47. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Подготовка учителя к работе с одаренными детьми

47. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.

Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм.

Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты.

Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими.

В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований (все как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными.

Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.

Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения.

Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении “неодобряемых”.

В этой связи необходимо добиваться изменения такой позиции, и прежде всего это связано с подготовкой самих педагогов для работы с одаренными детьми.

Всегда немного странно воспринимать кипучую деятельность государственных структур по подготовке педагогов и созданию учреждений для работы с детьми, имеющими различные дефекты развития, поведения, личности. И можно только удивляться равнодушию и где-то даже негативному отношению к одаренным детям.

Почему о недостатках, проблемах, трудностях говорить чуть ли не почетно, а о достоинствах, успехах нужно умалчивать, и разговор об этом возводится в ранг невоспитанности, нескромности?! Здесь, безусловно, нужно анализировать условия общественного бытия, когда на достаточно большом временном отрезке воспитание шло по пути нивелирования индивидуальности.

Иметь собственное мнение и видение было нескромным, необходимо было “подтвердить” свои мысли у авторитетов или коллектива. Это был период воспроизводства среднего производителя с коллективной ответственностью. Нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная система стала вмещать в себя огромное количество нововведений.

И главное звено этой системы — педагог — должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми.

Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): “Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю”. Для одаренных детей такой стиль не приемлем.

“Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир”. А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Еще А.А.

Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время. Прежде всего у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании.

Он должен мочь легко отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.

Педагог, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности.

Педагоги, работающие с одаренными детьми, имеют внутреннюю мотивацию к труду.

Они эффективны в общении с детьми и влияние осуществляется не через поучение (делай так и не делай этого), а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству.

В формировании профессиональной и творческой активности педагога выделяются две стороны: воспитание профессионализма и развитие его личности.

Если о профессиональной подготовке думает как педагог, так и государственные институты, то о развитии личности мыслей немного у всех.

А ведь профессионализм всегда опосредован индивидуальными качествами, которые и позволяют наиболее полно реализовать творческий потенциал человека. Поэтому давайте любить себя и заботиться о собственной индивидуальности.

Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми

В целом, подготовка специалистов включает в себя следующие аспекты:

1. формирование профессионально-личностной позиции педагогов.

С учетом психологических, дидактических и иных особенностей обучения и развития одаренных детей основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания.

А именно ломка сложившихся ранее у данного педагога стереотипов восприятия (ученика, учебного процесса и самого себя), общения и поведения (способов взаимодействия) и, в итоге, методов обучения и воспитания.

Именно дети с признаками одаренности вольно или невольно могут создавать своим поведением нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее «учительские» стереотипы не только бесполезны, но даже вредны как для ребенка, так и для самого учителя.

Одной из причин возникновения подобных ситуаций является то, что, например, вследствие высокого темпа интеллектуального развития одаренные дети (а по большому счету и любые другие дети) осознанно или неосознанно требуют к себе отношения как к полноправному субъекту учебной деятельности, общения и т.д. Между тем один из наиболее распространенных стереотипов традиционного учительского сознания заключается в том, что ученик (именно потому, что он ученик) исходно рассматривается как объект педагогического воздействия, но не как субъект совместного образовательного процесса.

Это означает, что, работая с одаренными детьми, педагог должен уметь вставать в рефлексивную позицию к самому себе. Так, одним из основных психологических принципов работы с детьми является принцип «принятия другого», согласно которому учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями;

2. комплексный (психолого-педагогический и профессионально-личностный) характер образования педагогов;

3. создание системы консультирования и тренингов. Именно в этой форме, как показывает опыт обучения педагогов, им легче осознать собственные личностные проблемы, мешающие в работе. Эта форма эффективна для формирования необходимых учителю навыков самопознания, самоконтроля, а также потребности саморазвития;

4. создание психолого-педагогических условий (системы факультативов, кружков, секций) для развития профессионального мастерства;

5. демократизация и гуманизация всех обучающих процедур, создание творческой и свободной атмосферы учения;

6. образовательная ступень и сфера деятельности педагогов (педагоги дошкольных учреждений, учителя начальной школы, учителя-предметники, педагоги, работающие в системе дополнительного образования, педагоги-дефектологи, практические психологи, а также представители школьной администрации и т.п.)

7. особенности контингента учащихся (их возраста, состояния здоровья и т.п., при этом специальное внимание должно уделяться специфическим группам одаренных детей — детям-сиротам, детям-инвалидам и др.);

8. профессиональная, постпрофессиональная подготовка и профессиональный опыт педагогов:

a. опыт педагогической, воспитательной работы с детьми (студенты, обучающиеся в педагогических и психологических учебных заведениях; педагоги и психологи, имеющие опыт работы в массовых школах; педагоги и психологи, имеющие опыт работы с одаренными детьми в специализированных школах-интернатах, в школах и классах «для одаренных» и т.п.);

b. уровень полученной ранее специальной подготовки для работы с одаренными детьми (содержание и объем полученной информации по выявлению, обучению, развитию и воспитанию одаренных детей, участие в специальных тренинговых занятиях по развитию способностей, навыков педагогического взаимодействия и др., прохождение стажировки и практики и т.п.);

9. специфика образовательной инфраструктуры.

Характерные особенности условий, в которых проводится работа с одаренными детьми, связанные с наличием (или, напротив, отсутствием) тех или иных компонентов образовательной системы, которые значимы для обучения и развития одаренных детей (необходимых учебно-методических материалов, музеев, концертных залов, библиотек, театров, а также ряда специалистов, например психологов, педагогов дополнительного образования и т.п.).

Источник: https://infourok.ru/podgotovka-uchitelya-k-rabote-s-odarennimi-detmi-870592.html

Педагогическая работа с одаренными детьми

47. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Каждый день в мире происходит множество открытий, которые имеют как положительный, так и отрицательный характер. За всеми этими открытиями стоят люди, но кто они? Высшая ступень развития? Гении? Они одарённые личности.

Интеллектуальный уровень одаренных людей — это гарантия высоких результатов. Показать себя миру и развить до определённой ступени мастерство помогают Образовательные Учреждения, которые производят свою деятельность, опираясь на Образовательный Стандарт.

Учащимся предлагаются занятия разной направленности, в зависимости от предпочтений учащегося и возможностей, так же развитие школьника происходит и во внеурочное время (секции, кружки, олимпиады, соревнования и др.).

Выявить одарённого ребёнка и не упустить то время, пока ребёнок хочет развиваться — одна из главных задач педагогов. Одарённые дети наиболее чувствительны к самооценке и оценке их деятельности окружающими, ошибочно считать, что более развитые дети не нуждаются в помощи взрослых.

Одарённые ученики критичны во всём, они ищут ошибки в своих действиях и действиях педагогов, так как предполагают нечестную или менее серьёзную оценку. Вся рабочая деятельность педагогов должна быть закольцована на терпимости к критике и понимании каждого ребёнка как личности. А ведь всем известно, что все люди разные и понимают мир по-разному.

Преподаватели должны быть готовы к тому, что одаренные ученики непоседливы и их очень тяжело вогнать в рамки, к таким детям надо найти подход, ибо ни одно утверждение или просьба не будут приняты детьми всерьёз. Для них должно быть всё обоснованно и иметь те или иные аргументы.

В начальной школе практически все дети представляют собой одарённую личность это связано с тем, что дети имеют больше интеллектуальных способностей, нежели взрослый, они восприимчивы к обучению и могут проявлять себя в любом творческом деле.

Исходя из этого, развитие одарённости должно начинаться уже в начальной школе. Очень важно создавать на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой школьники должны самостоятельно на уроке справиться с несколькими мыслительными операциями. Следует ставить ребенка в положение исследователя, первооткрывателя, так ребёнок более плодотворно будет погружаться в дело.

Педагог, который ставит перед собой цель воспитать одарённого ученика должен постоянно самосовершенствоваться и работать над собой. Педагог не должен забывать и о возрастных возможностях каждого ученика.

В ином случае, обучение одарённых детей практически ничем не будет отличаться от традиционного обучения.

Стоит отметить, что дети с нормальным постепенным развитием ничем не хуже одаренных детей; обучение и развитие идёт у них плавно — шаг за шагом, со временем они тоже начинают проявлять себя в различных творческих ситуациях.

В. А. Сухомлинский говорил, что одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Что необходимо холить и лелеять его, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал большой плод.

По сути, так оно и есть, одарённость ребёнка и его желание показать себя миру идёт из семьи, катализаторами тут становятся родители, которые должны заметить внутренние предпосылки для выдающихся достижений и направлять своё чадо для их реализации.

Многие факторы влияют на развитие одарённого индивида. К примеру, самым важным в развитии младшего школьника фактором является — социальная среда. Будучи спокойной и комфортной она создаёт вокруг ребёнка среду без раздражителей. Социально спокойный и легко идущий на контакт ребёнок полностью погружается в дело, которое ему по душе, и в котором он может отличиться.

Выявить одарённого ребёнка очень просто, одарённые дети, как правило, не удовлетворены работой с учебником, им не интересен обычный ход урока, их куда больше привлекает чтение словарей и энциклопедий, отвечая самим себе на поставленные вопросы в разных интересующих их областях.

Одарённость ребёнка стоит рассматривать, как взаимодействие характеристик: креативности, уровня развития выше среднего и интеллектуальных способностей. Творческая продуктивность будет обязательно достигнута, если к ребёнку будут приписаны эти характеристики.

Одарённость — это не что-то единое, а совокупность нескольких видов деятельности, в которых дети могут себя проявлять.

К примеру — лидерские качества — один из критериев, определяющих одарённость, тоже являются звоночком к выявлению одарённого ребёнка.

Коммуникативная, художественная, физическая, духовная деятельности — это лишь часть, на что стоит обратить своё внимание, как родителям, так и педагогам.

Одарённым детям интересны разные виды науки, они не ограничивают себя чем-то одним, у них много специфичных вопросов и идей, как узнать что-то новое.

Работая с Одарёнными детьми, педагогам надо помнить, что крайности крайне не желательны. Стоит понимать, что не стоит:

                    возводить ребенка на пьедестал, подчеркивания его особые права,

                    применять публичное принижение достоинства или игнорирование.

В школе у детей могут встречаться сложности из-за общения со сверстниками и учителями, чтобы избежать конфликтов стоит обращаться за помощью к педагогу-психологу. Психолог поможет адаптироваться одарённой личности и избежать самоизоляции от окружающих.

Вне сомнений, что развивать одаренность учащихся стоит через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования. Это обеспечивает преемственность, помогающую развиваться детям гармонично, как в школе, так и дома.

Самооценка, повышенная впечатлительность, независимость, соревновательность, лидерство — это особенности личности одарённого ребёнка, на которые чаще всего не обращают внимания, а зря. Именно по этим особенностям проще всего выявить одарённого ребёнка.

Взаимодействие педагога с одаренным учеником вляется главным фактором всего обучения. Во время занятий педагоги чаще задают вопросы, чем сами говорят.

Большой объем информации заменяется различными демонстрациями, опытами.

Для учителелей в первую очередь важно, не отвечать самим на свои же вопросы и не помогать решать задачи учащимся, это дает возможность более глубоко осмыслить материал и решить его с большим результатом.

Учителям необходимо больше прислушиваться к ответам одарённых, принимать их, но не оценивать, показывая детям различными способами, что услышали их. Это помогает Одаренным детям коммуцировать с классом.

Одаренность разных полов разная; мальчики и девочки воспринимают этот мир по-разному, поэтому на это тоже стоит обратить внимание при работе с детьми.

Мальчики — в основном личности, имеющие гибкое мышление, стремление к доминированию, у них много разнообразных интересов и они очень эмоционально чувствительны.

Девочки же имеют неординарное мышление и своеобразную логику, они творчески активные и часто могут быть подвержены стрессам.

У одарённых детей часто возникают проблемы из-за разницы с физическим, интеллектуальным и духовным развитием. С их неприязнью к школьной жизни, которая идёт от непонимания необходимости обучения, так как одаренным детям интереснее получать знания самим, а не через посредников.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Проблемы выявления, обучения и развития практически полностью ложатся на плечи педагогов. Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и не прекращающийся процесс, во время которого формируется личность ребёнка.

В работе с одаренными детьми важен личностный рост самих учителей и их педагогическая активность.

Одарённые люди с лёгкостью могут вносить свой вклад в развитие той или иной науки, но, к сожалению, ещё очень мало всего создано для детей, которые развиваются раньше своего возраста и превосходят свою возрастную норму в различных направлениях. Как только повышенное внимание будет уделяться развитию одарённых детей, так развитие государств будет происходить с завидной быстротой!

Литература:

  1.                «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н. С. Лейтеса, М., 1996.
  2.                Терасье Ж. К. «Сверходаренные дети», М., 1999.
  3.                Попова Л. В. «Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности», М., 1993
  4.                Юркевич В. С. «Одаренный ребенок» — М; 1996 г
  5.                http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/01/15/odarennye-deti-i-osobennosti-pedagogicheskoy-raboty-s-nimi
  6.                http://pandia.ru/text/78/203/1669.php
  7.                Яндекс картинки

Источник: https://moluch.ru/archive/105/24914/

Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми

47. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми

Талипова Ольга Николаевна – методист первой квалификационной категории МБОУ ДО «Дом детского творчества Рудничного района г. Кемерово»

«Наши усилия должны быть направлены на поиск и развитие талантов.

А талантливых детей у нас много в каждом регионе страны — и в городах,

и в сёлах, в самых отдалённых уголках нашей родины. И конечно, нам нельзя

никого пропустить, никого потерять».

Владимир Владимирович Путин

Будучи солидарной с нашим президентом в данном высказывании, мне хотелось бы отметить главное: что для того, чтобы не упустить и не потерять те самые таланты, необходимо научить педагогов их видеть.

Отработав в доме детского творчества год, в должности заведующей отделом, я обратила внимание на то, что зачастую не всегда и не каждый педагог может разглядеть одаренность в определенном ребенке и направить ее в правильное русло.

Зачастую педагоги допускают следующие ошибки: одни, работают со всеми детьми по собственному шаблону, стандарту, не особо выделяя кого-то из детей как одаренного, другие же, в силу своей неопытности, придерживаются крайностей: стараются максимально охватить всех детей и даже «одарить», или же наоборот не знают с чего и начать.

Конечно, не все педагоги таковыми являются, но, к сожалению, данная проблема остается актуальной.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка, и потому, эффективное определение одаренности с помощью какого-либо одноразового тестирования невозможно.

Поэтому я считаю что, вместо одномоментного отбора одаренных детей, необходимо направлять деятельность педагогов, и все усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе обучения по специальным программам в системе дополнительного образования.

Данный аспект и является целью моей методической разработки.

Современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одаренного ребенка.

В связи с этим, по моему мнению, необходимо предельно снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка, как по положительному критерию, так и по отрицательному. Высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие значения того или иного показателя еще не являются доказательством ее отсутствия.

Изучив данный вопрос, обратившись к периодическим изданиям, интернет – публикациям, я обнаружила, что данная проблема на самом деле актуальна и в других учреждениях образования.

Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени – значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. И не всегда данный выбор со стороны педагогов бывает правильным.

Но, изучив проблему детально, я пришла к выводу, что и выявление одаренности у детей не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок, или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности.

Однако, как бы то ни было, необходимо помнить о том, что оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им помощи и поддержки.

На основе изученного мной, я и решила строить методическую деятельность с педагогами дополнительного образования своего отдела.

В своей проблеме я склоняюсь к тому мнению, что одаренность можно сравнить с оптической иллюзией. Обратите внимание, когда мы первый раз видим рисунок-иллюзию, разве сразу нашему взгляду подвластны все его грани, а особенно основная его суть, его глубина? Точно так же и с одаренностью.

Например, приходит к педагогу группа детей из 15 человек, может ли он сейчас же определить одаренность каждого из них? Кто-то поспорил бы, что «Да, мог бы!», но в любом случае на это потребуется определенное время, чтобы рассмотреть все грани и особенности их одаренности.

И если уж мы говорим об иллюзии, то выбор в группе моментально одаренного ребенка можно сравнить с моментальным определением истинных цветов, написанных в оптической иллюзии.

Так и работу с педагогами я начала строить с работы над иллюзиями. Часто педагоги за негативным поведением ребенка не замечают его таланта, бывает, что одаренность скрыта как раз в том ребенке, на которого педагог не мог бы и подумать, которого нельзя сразу охарактеризовать с хорошей стороны.

Такой ребенок никогда не отличается прилежным поведением, успеваемостью и т.п., но ведь стоит приглядеться к каждому, найти подход, создать для него ситуацию успеха и дать возможность себя проявить, помочь ему, направить его. Ведь его негативное отношение к чему-то или плохое поведение, так же, может быть иллюзией.

Обратите внимание, что вглядевшись немного в глубину серое вокруг исчезает…

Итак, педагоги присмотрелись к детям, словно к иллюзии, определили, возможно, одаренных детей, дальше совместно с психологом ДДТ выстраивается работа по диагностированию детей, используя методики выявления детской одаренности (Лосевой А.А., Юркевич B.C., Сизанова А.Н. и др.). (Приложение 1)

Дальнейшая же работа с педагогами выстраивается по принципам выявления одаренных детей, сформулированным Д.Б. Богоявленской:

  • комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
  • длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
  • анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
  • использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.;
  • подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности. При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;
  • оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);
  • преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения.

При выявлении одаренных детей целесообразно использовать комплексный подход. При этом, может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми (во внеурочной деятельности, в общении с коллективом, в образовательном процессе и т.п.);
  • специальные тренинги;
  • экспертное оценивание поведения детей с педагогами, родителями, сверстниками,
  • проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
  • экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей;
  • организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований;
  • проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности (совместно с психологом ДДТ).

В подавляющем большинстве учреждений дополнительного образования с одаренными детьми работает педагог ДО, подготовленный для среднестатистического учащегося. Такой педагог, как мы понимаем, не всегда справляется с высокой результативностью коллектива и индивидуально каждого ребенка.

То есть, с уверенностью можно сказать, что педагогический потенциал, тратиться нерентабельно с точки зрения экономики, науки, здравого смысла. В этом повинна непродуманная и давно устаревшая система оценивания работы педагогов и детского творчества.

Хотя уже существует социальный заказ и принята федеральная целевая программа «Одаренные дети», еще не созданы материальные условия, которые побудили бы педагогические вузы вплотную заняться решением проблемы подготовки педагогов специально для одаренных детей.

Специальных учебных заведений и отдельных педагогических ставок для работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях нет, финансовых условий, помещений и оборудования для индивидуально-групповой работы также.

Хотя выше мной уже и приводились примеры диагностики детской одаренности, но разработаны они недостаточно, как и оценка уровня развития разных видов способностей ребенка, критерии эффективности условий их дальнейшего развития, что не позволяет достаточно полно определить содержание подготовки педагога для одаренных детей, перечень требований к ней, формы работы.

Столкнувшись с этими трудностями, учитывая все особенности и тонкости данной работы на пути решения проблемы подготовки педагогов для работы с одаренными детьми, я для себя определила объективную возможность начать подготовку таких педагогов в условиях ДДТ.

По моему мнению, для этого необходимо:

  • создание и реализация специального блока знаний по проблеме выявления, обучения и воспитания одаренных детей (Приложение 2). Данное приложение раскрывает теоретические аспекты одаренности, знакомит педагогов с понятиями, определениями и особенностями одаренных детей;
  • выявление лидеров в педагогическом коллективе отдела (данная работа проводится мной с целью выявления лидерских качеств у педагогов, а так же с целью научения педагогов видеть подобные качества в детях) (Приложение 3). В данном приложении изложены некоторые методики, игры на выявление лидерских качеств. С их помощью можно выявить, к кому прислушивается коллектив, кто может вести за собой, кто стремится лидировать, но его попытки отвергаются, кто конкурирует друг с другом (потому что в каждом задании может выдвигаться не один лидер, а несколько). Всех этих участников необходимо запомнить, чтобы в дальнейшем строить работу с ними, опираясь на выявленные качества личности каждого;
  • привлечение способных педагогов к научно-педагогической, исследовательской деятельности; (Научно-исследовательская деятельность является одним из определяющих факторов развития профессионализма, от нее зависит и уровень преподавания, и творческий настрой педагога, и связь обучения с современной жизнью).

Современный педагог должен быть исследователем и, занимаясь данной деятельностью, повышать свой профессиональный уровень. Для развития исследовательской деятельности педагогу можно и нужно искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса. Понятно, что рецепты здесь едва ли уместны.

Целями научно-исследовательской деятельности педагогов являются:

  • развитие представлений о межпредметных связях;
  • развитие интеллектуальной инициативы через формирование научного образа мышления, творческого подхода к своей деятельности;
  • обучение новым информационным технологиям и средствам телекоммуникации;
  • создание условий для вовлечения в коллективную научно-исследовательскую деятельность учащихся;
  • разработка и реализация исследовательских проектов, имеющих практическое значение.
  • демократизация и гуманизация всех обучающих процедур (создание условий для творческого развития и самореализации педагогов отдела);
  • развитие педагогических способностей у молодых педагогов;

Ф. Н. Гоноболин, выполняя свое исследование под руководством Б. М. Теплова, делил качества учителя на собственно педагогические способности и свойства, которые сопутствуют им. В структуру собственно педагогических способностей он включал:

1) способность делать учебный материал доступным учащимся;

2) понимание учителем ученика;

3) творчество в работе;

4) педагогически волевое влияние на детей;

5) способность организовать детский коллектив;

6) интерес к детям;

7) содержательность и яркость речи;

8) ее образность и убедительность;

9) педагогический такт;

10) способность связывать учебный материал с жизнью;

11) наблюдательность;

12) педагогическую требовательность (психологический анализ педагогических способностей).

Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми, по моему мнению, поможет обеспечить более эффективное развитие способностей многих детей в современном обществе.

По мнению А.В. Яковиной, научного сотрудника Института одаренного ребенка НАПН можно выделить и модель готовности учителя к работе с одаренными детьми.

Предложенная модель отражает готовность педагогов к работе с одаренными детьми и служит источником информации для руководителей образовательных учебных заведений и педагогов.

И в завершении, обобщив изученную мной литературу по данной тематике, хотелось бы выделить некоторые советы педагогам по развитию творческих способностей детей.

1. Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения. Уважение к личности и интересам ребенка основа его развития.

2. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка (не следует говорить, как можно улучшить его произведение. В этом случае, как бы ни старался ребенок, результат все равно недостаточно хорош).

3. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже сели они окажутся «дикими» или «за гранью».

4. Позволяйте иногда ребенку оставаться одному и, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество, затормозить развитие одаренности.

5. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).

6. Помогайте ребенку справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.

7. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты – как бы он были они неудачны, нужно относиться к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

8. Используйте личный пример творческого подхода к решению проблем.

9. Широко используйте вопросы проблемного типа применительно к самым разнообразным областям.

10. Обогащайте окружающую среду ребенка новыми разнообразными предметами с целью развития его любознательности и наблюдательности.

11. Предоставляйте детям возможность активно задавать вопросы.

12. Помогайте ребенку избегать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников путем обучения навыкам сотрудничества и общения, ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совершенно нежелательном направлении.

Описав свой подход к проблеме подготовки педагогических кадров к работе с одаренными детьми, я считаю что, поставленная цель была мною реализована, работа с педагогами велась на МО и индивидуальных консультациях целенаправленная, материал, подаваемый педагогам, систематизирован, подготовлен с учетом актуальности тематики.

Источник: https://infourok.ru/podgotovka-pedagogov-k-rabote-s-odarennimi-detmi-1379316.html

Кем быть? » Особенности работы педагога с одаренными детьми

47. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

На развитие общества и всего, что им создано, влияет человек. И от уровня его развития зависят качество науки, литературы и всевозможных инноваций во всех сферах нашей жизни.

Выявлять одаренных детей и способствовать их развитию – одна из главных задач педагогов.


Сегодня наблюдается повышенный интерес к проблеме выявления одаренности, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Одаренность определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности или имеет внутренние предпосылки для таких достижений.

Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, в которой воспитывается ребенок. В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога.

В некоторых случаях причиной замаскированности проявлений одаренности являются трудности развития ребенка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п.

могут привести к снижению показателей успешности ребенка, несмотря на потенциально высокий уровень его способностей.

Одаренность конкретного ребенка – условная характеристика. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем.

Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть.

Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности.

Существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» и «одаренные дети встречаются крайне редко».

Указанная альтернатива снимается в следующей позиции: потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей.

Особенности личности одаренного ребенка

Хотя все одаренные дети являются разными (по темпераменту, интересам, воспитанию и по личностным проявлениям), существуют общие признаки, которые характеризуют большинство одаренных детей и подростков.

Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки могут быть следующими:

  • Склонны к умственной деятельности, обладают отличной памятью. Кроме постижения нового, всегда стремятся действовать, а не только размышлять.
  • Умеют прослеживать причинно-­следственные связи и классифицировать информацию.
  • Умеют концентрироваться и собирать все силы и энергию для достижения целей.
  • С удовольствием берутся за решение самых сложных задач; как правило, предлагают неординарные, нетрадиционные пути решения.
  • Способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, интересуются новыми веяниями в различных науках и культуре, быстро и адекватно оценивают характер этих тенденций в обществе. Независимы в суждениях.
  • К проблемам относятся как к очередной возможности реализовать себя. Они страстны в достижении результата и одержимы идеями.
  • Все обыденное, посредственное вызывает у них недовольство и раздражение. Не терпят вмешательства и навязывания им готового ответа.
  • Можно говорить об определенной неконформности одаренных, творческих детей. Это, возможно, одна из причин несоблюдения ими социальных норм и требований коллектива.

Основные принципы выявления одаренных детей

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. В один миг выделить одаренных детей невозможно.

Дело не только в невозможности создать всеобъемлющий тест, но и в особом свойстве одаренности как системного и развивающегося качества личности, определяющего способность достижения человеком выдающихся результатов. Нельзя ставить знак равенства между данными тестирования и решением о судьбе ребенка.

Так как данные тестирования интеллекта и креативности зависят от ситуации тестирования, эмоционального состояния ребенка на момент тестирования и не являются неизменными величинами.

Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» сегодня – значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания.

Многие жизненные конфликты «одаренных» и «неодаренных» коренятся в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека.

Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.

С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:

1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

3) анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

4) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.;

5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;

6) оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;

7) преимущественная опора на валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации (анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент);

8) проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно­-ориентированные занятия.

Однако и такой комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок.

В результате одаренный ребенок может быть пропущен или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности.

Поэтому главными задачами преподавателя являются не только выявление одаренных детей, но и создание условий для их деятельности. А это возможно лишь при правильно организованной работе с одаренными детьми.

Особенности работы с одаренными детьми

Одаренные дети требуют особого подхода. Взаимодействие педагога с одаренным учеником является главным фактором всего обучения.

Поэтому основными направлениями в работе с ними является индивидуальный подход, развитие интереса у школьников к приобретению знаний, выявление способных, одаренных и талантливых учащихся в различных областях знаний, а также развитие интеллектуально-­творческого потенциала каждого ребенка.

Источник: https://www.kem.by/teachers/%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B0-%D1%81-%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD/

Готовность педагога к работе с одаренными детьми

47. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

“Готовность учителя к работе со способными и одаренными детьми”

Личность учителя играет важную роль в раскрытии возможностей ученика. Именно от его личностно-профессиональных особенностей зависит, проявят ли учащиеся свои, данные природой, задатки, или они так и останутся никем не замеченными.

Одному учителю достаточно иногда чисто интуитивного умения видеть, слышать, чувствовать и понимать ребенка. Другой “зажигает” своим энтузиазмом, энергией, стремлением к познанию. Третий притягивает к себе глубиной знаний и настойчивостью в овладении новым, неизвестным.

Истинно одно – “только талантливый учитель способен воспитать талантливого ребенка”. И таланты у каждого проявляются по-своему (как у школьника, так и у его учителя).

Рассмотрим, как система работы учителя, его личностно-профессиональные качества влияют на построение системы работы с одаренными детьми в учреждении.

На основе ряда работ известных ученых, выделены основные компоненты готовности учителя к работе с одаренными детьми [1, 2] (Таблица 2).

Элементы готовности учителя к работе с одаренными детьми.

Таблица 2

Элемент готовностиОсновные показатели
МотивационнаяПринятие детей данной категории. Желание работать с одаренными детьми. Стремление совершенствовать свои умения по работе с одаренными детьми.
Научно-исследовательская.Творческое мышление, исследовательские умения и навыки. Выступления на семинарах, конференциях, педсоветах. Статус педагога-исследователя. Публикации. Участие в профессиональных конкурсах.
Методическая.Обобщение опыта (разнообразие форм, различные уровни). Использование разнообразных интерактивных методов и технологий. Владение в совершенстве методом педагогического наблюдения. Знание психологии одаренных детей. Профессиональная компетентность (по предмету). Регулярное повышение квалификации.
Коммуникативная.Коммуникативная компетентность. Организаторские способности.
Личностная.Адекватная самооценка, позитивная Я – концепция.

Не менее важны личностная и коммуникативная готовность учителя к работе с одаренными школьниками. Можно отметить следующие личностные качества, необходимые для работы со способными и одаренными детьми:

высокий уровень эмпатии,

толерантность,

тактичность,

уравновешенность,

высокий уровень коммуникативной компетентности,

стремление к личностному росту,

наличие активной жизненной позиции,

чувство юмора,

лидерские и организаторские способности.

Такие учителя ведут за собой детей, вернее, дети идут за ними, стараясь ни на секунду не отстать, не пропустить ни жеста, ни слова.

Причина в том, что дети видят глубокий профессионализм, присущий педагогам, личностную заинтересованность в своем деле, осознание его важности и необходимости, и, что немаловажно, интерес к самим учащимся, понимание, уважение, общение не свысока, а на равных.

Такой учитель, действительно, зажигает сердца детей, заставляет их идти вперед, проявлять себя с различных сторон, становиться лучше.

Таким образом, только учитель, сочетающий в себе все элементы личностно-профессиональной готовности к работе с одаренными детьми (профессионализм наряду с такими личностными качествами как заинтересованность в своем деле, стремление к самообразованию, понимание, уважение и интерес к детям), способен развивать дарованные природой задатки, помогая ребенку самореализоваться, найти свое место в этом мире.

В целом, подготовка специалистов включает в себя следующие аспекты:

Формирование профессионально-личностной позиции педагогов.

С учетом психологических, дидактических и иных особенностей обучения и развития одаренных детей основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания.

А именно ломка сложившихся ранее у данного педагога стереотипов восприятия (ученика, учебного процесса и самого себя), общения и поведения (способов взаимодействия) и, в итоге, методов обучения и воспитания.

Именно дети с признаками одаренности вольно или невольно могут создавать своим поведением нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее «учительские» стереотипы не только бесполезны, но даже вредны как для ребенка, так и для самого учителя.

Следовательно, работая с одаренными детьми, педагог должен уметь вставать в рефлексивную позицию к самому себе. Так, одним из основных психологических принципов работы с детьми является принцип «принятия другого», согласно которому учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями:

!. Рекомендации по организации работы с одаренными детьми:

– Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.

– Вы должны преодолеть сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.

– Совершенствуйте систему развития способностей, а не запаса знаний.

– Должное внимание уделяйте индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.

На уроках и вне активно используйте проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер:

– Создавайте приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.

– Преподавайте на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка». Ориентируйтесь на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.

– Для развития способностей нужна высокая познавательная активность ученика, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в благоприятной атмосфере. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.

– Уважайте и обсуждайте любую идею ученика. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.

– Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе – обязательные составные части успешности обучения.

– Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к «уяснению для себя», к экспериментированию.

– Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.

– Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью – и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.

– Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.

– Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

– Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

– Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.

Качества, необходимые учителю для работы с одарёнными детьми

– Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;

– Быть доброжелательным и чутким;

– Уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;

– Быть зрелым, т. е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;

– Быть эмоционально стабильным, т. е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;

– Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;

– Обладать чувством юмора;

– Быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний;

– Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;

– Стимулировать когнитивные способности учащихся.

Тест на определение готовности педагога к работе с одаренными детьми.

Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности? Действительно ли вы можете судить об одаренности ребёнка, понимать причины недостаточного развития способностей у здорового ребёнка?

Все это может показать тест, который вам предлагается выполнить.Дайте на каждый вопрос один из трёх ответов – «да», «нет», «не знаю». Можете обозначить их: «да» – (+), «нет» – (-), «не знаю» – (о).Приступайте!

1. Нельзя слишком рано учить ребёнка читать, даже если он сам к этому стремится.

2. Память – это самое главное для развития способностей.

3. Пока ребёнок мал, никаких жестких требований к нему нельзя предъявлять.

4. Нельзя одаренного ребёнка учить точно так же, как обычного.

5. Одаренные дети иногда с трудом усваивают знания и навыки, не

соответствующие их способностям.

6. Ребёнку с ранних лет необходимо предоставлять выбор везде, где это

только можно: в еде, прогулках и даже в выборе друзей.

7. Чувство долга нельзя воспитывать слишком рано, нельзя предъявлять

маленькому ребёнку строгие требования – от этого страдает его личность.

8. Математику до 12-13 лет должны достаточно полно изучать все дети вне

различий в способностях.

9. Одаренный ребенок часто имеет трудности в общении.

10. Нужно, чтобы с первых дней обучения в школе ребёнок был

ориентирован только на отличные отметки.

11. Нельзя постоянно проявлять любовь к ребёнку, пусть даже маленькому –

можно избаловать.

12. Детей до 11-12 лет нельзя обучать в профилированных классах – математических, гуманитарных и т.д.

13. Нельзя наказывать ребёнка за сломанную игрушку – он не виноват.

14. Ребёнка нельзя заставлять читать, особенно художественную литературу.

15. Ребёнка с малых лет необходимо приучать к обязанностям по дому.

16. У каждого ребёнка должна быть уверенность в своих силах.

17. Строгие наказания вредны для развития ребёнка.

18. Нельзя наказывать ребёнка за плохое выполнение интеллектуальной

деятельности: плохо прочитал, неправильно сосчитал.

19. Если ребёнок обыкновенный, нельзя, чтобы он считал себя способным,

это будет мешать ему в жизни.

20. Одарённость только от бога или от природы.

21. Маленького ребёнка нельзя постоянно брать на руки – этим его можно

избаловать.

22. Одарённого ребёнка можно сразу определить – он поражает всех своими знаниями и суждениями.

23. Хороший учитель тот, на уроке которого детям всегда интересно, и они

не замечают, как идет время.

24. Нужно, чтобы с самого раннего детства ребёнку поменьше запрещали,

тогда он вырастет настоящей личностью.

25. Маленького ребёнка нельзя наказывать, это ведёт к подавлению

личности.

26. От оценок в школе желательно по возможности избавляться.

27. Когда взрослые читают ребёнку, очень важно, чтобы он сидел тихо и

прислушивался к каждому слову.

28. Одарённым детям ни в коем случае нельзя говорить, что они одарённые.

Они могут зазнаться.

29. Для того, чтобы ребёнок вырос способным, с ним обязательно надо

заниматься ещё до школы чтением, счётом, иностранным языком.

30. Для развития способностей нужно требовать, чтобы школьник ежедневно

читал хотя бы две-три страницы.

Ответы на тест: ВЕРНО – (+), НЕВЕРНО – (-).

1. – 9. + 17. – 25. –

2. – 10. – 18. + 26. –

3. – 11. – 19. – 27. –

4. + 12. + 20. – 28. –

5. + 13. + 21. – 29. –

6. + 14. + 22. – 30. –

7. – 15. + 23. –

8. + 16. + 24. –

А теперь подсчитайте количество правильных ответов. Следует предупредить: ответов на некоторые вопросы нельзя найти в тексте и правильный ответ на них свидетельствует о вашей педагогической или родительской интуиции (либо о просвещённости в этой области).

Итак, если у вас более половины ответов неправильных, то вам необходимо заняться своим самообразованием, (либо сочинить свою педагогическую теорию). Работать с одаренными детьми вам пока рановато.

Если неправильных ответов всего 5-7 – очень неплохо, в целом вы чувствуете, что называется, истину, остается только реализовать её на практике.

Если неправильных ответов всего 1-2 – это просто замечательно, вы настоящий талант, у вас педагогическая интуиция, – вам необходимо срочно найти себе дело, соответствующее вашим недюжинным способностями.

Источник: https://multiurok.ru/blog/gotovnost-piedaghogha-k-rabotie-s-odariennymi-diet-mi.html

Одаренные дети. Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми

47. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Светлана Хохрякова
Одаренные дети. Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями.

И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения.

И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные возможности людей неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени.

И выдающиеся люди древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым смертным человеком. Также давно было замечено, что различия их часто проявляются уже в детстве.

Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве.

Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.

Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость.

Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым

Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

Вторая особенность – познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов.

Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного (дискурсивный – рассудочный; обоснованный предшествующими суждениями) мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

В-третьих, большинству одаренных свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ.

Хотелось бы, чтобы обучение таких детей отвечало их главным потребностям. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них.

К таким общим особенностям относятся следующие:

Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий положений. Такая особенность требует широты материала для обобщения.

Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений.

Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.

Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные индивидуализированные программы обучения.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин.

Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.

Среди педагогов и психологов существует, как минимум, две точки зрения на обучение одаренных.

Согласно одной из них, для обучения одаренных детей необходимо создавать специальные классы и специальные образовательные учреждения.

Согласно другой точке зрения, одаренные дети должны обучаться вместе со всеми детьми, иначе они не научатся жить среди «нормальных» людей, общаться и работать с ними.

Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в “своем” учителе.

Неподготовленные педагоги часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам.

Иногда неподготовленные педагоги враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие педагоги часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.

Личность педагога является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с педагогом для одаренных детей.

Наиболее существенным фактором успешности работы педагога является глобальная личностная характеристика — система взглядов и убеждений, в которой большое значение имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

По мнению некоторых исследователей, поведение педагога для одаренных детей, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности воспитанника.

Успешный педагог для одаренных — прежде всего прекрасный специалист, глубоко знающий и любящий свою профессию. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным дошкольником.

Воспитателям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:

1) с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других;

2) предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;

3) тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс.

Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных.

Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность.

К сожалению, еще очень мало сделано для детей, превосходящих свою возрастную норму в различных отношениях. Между тем, именно высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и транжирить таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Степанов С. С. «Психологический словарь для родителей», М., 1996.

«Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н. С. Лейтеса, М., 1996.

Терасье Ж. К. «Сверходаренные дети», М., 1999.

Клименко В. В. «Психологические тесты таланта». Харьков 1996.

Попова Л. В. «Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности», М., 1993.

Богоявленская Д. Б., Брушлинский А. В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В. Д. Шадрикова, М., 1998.

Теплов Б. М. «Проблемы индивидуальных различий» – М, 1961,

Экземплярский В. М. «Проблема школ для одаренных», М., 1977.

Белова Е. С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» – М; 1998 г.

«Дополнительное образование», № 10, 2001; №11, 2001г. г.

Доровской А. И. «100 советов по развитию одаренности детей» – М;1997 г.

Лейтес Н. С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.

«Одаренный ребенок» /под ред. О. М. Дьяченко – М; 1997 г.

«Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Н. С. Лейтеса – М; 2000 г.

«Психология одаренности детей и подростков»/под ред. Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтеса, Т. М. Марюгина – М; 2000 г.

«Психология одаренности: от теории к практике»/под ред. Д. В. Ушакова – М; 2000 г.

Савенков А. И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства» – М; 1999 г.

Савенков А. И. «Одаренные дети в детском саду и школе» – М; 2000 г.

Хуторской А. В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения» – М; 2000 г.

Юркевич В. С. «Одаренный ребенок» – М; 1996 г.

«Словарь иностранных слов» – М.: «Русский язык», 1981.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/odarenye-deti-podgotovka-pedagoga-k-vzaimodeistviyu-s-odarenymi-detmi.html

Medic-studio
Добавить комментарий