5. Требования к формулировкам причинно-следственных гипотез.

5. Требования к формулировкам причинно-следственных гипотез

5. Требования к формулировкам причинно-следственных гипотез.

В Эте проверяетсякаузальная гипотеза Новые гипотезывыдвигает ученый.

Фресс,Пиаже:основные признаки правильной гипотезы:

1.должна быть адекватным ответом напоставленный вопрос.

2.должна учитывать уже приобретенныезнания и быть правдоподобной с этойточки зрения.

3.должна быть доступной для проверки

операциональныйхарактер гипотез:они формулируют зависимость между2 классамифактов.

1.Гипотеза должна быть сформулированатак, чтобы при ее эмпирической проверкебыли равные возможности для получениярезультатов за и против.

2.Если нет возможности сформулироватьопровержение ЭГ, то это не гипотеза.

3.Фактически ЭГ подразумевает в себе КГ(которая учитывает ту же теоретическуюинтерпретацию, что и ЭГ- кромеслучаякритическогоЭта) поэтомув любом Эте проверяются как минимум2 гипотезы.

Этальныйметод используется для проверки нелюбых гипотез- не всепсихологические закономерности допускаютс точки зрения понимания их структурыприменимость к ним Этальных нормативоврассуждений.

6.Представления об эксперименте как активном методе исследования

сточки зрения структуры, или общихпринципов организации исследования,психическое наблюдение как методпротивопоставляется экспериментальномуметоду.

Противопоставлениестроится на двух постулатах:

  1. «пассивность» наблюдателя как регистратора данных. Здесь наблюдаемая реальность, будь то реальность внешнего мира илиреальность, т.е. субъективности, не изменяется исследователем, это и есть пассивность.

  2. «непосредственность» характера представленных данных.

Критерийнепосредственно означает, что принятиерешений о наблюдаемом факте не требуются,а эмпирич данные непосредственно данынаблюдателю как непосредственнаяпредставленность событий в разныхформах их отражениянаблюдателем.

Учетпозиции наблюдателя, знание им контекстаситуации, в кот развиваются события,перепроверка данных другим наблюдателем– эти и другие современные приемысовершенствования метода наблюдениятак или иначе включает указанныепонимания постулата непосредственно.

Отличиенаблюдения и эксперимента:

  • наблюдение – один из самых старых методов научного исследования (в широком смысле: наблюдение – это любой тип полученных эмпирич данных) – эксперимент планируется исследователем в соответствии с каузальной гипотезой, а не описательной, как и при наблюдении.
  • Эксперимент является более поздним способом организации исследования и предполагает «наблюдаемость» фиксируемых переменных, будь то непосредственный отчет наблюдателя или аппаратурные способы фиксации показателей.
  • Отличаются по способу исследовательского отношения к предмету иучения – пассивные и активные отношения.

Этатор выдвигаетгипотезы, что определяет все остальное:переменные, формы контроля, Этальныепланы и др.

В Эте создаютсяЭтальные воздействия в виде управленияусловиями, которые выступают в качествеНП.

Этатордолжен прикладывать методические усилияпо измерению психологических показателей(НП и ЗП)- условиеЭтирования.

АктивностьЭтатора в организации разных уровнейНП предполагает и использование методикфиксации тех показателей, которыеотражают изменения в психологическойреальности- выборочныхзначений ЗП.

Обеспечениеконтроля:

3вида контроля переменных:

1.планирование как построение Этальныхсхем

2.задание разных типов переменных исоответственно разных типов Этов

3.снятие угроз валидному выводу со стороныдругих факторов, необходимо

присутствующихпри реализации Эта и подлежащих т. н.первичному контролю, т.е. контролю довыбора конкретных схем или безотносительнок Этальным планам.

7. Функциональныйконтроль как условие планированияэксперимента.

Экспериментвозможен только в случае функциональногоконтроля уровней НП. Это может бытьизменение характеристик физическихстимулов, управление условиями иликонтроль путем подбора состава групп.В эксперименте обычно используютсястратегии уравнивания групп и испытуемыеэквивалентных групп попадают в разныеэкспериментальные условия.

Обеспечениенеравенства групп как способа заданияНП (пол, возраст, личностные свойства)принимает форму квазиэксперимента илиэксперимента с ограничениями формконтроля. Если изменения НП не зависятот исследователя, а берутся готовыми,то у исследователя не может бытьуверенности в том, что именно выбраннаяНП определила показателиЗП.

+ вопрос 11, 22, 23.

Источник: https://studfile.net/preview/5571173/page:2/

Правила гипотез, требования к формулировке гипотез

5. Требования к формулировкам причинно-следственных гипотез.

1. Предположение новизны. Проблемы, выбираемые для экс­перимента, должны отвечать следующим крите­риям: актуальности, новизне и практической значимости.

Актуальность научной проблемы – важный аргумент в поль­зу ее выбора для исследования. Актуальность означает необходимость решения проблемы в данный момент времени, ее свое­временность, соответствие потребностям дня.

Новизна – харак­теристика проблемы, которая скорее относится не к ней самой, а к предлагаемому решению. Новизна устанавливается в резуль­тате широкого и глубокого изучения имеющихся попыток реше­ния проблемы.

Практическая значимость определяется тем, на­сколько найденное решение проблемы позволяет изменить ре­альное состояние дел в лучшую сторону.

2. Вероятность доказательства гипотезы. Особенно важны формулировки рабочих гипотез, так как именно эти гипотезы непосредственно проверяются в эмпирической части эксперимента.

Рабочая гипотеза по объему и содержанию входящих в нее понятий может быть утверждением слишком общего типа и из-за этого практически недоказуемой в одном эксперименте.

Как в реальной жизни, так и в экспериментальном исследовании можно будет легко обнаружить немало как частных подтверждений, так и опровержений предложенной гипотезы. Факты в ходе доказательства обязательно должны соотно­ситься с гипотезами.

В процессе такого соотнесения выясняет­ся, насколько полно имеющиеся факты доказывают, подтверж­дают предложенные гипотезы. Неред­ко обнаруживается, например, что полученных в ходе экспери­мента фактов недостаточно для того, чтобы полностью доказать или опровергнуть предложенную гипотезу.

Это бывает тогда, ког­да объем и содержание понятий, используемых в формулиров­ках гипотез, шире, чем совокупность экспериментально установ­ленных фактов.

Для того чтобы полностью доказать гипотезу именно в той ее формулировке, которая предложена изначально, необходимо сде­лать следующее: 1. Полностью раскрыть объем и содержание по­нятий (на уровне их рабочих определений). 2. Установить, какую минимально необходимую и вместе с тем достаточную совокуп­ность фактов нужно получить в ходе экспериментального исс­ледования для доказательства гипотез. 3. Удосто­вериться в том, что все эти факты получены, достоверны, и далее соотнести их с гипотезой, сделав выводы о ее доказанности или недоказанности.

3. Верификация («проверка правильности», до­стоверности, истинности чего-либо) – при проверке научных по­нятий означает доказательство того, что явления, включаемые в объем и содержание данного понятия, действительно существу­ют и соответствуют определению этого понятия.

(такой же эксперимент может провести любой другой человек). Факты и аргументы, приводимые в процессе доказательства гипотезы, не должны противоречить друг другу, так как это сводит доказательство на нет.

Необходимо строго следить за тем, чтобы соблюдалось следующее правило: аргументы и факты, приводимые в подтверждение гипотезы, сами должны быть истинными и не подлежать сомнению.

4. Требование логической непротиворечивости, достигаемое логической согласованностью всех структурных компонентов гипотезы. Также гипотеза не должна ставить под сомнение ранее определенные факты.

5. Гипотеза не должна включать в себя слова, имеющие различное толкование, а также оценочные прилагательные (нравственные понятия: хорошо, плохо, любовь). В формулировке гипотезы могут оказаться понятия, неоднозначно трактуемые в самой науке.

Неточность научного языка ведет к нескончаемым и бесперспективным спорам в науке и порождает трудноустранимые недостатки в экспериментальных доказательствах.

Для того чтобы избежать подобного рода ошибок, перед началом исследования необходимо давать рабочие определения всем многозначным понятиям, используемым в формулировках рабочих гипотез.
Также в формулировке и доказательстве гипотез следует избегать понятий вообще не определенных в науке.

Нечеткость в определениях понятий, используемых в гипотезах и в логике доказательства в эксперименте, весьма затрудняет, а иногда делает вообще невозможным выяснение истины.

Расплывчатость и нечеткость определений – одна из основных ошибок в понятиях, используемых в экспериментальных психолого-педагогических исследованиях, и это обстоятельство существенно снижает их научную и практическую ценность. Именно по этой причине многие диссертационные и другие исследования, проведенные учеными-педагогами и психологами, не находят выход в практику. Имеется шесть основных логических требованийк определению понятий:

§ Всякое понятие должно быть определено (если оно не выступает как операциональное) через ближайший род и видовое отличие.

§ Определение понятия должно быть соразмерным, т.е. объемы определяющего и определяемого понятий должны быть одинаковыми.

§ Видовым отличием, включаемым в определение понятия, является признак или группа признаков, свойственных только данному понятию и отсутствующих в других понятиях, относящихся к тому же самому роду.

§ Определение понятия не должно содержать в себе так называемого логического круга, т.е. определяемое понятие не может определяться посредством такого другого понятия, которое само становится ясным лишь через определяемое понятие.

§ Определение понятия не может быть только отрицательным, т.е. включать в себя перечисление лишь тех признаков, которых нет в определяемом понятии. (Такое определение не указывает на то, что на самом деле входит в содержание определяемого понятия.)

§ Определение понятия не должно содержать в себе логическое противоречие, т.е. утверждать вещи, несовместимые и взаимно исключающие друг друга.

6. Гипотеза должна включать известную часть не менее 50% (из-за потепления снег не выпадет)

Индуктивные и дедуктивные способы доказательства гипотез. Индукция – способ перехода от отдельных фактов к общим (отдельные факторы предполагают их общий фактор).

Индукция бывает полной и неполной (Полная индукция – это умозаключение, в котором общее заключение делается на основе изучения всех предметов и явлений данного класса.

Полная индукция дает достоверное знание, так как заключение делается только о тех предметах или явлениях, которые перечислены в посылках. Но область применения полной индукции весьма ограничена.

Полную индукцию можно применить, когда появляется возможность иметь дело с замкнутым классом предметов, число элементов в котором является конечным и легко обозримым.

Она предполагает наличие следующих условий: точное знание числа предметов или явлений, подлежащих изучению; убеждение, что признак принадлежит каждому элементу класса; небольшое число элементов изучаемого класса; целесообразность и рациональность. Неполная индукция – это умозаключение (вероятность) в котором на основе повторяемости признака у некоторых явлений определенного класса делается вывод о принадлежности этого признака всему классу явлений. Дедукция – переход от общего к частному (напр. – девиация связана с проблемами в семье).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/8_34194_pravila-gipotez-trebovaniya-k-formulirovke-gipotez.html

Источники и виды Y гипотез

5. Требования к формулировкам причинно-следственных гипотез.

  1. Ca, P, в питании человека их роль и источники.
  2. Cущность, виды, источники формирования доходов. Дифференциация доходов населения.
  3. II. Внедоговорные источники трудового права.
  4. II.

    Учебники, учебные пособия, монографии, статьи в журналах, Интернет-источники

  5. V. Судебная практика и источники трудового права.

  6. а) Нормативно – правовые источники
  7. Акты органов международных организаций – источники международного права
  8. Аннотация дисциплины «Источники питания для сварки»
  9. Анонимные источники подрывают авторитет СМИ
  10. АНТИЧНЫЕ ГИПОТЕЗЫ
  11. Антропогенные источники поступления в ОС.
  12. Белки, Биологическая ценность, суточная потребность, значение в питании населения. Основные продукты – источники полноценных белков.

Этапы выдвижения и проверки гипотез – необходимые элементы экспериментирования.

Гипотеза – это утверждение, истинность или ложность которой неизвестны, но могут быть проверены опытным путем.

Эмпирическая проверка гипотез, выводимых из дедуктивных конструкций – цель любого исследования.

Особенности эксперимента – это проверка гипотез (причинно-следственных/ каузальных). Эксперимент проверяет не все гипотезы.

Т.о процесс возникновения научных гипотез – область творчества (Поппер).

Гипотезы могут строиться как в пределах данной парадигмы так и выходит за ее пределы.

Часто гипотезы возникают на насущных потребностях и при желании что-нибудь улучшить.

Экспериментальная гипотеза – конкретизация некоторой догадки, или идеи, с целью ее проверки в эксперименте. Гипотеза включает в себя:

– НП (то, что экспериментатор может изменять)

– ЗП (то, что изменяется под влиянием изменение НП)

Отношения между ними и уровни ДП (все другие доп переменные, влияющие на результат эксперимента, напр, время проведение, самочувствие испытуемого, интонация экспериментатора).

Экспер гипотеза – это предположение об отношении между НП и ЗП при определенном уровне ДП. В той мере, в какой это отношение не будет зависеть от побочных и ДП, экспериментальная гипотеза может становиться все более обобщенной:

– контргипотеза – гипотеза, альтернативная к основному предположению, возникает автоматически

– третья конкурирующая гипотеза – это гипотеза об отсутствии влияния НП на ЗП, проверяется только в лабораторном эксперименте (нуль-гипотеза)

– причинно-следственная – гипотеза о причинно-следственном отношении НП и ЗП (каузальная)

– точная – предположение об отношении между единичной НП и ЗП в лабораторном эксперименте, проверка требует выделения НП и очищения ее условий

– гипотеза о мах (мин) величине – предположение о том, при каком уровне НП ЗП принимает мах или мин значение. Основанный на представлении о 2х базисных процессах, оказывающих противоположные действия на ЗП. При достижении определенного (высокого) уровня НП «негативный» процесс становиться сильнее «позитивного», проверяется только в многоуровневом эксперименте.

– гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношениях – точное предположение о характере постепенного (количественного) изменения ЗП с постепенным (количественным) изменении НП. Проверяется в многоуровневом эксп-те.

– гипотеза с одним отношением – предположение об отношении между одной Н и одной ЗП. Для проверки гипотезы с одним отношением может быть использован и факторный эксперикнт, но вторая НП является при этом контрольной.

– Комбинированная гипотеза – предположение об отношении между определенными сочетаниями (комбинации) двух (или нескольких) НП, с одной стороны, и ЗП с другой. Проверяется только в факторном.

Верификация гипотез – проверка гипотез.

Фальсификация – отвержение гипотезы как несоответствующей опытным данным.

Источники гипотез

К выдвижению гипотез ученый должен обращаться, потому что нет правил, действуя в соответствии с которыми можно было бы выводить новые законы из новых эмпирических результатов.

Важно понимать 2 проблемы при выдвижении гипотез:

1. Ученый пользуется теми схемами мышления, которые есть на данный момент и определяются системой понятий и особенностями выделения изучаемого предмета в рамках психологических школ;

2. Есть возможность выдвижения новых гипотез, которые, казалось бы, менее всего детерминированы сложившейся системой категорий и подходов.

М.Г. Ярошевский: понятие категориальных регулятивов. Изменение научного объяснения при развитии мировой психологической мысли определяет не изменение приемов формально-логических операций ученого (которые являются необходимым условием компетентности для всех ученых всех школ), а изменение познавательных структур (предметно-логического строя мысли).

Ученый должен владеть при построении исследования:

1. Общими нормативами науки (которые безличны);

2.Системой личностного знания (М. Полани) – убеждения в том числе.

М. Полани: формирование гипотез должно тоже учитываться при обсуждении научного метода.

Мамардашвили: деятельность психолога – это:

1 овладение имеющимися нормативами;

2 их преодоление.

Виды гипотез

Фресс, Пиаже: 2 больших категории гипотез:

1. Индуктивные гипотезы – появляются при наблюдении за фактами. Это ответы на вопрос, который поставил исследователь. Состоит в предположении существования к-л зависимости между фактами. Гипотеза возникает только когда устанавливается связь между наблюдаемыми фактами.

2 .Дедуктивные гипотезы – выводятся из уже известных отношении или теорий, которые она обобщает. Гинетеза – не результат наблюдения, а выведена исходя из уже добытых знании.

https://www.youtube.com/watch?v=_x3xyWC6YKw

В Эте проверяются причинно-следственные (каузальные) гипотезы. Корнилова:

1. Исследовательская гипотеза (“рабочая” – Теплов) – направлена на правдоподобное объяснение возможности видеть в управляемом факторе “воздействие”, детерминирующее изменения ЗП. Цель Эта – проверка этой гипотезы.

Рабочая гипотеза – фиксирует в себе то, что Эти может проводиться для сбора новых данных, относительно которых еще не сложилось теоретически обоснованных схем их психологических интерпретаций.

Применяется при историческом способе изложения результатов Этального исследования.

2. Теоретическая гипотеза – когда данные рассматриваются в контексте вопроса, для ответа на который проводился Эт. Гипотеза здесь – утверждение законообразного причинного характера.

Может не иметь места в Эте с практическими целями, но в этом случае все равно должны быть сформулированы доводы о возможности обобщения Этальных данных.

Благодаря теоретической гипотезе по принципу организации условного суждения “если…, то…” эксплицируется Этальная гипотеза.

3,4. Экспериментальная гипотеза. Обычно включает детерминистски сформулированное объяснение отношения между НП и ЗП при определенном уровне других – третьих – переменных. Противопоставлена контргипотезе. Эт должен проводиться так, чтобы были равные шансы получить как Этальную гипотезу, так и контргипотезу. Получение данных в пользу контргипотезы тоже полезно, т. к.

способствует прибавлению знания. Контргипотеза и Экспериментальная гипотеза входят в одну и ту же теоретическую интерпретацию. ЭГ всегда открыты для дальнейшей проверки – асимметрия вывода. В обычном Эксперименте всегда анализируется не все поле возможных научных гипотез, а одна содержательная гипотеза в двух формулировках: за (ЭГ) и против (КГ).

ЭГ должна включать одно определенное объяснение – исследовать одну причинно-следственную связь. Бывает, что ЭГ и КГ включают разные теоретические объяснения ( но не разные способы задания НП, ЗП и др.). Тогда решение в пользу одной гипотезы делает возможным выбор между двумя теоретическими гипотезами.

“Контрольный Эт” – позволяет осуществить выбор между двумя конкурирующими теориями или установить их относительную “подкрепленность” со стороны эмпирии.

5.”Третья” по отношению к Экспериментальной гипотезе и контргипотезе конкурирующая гипотеза (их может быть больше, чем одна) – основана на другом теоретическом толковании.

Парадокс К. Поппера (один из): система оцениваемых в Эте гипотеч и поле возможных других интерпретаций устанавливаемых закономерностей не тождественны.

6. Статистические гипотезы – гипотезы о выборочных значениях фиксируемых показателей, основаны на представлениях о распределении вероятностей в некотором «выборочном пространстве» событий. Уровень статистических гипотез – необходимый компонент проверки психологических гипотез, если хочется получить значимые результаты.

В статистических гипотезах нет утверждения о каузальном характере влияния НП. “Статистическая проверка гипотезы” – выяснение того, насколько совместима эта гипотеза с имеющимся(наблюдаемым) результатом случайного выбора. Уровень значимости -вероятность ошибочно отвергнуть статистическую нуль-гипотезу. Обычно указывают минимальный уровень значимости, на котором можно отвергнуть гипотезу.

Различают формулировки нуль-гипотезы НО как гипотезы об отсутствии различий между выборочными показателями переменных и направленной гипотезы Н1 – о предполагаемых различиях. Возможно получение результатов, когда уровень значимости недостаточен для суждения о том, можно или нет отвергнуть нуль-гипотезу. Это требует искать «третье» объяснение (т.е.

рассматривать влияние НП за рамками объяснительного контекста соотношения Экспериментальной и контргипотез).

Статистические решения основаны на вероятностных суждениях.

С этимсвязан одинизпарадоксов развития Экспериментального метода: истинность детерминистски сформулированных утверждений о каузальных зависимостях оценивается вероятностно –Парадокс К. Поппера (один из).

Вероятностно оценивается не само отношение между переменными и не истинность психологического объяснения, а достоверность того, что ожидаемая зависимость эмпирически установлена.

Т. н. точные гипотезы – когда в Эте организуются “очищенные” условия для проверки этих гипотезы.

Особенности гипотез, проверяемых в факторном Эте – см. вопрос 39.

Принцип фальсификации гипотез: при неотвержении ЭГ мы еще не можем считать доказанной истинность теории, т. к. всегда можно ожидать новых опровергающих фактов и вновь сформулированных объяснений (исходя из других Теорий) – любая гипотеза всегда открыта для дальнейшей проверки.

Норматив Экспериментального метода – проверка теории с помощью эмпирического опробования истинности выводимых из нее следствий.

5. Требования к формулировкам причинно-следственных гипотез.

В Эте проверяется каузальная гипотеза Новые гипотезы выдвигает ученый.

Фресс, Пиаже: основные признаки правильной гипотезы:

1. должна быть адекватным ответом на поставленный вопрос.

2. должна учитывать уже приобретенные знания и быть правдоподобной с этой точки зрения.

3. должна быть доступной для проверки

операциональный характер гипотез: они формулируют зависимость между 2 классами фактов.

1. Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы при ее эмпирической проверке были равные возможности для получения результатов за и против.

2. Если нет возможности сформулировать опровержение ЭГ, то это не гипотеза.

3. Фактически ЭГ подразумевает в себе КГ (которая учитывает ту же теоретическую интерпретацию, что и ЭГ – кроме случаякритическогоЭкспериментта) – поэтому в любом Эксперименте проверяются как минимум 2 гипотезы.

Экспериментальный метод используется для проверки не любых гипотез – не все психологические закономерности допускают с точки зрения понимания их структуры применимость к ним Экспериментальных нормативов рассуждений.

Источник: https://studall.org/all3-155826.html

Medic-studio
Добавить комментарий