59. Формирование Я-концепции в подростковом возрасте.

3.4.1.3. Формирование я-концепции в подростковом возрасте

59. Формирование Я-концепции в подростковом возрасте.

особенностьподростка – личностнаянестабильность .Важнейшим моментом в характеристикеподростка, его новой социальной позицииявляется осознание своего «Я», которое,согласно У. Джеймсу ( W .  James , 1991),включает:

•   Я-концепты,т. е. представление человека особственных физических, социальных ипсихологических характеристиках(У. Джеймс относит эти представленияк « M e»);

•   персональнуюидентичность, т. е. представления оличностных изменениях, отличиях отдругих людей, о тех характеристиках,которые позволяют личности действоватьнезависимо. В основе развития персональнойидентичности лежит развитие ясных,реалистичных и интегративных представленийо себе, которые должны сложится к концуподросткового возраста.

В подростковомвозрасте формируетсяЯ-концепция –система внутренне согласованныхпредставлений о себе, образов «Я»,включающая три составляющие:

•   когнитивную– образ «Я», или знания о себе;

•   аффективную,связанную с отношением к себе и отдельнымсвоим качествам – самооценку (совокупностьчастных самооценок определяется какпринятие себя);

•   поведенческиереакции, вызванные образом «Я» исамоотношением.

С. Хартер (S. Harter,1990) описала следующие изменения вкогнитивном компоненте Я-концепции,происходящие в конце подростковоговозраста:

•  Представленияо себе становятся более абстрактными.Так, отвечая на вопрос «Кто я?», младшиеподростки используют в основномконкретные характеристики (рост,внешность, принадлежность к группе,простые эмоции – радость, грусть ит. д.), старшие подростки – интегральныехарактеристики (желания, мотивация,интегративные чувства).

•   Я-концепциястановится более дифференцированной.Младшие подростки описывают себя какносителей большего числа социальныхролей, нежели дети.

Старшие подросткиначинают видеть себя в каждой социальнойроли в разных ипостасях. Подростокосознает, что ведет себя с различнымилюдьми по-разному, однако еще не понимаетпричин такого поведения. По мнениюС.

 Хартер, в этом непонимании кроютсяпричины наибольшего беспокойства у14–15 летних подростков.

•   Развиваетсяидеальное и воображаемое «Я». В томслучае, если у подростка существуютзначительные различия между реальными идеальным «Я», он чувствует себянесчастным, возможны разочарования всебе, даже депрессия. Расхождения междуреальным и идеальным «Я» особенно великив 14–15 лет, так как идеальное «Я» в этигоды часто преувеличено.

•   Подростокстановится все более интроспективным.Возрастает интерес к внешнему виду, таккак, по мнению подростка, «каждый смотритна меня». Подростки видят себя весьмаотличающимися от других людей и неверят, что кто-либо может понять их.

Развитие самосознанияи самоотношения – это сложный и длительныйпроцесс, сопровождающийся у подросткацелой гаммой специфических переживаний(часто внутренне конфликтных): подросткамсвойственны смены настроений,неуравновешенность, иногда подавленность.

Примерно в 11–12лет возникает интерес к своему внутреннемумиру. Подростокоткрывает для себя свой внутренниймир. Происходит постепенное усложнениеи углубление самопознания. Важнейшейособенностью личности становитсябыстрое развитиесамосознания посредством рефлексии насебя.

Подросток – ещене цельная зрелая личность. Отдельныеего черты диссоциируют, сочетание разныхобразов «Я» негармонично.

Д. И. Фельдштейн(1989) отмечает углубление кризисасамооценки у подростков, что проявляетсяв преобладании негативной самооценки.Часто самооценка подростка оказываетсявнутренне противоречивой: сознательноон воспринимает себя как личностьзначительную, даже исключительную,ставит себя выше других людей; вместес тем его одолевают сомнения, которыеон старается не допустить в сознание.

Таблица 43

Основныенаправления развития личности вподростничестве

В конце подростковоговозраста, на границе с ранней юностью,представленияо себе стабилизируются и образуютцелостную систему –Я-концепцию.

В подростничествеформируется чувствовзрослости –особая форма самосознания. Чувствовзрослости у подростка – специфическоеновообразование самосознания, стержневаяособенность личности, ее структурныйцент.

Это чувство выражает новую жизненнуюпозицию подростка по отношению к себе,людям и миру, определяет специфическоенаправление и содержание его социальнойактивности, систему новых стремленийи аффективных реакций.

Специфическаясоциальная активность проявляется вбольшей восприимчивости к усвоениюнорм, ценностей и способов поведения,которые существуют в мире взрослых.

Выводы

1. Подростковыйвозраст обычно характеризуют какпереломный, переходный, критический.Подростковый возраст – трудный периодполового созревания и психологическоговзросления ребенка.

2. В самосознаниипроисходят значительные изменения:появляется чувство взрослости – ощущениесебя взрослым человеком, центральноеновообразование младшего подростковоговозраста. Возникает страстное желаниеесли не быть, то хотя бы казаться исчитаться взрослым.

3. Кроме стремленияк эмансипации, подростку присуща сильнаяпотребность в общении со сверстниками.Ведущей деятельностью в этот периодстановится интимно-личностное общение.

4. По выражениюЛ. С. Выготского, «в структуреличности подростка нет ничего устойчивого,окончательного, неподвижного» (1980).Личностная нестабильность порождаетпротиворечивые желания и поступки:подростки стремятся во всем походитьна сверстников и пытаются выделитьсяв группе, хотят заслужить уважение ибравируют недостатками, требуют верностии меняют друзей (И. Ю. Кулагина,1997).

5. Благодаряинтенсивному интеллектуальному развитиюпоявляется склонность к самоанализу;впервые становится возможнымсамовоспитание.

6. У подросткаскладываются разнообразные образы «Я»,первоначально изменчивые, подверженныевнешним влияниям, К концу периода ониинтегрируются в единое целое, образуяна границе ранней юности Я-концепцию –систему внутренне согласованныхпредставлений о себе, образов «Я»,которую можно считать центральнымновообразованием всего периода.

Вопросы изадания для самопроверки

1. А. Фрейдописывала особенности подростковоговозраста следующим образом: « Подросткиисключительно эгоистичны, считают себяцентром Вселенной и единственнымпредметом, достойным интереса, и в тоже время ни в один из последующих периодовсвоей жизни они не способны на такуюпреданность и самопожертвование.

Онивступают в страстные любовные отношения– лишь для того, чтобы оборвать их такжевнезапно, как и начали. С одной стороны,они с энтузиазмом включаются в жизньсообщества, а с другой — они охваченыстрастью к одиночеству. Они колеблютсямежду слепым подчинением избранномуими лидеру и вызывающим бунтом противлюбой и всяческой власти.

Они эгоистичныи материалистичны и в то же времяпреисполнены возвышенного идеализма.Они аскетичны, но внезапно погружаютсяв распущенность самого примитивногохарактера. Иногда их поведение поотношению к другим людям грубо ибесцеремонно, хотя сами они неимоверноранимы. Их настроение колеблется междусияющим оптимизмом и самым мрачнымпессимизмом.

Иногда они трудятся с неиссякающим энтузиазмом, а иногдамедлительны и апатичны» . Какуюособенность личности подростка обсуждаетА. Фрейд в этом описании? Обоснуйтесвой ответ.

2. Наблюдали лиВы подобные личностные тенденции средиподростков? Приведите примеры.

3. Что такое«чувство взрослости»? Как проявляетсячувство взрослости у подростка?

4. Как происходитстановление Я-концепции в подростковомвозрасте?

Темы длярефератов

1. Психологическиетеории подросткового возраста

2. Деперсонализация:потеря личной идентичности.

3. Проблемасохранения идентичности: анализ развитияконцепций детской самотождественности.

Литературадля аннотирования

1. Кле М. Психологияподростка: Пер. с франц. – М.: Педагогика,1991. – Пер. изд.: Бельгия, 1986. – 176 с.

2. Кон И. С.Психология старшеклассника: Пособиедля учителей. – М.: Просвещение, 1980. –С. 55–73.

3. Кулагина И. Ю.Возрастная психология (Развитие ребенкаот рождения до 17 лет): Учеб. пособие. –М.: Изд-во УРАО, 1997. – С. 140–161.

4. SimmonsG. R. Self-esteem in adolescence // Self and identity:Perspectives across the lifespan / Ed. by T. Honess and K.Yardley. – L.; N.-Y., 1987. – Р. 172–192.

3. Rosenberg M. Depers оnalisation: the loss of personal identity // Self and identity:Perspectives across the lifespan / Ed. by T. Honess, K. Yardley. –L.; N.-Y., 1987. – Р. 193–205.

4. HonessТ., Adwards А. Qualitive and case-stady research with adolescents // Self andidentity: Perspectives across the lifespan / Ed. by T. Honess, K.Yardley. – L.; N.-Y., 1987.

Источник: https://studfile.net/preview/5375426/page:54/

Особенности Я-концепции у подростков

59. Формирование Я-концепции в подростковом возрасте.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Юридической психологии

Кафедра клинической и судебной психологии

Реферат

Особенности Я-концепции у подростков

Москва 2014

Оглавление

Введение

Подростковый возраст один из наиболее сложных периодов в жизни человека и отличается своей непредсказуемостью и изменениями, благодаря которым формируется личность. На данном этапе начинает интенсивно проявляться потребность в самоуважении. Та система отношений, которая сложилась еще с детства, становится для подростка неприемлемой.

Наиболее важным изменениям подвергается сфера самосознания, закладывающая фундамент для дальнейшего развития и становления подростка как личности. Подростковый возраст это время становления собственного «Я», осознания собственной особенности и неповторимости, способности к самосознанию и самоотношению.

Именно таким долгим путем у подростка формируется своя Я-концепция.

Я-концепция – это то, что человек может сказать о себе. Эти представления формируются различными способами, которые меняются в течение жизни. От них зависит то, как подросток будет вести себя с окружающими и, как вообще будет складываться его жизнь.

При успешной адаптации подростки имеют высокие показатели самооценки, они в целом удовлетворены осознанием образа своего тела и внешности и имеют благоприятные социальные и семейные отношения.

Понятие Я-концепции

Понятие Я-концепции было введено американским психологом и философом У. Джеймсом в конце XIX века. Отечественная психология известна такими именами, как Д. А. Леонтьев, И.С. Кон, Б.Г. Ананьев, В. В. Столин, А. А. Реан, которые изучали проблему становления и развития Я-концепции.

Понятие Я-концепции является единым и целым отображением личности индивида, объединяя ее с субъективной духовной стороной. Другими словами это то, что субъект думает, чувствует по отношению к себе, что ему известно о самом себе, каким он себя видит. С точки зрения современных научных подходов понятие Я-концепции предстает как компонент личности или как отношение подростка самого к себе.

Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркивают три главных её элемента, её три психологические составляющие:

    • Образ Я – представление субъекта о самом себе, оценка собственных чувств и качеств;
    • Самооценка – эмоциональная оценка этих представлений; отличается различной интенсивностью и направленностью;
    • Потенциальная поведенческая реакция – те действия, которые могут быть возбуждены образом Я и самооценкой.

Самовосприятие и самооценка существуют благодаря познанию собственного тела, способностей, социальных отношений и других личностных проявлений.

А. В.

Захарова определяет понятие Я-концепции как сложное образование, характеризующиеся асинхронностью формирования компонентов ее структуры, форм и видов, показателями, за которыми лежит разноплановость их становления, обеспечивающая вариативность их проявлений. Также это формирование включено в возрастные и индивидуальные особенности, связана с различными феноменами развития личности, тем самым формируя и направляя ее.

Факторы, влияющие на развитие Я-концепции

Изучение Я-концепции направлено в первую очередь на особенности того или иного возраста. Однако такие параметры, как роль значимых других и роль семейных отношений, сопровождают развитие Я-концепции на протяжении всех возрастных периодов.

Значимые другие – термин предложил Дж. Мид. Согласное его теории значимые другие это те, кто принципиально отличен от самого ребенка. Одни из них занимают важное место в жизни и воспитании подростка, их мнение весьма влиятельно (например, родители, сестры, братья).

Степень этого воздействия обусловлена интенсивностью привязанности, развития межличностных отношений. Подросток для получения психологического опыта и формирования Я-концепции ищет себе среди значимых других такой образ, какой соответствовал бы его собственным индивидуальным особенностям.

Этот образ им высоко ценится, т.к. таким образом он отображает свою значимость.

Родители одни из первых значимых других в жизни ребенка, это становится понятно еще в раннем детстве. Затем к ним присоединяются учителя и сверстники.

Роль семейных отношений также является важным фактором развития Я-концепции:

    1. Во-первых, это объясняется тем, что родители это главные и самые первые значимые другие для подростка, а значит важны для развития представлений о самом себе;
    2. Во-вторых, родители могут влиять на развитие Я-концепции своего ребенка.

Особенности Я-концепции в подростковом возрасте

На данном возрастном этапе особую роль принято относить сфере самосознания: этот компонент личности имеет огромное влияние на развитие и становление подростка как личности. Сознание, пройдя через сложный путь становления, закладывает фундамент для образования самосознания.

В этом заключается уникальность структуры характера, его целостности и равновесия. Самосознание в подростковом возрасте интенсивно развивается, молодые люди способны самостоятельно выделять эталоны самооценивания и самоотношения.

Внутренний мир подростка становится более открытым для них самих, тем самым открываются новые возможности для его изучения.

Построение поведения подростков также отвечает требованиям Я-концепции. Так, постепенно молодой человек меняет устаревшую ориентировку внешних оценок на внутреннюю. К нему постепенно приходит осознание собственной уникальности, особенности и неповторимости. В таком русле формируется Я-концепция с точки зрения построения поведения.

На данном этапе развития каждый подросток имеет дело с рядом проблем. Эриксон отмечает, что ребенок может столкнуться с неоднозначной проблемой, решение которой не всегда становится простым процессом. Этот вопрос можно огласить как возникновение «любви и ревности» к родителям. То, каким будет ответ на такую реакцию, зависит поиск предмета любви среди сверстников.

Однако, обозначенная проблема далеко не единственная. Эриксон замечает, что жизнь подростка далеко не тихий «брод», который возможно пройти, не окунувшись полностью в него.

Кардинальные изменения в физической и психической жизни очерчены новыми ощущениями и желаниями, возникающие в процессе созревания. Подросток так ищет новые подходы к своей жизни, оценивая то и дело возникающие различные взгляды на жизнь.

Именно поэтому для психики подростка очень важно значение мыслей других людей, а также свое собственное мнение о себе.

Фантазируя таким образом молодые люди мысленно строят идеал семьи и общества, отмечая все до мельчайшей подробности и проигрывая ни один сценарий. Их мысли находят оправдание в том, что именно так выглядит идеал и что его создание в реальной жизни не составит огромного труда.

В процессе психосоциальной идентификации перед подростком встает задача осмысления и координирования сведений о самом себе. Точное понимание своей роли дает верное направление в будущее. От этого зависит то, насколько правильно он выбрал свой жизненный путь. Верность этого выбора также увеличивает шансы на идентификацию.

Одним из новообразований подросткового периода является самооценка. Многие авторы склоняются к тому, что самооценка, несомненно, часть личности подростка и ее реальное действие относится к подростковому периоду.

По своему характеру самооценка имеет тенденцию к неустойчивости, ситуативности, уязвимости, что больше отражает младший подростковый возраст. И, напротив, для старшего подросткового периода характерна ее большая устойчивость. По мере взросления, самосознание ребенка становится все более определенным.

Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.

Являясь центральным образованием в  личности подростка, самооценка определяет, насколько подросток способен социально адаптироваться, регулировать свое поведение и деятельность. Умение оценивать самого себя является крайне важным в системе отношений человека к миру.

Качества личности молодого человека определяются различными факторами. Адекватный уровень самооценки позволяет достигнуть уверенности в себе, настойчивости, критичности или наоборот избавиться от нежелательных результатов.

Также адекватный уровень самооценки открывает перед подростком множество привилегий: активная жизненная позиция, занятость в различных видах деятельности, расширение межличностных контактов.

К тому же, адекватность самооценки определяет и высокий уровень школьной успеваемости.

Напротив, завышение или крайняя неадекватность самооценки сильно ограничивает возможности подростка во многих видах деятельности. Уменьшается их значимость и содержание.

Агрессия в данном случае проявляется крайними точками самоопределения: либо крайне положительной, либо крайне отрицательной.

Также таким подросткам свойственна повышенная тревожность, общественный страх, эгоцентризм, затруднения перед сложными жизненными ситуациями.

И, наконец, заниженная самооценка может говорить о развитии у подростка депрессивных состояний. Это возможно выявить на ранних этапах, поскольку способность к самооценке у ребенка развивается примерно с восьми лет.

Однако для молодого человека, проходящего период становления самоопределения, важно не только умение самооценивания, но и возможность оценки другого человека, не менее важного для него.

В этом плане весьма важно то, что физический облик других людей имеет весомую значимость в восприятии самого себя: глядя на окружающих, подросток понимает себя и воспринимает таким, какой он есть.

Сначала он осмысливает лишь внешние, физические характеристики, затем, в процессе дальнейшего взаимодействия, раскрываются и личностные особенности или другие скрытые свойства.

В процессе множественных экспериментов было установлено, что восприятие в сознании подростка физического облика другого человека со временем переносится на восприятие им самого себя.

Так, значение внешнего вида и физических черт оказывают наибольшее влияние на мнение ребенка относительно собственного физического развития. А именно соответствует ли его внешний облик стандартам, принятым в группе его сверстников.

Такое поведение определяется фактором социального признания.

Таким образом, личность подростка постепенно приобретает черты, свойственные взрослому, созревшему человеку. Формируются различные качества личности, необходимые в процессе межличностных взаимоотношений или для некой деятельности. Все это также обусловлено осознанием особенностей внешности как своей, так и окружающих.

Список литературы

  1. Захарова А. В. : Структурно-динамическая модель самооценки 89'1 с.5
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.
  3. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983. 285 с.
  4. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. 142 с.
  5. Бодалев А. А. Субъективная значимость другого человека и определяющие ее факторы // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1985. № 2. С. 13—17.

Источник: https://student.zoomru.ru/psih/osobennosti-yakoncepcii-u-podrostkov/277141.3204035.s1.html

Исследование психолого-педагогического формирования «Я-концепции» учащихся в старшем подростковом возрасте

59. Формирование Я-концепции в подростковом возрасте.

Аннотация: Статья посвящена изучению проблемы формирования «Я – концепции» учащихся в старшем подростковом возрасте; показано, что «Я-концепция» оказывает решающее влияние на развитие целостной гармоничной личности подростка в социуме, его общение и поведение; представлены результаты исследования уровня «Я-концепции» у старших подростков.
Ключевые слова: «Я-концепция», формирование «Я-концепции», личность старшего подростка, самоотношение.

Проблема становления «Я – концепции» обнаруживает себя в подростковом возрасте, когда вопросы осмысления собственного Я и его взаимодействия с миром приобретают новое звучание.

Актуальными в этом возрасте становятся изменения в физическом и когнитивном развитии, возникновение чувства взрослости, развитие рефлексии и на ее основе самосознания; формирование самоопределения, новой системы эмоционально-оценочного отношения к себе и окружающим.

Изменяется сфера общения подростка, совершенствуются способы и навыки его коммуникативной деятельности, выстраиваются жизненные перспективы (В.И. Долгова [1], Р. Бернс [2], Л.А. Беляева [3], Н.И. Евсикова [4], В.В. Столин [5]).

«Я – концепция» – это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний [6].

Каждый из элементов «Я – концепции» может существовать в трех модальностях: Я – реальное: представление индивида о том, каков он есть на самом деле; Я – зеркальное (социальное): представление индивида о том, как его видят другие люди; Я – идеальное: представление индивида о том, каким бы он хотел быть [7].

Наиболее перспективным в современной психологии является рассмотрение самоотношения как непосредственной представленности в сознании личностного смысла «Я».

Здесь самоотношение не базируется на оценке социальной желательности воспринимаемой в себе черты, и не является прямым следствием знания о себе, хотя феноменологически выводимо из него.

В основу такого подхода положена идея о том, что в основании самоотношения лежит оценка личностью своего «Я», собственных черт по отношению к мотивам, которые выражают ее потребность в самореализации [8].

«Я – концепция» становится значимым и определяющим в развитии личности. Очевидно, что вопросы “Кто Я?”, “Кто Я для других?”, “Каким бы Я хотел быть?” в той или иной форме, прямо или косвенно задает себе любой подросток, и поиск ответов на эти вопросы продолжается на протяжении многих лет, прежде чем сформируется более или менее устойчивое представление о собственной личности [9].

Психологическим приобретением старшего подросткового возраста является открытие своего внутреннего мира. Для подростка сосредоточением субъективного опыта является он сам.

Внешний (физический) мир воспринимается только лишь как одна из возможностей  получения такого опыта.

На первый план старших подростков выходит вопрос: «…каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от других и насколько он похож или близок к своему идеалу?».

Становление «Я – концепции» – это сложный непрерывный процесс, в ходе которого изменяются, претерпевают определенную динамику его структурные и процессуальные компоненты.

Повышается устойчивость самоотношения в целом и его компонентов в частности, осуществляется их интеграция в единую целостную систему.

Отсюда следует, что формирование «Я – концепции» является важным именно в подростковом периоде, ибо этот возрастной этап наиболее сенситивен для развития психологического феномена самоотношения в целостной структуре личности. [10].

В. И. Долгова отмечает, что формирование — это объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.

Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта.

В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни — об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр. Формирование – процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности [11, 12].

Формирование «Я – концепции» в старшем подростковом возрасте, это сложный процесс, который напрямую зависит от условий социального развития подростка, его жизненного опыта, характера взаимодействий со сверстниками и взрослыми, системой морально-нравственных установок.

Для осуществления экспериментального исследования мы применяли следующие методики:

  1. «Опросник самоотношения» С.Р. Пантелеева и В.В. Столина. Цель: позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: глобальное самоотношение, самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе, уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я»;
  2. «Кто Я?» М.Кун и Т. Макпартленд. Цель: используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией.;
  3. «Изучения самооценки» Дембо – Рубинштейн. Цель: определить уровень самооценки личности [11].

Исследование проводилось в Гимназии №1 г. Челябинска, в нем приняли участие учащиеся 9 класса, 20 человек, из них 11 девочек, 9 мальчиков, в возрасте от 14 -15 лет.

Обсудим результаты исследования.

Результаты когнитивного компонента формирования «Я-концепции» учащихся старшего подросткового возраста по методике: «опросник самоотношения» С.Р. Пантелеев и В.В. Столин. В ходе обработки данных были получены следующие результаты, которые изображены на диаграмме, представленной на рис. 1.

Рис. 1. Результаты когнитивного компонента формирования «Я-концепции» учащихся старшего подросткового возраста по методике: «опросник самоотношения» С.Р. Пантелеев и В.В. Столин 

Проведенный анализ когнитивного компонента у подростков показал что:

Высокий уровень: интегральная – 4 человек (20%), самоинтересов – 5 человек (22%), саморуководство – 7 человек (34%), самоинтереса – 9 человек (42%), самопонимания – 7 человек (34%) означает, что подросток может не адекватно соотносить свои достоинства и недостатки, завышая свои возможности.

Средний уровень: самоинтересов – 6 человек (32%), саморуководство – 8 человек (46%), самоинтереса – 8 человек (41%), самопонимания – 7 человек (34%), интегральная – 6 человек (30%) означает, что подросток в адекватной мере принимает себя, свои возможности, удовлетворен собой.

Низкий уровень: самоинтересов – 9 человек (46%), саморуководство – 5 человек (20%), самоинтереса – 3 человек (17%), самопонимания – 6 человек (32%), интегральная – 10 человек (50%) означает, что у подростка рефлексивно-критичное отношение к себе, отмечается заниженное восприятие своих достоинств и недостатков.

Анализ рис.

1 показал, что все показатели когнитивного компонента самоотношения выражены на уровнях высоком и низком (уровни показателей попадают в диапазоны: высокий (20% до 42%) и низкий (17% до 47%), это говорит о том, что у подростков не в достаточной мере сформированы представления об основных закономерностях психолого – педагогических знаний о сущности и особенностях формирования позитивного соотношения. Что свидетельствует о создании программы формирования позитивного самоотношения у подростков.

Результаты эмоционального компонента формирования «Я-концепции» учащихся старшего подросткового возраста по методике: «Кто Я» М. Куни и Т. Макпартленд. В ходе обработки данных были получены следующие результаты, которые изображены на диаграмме, представленной на рис. 2.

Рис. 2. Показатели эмоционального компонента формирования «Я-концепции» учащихся старшего подросткового возраста

 Проведенный анализ эмоционального компонента у подростков показал, что:

Высокий уровень: самоуважения – 8 человек (40%), аутосимпатия – 5 человек (25%), самообвинение – 6 человек (32%), самооценка 10 человек (48%), реалистичное представление о себе – 3 человек (12%) означает, что у подростка завышенное уважение к себе

Средний уровень: самоуважения – 9 человек (46%), аутосимпатия – 8 человек (36%), самообвинение – 5 человек (25%), самооценка 6 человек (27%), реалистичное представление о себе 1 человек (3%) означает, что у подростка адекватное восприятие эмоционального состояния личности.

Низкий уровень: самоуважения- 3 человек (14%), аутосимпатия – 7 человек (39%), самообвинение – 9 человек (43%), самооценка 4 человек (25%), реалистичное представление о себе – 16 человек (85%) означает, что у подростка занижено самоуважение, заниженное восприятие эмоционального состояния личности.

В процессе анализа было вывлено, что все показатели эмоционального компонента самоотношения выражены на уровнях высоком и низком (уровни показателей попадают в диапазоны: высокий (12% до 48%) и низкий (3% до 44%)), что говорит о том, что у подростков не в достаточной мере сформированы представления об эмоционально – волевых особенностях и состоянии личности. Что свидетельствует о создании программы формирования позитивного самоотношения у подростков.

Результаты поведенческого компонента формирования «Я-концепции» учащихся старшего подросткового возраста по методике «Изучение самоотношения» Дембо – Рубинштейн. В ходе обработки данных были получены следующие результаты, которые изображены на диаграмме, представленной на рис. 3.

Рис. 3. Показатели поведенческого компонента формирования «Я-концепции» учащихся старшего подросткового возраста 

Проведенный анализ поведенческого компонента у подростков показал, что:

Высокий уровень: ожидаемое отношение от других – 0 человек (0%), самоуверенность – 5 человек (27%), отношение других – 3 человек (15%), самопринятие – 6 человек (29%) означает, что у подростка завышена область действий моделей поведения.

Средний уровень: ожидаемое отношение от других – 9 человек (44%), самоуверенность – 11 человек (54%), отношение других – 7 человек (37%), самопринятие – 10 человек (49%) означает, что у подростка адекватное принятие себя как личности.

Низкий уровень: ожидаемое отношение от других – 11 человек (56%), самоуверенность – 4 человек (20%), отношение других – 10 человек (49%), самопринятие – 4 человек (22%) означает, что у подростка занижена область действий моделей поведения.

Анализируя рис.

3, отметим, что все показатели поведенческого компонента самоотношения выражены на уровнях высоком и низком (уровни показателей попадают в диапазоны: высокий (0% до 29%) и низкий (20% до 56%), что говорит о том, что у подростков не в достаточной мере сформирована область действий, моделей поведения личности. Что свидетельствует о создании программы формирования позитивного самоотношения у подростков.

Выводы:

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что все показатели когнитивного, эмоционально и поведенческого компонента выражены на уровнях высоком и низком, что свидетельствует, что у подростков в недостаточной мере сформированы представления о закономерностях психолого – педагогических знаний, эмоционально – волевых особенностях и состояния личности и области действий моделей поведения.

Таким образом, за время проживания ребенком подросткового возраста «Я-концепция» преодолевает значительные изменения.

Происходит его усложнение, повышается устойчивость отношения к себе в целом и его компонентов в частности, осуществляется их интеграция в единую целостную систему.

Приоритетным, по мнению исследователей, является тот факт, что в подростковом возрасте «Я – концепция» интенсивно формируется и систематизируется.

Становление «Я – концепции» – это сложный непрерывный процесс, в ходе которого изменяются, претерпевают определенную динамику его структурные и процессуальные компоненты. Отсюда следует, что изучение «Я – концепции» является важным именно в подростковом периоде, ибо этот возрастной этап наиболее сенситивен для развития психологического феномена «Я – концепции» в целостной структуре личности.

 Ссылки на источники 

  1. Долгова В.И., Ордина И.П. Формирование позитивной я-концепции старших школьников // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2012. – № 4 (24). – С. 63-65.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. – М.: “Прогресс”, 2010. – С. 263.
  3. Беляева Л.А. Построение “Я-Концепции” как важнейшее условие профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: МГППУ // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. – № 91. – С. 80.
  4. Евсикова Н.И. Особенности самоотношения подростков, обучающихся в традиционной и вальдорорфской школах // Вопросы психологии. – 2008. – № 6. – С. 38-40.
  5. Столин В.В. Самосознание личности. — М.: Издательство Московского Университета. – 2009. – 284 с.
  6. Дьяченко О.М. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Как развивается подросток?: о чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с.
  7. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 2010. – 22 с.
  8. Долгова В.И., Ордина И.П. Я-концепция одаренных старшеклассников (монография). – Бишкек: Изд-во “ДЭЦ”, 2012. – 155 с.
  9. Колядин А.П. Подходы к изучению «Я-концепции» в психологической науке. – М.: Флинта // Серия «Гуманитарные науки». — 2010. — № 1. – С. 45- 50.
  10. 10. Сидоров  К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, – 2011, – №3, С. 157.
  11. Долгова В.И. Напримеров А.А., Латюшин Я.В. Формирование эмоциональной устойчивости  – СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 167 с.
  12. Долгова В.И., Долгов П.Т., Латюшин Я.В. Волонтеру-консультанту антинаркотических программ: монография. – Челябинск: ГОУ ВПО «ЧГПУ»; М.: МГОУ, 2005. – 308 с

Источник: https://e-koncept.ru/2015/95051.htm

1.4. Особенности я-концепции в подростковом возрасте

59. Формирование Я-концепции в подростковом возрасте.

Наиболееважным отличительным признакомподросткового периода являются

фундаментальныеизменения в сфере его самосознания,которые имеют

кардинальноезначение для всего последующего развитияи становления подростка

какличности. Именно в этот период, согласномнению одного из крупнейших

отечественныхпсихологов Б.Г.Ананьева, сознание, пройдячерез многие объекты

отношений,само становится объектом самосознанияи, завершая структуру

характера,обеспечивает его целостность, способствуетобразованию и

стабилизацииличности (Ананьев Б. Г.,1980, с.89).

Вподростковом возрасте у молодых людейактивно формируется самосознание,

вырабатываетсясобственная независимая система эталоновсамооценивания и

самоотношения,все более развиваются способностипроникновения в свой

собственныймир.

Вэтом возрасте подросток начинаетосознавать свою особенность и

неповторимость,в его сознании происходит постепеннаяпереориентация с

внешнихоценок (преимущественно родительских)на внутренние. Таким образом,

постепенноу подростка формируется своя Я-концепция,которая способствует

дальнейшему,осознанному или неосознанному, построениюповедения молодого

человека.

Кризисподросткового возраста. Идентификацияличности и путаница ролей.

Припереходе в пятую стадию своего развития(12-18 лет) ребенок сталкивается,

какутверждает классический психоанализ,с пробуждением «любви и ревности» к

родителям.Успешное решение этой проблемы зависитот того, найдет ли он

предметлюбви в собственном поколении.

Эриксонне отрицает возникновения этой проблемыу подростков, но указывает,

чтосуществуют и другие. Подросток созреваетфизиологически и психически, и в

добавлениек новым ощущениям и желаниям, которыепоявляются в результате

этогосозревания, у него развиваются новыевзгляды на вещи, новый подход к

жизни.Так, важное место в новых особенностяхпсихики подростка занимает его

интереск мыслям других людей, к тому, что онисами о себе думают.

Подросткимогут создавать себе мысленный идеалсемьи, религии, общества, по

сравнениюс которым проигрывают далеко несовершенные,но реально существующие

семьи,религии и общества. Подросток способенвырабатывать или перенимать

теориии мировоззрения, которые сулят примиритьвсе противоречия и создать

гармоническоецелое. Короче говоря, подросток – этонетерпеливый идеалист,

полагающий,что создать идеал на практике не труднее,чем вообразить его в

теории.

Эриксонсчитает, что возникающий в этот периодпараметр связи с окружающим

колеблетсямежду положительным полюсом идентификации«Я» и отрицательным

полюсомпутаницы ролей. Иначе говоря, передподростком, обретшим способность

кобобщениям, встает задача объединитьвсе, что он знает о самом себе как о

школьнике,сыне, спортсмене, друге, бойскауте и такдалее. Все эти роли он

долженсобрать в единое целое, осмыслить,связать с прошлым и спроецировать

будущее.Если молодой человек успешно справитсяс этой задачей –

психосоциальнойидентификацией, то у него появитсяощущение того, кто он

есть,где находится и куда идет.

Вотличие от предыдущих стадий возрастногоразвития, где родители более или

менеемогли воздействовать на течение и исходкризисов развития ребенка,

теперьже влияние их оказывается гораздо болеекосвенным. Если благодаря

родителямподросток уже выработал доверие,самостоятельность,

предприимчивостьи умелость, его шансы на идентификацию,то есть на опознание

собственнойиндивидуальности, значительноувеличиваются ( Реан

А.А.,2001,с.358).

Развитиесамооценки в подростковом возрасте.

Несмотряна имеющиеся многочисленные исследованиясамооценки в детском

возрасте,некоторые исследователи склонны считатьее новообразованием

подростковогопериода. Они утверждают, что самооценкаявляется довольно

позднимобразованием и начало ее реальногодействия нередко датируется лишь

подростковымвозрастом. Исследователи единодушны вописаниях особенностей

самооценки детей этого возраста, отмечая ееситуативность, неустойчивость,

подверженностьвнешним воздействиям в младшемподростковом возрасте и большую

устойчивость,многосторонность охвата различных сфержизнедеятельности в

старшемподростковом возрасте.

С.Л.Рубинштейн,характеризуя процесс развития самосознанияу подростков,

проводитего через ряд ступеней – от наивногоневедения в отношении себя к

всеболее определенной и иногда резкоколеблющейся самооценке.

Впроцессе развития самосознания центрвнимания подростков все более

переноситсяот внешней стороны личности к еевнутренней стороне, от более или

менееслучайных черт – к характеру в целом.С этим связаны осознание – иногда

преувеличенное– своего своеобразия и переход кдуховным, идеологическим

масштабамсамооценки. В результате человексамоопределяется как личность на

болеевысоком уровне (Рубинштейн С.Л.,1989,с.105).

Самооценкапредставляет собой центральноеобразование личности. Она в

значительнойстепени определяет социальную адаптациюличности, является

регуляторомее поведения и деятельности. Хотя,конечно, следует отдавать себе

отчетв том, что самооценка не есть нечтоданное, изначально присущее

личности.Само формирование самооценки происходитв процессе деятельности и

межличностноговзаимодействия. Социум в значительнойстепени влияет на

формированиесамооценки личности. Отношение человекак самому себе является

наиболеепоздним образованием в системе отношенийчеловека к миру. Но,

несмотряна это (а может быть, именно благодаряэтому), в структуре отношений

личностисамооценке принадлежит особое место(Реан А.А.,2001,с.359).

Адекватностьсамооценки.

Многиеисследователи отмечают постепенноеувеличение адекватности самооценки

вподростковом возрасте. Р.Бернс объясняетэто тем, что подростки оценивают

себяниже по тем показателям, которыепредставляются им самим важными, и это

снижениеуказывает на их больший реализм, в товремя как детям свойственно

завышатьоценку собственных качеств (БернсР.,1986, с. 120).

В.Кваде,В.П.Трусов представили данные обиндикаторах различных типов

самооценкиподростков. Так, адекватную самооценку,по их мнению,

предсказываетдостоверно сильная ориентация подросткана будущую профессию и

высокаяучительская оценка выполнения нормморального поведения.

Завышеннуюсамооценку вызывает у подростка низкаяоценка его поведения

сверстниками,заниженную же самооценку – низкаяпсихологическая устойчивость

(КвадеВ., Трусов В.П., 1980,с.11).

Динамикасамооценки.

Наиболееочевидны изменения в содержательнойстороне самооценки подростков.

Этообъясняется тем, что именно в этотпериод, достаточно краткий по своей

продолжительности,наблюдается резкий переход отфрагментарного и

недостаточночеткого видения себя к относительнополной, всеобъемлющей Я-

концепции.Так, количество качеств, которые осознаетв себе старший

подросток,в два раза больше, чем у младших школьников.Старшеклассники при

оценкесебя уже способны охватить почти всестороны собственной личности – их

самооценкастановится все более обобщенной. Крометого, совершенствуются и их

сужденияотносительно своих недостатков.

Сужденияподростков о себе передают светлый фоних настроения, ощущение

радостибытия. Подростки раскрывают себя вкатегориях, отражающих их учебную

деятельность,любимые занятия, интересы, увлечения.Они ориентированы на

идеальнуюсамооценку, но разрыв между их реальнойи идеальной самооценкой для

многихиз них не является травмирующим.

Вразличных исследованиях подмечено, чтов содержании самооценки подростков

превалируютосновные моральные черты – доброта,честность, справедливость.

Довольновысокий уровень самокритичностиподростков позволяет им признавать в

себемного отрицательных качеств и осознаватьнеобходимость от них

избавиться.

Так,наиболее значимыми и хорошо осознаваемымикачествами своего «Я» для

юноши-старшеклассникавыступают коммуникативные, волевые иинтеллектуальные

качества,что позволяет рассматривать их какоснования ценностного отношения

подросткак себе. В таком случае познание себя,формирование самооценки,

самоуваженияосуществляется у него прежде всего подвлиянием тех людей из

кругаближайшего общения, которые понимаютсяим как носители именно этих

качеств,развитых на эталонном уровне.

самооценки девочек касается в большейстепени осознания и оценки

ихвзаимоотношений с другими людьми.

Динамикаоценочных суждений от подростковоговозраста к юношескому состоит в

том,что оценочные суждения подростков,определяемые ожидаемой оценкой со

сторонысверстников, направлены в первую очередьна нахождение ответа на

вопрос,каков он среди других, насколько онпохож на них.

Уюношей оценочные суждения, определяемыесобственным идеалом, направлены на

нахождениеответа на вопрос, каков он в глазахокружающих, насколько он

отличаетсяот них и насколько он близок к своемуидеалу.

Позжесамооценочные суждения молодых людейопределяются уже синтезом

различныхвидов оценок окружающих, результатамидеятельности и направлены на

поисксвоей значимости для других и для самогосебя (Реан А.А.,2001,с.361).

Физическийоблик и самооценка.

Вэтот возрастной период другой человекначинает занимать в жизни подростка

совершенноособое место. С этим связана спецификавосприятия подростками

физическогооблика других людей. И уже посредствомвосприятия и понимания

другогоподросток приходит к пониманию себя.При этом сохраняется та же

последовательность,что и в познании качеств другого, т.е.вначале выделяются

чистовнешние, физические характеристики,затем качества, связанные с

выполнениемкаких-либо видов деятельности и, наконец,личностные качества,

болеескрытые свойства внутреннего мира.

Экспериментальнодоказано, что восприятие физическогооблика другого человека

всознании подростка затем переноситсяи на восприятие подростком самого

себя.Так, именно в этот возрастной период,когда происходят важнейшие

преобразованияв организме, когда внешний облик подросткаи его физические

чертыначинают сильно волновать подростка,тогда соответствие физического

развитияребенка стандартам, принятым в группеего сверстников, становится

определяющимфактором в его социальном признании,положении в группе.

Осознаниеособенностей своей внешности такжевлияет на формирование у

подросткамногих важных качеств личности (например,уверенности в себе,

жизнерадостности,замкнутости, индивидуализма) (Реан А.А.,2001,с.362).

Характерсамооценки и качества личности.

Характерсамооценки подростков определяетформирование тех или иных качеств

личности.Например, адекватный ее уровеньспособствует формированию у

подросткауверенности в себе, самокритичности,настойчивости или излишней

самоуверенности,некритичности. Обнаруживается такжеопределенная связь

характерасамооценки с учебной и общественнойактивностью. Подростки с

адекватнойсамооценкой имеют более высокий уровеньуспеваемости, у них нет

резкихскачков успеваемости и наблюдаетсяболее высокий общественный и личный

статус.

Подросткис адекватной самооценкой имеют большоеполе интересов, активность

ихнаправлена на различные виды деятельности,а также на межличностные

контакты,которые умеренны и целесообразны,направлены на познание других и

себяв процессе общения.

Подросткис тенденцией к сильному завышениюсамооценки проявляют достаточную

ограниченностьв видах деятельности и большуюнаправленность на общение,

причеммалосодержательное.

Агрессивныеподростки характеризуются крайнейсамооценкой (либо максимально

положительной,либо максимально отрицательной),повышенной тревожностью,

страхомперед широкими социальными контактами,эгоцентризмом, неумением

находитьвыход из трудных ситуаций.

Данныемногочисленных исследований показывают,что подростки с низкой

самооценкойподвержены депрессивным тенденциям.Причем одни исследования

выявили,что низкая самооценка предшествуетдепрессивным реакциям или

являетсяих причиной, а другие – что депрессивныйаффект проявляется сначала,

азатем инкорпорируется в низкую самооценку.

Известно,что, начиная примерно с 8 лет, дети активнопроявляют способность к

оценкесвоей успешности в разных областях.Наиболее значимыми из них

оказываются пять критериев: школьная успеваемость,внешность, физические

способности,поведение и социальное принятие. Однаков подростковом возрасте

школьнаяуспеваемость и поведение становятсяважны для оценки родителей, а

тридругие – для сверстников (Реан А.А.,2001,с.363).

Врезультате анализа изученной литературымы определили понятие Я-концепции,

охарактеризовалиеё структурные компоненты (когнитивный,аффективный,

поведенческий)в соответствии с работой Р. Бернса«Развитие Я-концепции и

воспитание».При раскрытии содержания стадий развитияличности от рождения и

доподросткового возраста, мы опиралисьна теорию психосоциального развития

человекаЭ.Эриксона. Далее нами были выделеныфакторы, оказывающие

непосредственноевлияние на формирование Я-концепцииподростков, а именно:

поведениеродителей (стиль семейного воспитания),роль значимых других,

взаимосвязьсамооценки с социально-психологическимстатусом ребёнка, связь

самооценкис педагогической оценкой. Нами такжебыли рассмотрены некоторые

особенностиЯ-концепции в подростковом возрасте,которые мы учитывали при

созданиипрограммы тренинга личностного ростадля старших подростков.

Источник: https://studfile.net/preview/4518656/page:5/

Medic-studio
Добавить комментарий