58. Личностные новообразования в подростковом возрасте.

58. Личностные новообразования в подростковом возрасте

58. Личностные новообразования в подростковом возрасте.

Подростковыйвозраст—период онтогенеза,переходный между детствоми взрослостью.Был выделен в качестве особого периодаразвития в XIX в. Синоним – отрочество. Взависимости от того, рассматриваетсяли как особый этап развития раннийюношескийвозраст,подростковомувозрасту отводится период от 10-11 до 15лет или от 11 -12 до 16-17 лет.

Подростковыйвозрастхарактеризуется резкими, качественнымиизменениями, затрагивающими все стороныразвития. Биологически он относится кэтапу полового созревания и непосредственнопредшествующему ему времени интенсивного,неравномерного развития и ростаорганизма.

Это определяет неравномерностьи значительную индивидуальнуювариативность темпов развития (временныеразличия у мальчиков и девочек, акселерацияи ретардация), оказывает существенноевлияние на психофизиологическиеособенности, функциональные состоянияподростка (повышенная возбудимость,импульсивность),вызывает половоевлечение (часто неосознанное) и связанныес этим новые переживания, потребности,интересы. С фактом полового созреваниясвязано то, что Подростковый возрастявляется периодом начала ряда психическихзаболеваний.

Центральным факторомпсихологического развития в подростковомвозрасте, его важнейшим новообразованиемявляетсястановление нового уровня самосознания,определяющиеся стремлением понятьсебя, свои возможности и особенности,как объединяющие подростка с др.

людьми,группами людей, так и отличающие его отних, делающие его уникальным и неповторимым.С этим связаны резкие колебания вотношении к себе, неустойчивостьсамооценки.

Указанное новообразованиеопределяет ведущие потребностиподросткового возраста — в самоутверждениии общении со сверстниками.

Развитие познавательныхпроцессов в подростковом возрастехарактеризуется становлением сложныхформ аналитико-синтетической деятельности,переходом к абстрактному, теоретическомумышлению, развитием гипотетико-дедуктивныхформ рассуждения, возможностью строитьумозаключения. Основное содержаниеподросткового возраста рассматриваетсялибо как время перехода к взрослости,либо как самостоятельная фаза, относительнонезависимая от других.

59. ФормированиеЯ-концепции в подростковом возрасте.

В подростковомвозрасте формируетсяЯ-концепция –система внутренне согласованныхпредставлений о себе, образов «Я»,включающая три составляющие:

•   когнитивную– образ «Я», или знания о себе;

•   аффективную,связанную с отношением к себе и отдельнымсвоим качествам – самооценку (совокупностьчастных самооценок определяется какпринятие себя);

•   поведенческиереакции, вызванные образом «Я» исамоотношением.

С. Хартер описаласледующие изменения в когнитивномкомпоненте Я-концепции, происходящиев конце подросткового возраста:

•  Представленияо себе становятся более абстрактными.Так, отвечая на вопрос «Кто я?», младшиеподростки используют в основномконкретные характеристики (рост,внешность, принадлежность к группе,простые эмоции – радость, грусть ит. д.), старшие подростки – интегральныехарактеристики (желания, мотивация,интегративные чувства).

•   Я-концепциястановится более дифференцированной.Младшие подростки описывают себя какносителей большего числа социальныхролей, нежели дети.

Старшие подросткиначинают видеть себя в каждой социальнойроли в разных ипостасях. Подростокосознает, что ведет себя с различнымилюдьми по-разному, однако еще не понимаетпричин такого поведения. По мнениюС.

 Хартер, в этом непонимании кроютсяпричины наибольшего беспокойства у14–15 летних подростков.

•   Развиваетсяидеальное и воображаемое «Я». В томслучае, если у подростка существуютзначительные различия между реальными идеальным «Я», он чувствует себянесчастным, возможны разочарования всебе, даже депрессия. Расхождения междуреальным и идеальным «Я» особенно великив 14–15 лет, так как идеальное «Я» в этигоды часто преувеличено.

•   Подростокстановится все более интроспективным.Возрастает интерес к внешнему виду, таккак, по мнению подростка, «каждый смотритна меня». Подростки видят себя весьмаотличающимися от других людей и неверят, что кто-либо может понять их.

Подросток – ещене цельная зрелая личность. Отдельныеего черты диссоциируют, сочетание разныхобразов «Я» негармонично.

В конце подростковоговозраста, на границе с ранней юностью,представленияо себе стабилизируются и образуютцелостную систему –Я-концепцию.

В подростничествеформируется чувствовзрослости –особая форма самосознания. Чувствовзрослости у подростка – специфическоеновообразование самосознания, стержневаяособенность личности, ее структурныйцент.

Источник: https://studfile.net/preview/2229516/page:20/

Новообразования подросткового возраста

58. Личностные новообразования в подростковом возрасте.
   Новообразования подросткового возраста – это те новые тенденции в поведении, которые характерны именно для этого возраста. Поведенческие корни этих новообразований можно без труда найти и в детском возрасте.

Тем не менее жизнь человека при переходе из детского состояния в подростковое круто меняется (хотя, конечно, и не сразу, не моментально). Структура личности сильно меняется, и эти изменения таковы, что иногда даже родителям кажется, что их ребенка подменили.

Большинство новообразований подросткового возраста были изучены еще в середине двадцатого века – как отечественными, так и зарубежными психологами (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Ж. Пиаже и др.).

Новые интересы

   Л. С. Выготский назвал проблему интересов в переходном возрасте “ключом ко всей проблеме психологического развития подростка”.

Он писал, что все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами.

Для подавляющего большинства подростков данный период становится периодом разрушения и отмирания старых интересов, периодом созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы.

Выготский писал: “Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком”.

Основные группы наиболее ярких интересов подростков Выготский назвал доминантами:

– эгоцентрическая доминанта (интерес подростка к собственной личности);

– доминанта дали (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние);

– доминанта усилия (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях);

– доминанта романтики (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).

У многих подростков просыпается интерес к наукам и вообще к постижению сложных областей знания. Подросток начинает серьезно интересоваться техникой, искусством, политикой, философией и пр. Этот интерес может подпитываться и искренним любопытством, и видением своего профессионального будущего, и гордостью за себя.

Развитие мышления

   Ж. Пиаже и Л. С. Выготский особое внимание обращали на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления здесь это овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения.

Выготский считал, что функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте: “Понимание действительности, понимание других и понимание себя – вот что приносит с собой мышление в понятиях”.

Постепенно подросток постигает смысл таких довольно абстрактных и потому сложных понятий, как “истина”, “ложь”, “цель”, “стратегия”, “долг”, “сотрудничество”, “разум”, “эмоции”, “алгоритм” и множества других. Это расширяет предметную область мышления, делает подростка более гибким, развивая тем самым его разум.

В результате подросток как бы обретает новую силу – силу своего разума. Эта сила одновременно и восхищает подростка, но и пугает его – в разные периоды жизни.

Развитие воображения

   Л. С. Выготский отмечал, что существенные изменения происходят и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение “уходит в сферу фантазии”. Говоря о фантазии подростка, Л. С.

Выготский отмечал, что “она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя”.

Подросток прячет свои фантазии “как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии”.

Развитие рефлексии и самосознания

   Подросток со временем все более активно и охотно занимается рефлексией. Рефлексии (отражению) подвластны и другие люди, их особенности и межличностные отношения, и сам подросток, и его отношения с другими людьми.

В детском возрасте другие люди познаются в основном в функциональном отношении: учительница учит, родители заботятся, с друзьями можно поиграть и так далее. В подростковом возрасте человек учится понимать другого человека целиком: его характер, образ мыслей, ценности и пр. Подросток теперь может как бы вживаться в другого человека.

Из опыта понимания других людей подросток черпает новую пищу для понимания самого себя.

Получается в некоторой степени “замкнутый круг”: чем подросток лучше понимает других людей, тем он лучше понимает себя; чем подросток лучше понимает себя, тем лучше понимает других людей.

Однако не все так хорошо, как кажется: неверные установки, ошибочные представления о человеке как таковом, дефекты характера, субъективность и предвзятость, психологические защиты – все это может серьезно нарушить вращение этого “круга”.

Поэтому развитие рефлексии и самосознания как никакая другая сторона душевной жизни (по словам Выготского) зависит от культурного содержания среды: от развития общественной мысли, от бытующих установок, ценностей, традиций, этики и эстетики межличностных отношений.

https://www.youtube.com/watch?v=10Bm3lBrVj4

В концепции Д. Б. Эльконина новообразования подросткового возраста вытекают из ведущей деятельности предшествующего периода (учебной).

Эта учебная деятельность производит “поворот” от направленности на мир к направленности на самого себя, то есть подросток начинает изучать самого себя, как если бы он изучал некий школьный предмет.

При этом решение вопроса “Что я такое?”, по Эльконину, может быть найдено только путем столкновения с действительностью.

Резкое развитие рефлексии и самосознания находит проявление во множестве “симптомов”.

Вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы – так как главное для ребенка происходит теперь вне школы. Новый характер компаний – теперь уже подростковых.

В компаниях подросток ищет понимания и возможности самоутверждения. Самоутвердиться подростку во взрослой среде весьма сложно: взрослые зарабатывают деньги, имеют социальный статус, связи.

Саморефлексия находит свое проявление в том, что подросток начинает вести дневник. В своем тайном дневнике подросток находит “исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет”.

Предоставленный самому себе, он свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения.

Многие подростки начинают писать стихи и рассказы, сочинять песни и заниматься другими видами искусств, в которых можно выразить свои переживания, сомнения, в чем найти, опять-таки, самоутверждение.

Некоторые сомнения у подростка могут носить тягостный характер. Отчасти это объясняется тем, что по школьной привычке подросток видит мир логичным, рациональным. В этом мире на все вопросы имеются ответы.

Все жизненные проблемы имеют решения – одно и только одно верное решение в каждом случае, как на уроках математики или физики.

Подросток начинает задавать сам себе сложные вопросы, такие как: “В чем смысл жизни?”, “Кто я такой?”, “Каково мое предназначение?”, “Что такое истина?”, “Полноценный ли я человек?” Он их задает, но ответить на них не может. Или иначе: отвечает, но проходит какое-то время и новые сомнения “травят душу”.

Ощущение взрослости

   Подросток постоянно сравнивает себя со взрослыми: родителями, учителями, знакомыми, известными людьми. Сравнивает себя и с литературными персонажами, героями фильмов. Чем дальше, тем чаще он приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой принципиальной разницы нет.

Подросток все чаще требует, чтобы его больше не считали маленьким, чтобы соблюдали его права, которые равны правам взрослого. Прямой отказ со стороны взрослых может восприниматься очень болезненно.

Ощущение взрослости подпитывается многими обстоятельствами.

Даже зрительно уже к 14-15 годам подросток достигает комплекции взрослого человека. По интеллектуальным качествам многие подростки опережают своих родителей – хотя бы “по школьным понятиям”. Родители растеряли свои знания, полученные в школе и учреждениях профобразования.

Подросток это видит и воспринимает это как то, что он как минимум не глупее родителей.

Большинство родителей своим детям и в подростковом возрасте продолжают “читать нотации”: “надо учиться”, “нельзя врать”, “проявляй доброжелательность”, “красть плохо”, “соблюдай дисциплину” и т.д. и т.п. Родители в этих “нотациях” видят несколько иной смысл, нежели их дети.

Их жизненный опыт показывает, что на самом деле врать это не очень хорошо, потому что к тебе потом меньше доверия. Учиться надо, потому что без образования сложнее найти работу.

Красть плохо потому, что можешь попасться, и из-за какой-то украденной ерунды вся жизнь потом “коту под хвост”. Подростку же кажется, что родители находятся в плену своей “никому не нужной морали”, и от этого все их жизненные неудачи.

Такие подростки начинают ощущать некоторое превосходство над родителями (или иными взрослыми), потому что уж они-то свободны от этих предрассудков, которые мешают жить.

Виды взрослости у подростка были выделены и изучены Т. В. Драгуновой:

– подражание внешним признакам взрослости (курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания);

– равнение подростков-мальчиков на качества “настоящего мужчины” (сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п.);

– социальная зрелость (плодотворное сотрудничество подростка и взрослых в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого: работа, помощь по хозяйству, забота о недееспособном члене семьи);

– интеллектуальная взрослость (выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему).

Общение со сверстниками

   Типичным для подросткового возраста является то, что стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Оказывается, что никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может, и он находит свое место в детском сообществе.

Поэтому для подросткового возраста характерно господство детской сообщества над взрослым.

Здесь складывается новая социальная ситуация развития – в сравнении с детским периодом. Общение со своими сверстниками становится ведущим типом деятельности в этом возрасте.

Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу.

Если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто “уходит” из школы, разумеется, чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально.

В детском периоде отношения со взрослыми носили в основном пассивный характер. Именно взрослые задавали тон в общении.

В подростковом же возрасте происходит дистанцирование от взрослых, но дистанцироваться “в никуда” страшно, поэтому происходит дистанцирование в коллектив сверстников.

В этом коллективе подростки общаются, их отношения строятся на кодексе товарищества, полного доверия и стремления к абсолютному взаимопониманию.

В детском возрасте понятие “коллектив” еще не развито, ребенок больше доверяет своим наглядным представлениям, его интересуют непосредственные отношения с конкретными людьми.

В подростковом же возрасте коллектив предстает в ином свете.

Подросток начинает хорошо, отчетливо понимать, что коллектив это тоже некая сущность, о которой надо заботиться, соблюдая интересы коллектива, а не только отдельных индивидуумов.

В этот период учебная деятельность для подростка несколько отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она остается для многих преобладающей, в деятельность общения.

В школе теперь для подростка, если можно так сказать, главное происходит не на самих уроках, а на переменках и после занятий – там, где развиваются отношения.

В это время выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное.

Общение со сверстниками влияет и на отношения с учителем. Подросток часто конфликтует с учителем именно из-за того, что учитель требует от него чего-то, что идет вразрез с интересами детского коллектива.

Например, учитель требует, чтобы ученик-отличник не давал никому списывать, но при этом для коллектива этот подросток ценен в первую очередь как тот, кто дает списывать.

Со временем поэтому оценка учителя все чаще начинает проигрывать оценке коллективом.

Подростковый коллектив вообще несколько дистанцируется от учебы и знаний как некоторой универсальной ценности. В коллективе большим значением обладает сфера морального.

В коллективе со стороны его участников происходит усвоение этих моральных норм, ценностей, даже при том, что эти самые нормы и ценности могут носит асоциальный и даже антисоциальный характер.

Именно в этот сложный период жизни многие подростки склоняются к делинквентному образу жизни.

Подростковый коллектив продолжает поддерживать игровую функцию: он нужен в том числе и для того, чтобы легче было организовывать игры – спортивные, интеллектуальные, досуговые и пр. Но значительную часть времени подростки проводят в простых разговорах о жизни. Игра проникает и в эти разговоры.

Подростки как бы играют в деловые игры – в них происходит мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни. Эта возможность совместно – в мысли, в мечте – проработать, проиграть свои устремления, свои радости. И это имеет важное значение для развития внутренней жизни.

Представления отдельного подростка о взрослой жизни весьма скудны, односторонни, могут содержать ошибки.

В такого рода разговорах, словесных играх подростки объединяют свои знания о жизни: “Вот не поступлю я на юрфак, придется пойти в армию по контракту [а что это значит?]”, “Я до сорока лет не женюсь, буду карьеру делать [а есть в этом что-то плохое?]”, “Я выучусь на водителя, буду дальнобойщиком работать, если поеду за границу, мне там переводчика дадут, я не обязан английски учить [это на самом деле так или только мне кажется?]”. От одного такого разговора может измениться вся дальнейшая жизнь человека. И подростки это понимают, и от этого их разговоры становятся еще более волнующими, интимными, исполненными глубокого смысла.

Иногда, конечно, общение обретает характер откровенной болтовни – бесцельной и хаотичной. Но в целом все равно общение можно рассматривать как деятельность. И эта деятельность чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова, в том числе и в подростковом возрасте.

Отношения с противоположным полом

   Личность подростков формируется под воздействием разных факторов. Один из важнейших – контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм. Подростковый возраст это половое созревание, это активизация инстинкта продолжения рода, это новые побуждения, это первая влюбленность.

От того, как подросток готов к новым чувствам, зависит очень многое – и в плане его текущей жизненной ситуации, и в плане формирования его как личности.

Гедонистическая направленность личности может рано выбить подростка из жизненной колеи: ранние половые связи, заброшенная учеба, неурядицы в личной жизни, конфликты и т.д. Неудачи на любовном фронте могут способствовать формированию циничного характера.

Удачи наоборот могут способствовать тому, что подросток все свои ресурсы бросает на покорение сердец – и это становится своего рода спортом, что сильно повышает самооценку подростка и его социальный статус в подростковом коллективе.

Д. Б. Эльконин отметил, что все новообразования подросткового возраста, как в капле воды, отражаются в отношении юноши к девушке: достаточно посмотреть на эти отношения, чтобы увидеть всю систему моральных норм, усвоенных личностью.

Мотивация

   В подростковом возрасте происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются и мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни.

Структура мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов.

Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения.

Именно в мотивационной сфере, как считала Л. И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста.

Нравственное развитие

   С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие подростка, про которое мы уже писали выше и которое существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Л. И.

Божович отметила, что выражая определенные отношения между людьми, нравственные нормы реализуются любой деятельности, которая требует общения, – производственной, научной, художественной и др. Усвоение подростком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях.

Однако следует отметить, что усвоение нравственного образца не всегда проходит гладко. Совершая различные поступки, подросток больше поглощен частным содержанием своих действий. В результате он приучается вести себя соответственно данному частному образцу, но не может осознавать его обобщенный нравственный смысл.

Процессы эти весьма глубинные, интимные. Поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются не замеченными ни родителями, ни учителями.

Хотя нравственное развитие происходит обычно незаметно для окружающих, тем не менее именно в подростковый период существует возможность оказать нужное педагогическое влияние, потому что вследствие “недостаточной обобщенности нравственного опыта” нравственные убеждений, подростка находятся еще в неустойчивом состоянии.

Морально-нравственные убеждения возникают и оформляются только переходном возрасте, хотя основа для их возникновения была заложена гораздо раньше. В убеждении находит свое выражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм, и убеждения становятся специфичными мотивам поведения и деятельности школьников.

Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка.

Развивающееся мировоззрение формирует иерархию в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы.

Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, и “позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию”.

Самоопределение

   Это новообразование подросткового возраста было отмечено Л. И. Божович. С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества, нахождением своего места, своей ниши в социуме и конкретизируется в новой общественно значимой позиции.

Самоопределение в целом обычно является следствием профессионального самоопределения, когда в конце учебы в школе актуализируется проблема своего будущего.

Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим.

Самоопределение это проектирование своего будущего. В этом процессе важно понять и то, кем ты являешься, и то, кем ты можешь стать, кем хочешь. Самоопределение основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта.

Оно предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.

Подлинное самоопределение, как отмечала Л. И. Божович, не заканчивается в это время, оно “как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и является завершающим последний этап онтогенетического развития личности ребенка”.

В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Литература

Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996.

См. также

Детская психологияПодростковый возраст    RSS    azps@azps.ru 

Источник: http://azps.ru/hrest/85/9190949.html

Новообразования личности в подростковом возрасте

58. Личностные новообразования в подростковом возрасте.

Стремление к взрослости. При характеристике особенностей личности младшего школьника отмечалось, что дети этого воз­раста отличаются повышенной впечатлительностью, подража­тельностью и внушаемостью; у них слабо развита самостоя­тельность.

Самостоятельность начинает ярко проявляться именно в ' подростковом возрасте. В этот период учащиеся многое могут делать самостоятельно и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослым.

Потребность быть и считаться взрослым превращается в этот период в доминирующую.

Прежде всего это проявляется в стремлении подростка приобщиться к жизни а деятельности взрослых. При этом в

' Более подробно см. в кн.: Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М., 1983.

Первую очередь перенимаются более доступные, чувственно воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (виды отдыха, развлечения, косметика, различные украшения, лексикон и др.).

Усвоение внешних признаков «мужскоп» или «женской» взрослости делает подростка взрос­лым в собственных глазах, а также, как ему кажется, и в гла­зах окружающих, что очень важно в плане самосознания. Та­кая взрослость приобретается путем подражания.

И это самый легкий способ достижения ощутимой взрослости.

Стремление быть взрослым очень ярко проявляетсяи вовзаимоотношениях со старшими. Подросток стремится расши­рить свои права и ограничить права взрослых в отношенииеголичности.

В становлении взаимоотношении подростка со взрослыми могут возникать противоречия. Т. В. Драгунова рассматривает три варианта развития противоречия. Для первого вариан­та характерно углубление прогиворсчия и усугубление конф­ликта, который может длиться очень долго. Это возникает при ус.

човии полного расхождения тенденций взрослого и стремле­ний подростка, когда взрослые к претензиям подростка на большую самостоятельность, доверие и уважение относятся как к необоснованным, а подросток в свою очередь протестуетразличной форме) против старого стиля отношения к нему взрослых.

При такой ситуации негативизм подростка может стагь упорным и глобальным, что, в свою очередь, порождает ряд отрицательных последствий в формировании его личности:

появление ответных агрессивно-деспотичных тенденций, лживо­сти, ханжества, приспособленчества и др. При такой ситуации «взрослый теряет авторитет и к нему может возникнуть отно­шение как к «пережитку прошлого», что оправдывает в глазах подростка неприятие им требований, взглядов взрос­лого»'.

Второй вариант характеризуется тем, что противоречие проявляется эпизодически в силу непоследовательности поведе­ния взрослых, когда они вынуждены, вопреки своим взглядам, уступать подростку и разрешать то, чго не разрешали раньше. В результате конфликтов становится „меньше, но возможность их возникновения все время остается. При такой ситуации раз­витие взрослости подростка зависит от содержания его инте­ресов и стремлений.

Третий вариант развития противоречия характеризуется постепенным исчезновением противоречия и конфликтов. Это бывает в тех случаях, когда взрослые осознают взросление под­ростка, изменяют к нему свое отношение и не дают разрушать­ся взаимному доверию, возникшему ранее.

' Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом Bonn. психологии, 1972, № 2, с. 33.

возрасте. •

Конфликтной ситуации может вообще не быть, если взрос­лые строят свои взаимоотношения с подростком на основе учета его повзросления.

Самосознание, самооценка, самовоспитание подростка. Пси­хическое развитие подростка тесно связано и с таким важней­шим новообразованием личности, как самосознание.

Именно в этот период наблюдается бурное развитие самосознания, ори­ентировка личности на собственную оценку.

Если младший школьник в оценке своей деятельности и качеств своей лично­сти доверяется учителю, то подросток стремится иметь свою оценку, свое мнение.

Самооценка начинает проявляться в младшем школьном возрасте. Но там она отличается исключительной неустойчиво­стью, в то время как у подростка она носит относительно устойчивый характер.

Поведение и деятельность подростка во многом определя­ются особенностями самооценки. Так, при завышенной само­оценке у подростка часто возникают 'конфликты с окружаю­щими.

Самооценка оказывает огромное влияние на самовоспита­ние подростка. Оценивая свои особенности и возможности по сравнению с другими, подростки могут создавать программу самовоспитания. Наиболее ярко это проявляется в их идеалах. Именно содержание идеала служит программой самовоспита­ния подростка.

При этом выбор идеала зависит от характера самооценки.

Если самооценка адекватная, то выбранный идеал способствует формированию таких качеств, как высокая требо­вательность, самокритичность, уверенность в себе, настойчи­вость, а если самооценка неадекватная, то могут формировать­ся такие качества, как неуверенность или излишняя самоуве­ренность, некритнчность и др.'.

Нтак, для нормального развития личности подростка очень важно, чтобы его самооценка была адекватной. Как же возни­кает самооценка?

Самооценка возникает и формируется только в процессе общения подростка с другими людьми. Взаимодействуя с окружающими, подросток постоянно сравнивает себя с други­ми и познает себя на основе этого сравнения. В этом отноше­нии к подростку можно полностью применить высказывание К.

Маркса относительно того, что человек рождается «без зер­кала в руках» и что он «сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека»2. Взаимодействуя с окружающими, подро­сток постоянно оценивается ими. Оценка окружающих и фор­мирует самооценку.

Если оценка не только адекватная, но и

' Более подробно см в кн: Рувинскчй Л. И., Соловьева А. Е. Психо­логия самовоспитания. М., 1982

' Маркс К. Капитал, т. 1.—Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 62.

If Заказ 3984

поддерживающая, то формируется адекватная самоопенка. Если же подростка недооценивают или переоценивают, то фор­мируется неадекватная самооценка.

Первоначально самооценка носит неустойчивый характер, затем она становится все более и более устойчивой. В связи с этим подросток постепенно освобождается от непосредственных влияний ситуации, становится все более и более самостоятель­ным.

Эмоциональные особенности подростка. По сравнению с младшим школьником, существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка.

Если эмоции младшего школь­ника носят относительно спокойный характер и легко подда­ются управлению со стороны учителя, то эмоции подростка от­личаются большой силой и трудностью в их управлении. Под­ростки отличаются большой страстностью и вспыльчивостью.

С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконт­роля, резкость в поведении. По данным А. П.

Краковского', в V классе учащиеся проявляют упрямство в 6 раз чаще, чем это наблюдалось в IV классе, в 9 раз чаще наблюдалось бра­вирование недостатками и в 5 раз чаше своеволие; в 42 раза (!) увеличилось число немотивированных поступков.

При встрече с трудностями у подростка возникает сильное чувство противо­действия, которое приводит к тому, что подросгок может не довести до конца начатое дело, уничтожить уже сделанное и т. п. В то же время подросток может быть настойчивым, вы­держанным, если деятельность вызывает сильные положитель­ные чувства. Вот почему очень важно давать подросткам по­сильные задания, вооружать их соответствующими знаниями, умениями и навыками, способами деятельности.

Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Если они чувствуют малейшую несправедливосгь к себе, они способны «взорваться», хотя потом могут сожалеть об этом. Особенно часто реакция возникает в состоянии утомления. Аф­фекты подростков, в отличие от аффектов младших школьни­ков, более сильные и бурные.

Эмоциональная возбудимость подростка проявляется и в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущения. Он горячо реагирует на все (напри­мер, переживает вместе с героями кинофильмов).

Но, не обла­дая достаточным жизненным опытом и отличаясь повышенной эмоциональной возбудимостью, подростки легко могут попасть под дурное влияние, поскольку внешний эффект оказывает на них порой сильное влияние.

Эмоциональные переживания подростков, в отличие от пе­реживаний младших школьников, приобретают большую устойчивость. Подросток, как правило, не забывает обид учнте-

См.:Краковский А. П. О подростках. М., 1970, с. 11—18.

лю, которому нужно проявить очень много усилий, чтобы вос–становить потерянный авторитет.

Нередко чувства подростка бывают противоречивы. Так, подросток с жаром защищает своего друга и в то же время знает, что его нужно осудить.

Подросток может быть и вни­мательным, и грубым, обладать высоким чувством собственного достоинства и в то же время плакать от незаслуженной обиды, позабыв о своем достоинстве. Очень важно, чтобы эти проти­воречия разрешались в пользу положительных, общественно значимых чувств.

Например, у подростка не все получается в учебной, трудовой или общественной деятельности. В связи с этим у него возникают досада, раздражение, стремление все бросить.

Учитель должен быть чутким психологом, а иногда и пси­хотерапевтом. Только тогда он может помочь ученику преодолеть отрицательные эмоции и укрепить положительные.

Подросток более чутко, по сравнению с младшими школь­никами, относится к мнению коллектива. Он дорожит этим мнением, уважает его, руководствуется им. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка боль­ше затрагивает общественная оценка.

Он болезненнее и ост­рее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учи­теля. Поэтому очень важно иметь в классе здоровое обществен­ное мнение и уметь опереться на него. Подросток не прощаег оскорблений в присутствии одноклассников или других лиц.

Поэтому не следует упрекать, поучать, стыдить подростка при товарищах. Это может вызвать острый конфликт.

Иной характер, по сравнению с младшим школьным возра­стом, приобретает и дружба. Если младших школьников свя­зывают соседство, совместные игры, то в основе дружбы под­ростков лежит общность интересов, нравственных чувств и ка­честв личности. К дружбе они предъявляют довольно высокие требования.

От друга они требуют честности, верности и пре­данности. Но иногда дружба может принимать нежелательные формы. Взрослые должны знать, с кем дружит их ребенок, ка­кова основа дружбы, кто из ребят на кого и как влияет.

Ино­гда приходится прерывать дружбу, но делать это надо тактич­но, надо помочь подростку установить новые дружеские отно­шения, занять его интересным делом и т. д.

У подростка существенно возрастает чувство товарищества, также имеющее большое значение в формировании личности. Но, как и дружба, это чувство может принимать неправильные формы.

Довольно широко распространено ложное товарищест­во, когда в классе существует круговая порука и одни учащие­ся скрывают поступки других.

Поэтому задача воспитателей и учителей воспитывать у подростков подлинно товарищеские отношения.

В советской школе ведется большая работа по формирова-

15»

p'«n у учащихся гражданских чувств советского патриотизма, интсгну-щонализма, гордости за наши успехи и осознания на­ших трудностей, стремления их преодолеть, принести пользу другим людям.

§ 3. ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКА

Учение для подростка, как и для младшего школьника, является главным видом деятельности. И от того, как учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, ста­новление его как гражданина.

В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые мо­жет и должен опереться педагог. Последние, как отмечает А. К. Маркова', заключаются в избирательной готовности, в повышенной восприимчивости {сензитивности) к тем или иным сторонам обучения.

Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, кото­рые делают его взрослым в собственных глазах. Его превлска-ют самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы.

Беда же подростка состоит в том, что эту готовность он еще не у:'

Источник: https://studopedia.org/3-154362.html

Medic-studio
Добавить комментарий