47.Психология массовых психических явлений.: Одновременное проявление одной из сторон сознания многих людей

Психология массовых психических явлений

47.Психология массовых психических явлений.: Одновременное проявление одной из сторон сознания многих людей

Среди стихийных социально-психологических процессов выделяют заражение, подражание и массовое внушение.

Заражение – передача на психофизиологическом уровне эмоционального состояния от одного индивида к другому; при обратной связи заражение возрастает и приобретает вид циркулярной реакции.

Феномен заражения был известен на самых разных этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники.

Подражание – организация индивидом своего поведения в результате следования какому-либо примеру, образцу; в условиях толпы подражание чаще всего является неосознанным и потому тесно связано с заражением.

Его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, а воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Примеры подражания: дворянство – королевскому двору, провинция – центру, подражание одного класса общества другому и т.д.).

Массовое внушение – вид коммуникации, предполагающий некритическое восприятие группой людей сообщаемой информации; источником внушения могут быть отдельный индивид, группа, СМИ.

Одним из популярных методов массового внушения сейчас является реклама. Здесь разработана особая концепция «имиджа».

Имидж – это специфический образ воспринимаемого предмета, когда ракурс восприятия умышленно смещен и акцентируются лишь определенные стороны объекта. Поэтому достигается иллюзорное отображение объекта или явления.

Между имиджем и реальным образом есть расхождения в достоверности, т.к. имидж сгущает краски образа и выполняет функцию механизма внушения.

Толпа –формируется непреднамеренно, в силу стечения обстоятельств, и поэтому сложноуправляема.

Толпа – бесструктурное и неосознанное скопление людей по поводу конкретного события (происшествия), обусловленное сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. (агрессивная толпа, паническая толпа, повстанческая толпа (направлена против властей), стяжательная толпа (стремиться получить выгоду перед другими).

Факторы образования стихийных групп (и толпы в том числе):

1. Общественное мнение – общность суждений членов группы в связи с событием.

2. Событие (повод), объединивший людей.

3. Совместные действия, связанные с поводом.

Виды толпы в зависимости от поведения

Агрессивная толпа – образуют люди объединенные слепой ненавистью некоторому объекту.

Паническая толпа – возникает в ситуациях реальной или воображаемой опасности.

Стяжательная толпа – образуется в результате стремления массы людей получить выгоду перед другими.

Повстанческая толпа – образует группа людей, возмущенная действием властей.

2. Механизмы и типы поведения в толпе

Среди стихийных социально-психологических механизмов поведения в толпе выделяют заражение, подражание и массовое внушение.

Заражение – передача на психофизиологическом уровне эмоционального состояния от одного индивида к другому; при обратной связи заражение возрастает и приобретает вид циркулярной реакции.

Феномен заражения был известен на самых разных этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники.

Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего–то поведения, лишь подчиняясь ему. Мера, в которой различные аудитории поддаются заражению, зависит, конечно, и от общего уровня развития личностей, составляющих эту аудиторию, и от уровня развития их самосознания.

Механизм заражения в СП размаривается в условиях антисациального, неорганизованного поведения, однако он может иметь силу и в массовых, сознательных действиях.

До сих пор практически неисследованы роли заражения в организованном , социально одобряемом поведении, например заражение личным примером в различных массовых производственных ситуациях, при проведении спасательных работ с ситуации различных катастроф и т.д.

Подражание – организация индивидом своего поведения в результате следования какому-либо примеру, образцу; в условиях толпы подражание чаще всего является неосознанным и потому тесно связано с заражением.

Его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, а воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Примеры подражания: дворянство – королевскому двору, провинция – центру, подражание одного класса общества другому и т.д.).

Массовое внушение – вид коммуникации, предполагающий некритическое восприятие группой людей сообщаемой информации; источником внушения могут быть отдельный индивид, группа, СМИ.

Одним из популярных методов массового внушения сейчас является реклама. Здесь разработана особая концепция «имиджа».

Имидж – это специфический образ воспринимаемого предмета, когда ракурс восприятия умышленно смещен и акцентируются лишь определенные стороны объекта. Поэтому достигается иллюзорное отображение объекта или явления.

Между имиджем и реальным образом есть расхождения в достоверности, т.к. имидж сгущает краски образа и выполняет функцию механизма внушения.

Различие между внушением и заражением, подражанием (см выше):

От заражения внушение отличается тем, что 1) при заражении вся толпа поддается общему эмоциональному состоянию, при внушении та часть толпы которая внушает (или человек – суггестор) не поддается этому общему эмоциональному состоянию, в отличие от всей толпы.

Процесс внушения односторонний процесс. Один человек действует на другого или группу(обратной связи, как правило нет). Внушение имеет как правило вербальный характер, а заражение необязательно. При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации.

3.Влияние толпы на личность.

Влияние толпы на личность зависит от уровня развития личности, от ее интересов, установок, ценностей и т.д. Если толпа затрагивает проблемы личности, то личность становиться членом толпы и участником ее стихийного поведения. Т.е. ему свойственны такие механизмы поведения в толпе как заражение, подражание и внушение.

Если же индивид не разделяет мнение толпы по каким-то своим личностным качествам или убеждениям он не принимает мнение толпы: либо уходит от участия в ней (хотя это не всегда возможно – толпа неуправляема, если она агрессивно настроена, она может угрожать жизни индивиду), либо противостоит ей и может оказать существенное влияние на толпу (если это не агрессивная толпа).

Если толпа примет его убеждения он может стать лидером.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/8_76797_psihologiya-massovih-psihicheskih-yavleniy.html

Предмет общей психологии. Психические явления. Психические процессы, психические свойства, психические состояния

47.Психология массовых психических явлений.: Одновременное проявление одной из сторон сознания многих людей

Общая психология — это область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека.

статьи:

  • Психические процессы
  • Психические свойства
  • Психические состояния

Этот раздел изучается с 1 курса психологического факультета, так как знания, полученные по данному предмету, являются основой для изучения дальнейшего материала по всем разделам психологии. Результаты исследований в области общей психологии также являются базой для развития всех отраслей и разделов психологической науки.

Общая психология изучает познавательные процессы, закономерности и свойства психики, проявления различных психических явлений, разнообразные теории и концепции выдающихся психологов, формирует понятия и термины.

Предметом общей психологии являются психические явления, т.е. психические процессы, психические свойства, психические состояния.

Психические явления – это общепсихологическая категория, которая включает в себя разнообразные проявления психики, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Психические процессы

Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Особенность психических процессов состоит в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие, т.е. являются актуальным откликом на происходящее.

Например, пока на организм действует какой-либо раздражитель (допустим, человек слышит музыку), соответствующие анализаторы воспринимают информацию и передают ее в мозг.

Если раздражитель прекратит свое воздействие (музыку выключат), то и ощущения прекратятся, ведь воспринимать будет нечего.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. На их основе формируются определенные состояния, знания, умения, навыки.

Виды психических процессов:

  • Познавательные психические процессы:

— ощущение;

— восприятие;

— память;

— внимание;

— мышление;

— воображение;

— речь.

2) Эмоционально-волевые психические процессы:

— эмоции;

— воля.

Стоит отметить, что выделение конкретных психических процессов весьма условно. Большинство психологов считает, что эти процессы тесно взаимосвязаны, и даже сливаются в один единый целостный процесс – психику.

Психические свойства

Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Это психические явления, которые реализуются в определенном социуме.

К психическим свойствам относятся:

  1. Темперамент;
  2. Характер;
  3. Способности;
  4. Направленность.

Говоря о психических свойствах личности, мы говорим о существенных, более или менее устойчивых, постоянных ее особенностях. Это те особенности, которые отличают каждого человека. Их совокупность определяет индивидуальность человека, ведь нельзя встретить 2 людей с совершенно одинаковыми психическими свойствами.

Не стоит путать какие-то единичные случаи проявления каких-либо черт с психическими свойствами. Ведь каждому из нас случалось что-то забыть, но не для всех «забывчивость» является характерной чертой.

Всякий находился когда-нибудь в раздраженном состоянии, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых.

Таким образом, психическим свойством может быть лишь устойчивая и постоянная особенность человека, которая вырабатывается и формируется в ходе жизни.

Психические состояния

Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качество функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.

Классификация психических состояний

— желания;

— интересы;

— влечения и др.

2) Эмоциональные состояния:

— настроение;

— депрессия;

— эйфория;

— стресс и др.

3) Волевые состояния:

— решительность;

— инициативность и др.

4) Состояния разных уровней организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности):

— сон;

— дремота;

— гипноз и др.

Психические состояния являются относительно устойчивой совокупностью всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Они характеризуют состояние психики в целом. Психические состояния, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью.

Так, состояние депрессии обычно может длиться годами (продолжительное состояние), а гнев обычно проходит быстро (кратковременное состояние); бывают слабо выраженные состояния (легкая тоска), а бывают сильные, глубокие состояния (страстная любовь); психическое состояние сна направлено на расслабление организма и восстановления сил, а психическое состояние решительности направлено на достижение поставленной цели.

Разнообразные виды психологических состояний тесно связаны друг с другом, что порой очень сложно разъединить некоторые состояния. Например, состояние напряженности очень часто тесно связано с состояниями утомления, монотонности труда, агрессии и др. А состояние расслабленности связано с состояниями удовольствия, сна, усталости и т.д.

Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и регулярно повторяясь, могут стать частью личности, т.е. ее психическим свойством. Также они могут способствовать или тормозить деятельность.

Источник: https://impsi.ru/general-psychology/predmet-obshhej-psihologii-psihicheskie-yavleniya-protsessy-svojstva-sostoyaniya/

3. Психология массовых психических явлений

47.Психология массовых психических явлений.: Одновременное проявление одной из сторон сознания многих людей

Среди стихийныхсоциально-психологических процессоввыделяют заражение,панику,подражаниеи массовоевнушение.

Заражениепередачана психофизиологическом уровнеэмоционального состояния от одногоиндивида к другому;при обратной связи заражение возрастаети приобретает вид циркулярной реакции.

Феномен заражениябыл известен с древности и имелмногообразные проявления: массовыевспышки различных душевных состояний,возникающих во время ритуальных танцев,спортивного азарта, ситуаций паники ипр. Особой ситуацией, где усиливаетсявоздействие через заражение, являетсяситуация паники.

В самом общем видезаражениеможно определить как бессознательнуюневольную подверженность индивидаопределенным психическим состояниям.

Она проявляется не через более или менееосознанное принятие какой-то информацииили образцов поведения, а через передачуопределенного эмоционального состояния,или «психического настроя»

Поскольку этоэмоциональное состояние возникает вмассе, действует механизм многократноговзаимного усиления эмоциональныхвоздействий общающихся людей. Индивидздесь не испытывает организованногопреднамеренного давления, но простобессознательно усваивает образцычьего-то поведения, лишь подчиняясьему.

Многие исследователи констатируютналичие особой «реакциизаражения»,возникающей особенно в больших открытыхаудиториях, когда эмоциональное состояниеусиливается путем многократногоотражения по моделям обычной цепнойреакции.

Эффект имеет место прежде всегов неорганизованной общности, чаще всегов толпе, выступающей своеобразнымускорителем, который «разгоняет»определенное эмоциональное состояние.

Важным вопросомпри исследовании заражения являетсявопрос о той роли, которую играет уровеньобщности оценок и установок, свойственныхмассе людей, подверженных психическомузаражению.

Хотя вопрос этот недостаточноизучен в науке, в практике найдены формыиспользования этих характеристик вситуации заражения. Так, в условияхмассовых зрелищ стимулом, включающимпредшествующую заражению общность например, популярного актера,являются аплодисменты.

Они могут сыграть роль импульса, вследза которым ситуация будет развиватьсяпо законам заражения.

Знание такогомеханизма использовалось, в частности,в фашистской пропаганде, где быларазработана особая концепция повышенияэффективности воздействия на открытуюаудиторию путем доведения ее до открытоговозбуждения: до состояния экстаза.Нередко к этим приемам прибегают идругие политические лидеры.

Мера, в которойразличные аудитории поддаются заражению,зависит, конечно, и от общего уровняразвития личностей, составляющихаудиторию, и – более конкретно – отуровня развития их самосознания.

В этомсмысле справедливо утверждение, что всовременных обществах заражение играетзначительно меньшую роль, чем на начальныхэтапах человеческой истории.

Справедливоотмечено, что чемвыше уровень развития общества, темкритичнее отношение индивидов к силам,автоматически увлекающим их на путьтех или иных действий или переживаний,тем,следовательно, слабеедействие механизма заражения.

Традиция, сложившаясяв социальной психологии, обычнорассматривает феномен заражения вусловиях антисоциального и неорганизованногоповедения (различные стихийные бедствияи пр.), однако этот тип поведения можетиметь проявления и в массовых сознательных,социальных действиях.

Интерпретацияих с точки зрения лишь процессов зараженияснижает значимость этих действий, ноучет фактора заражения, например, в ходеразличных митингов и манифестацийнеобходим. Задача социальной психологиисостоит в том, чтобы дать конкретныйанализ механизма заражения, его форм вситуациях различной социальнойзначимости.

В частности, до сих порпрактически неисследованным остаетсявопрос о роли заражения в организованном,социально одобряемом поведении, напримерзаражениеличным примеромв различных массовых производственныхситуациях, при проведении спасательныхработ в ситуации различных катастрофи т.д.

Возможно, что в этих случаяхоткроются какие-то новые стороны феноменазаражения, например его компенсаторнаяфункция в условиях недостаточнойорганизации и т.п.

Таким образом,нельзя сказать, что в современныхусловиях проблема заражения абсолютноустарела.

Никакой рост самосознания неотменяет таких форм психическогозаражения, которые проявляются в массовыхсоциальных движениях, особенно в периодынестабильности общества, например вусловиях радикальных социальныхпреобразований.

Социальная психологияв большом долгу перед обществом приизучении этой проблемы: здесь покасуществуют лишь отрывочные описания инаблюдения, но по существу нет серьезныхисследований.

Особой ситуацией,где усиливается воздействие череззаражение, является ситуация паники.

Паникавозникает в массе людей как определенноеэмоциональное состояние, являющеесяследствием либо дефицита информации окакой-либо пугающей или непонятнойновости, либо избытка этой информации.

Сам термин происходит от имени греческогобога Пана, покровителя пастухов, пастбищи стад, вызывавшего своим гневом безумиестада, бросавшегося в огонь или пропастьпо незначительной причине.

Непосредственнымповодом к панике является появлениекакого-то известия, способного вызватьсвоеобразный шок. В дальнейшем паниканаращивает силу, когда включается вдействие рассмотренный механизмвзаимного многократного отражения.Заражение, возникающее при панике,нельзя недооценивать, в том числе и всовременных обществах.

Широко известенпример возникновения массовой паникив США 30 октября 1938 г. после передачи,организованной радиокомпанией Эн-би-сипо книге Г. Уэллса «Война миров».

Массырадиослушателей самых различныхвозрастных и образовательных слоев (поофициальным данным, около 1 200 000 человек)пережили состояние, близкое к массовомупсихозу, поверив во вторжение марсианна Землю.

Хотя многие из них точно знали,что по радио передается инсценировкалитературного произведения (трижды этообъяснялось диктором), приблизительно400 тыс. человек «лично» засвидетельствовали«появление марсиан». Это явление былоспециально проанализировано американскимипсихологами.

Паника относитсяк таким явлениям, которые чрезвычайнотрудно поддаются исследованию. Ее нельзянепосредственно наблюдать, во-первых,потому, что никогда заранее не известнысроки ее возникновения, во- вторых,потому, что в ситуации паники весьмасложно остаться наблюдателем: в том-тоее сила и заключается, что любой человек,оказавшись «внутри» системы паники, втой или иной степени поддается ей.

Исследованияпаники остаются на уровне описаний,сделанных после ее пика. Эти описанияпозволили выделить основные циклы,которые характерны для всего процессав целом. Знание этих циклов очень важнодля прекращения паники.

Это возможнопри условии, что находятся силы, способныевнести элемент рациональности в ситуациюпаники, определенным образом захватитьруководство в этой ситуации. Кромезнания циклов, необходимо также ипонимание психологического механизмапаники, в частности такой особенностизаражения, как бессознательное принятиеопределенных образцов поведения.

Еслив ситуации паники находится человек,который может предложить образецповедения, способствующий восстановлениюнормального эмоционального состояниятолпы, есть возможность панику прекратить.

Подражаниеорганизацияиндивидом своего поведения в результатеследования какому-либо примеру, образцу.В условиях толпы подражание чаще всегоявляется неосознанным и потому тесносвязано с заражением.

Его спецификасостоит в том, что здесь осуществляетсяне простое принятие внешних чертповедения другого человека или массовыхпсихических состояний, а воспроизведениеиндивидом черт и образцов демонстрируемогоповедения.

Примеры подражания: дворянство– королевскому двору, провинция –центру, подражание одного класса обществадругому и т.д.

Массовое внушение– вид коммуникации, предполагающийнекритическое восприятие группой людейсообщаемой информации; источникомвнушения могут быть отдельный индивид,группа, СМИ. Одним из популярных методовмассового внушения сейчас являетсяреклама.Здесь разработана особая концепция«имиджа».

Имидж– это специфическийобраз воспринимаемого предмета, когдаракурс восприятия умышленно смещен иакцентируются лишь определенные стороныобъекта.Поэтому достигается иллюзорноеотображение объекта или явления. Междуимиджем и реальным образом естьрасхождения в достоверности, т.к.

имиджсгущает краски образа и выполняетфункцию механизма внушения.

Внушение представляетсобой особый вид воздействия, а именноцеленаправленное, неаргументированноевоздействие одного человека на другогоили на группу. При внушении осуществляетсяпроцесс передачи информации, основанныйна ее некритическом восприятии.

Частовсю информацию, передаваемую от человекак человеку, классифицируют с точкизрения меры активности позициикоммуникатора, различая в ней сообщение,убеждение и внушение. Именно эта третьяформа информации связана с некритическимвосприятием. Предполагается, что человек,принимающий информацию, в случае внушенияне способен на ее критическую оценку.

Естественно, что в различных ситуацияхи для различных групп людей меранеаргументированности, допускающаянекритическое принятие информации,становится весьма различной.

Явление внушенияисследуется в психологии давно, правда,в большей степени оно изучено в связис медицинской практикой или с некоторымиконкретными формами обучения. Внушение,«суггестия»,как социально-психологическое явлениеобладает глубокой спецификой, поэтомуправомерно говорить об особом явлении«социальной суггестии».

В остальном всоциально-психологическом исследованиисохраняется терминология, используемаяв других разделах психологическойнауки, изучающей это явление: человек,осуществляющий внушение, называетсясуггестор;человек, которому внушают, т.е. выступающийобъектом внушения, называется суггеренд.

Явление сопротивления внушающемувоздействие называется контрсуггестией.В отечественной литературе впервыевопрос о значении социальной суггестиибыл поставлен в работе В. М. Бехтерева«Внушение и его роль в общественнойжизни» (1903).

При анализе внушения какспецифического средства воздействиявстает, естественно, вопрос о соотношениивнушения и заражения.

В литературе нетоднозначного ответа на этот вопрос. Дляодних авторов внушение является однимиз видов заражения наряду с подражанием,другие подчеркивают отличия внушенияот заражения, которые сводятся кследующему:

1) при зараженииосуществляется сопереживание большоймассой людей общего психическогосостояния, внушение же не предлагаеттакого «равенства» в сопереживанииидентичных эмоций: суггестор здесь неподвержен тому же самому состоянию, чтои суггеренд. Процесс внушения имеетодностороннюю направленность – это неспонтанная тонизация состояния группы,а персонифицированное, активноевоздействие одного человека на другогоили на группу;

2) внушение, какправило, носит вербальный характер,тогда как при заражении, кроме речевоговоздействия, используются и иные средства(восклицания, ритмы и пр.) (Парыгин, 1971).С другой стороны, внушение отличаетсяот убеждения тем, что непосредственновызывает определенное психическоесостояние, не нуждаясь в доказательствахи логике (Бехтерев, 1903).

Убеждение, напротив,построено на том, чтобы с помощьюлогического обоснования добитьсясогласия от человека, принимающегоинформацию.

При внушении же достигаетсяне согласие, а просто принятие информации,основанное на готовом выводе, в то времякак в случае убеждения вывод долженбыть сделан принимающим информациюсамостоятельно.

Поэтому убеждениепредставляет собой преимущественноинтеллектуальное, а внушение –преимущественно эмоционально-волевоевоздействие.

Именно поэтомупри изучении внушения установленынекоторые закономерности относительнотого, в каких ситуациях и при какихобстоятельствах эффект внушенияповышается, Так, если говорить не омедицинской практике, а о случаяхсоциальной суггестии, то доказаназависимость эффекта внушения от возраста:в целом дети более поддаются внушению,чем взрослые.

Точно так же в большеймере внушаемыми оказываются людиутомленные, ослабленные физически, чемобладающие хорошим самочувствием. Носамое главное заключается в том, чтопри внушении действуют специфическиесоциально-психологические факторы.

Так, например, в многочисленныхэкспериментальных исследованияхвыявлено, что решающим условиемэффективности внушения являетсяавторитет суггестора, создающий особый,дополнительный фактор воздействия –доверие к источнику информации. Этот«эффект доверия» проявляется как поотношению к личности суггестора, так ипо отношению к той социальной группе,которую данная личность представляет.

Авторитет суггестора и в том, и в другомслучаях выполняет функцию так называемойкосвенной аргументации, своего родакомпенсатора отсутствия прямойаргументации, что является специфическойчертой внушения.

В каждом случаеосуществление воздействия при помощиуказанных способов наталкивается нату или иную степень критичности личностей,составляющих массу.

Воздействие вообщене может быть рассмотрено какоднонаправленный процесс: всегдасуществует и обратное движение – отличности к оказываемому на нее воздействию.Особое значение все это приобретает встихийных группах.

Стихийные группы идемонстрируемое в них массовое поведениеи массовое сознание являются существеннымкомпонентом различных социальныхдвижений.

Источник: https://studfile.net/preview/5772811/page:6/

Психология массовидных явлений

47.Психология массовых психических явлений.: Одновременное проявление одной из сторон сознания многих людей

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Массовидые явления

Психология толпы

Виды толп

Заключение

fВведение

Массовидные явления (массовидные явления психики) – социально-психологические явления, возникающие в человеческих массах (группа, толпа, население, нация и пр.).

Совпадающие оценки и установки, принятые стереотипы и внушенные образцы поведения, связанные с более или менее одновременно переживаемыми психическими состояниями людей, как результат коммуникаций в группах больших.

Сюда относятся многообразные виды поведения толпы, истерия массовая и паника массовая, слухи, моды, подражание, заражение, внушение и пр., а также социально-психологические особенности народов, настроения общественные, мнение общественное и пр.

Систематическое изучение явлений массовидных началось в рамках двух независимых течений в XIX в.: в психологии народов (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт) и психологии масс (Г. Лебон, Г. Тард, Ш. Сигеле, В. Парето). Ныне они исследуются в психологии групп больших, в психологии пропаганды, в психологии торговли.

Большой социальной группой называют такую совокупность людей, которая включает в себя десятки и сотни тысяч людей, объединенных друг с другом но определенным социально-демографическим признакам, например по полу, возрасту, профессии, образованию, социальной принадлежности, вероисповеданию и т. п.

Большие социальные группы отличаются от малых и средних не только по величине, но и по организованности. Самой организованной из всех социальных групп является малая группа. Официально существующие средние социальные группы также отличаются сравнительно высоким уровнем внутренней организации, но кое в чем они все же уступают малым группам.

В средних социальных группах, как правило, отсутствуют между всеми их участниками, например, определенные личные и деловые взаимоотношения, а члены таких групп не всегда лично знают друг друга и не во всех ситуациях ведут себя одинаково, не действуют как единый, слаженный механизм.

В психологии и поведении участников средних социальных групп, кроме того, гораздо меньше общего, чем в психологии и поведении членов малых социальных групп.

Еще менее, организованными, выступают большие социальные группы. Большинство их участников не только не имеют между собой определенных взаимоотношений, но чаще всего лично друг друга не знают (иногда даже и не подозревают о существовании друг друга).

Люди, входящие в состав одной большой социальной группы, могут проживать на значительном расстоянии друг от друга, например, находиться в отдаленных друг от друга регионах большой по территории страны или даже в разных государствах (например, те, кто придерживается одной и той же веры, имеют одинаковый возраст, профессию, образование и т. п.).

«Толпа – это универсальное средство «усреднения людей» – писал в своей работе Гюстав Лебон. В толпе исчезает личность. Чувства и мысли индивидов толпы нивелируются, она обладает как бы единой душой.

Можно привести массу примеров, как вполне простое скопление людей начинает мыслить одинаково и становится неуправляемым. Причем люди делают это неосознанно, просто «как все». Нередко толпу используют как инструмент – политические митинги, шествия, демонстрации.

Поэтому психология толпы всегда актуальная тема для исследования со стороны психологии.

Исследованием толпы занимались многие специалисты. Французский социолог Г. Лебон в конце XIX в. первым предпринял научные попытки подойти к проблеме толпы.

Представитель немецкой психологии народов Вундт изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов.

Основное развитие идея получила в 1900 году в первом томе десятитомной “Психологии народов”.

В России идеи психологии народов развивались в учении известного лингвиста А. А. Потебни. Основная идея его концепции – принципиальный вопрос о том, что существует нечто, кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы, и индивидуальное сознание в определенной степени задается ею.

В России конца XIX – начала XX веков оригинальные исследования массовидных явлений проводили М. Г. Михайловский (субъективная социология), затем В.М. Бехтерев (коллективная рефлексология), А. Л. Чижевский (гелиопсихология).

В 30е же годы большая часть исследований в области социальной и политической психологии были сочтены неактуальными для социалистического общества и идеологически вредными.

Цель данной работы изучить психологические особенности толпы и массовидных явлений.

Акстуальность моей работы в том, что эта тема изучается по сей день и несет свой вклад в изучение психологии.

Задачи – определить, как формируется толпа, какие ее виды можно выделить, каковы у толпы особенности и характеристики и что влияет на поведение толпы и массовидные явления.

fМассовидные явления

У социальных объединений, называемых большими социальными группами, нет внутренней организации, единых органов управления. Они не имеют общей, объединяющей их цели или совместной деятельности.

С точки зрения классификации социальных групп, они представляют собой не реальные, а номинальные группы, то есть выделяются лишь для конкретных исследовательских целей. Такие группы принято называть массами людей, имея в виду низкий уровень их организованности и указанные выше признаки.

Именно их обычно выделяют и исследуют социологи. Интересующее нас в данной главе понятие “массовидные явления психики” характеризует именно такие социальные группы.

Имеются и определенные отличия в социально-психологических явлениях, характеризующих малые, средние и большие социальные группы, в частности, в особенностях складывающихся в них взаимоотношений.

Малые социальные группы описываются через прямые или непосредственные межличностные взаимоотношения и общение лицом к лицу, то есть через отношения, которые представляют отдельных людей, вступающих друг с другом в контакты.

В средних социальных группах преобладают межгрупповыё отношения, то есть отношения, складывающиеся между отдельными составляющими их малыми группами. В больших социальных группах главным образом представлены широкие социальные отношения, то есть отношения, характеризующие общество в целом.

В большинстве случаев эти отношения не носят индивидуально-психологического характера. Это, например, экономические, правовые, политические и другие виды отношений.

Массовидные явления психики — это феномены, описываемые в психологических терминах и возникающие и существующие в больших социальных группах или массах людей.

В научной литературе по психологии масс чаще всего выделяются и обсуждаются следующие массовидные явления психики: массовое сознание, массовое настроение, массовое, или общественное, мнение, массовые психические состояния, массовые социальные установки, мода, слухи, вера (религия) и массовые реакции людей на рекламу — коммерческую и политическую. Дадим краткие определения перечисленным видам массовидных явлений психики.

Массовым сознанием называется средний уровень сознания масс людей, который включает их знания, образование, культуру, ценности, представления, оценки, социальные нормы.

Если исходить из содержания индивидуального сознания человека и переносить представление о нем на понимание сознания людей, входящих в ту или иную большую социальную группу, то мы получим самое общее понимание того, что представляет собой массовое сознание.

Правда, в этом случае оно будет иметь абстрактный и слишком обобщенный характер, поскольку его характеристика не будет полностью относиться ни к одному конкретному представителю данной массы людей.

Среди соответствующей массы людей могут оказаться индивиды, чье сознание будет существенно отличаться от сознания других ее участников и от среднего сознания всей массы людей.

Массовым настроением можно назвать общий, доминирующий в данном множестве людей психологический настрой.

Отличие массового настроя от индивидуального настроения заключается в том, что настроение отдельно взятых индивидов зависит от случайных обстоятельств их жизни, оно часто и периодически меняется. Настрой масс людей является гораздо более устойчивым.

Он мало зависит от настроения отдельных индивидов и в гораздо большей степени определяется социальными условиями, в которых в данный момент времени находится соответствующая масса людей.

Кроме того, для настроя масс людей не характерны столь глубокие периодические колебания, которые свойственны индивидуальному настроению. Так, например, в изменениях психологического настроя масс людей почти никогда не встречаются такие крайности, как эйфория или депрессия. Индивидуальному настроению они, в свою очередь, присущи.

Массовое, или общественное, мнение определяется как обобщенное (коллективное) мнение масс людей по какому-либо вопросу.

Оно практически никогда не бывает единым, и поэтому социологи — именно они чаще всего и занимаются изучением общественного мнения — представляют его в виде некоторого рода вероятностного распределения индивидуальных мнений большого количества людей.

В данном распределении (как правило, выборочном) называются разные точки зрения представителей одной и той же массы людей по обсуждаемому вопросу и указывается количество людей, придерживающихся той или иной точки зрения. Массовое (общественное) мнение устанавливается по тому воззрению, которого придерживается большинство участников данной массы.

Массовые психические состояния — это состояния, которые характеризуют большинство людей в соответствующей массе на данный момент времени.

Они, как и настроения, описываются в тех же терминах, с помощью которых характеризуются индивидуальные психические состояния (настроения) людей.

Что касается динамики массовых психических состояний, то в отношении ее справедливо все то, что выше говорилось о динамике массовых настроений.

Массовыми коммуникациями называют сложившуюся в современном обществе практику обмена информацией между массами людей с помощью различных материальных и технических средств, включая средства связи: печать, радио, телевидение, телефон, Интернет и т. п. Посредством массовых коммуникаций устанавливают общее в психологии и поведении масс людей, обменивающихся между собой разнообразной информацией, в частности разделяемые ими общие социальные установки.

Массовые социальные установки — это более или менее единообразное и устойчивое отношение масс людей к тому, что происходит с ними и вокруг них.

Трехкомпонентная структура индивидуальных социальных установок может быть перенесена и на массовые социальные установки.

В них также можно выделить знания масс людей о том или ином социальном событии или объекте, эмоциональное отношение к нему, реальные или потенциальные действия, предпринимаемые массами людей в отношении данного события или объекта.

Мода как массовидное явление психики представляет собой то, что в данный момент времени пользуется наибольшей популярностью среди масс людей.

Это не обязательно и не только мода в узком ее понимании — мода на какие-либо конкретные предметы быта или одежды; это также мода на мысли, идеи, произведения литературы или искусства, на все то, что со временем изменяется и может на некоторое время стать популярным среди масс населения.

Под слухами понимают не вполне достоверную, непроверенную, официально не подтвержденную информацию, распространяемую среди масс людей исключительно из уст в уста, то есть непосредственно от человека к человеку в процессе общения людей друг с другом.

Вера или религия — это то, во что верят массы людей, не требуя доказательства истинности этого и не сомневаясь в правильности своих убеждений. Традиционно под верой понимается то, о чем говорится в религиозных писаниях и что определяется представителями религии как истинное.

Это, например, суждения о том, существует или не существует Бог, о том, как устроен мир, как он возник, кто им управляет, каким образом должен вести себя человек в этом мире, от чего зависит его судьба, и другие вопросы. Вера как массовидное явление психики традиционными религиозными учениями не ограничивается.

Это может быть вера людей во что угодно, и не обязательно в то, что признается и провозглашается представителями официально существующих религий.

Иногда массовидным явлением психики также называют рекламу. Строго говоря, это не совсем верно, так как реклама — это только разновидность социальной активности людей.

Сама по себе реклама не выступает как массовидное психологическое явление и представляет собой скорее социальное явление.

Психологическим аспектом рекламы, относящим ее к массовидным психическим явлениям, становится восприятие и реагирование масс людей на рекламу.

Перейдем к более подробному обсуждению отдельных массовидных явлений психики, прежде всего тех, которые более всего изучены в социальной психологии масс: слухи, мода, паника, религия и реклама.

Психология толпы

человеческий масса психика

Толпа — стихийно возникшее (или утратившее организованность) и характеризующееся отсутствием общей для всех осознанной цели многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения.

Есть типичные жизненные ситуации и обстоятельства, в которых легко образуется многочисленное скопление людей (толпа). К ним относятся следующие:

— стихийные бедствия (землетрясения, крупные наводнения, пожары);

— общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро и т. д.);

— массовые зрелища (спортивные матчи, эстрадные концерты и т. п.);

— политические акции (митинги, демонстрации, политические выборы, забастовки и другие акции протеста);

— места массовых гуляний и отдыха (стадионы, площади и улицы городов, помещения и площадки для крупных дискотек) и др.

Толпой обычно называют такое скопление людей, которое в той или иной степени соответствует следующим признакам:

— многочисленность (в малочисленных группах с трудом возникают или совсем не возникают типичные психологические феномены толпы);

— высокая контактность, т. е. каждый человек находится на близком расстоянии с другим, фактически входя в персональные пространства;

— эмоциональная возбужденность (типичными психологическими состояниями данной группы являются динамические, неуравновешенные состояния: повышенное эмоциональное возбуждение, волнение людей и т. п.);

— неорганизованность, или стихийность (толпа чаще всего образуется стихийно, изначально имеет слабую организованность);

— отсутствие общей, всеми осознаваемой цели (общая для всех цель, как правило, отсутствует или, при ее наличии, слабо осознается большинством людей; кроме того, цели могут легко утрачиваться, первоначальные цели часто подменяются другими, нередко подставными и т. п.).

Таким образом, под толпой необходимо понимать стихийно возникшее (или утратившее организованность) и характеризующееся отсутствием общей для всех осознанной цели многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения.

Виды толп

Различные виды толп выделяются на основании того, каким вышеперечисленным признакам они соответствуют или какие новые специфические признаки у них появляются.

По степени активности толпы делятся на пассивные, активные и агрессивные.

Пассивные (спокойные) толпы отличаются прежде всего отсутствием эмоционального возбуждения. В таком состоянии люди слабо связаны друг с другом, они не обмениваются информацией и не могут совершать какие-то совместные действия.

Люди, включенные в пассивные толпы, либо спокойно стоят в ожидании чего-то (например, встречающие на вокзале заранее ожидают приходящий поезд или собравшиеся на митинг ожидают его начала), либо хаотично и относительно независимо друг от друга спокойно передвигаются (например, люди, рассматривающие на площади исторические и культурные памятники, или так называемые транспортные толпы, образующиеся в метро или рядом с вокзалами).

Активной толпой является всякая толпа, находящаяся в состоянии разной степени эмоционального возбуждения.

Эмоциональная заряженность способствует появлению психологической готовности людей совместно действовать, у них формируются сходные социальные установки на определенные формы поведения, возрастает теснота связей между людьми, интенсивность обмена информацией и т. д.

При этом необходимо различать толпы в состоянии установочной (внутренней) активности, которые психологически готовы совместно действовать, но еще не действуют, и реально действующие толпы, т. е. активные и внутренне, и внешне.

В агрессивной толпе уровень эмоционального возбуждения и, соответственно, внутренней и внешней активности существенно возрастает. Здесь принципиально появление нового состояния: накапливается психическое напряжение людей, основанное на возможных чувствах фрустрации, отчаяния, гнева и др.

Чтобы толпа перешла из просто активного состояния в агрессивное, необходим всем понятный возбуждающий стимул (например, слух), вызывающий общее возмущение, негодование. И все же главная особенность агрессивной толпы — это деструктивное (разрушительное) поведение по отношению к окружающим предметам и людям.

Например, типичными агрессивными толпами нередко становятся группы спортивных болельщиков-фанатов, поведение которых приводит к большим разрушениям на стадионах, улицах, во дворцах спорта.

Толпы, объединенные чувством страха, вызванного опасностью для жизни или нормального функционирования людей, делятся на спасающиеся и панические.

У них много общих характеристик:

— сильное эмоциональное возбуждение, основанное на остром переживании страха;

– низкий уровень осознания своих действий;

– некритичное отношение к обстановке и т. д.

Такие толпы могут возникать в различных общественных местах (театрах, гостиницах и т. п.) в случаях пожаров или другой опасности, на улицах и площадях крупных городов в условиях неожиданно приближающейся природной угрозы (урагана, грозы и т. п.). Однако между ними есть и различия.

Панические толпы отличаются от спасающихся прежде всего более высокой степенью угрозы для людей, полной утратой всякой организации; поведение людей походит на механические, автоматически совершаемые действия, а их психическое состояние характеризуется так называемым суженным сознанием, когда люди многое из окружающего не воспринимают и могут вести себя неадекватно.

Спасающиеся толпы поддаются некоторой организации. Люди сохраняют остаточную способность к произвольной регуляции своего поведения, что позволяет им быть более адекватными окружающей обстановке, а их поведение сохраняет элементы предсказуемости.

Особым и довольно редко встречающимся видом толпы является стяжательская (иногда ее называют мародерской). Она представляет собой скопление чрезвычайно активно действующих людей, нацеленных на захват различных материальных ценностей, ставших легко доступными в результате стихийных бедствий — землетрясений, наводнениях, крупных пожаров, техногенныхкатастроф и т.п.

Толпы также могут быть демонстрирующими, т. е. выражающими свое отношение к каким-либо социальным событиям, действиям властей или в целом к условиям жизни. Они могут принципиально различаться друг от друга по степени своей организованности и целенаправленности и в зависимости от этого приобретать или утрачивать признаки толпы. Жизненная практика

показывает, что даже тщательно организованные акции, с одной стороны, под влиянием различных факторов или просто со временем легко могут терять организованность и целенаправленность, а с другой — могут вызвать, не желая того, образование новых толп, затрудняющих организованное проведение этих акций. Поэтому для управления демонстрирующими группами людей целесообразно знать и учитывать психологию толпы.

fЗаключение

“Когда отдельные люди образуют массу, то достоинство каждого из них в отдельности гибнет под ногами толпы” В. Швебель

С одной стороны, человек – это исключительно социальное существо. С другой стороны, в этом и слабость человека, т.к. наше сознание постоянно подстраивается под действия большинства. И зачастую именно это и убивает индивидуальность личности.

В данной работе, опираясь на исследования по психологии и социологи, были получены ответы на поставленные задачи, такие как само понятие толпы и мотивация ее формирования, какие виды толпы можно различить, а так же что такое массовидные явления, так же было выяснено, какими свойствами обладает толпа, по каким критериям ее можно охарактеризовать и в чем состоят особенности поведения именно толпы как самостоятельного существа.

fСписок литературы

1. Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб., 1996

2. Майерс Д. Социальная психология. – М., Норма. 2001

3. Лебон Г. Толпотворение // Новое время. №3. 1998

4. Википедия. Свободная энциклопедия. – www.wikipedia.

5. Психология толпы. – www.psyfactor.org.

6. Большая научная библиотека. – www.sci-lib.com.

7. Материал с сайта. – http://azps.ru/

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/psychology/00733723_0.html

Психические явления

47.Психология массовых психических явлений.: Одновременное проявление одной из сторон сознания многих людей
Психические явления – Разного рода особенности поведения и психической жизни человека, доступные для непосредственного наблюдения. В психологию термин “явление” пришел из философии, где он обычно обозначает все чувственно (через ощущения) воспринимаемое.

Например, молния или дым это явления, потому что мы можем их непосредственно наблюдать, а химические и физические процессы, стоящие за этими явлениями, сами не есть явления, потому что их можно распознать лишь через призму аналитического аппарата.

Так же и в психологии.

То, что может быть распознано любым неквалифицированным наблюдателем, например память или характер, относят к психическим явлениям. Остальное, сокрытое, считается психическими механизмами. Например, это может быть особенности работы памяти или механизмы психологической защиты. Конечно, грань между явлениями и механизмами достаточно зыбкая.

Однако термин “психические явления” необходим для обозначения того круга первичной информации, что мы получаем о поведении и психической жизни.

Довольно очевидно, что психические явления можно разделить на объективные и субъективные. Объективные явления доступны внешнему наблюдателю (например характер или многие психические состояния). Субъективные доступны только внутреннему наблюдателю (то есть самому их обладателю – речь идет об интроспекции). К субъективным явлениям можно отнести сознание или ценности.

Доступ стороннего наблюдателя к сознанию или ценностной сфере весьма ограничен. Разумеется, есть явления, которые можно отнести и к субъективным, и к объективным. Например, это эмоции. С одной стороны, эмоции прекрасно “читаются” сторонними наблюдателями.

С другой стороны, только сам обладатель эмоции может прочувствовать ее до конца, и при внешней схожести эмоции могут сильно различаться.

В классической отечественной психологии психические явления делятся на три вида:

1) психические процессы (память, внимание, восприятие и др.),

2) психические состояния (усталость, возбужденность, фрустрация, стресс и др.),

3) психические свойства (черты характера, темперамент, направленность, ценности и др.).

Психические процессы — это отдельные подпроцессы целостной психической деятельности, имеющие свой предмет отражения и конкретную регуляционную функцию. Память, например, в качестве предмета отражения имеет некоторые сведения, которые необходимо сохранить во времени, а затем воспроизвести. Ее регуляционная функция – обеспечивать влияние прошлого опыта на текущую деятельность.

Для удобства иногда психические процессы делят на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение) и регуляционные (эмоциональные и волевые).

Первые обеспечивают познание действительности, вторые регулируют поведение. На самом деле у любого психического процесса есть “вход” и “выход”, то есть имеется и прием информации и некоторое воздействие.

Но в этом и есть суть психических явлений – не всегда они являются тем, чем кажутся.

Вообще из всех явлений психические процессы, пожалуй, наиболее загадочны для понимания. Взять, например, память. Мы точно знаем, когда что-то учим, когда повторяем, когда припоминаем.

Мы обладаем способностью “напрягать” память. Однако в разного рода нейрофизиологических исследованиях так и не было найдено даже следов памяти как самостоятельного и целостного процесса.

Оказывается, функции памяти сильно размыты по всей высшей нервной деятельности.

Другой характерный пример – эмоции. Каждый человек переживал эмоции, но большинство затрудняется с определением для этого психического явления. В психологии эмоция обычно трактуется как довольно кратковременное субъективное отношение, реакция человека на то или иное событие, явление, объект.

На эту эмоцию, в частности, накладывает отпечаток ценности, характер и иные свойства личности. Не очень квалифицированные наблюдатели обычно склонны судить об эмоции либо как о волнении-причине последующего поведения, либо как о волнении-реакции на событие.

В любом случае эмоция рассматривается как нечто весьма цельное, потому что она нам кажется такой: цельной, неделимой. На самом деле эмоция – психический процесс с довольно сложным механизмом. Самое прямое воздействие на эмоцию оказывают инстинкты человека – врожденные склонности действовать так, а не иначе.

За смехом, печалью, удивлением, радостью – всюду стоят инстинкты. Помимо этого в любой эмоции можно найти борьбу – столкновение разных инстинктивных тенденций между собой, а также с ценностной сферой личности, его жизненным опытом. Если такой борьбы нет, то эмоция быстро затухает: переходит в действие или просто исчезает.

И, действительно, в эмоции просматривается не только мотивация к какому-то действию (или бездействию), но и результат действия (бездействия). Если человек успешно совершил действие – его поведение подкрепляется, почти в буквальном смысле “цементируется”, – с тем, чтобы в дальнейшем он продолжал действовать в том же духе.

Субъективно это воспринимается как удовольствие. Важно понимать, что нам не дается “конфетка” – “цементирование” нашего поведения мы воспринимаем как “конфетку”.

Психическое состояние — это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Как минимум, на протяжении суток мы бываем в двух разных психических состояниях: сна и бодрствования. Первое состояние отличается от второго довольно сильно суженным сознанием и “отключением” ощущений.

Нельзя говорить, что в состоянии сна человек полностью бессознателен или совсем лишен ощущений. Проснувшись утром, мы осознаем довольно четко, даже не глядя на часы, сколько мы проспали. Если человек приходит в сознание после наркоза, то он даже примерно не может оценить продолжительность этого своего состояния. Во сне нам даны ощущения, но они сильно приторможены.

Тем не менее сильный звук или яркий свет нас легко будит.

Один из самых важных параметров психического состояния – общий функциональный уровень психической активности. На этот уровень влияет много факторов. Например, это может быть условия и продолжительность деятельности, уровень мотивации, здоровье, физическая крепость и даже черты характера. Трудолюбивый человек способен значительно дольше сохранять высокий уровень активности.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными. Все психические состояния можно подразделить на четыре вида:

– мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти);

– эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, стресс, аффект, фрустрация);

– волевые состояния (инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости);

– состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Сложность в наблюдении и понимании психических состояний заключается в том, что одно психическое состояние может рассматриваться как наложение нескольких состояний (например усталость и возбуждение, стресс и раздражительность).

Если считать, что человек в одно и то же время может переживать лишь одно психическое состояние, то тогда следует признать, что многие психические состояния даже не имеют своего названия. В некоторых случаях можно дать такие обозначения, как “раздражительная усталость” или “веселая настойчивость”. Однако нельзя сказать “целеустремленная усталость” или “веселый стресс”.

Методологически корректным будет судить не о том, что одно состояние распадается на несколько других состояний, а о том, что одно большое состояние имеет такие-то параметры.

Психические свойства личности – это такие явления, которые позволяют дифференцировать поведение одного человека от поведения другого на длительном промежутке времени.

Если мы говорим, что такой-то человек любит истину, то считаем тем самым, что он очень редко обманывает, в самых разных ситуациях он пробует докопаться до правды. Если говорим, что человек любит свободу – предполагаем, что он очень не любит ограничения своих прав. И так далее.

Основная суть психических свойств как явлений состоит в их дифференцирующей силе. Нет смысла выдвигать такого рода психические свойства как “обладающий памятью” или “похожий на ручеек”.

Следует заметить, что список психических явлений не ограничивается процессами, состояниями и свойствами. Есть, как минимум, еще социальные отношения – тоже психическое явление, но не сводимое к свойствам или другим явлениям.

Источник: http://azps.ru/articles/cmmn/psihicheskie_yavleniya.html

Medic-studio
Добавить комментарий