53. Развитие мотивационной сферы личности ребенка- дошкольника.

Готовые ответы. Этапы психологического исследования. Характеристика методов детской психологии

53. Развитие мотивационной сферы личности ребенка- дошкольника.

Подборка по базе: 1. Этапы осуществления административной реформы в России..pptx, Понятие методов менеджмента – введение в проф.doc, Доклинические исследования.docx, ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ И ИХ, 5.

Система методов психологического исследования профессионально, 1 Древнейший период истории Сурского края этапы начальной истори, Л.С. Выготский «Исторический смысл психологического кризиса».doc, классификация методов и приёмов.pdf, Теоретическая характеристика детских лекарственных форм.

docx, КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАГИСТРА.docx.
Характеристика мотивов ребенка дошкольника. Развитие мотивационной сферы ребенка дошкольного возраста.

Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной стеᴨенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще.

Мотив — материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются. Источником побудительной силы мотивов выступают потребности. Деятельность всегда имеет мотив. Деятельность может иметь сразу несколько мотивов, тогда она направлена на удовлетворение одновременно нескольких потребностей.

«Мотивация» в современной психологии – два психических явления:1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение;2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.Мотивации ведет к целенаправленному поведению. Это подчеркивает сᴨецифичность мотивации: испытывающие жажду животные ищут воду, ᴨереживающий профессиональный стресс человек пытается спастись от этой неприятной ситуации. Мотивация может также идентифицироваться по предшествующим событиям, а не только по результатам деятельности или исходам поведения. Предшествующие события приводят к различным видам мотивационных состояний и очень часто поведение индивидуума различается соответственно тому, какие сᴨецифические предыдущие события имели место.Мотивация различается не только по виду, но и по силе. Можно говорить о существовании большей или меньшей жажды, большего или меньшего страха. В целом в науке признается, что мотивация возбуждает или снабжает энергией, однако существующие теории различаются трактовкой того, как мотивация активизирует поведение. Во многих случаях эффект активации организма вследствие возросшей мотивационной силы можно наблюдать скорее по изменению физиологических показателей, нежели по внешним поведенческим реакциям. Для идентификации такого измерения мотивации, как ее сила, обычно используют меры волновой активности мозга, электрической проводимости кожи, сердечного ритма и напряжения мышц. В целом, организмы оказываются тем более активными, чем более они мотивированы. Одним из источников мотивации выступают потребности. Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без котоҏыҳ невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние.

Мотивационная сфера личности включает в себя также цель. Мотивы поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить ᴨеред собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив – почему он к этому стремится.

Мотив имеет сложную внутреннюю структуру:1) с возникновением потребности, нужды в чем-то, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием, начинается мотив;

2) осознание мотива стуᴨенчато: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, что необходимо человеку для существования в данный момент, затем осознается объект, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), позже осознается, каким образом, с помощью каких действий возможно достичь желаемого;

3) реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках.

Мотив может быть неосознанным: влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния. Влечение – недостаточно отчетливо осознанная потребность, когда человеку не ясно, что он хочет. Гипнотические внушения могут оставаться неосознанными длительное время.

А установки и фрустрации возникают естественным путем, оставаясь неосознанными. Например, уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки: «Не плачь — ты мужчина», «Не пачкайся — ведь ты девочка», т. е.

ребенок получает эталоны, установки.

К осознанным мотивам относят: интересы, желания, убеждения, их побудительная сила велика, особенно у убеждений – они способны управлять поведением и всей жизнью человека, даже превышать инстинкт самосохранения.

Борьба мотивов, как правило, завершается победой какого-либо одного желания, причем побеждает то, которое представляется более предпочтительным или важным.

Дошкольный ᴨериод является одним из интереснейших в плане становления и развития мотивационной сферы личности.

Мотивы поведения детей с одной стороны крайне просты и наивны, с другой – обладают скрытыми, неосознанными характеристиками, обусловленными прежде всего семейным воспитанием.

Стеᴨень сформированности различных мотивов поведения будет обуславливать не только усᴨешность обучения, но и сᴨецифику взаимоотношений в новом социальном окружении, а также косвенно отразиться на усᴨешности человека в будущей жизни.

Виды мотивов, типичных для дошкольного возраста:

  1. Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением быть похожими на них.
  2. Среди значимых для детей мотивов – игровые мотивы, как правило, ᴨереплетаются у ребенка со стремлением быть похожим на взрослых.
  3. Установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми делают ребенка особенно чувствительным к их оценке, мнению, вызывают желание выполнить их требования, правила, устанавливаемые ими.
  4. Положение ребенка и отношением к нему сверстников. Дети стремятся завоевать симпатию тех, кто им нравится, кто пользуется популярностью.
  5. Мотивы личных достижений, стремление к самоутверждению, самовыражению нередко побуждают ребенка к действиям. О стеᴨени удовлетворения потребности – радость при достижении усᴨехов в нелегкой и значимой для них деятельности, от высокой оценки их авторитетным лицом, огорчения, обида.
  6. Мотив соревновательный – выиграть, победить, быть лучше других.
  7. Интересы старших дошкольников обусловлены занимательностью. Привлекают уроки с игровыми моментами, уроки с преобладанием эмоционального материала. Мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места. Поэтом сформировать устойчивую учебную мотивацию нужно на удовлетворении природного любопытства ребенка.
  8. Особенно важное значение имеют нравственные мотивы. Они возникают и развиваются в связи с усвоением и осознанием норм поведения человека в обществе и выражают отношения ребенка к людям. К концу детского возраста – желание сделать приятное, нужное другим людям, облегчить их положение, принести им пользу.
  9. О зарождающихся еще в дошкольные годы общественно ценных мотивах деятельности свидетельствуют и мечты детей. «Когда я вырасту, я буду…»
  10. Общественные по своему содержанию мотивы уже в детском возрасте могут приобрести значительную побудительную силу, большую, чем мотивы личной пользы или интерес к внешней, процессуальной стороне деятельности..

В детском возрасте появляются новые мотивы поведения. Если поведение ребенка раннего возраста вызывается определенной ситуацией, доминирующим в данный момент чувством, то дошкольник уже умеет сдерживать себя. Однако эта способность формируется постеᴨенно. В условиях присутствия взрослых и других детей проявляют больше способности к сдерживанию своих непосредственных побуждений, нежели в случаях вне видимого контроля.Мотивы деятельности в дошкольном возрасте постеᴨенно ᴨерестают быть равнозначными для ребенка, они приобретают определенную систему, одни из них начинают преобладать над другими. Уже в детском возрасте в поведении одних детей проявляются тенденции созидательного типа личности, а у других – разрушительного, потребительского.Дшкольный возраст характеризуется интенсивным развитием мотивационной сферы ребенка. Появляются новые мотивы, которые по своему характеру можно определить как общественные, оказывающие сильное влияние на все поведение ребенка. Однако появление таких мотивов зависит от воспитательного влияния взрослых.

Мотивационно – потребностная сфера дошкольников существенно изменяется на протяжении дошкольного детства. Если в раннем возрасте преобладают биологические потребности, то на более поздних этапах начинают доминировать социальные и идеальные потребности.

Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем возрасте, под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, и при этом не отдает себе ясно отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. Поступкистаршего дошкольника становятся гораздо более осознанными. Во многих случаях он может разумно объяснить, почему поступил в данном случае так, а не иначе.
Соподчинение мотивовИзменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия мотивов: одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее или плохое. Поведение младшего дошкольника неопределенно, не имеет основной линии, стержня. Ребенок только что поделился гостинцем со сверстником, а сейчас он уже отнимает у него игрушку. Это происходит потому, что разные мотивы сменяют друг друга, и в зависимости от изменения ситуации поведением руководит то один, то другой мотив.Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Преобладание у ребенка мотивов, заставляющих получать личное удовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к серьезным нарушениям правил поведения. Конечно, после того как возникло соподчинение мотивов, ребенок не обязательно во всех случаях руководствуется одними и теми же мотивами.В поведении любого человека обнаруживается множество разнообразных мотивов. Но соподчинение приводит к тому, что эти разнообразные мотивы теряют равноправие, выстраиваются в систему. Ребенок может отказаться от привлекательной игры ради более важного для него, хотя, возможно, и более скучного занятия, одобряемого взрослым.

Мотивационная готовность – готовность ребенка к принятию позиции ученика. Мотивационная готовность определяется наличием у детей желания учиться и развивается постепенно.

Первым этапом как раз и является интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к походу в школу, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог и он быстро, в течение 2-3 месяцев исчезает.

Именно тогда и должен возникнуть интерес занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация.

Процесс формирования социальных мотивов у дошкольника – заключающихся в стремлении сделать полезное не только для себя, но и для других на примере коллективной трудовой деятельности дежурных (дежурство во время накрывания на стол).

Предварительно воспитатель разъясняет смысл работы, стремясь выработать у детей своеобразную ориентацию на предстоящую деятельность и сформировать у них предварительные представления о социальной значимости этих действий.

В дальнейшем педагог регулярно оценивает вместе с детьми работу дежурных (хвалит за хорошее выполнение, поощряет).

Впоследствии, дети переходят на более высокую ступень формирования социальных мотивов поведения. Характерным здесь является то, что ребенок начинает выполнять свои маленькие обязанности не ради похвалы взрослого и не ради достижения лидерства, а ради результата, стремясь удовлетворить потребности окружающих людей.

Теперь он действует по собственной инициативе – это свидетельствует о превращении усваиваемых социальных норм и требований во внутренние мотивы деятельности.

Готовность к школе рассматривается как выражение новообразований дошкольного возраста, которое обеспечивают, в дальнейшем адаптацию ребенка к условиям школьного обучения.

Мотивационная готовность – это есть зрелость мотивационных сфер, важных для дальнейшей учебной деятельности. Особое значение придается развитию познавательной мотивации и мотивации достижения, т.е. в основе деятельности ребенка уже лежит не желание поиграть, а желание узнать что-то новое, достичь определенного результата.

Ребенок трех-четырех лет не сравнивает своих достижений с достижениями сверстников. Стремление к самоутверждению и желание получить одобрение взрослых выражаются у него не в попытках сделать что-либо лучше других, а в простом приписывании себе положительных качеств или в выполнении действий, получающих положительную оценку взрослого.

Так, младшие дошкольники, которым предложили играть в дидактическую игру, и объяснили, что победитель получит в награду звездочку, предпочитали все действия выполнять сообща, а не по очереди и не могли удержаться от подсказки сверстнику.

Почти все настольные игры, предлагаемые детям среднего и особенно старшего дошкольного возраста, и большая часть спортивных игр связаны с соревнованием.

Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы, выражающие отношение ребенка к другим людям.

Первоначально выполнение общепринятых правил поведения выступает для ребенка лишь как средство поддержания положительных взаимоотношений со взрослыми, которые этого требуют. Младшие дошкольники поступают в соответствии с нравственными нормами только по отношению к тем взрослым или детям, к которым испытывают симпатию.

Так, ребенок делится игрушками, сладостями со сверстником, которому он симпатизирует. В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих с ребёнком непосредственной связи. Это проявляется в оценке как собственного поведения, так и поступков литературных персонажей.

По собственной инициативе выполнять работу для других дети начинают значительно позднее — с 4-5лет. В этот период дети уже понимают, что их поступки могут приносить пользу окружающим.

По-разному ведут себя дети разных дошкольных возрастных групп и в играх, где от действий каждого ребенка зависит успех команды, к которой он принадлежит.

Младшие и часть средних дошкольников заботятся только о собственном успехе, в то время как другая часть средних и все старшие дети действуют, чтобы обеспечить успех всей команде.

  1. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

СМОТРИ «ДЕТСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ» БИЛЕТ № 36

Готовность к школьному обучению является сложным по структуре, многокомпонентным понятием, в котором можно выделить следующие «пласты»:

а) интеллектуальная готовность – наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности.

Критерии интеллектуальной готовности к школьному обучению:

– дифференцированное восприятие;- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);- рациональный подход к деятельности (ослабление роли фантазии);- логическое запоминание;- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;- овладевание на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

б) социально-психологическая готовность – формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителем.

в) мотивационная (личностная) готовность – готовность ребенка к принятию позиции ученика. Сюда входит определенный уровень развития мотивационной сферы, способность к произвольному управлению собственной деятельностью, развитие познавательных интересов. Здесь также учитывается уровень развития эмоциональной сферы ребенка, сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость.

Мотивационная (личностная) готовность определяется наличием у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу, и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так.

Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почетно, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все – и классы, и учительница, и систематические занятия являются новыми.

Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский садик, сидит дома с мамой.

Точно также дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьям или сестрам, когда те засиживаются за уроками. Поэтому ребенок и стремится в школу, так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права, закрепленные за ним обязанности – например, рано вставать, готовить уроки.

Такая позиция формируется почти у всех детей к 7 годам. Однако, если ребенок часто слышит в доме разговоры о том, что в школе не интересно, что это только трата времени и сил, если он видит, что отношение к нему и к его занятиям в семье не меняется от того, что он идет в школу, то такая позиция может и не сформироваться вообще.

На доступных примерах уже 5 летним детям можно показать важность уроков, школьного распорядка. Все это способствует формированию у ребенка мотивационной готовности к школе.

Мотивационная готовность к обучению в школе развивается постепенно.

Первым этапом как раз и является интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к походу в школу, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог и он быстро, в течение 2-3 месяцев исчезает.

Внутренняя позиция школьника, то есть стремление в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и правила является главной составляющей, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ребенок будет чувствовать себя комфортно.

Без такой готовности, как бы хорошо ребенок не умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, это может быть стремление скорее поиграть на переменках либо негативное отношение к товарищам или учительнице.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   …   14

Источник: https://topuch.ru/etapi-psihologicheskogo-issledovaniya-harakteristika-metodov-d/index7.html

Развитие мотивационной сферы личности ребенка- дошкольника

53. Развитие мотивационной сферы личности ребенка- дошкольника.

? Начало складывания индивидуальной мотивационной системы ребенка.

? Появление соподчинения (иерархии) мотивов.

? Появление мотивов достижения успеха, соревнования, соперничества.

? Возникновение первичного чувства долга.

? Появление мотивов, связанных с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторых других.

? Дошкольником начинают усваиваться этические нормы, принятые в обществе.

? Происходит первичное развитие воли – управление психическими процессами, первичное сознательное управление поведением, умение удерживать цель в центре внимания.

Формирование самосознания

3.3.3.3.1. Линии развития самосознания дошкольника

В психологической науке общепризнанно положение о том, что самосознание является сложным внутрипсихическим образованием, имеющим определенную структуру, функции и генезис (табл. 40) .

Таблица 40

Ведущие линии развития самосознания по В. С. Мухиной (1997)

В раннем возрасте можно было наблюдать всего лишь истоки самосознания ребенка. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию; оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного возраста.

3.3.3.3.2. Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте

Развитие самосознания после трех лет – дальнейшее накопление его познавательного, аффективного и волевого опыта. В этот период из эмоционального «Я», характерного для детей раннего возраста, вырастает рациональное, логическое самосознание, включающее в себя понимание идентичности себя и своего изображения.

Ребенок начинает понимать, что «Я» – не только набор ощущений, не только субъект каких-либо эмоций, переживаний, оценок. Это теперь еще и объект, о котором можно думать как о постороннем, за которым можно наблюдать, с которым можно рассуждать, и который можно обсуждать, а иногда даже и осуждать.

Появляется отстраненность от самого себя. Исходя из этого, можно утверждать, что в дошкольном возрасте у ребенка формируется « зеркальное Я» , позволяющее воспринимать себя отстраненно. Данное личностное новообразование формируется в процессе развития функции рефлексии, являющейся ведущей психической функцией 4 фазы дошкольного возраста (6–7 лет) .

Самосознание – понимание того, что собой представляет ребенок, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение – считается центральным новообразованием всего периода дошкольного детства.

Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке , то есть, в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («Я хороший») и рациональной оценки чужого поведения.

Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний.

Для этого периода характерна половая идентификация :

? ребенок осознает себя как мальчика или девочку;

? происходит осознание стереотипов поведения по мужскому или женскому типу.

Начинается осознание себя во времени.

Кризис 7 лет

Кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребенка (Л. И. Божович, 1988) .

? Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений.

? Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника.

? Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей.

? Происходит обобщение переживаний.

? Изменяется структура поведения: появляется смысловая ориентировочная основа поступка.

Выводы

1. Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым становится членом человеческого общества. Ребенок приобретает тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

2. В процессе своего психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции.

3. Центральное личностное новообразование этого периода – соподчинение мотивов и развитие самосознания.

4. В дошкольном возрасте начинает складываться индивидуальная мотивационная система. В период дошкольного детства начинает формироваться личностная мотивация, происходит развитие мотивов, связанных с моральными нормами.

5. В дошкольном детстве происходит присвоение детской личностью звеньев структуры самосознания: формирование образа тела, идентификация с именем, развитие самооценки, половая идентификация, осознание своих переживаний, осознание себя во времени.

6. Кризис семи лет – период рождения социального «Я» ребенка.

11.

Учение – ведущая деятельность младших школьников, проявляющаяся в целенаправленном усвоении ими общественного опыта, и, соответственно, формировании социальной компетентности

Сегодня актуальным является вопрос формирования компетентности ребенка – не только владение ею определенным багажом знаний, а умение их критически осмыслить, продуктивно использовать и самостоятельно пополнять, обога гачуват

Учебная деятельность имеет стандартную структуру, характерную для любой деятельности На начальном этапе обучения ребенка в школе его главной целью является усвоение базовых знаний, формирование навыков грамот тности Конкретные цели учения младших школьников определяются программным содержанием обучения Важно дифференцировать цели, которые ставит учитель, и цели, которые осознает и принимает ученик в процессе учения Практи чно все первоклассники во второй половине учебного года более-менее четко осознают цель, которую ставит перед ними учитель Однако, проблемой является то, что далеко не все младшие школьники, даже при осознают энные значение обучения, принимают поставленную учителем цель, есть далеко не у всех младших школьников поставлена ??учителем цель становится их собственной метометою.

Одновременно действенны несколько мотивов

Учебная деятельность младших школьников является полимотивована Наблюдается также динамика учебной мотивации течение данного возрастного периода Так, многих первоклассников, которыми обучения в школе воспринимается как игра, оно привлекает сопутствующими признаками – школ льным принадлежностями, колокольчиками и т.д., – здесь имеет место внешне атрибутивная мотивация обучения Впоследствии приобретает актуальность познавательный интерес как наиболее эффективный мотив обучения учащихся начальной школы Исследование учебной мотивации младших школьников, совершенное ЛИ Божович, выявило следующие разновидности мотивов их ученияіння:

Рис 246 Мотивы учения младших школьников в Божович

Познавательные мотивы активизируются еще у первоклассников, которым обычно нравится учиться, читать, писать, считать Дети признают значимость учения как социально ценной деятельности Мотивация содержанием учебных ьного материала имеет место как стремление ребенка к познанию новых фактов, сути явлений, их происхождения Если младший школьник проявляет интерес к самому процессу обучения, даже переживает удовольствие от подол Ання трудностей решения стремительных задач, то фигурирует мотивация процессосом.

Доминирующим мотивом учения первоклассника часто является стремление занять новый социальный статус – школьника Впоследствии мотив трансформируется в чувство долга и

основном оценка со знака успеха (неуспеха) в познавательной деятельности ребенка превращается в знак, который оценивает личность в целом

ВС Мухина

Психическая деятельность младшего школьникаинтелектуализуеться т.е. мышление становится ее центральным процессом ЛС Выготский

ответственности, связано с пониманием на доступном уровне общественной роли обучения Для большинства младших школьников характерны также узколичные мотивы – удовлетворение самолюбия, стремление к самоутверждению, попытки отличиться в коллективе сверстников Божович ЛИ и Матюхина МВ отмечают огромную роль мотива получения высокой бальной оценки и среди учеников начальной школы, который занимает первое ранговое место среди двадцати других побуждений обучения Эти данные отчетливо демонстрируют важность балльной оценки как педагогического инструментария по Младшая х школьников По словам ВС Мухиной, чувствуя зависимость отношения взрослых и положения в классе от оценки, ребенок превращает ее в фетиш – знак, который определяет ее место в жизненное в житті.

Овладение содержанием обучения требует формирования у младших школьников новых необходимых действий Полноценное обучения зависит от активизации и формирования у учащихся моторных, перцептивных, мыслительных, речевых, свобод овых и других действий на первый план уже в начальной школе выходят мысленные действия, обеспечивающих осознание учебных задач, понимание и сознательное усвоение нового материала и т.д. В процессе учения мл одши школьники овладевают многими учебными действиями Так, используемых ими умственные и практические действия, фигурируют воспроизводственные и творческие действия При формировании общепредметных и специальных учебных них действий приоритет в данного возрастного периода предоставляется первым, так как именно они определяют общую грамотность младшего школьника Важную роль играет приобретение ребенком способности к самообразованию, в которому требуются навыки самоконтроля и самооценкиоцінки.

Младшие школьники, как правило, с интересом относятся к оценочных суждений учителя в первом классе и балльных оценок в 2-4 классах Постепенно у младших школьников формируется самооценка результатов их учения Поскольку самооценка выступает мощным механизмом саморегуляции успеваемости ребенка, то ее значимость в младшем школьном возрасте очень существенноою.

12.

В младшем школьном возрасте продолжают развиваться основные познавательные свойства и процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь) конце его они превращаются в высшие психические ни функции, обладающих произвольность и опосередкови-ность Этому способствуют основные виды деятельности ребенка этого возраста в школе и дома: обучение, общение, игра, художественная деятельность, труд и иін.

Источник: https://cyberpedia.su/7xb53f.html

Развитие личности дошкольника. Мотивационная сфера

53. Развитие мотивационной сферы личности ребенка- дошкольника.

Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

Все желания ребенка раннего возраста были одинаково сильны и напряженны. Каждое из них, становясь мотивом, побуждающим и направляющим поведение, определяло цепь развертывающихся немедленно действий. Если разные желания возникали одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.

Мотивы дошкольника приобретают разную силу в значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет.

Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей». Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание (в общении с детьми это, в первую очередь, исключение из игры), еще слабее — собственное обещание ребенка.

Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность.

Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей. Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно.

Затем, по мере развития плана представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле: образ другого человека помогает ему регулировать свое поведение. Благодаря развитию механизма соподчинения мотивов, старшие дошкольники легче ограничивают свои непосредственные желания, чем младшие, но эта задача остается достаточно сложной на протяжении всего периода.

Наиболее благоприятные условия для подчинения побуждений ребенка правилам поведения, как уже известно, создаются в ролевой игре.

Жизнь дошкольника гораздо более разнообразна, чем жизнь в раннем возрасте. Ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы.

Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, — мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторые другие.

Для развития различных неигровых видов деятельности, значение которых возрастет на следующем возрастном этапе, особенно важны интерес деятельности и мотивация достижения. На примере мотивации достижения отчетливо прослеживается изменение мотивации на протяжении дошкольного возраста.

На мотивацию и эффективность выполняемых ребенком действий влияют те отдельные удачи и неудачи, с которыми он сталкивается. Младшие дошкольники не особенно чувствительны к этому фактору. Средние дошкольники уже переживают успех и неуспех.

Но если успех влияет положительно на работу ребенка, то неудача — всегда отрицательно: она не стимулирует продолжения деятельности и проявления настойчивости. Допустим, ребенок пытается сделать аппликацию из цветной бумаги.

Ему удалось вырезать что-то, отдаленно напоминающее цветок, и, довольный результатом, он с энтузиазмом начинает его приклеивать к картону. Если же здесь его постигнет неудача — клей то совсем не капает, то бьет фонтаном и всю бумагу покрывает липкая лужица, — ребенок все бросает, не желая ни исправлять, ни переделывать заново работу. Для старших дошкольников успех остается сильным стимулом, но многих из них побуждает к деятельности и неуспех. После неудачи они стараются преодолеть возникшие трудности, добиться нужного результата и не собираются «сдаваться».

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приобретают относительную устойчивость. Среди этих относительно устойчивых мотивов, обладающих разной силой и значимостью для ребенка, выделяются доминирующие мотивы — преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии.

Долго наблюдая за поведением старшего дошкольника, можно определить, какие мотивы для него наиболее характерны. Один ребенок постоянно соперничает со сверстниками, стараясь лидировать и во всем быть первым, у него доминирует престижная (эгоистическая) мотивация.

Другой, наоборот, старается всем помочь; интересы детсадовской группы, общие игры, радости и заботы для него — главное. Это — коллективист с альтруистической мотивацией.

Для третьего важно каждое «серьезное» занятие в детском саду, каждое требование, замечание воспитателя, выступающего в роли учителя, — у него уже появились широкие социальные мотивы, сильным оказался мотив достижения успеха. Здесь значимо не столько что делать, сколько как делать: старательно, под руководством взрослого, получая указания и оценки.

Несколько детей увлечены делом, но совсем по-другому: кто-то погружен в процесс рисования, кого-то не оторвешь от конструкторов. У них преобладает интерес деятельности. Впрочем, последние два варианта встречаются редко. Кроме того, у части дошкольников даже к 7 годам не появляется четкого доминирования мотивов.

А у детей с формирующейся иерархической системой доминирование еще не вполне устойчиво, оно может проявляться по-разному в разных видах деятельности и в разных условиях. Главное достижение дошкольного детства — соподчинение мотивов, а построение стабильной мотивационной системы, начавшейся в это время, будет завершаться в младшем школьном и подростковом возрастах.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные.

Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих.

Этому способствует и построение наиболее простых детских сказок: заяц всегда положительный герой, а волк — обязательно отрицательный. Ребенок переносит свое общее эмоциональное отношение к персонажу на его конкретные поступки, и оказывается, что все действия зайца одобряются потому, что он хороший, а волк поступает дурно, потому что он сам плохой.

Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки.

Скажем, в сказке «Иван-царевич и серый волк» Иван-царевич ведет себя по-детски непосредственно, это положительный, привлекательный образ, с которым ребенок себя идентифицирует. Но его поступки, идущие вразрез с мудрыми советами волка, оцениваются как «плохие» и ««неправильные». В некоторых случаях само эмоциональное отношение к герою определяется этической оценкой его действий.

Старшие дошкольники начинают судить о поступках не только по их результатам, но и по мотивам; их занимают такие сложные этические вопросы, как справедливость награды, возмездие за причиненное зло и т.п. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.

Возникает первичное чувство долга, проявляющееся в наиболее простых ситуациях. Оно вырастает из чувства удовлетворения, которое испытывает ребенок, совершив похвальный поступок, и чувства неловкости после неодобряемых взрослыми действий. Начинают соблюдаться элементарные этические нормы в отношениях с детьми, хотя и избирательно.

Ребенок может бескорыстно помогать сверстникам, которым симпатизирует, и проявлять щедрость по отношению к тому, кто вызвал у него сочувствие. Зарубежными психологами показано, что усвоение этических норм и социализация нравственного поведения ребенка протекают быстрее и легче при определенных отношениях в семье.

У ребенка должна быть тесная эмоциональная связь, по крайней мере, с кем-то одним из родителей. Дети охотнее подражают заботливым родителям, чем безразличным. Кроме того, они принимают стиль поведения и установки взрослых, часто общаясь и включаясь в общую с ними деятельность.

В общении с безусловно любящими их родителями они получают не только положительные или отрицательные эмоциональные реакции на свои поступки, но и объяснения, почему одни действия следует считать хорошими, а другие плохими. Все это приводит к более раннему осознанию этических норм поведения. Усвоение норм морали, так же как эмоциональная регуляция действий, способствует развитию произвольного поведения дошкольника.

Дошкольное детство —период первоначального становления личности.

Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы — вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s1117t7.html

Контрольная работа по психологии

53. Развитие мотивационной сферы личности ребенка- дошкольника.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования «КРЫМСКИЙ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Вернандского»

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ( ФИЛИЛАЛ )в г. Ялте

Кафедра педагогического мастерства учителей начальных классов и

воспитателей дошкольных учреждений

Тема контрольной работы: Развитие системы мотивов дошкольника. Центральное новообразование мотивационной сферы дошкольника.

Выполнила: Осипова Галина Владимировна

РЕЦЕНЗИЯ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка «______________» Подпись:_______________ Дата:______________________

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Понятие возраста. Новообразования возраста.

2. Мотивационная сфера дошкольника.

3. Развитие мотивационной сферы дошкольника.

Заключение

Введение Проблема мотивации в качестве важнейшего структурного элемента всистеме деятельности и поведения – одна из стержневых в

психологии.

Изменение мотивов поведения человека, его мотивации заслуженно занимает центральное место в психолого-педагогической науке в связи с его огромным значением для решения научно-практических и теоретических вопросов. Мотивация, обеспечивает активизацию и целенаправленность поведения, выполняет, таким образом, в полной мере и регуляторную функцию, обуславливая суть психологии личности.  Становление и формирование личности тесно связано с формированием все более устойчивого поведения в положительно мотивированной, вначале лично значимой деятельности. Еще в детском возрасте человек вступает в систему общественных отношений, начинает взаимодействовать с другими людьми в ходе различной деятельности. Все это непосредственно формирует его личность, занявшую определенное место в системе отношений и во многом определяется системой складывающихся внутренних и внешних мотивов. Особую актуальность приобретает изучение специфики развития и формирования мотивационной сферы личности детей дошкольного возраста.

Вопрос о возникновении первичного соподчинения мотивов у детей дошкольного возраста исследовался К. М. Гуревичем (1940). Он изучал условия и порядок возникновения волевых действий у детей младшего дошкольного возраста (3—4 года).

Волевым (в узком смысле слова) называлось такое сознательное действие, первоначальное отношение к которому аффективно отрицательно, но выполняется оно ради аффективно положительной цели деятельности (мотива).

Вопросами изучения мотивационной сферы дошкольников также занимались известные педагоги и психологи: Божович Л.С., Ананьев Б.Г., Славина Л.С., Неверович Я.З.

1.Понятия возраста. Новообразования возраста.

При определении понятия ” возраст ” А.Н. Леонтьев отмечает: “Изменение места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений – есть то, что надо отметить, пытаясь ответить на вопрос о движущих силах развития его психики”. В работах А.Н. Леонтьева стадия развития личности определена следующими моментами: местом ребенка в системе общественных отношений и ведущим типом деятельности.

В культурно-исторической теории (Л.С. Выготский)  возраст  определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями (структурой личности, сознания), а в теории деятельности – отношением места ребенка в системе общественных отношений и ведущей деятельностью

Возраст – определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека. .

 Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:

1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);

2) Биологический возраст – совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);

3) Психологический возраст – определенный уровень развития психики, в который включается:

а) умственный возраст

б) социальная зрелость – социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает)

в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.

В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

Возраст или возрастной период – это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение Л.С.

Выготский предлагает называть социальной ситуацией развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития обуславливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые, качественно своеобразные психологические новообразования, возникающие к его концу.

При этом каждому возрастному этапу соответствует не просто совокупность отдельных особенностей, новообразований, а своеобразие некоторой целостной структуры личности и наличие специфических для данного этапа тенденций развития.

Иными словами, возрастная психологическая характеристика ребенка определяется не отдельными присущими ему особенностями, а различным на каждом возрастном этапе строением его личности.

Возраст, как неоднократно указывал Л.С. Выготский, – объективная категория, а не условная произвольно выбранная и фиктивная величина.

Поэтому вехи, разграничивающие возраст, могут быть расставлены не в любых точках жизненного пути ребенка, а исключительно и единственно в тех, в которых объективно заканчивается один и берет начало другой возраст.

В психологическую характеристику возраста ребенка включается описание социальной ситуации развития в этом возрасте и характеристика новообразований в личности ребенка данного возраста.

Новообразования  – достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям.

Это та способность, которая складывается у ребенка в ходе осуществления ведущей деятельности (в ходе психического развития).

 К числу новообразований в мотивационной сфере дошкольника относится и проявление новых, типичных для дошкольного возраста мотивов. В дошкольном возрасте в основе поведения ребенка лежат следующие мотивы:

1. Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, их стремлением быть похожими на взрослых.

2. Игровые мотивы. Они связаны с интересом к самому процессу игры. Игровые мотивы переплетаются со стремление ребенка действовать, как взрослый. Выходя за пределы игровой деятельности, они окрашивают все поведение ребенка и создают неповторимую специфику дошкольного детства.

3. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с окружающими, так как хорошее отношение со стороны окружающих очень необходимо ребенку.

4. Мотивы самоутверждения — это мотивы, связанные с притязанием ребенка на уважение и внимание других. Одно из проявлений стремления к самоутверждению — притязания детей на исполнение главных ролей в играх.

5. Соревновательные мотивы — это стремление ребенка выиграть, победить, быть лучше других. Особенно заметно это стремление проявляется у старших дошкольников, что связано с овладением ими играми с правилами, спортивными играми, которые включают в себя соревнование.

6. Познавательные мотивы — это стремление получить новые сведения об окружающем мире. Уже в 3—4 года ребенок может буквально засыпать окружающих вопросами: «Что это?», «А как?», «Зачем?» и т. п. Позднее преобладающим вопросом становится: «Почему?».

7. Нравственные мотивы проявляются в выражении отношения ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, пониманием значения своих поступков для других людей.

8. Общественные мотивы — желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приобретают относительную устойчивость.

Дошкольный возраст, как писал А.Н, Леонтьев, — это “период первоначального фактического склада личности”. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

2.Мотивационная сфера. 

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере связывают начало становления его Личности.  Возникновение соподчинения мотивов.

В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип “данного слова”).

Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям.

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Появляются новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием – мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторые другие.

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система. Новообразования эмоционально-личностной сферы связаны с соподчинением мотивов, формированием новых мотивов. Развитие самооценки способствует дифференциации Я-реального и Я-идеального.

Эмоции начинают носить регулятивный характер в отношении собственного поведения.

Психологическая готовность к школе является важнейшим комплексным новообразованием дошкольного возраста, включающая в себя произвольность регуляции поведения, личностную и интеллектуальную готовность.

3.Развитие мотивационной сферы дошкольников.

Эффективное развитие мотивации дошкольников, по мнению психологов и педагогов, включают несколько направлений:

  • улучшение системы отношений ребенка с родителями, сверстниками, воспитателями;
  • стимуляция развития предпосылок учебной деятельности;
  • формирование и развитие ведущих для обучения психологических способностей (планирования, анализа, рефлексии);
  • создание всех условий для позитивного эмоционального отношения к школьной деятельности;
  • обеспечение сближения главных субъектов учебно-воспитательного процесса.

Развитие мотивации дошкольника – это задача не только специалистов дошкольных учреждений. В данный процесс должны активно включаться и родители. Идеально, если ребенок дополнительно имеет позитивный опыт раннего обучения и возможности узконаправленной квалифицированной помощи. Имеются ввиду развивающие занятия и профессиональная подготовка к школе.

Позитивная мотивация имеет несколько главных условий развития:

  • обогащение, расширение замыслов игровых сюжетов;
  • удовлетворение потребности дошкольника к познанию;
  • удовлетворение потребностей дошкольника в общении со сверстниками и взрослыми;
  • комплексная и поэтапная психолого-педагогическая диагностика;
  • развитие у родителей, воспитателей (педагогов) эмоционального принятия ребенка;
  • создание ситуаций успеха в рамках деятельности.

Данные условия должны эффективно решить вышеперечисленные проблемы, связанные с мотивацией. У ребенка должны сформироваться мотивы к учению, социальная позиция, потребность в самоуважении, безопасности и сложиться характер отношения к учению.

Развитие мотивации не должно быть ступенью, предшествующей обучению. Оно должно идти параллельно, неразрывно с ним.

Учебная деятельность для дошкольника должна быть разнообразной, направленной на раскрытие тайн, разгадывание загадок и ребусов, с возможностью играть и фантазировать. Одним из ведущих способов формирования мотивации будут дидактические игры.

Мотивационные функции будут нести и проблемные задания. Обязательны творческие задания. В процессе формирования мотивации дошкольника должны «участвовать» сказочные персонажи, и необходима красочная наглядность. и формулировка заданий должны вызывать интерес у школьника.

Информация должна помогать ребенку решать жизненные задач, практические потребности. Дошкольники должны учиться сотрудничать и соревноваться – это необходимо стимулировать в них.

Для позитивной мотивации ребенок должен ощущать реализацию своего потенциала, получать реальные результаты своего труда.

Родители и воспитатели должны помогать и учить ребенка преодолевать страх, выдавать авансы успеха («у тебя получится»), давать высокую оценку даже частям деятельности.

Можно подключать личную исключительность («только ты сможешь это сделать»), усиливать мотивацию («это необходимо нам для…»).

Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства.

Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем возрасте, под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, и при этом не отдает себе ясного отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок.

Поступки старшего дошкольника становятся гораздо более осознанными. Во многих случаях он может вполне разумно объяснить, почему поступил в данном случае так, а не иначе.

Среди этих относительно устойчивых мотивов, обладающих разной силой и значимостью для ребенка, выделяются доминирующие мотивы — преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии.

Долго наблюдая за поведением старшего дошкольника, можно определить, какие мотивы для него наиболее характерны. Один ребенок постоянно соперничает со сверстниками, стараясь лидировать и во всем быть первым, у него доминирует престижная (эгоистическая) мотивация.

Другой, наоборот, старается всем помочь; интересы детсадовской группы, общие игры, радости и заботы для него — главное . Это — коллективист с альтруистической мотивацией.

Для третьего важно каждое “серьезное” занятие в детском саду каждое требование, замечание воспитателя, выступающего в роли учителя, — у него уже появились широкие социальные мотивы, сильным оказался мотив достижения успеха.

Здесь значимо не столько что делать, сколько как делать: старательно, под руководством взрослого, получая указания и оценки. Несколько детей увлечены делом, но совсем по-другому: кто-то погружен в процесс рисования, кого-то не оторвешь от конструкторов. У них преобладает интерес деятельности.

Кроме того, у части дошкольников даже к 7 годам не появляется четкого доминирования мотивов. А у детей с формирующейся иерархической системой доминирование еще не вполне устойчиво, оно может проявляться по-разному в разных видах деятельности и в разных условиях.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих.

Этому способствует и построение наиболее простых детских сказок: заяц всегда положительный герой, а волк — обязательно отрицательный.

Ребенок переносит свое общее эмоциональное отношение к персонажу на его конкретные поступки, и оказывается, что все действия зайца одобряются потому, что он хороший, а волк поступает дурно, потому что он сам плохой.

Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Например, в сказке “Иван-царевич и серый волк”.

Иван-царевич ведет себя по-детски непосредственно, это — положительный, привлекательный образ, с которым ребенок себя идентифицирует. Но его поступки, идущие вразрез с мудрыми советами волка, оцениваются как “плохие” и “неправильные”.

В некоторых случаях само эмоциональное отношение к герою определяется этической оценкой его действий.

Старшие дошкольники начинают судить о поступках не только по их результатам, но и по мотивам; их занимают такие сложные этические вопросы, как справедливость награды, возмездие за причиненное зло и т.д.

Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает. Возникает первичное чувство долга, проявляющееся в наиболее простых ситуациях.

Оно вырастает из чувства удовлетворения, которое испытывает ребенок, совершив похвальный поступок, и чувства неловкости после неодобряемых взрослым действий. Начинают соблюдаться элементарные этические нормы в отношениях с детьми, хотя и избирательно.

Ребенок может бескорыстно помогать сверстникам, которым симпатизирует, и проявлять щедрость по отношению к тому, кто вызвал у него сочувствие.

Заключение

Итак, в дошкольном возрасте появляются новые мотивы поведения. Мотивы эти, однако, не рядоположны, они вступают в определенные взаимоотношения, соподчинения: одни из них начинают преобладать над другими; складывается определенная система мотивов.

Возникающая иерархия мотивов придает направленность всему поведению и формирует определенную позицию отношений ребенка к другим и к себе.

Конечно, после того как возникло соподчинение мотивов, ребенок необязательно во всех случаях руководствуется одними и теми же мотивами. Такого не бывает и у взрослых. В поведении любого человека обнаруживается множество разнообразных мотивов.

Но соподчинение приводит к тому, что эти разнообразные мотивы теряют равноправие. Ребенок может отказаться от привлекательной игры ради более важного занятия, одобряемого взрослым.

Главное достижение дошкольного детства — соподчинение мотивов, а построение стабильной мотивационной системы, начавшееся в это время, будет завершаться в младшем школьном и подростковом возрастах

Список литературы:

1.Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984. – Т. 4. (Кризис первого года жизни: 318-340

2.Галигузова, Л. Н., Смирнова, Е. О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога /Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова; — Москва: АРКТИ — 2004. — 132с.

3.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. 11-е изд., стер./ С.А. Козлова, Т.А. Куликова;– Москва: «Академия» — 2010. — 278с.

 4. Мухина,В.С Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов. Под ред. Л. А. Венгера. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Просвещение —1985. — 272 с..

5.Смирнова, Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: учебное пособие/ Е.О. Смирнова; — Москва: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, — 2012. — 206с.

6.Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Л.Ф. Обухова; — Москва: МГППУ, — 2006. — 204с. 7.Эльконин, Д. Б. Психология игры. / Д. Б. Эльконин – Москва : Педагогика, 1978, – 304 с.

8.Эльконин, Д. Б. Детская психология — Москва: Издательский центр “Академия”— 2004. — 256с.

9.Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах — Москва: Издательство «Институт практической психологии» — 1997. — 186с.

Источник: https://infourok.ru/kontrolnaya-rabota-po-psihologii-razvitie-sistemi-motivov-doshkolnika-1133997.html

Развитие мотивационно-потребностной сферы в дошкольном возрасте

53. Развитие мотивационной сферы личности ребенка- дошкольника.

Мотив это то, что побуждает человека к той или иной деятельности, это то, ради чего она совершается.

Мотивационно-потребностная сфера дошкольников изменяется с возрастом. Если на ранних этапах дизонтогенеза преобладают биологические потребности, то на более поздних этапах начинают доминировать социальные и идеальные потребности.

На 3-5 неделе ребенок проявляет интерес к окружающему миру, это проявляется в зрительном сосредоточении.

В 2,5 месяца проявляется потребность в общении, эмоциональных контактах, стремлении находиться среди других людей, потребность в безопасности.

К концу 1 года жизни появляется потребность в автономности.

В младенческом возрасте проявляется потребность в новых впечатлениях (восприятие всего нового). В этом возрасте формируются предвестники мотивационного поведения ребенка (мотивы достижения).

Складываются поведенческие повторения, благодаря которым ребенок испытывает удовольствие (7 мес. Перекладывает предмет из руки в руку; 8 мес. – стучит предметом о предмет, манипулирует 2-3 предметами), ребенок повторяет те действия, которые ему нравятся.

На 1 году жизни появляется потребность в доброжелательном общении.

В 2 года наступает период интенсивного развития мотивационной сферы ребенка. Предпосылки развития: 1. Развитие речи. 2. Общение ребенка со сверстниками и взрослыми. 3. Включение ребенка в многообразные виды деятельности.

Структура мотивации у ребенка 2-3 лет аморфна, так как мотивы и потребности сменяются в случайном порядке. Мотивы сменяются во времени не поддаваясь сознательному контролю ребенка.

Кризис 3 лет свидетельствует о признании в уважении, ребенок стремиться выразить свое право на самостоятельность, автономию; удовлетворенность помогает осознать свою значимость, делает его более уверенным в себе. Это способствует формированию у ребенка чувства самоуважения (базовая потребность). Неудовлетворенность формирует зависимость, неуверенность, беспомощность, пассивность, агрессивность, чувство униженности.

Ряд авторов (А.В. Петровский, В.А. Петровский) указывают на существование у ребенка особой потребности в персонализации, т.е. потребности стать личностью и занять определенную позицию в человеческом сообществе.

Только став полноценным членом общества, ребенок может удовлетворить все другие свои потребности, в том числе и органические.

При этом следует подчеркнуть, что в ходе онтогенетического развития идет не простое добавление новых, социальных потребностей к уже существующим биологическим, а преобразуется вся система потребностей.

Социальные способы и средства удовлетворения органических потребностей человека качественно изменяют сами эти потребности и предметы, способные их удовлетворить.

Развитие потребностей означает и развитие потребности в самоактуализации (по А. Маслоу). По мнению Л.И.

Анцыферовой, потребность в самоактуализации является врожденной, но удовлетворяется она только после того, как удовлетворены потребности более низкого уровня.

Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства.

Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем возрасте, под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, вызываемых самыми различными причинами, и при этом не отдает себе ясно о отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. Поступки старшего дошкольника становятся гораздо более осознанными. Во многих случаях он может вполне разумно объяснить, почему поступил в данном случае так, а не иначе.

Один и тот же поступок, совершенный детьми разного возраста, часто имеет совершенно разные побудительные причины. Трехлетний малыш бросает курам крошки, чтобы посмотреть, как они сбегаются и клюют, а шестилетний мальчик—чтобы помочь матери по хозяйству.

Вместе с тем можно выделить некоторые виды мотивов, типичных для дошкольного возраста в целом, оказывающих наибольшее влияние на поведение детей. Это прежде всего мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как взрослые. Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком в ролевой игре.

Нередко подобное желание может быть использовано и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. «Ты ведь большой, а большие одеваются сами»,— говорят ребенку, побуждая его к самостоятельности. «Большие не плачут»— сильный аргумент, заставляющий ребенка сдерживать слезы.

Другая важная группа мотивов, постоянно проявляющихся в поведении детей, — мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать как взрослый.

Выходя за пределы игровой деятельности, они окрашивают все поведение ребенка и создают неповторимую специфику дошкольного детства. Любое дело ребенок может превратить в игру.

Очень часто в то время, когда взрослым кажется, что ребенок занят серьезным трудом или прилежно чему-либо учится, он в действительности играет, создавая для себя воображаемую ситуацию.

Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку.

Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. Многие действия детей объясняются именно этим желанием.

Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения.

По мере развития контактов со сверстниками для ребенка становится все более важным их отношение к нему. Когда ребенок трехлетнего возраста приходит, впервые в детский сад, он может в течение первых месяцев как бы не замечать других детей, он действует так, как будто их вовсе нет.

Он может, например, потащить стульчик из-под другого ребенка, если сам хочет сесть. Но в дальнейшем положение изменяется. Развитие совместной деятельности и образование детского общества приводят к тому, что завоевание положительной оценки сверстников и их симпатии становится одним из действенных мотивов поведения.

Особенно стараются дети завоевать симпатию тех сверстников, которые им нравятся и которые пользуются популярностью в группе.

В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения. Их исходный пункт — возникшее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношения к взрослому как к образцу поведения.

Взрослые не только ходят на работу, занимаются почетными в глазах ребенка видами труда, вступают между собой в различные взаимоотношения. Они также воспитывают его, ребенка, предъявляют требования и добиваются их выполнения.

И ребенок начинает претендовать на то, чтобы и его уважали и слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его желания.

Одно из проявлений стремления к самоутверждению — притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Показательно, что дети, как правило, очень не любят брать на себя роли детей. Всегда гораздо привлекательнее роль взрослого, облеченного уважением и авторитетом.

У детей трех — пяти лет самоутверждение обнаруживается и в том, что они приписывают себе все известные им положительные качества, не заботясь о соответствии их действительности, преувеличивают свою силу, смелость и т. п.

На вопрос, сильный ли он, ребенок отвечает, что, конечно, он сильный, ведь может поднять даже слона. Стремление к самоутверждению при известных условиях может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямства.

Капризы дошкольников очень напоминают проявления негативизма, который наблюдается у многих детей в период кризиса трех лет. Капризы нередко и являются следствием неправильного подхода к ребенку в этот период, закрепления возникших отрицательных форм взаимоотношений.

Но психологическая природа капризов отличается от кризисных форм поведения, в которых ребенок пытается утвердить свою самостоятельность. Каприз — средство обратить на себя общее внимание, «взять верх> над взрослыми.

Капризными, как правило, становятся ослабленные, безынициативные дети, которые не могут удовлетворить стремление к самоутверждению другими путями, в частности в общении со сверстниками.

В период дошкольного детства происходит формирование новых видов мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы.

Уже в три-четыре года ребенок может буквально засыпать окружающих вопросами: «Что это?», «А как?», «Зачем?» и т. п. Позднее преобладающим становится вопрос «Почему?».

Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент».

Хорошо известно, как любят дети «потрошить» игрушки, стараясь узнать, что у них внутри.

Эти факты часто считают показателем присущей детям дошкольного возраста любознательности. Однако на самом деле детские вопросы далеко не всегда выражают их познавательный интерес, стремление получить какие-либо новые сведения об окружающем мире.

Большая часть вопросов, которые задают младшие и средние дошкольники, преследует цель привлечь внимание взрослого, вызвать его на общение, поделиться с ним возникшим переживанием.

Дети часто не ждут и не дослушивают ответов на свои вопросы, перебивают взрослого и перескакивают к новым вопросам.

Только постепенно под влиянием взрослых; которые обучают ребенка, сообщают ему разнообразные знания (в том числе доступно и обоснованно отвечают на его вопросы), ребенок начинает все больше и больше интересоваться окружающим, стремиться к тому, чтобы узнать что-то новое.

Дети младшего дошкольного возраста часто выслушивают объяснения взрослых только в том случае, если полученные сведения нужны им для использования в игре, рисовании или другой практической деятельности.

Их попытки догадаться о причинах тех или иных явлений или проводимые детьми «эксперименты» тоже связаны обычно с затруднениями, возникающими в практической деятельности.

И лишь к старшему дошкольному возрасту интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действия ребенка, начинает направлять его поведение.

Ребенок трех-четырех лет не сравнивает своих достижений с достижениями сверстников. Стремление к самоутверждению и желание получить одобрение взрослых выражаются у него не в попытках сделать что-либо лучше других, а в простом приписывании себе положительных качеств или в выполнении действий, получающих положительную оценку взрослого.

Так, младшие дошкольники, которым предложили играть в дидактическую игру, и объяснили, что победитель получит в награду звездочку, предпочитали все действия выполнять сообща, а не по очереди (как требовали условия игры) и не могли удержаться от подсказки сверстнику.

Что же касается звездочки, то каждый ребенок требовал ее независимо от результатов, которого он достиг.

Развитие совместной деятельности со сверстниками, особенно игр с правилами, способствует тому, что на основе стремления к самоутверждению возникает новая форма мотивов — стремление выиграть, быть первым.

Почти все настольные игры, предлагаемые детям среднего и особенно старшего дошкольного возраста, и большая часть спортивных игр связаны с соревнованием. Некоторые игры прямо так и называются: «Кто ловчее?», «Кто быстрее?», «Кто первый?» и т. п.

Старшие дошкольники вносят соревновательные мотивы и в такие виды деятельности, которые сами по себе соревнования не включают, Дети постоянно сравнивают свои успехи, любят прихвастнуть, остро переживают промахи, неудачи.

Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы, выражающие отношение ребенка к другим людям.

Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, пониманием значения своих поступков для других людей.

Первоначально выполнение общепринятых правил поведения выступает для ребенка лишь как средство поддержания положительных взаимоотношений со взрослыми, которые этого требуют.

Но поскольку одобрение, ласка, похвала, которые ребенок получает за хорошее поведение, приносят ему приятные переживания, постепенно само выполнение правил начинает восприниматься как нечто положительное и обязательное. Младшие дошкольники поступают в соответствии с нравственными нормами только по отношению к тем взрослым или детям, к которым испытывают симпатию.

Так, ребенок делится игрушками, сладостями со сверстником, которому он симпатизирует. В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих с ребёнком непосредственной связи.

Это вызвано осознанием детьми нравственных норм и правил, пониманием их общеобязательности, их действительного значения. Если четырехлетний мальчик на вопрос: «Почему не следует драться с товарищами?» ответит: «Драться нельзя, а то попадешь прямо в глаз» (т. е.

ребенок учитывает неприятные последствия от поступка, а не сам поступок), то к концу дошкольного периода появляются ответы уже иного порядка: «Драться с товарищами нельзя, потому что стыдно обижать их».

К концу дошкольного детства ребенок понимает значение выполнения нравственных норм. Это проявляется в оценке как собственного поведения, так и поступков литературных персонажей.

Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы — желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.

Уже многие младшие дошкольники могут выполнить несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям: под руководством воспитателя изготовить флажок в подарок малышам или салфеточку в подарок маме.

Но для этого нужно, чтобы дети ярко представляли себе людей, для которых они делают вещь, испытывали к ним симпатию, сочувствие.

Позднее — с четырех-пятилетнего возраста дети уже понимают, что их поступки могут приносить пользу окружающим. Когда младших дошкольников спрашивают, почему .они выполняют поручения взрослых, они обычно отвечают: «Мне нравится»; «Мама велела».

У старших дошкольников ответы на тот же вопрос носят другой характер: «Помогаю, потому что бабушке и маме трудно одним»; «Я люблю маму, поэтому помогаю»; «Чтобы помочь маме и все уметь». По-разному ведут себя дети разных дошкольных возрастных групп и в играх, где от действий каждого ребенка зависит успех команды, к которой он принадлежит.

Младшие и часть средних дошкольников заботятся только о собственном успехе, в то время как другая часть средних и все старшие дети действуют, чтобы обеспечить успех всей команде.

У старших дошкольников можно наблюдать вполне сознательное выполнение нравственных норм, связанных с помощью другим людям.

Этапы развития мотива достижения:

1. 2,5 – 3,5 г. – ребенок проявляет способность выводить достигнутый результат исходя из собственных достоинств.

2. 3,5 – 7 лет – возникает различение трудности задачи и оценка ее возможности решения.

3. В 4 года прежде всего выделяется трудность, дети этого возраста не видят связи между трудностью и успехом. Некоторые дошкольники способны оценить свои возможности и предсказать результат действий на основе личного опыта.

4. В 5-6 лет обнаруживаются различия в мотиве достижения (в выборе уровня сложности).

Индивидуальные различия: поведение родителей, их одобрение, признание успехов, стиль воспитания.

Факторы дифференциации мотива достижения:

1. Преуменьшение возможностей ребенка и гиперопека.

2. Доминантность или авторитаризм обоих или одного из родителей.

3. Слишком раннее требование самостоятельности от ребенка (слишком сложные задачи).

4. Низкие стандарты совершенства. Правильно:

1. Выдвигать высокие стандарты совершенства и вводить их тогда, когда ребенок может их достичь.

2. Выдвигать ребенку желаемые цели, при этом выражая свое искреннее удовольствие от результата достижений.

Соподчинение мотивов. Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия мотивов: одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие.

Поведение младшего дошкольника неопределенно, не имеет основной линии, стержня. Ребенок только что поделился гостинцем со сверстником, а сейчас он уже отнимает у него игрушку.

Другой ревностно помогает матери убирать комнату, а через пять минут уже капризничает, не хочет одевать рейтузы.

Это происходит потому, что разные мотивы сменяют друг друга, и в зависимости от изменения ситуации поведением руководит то один, то другой мотив.

Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению.

По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее или плохое.

Если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать.

Напротив, преобладание у ребенка мотивов, заставляющих получать личное удовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к серьезным нарушениям правил поведения.

Здесь потребуются специальные воспитательные меры, направленные на перестройку неблагоприятно складывающихся основ личности. Конечно, после того как возникло соподчинение мотивов, ребенок не обязательно во всех случаях руководствуется одними и теми же мотивами. Такого не бывает и у взрослых. В поведении любого человека обнаруживается множество разнообразных мотивов.

Но соподчинение приводит к тому, что эти разнообразные мотивы теряют равноправие, выстраиваются в систему. Ребенок может отказаться от привлекательной игры ради более важного для него, хотя, возможно, и более скучного занятия, одобряемого взрослым.

Если ребенок потерпел неудачу в каком-нибудь значимом для него деле, то это не удается компенсировать удовольствием, полученным по «другой линии».

Если поведение ребенка раннего возраста вызывается определенной ситуацией, доминирующим в данный момент чувством, то дошкольник уже умеет сдерживать себя. Однако эта способность формируется постепенно.

Характеристика мотивационной сферы к концу дошкольного возраста:

– интерес к миру взрослого, к новым видам деятельности;

– сохранение видов деятельности с окружающими;

– мотивы личных достижений, самолюбия;

– соревновательный мотив;

– познавательные мотивы;

– нравственные мотивы (сочувствие, соучастие, желание сделать приятное другому, принести пользу).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_51281_tema--razvitie-motivatsionno-potrebnostnoy-sferi-v-doshkolnom-vozraste.html

Medic-studio
Добавить комментарий