49. Активизация поведенческих стереотипов животных под влиянием

Активизация поведенческих стереотипов под влиянием доместификации

49. Активизация поведенческих стереотипов животных под влиянием

У животных домашних популяций наряду с утратой некоторых поведенческих адаптаций сформировались новые проявления поведения, не свойственные их диким предкам.

Очевидно, что эти этологические новоприобретения возникли в ответ на новые условия жизни животных.

Половое поведение и репродукция. Человек создает для одомашненных животных условия, которые стимулируют многие вегетативные функции.

Обильное питание, увеличение времени отдыха и сна, защита от непогоды, отсутствие хищников — все это отражается на развитии организма и его функциях в целом.

Опорнодвигательный аппарат, эндокринная система, половые органы завершают свое развитие у животных домашних популяций раньше, чем у животных в дикой природе. У самок в более раннем возрасте наступает половое созревание и проявляются половые циклы.

В процессе одомашнивания функция воспроизводства претерпевает существенные изменения, поскольку человек отбирает и искусственно закрепляет у животных такие качества, как скороспелость и плодовитость.

Он заинтересован в этих качествах животных, которые служат основой для получения от них мяса, молока, яиц и другой продукции. На фоне диких предков половое поведение домашних животных выглядит гипертрофированным.

В этом убеждают наблюдения за одомашненными и дикими мышами, крысами, кошками, собаками и даже беспозвоночными (черви, моллюски, ракообразные, насекомые).

Самки домашней собаки достигают половой зрелости значительно раньше, чем самки волка. Первая течка у сук большинства пород появляется в возрасте 9-12 месяцев.

Первый половой цикл у волчиц активизируется не раньше, чем в двухлетнем возрасте. 40-летний опыт приручения лис показал, что у самок в неволе течка начинает проявляться дважды в год в период с апреля по май и с ноября по декабрь.

В природе самки лис приходят в охоту только один раз в году — в феврале.

Полицикличность самок возникла в процессе одомашнивания. В этом убеждает сопоставление домашних и диких животных. У диких предков домашней собаки, кошки, индейки, кур, ряда рыб существует половой сезон.

В определенный период года происходит усиление половой активности, которая за рамками этого периода подавляется. Однако течка у сук бывает дважды в году, причем она не приурочивается к какому-то определенному сезону.

В стае волков в состояние половой охоты приходит лишь одна доминантная самка с интервалом в один год или даже несколько лет.

Домашняя кошка превратилась в полицикличное животное. В случае неплодотворного осеменения повторная овуляция у нее наступает с коротким интервалом в 3-4 недели, а не через год, как у диких предков.

Доместификация вызвала изменения во внутригрупповых сексуальных отношениях. Дикий волк — животное моногамное. Самец и самка образуют родительские пары на долгие годы. Домашние собаки приобрели полигамию. Сука в состоянии половой охоты вступает в половые контакты с несколькими самцами. У волка половое поведение инициируется самкой, а у домашней собаки — самцом.

Наблюдения показали, что при содержании диких крыс в неволе на протяжении нескольких поколений у самок беременность наступает на 14 дней раньше, чем у крыс первого поколения.

У молодых самцов домашних линий половая активность наступает на 7-10 дней раньше, чем у диких самцов первого поколения одомашнивания. Однако по срокам начала сперматогенеза одомашненные и дикие самцы крыс не различаются.

Вероятно, на воле раннюю половую активность молодых самцов подавляет присутствие более зрелых особей.

Процесс доместификации ускоряет половое созревание и у птиц. дикого японского перепела в клетках на протяжении трех поколений вызвало достоверное сокращение сроков полового созревания самок.

В первом поколении яйцекладка у самок перепела начиналась в возрасте 110 дней. Второе и третье поколение самок перепела откладывали первое яйцо в возрасте 81-82 дней.

Одомашненные самки японского перепела начинали яйцекладку в 50-дневном возрасте.

В домашних условиях период половой активности существенно увеличивается в результате хороших условий содержания животных и под влиянием целенаправленной деятельности человека.

Так, период половой активности у домашних кур растягивается на 9-10 месяцев. Яйцекладка имеет равномерный на протяжении года характер.

У диких предков домашних кур половая активность и яйцекладка ограничена весенне-летним периодом.

Пекинские утки (A. platyrhynchos) в домашних условиях проявляют половую активность на протяжении полугода и более. Дикие популяции этого вида размножаются только в весенние месяцы. Сперматогенез самцов этих птиц в дикой природе ограничивается периодом с марта по июнь. У селезней одомашненных популяций сперматогенез осуществляется круглогодично с соответствующим стереотипом поведения.

Универсальный характер изменений полового поведения животных в неволе доказывают и наблюдения за рыбой. У карпа половое созревание наступает на 2-3 года раньше, чем у его дикой формы сазана. Общая плодовитость карпа превышает таковую сазана.

Даже дикие животные при содержании в неволе изменяют свое половое поведение. Так, у самок благородного оленя в искусственных условиях половое созревание наступает на год раньше, чем на воле (Н. Hemmer, 1988). Пресноводные креветки в искусственных условиях откладывают икру 5 раз за полгода. В естественной среде они нерестятся не более 3 раз за год (S. Cavalli et al., 2001).

Вокализация. Сравнение поведения домашних животных с поведением их диких прародителей убеждает в том, что процесс доместификации стимулировал развитие вокализации у животных. В целом, все домашние животные активно используют ую сигнализацию как для внутривидовой, так и для межвидовой коммуникации.

Собаки применяют ую сигнализацию чаще, чем их дикие предки. Волк, как в неволе, так и в естественной среде обитания, довольно редко применяет вокализацию. Причем характер вокализации волка и собаки различается существенно. Если у волка чаще слышится вой и скуление, то у собаки основным видом ой сигнализации служит лай.

У волка на лай приходится только около 2% из общей суммы ых сигналов Лай волка имеет особый характер. Его составляют низкочастотные колебания, он однообразен и менее информативен. Лай собаки занимает как низкочастотный, так и среднечастотный, и высокочастотный диапазоны.

Широкий частотный и амплитудный характер лая собаки придает этому виду коммуникаций больший информативный смысл.

У волка и собаки лай выполняет разные задачи и обслуживает разные потребности. В процессе одомашнивания собака расширила звуковой диапазон лая для общения с соплеменниками, а также для общения с человеком.

При помощи лая собака привлекает к себе внимание, выпрашивает еду, сообщает человеку о своих намерениях выйти или войти в помещение, информирует о приближении посторонних. Лай собаки является выражением ряда эмоций.

Волк в аналогичных ситуациях предпочитает молчать.

У некоторых собак можно наблюдать внешне беспричинный продолжительный лай. Автор неоднократно был свидетелем явления, когда деревенские и безнадзорные городские собаки большую часть светлого времени суток спали, а все темное время (около 8 часов) беспрестанно монотонно лаяли, глядя на Луну.

Вокализация в этих ситуациях не была связана с какой-то витальной потребностью животных: они были физически здоровы, сыты, не имели ограничений для свободного перемещения.

Вероятно, подобного рода вокализация домашней собаки отражает эмоциональное состояние животного (скучно!) или служит средством дистантной коммуникации с другими собаками, аналогично продолжительному вою волка.

При выведении собак охотничьих пород лай закреплялся как полезный признак. Гончие, лайки с лаем преследуют или обозначают место, где прячется дичь.

Распространено мнение, что чрезмерный внешне беспричинный лай собак есть своеобразное проявление «педоморфизма», или собачьего инфантилизма. До определенного возраста молодняк всех видов псовых свои активные действия сопровождает разного рода вокализацией, включая лай.

У диких животных по мере взросления щенков продолжительность времени, которое они отводят на звуковую сигнализацию, сокращается. Уже в игровой период вокализация у псовых теряет свою этологическую значимость, а то и становится вредной.

При тренировке охотничьих навыков (и тем более на охоте в реальных условиях) вокализация у хищника демаскирует охотника и резко снижает результативность добычи пищи. Взрослые резко пресекают ненужную вокализацию молодняка.

Таким образом, в дикой природе избыточная вокализация бесполезна или вредна и выбраковывается естественным отбором.

У домашней собаки ситуация иная. Вокализация в раннем онтогенезе вовсе не бесполезна. Редкий хозяин может спокойно переносить щенячий лай, писк или скуление. Эти звуки у человека вызывают неприятные ощущения, тоску, жалость. Не желая того, хозяин щенка закрепляет склонность своего воспитанника к избыточной вокализации.

Когда щенок начинает голосом выпрашивать пищу, человек идет ему навстречу. Когда щенок голосом требует, чтобы его впустили с улицы в дом, он получает то, что хочет. Хозяину жалко малыша. Многие собаки просят, чтобы их взяли на руки. Таким образом, избыточная вокализация у щенка получает положительное подкрепление.

Кроме лая, у домашней собаки распространен и другой вид вокализации — скуление. У диких предков собаки скуление — это атрибут поведения щенков раннего постнатального периода развития. Сигнальное значение скуления заключается в выражении состояния дискомфорта (боль, голод, жажда, скука).

Скуление имеет и сугубо социальное значение. Вероятно, звуки скулящего молодняка неприятны и для родителей. Скуление воспринимается взрослыми как сигнал тревоги. Скуление щенков служит результативным приемом для выпрашивания у старших еды и для привлечения к себе внимания соплеменников.

У домашней собаки скуление молодняка никем не пресекается. Поэтому данный вид вокализации переходит из раннего постнатального периода в более зрелый возраст. Взрослые собаки широко применяют скуление для общения с человеком: привлекают к себе внимание, выпрашивают корм, требуют свободы.

У домашней собаки встречается и вой. Однако частота, с которой собака использует этот вид вокализации, низкая. Собаки редко прибегают к вою. Очевидно, что этот вид вокализации достался домашней собаке от волка.

Этологическое предназначение воя у волка до конца не ясно. Затруднительно дать однозначную оценку воя и у домашней собаки. Наблюдения свидетельствуют, что к вою собаки прибегают при изоляции, в состоянии скуки.

Не исключено, что вой используется для привлечения к себе внимания людей и соплеменников.

В целом избыточную с точки зрения диких предков вокализацию домашней собаки следует воспринимать как проявление инфантилизма, который является побочным эффектом процесса доместификации данного вида.

Процесс вокализации активизируется не только у домашней собаки. Подмечено, что домашние морские свинки чаще производят звуки, чем их неодомашненные (дикие) соплеменники. Они издают специфический свист-визг во многих ситуациях, в которых их дикие сородичи молчат и даже затаиваются.

Домашние морские свинки начинают усиленно вокализировать при приближении к клетке человека. Раздача корма, чистка клеток, ветеринарные обработки морских свинок сопровождаются громким и продолжительным свистом и визгом животных.

В дикой природе эти звуки нецелесообразны: они демаскируют животных, привлекают внимание потенциального врага.

Вокализация домашней свиньи, совершенно определенно, являет собой также доместификационное приобретение.

Свиньи сопровождают ой вокализацией все свои эмоции: дискомфортное состояние в целом, удовольствие, боль, голод, жажду, ярость, половое наслаждение, радость.

В арсенале свиньи присутствуют звуки с различной амплитудно-частотной характеристикой, которые принято называть хрюканьем и визгом. Состояние дискомфорта свинья сопровождает резкими высокочастотными звуками, неприятными для человеческого уха, — визгом.

Положительные эмоции свинья сопровождает звуками другого свойства. Это средне — и низкочастотные грассирующие звуки особого тембра — хрюканье. Низкочастотное спокойное похрюкивание удовольствия свиньи производят при удовлетворении голода, при почесывании брюха. Хрюканье от удовольствия можно услышать от хряка, совершающего затяжной половой акт.

У домашней свиньи в арсенале звуковых сигналов имеется и хрюканье другого рода, которое выражает неудовольствие, тревогу, предупреждение о приближении опасности.

В поведении диких свиней мы не находим такой развитой вокализации, как у домашних свиней, поскольку в дикой природе она биологически нецелесообразна и даже вредна. В лесу кабаны передвигаются бесшумно и не выдают своего присутствия ыми сигналами. Этого правила безмолвия придерживаются как взрослые животные, так и поросята.

Развитую вокализацию демонстрируют и одомашненные птицы (за редким исключением). Так, петухи всех пород кукарекают и днем, и ночью, что явно не пошло бы им на пользу в дикой природе.

Свои вокальные способности петухи развили только благодаря тому, что находились под постоянной охраной человека.

Даже будучи в постройках (курятниках) домашние куры привлекают к себе внимание хищников — лисиц, куниц, хорей, которые в деревнях устраивают погромы.

В ряде случаев человек вел селекцию петухов по вокальным способностям. В результате современные представители русской юрловской голосистой породы и немецкой Bergische Kraher обладают просто уникальными ыми данными. У отдельных представителей этих пород домашних кур петухи имеют «песню» продолжительностью свыше 30 секунд с необычайно большим звуковым давлением.

Одомашнивание привело к развитию вокализации и у других видов птицы. Так, избыточную вокализацию проявляют домашние утки. Их ая сигнализация отличается широким диапазоном звукового давления и видотипичным тембром — кряканьем. Вокализация голодных уток достигает предела терпимости человека. Их дикий предок — кряква — в природе птица тихая и осторожная.

Домашние гуси также активно пользуются звуковым каналом общения как друг с другом, так и с представителями других видов. Арсенал издаваемых ими звуков довольно широк. Эта птица при общении варьирует тембр, частотный диапазон, а также уровень звукового давления.

Гуси обладают громким голосом, что дает им возможность предупреждать соплеменников о возможной опасности, находясь на большом удалении друг от друга. Кроме того, гуси активно используют звуковые сигналы во внутрисемейных отношениях.

Скажем, гусыня с гусятами постоянно пользуется звуками двух видов в воспитательных целях: гоготанием и шипением. Тревогу и опасность она выражает резким отрывистым гоготанием. Предупреждение о недопустимости приближения к гусятам мать выражает специфической позой и грозным шипением.

Радость встречи и удовольствие гуси выражают гоготанием особого рода.

Птица с меньшим уровнем одомашненности — индейка — демонстрирует и более низкий уровень вокализации. Однако и эти птицы начинают истошно квохтать в голодном состоянии, т. е. используют ую сигнализацию для выпрашивания корма у человека.

Тем не менее избыточной «говорливостью» обладают лишь индюшата. У взрослых индеек вокализация проявляется при агрессивных действиях и при появлении опасности.

Однако индюшка с индюшатами раннего возраста предпочитает затаиваться в опасных ситуациях.

Еще менее одомашненная птица — цесарка — значительно реже демонстрируют свой голос даже по сравнению с индейками, что лишь подчеркивает определяющую роль доместификации в развитии вокализации у животных.

Копытные домашние животные в разной мере развили свои вокальные способности под влиянием процесса доместификации. Так, лошади сообщают окружающим о своих намерениях и эмоциях при помощи ржания и фырчания. У овец ое сопровождение имеет только эмоция голода.

Козы обладают более сложной психикой, они более эмоциональны. Поэтому набор звуковых сигналов (блеяние) у коз несколько шире, и пользуются им они чаще, чем овцы. Крупный рогатый скот также развил свои звуковые сигналы в процессе одомашнивания.

Коровы незамедлительно сообщают о нарушениях устоявшегося режима мычанием. Это происходит при задержке кормления, доения, заболевании животного, а также в случае изменения графика прогулок. У крупного рогатого скота вокализация сложилась исключительно как адаптация к жизни в искусственных условиях.

Предок современных пород крупного рогатого скота — европейский тур — отличался диким нравом и молчаливостью.

Скорость роста животных в неволе. Хорошее питание и ограничение подвижности животных в неволе создают объективные предпосылки для более полного использования энергии и пластического материала рациона на построение тела. В неволе у молодых животных нарастание живой массы опережает развитие скелета.

Непропорциональное развитие мышц и костей приводит к нарушению локомоций. Например, цыплята-бройлеры в возрасте 1,5-2,0 месяцев имеют живую массу, которая в несколько раз превышает живую массу взрослых особей их диких предков. Поэтому к концу срока выращивания цыплята не в состоянии нормально передвигаться.

Они, как принято говорить, «садятся на ноги».

Проблемы с конечностями возникают и у других видов животных в неволе. При искусственном выращивании птенцы американского журавля (G. americana) имеют ежедневные приросты живой массы на 20% больше, чем в природе. Костяк птенцов не выдерживает большую массу их тела. Поэтому журавлята передвигаются с большим трудом. А их интродукция в дикую природу превращается в большую проблему.

Высокие темпы прироста живой массы наблюдают и рыбоводы при выращивании гибридных форм лососей, осетров, карпа. Большая мышечная масса, которой рыба в искусственных условиях достигает в раннем возрасте, делает ее абсолютно не приспособленной к жизни на воле в естественных водоемах.

С другой стороны, в условиях неволи раннее половое созревание и активизация полового поведения тормозят рост опорнодвигательного аппарата. В животноводстве для предотвращения этого явления, негативного для производителя товарной продукции, применяют кастрацию.

У кастратов более высокие темпы прироста живой массы, более эффективное использование корма, они проявляют меньшую агрессивность по сравнению с быками, жеребцами, хряками. От кастратов получают более качественное мясо: более нежное на вкус и имеющее лучшую структуру.

В случае реинтродукции молодняка диких животных, выращиваемых в искусственных условиях, перед их выпуском на волю у животных корректируют живую массу ограничением кормления и физическими нагрузками.

Неволя приводит к акселерации поведения животных. Онтогеническое развитие морфофункциональной и психической основы организма при жизни животного в природе сбалансированы. И если какая-то функция получает преимущественное развитие (например, половая), то другие системы организма наверняка остаются некоторое время недоразвитыми.

Акселерация поведения в искусственных условиях прежде всего происходит у незрелорождаемых видов. У черно-бурых лисиц на зверофермах отмечается увеличение продолжительности периода социализации молодняка. Так называемое «окно социализации» у одомашненных животных активизируется на 1-2 дня раньше, чем у представителей диких популяций лис.

У лисят от диких родителей глаза открываются на 18-й день, реакции на звук появляются на 16-й день жизни, а реакция страха проявляется в возрасте 12 недель.

У лисят от родителей, предки которых на протяжении многих поколений разводились в неволе, глаза открываются на 17-й день, реакция на звук проявляется на 14-й день, а реакции страха фиксируются уже в 6-7-недельном возрасте (D. Trut, 1999).

Норные животные, а также животные, использующие в естественной среде укрытия, при выращивании в клетках и вольерах развиваются быстрее и раньше начинают демонстрировать стереотипы поведения, свойственные животным старшего возраста. При интродукции в природный биоценоз такие животные испытывают трудности общения со своими сверстниками из природных популяций. Они пытаются установить контакт со сверстниками, используя непонятный для молодняка язык.

В качестве средства профилактики конфликтов на основе социальной неадекватности специалисты приближают лабораторные технологии выращивания диких животных к естественным условиям.

Например, при разведении в клетках и вольерах монгольской песчанки специалисты контролируют продолжительность светового дня, приближая его к естественному освещению в их природной среде обитания.

При разведении в неволе представителей семейства куньих в клетках устанавливают убежища для животных. При искусственном разведении рысей в вольерах размещают специальные домики, а также устанавливают бревна вертикальной и наклонной ориентации.

Обогащение среды обитания животных в клетках и вольерах положительно отражается на формировании сенсорных систем, способствует развитию у животных стереотипов поведения, облегчающих реинтродукцию.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://www.activestudy.info/aktivizaciya-povedencheskix-stereotipov-pod-vliyaniem-domestifikacii/

Рт – стр 11

49. Активизация поведенческих стереотипов животных под влиянием

Отметьте видовые особенности полового поведения крыс и биологическое значение интромиссий, предшествующих эякуляции.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Работа 2. Особенности материнско – детских отношений у зрело – и незрелорождаемых видов животных

Для работы необходимо: самка лабораторной крысы с выводком в первые дни после рождения, самка морской свинки с выводком в первые дни после рождения, секундомер.

Ход работы. 1. Наблюдайте и с помощью секундомера фиксируйте общую продолжительность физических контактов матери с детенышами, а так же время, затраченное самкой на груминг детенышей и их кормление за период наблюдения.

2.Охарактеризуйте наблюдаемые формы материнско – детских отношений (возвращение детенышей в гнездо, груминг детенышей, поведение кормления) у зрело – и незрелорождаемых видов животных.

3.Результаты занесите в таблицу 28.

Таблица 28

Материнско – детские отношения у зрело – и незрелорождаемых животных

Изучаемые показателиДетеныши
ЗрелорождаемыеНезрелорождаемые
Общее время физических
контактов, мин.
Время, затраченное самкой на
груминг детенышей, мин.
Время, затраченное самкой на
Изучаемые показателиДетеныши
ЗрелорождаемыеНезрелорождаемые
кормление детенышей, мин.
ХарактеристикаформматеринскогоповеденияВозвращение
детенышей в гнездо
Груминг детенышей
Поведение кормления

Рекомендации по оформлению работы. Проанализируйте результаты наблюдений и сделайте заключение об особенностях материнско – детские отношения у зрело

– и незрелорождаемых видов животных, отметив влияние степени развития новорожденных на проявление паттернов материнской заботы.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

___________________________________
Дата выполненияПодпись преподавателя

Коллоквиум 2

Темы: «ЦИКЛИЧНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ», «РАЗМЕРЫ ТЕЛА И ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ», «ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ЖИВОТНОГО»

1.Основные факторы биологической цикличности. Биологические часы. Материальная основа.

2.Цикличность пищевого поведения, половой активности.

3.Миграции животных.

4.Циркадные ритмы и поведение животных.

5.Влияние луны на поведение животных. Циклы поведения животных в приливно-отливной зоне.

6.Солнечные циклы и поведение животных.

7.Цикличность животных в искусственных условиях.

8.Годичные сезонные изменения поведения животных.

9.Цикличность жизни. Биологический и календарный возраст животных.

10.Размеры животных и их поведение.

11.Факторы, определяющие максимальные и минимальные размеры тела животных на Земле.

12.Особенности локомоций крупных и мелких животных на суше, в водной и воздушной среде.

13.Поведение как механизм адаптации животных к среде обитания. Понятие о врожденном и приобретенном поведении.

14.Кинезы и таксисы – простейшие формы врожденного поведения.

15.Безусловные рефлексы и инстинкты – основа врожденного поведения высокоорганизованных животных.

16.Представления о двухфазной основе инстинкта.

17.Изменения врожденного поведения в процессе онтогенеза.

18.Изменение врожденного поведения в процессе филогенеза.

19.Представления Н.Тинбергена о комплексе фиксированных действий и врожденно узнаваемых признаках.

20.Личный опыт животных как интеграция врожденно обусловленных стереотипов поведения и индивидуально приобретенных адаптаций.

21.Научение как механизм индивидуальных адаптаций. Виды и механизмы научения животных.

22.Механизмы научения примитивных животных.

23.Особенности научения высших животных.

24.Условный рефлекс как основа научения животных с развитой психикой. Классификация и условия выработки.

25.Механизм образования условного рефлекса.

26.Стадии формирования условного рефлекса.

27.Безусловное торможение условных рефлексов.

28.Условное торможение условных рефлексов.

29.Инсайт: сущность и распространенность в природе.

30.Механизмы научения животных раннего постнатального периода.

31.Память как обязательное условие приобретения личного опыта.

32.Теории формирования краткосрочной и долговременной памяти.

33.Поведение раннего онтогенеза. Роль импринтинга, реакции следования и подражания в формировании личного опыта животных разных видов.

34.Групповое поведение. Формы ассоциаций животных.

35.Биологические преимущества и недостатки группового образа жизни.

36.Механизмы поддержания ассоциаций.

37.Типология сообществ животных.

38.Искусственные ассоциации животных. Принципы их формирования.

39.Иерархия как универсальное средство стабилизации структурированных сообществ.

40.Виды иерархии. Особенности иерархии у продуктивных животных.

41.Распознавание особей в ассоциациях животных.

42.Способы коммуникации у животных.

43.Биологическая роль ритуализации поведения животных.

44.Особенности полового поведения самцов и самок, стратегия и тактика.

45.Половая цикличность самок и факторы ее определяющие.

46.Промискуитет, моногамия, полигамия.

47.Родительское поведение животных.

Оценка за коллоквиум:______Подпись преподавателя:___________

Примерный перечень вопросов к экзамену и зачету по дисциплине

1.Манипулирование. Видовые особенности.

2.Язык общения животных в ассоциациях.

3.Внутривидовая агрессия животных по К.Лоренцу.

4.Особенности развития поведения и психики птиц в раннем онтогенезе.

5.Ритуализация поведения.

6.Реинтродукция животных; этологический аспект проблемы.

7.Особенности развития поведения и психики в раннем онтогенезе у млекопитающих.

8.Акустическая сенсорика и коммуникация у животных, обитающих на земле, в воде и почве.

9.Инфантилизм животных как следствие одомашнивания. Видовые особенности (собака, кошка, свинья, КРС, лошадь).

10.Узнаваемые раздражители, врожденное узнавание, понятие о «врожденном пусковом механизме».

11.Биологические поведенческие ритмы: их разновидности и происхождение.

12.Эмоция страха у животных: механизмы формирования и проявления. Этологическая значимость страха.

13.История развития этологии и зоопсихологии. Роль К.Лоренца, Н.Тинбергена и К.фон Фриша.

14.Малые союзы животных. Принципы их формирования.

15.Сон как разновидность неактивного поведения. Биологическое значение медленного и быстрого сна.

16.Исторические этапы формирования этологии как науки. Вклад исследователей

19века (Ф.Кювье, И.М.Сеченов, Ч.Дарвин и др.).

17.Групповое поведение животных. Характеристика анонимной стаи и стада, системаобразующие факторы их формирования.

18.Биомеханика движений животных в воздушной среде.

19.Исторические этапы формирования этологии как науки. Вклад исследователей

19века (Ф.Кювье, И.М.Сеченов, Ч.Дарвин и др.).

20.Групповое поведение животных. Характеристика анонимной стаи и стада, системаобразующие факторы их формирования.

21.Особенности проявления сна и отдыха у КРС, лошадей, свиней, кур.

22.Импринтинг, подражание, реакция следования – основа раннего опыта молодняка.

23.Активизация поведенческих стереотипов под влиянием процесса одомашнивания животных.

24.Вклад Н.Н.Лодыгиной-Котс, А.Н.Северцова, Л.В.Крушинского, А.Н.Леонтьева, П.К.Анохина в развитие науки о поведении живолтных.

25.Роль гормонов в формировании различных стереотипов поведения (половое поведение, агрессия, родительское поведение, сон).

26.Цикличность поведения животных. Понятие о биологических часах.

27.Лауреаты Нобелевской премии К.Лоренц, Н.Тинберген и Карл фон Фриш – основоположники классической этологии.

28.Особенности поведения животных в ассоциациях неонатального периода. Материнское поведение.

29.Научение животных. Научение с подкреплением и без подкрепления.

30.Особенности движений животных в водной среде. Биомеханика движения рыб, вторичноводных животных, водоплавающих птиц.

31.Врожденное поведение животных (таксисы, кинезы, рефлексы, инстинкты, смещенная активность, регрессия поведения, инверсия поведения).

32.Размеры тела животных и продолжительность жизни. Особенности приматов, врановых птиц и попугаев.

33.Предмет и методы этологии как научной дисциплины.

34.Пренатальное поведение и развитие психики.

35.Особенности движения животных в воздушной среде. Разновидности полета.

36.Прикладное значение этологии. Структурно-логические связи этологии с другими дисциплинами.

37.Развитие поведения и психики животных в процессе филогенеза.

38.Биологическоен значение игры. Роль игры в развитии психики и поведения молодняка

39.Виды и механизмы научения животных.

40.Стереотипы полового поведения самца.

41.Скорость движения животных. Факторы, определяющие скорость движения в воздушной и водной среде.

42.Размер животных и особенности их поведения. Преимущества и недостатки мелких и крупных форм.

43.Половое поведение животных. Стратегические цели и тактические задачи самцов и самок. Периодизация полового поведения животных.

44.Поведенческие адаптации животных к жизни в экстремальных условиях.

45.Теория условных рефлексов И.П.Павлова как фундаментальная основа научения животных.

46.Роль агрессии и ритуалов в стабилизации и дестабилизации иерархических отношений животных в группе.

47.Приручение диких животных как первоначальный этап доместификации. Этологические адаптации.

48.Понятие о врожденном поведении.Кинезы, таксисы, рефлексы, инстинкты и др. формы проявления.

49.Этологические аспекты сна. Сон у животных разных видов и разных возрастов.

50.Безнадзорные собаки в городе. Особенности поведения, проблемы для горожан и пути их разрешения.

51.Системный подход к организации поведения животных. Центральная регуляция движений.

52.Особенности локомоций и поведения птиц.

53.Моно- и полифазный сон. Этологические различия.

54.Особенности поведения периода раннего онтогенеза зрело- и незрелорождаемых детенышей.

55.Материнское поведение: проявление у самок разных видов животных (собаки, кошки, коровы, кобылы, свиньи, козы, овцы, птица). Факторы, формирующие уровень материнской доминанты.

56.Животные в городе; особенности поведения синантропных, диких и домашних животных.

57.Язык общения животных в группе с устойчивой социальной структурой.

58.Раннее манипулирование; проявление у детенышей зрело- и незрелорождаемых видов.

59.Поведенческие адаптации животных к условиям недостатка кислорода (условия высокогорья, ныряние).

60.Классификация видов и форм поведения животных

61.Особенности локомоций и поведения рыб.

62.Брачные союзы животных; распространенность в природе, биологические преимущества.

63.Биомеханика движений. Особенности движений на месте у млекопитающих и птиц.

64.Измененеие врожденных форм поведения в процессе фило- и онтогенеза.

65.Поведение самцов и самок млекопитающих в период спаривания. Фазированность процесса, стереотипы самца и самки.

66.Тактильная сенсорика животных.

67.Факторы, ограничивающие предельно малые и предельно большие размеры тела. Этологический аспект проблемы.

68.Физиологические основы мотиваций поведения животных.

69.Локомоции как основа поведенческого акта животного. Центральная регуляция движений.

70.Выпрашивание как стереотип поведения животных.

71.Неволя и приручение как экстремальные факторы, изменяющие поведение животных

72.Особенности движений лошади и собаки. Виды аллюров.

73.Эмоция боли как причина поведения животных. Физиологические основы болевой сенсорики.

74.Поведение самки в перинатальный период. Видовые особенности.

75.Сенсорные системы у птиц.

76.Личный опыт как результат интеграции филогенетического развития поведения и индивидуально приобретенных адаптаций.

77.Иерархическая структура ассоциаций животных и механизмы ее поддержания.

78.Биомеханика движений на суше.

79.Регуляция ритмичности сна и бодрствования у животных.

80.Особенности сенсорных систем у рыб.

81.Эмоция страха; проявление у разных видов животных.

82.Влияние внешних факторов (факторов среды) на половое поведение животных.

83.Структура индивидуального поведенческого акта. Двухфазный характер.

84.Внутренние причины наиболее стойких мотиваций поведения животных.

85.Половое поведение самок разных видов домашних животных (кобыла, корова, МРС, свинья, кошка, собака).

86.Поведенческие адаптации животных к экстремальным факторам среды (высокие и низкие температуры, недостаток кислорода, дефицит корма и воды и др.) поведенческого акта индивидуум.

87.Память как обязательное условие приобретения личного опыта. Виды памяти, теории памяти, материальный субстрат памяти.

88.Особенности материнского поведения у домашних животных (кошка, собака, свинья, кобыла, коза и др.).

89.Биологическое значение ольфакторной сенсорной системы животных, обитающих на суше.

90.Стадия быстрого сна. Изменения на ЭЭГ, клинические проявления у животных разных видов. Сновидения.

91.Особенности поведения детенышей раннего постнатального периода у свиней, коз, КРС, лошадей, кошек, собак, кур.

92.Исследовательское поведение животных.

93.Иерархические отношения в группе. Вожаки: типы и пути становления.

94.Голод как внутренняя побудительная причина поведения животных. Теории возникновения голода и насыщения.

95.Общая схема строения сенсорной системы животных.

96.Этологическое значение агрессии.

97.Этологическое значение акустической сенсорной системы для рыб, птиц и млекопитающих.

98.Поведение животных в ассоциациях перинатального периода.

99.Влияние одомашнивания на поведение животных.

100.Организация индивидуального поведенческого акта.

101.Понятие о врожденном и приобретенном поведении.

102.Предрасположенность животных к приручению и одомашниванию; перспективы процесса одомашнивания.

103.Игра. Игры молодняка и взрослых животных.

104.Иерархия: биологическое значение и механизмы поддержания.

105.Предмет и методы этологии и зоопсихологии. Роль И.П.Павлова в развитии методологии изучения поведения животных.

106.Экстрасенсорные способности животных.

107.Потребность как внутренняя причина поведения животных. Классификация потребностей животных.

108.Классификация видов и форм поведения животных.

109.Роль агрессии и ритуалов в поддержании иерархического порядка в ассоциациях животных разных видов.

110.Изменения поведения животных вследствие одомашнивания.

111.Понятие о врожденном и приобретенном поведении животных. Личный опыт.

112.Иерархия в группе животных. Механизм установления иерархических отношений.

113.Сезонная спячка как разновидность сна. Адаптивное значение спячки.

114.Структура индивидуального поведенческого акта: психическая и эффекторная фаза.

115.Память как основа приобретения личного опыта. Классификация видов памяти. Материальные субстраты памяти.

116.Особенности химической сенсорики животных, обитающих в водной среде и на суше.

Результаты успеваемости студента при изучении дисциплины

Таблица 31

Расчет успеваемости студента по дисциплине

Вид контроляКоличество баллов
2
занятия3
5
4
практического–6
11
7
8
9
10
лабораторно12
13
14
15
16
17
Итого за ЛПЗ18
Коллоквиум 1
Коллоквиум 2
Итоговая текущая успеваемость
Экзамен, зачет
Итоговая оценка по дисциплине
____________________
Подпись преподавателя

Учебное издание

Составители:

Иванов Алексей Алексеевич Войнова Ольга Александровна Ксенофонтова Анжелика Александровна

ЭТОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЗООПСИХОЛОГИИ

Рабочая тетрадь

Издано в редакции составителей Корректура составителей Отпечатано с набора составителей

Источник: https://studfile.net/preview/10598203/page:11/

Темы: «ЦИКЛИЧНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ», «РАЗМЕРЫ ТЕЛА И ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ», «ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ЖИВОТНОГО» — FINDOUT.SU

49. Активизация поведенческих стереотипов животных под влиянием

1.Основные факторы биологической цикличности. Биологические часы. Материальная основа.

2. Цикличность пищевого поведения, половой активности.

3. Миграции животных.

4. Циркадные ритмы и поведение животных.

5. Влияние луны на поведение животных. Циклы поведения животных в приливно-отливной зоне.

6. Солнечные циклы и поведение животных.

7. Цикличность животных в искусственных условиях.

8. Годичные сезонные изменения поведения животных.

9. Цикличность жизни. Биологический и календарный возраст животных.

10.  Размеры животных и их поведение.

11.  Факторы, определяющие максимальные и минимальные размеры тела животных на Земле.

12.  Особенности локомоций крупных и мелких животных на суше, в водной и воздушной среде.

13.  Поведение как механизм адаптации животных к среде обитания. Понятие о врожденном и приобретенном поведении.

14.  Кинезы и таксисы – простейшие формы врожденного поведения.

15.  Безусловные рефлексы и инстинкты – основа врожденного поведения высокоорганизованных животных.

16.  Представления о двухфазной основе инстинкта.

17.  Изменения врожденного поведения в процессе онтогенеза.

18.  Изменение врожденного поведения в процессе филогенеза.

19.  Представления Н.Тинбергена о комплексе фиксированных действий и врожденно узнаваемых признаках.

20.  Личный опыт животных как интеграция врожденно обусловленных стереотипов поведения и индивидуально приобретенных адаптаций.

21.  Научение как механизм индивидуальных адаптаций. Виды и механизмы научения животных.

22.  Габитуация, сенситизация, тренировка, суммация сенсорики – основные механизмы научения примитивных животных.

23.  Особенности научения высших животных.

24.  Условный рефлекс как основа научения животных с развитой психикой.   

Классификация и условия выработки.

25.  Механизм образования условного рефлекса.

26.  Стадии формирования условного рефлекса.

27.  Инсайт: сущность и распространенность в природе.

28.  Механизмы научения животных раннего постнатального периода.

29.  Память как обязательное условие приобретения личного опыта.

30.  Теории формирования краткосрочной и долговременной памяти.

31.  Поведение раннего онтогенеза. Роль импринтинга, реакции следования и подражания в формировании личного опыта животных разных видов.

32.  Групповое поведение. Формы ассоциаций животных.

33.  Биологические преимущества и недостатки группового образа жизни.

34.  Механизмы поддержания ассоциаций.

35.  Типология сообществ животных.

36.  Искусственные ассоциации животных. Принципы их формирования.

37.  Иерархия как универсальное средство стабилизации структурированных сообществ.

38.  Виды иерархии. Особенности иерархии у продуктивных животных.

39.  Распознавание особей в ассоциациях животных.

40.  Способы коммуникации у животных.

41.  Биологическая роль ритуализации поведения животных.

42.  Особенности полового поведения самцов и самок, стратегия и тактика.

43.  Половая цикличность самок и факторы ее определяющие.

44.  Промискуитет, моногамия, полигамия.

45.  Родительское поведение животных.

Оценка за коллоквиум:______                        Подпись преподавателя:___________

Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине

1. Манипулирование. Видовые особенности.

2. Язык общения животных в ассоциациях.

3. Внутривидовая агрессия животных по К.Лоренцу.

4. Особенности развития поведения и психики птиц в раннем онтогенезе.

5. Ритуализация поведения.

6. Реинтродукция животных; этологический аспект проблемы.

7. Особенности развития поведения и психики в раннем онтогенезе у млекопитающих.

8. Акустическая сенсорика и коммуникация у животных, обитающих на земле, в воде и почве.

9. Инфантилизм животных как следствие одомашнивания. Видовые особенности (собака, кошка, свинья, КРС, лошадь).

10. Узнаваемые раздражители, врожденное узнавание, понятие о «врожденном пусковом механизме».

11. Биологические поведенческие ритмы: их разновидности и происхождение.

12. Эмоция страха у животных: механизмы формирования и проявления. Этологическая значимость страха.

13. История развития этологии и зоопсихологии. Роль К.Лоренца, Н.Тинбергена и К.фон Фриша.

14. Малые союзы животных. Принципы их формирования.

15. Сон как разновидность неактивного поведения. Биологическое значение медленного и быстрого сна.

16. Исторические этапы формирования этологии как науки. Вклад исследователей 19 века (Ф.Кювье, И.М.Сеченов, Ч.Дарвин и др.).

17. Групповое поведение животных. Характеристика анонимной стаи и стада, системаобразующие факторы их формирования.

18. Биомеханика движений животных в воздушной среде.

19. Исторические этапы формирования этологии как науки. Вклад исследователей 19 века (Ф.Кювье, И.М.Сеченов, Ч.Дарвин и др.).

20. Групповое поведение животных. Характеристика анонимной стаи и стада, системаобразующие факторы их формирования.

21. Особенности проявления сна и отдыха у КРС, лошадей, свиней, кур.

22. Импринтинг, подражание, реакция следования – основа раннего опыта молодняка.

23. Активизация поведенческих стереотипов под влиянием процесса одомашнивания животных.

24. Вклад Н.Н.Лодыгиной-Котс, А.Н.Северцова, Л.В.Крушинского, А.Н.Леонтьева, П.К.Анохина в развитие науки о поведении живолтных.

25. Роль гормонов в формировании различных стереотипов поведения (половое поведение, агрессия, родительское поведение, сон).

26. Цикличность поведения животных. Понятие о биологических часах.

27. Лауреаты Нобелевской премии К.Лоренц, Н.Тинберген и Карл фон Фриш – основоположники классической этологии.

28. Особенности поведения животных в ассоциациях неонатального периода. Материнское поведение.

29. Научение животных. Научение с подкреплением и без подкрепления.

30. Особенности движений животных в водной среде. Биомеханика движения рыб, вторичноводных животных, водоплавающих птиц.

31. Врожденное поведение животных (таксисы, кинезы, рефлексы, инстинкты, смещенная активность, регрессия поведения, инверсия поведения).

32. Размеры тела животных и продолжительность жизни. Особенности приматов, врановых птиц и попугаев.

33. Предмет и методы этологии как научной дисциплины.

34. Пренатальное поведение и развитие психики.

35.Особенности движения животных в воздушной среде. Разновидности полета.

36. Прикладное значение этологии. Структурно-логические связи этологии с другими дисциплинами.

37. Развитие поведения и психики животных в процессе филогенеза.

38. Биологическоен значение игры. Роль игры в развитии психики и поведения молодняка

39. Виды и механизмы научения животных.

40. Стереотипы полового поведения самца.

41. Скорость движения животных. Факторы, определяющие скорость движения в воздушной и водной среде.

42. Размер животных и особенности их поведения. Преимущества и недостатки мелких и крупных форм.

43. Половое поведение животных. Стратегические цели и тактические задачи самцов и самок. Периодизация полового поведения животных.

44. Поведенческие адаптации животных к жизни в экстремальных условиях.

45. Теория условных рефлексов И.П.Павлова как фундаментальная основа научения животных.

46. Роль агрессии и ритуалов в стабилизации и дестабилизации иерархических отношений животных в группе.

47. Приручение диких животных как первоначальный этап доместификации. Этологические адаптации.

48. Понятие о врожденном поведении.Кинезы, таксисы, рефлексы, инстинкты и др. формы проявления.

49. Этологические аспекты сна. Сон у животных разных видов и разных возрастов.

50. Безнадзорные собаки в городе. Особенности поведения, проблемы для горожан и пути их разрешения.

51. Системный подход к организации поведения животных. Центральная регуляция движений.

52. Особенности локомоций и поведения птиц.

53. Моно- и полифазный сон. Этологические различия.

54. Особенности поведения периода раннего онтогенеза зрело- и незрелорождаемых детенышей.

55. Материнское поведение: проявление у самок разных видов животных (собаки, кошки, коровы, кобылы, свиньи, козы, овцы, птица). Факторы, формирующие уровень материнской доминанты.

56. Животные в городе; особенности поведения синантропных, диких и домашних животных.

57. Язык общения животных в группе с устойчивой социальной структурой.

58. Раннее манипулирование; проявление у детенышей зрело- и незрелорождаемых видов.

59. Поведенческие адаптации животных к условиям недостатка кислорода (условия высокогорья, ныряние).

60. Классификация видов и форм поведения животных

61. Особенности локомоций и поведения рыб.

62. Брачные союзы животных; распространенность в природе, биологические преимущества.

63. Биомеханика движений. Особенности движений на месте у млекопитающих и птиц.

64. Измененеие врожденных форм поведения в процессе фило- и онтогенеза.

65. Поведение самцов и самок млекопитающих в период спаривания. Фазированность процесса, стереотипы самца и самки. 

66. Тактильная сенсорика животных.

67. Факторы, ограничивающие предельно малые и предельно большие размеры тела. Этологический аспект проблемы.

68. Физиологические основы мотиваций поведения животных.

69. Локомоции как основа поведенческого акта животного. Центральная регуляция движений.

70. Выпрашивание как стереотип поведения животных.

71. Неволя и приручение как экстремальные факторы, изменяющие поведение животных

72. Особенности движений лошади и собаки. Виды аллюров.

73. Эмоция боли как причина поведения животных. Физиологические основы болевой сенсорики.

74. Поведение самки в перинатальный период. Видовые особенности.

75. Сенсорные системы у птиц.

76. Личный опыт как результат интеграции филогенетического развития поведения и индивидуально приобретенных адаптаций.

77. Иерархическая структура ассоциаций животных и механизмы ее поддержания.

78. Биомеханика движений на суше.

79. Регуляция ритмичности сна и бодрствования у животных.

80. Особенности сенсорных систем у рыб.

81. Эмоция страха; проявление у разных видов животных.

82. Влияние внешних факторов (факторов среды) на половое поведение животных.

83. Структура индивидуального поведенческого акта. Двухфазный характер.

84. Внутренние причины наиболее стойких мотиваций поведения животных.

85. Половое поведение самок разных видов домашних животных (кобыла, корова, МРС, свинья, кошка, собака).

86. Поведенческие адаптации животных к экстремальным факторам среды (высокие и низкие температуры, недостаток кислорода, дефицит корма и воды и др.) поведенческого акта индивидуум.

87. Память как обязательное условие приобретения личного опыта. Виды памяти, теории памяти, материальный субстрат памяти.

88. Особенности материнского поведения у домашних животных (кошка, собака, свинья, кобыла, коза и др.).

89. Биологическое значение ольфакторной сенсорной системы животных, обитающих на суше.

90. Стадия быстрого сна. Изменения на ЭЭГ, клинические проявления у животных разных видов. Сновидения.

91. Особенности поведения детенышей раннего постнатального периода у свиней, коз, КРС, лошадей, кошек, собак, кур.

92. Исследовательское поведение животных.

93. Иерархические отношения в группе. Вожаки: типы и пути становления.

94. Голод как внутренняя побудительная причина поведения животных. Теории возникновения голода и насыщения.

95. Общая схема строения сенсорной системы животных.

96. Этологическое значение агрессии.

97. Этологическое значение акустической сенсорной системы для рыб, птиц и млекопитающих.

98. Поведение животных в ассоциациях перинатального периода.

99. Влияние одомашнивания на поведение животных.

100. Организация индивидуального поведенческого акта.

101. Понятие о врожденном и приобретенном поведении.

102. Предрасположенность животных к приручению и одомашниванию; перспективы процесса одомашнивания.

103. Игра. Игры молодняка и взрослых животных.

104. Иерархия: биологическое значение и механизмы поддержания.

105. Предмет и методы этологии и зоопсихологии. Роль И.П.Павлова в развитии методологии изучения поведения животных.

106. Экстрасенсорные способности животных.

107. Потребность как внутренняя причина поведения животных. Классификация потребностей животных.

108. Классификация видов и форм поведения животных.

109. Роль агрессии и ритуалов в поддержании иерархического порядка в ассоциациях животных разных видов.

110. Изменения поведения животных вследствие одомашнивания.

111. Понятие о врожденном и приобретенном поведении животных. Личный опыт.

112. Иерархия в группе животных. Механизм установления иерархических отношений.

113. Сезонная спячка как разновидность сна. Адаптивное значение спячки.

114. Структура индивидуального поведенческого акта: психическая и эффекторная фаза.

115. Память как основа приобретения личного опыта. Классификация видов памяти. Материальные субстраты памяти.

116. Особенности химической сенсорики животных, обитающих в водной среде и на суше.

Результаты успеваемости студента при изучении дисциплины

Таблица 33

Расчет успеваемости студента по дисциплине

Вид контроля

Количество баллов

№ лабораторно – практического занятия

2
3
4
5
6
7
8
9

Итого за ЛПЗ

Коллоквиум 1

Коллоквиум 2

Итоговая текущая успеваемость

Экзамен

Итоговая оценка по дисциплине

____________________

Подпись преподавателя

Учебное издание

Составители:

Иванов Алексей Алексеевич

Войнова Ольга Александровна

Источник: https://findout.su/4x14478.html

Medic-studio
Добавить комментарий