5.6.3. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ: При ликвидации ЧС важнейшее значение имеет фактор времени, так как от

Аварийно-спасательные машины (ACM)

5.6.3. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ: При ликвидации ЧС важнейшее значение имеет фактор времени, так как от

Аварийно-спасательные машины (ACM) – это комплекс универсальных и многофункциональных наземных аварийно-спасательных транспортных средств, предназначенных для сокращения сроков прибытия спасателей в зоны чрезвычайных ситуаций, в том числе и в труднодоступные места с преодолением водных преград, обеспечения их работы различными средствами (медицинскими, противопожарными, аварийно-спасательными, средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки, средствами спасания на воде и т.п.).

Основные задачи решаемые при помощи ACM

Применение аварийно-спасательных машин обеспечивает решение следующих основных задач:

  • доставка к месту аварии команд (групп) спасателей, специального оборудования и инструмента;
  • проведение разведки и оценка обстановки на месте чрезвычайной ситуации;
  • поиск и извлечение пострадавших из-под завалов строительных конструкций, поврежденных транспортных средств и т.д.;
  • оказание пострадавшим первой медицинской помощи;
  • организация радиосвязи и оповещения на месте чрезвычайной ситуации;
  • эвакуация пострадавших из зоны чрезвычайной ситуации, а при необходимости и доставка их в лечебные учреждения;
  • локализация очагов пожара;
  • получение и подача энергии для проведения спасательных работ;
  • освещение зоны чрезвычайной ситуации и участков проведения спасательных работ;
  • ограждение районов аварии; обеспечение жизнедеятельности спасателей.

Классификация

По грузоподъемности все аварийно-спасательные машины, используемые в МЧС России, подразделяют на пять основных классов:

  1. Сверхлегкие – до 1 т.
  2. Легкие – т 1,1 до 3 т.
  3. Средние – от 3,1 до 6 т.
  4. Тяжелые – от 6,1 до 10 т.
  5. Сверхтяжелые – более 10 т.

сверхлегкого класса

К аварийно-спасательным машинам сверхлегкого класса относятся:

  • мобильное аварийно-спасательное транспортное средство (МАСТС) на базе двух мотоциклов «Урал»;
  • МАС-45-01С (аварийно-спасательный) и МАС-45-01М (медицинский);
  • специальные транспортные средства на базе снегоходов «Рысь» и «Буран»;
  • АСМ-41-01 (базовое шасси ВАЗ-21310).

Основной областью применения аварийно-спасательных машин сверхлегкого класса является обеспечение ликвидации:

  • чрезвычайных ситуаций, возникших в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) или аварий на коммуникациях;
  • бытовых чрезвычайных ситуаций в жилом или административном секторе;
  • локальных зон чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях.

Аварийно-спасательные машины сверхлегкого класса используются в составе передовых подразделений МЧС России в случае возникновения крупномасштабных зон чрезвычайных ситуаций. С их помощью проводится рекогносцировка зон чрезвычайных ситуаций и обеспечение поисково-спасательных работ.

легкого класса

Аварийно-спасательные машины легкого класса предназначены для оперативной доставки группы спасателей со специальным оборудованием и снаряжением к месту возникновения чрезвычайной ситуации для проведения аварийно-спасательных работ.

Они могут использоваться для доставки пострадавших в медицинские учреждения, обеспечения связи и оповещения, проведения радиационного и химического контроля окружающей среды и т.д.

Эти аварийно-спасательные машины применяются в городах для ликвидации небольших по масштабам чрезвычайных ситуаций, а также в составе первого эшелона группировки сил и средств формирований МЧС России для ведения рекогносцировки зон чрезвычайных ситуаций, их общей разведки, обеспечения поисковых, спасательных и вспомогательных работ.

К аварийно-спасательным машинам легкого класса относятся:

  • АСМ-41-02 (базовое шасси ГАЗ-27057);
  • АСМ-41-022 (базовое шасси УАЗ-3909);
  • АСМ-41-024 (базовое шасси Land Rover Defender – 110), экипаж – 5-7 спасателей.

Аварийно-спасательная машина типа АСМ-41-02 в грузопассажирском исполнении имеют кабину водителя, салон для экипажа и технический отсек, оборудованный стеллажами, выдвижными поддонами, специальным багажником и оснащенный комплектом аварийно-спасательного оборудования, средствами защиты экипажа, средствами связи, осветительным оборудованием, медицинскими средствами, противопожарным оборудованием, средствами жизнеобеспечения, специальным оборудованием и приборами, специальной световой сигнализацией. Машины данного класса составляют основу автомобильного парка аварийно-спасательных машин поисково-спасательных формирований МЧС России.

среднего класса

Аварийно-спасательные машины среднего класса предназначены для технического обеспечения более широкого диапазона поисковых, аварийно-спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ, которые выполняются преимущественно на объектах повышенного риска, в городах и др.

крупных населенных пунктах, на магистральных транспортных коммуникациях. Среди машин этого класса следует отметить АСМ-51-03 «Бизон» на шасси повышенной проходимости. Высокая проходимость и маневренность машины обеспечивают оперативную доставку спасателей и специального оборудования к месту возникновения ЧС в тяжелых дорожных условиях.

Возможность выполнения широкого диапазона аварийно-спасательных работ при использовании этой ACM достигается за счет применения в ней дополнительного оборудования в съемных контейнерах, а также быстрой замены части основного оборудования на стеллажах кузова-фургона в зависимости от объемов и характера выполняемых задач.

Компактность размещения, удобство доступа к оборудованию обеспечиваются:

  • рациональным размещением оборудования на трехъярусных трехсекционных стеллажах вдоль бортов кузова-фургона и в центральной части в съемных контейнерах;
  • конструкцией кузова-фургона с горизонтальными двухстворчатыми люками, допускающими одновременный доступ ко всему оборудованию, и наличием рабочих площадок с трапами для удобства снятия и установки оборудования и инструмента верхних ярусов стеллажей;
  • наличием электротельфера на выдвижном монорельсе грузоподъемностью до 250 кг для погрузки и выгрузки тяжеловесного оборудования и съемных контейнеров.

Установленная на АСМ-51-03 «Бизон» телескопическая осветительная мачта с электрическим приводом подъема, опускания и поворота в горизонтальной и вертикальной плоскостях осветительного блока мощностью 2000 Вт обеспечивает освещение территории выполнения аварийно-спасательных работ.

Вышеперечисленные особенности позволяют использовать АСМ-51-03 «Бизон» при ликвидации крупномасштабных ЧС природного и техногенного характера, отрицательное воздействие которых распространяется на крупные мегаполисы и объекты экономики межрегионального или федерального значения.

тяжелого класса

Аварийно-спасательные машины тяжелого класса предназначены для доставки группы спасателей до 9 человек со специальным оборудованием и снаряжением к месту проведения аварийно-спасательных работ для наращивания усилий по ликвидации чрезвычайных ситуаций. К ним относятся: АСМ-45-03 (спец-шасси 3848), АСМ-5827 (шасси КамАЗ-43101), АСМ-48-03 (шасси КамАЗ-43118), АСМ-45-033 (шасси ГАЗ-3308).

Среди аварийно-спасательных машин данного класса, принятых на оснащение спасательных формирований МЧС России, можно выделить автомобиль АСМ-5827, созданный на базе КамАЗ-43101.

Этот автомобиль оборудован удлиненной рамой, электрической и механической лебедкой с тяговым усилием 5 т, цельнометаллическим фургоном с отсеком для укладки аварийно-спасательного оборудования, инструмента и приспособлений, стационарной генераторной установкой, несъемной выдвижной осветительной мачтой, смонтированной в состоянии эксплуатационной готовности, специальными светотехническими и громкоговорящими устройствами.

сверхтяжелого класса

К аварийно-спасательным машинам тяжелого и сверхтяжелого класса относятся поисково-спасательные машины (ПСМ), предназначенные для поиска, спасения и эвакуации пострадавших, доставки к месту проведения спасательных работ передовой группы спасателей, аварийно-спасательного инструмента, снаряжения и медицинского имущества по бездорожью в условиях лесисто-болотистой, степной местности, снежной целины и на акваториях внутренних водоемов. Различают ПСМ: пассажирские ПСМ-1П (шасси ЗИЛ-49061) и ПСМ-1С (шасси ЗИЛ-4972), грузовые ПСМ-2П (шасси ЗИЛ-4906) и ПСМ-2С (шасси ЗИЛ-4975М2), все ПСМ – плавающие вездеходы.

специального назначения

Особое место в структуре аварийно-спасательных машин занимают машины специального назначения, которые применяются для обеспечения пиротехнических и водолазных подводно-технических работ.

Машины обеспечения пиротехнических работ предназначены для доставки расчета пиротехников и специального оборудования к месту обнаружения взрывоопасных предметов. С помощью этих машин можно осуществлять поиск взрывных устройств и взрывчатых веществ, их извлечение и безопасную транспортировку к месту уничтожения.

На вооружении в МЧС России стоит машина обеспечения пиротехнических работ АСМ-41-02МПР на базе автомобиля ГАЗ-27057.

Машины для обеспечения водолазных работ предназначены для доставки к месту чрезвычайных ситуаций расчета спасателей, водолазного оборудования, специального инструмента и других средств, необходимых для спасения пострадавших и оказания им доврачебной помощи. В качестве водолазной станции используется автомобиль АСМ-41-02АСВС на базе ГАЗ-27057.

К разведывательным машинам относятся разведывательно-спасательные машины РСМ-41-02 на базе УАЗ-3962, машины радиационной и химической разведки АСМ-41-02МХР, которые могут оснащаться специальной аппаратурой, изготовленной на базе портативных спектрометров «Корсар-ХМ».

Эти приборы могут осуществлять одновременную индикацию 15-17 АХОВ(ОВ), с их помощью можно производить автоматический мониторинг и разведку окружающей среды, передавать все необходимые данные на пункт сбора и обработки информации в режиме реального времени.

В МЧС России приняты на вооружение пожарно-спасательные автомобили, функционально приспособленные как для тушения пожара, так и для проведения технических и спасательных работ на месте пожара или иного происшествия.

К ним относятся: пожарно-спасательный автомобиль АПС 2,0-40/2 на шасси «Урал-43026», предназначенный для доставки к месту пожара боевого расчета, запаса воды, пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного снаряжения.

С его помощью можно проводить как аварийно-спасательные работы, так и тушение пожара, освещать рабочие площадки, обеспечивать радиосвязью боевой расчет и руководителя аварийно-спасательных работ; автоцистерна пожарная с автолестницей АЦЛ-3-40/17 на шасси КамАЗ-43114, предназначенная для доставки к месту пожара боевого расчета, запаса воды и пожарно-технического вооружения, проведения аварийно-спасательных работ, тушения очагов пожара и подачи огнетушащих веществ на большие высоты, возможно использование в качестве крана при сложенном комплекте колен; автомобиль первой помощи АПП-0,5-2,0 на шасси ГАЗ-33023, предназначенный для доставки к месту пожара боевого расчета, небольшого запаса воды (500 л), пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования, проведения первоочередных аварийно-спасательных работ, тушения очагов пожара незначительной площади (до 100 м2); пожарный микроавтомобиль МАП-2-1,0 применяется для доставки боевого пожарно-спасательного расчета, огнетушащих веществ, пожарно-технического вооружения, пожарно-спасательного оборудования и аварийно-спасательного инструмента с целью ликвидации небольших очагов пожара на объектах с большой площадью (производственные цеха, складские терминалы и т.п.), а также для проведения первоочередных аварийно-спасательных работ.

К отдельной группе аварийно-спасательных машин МЧС России относятся оперативно-штабные машины (АСМ-45-02Ш, АСМ-41-02ОШ) и подвижные пункты управления (ППУ-45-04, ППУ-45-05), предназначенные для обеспечения деятельности оперативных групп по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В западных странах к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций различных видов и масштабов привлекаются малогабаритные (часто выполненные на базе легковых автомобилей) с малой массой автомобили (так называемые легкие автомобили) и крупногабаритные большегрузные автомобили (тяжелые автомобили).

Легкие автомобили, имеющие небольшой набор аварийно-спасательного и специального оборудования, являются автомобилями быстрого реагирования и прибывают на место чрезвычайной ситуации в первую очередь.

Эти автомобили часто сочетают в себе две функции: аварийно-спасательного и санитарного автомобиля; аварийно-спасательного и специального автомобиля с оборудованием для ликвидации последствий химических аварий; аварийно-спасательного автомобиля и пожарной автоцистерны.

По мнению западных специалистов, закупка, ремонт, техническое обслуживание одного такого автомобиля двухцелевого назначения обойдется потребителю дешевле двух отдельных автомобилей, на базе которых он может быть создан.

Тяжелые автомобили, имеющие большой набор оборудования, используются для ликвидации крупных чрезвычайных ситуаций.

Среди автомобилей этой группы можно выделить универсальные, с помощью которых можно выполнить широкий комплекс работ, включая работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций с разливом жидких нефтепродуктов, и специализированные, применяемые в местах сильных пожаров в условиях большой задымленности, химических аварий, а также в случаях радиоактивного загрязнения. Эти автомобили часто оборудуются электрогенератором, световой мачтой, тросовой лебедкой. Помимо стандартного комплекта загрузки, включающего защитные средства, пожарное оборудование, спасательные средства и т.д., на этих автомобилях размещаются комплекты оборудования для удаления разливов жидких нефтепродуктов, средств спасания на водах и другие дополнительные средства.

Специализированные автомобили помимо стандартных оснащаются комплектами средств для ликвидации последствий химических аварий (приемными резервуарами, устойчивой к химическим веществам гидроарматурой и др.), комплектами защитных средств, измерительной аппаратурой для проведения работ в условиях радиоактивного загрязнения.

Дополнительно на Fireman.club: ГОСТ Р 22.9.29-2015 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Машины аварийно-спасательные. Методы испытаний.

Источник: Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том I (А–И); под общей редакцией С.К. Шойгу; МЧС России. – М.: Московская типография № 2, 2006.

Источник: https://fireman.club/inseklodepia/avariyno-spasatelnyie-mashinyi-acm/

Использование аварийно-спасательных машин при возникновении ЧС

5.6.3. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ: При ликвидации ЧС важнейшее значение имеет фактор времени, так как от

В арсенале работников МЧС и пожарных служб имеется большое количество техники и оборудования, предназначенного для проведения аварийно-спасательных работ. Главной целью данного вооружения является стратегия формирования мобильных спасательных подразделений быстрого реагирования.

Поэтому этот принцип оснащения работников пожарной службы, когда в руках профессионалов сконцентрированы многофункциональные комплексы, относящиеся к авиации, автотехнике, сложному инженерно-техническому оборудованию, средствам защиты, наблюдения и слежения, доказал свою оптимальность на протяжении последних 25 лет.

Общая классификация пожарной автотехники

Сегодня свыше 350 российских предприятий снабжают пожарные службы данной техникой. Разработка новых решений производится на экспериментальной научно-производственной базе, в число которой входят СКБ, крупные научные центры и профильные предприятия.

При разработке новых технических решений авторы обращают внимание на то, чтобы техника была универсальной либо узкоспециализированной, эффективно выполняла поставленные задачи, имела минимальный временной диапазон для осуществления спасательно-технических операций и запас хода от 500 км.

Немаловажными являются факторы возможности использования техники в разных условиях – погодных, климатических, природных, при обязательном условии создания комфорта для боевого экипажа.

Пожарные автомобили разделяются на транспортные средства для пенного, порошкового, газового и комбинированного тушения (газоводяного, водопенного и пенопорошкового типов).

Автонасосы и автоцистерны оснащены пожарным насосом и емкостями для жидких веществ, автоподъемники и автолестницы – соответственно стрелой и лестницей поворотно-выдвижного типа. Для дымоудаления, газодымо- и водозащиты, проведения полевых исследований также есть специальная техника.

Самолет, вертолет, поезд, судно и трактор пожарного назначения входят в число моторизованного оснащения пожарной службы.

В зависимости от комплектации и назначения моторизованные пожарно-спасательные средства делят на пожарные машины стандартной комплектации, специальные и вспомогательные автомобили (в том числе целевого назначения), инженерную технику и механизированный инструмент.

Основные типы АСМ

В зависимости от функционального назначения машины для МЧС разделяются на такие типы, как сверхлёгкий и лёгкий, средний, тяжелый и сверхтяжёлый. В основном комплектация автотехники осуществляется на шасси отечественных марок, в которые входят «ГАЗ», «УАЗ», «КамАЗ», «ЗИЛ» и другие.

По типам проходимости различают двух-, трёх и четырёхосные автомобили с числом ведущих мостов от одного до четырёх. Они могут передвигаться по обычным дорогам, сложным и в условиях их отсутствия. Пожарные автомобили массой до 6 т относятся к легким, в диапазоне 6 – 12 т – к средним, и свыше 12 – к тяжелым.

По типу питания есть автомобили, работающие на газовых баллонах, дизеле и карбюраторах.

В последнее время особой популярностью стала пользоваться малогабаритная и экономичная лёгкая техника, которую монтируют на мотоциклетных шасси типа «Урал», снегоходах «Рысь» и «Буран», шасси ВАЗ. Они имеют высокую проходимость и мобильность.

Данные транспортные средства выполняют функцию разведки и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших в жилых и административных объектах, на предприятиях, коммуникациях, при ДТП и т. д. АСМ такого типа быстро доставляют пожарный расчёт и маловесное оборудование к месту ЧС, являясь передовыми средствами спасения.

Достоинством этих АСМ является возможность их авиационной доставки ввиду малых размеров.

Более широкий спектр действий у АСМ среднего типа. Наиболее ярким представителем этого типа техники является АСМ «Бизон», смонтированный на шасси повышенной проходимости.

Его отличают такие характеристики, как полноприводной тип, безмостовая трансмиссионная система, блокировка всех колес при необходимости, гидроусилительная система управления колёсами и возможность дополнительной комплектации благодаря наличию съёмных контейнеров и кузову-фургону.

АСМ «Бизон», оснащенная стеллажами и контейнерами, используется для перевозки и эксплуатации оборудования, обеспечивающего проведение аварийно-спасательных работ в зоне возникновения крупномасштабных ЧС в крупных объектах и мегаполисах.

В таких случаях обычно эксплуатируют технику тяжелого и сверхтяжелого класса. К ним относится АСМ «Спасатель», смонтированный на шасси КамАЗ.

Автотехнику сверхтяжелого класса монтируют на шасси ГАЗ, и по техническим характеристикам и вооружению она заменяет 3 – 4 автомобиля легкого уровня.

Автотехника для оперативно-штабного использования выполняется на базе шасси ВАЗ, УАЗ и ГАЗ. Для передвижения членов бригад и оперативных групп используют подвижные пункты управления, совмещающие в себе выполнение оперативной деятельности и обеспечение бытовых условий для личного состава.

В число подобных комплексов входят специальные автомобили, осуществляющие функцию разведки, выполнения пиротехнических работ, ликвидации радиоактивно-химического заражения, оповещения и т. д.

Для автоматизации наблюдений используют программно-аппаратное оборудование, портативные газоанализаторы, совмещенные со спектрометрами.

Аналогичные машины изготавливаются также для транспортировки робототехнических комплексов, обезвреживающих предметы и устройства с взрывоопасными свойствами (к ним относится АСМ-41-02МПР). Подобная автотехника выполнена на шасси автомобилей повышенной проходимости типа ГАЗ-27057 или УАЗ-3969.

Из зарубежных АСМ наиболее известны такие производители, как IVECO, Almonte Fire Trucks Ltd., Emergency Service International, выпускающие автомобили, которые представляют собой алюминиевые сборные конструкции, оснащенные нишами, отсеками и шторками.

Зарубежные модели автомобилей часто сочетают в себе несколько свойств, поскольку ящики, поддоны и полки позволяют максимально использовать полезное пространство.

Возможность эксплуатации дополнительных контейнеров в АСМ увеличивает область их применения на случай возникновения ЧС разного типа.

Условия эксплуатации АСМ

К месту ЧС первыми прибывают АСМ лёгкого типа, после чего при необходимости осуществляется доставка тяжелой техники с универсальным набором оборудования, с помощью которого можно ликвидировать разлив нефтепродуктов, возгорания различного масштаба, задымленность, химические аварии. Подобная спецтехника оснащена средствами для ликвидации аварий и огня, измерительными приборами и защитными средствами.

В целях оптимизации и улучшения автомобилей отечественного производства, ведущие ученые разрабатывают модели АСМ увеличенной прочности и эргономичности систем и приборов, с возможностью работы в особо сложных ЧС.

Максимально удобными для этого сейчас считают контейнерные АСМ.

Более эффективными сейчас стали АСМ, представляющие собой амфибии, выполненные на шинах сверхнизкого давления или гусеничных треках, а также модульные авто-трансформеры, которые могут передвигаться на 4, 8 или 10 колесах.

Автомобили укомплектовывают пневматическим и гидравлическим оборудованием, средствами для ликвидации пожара и выполнения пиротехнических работ, осветительными приборами, устройствами связи, компьютерным оснащением, приборами для выполнения радиационной, химической и газовой разведки.

Широкий спектр применения, большие технико-эксплуатационные возможности обеспечивают широкое внедрение АСМ в технологию пожарного дела.

Источник: http://pojarunet.ru/ispolzovanie-avarijno-spasatelnykh-mashin-pri-vozniknovenii-chs

Значение фактора времени при ликвидации ЧС

5.6.3. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ: При ликвидации ЧС важнейшее значение имеет фактор времени, так как от

При ликвидации ЧС важнейшее значение имеет фактор времени, так как от времени начала работ зачастую зависит жизнь пострадавших. Поэтому своевременность начала проведения АСДНР в первую очередь зависит от средств доставки.

Аварийно-спасательные машины (АСМ)– это транспортные средства, предназначенные для доставки расчетов спасателей с комплектом специального оборудования к месту чрезвычайной ситуации, а также для обеспечения проведения комплекса аварийно-спасательных работ в зависимости от предназначения.

Машина предназначена для доставки к месту ЧС техногенного и природного характера, расчета спасателей и специального оборудования для проведения АСДНР. АСМ-5827 принадлежит к большому классу АСМ, экипаж – 9 чел., полная масса машины – 15100 кг.

Оснащение АСМ-5827: * защитная одежда и средства индивидуальной защиты; * средства пожаротушения; * средства радиационной и химической разведки и контроля; * медико-реанимационное оборудование; * пневмоинструмент; * средства связи, оповещения и сигнализации; * спасательные средства и инструмент; * оборудование жизнеобеспечения; * специальный инвентарь.

Мобильное аварийно-спасательное транспортное средство МАСТС-С и МАСТС-М (рис. 13) на базе двух мотоциклов «Урал».

Это транспортное средство предназначено для экстренной доставки к месту аварии (ЧС) спасателей и специального оборудования для проведения первичной радиационной и химической разведки, выполнения первоочередных аварийно-спасательных работ и оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Аварийная осветительная установка “Световая башня”.

Установка предназначена для экстренного развертывания на местности в случаях природных и техногенных катастроф, при несанкционированном отключении освещения, для освещения больших площадей при проведении аварийно-спасательных работ.

60. Порядок оказания медицинской и врачебной помощи пораженным людям при ЧС.

Первая медицинская помощь представляет собой комплекс простейших мероприятий, проводимых на месте получения травмы с использованием табельных средств с целью устранения последствий поражения, угрожающих жизни пострадавшего и предупреждения опасных для жизни осложнений.

Она включает в себя:• извлечение пострадавших из-под завалов, из убежищ, укрытий (занимаются спасатели);• тушение горящей одежды (занимаются спасатели).

Фельдшеры и их помощники осуществляют:• введение обезболивающих средств при помощи шприца-тюбика, обычных шприцев;
• устранение асфиксии путем освобождения верхних дыхательных путей от слизи, крови, грунта и инородных тел, проведении ИВЛ • временную остановку наружного кровотечения всеми доступными средствами: наложением жгута, давящей повязки, наложением кровоостанавливающего зажима в ране и т. д.;• наложение асептических повязок на раны и ожоговые поверхности;наложение окклюзионной повязки при открытом ранении груди; иммобилизацию поврежденных конечностей шинами, простейшими подручными средствами;• введение антидотов пораженным отравляющими веществами;надевание противогаза при нахождении в зараженной местности; дачу антибиотиков, сульфаниламидов, противорвотных средств по показаниям из индивидуальной аптечки (АИ-2)Доврачебная помощь включает проведение следующих мероприятий:• устранение асфиксии (туалет полости рта и носоглотки, при необходимости введение воздуховода, ингаляция кислорода, ИВЛ тем или иным аппаратом); • контроль за правильностью наложения жгутов при кровотечении; • наложение и исправление неправильно наложенных повязок; введение обезболивающих средств; • улучшение транспортной иммобилизации с использованием табельных средств; • повторное введение антидотов по показаниям;
• дополнительная дегазация открытых участков кожи и прилегающих к ним участков одежды; • обогревание пораженных при низкой температуре воздуха; горячее питье в зимнее время (при отсутствии ранения в живот); • по показаниям — введение симптоматических сердечно-сосудистых средств и препаратов, стимулирующих дыхание. По возможности — налаживание инфузионной терапии при шоке (полиглюкин, реополиглюкин, 5%-ная глюкоза, физиологический раствор с гормонами).При наличии на месте происшествия большого количества пострадавших фельдшер скорой помощи должен:• не начинать сразу оказание помощи пострадавшим. Первая задача — оценить ситуацию в очаге и обеспечить передачу информации по «03»; • информация по рации либо телефону должна содержать: точное местоположение, ориентиры, пути подъезда; краткое описание общего положения на месте происшествия; приблизительное число пострадавших; есть ли на месте происшествия другие службы: «01», «02» и др; их необходимость, если они отсутствуют; • с места происшествия не уезжать, заниматься начальной медицинской сортировкой и оказанием помощи по жизненным показаниям на месте; • обязательно регистрировать (записывать) всех пострадавших;
• по прибытии врачебной бригады действовать по указаниям врача; категорически запрещается персоналу скорой медицинской помощи входить в зону поражения, где имеется опасность для его жизни и здоровья. Бригады СМИ работают на границе очага. Пострадавших доставляет служба «01» и спасатели.

61. Правила поведения в зонах химического заражения.

Очагом химического заражения называется территория, подвергшаяся воздействию отравляющих веществ, в результате которого возникают или могут возникнуть поражения людей, животных, растений. Территорию очага химического заражения условно делят на две зоны: зону непосредственного применения химического оружия и зону распространения паров и аэрозолей отравляющих веществ.

В зоне непосредственного применения стойких ОВ в капельно-жидком состоянии или в виде вязких рецептур оказываются зараженными местность и все окружающие предметы.

Одновременно при этом пары и аэрозоли отравляют атмосферу, образуя так называемое первичное облако зараженного воздуха.

Это облако, перемещаясь в направлении ветра, создает опасную для незащищенных людей зону распространения паров и аэрозолей ОВ на значительных расстояниях от места непосредственного применения ОВ.

Осевшие в зоне непосредственного применения капли ОВ образуют при испарении вторичное облако зараженного воздуха, которое, распространяясь по ветру вслед за первичным облаком, обусловливает длительность поражающего действия паров ОВ (до тех пор пока концентрация веществ в воздухе за счет их испарения снизится до безопасной).

Очаг химического заражения, созданный нестойкими отравляющими веществами в виде газа, пара и тумана, будет иметь несколько другой, характер. Источником поражения людей, животных в этом случае будут только пары ОВ, образовавшие первичное облако, распространяющееся по направлению ветра. Очаг химического заражения будет кратковременным.

Респираторы, противопыльные тканевые маски и ватно-марлевые повязки, надежно защищающие от радиоактивной пыли и в определенной степени от бактериальных средств, а также от аэрозолей раздражающих ОВ, практически не защищают от действия паров всех других отравляющих веществ. Поэтому основным средством индивидуальной защиты органов дыхания является противогаз. Учитывая способность современных ОВ легко проникать в организм человека через кожу, следует защищать не только дыхательные пути, но и кожные покровы.

Укрытия (подвалы, траншеи, щели, землянки и пр.) могут служить защитой в случае применения противником капельно-жидких ОВ, но не защищают от проникновения воздуха, зараженного парами или аэрозолями ОВ. При нахождении в таких укрытиях необходимо обязательно использовать противогазы и средства защиты кожи.

Население, укрывшееся по сигналу «Химическое нападение» в убежищах, должно оставаться в них до получения разрешения на выход.

Если убежище окажется поврежденным, то укрывшиеся в нем должны надеть противогазы, средства защиты кожи, по указанию дежурных покинуть убежище и выходить за пределы очага химического заражения.

Так же должны поступать лица, оказавшиеся в необорудованных в противохимическом отношении укрытиях и вне убежищ и укрытий. При этом нужно помнить, что в очаге химического заражения местность, воздух, вода, растительность и все объекты заражены ОВ.

Выходить из очага химического заражения нужно по направлениям, обозначенным указателями, или руководствоваться указаниями постов ГО, а если их нет, то в сторону, перпендикулярно направлению ветра. В этом случае можно быстрее выйти из зоны заражения, так как глубина распространения зараженного облака в несколько раз превышает ширину его фронта.

По зараженной территории надо двигаться быстро, но не бежать и не поднимать пыли; не прислоняться к зданиям, не прикасаться к окружающим предметам; следить, чтобы не было открытых участков тела; нельзя снимать противогаз и другие средства защиты, снимать перчатки, поправлять голыми руками противогаз и одежду; не наступать на видимые
капли и мазки ОВ.

Особую осторожность необходимо соблюдать при движении через парки, сады, огороды, поля сельскохозяйственных культур, так как капли ОВ, осевшие на листьях и ветках, при прикосновении к ним могут заразить одежду и обувь, что может привести к отравлению до выхода из очага химического заражения.

При попадании капель ОВ на открытые участки тела или на одежду и обувь нужно немедленно обработать эти места дегазирующим раствором из индивидуального противохимического пакета.

После выхода из зараженного района нельзя торопиться снимать средства защиты и особенно противогаз, ибо одежда, обувь и противогаз могут быть заражены отравляющими веществами.

Снимать зараженную обувь, одежду и индивидуальные средства защиты можно только на специальных обмывочных пунктах, в душевых павильонах, санитарных пропускниках. В отдельных случаях зараженная верхняя одежда (но не противогаз) может быть снята с разрешения постов ГО и вне обмывочных пунктов.

Зараженная одежда, обувь и средства защиты направляются на дегазацию на станции обеззараживания одежды, а каждый, вышедший из очага химического заражения, проходит полную санитарную обработку. Снимая зараженную одежду и обувь, нельзя касаться незащищенными частями тела их внешней (зараженной) стороны.

Противогаз всегда нужно снимать в последнюю очередь.

62. Правила поведения на пожаре в начальной стадии..

Начальная стадия включает в себя переход возгорания (начала пожара) в пожар и рост зоны горения, характеризуется преимущественно линейным распространением огня и выделением большого количества дыма, в связи с недостатком кислорода (при ограниченном поступлении воздуха в зону горения).

Температурный режим –Темп увеличения среднеобъемнойтемпературы в помещении 15 град.С в минуту, температура в помещении достигает 200 – 230 град.С. Зная этот показатель роста температуры теоретически можно посчитать приблизительную температуру в помещении пожара поминутно.

При оценке дымовой обстановки в помещении пожара следует учитывать, что при горении твердых тлеющих материалов интенсивное выделение дыма происходит уже после третей минуты пожара и на седьмой минуте задымление достигает своего максимума.

Медики утверждают, что вход в помещение пожара без средств защиты органов дыхания опасен для жизни человека на четвертой минуте пожара. При горении жидкостей дымовая обстановка на пожаре может достигнуть своего максимума уже на третей минуте.

Продолжительность начальной стадии пожара 2-30%от общей продолжительности пожара 3 – 20 минут. При горении жидкостей время начальной стадии меньше, чем при горении обычных твердых материалов.

Время разрушения остекления15-20 минут от начала пожара.

Следует помнить,что для помещений, стандартные размеры которых 5 х 4 х 3 куб.м., чем больше его изоляция от наружного воздуха, тем дольше I фаза пожара.


№63Правила поведения на пожаре, если выход из помещения отрезан огнём.

Во время пожара очень опасен едкий дым. От него можно потерять сознание, не успев выйти из помещения. Чтобы защитить свои дыхательные пути, нужно взять полотенце или любую хлопчатобумажную ткань, намочить водой и прикрыть нос и рот. Выбегая из горящей комнаты, следует пригибаться, так как дым скапливается наверху.

Как себя вести во время пожара на лестничной площадке? Если пожар возник на лестничной клетке, то необходимо определить, сможете ли вы покинуть дом. В случае, если вы отрезаны огнем от выхода, не пытайтесь воспользоваться лифтом. При пожаре лифт всегда отключается. Вернитесь в квартиру и немедленно вызовите пожарных.

Сообщите причину вызова, свой точный адрес, телефон, код подъезда, удобную дорогу к дому. Теперь необходимо позаботиться о своей безопасности. Основная задача – не допустить попадание дыма в квартиру. С этой целью необходимо заделать щели между дверью и косяком.

Для этого нарежьте полоски ткани, намочите их водой и отверткой или ножом затолкайте полоски, скрученные жгутиками, в имеющиеся щели. Кроме этого, надо закрыть окна и форточки, а вытяжные вентиляционные отверстия нужно обязательно прикрыть подушкой.

№64Правила поведения в здании и на открытой местности в бурю, ураган.

С получением информации о приближении урагана или сильной бури. Следует закрыть двери, чердачные помещения, слуховые окна. Стекла заклеить полосками бумаги или ткани. С балконов, лоджий, подоконников убрать предметы, которые при падении могут нанести травмы. Выключить газ. Подготовить аварийное освещение фонари, свечи. Создать запас воды и продуктов на 2-3 суток.

Положить на безопасное и видное место медикаменты и перевязочные материалы. Радиоприемники и телевизоры держать постоянно включенными: могут передать различные сообщения и распоряжения. Из легких построек людей перевести в прочные здания.

Спрячьтесь в надежном здании или укрытии, надёжно закройте оконные переплёты; при угрозе смерча – в подвальном помещении или подземном сооружении.

При внезапном урагане, буре, смерче Чтобы предотвратить ущерб поражающими факторами стихии, проявите наибольшую готовность заранее.

При опасности прохождения урагана необходимо укрыться в ближайшем защитном сооружении или использовать для укрытия станции метро, подвальные помещения, тоннели, подземные переходы, котлованы строящихся зданий.

Если Вы оказались на открытой местности, лучше всего использовать придорожные кюветы, железнодорожные насыпи, балки, лощины, укрыться в канаве, яме, овраге, любой выемке, лечь на дно и плотно прижаться к земле.

В доме: Находясь в доме закройте форточки, створки, опустите жалюзи , снимите с подоконников цветы, вазы, украшения, занавесьте окна и отойдите от окон. Остерегайтесь ранения стеклами и другими разлетающимися предметами.

Займите относительно безопасное место (лучше – как можно быстрее спуститься в подвал).

Относительно безопасны: ниши, дверные проемы, встроенные шкафы. Пользоваться электрическими приборами можно только после того, как они будут просушены и проверены.

На улице:Опасайтесь поврежденных и поваленных деревьев, раскачивающихся ставен, вывесок, транспарантов. Если буря сопровождается грозой, избегайте поражения электрическими разрядами. -бегите от зданий, башен в любое укрытие, -переждав порыв ветра, укройтесь в более надежном месте.

При урагане, буре, смерче опасно:Находиться на возвышенных местах, мостах, около трубопроводов, линий электро передач, вблизи столбов и мачт, объектов с ядовитыми и легковоспламеняющимися веществами. Укрываться под деревьями, за щитами рекламы, ветхими заборами. Заходить в поврежденные здания.

В доме пользоваться электроприборами, газовыми плитами. Прикасаться к оборванным электропроводам, трубам центрального отопления, газо и водоснабжения.Bблизи столбов и мачт, объектов с ядовитыми и легковоспламеняющимися веществами.

Укрываться под деревьями, за рекламными щитами , ветхими постройками и заборами.

Заходить в поврежденные здания.

В доме пользоваться электроприборами, газовыми плитами.После урагана, бури, смерча:Будьте осторожны, обходя оборванные провода. Опасайтесь поваленных деревьев, раскачивающихся ставен, вывесок, транспарантов, Утечки газа в доме, нарушений в электросети (до проверки пользуйтесь электрическими фонарями).

Пользоваться электроприборами можно только после того, как они будут просушены и проверены.

Если буря сопровождается грозой, избегайте поражения электрическими разрядами.



Источник: https://infopedia.su/9x2fd7.html

Medic-studio
Добавить комментарий