55. Определение суицида. Виды суицидального поведения, суицидальные

8 Суицидальное поведение Определение понятий

55. Определение суицида. Виды суицидального поведения, суицидальные

Темасмерти пронизывает всю нашу жизнь,актуализируясь с возрастом. Для некоторыхлюдей она приобретает особое значение.

Суицидальноеповедение в настоящее время являетсяглобальной общественной проблемой. Поданным Всемирной организацииздравоохранения в мире ежегодно около400-500 тыс. человек кончают жизньсамоубийством, а число попыток – в десяткираз больше. Количество самоубийств вевропейских странах примерно в три разапревышает число убийств.

Уровеньсамоубийств, по мнению большинстваавторов, является относительно устойчивымнациональным показателем. Высокийуровень самоубийств сохраняется в рядесовременных государств – Венгрии, ФРГ,Австрии, Дании, Швейцарии. Низкий уровеньсамоубийств – в Испании, Италии, Израиле,в странах латинской Америки.

Например,в Никарагуа приходится 3,2 случая на 100тыс. жителей. В России в конце 1980-х гг.отмечалось Р случая (на 100 тыс. чел.), чтопримерно соответствовало уровню ФРГ -21 или Франции – 22. С 1994 г. первые места вмире заняли. Литва _ 45,8; Россия – 41,8;Эстония – 40,9; Латвия – 40,0. Венгрия – 35,3[7].

Наиболеевысок уровень самоубийств в городах счислом жи лей от 500 тыс. до 1 млн. Вгородах-миллионерах уровень – ни#среднего.

Можно предположить, чтосоциальная обстановка в мегаполисахлучше, чем просто в крупных городах, таккак первые имеют более высокий уровеньсоциального и экономического развития.

Низкий уровень суицидов в сельскойместности объясняется относительноболее высокой долей детей среди населения,национально-религиозными традициями,более тесными межличностными отношениямии привычным укладом жизни.

Самоубийство,суицид (лат. “себя убивать”) – этоумышленное лишение себя жизни. Ситуации,когда смерть причиняется лицом, котороене может отдавать себе отчета в своихдействиях или руководить ими, а такжев результате неосторожности субъекта,относят не к самоубийствам, а к несчастнымслучаям.

Внаши дни суицидальное поведение нерассматривается как однозначнопатологическое. В большинстве случаевэто поведение психически нормальногочеловека. В то же время распространенаточка зрения на суицид как на крайнююточку в ряду взаимопереходящих формсаморазрушительного поведения.

Суицидальноеповедение – осознанные действия,направляемые представлениями о лишениисебя жизни. В структуре рассматриваемогоповедения выделяют: » собственносуицидальные действия; » суицидальныепроявления (мысли, намерения, чувства,высказывания, намеки).

Такимобразом, суицидальное поведениереализуется одновременно во внутреннеми внешнем планах.

Суицидальныедействия включают суицидальную попыткуи завершенный суицид. Суицидальнаяпопытка – это целенаправленное оперированиесредствами лишения себя жизни, незакончившееся смертью. Попытка можетбыть обратимой и необратимой, направленнойна лишение себя жизни или на другиецели. Завершенный суицид – действия,завершенные летальным исходом.

Суицидальныепроявления включают в себя суицидальныемысли, представления, переживания, атакже суицидальные тенденции, средикоторых можно выделить замыслы инамерения. Пассивные суицидальные мыслихарактеризуются представлениями,фантазиями на тему своей смерти (но нена тему лишения себя Жизни каксамопроизвольного действия), например:”хорошо бы умереть”, “заснуть ине проснуться”.

Суицидальныезамыслы – это более активная формапроявления суицидальности. Тенденцияк самоубийству нарастает в формеразработки плана: продумываются способы,время и место самоубийства. Суицидальныенамерения появляются тогда, когда кзамыслу присоединяется волевой компонент- решение, готовность к непосредственномупереходу во внешнее поведение.

Периодот возникновения суицидальных мыслейдо попыток их Реализации называетсяпресуицидом. Длительность его можетисчисляться минутами (острый нресуицид)или месяцами (хронический пресуицид).

В случаях продолжительного пресуицидапроцесс развития внутренних формсуицидального поведения отчетливопроходит описанные выше этапы.

Приострых пресуицидах последовательностьне обнаруживается и можно наблюдатьпоявление суицидальных замыслов инамерений сразу же. Типология суицидов

Суицидыделятся на три основные группы: истинные,демонстративные и скрытые [6, 12, 17].Истинный суицид направляется желаниемумереть, не бывает спонтанным, хотяиногда и выглядит довольно неожиданным.

Такому суициду всегда предшествуютугнетенное настроение, депрессивноесостояние или просто мысли об уходе изжизни. Причем окружающие такого состояниячеловека могут не замечать.

Другойособенностью истинного суицида являютсяразмышления и переживания по поводусмысла жизни.

Демонстративныйсуицид не связан с желанием умереть, аявляется способом обратить вниманиена свои проблемы, позвать на помощь,вести диалог. Это может быть и попыткасвоеобразного шантажа. Смертельныйисход в данном случае является следствиемроковой случайности.

Скрытыйсуицид (косвенное самоубийство) – видсуицидального поведения, не отвечающийего признакам в строгом смысле, ноимеющий ту же направленность и результат.Это действия, сопровождающиеся высокойвероятностью летального исхода.

Вбольшей степени это поведение нацеленона риск, на игру со смертью, чем на уходиз жизни. Такие люди выбирают не открытыйуход из жизни “по собственномужеланию”, а так называемое суицидальнообусловленное поведение.

Это и рискованнаяезда на автомобиле, и занятия экстремальнымивидами спорта или опасным бизнесом, идобровольные поездки в горячие точки,и употребление сильных наркотиков, исамоизоляция.

Всвязи с этим танатолог Э. Шнейдман [25]различает две характеристики личности:суицидальность и летальность.Суицидальностъ означает индивидуальныйриск самоубийства. Летальность связанасо степенью опасности человека для себявообще, его самодеструктивностью.

Различияв классификациях видов суицидальногоповедения отражают многообразие формрассматриваемой реальности. А.Г.Амбрумовавыделяет: самоубийства – истинныесуициды, а также попытки самоубийства- незавершенные суициды.

Брукбенк говорито суициде как намеренном самоубийствеи парасуициде как акте намеренногосамоповреждения без смертельногоисхода. По мнению А. Е. Личко, суицидальноеповедение у подростков бываетдемонстративным, аффективным и истинным.Е.

Шир различает: преднамеренноесуицидальное поведение, неодолимое,амбивалентное, импульсивное идемонстративное [12, с. 128].

Э.Дюркгейм[19, с. 239] делил самоубийства на виды взависимости от особенностей социальныхсвязей индивида. “Аномическое”самоубийство происходит в результатетяжелых разногласий между личностью иокружающей ее средой.

“Фаталистическое”самоубийство имеет место в случае личныхтрагедий, например смерти близких,потери работоспособности, несчастнойлюбви. “Альтруистическое” самоубийствосовершается ради других людей или воимя высокой цели.

Наконец, “эгоистическое”самоубийство является уходом отнеблагоприятных ситуаций – конфликтов,неприемлемых требований.

В.А.Тихоненко[19], принимая во внимание степеньжелаемо-сти смерти, дополнил суицидальнуюпопытку несколькими связанными видамиповедения. Во-первых, он выделяетдемонстративно-шантажное суицидальноеповедение, имеющее своей целью демонстрациюнамерения умереть.

Во-вторых, авторговорит о самоповреждении иличленовредительстве, которые вообще ненаправляются представлениями о смертии ограничиваются лишь повреждениемтого или иного органа. В-третьих, подобноеповедение может быть просто результатомнесчастного случая.

Такимобразом, диагностика суицидальногоповедения должна основываться на точнойоценке степени желаемости смерти.

Например, самопорезы бритвой в областипредплечья могут быть отнесены: а) кчислу истинных суицидальных попыток,если конечной целью была смерть откровопотери; б) к разрядудемонстративно-шантажных покушений,если целью было продемонстрироватьокружающим намерение умереть; в) ксамоповреждениям, если цель ограничиваласьжеланием испытать физическую боль илиусилить состояние наркотическогоопьянения путем кровопотери; г) кнесчастным случаям, если, к примеру, побредовым соображениям самопорезыпреследовали цель “выпустить из кровибесов”.

Несмотряна очевидную уникальность каждогослучая, самоубийства имеют ряд общиххарактеристик. Суицидальное поведение,как правило, сопровождается стрессоген-нымхарактером жизненной ситуации ифрустрацией ведущих потребностей.

Длясуицидента характерны: невыносимостьстраданий, поиск выхода из ситуации,переживание безнадежности ситуации исобственной беспомощности, аутоагрессия,амбивалентное отношение личности ксуициду, искажение воспринимаемойреальности – зацикленность на проблеме,”туннельное 3Рение”.

Все это приводитк сужению выбора до бегства в “суицид”.При этом суицидальное поведение, какправило, соответствует общему стилюжизни и личностным установкам.

Источник: https://studfile.net/preview/1722204/page:15/

Понятия «суицид», «самоубийство», «суицидальное поведение»

55. Определение суицида. Виды суицидального поведения, суицидальные

Самоубийство (суицид) — это осознанное лишение себя жизни. Самоубийством называют как сознательные действия, приведшие к смерти, так и действия, в результате которых была совершена попытка лишения себя жизни, но в силу обстоятельств не повлекшая фатального исхода

Суицидальное поведение — понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.

Суицидальное поведение – поведение, включающее различные формы активности и служащее деструктивным средством разрешения личностных проблем в условиях конфликтной ситуации. Это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки.

Суицид-Основным понятием в суицидологии является понятие суицида (от лат. sui — себя, caedo — убивать, уничтожать); под ним понимают акт лишения себя жизни, при котором человек действует преднамеренно, целенаправленно и осознанно. Суицидальное поведение является следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею конфликта.

45.Факторы суицидального поведения: внешние (или повод) и внутренние (или причина).

Внешние (или повод):

 семейные конфликты, развод (для подростков — развод родителей);

 болезнь, смерть близких;

 одиночество, неудачная любовь;

 половая несостоятельность;

 оскорбление, унижение со стороны окружающих и т.д.

Внутренние (или причина):

 психические заболевания;

 соматические заболевания;

 уродство

Конфликты, связанные с антисоциальным поведением:

  • опасение уголовной ответственности;
  • боязнь иного наказания или позора.

Конфликты, связанные с работой или учебой.

Материально-бытовые трудности.

Виды суицидального поведения.

Виды суицидального поведения: истинный суицид, демонстративный суицид и скрытый суицид.

Истинный суицидникогда не бывает спонтанным – хоть иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние, или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди нередко такого состояния человека не замечают (особенно если откровенно не хотят этого).

И своеобразный тест на готовность к истинному суициду – размышления человека о смысле жизни. Поэтому в своего рода “группу риска” по суицидам составляют подростки и старики. Подготовка к самоубийству может включать определенные действия: оформление завещания, улаживание конфликтов и т.д.

Цель истинного суицида – лишить себя жизни, не принимая во внимание реакцию родных и друзей.

При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению.

Основная часть суицидов- это не что иное, как попытка вести диалог: только, разумеется, вот таким своеобразным и совершенно непригодным для этого методом. Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть – а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь. Это явление психиатры часто называют демонстративным суицидом.

При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.

(по-другому это парасуицид) Парасуицид. Заключается в демонстративном причинении вреда собственному здоровью без действительного стремления человека к смерти.

Парасуицид наблюдается у людей, находящихся в состоянии дистресса и имеющих симптомы нервного истощения

Скрытый суицид – удел тех, кто понимает, что самоубийство – не самый достойный путь решения проблемы, но тем не менее другого пути опять же найти не может. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни “по собственному желанию”, а так называемое “суицидально обусловленное поведение”.

Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и даже алкогольная или наркотическая зависимость… Cколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни: как правило, именно этой опасности и жаждут скрытые суициденты.

При скрытом суицидальном поведении также прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

Суицидальное поведение как последовательная совокупность определенных этапов.

Суицидальное поведение – Вариант поведения личности, характеризующийся осознанным желанием покончить с собой (цель – смерть, мотив – разрешение или изменение психотравмирующей ситуации путем добровольного ухода из жизни), то есть любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.

Суицидальное поведение включает в себя следующие разновидности:

· Действия демонстративного (имитационного) характера, так называемые суицидальные телодвижения, жесты (суицидальный шантаж)

· Незавершенные суициды – суицидальные попытки, совершаемые с намерением лишить себя жизни, но не закончившиеся смертью по не зависящим от самоубийцы причинам

· Завершенные суициды, заканчивающиеся смертью.

Психологическая структура суицидального поведения: 1. Мотивационный компонент включает мотивы в форме социальных установок и относительно устойчивых ценностных ориентаций. Важнейшая характеристика этого компонента — наличие внутриличностного конфликта смыслообразующих мотивов, исключающего их одновременную реализацию.

Выделяют пять типов суицидального поведения (пять типов ведущих мотивов: протест, призыв к состраданию, избегание душевных или физических страданий, самонаказание, отказ от жизни как капитуляция). Тип суицидального поведения проявляется в зависимости от возраста, типа личности суицидента, а также от ситуации, спровоцировавшей суицид.

В молодом возрасте (от 18 до 30 лет) преобладают протестные и призывные формы суицидального поведения. В более пожилом (после 45 лет) преобладают суициды типа избегания страдания, самонаказания и отказа. Протестное и призывное суицидальное поведение часто встречается у лиц с инфантильным складом личности, которым присущи эгоцентризм, негативизм, эмоциональная неустойчивость. 2.

Аффективный компонент включает относительно устойчивые суицидальные эмоциональные переживания, отражающие уровень значимости кризисной ситуации.

К ним относятся: быстро протекающие острые аффекты; устойчивое депрессивное состояние; состояние фрустрации большой интенсивности, переживания непереносимости конфликтной ситуации, тягостного ожидания негативных последствий совершенного проступка, тревоги перед потерей социального статуса, страха перед необходимостью принимать на себя ответственность. 3.

Ориентировочный компонент представляет собой блок деятельности по анализу социальной ситуации, осознанию уровня ее кризисности, принятию суицидального решения, формированию суицидальных целей, планированию и совершению соответствующих действий.

Он включает кроме того “Я-образ” суицидента, а также образ личностно значимой психотравмирующей ситуации — сложившихся взаимоотношений с окружающими, особенностей своей внутригрупповой социально-психологической роли и т.п.

4. Исполнительный компонент структуры суицидального поведения представляет собой словесные и поведенческие реакции, отвечающие ориентировочному и аффективному компонентам. Они проявляются в форме суицидальных высказываний или же суицидальных действий. Такие действия отражают психологию суицидента, приводя к завершенному суициду или оставаясь его попыткой.

48. Затруднения, связанные с распространенностью ошибочных суждений о самоубийстве.

С педагогической точки зрения.

· Первая группа педагогических ошибок связана с профессиональной непригодностью учителя и низким уровнем педагогического мастерства: грубость учителя, унижение ученика, “наклеивание ярлыков”, публичная компрометация учащегося, нарушение педагогического этикета, прямой диктат, месть или косвенное сведение счетов, запугивание.

· Вторая группа ошибок детерминирована определенной педагогической позицией учителя, что проявляется в его отношении к ученику: демонстрация превосходства, равнодушие к учебным успехам, предвзятое отношение, лицемерие, игнорирование учащегося.

· Третья группа ошибок – неправильное конструирование педагогических действий. Примером могут служить обсуждения на занятиях суицидальных поступков (художественных героев, известных личностей), в ходе которых суицидальные поступки трактуются как нормальные, приемлемые образцы поведения в трудной ситуации, а иногда как высоконравственные поступки.

Затруднения в педагогической превенции суицидальных явлений вызваны недостаточной подготовкой будущих педагогов в этом направлении, а также недостаточной разработанностью педагогического инструментария диагностики и превенции суицидальных явлений.

Собственно педагогическая профилактика суицидального поведения заключается не в устранении его внешних причин, а в воспитании личности, способной противостоять трудным жизненным обстоятельствам, превращая их в ситуации осознанного саморазвития, т.е. в воспитании жизнестойкой личности.



Источник: https://infopedia.su/4xd1a.html

Виды суицидального поведения: описание, причины и профилактика

55. Определение суицида. Виды суицидального поведения, суицидальные

Почему люди заканчивают жизнь самоубийством? Что их толкает на этот страшный шаг? Согласитесь, жуткая цифра 400–500 тыс. людей ежегодно в мире уходит из жизни добровольно (по данным Всемирной организации здравоохранения). Особенно трудно говорить о детской смертности по этой причине. Рассмотрим виды суицидального поведения, причины, поговорим о профилактике и многом другом.

Что такое суицид?

Это добровольный, осознанный уход из жизни. Итак, рассмотрим виды суицида, причины и профилактику. Структура суицидального поведения следующая:

  • мысли о смерти;
  • приготовления к ней;
  • попытки;
  • намерения;
  • акт суицида.

Мужчины в соотношении с женщинами уходят добровольно из жизни 4:1. Около 700 тыс. людей предпринимают попытки к самоубийству. На одну трагедию приходится 25 суицидальных попыток. Примерно 20–30 % людей в течение года пытаются вновь свести счеты с жизнью. Каждый шестой самоубийца оставляет предсмертную записку, в которой эксперты часто выявляют причину летального исхода.

Суицид является формой девиантного поведения

Рассмотрим суицидальное поведение как вид девиантного поведения. Последнее словосочетание в переводе с латыни – “отклонение от дороги”.

Таким образом, девиантное поведение – это конкретные действия индивида, к примеру, Иванов распространяет наркотики, а в глобальном смысле относительно устойчивое явление: бандитизм, наркомания, проституция и так далее.

В узком понимании термин означает отклонение от нормы отдельного человека или группы людей.

Суицидальное поведение является разрушительным, к нему можно отнести и такие формы девиантного поведения, как алкоголизм, наркомания, категоричное нежелание лечиться, осознанное подвергание себя опасности. Сюда относят вождение в нетрезвом виде, умышленное провоцирование драк и участие в них, а также в войнах и прочее.

Рассмотрим виды

Суицидальное является формой уклоняющегося поведения и свидетельствует о наличии у человека нездорового образа мышления, которое включает мысли о самоубийстве, обдумывание, подготовку к совершению акта. Итак, различают следующие виды суицидального поведения:

  1. Демонстративное. Не предполагает настоящего намерения. Попытка самоубийства изображается, как правило, с расчетом на то, что успеют спасти, с целью привлечения к себе утраченного внимания, чтобы разжалобить, вызвать сочувствие, любовь и заботу, избежать наказания за проделанный проступок. Чаще такое поведение может быть характерно для детей и подростков. О причинах будем говорить ниже. Самое страшное то, что известны случаи, когда демонстративный метод заканчивался реальной трагедией. В основном изображают порезы вен, прием безвредных лекарственных препаратов, реже повешение.
  2. Аффективное. Попытки суицида совершаются в момент аффекта, который длится около минуты или растягивается на часы и сутки. Может выступать в тандеме с первым методом. Для этого суицидального поведения характерны повешение и отравления.
  3. Скрытый суицид. Человек понимает, это не самое достойное решение проблемы, но, не видя другого выхода, сознательно готов умереть. Будет заниматься экстремальными видами спорта, гонять на автомобиле, путешествовать по горячим точкам и так далее. Скрытые суициденты не боятся смерти, они жаждут ее прихода.
  4. Истинное. Это обдуманное, выношенное, четко спланированное решение о добровольном уходе из жизни. Человек сделает все, чтобы попытка оказалась эффективной, и не помешали.

Мы рассмотрели классификацию видов суицидального поведения, перейдем к возможным причинам.

Вот еще одно определение суицидальному поведению. Это способ, который характеризуется желанием осознанно покончить с жизнью. Целью является смерть, а в качестве мотива выступает разрешение проблемы. Итак, к причинам. Их поистине очень много. Приведем их классификацию, различают:

  1. Внешние факторы. Подразделяются на макросоциальные (условия взаимодействия личности с окружающим миром) и микросоциальные (отношения с близкими людьми). К первым можно отнести ситуацию безработицы в стране, снижение жизненного уровня населения, переезд в мегаполис и др. Ко вторым относятся межличностные отношения суицидента с близким для него окружением. На их основе причины суицидального поведения можно классифицировать следующим образом: семейные конфликты, неразделенная любовь, смертельное заболевание, смерть близкого человека и другие.
  2. Биологические причины. Снижение активности серотонина определяет предрасположенность к суициду.
  3. Генетические. Наследственность.
  4. Психологические. Суицид лежит в основе затяжной неизлечимой депрессии, биполярного расстройства, шизофрении и тревожных расстройств. Этому также способствует низкая стрессоустойчивость, максимализм, эгоцентризм, зависимость от мнения других людей, эмоциональная лабильность и другие.

Теперь мы знаем о видах суицидального поведения. Причины – понятие глубинное и сложное, корни которых уходят в социально-психиатрический анализ проблемы. К ним относится все то, что обуславливает суицид, а повод – это событие, служащее двигательной силой для действия причины. А теперь поговорим о специфике суицидального поведения подростков.

Детский суицид

Психология детей и подростков еще неустойчива. Проявляет себя переменчивым настроением, капризами, приступами гнева. Возраст от 13–17 лет самый трудный. Поговорим о суицидальном поведении, причинах и профилактике.

У детей и подростков не бывает настоящего желания умереть. Их представление о смерти крайне нечеткое, инфантильное. Попытка к суициду – это крик о помощи. Виды суицидального поведения у подростков как и взрослых условно делят:

  • на истинный;
  • демонстративный;
  • и аффективный.

Самым опасным периодом считается возрастной промежуток 14–16 лет. Но и детки младшего возраста прибегают к попыткам суицида.

Как правило, их толкает на это нездоровая психологически атмосфера в семье, непонимание и нелюбовь со стороны родителей.

Вдумайтесь, какая страшная цифра – 80 %, это число детских суицидов, совершенных по причине конфликтов с родственниками, мамой и папой, в частности.

Как предостеречь ребенка от беды

Важно вовремя разгадать помыслы чада. Хотя, распознать суицидальные наклонности крайне сложно. Но все же есть особенности, которые помогут их вычислить. Итак, мы рассмотрели виды суицидального поведения. Признаки следующие:

  1. Замкнутость. Порой родители спокойны и довольны, что ребенок сидит дома вроде бы под присмотром, просиживает часами за компьютером. Но именно это должно настораживать.
  2. Беспричинная раздраженность, нервозность, гневность и даже озлобленность.
  3. Излишняя разговорчивость. Порой ребенок много говорит, чтобы завуалировать проблему.
  4. Депрессивное состояние, которое проявляется в плаксивости, неуверенности в себе. Со стороны выглядит, будто ребенок обижен на весь белый свет.

Должны насторожить и шантажные слова, например, не купите велосипед, повешусь. Родители не придают значения фразе будучи уверенными в том, что это шутка. Нельзя пускать эту ситуацию на самотек, ребенку необходимо объяснить, что с такими вещами не шутят.

Перейдем к причинам

Большинство юных парней и девушек рассматривают суицид как решение проблемы, а не завершение собственной жизни. Ребенок в силу своего возраста уязвим для стрессовых ситуаций из-за неустойчивой психики, слабой воли, отсутствия жизненного опыта и знаний. Попробуем классифицировать причины:

  1. Внутренний конфликт. Этим термином мы обобщим множество причин, таких как непонимание сверстников, плохие отношения с учителями, безответная любовь, низкая самооценка. Это проблемы, с которыми ребенок, к сожалению, самостоятельно справиться не может.
  2. Игнорирование родителями. Как уже говорилось выше, является основной причиной суицидов.

Таким образом, семья выступает главным фактором, влияющим на формирование у подростков суицидального поведения.

Специалисты полагают, что суицидальное поведение у подростков формируется в тесной взаимосвязи с проблемой социальной адаптации. Порой, возникающие трудности в учебном коллективе со сверстниками, приобретают вселенские масштабы, которые и толкают детей на суицид. Рассмотрим несколько условных типов личности, которые имеют суицидальные наклонности. Итак:

  1. Эгоист. Преследует лишь собственную выгоду.
  2. Фаталист. Верит в то, что все предначертано судьбой.
  3. Имитатор. Использует самоубийство как средство шантажа для устрашения, чтобы получить желаемое.
  4. Альтруист. Поддерживает во всем окружающих, что может привести к летальному исходу «за компанию».
  5. И аномичный тип поведения. Отказ в принятии общепринятых норм и правил.

Чтобы избежать трагедии, нужно быть другом ребенку. Только в этом случае он доверит свои проблемы, не будет бояться говорить о них, устрашаться последствий.

А вы знаете, чем занимается ребенок в социальных сетях?

Это, пожалуй, на сегодняшний день очень серьезная проблема. Мир погряз в интернете. И уже не представляется возможным существование без него. К сожалению, мы черпаем оттуда не только полезную информацию, СМИ могут оказывать и негативное влияние.

Просматривайте онлайн-странички в социальных сетях ваших детей. Существует масса сообществ, превозносящих культ смерти. Там даются подробные инструкции, каким способом можно уйти из жизни, выкладываются страшные, имитирующие кончину, фотографии.

Вы только подумайте, какое влияние весь этот ужас может оказать на неокрепшую, неустоявшуюся детскую психику.

Как уберечь ребенка от страшных мыслей?

Мы рассмотрели виды суицидального поведения, разобрались в причинах, поговорим о профилактике. Она должна проводиться во всех сферах жизни ребенка, начиная, конечно же, с семьи. Изложим несколько рекомендаций:

  • будьте другом малышу;
  • не кричите и не принижайте его достоинство;
  • не оскорбляйте, не используйте нецензурную брань;
  • не пугайте;
  • не применяйте физическое насилие;
  • не шантажируйте;
  • не надругайтесь над его чувствами.

Научите ребенка преодолевать трудности, объясняйте, что любые проблемы можно решить, особенно когда рядом есть родные и близкие. Развивайте таланты ребенка, только тогда у него будет заинтересованность в достижении цели, познании нового, никогда не возникнет подобных мыслей.

О задачах профилактики

Мы уже знаем, что такое суицидальное поведение у подростков, профилактика же необходима для устранения факторов риска. Поэтому важен комплексный подход. Если вы не справляетесь с ребенком, обратитесь к помощи психолога, педагога, который занимается его обучением.

Главной задачей профилактики суицидального поведения у подростков является выделение группы риска. Рассмотрим классификацию контингента детей, склонных к суициду. Это дети и подростки:

  • перенесшие в детстве травмы черепа;
  • с разными формами дисгармоничного развития;
  • асоциальные личности с признаками девиантного поведения;
  • идеализирующие чувства любви и сексуальные отношения.

Важно пристально следить за развитием своего ребенка, принимать не поддельное, а истинное участие в его жизни. Где-то придется пожертвовать личным временем и даже карьерой, чтобы уделить больше заботы, любви и ласки ребенку. Помогайте в самореализации, чаще обнимайте и целуйте, говорите добрые, искренние слова.

Источник: https://FB.ru/article/382369/vidyi-suitsidalnogo-povedeniya-opisanie-prichinyi-i-profilaktika

Суицид: причины, профилактика

55. Определение суицида. Виды суицидального поведения, суицидальные

Тема самоубийств еще два десятилетия назад не была широко обсуждаемой среди рядовых обывателей, однако проблема самоубийств существовала во все времена и у всех народностей. Под термином «суицид» понимают самостоятельное, в большинстве случаев добровольное и преднамеренное выполнение человеком действий, направленных на прекращение собственной жизни.

Суицидальное поведение является одной из форм девиантного поведения и означает наличие у субъекта патологического образа мышления, включающего возникновение мыслей о самоубийстве, их обдумывание, разработку плана свершения суицидального акта. Суицидальное поведение также включает непосредственно выполнение попыток по лишению себя жизни.

Сегодня феномен суицида является одной из злободневных тем. Согласно статистическим данным, предоставленным Всемирной организацией здравоохранения, количество завершенных суицидальных актов в среднем составляет восемьсот тысяч случаев в год.

Более 15 миллионов человек по разным причинам совершают деяния, направленные на прекращение собственной жизни. Ежегодно смертность в результате суицидальных действий составляет около 1% всех зафиксированных летальных исходов.

Как показывают социальные исследования, каждые сорок секунд на планете свершается фатальный (завершенный) акт суицида.

Социологи установили, что чаще всего жертвами самоубийств становятся люди подросткового и молодого возраста, пребывающие в возрастной категории от 15 до 25 лет. Второй пик приходится на зрелый возраст – период от 40 до 60 лет.

Также высокая смертность по причине суицида зафиксирована среди особ преклонного возраста – старше 70 лет. Согласно опубликованным данным, соотношение мужчин и женщин, покончивших жизнь самоубийством, составляет 4:1.

Максимальное число суицидов свершается среди представителей европеоидной расы.

В последнее десятилетие Российская Федерация находилась в числе мировых лидеров по численности свершаемых суицидов. В 2010 году число самоубийц составляло 21 человек на 100 тысяч населения.

Также в России зафиксированы самые высокие в Европе показатели  смертности от суицидов в подростковой категории. Более 35% детей и подростков, живущих на территории России, хотя бы однократно задумывались о добровольном прерывании жизни.

Однако государственные структуры стараются не афишировать точные данные об уровне смертности от суицидов на территории страны.

Суицид: общая информация

Не все виды добровольного прекращения жизни можно отнести к суицидальным действиям.

Так, самопожертвование, проявленное человеком во время военных действий по защите Родины или ради спасения другой персоны, не относят к числу ординарных самоубийств.

Также, существует ряд стран, в которых на государственном уровне легализирован добровольный уход человека из жизни в случае наличия у него неизлечимого заболевания.

Существует немало классификаций суицидальных действий. Так, разные исследования разделяют самоубийства на виды:

  • эгоистические, которые являются следствием ухудшения взаимодействия человека в социуме;
  • аномические, спровоцированные полным распадом морально-ценностной системы индивидуума;
  • альтруистические, выполняемые ради достижения высокой цели либо ради благополучия других людей;
  • фаталистические, вызванные излишком контроля над личностью, например: в исправительных колониях;
  • искупительные, являющиеся следствием идей самообвинения человека;
  • протестные, призванные доказать всему миру собственную точку зрения и продемонстрировать ошибочность существующих устоев;
  • дезиллюзионные, возникшие из-за неудовлетворенности потребностей индивида и ставшие следствием его разочарования в каких-то сферах жизни.

Отечественные ученые разделяют виды суицида на три категории:

  • демонстративные акты – псевдосуициды;
  • истинные самоубийства;
  • скрытые суициды (косвенное самоубийство, непрямое самоуничтожение).

Опишем их основные отличия.

Первый вид – демонстративный суицид. Он часто совершается при кратковременном, спонтанном, внезапно наступившем состоянии интенсивного аффекта. Это то эмоциональное состояние, когда личность становится невменяемой либо частично вменяемой.

Также псевдосуицид является проявлением гипертрофированных истерических реакций, когда особа совершает попытки самоубийства не с целью прервать жизнь, а руководствуясь намерением привлечь внимание окружающих к своей персоне. В таком случае суицидальные мероприятия являются попыткой заявить о себе обществу или получить от него требуемую выгоду.

Демонстративный суицид является своего рода шантажом. Смерть, как правило, наступает по роковому стечению обстоятельств.

Второй вид – истинный суицид. Это полная противоположность демонстративному парасуициду.

Истинное самоубийство подразумевает безоговорочное принятие решения индивидуумом прекратить жизнь, проведение предварительных подготовительных мероприятий и составление четкого плана.

Цель истинного вида самоубийств – любой ценой и любыми средствами покончить с пребыванием на земле. При этом субъект руководствуется исключительно своим решением, не прислушиваясь к мнениям близких и не обращая внимания на реакции родственников.

В некоторых ситуациях решение совершить суицид принимается человеком не самостоятельно, а является результатом оказания на него какого-либо давления извне. Также к истинным самоубийствам избирательно относят случаи, когда уход из жизни не был выполнен персоной самостоятельно, а был произведен с помощью других персон. Однако у самоубийцы присутствовало желание прекратить жизнь.

Третий вид – косвенное самоубийство. Это состояние, когда персоны сознательно выбирают суицидально обусловленное поведение. Эта та модель поведения, которая не может привести к немедленной кончине, однако все деяния субъекта сопровождаются высокой вероятностью летального исхода.

К скрытому суициду можно причислить наличие у человека пагубных пристрастий: алкоголизма и наркомании. Косвенным видом самоубийств является сознательный отказ от врачебной помощи при наличии у субъекта тяжелой болезни.

К скрытым видам суицидальных действий относят и рискованную езду на автомобиле, и нарочитое игнорирование правил дорожного движения, и демонстративное пренебрежение к технике безопасности. Это и занятия экстремальными видами спорта без наличия соответствующей подготовки и при отсутствии требуемой экипировки.

И добровольное участие в военных конфликтах в горячих точках. И участие в смертельно опасных забавах, например: игра в «русскую рулетку».

Следует подчеркнуть, что любые общественные организации, социальные ячейки либо религиозные объединения, которые агитируют сограждан к свершению суицидальных действий, преследуются законодательством Российской Федерации. Также правовая ответственность наступает в том случае, если было зафиксировано:

  • подстрекательство к суициду;
  • доведение субъекта до самоубийства путем унижения, угроз, шантажа, морального, сексуального или физического насилия;
  • пособничество в свершении суицидального акта;
  • неоказание врачебной помощи уполномоченными на то особами лицам, решившимся на лишение себя жизни.

Причины суицида и факторы риска

Фундаментом для формирования суицидального поведения индивидуума выступает неблагоприятная наследственность – генетическая предрасположенность к психотическим реакциям. Наряду с такой наследственной обусловленностью базой для появления анормального деструктивного мышления является проблемный период взросления личности.

Эта та ситуация, когда ребенок рос среди асоциального окружения, воспитывался в чрезмерной строгости или, наоборот, полном потакании. Когда в детские годы игнорировались потребности человека, ущемлялись его права, унижалось достоинство.

Когда маленькая личность регулярно терпела издевательства от сверстников, не встречало понимания у родителей, не ощущало любви и внимания.

На фоне такой картины проблемного взросления формируется личность, имеющая дефекты в своем характерологическом портрете и страдающая от различных комплексов неполноценности. Именно при наличии изъянов в структуре личности любой фактор – внешний или внутренний, интенсивно и спонтанно возникший или действующий продолжительно – может стать причиной развития суицидального поведения.

Установлено, что чаще всего самоубийства свершают лица, которые никогда не состояли в браке. Среди ведущих причин попыток суицида специалисты называют следующие «семейные» факторы:

  • отсутствие взаимопонимания в семье;
  • частые ссоры и конфликты с родственниками;
  • аморальные привычки супруга;
  • пьянство и наркомания партнера;
  • предательство и измена любимого человека;
  • проблемы с детьми;
  • вынужденное совместное проживание с лицами преклонного возраста, которые имеют тяжелые психические отклонения или неизлечимый соматический недуг;
  • пренебрежительное отношение со стороны супруга, его издевательства, моральное давление, рукоприкладство;
  • развод или расставание с партнером;
  • смерть близкого родственника;
  • тяжелая болезнь супруга или детей.

Причиной самоубийства может стать неудачная любовь, пережитое сексуальное или физическое насилие, регулярные издевательства сверстников. Неудачи в учебной деятельности, провалы творческих проектов, трудности в профессиональной сфере также могут подтолкнуть человека к суициду.

Причиной суицидального поведения выступает переживаемое гнетущее чувство одиночества. Социальная изоляция, вынужденное выпадение из общества, отсутствие полноценных контактов в человеческом сообществе может вызвать у субъекта мысли о самоубийстве. К причинам самоубийств также относят пребывание индивидуума в экстремальных условиях, в который адекватный человек попросту не может выжить.

Причиной самоубийства могут стать и финансовые проблемы человека: банкротство предприятия, потеря работы, невозможность трудоустроиться, трудновыполнимые кредитные обязательства, утрата источника доходов.

Привести к краю пропасти может внезапное изменение социального статуса, потеря авторитета у общества. Высокий риск свершения самоубийств имеют безработные лица и работники, имеющие низкую квалификацию.

Очень часто причиной суицида становятся некорректные и бестактные деяния близкого окружения, например: разглашение конфиденциальной информации о сексуальной ориентации субъекта. Подвести к принятию решения о суициде может клевета, умышленное психическое травмирование, систематические унижения его достоинства.

Спусковым крючком к добровольному уходу из жизни может стать тяжелый соматический недуг, особенно неизлечимые онкологические заболевания с интенсивным болевым синдромом. Причина суицидальных действий – недавно перенесенные хирургические операции.

Склонны к совершению самоубийства люди, имеющие врожденные или приобретенные уродства, инвалиды, прикованные к коляске и не имеющие шансов на выздоровление. Довольно часто мотивация суицида определяется у людей, которые хронически испытывают непереносимые боли.

Риск свершения самоубийств увеличивает наличие:

  • поражений сердечно-сосудистой системы;
  • заболеваний опорно-двигательного аппарата;
  • болезней мочеполовой системы, в частности – присутствие искусственной почки;
  • ВИЧ-инфекции;
  • хронических патологий легких, например: бронхиальной астмы;
  • рассеянного склероза;
  • системной красной волчанки;
  • язвенных поражений органов пищеварительной системы.

Риск суицида увеличивается у людей, которые принимают кортикостероиды, типичные нейролептики, антигипертензивные средства, некоторые противораковые препараты.

Причиной суицидального поведения выступают различные психические расстройства, например: затяжная депрессия. Особо велик суицидальный риск у больных биполярным аффективным расстройством. Суицидоопасность присутствует у больных паническим расстройством, посттравматическим стрессовым расстройством, алкоголизмом, наркоманией, шизофренией.

Очень часто поводом для появления мыслей о самоубийстве выступает пресыщенность субъекта жизнью. Отсутствие четкой цели, ограниченный кругозор, неимение увлечений, нежелание развивать свою личность формируют своеобразную «усталость» от жизни.

Нередко самоубийства свершаются из-за доминирующих у человека идей собственной никчемности и виновности. Для некоторых акт суицида – своеобразный способ «очищения» души от гнетущего чувства вины. Нередко самоубийства свершаются под страхом разоблачения и последующего наказания, когда человек боится ответственности за свои непристойные или противоправные действия.

Среди подростков частая причина самоубийств – желание продемонстрировать свою «взрослость», стремление обрести популярность среди ровесников. Многие юные самоубийцы попрощались с жизнью ради подражания известным людям. Повышенный риск суицида присутствует у подростков, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Хорошо изучены и личностные факторы, которые создают почву для суицидального поведения. Большинство лиц, свершивших попытки суицида, обладают психастеническим типом личности. У таких людей присутствует неадекватное мнение о своей персоне – фиксируется слишком низкая либо, наоборот, чрезмерно завышенная самооценка. У них снижена устойчивость к умственным и психическим нагрузкам.

Их отличает перфекционизм, неумение идти на компромисс, склонность к фиксации внимания на деталях. Особы, склонные к суициду – импульсивные, мнительные, впечатлительные, легко внушаемые. Они с трудом приспосабливаются к происходящим изменениям. У многих субъектов присутствуют идеи собственной ущербности и никчемности.

Они пессимистически оценивают свое прошлое и не имеют конкретных планов.

Профилактика суицида

Изучены и описаны факторы, которые выступают препятствием для совершения самоубийства. Такими предохранительными мерами являются:

  • крепкая, полностью сформированная система моральных ценностей человека;
  • ощущаемый человеком творческий потенциал и стремление полностью раскрыть свои таланты;
  • наличие четких целей и желание воплотить свои мечты в жизнь;
  • понимание, осознание и принятие бессмысленности и противоестественности суицида;
  • нежелание причинить душевные муки родственникам;
  • рассматривание акта самоубийств как признака слабости личности;
  • существующие обязательства перед маленькими детьми;
  • религиозные запреты.

Очень часто именно религиозное табу является основным фактором, сдерживающим субъекта от свершения самоубийства. Во многих религиях – в исламе, христианстве, иудаизме – умышленный добровольный преждевременный уход из жизни считается грехом.

Так, православные христиане допускают единственную причину суицида – сумасшествие человека.

Остальных особ, покончивших жизнь самоубийством, не разрешается отпевать, а в некоторых местах и вовсе запрещено захоронение таких лиц на территории церковных кладбищ.

Основное мероприятие по профилактике суицидальных действий – своевременное выявление у субъекта склонности к психотическим реакциям и проведение комплексного лечения расстройств психики.

При наличии элементов суицидального поведения целесообразно провести курс психотерапевтического лечения. Чаще всего в качестве профилактики используют методы когнивно-поведенческой психотерапии.

В процессе лечения выявляются причины чувства безнадежности, проводится работа по искоренению этих деструктивных элементов сознания субъекта.

Одним из средств профилактики суицидов выступают консультации, проводимые психологами по телефону доверия. Однако у многих наших соотечественников существует предубеждение касательно обращения к врачам с проблемами психики.

Именно поэтому основная задача в мероприятиях по профилактике – привить населению психологическую грамотность, повысить уровень культуры касательно необходимости своевременно заботиться о своем психическом здоровье, искоренить страх перед обращением в психиатрические службы.

В настоящее время работа по профилактике суицидов проводится во всех учебных заведениях России, поскольку в последние годы увеличилось количество подростковых самоубийств. Особое значение для сохранения психического здоровья нации имеет профилактика, проводимая в местах лишения свободы, поскольку риск суицидальных действий особенно велик у людей, отбывающих наказание в тюрьмах и колониях.

В качестве медикаментозной профилактики суицидальных наклонностей лицам, страдающим аффективными расстройствами, целесообразно периодически проводить курс лечения антидепрессантами.

Однако некоторые вещества из класса антидепрессантов увеличивают суицидальный риск при их передозировке. Поэтому выбор препарата и избрание доз должен проводить дипломированный психиатр после тщательного изучения анамнеза больного.

Людям, склонным к суицидальным тенденциям, особенно тем, которых отличает импульсивность и порывистость действий, рекомендован профилактический прием препаратов лития.

В качестве мер профилактики суицидов также выступают глобальные мероприятия, проводимые на государственном уровне, направленные на формирования у граждан мотивации к здоровому образу жизни.

Пропаганда физкультуры и спорта, ужесточение контроля над оборотом наркотических средств, антиалкогольная компания – необходимые мероприятия для профилактики суицидального настроения.

Важное и актуальное значение для россиян имеют шаги, предпринимаемые правительством, по стабилизации экономической ситуации, повышению уровня доходов граждан, ликвидации безработицы, обеспечению высокого уровня жизни лицам пенсионного возраста, улучшению помощи малообеспеченным семьям.

Доступность занятий спортом, наличие выбора кружков по интересам, приобщение населения к общественным работам на добровольных началах также выступают средством профилактики суицидов.

Можно указать на закономерность: чем счастливее и довольнее жизнью нация, тем меньше численность суицидентов. Именно поэтому каждый гражданин должен вносить посильный вклад в улучшение качества жизни наших сограждан.

Не надеяться на манну небесную, а создавать счастливую жизнь своими руками.

ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, навязчивые мысли, ВСД, невроз.

Источник: https://fobiya.info/suitsid

Классификация суицидальных проявлений

55. Определение суицида. Виды суицидального поведения, суицидальные

          Самоубийство – это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Каковы его причины и как предотвратить появление суицидальных мыслей у ребенка?

“Суицид – это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта” (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко).

Иными словами, его непосредственные причины обычно тесно связаны с проблемами в ближайшем окружении: с раз¬водами родителей, с их повторными браками, алкоголизмом, конфликтами, с болезнью и потерей близких родственников.

Сфера общения детей изменяется и вызывает сложный внутренний конфликт: потребность общаться остается, а реализовать ее в привычных формах уже нельзя. Не зная, как повлиять на членов семьи или окружающих, ребенок задумывает самоубийство. Суицид может быть и средством выхода самого человека из непереносимой ситуации.

            Риску суицида подвержены дети и подростки с определенными психологическими особенностями:

  • эмоционально чувствительные, ранимые;
  • настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к компромиссам;
  • негибкие в общении (их способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны);
  • склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам;
  • склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения;
  • пессимистичные;
  • замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.

         Классификация суицидальных проявлений

Суицидальные намерения включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, тенденции.

Степени выраженности суицидального поведения:

         Первая степень – пассивные суицидальные мысли. Это представления, фантазии на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как действия. Примером могут служить высказывания: “Хорошо бы умереть”, “Заснуть и не проснуться”, “Если бы со мной это произошло, я бы умер” и т. д.

        Вторая степень – суицидальные замыслы. Это активная форма проявления суицидальности, стремления к самоубийству. Параллельно формируется план реализации. Продумываются способы суицида, время и место действия.

       Третья степень – суицидальные намерения. Они вытекают из замыслов, при этом подкрепляются волевыми решениями, ведущими к поступку.

Период от возникновения суицидальных мыслей до попытки их реализации исчисляется иногда минутами (острый пресуицид), иногда месяцами (хронический пресуицид).

Демонстративные и истинные попытки суицида

         Специалисты разделяют суицидальные попытки: на истинные; демонстративные; шантажные.

Число демонстративных попыток в 10-15 раз больше, чем завершенных.

Задача демонстративных, шантажных попыток – добиться определенной цели, либо обратить на себя внимание, либо выразить протест против трудной ситуации. Нельзя сбрасывать со счетов и влияние сверстников.

Подросток совершает суицидальную попытку “за компанию”, его решение не обдумано, а продиктовано готовностью поддержать друзей, стремлением быть “как все”.

Следует помнить, что любые суицидальные попытки чрезвычайно опасны! Они могут действительно завершиться смертью; могут стать способом решения различных проблем (по сути, это манипулирование другими людьми) или же экстремальным “развлечением”. Наконец, игры со смертью могут перерасти в стойкое саморазрушающее поведение, а это – употребление наркотиков, алкоголя, постоянное стремление рисковать.

Наиболее опасны истинные суицидальные попытки, это показатель тяжелых душевных переживаний, сильного стресса, выраженной депрессии.

           Мотивы и поводы суицидального поведения

Основными мотивами и поводами для суицидального поведения (приведены в порядке уменьшения значимости) могут быть:

1. Личностно-семейные конфликты:

несправедливое отношение (оскорбление, унижение, обвинение) со стороны родственников и окружающих;

потеря близкого друга, болезнь, смерть родных;

препятствия к удовлетворению актуальной потребности;

несчастная любовь;

недостаток внимания, заботы со стороны окружающих.

2. Психическое состояние. Две трети суицидов совершаются в непсихотических состояниях по вполне реальным мотивам и поводам, и лишь треть в состоянии психоза с бредовыми идеями.

3. Физическое состояние. Такое решение чаще всего принимают больные с онкопатологией, туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. При этом суицид совершается на этапе неуточненного диагноза.

4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:

боязнь наказания или позора;

самоосуждение за неблаговидный поступок.

5. Конфликты в профессиональной или учебной сфере:

несостоятельность, неудачи в учебе или работе;

несправедливые требования к выполнению профессиональных или учебных обязанностей.

Эти мотивы редко служат причиной суицида.

6. Материально-бытовые трудности. Они также редко служат причиной суицида.

          Целями суицида могут быть:

1. Протест, месть. Суицидальное поведение по типу “протеста” предполагает нанесение ущерба, мести обидчику, т. е. тому, кто считается причиной суицидального поведения. Действует принцип: “Вам будет хуже после моей смерти”. Конфликт носит острый характер.  

2. Призыв. Суицидальное поведение по типу “призыва” возникает остро, реализуется чаще всего через самоотравление. Основной смысл суицидальной попытки – получение помощи извне с целью изменения ситуации.

3. Избегание (наказания, страдания). Суицидальное поведение по типу “избегания” проявляется в ситуациях угрозы наказания и при ожидании психического или физического страдания, а смысл суицида заключается в попытках их избежать.

4. Самонаказание – определяется переживаниями вины реальной, или же это следствие патологического чувства вины.

5. Отказ. Суицидальное поведение по типу “отказа” от жизни, где цель и мотивы полностью совпадают, встречается только у душевнобольных.

          Постсуицидальный период

Постсуицидальный период начинается вслед за попыткой самоубийства. В нем прослеживаются те мотивы, которые привели к суициду:

конфликт и его значимость для субъекта;

принятие суицидального решения;

личное отношение к суициду.

          Выделяют 4 типа постсуицидальных состояний:

1. Критический тип. Конфликт утратил актуальность. Человек испытывает чувство стыда. Повторение суицида маловероятно. Направление помощи – рациональная психотерапия.

2. Манипулятивный тип. Актуальность конфликта снизилась. Появилось отчетливое понимание того, что суицидальные действия могут служить способом достижения целей и средством влияния на окружающих.

Имеется тенденция к превращению истинных покушений в демонстративно-шантажные.

Направление помощи – выработка негативного отношения к суициду, разрушение шаблона реагирования во избежание повторных суицидов.

3. Аналитический тип. Конфликт по-прежнему актуален. Человек испытывает раскаяние за содеянное. Но поскольку конфликт все еще в острой фазе, начинаются поиски выхода из ситуации, и если они не будут найдены, то вероятность повторного суицида велика, уже со смертельным исходом. Направление помощи – ликвидация конфликта с возможным привлечением к помощи юристов и других служб.

4. Суицидально-фиксированный тип. Конфликт актуален. Отношение к суициду положительное. Направление помощи – лечение в психиатрической клинике с назначением строгого надзора.

Максимальный риск повторного суицида – во временной промежуток от 1 месяца до 3 лет.

Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков

        По данным ЮНИСЕФ, Россия остается одной из лидирующих стран в мире по количеству самоубийств среди подростков и молодежи. Количество суицидов в возрастной группе 15-19 лет в среднем в 4 раза превышает уровень самоубийств в европейских странах.

      Формирование представлений о смерти проходит несколько этапов. Ребенок формально знаком с атрибутами ухода из жизни, но знания не соотносятся с собственной личностью или личностями близких. Конечность жизни представляется как длительное отсутствие.

Привлекает возможность считаться умершим для окружающих, но наблюдать за ними со стороны и видеть раскаяние своих обидчиков. Страх смерти отсутствует, и при “игре в смерть” ребенок не испытывает отрицательных эмоций.

Не осознавая серьезности последствий, он может совершать и опасные для жизни шалости, и покушения на самоубийство.

        Со временем становится адекватным представление о смерти как о конце жизни. Формируется страх смерти, который носит чаще формальный характер и не связывается с ценностью собственной жизни. Некомпетентность детей лежит в основе использования ими в суицидальных целях “невинных” с точки зрения взрослых веществ (конторский клей, шампунь).

       С другой стороны, дети прибегают к калечащим способам покушения на свою жизнь, не понимая их крайней опасности (падение с высоты, попытки к самоутоплению, самоповешению). Подростки нередко “переигрывают” демонстрацию, когда, не имея целью лишить себя жизни, совершают суицидальную попытку, принимая таблетки в яркой упаковке, и т. д.

     Необходимо иметь в виду, что конфликтная ситуация для ребенка или подростка может складываться из незначительных, мимолетных, по мнению взрослых, неурядиц.

У подростка с его максимализмом, эгоцентричностью, неумением прогнозировать свою жизнь, создается ощущение безысходности, рождается чувство отчаяния, одиночества.

Это совершенно неожиданно для окружающих его взрослых делает конфликтную ситуацию суицидоопасной для ребенка.

      Становится понятна условность деления суицидального поведения в детском и подростковом возрасте на истинное и демонстративно-шантажное. Все суицидальные действия в этом возрасте следует расценивать как истинные и подвергать глубокому анализу каждый факт покушения на самоубийство.

Подростки чаще всего прибегают к демонстративному суициду, рассчитывая, что их вовремя спасут. Объясняют его “несчастной любовью”, но действительная причина – уязвленное самолюбие, утрата ценного внимания, страх упасть в глазах окружающих, особенно сверстников.

А возможно, и необходимость выпутаться из серьезной ситуации, избежать наказания, вызвать сочувствие, заполучить репутацию исключительной личности. Суицид, совершаемый перед школой, может свидетельствовать о серьезном конфликте с учителями или администрацией.

Иногда “игра со смертью” является шантажом, спровоцированным наказаниями, несправедливыми, по мнению подростка, и окрашена чувством мести, желанием доставить обидчику большие неприятности.

Истинное суицидальное поведение обычно возникает в тех случаях, когда жизнь ударяет подростка по “слабым местам” и порождает мысли о неполноценности. Совершается суицид под влиянием цепи неудач, разочарований; последней каплей может стать ничтожный повод.

     Подростковый возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что его можно считать “сплошным затянувшимся конфликтом”. Подросток по-своему реагирует на происходящее, что связано прежде всего с его личностным самоутверждением.

Это выражается в стремлении освободиться от опеки, контроля, покровительства взрослых и распространяется на установленные ими порядки, правила, законы и ценности. Почти инстинктивно он объединяется со сверстниками, главным образом, с целью общения. Самоутверждение и общение чрезвычайно важны для подростка.

Блокирование этих потребностей может вызвать тяжелый внутренний конфликт – причину суицида.

     Причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, она сопровождается печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач.

Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением – правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями. Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю.

Под влиянием психоактивных веществ повышается вероятность внезапных импульсов. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной.

      Для многих склонных к самоубийству подростков характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков. Небольшие группы ребят даже объединялись с целью создания некой субкультуры самоубийств. Потенциальные самоубийцы часто имеют родственников, покончивших с собой.

     Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Причиной самоубийства может быть чувство вины и (или) страха и враждебности.

Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Попытка самоубийства – это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Так ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями.

Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими.

Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда закончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии.

Депрессивные расстройства

      Подростковые депрессивные состояния с высокой суицидальной опасностью подразделяют на: детский вариант депрессивного синдрома, девиантный, ипохондрический, астенический, вариант с преобладанием типично подростковых симптомов, а также типично-депрессивный вариант синдрома.

        Детский вариант наблюдается у суицидентов в возрасте 6-12 лет. Депрессия выражена минимально. Дети становятся менее подвижными, жалуются на утомление, раздражительны, капризны.

В играх наблюдается “погребальная” тематика (похороны игрушек и домашних животных; рисунки с изображением могил, гробов; фантазии на тему собственных похорон). Взрослые обычно не обращают на это внимание, и попытки самоубийства оказываются для них полной неожиданностью. Поводом служит незначительный конфликт.

Суицидальные попытки травматичные и чаще всего завершенные. Повторные суицидальные попытки бывают тогда, когда отсутствует ранняя диагностика и лечение.

         Девиантный вариант наблюдается в возрасте 10-14 лет. Отмечается обилие не свойственных ранее подростку различных нарушений поведения – от грубости и конфликтов с домашними до бродяжничества, алкоголизации и сексуальных эксцессов.

Такое поведение создает почву для конфликтов с окружающими, служит поводом для наказания. Увеличивается суицидальная опасность.

При своевременной диагностике и адекватной терапии не свойственное ребенку поведение довольно быстро исчезает, и появляется критическое отношение к суициду.

        Ипохондрический вариант депрессии встречается чаще в возрасте 12-16 лет. Появляются жалобы на состояние здоровья. Аффект тревожно-тоскливый, с раздражительностью, ощущением покинутости, одиночества.

Неприятные ощущения в теле рассматриваются как проявления неизлечимого заболевания. Под предлогом болезни запускается учеба. Затрудняется контакт со взрослыми. “Непонимание” окружающими их переживаний создает непереносимые, безвыходные, по мнению подростков, ситуации.

Адекватная терапия и помощь психолога способствуют преодолению этих симптомов.

         Астенический вариант депрессии характерен для подростков 12-16 лет. Первые признаки: затруднения в учебе, являющиеся причиной психической заторможенности. Исчезают прежние увлечения, интересы, появляется душевная вялость, безынициативность; подростки говорят о скуке и унынии. Может наблюдаться тревога.

Сон достаточный, но у подростка ощущение бессонницы. Ребенок продолжает ходить в школу, пытается вести прежний образ жизни, но ему это не удается. Возникают конфликты, которые он принимает слишком близко к сердцу. Суицидальные попытки совершаются не в момент наивысшего эмоционального напряжения, а по прошествии некоторого времени.

Риск возникновения повторных попыток очень велик.

         Депрессивный синдром с преобладанием типично-подростковых симптомов свойственен подросткам возраста 16-18 лет.

Размышления о смысле жизни и сущности смерти приобретает характер навязчивости, бесплодного, депрессивно окрашенного мудрствования.

Суицидальное поведение с конфликтами не связано, а является длительным результатом размышлений о жизни и смерти. При неудаче суицид повторяется. Синдром может быть проявлением вялотекущей шизофрении.

     Сюда же относится и неудовлетворенность собой, особенно у девочек, которая может быть иногда настолько сильно выражена, что приобретает депрессивную окраску, и незначительная психотравма может повлечь суицид.

Депрессивные состояния с типичной симптоматикой наблюдаются в возрасте 16-18 лет. Характерны тревога, страх, самоуничижение. Суицидальные попытки совершаются на пике психического напряжения – любым способом, удобным в ту минуту. После неудачи тревога и депрессия идут на спад, но это состояние обманчиво. При отсутствии адекватного лечения попытка повторяется.

Таким образом, нарушение поведения, снижение успеваемости, конфликтность, капризность, обидчивость бывают проявлением депрессивного синдрома. Взрослые такое состояние оценивают как лень, распущенность, следствие плохого воспитания. Подростков упрекают, стыдят, наказывают. Родители, объединившись с учителями, применяют различные меры воздействия на подростка.

    Подобная неадекватная оценка душевного состояния депрессивного подростка создает тяжелейшие конфликтные ситуации и толкает на самоубийство.

 

Организации и телефоны куда можно обратится за помощью!

Инфраструктура медицинских и психологических услуг, оказываемых населению

бюджетными организациями города Москвы (в т.ч. при кризисных и чрезвычайных ситуациях)

Бесплатные анонимные Телефоны доверия

Всероссийский Детский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно) 8–800–2000–122.

Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей.

«Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогическогоуниверситета (бесплатно, круглосуточно) 8 (495) 624–60–01 или8–800–2000–122.

Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей.

Телефон доверия неотложной психологической помощи (Московская служба психологической помощи населению) (бесплатно, круглосуточно): 051 (с городского телефона); с мобильного телефона(МТС, Мегафон, Билайн) 8–495–051 оплачиваются услуги оператора связи согласно тарифному плану.

Психологическое консультирование взрослых по различным вопросам: острые кризисные ситуации, вопросы личностного развития, семейные или профессиональные проблемы.

Горячая линия «Дети Онлайн» (бесплатно, с 09–00 до 18–00 по рабочим дням) 8–800–250–00–15.

Консультирование взрослых по вопросам: как оградить детей от негативного контента, преследования, шантажа, домогательства в Интернете.

Горячая линия Центра экстренной психологической помощи МЧС России (бесплатно, круглосуточно): 8 (499) 216–50–50 (при звонке из другого города или страны оплачивается междугородняя связь).

Психологическое консультирование взрослых по различным вопросам: острые кризисные ситуации, вопросы личностного развития, семейные или профессиональные проблемы.

Департамент образования города Москвы

ГБОУ города Москвы «Городской психолого-педагогический

центр Департамента образования города Москвы» (ГБОУ ГППЦ ДОгМ).

тел.: 8 (499) 172–10–19; 8 (499) 613–52–14

Оказание бесплатной очной психологической помощи детям и их родителям. Проведение мероприятий первого и второго уровней профилактики суицидального поведения обучающихся.

Центр экстренной психологической помощи ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» г. Москва, Шелепихинская набережная, д. 2А

тел.: 8 (499) 795–15–01; 8 (499) 795–15–07

Оказание экстренной психологической помощи субъектам образовательной среды, психологическое консультирование детей, родителей, работников сферы образования в кризисных ситуациях.

Организация и предоставление учебно-методической помощи

специалистам образовательных организаций (по направлениям деятельности центра).

Департамент социальной защиты населения города Москвы

ГБУ «Московская служба психологической помощи населению»

Департамента социальной защиты города Москвы (ГБУ МСППН)

г. Москва, 2-ой Саратовский проезд, д. 8, кор. 2

тел.: 8 (499) 173–09–09 и филиалы по округам (пон.-пят. с 9.00 до

21.00, суб. с 9.00 до 18.00).

Консультации по вопросам семьи и брака, детско-родительским взаимоотношениям, внутриличностным конфликтам, психологическому здоровью, профориентации, используя методы психологической диагностики (самостоятельное обращение с 14 лет; для детей от 10 до 14 лет – с родителями). Кризисное очное консультирование (на территории службы); выездная кризисная помощь (на дому), работа бригад бы-

строго реагирования в связи с ЧС.

Департамент здравоохранения города Москвы

Городское консультативно-психиатрическое диспансерное отделение ГБУ здравоохранения города Москвы «Научно-практическийцентр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения города Москвы»г. Москва, 5-й Донской проезд, д. 21А

тел.: 8 (495) 954–20–74 (пон.-пят. с 9.00 до 18.00, суб. с 9.00 до 14.00)

Стационар, включающий в себя 11 лечебно-диагностических отделений, в том числе отделения для лечения наиболее тяжелых форм психических расстройств (острые психозы, шизофрения, расстройства с выраженными нарушениями поведения и суицидальными проявлениями, умственная отсталость), отделение для комплексной лечебно-реабилитационной и педагогической работы с детьми и подростками с пограничными формами психических расстройств, отделение для совместного пребывания родителей с детьми, боксированное отделение.

Особым направлением в работе НПЦ является коррекция нарушенийпищевого поведения, в том числе нервной анорексии.

Условия:

– самостоятельное обращение с 15 лет; для детей до 15 лет – с родителями;

– обращение по паспорту, полису;

– бесплатные консультации для москвичей, иногородние: самостоятельное обращение – платно, по направлению Департамента здравоохранения – бесплатно.

МЧС России Единый номер спасения: 112

Центр экстренной психологической помощи МЧС России

г. Москва, Угловой переулок д. 27 стр. 2, тел: 8 (499) 216–50–53

Оказание экстренной психологической помощи населению, пострадавшему при чрезвычайных ситуациях. Оказание экстренной психологической помощи осуществляется в ходе проведения эвакуации пострадавших, в пунктах временного размещения, сопровождения массовых и траурных мероприятий, в том числе при проведении процедуры опознания.

Источник: https://nf-aprsch1.edumsko.ru/activity/psychology/post/181550

Medic-studio
Добавить комментарий