56. Развитие мотивационной сферы личности младшего школьника

Особенности мотивационной сферы личности младшего школьника

56. Развитие мотивационной сферы личности младшего школьника

⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 52Следующая ⇒

Мотивационная сфера, является, с точки зрения А.Н. Леонтьева, ядром личности, позволяет понять желания, потребности ребенка.

Особенности развития потребностей младших школьников:

Особенности мотивационной сферы личности младшего школьника Мотивационная сфера, является, с точки зрения А.Н. Леонтьева, ядром личности, позволяет понять желания, потребности ребенка. Особенности потребностей младших школьников: – Сохраняется потребность в игре. Для пробуждения интереса к обучению, для облегчения сложной учебной деятельности важным является введение игровой ситуации на уроке, использование дидактических игр. – Потребность в движении. Ребенок постоянно испытывает желание подвигаться, походить по классу, что мешает ему сосредоточиться на уроке. Многие дети, сдерживая себя на уроке, проявляют особую подвижность на перемене, причем так усиленно бегают и прыгают, что утомляются и этим снижают свою работоспособность на уроке. Учителю необходимо уметь организовать досуг детей, включив их в подвижные игры на переменах, а также дать им возможность подвигаться и на уроке. – Потребность во внешних впечатлениях в начале обучения остается основной движущей силой развития. На ее основе быстро развиваются новые духовные потребности, в том числе и познавательные – в овладении знаниями, умениями, навыками. В связи с развитием познавательной потребности возникают разнообразные мотивы учения. Особенности развития мотивов, связанных с учебной деятельностью. – Формирование более устойчивой структуры мотивов под влиянием новой ведущей деятельности. – Ведущими становятся мотивы учебной деятельности, которые могут быть внутренними и внешними. Внутренние мотивы:познавательные, социальные, достижения успеха, избегания неудачи. Доминирующим мотивом у младших школьников является получение высокой отметки, потому что с ней связано положительное отношение к ребенку педагога, родителей, одноклассников, общее психологическое благополучие, отношение к себе, статус в группе сверстников. Мотивы получения высокой отметки могут быть различными: – Познавательная мотивация – учебно-познавательные мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности, возникающие в процессе обучения – стремление получать знания, овладевать способами самостоятельного приобретения знаний, самосовершенствоваться. Проблемой является то, что в начальной школе даже среди хорошо успевающих учеников мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы. Задача учителя: помочь ребенку пережить положительные эмоции от открытия нового, от процесса обучения, что позволит сформироваться учебно-познавательным мотивам, адекватным структуре учебной деятельности. Интерес связан с новизной материала, сменой видов деятельности, наглядностью, игровыми элементами. – Мотивы, находящиеся как бы за пределами учебного процесса – широкие социальные мотивы и личные. Социальные мотивы – мотивы, влияющие на учение, но не связанные с учебной деятельностью. Они связаны со следующими факторами: подтверждением статуса школьника, чувством долга, ответственностью, необходимостью получить образование, хорошо работать, после окончания школы поступить в институт, быть грамотным, полезным обществу человеком, получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа, овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками и т.д. Данные мотивы могут являться существенной предпосылкой для развития чувства долга перед обществом и при умелом руководстве педагога могут быть не только осознаваемыми, но и действенными. Ряд социальных мотивов возникает под влиянием учебной деятельности: похвала учителя, выставленная оценка становятся все более значимыми для ученика, так как во многом обусловливают его благополучие. Стимулирует успешное обучение мнение коллектива, его положительный «настрой» по отношению к учебе. Задача учителя по формированию учебной мотивации младших школьников: – учитывать настрой класса и его влияние на учащихся, формировать позитивное отношение класса к учебе; – развитие положительных, социально значимых мотивов учения как первостепенного   фактора в развитии личности младшего школьника. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей у детей с высокой успеваемостью – желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Она наряду с познавательной мотивацией является наиболее ценной. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать “двойки” и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, – недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.). Особенно интенсивно она развивается у неуспевающих учеников на протяжении всего обучения в начальных классах, сопровождаясь тревожностью, страхом в оценочных ситуациях, придавая учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Внешние мотивы – учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, а какая-то награда.

фактора в развитии личности младшего школьника.

Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей у детей с высокой успеваемостью – желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Она наряду с познавательной мотивацией является наиболее ценной.

Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать “двойки” и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, – недовольство учителя, санкции родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.).

Особенно интенсивно она развивается у неуспевающих учеников на протяжении всего обучения в начальных классах, сопровождаясь тревожностью, страхом в оценочных ситуациях, придавая учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность.

Внешние мотивы – учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное – не получение знаний, а какая-то награда.

Особенности развития мотивов поведения в младшем школьном возрасте, характеризующие личность ученика, связаны с развитием нравственных мотивов поведения посредством идеалов, которые имеют ряд особенностей: носят конкретный характер; неустойчивы, быстро меняются под влиянием новых, ярких впечатлений; подражание лишь внешней стороне поступков героев.

Эмоционально-волевая сфера личности

Особенности развития чувств в младшем школьном возрасте:Развитие осознанности и сдержанности чувств, контроля поведения, требующихся для участия в учебной деятельности на уроках и общении с учителем и коллективом в процессе обучения. – Эмоциональное состояние ребенка определяет процесс и результат его учебной деятельности, потребность, которую он в ней удовлетворяет. В первую очередь – оценка учителем его успехов и неудач, выставленная им отметка и связанное с ней отношение окружающих. – Игры продолжают доставлять удовольствие ребенку, но их содержание и сообразно связанные с ними чувства тоже становятся иными – пробуждается потребность, интерес к играм с правилами, настольным и спортивным играм, требующим смекалки, с элементами соревнования. – Положительные чувства возникают и от решения интеллектуальной игровой задачи, и в процессе спортивного соперничества. – Развитие нравственных чувств детей в ролевых коллективных играх, где отражаются разнообразные стороны общественной жизни, взаимоотношения между людьми, разрешаются конфликтные ситуации. – Осознание своих чувств и, соответственно, понимание чувств людей, еще не совсем сформировано. Дети часто еще не в состоянии правильно воспринимать мимику лица, выражающую то или иное чувство, неверно истолковывают выражение тех или других чувств окружающих, что влечет за собой и неадекватную ответную реакцию ребенка. – Моторные реакции, выражающие чувства, характерные для дошкольника и для первоклассника, начинают заменяться речевыми, которые становятся более выразительными. – Общий эмоциональный тонус, настроение характеризуют жизнерадостность, бодрость, оживление. – Неудовлетворение уровня притязаний в учебной деятельности может привести к аффектам в поведении и при отсутствии внимания учителя закрепляться как отрицательные черты характера (грубость, недоброжелательность и т.д.). – Сохраняется также и большая впечатлительность. Драматические события, увиденные в театре, кино, пережитые в семье, приводят к страху, испугу и могут длительное время волновать ребенка, отвлекая от учебы. – Проявляется большая дифференцировка в направленности чувств по сравнению с ребенком дошкольного возраста. – Развиваются нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. К III классу интенсивно формируются чувства товарищества, дружбы, коллективизма. – Развитие интеллектуальных чувств в процессе учебной деятельности, связанной с преодолением трудностей, успехами и неудачами, от чего возникает различная гамма переживаний. Возникновение интеллектуальных чувств связано с потребностью в познании нового, в соответствии с познавательным интересом. Развитию интеллектуальных чувств способствуют: – Опора на яркие представления, наглядность, а затем радость и удовлетворение возникают у ребенка уже от проникновения в суть фактов, в причинно-следственные зависимости. – Учебный материал, требующий большого умственного напряжения. Интеллектуальные чувства при правильной организации обучения становятся для ребенка потребностью. – Развитие эстетических чувств в процессе восприятия художественных произведений. Важно, чтобы педагог выделял и подчеркивал эстетическую сторону художественного произведения, что будет способствовать развитию способности детей дать эмоциональную оценку произведения, воспитывать эстетические чувства, понимание художественной ценности произведения.  

Воля

В процессе обучения ребенку необходимо постоянно действовать в соответствии с требованиями учителя или по образцу, благодаря чему у него формируются и совершенствуются:

Произвольность действий, волевые действия, требующие преодоления внешних или внутренних препятствий, достижения новых и более сложных целей.

– Формируются волевые качества личности – самостоятельность, выдержка, настойчивость.

Важнейшее условие формирования волевых поступков и волевых черт характер – развитие потребностно – мотивационной сферы, совершение волевых актов в соответствии с собственными потребностями, интересами, мотивами.

Развитие волевых черт характера младшего школьника тесно связано с развитием его нравственных качеств: коллективизма, честности, чувства долга, патриотизма и других качеств, присущих людям

⇐ Предыдущая24252627282930313233Следующая ⇒

Date: 2016-02-19; view: 864; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/10-108486.html

Психологические особенности мотивационной сферы личности в младшем школьном возрасте

56. Развитие мотивационной сферы личности младшего школьника

ЕЛЕНА Конева
Психологические особенности мотивационной сферы личности в младшем школьном возрасте

Тема нашего исследования: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В различных психологических теориях и концепциях (психоанатическая теория, гуманистическая психология, теория деятельности, концепция формирования личности Л. И.  Божович) мотивационная сфера считается ядром личности.

На каждом возрастном этапе онтогенетического развития человек приобретает качества и свойства личности, которые создают основу для появления в дальнейшем образований личности. Младший школьный возраст играет особую роль в развитии мотивационной сферы личности.

Развитие мотивационной сферы личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов, находит свое продолжение в младшем школьном возрасте. Поступление ребенка в школу создает новые условия для личностного роста человека.

В младшем школьном возрасте ведущей для ребенка становится учебная деятельность. В учении и иных видах деятельности в этот период складываются многие личностные качества.

В этом возрасте происходит развитие мотивации учебной деятельности, от которой зависит уровень познавательных способностей человека в будущем.

Несмотря на достаточное количество исследований мотивации поведения и деятельности личности (Е. П. Ильин, В. Г.  Леонтьев, А. К. Маркова, В. Д.  Шадриков и др.

, вопрос о психологической природе данного феномена до сих пор остается одним из дискуссионных. Мотивационная сфера личности выступала предметом как отечественной психологии (П. П.  Блонский, Л. И.  Божович, B.C. Мерлин и др.

, так и зарубежной психологии (К. Левин, У. Макдауголл, Д.  Макклелланд, А. Маслоу и др.).

Важным является вопрос о становлении мотивации в онтогенезе. В дошкольном возрасте начинает формироваться иерархически организованная мотивационная система.

В последующие возрастные периоды она развивается и перестраивается.

В связи с этим актуальной задачей оказывается исследование возрастных закономерностей развития мотивационной сферы младших школьников.

Специфика мотивационной сферы младших школьников нашла отражение в работах Л. И.  Божович и ее сотрудников, М. В.  Матюхиной и др.

В младшем школьном возрасте — периоде, социальной ситуацией развития в котором является ситуация обучения – наиболее интенсивно развиваются учебные мотивы.

Поскольку с изменением социально-экономических условий и ценностей, принятых в обществе, изменяется и мотивация на разных возрастных этапах, представляется значимым изучение мотивов современных детей, обучающихся в начальных классах.

В современном состоянии вопроса сложились некоторые противоречия между теоретической разработанностью проблемы развития мотивации у младших школьников и применением коррекционно-развивающих мероприятий по развитию мотивации на практике.

Проблема исследования: при каких условиях развитие мотивации в младшем школьном возрасте будет эффективным?

Цель исследования: выявление, обоснование и экспериментальная проверка условий развития мотивации в младшем школьном возрасте.

Объект исследования: мотивационная сфера младшего школьника.

Предмет исследования: развитие мотивационной сферы в младшем школьном возрасте.

Задачи исследования:

1. Раскрыть теоретические основы проблемы развития мотивации в младшем школьном возрасте.

2. Определить уровень развития мотивационной сферы у младших школьников.

3. Разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленный на развитие мотивации у младших школьников.

4. Экспериментально проверить эффективность предложенных коррекционно-развивающих занятий.

Гипотеза исследования: уровень развития мотивации в младшем школьном возрасте повысится, если с детьми проводить коррекционные занятия, направленные на формирование позитивного отношения к школьной жизни и развитие мотивации достижения.

Теоретическая основа исследования: положения о мотивации как высшей форме регуляции деятельности (Л. И. Божович, Е. П.  Ильин, Л. С.  Славина, Х.  Хеккхаузен и др.); исследования по изучению мотивов учения младших школьников (Л. И. Божович, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин).

Экспериментальное исследование развития мотивации в младшем школьном возрасте проводилось на базе МОУ Байчуровская СОШ. В исследовании приняло участие 20 учащихся в возрасте 8-9 лет.

Экспериментальное исследование развития мотивации в младшем школьном возрасте включало три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе проводилась первичная диагностика развития мотивации в младшем школьном возрасте.

Для исследования уровня развития мотивации учения младших школьников, нами были подобраны следующие методики:

методика столкновения мотивов Л. К.  Максимова, М. В.  Матюхиной и Т. А.  Саблиной;

анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой;

методика изучения мотивации обучения школьников М. И. Лукьяновой и Н. В. Калининой.

Методика столкновения мотивов Л. К. Максимова, М. В. Матюхиной, Т. Ф. Ивановой и Т. А. Саблиной использовалась для оценки уровня мотивации достижения в учебной деятельности. В учебной деятельности были созданы 7 ситуаций столкновения мотивов.

У одного школьника (5 %) низкий уровень мотивации достижения в учебной деятельности. У него мотив достижения в учебной деятельности проявился лишь в первой одной из 7 предложенных ситуаций

У 2 школьников, что составляет 10 % от общей выборки, мотивы достижения в учебной деятельности проявились в двух ситуациях, что соответствует уровню мотивации достижения в учебной деятельности ниже среднего.

Средний уровень мотивации достижения показали 50 % школьников, У них мотивы достижения проявились в трех-четырех ситуациях,.

У 20 % младших школьников мотивы достижения в учебной деятельности проявились в пяти ситуациях. Это соответствует уровню мотивации достижения в учебной деятельности выше среднего.

Высокий уровень мотивации достижения в учебной деятельности показали 15 % младших школьников. У них мотивы достижения проявились в шести ситуациях.

Для исследования уровня развития учебной мотивации учащихся проводилась анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой.

20 % учащихся имеют низкий уровень школьной мотивации. Эти школьники часто отвлекались при заполнении анкеты. Они неохотно посещают школу. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают затруднения в учебной деятельности.

50 % младших школьников имеют средний уровень школьной мотивации.

У этих детей положительное отношение к школе, но школа привлекала больше внеучебными сторонами деятельности.

Им нравилось ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени.

У 20 % школьников уровень школьной мотивации выше среднего. Эти школьники в целом успешно справляются с учебной деятельностью.

Высокий уровень школьной мотивации выявлен у 10 % учащихся. Они очень ответственно отнеслись к предложенной анкете: внимательно читали вопросы и аккуратно ее заполняли. Эти школьники также стремятся выполнять все предъявляемые учителем требования на уроках.

Аналогичные результаты были получении по методике изучения мотивации обучения школьников М. И.  Лукьяновой и Н. В. Калининой.

Обобщение результатов диагностики развития мотивации в младшем школьном возрасте на констатирующем этапе позволяет сделать следующие выводы. Только 15 % школьников имеют высокий уровень развития мотивации. У них высокие уровни развития мотивации достижения успеха в учебной деятельности и школьной мотивации.

Уровень развития мотивации выше среднего имеют 15 % младших школьника

Средний уровень развития мотивации отмечен у 50% учащихся. Эти школьники достаточно благополучно чувствуют себя в школе. Им нравиться ощущать себя учениками.

Уровень развития мотивации ниже среднего отмечен у 10 % школьников

Низкий уровень развития мотивации имеют 10 % учащихся. Они посещают школу неохотно, часто пропускают занятия. На уроках они занимаются посторонними делами, играми. Эти школьники испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Цель формирующего этапа эксперимента состояла в повышении уровня развития мотивации младших школьников. На основании имеющегося практического запроса была составлена коррекционно-развивающая программа, нацеленная на развитие мотивации у младших школьников.

В процессе коррекционной работы решались следующие задачи:

развитие мотивации достижения (целеустремленность, настойчивость, упорство, самоконтроль, произвольность);

нормализация психоэмоционального состояния (снижение тревожности, напряженности, коррекция страхов);

формирование позитивного отношения к школьной жизни.

Основной формой работы являлась групповая. Занятия проводились один раз в неделю, продолжительность одного занятия составляла 35-40 минут.

В качестве методов коррекции применялись подвижные и сюжетно-ролевые игры; беседа; методы арт-терапии; элементы сказкотерапии; релаксационные упражнения.

В конце занятия мы проводили рефлексию. Школьникам было предложено продолжить фразы: «Сегодня на занятиях я чувствовал.» или «У меня есть. (предложение, вопрос)».

С целью преодоления трудностей, связанных с ситуацией неуспеха в деятельности, и снятия эмоционального напряжения мы использовали арт-терапевтическую технику «Рисование истории».

Детям предлагалось нарисовать иллюстрацию к какой-либо истории. Затем со школьниками проводилось обсуждение. Если предложенный ребенком сюжет носил проблемный характер, ему предлагалось нарисовать рисунок на тему «Если бы эта история продолжилась, то, как бы развивались события?» или «Что бы ты изменил в этой истории к лучшему».

В ролевых играх дети активно брали на себя различные роли, изображали различные школьные и житейские ситуации. Так, например, были разыграны сценки борьбы мотивов во время уборки квартиры или выполнения домашнего задания и др.

Дети анализировали конкретные примеры из своей повседневной жизни, а также из жизни других людей и некоторых сказочных персонажей, обладающих высокоразвитой мотивацией достижения, учились тому, как рассуждает, говорит и действует высокомотивированный человек.

Игровые приемы способствовали выработке у детей правильного отношения к неудачам в учебе, ошибкам, развитию способности осознавать свои эмоциональные переживания, которые у них вызывает школа, выражать свои чувства по отношению к учителю.

Учитывая тот факт, что формирование мотивационной сферы личности – длительный процесс, требующий совместных усилий всех окружающих ребенка взрослых, были разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей.

Таким образом, на формирующем этапе эксперимента нами был проведен цикл коррекционных занятий, направленных на развитие мотивации достижения, формирование позитивного отношения к школьной жизни.

Для оценки эффективности формирующего этапа эксперимента, был проведен контрольный этап эксперимента. Для этого мы провели обследование детей по тем же психодиагностическим методикам, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Сравнительный анализ результатов исследования, проведенный на констатирующем и контрольном этапах показал следующую динамику в уровне мотивации младших школьников.

На контрольном этапе эксперимента увеличилось число школьников с высоким уровнем развития мотивации с 15 % до 30 % и с уровнем выше среднего с 15 % до 20 %. Уменьшилось число школьников со средним уровнем развития мотивации с 50% до 45 % и с низким уровнем с 10 % до 0.

Количество школьников с уровнем мотивации ниже среднего на контрольном этапе составило 5 %, что на 5 % меньше, чем было на констатирующем этапе эксперимента.

Таким образом, контрольный этап эксперимента показал, что реализованная нами на формирующем этапе эксперимента система занятий способствовала развитию мотивации у детей младшего школьного возраста.

Получила подтверждение гипотеза исследования: уровень развития мотивации в младшем школьном возрасте повысится, если с детьми проводить занятия, направленные на формирование позитивного отношения к школьной жизни и развитие мотивации достижения успеха в учебной деятельности.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза исследования получила подтверждение.

Разработанная и апробированная система коррекционных занятий может оказать практическую помощь педагогу-психологу в организации работы по формированию мотивационной сферы у младших школьников.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/tema-nashego-isledovanija-psihologicheskie-osobenosti-motivacionoi-sfery-lichnosti-v-mladshem-shkolnom-vozraste.html

Мотивационная сфера младшего школьника

56. Развитие мотивационной сферы личности младшего школьника

Мотивационная сфера, как считает А.Н. Леонтьев, является ядром личности. Мотивы определяют деятельность, активность ребенка и направленность.

Мотивы формируются под влиянием учебной деятельности и отличаются множественностью и структурированностью.

Структура мотивов состоит в том, что любая деятельность обеспечена не одним мотивом, а целой системой, одни из которых являются доминирующими, другие – подчиненными.

В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться, причем учиться хорошо, отлично. Получение высокой отметки становится для ребенка целью, за которой могут стоять различные мотивы.

Один из них – социальный мотив учения, связанный с подтверждением своего нового статуса школьника. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям.

В классе мнение учителя не просто решающее, но единственное авторитетное, с которым все считаются, высокие отметки обеспечивают особый статус в коллективе.

Кроме того, высокие отметки для маленького ученика – залог его эмоционального благополучия, предмет гордости, источник других поощрений, его особенно значительные успехи отмечаются сладким пирогом или подарком – в зависимости от семейных традиций.

К широким социальным мотивам учения помимо статуса хорошего школьника относятся также долг, ответственность, необходимость получить образование и т.п.

Но если ради получения высокой отметки или похвалы ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задание, то абстрактное для него понятие долга или далекая перспектива продолжить образование в ВУЗе непосредственно побуждать его к учебной работе не могут.

Тем не менее социальные мотивы учения важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных системах.

Познавательные мотивы занимают второе место в структуре мотивов младшего школьника. Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко. Обычно он сочетается с ранним развитием специальных способностей. Таких детей, считающихся одаренными, единицы.

Многие отстающие в учении школьники интеллектуально пассивны. Они проявляют интерес чаще всего к наиболее легким, не основным дисциплинам (физкультура, пение). Трудные, малопонятные учебные предметы, связанные с постоянно низкими оценками, – русский язык и математика – редко вызывают познавательный интерес.

Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха – желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат.

И хотя она обычно сочетается с мотивом получения высокой оценки своей работы (отметки и одобрения взрослых), все же ориентирует ребенка на качество и результативность учебных действий.

Мотивация достижения успеха наряду с познавательными интересами – наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации.

Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.

Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности добиваться наилучших учебных результатов.

У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также цель получения высокой оценки для них характерны в начале обучения в школе. Но и в это время в мотивации достижения отчетливо проявляется вторая тенденция – мотивация избегания неудач.

Дети стараются избежать двойки и тех последствий, которые влечет за собой эта отметка, – недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять и т. д.).

Данная мотивационная тенденция интенсивно развивается на протяжении всего неуспешного обучения в начальных классах, и к окончанию начальной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и стремления получать высокие отметки, а мотивация избегания неудачи приобретает значительную силу.

Она сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относятся к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив.

К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области – в занятиях спортом, музыкой, рисованием и т.д.

Также в структуре мотивов следует выделить такие мотивы, как мотив общения, моральные мотивы, мотив самовоспитания.

Итак, практически все дети приходят в школу с желанием хорошо учиться. В процессе обучения у них формируются различные учебные мотивы, у каждого складывается особая мотивационная система. К концу младшего школьного возраста у части детей отношение к учению изменяется, а следовательно могут поменяться мотивы.

Формирование личности младшего школьника. Структура самосознания.

Развитие личности, которое началось в дошкольном возрасте в связи со сложившейся иерархией мотивов, зарождением Я – концепции, самооценки, продолжается в младшем школьном возрасте. Только теперь условия для развития личности принципиально иные. Ребенок приобщен к общественно – значимой системе отношений, включен в другую систему деятельности – учебную.

Он знает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, и т.д.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций.

В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.

Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями. Обратимся к структуре самосознания по В.С Мухиной и обсудим его звенья.

Имя. Развиваясь в благоприятных условиях, дошкольник чаще всего любит свое имя, так как постоянно слышит доброжелательное обращение к себе.

С поступлением в школу ребенок обращает внимание на то, как реагируют одноклассники на его домашнее имя. И если он видит иронию, насмешку, то стремится изменить возникающие ситуацию, связанную с реакцией на его имя. Он просит домашних называть его иначе, с чем, безусловно следует считаться.

Именно в школе, в процессе общения со сверстниками ребенок начинает ценить доброжелательное к себе отношение, выражаемое и в том, как к нему обращаются. Свою симпатию ребенок стремится выразить таким же образом – он у3чится приветливым формам общения и обращению к другому по имени. Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни.

Фамилия.Поступив в школу, ребенок должен принять и другой тип обращения к себе – учитель, а затем и дети могут называть его по фамилии. Фамилия – это наследованное семейное наименование, прибавляемое в официальной обстановке к личному имени.

Ребенок, привыкнув к своему личному имени, вначале испытывает некоторое напряжение оттого, что не слышит привычного для него способа обращения. Однако, наблюдая всеобщность обращения по фамилии, особенно в устах учителя, принимает эту форму общения.

Для ребенка всегда значимо, если вместе с фамилией называют и его имя.

Внешний образ.Особенности лица и телесная экспрессия имеют большое значение для самосознания ребенка к концу детства. В этот период интенсивно развивается мимика и пантомимика.

Лицо. В конце детского возраста лицо ребенка продолжает развивать конституционально. В 8-9 лет лицо заметно обогащается выразительными мимическими действиями и умением контролировать эти действия.

Ребенок может уже свободно выполнять симметричные и асимметричные активные экспрессии, совершать синхронные и асинхронные движения мышц лица. Он легко контролирует мимические мышцы бровей, глаз, щек, он управляет своими губами.

Младший школьник упражняется в гримасничанье.

К концу детства лицо ребенка приобретает выразительность того культурного окружения, в котором он развивается. При различных вариантах мимики, унаследованных от ближайших предков, на лице появляется специфическое выражение, соответствующее той культурной среде, к которой принадлежит ребенок.

Тело. Ребенок в младшем школьном возрасте уже во многом преуспел в телесном развитии. У детей от 6 до 11 лет обычно не наблюдается столь очевидного бурного развития телесных движений и действий, как это происходило в первые 6 лет.

Образ тела – сложное образование, сопряженное с индивидуальными телесными особенностями, полом и традиционными культурными ожиданиями. Очень важно, чтобы ребенок мог себя чувствовать и принимать как уникальное в физическом и психическом плане существо, как представитель своего пола и как представитель своей культуры, своего этноса.

Среди проблем телесного развития выделяют: двигательный контроль (регулирование внешние экспрессивные действия), дифференциацию действий (специализация левой и правой руки), систему скоординированных движений, направленная на достижение результата, телесную конституцию (телосложение ребенка).

Специальное внимание следует уделять развитию физической культуры ребенка. Уроки физической культуры требуют от ребенка владения своим телом.

Для этого разрабатываются комплексы общеразвивающих упражнений, а также специальные виды занятий (гимнастика, плавание и т. д.).

Названные виды занятий являются не только средством физического развития, но и умственного и духовного формирования личности.

Притязание на признание со стороны взрослых.Ребенок младшего школьного возраста продолжает открыто стремиться получить одобрение своих достижений, отвечающих социальным ожиданиям.

Он несет в себе весь комплекс чувств, уже сформированных в притязаниях на признание. Ребенок имеет совесть, и мы можем взывать к ней, когда ребенок что-то натворит. Он знает, что значит должен, обязан. У него пробуждается чувство гордости и стыда в зависимости от поступка.

Он может гордиться не только поступком, одобряемым взрослыми, но и своими положительными качествами (смелость, правдивостью, готовностью поделиться с другими и др.), которые он хорошо осознает.

Он может стыдиться не только замеченного взрослым проступка, но и таких своих проявлений (трусости, грубости, жадности и др.), которые он сам оценивает как недостойные.

Относясь к взрослым и более старшим детям как к образцу, младший школьник в то же самое время притязает на признание со стороны взрослых и подростков. Благодаря притязанию на признание он выполняет нормативы поведения – старается вести себя правильно, стремится к знаниям, потому что его хорошее поведение и знания становятся предметом постоянного интереса со стороны старших.

Стремление к самоутверждению стимулирует ребенка к нормативному поведению, к тому, чтобы взрослые подтвердили его достоинство.

Половая идентификация.Младший школьник уже знает о своей принадлежности к тому или иному полу. Он уже понимает, что это необратимо, и стремится утвердить себя как мальчик или девочка.

Мальчик знает, что он должен быть смелым, не плакать, уступать дорогу всем взрослым и девочкам. Мальчик присматривается к мужским профессиям. Он знает, что такое мужская работа. Сам пытается что-то отпилит, забить гвоздь и т.д. Мальчики стараются вести себя как мужчины.

Девочка знает, что она должна быть приветливой, доброй, женственной, не драться, не плеваться, не лазать по заборам. Она приобщается к домашней работе. Девочки стремятся вести себя, как свойственно женщинам.

В классе девочки и мальчики при общении друг с другом не забывают о том, сто они противоположны: когда учитель сажает мальчика и девочку за одну парту, дети смущаются, особенно если окружающие сверстники реагируют на это обстоятельство. Младший школьный возраст является относительно спокойным в плане выраженной фиксации на полоролевых отношениях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_211771_motivatsionnaya-sfera-mladshego-shkolnika.html

Развитие мотивационной сферы младшего школьника

56. Развитие мотивационной сферы личности младшего школьника

Когда ребенок приходит в первый класс, то в его мотивационной сфере отсутствуют еще мотивы, направляющие его деятельность на усвоение новых знаний, на овладение общими способами действий.

К моменту поступления в школу у него еще сохранилась потребность принимать цели взрослых, учителя за свои собственные цели.

Важно обеспечить такое формирование мотивов, которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе и, было бы основой для его самообразования и самосовершенствования в будущем.

Младший школьный возраст это первичное вхождение ребенка в учебную деятельность. Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях:

· широкие познавательные мотивы интерес к знаниям (интерес к способам приобретения знаний);

· мотивы самообразованияинтерес к дополнительным источникам знаний;

· широкие социальные мотивыразвиваются от общего неразделенного понимания социальной значимости учения к более глубокому осознанию причин необходимости учится;

· узкие социальные мотивы представлены желанием ребенка получить, главным образом одобрение учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем представлении.

Младший школьник учится понимать и принимать цели, исходящие от учителя, выполняет действия по инструкции. При правильной организации учебной деятельности младших школьников можно закладывать умения самостоятельной постановки цели. Начинает складываться умение соотнесения цели со своими возможностями.

На первых этапах обучения, в младшем школьном возрасте, любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить общественно значимую деятельность — с другой, определяют положительное отношение учащихся к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по поводу полученных оценок.

Отставание в учении, плохие оценки чаще всего остро, до слез переживаются детьми. Самооценка в младшем школьном возрасте формируется главным образом под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими.

Малышам важно, чтобы положительная оценка была общепризнана.

Широко известно, что к концу дошкольного детства у ребенка складывается достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Психологи (Л. И. Божович, Л. С. Славина и др.) определяют это новое личностное образование как «внутреннюю позицию школьника».

Она состоит в потребности ребенка посещать школу (носить школьную форму, ранец), включиться в новую для него деятельность учения, занять новое положение среди окружающих.

Психологи отмечают, что на рубеже дошкольного и школьного детства происходит впервые осознаваемое самим ребенком расхождение между его объективным положением и его внутренней позицией.Эта широкая потребность образует так называемую субъективную готовность к школе.

Наряду с этим существует и объективная готовность к школе — уровень знаний и умений, с которым ребенок приходит в школу.

У современного ребенка семи лет уровень субъективной готовности к школе может несколько снижаться из-за рассказов других детей о трудностях в школе, а также из-за того, что стремление учиться в некоторой мере удовлетворяется в детском саду.

Уровень осведомленности современных семилеток значительно выше, чем тридцать — сорок лет назад.

Таким образом, у современного ребенка уровень субъективной готовности несколько понижается, а уровень объективной готовности повышается, что уже усложняет дело дальнейшего формирования мотивации в начальной школе.

Выделим теперь положительные и отрицательные стороны мотивации учения младшего школьника.

В качестве благоприятных черт мотивации отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, широта его интересов, любознательность. Широта интересов младших школьников проявляется в том, что их интересуют многие явления окружающей жизни, которые не входят в программу даже средней школы.

Любознательность является формой проявления широкой умственной активности младших школьников.

Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для упрочения в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться, чтобы быть полезным Родине.

Мотивация младших школьников имеет и ряд негативных характеристик, препятствующих учению. Так, интересы младших школьников:

· недостаточно действенны, т.к. сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность;

· неустойчивы, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться (учебный материал и задания нередко быстро надоедают ученику);

· малоосознанны, проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему нравится в данном предмете;

· слабо обобщены, т.е. охватывают один или несколько учебных предметов, объединенных по их внешним признакам;

· содержат в себе ориентировку школьника чаще на результат учения, а не на способы учебной деятельности;

· до конца начальной школы порой не складывается интерес к преодолению трудностей в учебной работе (что нередко косвенно стимулируется самими учителями, т. к. в отметке оценивается прежде всего результат, а не стремление к преодолению трудностей, которое чревато неуспехом).

Все эти особенности обуславливают поверхностный, в ряде случаев недостаточный интерес к учению, называемый иногда формальным и беспечным отношением к школе.

Проследив общую динамику мотивов учения от I к III классу, видно следующее. Вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение формы, портфеля и т. д.

), затем возникает интерес к первым результатам учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя) и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее — к способам добывания знаний.

Познавательные мотивы изменяются следующим образом: младшие школьники от интереса к отдельным фактам переходят к интересу к закономерностям, принципам.

В последние годы психологические исследования показали, что уже в середине младшего школьного возраста может закладываться и интерес к способам приобретения знаний.

В младшем школьном возрасте возникают и мотивы самообразования, но они представлены самой простой формой — интересом к дополнительным источникам знания, эпизодическим чтением дополнительных книг.

Социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости учения, с которым ребенок приходит в I класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения «для себя», что делает социальные мотивы более действенными.

Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Отношение младшего школьника к учителю в целом доброжелательное и доверчивое, хотя его огорчает получение плохих отметок. Уже появляется стремление занять определенное место и в коллективе сверстников, ориентировка на мнение товарищей.

Мотивы коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем и наивном их проявлении.

Такова качественная картина мотивов учения в младшем школьном возрасте. Если же проследить количественную их динамику, то приходится констатировать, что положительное отношение к учению несколько снижается к концу начальной школы.

Снижение интереса происходит более заметно в тех классах начальной школы, где преобладала установка учителя на сообщение готовых знаний, на их запоминание, где активность школьника носила воспроизводящий, подражательный характер.

Ученики III класса больше всего не любят пересказывать прочитанное, списывать упражнение с доски, учить наизусть правила и стихи, а любят самостоятельно решать примеры и задачи, наблюдать за явлениями природы, лепить, рисовать.

Иными словами, учащиеся начальной школы проявляют интерес к тем заданиям, где есть возможность инициативы и самостоятельности. Уже в этом возрасте ученики отдают предпочтение более трудным заданиям.

В качестве причин снижения интереса к учению в начальной школе В. А. Сухомлинский называл злоупотребление учителя плохой отметкой, снижающее стремление ребенка учиться и его уверенность в своих возможностях.

Понимание социальной значимости учения(во II–III классах) должно быть подкреплено интересом к самому содержанию учения, к способам добывания знаний. Там, где учителю удается это сделать, снижения мотивации учения к концу начальной школы не наступает.

Существуют критерии сформированности учебной мотивации у младшего школьника:

ü мотивационно — целостный (устойчивый интерес к познанию как

сфере жизнедеятельности человека);

ü когнитивный (умение самостоятельно определять познавательную задачу, намечать поиск ее решения);

ü аффективный (положительные эмоциональные реакции в процессе приобретения новых знаний и умений);

ü рефлексивный (умение анализировать успешность собственной учебно-познавательной деятельности)

Постановка целей в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что ученик:

· отов к принятию целей, заданных учителем (умение младшего школьника подчинять свое поведение целям и задачам учителя от класса к классу возрастает, о чем свидетельствует выполнение правил поведения в школе, обязанностей в классе);

· научается определять важность и последовательность целей, как на уроке, так и при самостоятельной организации своего времени (при соблюдении режима домашних занятий);

· может уже самостоятельно наметить систему промежуточных целей на пути к цели, поставленной учителем, например, может назвать этапы своего решения задачи, а также определить средства достижения этих промежуточных целей.

Таким образом, мотивационная сфера в младшем школьном возрасте существенно перестраивается: общая познавательная и социальная направленность дошкольника конкретизируется в «позиции школьника» — стремлении посещать школу, затем эта позиция удовлетворяется и должна быть заменена новым типом отношения — учебно-познавательными мотивами и более зрелыми формами социальных мотивов. К концу младшего школьного возраста у учащихся совершенно необходимо сформировать учебно-познавательный мотив — интерес не только к новым знаниям и даже не только к общим закономерностям, а именно к способам добывания новых знаний. Воспитание этого мотива необходимо для подготовки перехода ученика в среднюю школу. Формирование этих новых уровней мотивации составляет существенный резерв воспитания положительного отношения к учению в данном возрасте.

Источник: https://studopedia.net/14_46581_razvitie-motivatsionnoy-sferi-mladshego-shkolnika.html

Развитие потребностно-мотивационной сферы младшего школьника

56. Развитие мотивационной сферы личности младшего школьника

Предыдущая123456789Следующая

Потребности и мотивы в младшем школьном возрасте. Линии развития потребностно-мотивационной сферы

Потребности и мотивы в младшем школьном возрасте.

В личности человека выделяют несколько сфер: потребностно-мотивационную, познавательную, эмоционально-волевую. Потребностно-мотивационная сфера составляет ядро личности. Трудности в развитии личности, как правило, тесно связаны с особенностями этой сферы: либо с ее недостаточным развитием, либо с перестройкой (особенно возрастной), либо с деформацией.

Потребность – это объективная нужда человека в определенных условиях, обеспечивающих его жизнь и развитие. В потребностях отражается зависимость личности от конкретных условиях ее существования.

Изучение индивидуальных особенностей ребенка следует начинать с выяснения наличествующих у него потребностей. Опора на нормально развитые потребности ребенка – совершенно обязательное условие устранения отклонений в его поведении, преодоление трудностей возрастного развития.

Напротив, отсутствие у ребенка определенной потребности подчас делает совершенно безрезультатным определенные педагогические воздействия. Так, укорять ребенка в том, что у него нет желания учиться бесполезно в том случае, если у него не сформирована потребность в учебе и труде.

Надо прежде помочь такому учащемуся сформировать у себя эти потребности, а уже потом опираться на них в процессе воспитания.

Широко известно высказывание А.С. Макаренко о большой важности формирования потребностей для процесса воспитания детей.

Потребность по мере осознания и решения к их удовлетворению превращается в мотивы.

Мотивы – это побуждение к деятельности, это опредмеченная потребность.

Проблеме мотивов учебной деятельности у учащихся уделяли внимание многие психологи и педагоги. Это Л.И. Божович, Б.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили и другие новаторы педагогического процесса.

Поскольку в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учебная, следовательно и мотивы, побуждающие ее, должны иметь существенное значение для детей в этот период психического развития.

В результате исследований было установлено, что учебная деятельность школьников побуждается целой системой разнообразных мотивов.

Для детей разного возраста и для каждого ребенка не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Одни из них являются основными, ведущими, другие – второстепенными, побочными, не имеющими самостоятельного значения.

Последние всегда так или иначе подчинены ведущим мотивам.

В одних случаях таким ведущим мотивом может оказаться стремление завоевать место отличника в классе, в других случаях – услышать похвалу учителя, в третьих – интерес к самим знаниям.

Л.И. Божович подразделяла все мотивы на две большие категории:

1. Познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми знаниями, умениями и навыками, т.е. они связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения или результатом;

2. Мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Они отражают более широкие взаимоотношения ребенка с окружающей средой.

Исследования обнаружили, что обе эти категории мотивов необходимы для успешного осуществления не только учебной, но и любой другой деятельности.

И та, и другая категория мотивов характеризуется специфическими особенностями на разных этапах развития ребенка.

Анализ особенностей мотивации учения у школьников разных возрастов обнаружил закономерный ход изменений мотивов учения с возрастом и условия, способствующие этому изменению.

У детей, поступающих в школу широкие социальные мотивы выражают возникшую в старшем школьном возрасте потребность занять новое положение среди окружающих, а именно положение школьника, и стремление выполнять связанную с этим положением серьезную, общественно-значимую деятельность.

Вместе с тем у детей, поступающих в школу, имеется и определенный уровень развития познавательных интересов. Первое время и те, и другие мотивы обеспечивают добросовестное, ответственное отношение учащихся к учению в школе. В 1 и 2 классе такое отношение усиливается и развивается.

Однако постепенно это положительное отношение маленьких школьников к учению начинает утрачиваться. Переломным моментом, как правило, является 3 класс. Здесь уже многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, их старательность уменьшается, авторитет учителя заметно падает. Существенной причиной этих изменений указывает Л.И.

Божович, является прежде всего то, что к 3-4 классам их потребность в позиции школьника является уже удовлетворенной и позиция школьника теряет для них свою эмоциональную привлекательность. В связи с этим и учитель также начинает занимать в жизни детей иное место.

Он перестает быть центральной фигурой в классе, способной определять и поведение детей, и их взаимоотношения. Постепенно у школьника возникает собственная сфера жизни, независимая от того, как на это или иное смотрит учитель.

На этом этапе развития уже не только мнение учителя, но и отношение детского коллектива обеспечивает переживание ребенком состояния большего или меньшего эмоционального благополучия.

Наибольшее значение в этом возрасте имеют социальные мотивы, которые в известной мере определяют интерес школьников к самой учебной деятельности. В первые 2-3 года учения в школе детям интересно делать все, что предлагает учитель, все что имеет характер серьезной общественно-значимой деятельности.

В сфере познавательных мотивов также можно проследить специфику их развития на разных этапах возрастного развития школьников. У детей младшего школьного возраста интересы еще достаточно неустойчивы.

Для них характерна известная ситуативность: дети с интересом могут слушать рассказ учителя, но этот интерес исчезает вместе с его окончанием. Такого рода интересы можно охарактеризовать как эпизодические.

Предыдущая123456789Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/10-25050.html

Medic-studio
Добавить комментарий