47. Принципы работы психолога. Его права и обязанности.

Этические принципы работы психолога

47. Принципы работы психолога. Его права и обязанности.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ

В своей профессиональной деятельности психолог обязан:

1. Руководствоваться Законом «Об образовании в Российской Федерации», законодательством Российской Федерации, международными и российскими актами об обеспечении защиты прав и развития детей, нормативными документами Министерства образования РФи региональных департаментов образования, Положением о психологической службе образования.

2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, невыполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей.

3. Знать новейшие достижения психологической науки в целом, детской и педагогической психологии, практической психологии. Применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.

4. Препятствовать проведению психопрофилактической, психокоррекционной и других видов работы некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой.

5. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития.

6. Оказывать необходимую и возможную помощь работникам образования региона, администрации и педагогическим коллективам учебно-воспитательных учреждений в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, обеспечением индивидуализированного подхода к детям.

Оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их индивиду­альных проблем. Оказывать помощь родителям или заменяющим их лицам в решении их проблем как воспитателей. В решении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «Не навреди», т. е.

принимать решение и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству детей, родителей, педагогов или третьих лиц.

7. Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта психокоррекционной, развивающей работы и может нанести ущерб ребенку или его окружению.

8. Информировать работников отделов образования, администрацию и педагогические коллективы учебно-воспитательных учреждений о задачах, содержании и результатах проводимой им работы в рамках, гарантирующих соблюдение п. 7 настоящего документа.

9. Вести запись и регистрацию всех видов работы по установленной форме.

Ответственность работника службы социально-психологической помощи:

1. Психолог несет персональную профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций.

2. Психолог несет ответственность за сохранение протоколов обследований, документации службы, оформление их в установленном порядке.

В своей профессиональной деятельности психолог имеет право:

1. Самостоятельно определять приоритетное направление работы с учетом конкретных условий региона, учебно-воспитательного учреждения и т. п.

2. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов деятельности.

3. Требовать от вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

4. Отказываться от выполнения распоряжений руководителей органов образования, администрации региона, руководителей учебно-воспитательных учреждений в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам или задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющихся у него профессиональных умений и средств.

5. Знакомиться с необходимой документацией.

6. Обращаться с запросами в медицинские, правовые и другие учреждения.

7. Участвовать с правом совещательного голоса в работе различных медико-психолого-педагогических и других комиссий, решающих дальнейшую судьбу детей. В случае несогласия с решением комиссии (оставление на второй год, перевод в другую школу и т. п.) психолог имеет право донести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций.

8. Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работы, оценки их эффективности.

9. Проводить групповые и индивидуальные психологические обследования и эксперименты для исследовательских целей.

10. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах и других изданиях, вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, выступлений и пр.

11. Иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией.

12. Обращаться в случае необходимости через руководство службы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью детям (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т. п.).

13. Обращаться в соответствующие учреждения и ведомства по вопросам защиты прав и интересов детей.

Этические принципы работы психолога

Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях.

Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога.

Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, реальная польза от его усилий.

1. Принцип ненанесения ущерба испытуемомутребует от психолога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили испытуемому вреда его здоровью, состоянию или социальному положению. Выполнение принципа регламентируют правила отношений психолога с испытуемым и заказчиком и выбора адекватных методов исследования и общения.

1.1. Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Работа с испытуемым допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать, после извещения его о цели исследования, о применяемых методах и способах использования полученной информации.

1.2. Правило безопасности для испытуемого применяемых методик.

Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья, состояния испытуемого, не представляют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкретным, согласованным задачам психологического исследования.

1.3. Правило предупреждения неправильных действий заказчика относительно испытуемого.

Психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы исключить их применение вне тех задач, которые были согласованы между психологом и заказчиком и которые могли бы ухудшить положение испытуемого. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого. Во многих случаях психологсам применяет к испытуемому разработанные им на основании предварительного исследования рекомендации (психотерапия, консультирование, тренинг и др.). Часто сам испытуемыйприменяет к себе рекомендации психолога.

2.

Принцип компетентности психолога требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, для решения которых владеет практическими методами работы и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий. Выполнение принципа обеспечивается правилами, регламентирующими отношения психолога с заказчиком, испытуемым, результатами исследования.

2.

1. Правило сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей.

Психолог должен сообщить заказчику о принципах и правилах психологической деятельности и получить согласие заказчика руководствоваться ими при использовании методов и материалов психологического характера.

2.

2. Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, максимально эффективно решать поставленную задачу, а с другой – поддерживать у испытуемого чувство симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом.

Если испытуемый болен, то применение любых методов исследования и профилактики допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы испытуемого. Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии.

2.

3. Правило обоснованности результатов исследования психолога. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ лите­ратурных данных по поставленному вопросу.

3.

Принцип беспристрастности психологане допускает предвзятого отношения к испытуемому, формулирования выводов и осуществления действий психологического характера, противоречащих научным данным, какое бы субъективное впечатление испытуемый ни производил своим видом, юридическим и социальным положением, каким бы положительным или отрицательным ни было отношение заказчика к испытуемому. Принцип выполняется, если выполняются правила, регламентирующие влияние на результаты исследования личности самого испытуемого, психолога и заказчика.

3.

1. Правило адекватности методик, применяемых психологом. Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента. Методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными и валидными, адаптированными к контингенту испытуемых.

3.

2. Правило научности результатов исследования психолога. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание и не зависящие от его научных пристрастий, общественных увлечений, личных симпатий к испытуемым определенного типа, социального положения, профессиональной деятельности.

В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и такой же квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.

3.

3. Правило взвешенности сведений психологического характера, передаваемых заказчику психологом. Психолог передает заказчику результаты исследования в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций, которые не позволяют и не располагают к их домысливанию, рассмотрению личности испытуемого вне тех задач, которые были поставлены перед психологом.

Психолог руководствуется только интересами дела и не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика, коллектива, в котором они сотрудничают.

4.

Принцип конфиденциальности деятельности психологаозначает, что материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку. Принцип выполняется в том случае, если соответствующими правилами регламентируется процесс обмена информацией психологического характера между заказчиком и психологом, между заказчиком и испытуемым.

4.

1. Правило кодирования сведений психологического характера. Психолог обязан на всех материалах психологического характера, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество испытуемого и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается заказчику по акту, если это необходимо по условиям работы.

4.

2. Правило контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования и сроки уничтожения.

4.

3. Правило корректного использования сведений психологического характера. Психолог должен достичь соглашения с заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать, создать условия для выполнения этого соглашения.

Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.

5.Принцип осведомленного согласиятребует, чтобы психолог, заказчик и испытуемый были извещены об этических принципах и правилах психологической деятельности, целях, средствах и предполагаемых результатах психологической деятельности и принимали в ней добро­вольное участие. Примечание.

При тестировании детей до 16 лет в области учебных достижений, навыков и умений достаточным является согласие школьного или педагогического совета. В случае оценки личности необходимо индивидуальное согласие ребенка и его родителей.

При психодиагностическом обследовании подростка 16 лет и старше требуется только его согласие.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a2093.html

4. Права и обязанности психологов

47. Принципы работы психолога. Его права и обязанности.

Психологиякакпрофессия подчиняется этическим нормам,общим для любой профессии, относящейсянепосредственно к человеку: уважениеличности, человеческих прав и свобод,достоинства, надлежащая профессиональнаякомпетенция, совестливость,доброжелательность и безусловнаяустановка на благо клиента.

Помимообщих этических требований в ряде странвыработаны этические стандарты инормативы, специфичные для практикующихи консультирующих психологов. Одно изпервых мест в них принадлежит принципуконфиденциальности,т.е. сохранения личной тайны клиента.

Этот принцип заключается не только внеразглашении сведений из личной жизниклиентов, но и в разъяснении клиентуисходных позиций психолога во избежаниеутаивания информации, затрагивающей,к примеру, уголовное право.

Специфическимэтическим нормативом является требованиеизбегатьфизического контакта с клиентом(кроме предусмотренных технических илипроцедурных манипуляций), ограничиваясьпринятыми в обществе выражениямиприветствия (рукопожатие, поклон ит.п.). Экспрессивное проявление со стороныклиента, выходящее за рамки принятогоэтикета, требует специального анализа.

Особыми требованиями к психологуявляются также: избегание(по возможности) социальных контактовсо своим клиентом,если последние не предусмотреныпроцедурой совместной работы; отказот совместного ведения дел,недопущение манипулирования клиентомили собой со стороны последнего (например,вручение дорогого подарка).

Приоказании психологической помощинеобходима особенная осторожность втом, чтобы не вызвать необоснованныхожиданий или превысить пределы своейкомпетенции. Психолог имеет правоотказаться от услуг, если наряду спсихологическим вмешательствомодновременно осуществляется независимоеи не согласованное с психологом иноевоздействие на психику.

Вслучае платной психологической помощиразмер гонорара заранее оговариваетсяс учетом возможностей и взаимнойприемлемости вознаграждения.Консультирующий психолог должен бытьготов к тому, что клиент не сможетоплатить предоставляемые услуги, ипринять решение, не ущемляющее достоинствачеловека и не лишающее его необходимойпсихологической помощи.

Несмотряна многочисленные попытки создатьединый Этический кодекс психолога,вопрос определения прав и обязанностейпсихолога по отношению к клиенту остаетсядостаточно дискуссионным, что находитсвое отражение в различных вариантахтаких прав и обязанностей.

Чаще всего,эти варианты правил вырабатываютсяпрактикующими психологами эмпирическимпутем на основе собственного практическогоопыта.

Достаточно «зайти» на многочисленныеперсональные сайты практикующихпсихологов, чтобы ознакомиться сподобными наборами «прав и обязанностей»психолога.

Внаиболее систематизированном видеправа и обязанности психологовпредставлены в учебном пособии КарандашеваВ.Н. «Введение в психологию». Здесьвыделяютсяследующие права и обязанности практикующихпсихологов.

Психологдолжен иметь право:

  • принимать участие во всех сферах жизнедеятельности организации, учреждения, конкретного клиента, а также знакомиться с содержанием документации, необходимой для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
  • участвовать в работе квалификационных комиссий, а также совещаний по согласованию проектов, уставов, законов;
  • самостоятельно вырабатывать концепцию и определять пути выполнения своих профессиональных обязанностей;
  • получать конфиденциальную информацию о психологических свойствах, особенностях и состояниях людей, выступающих в качестве испытуемых или клиентов;
  • проводить с клиентами социально-психологические мероприятия;
  • поддерживать профессиональные связи с различными вневедомственными организациями и частными лицами для решения психологических проблем;
  • вырабатывать и давать рекомендации психологического характера администрации, общественным органам и клиентам, обратившимся за помощью;
  • разрабатывать новые методы работы психолога и получать на них авторские права.

Одновременнопсихолог обязан:

  • изучать психологические проблемы жизни и деятельности клиентов;
  • оказывать помощь в преодолении критических ситуаций, трудностей, активно способствовать развитию личности и совершенствованию профессиональной деятельности клиентов;
  • участвовать в отборе кадров, их последующей адаптации и профессионализации;
  • организовывать и проводить консультирование, занятия по психологическому просвещению клиентов;
  • изучать социально-психологические процессы в организации;
  • организовывать и лично проводить социально-психологическую работу;
  • постоянно совершенствовать свою профессиональную компетентность;
  • руководствоваться в своей деятельности основными этическими принципами профессиональной психологической работы.

ВЗаконе Республики Беларусь «Об оказаниипсихологической помощи» права иобязанности психологов представленыв Статье20 (см.Приложение).

Психологиимеют право на:

  • защиту своих профессиональных прав;
  • объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения;
  • отказ от оказания психологической помощи в случае, если обращение гражданина за оказанием психологической помощи не обусловлено наличием у него психологических проблем и (или) необходимостью преодоления последствий кризисных ситуаций;
  • иные права, предусмотренные законодательством. Психологи обязаны:
  • квалифицированно выполнять свои должностные обязанности;
  • не допускать негуманных и дискриминационных действий при оказании психологической помощи;
  • уважать и соблюдать права, свободы и законные интересы граждан при оказании им психологической помощи;
  • сохранять профессиональную тайну с учетом требований настоящего Закона;
  • соблюдать нормы профессиональной этики;
  • выполнять иные обязанности, возложенные на них актами законодательства.

Источник: https://studfile.net/preview/3218329/page:16/

Основные задачи, принципы работы, права и обязанности практических психологов

47. Принципы работы психолога. Его права и обязанности.

Лекция 5. Основные виды деятельности в практической психологии.

Профессиональные жизненные пути психологов.

Первые психологи не сразу стали психологами. В.Вундт, например, начинал свои исследования как физиолог, затем стал основателем физиологической и экспериментальной психологии, а также занимался изучением психологии народов. З.

Фрейд первоначально работал как врач – невропатолог и только позже стал более глубоко заниматься изучением неосознаваемых психических явлений и использовать психологические методы в своей работе. Альфред Адлер, окончив медицинский факультет Венского университета первоначально практикует как врач-офтальмолог.

Однако благодаря растущему интересу к деятельности нервной системы, область его интересов перемещается в сторону психиатрии и психологии.

Следует отметить, что тенденция формирования профессиональных психологов из специалистов, первоначально получивших непсихологическое образование, была достаточно распространенной и в 20 в. Психологами становились бывшие философы, филологи, физиологи, математики.

План:

1. Основные задачи, принципы работы, права и обязанности практических психологов.

2. Психологическая диагностика.

3. Психологическое консультирование.

4. Психологическое просвещение.

5. Коррекционная и развивающая работа.

6. Оценка эффективности деятельности практического психолога.

Практические психологи помогают в решении проблем, которые возникают в области образования, производства, социальной и личной жизни людей.

В ситуации профессионального оказания психологической помощи выделяется несколько участвующих сторон:

психолог – лицо, имеющее специальное психологическое образование, подтвержденное государственным дипломом;

заказчик – руководитель организации или частное лицо, обратившееся к психологу за консультацией психологического характера.

– испытуемый – лицо, согласившееся быть объектом психологического исследования.

клиент – человек, обратившийся к психологу за психологической помощью. Клиент как бы совмещает в себе роли заказчика и испытуемого.

К числу основных задач деятельности практических психологов относятся:

  1. выявление психологических характеристик конкретного человека, группы.
  2. выявление психологических причин, вызывающих трудности в их повседневной жизни и деятельности;
  3. оказание психологической помощи в преодолении этих трудностей;
  4. содействие государственным, общественным, предпринимательским организациям в эффективном использовании психологического фактора при решении практических задач;
  5. социально-психологическое сопровождение труда и жизни клиента;
  6. пропаганда психологических знаний и повышение психологической культуры людей;
  7. оптимизация системы психологической работы и повышение собственной профессиональной компетентности.

Рассмотрим основные этапы работы психолога.

1. Психолог получает заказ от заказчика (или клиента). Иногда запрос клиента или заказчика требует прояснения, уточнения. Если запрос не соответствует компетенции психолога, он переформулируется.

Психолог объясняет, в чем он может помочь, а чего он не может или по принципиальным соображениям не хочет сделать.

Затем на основании заказа психолог составляет программу работы, договаривается о распределении прав между психологом, заказчиком и испытуемым, о взаимных обязательствах в совместной деятельности.

2. Психолог строит первичную гипотезу и выбирает адекватные задачам теоретические концепции, методы работы, конкретные методики исследования испытуемого и формы и техники работы с клиентом, способы регистрации и обработки первичных данных.

3. Психолог осуществляет работу с испытуемым или клиентом в форме беседы, анкетирования, интервью, наблюдения, тестирования, психофизиологического исследования и т.п.

4. Психолог обрабатывает первичные материалы, осуществляет интерпретацию, обсуждает полученные данные с компетентными коллегами, формулирует выводы и заключения по интересующим заказчика проблемам.

5. Заказчик использует рекомендации психолога.

Использование рекомендаций может заключаться в изменении условий трудовой деятельности, саморазвитии личности, в организации психокоррекционного, психолого-педагогического, обучающего, административного воздействия.

Во многих случаях психолог по поручению заказчика сам применяет рекомендации, например, проводит психотерапию, консультирование, тренинг. Или сам клиент применяет к себе рекомендации психолога.

Рассмотрим права и обязанности, которые необходимы для успешного осуществления психологом своей профессиональной деятельности.

Психолог должен иметь право:

1. принимать участие во всех сторонах жизнедеятельности организации, учреждения, конкретного клиента, а также знакомиться с содержанием документации, необходимой для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

2. участвовать в работе квалификационных комиссий, совещаний по согласованию проектов, уставов, законов;

3. самостоятельно вырабатывать концепцию и определять пути выполнения своих профессиональных обязанностей;

4. получать конфиденциальную информацию о психологических свойствах, особенностях и состояниях людей, выступающих в качестве клиентов и испытуемых;

5. проводить с клиентами социально-психологические мероприятия;

6. поддерживать профессиональные связи с различными вневедомственными организациями и частными лицами, необходимые для решения профессиональных проблем;

7. вырабатывать и давать рекомендации психологического характера администрации, общественным органам и клиентам, обратившимся за помощью;

8. разрабатывать новые методы работы психолога и получать на них авторские права.

Психолог обязан:

1. изучать психологические проблемы жизни и деятельности клиентов;

2. оказывать помощь в преодолении критических ситуаций, трудностей, активно способствовать развитию личности и совершенствованию профессиональной деятельности клиентов;

3. участвовать в отборе кадров, их последующей адаптации и профессионализации;

4. организовывать и проводить консультирование, занятия по психологическому просвещению клиентов;

5. изучать социально-психологические процессы в организации;

6. организовывать и лично проводить социально-психологическую работу;

7. постоянно совершенствовать свою профессиональную компетентность;

8. руководствоваться в своей деятельности основными этическими принципами профессиональной психологической работы.

Выше охарактеризованы только общие принципы работы психолога, его права и обязанности. При выполнении конкретного заказа основные этапы его работы, права и обязанности сторон могут иметь некоторую специфику и должны быть конкретизированы.

Основными видами деятельности в практической психологии являются психологическое оценивание, консультирование, просвещение, коррекционная и развивающая работа.

Практический психолог в реальной профессиональной деятельности может выполнять как все перечисленные виды работ, так и специализироваться в каком-либо из этих видов психологических услуг.

В то же время важно знать, что каждый из этих видов обладает существенной спецификой, и конкретный психолог в зависимости от личных качеств и профессиональной подготовки может успешнее справляться с одним из них.

Кроме того, практическому психологу важно выделять наиболее актуальные проблемы в соответствии с задачами, поставленными заказчиком, и сосредотачивать свои усилия на их решении.

Источник: https://studopedia.su/6_12579_osnovnie-zadachi-printsipi-raboti-prava-i-obyazannosti-prakticheskih-psihologov.html

Должностная инструкция психолога

47. Принципы работы психолога. Его права и обязанности.

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции психолога, образец 2019/2020 года. Должностная инструкция психолога должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности психолога, права психолога, ответственность психолога.

В должностной инструкции психолога должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности психолога

1) Должностные обязанности. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.

Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.

Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития.

Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.

Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

Психолог должен знать

2) Психолог при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии; психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников; технические средства, применяемые при изучении условий труда; передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов; основы технологии производства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы; законодательство о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации психолога

3) Требования к квалификации.

Психолог I категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет.

Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.

Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.

1. Общие положения

1. Психолог относится к категории специалистов.

2. Психолог I категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет.

  • Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.
  • Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.

3. Психолог принимается на должность и освобождается от должности директором организации.

4. Психолог должен знать:

  • постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии;
  • психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию;
  • методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников;
  • технические средства, применяемые при изучении условий труда;
  • передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов;
  • основы технологии производства;
  • основы экономики, организации производства, труда и управления;
  • основы профориентационной работы;
  • законодательство о труде;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

5. В своей деятельности психолог руководствуется:

  • законодательством РФ,
  • Уставом организации,
  • приказами и распоряжениями работников, которым он подчинен согласно настоящей инструкции,
  • настоящей должностной инструкцией,
  • Правилами внутреннего трудового распорядка организации.

6. Психолог подчиняется непосредственно начальнику отдела кадров.

7. На время отсутствия психолога (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное директором организации в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права, обязанности и несет ответственность за исполнение возложенных на него обязанностей.

Психолог:

1. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

2. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.

3. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.

4. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.

5. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.

6. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития.

7. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.

8. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.

9. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.

10.

Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.

11. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.

12. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований.

13. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

14. Соблюдает Правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты организации.

15. Соблюдает внутренние правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

16. Обеспечивает соблюдение чистоты и порядка на своем рабочем месте,

17. Выполняет в рамках трудового договора распоряжения работников, которым он подчинен согласно настоящей инструкции.

3. Права психолога

Психолог имеет право:

1. Вносить на рассмотрение директора организации предложения:

  • по совершенствованию работы связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями,
  • о поощрении подчиненных ему отличившихся работников,
  • о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности подчиненных ему работников, нарушивших производственную и трудовую дисциплину.

2. Запрашивать от структурных подразделений и работников организации информацию, необходимую ему для выполнения своих должностных обязанностей.

3. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

6. Иные права, установленные действующим трудовым законодательством.

4. Ответственность психолога

Психолог несет ответственность в следующих случаях:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, установленных трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, – в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба организации – в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция психолога – образец 2019/2020 года. Должностные обязанности психолога, права психолога, ответственность психолога.

Источник: https://hr-portal.info/job-description/dolzhnostnaja-instrukcija-psiholog

Medic-studio
Добавить комментарий