5.Соотношение среды и наследственности: теории детерминации личности.

Среда и наследственность в детерминации индивидуальных различий

5.Соотношение среды и наследственности: теории детерминации личности.

Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью и средой. Наследственность обеспечивает устойчивость существования биологического вида, среда – его изменчивость и возможность приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.

Наследственность содержится в генах, передаваемых родителями эмбриону при оплодотворении. Если имеется химическая разбалансировка или неполнота генов, развивающийся организм может иметь физические аномалии или психические патологии.

Однако даже в обычном случае наследственность допускает очень широкий спектр вариаций поведения, являющихся результатом суммирования норм реакций разного уровня – биохимических, физиологических, психологических. А внутри границ наследственности конечный результат зависит от среды.

Среда представляет собой всю совокупность стимулов, воздействующих наиндивидуум от момента зачатия до смерти, начиная от воздуха и пищи и кончая интеллектуальным и эмоциональным климатом в семье и ближайшем окружении, а также убеждениями тех, с кем индивидуум тесно общается. Средовые факторы начинают оказывать действие еще до рождения индивидуума.

Неполноценное питание, токсичные вещества и прочие пренатальные средовые факторы оказывают глубокое влияние как на физическое, так и на умственное развитие. Таким образом, в каждом проявлении активности человека можно найти что-то от наследственности, а что-то – от среды, главное – определить меру и содержание этих влияний.

Кроме того, у человека присутствует социальное наследование – следование культурным образцам, передача акцентуации, например шизоидной, от матери к ребенку посредством холодного материнского воспитания, формирование семейных сценариев.

Основные теории генотип-средовых отношений.

Разные теории и подходы по-разному оценивают вклад наследственности и среды в формирование индивидуальности. Исторически выделились следующие группы теорий с точки зрения предпочтения ими биологической или средовой, социально-культурной детерминации.

1. В биогенетических теорияхформирование индивидуальности понимается как предопределенное врожденными и генетическими задатками.

Развитие есть постепенное развертывание этих свойств во времени, а вклад средовых влияний очень ограничен. Биогенетические подходы нередко служат теоретической основой расистских учений об изначальном различии наций.

Сторонником этого подхода был Гальтон, а также автор теории рекапитуляции Холл.

2. Социогенетические теории(сенсуалистический подход) утверждают, что изначально человек – чистая доска, а все его достижения и особенности обусловлены внешними условиями (средой). Подобная позиция разделялась Локком. Эти теории более прогрессивны, но их недостаток – понимание ребенка как изначально пассивного существа, объекта влияния.

3. Двухфакторные теории(конвергенции двух факторов) понимали развитие как результат взаимодействия врожденных структур и внешних влияний. Бюлер, Штерн и Бине считали, что среда накладывается на факторы наследственности.

Основоположник двухфакторной теории Штерн отмечал, что ни об одной функции нельзя спрашивать, извне она или изнутри. Надо интересоваться – что в ней извне и что изнутри.

Но и в рамках двухфакторных теорий ребенок по-прежнему остается пассивным участником происходящих в нем изменений.

4. Учение о высших психических функциях(культурно-исторический подход) Выготского утверждает, что развитие индивидуальности возможно благодаря наличию культуры – обобщенного опыта человечества.

Врожденные свойства человека являются условиями развития, среда – источник его развития (потому что в ней содержится то, чем должен овладеть человек).

Высшие психические функции, которые свойственны только человеку, опосредствованы знаком и предметной деятельностью, представляющими собой содержание культуры.

А для того чтобы ребенок мог его присвоить, необходимо, чтобы он вступил в особые отношения с окружающим миром: не приспосабливался, а активно присваивал себе опыт предшествующих поколений в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми, являющимися носителями культуры.

Вклад наследственности и среды пытается определить генетика, анализирующая различные виды дисперсии значений признака. Однако не каждый признак является простым, фиксируемым одним аллелем (парой генов, среди которых есть доминантный и рецессивный).

Наследуемость признака распознается по наличию корреляции между показателями биологических родителей и детей, а не по сходству абсолютного значения показателей.

Предположим, что в результате исследований обнаружилось сходство между характеристиками темперамента биологических родителей и их отданных на усыновление детей.

Скорее всего, в приемных семьях дети будут испытывать влияние общих и различающихся средовых условий, в результате чего по абсолютным показателям они станут также похожими и на приемных родителей. Однако корреляции отмечаться не будет.

Благодаря психогенетическим исследованиям Гальтона, проведенным в 20-е годы с использованием близнецового метода, было обнаружено, что биологически детерминированные характеристики (размеры черепа, другие измерения) определены генетически, а психологические качества (коэффициент интеллектуальности по разным тестам) обусловлены средой. На него влияют социальный и экономический статус семьи, порядок рождения и пр.

Современное положение дел в области изучения взаимодействия среды и наследственности иллюстрируется двумя моделями средовых влияний на интеллектуальные способности.

 В первой модели Зайонч и Маркус утверждали: чем больше времени родители и дети проводят вместе, тем выше корреляция коэффициента интеллектуальности со старшим родственником (экспозиционная модель). То есть ребенок по своим интеллектуальным способностям похож на того,кто дольше его воспитывает, и если родители по каким-либо причинам уделяют ребенку мало времени, он будет похож на няню или бабушку.

Во второй модели констатировалось противоположное: МакАски и Кларк отмечали, что наиболее высокая корреляция наблюдается между ребенком и родственником, являющимся предметом его идентификации (идентификационная модель). То есть самое главное – быть для ребенка интеллектуальным авторитетом, и тогда на него можно влиять даже дистантно, а регулярная совместная деятельность вовсе не обязательна.

Сосуществование двух исключающих друг друга моделей еще раз показывает, что большинство дифференциально-психологических теорий носят узко ограниченный характер, а общих теорий пока практически не создано.

Источник: https://studopedia.net/4_11063_sreda-i-nasledstvennost-v-determinatsii-individualnih-razlichiy.html

2.1.3.2. Среда и наследственность

5.Соотношение среды и наследственности: теории детерминации личности.

К числу наиболееспорных вопросов в психологии личностиотносится вопрос о соотношении средыи наследственности.

В психологии этапроблема фигурирует под разныминазваниями: соотношение среды инаследственности; внешняя и внутренняядетерминация развития личности;объективные и субъективные факторы ееразвития и т. д.

Сторонники каждогоиз направлений находят множествоаргументов в пользу того или иноговзгляда на природу и детерминациюличности.

Было проведеномножество исследований в пользу теорийсреды и наследственности. Итогисследований, за которыми стоит постановкапроблемы «среда или наследственность»,лишний раз убеждает в том, что проблемаисходно поставлена в некорректнойформе.

Но если ни ситуация сама по себе,ни личность сама по себе не определяютбольшинство человеческих поступков,то что их определяет? Ответ на этотвопрос в самых разных подходах кисследованию причин поведения личностизвучит следующим образом: взаимодействиемежду личностью и ситуацией, взаимодействиемежду средой и наследственностью.

Выход из положениябыл найден в различного рода двухфакторныхтеориях детерминации развития личности.Данные теории до сих пор определяютпостановку проблемы о соотношениибиологического и социального в человеке,а также методы ее изучения.

Существует тринаиболее распространенных вариантадвухфакторных теорий, или «концепцийдвойной детерминации развития» личностичеловека:

•  теорияконвергенции двух факторов. В. Штерн,предложивший эту теорию, считает, чтоличность выступает как продукт социальнойсреды, т. е. социального фактора, таки наследственных предиспозиций, которыедостаются человеку от рождения, т. е.биологического фактора.

Социальныйфактор (среда) и биологический фактор(диспозиции организма) приводят квозникновению нового состояния личности.Позиция В.

 Штерна приводит к дуализму– механистически сложенного биологическогои социального в жизни человека – впонимании детерминант личностногоразвития;

•  теорияконфронтации двух факторов. Этатеория выступила в психоанализеЗ. Фрейда, а затем в индивидуальнойпсихологии А. Адлера, аналитическойпсихологии К. Г. Юнга, неофрейдистовЭ. Фромма, К. Хорни и др.З.

 Фрейд считал, что любая динамикаи развитие жизни могут быть поняты,исходя из изучения двух принциповдушевной деятельности – принципастремления к удовольствию (избеганиянеудовольствия) и принципа реальности.

В соответствии спринципом реальности «душевный аппарат»человека вынужден считаться с реальнымиотношениями мира, а также стремитьсяпреобразовать их.

Благодаря «воспитанию»удается временно примирить те силы,которые сталкиваются из-за противоборствапринципа реальности и принципаудовольствия.

Если человек, побуждаемыйлибидозной энергией, стремится кполучению удовольствия, то реальнаясоциальная среда накладывает своинормы, свои запреты, препятствующиедостижению той или иной потребности.

С внешней стороны– это конфликт между культурой, обществоми влечениями личности. Во внутреннемплане – конфронтация биологическогои социального обозначается З. Фрейдомкак изначальный конфликт между различнымиинстанциями личности «Сверх-Я» и «Оно»;

•  концепциявзаимодействия двух факторов. Человек– существо социально-генетическое. Иэто связано не только с тем, что онродился в обществе. За его появлениемна свет стоит сложнейший процесспреобразования эволюционных закономерностейобраза жизни в истории филогенеза,антропогенеза и социогенеза.

В связи с этимпостановка вопроса о «степени животности»и «степени социальности» человека вобществе некорректна в самой своейоснове. Она, во-первых, изолирует человекаиз системы общества, в которой он толькои существует, во-вторых, абстрагируетсяот истории преобразования образа жизничеловеческого вида в антропогенезе исоциогенезе, игнорирует спецификуистории человеческого вида в эволюции.

Концепциявзаимодействия двух факторов объясняетразвитие личности как процесс активнойи пассивной адаптации к социально-экономическойситуации.

Дуализм схем двух факторнойдетерминации развития личности, устойчивоподдерживаемый антропоцентрическойпарадигмой мышления о человеке, помещениемчеловека в «искусственные миры» средыи культуры вместо анализа образа жизничеловека в обществе, абсолютизациейфилогенетических, социогенетическихи онтогенетических закономерностейразвития, а также гомеостатическоймоделью развития психики человекапреодолевается в системной иконкретно-научной деятельностнойметодологии человекознания (А. Г. Асмолов,1990).

Источник: https://studfile.net/preview/5375426/page:7/

42. Механизмы развития личности в теориях различных ориентаций

5.Соотношение среды и наследственности: теории детерминации личности.

С точки зрения В.  С. Мухиной (1975), механизмамиразвития личности являются:

•   идентификация,

•   обособление,

•   взаимодействиеидентификации и обособления.

Идентификация(отождествление), по мнению В.С.

 Мухиной(1975), представляет собой единствоинтериоризационной идентификации,которая обеспечивает само «присвоение»и вчувствование в другого (объектныйаспект) и экстрариоризационнойидентификации, которая обеспечиваетперенос своих чувств и мотивов на другого(субъектный аспект). Только во взаимодействииэти идентификационные механизмы даютвозможность индивиду развиваться,рефлексировать и быть адекватнымсоциальным ожиданиям. Другим механизмомразвития В. С. Мухина считаетобособление, которое может иметьобъектный и субъектный аспекты, ирассматривается как отстранение,стремление индивида выделиться из числадругих, закрыться от объекта общения.Субъективно обособление даетнепосредственное переживание субъектомтой или иной степени своей отстраненностиот объекта обособления.

Идентификация вданной концепции выступает как механизм«присвоения» индивидом своей человеческойсущности, как механизм социализацииличности. Обособление выступает какмеханизм индивидуализации личности.

Развитие личности,по мнению В. С. Мухиной (1997),обусловлено присвоением структурысамосознания, которое складываетсячерез механизм идентификации. Вонтогенезе личности происходит:

•   идентификацияс именем;

•   идентификацияс социальными образцами, развивающаяпритязания на признание;

•   идентификацияс полом;

•   идентификацияс образом «Я» во всех трех временахличности (прошлом, настоящем, будущем);

•   идентификацияс общественными ценностями, чтообеспечивает бытие в социальномпространстве и дает индивиду осознаниесвоих прав и обязанностей.

Развитая личность:

•   ориентируетсяна свое мировоззрение,

•   прогнозируетсебя,

•   создаетидеальный образ своей жизненной позиции,

•   идентифицируетсяс ним и стремится соответствовать этомуобразу.

А. В. Петровский(1990) выделяет следующие механизмыразвития личности:

•   персонализация(процесс и механизм, пространствопредставленности субъекта в другихлюдях);

•   обособление(во взаимодействии с другими людьмивыделение индивида и обособление).

В процессе развитияперсонализациичеловекуприсущи:

1) потребность бытьличностью,

2) способность бытьличностью.

Ю. Б. Гиппенрейтер(1997) определяет в качестве механизмовразвития личности :

•   сдвигмотива на цель (переход цели на уровеньмотива),

•   идентификацию,

•   принятиеи освоение социальных ролей.

В психоаналитическойконцепции З. Фрейда(1989), развитие личности ребенкаосуществляется через его идентификациюс родителем того же пола, что и ребенок

В гуманистическихконцепциях личность(стремление быть личностью) выступаеткак самоцель индивида. Социальноеокружение – лишь средство, обеспечивающеесуществование личности.

Экзистенциальнаяличность развивается за счет стремленияк сверхличному, к идеалу, превосходящемусаму личность.

Не будучи чем-то заданным,человек постоянно строит себя посредствомсвоей активной субъектности, через«проектирующее «Я».

В бихевиоризмеразвитиеличности связывается с понятиямиподкрепления, генерализации, имитации.Формирование вторичной мотивационнойпотребности или генерализованногонавыка имитации объявляется содержаниемидентификации.

43. Идентификациякак механизм развития личности

Механизмом присвоенияотдельным индивидом всестороннейчеловеческой сущности являетсяидентификация.

Феноменологическимсодержаниемидентификации какмеханизма развития личности, по З.Фрейду, является:

•   бессознательноеотождествление субъекта с объектом,мотивом которого является страх потерилюбви (анаклитическая или развивающаяидентификация);

•   страхперед наказанием за присущие субъектусексуальные и агрессивные влечения(защитная идентификация).

Особенностифеномена идентификации в психоанализе:

•   имеетчисто эмоциональный характер;

•   являетсяединственным механизмом формированияличности, ее высшей инстанции – Супер-Эго.

•   рассматриваетсякак механическое воспроизведениеродительского прототипа на бессознательномуровне.

•   структурообразующаяфункция идентификации ограниченадетством (от 0 до 6 лет), а объект –родителями (или замещающими их лицами).

В бихевиоризмеидентификациясвязывается:

•   с понятиямиподкрепления и формирования вторичнойпотребности (Д.   Доллард, Н. Миллер,Дж. Гевиртц);

•   с понятиемтеории ролей(Дж. Каган,К. Левин, Р. Сиэрс, П. Сиэрс,У. Эммерих);

•   с понятиемкогнитивизма(А. Бандура,Р. Уолтерс, М. Хелпер).

идентификации вбихевиоризме : формирование вторичноймотивационной потребности илигенерализованного навыка имитации.Основной функциейидентификации считаетсяприобретение новых уже готовых формповедения, которые представляют собойнекую сумму присвоенных характеристикповедения других.

Структураидентификации включаетдва компонента:

•   поведенческий,

•   когнитивный.

 Эмоциональныйкомпонент в бихевиоризме игнорируется.

Отечественнаяпсихология рассматриваетидентификацию на всех уровняхпредставленности — сознательном ибессознательном, как следствие потребностив общении, как следствие эмоционального«голода». Феномен идентификации вотечественной психологии выступаеткак многоуровневый полифункциональныймеханизм позитивного развития личностив онтогенезе, обеспечивающий социализациюи персонализацию индивида.

Структураидентификации вподходах отечественных психологоввключает следующие компоненты :

•   поведенческий,

•   когнитивный,

•   эмоциональный.

В качестве главныхфункций идентификации отечественныеисследователи выделяют :

•   формированиесамосознания,

•   формированиесоциально значимых личностных качеств,

•   интериоризациюнорм, стереотипов, ролей, ценностныхориентаций, смысловых установок, мотивови через них регуляцию поведения.

Таким образом,идентификация выступает, с точки зренияавторов разных концепций личности, какмеханизм освоения социального опыта.Личность – социально-культурологическаяконструкция, отражающая социальнуюсущность человека. А индивид черезмеханизм идентификации присваиваетсоциальный опыт и превращается вличность.

Развитие личностиявляется непрерывным процессом,включающим на каждой стадии психическогоразвития качественно новое, что возникаетв личности. Личностные новообразованиявключают в себя механизм идентификации.Механизм идентификации не являетсяконстантным. Он является переменной,зависящей от возраста, от стадийпсихического развития.

44. Жизненныйпуть личности как проблема

С 70-х гг. ХХ в. началформироваться научный подход к изучениюличности, подчеркивающий уникальностьжизненного пути каждого человека, атакже необходимость дополнения психологииразвития личности исследованиемпсихологии жизненного пути.

Основой периодизацииличности здесь становятся не толькопсихофизиологические сензитивныепериоды, социальные переходы и социальныекризисы сами по себе, а те конкретные(биографические) события, которыепереживаются личностью как значимые вее развитии.

Взгляды Ш. Бюлер(1968) на проблему жизненного пути личности:

•  жизнь конкретнойличности не случайна, а закономерна,она поддается не только описанию, но иобъяснению;

•  главнаядвижущая сила развития личности –врожденное стремление человека ксамоосуществлению, самоисполнению, тоесть, всесторонней реализации самогосебя;

•  реализоватьсебя человек может только благодарятворчеству, созиданию;

•  самоосуществление– итогжизненного пути.

Жизненный путь поС. Л. Рубинштейну (1989) – это движениек совершенству (эстетическому, социальному,психологическому). Для Б. Г. Ананьева(1980) основным в характеристике жизниявляется возраст человека.

Возрастсоединяет социальное и биологическоев основные «кванты» – периоды жизни.В жизненном пути он выделяет познание,деятельность, общение, через которыепроявляется личность, и несколькопериодов жизни (табл. 51).

Жизненный путь– жизнь человека как личности, историяиндивидуального развития (Б. Г. Ананьев,1980).

К. А. Абульханова-Славская(1991) выделяет проблемыличной жизни:

•   соотнесениясебя с множеством социальных условий,форм и структур жизни, ее явных и скрытыхпринципов и механизмов, и определениясвоей траектории движения в них;

•   соотнесениясебя с формами социальной жизни, вкоторых предстоит жить и действовать,выявив свои возможности, и на этомосновании определениясвоего места вэтих формах, структурах – одной изглавных задач индивидуальной жизни;

•   разделения,с одной стороны, заинтересованностиобщества и индивидуальном вкладе каждогочеловека в общественную жизнь, внаправленности на использование егоспособностей и, с другой стороны, созданиясамой личностью условий для развитиясвоей индивидуальности.

Самая большаясложность в постановке проблемы личнойжизни в том, чтобы именно осознать еекак проблему, представить ее себе нетакой, как она стихийно складывается,а какой она могла бы быть при наличииразумного отношения к жизни и усилий.

45. Жизненнаястратегия личности(К.А. Абульханова-Славская).

Жизненный путь— индивидуальнаяистория личности, ее содержание,мировоззренческая суть. В структуружизненного пути входят те факты, событияи поступки, которые определяют становлениеиндивида как личности.

Стратегия жизненногопути:

•  Начинаетсяс концентрации подростковых мечтанийи нечетких желаний, замыслов, в которыхвозникает идеясобственного будущего .

•  Через выборпрофессии и конкретные жизненные планыреализуетсяжизненная программа ,в которую человек воплощает своепризвание, конкретную доминирующуюцель и предназначение своей жизни.

•  Активноеотношение к себе и к своей жизненнойпрактике даетвозможность человеку в значительноймере сознательно определять сюжет инаправленность жизненного пути вфизических, социальных и духовныхпространственно-временных координатах.

•  Реализуя своипотребности и мотивы, удовлетворяяинтересы, человек в ходе учебы, общенияи труда определяет свой жизненный путь.

Жизненнаястратегия –это постоянное приведение в соответствиесвоей личности характера и способасвоей жизни, построение жизни, сначалаисходя из своих индивидуальныхвозможностей и данных, а затем из тех,которые вырабатываются в жизни. Стратегияжизни состоит в способах изменения,преобразования условий, ситуаций жизнив соответствии с ценностями личности,в отстаивании главного ценой уступокв частном, преодолении своей боязнипотерь и в нахождении самого себя.

Стратегия жизниможет строиться на основе представленияо:

•   целостности;

•   поэтапности;

•   перспективностисвоего жизненного пути.

Для каждого человекахарактерна своя стратегия. Она и естьиндивидуальная организация, постояннаярегуляция хода жизни по мере ееосуществления в соответствующемценностям данной личности и ееиндивидуальности направлении.

46.Методыисследования жизненного пути.

Биографическийметод первоначально возник каклитературоведческий, его крупнейшимпредставителем считается французскийкритик и писатель XIX в. Ш. Сент-Бёв.Понятие «биографический метод» имеетразные значения. Отметим некоторые:

•  Это получившееширокое распространение в психологиии истории науки использованиебиографических справочников, жизнеописанийв качестве источника получения данныхо личностных и психологическихособенностях человека.

•  Использованиедля анализа материалов различного родаличных документов (автобиографий, писем,дневников, воспоминаний и т. п.), атакже биографических интервью иопросников.

•  Использованиеметодик биографического анализа, дляпредсказания творческих достиженийчеловека.

Смысл биографическогометода заключенв поиске значимых линий развитияличности, выделении ключевых событийэтого развития, установлении взаимосвязимежду ними. Биографический методвоплощается через:

•   биографическоеинтервью (например, биографическоеинтервью «жизненный выбор»);

•   компьютерныеметодики жизненного выбора;

•   тесты(например, тест «Индекс жизненнойудовлетворенности»);

•   ситуативнуюкаузометрию (связана с проблемамипрогнозирования и изучения реалистичностинаших ожиданий (И. Б. Кузьмина).

Герменевтика методописательной психологии, общий наукамоб обществе, культуре, человеке,представляет собой искусство истолкованияразличного рода текстов – литературных,религиозных, исторических, научных идр.

Аналогом герменевтики в объективнойпсихологии является метод анализапродуктов деятельности. Существуетширокое понимание герменевтики,включающее в себя понимание и толкованиелюбых текстов. Более того, в качестве«текста» может выступать вся совокупностьчеловеческого опыта в целом.

Этот опытможет быть представлен как в различногорода текстах, так и в других продуктахматериальной и духовной культуры. Впсихологии это могут быть рассказы,автобиографии, рисунки, действия,поведение и т. д. Таким образом,психологическаягерменевтика –это искусство и теория истолковыватьи понимать психологический опыт.

Методгерменевтики используется в числеметодов описательной психологии дляизучения и описания жизненного путиличности.

Источник: https://studfile.net/preview/2229516/page:14/

Medic-studio
Добавить комментарий