48. Психологическая сущность синдрома раннего детского аутизма (РДА).

Ранний детский аутизм

48. Психологическая сущность синдрома раннего детского аутизма (РДА).

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: Ранний детский аутизм

Оглавление

Введение

1. Ранний детский аутизм

2. Клиническая картина аутистического синдрома у детей с РДА

Заключение

Список литературы

Введение

2. Клиническая картина аутистического синдрома у детей с РДА

Клиническая картина аутистического синдрома у детей с РДА определяется проявлениями отрешенности, неспособностью к формированию общения, к осознаванию посторонних персон и неодушевленных предметов (явлениями протодиакризиса), отсутствием подражания, реакций на комфорт и дискомфорт, монотонно-однообразным характером поведения с «симптомами тождества».

Для них характерно господство влечений, противоположные желания, аффекты, представления, отсутствие единства и внутренней логики в поведении.

Эмоциональная реакция на близких ослаблена вплоть до полного внешнего ареагирования (так называемой «аффективной блокады»). Недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители придает детям сходство со слепыми и глухими.

Во внешнем облике таких детей при обычной миловидности обращает на себя внимание взгляд, обращенный и пустоту, во внутрь себя, «взгляд мимо», с преобладанием зрительного восприятия на периферии поля зрения.

Моторика, как правило, угловатая, движения неритмичные, «закостенелые» или неточные, с тенденциями моторных стереотипий в пальцах, кистях рук, ходьбы на цыпочках, однообразного бега, прыжков с опорой не на всю ступню.

Речь обычно не направлена к собеседнику, отсутствует экспрессия, жестикуляция, голос то тихий, то громкий, произношение звуков варьирует от правильного до неправильного. Часто наблюдаются отклонения тональности, скорости, ритма, отсутствие интонационного переноса, эхолалии, бессвязность, невозможность вести диалог.

Длительно сохраняется тенденция к манерному словотворчеству. Характерны краткие фразы с «рыхлыми» ассоциациями, смещением мыслей, отсутствием личных глагольных и местоименных форм.

У многих детей отмечаются нарушения инстинктивной жизни, инверсия цикла сна, перверзность аппетита, изменчивость мышечного тонуса до гипотонии или гипертонии. После полутора-двух лет становится отчетливой диссоциация развития личности с нарушением последовательности вытеснения примитивных функций сложными в пределах всех сфер деятельности.

Степень выраженности аутизма неодинакова, что несомненно зависит от генетической предрасположенности и внешних факторов (большинство авторов выделяют 4 степени РДА).

К 3-5 годам жизни ребенка дизонтогенетические проявления в круге аутистического синдрома достигают своей наибольшей выраженности; в дальнейшем этот тип расстройств нередко становится почти идентичным расстройствам при аутистической шизоидной психопатии типа Аспергера.

Близкого порядка личностные расстройства аутистического типа могут иметь место и у детей с негрубыми резидуальными состояниями вследствие минимальной мозговой дисфункции или более явных органических резидуальных поражений головного мозга.

Лечебная помощь строится на базе индивидуальной клинической верификации состояния ребенка и представлена разными лечебными профилями: психофармакотерапией, психотерапией (индивидуальной и семейной), физиотерапией, массажем и др.

Фармакотерапия направлена на купирование психопатологических проявлений болезни, профилактику вегето-сосудистой и вегето-висцеральной дистоний, активизацию ребенка и ослабление психического напряжения.

Медикаментозное лечение должно соотноситься с высокой чувствительностью маленьких аутистов к нейролептикам, транквилизаторам и необходимостью пребывания ребенка в условиях дома, в пути, с неустойчивой его активностью.

Психотерапевтическая работа с самим аутистом и семьей направлена на коррекцию поведения ребенка, нивелировку тревожности, страха, а также на коррекцию и укрепление семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приемам работы с ним.

Заключение

1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 816 с.

2. Лебединская К.С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления / К.С.Лебединская, О.С.Никольская. – М.: Просвещение, 1991. – 53 с.

3. Никольская О.С. Аутичный ребенок: пути помощи / О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг. – М.: Теревинф, 1997. – 341 с.

4. Основы специальной психологии: Учеб. пособие / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.

5. Специальная психология: учебно-методический комплекс / Автор-сост. Е.А Зоткина. – Самара: Изд-во «Универс-групп», 2007. – 212 с. С.124-140.

Размещено на Allbest.ru

  • Общее понятие и основные проявления синдрома раннего детского аутизма. Классификация состояний по степени тяжести раннего детского аутизма. Особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы, игровой и учебной деятельности детей с аутизмом.реферат [29,4 K], добавлен 08.09.2010

Источник: https://revolution.allbest.ru/psychology/00271508_0.html

Психологическая сущность синдрома раннего детского аутизма (рда). Классификация состояний по степени тяжести

48. Психологическая сущность синдрома раннего детского аутизма (РДА).

Согласно разрабатываемой концепции,по уровню эмоциональной регуляцииаутизм может проявляться в разныхформах:

  • как полная отрешенность от происходящего;
  • как активное отвержение;
  • как захваченность аутистическими интересами;
  • как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия с другими людьми.

Таким образом, различают четыре группыдетей с РДА, которые представляют собойразные ступени взаимодействия сокружающей средой и людьми.

При успешной коррекционной работеребенок поднимается по этим своего родаступеням социализированного взаимодействия.Точно так же при ухудшении илинесоответствии образовательных условийсостоянию ребенка будет происходитьпереход к более несоциализированнымформам жизнедеятельности.

Для детей 1-й группы характерны проявлениясостояния выраженного дискомфорта иотсутствие социальной активности ужев раннем возрасте. Даже близким невозможнодобиться от ребенка ответной улыбки,поймать его взгляд, получить ответнуюреакцию на зов. Главное для такогоребенка — не иметь с миром никаких точексоприкосновения.

Установление и развитие эмоциональныхсвязей с таким ребенком помогает поднятьего избирательную активность, выработатьопределенные устойчивые формы поведенияи деятельности, т. е. осуществить переходна более высокую ступень отношений смиром.

Дети 2-й группы исходно более активны ичуть менее ранимы в контактах со средой,и сам аутизм их более «активен». Онпроявляется не как отрешенность, а какповышенная избирательность в отношенияхс миром.

Родители обычно указывают назадержку психического развития такихдетей, прежде всего — речи; отмечаютповышенную избирательность в еде,одежде, фиксированные маршруты прогулок,особые ритуалы в различных аспектахжизнедеятельности, невыполнение которыхвлечет бурные аффективные реакции. Посравнению с детьми других групп они внаибольшей степени отягощены страхами,обнаруживают массу речевых и двигательныхстереотипии. У них возможно неожиданноебурное проявление агрессии и самоагрессии.Однако несмотря на тяжесть различныхпроявлений, эти дети гораздо болееприспособлены к жизни, чем дети первойгруппы.

Детей 3-й группы отличает несколькодругой способ аутистической защиты отмира — это не отчаянное отвержениеокружающего мира, а сверхзахваченностьсвоими собственными стойкими интересами,проявляющимися в стереотипной форме.

Родители, как правило, жалуются не наотставание в развитии, а на повышеннуюконфликтность детей, отсутствие учетаинтересов другого. Годами ребенок можетговорить на одну и ту же тему, рисоватьили разыгрывать один и тот же сюжет.Часто тематика его интересов и фантазийимеет устрашающий, мистический,агрессивный характер.

Основная проблематакого ребенка в том, что созданная импрограмма поведения не может бытьприспособлена им к гибко меняющимсяобстоятельствам.

У детей 4-й группы аутизм проявляется внаиболее легком варианте. На первыйплан выступает повышенная ранимостьтаких детей, тормозимость в контактах(взаимодействие прекращается приощущении ребенком малейшего препятствияили противодействия).

Этот ребенокслишком сильно зависит от эмоциональнойподдержки взрослых, поэтому главноенаправление помощи этим детям должнозаключаться в развитии у них другихспособов получения удовольствия, вчастности от переживания реализациисвоих собственных интересов и предпочтений.

Для этого главное — обеспечить дляребенка атмосферу безопасности ипринятия. Важно создавать четкийспокойный ритм занятий, периодическивключая эмоциональные впечатления.

Патогенетические механизмы детскогоаутизма остаются недостаточно ясными.В разное время разработки этого вопросавнимание уделялось весьма различнымпричинам и механизмам возникновенияданного нарушения.

Л.Каннер, выделявший в качестве основногопризнака аутизма «экстремальноеодиночество» со стремлением к ритуальнымформам поведения, нарушениями илиотсутствием речи, манерностью движенийи неадекватными реакциями на сенсорныестимулы, считал его самостоятельнойаномалией развития конституциональногогенеза.

Относительно природы РДА длительноевремя господствовала гипотеза B.Bittelheim(1967) о его психогенной природе. Онасостояла в том, что такие условия развитияребенка, как подавление его психическойактивности и аффективной сферы«авторитарной» матерью, приводят кпатологическому формированию личности.

Статистически чаще всего РДА описываетсяпри патологии шизофренического круга(L.Bender, G.Faretra, 1979; М.Ш.Вроно, В.М.Башина,1975; В.М.Башина, 1980, 1986; К.С.Лебединская,И.Д.Лукашова, С.В.

Немировская, 1981), реже— при органической патологии мозга(врожденных токсоплазмозе, сифилисе,рубеолярной энцефалопатии, другойрезидуальной недостаточности нервнойсистемы, интоксикации свинцом и т.д.(С.С.

Мнухин, Д.Н.Исаев, 1969).

При анализе ранней симптоматики РДАвозникает предположение об особомповреждении этологических механизмовразвития (СНОСКА: Этологические механизмыразвития — врожденные, генетическификсированные формы видового поведения,обеспечивающие необходимый базис длявыживания.

), что проявляется в полярномотношении к матери, в больших трудностяхформирования самых элементарныхкоммуникативных сигналов (улыбки,контакта глаз, эмоциональной синтонии(СНОСКА: Синтония — способность кэмоциональному отклику на эмоциональноесостояние другого человека.

), слабостиинстинкта самосохранения и аффективныхмеханизмов защиты.

При этом у детей наблюдаются неадекватные,атавистические (СНОСКА: Атавизмы —устаревшие, биологически нецелесообразныена современном этапе развития организмапризнаки или формы поведения.) формыпознания окружающего мира, такие, какоблизывание, обнюхивание предмета.

Всвязи с последним высказываютсяпредположения о поломке биологическихмеханизмов эффективности, первичнойслабости инстинктов, информационнойблокаде, связанной с расстройствомвосприятия, о недоразвитии внутреннейречи, центральном нарушении слуховыхвпечатлений, которое ведет к блокадепотребностей в контактах, о нарушенииактивирующих влияний ретикулярнойформации и мн. др. (В. М. Баши-на, 1993).

В.В.Лебединский и О.Н.Никольская (1981,1985) при решении вопроса о патогенезеРДА исходят из положения Л. С. Выготскогоо первичных и вторичных нарушенияхразвития.

К первичным расстройствам при РДА ониотносят повышенную сенсорную иэмоциональную чувствительность(гиперстезию) и слабость энергетическогопотенциала; к вторичным — сам аутизм,как уход от окружающего мира, ранящегоинтенсивностью своих раздражителей, атакже стереотипии, сверхценные интересы,фантазии, расторможенность влечений —как псевдокомпенсаторные аутостимуляторныеобразования, возникающие в условияхсамоизоляции, восполняющие дефицитощущений и впечатлений извне и этимзакрепляющие аутистический барьер. Уних ослаблена эмоциональная реакцияна близких, вплоть до полного отсутствиявнешнего реагирования, так называемая«аффективная блокада»; недостаточнаяреакция на зрительные и слуховыераздражители, что придает таким детямсходство со слепыми и глухими.

Клиническая дифференциация РДА имеетбольшое значение для определенияспецифики лечебно-педагогическойработы, а также для школьного и социальногопрогноза.

К настоящему времени сложилосьпредставление о двух типах аутизма:классический аутизм Каннера (РДА) иварианты аутизма, в которые входятаутистические состояния разного генеза,что можно увидеть в различного видаклассификациях.

Вариант Аспергераобычно более легкий, при нем не страдает«ядро личности». Этот вариант многиеавторы относят к аутистической психопатии.

В литературе представлены описанияразличных клинических проявлений приэтих двух вариантах аномальногопсихического развития.

Если РДА Каннера обычно рано выявляется— в первые месяцы жизни или на протяжениипервого года, то при синдроме Ас-пергераособенности развития и странностиповедения, как правило, начинаютпроявляться на 2 —3-м годах и более четко— к младшему школьному возрасту.

Присиндроме Каннера ребенок начинаетходить раньше, чем говорить, при синдромеАспергера речь появляется раньше ходьбы.Синдром Каннера встречается как умальчиков, так и у девочек, а синдромАспергера считается «крайним выражениеммужского характера».

При синдромеКаннера имеет место познавательныйдефект и более тяжелый социальныйпрогноз, речь, как правило, не несеткоммуникативной функции. При синдромеАспергера интеллект более сохранен,социальный прогноз значительно лучшеи ребенок обычно использует речь каксредство общения.

Зрительный контакттакже лучше при синдроме Аспергера,хотя ребенок и избегает чужого взгляда;общие и специальные способности такжелучше при этом синдроме.

Аутизм может возникать как своеобразнаяаномалия развития генетического генеза,а также наблюдаться в виде осложняющегосиндрома при различных неврологическихзаболеваниях, в том числе и приметаболических дефектах.

В настоящее время принята МКБ-10(см.приложение к разд. I), в которой аутизмрассматривается в группе «общиерасстройства психологического развития»(F 84):

  • F84.0 Детский аутизм
  • F84.01 Детский аутизм, обусловленный органическим заболеванием головного мозга
  • F84.02 Детский аутизм вследствие других причин
  • F84.1 Атипичный аутизм
  • F84.ll Атипичный аутизм с умственной отсталостью
  • F84.12 Атипичный аутизм без умственной отсталости
  • F84.2 Синдром Ретта
  • F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста
  • F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями
  • F84.5 Синдром Аспергера
  • F84.8 Другие общие расстройства развития
  • F84.9 Общее расстройство развития, неуточненное

Состояния, связанные с психозом, вчастности шизофреноподобным, к РДА неотносятся.

Все классификации построены поэтиологическому либо патогенномупринципу. Но картина аутистическихпроявлений отличается большимполиморфизмом, что определяет наличиевариантов с разной клинико-психологическойкартиной, разной социальной адаптациейи разным социальным прогнозом. Этиварианты требуют различного коррекционногоподхода, как лечебного, так ипсихолого-педагогического.

При нерезко выраженных проявленияхаутизма используют нередко терминпараутизм. Так, синдром параутизма можетнередко наблюдаться при синдроме Дауна.Кроме того, он может иметь место притаких заболеваниях ЦНС, как:

  • мукополисахаридозы, или гаргоилизм. При этом заболевании имеет место комплекс нарушений, включающий патологию соединительной ткани, ЦНС, органов зрения, опорно-двигательного аппарата и внутренних органов. Название «гаргоилизм» дано заболеванию в связи с внешним сходством больных со скульптурными изображениями химер. Заболевание преобладает у лиц мужского пола. Первые признаки заболевания проявляются вскоре после рождения: обращают на себя внимание грубые черты лица, крупный череп, нависающий над лицом лоб, широкий нос с запавшей переносицей, деформированные ушные раковины, высокое нёбо, крупный язык. Характерны короткие шея, туловище и конечности, деформированная грудная клетка, изменения со стороны внутренних органов: пороки сердца, увеличение живота и внутренних органов — печени и селезенки, пупочные и паховые грыжи. Умственная отсталость различной степени выраженности сочетается с дефектами зрения, слуха и нарушениями общения по типу раннего детского аутизма. Признаки РДА проявляются избирательно и непостоянно и не определяют основную специфику аномального развития;
  • синдром Леша — Нихана — наследственное заболевание, включающее умственную отсталость, нарушения моторики в виде насильственных движений — хореоатетоза, аутоагрессию, спастические церебральные параличи. Характерным признаком заболевания являются выраженные нарушения поведения — аутоаг-рессия, когда ребенок может наносить себе серьезные повреждения, а также нарушение общения с окружающими;
  • синдром Ульриха — Нунана. Синдром является наследственным, передается как менделирующий аутосомно-доминантныи признак. Проявляется в виде характерного внешнего вида: антимонголоидный разрез глаз, узкая верхняя челюсть, малых размеров нижняя челюсть, низко расположенные ушные раковины, опущенные верхние веки (птоз). Характерным признаком считается шейная крыловидная складка, короткая шея, низкий рост. Характерна частота врожденных пороков сердца и дефектов зрения. Наблюдаются также изменения конечностей, скелета, дистрофичные, плоские ногти, пигментные пятна на коже. Интеллектуальные нарушения проявляются не во всех случаях. Несмотря на то что дети на первый взгляд кажутся контактными, их поведение может быть достаточно разлажено, многие из них испытывают навязчивые страхи и стойкие трудности социальной адаптации;
  • синдром Ретта — психоневрологическое заболевание, которое встречается исключительно у девочек с частотой 1:12 500. Заболевание проявляется с 12—18 мес, когда девочка, до тех пор нормально развивавшаяся, начинает терять только что сформировавшиеся речевые, двигательные и предметно-манипулятивные навыки. Характерным признаком данного состояния является появление стереотипных (однообразных) движений рук в виде их потирания, заламывания, «мытья» на фоне потери целенаправленных ручных навыков. Постепенно меняется и внешний облик девочки; появляется своеобразное «неживое» выражение лица («несчастное» лицо), взгляд часто неподвижный, устремленный в одну точку перед собой. На фоне общей заторможенности наблюдаются приступы насильственного смеха, иногда возникающего по ночам и сочетающегося с приступами импульсивного поведения. Могут возникать и судорожные припадки. Все эти особенности поведения девочек напоминают поведение при РДА. Большинство из них с трудом вступают в речевое общение, их ответы односложны и эхолаличны. Временами у них могут наблюдаться периоды частичного или общего отказа от речевого общения (мутизм). Для них также характерен крайне низкий психический тонус, ответы носят импульсивный и неадекватный характер, что также напоминает детей с РДА;
  • ранняя детская шизофрения. При ранней детской шизофрении преобладает тип непрерывного течения заболевания. При этом часто бывает трудно определить его начало, так как шизофрения возникает обычно на фоне аутизма. По мере течения заболевания психика ребенка все более разлаживается, более отчетливо проявляется диссоциация всех психических процессов, и прежде всего мышления, нарастают изменения личности по типу аутизма и эмоционального снижения и нарушения психической активности. Нарастает стереотипность в поведении, возникают своеобразные бредоподобные деперсонализации, когда ребенок перевоплощается в образы своих сверхценных фантазий и увлечений, возникает патологическое фантазирование;
  • аутизм у детей с церебральным параличом, слабовидящих и слепых, при сложном дефекте — слепоглухоте и других отклонениях в развитии. Проявления аутизма у детей с органическим поражением ЦНС имеют менее выраженный и непостоянный характер, у них сохраняется потребность в общении с окружающими, они не избегают зрительного контакта, во всех случаях более недостаточными оказываются наиболее поздно формирующиеся нервно-психические функции.

При РДА имеет место асинхронный вариантпсихического развития: ребенок, невладея элементарными бытовыми навыками,может проявлять достаточный уровеньпсихомоторного развития в значимых длянего видах деятельности.

Необходимо отметить основные различияРДА как особой форумы психическогодизонтогенеза и синдрома аутизма приописаннных выше психоневрологическихзаболеваниях и детской шизофрении.

Впервом случае имеет место своеобразныйасинхронный тип психического развития,клиническая симптоматика котороговидоизменяется в зависимости от возраста.

Во втором случае особенности психическогоразвития ребенка определяются характеромосновного нарушения, аутистическиепроявления чаще имеют временный характери видоизменяются в зависимости отосновного заболевания.

Источник: https://studfile.net/preview/5797157/page:16/

Психология детей с синдромом раннего детского аутизма Стрелкова

48. Психологическая сущность синдрома раннего детского аутизма (РДА).

Психология детей с синдромом раннего детского аутизма Стрелкова Н. С. Ананьева В. С.

План: 1. Термин «аутизм» 2. Предмет психологии детей с РДА 3. Причины и механизмы возникновения РДА. Психологическая сущность РДА. 4. Особенности развития познавательной сферы 5. Особенности деятельности 6. Психологическая диагностика и коррекция при РДА

Термин «аутизм»

Термин «аутизм» (от греч, autos — сам) был введен Е. Блейлером для обозначения особого вида мышления, характеризующегося «оторванностью ассоциаций от данного опыта, игнорированием действительных отношений» .

Впервые синдром РДА был описан в 1943 г. американским клиницистом Л. Каннером Раннегодетского аутизма — нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы детей и подростков.

Предмет психологии детей с РДА

Яркими внешними проявлениями синдрома РДА являются: • аутизм как таковой, т. е. предельное «экстремальное» одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию.

• стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизнедеятельности. • характерная задержка и нарушение речевого развития, а именно ее коммуникативной функции.

• раннее проявление указанных выше расстройств (в возрасте до 2, 5 лет)

Аутистическое развитие проходит три стадии: • 0– 2 года — период постепенного оформления аутистического синдрома, канализация развития по аутистическому пути; • 2– 4 или 5 лет — период доминирования аутистического синдрома (максимальная стереотипизация поведения и перевод психического развития в русло латентной активности); • 4– 5 – 8 лет — период высвобождения психической активности с ослаблением аутизма

Причины и механизмы возникновения РДА. Психологическая сущность РДА

Аутизм может проявляться в разных формах: • как полная отрешенность от происходящего; • как активное отвержение; • как захваченность аутистическими интересами; • как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия с другими людьми.

Четыре группы детей с РДА Для детей 1 -й группы характерны проявления состояния выраженного дискомфорта и отсутствие социальной активности уже в раннем возрасте. Дети 2 -й группы – проявляется не как отрешенность, а как повышенная избирательность в отношениях с миром.

Детей 3 -й группы – сверхзахваченность своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме.

У детей 4 -й группы – на первый план выступает повышенная ранимость детей, тормозимость в контактах (взаимодействие прекращается при ощущении ребенком малейшего препятствия или противодействия).

Расстройства при РДА первичные вторичные повышенная сенсорная и эмоциональная чувствительность и слабость энергетического потенциала уход от окружающего мира, ранящего интенсивностью своих раздражителей, ослаблена эмоциональная реакция на близких, вплоть до полного отсутствия внешнего реагирования, недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители

Типы аутизма: вариант Асперга (аутистические состояния/расстройства различного генеза). классический аутизм Каннера (РДА)

Классический аутизм Каннера (РДА) • выявляется в первые месяцы жизни или на протяжении первого года; • ребенок начинает ходить раньше, чем говорить; • познавательный дефект и более тяжелый социальный прогноз; • речь не несет коммуникативной функции; • встречается как у мальчиков, так и у девочек.

Вариант Асперга • проявляется на 2 — 3 -м годах и более четко — к младшему школьному возрасту; • речь появляется раньше ходьбы, ; • интеллект более сохранен, социальный прогноз значительно лучше; • ребенок обычно использует речь как средство общения; • зрительный контакт также лучше, хотя ребенок и избегает чужого взгляда; • считается «крайним выражением мужского характера» .

Особенности развития познавательной сферы

Внимание • негативная реакция или отсутствие какойлибо реакции при попытках привлечения внимания ребенка к предметам окружающей действительности; • грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания; • психическая пресыщаемость; • внимание устойчиво в течение буквально нескольких минут, а иногда и секунд.

Ощущения и восприятие • повышенная сенсорная ранимость; • игнорирование воздействий, а также значительное расхождение в характере реакций, вызываемых социальными и физическими стимулами; • дети отдают предпочтение предметам, лицо же человека вызывает пресыщение и желание уйти от контакта; • парадоксальные реакции на сенсорные стимулы • нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостной картины реального предметного мира;

Память и воображение • хорошая механическая память, • информация входит в сознание детей целыми блоками и применяется шаблонно, в том контексте, в котором была воспринята. • содержание фантазий может носить агрессивный оттенок • Патологические фантазии детей отличаются повышенной яркостью и образностью

Речь • Первые слова у детей появляются обычно рано. • С двух лет появляется фразовая речь, с чистым произношением, но дети практически не пользуются ею для контактов с людьми.

Мышление • Они ориентируются на перцептивно яркие, а не на функциональные признаки предметов; • усваивается лишь часть признаков окружающей действительности, слабо развиваются предметные действия; • дети могут обобщать, использовать игровые символы, выстраивать программу действий;

Особенности деятельности

Игра • характерно игнорирование игрушки; • дети играют в одиночку, в обособленном месте.

Присутствие других детей игнорируется, в редких случаях ребенок может продемонстрировать результаты своей игры; • Ролевая игра неустойчива, может прерываться беспорядочными действиями, импульсивной сменой роли, которая тоже не получает своего развития; • Игра насыщена аутодиалогами; • Могут встречаться игры-фантазии, когда ребенок перевоплощается в других людей, животных, предметы.

Учебная деятельность • препятствуют аутистические установки и страхи; • могут обучаться как по программе индивидуального обучения, так и по программе массовой школы; • характерно усиление стремления к «творчеству» ; • отсутствует потребность в активной совместной жизни со взрослыми, в продуктивном общении с ними.

Психологическая диагностика и коррекция при РДА

Диагностические критерии РДА: • особые глубокие нарушения в социальном развитии, проявляющиеся вне связи с интеллектуальным уровнем; • задержка и нарушения в развитии речи вне связи с интеллектуальным уровнем; • стремление к постоянству, проявляемое как стереотипные занятия с предметами, сверхпристрастие к объектам окружающей действительности или как сопротивление изменениям среды; • проявление патологии в сроки до 48 -месячного возраста.

Наблюдения за ребенком по определенным параметрам • более приемлемая для ребенка дистанция общения; • излюбленные занятия в условиях, когда он предоставлен сам себе; • способы обследования окружающих предметов; • наличие каких-либо стереотипов бытовых навыков; • используется ли речь и в каких целях; • поведение в ситуациях дискомфорта, страха; • отношение ребенка к включению взрослого в его занятия.

Правила решения задач восстановления аффективной связи: • Первоначально в контактах с ребенком не должно быть не только давления, нажима, но даже просто прямого обращения.

Ребенок, имеющий отрицательный опыт в контактах, не должен понять, что его снова вовлекают в привычно неприятную для него ситуацию. • Первые контакты организуются на адекватном для ребенка уровне в рамках тех активностей, которыми он занимается сам.

• Необходимо по возможности включать элементы контакта в привычные моменты аутостимуляции ребенка приятными впечатлениями и тем создавать и поддерживать собственную положительную валентность.

• Необходимо постепенно разнообразить привычные удовольствия ребенка, усилить их аффективным заражением собственной радости — доказать ребенку, что с человеком лучше, чем без него.

Спасибо за внимание!!!

Источник: https://present5.com/psixologiya-detej-s-sindromom-rannego-detskogo-autizma-strelkova/

Medic-studio
Добавить комментарий