связанный с соблюдением психологом-консультантом технологических требований, которые, в конечном итоге, приводят к желаемому результату.

7.1. Требования к поведению психолога в процессе консультирования

данного раздела касается некоторых правил поведения консультанта, соблюдение которых позволит более эффективно организовать консультативное взаимодействие. Это правила-обобщения, высказываемые в ряде работ по психологическому консультированию различными авторами исходя из собственного опыта консультативной работы. К их числу можно отнести следующие.

Требования к речи консультанта. Речь должна быть ограничена по времени. Закругляйте свои высказывания, если замечаете, что собеседник проявляет нетерпение или теряет интерес. Ограничение по времени позволяет больше услышать от клиента, позволить ему выговориться.

Между тем, существуют правила и ситуации, когда от слушания необходимо перейти к высказываниям:

– когда клиент дает невербальные сигналы (например, взглядом) о необходимости услышать Ваше мнение; – когда клиент повторяется, а Вы уже однажды продемонстрировали ему свое понимание его позиций и чувств; – психологу трудно оставаться в ситуации искреннего понимания, а высказывания клиента начинают угнетать или сердить; – когда психолог полагает, что у него есть идеи или информация, полезные для продвижения к решению проблемы. Речь консультанта не должна восприниматься как нечто чуждое и непонятное. Поэтому необходимо воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут быть неправильно истолкованы собеседником. Необходимо также придерживаться тех слов и выражений, которые содержатся в речи клиента, особенно ключевых слов. Тон высказываний психолога должен быть доброжелательным. С клиентом не следует говорить слишком громко. Скорее наоборот, приглушенный голос в большей степени способствует возникновению у собеседника ощущения доверительности, интимности. Изменение темпа и громкости голоса могут приводить и к изменениям состояния клиента. Консультанту также следует выдерживать паузу после каждого высказывания клиента. Это позволяет избежать впечатления, что на каждое высказывание у психолога заранее готов ответ, а само содержание его мало интересует в силу типичности проблем и схожести ситуаций у многих людей.

Невербальный контакт. Невербальные реакции не менее важны, чем речь консультанта. Следует обращать внимание на свои жесты, позу, выражение лица в процессе разговора.

Так, невольная гримаса раздражения может свести на нет все предыдущие усилия консультанта. С другой стороны, необходимо следить за невербальными реакциями клиента.

Установлено, что опытный психолог может “считывать” и интерпретировать около 2000 невербальных сигналов, поступающих от клиента.

В процессе беседы следует смотреть не в сторону, а на собеседника. Однако не следует навязывать взгляд клиенту, хотя для последнего бывает очень важным заглянуть в глаза психолога, чтобы проверить, насколько внимательно его слушают, не осуждают ли. Независимо от того, знает ли психолог на каждом этапе беседы или нет необходимое решение, следующий свой шаг (вопрос, ответ, суждение и т.п.), он не должен выдавать своей растерянности. Выражение спокойствия и уверенности на лице консультанта – важнейший психотерапевтический фактор.

Быть самим собой. Нельзя быть жертвой профессиональной роли, исполнять которую консультант стремится в любой ситуации консультирования.

Стремление казаться непогрешимым инженером человеческих душ снижает шансы на истинное понимание проблем клиента, а самого клиента провоцирует на замкнутость.

В идеальном случае не должно быть разницы между тем, что делает хороший человек и тем, что делает хороший консультант.

Признание ограниченности своих возможностей. Недопустимо обманывать клиента, “кормить” их нереальными обещаниями. В этом плане надо четко осознавать границы своей компетентности и не выстраивать иллюзий на положительное завершение консультации. Нельзя надеяться на успех с каждым клиентом.

Стремление помочь любой ценой по своей мотивации достаточно подозрительно. Такая гипермотивация скорее связана со стремлением к самосовершенству, а не к стремлению понять обратившегося за помощью.

Стремление увидеть любой ценой положительные результаты может приводить к ложным профессиональным выводам и шагам в профессиональном взаимодействии.

Не надеяться на быстрые результаты. Не надо переживать, если проблема не разрешается в течение 1-2 встреч. Процесс улучшения, скорее, похож на ломаную кривую, имеющую подъемы и спады.

Это нормальный процесс поиска решения с присутствием ошибочных гипотез.

Надо уметь ждать, пока клиент созреет для тех или иных действий психолога, пока им будут осознаны и переосмыслены привычные способы самозащиты, понята своя роль в происхождении и решении проблемы.

Не растворяться в проблемах клиентов. Непомерная опека и переживание проблем клиента таят в себе опасность “заболеть болезнью” клиента.

Надо максимально посвящать себя проблеме клиента во время приема и сразу же отключаться от нее после его ухода.

Увязание в проблеме клиента, участие в его жизненных обстоятельствах, попытки помочь вне ситуации консультирования снимают ответственность с самого клиента, превращая психолога в опекуна.

7.2. Возможные ошибки консультанта С самого начала беседы не стоит забывать о том, что кон­сультативное воздействие – это, прежде всего, воздействие через слово: одна неточная формулировка или реплика – и клиент надолго может быть выбит из колеи, обидится на консультанта, замкнется, почувствует себя неуверенно и одиноко. И тогда психологу придется потратить много времени на исправление ситуации и восс­тановление контакта. К таким неудачным словам, которые, к сожалению, часто встречаются в речи консультанта, относится, например, слово “проблема”. Употребление его в начале беседы до того, как его по отношению к себе применил сам клиент, может вызвать негативную реакцию. “Проблема” может прозвучать для человека как приговор или диагноз, в то время, как он может совершенно иначе оценивать свою ситуацию. Другая, часто встречающаяся ошибка начинающих кон­сультантов, – излишняя фиксация внимания клиента на особенностях ситуации консультирования репликами типа: “Не бойтесь”, “Не нап­рягайтесь”, “Даже если Вам будет стыдно говорить о чем-то, Вы…”. В какой бы форме они не прозвучали, из них следует, что здесь можно чего-то бояться, стыдиться, в связи с чем-то напря­гаться и т.д. Следующая ошибка связана со стремлением психолога (из благих намерений, конечно же) давать советы. Однако дать совет – это одна из труднейших задач. Личность нельзя изменить советами. От выслушивания совета не устраняется сама причина проблемы, а клиент слагает ответственность за последующее развитие событий на консультанта (“плохой совет”). Со стремлением советовать тесно связана и другая ошибка – перенесение на клиента своей системы ценностей. Оценочный подход к действиям клиента, направление его мыслей в русле своего понимания жизни (жизненной философии) нивелирует личность, снижает самооценку человека. Недопустимы выражения, показывающие, какие чувства клиент может, имеет право испытывать, а какие – нет.

Возможные ошибки консультанта, допускаемые в ситуации консультирования представлены в таблице (см. табл. 5), показывающей также и пути их профилактики1 .

Возможные ошибки консультанта и пути их профилактики

Таблица 5Знание данных ошибок поможет начинающим специалистам обратить внимание на индивидуальные особенности своей практической работы с клиентами и более целенаправленно работать по профилактике данных недостатков.

7.3. Развитие профессионально важных качеств

у психолога-консультанта

Одно из важнейших требований профессиональной эти­ки – это компетентность консультанта. В связи с этим воз­никают вопросы: “Какая профессиональная подготовка мо­жет обеспечить компетентное консультирование?” и “Какой опыт необходим претенденту на роль консультанта?” Во многих странах статус консультанта определяется ли­цензией, предоставляющей формальное право заниматься профессиональной деятельностью. Чтобы получить ее, надо пройти официальную академическую программу професси­ональной подготовки, проработать определенное количество часов под наблюдением квалифицированного специалиста и иметь установленный минимум профессионального опыта. Такая система лицензирования ограничивает возможность заниматься практикой лицам, не имеющим соответствую­щей квалификации. Однако лицензия, к сожалению, не га­рантирует, что консультант эффективно и компетентно справится со своими обязанностями. При обучении психоте­рапии и психологическому консультированию наряду с не­обходимостью приобретения соответствующей теоретичес­кой базы под квалифицированным руководством часто под­черкивается важность углубления самопознания консультан­та (психотерапевта). М. Сох (1988) говорит: “Жизненный опыт консультанта интегрируется с возрастающим багажом профессиональных знаний на основе углубленного самопознания. Даже отлично подготовленному консультанту не одинаково легко со всеми людьми, зато ему гарантирован душевный комфорт”. Развитию самопознания способствует обширный и ин­тенсивный курс индивидуальной и групповой терапии, осо­бенно в группах, ориентированных на совершенствование личности. Каждый консультант до начала профессиональной дея­тельности, а также в процессе работы должен пройти лич­ную терапию, т.е. решать свои проблемы при содействии опытного профессионала. Как известно, в психоанализе длящийся до нескольких лет самоанализ является важней­шим звеном профессиональной подготовки психоаналити­ка. Опыт личной терапии важен по двум причинам. Во-первых, потому, что консультант, как и любой человек, имеет в своей личности “белые пятна”: непознанные, нео­сознаваемые аспекты самости, внутренние конфликты, более глубокое познание и разрешение которых способ­ствует становлению эффективного консультанта. Консуль­танту очень полезно самонаблюдение под контролем дру­гого профессионала за переживанием таких значимых со­бытий в жизни, как любовь, секс, насилие, семейные отношения, власть, смерть и т.д. Это не означает, что лич­ность консультанта должна быть “разобрана по косточ­кам”. Имеется в виду необходимость достаточного самопонимания, прежде чем понадобится помощь. Тем не менее, было бы слишком крайним утверждение, что, приступая к консультированию, следует избавиться от всех внутрен­них конфликтов. Важно понимать суть конфликтов и как они сказываются на отношениях с клиентами. Ведь если консультант в своей личной жизни с трудом сдерживает злость или не понимает, почему постоянно испытывает вину, то велика вероятность аналогичных реакций и в процессе консультирования. Если консультанта гнетет груз прошлых заблуждений или насущные заботы, разве смо­жет он помочь клиенту избавиться от подобных проблем? В действительности мы не продвинемся с клиентом даль­ше пройденного нами пути. Консультирование у коллеги-профессионала ценно и пе­ред началом деятельности, поскольку постоянные столкно­вения с разнообразными проблемами клиентов нередко вскрывают наши старые конфликты, вытесненные чувства. Начинающего консультанта нередко мучит чувство профес­сионального бессилия. Это тоже требует определенной помо­щи коллег. Другое важное преимущество личной терапии заключается в том, что консультант входит в роль клиента и приобретает соответствующий опыт. А.П. Чехов, врач по образованию, говорил, что, если бы он учил студентов медицине, половину време­ни уделил бы усвоению психологии больного человека, его мироощущению. Личная терапия предоставляет уникальную возможность увидеть процесс консультирования и психотерапии глазами клиента. Только таким образом консультант может узнать, что такое беспокойство, связанное с самоанализом, что та­кое перемещение и как оно действует и т.п. Побывав в роли клиента, консультант значительно лучше представляет весь спектр душевных переживаний, возникающий во время консультирования. Как в индивидуальной, так и в групповой терапии с будущими и уже работающими консультантами важно также выделить вопросы, связанные с более глубоким осознанием специфики профессии, обратить внимание на причины и мотивы, приведшие в профессию. Консультант должен про­думать следующие вопросы: – почему я выбрал профессию консультанта? – какими потребностями обусловлен мой выбор? – какую пользу я стремлюсь извлечь из своей профес­сии? – как смогу я сочетать свои потребности с потребностя­ми клиентов? Возможны и другие вопросы, касающиеся личности кон­сультанта и его проблем: – какие у меня проблемы и как я их решаю? – какое влияние эти проблемы могут оказать на мою работу? – каковы мои ценности и как они сказываются на стиле консультирования? – как я использую свою силу? – каким людям я больше нравлюсь и кто нравится мне? – кому я не нравлюсь и кто не нравится мне?

– какое впечатление я произвожу на других людей? Попытка ответить на эти вопросы в процессе индивиду­альной или групповой терапии поможет лучше познать и понять себя, а это значит – стать более эффективным кон­сультантом.

7. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ

Источник: http://www.nashaucheba.ru/v39860/%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_-_%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D1%8E%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0?page=7

Критерии эффективности профессиональной деятельности педагога-психолога

47.Критерии эффективности работы психолога-консультанта

Определение критериев эффективности профессиональной деятельности педагога-психолога в современной практике являются одной из наиболее сложных задач. С их помощью можно проанализировать ход и результаты психологической работы в различных образовательных учреждениях.

Под критерием мы подразумеваем определенный признак, на основании которого производится оценка, классификация чего-нибудь. Критерий выражает сущностные изменения объекта, представляет собой знание предела, полноты проявления его сущности в конкретном выражении. Это средство – необходимый инструмент оценки, но сам не являющийся оценкой.

Критерии эффективности профессиональной деятельности педагога-психолога:

1. Знание психологом теоретических основ психологии, педагогики, философии, социологии;

2. Соблюдение этического кодекса работы психолога,

3. Соответствие нормативам временных нагрузок психолога по всем направлениям профессиональной деятельности,

4. Системность работы психолога с различными категориями в образовательном процессе (ученик, родитель, учитель, администрация и т.д.),

5. Участие психолога в работе различных комиссий и выполнение функций, выходящих за рамки его должностных обязанностей,

6. Самосовершенствование, участие в семинарах, методических объединениях, конференциях, а также курсах повышения квалификации.

Владение профессионально важными качествами, среди которых:

• умение тактично и корректно высказывать свою точку зрения, обосновывать мировоззренческую позицию,

• умение давать объективную оценку другим людям и возникающим ситуациям,

• умение анализировать конкретные ситуации в образовательном процессе, осуществлять выбор адекватных целей и задач,

• адекватно использовать теоретические знания в своей практической деятельности,

• умение выбирать адекватные способы и приемы при решении профессионально важных задач,

• освоение норм, эталонов профессиональной деятельности, достижение в ней мастерства, стремление индивидуализировать свою деятельность, а также осознанно развивать свою индивидуальность средствами профессии,

• проявление открытость для постоянного профессионального обучения, изменений, накопление опыта,

• способность ориентироваться в современных проблемах психологии и т.д.

7. Результативность работы и роль психолога в деятельности образовательного учреждения.

Организация и результативность психологического просвещения и консультирования, соответствие организации диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней: достоверность результатов, доступность и реалистичность рекомендаций по результатам психодиагностической работы, степень учета компетентности должностных лиц при их реализации, эффективность психопрофилактической работы, результативность психокоррекционной работы.

8. Степень включенности психолога в жизнедеятельность образовательного учреждения.

реализация поставленных целей и задач в процессе профессиональной деятельности, устанавление внешних и внутренних связей, взаимодействие с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения, участие в создании предметно-развивающей среду в образовательном учреждении для разных категорий сопровождения, обеспечение психологического сопровождения различных участников образовательного процесса, организация обучения общению учащихся и других участников образовательного процесса, обеспечение этичности и соблюдение этикета во взаимодействии учащихся с родителями, педагогами, сверстниками и т.д. создание в коллективе благоприятного психологического климата , который характеризуется продуктивным общением, взаимодействием детей и взрослых, обогащение профессиональный опыт в том числе, за счет личного творческого вклада и т.д., изучение профессионального психологического опыта своих коллег (района, края, региона, страны и т.д.), с использованием Интернет-ресурсов.

9.

Реальная материально-техническая база, максимальное и продуктивное использование имеющихся ресурсов в своей профессиональной деятельности, наличие и эффективность использования специально оборудованный кабинет с выделенными секторами для проведения индивидуальных и групповых форм работы, наличие и использование необходимого психодиагностического инструментария, наличие и использование дидактического материала и методических пособий для проведения коррекционно-развивающей работы.

10. Организационно-правовое обеспечение профессиональной деятельности психолога, наличие и знание обязательных нормативных документов, регламентирующих профессиональную деятельность педагога-психолога, наличие (ведение) основной документации педагога-психолога.

11. Использование комплексных методик исследования.

12. Согласованность данных психолога с данными других психологов и педагогов.

Основные факторы, служащие показателем эффективности профессиональной деятельности (по В.П. Симонову):

1) актуальность деятельности рассматривается как полное соответствие всех действий и операций поставленным целям и задачам;

2) оптимальность – (необходимость и достаточность) затрачиваемых усилий, средств, времени для достижения поставленных и решаемых в ходе деятельности задач;

3) рациональность способов и приемов деятельности в ее органическом единстве, в ее взаимосвязи и взаимообусловленности;

4) конкретность – как соответствие всех операций (действий) характеру направленности профессиональной деятельности;

5) перспективность – как исключение возможности малозначимости итога деятельности, ее ограниченного тупикового результата;

6) активность и самостоятельность деятельности психолога. При выборе критериев эффективности мы придерживаемся позиции, в которой профессиональная деятельность рассматривается в совокупности всех реальных взаимосвязей и отношений. Сразу заметим, что наш перечень критериев не является исчерпывающим.

Деятельность психолога может быть оптимальна при наличии достаточных для этого оснований, например, таких как материальное обеспечение рабочего места психолога.

Наряду с этим, эффективность работы психолога определяется и его реализацией и обеспечением основных психологических условий, способствующих, прежде всего, развитию личности ребенка.

9.2. Оценка деятельности педагога-психолога образования

Оценка деятельности практического психолога включает следующие аспекты:

1. Результативность психологической работы.

2. Уровень компетентности в выполнении должностных обязанностей и участие в деятельности коллектива.

3. Условия для проведения психологической работы.

4. Социально-правовое, организационное обеспечение профессиональной деятельности психолога.

Рассмотрим подробнее каждый из этих аспектов.

1. Оценка результативности психологической работы охватывает следующие вопросы:

1) эффективность психологического сопровождения труда и жизни клиентов, целевая работа с ними в соответствии с текущими задачами;

2) действенность психологической поддержки для развития творческого потенциала клиентов и оказание им помощи в решении различных проблем;

3) результативность психологического просвещения и консультирования;

4) соответствие диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней; правильность выводов и рекомендаций по результатам психодиагностической работы;

5) эффективность психопрофилактической работы, особенно в предупреждении различных проявлений девиантного поведения, в преодолении кризисных ситуаций и решении проблем труда и жизни организации;

6) компетентность и результативность психокоррекционной и психореабилитационной работы.

Результативность работы и роль психолога в деятельности образовательного учреждения может быть оценена по следующим аспектам:

1) организация и результативность психологической подготовки, которая осуществляется в различных обязательных формах психологического просвещения и консультирования;

2) соответствие организации диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней; достоверность результатов, доступных и реалистичных рекомендаций по результатам психодиагностической работы, степень их учета и компетентности должностных лиц при реализации;

3) организация и эффективность психопрофилактической работы;

4) компетентность и результативность психокоррекционной работы, степень включенности их в жизнедеятельность образовательного учреждения.

Конкретными показателями, соответствующими этому критерию, могут быть следующие умения:

– реализовать поставленные цели и задачи в процессе профессиональной деятельности;

– устанавливать внешние и внутренние связи, взаимодействовать с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения;

– создавать предметно-развивающую среду в образовательном учреждении для разных категорий сопровождения;

– обеспечивать психологическое сопровождение различных участников образовательного процесса;

– организовывать обучение общению учащихся и других участников образовательного процесса;

– обеспечивать проявление этичности и этикета во взаимодействии учащихся с родителями, педагогами, сверстниками и т.д.;

– создать благоприятный климат в коллективе, который характеризуется продуктивным общением, взаимодействием детей и взрослых;

– обогащать профессиональный опыт в том числе, за счет личного творческого вклада и т.д.;

– изучать профессиональный психологический опыт своих коллег (района, края, региона, страны и т.д.), с использованием Интернет ресурсов.

2. Уровень компетентности в выполнении должностных обязанностей и участие в деятельности коллектива, жизни клиента характеризуется:

1) временными нагрузками психолога во всей сфере труда, жизни и непосредственно в его профессиональной деятельности;

2) личным участием психолога в работе с различными категориями клиентов (человек-семья-коллектив);

3) эффективностью системы взаимодействия психолога с другими должностными лицами по организации и проведению психологической работы, коммуникабельностью во взаимоотношениях с другими службами;

4) степенью учета информации психолога при принятии управленческих решений;

5) участием психолога в работе различных комиссий и выполнением функций, выходящих за рамки его должностных обязанностей;

6) соблюдением этических норм работы психолога;

7) самосовершенствованием и овладением продуктивными технологиями психологической работы.

Уровень компетентности в выполнении должностных обязанностей и участия в профессиональной деятельности складывается из:

1. Знания теоретических основ психологии, педагогики, философии, социологии.

2. Соблюдения этического кодекса работы психолога.

3. Временных нагрузок психолога по всем направлениям профессиональной деятельности.

4. Системы личного участия психолога в работе с различными категориями в образовательном процессе (ученик, родитель, учитель, администрация и т.д.).

5. Возможного участи психолога в работе различных комиссий и выполнение функций, выходящих за рамки его должностных обязанностей.

6. Самосовершенствование, участие в семинарах, методических объединениях, конференциях, а также курсах повышения квалификации.

Конкретными показателями, соответствующими этому критерию, могут быть следующие умения:

– тактично и корректно высказывать свою точку зрения, обосновывать мировоззренческую позицию;

– давать объективную оценку другим людям и возникающим ситуациям;

– анализировать конкретные ситуации в образовательном процессе, осуществлять выбор адекватных целей и задач;

– адекватно использовать теоретические знания в своей практической деятельности;

– выбирать адекватные способы и приемы при решении профессионально важных задач;

– осваивать нормы, эталоны профессиональной деятельности, достигать в ней мастерства;

– вместе с тем, стремиться индивидуализировать свою деятельность, а также осознанно развивать свою индивидуальность средствами профессии;

– быть открытым для постоянного профессионального обучения, изменений, накопление опыта;

– ориентироваться в современных проблемах психологии и т.д.

3. В качестве основных условий (по И. В. Дубровиной) можно назвать следующие:

1. Максимальная реализация в работе педагогического коллектива возрастных возможностей и резервов развития.

2. Развитие в процессе воспитания и обучения индивидуальных особенностей детей внутри каждого возрастного периода. Их интересов, склонностей, способностей, направленности, ценностей, жизненных планов.

3. Создание благоприятного климата, который определяется продуктивностью общения, взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми.

4. Оценивание работы психолога осуществляется компетентными специалистами, уполномоченными на его проведение.

Оценка условий проведения психологической работы осуществляются по следующим пунктам:

1) оснащение кабинета психолога учебно-методическими, диагностическими материалами;

2) наличие и оснащение комнаты психологической разгрузки;

3) материально-техническая база психологической работы.

4. Социально-правовая, организационная обеспеченность профессиональной деятельности практического психолога включает:

1) наличие рабочего кабинета, шкафов для хранения документов, учетно-отчетной документации;

2) правильность ведения учетно-отчетной документации, которая включает в себя:

а) планы работы практического психолога (перспективный, месячные и профессионального совершенствования);

б) результаты психодиагностики, акты (карты) обследования, психологические портреты клиентов;

в) справки-доклады о проделанной работе;

г) рекомендации должностным лицам и другим категориям клиентов.

Важнейшее качество деятельности психолога – профессиональная компетентность, или профессионализм, включающее в себя профессиональные знания, умения, навыки, способности.

В число характеристик профессиональной компетентности также входят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.

Психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом.

Поэтому его профессиональная эрудиция включают в себя не только знания в области психологии, но и определенную совокупность знаний в области философии, истории, культурологии, педагогики, экономики, социологии, политологии, права, филологии, физической культуры, математики и информатики, в области концепций современного естествознания.

Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические «техники».

Профессиональные навыки – это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, чем больше профессиональных навыков приобретает специалист.

Рассмотрим основные требования к подготовленности психолога по профессиональным дисциплинам.

В области психологии специалист должен:

1) понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;

2) владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;

3) понимать специфику предмета психологии, ее связи с другими дисциплинам; знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;

4)знать историю развития и современные проблемы психологической науки;

5) знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;

6) понимать мозговые механизмы психических процессов и состояний;

7) знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;

8) знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;

9) знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

10) знать механизм внимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции;

11) иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;

12) знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;

13) знать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;

14) знать основные закономерности психологии образования;

15) знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;

16) иметь представление о психологических проблемах трудовой деятельности человека;

17) знать основные сферы и виды деятельности психолога;

18) знать основы психодиагностики и психологического консультирования;

19) знать основы психотерапии, коррекционной

и развивающей работы психолога;

20) владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии.

Данные требования как минимум необходимы для профессиональной деятельности психолога. Выпускник высшего учебного заведения по специальности «психология» должен удовлетворять этим требованиям.

Помимо этого для успешной работы психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Самоанализ опыта работы и самосовершенствование профессиональных умений помогают психологу достигать более высоких результатов в своей деятельности.

Профессиональный рост практического психолога оценивается в квалификационных категориях, которые ему присваиваются экспертными комиссиями. В сфере практической психологии система оценки уровня профессиональной квалификации включает в себя первую и высшую квалификационные категории, которые присваиваются в зависимости от опыта работы, качества владения профессиональными умениями.

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Дайте определение понятию «критерий»

2. Назовите критерии эффективности профессиональной деятельности педагога-психолога.

3. Какие факторы служат показателем эффективности профессиональной деятельности педагога-психолога?

4. Какие аспекты включает в себя оценка деятельности практического психолога. Охарактеризуйте каждый аспект.

Источник: https://cyberpedia.su/12xe629.html

Medic-studio
Добавить комментарий