47. Психология группы. Формирование группы.: Группа – звено системы общественных отношений, преломляющихся в

Психология групп

47. Психология группы. Формирование группы.:  Группа - звено системы общественных отношений, преломляющихся в

Группа – звено системы общественных отношений, преломляющихся в специфике непосредственных («лицом к лицу») межличностных контактов, развитие которых, опосредованное фактором совместной деятельности, ведет далее к обретению группой разнообразных социально-психологических характеристик.

Выделяют следующие признаки, отличающие группу от простого скопления людей:

  1. некоторая продолжительность существования,
  2. наличие общей цели или целей,
  3. взаимодействие членов группы,
  4. развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры,
  5. осознание входящими в группу индивидами себя как «мы» или своего членства в группе.

Признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений описываются через ее структурные, динамические и феноменологические характеристики.

Структура группы описывается через статус входящих в нее индивидов. Статус (от лат. statys – положение, состояние) – это положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах (в зависимости от уровня их развития и от содержания деятельности и общения) один и тот же индивид может иметь разный статус.

Наивысшим статусом в группе характеризуется ее лидер и руководитель.

Лидер (от англ. leader – ведущий):

  • за ним признается право принимать решения в значимых для группы ситуациях,
  • играет ведущую роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе,
  • обычно выдвигается стихийно,
  • может не иметь официальных прав и обязанностей в группе,
  • ему не даны официальные санкции воздействия на подчиненных,
  • в сфере своей активности ограничен в основном внутригрупповыми отношениями,
  • не несет официальной ответственности за состояние дел в группе.

Выдвижение в лидерскую позицию обусловлено в конечном счете эффективностью вклада члена группы в решение групповой задачи (т. е.

в сферу инструментальной активности группы) или в сферу эмоциональной активности группы.

Соответственно указанным сферам рассматриваются две лидерские роли: роль инструментального (целевого) и роль экспрессивного (эмоционального) лидера (Bales R. F., Sloter P. F., 1955).

Лидирование в сфере ведущей (чаще всего – инструментальной) деятельности группы нередко сопряжено с реализацией действий, имеющих выраженную управленческую окраску.

Выделяют следующие лидерские роли: лидер-организатор (осуществляет функцию групповой интеграции), лидер-диспетчер (своего рода дирижер внутригруппового взаимодействия), лидер-генератор идей, лидер-мотиватор, лидер-идентификатор (идентификация – следование поведенческим и личностным характеристикам другого лица как их реальное воспроизведение либо в сходных поведенческих актах, либо в символических эквивалентах поведения), лидер-эрудит и др.

Лидерская роль может и не нести в себе организационного начала. Основу лидерского влияния могут составить эмоциональные, нравственные и просто сугубо профессиональные характеристики личности лидера. Лидерство выступает в качестве существенного механизма саморегуляции внутригрупповой жизни. Посредством лидерства упорядочивается система неформальных отношений.

В качестве фактора организации официальной структуры выступает руководство.
Руководитель:

  • обычно назначается официально,
  • ему официально предоставляются некоторые права и обязанности,
  • обладает определенной системой официально установленных санкций для воздействия на подчиненных,
  • представляет свою группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с ее официальными отношениями вовне,
  • несет официальную ответственность за состояние дел в группе.

Основные функции руководителя:

  1. организация и контроль деятельности подчиненных,
  2. принятие решения,
  3. представительство во внешней социальной среде,
  4. воспитательная функция,
  5. экспертно-консультативная функция.

Психологическое влияние, оказываемое руководителем на членов группы выражается в том, что он выступает для них не лидером (лидером является кто-то из партнеров «по горизонтали»), а скорее авторитетом, или, лучше сказать, лидирующим авторитетом.

Причем авторитет бывает официальным (авторитет должности) и реальным (фактическое уважение, доверие подчиненных и то влияние, которым пользуется руководитель).

Должность автоматически не обеспечивает реального авторитета, который нужно завоевывать, подкреплять, отстаивать.

Изучение структуры группы возможно не только через выявление статуса отдельных составляющих ее индивидов, но и через анализ межличностных отношений в группе.

Межличностные отношения – субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т. е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения. При этом возможно рассогласование субъективно переживаемых и реально существующих связей индивида с другими людьми.

Для изучения структуры группы используется социометрическая методика

Источник: https://psyera.ru/4943/psihologiya-grupp

MED24INfO

47. Психология группы. Формирование группы.:  Группа - звено системы общественных отношений, преломляющихся в

Значимость группы для личности состоит в том, что группа представляет собой определенную систему деятельности, заданную ее местом в системе общественного разделения труда. Главной психологической особенностью группы является наличие “мы-чувства”.

К основным характеристикам группы относятся композиция (или ее состав), структура, групповые процессы, нормы и ценности, санкции. Различают групповые структуры: коммуникаций, предпочтений, власти и т. д. Групповые процессы — это процессы, организующие деятельность группы. Положение индивида в группе определяется: статусом, или позицией; ролью; системой групповых ожиданий.

Групповые нормы — это определенные правила поведения, выработанные группой для того, чтобы стала возможной совместная деятельность ее членов. Групповые ценности складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям. Санкции — это механизмы, посредством которых группа возвращает своего члена на путь выполнения и соблюдения групповых норм.

Различают санкции поощрительные и запретительные.

По классификационным признакам группы подразделяются на условные и реальные. Все реальные группы представляют собой объект исследования социальной психологии. Классификация групп показана на рис. 5.

Рис. 5. Классификация групп

П Психологические характеристики больших социальных групп

Различают два вида больших социальных групп: случайно, стихийно возникшие (толпа, публика, аудитория) и собственно социальные (классы, нации, молодежь, женщины, профессиональные группы и т. д.). В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах — нравы, обычаи, традиции.

Влияние сходных условий существования определенной группы на сознание ее представителей осуществляется двумя путями: 1) через личный жизненный опыт каждого члена группы, определяемый социально-экономическими условиями жизни группы; 2) через общение, большая часть которого происходит в определенной социальной среде, с четко выраженными чертами данной группы.

Структура общественной психологии включает: а) психологический склад как более устойчивое образование (социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т. п.

); б) эмоциональную сферу как более подвижное образование, в которое входят потребности, интересы, настроения и т. д.

Психологические характеристики социальной группы представляют собой то типичное, что характерно для всех индивидов, входящих в данную группу, но отнюдь не сумму черт, свойственных каждой личности.

Особенности психологии классов. С точки зрения социальной психологии можно наметить три основные линии исследования психологии классов: 1) выявление психологических особенностей различных конкретных классов (рабочих, крестьянства, буржуазии и т.д.

); 2) характеристика классовой психологии разных классов одной эпохи; 3) соотношение классовой психологии и психологии отдельных членов класса. К элементам классовой психологии относятся классовые потребности, классовые интересы, социальные чувства (т. е.

определенные характеристики эмоциональных состояний, свойственных группе), привычки, обычаи, традиции класса.

Психологические особенности этнических групп включают две стороны: 1) наиболее устойчивую часть — психический склад (национальные характер, темперамент, традиции и обычаи); 2)

эмоциональную сферу (национальные или этнические чувства). Этноцентризм представляет собой психологическое явление, обозначающее склонность воспринимать все жизненные явления с позиций своей этнической группы, рассматриваемой как эталон, т. е. при ее постоянном предпочтении.

П Психологические характеристики малых групп

Малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Размер малой группы ориентировочно колеблется от 2 до 7 человек (при исследовании объема оперативной памяти было обнаружено “магическое число” 7+2, которое означает количество предметов, одновременно удерживаемых в памяти).

Классификация малых групп: 1) первичные (семья, группа друзей, соседей и т. д.

— контактные) и вторичные (которые характеризуются отсутствием непосредственных контактов, а для общения используются посредники — например, средства связи); 2) формальные (в них четко заданы позиции всех членов, которые предписаны групповыми нормами) и неформальные (для них характерно отсутствие структуры власти, стихийность возникновения — группа друзей, команда для игры в волейбол на пляже и т. п.); 3) членства и референтные (в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают). Референтные группы выполняют две функции: сравнительную и нормативную (для сравнения индивидом своего поведения с ней или для нормативной его оценки).

В малой группе происходят такие динамические процессы: образование группы, процессы лидерства и принятия групповых решений, образование коллектива. Для группы характерны статические явления: определение границ, состава и композиции.

Малая группа образуется в два этапа: 1) создание малой группы вследствие наличия определенной потребности общественного разделения труда и функционирования общества в целом; 2) психологическое оформление возникшей в соответствии с заданными внешними обстоятельствами группы, превращение ее в такую общность, которой свойственны все психологические характеристики группы.

Феномен группового давления получил в социальной психологии название феномена конформизма (приспособленчества). Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы.

Мера конформности — это мера подчинения группе. Различают конформность внешнюю, когда мнение группы принимается лишь внешне, и внутреннюю (именно она и является подлинным конформизмом). Кроме того, отмечают негативизм — крайнее сопротивление давлению группы, “конформность наизнанку”.

Противоположность конформизму — независимость, самостоятельность.

Групповая сплоченность. Совместимость и сплоченность — понятия тесно связанные, но не тождественные. Совместимость означает, что данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций, что члены группы могут взаимодействовать. Сплоченность означает, что данный состав группы не просто возможен, но и наилучшим образом интегрирован.

П Основные направления исследований малых групп

Различают три основных направления исследований. 1.

Социометрическое направление связано с именем Дж.

Морено, согласно концепции которого в обществе можно выделить две структуры отношений: макроструктуру (означает “пространственное” размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности) и микроструктуру (структуру психологических отношений индивида с окружающими людьми).

Все конфликты, по Морено, обусловлены несовпадением микро- и макроструктуры. Этой цели и служит социометрическая методика, выявляющая симпатии и антипатии людей с тем, чтобы узнать, какие перемещения нужно произвести, дабы добиться оптимальной структуры. 2.

Социологическое направление связано с именем Э. Мэйо, который в 1928—1936 гг. проводил эксперименты на предприятиях “Вестерн электрик” в г. Хоторне (США).

В результате исследований Мэйо сделал вывод не только о наличии наряду с формальной еще и неформальной структуры в группах, но и о значении последней — в частности, о возможности использовать ее как фактор воздействия на трудовой коллектив в интересах производства. Впоследствии на этой основе возникла доктрина “человеческих отношений”. 3.

Школа “групповой динамики” (особый вид лабораторного эксперимента, изучающий групповые процессы) связана с именем американского психолога К. Левина, который создал “теорию поля”.

Ее идея состоит в том, что законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, детерминирующих его. Главным методом явилось создание лабораторных групп с заданными характеристиками и их изучение.

При этом изучались природа групп, условия их формирования, функционирования, групповые нормы, сплоченность, лидерство и т. д.

Основным недостатком всех трех направлений явилось игнорирование принципа реализации в малой группе определенных общественных отношений.

П Социально-психологические аспекты коллектива

Первым признаком коллектива является его направленность, вторым — социально одобряемая цель, третьим — добровольный характер объединения. Существенным признаком коллектива является также его целостность, что выражается в том, которая коллектив выступает как система.

Стадии и уровни развития коллектива. Центральное звено групповой структуры образует сама предметная деятельность группы. Второй слой представляет собой фиксацию отношения каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям и задачам.

Третий слой фиксирует собственно межличностные отношения, опосредованные деятельностью.

Четвертый слой также фиксирует межличностные отношения, однако ту их часть, которая построена на непосредственных эмоциональных контактах, где коллективные цели деятельности не выступают в роли основного фактора.

Л. И. Уманский выделил обязательные параметры коллектива: социальная направленность, организованность, подготовленность и психологическая коммуникативность. В процессе развития группы к коллективу он выделил следующие этапы: группа-кооперация, группа-автономия, группа-коллектив. Типология групп представлена на рис. 6.

Основные ПОНЯТИЯ

Адаптация социальная — процесс и результат приспособления индивида к условиям новой социальной среды.

Группа — человеческая общность, выделяемая в социальном целом на основе определенного признака (классовой принадлежности, наличия или характера совместной деятельности, уровня развития межличностных отношений, особенностей организации и т. п.).

Группообразование — процесс превращения первоначально случайной общности людей в обособленную малую группу, обладающую определенной структурой и типологическими признаками (коллектив, корпорацию и др.). Группа-коллекгив Группа-автономия Группа-кооперация
Зона положительного влияния группы на личность
Зона отрицательного влияния группы на личность
Дезинтеграция Интраэгоизм “Антиколлектив”

Только

созданная

группа Коллективы
2 1
Диффузная
Опосредование межличностных
группа
отношений содержанием
5
деятельности Преступная

ассоциация Мафия

(корпорация)

Рис. 6. Типология групп Конформность (от лат. “подобный”, “сообразный”) — тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям окружающих, стремление приспособить его к их требованиям.

Коллектив (от лат. “собирательный”) — группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредствованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Климат социально-психологический (от греч. “наклон”) — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Поведение — присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Поведение человека трактуется как имеющая природные предпосылки, но в своей основе социально обусловленная, опосредствованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичной формой которой является труд, а атрибутом — общение.

Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является, от групповых норм, ценностных ориентаций, ролевых предписаний.

Референтность (от лат. “сообщающий”) — зависимость субъекта от других людей, проявляющаяся как избирательное отношение к ним в условиях, когда необходимо понять, оценить объект, вообще как-то отнестись к нему.

Объектом референтных отношений может быть или группа, членом которой является субъект, или группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником, или отдельный человек, в том числе не существующий реально (например, литературный герой).

Факт референтности индивида для других членов группы устанавливается с помощью специальной процедуры — референтометрии.

Социометрия (от лат. “общество” и греч.

“измеряю”) — одно из направлений западной социальной психологии и разработанная в его русле совокупность измерительно-исследовательских процедур, основу которых составляют различные варианты социометрической методики.

Для достижения “общественной гармонии”, по мнению ее автора Дж. Морено, достаточно согласовать между собою макро- и микроструктуры общественных отношений и сделать так, чтобы люди в них располагались по их взаимным симпатиям.

Уровень группового развития — характеристика сформирован- ности межличностных отношений, выражающаяся в группо- образовании.

Понятие лидерства относится к характеристике психологических отношений, возникающих в группе “по вертикали”, т. е. с точки зрения доминирования и подчинения. Понятие руководства относится к организации всей деятельности группы, к процессу управления этой группой. Различия между лидером и руководителем: 1)

лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений, а руководитель — официальных; 2)

лидерство — элемент микросреды, а руководство — макросреды, т. е. оно связано со всей системой общественных отношений; 3)

лидерство возникает стихийно, а руководство назначается или избирается; 4)

лидерство менее, а руководство более стабильно; 5)

руководство обладает установленной системой санкций, а лидер — не обладает; 6)

сфера деятельности лидера уже, чем руководителя.

Вместе с тем и лидер, и руководитель имеют дело с одним

типом задач: стимулировать группу; нацеливать ее на решение определенных задач; заботиться о средствах, с помощью которых можно решить эти задачи.

Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство есть характеристика социальных отношений в группе. Следует также различать понятия “лидер” и “авторитет”, которые не тождественны: лидер должен организовывать решение какой-либо задачи, авторитет же такой функции не выполняет; он может просто выступать как пример, идеал.

Существует три основных подхода в понимании происхождения лидерства.

Теория черт (или харизматическая теория, от “харизма” — “благодать”) концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера.

Она возникла из немецкой идеалистической психологии конца XIX — начала XX в. Лидером, по данной теории, может быть лишь человек, обладающий определенным набором личностных качеств.

Однако задача составить исчерпывающий перечень таких качеств оказалась неразрешимой.

Ситуационная теория лидерства возникла в рамках групподинамического подхода (авторы — Г. Гибли и М. Форверг), рассматривающего лидерство как продукт ситуации. В соответствии с этой теорией существует четыре модели, объясняющие, почему опре-деленные люди становятся лидерами: 1)

если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключается возможность, что он станет таковым и в другой ситуации; 2)

вследствие воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются группой как “лидеры вообще”; 3)

человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, который начинает “работать” на него и в других ситуациях; 4)

в человеке присутствуют определенные личностные черты, и поэтому отдельным людям свойственно “искать посты”, вследствие чего они ведут себя именно так, что им “дают посты”.

Синтетическая теория лидерства. Лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом.

Лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует с точки зрения задач и целей группы, хотя и структура личности лидера имеет значение.

Основное содержание данного подхода в том, что весь феномен лидерства рассматривается в контексте совместной групповой деятельности.

П Стили лидерства и руководства

Стиль лидерства (стиль руководства) — это типичная для лидера (руководителя) система приемов воздействия на ведомых (подчиненных). К.

Левин выделил три основных стиля лидерства: авторитарный (жесткие способы управления, пресечение чьей- либо инициативы и обсуждения принимаемых решений и т. п.), демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы и т. п.

) и анархичный (отказ от управления, устранение от руководства и т. п.). Приняты следующие варианты описания данных стилей: директивный, коллегиальный, либеральный и др.

В отечественной социальной психологии показано, что стили лидерства являются предпосылкой и следствием уровня группового развития. Они зависят также от содержания совместной деятельности, которая лежит в основе межличностных отношений в группе.

Типичным для групп высшего уровня развития является демократичный стиль лидерства (руководства), предполагающий ответственность руководителя перед коллективом и сознательное подчинение руководителю, адекватное возложение ответственности, максимум централизации и демократичности.

В корпорациях принят авторитарный стиль — бюрократический централизм (особенно в условиях фашистских и полуфашистских диктатур), характеризующийся максимумом централизации и минимумом демократичности.

При низкой социальной ценности факторов, обусловливающих отношения между членами группы, возможен также анархичный стиль лидерства в асоциальных ассоциациях.

П Процесс принятия групповых решений

Данная проблема тесно связана с феноменами лидерства и руководства. Ее детально изучал К. Левин.

Формы групповых дискуссий: совещание, брейншторминг — “мозговая атака” (термин введен А. Осборном), когда группа разбивается на “генераторов идей” и критиков”, метод синек- тики (введен У. Гордоном) — метод соединения разнородного — состоит в выдвижении “синекторов” — затравщиков дискуссии, которые ее и проводят.

Исследованиями установлено, что групповые решения в большей мере включают в себя момент риска, чем индивидуальные (сдвиг риска).

При этом групповая дискуссия приводит к своеобразному явлению внутри группы, получившему название “поляризация группы” (сущность его заключается в том, что в ходе групповой дискуссии противоположные мнения не только обнажаются, но и вызывают принятие или отвержение их всей массой членов группы. Более “средние” мнения как бы отмирают).

Наиболее общими показателями эффективности групповой деятельности являются производительность труда, удовлетворенность трудом, удовлетворенность межличностными отношениями в группе и др.

Основные ПонЯТИЯ

Авторитет (от лат. “влияние”, “власть”) — влияние, которым пользуется группа или индивид в различных сферах жизни, основанное на признании их опыта, знаний, нравственных достоинств и т. д.

Ассоциация в социальной психологии — группа, в которой отсутствуют объединяющая ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредствующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения.

Групповая поляризация (от лат.

“сдвиги”, “смещение к полюсу, краю”) — социально-психологическое явление, характеризующееся тем, что в ходе групповой дискуссии изначально разноречивые мнения отдельных членов группы к завершению обсуждения не сглаживаются, а, напротив, обостряются, разделяя группу на две противоборствующие, полярные по своим позициям группировки. Частный случай групповой поляризации — сдвиг к риску. Явление, противоположное групповой поляризации и состоящее в происходящем по ходу дискуссии сближении изначально разноречивых мнений, получило название групповой нормализации.

Групповое принятие решений — осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи. Корпорация (от лат.

“объединение”, “сообщество”) — организованная группа, характеризующаяся замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узкоиндивидуалистических интересов.

Лидерство — отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

Руководитель — лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности.

Сдвиг к риску — возрастание рискованности групповых или индивидуальных решений после проведения групповой дискуссии по сравнению с первоначальными решениями членов группы.

Эффективность группы (от лат. “исполнение”, “действие”) — соответствие результатов общественно полезной деятельности группы (коллектива) тем задачам, которые перед ней стоят.

Задания для самостоятельной работы Аннотирование или конспектирование литературы 1.

Андреева Г. М. Социальная психология. — 2-е изд. — М., 1988. 2.

Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982. 3.

Промышленная социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, А. П. Свенцицкого. — Л., 1982.

Темы докладов и рефератов 1.

Социальная психология как наука. 2.

Основные закономерности общения и взаимодействия людей. 3.

Структура общения и ее основные составляющие. 4.

Эффекты восприятия и психологическое воздействие в процессе общения. 5.

Социальная психология групп и организаций. 6.

Феномен лидерства и руководства: общее и различное. 7.

Стили лидерства и их характерные отличия.

Список использованной и рекомендуемой литературы 1.

Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. — М., 1983. 2.

Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., 1987. 3.

Головаха Е. И. Структура групповой деятельности: Социально-психологический анализ. — К., 1979. 4.

Казмиренко В. П. Социальная психология организаций. — К., 1994. 5.

Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. — М., 1991. 6.

Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. — М.,1967. 7.

Леонтьев А. Н. Психологическая теория деятельности // Избр. пси- хол. пр.: В 2 т. — М., 1983. — Т. 2. 8.

Морено Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. — М., 1958. 9.

Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л., 1979. 10.

Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. — М., 1989. 11.

Пригожин А. И. Социальная организация. — М., 1980. 12.

Психологическое обеспечение социального развития человека / Под ред. А. А. Крылова // Экспериментальная и прикладная психология. — Л., 1989. 13.

Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива / Под ред. Б. Д. Парыгина. — Л., 1986. 14.

Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. — Л., 1979. 15.

Теоретическая и прикладная социальная психология. — М., 1988. 16.

Шакуров Р. X. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. — М., 1982. 17.

Шибутани Т. Социальная психология. — М., 1968. 18.

Щёкин Г. В. Практическая психология менеджмента: В 2 кн. — К., 1993.

Источник: http://www.med24info.com/books/osnovy-psihologicheskih-znaniy-ucheb-posobie-4-e-izd-stereotip-k-maup-128-s-il-bibliogr-v-konce-razd/glava-19-psihologiya-grupp-11143.html

Medic-studio
Добавить комментарий