54. Формирование самосознания в дошкольном возрасте.

§ 3. Развитие самосознания в дошкольном возрасте

54. Формирование самосознания в дошкольном возрасте.

У дошкольника в содержание представленийо себе входит отражение им своих свойств,качеств, возможностей. Данные о своихвозможностях накапливаются постепенноблагодаря опыту разнообразнойдеятельности, общения со взрослыми исверстниками. Представления ребенка осамом себе дополняются соответствующимотношением к самому себе.

Формированиеобраза самого себя происходит на основеустановления связей между индивидуальнымопытом ребенка и информацией, которуюон получает в процессе общения.

Налаживаяконтакты с людьми, сравнивая себя сними, сопоставляя результаты своейдеятельности с результатами другихдетей, ребенок получает новые знанияне только о другом человеке, но и о самомсебе.

У дошкольника развивается наиболеесложный компонент самосознания -самооценка. Она возникает на основезнаний и мыслей о себе.

Оценка дошкольником самого себя вомногом зависит от того, как его оцениваетвзрослый. Заниженные оценки оказываютсамое отрицательное воздействие. Азавышенные искажают представлениядетей о своих возможностях в сторонупреувеличения результатов. Но в то жевремя играют положительную роль ворганизации деятельности, мобилизуясилы ребенка.

Чем точнее оценочное воздействиевзрослого, тем точнее представлениеребенка о результатах своих действий.И с другой стороны, сформированноепредставление о собственных действияхпомогает дошкольнику критическиотноситься к оценкам взрослых и вкакой-то мере противостоять им.

Чеммладше ребенок, тем некритичнее онвоспринимает мнение взрослых о себе.Старшие дошкольники оценки взрослыхпреломляют через призму тех установоки выводов, которые подсказывает им ихопыт.

Ребенок может даже в определеннойстепени противостоять искажающимоценочным воздействиям взрослых, еслисамостоятельно умеет анализироватьрезультаты своих действий. Характерно,что в этом возрасте ребенок отделяетсебя от оценки другого.

Познаниедошкольником пределов своих силпроисходит не только на основе общениясо взрослыми, но и собственногопрактического опыта. Дети с завышеннымиили заниженными представлениями о самихсебе более чувствительны к оценочнымвоздействиям взрослых, легко поддаютсяих влияниям.

В отличие от предыдущих периодов жизниребенка, в возрасте 3-7 лет общение сосверстниками начинает играть все болеесущественную роль в процессе самосознаниядошкольника. Взрослый – это недосягаемыйэталон, а с ровесниками можно себясравнивать запросто.

При обмене оценочнымивоздействиями возникает определенноеотношение к другим детям и одновременноразвивается способность видеть себяих глаза-щи. Умение ребенка анализироватьрезультаты собственной деятельностипрямо зависит от его умения анализироватьрезультаты других детей.

Так, в общениисо сверстниками складывается способностьоценивать другого человека, котораястимулирует возникновение самооценки.

Чем младше дошкольники, тем менее значимыдля них оценки сверстников. В 3-4 годавзаимооценки детей более субъективны,чаще подвержены влиянию эмоциональногоотношения друг к другу. Малыши почти немогут обобщать действия товарищей вразных ситуациях, не дифференцируютблизкие по содержанию качества(Т.А.Репина).

В младшем дошкольном возрастеположительные и отрицательные оценкисверстников распределяются равномерно.У старших дошкольников преобладаютположительные. Наиболее восприимчивык оценкам сверстников дети 4,5-5,5 лет.Очень высокого уровня достигает умениесравнивать себя с товарищами у детей5-7 лет.

У старших дошкольников богатыйопыт индивидуальной деятельностипомогает критически оценивать воздействияровесников.

Важное место в оценке сверстников влюбом возрасте занимают их деловыекачества, навыки и умения, обеспечивающиеуспешность совместной деятельности, атакже нравственные качества. В группедетского сада существует системаценностей, которая определяет взаимооценкидетей.

Постепенно расширяется диапазонморальных проявлений, который ассоциируетсяу ребенка с понятием «хороший» в отношениисверстника и себя. В 4-5 лет он невелик(не бить никого, слушать воспитательницу,маму).

В 5-6 лет он становится больше, хотяпо-прежнему называемые качества касаютсятолько отношений в детском саду и семье(защищать детей, не кричать, не баловаться,быть аккуратным, не жалеть, когда что-тодаешь, помогать маме, делиться игрушками).

В 6-7 лет моральные нормы осознаютсядошкольниками точнее и относятся клюдям более широкого окружения (недраться, слушаться, со всеми дружить,принимать в игру, угощать всех, помогатьмладшим, не обзываться, не врать, никогоне обижать, уступать место старшим). В6-7 лет большинство детей правильнопонимают те нравственные качества, покоторым оценивают сверстников: трудолюбие,аккуратность, умение дружно играть,справедливость и др.

Оценить себя дошкольнику гораздотруднее, чем сверстника. К ровесникуребенок более требователен и оцениваетего более объективно. Самооценкадошкольника очень эмоциональна. Онлегко оценивает себя положительно.Отрицательные самооценки наблюдаются,по данным Т.А.Репиной, лишь у незначительногочисла детей седьмого года жизни.

Причина неадекватной оценки состоит втом, что дошкольнику, особенно младшему,очень трудно отделить свои умения отсобственной личности в целом. Для негопризнать то, что он что-то сделал илиделает хуже других детей, значит признать,что он вообще хуже сверстников.

Поэтомудаже старший дошкольник, понимая, чтопоступил или сделал что-то плохо, частоне в состоянии это признать.

Он понимает,что хвастать некрасиво, но стремлениебыть хорошим, выделиться в среде другихдетей настолько сильно, что ребенокчасто идет на уловки, чтобы косвеннопоказать свое превосходство.

Максим Д. (5 лет 9 мес.) занимается втанцевальном кружке. На постоянныевопросы взрослого: «Кто сегодня выполнялдвижения лучше-?» отвечает: «Конечно,я».

Подобный ответ взрослого неудовлетворяет, и он терпеливо объясняетмальчику, что повторять «Я лучше всех»некрасиво.

Когда в очередной раз взрослыйпосле занятий спрашивает: «Кто сегоднятанцевал лучше?», Максим отвечает:«Антон». И тут же торопливо добавляет:«Это я из скромности…»

Нередко старшие дошкольники уходят отответа на вопрос типа «Кто у вас в группелучше всех?», отвечая: «Не знаю… Я тожехорошо дежурю (не дерусь, добрый и пр.)».В то же время более младшие дети незадумываясь говорят: «Я лучше».

Нередко дети гордятся качествами,которыми не обладают, рассказывают овымышленных достижениях. Это происходитв силу нескольких причин. Р.Х.Шакуровпоказал, что ребенок, приписывая себеопределенные качества, не всегда понимаетзначение соответствующего слова, аосознает только его оценочный смысл:таким быть хорошо. Отсюда и несовпадениеего самооценки с реальностью.

Крометого, дошкольник не может в полной мереразобраться в своей психической жизнии осознать свои качества или свойства.Поэтому дети часто гордятся качествами,которым обладают в незначительнойстепени. Оценивая себя, ребенок стремитсяк положительной самооценке, он хочетпоказать, что представляет нечто ценноедля окружающих.

И если взрослые исверстники не замечают его положительныхкачеств, то он наделяет себя вымышленными.

С возрастом самооценка становится всеболее правильной, полнее отражающейвозможности малыша. Первоначально онавозникает в продуктивных видахдеятельности и в играх с правилами, гденаглядно можно увидеть и сравнить свойрезультат с результатом других детей.Имея реальную опору: рисунок, конструкцию,дошкольникам легче дать себе правильнуюоценку.

В возрасте 3-4 лет ребенок завышениеоценивает свои возможности в достижениирезультата, мало знает о личностныхкачествах и познавательных возможностях,зачастую смешивает конкретные достиженияс высокой личной оценкой.

При условииразвитого опыта общения ребенок в 5 летне только знает о своих умениях, но имеетнекоторое представление о познавательныхвозможностях, личностных качествах,внешнем облике, адекватно реагирует науспех и неудачу.

В 6-7 лет дошкольникхорошо представляет свои физическиевозможности, оценивает их правильно, унего складывается представление оличностных качествах и умственныхвозможностях.

Эгоистическая позиция заключается втом, что ребенку безразличны другиедети, а его интересы сосредоточены напредметах. Поэтому такие дети частодопускают в адрес товарища грубость,агрессивность.

Обычно дошкольники стакой позицией ничего не знают о своихровесниках и даже не всегда помнят ихимена. Зато игрушки, которые приносятдругие, ребенок замечает всегда. Такаяпозиция вредна не только для сверстников,но и для самого ребенка.

Его не любяттоварищи, не хотят с ним играть илидружить. От этого он становится ещеагрессивнее.

Конкурентная позиция состоит в том, чторебенок понимает: чтобы тебя любили,уважали и ценили, нужно быть послушным,хорошим, никого не обижать. Такогоребенка любят и хвалят воспитатели. Ондобивается признания в группе сверстников.Но они интересуют его только как средствосамоутверждения.

Малыш напряженноследит за успехами других и радуетсяих неудачам. Он оценивает сверстниканеадекватно, с точки зрения своихдостоинств.

Конечно, такая позиция вкакой-то мере выступает как возрастнаячерта поведения в общении с ровесниками,но она не должна оставаться главной доконца дошкольного возраста.

Ребенок с гуманной позицией относитсяк товарищу как к самоценной личности.Он положительно относится к товарищам,очень чувствителен к внутреннемусостоянию других, хорошо знает интересы,настроения и желания окружающих. Охотно,по своей инициативе делится тем, чтоимеет, помогает другим не в расчете напохвалу, а потому что сам получает отэтого радость и удовлетворение.

Постепенно у дошкольников возрастаетспособность мотивировать самооценку,причем изменяется и содержаниемотивировок. В исследовании Т.А.

Репинойпоказано, что 4-5-летние дети связываютсамооценку в основном не с собственнымопытом, а с оценочными отношениямиокружающих: «Я хороший, потому что менявоспитательница хвалит».

В 5-7 летдошкольники обосновывают положительныехарактеристики самих себя с точки зренияналичия каких-либо нравственных качеств.Но даже в 6-7 лет не все дети могутмотивировать самооценку.

К 7 годам у ребенка происходит важноепреобразование в плане самооценки. Онаиз общей становится дифференцированной.Ребенок делает выводы о своих достиженияхв разных видах деятельности. Он замечает,что с чем-то справляется лучше, а с чем-тохуже.

Приведем пример.

Взрослый: Максим, кто у вас в группебыстрее всех ест?

Максим Д. (6 лет): Я, конечно!

Взрослый: А кто у вас быстрее всех думаетна занятии?

Максим (лицо сосредоточенное, говориттихо): Миша, он всегда первый рукуподнимает.

До 5 лет дети обычно переоценивают своиумения. А в 5-6,5 лет редко хвалят себя,хотя тенденция похвалиться сохраняется.В то же время возрастает число обоснованныхоценок. К 7 годам большинство детейправильно себя оценивают и осознаютсебя в разных видах деятельности.

На 7-м году жизни у ребенка намечаетсядифференциация двух аспектов самосознания- познание себя и отношение к себе.

Так, при самооценке: «Иногда хороший,иногда плохой» наблюдается эмоциональноположительное отношение к себе(«Нравлюсь») или при общей положительнойоценке «Хороший» – сдержанноеэмоционально-ценностное отношение(«Нравлюсь себе чуть-чуть»).

У детей 4лет чаще наблюдается тенденцияобосновывать эмоционально-ценностноеотношение к себе эстетическойпривлекательностью, а не этической(«Нравлюсь себе, потому что красивая»).В 4-5 лет намечается желание что-тоизменить в себе, хотя оно не распространяетсяна характеристики нравственного облика.

В старшем дошкольном возрасте нарядус тем, что большинство детей удовлетворенособой, стремление изменить что-то всебе, стать другим возрастает.

Приведем пример.

Максим Д. (6 лет) очень подвижный ребенок.Чтобы он выполнил требование взрослого,необходимо сделать ему замечание.«Максим, ты такой непослушный», – нередкозамечает взрослый. Услышав про своенепослушание в очередной раз, Максимогорченно говорит: «Ну почему, почемуя такой!? Я не хочу таким быть!»

Кроме осознания своих качеств, старшиедошкольники пытаются осмыслить мотивысвоих и чужих поступков. Они начинаютобъяснять собственное поведение,опираясь на знания и представления,почерпнутые от взрослого, и собственныйопыт.

Так, Максим Д. (6 лет) рассуждает: «Я, мама,тебя боюсь, потому обманываю… (улыбается).Шутка… Все тайное когда-нибудь становитсяизвестным. Тайна всегда вылезает…»

В объяснении поступков других людейдошкольник зачастую исходит из своихинтересов и ценностей, то есть собственнойпозиции в отношении окружающего.

Приведем пример.

Максим Д. (б лет) выбирал в магазинеконструктор. Мальчик захотел приобрестимашину, предназначенную для детей 9-10лет. Продавец отговаривал его, объясняя,что он еще маленький для такой игрушки,предлагал взять другой конструктор.

Мальчик настоял на своем. Но попыткисамому построить выбранную машину неувенчались успехом. «Как трудно!» -заявил Максим. На что взрослый ответил:«Тебе же говорил продавец – выберидругой». Максим: «Я знаю, почему она такговорила…

Эта машина ей самой нравилась».

Постепенно дошкольник начинает осознаватьне только свои нравственные качества,но и переживания, эмоциональное состояние.

Приведем примеры.

Когда мама заставляла Андрюшу В. (4 года11 мес.) доесть суп, мальчик заявил: «Мама,ты меня так огорчила!»

Максим С. (6 лет 2 мес.) и Максим Д. (6 лет)-друзья. В понедельник Максима Д. непривели в детский сад. На прогулке МаксимС. походил по площадке и лег на снег.«Максим, ты почему лежишь?» – спросилавоспитательница. А мальчик ответил:«Мне так скучно. Максима нет, не с кемпоиграть».

Старшего дошкольника интересуют инекоторые психические процессы,происходящие в нем самом.

Например, дети задают вопросы: «Откудаберутся мысли?» (Даша Н., 5 лет 3 мес.),«Почему я думаю словами, а не говорю?»(Максим Д., 5 лет И мес.). Дети находятобъяснение в утверждении: «Мысли самив голову приходят, сами в голову лезут»(Даша Н.), «Смотришь на что-нибудь, имыслей все больше… больше становится»(Максим Д.).

Конечно, такие объяснения далеки отистины, слишком конкретны и неопределенны.Важно, однако, то, что ребенок осознаетне только внешнюю сторону поступков идостижений, но и внутренние состоянияи процессы.

В дошкольном детстве начинает складыватьсяеще один важный показатель развитиясамосознания – осознание себя во времени.Ребенок первоначально живет тольконастоящим. С накоплением и осознаниемсвоего опыта ему становится доступнымпонимание своего прошлого.

Старшийдошкольник просит взрослых рассказатьо том, как он был маленьким, и сам судовольствием вспоминает отдельныеэпизоды недалекого прошлого.

Характерно,что, полностью не осознавая изменений,происходящих в нем самом с течениемвремени, ребенок понимает, что раньшеон был не таким, как теперь: был маленьким,а сейчас вырос. Его интересует и прошлоеблизких людей.

Приведем пример.

Максим Д. (6 лет): Почему я такой сильный?

Взрослый: Наверное потому, что ты вбудущем станешь спортсменом.

Максим: Будущее, прошлое… А что такоебудущее, прошлое?

Взрослый: Прошлое – это то, что былокогда-то. А будущее – то, что будет.

Максим: А… понятно. Прошлое – это когдая был маленьким, лежал на лепесточке…

У дошкольника складывается способностьосознать и будущее. Ребенок хочет пойтив школу, освоить какую-то профессию,вырасти, чтобы приобрести определенныепреимущества.

Осознание своих умений и качеств,представление себя во времени, открытиедля себя своих переживаний – все этосоставляет начальную форму осознанияребенком самого себя, возникновение«личного сознания» (Д.Б.

Эльконин). Онопоявляется к концу дошкольного возраста,обусловливая новый уровень осознаниясвоего места в системе взаимоотношенийсо взрослым (то есть теперь ребенокпонимает, что он еще не большой, амаленький).

К концу раннего детства ребенок усваиваетсвою половую принадлежность. На протяжениивсего дошкольного возраста интенсивноидут процессы половой социализации иполовой дифференциации. Они состоят вусвоении ориентации на ценности своегопола, в усвоении социальных стремлений,установок, стереотипов половогоповедения.

Теперь дошкольник обращаетвнимание не только на различия мужчини женщин во внешности, одежде, но и вманере вести себя. Закладываются основыпредставлений о мужественности иженственности. Возрастают половыеразличия мальчиков и девочек впредпочтениях занятий, видов деятельностии игр, общения.

К концу дошкольноговозраста ребенок осознает необратимостьсвоей половой принадлежности и строитсвое поведение в соответствии с ней.

Особенности развития самосознания вдошкольном возрасте:

– возникает критическое отношение коценке взрослого и сверстника;

– оценивание сверстника помогает ребенкуоценивать самого себя;

– дошкольник осознает свои физическиевозможности, умения, нравственныекачества, переживания и некоторыепсихические процессы;

– к концу дошкольного возраста складываетсяправильная дифференцированная самооценка,самокритичность;

– развивается способность мотивироватьсамооценку;

– появляется осознание себя во времени,личное сознание.

Источник: https://studfile.net/preview/1721620/page:47/

Развитие самосознания в дошкольном возрасте

54. Формирование самосознания в дошкольном возрасте.

Развитие самосознания в дошкольном возрасте.

Под самосознанием следует понимать процесс осознания своей личности, своего «Я», как физического, духовного и общественного существа. Самосознание – это знание и в тоже время отношение к себе как к определенной личности.

Все стороны личности (физическая, духовная, общественная) находятся в теснейшем единстве, влияют друг на друга. Ребенок раннего возраста отношение к самому себе заимствует у взрослых.

Поэтому он называет себя в третьем лице (Диме чаю, «Дать Даше пирамидку) и не редко беседует с собой, как с посторонним: уговаривает, ругает, благодарит. Слитность с другими людьми, которую испытывает ребенок, не редко проявляется в его высказываниях.

Мальчик, которому родители говорят: «Сашенька, мы идем в гости, спрашивает: «А мы меня возьмем? Здесь «мы» употреблено для обозначения всей семьи, включая и самого ребенка: все мы — и ты, и ты и я.

Ребенок начинает овладевать выполнением разнообразных предметных действий без помощи родителей, усваивает простейшие навыки самообслуживания. Он овладевает прямохождением, речью, предметно-манипулятивной деятельностью.

У него возникают особые чувства, которые в психологии названы чувствами самолюбия: чувство гордости и чувство стыда (первичные проявления эмоционально–ценностного компонента самосознания). Он начинает понимать что, то или иное действие выполняет именно он.

Внешне это понимание выражается в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а первом лице: «Я сам», «Я буду», «Я хочу», «Дай мне», «Возьми меня с собой».

В общении со взрослыми он научается отделять себя от других людей.

Вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует, по-настоящему еще ничего не зная о себе и о своих качествах. Стремясь быть как взрослый ребенок раннего возраста не учитывает своих реальных возможностей. Это достаточно явно обнаруживается в кризис тех лет.

Скоро ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми. Он хочет быть таким, как взрослые, он хочет выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. Взрослые в этот период испытывают значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваются с его упрямством, негативизмом.

Андрюша (2. 10.) Ему нравится говорить неподобающие слова. Когда сердится на свою бабулю, дразнит: «бабулетка».

Денис (2. 11.) Негативен. Прошу: «отнеси, детка, эту кружку на кухню».

Денис категорично заявляет: «Нет!»

– Ну что ж! Значит, отнесет Кирюша. Денис бежит следом за братом на кухню, берет кружку, возвращается в комнату, ставит кружку на прежнее место, снова берет и несет на кухню.

Половая идентификация, отождествление себя с представителями своего пола, развивается где-то к трем годам, в процессе того, как ребенок учиться осознавать себя как будущую мужчину или женщину.

«Я — мальчик» или «Я — девочка» становятся знанием и убеждением ребенка. Здесь осознание своего «Я» непременно включает в норме и осознании собственной половой принадлежности.

Чувства собственной половой принадлежности в норме уже становятся устойчивым у ребенка в младшем и среднем дошкольном возрасте.

  • В 3-4 года дети не только различают пол окружающих их людей, но и довольно хорошо знают, что в зависимости от пола, к человеку предъявляются разные требования: девочки обычно играют в куклы и одеваются как женщины, а мальчики играют в машинки или, например, в пожарников.

В 4 – 5 лет, самостоятельная оценка ребенком других людей, их поступков и качеств первоначально зависит от его отношения к этим людям. Это проявляется, в частности, в оценке поступков персонажей рассказов и сказок. Любой поступок хорошего, положительного героя оценивается как хороший, плохого – как плохой.

Но постепенно оценка поступков и качеств персонажей отделяется от общего отношения к ним, начинает строится на понимании ситуации и того значения, которые имеют эти поступки и качества. Прослушав сказку «Теремок», ребенок отвечает на вопросы: «Хорошо или плохо поступил медведь?»«Плохо».

«Почему он плохо сделал?»«Потому что развалил теремок».

К старшему дошкольному возрасту (к 6-7 годам) отношение к себе снова существенно меняется.

К этому возрасту дети начинают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка в целом (Я хочу, Я люблю, Я стремлюсь и пр.

) все это отражается в усилении субъектной составляющей самосознания и в изменениях взаимоотношения 6-7-летнего ребенка к другим людям.

Агрессивные дети отличаются повышенным стремлением к самоутверждению, защите своего Я, доказательствам соей силы и превосходства; другие становятся для них средством самоутверждения и предметом постоянного сравнения с собой.

Отличительной особенностью конфликтных дошкольников является напряженная потребность в признании и уважении сверстников, в поддержании и подкреплении положительной самооценки. В основе детской застенчивости лежит фиксированность на себе, постоянное сомнение в ценности своей личности. Тревога о своем Я и страх перед оценкой других заслоняет содержание совместной деятельности и общения. Как можно видеть, в основе самых разных нарушений межличностных отношений лежат особенности самосознания ребенка.

Таким образом, самосознание и отношение к другим неразрывно связаны и взаимообусловливают друг друга; на всех этапах возрастного развития отношение к другим отражает особенности становления самосознания ребенка и его личности в целом.

Источник: http://doshkolnik.ru/vospitanie/22568-razvitie-samosoznaniya-v-doshkolnom-vozraste.html

Особенности формирования самосознания в дошкольном возрасте

54. Формирование самосознания в дошкольном возрасте.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения проблем самосознания в психологии

1.1 Изучение самосознания в зарубежной и отечественной психологии

1.2 Самооценка как предмет самосознания в психологии

1.3 Особенности развития детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста

2.1 Описание выборки и методик исследования

2.2 Анализ результатов и их интерпретация

Заключение

Приложение

Библиографический список

Введение

Проблема изучения самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.

В рамках исследования самосознания самооценке отводится ведущая роль – она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания. Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью.

Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок.

Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.

Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен.

Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения.

Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. В настоящее время все более очевидно влияние самооценки дошкольника на его поведение, межличностные контакты.

Дошкольный возраст не случайно выбран для проведения нашего исследования. Данный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений.

Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки.

Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.

В психологической литературе, как в отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Проблема развития самооценки, структуры, функций, обсуждаются в работах Л.И.Божович, И.С.Кона, Э. Эриксона, и других психологов.

Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были исследованы Белобрыкиной О.А., Божович Л.И., Захаровой А.В Лисиной М.И., Мухиной В.С., и другие.

Вместе с тем, особенности проявлений самооценки в старшем дошкольном возрасте изучены еще не достаточно.

Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования.

Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности.

Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых.

К концу дошкольного возраста соотношение эмоционального и когнитивного компонентов несколько гармонизируется.

Создаются развития когнитивного компонента самооценки, для интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны взрослых.

Старший дошкольный возраст является важным периодом для становления самооценки для дальнейшего ее развития и влияния на личность.

Все вышеизложенное определило тему нашего исследования «Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность данной работы заключается в попытке рассмотреть особенности формирования самосознания в дошкольном возрасте, как важном периоде личностного развития.

Объект исследования: самосознание как устойчивая, переживаемая система представлений человека о самом себе.

Предмет исследования: самооценка детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме самосознания в психологии
  2. Изучить понятие самооценки в психологии
  3. Изучить и выявить уровни самооценки детей старшего дошкольного возраста
  4. Определить особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Методологические основы исследования:

– ПоложениеС.Л.Рубинштейна о том, что самосознание выступает как компонент личности, и включается в процесс развития;

– Положение А.Г. Спиркина о том, что самооценка есть «отношение к себе», которое наряду с «познанием себя» входит в самосознание;- Положение Е.Е.

Кравцовой о том, что в старшем дошкольном возрасте позиция близости реального и идеального «Я» является наиболее благоприятной, ибо служит пусковым механизмом актуализации одной из важнейших потребностей личности – потребности в саморазвитии;

Методы исследования:

  1. Теоретические анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  2. Эмпирические включает в себя следующие методики: изучение самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка», В.Г. Шур; методика «Нарисуй себя», А.М. Прихожан.
  3. Интерпритационно-описательные количественный и качественный анализ эмпирического исследования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования по данной проблеме могут использоваться в практике психологов ДОУ.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

формирование самооценка самосознание дошкольник

Глава 1. Теоретические основы изучения проблем самоанализа в психологии

1.1 Изучение самосознания в отечественной и зарубежной психологии

Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.В.

Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, В.С, Мухина, Е. Е.А. Серебрякова, А.Г. Спиркин, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон; А. Адлер, Р. Бернс, К. Левин, К. Роджерс, 3.

Фрейд,

А.Н. Леонтьев, характеризуя проблему самосознания как проблему высокого жизненного значения, венчающую психологию личности, расценивал ее в целом как нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа.

[5]Действительно, до настоящего времени не существует более или менее определенной и общепризнанной трактовки этой особой субъективной реальности. Чаще всего самосознание рассматривается как ориентировка человека в собственной личности, осознание себя как “Я”.

Самосознание позволяет человеку, отражая внешний мир, выделять себя в нем, осознавать свое отношение к этому миру и себя в своих отношениях с окружающими, познавать собственный внутренний мир, переживать и определенным образом оценивать его.

Самосознание – это осознание и целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Благодаря самосознанию человек воспринимает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей.

Необходимо отметить, и это неоднократно подчеркивал С.Л. Рубинштейн, что самосознание не надстраивается по виду над личностью, а включается в нее.

[18] Оно не имеет самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, а включается в процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента. Согласно С.Л.

Рубинштейну, самосознание – это осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида, а совсем не осознание своего сознания.[18] Исторически самосознание – более поздний продукт развития, появившийся на основе сознания и совместно с ним возникшей речи.

Различные акты самосознания – это как бы общение человека с самим собой, для которого нужно развитие внутренней речи, достаточной сформированное таких свойств мышления, как абстракция и обобщение, позволяющих субъекту составить представление и понятие о своем “Я”, отличном от “Я” другого [22]

В центре проблемы самосознания лежит различение двух его сторон: выделение “Я” как субъекта («действующее Я”) и как объекта самопознания и самоотношения («рефлексивное Я”). В психологической науке это основополагающее для всех теорий “Я” различение было введено У.

Джеймсом, который полагал, что в едином и целостном “Я” содержатся два неразрывных составляющих: эмпирическое “Я” («Я” как объект познания) и “чистое Я” («Я” как субъект познания). Под эмпирическим “Я” (или “Мое”) У.

Джеймс понимал совокупность, итог всего того, что человек может назвать своим: свое тело, одежду, жилье, семью, друзей, репутацию, творческие достижения, психич

Источник: https://www.studsell.com/view/107678/

Формирование сознания и самосознания в дошкольном возрасте

54. Формирование самосознания в дошкольном возрасте.

УДК 37.013.2

Н.В. ЭККЕЛЬ

Формирование сознания и самосознания в дошкольном возрасте

В статье рассмотрены методы развития самосознания у дошкольников. Проведен анализ работ в области психолого-педагогической деятельности касающихся рассматриваемой проблемы. Выделены возрастные периоды, характерные для данных условий развития самосознания.

В дошкольном возрасте у детей интенсивно развивается самосознание.

Этот процесс заключается в том, что ребенок начинает анализировать себя, свои поступки и их последствия, задумывается об отношении к нему окружающих и о причинах именно такого отношения, мотивы его действий становятся более осознанными.

Предпосылки формирования самосознания появляются уже в раннем возрасте, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей.

Но во время вступления в дошкольный возраст ребенок осознает только сам факт своего существования и не имеет представления о своих личных индивидуальных качествах, отличающих его от других. В три-четыре года дети в основном приписывают себе такие качества, которые получают положительную оценку взрослых, зачастую ребенок не может понять, в чем именно эти качества заключаются.

Самооценка — это наиболее яркое проявление самосознания (рисунок 1).

Рисунок 1 – Структура самосознания

Она приводит к оценке позитивных и негативных сторон собственной личности.

Чтобы ребенок научился адекватно оценивать себя, он должен сначала научиться оценивать поступки других, например сверстников, на которых можно посмотреть со стороны.

В младшем школьном возрасте дети не могут сами судить о правильности чужих действий, а в основном повторяют мнение взрослых, т.е. ребенок думает: «Таня хорошая, потому что так про нее говорит папа».

В старшем дошкольном возрасте дети уже могут объективно смотреть на себя со стороны и учитывать отношение окружающих к их действиям. Благодаря этому ребенок усваивает нормы поведения в обществе и положительные образцы для подражания, что способствует дальнейшему развитию его личности.

В этот же период дошкольники начинают сознательно пользоваться отношением окружающих к их поступкам. Например, дети уже прекрасно понимают, что упрямство считается нарушением норм поведения, но используют его в общении с уступчивыми людьми, добиваясь исполнения своего желания.

Часто в подобных целях ребенок может спекулировать своим обаянием, вызывающим у взрослых умиление [1].

Объектное начало отражает представления человека обо всем, к чему приложимо местоимение «мое»: моих конкретных качествах, знаниях, умениях, возможностях, предметах, положении в группе, — их оценку и значимость.

На основе этих представлений складывается самооценка (как отношение к своим конкретным качествам) и образ себя (как представление о своих способностях, возможностях, своем месте среди других и пр.). В таких представлениях происходит своего рода опредмечивание, определение своего Я, его фиксация.

Эти представления о себе составляют периферию самосознания, которая опосредствует отношение человека к миру, людям и самому себе. Такое отношение порождает оценку и познание соответствующих качеств другого, их сравнение со своими.

При этом другой человек может стать средством самоутверждения или самореализации (реализации своих интересов и потребностей). Объектное (или предметное) отношение задает границы своего Я, свое отличие от других и обособленность.

Эти два начала («Я» и «мое») являются необходимыми и взаимодополняющими сторонами самосознания и отношения к другим каждого человека, однако степень их выраженности и содержательное наполнение существенно различаются — как у отдельных людей, так и на разных этапах онтогенеза [2].

Возникновение и развитие самосознания ребенка на протяжении первых 7 лет жизни неразрывно связаны с развитием межличностных отношений с другими. Попытаемся проследить основные этапы этого развития.

В первом полугодии жизни в отношениях младенца с матерью явно доминирует субъектное, личностное начало.

При благоприятных вариантах развития их общение сводится к обмену положительными эмоциями, к выражению взаимной и безусловной любви, которая не зависит от каких-либо других предметных моментов (наличие предметов, внешний вид, уровень способностей и пр.).

В таком общении рождается аффективная связь ребенка с матерью, которая дает начало его субъектному самосознанию, — он начинает чувствовать уверенность в себе, в своей уникальности и нужности для другого. Такое самоощущение, как и аффективная связь с матерью, является внутренним достоянием младенца и ложится в фундамент его самосознания.

Во втором полугодии с появлением предметно-манипуля-тивной деятельности отношение ребенка к взрослому усложняется и дифференцируется. Оно начинает опосредоваться предметами и предметными действиями. Отношение к матери уже зависит от содержания общения, ребенок начинает дифференцировать положительные и отрицательные воздействия взрослого, по-разному реагировать на близких и незнакомых людей.

Появляется образ своего физического Я (узнавание себя в зеркале). Все это может свидетельствовать о появлении объектного начала самосознания, которое выражается в образе себя. Вместе с тем сформированность субъектного начала имеет яркое отражение в предметной активности малыша, его самоощущении и в отношениях с близкими взрослыми.

Стремление разделить свои впечатления с близким взрослым и чувство защищенности в тревожных ситуациях, которое наблюдалось у детей из семьи, свидетельствуют о внутренней связи, сопричастности матери и ребенка, которая открывает новые возможности освоения мира, дает уверенность в себе и своей компетентности.

При благоприятных условиях развития уже на первом году жизни у ребенка складываются обе составляющих отношения к себе — субъектное и объектное.

В раннем возрасте возникает новая, чрезвычайно важная сфера межличностных отношений ребенка — его отношения со сверстниками. В первых формах отношения к сверстнику отражается прежде всего переживание своего сходства с другим ребенком.

В раннем возрасте в изображениях сверстника дети узнают прежде всего себя, в реальных контактах с ним воспроизводят его движения, вокализации, мимику, как бы отражая его и отражаясь в нем.

Можно предположить, что эмоционально-практическое взаимодействие детей раннего возраста дает им ощущение своей целостности, активности, которое усиливается, отражаясь и воспроизводясь в другом. Дети еще не выделяют отдельных свойств и качеств (как своих, так и другого ребенка).

Их отношение к другому еще не опосредовано никакими предметными действиями, оно аффективно, непосредственно и безоценочно. Все это, несмотря на очевидные различия, сближает первые формы общения ребенка со взрослым и со сверстником. В обоих случаях ребенок узнает себя в другом, что дает ему ощущение своей общности и сопричастности с другим.

Общие действия, эмоции (в основном положительные) и настроения создают ощущение единства с равными и похожими людьми, которое впоследствии может стать фундаментом более глубоких человеческих отношений.

Узнавая себя в своем ровеснике, малыши осуществляют активный процесс самопознания. На фоне сходства, для каждого ребенка ярче всего высвечивается его собственная индивидуальность.

«Смотрясь в сверстника», ребенок как бы объективирует себя и выделяет в себе самом конкретные свойства и качества [3].

В середине дошкольного возраста происходит серьезный перелом в отношении ребенка не только к сверстнику, но и к себе. Его суть заключается в оформлении периферических структур и объектных составляющих образа Я. Я ребенка опредмечивается, в нем выделяются и оцениваются отдельные качества, умения, способности и пр.

Но выделяться и оцениваться они могут не сами по себе, а только в сравнении с чьими-то другими, носителем которых может выступать равное, но другое существо — т. е. сверстник. Дошкольник начинает относиться к себе через другого ребенка, постоянно сравнивая себя с другими.

Причем соотнесение себя с другим происходит не только в реальном общении детей, но и во внутренней жизни ребенка; появляется оценка себя глазами другого, которая становится основой самооценки как важной составляющей самосознания.

Самооценка дошкольника имеет явно завышенный характер — ребенок 4—5 лет склонен преувеличивать свои достоинства и возможности и отстаивать их через сравнение с другими.

К старшему дошкольному возрасту (к 6—7 годам) отношение к себе снова существенно меняется.

К этому возрасту дети начинают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объектных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка в целом (Я хочу, Я люблю, Я стремлюсь и пр.).

Все это отражается в усилении субъектной составляющей самосознания и в изменениях отношения 6—7-летнего ребенка к другим детям. Собственное Я ребенка уже не столь жестко фиксировано на своих достоинствах и оценке своих объектных качеств, но открыто для других людей, их радостей и проблем.

Самосознание ребенка выходит за пределы своих объектных характеристик и открыто для переживаний других. Другой ребенок становится уже не только противопоставленным существом, не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью, субъектом общения и обращения их целостного Я. Именно поэтому дети охотно помогают сверстникам, сопереживают им и не воспринимают чужие успехи как свое поражение.

Такова общая логика нормального возрастного развития межличностных отношений ребенка с другими детьми. Однако она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные варианты в развитии личности детей и их отношении к сверстникам.

Особую тревогу вызывают проблемные формы межличностных отношений (повышенная конфликтность, застенчивость, неуверенность в себе, агрессивность).

Специальный анализ психологических особенностей таких проблемных дошкольников [4] показал, что все эти дети не отличаются от своих сверстников по уровню развития интеллекта, произвольности или игровой деятельности (рисунок 1).

Рисунок 2 – Анализ психологического развития самосознания дошкольников.

Психологические причины их трудностей лежат в другом.

Несмотря на очевидные различия поведенческих проявлений, в основе всех проблемных форм межличностных отношений лежит единое психологическое основание.

В общих чертах его можно было бы определить как фиксацию на своих предметных качествах или преобладание оценочного, объектного отношения к себе и другим.

Такая фиксация порождает постоянную оценку себя, самоутверждение, демонстрацию своих достоинств и пр.

Так, агрессивные дети отличаются повышенным стремлением к самоутверждению, защите своего Я, доказательствам своей силы и превосходства; другие становятся для них средством самоутверждения и предметом постоянного сравнения с собой.

Отличительной особенностью конфликтных дошкольников является напряженная потребность в признании и уважении сверстников, в поддержании и подкреплении положительной самооценки.

В основе детской застенчивости лежит фиксированность на себе, постоянное сомнение в ценности своей личности; тревога о своем Я и страх перед оценкой других заслоняет содержание совместной деятельности и общения. Как можно видеть, в основе самых разных нарушений межличностных отношений лежат особенности самосознания ребенка.

Показательно, что у конфликтных, чрезвычайно активных, агрессивных дошкольников и у детей застенчивых выявлены общие особенности самооценки. В общих случаях положительная оценка себя резко расходится с их оценкой себя глазами других. Имея высокую общую самооценку и считая себя самым лучшим, ребенок сомневается в положительном отношении других, особенно малознакомых.

В случае застенчивости это расхождение выражается в неуверенности, уходе в себя, тревожности и страхе перед новыми ситуациями; в случае агрессивности — в демонстративности и постоянном стремлении доказать свои преимущества, утвердить свое Я. Однако в основе обоих вариантов лежит единое психологическое основание — фиксация на своей самооценке и своем образе.

«Я» ребенка как бы сращивается, совпадает со своим образом и стремится удержать его. Он постоянно смотрит на себя глазами другого, как бы находясь в системе зеркал.

Одни дети пытаются спрятаться от этого взгляда, уйти в себя, другие напротив, любуются собой, демонстрируют свои достоинства, но в обоих случаях эти зеркала позволяют видеть только себя, закрывая окружающий мир и других людей, в которых они видят только отношение к себе, но не их самих.

Таким образом, самосознание и отношение к другим неразрывно связаны и взаимообусловливают друг друга; на всех этапах возрастного развития отношение к другим отражает особенности становления самосознания ребенка и его личности в целом.

В дошкольном возрасте начинают формироваться личностные механизмы поведения; складывается первичное соподчинение мотивов, поведение ребенка превращается из полевого в волевое.

Воля и произвольность являются важнейшими личностными новообразованиями дошкольного возраста.

Развитие воли связано со становлением и оформлением мотивационной сферы ребенка; развитие произвольности определяется формированием осознанности и опосредованности своего поведения. В то же время воля и произвольность едины в своем генезисе.

Превращение культурных образцов действия в собственные средства ребенка происходит в процессе приобщения, в котором взрослый передает смысл (мотив) и способ новой деятельности в их единстве.

В дошкольном возрасте развитие воли и произвольности наиболее эффективно происходит в ролевой игре и в играх с правилом. Развивающий эффект игр с правилом обусловлен особой позицией взрослого, который одновременно является и участником, и организатором игры.

В дошкольном возрасте возникают первичные этические инстанции: формируются моральное сознание и моральные оценки, складывается моральная регуляция поведения, интенсивно развиваются социальные и нравственные чувства.

Межличностные отношения детей имеют определенную возрастную динамику и проходят через три этапа.

К старшему дошкольному возрасту сравнение себя со сверстником и противопоставление ему перерастает во внутреннюю общность, которая делает возможными как сопереживание, так и содействие другому.

Таким образом, самосознание ребенка и его отношение к другим развиваются в неразрывном единстве и основаны на двух началах: субъектном и объектном. Соотношение объектного и субъектного начала с возрастом меняется и определяет характер отношения к себе и другому. Преобладание объектного начала самосознания является источником некоторых проблемных форм поведения и отношения к сверстникам.

Список литературы.

  1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: от рождения до школы. – СПб.: Питер, 2009.

  2. Смирнова Е. О. Детская психология. – М.: Гуманитар, 2008.

  3. Кравченко А. И. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: РИОР, 2010.

  4. Роботова А. С., Леонтьева Т. В. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. – М.: «АКАДЕМИЯ», 2007.

  5. Козлова С. А. Дошкольная педагогика – М.: РИОР, 2000.

  6. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология.- СПб.: Питер, 2009.

Источник: https://infourok.ru/formirovanie-soznaniya-i-samosoznaniya-v-doshkolnom-vozraste-3694116.html

Medic-studio
Добавить комментарий