5.1. Сущность коммуникативного процесса.: Схема коммуникативного процесса Отправитель – любой индивид, имеющий

Тема 2. Коммуникативный процесс

5.1. Сущность коммуникативного процесса.: Схема коммуникативного процесса Отправитель – любой индивид, имеющий

2.1. Структура коммуникативного процесса

Процесс коммуникации представляетсобой путь сообщения (знаний, информациии т.п.) от одного субъекта коммуникациик другому, в процессе которого междукоммуникантами складывается определеннаясистема взаимоотношений.

Самая простаясхема коммуникативного процесса включаетотправителя, сообщение и получателя.

Однако современные представления окоммуникации несколько шире, ее процессописывают дополнительными илипромежуточными этапами обмена сообщениями.

Вне зависимости от того, разговариваютли участники общения, обмениваются лижестами или переписываются по электроннойпочте, коммуникативный процесс какправило, включает в себя следующие этапы(рис.1).

Рис.1. Структура коммуникативногопроцесса

Ответственность за формулировкусообщения, которая должна точно передатьмысль реципиенту, несет отправитель.Поскольку коммуникации, посуществу, являются процессом достиженияпонимания, то для того чтобы значениесообщения было одинаковым для отправителяи получателя, необходимы согласованныеусилия с обеих сторон.

Од­накоотправитель несет основную ответственность.Отправитель должен мысленно увидетькоммуникацию глазами получателя. Задачаотправителя состоит в том, чтобы искатьи использовать коммуникационные символыи навыки, которые при­ведут к правильномуотражению сообщения в сознании получателя.

Получатель,в свою очередь,описывается двумя аспектами пове­дения— умением слушать и умением обеспечитьобратную связи с отправителем. Реципиентзанимается процессом перевода сообщенияв мысль.

Характер воздействия сообщенияна получателя определяется тем, какмного он знает о предмете общения, опытомобщения с отправителем, вероятностьювосприятия сообщения соответствующимобразом.

Принято выделять шестьосновных характеристик природылюбого индивида впроцессе коммуникации: индивидуальныеособенности, восприятие, целостностьличности, мотивация поведе­ния,стремление к соучастию и ценностьличности.

Между людьми достаточно многообще­го (например, мы радуемсядостижениям; огорчаемся потере любимых),но каждый живущий на Земле человекуникален, причем концепция егоиндивидуальных особенностей имеетстрогие научные доказательства. Каждыйиндивид отличается от других людеймилли­оном характерных черт.

Со днясвоего рожде­ния каждый человекуникален, а приобретаемый индивидуальныйопыт делает людей еще более отличающимисядруг от друга. Кроме того, каждый из насиндивидуально воспринимает происходящиевок­руг события. Даже если нам показываютодин и тот же объект, мы различнымобра­зом рассматриваем его.

Нашеотношение к объективной реальностипроходит через фильтр индивидуальноговосприятия, представляющегособой уникальный для каждого человека,формирующийся на основе накопленногоопыта, способ видения, систематизациии интерпретации вещей и событий.Уникальное видение каждого из насдоказывает, что мы ведем себя не какмашины, а как человеческие существа.

Вне зависимости от конкретных причиндействия индивидовопределяются восприятием действительности.Различные человеческиечерты могут изу­чаться каждая поотдельности, но заключительная фазаисследования, синтез, предпо­лагаеткомплексный анализ элементов единойсистемы, человека как целостной лично­сти.

Профессиональное мастерство не существуетбез опыта и знаний, личная жизнь человекане может быть полностью отделена отпроцесса труда, моральные условиянеотделимы от физических. Каждый из нас— целостное человеческое существо.

Одно из основных положений психологиигласит, что нормальное поведение человекаформируется под воздействием опреде­ленныхфакторов, которые могут быть связаны спотребностями индивида и (или)по­следствиями его поступков.

Когдамы имеем дело с человеческими потребностями,необходимо помнить, что побуждениялюдей отнюдь не таковы, какими, какмы счита­ем, они должныбыть, они являются тем, чего желают самилюди. Быть может,сторон­ний наблюдатель воспринимаеттребования индивида как нереалистические,тем не менее имеет возможностьвоздействовать на них.

Каждыйиз нас хотел бы чувствовать себяком­фортно и в материальном, и вдуховном смыслах. Это желание отражаетсяв стремле­нии к самоэффективностиили уверенности в том,что мы справимся с порученной работой,оправдаем ролевые ожидания, внесемзначительный вклад в достижение об­щегоуспеха. Все мы заслуживаем того, чтобыс нами обращались немного не так, как сдругими факторами производства (землей,капиталом, техноло­гиями), посколькумы — существа высшего порядка. Тео­рияо том, что человек — один из экономическихинструментов, давно утратила попу­лярность.Сегодня актуальны тезисы о высокойценности человека, его способностях ивоз­можностях для саморазвития,самосовершенствования.

Теперь перейдем к рассмотрениюнепосредственно этапов коммуникативногопроцесса.

Рождение идеи. Без идеи, которуюхотел бы передать отправитель, не можетбыть самого сообщения, а значит, остальныеэтапы не имеют смысла.

Кодирование. Далее идеязашифровывается(преобразуется в удоб­нуюдля передачи форму) с помощью подходящихслов, рисунков, других символов,используемых для передачи информации.На этом этапе отправитель определяетспособ передачи, наиболее адекватныйпорядок слов и символов.

Например,содержа­ние устного сообщения обычноотличается от служебной записки. Вкачестве символов общения используютсяслова, рисунки, действия. Слова— основной используемый в процессекоммуникации сим­вол.

Основная проблемаиспользова­ния слов заключается в ихмногозначности, обусловленной тем, чтомы пытаемся «отразить» бесконечнуюсложность мира, используя ограниченноечисло слов. Сложности языка возрастают,когда в контакт пытаются вступить люди,имеющие разные уровни образования,этнические традиции или культуру.

Проблема решается тем, что используютконтекст слова,представляющий окружение из другихслов, символов. Мы окружаем клю­чевоеслово контекстом до тех пор, пока значениеслова не сузится до четко определенныхпределов и возможные ошибки не будутсведены к минимуму. Следовательно,эффективные коммуникаторы ориентированыне столько на слова, сколько на мысли.

Им прекрасно известно, чтозначение слов определяется людьми.Контекст позволяетуточнить значение слов с помощьюсигналов, которые человек получает извнешней социальной среды, например отдрузей и коллег. Соци­альные сигналымогут нести как положительную, так иотрицательную информацию, влияющую нареакции участников коммуникаций.

Ксоциальным «подсказкам» отно­сятсядолжности, одежда или принятое вконкретном регионе или этническойгруппе значение слов. Наша восприимчивостьк влиянию таких сигналов изменяется взави­симости от степени доверия кисточнику, уровня знакомства с вопросом,характера сигнала и индивидуальныхотличий (таких, как культурные традиции).

Предваритель­ное знание социальныхсигналов имеет важное значение, потомучто использование определенных слов внеадекватном контексте создаетсемантический смог, который вызываетраздражение наших органов чувств инегативно отражает­ся на точностиощущений.

Поскольку в некоторых случаяхзначение слов не удается прояснить,даже обра­тившись к контексту,правомерно допустить, что упрощениесимволов облегчает по­ложениеполучателя. Скорость принятия сообщенияможно увеличить, если использоватьпредпочитаемые адресатом символы.Данное предположение лежит в основеидеи уровней читабельноститекстов, допускающейвозможность преобразо­вания письменныхи устных сообщений в удобную получателюформу.

К коммуникативным символамотносятся и рисунки,используемые для пояснения словесныхсообщений. Рисунки могут предоставлятьмощное визуальное средство изобра­жения(«Лучше один раз увидеть, чем сто разуслышать»), однако для достижениямаксимальной эффективности они должнысочетаться с тщательно подобраннымисловами и действиями.

Третий вид коммуникативныхсим­волов – действиеили невербальноеповедение. Часто человекзабывает, что пред­принимаемые имдействия выступают как средствакоммуникации в той степени, в которойих содержание может быть интерпретированодругими. Отказ от действия тоже способкоммуникации.

Действие «говорит» громчеслов, по крайней мере в долгосрочномпериоде. Разрыв между словом и деломприводит к возникновению дефицитадоверия. Коммуникативноедоверие базируется на взаимном уваженииучастников процесса, на их компетентностии динамизме.

Для установления доверительныхотношений неред­ко требуются годы, адля того чтобы разрушить их, достаточнонескольких минут.

Передача.После тогокак определена форма сообщения,осуществляется его передача.От­правитель выбирает коммуникативныйканал, передает сообщение, обязательноучитывая фактор времени,стремится «очистить» коммуникатив­ныйканал от помех. В общем делает все, чтобысообщение обязательно достигло получателяи привлекло его внимание.

Выбор каналачастично обосновывается решениемвопросов по поводу того, нужна линемедленная обратная связь, важно липолучение реакции получателя насообщение, есть ли необходимость вдокументировании коммуникации, нужнали детальная точность и т.п. Ни один изспособов коммуникации не обладаетуниверсальным преимуще­ством переддругим.

Во многих случаях сообщениеможет быть наилучшим обра­зом переданопутем комбинации разных каналов.

Прием(получение). Осуществление передачипозволяет адресату принятьсообщение. На этом этапеинициатива переходит к получателю,который должен настро­иться навосприятие сообщения.

Если это устноесообщение, получатель должен бытьхорошим слушателем. В тех случаях, когдаадресат не готов к принятию сообще­ния,его содержание в значительной мереутрачивается.

Для лучшего принятиясведений реципиенту необходимо старатьсяанализировать ход мыслей отправителя.

Декодирование. Наэтом этапе должно достигатьсявзаимопонимание между субъектамикоммуникации. Понимание может бытьреализовано только в сознании получателя.Коммуника­тор может заставить другуюсторону выслушать его сообщение, но неимеет возмож­ностей заставить понятьего. Понимание полученного сообщения— исключительная прерогатива получателя.

Восприятие.Восприятие– одна из наиболееважных переменных в коммуникации.Это процесс придания сообщениям смысла,наше уникальное понимание сути вещей.При восприятии каждый индивид предстаетв качестве продукта своего уникальногоопыта. Установки по отношению к окружающейсреде изменяют наше восприятие того,что передается в процессе коммуникации.

Умственные способности, или интеллект,в наибольшей степени определяютспособность человека правильноразбираться в коммуникативном опыте.В результате коммуникативные навыкикак при высказывании, так и привыслу­шивании, будут влиять на то, какмы передаем сообщение, и на то, как мывоспринима­ем обратную связь на этосообщение.

По всей вероятности, каждыйотправитель и получатель вносит свои,отличные от других, установки, опыт,умственные способ­ности и коммуникативныенавыки в поддержание процесса коммуникации.Но это не означает, что понимание неможет быть достигнуто.

Скорее, пониманиеналичия этих отличий и чувствительностьк ним при восприятии могут способствоватьпо­лучению открытого и продуктивногоопыта коммуникаций. Неправильноевосприятие является главной причинойнеудачных коммуника­ций.

Использование.После того как получательрасшифровал и воспринял сообщение, онможет принять егоили отвергнуть.Отправитель заинтересован в том, чтобыадресат принял сообщение полностью иадекватно отреагировал на него. Ноприня­тие — вопрос выбора и склонности,и именно получатель определяет, принятьему сообщение в целом или частично.

Факторы, влияющие на решение, зависятот оценки адресатом степени достоверностисообщения, авторитета коммуникато­ра,а также от предполагаемого использованияпослания. Получатель может никак нереагировать на сообщение,сохранить информацию на будущее илисделать что-нибудь еще. Дан­ный шагявляется решающим и зависит преждевсего от адресата.

Обратная связь. Втом случае, когда получатель осознаетсообщение и отвечает отправителю, междуними возникает обратнаясвязь, замыкаю­щаякоммуникативный контур. В результатевозникает развертывающаяся игроваяситуация, в которой отправитель может(и должен) корректировать свое следующеепослание в соответствии с полученнымответом.

Коммуникатор всегда нуж­даетсяв обратной связи, т.к. она позволяетузнать, получено ли сообщение, правильноли оно декодировано, и должен прилагатьвсе силы к ее установлению. Взаимонаправленныекоммуникации обеспечивают высокуюстепень удовлетворения отпра­вителяи получателя, позволяют минимизироватьискажения, существенно повыситьдостоверность сообще­ний.

Нетни одного гарантированного способаобеспечения точной и добровольнойобратной связи. Хотя во многих ситуациях,если мы зададим вопрос или сделаем намгновенье паузу, наши получателиобеспечат обратную связь, в которой мынужда­емся. Обратная связь — этоспособ оповестить отправителя о томпонимании или не­понимании, котороеони породили.

Эффек­тивная обратнаясвязь характеризуется:

        • конкретностью, то есть направлена коммуникатору с пояснением о том, что сообщение или его часть восприняты;
        • она, скорее, дает описание, чем оценку, то есть должна снижать потребностьсобеседника в защитной реакции, избегать фраз оценки;
        • она считается с потребностями как отправителя, так и получателя информации, то есть служит целям обоих субъектов коммуникации;
        • направленностью на поведение, с которым получатель в состоянии что-нибудьсделать, то есть не должна создавать людям ситуации безысходности;
        • своевременностью, то есть эффективность обратной связи определяется готовностью ее воспринять.
        • она соответствует человеку, то есть в ее процессе перемены поведения должны оставаться в рамках личных качеств и способностей каждого, не следует воздействовать на людей и переделывать их в соответствии с имеющимися образами.

2.2. Помехи и проблемы процесса коммуникации

В процессе принятия сообщения, егодекодирования и понимания на восприятиеполучателя могут оказывать влияниеразличные помехи (фильтры и барьеры).Если индивид в коммуникативном процессеосознанно создает какие-либо преграды,помехи, то речь идет о фильтрах.

Если жешумы, помехи возникают помимо воли,независимо от коммуникантов, то онирассматриваются как барьеры. Фильтрыи барьеры могут возникать либо вфизической среде общения, либо в сфереэмоций человека. Помехи могут сделатькоммуникацию невозможной, «порванной»,неправильно интерпретируемой.

В целомвсе помехи делят на следующие группы.

  1. Личностные– коммуникативные барьеры и фильтры, порождаемые человеческими эмоциями, системами ценностей или неумением слушать собеседника. Нередко они возникают в связи с разницей коммуникантов в образовании, расе, поле, социально-экономическом статусе. Личностные помехи больше всего возникают и мешают в деловом общении.

    Часто наши чувства, отношения ограничивают возможности общения с другими людьми, а деловая ситуация требует коммуникации. К личностным барьерам также относят вредные вербальные привычки, психические и физиологические особенности и состояния человека, эмоциональную несовместимость людей (так называемую психологическую дистанцию).

    Эмоции действуют как фильтр восприятия при всех коммуникациях. Мы видим и слышим то, на что эмоционально настроены, нашими коммуникациями руководят ожидания, то есть люди живут в собственной интерпретации действительности.

    В целом, эффективность коммуникации повышается тогда, когда чувства отправителя и получателя в отношении предмета общения достаточно близки.

  2. Физические– коммуникативные помехи, возникающие в материальной среде коммуникации. Ими могут быть неожиданный отвлекающий звук, шум, цвет, запах, расстояние между людьми, время получения сообщения, объем информации и др.

    Обычно участникам коммуникации известно возникновение данных барьеров, они очевидны и их стараются устранить.

    Иногда потенциальные физические помехи переводят в позитивные факторы коммуникации, например, когда рассаживают участников за столом, организуют интерьер общения растениями, цветом, аксессуарами и т.п.

  3. Семантические– коммуникативные барьеры, возникающие на основе ограничений использования символов. Вся коммуникация осуществляется посредством символов, несущих в себе определенные значения. Символы обычно многозначны, но необходимо выбрать одно значение, которое адекватно данной ситуации общения.

    В противном случае возникает непонимание коммуникантами друг друга. Особенно сложные семантические барьеры возникают при общении между представителями различных культур.

    Обе стороны при этом должны знать буквальное значение слова, уметь интерпретировать его в разном контексте использования (в том числе и во взаимосвязи с невербальной коммуникацией).

  4. Выделяют еще такие специфические барьеры, как психологические. Барьер предвзятости возникает,когда человек вдруг как будто беспри­чинно начинает отрицательно относиться к тому или ино­му человеку.

    Барьер отрицательной установки может быть в том случае, когда некто плохо ото­звался о знакомом человеке и у субъекта коммуникации возникла нега­тивная установка по отношению к данному индивиду.

    Барьер “боязни” контакта бывает, когда человеку нелов­ко вступать в непосредственный контакт с другими людьми. Может возникнуть барьер “ожидания непонимания”.

    То есть перед общением индивида волнует вопрос: «правильно ли поймет меня парт­нер?», при этом он начинает прогнозировать последствия, предвосхищать неприятные ощущения, что в воображении выступает уже как неизбежная данность. Барьер “стереотипов” также часто мешает взаимодействию людей.

    Барьер “возраста” возникает в самых разнообразных ситуациях общения: между взрослыми и деть­ми (взрослый не понимает того, чем живет ребенок, что и становится причиной многих конфликтов), между людь­ми разных поколений. Люди постарше осуждают молодых, а те, кто помоложе, раздражаются или не очень вежливо посмеиваются.

Понятно, что в жизни барьерывстречаются на каж­дом шагу и труднонайти способы их сглаживания и устранения.Кроме того, рассмотренные помехи могутобусловить возникновение рядапотенциальных проблемкоммуникации. Если двачеловека значительно расходятся вомнениях по какому-то вопросу, осознатьэто позволяет только установлениедвусторонних ком­муникаций.

Обнародованиеразличных точек зрения нередко приводитк формирова­нию полярныхвоззрений, когдастороны занимают экстремальные позиции.

Под воздействием угрозы потенциальныхпроблем, неизбежных при проигрыше,участни­ки коммуникации нередко«отбрасывают» логику и рациональностьи переходят к защит­нойаргументации: делаютакцент на личных качествах «противника»,избиратель­но используют имеющиесяфакты, стремятся держать себя в рукахи подавить отрицательные эмоции.

Защитнаяаргументация позволяет избежать рискаи прояв­лений некомпетентности, однакоосновная причина ееиспользования — желаниеконтролировать ситуацию и стремлениеодержать верх, что приводит к снижениюэффективности коммуникаций. Еще однавозможная проблема – когнитивный(познавательный) диссонанс,т. е.

внутренний конфликт и беспокойство,возникающие в тех случаях, когда людиполу­чают информацию, несовместимуюс их системами ценностей, ранее принятымиреше­ниями или другими известными имданными. Поскольку возникновениебеспокойства вызывает чувство дискомфорта,человек стремится избавиться или, покрайней мере, уменьшить его.

Возможно,он постарается получить новыекоммуникативные входы, изменитьинтерпретацию получаемых данных илирешается внести коррективы в системуценностей. Возможно,индивид просто откажется поверитьдиссонирующей информации или проигнорируетее.

При вступлении в контакт отправительпроявляет особую осторожность, посколькукоммуникации являются мощной формойсамораскрытия перед други­ми людьми,источником возможной оценки коммуникатораокружающими. В ходе коммуникации мы нетолько открываем что-то другим людям(содержание), но пока мы передаемсообщение, получатели выносят намопределенную оцен­ку.

Данный аспекткоммуникаций побуждает отправителязадуматься о сохранениилица, т.е. он стремится предотвратить критическиевысказывания в собственный адрес состороны других людей. Негативные оценкиподвергают опасности, прежде всего,чувство собственного достоинстваиндивида.

Иногда «критик» и сам сожалеет,высказав нечто, противоречащеепредставлению человека о себе. Хотявы­зывающие сожаление сообщения частопередаются непреднамеренно, они обычновызывают тяжелые чувства у получателя,создают напряженность в отношениях,иногда приводят к их разрыву. К вызывающимсожаление сообщениям относятся, например,грубые вербальные ошибки, личные выпады,порочащие репутацию сте­реотипныевысказывания, саркастическая критикаили опасная информация. Очень частотакого рода сообщения передаются вовремя эмоциональной конфронтации

Источник: https://studfile.net/preview/5912134/page:4/

Коммуникативный процесс

5.1. Сущность коммуникативного процесса.: Схема коммуникативного процесса Отправитель – любой индивид, имеющий

Коммуникативный процесс – это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.).

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова (социальной коммуникации – Т.Б.

), то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр.

Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Г.М. Андреева полагает, что из этого можно сделать следующий заманчивый шаг и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации, что и делается в ряде систем социально-психологического знания.

Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, ибо в нем опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации.

Не говоря уже о том, что при таком подходе фиксируется в основном лишь одно направление потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту (введение понятия «обратная связь» не изменяет сути дела), здесь возникает и еще одно существенное упущение.

При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Сформулируем специфические особенности процесса социальной коммуникации:

1. Коммуникацию нельзя рассматривать лишь как отправление информации передающей системой и прием ее другой системой потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности.

Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т.е.

анализировать его мотивы, цели, установки (кроме, разумеется, анализа своих собственных целей, мотивов, установок), «обращаться» к нему, по выражению В.Н. Мясищева. Схематично коммуникация может быть изображена как интерсубъектный процесс.

Но в этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера. Поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею.

«прибавка» в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации (Андреева, 1981), потому что люди не просто «обмениваются» значениями, но, как отмечает А.Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл (Леонтьев, 1972).

Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса – не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально в единстве даны деятельность, общение и познание.

2. Характер обмена информацией между людьми, а не кибернетическими устройствами определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга, т.е. обмен информацией предполагает воздействие на поведение партнера и изменение состояний участников коммуникативного процесса, в этом смысле «знак в общении подобен орудию в труде» (А.Н. Леонтьев, 1972).

Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуникатора на другого с целью изменения его поведения.

Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает, что при обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.

Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах.

3. Коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда коммуникатор и реципиент обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это выражается в словах: «все должны говорить на одном языке».

Для описания этой ситуации социальная психология заимствует из лингвистики термин «тезаурус», обозначающий общую систему значений, принимаемых всеми членами группы.

Но, даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково: социальные, политические, возрастные особенности могут быть тому причиной. Еще Л.С. Выготский отмечал, что мысль никогда не равна прямому значению слов. Это хорошо поясняет Дж.

Миллер на житейском примере: муж, встреченный у двери словами жены: «Я купила сегодня несколько электрических лампочек», не должен ограничиваться их буквальным истолкованием: он должен понять, что ему надо пойти на кухню и заменить перегоревшую лампочку.

4. Возможность возникновения коммуникативных барьеров. Они не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования, а носят социальный или психологический характер.

С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами.

Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание.

Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров: даже военные противники ведут переговоры.

Но вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется благодаря их наличию.

С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить и более чисто выраженный психологический характер.

Они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них (Зимбардо, 1992), скрытность другого, присутствие у кого-то черты, получившей название «некоммуникабельность») или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.п. В этом случае особенно четко выступает та связь, которая существует между общением и отношением, отсутствующая, естественно, в кибернетических системах.

Таким образом, Г.М. Андреева делает следующий вывод: названные особенности человеческой коммуникации не позволяют рассматривать ее только в терминах теории информации.

Употребляемые для описания этого процесса некоторые термины из этой теории требуют всегда известного переосмысления, как минимум тех поправок, о которых речь шла выше.

Однако все это не отвергает возможности заимствовать ряд понятий из теории информации.

Например, при построении типологии коммуникативных процессов целесообразно воспользоваться понятием «направленность сигналов». В теории коммуникации этот термин позволяет выделить:

а) аксиальный коммуникативный процесс (от лат. axis – ось), когда сигналы направлены единичным приемникам информации, т.е. отдельным людям;

б) ретиальный коммуникативный процесс (от лат. rete – сеть), когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов (Брудный, 1977).

В случае ретиальной коммуникации происходит тоже не просто передача информации, но и социальная ориентация участников коммуникативного процесса.

В последнее время исследования ретиальной коммуникации приобретают особую важность в связи с интенсивным развитием СМИ и их мощным воздействующим эффектом.

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух видов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация проявляется в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана вызвать, стимулировать какое либо действие. Она предполагает:

ü активизацию (когда слушающий начинает действовать в заданном направлении);

ü интердикцию (запрет нежелательных видов деятельности);

ü дестабилизацию (рассогласование или нарушение некоторых форм поведения).

Одна и та же информация может вызвать разное отношение к ней. Например, учитель сообщает, что до окончания контрольной работы осталось 5 минут.

Для одних это является сигналом дописывать скорее (активизация), для вторых, кто разговаривал, ожидая возможность списать, – прекращение беседы (интердикция), для третьих, кто совсем ничего не знал, – понимание, что все равно ничего не успеет и можно уже отложить ручку в сторону (дестабилизация).

Констатирующая информация проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Мы ежедневно слушаем радио, но это не значит, что наше поведение меняется.

Модели коммуникации – схемы, представляющие процесс коммуникации. Следует отметить, что модели коммуникации используются в двух смыслах (Основы теории коммуникации, 2007):

ü во-первых, как исследовательский прием, как концептуальное средство, основной целью которого является объяснение коммуникативных процессов;

ü во-вторых, как схематизированное, упрощенное отражение реального коммуникативного процесса, необходимое как инструмент, ориентированный в первую очередь на управление моделируемым процессом. В этом случае модель выступает в качестве алгоритма, в рамках которого данный процесс и осуществляется.

Существует огромное количество коммуникативных моделей, каждая из которых по-своему отражает структуру, элементы и динамику процесса коммуникации. Рассмотрим некоторые модели, наиболее важные с точки зрения процесса коммуникации. Большинство из них было создано в ХХ веке. Но первая из известных моделей была предложена еще Аристотелем.

Модель Аристотеля. В «Риторике» древнегреческий философ писал: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя)» (Аристотель, 2000).

В условиях устной по преимуществу античной культуры на первый план естественным образом выдвигается ораторское искусство. Однако следует отметить, что во времена Аристотеля речь ораторов стала предназначаться не только для произнесения, но и для чтения.

Об этом Аристотель специально упоминает в «Риторике» (кн.3, гл.12), отмечая самодостаточность письменной речи. Таким образом, данная модель универсальна – она отражает коммуникативный акт как в устной, так и в письменной формах.

В этом акте выделяются три основных элемента коммуникации (рисунок 3).

Рис. 3. Модель Аристотеля

Эти элементы, хотя и в измененном виде, воспроизводятся и в последующих моделях коммуникации. Греческая традиция искусства риторики была продолжена в Средневековье и оставалась практически неизменной вплоть до ХХ века.

Линейная модель.Наиболее широкое распространение получила линейная модель (рисунок 4), предложенная сподвижниками Н. Винера – К. Шенноном и У. Уивером (1949).

Эта модель рассматривает коммуникацию как действие, в рамках которой отправитель кодирует идеи и чувства в определенный вид сообщения и затем отправляет получателю, используя какой-либо канал (речь, письменное сообщение и т.п.).

Если сообщение достигло получателя, преодолев разного рода «шумы» или помехи, то коммуникация считается успешной. Данная модель привлекает внимание к некоторым важным моментам в процессе коммуникации. Это – влияние канала, по которому получено сообщение на реакцию получателя.

Так, признание в любви при встрече с глазу на глаз будет воспринято совсем иначе, чем прочитанное в письме или услышанное по телефону. Также линейная модель обращает внимание на «шум», помехи, искажающие сообщения.

Рис. 4. Линейная модель коммуникации

Структура коммуникативного взаимодействия развивается в соответствии с прохождением информации по коммуникативной цепи: адресант → кодирование сообщения → движение по каналам → расшифровка (декодирование) → адресат. Т.е. данная модель полностью копировала систему связи двух радиопередатчиков. Согласно этой схеме, любая система коммуникации представляет собой взаимодействие основных частей:

1) источника информации (отправитель, коммуникатор, адресант);

2) приемника (получатель, реципиент, адресат);

3) канал связи;

4) сообщение.

Кроме того, модель предусматривала еще один практически всегда присутствующий фактор, затрудняющий информационный обмен, – фон, который образуют различные шумы, помехи и т.д. (Винер, 1958).

Данная схема позволяет рассматривать коммуникацию как однонаправленный процесс – от отправителя к получателю. Однако подобный способ передачи сообщений характерен в большей мере для письменной коммуникации, средств массовой информации либо для общения, в котором партнер воспринимается как объект воздействия.

Вскоре после публикации статьи К. Шеннона социолог Гарольд Лассуэлл, анализируя общение между людьми, создал модель коммуникативного процесса, которая включала в себя уже 5 элементов:

1) Кто? (передает сообщение) – коммуникатор

2) Что? (передается) – сообщение (текст)

3) Как? (осуществляется передача) – канал

4) Кому? (направлено сообщение) – аудитория

5) С каким эффектом? – эффективность (обратная связь).

Монологичность формулы Лассуэлла вызвана тем, что в ней выражен бихевиоральный подход к коммуникации как к прямому воздействию сообщений коммуникатора на реципиента, который выступает лишь в качестве объекта, реагирующего на полученную информацию

Интерактивная (круговая, циркулярная) модель.В этой модели отражена реакция коммуникатора на сообщение источника в виде обратной связи.Именно обратная связь делает коммуникацию двусторонним процессом (диалогом), позволяя каждой из сторон корректировать свои действия и цели (Основы теории коммуникации, 2007).

Данная модель была предложена в работах У. Шрамма и Ч. Осгуда. Шрамм полагал, что было бы слишком большим заблуждением рассматривать коммуникацию как линейный процесс, у которого есть начало и конец.

В действительности это процесс бесконечный; чтобы исправить неточность линейных моделей, необходимо подчеркнуть циклический характер коммуникации, когда ее участники (источник и получатель) периодически меняются местами.

Таким образом, коммуникация трактуется как двусторонний процесс связи, когда отправитель и получатель информации в равной степени взаимодействуют друг с другом, обмениваясь сообщениями (сигналами).

Интерактивная (циркулярная) модель представлена на рисунке 5.

Рис. 5. Интерактивная (циркулярная) модель коммуникации

Данная модель наглядно демонстрирует, что при обмене сообщениями «источник» и «получатель» поочередно меняются ролями, в результате чего коммуникация превращается в диалог.

Особое внимание авторы обратили на проблему интерпретации сообщения. Если линейные модели в первую очередь были нацелены на исследование точности передаваемых сигналов, достигаемой минимизацией технических шумов в канале, то в циркулярной модели основной акцент переносится на интерпретацию сообщения.

Поскольку каждый участник коммуникации подходит к расшифровке смысла передаваемого сообщения со своими критериями, то в коммуникативном процессе возникает «семантический шум». Минимизировать его последствия и сделать коммуникацию более эффективной (результативной) можно лишь посредством «обратной связи».

Если две первые модели изображают коммуникацию как ряд дискретных актов, имеющих начало и конец, в которых отправитель по существу детерминирует действия получателя, то трансакционная модель (рисунок 6.) представляет коммуникацию как процесс одновременного отправления и получения сообщений коммуникаторами.

В каждый конкретный момент мы способны получать и декодировать сообщения другого человека, реагировать на их поведение, и в то же самое время другой человек получает наши сообщения и отвечает на них. Таким образом, акт коммуникации трудно отделить от событий, которые ему предшествуют и следуют за ним.

Эта модель обращает внимание на то обстоятельство, что коммуникация это процесс, в котором люди формируют отношения, постоянно взаимодействуя друг с другом.

Рис. 6. Трансакционная модель коммуникации

Модель двухканальной структуры речевой коммуникации.Отечественный психолог В.П.

Морозов предложил оригинальную модель, в которой коммуникация представлена как двухканальная система, но не в технологическом, а в психологическом смысле.

В целом он придерживается получившей широкое распространение схемы Шеннона, в которой любая система коммуникации представляет собой взаимодействие трех основных частей:

1) источника информации (в данном случае говорящего человека, генерирующего и передающего эту информацию);

2) сигнала, несущего информацию в закодированной определенным образом форме (в данном случае в форме акустических особенностей речи и голоса);

3) приемника, обладающего свойством декодировать указанную информацию (в данном случае – слуховой системы, мозга и психики субъекта восприятия – слушателя).

Однако, имея в виду сложную вербально-невербальную природу системы речевой коммуникации и целый ряд принципиальных отличий невербальной коммуникации от собственно речевой, В.П. Морозов представляет коммуникацию как двухканальный процесс, состоящий из вербального, собственно речевого лингвистического, и невербального экстралингвистического[1] каналов.

Особенность данной модели состоит в учете роли функциональной асимметрии мозга человека, являющейся физиологической основой независимости невербальной функции речи от вербальной. Исследованиями асимметрии, начатыми еще в XIX в. и продолженными в наше время Р.

Сперри, удостоенным за эти работы Нобелевской премии в 1981 г., доказали ведущую роль левого полушария мозга в обеспечении вербальной функции психики. Вместе с тем ряд современных зарубежных и отечественных работ, в том числе и В.П.

Морозова, свидетельствуют о ведущей роли правого полушария в переработке невербальной информации.

Это обстоятельство нашло отражение в теоретической модели (рисунок 7) в виде разделения вербального и невербального каналов во всех звеньях системы коммуникации: в начальном (источник речи), в среднем (акустический сигнал) и в конечном (приемник речи, слушатель). Таким образом, вербальный и невербальный каналы оказываются обособленными во всех звеньях цепи речевой коммуникации.

Рис. 7. Двухканальная структура речевой коммуникации

Вместе с тем между вербальным и невербальными каналами имеет место теснейшее взаимодействие и взаимовлияние, что на схеме отмечено вертикальными стрелками.

Две категории обратных связей (ОС) на схеме обозначают: ОС-1 – систему собственно сенсорного самоконтроля говорящим процессов образования его речи, и ОС-2 – контроля говорящим результатов воздействия его речи на слушателя (Морозов, 1988).

Модель «ИСКП» (SMCR) была предложена американским специалистом в области коммуникации Д. Берло в 1960 г. Ее именуют по названию входящих в нее элементов в виде аббревиатуры «ИСКП» (SMCR):

ИСТОЧНИК – СООБЩЕНИЕ – КАНАЛ – ПОЛУЧАТЕЛЬ

В литературе встречается и другое ее название, по месту создания – Станфордская модель коммуникации.

Согласно Берло, данная модель должна содержать подробный анализ каждого из элементов коммуникативного процесса.

Источник и получатель анализируются с точки зрения имеющихся у них коммуникативных навыков, знаний, их социальной принадлежности, культурных характеристик, аттитюдов.

Сообщение рассматривается с позиции его элементов и структуры, содержания и способа кодирования. Каналами коммуникации, по Берло, являются пять органов чувств, по которым поступает информация.

По мнению М.А. Василика (2007), данная модель является наиболее простой и удобной для знакомства с особенностями коммуникативного процесса, благодаря:

ü наличию именно этих составляющих практически во всех иных описаниях коммуникации;

ü достаточно явно проявляющимися комбинациями именно этих элементов в конкретных коммуникативных актах;

ü ее практической направленности, позволяющей разработать конкретную стратегию коммуникации с учетом характеристик всех составляющих ее элементов.

Таким образом, модель ИСКП можно считать базовой при рассмотрении отдельных элементов коммуникативного процесса.

Однако она обладает тем же недостатком, что и ряд моделей описанных выше: она монологична, однонаправлена – ее нельзя считать полной без учета результата коммуникации и обратной связи.

Следовательно, данная модель при описании реального коммуникативного акта должна быть дополнена еще целым рядом исследуемых единиц – элементов.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/6314.html

Литература

5.1. Сущность коммуникативного процесса.: Схема коммуникативного процесса Отправитель – любой индивид, имеющий

  1. Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2003.

  2. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. — М., 1976.

  3. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. – М.: СмартБук, 2009.

  4. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб.: 1966.

ЛЕКЦИЯ4.

СТАДИИИ КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАтивНОГО ПРОЦЕССА

Вопросы

  1. Основные стадии процесса коммуникации.

  2. Основные компоненты коммуникативного процесса.

1.Основные стадии процесса коммуникации

  • Процесс коммуникации может быть так или иначе разделен, дифференцирован исследователем, например, на отдельные стадии, или этапы, фазы, фрагменты, акты. Они могут быть взяты за дискретную единицу коммуникации. В некоторых работах в качестве такой единицы берется коммуникативный (коммуникационный) акт.

    Разумеется, сам по себе коммуникативный (коммуникационный)процесс представляет собой континуум, т.е. непрерывное взаимодействие участников коммуникации. Однако, в целях анализа и описания сложного процесса целесообразно выделять его дискретные единицы.

    При этом не следует смешивать стадии (этапы, акты) коммуникативного процесса и структурные компоненты (элементы) этого процесса (акта).

  • Процесс коммуникации включает три стадии (фазы):

1)докоммуникативную,на которой формируется намерениеосуществить коммуникацию и ее цель,решается вопрос о формах, каналах исредствах коммуникации;

2)собственно коммуникацию,включающую создание,переда­чу и прием сообщения, в томчисле процесс кодированияинформации (смыслов) отправителем идекодирования (осмысления и понимания,интерпретации) ее получателем.

3)посткоммуникативную,когда проявляются послед­ствия(эффекты) коммуникации и создаетсяобратная связь.

2. Основные компоненты коммуникативного процесса

Коммуникант(источник, отправитель,  коммуникатор,адресант) 

  • В качестве коммуниканта (источника и т.д.) могут выступать отдельные индивиды, группы людей, общественные организации, социальные институты, государство или общество, в целом. (госучреждения, политические партии, фирмы, организации).

    Источник является инициатором коммуникативного процесса, который начинается тогда, когда у отправителя возникает потребность в создании и передаче какого-либо сообщения. Создатель сообщения не всегда выступает в роли коммуникатора, непосредственно это сообщение передающее (это касается массовой коммуникации).

    Так, телевизионные рекламные ролики создаются в рекламных агентствах, а транслируются в эфир работниками телевидения. В данном случае телевидение является не источником, а коммуникатором.

  • Наиболее важными характеристиками отправителя (источника) информации являются его статус, надежность и квалификация. Они оказывают наибольшее влияние на степень доверия аудитории к информации и на длительность воздействия информации на аудиторию.

     Доверие к отправителю сообщения имеет большое значение в рекламе и маркетинговых коммуникациях.

    Поэтому широко используется в рекламе мнение о товаре или услуге известных людей: популярных актеров, ведущих шоу, других известных людей, представителей фирм с высокой репутацией.

Кодированиеи декодирование

  • Кодирование – это перевод информации (сообщения) в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода. Чтобы получатель понял информацию отправителя, необходим общий для них код, общая для них система знаков.

  • Код – система условных знаков (символов) для представления информации, а так же для ее передачи, обработки и хранения. Самым распространенным и универсальным кодом в социальной коммуникации является наш язык, человеческая речь. Она представляет собой специфическую знаковую систему, в которой каждый знак имеет (а) форму и (б) значение.

  • Для кодирования одной и той же информации могут быть использованы разные способы, т.е. разные коды, знаки, формы. Их выбор зависит от ряда обстоятельств: цели кодирования, условий, имеющихся средств и др.

Способыкодирования позволяют по-разномупредставить информацию

  • Декодирование – это процесс, противоположный кодированию, т.е. процесс восстановления содержания закодированной информации; процесс выявления первоначального замысла, исходной идеи отправителя, понимания смысла его сообщения.

    Если это произойдет, то можно ожидать и запланированную реакцию получателя, т.е. нужный коммуникативный эффект.

    Однако то, как получатель расшифрует и поймет сообщение, зависит от ряда различных факторов: индивидуальных особенностей реципиента, языка кодирования, канала и контекста коммуникации, наличия промежуточных звеньев на пути получения информации и т.д.

Сообщение

  • Обычно сообщение – это высказывание или текст. Но в невербальной коммуникации сообщением может быть изображение (дорожный знак, рисунок, схема, фотография), физический предмет (архитектурное сооружение как сообщение о его предназначении, цветок в окне как сообщение о провале явочной квартиры и т. д.).

  • Сообщение (меседж) на собственно коммуникативной стадии – это уже соответствующим образом закодированная информация, предназначенная для его получателя.

Каналкоммуникации

  • Наличие связи  – необходимое условие всякой коммуникационной деятельности, в какой бы форме она ни осуществлялась. Эту связь осуществляют каналы коммуникации.

  • Коммуникационный канал — это реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту.

  • Коммуникационные каналы можно разделить на:

а)естественные – это каналы, использующие врожденные,естественно присущие человеку средствадля передачи смысловых сообщений вфизическом пространстве.

Такихканалов два:вербальный (словесный) и невербальный(несловесный). Причемнадо иметь в виду, что существует целыйряд невербальных каналов и средствпередачи информации / сообщений. Крометого,

б)искусственныеканалы коммуникации – это линиителефонной, телеграфной, радиосвязи ипр.

Нарядус этой базовой классификацией есть иее модифицированные и детализированныеварианты, напр., следующая:

Другиеклассификацииканалов представлена на схемах ниже:

  • Коммуникационный канал предоставляет коммуниканту и реципиенту средства для создания и восприятия сообщения, т. е. знаки, языки, коды, материальные носители сообщений, технические устройства. Коммуникационные каналы есть материальная сторона социальной коммуникации.

  • Коммуникационные каналы обеспечивают движение не смыслов, а только материального воплощения сообщений, которое выражает смысловое содержание. Причем, движение происходит в физическом (геометрическом) пространстве и в астрономическом времени.

  • Под «средствами коммуникации» будем понимать способы кодирования сообщения (знаки, языки, звуки, жесты и т.д.) и технические средства кодирования (печатный станок, пишущая машинка, телефонный аппарат, радиопередающие и принимающие устройства, персональный компьютер и т.п.).

Реципиент(получатель, коммуникатор, адресат)

  • Реципиентом (получателем и т.д.) могут быть отдельные индивиды, группы людей, общественные организации, социальные институты, государство или общество в целом. Если в роли получателя выступает более чем одно лицо, то получателя называют аудиторией коммуникации. 

  • Важными характеристиками индивидуального получателя являются компетентность, жизненный опыт и социологические доминанты коммуникации (социальный статус, роль, принадлежность к той или иной группе, общая культура, ценностные ориентации, социальные стереотипы и др.

  • Аудитория как коллективный получатель делится на массовую и специализированную.

    Термином “массовая аудитория” обычнообозначаются: а) все потребители информации, распространяемой через СМИ – читатели, телезрители, слушатели и т.д.

    ; б) случайные объединения людей, не имеющих общих профессиональных, возрастных, политических, экономических, культурных и иных признаков и интересов (толпа зевак, собравшихся послушать уличного оратора, музыканта).

Выделяетсяеще испециализированная аудитория. Это,как правило, достаточно определенноеи устойчивое целое, с более или менееочерченными границами, включающеемножество индивидов, объединенныхобщими интересами, целями, ценностями,стилем жизни и некоторыми другими общимисоциальными и профессиональнымипризнаками.

Обратнаясвязь

  • Под обратной связью понимают ответную реакцию получателя на сообщение источникаПри ее наличии коммуникация становится двусторонним процессом, позволяя обеим сторонам корректировать свои цели и поведение по отношению друг к другу. Проявлений, форм обратной связи – великое множество.

  • Обратная связь в ходе социальной коммуникации отличается от аналогичных процессов в технических, автоматических системах тем, что не может быть предсказана со 100%-ной точностью и тем, что проходит через специфические фильтры, барьеры социального характера.

  • Обратная связь очевидна в ситуации межличностной коммуникации.

Вмассовой коммуникации обратная связьобнаруживается не так явно, особеннотогда, когда коммуникатор (например,рекламодатель) не прилагает усилий поее налаживанию.

Но даже помимо желаниязаниматься этим рекламодатель невольнообнаружит эту обратную связь в изменениистатистики продаж, в динамике финансовыхпоказателей.

Таким образом, даже вмассовой коммуникации обнаруживаетсяестественное наличие обратной связи,какой бы длинной она не была. В любомслучае устойчивая обратная связь –необходимое условие результативнойкоммуникации.

Барьеры(шумы, помехи) коммуникации

  • Все что препятствует коммуникации, нарушает или или искажает нередко называют коммуникативными барьерами, шумами или помехами. Между этими терминами есть как некая общность значения, так и различия, которые заслуживают отдельного разговора.

    Условно будем считать, что коммуникативными барьерами является все, в том числе физические помехи, технические шумы, лингвистические, психологические, социальные и др. факторы, которые препятствуют и мешают коммуникации.

    Остановимся на их классификации и раскрытии содержания.

  • В литературе существует классификация коммуникационных барьеров, согласно которой они делятся на 4 класса: технические, языковые, социальные и психологические, в рамках которых есть свое деление.

  • Технические барьеры- это шумы и помехи в искусственных коммуникационных каналах. Шумы имеют естественное происхождение, а помехи создаются умышленно.

  • Языковые барьеры возникают в связи с принадлежностью коммуникантов к разным языковым группам, из-за несоответствия языков (скажем, русского английскому, немецкому и др. В настоящее время насчитывается несколько тысяч стихийно возникших языков, наречий и диалектов.

  • Социальные барьеры в коммуникации возникают вследствие принадлежности людей к различным социальным группам – возрастным, демографическим, классовым, профессиональным, национальным и т.д.

  • Психологические барьеры возникает вследствие различных причин, связанных с психикой коммуникантов. Это могут быть разные темпераменты, настроения, состояния, искажения в перцепции, т.е. восприятии коммуникантом и реципиентом друг друга.

Особоговнимания заслуживают барьеры речевогохарактера, связанные с выражением ипониманием нами своих и чужих мыслей,обусловленные особенностями мышления,коммуникативных систем, дикции, интонации,с многозначностью слов и т.п. Речь идето логических, стилистических, семантическихи фонетических барьерах.

  • Логический барьер возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого партнера, они общаются на уровне понимания или непонимания.

  • Стилистический барьер – это несоответствие формы представления информации ее содержанию. Возникает при неправильной организации сообщения. Сообщение должно быть построено: от внимания к интересу; от интереса к основным положениям; от основных положений к возражениям и вопросам, ответам, выводам, резюмированию.

  • Семантический (смысловой) барьер обусловлен многозначностью слов, разным их толкованием и пониманием людьми. У разных людей разные смысловые поля, люди могут использовать жаргон, малознакомые большинству людей профессиональные термины и т.д., что и препятствует взаимному пониманию.

  • Фонетический барьер – это препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения и т.д.). Надо говорить четко, внятно, достаточно громко.

Литература

  1. Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2003.

  2. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. – М.: СмартБук, 2009.

  3. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб.: 1966.

Источник: https://studfile.net/preview/5819877/page:9/

Medic-studio
Добавить комментарий