52. Гештальт-группа: – психотерапевтическая группа, ориентированная на поиск и решение

Классическая гештальт-группа

52. Гештальт-группа: – психотерапевтическая группа, ориентированная на поиск и решение

– Андрей Гронский Наталья Мазепа Групповая психотерапия – 12 октября 2013 в 5:25 (Некоторые аспекты методологии ведения)
Под классической гештальт-группой мы понимаем модель групповойработы, разработанной Ф.Перлзом и активно исполь-зуемой им в 60-егоды в Эсалене.

При этой модели работы в фо-кусе внимания группынаходится участник, который вышел на «горячий стул» и с помощьютерапевта работает со своими лич-ностными проблемами, сновидениями,фантазиями или другим психологическим материалом.

Несмотря на своиограничения, эта модель актуальна и поныне, особенно в группах,имеющих дидактические цели, и в группах, ориентированных наличност-ный рост. Очевидно, что при таком стиле работы ведущийдолжен свободно владеть практикой проведения индивидуальных сессий.

Однако чтобы групповая работа была успешной, для него не менееважно быть чувствительным к групповым процессам, уметь ихрегулировать и использовать в терапевтических целях, иначе даже присамом благоприятном развитии событий группа превратится лишь вдемонстрацию работы терапевта, театр одного актера, и будет утраченее собственный терапевтический потенциал.

Именно этим умениямведущего посвящена данная статья. Изложенные в статье выводыосновываются на нашем опыте прохождения образовательных программ погештальт-терапии под руководством Н. Б. Долгополова с участиемдругих тренеров, в том числе Г. Платонова, а также на личном опытепроведения групп личностного роста и гештальт-групп в рамках первойступени гештальт-терапии совместно с Т.

П. Пушкиной.
Для начала вкратце вспомним основные групповые феномены (такие какспособы регулирования границ контакта и групповые потребности) ипроанализируем их влияние на терапевтическую работу. Феномены жизнигруппы могут проявляться в любой по-следовательности, хотя, как намизвестно из социальной психологии, их появление чаще имеетопределенную фазность.

Решимся перефразировать гештальт-языкомизвестную классификацию фаз динамики малых групп, включающую стадииориентации и зависимости, конфликтов и протеста, развития связей исотрудничества и стадию целенаправленной деятельности.

Исходя изнее, можно сказать, что в самом начале группы, фазе ориентации изависимости, преобладает интроективный способ регуляции границконтакта («Скажите, что нам делать?») и проективно-ретрофлексивныймеханизм («Безопасно ли здесь проявлять себя? Что у него (у них) науме? Можно ли доверять руководителю и участникам?»).

При этом замеханизмами защиты стоят потребности в безопасности ипринятии.
При дальнейшем развитии группы на первый план выходит проективныйспособ регуляции границ, потребности в проявле-нии и утверждениисебя (фаза конфликтов и протеста). На треть-ей стадии (стадиясотрудничества) на первый план выходит кон-флюэнтный механизм –формируется чувство Мы.

Участники стремятся избегать проявлениянегативных чувств, конфликтов. Однако если конфлюэнция становитсячрезмерной, это приводит к трудностям выделения участниками себя изгруппы («Мы все вместе», “Мы все хорошие”). Высокая конфлюэнтностьприводит к затруднению индивидуального самовыражения.

Далее способырегуляции границ, используемые участниками, приобретаютсба-лансированный характер (стадия целенаправленной деятельно-сти),в группе допускается выражение как теплых, так и агрес-сивныхчувств, конфликты не замалчиваются, а обсуждаются.

При чрезмерной выраженности защитных механизмов на пер-вых двухстадиях терапевтическая работа в группе оказывается заблокированной– нет желающих выходить на “горячий стул”, а если кто и вышел,терапевтические сессии оказываются вялыми и не вызываютэмоционального отклика у группы.

Ретрофлексия делает невозможнымспонтанное выражение чувств как со сторо-ны работающего на “горячемстуле” клиента, так и со стороны группы. Проективные механизмы,напротив, приводят к большо-му количеству неадекватных обратныхсвязей – либо в виде пря-мой агрессии (проистекающей, прежде всего,из непроявленных внутригрупповых отношений), либо в виденаставлений, как нужно жить.

И первая, и вторая ситуация ятрогенныдля клиента, и хотя он вышел на “горячее место”, после него вряд ликто-нибудь решится повторить этот ”подвиг” и “бросится наамбразу-ру”. Другими словами, для этого клиента группа не выполниласвоей терапевтической роли, а стала дополнительнымпсихотравмирующим агентом.

Высокая конфлюэнтность во второй фазе приводит к затруд-нениювыражения негативных чувств друг другу. С другой сторо-ны, агрессиянаиболее вероятно будет направляться на того, кто пытается отстоятьсвою автономию в группе – не согласный с групповыми нормами рискуетстать “козлом отпущения”.

Таким образом, чрезмерная выраженностьзащитных механизмов и не-умение ведущего с ними справиться придаетгруппе антитерапев-тический характер.
Следует сказать об особенностях динамики классическойгештальт-группы.

Поскольку она не фокусируется непосредственно наразвитии внутригрупповых отношений, групповые потребностивыражаются опосредованно в процессе индивидуальных сессий черезидентификацию участников с работающим на “горячем стуле” и впроцессе предоставления группой обратной связи.

Индивидуальнаятерапевтическая динамика участников достигается не только благодаряличной работе на “горячем стуле”, но и в связи с процессомидентификации, и в связи с приобретением опыта выражения чувств впромежутках между индивидуальными сессиями. Показателем хорошейдинамики группы следует считать возрастание открытости участников,как тех, кто предъявляет свои проблемы, так и тех, кто даетобратную связь. Повышение открытости проявляется в предъявленииболее интимных про-блем, выражении более широкого спектра чувств ис большей ин-тенсивностью их проявления. Преодоление неадекватныхспосо-бов регуляции границ мобилизует собственный терапевтическийпотенциал группы. На наш взгляд, терапевтическая роль участниковклассической гештальт-группы заключается в эмоциональном принятиипредложившего свою проблему и в предоставлении ему адекватной(точной и не наносящей неоправданных ран) обратной связи.Таким образом, в задачи ведущего входит работа с защитны-мимеханизмами, препятствующими терапевтическому процессу, имобилизация терапевтического потенциала группы. На наш взгляд,ведущему стоит задавать себе следующие методологические вопросы:Какие защитные механизмы действуют в группе? Каков общийэмоциональный фон в группе? Каковы доминирую-щие групповыепотребности? Какие действия можно предпринять для преодолениячрезмерных сопротивлений?    

Рассмотрим примеры работы с некоторыми групповыми феноменами.

Ретрофлексивная позиция группы является обычным и нор-мальнымфеноменом в начале занятий вновь сформированной группы или припоявлении незнакомого ведущего в уже сформи-рованной, например,учебной группе, даже если для ее участни-ков в целом не характерноретрофлексивное поведение. Ретроф-лексивные феномены могутсохраняться в группе длительное время в случаях, если ведущий непровел работы по созданию атмосферы безопасности или проигнорировалнепроявленные от-ношения между участниками. Такую ретрофлексиюможно на-звать ситуационно обусловленной. Ретрофлексивный способре-гуляции границ группой может сохраняться долго, еслиретрофлексивное поведение является характерологическойосо-бенностью большого количества членов группы. Суммируясь изиндивидуальных векторов, оно создает ретрофлексивный харак-тер всейгруппы.
Ситуативная ретрофлексия в начале групповых занятий обу-словленадействием проективного механизма, и задачей ведущего является«разоблачение» негативных проекций. Основной стратегией становитсяпомощь в увеличении количества контактов внутри группы, врезультате которых негативные проекции разрушаются. Конкретнымиприемами могут быть побуждение участников к свободной дискуссии,упражнения на групповое взаимодействие и на взаимодействие в парах.По нашему опыту, хороший эффект для снятия напряжения в началегруппы дает выполнение упражнения «континуум осознания» в парахучастников, кроме того, оно имеет важную дидактическую роль инастраивает участников на самоосознание.
Наряду с этим полезную функцию играет выполнение конти-нуумаосознания на «горячем стуле» при помощи ведущего. Эта процедурапомогает снизить страх перед выходом на «горячее место»,стимулировать процесс осознавания проекций. Для дос-тиженияпоследней цели ведущему стоит фокусировать внимание работающегоучастника не только на внутренних ощущениях, но и на группе и ееотдельных членах. Это также стимулирует об-ратные связиучастников.
При ретрофлексии, связанной с непроявленными внутригруп-повымиотношениями, ведущий может посвятить часть времени их прояснению.Его действия в этом случае подробно описаны нами в статье«Дидактическая модель работы с групповым про-цессом» .
Ретрофлексия и работа в режиме индивидуальныхсессий
При работе в режиме индивидуальных сессий действие рет-рофлексииоказывается двусторонним. Ретрофлексия работающего участникаприводит к недостаточному проявлению чувств, что может вызывать уучастников группы реакцию скуки и стоящего за ней раздражения.Ретрофлексивная позиция группы препятствует получению работавшим сосвоей проблемой участником достаточной обратной связи, что можетпереживаться им как эмоциональное отвержение. Действия ведущего вэтом случае заключаются в том, что он подает пример эмоциональнойэкспрессии, активно обращается к участникам с просьбой датьобратную связь (в том числе возможна структурированная процедура,когда участникам предлагается высказаться по кругу), с помощьювопросов фокусирует внимание членов группы на эмоциональныхпереживаниях. Ведущий может поддерживать задавание группой вопросовработающему участнику («Вы поняли, какая у него проблема?Кто-нибудь хочет уточнить?») Если задаваемые вопросы уводят от сутидела (например, обращены исключительно к интеллекту и прерываютэмоциональные переживания), то терапевт может комментировать это ипредлагать их переформулировать (например, заменить «почему» на«что»). С целью активизации ретрофлексивного участника ведущийможет запросить обратную связь группы еще во время индивидуальнойсессии или привлечь его внимание к поведению группы («Замечаешь,что происходит с группой? Кажется, все скоро уснут»).
Для активизации ретрофлексивной группы ведущий может во-влекать еев действие, например, поощряя работающего участни-ка опробоватьновые способы поведения во взаимодействии с группой (техникакруга), привлекая участников группы к испол-нению ролей. Не толькоотдельные участники, но и вся группа может играть какую-либо частьклиента (например, его внутрен-ний обвиняющий голос).
В целом при ситуативной ретрофлексии действия ведущего направлены,прежде всего, на осознание и изменение вызвавшей ее ситуации. Приработе с характерологической ретрофлексией отдельного участника илигруппы ведущий использует тактику перемежающейся поддержки ипровокации, вызывающей эмо-циональные реакции.
Работа с проективной группой
Ситуация в проективной группе противоположна ситуации вретрофлексивной. Если в ретрофлексивной группе ведущему не-обходимо«растопить лед», чтобы группа ожила, то в проектив-ной группе емунужно уметь справляться с активностью, которая приобретаетятрогенный характер для ее членов.
Индивидуальная работа в проективной группе
Основной задачей ведущего становится обеспечение безопас-ностиклиента, вызвавшегося работать на «горячем месте». Ис-точникомятрогенного воздействия могут стать спонтанные реак-ции участниковво время индивидуальной сессии и некорректные обратные связи послеее окончания. Если при феномене группо-вой ретрофлексии ведущийстарается поддерживать любую ак-тивность группы, включая ее втерапевтический контекст, то в проективной группе ему зачастуюнужно сдерживать излишнюю спонтанность. Для обеспечениябезопасности ведущий может вводить правила поведения во времяиндивидуальных сессий, ко-торые позволяют контролировать активностьгруппы. (Например: «Во время, когда кто-то из вас работает на«горячем стуле», остальные участники играют роль свидетелей. Послеокончания сессии вы сможете высказаться о своих переживаниях»,«Если во время сессии у вас возникнет желание что-то сказатьработающему участнику, обратитесь ко мне»). Ведущему также следуетопределять правила обратной связи («Во время обратной связи я прошувас поделиться чувствами, которые возникали у вас во времясессии»). Но, несмотря на введение правил, наверняка найдутсяучастники, которые будут давать советы или высказывать суждения поповоду работавшего клиента и его жизни. Ведущий может пресекатьподобные проективные феномены, напоминая о правилах. Однако, исходяиз нашего опыта, эффективным оказывается обращение проекций(«Можешь сказать то же самое о самом себе?») и усиление фокусировкина чувствах («Ты сказал о своих мыслях, но ничего не сказал очувствах», «Ты говоришь о нем. Скажи о своих переживаниях»). Эти жеприемы могут ис-пользоваться, если участники делают опасные дляклиента высказывания во время сессии.
Может иметь место ситуация, когда большое количество нега-тивныхпроекций в группе делает невозможной работу с лично-стнымипроблемами участников. В этом случае необходима работа поассимиляции проекций, в связи с этим мы вновь отсылаем читателя кнашей статье «Дидактическая модель работы с групповымпроцессом».
Тактика ведущего в отношении интроективнойгруппы
Интроективная позиция группы является нормальной в начале циклагрупповых занятий. Ведущий использует интроективный механизм длявведения терапевтических норм в групповую рабо-ту. Преждевременнаяфрустрация интроективного механизма мо-жет спровоцироватьчрезмерную тревогу и агрессию, поэтому на первых этапах ведущийактивно направляет работу группы, пре-доставляя информацию,предлагая упражнения и формы работы. Однако если он слишком долговыполняет эту роль, то это нега-тивно сказывается на развитиигруппы – у участников не форми-руется чувство ответственности засвою жизнь в группе. Если ин-троективный механизм проявляет себячерез высказывание участниками иррациональных убеждений («Вы должныруково-дить нами», «Никому нельзя довериться полностью»), ведущийможет вступать в конфронтацию с этими убеждениями лично илипривлекать к дискуссии группу.
В задачи ведущего входит поддержание акцента на автономииучастников, а также защита участников, которые прерываютконфлюэнцию от агрессии группы. Конфлюэнция может появляться уже насамых ранних стадиях развития группы и является полезным феноменом,так как обеспечивает силы сплочения («У нас общие проблемы. Мыпохожи»). Однако если она чрезмерна, то это блокирует выделениеучастниками своих индивидуальных проблем и работу с ними,проявление аутентичных чувств. За конфлюэнцией стоит тревога ичувство небезопасности, которое наиболее остро в начале группы.Поэтому ведущему следует осторожно обращаться с этим феноменом,чтобы не превысить переносимый для группы порог тревоги исоответственно не вызвать усиление центробежных сил. На болеепозднем этапе, когда формируется устойчивое чувство Мы, попыткакого-либо из участников выйти из привычного слияния (например,несогласие с нормой говорить на принятом в группе языке или желаниеуйти из группы), приводит к активизации направленной на негогрупповой агрессии. В этом случае ведущему следует поддержать егоправо на автономию, если только его поведение не грозит нарушениемгрупповой работы. В то же время полезно помочь участнику осознатьреакцию группы на нарушение конвенциальных норм. Феноменконфлюэнции также затрудняет осознание участниками личностныхпроблем, приводит к неспособности сформулировать доминирующуюпроблему. В этом случае могут быть полезны упражнения,активизирующие контакт с чувствами, будь то разыгрывание ситуацийили медитативные упражнения, помо-гающие участникам осознать своипроблемные зоны.
На взаимодействие в группе оказывает влияние пространст-венноерасположение участников и терапевта. Постановка горя-чего стуларядом со стулом терапевта, в отличие от сеттинга при методе работыпо типу «блуждающего горячего места», позволя-ет достичьдополнительной энергетической мобилизации клиента, решившего выйтина «горячий стул», а также обеспечивает более интенсивный контакт стерапевтом. В частности, терапевт имеет больше возможностей оказатьподдержку работающему клиенту.
Нам известны два основных варианта сеттинга в классическойгештальт-группе (мы не рассматриваем вариант, когда стульятерапевта и клиента стоят на сцене в виде возвышения). При одномварианте стулья терапевта и клиента стоят в общем кругу, при другом– стул терапевта и «горячий стул» расположены в центре круга. Нанаш взгляд, первый вариант имеет те преимущества, что ведущемупроще наблюдать за реакциями участников и поддерживать контакт сгруппой. Кроме того, находясь в кругу, участник ощущает большуюподдержку членов группы. При положении в центре круга ведущий иработающий участник оказываются в выделенном положении, как бы вцентре амфитеатра со зрителями. При этом затрудняется контактведущего с группой, по крайней мере, для этого требуютсядополнительные телесные движения. На наш взгляд, эта позиция болееоправдана в демонстрационной, а не в терапевтической группе.
В этой статье мы постарались кратко проанализировать в терминахгештальт-подхода феномены групповой динамики, которые могутсущественно влиять на характер индивидуальной терапевтическойработы в гештальт-группе и на личную терапевтическую динамикуучастников. Очевидно, что предло-женная в статье схема анализагрупподинамических факторов и арсенал возможных тактик ведущего неявляются полными. Нам было бы интересно встретить публикации,затрагивающие эту проблематику. Источник:Российский гештальт. Выпуск 3 / Под ред. Н.Б.Долгополова иР.П.Ефимкиной. 1999
Литература1.    Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапияконтакта. – СПб., 1999.2.    Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии.– М., 1996.3.    Перлз Ф. Гештальт-семинары. Гештальт-терапиядословно. – М.,1998.4.    Польстер И., Польстер М. Интегрированнаягештальт-терапия. Контуры теории и практики. – М., 1997.5.    Спиваковская А. С. Профилактика детскихневрозов (ком-плексная психологическая коррекция). – М.,1988.

6.    Энрайт Дж. Гештальт, ведущий к просветлению. –СПб., 1994.

0 6497 0

Источник: https://gestaltclub.com/articles/gruppovaa-psihoterapia/1116-klassiceskaa-gestalt-gruppa

Сезонная телесно-ориентированная психотерапевтическая группа «Времена года»

52. Гештальт-группа: – психотерапевтическая группа, ориентированная на поиск и решение

Это абсолютно инновационная группа, в которой я соединяю телесно-ориентированную работу в виде телесных практик и Биоэнергетического анализа и вербальную часть в виде гештальт-подхода. Исходя из своего опыта, я решил совместить несколько направлений и поместить их в 4-х часовой формат.

Со стороны групповой динамики эта группа похожа на психодинамическую группу, но поскольку я приверженец телесно-ориентированной психотерапии и считаю, что психику от тела отделять совсем не полезно, я решил добавить в группу телесно-ориентированные методы работы и теорию.

А поскольку мы все взрослые люди, то интеграция опыта возможна с обсуждением полученного результата и нашего взаимодействия.

Эта группа подойдет для всех, кто хочет научиться лучше понимать себя, свои чувства, определять природу этих чувств, и тех, кому важны отношения с друзьями и близкими, а так же стремящихся разрешить собственные проблемы и развить свой личностный потенциал.

Мы будем работать не с телом и психикой, как это часто бывает, когда люди ходят на массаж или фитнесс и отдельно на терапию, а с каждым из Вас, как с личностью, которая включает в себя и разум, и физиологию, и душу. Группа проходит регулярно и ее формат мистическим образом совпал с временами года, поэтому я и назвал каждую из групп именами сезонов. Задача этого проекта открыть новые возможности для вас и научить регулировать свои состояния, справляться со стрессами и получать удовольствие независимо от времени года.

Группа дает возможность глазами других посмотреть на себя и свои проблемы, осознать свои «мифы» во взаимодействии с людьми. В ней можно получить различные реакции участников на свое поведение, увидеть с их помощью последствия своего поведения не только в группе, но и вне ее. Вы сможете отреагировать и осознать накопленные эмоции.

Не менее важным является поддержка в решении проблем и в освоении новых навыков поведения и взаимодействия.

Трехчасовой формат по вечерам выбран неслучайно, с одной стороны он не дает полностью погрузиться в глобальный терапевтический процесс как на тренинге по выходным или выездных тренингах, с другой стороны он мягко погружает в терапевтический процесс, но не отделят Вас от повседневной жизни.

Первый блок из 12 встреч дает длительную, с постоянной периодичностью поддержку для развития Ваших процессов и построения доверительных отношений. Так же этого достаточно для понимания нужно ли Вам это постоянно или можно ограничиться 12-ю встречами.

Так же группа подойдет для тех, кто был на телесно-ориентированных тренингах или других терапевтических тренингах и по какой-то причине не интегрировал или не полностью интегрировал полученный опыт. Или произошел процесс осознания, уже после окончания тренинга и у Вас нет необходимой поддержки в этом.

Цели:

  • Разобраться в сложившейся ситуации и найти из нее выход;
  • Разрешить ситуативные или длительные жизненные проблемы;
  • Научиться распознавать чувства в процессе группового взаимодействия;
  • Научиться определять причины этих чувств;
  • Осознать собственные мифы и иллюзии;
  • Улучшить навыки коммуникации;
  • Сформировать навык разумной и достаточной рефлексии;
  • Индивидуальная работа;
  • Работа в группе;
  • Идентификация собственных чувств;
  • Анализ телесных зажимов и анализ характера;
  • Анализ причин собственных чувств;
  • Получение и анализ обратной связи для более объективного видения ситуации;

Основные техники:

  • Гештальт;
  • Телесно-ориентированные техники;
  • Биоэнергетический анализ Лоуэна;
  • Техники гештальт терапии и когнитивно-поведенческого консультирования;
  • Техники арт-терапии;
  • Медитативные техники;
  • Психоанализ в рамках Биоэнергетического анализа Лоуэна;

В результате участия Вы:

  • Сможете более точно распознавать собственные чувства и причины их вызвавшие;
  • Сможете увеличить уровень «внутренней честности» по отношению к себе и честности по отношению к другим;
  • Получите великолепные инструменты коммуникации;
  • Научитесь идентифицировать свои чувства и как следствие понимать себя и других людей;
  • Улучшите свое самочувствие (возможно излечение хронических заболеваний, если они имели психосоматическую основу);
  • Осознаете и трансформируете свои невротические реакции;
  • Снимите напряжение в теле;

Условия проведения и формат:

Выберите удобный сезон

Источник: http://www.perception.ru/trainings/toppsychotherapeuticgroup

52. Основные теоретические подходы к групповой психотерапии

52. Гештальт-группа: – психотерапевтическая группа, ориентированная на поиск и решение

Групповая психотерапия создавалась по мере развития социальной психологии, где человек рассматривался премиущественно в системе межличностных отношений и как совокупность социальных ролей.

Особое значение для психотерапии приобретает закономерности взаимоотношений между членами малых групп (до 20 человек).

Использование таких отношений в виде групповой динамики в процессе становления и развития группы оказались перспективными при психотерапевтической работе с пациентом.

Основные понятия групповой терапии:

    1. самостоятельный характер групповой терапии
    2. групповая динамика
    3. роль руководителя
    4. участники групп

Цели и задачи групповой психотерапии.

Цели и задачи групповой психотерапии как метода, ориентированного на личностные изменения, дифференцируются в зависимости от концептуальных представлений о личности и природе ее нарушений.

В общем цель групповой психотерапии можно определить как раскрытие, изучение и переработку проблем клиента, его личносных и межличностных конфликтов и кррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на почве анализа использования междличностных взаимодействий.

Основные методы групповой психотерапии:

    1. группы встреч
    2. тренинговые группы
    3. психодрамма
    4. трансактный анализ
    5. гештальт-группы
    6. телесно-ориентированная терапия
    7. арт-терапия
    8. кино-тренинг
    9. танцевально-двигательная терапия

1. Группы встреч. основоположник – К.Роджерс. Его концепция “основной встречи”, связана с работами в области клиент-центрированной психотерапии. Другая разновидность связана с концепцией “открытой встречи” В.Шутца. Центральная идея – единство тела и сознания.

Любое психологическое воздействие, которое игнорирует телесные ощущения будет неполным. Шутц выдвинул программы активных телесных упражнений.

Шутц определил само понятие “встреча”, как способ установления отношений между людьми, основанной на открытости и честности, осознание самого себя и своего “я”, ориентации на принцип “здесь и сейчас”.

2. Тренинговые группы. Тренинг – это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, например на развитие навыков самопознания и саморегуляции общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений. Исходная теоретическая позиция зависит от цели и методики работы:

  • тренинги саморегуляции
  • тренинги коммуникатевных умений
  • тренинговые группы, стимулирующие личностных рост (гуманистической, когнитивной ориентации)
  • обучающие тренинги.

Некоторые основные приемы для любых трениговых программ: методы ролевой игры, групповая дискуссия, невербальная коммуникация.

3. Трансактный анализ. С середины 60х годов 20 века большую популярность приобрел анализ структуры и динамики личности и на его основании – взаимодействия людей, предложил Э.Берн. С точки зрения данного подхода у каждого человека его “Я” в разных жизненных ситуациях. Человек может находиться в одном из трех Эго-состояний.

Под Эго-состоянием понимается совокупность мыслей, чувств и форм поведения. Суть: “Родительское” Эго-состояние – усвоенное от родителей и других значимых лиц, шаблоны и стереотипы поведения, правила и запреты, традиции и тому подобное, чем может руководствоваться человек в конкретной ситуации.

Эго-состояние дает человеку возможность соотнести свои чувства, мысли и побуждения с конкретными возможностями в данных обстоятельствах в настоящее время. Это рациональное, аналитическое начало в человеке работает по принципцу “здесь и сейчас”. Основная долгосрочная цель: пересмотр своих ранних решений и “переписывание” жизненного сценария. По Э.

Берну основная задача: уменьшить значение непродуктивных сценариев.

4.Гештальт-терапия. Гештальт-терапия была разработана Ф.Перлзом и вобрала в себя его психоаналитический опыт, влияние экзистенциальной философии, гештальт-психологии и идей В.Райха о физиологических механизмах реакций сопротивления.

Основные поятия: фигура и фон, осознание и сосредоточенность на настоящем, зрелость, полярности и функции защиты. Долговременаая цель: достижение каждым участником зрелости, посредством отказа от непродуктивных форм поведения и перехода к новым.

Члены группы приобретают способность все более полно использовать естественные процессы для взаимодействия с окружением.

5. Телесно-ориентированная терапия основана на концепции В.Райха, которых полагал, что каждое проявление характера имеет соответствующую ему физическую форму и что характер индивидуума выражается в его теле в виде мышечных зажимов и мышечной ригидности.

По Райху человек, освободившись с помощью специальных физических упражнений от “мышечного панциря”, познает свое тело, осознает свои внутренние побуждения и принимает их.

Это ведет к развитию способности к саморегуляции и гармоничной жизни в соответствии с глубинными стремлениями.

6. Психодрама. Принадлежит к гуманистическим направлениям и ориентирована на переживание психотерапии, и восходит к концепции Дж.Л.Морено, который создал эту психотерапию. Основа на спонтанных ролевых и импровизированных играх детей. В зависимости от выбранного методы психодрама может иметь акцент:

    1. психоаналитический глубинный
    2. поведенческо-терапевтический
    3. социометрический

Имеет родство со следующими подходами: гештальт-терапия и телесно-ориентированная терапия. Суть: материал для переживания (конфликт или прослемная ситуация) создается при помощи терапевта и других членов группы на сцене в групповых сценках, которые разыгрывают, а затем обсуждают.

7. Арт-терапия. – эмпирический метод, связанный с выражением эмоций и иных содержаний психики человека через мзобразительную деятельность. С целью изменения его состояния и структуры мироощущения.

Арт-терапия синтезировала несколько подходов: экзистенциально-гуманистических, трансперсональная методология.

Часто используются в комбинации с другими психотерапевтическими техниками: телесноориентированной, драмтерапия, аутогенные тренинги.

8. Танцевально-двигательная терапия. На ее развитие оказали влияние психоаналитическая теория (В.Райх и Г.Саливан), аналитическая психология К.Юнга. Основная задача: обретение чувствования и осознаности собственного “Я”.

Общие терапевтические цели: интеграция тела, ведущая к ощущению цельности, разделение группового и индивидуального выражения чувств, выражение эмоций, включающих в себя конфликты, воспоминания и фантазии через символическое действие.

Отличие от других форм психотерапии (с телом), здесь нет идеальной модели тела, которую нужно достичь, здесь клиент сам исследуя себя (принцип активности клиента), свои движения, развивается по собственному пути, а терапевт следует за ним.

Важное: движение важно тем, как оно чувствуется, а не тем, как выглядит.

Источник: http://www.psyworld.ru/students/bilety/texts_clin/52.html

Medic-studio
Добавить комментарий