5.2. Эмоциональная сфера человека и ее регуляция.: Эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр его

Эмоциональная сфера человека (стр. 1 из 2)

5.2. Эмоциональная сфера человека и ее регуляция.:  Эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр его

Эмоциональная сфера человека и её проявление в поведении

Со времен Платона вся психическая жизнь человека делится на три относительно самостоятельные сущности: ум, воля и чувства, или эмоции. Ум и воля в какой-то степени подчиняются нам, эмоции же всегда возникают и действуют помимо нашего желания.

Под умением управлять эмоциями чаще всего подразумевается умение скрывать их. Стыдно, но делается вид, что безразлично или скрывается; обидно, но внешне только раздражение или гнев.

Мы можем не показывать свои эмоции, но они от этого не ослабевают, а чаще становятся еще мучительнее или принимают защитную форму агрессии. Управлять эмоциями просто необходимо, но чтобы управлять ими, мы должны знать о них как можно больше.

Жизнь человека без эмоций была бы так же невозможна, как и без ощущений. А в общении они играют особую роль. Ситуации, когда люди выражают друг другу свои чувства, возникают гораздо чаще, чем мы привыкли думать. Потребность в выражении чувств столь же естественна, как потребность в дыхании или пище.

Однако удовлетворение этой потребности дело не простое, очень часто оно удовлетворяется лишь частично. Наоборот, как уже было сказано, мы чаще ведем себя таким образом, чтобы заблокировать свои переживаемые чувства. Что же происходит в это время с нашим организмом?

Но прежде всего, что же такое эмоции? Эмоциями называют психические состояния, отражающие субъективное восприятие индивидом окружающего мира и самого себя. Они сопутствуют нам на протяжении всей жизни, меняясь в зависимости от возраста и внешних воздействий и эмоций человека совпадает с эмоциями животных: ярость, страх, приятное, неприятное.

Однако ввиду различий разума, а также особых потребностей, у человека формируются более сложные формирования, называемые чувствами. Принято подразделять эмоции на стенические (стимулирующие) и астенические. Первые способствуют мобилизации творческих возможностей, вторые, напротив, препятствуют осуществлению деятельности.

Кроме того, эмоции делят на положительные и отрицательные – по признаку доставляемого удовольствия или неудовольствия.

Положительные эмоции (радость, блаженство, симпатия) создают у человека оптимистический настрой, способствуют развитию его волевой сферы, отрицательные (горе, презрение, зависть, испуг, тревога, ненависть, стыд), наоборот, формируют безволие и слабость.

Если отрицательных эмоций не чрезмерно много, они стимулируют, заставляют искать новые решения, подходы, методы. Можно также выделить нейтральные (по своему знаку) переживания: таковы состояния спокойного созерцания, удивления, любопытства, безразличия.

В физиологическом плане положительные эмоции, воздействуя на нервную систему человека, способствуют оздоровлению организма, а отрицательные разрушают его, ведут к различным заболеваниям. Но мы иногда можем испытывать и амбивалентные чувства (эмоционально противоречивые).

Эмоциональная сфера человека очень хорошо проявляется в его темпераменте. В психологии принято разделять эмоции на низшие и высшие.

К первым относят эмоциональные реакции, возникающие в связи с биологическими потребностями – чувством голода, жажды, оборонительным инстинктом.

Переживание этих эмоций формирует мотивы определенных поступков: избегание болевых раздражителей, поиск пищи, и т.д. Повторное удовлетворение таких потребностей формирует и закрепляет поведенческие стереотипы.

На основе простых эмоций происходит формирование присущих лишь человеку высших социальных эмоций (или чувств), которые иногда определяют еще как интеллектуальные: они возникают в процессе познания личностью окружающей действительности. Таковы чувства долга, ответственности, солидарности, дружбы, творческого вдохновения.

Без эмоций – как положительных, так и отрицательных – человек лишается побуждений к деятельности, теряет способность развиваться. Эмоции поддерживают интерес к жизни, к происходящему вокруг нас. Отсутствие раздражителей, вызывающих эмоции, приводит к эмоциональному голоду.

Если он длится долго, то, как и пищевой голод, приводит к болезни. Формы проявления человеческих переживаний чрезвычайно сложны и многообразны, однако в пестром мире эмоций принято выделять такие состояния, как настроения, страсти и аффекты.

Эти состояния различаются продолжительностью и интенсивностью.

Настроение – это самое распространенное эмоциональное состояние, характеризующееся слабой интенсивностью. Его продолжительность зависит от внешних и внутренних воздействий. Настроение подвержено колебаниям в тесной связи с многообразными социальными воздействиями.

В большой степени устойчивость нашего настроения определяется жизненным тонусом, который содействует поддержанию высокой умственной и физической работоспособности, умению преодолевать имеющиеся неприятности. Вместе с тем, настроение представляет собой фон для других эмоциональных реакций, определяет их тональность.

Страсть – представляет собой сильное и длительно протекающее эмоциональное состояние, глубоко затрагивающее волевые процессы. Оно может как формировать личность, так и разрушать ее. Нужно отметить, что этим эмоциональном состоянием питается творческий процесс. Особо следует сказать об аффектах. Это эмоциональное переживание, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью.

Его отличают: а) бурное внешнее проявление (резкое возбуждение или торможение нервных процессов), доводящее человека до чрезмерной агрессивности, или наоборот, до оцепенения; б) кратковременность (быстро изживает себя, так как протекает очень интенсивно – сгорает много энергии). Хотя аффект длится недолго, человек успевает в эти мгновения “сказать все, что он думает”. Аффективность является признаком легко возбудимой нервной системы человека, но может быть и результатом его низкой культуры, невоспитанности. К аффективному реагированию склонны холерики и меланхолики. В этих случаях полезен психотренинг. Зная закономерности возникновения и выражения эмоций, человек может сознательно не допускать или избегать ситуаций, в которых может быть сильное возбуждение. Аффект оставляет очень глубокие следы в долговременной памяти.

Мы часто слышим в ответ на какие-либо эмоциональные проявления: не волнуйся, не грусти, не расстраивайся, не радуйся раньше времени, не нервничай. Все это сводится к одному – не чувствуй того, что ты чувствуешь, хотя даются они из добрых побуждений.

Чаще всего подобное желание сменить характер эмоциональных переживаний или вообще избавиться от них приводит к искажению эмоциональной экспрессии. В результате может случиться так, что какие-либо чувства, вызванные конкретной ситуацией, укореняться в человеке надолго.

Такие “укоренившиеся” чувства переносятся в другие ситуации, воспринимаются человеком неадекватно. А все потому, что человек не разрядился эмоционально. Так, человек, вынесший с работы чувство раздражения и не сумевший разрядиться, будет набрасываться на своих близких, вести себя дома озлобленно.

Такой человек может разрядиться (хотя бы частично), например, пересказав кому-либо возникшую на работе ситуацию, сопроводив рассказ богатой эмоциональной экспрессией. Это поможет снизить накал эмоциональной энергии.

Некоторые люди умеют скрывать свои эмоции, но это удается не всем и не полезно для здоровья.

Часто причиной затруднений в эмоциональной экспрессии является недостаточное осознание человеком собственных чувств и эмоций.

Неумение выразить эмоции мешает человеку вести себя конструктивно в отношениях с другими, мешает взаимопониманию. Эмоции следует выражать, но так, чтобы они не ранили чувствительную гордость другого человека.

Общаясь с другими людьми, очень важно уметь вызывать у них положительные эмоции, а общение в стиле претензий абсолютно деструктивно в любом виде общений – будь то деловое или семейное.

Если человека критиковать постоянно – он учится ненавидеть.

Если человек живет во вражде – он учиться агрессивности.

Если человека высмеивают – он становится замкнутым, живет в упреках – формируется чувство вины.

Если же человека подбадривают – он верит в себя, хвалят – учится быть благодарным; в понимании и дружелюбии – учится жить в мире.

Если же вы будете обращать внимание на положительные качества людей, то они будут увеличивать эти качества.

Необходимо формировать культуру эмоций, учиться называть свои чувства своими именами. Но многие люди не пользуются этим, а человек, не умеющий жить эмоциональной жизнью, безнадежно скучен. Про такого говорят – тяжелый характер, как правило, круг его интересов очень узок, и с ним совершено неинтересно общаться.

Если всегда помнить о том, что человек образует единство мыслей, чувств, мышц, внутренних органов, воспоминаний о прошлом и представлений о будущем, помнить, что в общении участвуют не только губы, язык, глаза и уши, но и сердце, желудок, другие части нашего тела, которые тоже что-то говорят, можно научиться понимать этот язык и заботиться о своем организме.

Если деятельность человека протекает успешно, в эмоциональной сфере его деятельности создается состояние эйфории (повышенная оживленность, разговорчивость, двигательная активность). Чувства -стенические.

В случае же неуспеха, неудач появляется неуверенность, боязнь, тревога. И тогда может проявиться одно из наиболее распространенных в наши дни состояний – стресс. Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям.

Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке так и на здоровье, и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе.

Стресс прямо или косвенно увеличивает затраты на достижения целей организации и снижает качество жизни для большого числа сотрудников.

Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Впервые это понятие использовал канадский врач и биолог Г.

Селье, который в 1936г. обратил внимание на неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование. Стресс – это не только нервное напряжение в ответ на воздействие стрессоров, это – приспособительная реакция.

Она протекает в три фазы:

Источник: https://mirznanii.com/a/268975/emotsionalnaya-sfera-cheloveka

Эмоциональная сфера человека

5.2. Эмоциональная сфера человека и ее регуляция.:  Эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр его

Эмоциональная сфера человека

         1. Понятие эмоциональной сферы и ее функции

          Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие — печалят, третьи — возмущают и т. д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх и др.

— все это различные виды субъективного отношения человека к действительности. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.

Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

          Эмоциональная сфера (или в более общем понятии – эмоции) – это отражение субъективного отношения к значимым для человека предметам и явлениям. Следовательно, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.

            Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний (приятных или неприятных) процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

            Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная у живых существ форма эмоциональных переживаний — это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

            Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. Другая всеобщая черта эмоций, о которой необходимо сказать, — это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей.

Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.

           Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека, и поэтому они могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных методов.

Например, покраснение или побледнение кожи человека в определенной ситуации может свидетельствовать о его эмоциональном состоянии.

Об эмоциональном состоянии могут также свидетельствовать изменения уровня адреналина в крови и многое другое.

Функции эмоциональной сферы

Благодаря эмоциям, их внешнему проявлению, люди лучше понимают друг друга. Эмоции позволяют не пользуясь речью передать переживания и чувства(с помощью мимики, пантомимики, жестикуляции). Эмоции могут выполнять и функцию воздействия на окружающих. Так пятилетний ребенок заявляет, что будет плакать до тех пор, пока родители не выполнят его желание.

Выражается в способности эмоций побуждать человека к каким-либо действиям, являясь сигналом благоприятного или неблагоприятного развития событий, следовательно, ориентируясь на свои эмоции, человек совершает какие-либо действия, избегает опасности, удовлетворяет потребности и.т.п. (эмоция страха – человек убегает, эмоция радости – стремление повторить действие, вызвавшее положительные эмоции и т.п.)

Ее суть – вовремя возникшая эмоция дает возможность очень быстро и правильно приспособиться к сложившейся ситуации (так, чувство страха помогает не попасть под машину при переходе дороги)

Эмоции выражают оценочное отношение человека к отдельным событиям, условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению его деятельности.

Эмоции позволяют оценить обстановку, как позитивную или негативную, без помощи мышления. Чаще эмоции возникают раньше осмысления ситуации.

Эмоциональная оценка событий формируется не столько на основе индивидуального опыта, сколько на основании общения с другими людьми, воспитания.

Значимые события, вызывающие сильные эмоциональные реакции лучше запоминаются и надолго закрепляются в памяти.

           Таким образом, эмоции играют важнейшую роль в нашей жизни. Если человек лишен возможности испытывать эмоции, наступает так называемый «эмоциональный голод», который человек стремится удалить, снизить слушая любимую музыку, смотря остросюжетные детективы, посещая дух захватывающие аттракционы, читая любовные романы и т.п.

         Эмоции тесно связаны с функционированием человеческого организма. Так, например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается кровяное давление и т.д.

В результате при одних эмоциональных переживаниях человек краснеет, при других – бледнеет.

Сердце настолько чутко реагирует на все изменения эмоциональной жизни, что в народе его всегда считали вместилищем, органом чувств, несмотря на то, что изменения происходят и в дыхательной и в пищеварительной и в секреторной системах.

          Эмоции присутствуют не только у людей, но и у многих животных, которые очень хорошо их распознают и передают (при злобе – оскал зубов, при радости – виляние хвостом, при страхе – отворачивание головы). Наиболее широкая палитра эмоций у человекообразных обезьян.

          Некоторые эмоции человека являются врожденными. Это доказывается тем, что слепые от рождения дети проявляют те же эмоции, что и зрячие, но у зрячих диапазон проявления эмоций со временем расширяется, а у слепых – наоборот.

       Люди разных культур, никогда не взаимодействовавших и разговаривающих на разных языках, способны безошибочно воспринимать многие эмоции по выражению лица.

Большее количество эмоций и реакций на них были унаследованы от наших предков – человекообразных обезьян и по мнению Ч.Дарвина являются рудиментарными действиями нападения и обороны.

(так при сильном гневе у нас сжимаются кулаки, при сильном страхе – волосы встают дыбом, ладони становятся влажными и т.п. Но не все эмоции являются врожденными.

Многие из них приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания в процессе общения и взаимодействия с другими людьми.

Многообразные проявления эмоциональной сферы человека включают: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, страсть, стресс, фрустрацию.

Структура эмоциональной сферы

1.Аффект.

Аффект — сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением функций внутренних органов.

Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности.

Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Т.о.

аффект может проявляться либо в виде двигательного возбуждения(при пожаре люди в состоянии аффекта могут выпрыгнуть с 18-го этажа), либо в виде скованности, ступора (например при сообщении о гибели близкого человека).

Аффект возникает в виде вспышки, порыва, при этом теряется внутренний контроль поведения. Человек теряет власть над собой и весь отдается переживаниям. (в ярости могут крушить мебель, ударить, убить)

Обычно, после состояния аффекта, наступает расслабление. Человек становится вялым, угнетенным и даже может заснуть, после чего, события, происходившие в период аффекта забываются.

Однако, аффектом можно управлять. Если на конечных этапах, когда человек полностью теряет контроль над собой, остановиться практически невозможно, то в начале это может сделать любой нормальный человек. Это требует волевых усилий и самоконтроля.

2.Эмоции

Собственно эмоции, в отличие от аффектов, — более длительные состояния. Они — реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции тесно связаны с потребностями человека и возникают в результате их удовлетворения или неудовлетворения.

Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В этом случае человек готов «горы перевернуты».

И наоборот, иногда переживания ведут к скованности, пассивности, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у человека, испытывающего чувство страха, возможно повышение мускульной силы, и он может броситься навстречу опасности.

То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха у него могут «подгибаться колени».

Следует отметить, что неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции:

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности. Иногда, однажды пережитый сильный страх закрепляется, становится хроническим, навязчивым. Такой страх называют фобией (агорафобия, клаустрофобия, дисморфофобия и т.д.)

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

3. Чувства

       Чувства — еще более длительные, чем эмоции, психические стояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым).

Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности.

Точно так же он не может испытывать чувство ненависти, если у него нет того, что он ненавидит.

       Чувства возникли и формировались в процессе культурно-исторического развития человека. Способы выражения чувств менялись в зависимости от исторической эпохи.

В индивидуальном развитии человека чувства выступают как значимый фактор в формировании мотивационной сферы.

Человек всегда стремится заниматься тем видом деятельности и тем трудом, которые ему нравятся и вызывают у него позитивные чувства.

Источник: https://www.referat911.ru/Psihologiya/jemocionalnaya-sfera-cheloveka/246965-2511080-place1.html

Эмоциональная сфера человека и ее регуляция

5.2. Эмоциональная сфера человека и ее регуляция.:  Эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр его

Эмоциональнаясфера человека представляет собойширокий спектр его переживаний и чувств.Она выполняет ряд функций, таких какстимулирующая, регуляторная, устранениеинформационного дефицита, основнойсреди которых является оценочная.

Эмоциональнаясфера состоит из эмоциональных переживанийи чувств.

Любоепереживание – это оценка процессаудовлетворения какой-либо потребностииндивида. Чувство – это оценка возможностиконкретного объекта удовлетворитьданную потребность индивида.

Досих пор существует достаточно многопроблем в объяснении эмоциональнойсущности человека. Это касается и причинвозникновения эмоций и чувств. Согласнодостаточно популярной информационнойтеории П. В. Симонова, эмоциональныепроявления человека (Э) можно выразитьследующим:

Э= – П ( Ин – Ис ), где П – неудовлетвореннаяпотребность; Ин – прогностическинеобходимая информация для организациидействий по удовлетворению даннойпотребности; Ис – существующая информация.

Еслипри этом потребность удовлетворяетсяили может быть удовлетворена, рождаютсяположительные переживания и чувства,если нет – отрицательные.

Существующаяусловная классификация все потребностичеловека распределяет на группы.

  1. Витальные – потребности биологического порядка: в пище, сне, воде, в продолжении рода.

  2. Социальные – потребности принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное положение, пользоваться вниманием и уважением, следовать определенным общественным нормам.

  3. Идеальные – потребности познания себя и окружающего мира, смысла своего существования и др.

Многообразиепотребностей человека и их сочетанийобуславливают, в свою очередь, большоеколичество объектов и форм удовлетворения,которые определяются воспитанием,морально-нравственными качествамиличности и потребностями общества.

Эмоциональныепереживания человека делятся на эмоциии эмоциональные состояния.

Эмоции- кратковременные переживания различнойсилы, сменяющие друг друга вслед заизменением ситуации.

Похарактеру изменения в течениифизиологических процессов эмоцииподразделяются на стенические иастенические. Для первых характернывнутренний подъем, воодушевление, длявторых – снижение жизнедеятельности,беспокойство, душевная подавленность.

Эмоции- это комплекс соматических и вегетативныхреакций, выражающих отношение человекак внешнему миру и самому себе.

Соматическийкомпонент эмоций выражается в характерномповедении, мимике, жестах, позе, изменениитонуса, сокращении скелетной мускулатуры.Он вызывает изменение подвижности веки глазного яблока.

Вегетативныевыражения эмоций подчиняются волечеловека и могут отражаться на работепрактически всех органов и систем. Всеэти изменения не являются случайнымнабором физиологических признаков, авыступают целостной реакцией организма,характеризующей определенное эмоциональноепроявление.

Эмоциивлияют на деятельность сердечно-сосудистойсистемы, изменяя ритм сердцебиения,артериальное давление, кровоток. Онивызывают нарушения ритма дыхания,соотношения длительности вдоха и выдоха.

Наэмоции реагирует вся пищеварительнаясистема. При этом возникает торможениедвигательной активности пищеварительноготракта, тошнота, угнетение слюноотделения,нарушение секреции и моторики желудка.Они изменяют обмен веществ, состав исвойства крови.

Вегетативныереакции могут вызвать и положительныеэмоции, но, в отличие от отрицательных,они не приводят к нарушениям физиологическихфункций.

Эмоцииодного и того же типа могут вызыватьразличные состояния у разных людей.Так, известно, что у одних гнев подавляетаппетит, а у других – увеличивает его.Страх может вызвать как прилив деятельностии активности, так и состояние оцепенения.

Предельнократковременные, бурно протекающиеэмоции, связанные с двигательнойактивностью, называются аффектами. Этомогут быть состояния ужаса, испуга,ярости, восторга и другие. Аффект является”эмоциональным взрывом”, при которомчеловек может полностью терять контрольнад своими действиями.

Эмоциональныесостояния – более длительные переживания,характеризующиеся определеннойустойчивостью после смены породившейих ситуации. К ним относятся страсть инастроение.

Страсть- достаточно продолжительное исредневыраженное эмоциональноесостояние, которое подчиняет себеосновную направленность мыслей ипоступков человека и стимулирует егоактивную деятельность к удовлетворениюсовершенно определенных желаний.

Настроение- наиболее длительное, но наименеевыраженное эмоциональное состояние,равнодействующая многих переживанийи чувств, которая служит своеобразнымфоном и окрашивает дальнейшее поведениечеловека.

Данное эмоциональное состояниеоказывает заметное влияние на общийтонус и жизнедеятельность человека.Необходимо помнить, что возникновениютого или иного настроения способствуетопределенная причина.

Особымвидом эмоциональных состояний являетсяфрустрация. Это подавленное, напряженноеи тревожное состояние, возникающее припоявлении препятствий на пути кпоставленной цели. Ее возникновениеможет способствовать как отказу отцели, так и достаточно агрессивнымдействиям по устранению возникшегобарьера, а иногда и попытке компромиссногорешения.

Выделяютдевять основных эмоциональных состояний,каждое из которых может иметь разнуюсилу и длительность: (первое – умеренноесостояние, второе – высокая степеньэмоционального возбуждения);

удовольствие– радость; интерес – ажиотаж; дистресс- горе; отвращение – омерзение; гнев -ярость; пренебрежение – презрение;удивление – испуг; стыд, робость – унижение;страх – ужас.

Чувства,в отличие от эмоций и эмоциональныхсостояний, являются относительностабильным компонентом эмоциональнойсферы человека.

Они способны сохранятьсядлительное время и вне контакта индивидас объектом его чувств. Решающим условиемсохранения чувств является наличие уобъекта возможности удовлетворенияпотребности.

По мере снижения потенциалаудовлетворения чувства могут угасатьи совершенно исчезать.

Набазе эмоциональных переживанийформируется огромный спектр человеческихчувств. Выделяют: положительные чувства;нейтральные чувства; отрицательныечувства; низшие чувства;

социальныечувства; эстетические чувства; группачувств, связанных с понятием собственности.

Воснову деления на положительные,отрицательные и нейтральные чувства,как и деление эмоциональных переживаний,положена не только связь между потребностьюи степенью ее удовлетворения, но ифизиологические состояния, вызванныеими.

Например,злорадство, чувство удовлетворенноймести, самодовольство относятся кположительным психическим проявлениям,так как вызывают в организме стеническиереакции, а сострадание и сожаление – котрицательным, так как приводят кпоявлению астенических признаков.

Регуляцияэмоциональной сферы – это умение человекавыражать эмоции и чувства адекватновозникшей ситуации.

Осознаннаясистема мотиваций, активность личности,твердость характера, психологическаястабильность позволяют в полной мереуправлять эмоциональными переживаниями,добиваться положительного эмоциональногофона основных сфер жизнедеятельности.

Положительныепереживания и чувства являются длячеловека стимулом, конечной целью егожизнедеятельности. Поэтому не следуетнедооценивать стимулирующую и регуляторнуюфункции эмоциональной сферы, которыевыступают в качестве средства регуляцииэмоций и чувств.

Положительныеэмоциональные проявления, обеспечиваяпостоянное взаимодействие человека собъектом его чувств, позволяют болееэффективно выполнять ту или инуюпрограмму деятельности.

Отрицательные,побуждая избегать контактов с вызвавшимиих объектами, рождают направленныедействия по изменению процессаудовлетворения данной потребности илиполного отказа от нее.

Информационныйкомфорт, удовлетворение духовных иматериальных запросов, оптимальныйуровень межличностных отношений имеютособое значение для регуляцииэмоционального фона человека. Не следуетзабывать и о типах высшей нервнойдеятельности (темперамент), которыеопределяют степень напряженностипереживаний и силу эмоций в конкретныхситуациях.

Необходимопомнить о том, что одинаково вреднылюбые крайности в регуляции эмоциональныхпроявлений. Недопустимы бесконтрольныеэмоциональные состояния, вызывающиеконфликтные ситуации и дезорганизациюличности, сильно ухудшающие общеесостояние здоровья и приводящие кпоявлению психических расстройств.

Вто же время попытки максимальногосдерживания, полного контроля за любымиэмоциями могут привести к серьезнымнегативным последствиям. Следует всегдапомнить, что гормональные измененияорганизма, возникающие при любомэмоциональном переживании, в конечномсчете все равно приведут к психическойразрядке.

Оченьважным является наличие максимальнойинформации о переживаемой ситуации.Необходимо научиться различать причиныи следствия возникшего состояния.

Привозникновении фрустрации следует срочнорешить проблему, которая привела к этомусостоянию. Можно пересмотреть потребность,вызвавшую ее, или изменить путь достиженияцели.

Аффектылегче предотвратить своевременнымснятием эмоционального напряжения.Развернувшийся аффект остановитьпрактически невозможно.

Дляустранения плохого настроения следуетвспомнить его причину, переосмыслитьее или устранить воздействующий фактор.

Наиболеетрудно регуляции поддаются чувства.Следует знать, что воздействовать наних можно только через “потенциал”удовлетворения потребности. Чем вышеэтот потенциал, тем более сильные чувстваиспытывает человек и наоборот.

Эффективнымиметодами устранения отрицательныхэмоций являются коллективные сопереживания,активная помощь в переосмыслении ипереоценке возникшей ситуации, перенесениевнимания на жизненно важные потребности.Частными приемами и средствами могутвыступать физическая нагрузка, трудоваядеятельность, общение, хобби, музыка,литература и другие.

Источник: https://studfile.net/preview/4017121/page:21/

Эмоциональная сфера человека и ее регуляция: Эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр его

5.2. Эмоциональная сфера человека и ее регуляция.:  Эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр его

Эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр его переживаний и чувств. Она выполняет ряд функций, таких как стимулирующая, регуляторная, устранение информационного дефицита, основной среди которых является оценочная. Эмоциональная сфера состоит из эмоциональных переживаний и чувств.

Любое переживание – это оценка процесса удовлетворения какой-либо потребности индивида. Чувство – это оценка возможности конкретного объекта удовлетворить данную потребность индивида. До сих пор существует достаточно много проблем в объяснении эмоциональной сущности человека. Это касается и причин возникновения эмоций и чувств. Согласно достаточно популярной информационной теории П. В.

Симонова, эмоциональные проявления человека (Э) можно выразить следующим: Э = – П ( Ин – Ис ), где П – неудовлетворенная потребность; Ин – прогностически необходимая информация для организации действий по удовлетворению данной потребности; Ис – существующая информация.

Если при этом потребность удовлетворяется или может быть удовлетворена, рождаются положительные переживания и чувства, если нет – отрицательные. Существующая условная классификация все потребности человека распределяет на три большие группы. • Витальные – потребности биологического порядка: в пище, сне, воде, в продолжении рода и др.

• Социальные – потребности принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное положение, пользоваться вниманием и уважением, следовать определенным общественным нормам. • Идеальные – потребности познания себя и окружающего мира, смысла и значения своего существования и др.

Многообразие потребностей человека и их сочетаний обуславливают, в свою очередь, большое количество объектов и форм удовлетворения, которые определяются воспитанием, морально-нравственными качествами личности и потребностями общества. Эмоциональные переживания человека делятся на эмоции и эмоциональные состояния.

Эмоции – кратковременные переживания различной силы, сменяющие друг друга вслед за изменением ситуации. По характеру изменения в течении физиологических процессов эмоции подразделяются на стенические и астенические. Для первых характерны внутренний подъем, воодушевление, для вторых – снижение жизнедеятельности, беспокойство, душевная подавленность.

Эмоции – это комплекс соматических и вегетативных реакций, выражающих отношение человека к внешнему миру и самому себе. Соматический компонент эмоций выражается в характерном поведении, мимике, жестах, позе, изменении тонуса, сокращении скелетной мускулатуры. Он вызывает изменение подвижности век и глазного яблока.

Вегетативные выражения эмоций подчиняются воле человека и могут отражаться на работе практически всех органов и систем. Все эти изменения не являются случайным набором физиологических признаков, а выступают целостной реакцией организма, характеризующей определенное эмоциональное проявление.

Эмоции влияют на деятельность сердечно-сосудистой системы, изменяя ритм сердцебиения, артериальное давление, кровоток. Они вызывают нарушения ритма дыхания, соотношения длительности вдоха и выдоха. На эмоции реагирует вся пищеварительная система. При этом возникает торможение двигательной активности пищеварительного тракта, тошнота, угнетение слюноотделения, нарушение секреции и моторики желудка. Они изменяют обмен веществ, состав и свойства крови. Вегетативные реакции могут вызвать и положительные эмоции, но, в отличие от отрицательных, они не приводят к нарушениям физиологических функций.

Эмоции одного и того же типа могут вызывать различные состояния у разных людей.

Так, известно, что у одних гнев подавляет аппетит, а у других – увеличивает его. Страх может вызвать как прилив деятельности и активности, так и состояние оцепенения. Предельно кратковременные, бурно протекающие эмоции, связанные с двигательной активностью, называются аффектами. Это могут быть состояния ужаса, испуга, ярости, восторга и другие. Аффект является “эмоциональным взрывом”, при котором человек может полностью терять контроль над своими действиями. Эмоциональные состояния – более длительные переживания, характеризующиеся определенной устойчивостью после смены породившей их ситуации. К ним относятся страсть и настроение. Страсть – достаточно продолжительное и средневыраженное эмоциональное состояние, которое подчиняет себе основную направленность мыслей и поступков человека и стимулирует его активную деятельность к удовлетворению совершенно определенных желаний. Настроение – наиболее длительное, но наименее выраженное эмоциональное состояние, равнодействующая многих переживаний и чувств, которая служит своеобразным фоном и окрашивает дальнейшее поведение человека. Рис. 7.1. Влияние эмоций на работу внутренних органов человека Данное эмоциональное состояние оказывает заметное влияние на общий тонус и жизнедеятельность человека. Необходимо помнить, что возникновению того или иного настроения способствует определенная причина. Особым видом эмоциональных состояний является фрустрация. Это подавленное, напряженное и тревожное состояние, возникающее при появлении препятствий на пути к поставленной цели. Ее возникновение может способствовать как отказу от цели, так и достаточно агрессивным действиям по устранению возникшего барьера, а иногда и попытке компромиссного решения. Выделяют девять основных эмоциональных состояний, каждое из которых может иметь разную силу и длительность: • удовольствие – радость (первое – умеренное состояние, второе – высокая степень эмоционального возбуждения); • интерес – ажиотаж; • дистресс – горе; • отвращение – омерзение; • гнев – ярость; • пренебрежение – презрение; • удивление – испуг; • стыд, робость – унижение; • страх – ужас. Чувства, в отличие от эмоций и эмоциональных состояний, являются относительно стабильным компонентом эмоциональной сферы человека. Они способны сохраняться длительное время и вне контакта индивида с объектом его чувств. Решающим условием сохранения чувств является наличие у объекта возможности удовлетворения потребности. По мере снижения потенциала удовлетворения чувства могут угасать и совершенно исчезать. На базе эмоциональных переживаний формируется огромный спектр человеческих чувств. Выделяют: • положительные чувства; • нейтральные чувства; • отрицательные чувства; • низшие чувства; • социальные чувства; • эстетические чувства; • группа чувств, связанных с понятием собственности. В основу деления на положительные, отрицательные и нейтральные чувства, как и деление эмоциональных переживаний, положена не только связь между потребностью и степенью ее удовлетворения, но и физиологические состояния, вызванные ими. Например, злорадство, чувство удовлетворенной мести, самодовольство относятся к положительным психическим проявлениям, так как вызывают в организме стенические реакции, а сострадание и сожаление – к отрицательным, так как приводят к появлению астенических признаков. Регуляция эмоциональной сферы – это умение человека выражать эмоции и чувства адекватно возникшей ситуации. Осознанная система мотиваций, активность личности, твердость характера, психологическая стабильность позволяют в полной мере управлять эмоциональными переживаниями, добиваться положительного эмоционального фона основных сфер жизнедеятельности. Положительные переживания и чувства являются для человека стимулом, конечной целью его жизнедеятельности. Поэтому не следует недооценивать стимулирующую и регуляторную функции эмоциональной сферы, которые выступают в качестве средства регуляции эмоций и чувств. Положительные эмоциональные проявления, обеспечивая постоянное взаимодействие человека с объектом его чувств, позволяют более эффективно выполнять ту или иную программу деятельности. Отрицательные, побуждая избегать контактов с вызвавшими их объектами, рождают направленные действия по изменению процесса удовлетворения данной потребности или полного отказа от нее. Информационный комфорт, удовлетворение духовных и материальных запросов, оптимальный уровень межличностных отношений имеют особое значение для регуляции эмоционального фона человека. Не следует забывать и о типах высшей нервной деятельности (темперамент), которые определяют степень напряженности переживаний и силу эмоций в конкретных ситуациях. Необходимо помнить о том, что одинаково вредны любые крайности в регуляции эмоциональных проявлений. Недопустимы бесконтрольные эмоциональные состояния, вызывающие конфликтные ситуации и дезорганизацию личности, сильно ухудшающие общее состояние здоровья и приводящие к появлению психических расстройств. В то же время попытки максимального сдерживания, полного контроля за любыми эмоциями могут привести к серьезным негативным последствиям. Следует всегда помнить, что гормональные изменения организма, возникающие при любом эмоциональном переживании, в конечном счете все равно приведут к психической разрядке. Очень важным является наличие максимальной информации о переживаемой ситуации. Необходимо научиться различать причины и следствия возникшего состояния. При возникновении фрустрации следует срочно решить проблему, которая привела к этому состоянию. Можно пересмотреть потребность, вызвавшую ее, или изменить путь достижения цели. Аффекты легче предотвратить своевременным снятием эмоционального напряжения. Развернувшийся аффект остановить практически невозможно. Для устранения плохого настроения следует вспомнить его причину, переосмыслить ее или устранить воздействующий фактор. Наиболее трудно регуляции поддаются чувства. Следует знать, что воздействовать на них можно только через “потенциал” удовлетворения потребности. Чем выше этот потенциал, тем более сильные чувства испытывает человек и наоборот.

Эффективными методами устранения отрицательных эмоций являются коллективные сопереживания, активная помощь в переосмыслении и переоценке возникшей ситуации, перенесение внимания на жизненно важные потребности. Частными приемами и средствами могут выступать физическая нагрузка, трудовая деятельность, общение, хобби, музыка, литература и другие.

Источник: Лекции. Лекции по валеологии. 2010

Источник: https://med-books.info/valeologiya_739/emotsionalnaya-sfera-cheloveka.html

Medic-studio
Добавить комментарий