6.1. Природа групп и их характеристика. Классификация групп

Природа социальных групп и их классификация

6.1. Природа групп и их характеристика. Классификация групп

Под социальной группой понимается совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности.

Понятие социальная группа является общесоциологическим, обобщающим сущностные характеристики коллективных субъектов общественных отношений, образовавшихся в результате исторической дифференциации общества как единого целого на отдельные структурные составляющие.

Понятие социальная группа является родовым по отношению к понятиям «класс», «социальный слой», «коллектив», «нация», а также по отношению к понятиям этнической, территориальной, религиозной и других общностей, так как фиксирует социальные различия, возникающие между отдельными совокупностями людей в процессе разделения труда и деятельности на основе отношения к средствам производства, власти, характера труда, профессии, образования, уровня и структуры доходов, пола, возраста, национальной принадлежности, места жительства, образа жизни и др.

Социологи конца XIX — начала XX в. (Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Ч. Кули, Ф. Теннис и др.

) предпринимают первые попытки создания социологической теории групп в виде двух концепций, в которых проблема группы решалась или путем соотнесения групповых процессов с индивидуальным поведением, или признанием существования некой «мистической групповой связи», имеющей независимую «реальность саму по себе».

Общегуманистический подход к обществу в современной социологии признает значимость всех социальных групп, поскольку различие в их положении приводит к разным интересам, согласование которых является основной целью социальной политики общества.

Социальная группа — это наиболее общее и специальное понятие социологии, означающее определенную совокупность людей, имеющих общие природные и социальные признаки, объединенных общими интересами, ценностями, нормами и традициями.

Социальные группы в отличие от массовых общностей характеризуются: 1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени; 2)относительно высокой степенью сплоченности; 3) отчетливо выраженной однородностью состава, т.е. наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу; 4) вхождением в более широкие общности в качестве структурных элементов.

В социологии существует множество классификаций социальных групп по различным классификационным критериям. В зависимости от плотности, формы осуществления связей и взаимодействий составляющих их членов, функциональной роли различают первичные и вторичные, малые и большие, формальные и неформальные, референтные и т.д. социальные группы.

Важнейшую роль в социальной жизни и в жизни каждого индивида играют первичные социальные группы.

Первичная группа социальная общность, отличающаяся высоким уровнем эмоциональной близости и социальной солидарности.

Характерными признаками первичной социальной группы являются: 1) малочисленный состав; 2) пространственная близость членов; 3) длительность существования; 4) общность групповых ценностей, норм и образцов поведения; 5) добровольность вступления в группу; 6) неформальный контроль за поведением членов.

Вторичная социальная группа — социальная общность, социальная связь и взаимодействие в которой носят обезличенный, утилитарный и функциональный характер. Первичная группа всегда ориентируется на взаимосвязи между ее членами, в то время как вторичная группа ориентирована на цель.

В этих группах индивидуально неповторимые черты личности не имеют особого значения, а больше ценится умение выполнять определенные функции.

Без сомнения, вторичная группа может функционировать и в условиях тесных эмоциональных связей, дружеских отношений, но основным принципом ее существования является выполнение специфических функций, она ориентирована на достижение определенной цели.

В зависимости от наличия или отсутствия официального социально-юридического статуса социальные группы подразделяются на формальные (официальные) и неформальные.

Первые представляют собой такое объединение людей, которое строится на основе официальных документов: юридических норм, уставов, правил, служебных инструкций, предписаний и т.д.

Члены официальной группы нацелены на выполнение какого-либо вида деятельности и находятся в иерархически структурированной соподчиненности (например, производственный коллектив, спортивная команда, воинское подразделение, ученический класс и т.д.).

Стихийно складывающаяся (неформальная) группа не имеет особых документов, регламентирующих ее функционирование, но она также складывается на основе общих интересов и устремлений, объединяющих людей в более или менее устойчивые образования (дворовый коллектив детей, дружеские компании, объединения деклассированных элементов или криминальных структур). Как правило, поведение членов таких групп регламентируется особыми неписаными правилами.

Особенность формальных групп состоит в том, что в них наряду с формальными могут складываться и неформальные отношения, которые в одних случаях усиливают и подкрепляют друг друга, а в других — наоборот, противоречат и нивелируют друг друга.

В зависимости от количества членов и условий внутригруппового взаимодействия социальные группы делятся на малые, средние и большие.

К малым социальным группам относятся такие объединения людей, в которых все члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, как правило, они насчитывают от двух до нескольких десятков человек.

К таким группам относятся: семья, компания друзей, соседская общность, школьный класс, студенческая группа, спортивная команда, первичная производственная ячейка (бригада), первичная партийная организация, первичный воинский коллектив (рота, взвод) и т.д.

Социальные группы средних масштабов представляют собой сравнительно устойчивые общности людей, работающих на одном предприятии, являющихся членами каких-либо общественных организаций или проживающих на одной достаточно большой, но ограниченной территории (жители города, района, области).

Первый вид можно назвать производственно-организационными группами, второй — территориальными.

К большим социальным группам относят устойчивые совокупности значительного количества людей, действующие совместно в социально значимых ситуациях и функционирующие в масштабах страны (государства) или их объединений.

К ним можно отнести классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические объединения (народность, нация, раса) или демографические объединения (группы мужчин, женщин, молодежи, пенсионеров и т.д.).

Особой разновидностью социальных групп является референтная группа. Референтная группа это реальная или воображаемая социальная общность, с которой индивиды соотносят себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой они ориентируются в своем поведении и самооценке.

Источник: https://students-library.com/library/read/24956-priroda-socialnyh-grupp-i-ih-klassifikacia

Классификация групп и их характеристика

6.1. Природа групп и их характеристика. Классификация групп

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, структуры, уровня развития и т.д.).

Все, кто входит в нее, знают друг друга лично и общаются между собой в процессе решения стоящей перед группой задачи. Также каждый может общаться по мере желания и необходимости. Практически же члены группы отдают предпочтение один перед другим.

Теперь рассмотрим одну из наиболее распространенных классификаций групп

По размеру

Большая группа ( условная) – количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (пол, возраст, национальность и т.п.)

Большая группа (реальная) – значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив вуза, предприятия и т.д.)

Малая группа – (от двух до нескольких десятков человек) относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами.

По общественному статусу

Формальная (официальная) – реальная или условно социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью, организующий их труд.

Формальные группы всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов.Между членами группы устанавливаются деловые контакты. Они предполагают соподчинение или равенство. Официальная группа может перестраиваться, но это совершается опять-таки на основе определенного решения

Неформальная (неофициальная) группа – реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий.

Группы неформальные могут выступать как изолированные общности или складываться внутри формальных групп. Симпатии и привязанности цементируют группу. Если же они исчезают, то группа непременно исчезает.

По непосредственности взаимосвязей

Условная группа – объединенная по определенному признаку (характеру деятельности, полу, возрасту и т.д.). Например, спортивные журналисты решают образовать команду из лучших футболистов мира. Они отбирают звезд первой величины и объединяют их в списке. Игроки никогда не соберутся вместе, и команда никогда не будет выступать на соревновании. Но она составлена и условно существует.

Реальная группа – это объединение, где люди связаны реальными контактами, т.е. взаимоотношения его членов, общие цели и задачи (например, группа однокурсников). Реальная группа может существовать кратковременно или длительно, быть численно большой или малой. Она существует и функционирует как общность.

По личностной значимости

Референтная группа – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Нереферентная группа – это такая группа, психология и поведение которой чужды или безразличны для человека.

Антиреферентная группа – это такая группа, поведение и психологию членов которой человек не приемлет, осуждает и отвергает.

По уровню развития

Низкий уровень

Диффузная группа – это общность, в которой отсутствует сплоченность как ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, способной опосредовать отношение ее участников.

Ассоциация – группа, в которой отсутствует объединяющая ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения.

В зависимости от общественной направленности опосредующих направленности опосредующих факторов различают просоциальные ассоциации и асоциальные ассоциации.

Просоциальные ассоциации – это группы, в которые позитивные нравственные ценности привнесены из широкой социальной среды, сформированы и упрочены в процессе трудовой деятельности.

В случае включения этих ассоциаций в совместную деятельность, обусловленную общественно значимыми задачами и соответствующей им организацией и руководством, они проходят путь коллективообразования.

Например, студенческая группа в начале учебного процесса.

Асоциальные ассоциации – это группы в ценностные ориентации имеют негативный, иногда антиобщественный характер. Например, группа агрессивно настроенных подростков. Эти группы, в условиях антиобщественно направленной организации и руководства, легко превращаются в асоциальные корпорации.

Корпорация просоциальная – это организованная группа, характеризующаяся замкнутостью и максимальной централизацией. Например, промышленные корпорации.

Корпорация асоциальная (антиобщественная) – это группа, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узкоиндивидуалистических интересов. Межличностные отношения в корпорациях опосредующихся асоциальными, а зачастую антисоциальными ценностными ориентациями. Например, хорошо организованная группа рэкетиров или мафия.

Высокий уровень

Коллектив – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистической идентификацией и т.д.

10. Классификация типов психологического консультирования.

Классификация типов психологического консультирования может проводиться с опорой на разные критерии. Одним из оснований для выделения типов консультирования является проблемный критерий: по поводу каких проблем обращается клиент к консультанту, какова сфера приложения усилий психолога. Выделяются следующие типы консультирования:

· психолого-педагогическое (анализ проблем и психологических причин трудностей в обучении и воспитании детей; вопросов повышения квалификации учителей и воспитателей; педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами)

· профессиональное, деловое (обсуждение проблем профориентации и профессионального выбора, совершенствования и развития профессиональных способностей; определение возможностей улучшения организации труда, повышения работоспособности; управленческое консультирование; рекомендации по поводу оптимизации деловых переговоров и т.д.);

· семейное и супружеское (обсуждаются проблемы выбора спутника жизни, оптимального построения и регулирования отношений в семье, предупреждения и разрешения конфликтов во внутрисемейных отношениях, вопросы взаимоотношений с семьями близких родственников, психологические проблемы развода, текущие внутрисемейные сложности);

· интимно-личностное (затрагивает проблемы межличностных отношений, личностного самоопределения, психологических и поведенческих недостатков личности, негативных и устойчивых эмоциональных переживаний, вопросы сексуальных отношений, психогенных заболеваний и др.).Другим основанием классификации является количество клиентов, одновременно консультируемых одним консультантом. По этому критерию выделяются два типа консультирования:

индивидуальное;групповое

Следующим критерием для выделения типов консультирования является пространственная и временная организация консультативного процесса. По данному основания также выделяются два типа консультирования:

· контактное, или очное (психолог непосредственно встречается и беседует с клиентом лицом к лицу)

· дистантное, или заочное (подразделяется на телефонное и письменное).

Далее, типы консультирования можно вычленять по возрастному критерию: каков возраст лица, по поводу которого клиент обратился к консультанту, и возраст самого клиента. По возрастному основанию можно выделить такие типы консультирования:

· консультирование по проблемам детства и подростничества;

· консультирование взрослых людей;

· консультирование по проблемам старения.

Наконец, критерием для разграничения типов консультирования может выступать характер консультативной помощи: прямой, адресованный непосредственно лицу, испытывающему психологические трудности, или косвенный – по поводу знакомых и близких клиента, обратившегося за консультацией. По этому критерию выделяются два типа консультирования;

· прямое, непосредственное;

· косвенное, опосредованное участием и влиянием знакомых и близких.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/9x60e6.html

Понятие группы и классификация групп. Причины, стадии развития и характеристика групп

6.1. Природа групп и их характеристика. Классификация групп

Группа – относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, зависящих друг от друга, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого.

Группы классифицируются по различным признакам (табл. 5.1.1).

Таблица 5.1.1 Классификация групп

Рассмотрим более подробно основные виды групп.

Большие группы– социальные общности людей, существующие в масштабах всего общества (страны) и выделенные на основе различных типов социальных связей, не предполагающие обязательных личных контактов. К ним относят, например, классы, нации, религиозные конфессии, общественные организации, возрастные группы.

Малые группы– немногочисленные по составу группы людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении и взаимодействии.

Формальные группы– группы, созданные по решению руководства в структуре организации для выполнения определенных задач, их деятельность способствует достижению целей организации. Они функционируют в соответствии с заранее установленными официально утвержденными положениями, инструкциями, уставами.

Неформальные группы– группы, создаваемые членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями и антипатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками для удовлетворения социальных потребностей и общения людей.

Управленческие группы– группы работников, выполняющие функции управления. Разновидностями этих групп могут быть командная группа руководителей, прежде всего команда менеджеров высшего звена, а также комитеты. Главное в таких группах – совместное, коллективное принятие решений. И командные группы, и комитеты должны эффективно работать как единый сложный механизм.

Производственные группы– группы работников, непосредственно занимающихся производственной деятельностью, совместно выполняющие конкретное производственное задание.

Целевые (проектные) группы– группы, созданные для достижения определенной цели. При достижении цели группа может быть расформирована или ей поручается работа над новым проектом.

Функциональные группы– группы, ориентированные на долговременное выполнение определенной функции.

Группы, созданные по интересам и на основе дружбы (дружеские),–объединяют интересных друг другу людей, имеющих общие увлечения и поддерживающих дружеские отношения. Возникая на работе, они часто выходят за рамки рабочей деятельности. Группы по интересам и дружеские группы являются разновидностями неформальных групп.

Постоянные группы– группы, члены которых решают определенные задачи как часть своих должностных обязанностей; придают организации устойчивость.

Временные группы– группы, которые формируются для выполнения краткосрочных разовых задач.

Степень развития группы определяется психологической общностью, сложившейся структурой, четким распределением обязанностей и ролей, степенью сплоченности членов группы.

Высокоразвитые группы– группы, давно созданные, их отличает единство целей и общих интересов, устойчивая система отношений между ее членами, высокая сплоченность и т. д.

Слаборазвитые группы– группы, характеризующиеся недостаточным развитием или отсутствием психологической общности, сложившейся структуры, четкого распределения обязанностей, низкой сплоченностью. Эти группы, находящиеся на начальном этапе своего существования, называют также диффузными.

Референтные группы– группы, к которым человек хотел бы принадлежать, с которыми он себя отождествляет, на которые ориентируется в своих интересах, симпатиях и антипатиях – их называют также эталонными.С их помощью человек сравнивает свое поведение с поведением других и оценивает его.

Нереферентные группы (группы принадлежности)– группы, в которых люди реально состоят, проходят обучение или трудятся.

Реальные группы– группы, фактически существующие в пространстве и времени и объединенные реальными отношениями.

Условные группы– группы людей, условно объединенных для целей конкретного исследования по определенному признаку, например, по полу, возрасту и т. п.

Причины формирования групп.

Индивиды включаются как в формальные, так и неформальные группы по причинам, связанным, во-первых, с необходимостью достижения организационных целей и выполнением заданий, и, во-вторых, с потребностью в общении в ходе социальных процессов, а также на основе чувств удовлетворенности или неудовлетворенности, приязни или неприязни. Основными причинами формирования социальных групп являются следующие:

● работники приходят к пониманию, что достижение определенных целей возможно только на основе соединения, комбинирования усилий некоторого числа членов организации;

●в ходе трудовой деятельности индивидам требуются понимание и поддержка коллег по работе, для чего он выбирает отдельных членов организации, с которыми возможны не только деловые, но и доверительные отношения;

● в процессе идентификации у некоторой части членов организации возникает ощущение ингруппы, что в свою очередь приводит к формированию системы более тесных связей, отделению этой ингруппы от остальных членов организации, проведению групповых границ;

● часть работников нуждается в защите своих интересов и потребностей, что возможно лишь при совмещении усилий в условиях организации, включении индивида в социальные институты, которые осуществляют свои функции также через деятельность организаций;

● индивидам необходим контроль за основными нормами поведения, так как у них существует потребность в социальном порядке и сохранении устойчивых социальных отношений;

● у всех индивидов имеется потребность в общении и проведении свободного времени в кругу сослуживцев, что может быть реализовано только в пределах социальной группы.

Индивиды испытывают различные ожидания относительно выгоды, которую приносит им членство в социальных группах.

Можно сказать, что группа является постоянным источником мотивации и удовлетворенности трудом, а также главной детерминантой эффективности деятельности в рамках организации.

Руководители организации должны осознавать важность деятельности групп, распознавать взаимосвязи между группами и использовать их для достижения целей организации.

Охарактеризуем названные стадии [156].

1. Стадия возникновения группы характеризуется установлением первоначальных контактов между членами группы и поиском ингрупп и первичных групп для углубления внутригруппового взаимодействия.

В этот период каждый член группы выясняет, какие ценности приняты в данном окружении, какие установки и настроения доминируют. Кроме того, устанавливаются первичные нормы общения.

Члены группы определяют свое место в системе взаимоотношений и стараются произвести должное впечатление на окружающих (демонстрируя свои качества и личностные ресурсы).

В области межличностных взаимоотношений на этой стадии многое зависит от лидера, так как большинство членов группы испытывает чувство неуверенности и неопределенности, им необходимы ориентиры в социальном и психологическом пространстве группы, которые и представляет лидер, определяя первичные правила поведения.

2. Конфликтная стадия, или стадия самоутверждения — самый неприятный для деятельности организации период развития группы. Сформировав первичные группы, ее члены пытаются самоутвердиться в своих ролях, расширить границы собственной значимости, определить отношения взаимозависимости и внутригрупповой иерархии.

Действия по достижению этих целей могут стать причиной блокады потребностей других членов группы и проявлению агрессии, что в свою очередь приводит к межличностным конфликтам.

Индивиды открывают свои личностные устремления, вследствие чего неизбежно возникает враждебность, проявляющаяся в последующем конфликте при попытках контроля со стороны других членов группы, попытках выделиться среди других и т.д. В ходе конфликта могут быть нарушены первичные отношения, сформировавшиеся на предыдущей стадии развития группы.

На второй стадии развития ключевыми аспектами создания нормальных межличностных отношений внутри группы можно считать управление конфликтом в направлении достижения компромисса и ориентация усилий членов группы на достижение общих целей.

3. Стадия нормообразования и принятия норм. На этой стадии основное внимание уделяется организации самого процесса производства продукта, освоению технологий. В ходе выполнения работы членов группы возникают более тесные взаимоотношения и чувство товарищества.

Главными являются вопросы функциональной включенности в процесс производства продукта: кто, что, где и каким образом будет делать в целях достижения общих целей. На основе норм поведения и распределения ролевых обязанностей вырабатываются и принимаются правила совместной деятельности.

Таким образом, в группе создается функциональная структура, в которой каждый член группы может установить личный контакт с другими членами.

В результате этого возникает система согласительных ролевых ожиданий членов группы в отношении друг друга, а также фиксируется неспособность отдельных членов группы отвечать предъявляемым ожиданиям. Межличностные отношения внутри группы ориентированы на повышение сплоченности.

Члены группы чувствуют, что конфликтные отношения преодолены, и испытывают чувство принадлежности к группе. На этой стадии налаживаются контакты с другими социальными группами в организации, увеличивается объем поступающей к членам группы информации, члены группы становятся более открытыми.

4. Исполнительная стадия. К началу этой стадии группа уже создала эффективную рабочую структуру, и ее главной заботой становится фактическое выполнение целей и задач. Таким образом, на данной стадии функционирует полностью развитая группа.

Но не все группы в своем развитии достигают этой стадии, некоторые из них «застревают» на ранних стадиях, менее продуктивных с точки зрения процесса производства продукта в организации. Межличностные отношения на данной стадии характеризуются взаимозависимостью, взаимным доверием и взаимопомощью.

Члены группы готовы работать в одиночку, в подгруппах и в составе всей группы как целостной единицы. Между ними возникают функциональная конкуренция и сотрудничество, наблюдаются понимание значимости групповых целей, чувство обязательности.

В целом работу группы на этой стадии можно характеризовать как деятельность, направленную на решение проблем организации.

5. Стадия прерывания представляет собой заключительный этап развития группы, который грозит группе расформированием как из-за невозможности достижения групповых целей, так и из-за ухода ее членов.

В конечном итоге каждая группа рано или поздно подходит к такой черте. Обычно в таком случае руководство организации начинает формировать новую команду, корректирует групповые цели.

Процесс развития группы начинается вновь.

Рассмотренная модель развития группы проверена в ходе многочисленных исследований и позволяет объяснить многие проблемы, связанные с работой групп в организации.

В частности, если группа работает, используя свой потенциал только наполовину, то это, возможно, потому что не до конца проработаны некоторые проблемы на более ранних стадиях группового развития, такие, как проблема лидерства, недостаточно четко обозначенная цель, несогласованные задачи (при этом члены группы могут использовать групповую деятельность для достижения личных целей).

К характеристикам членов группы, оказывающим влияние на ее функционирование, относятся личностные характеристики человека, а также способности, образование и жизненный опыт.

Структурные характеристики группы включают в себя: коммуникации в группе и нормы поведения (кто с кем и как контактирует); статус и роли (кто какую позицию занимает в группе и что делает); личные симпатии и антипатии между членами группы (кто кому нравится и кто кого не любит);

силу и конформизм (кто на кого оказывает влияние, кто готов слушать и кому подчиняться).

Источник: https://life-prog.ru/2_29948_ponyatie-gruppi-i-klassifikatsiya-grupp-prichini-stadii-razvitiya-i-harakteristika-grupp.html

Природа групп. Типы и характеристики групп. Этапы формирования групп

6.1. Природа групп и их характеристика. Классификация групп

Группа – относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, зависящих друг от друга, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого.

Группы классифицируются по различным признакам (табл. 5.1.1).

Таблица 5.1.1 Классификация групп

Рассмотрим более подробно основные виды групп.

· Большие группы – социальные общности людей, существующие в масштабах всего общества (страны) и выделенные на основе различных типов социальных связей, не предполагающие обязательных личных контактов. К ним относят, например, классы, нации, религиозные конфессии, общественные организации, возрастные группы.

· Малые группы – немногочисленные по составу группы людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении и взаимодействии.

· Формальные группы – группы, созданные по решению руководства в структуре организации для выполнения определенных задач, их деятельность способствует достижению целей организации. Они функционируют в соответствии с заранее установленными официально утвержденными положениями, инструкциями, уставами.

· Неформальные группы – группы, создаваемые членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями и антипатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками для удовлетворения социальных потребностей и общения людей.

· Управленческие группы – группы работников, выполняющие функции управления. Разновидностями этих групп могут быть командная группа руководителей, прежде всего команда менеджеров высшего звена, а также комитеты. Главное в таких группах – совместное, коллективное принятие решений. И командные группы, и комитеты должны эффективно работать как единый сложный механизм.

· Производственные группы – группы работников, непосредственно занимающихся производственной деятельностью, совместно выполняющие конкретное производственное задание.

· Целевые (проектные) группы – группы, созданные для достижения определенной цели. При достижении цели группа может быть расформирована или ей поручается работа над новым проектом.

· Функциональные группы – группы, ориентированные на долговременное выполнение определенной функции.

· Группы, созданные по интересам и на основе дружбы (дружеские),– объединяют интересных друг другу людей, имеющих общие увлечения и поддерживающих дружеские отношения. Возникая на работе, они часто выходят за рамки рабочей деятельности. Группы по интересам и дружеские группы являются разновидностями неформальных групп.

· Постоянные группы – группы, члены которых решают определенные задачи как часть своих должностных обязанностей; придают организации устойчивость.

· Временные группы – группы, которые формируются для выполнения краткосрочных разовых задач.

· Степень развития группы определяется психологической общностью, сложившейся структурой, четким распределением обязанностей и ролей, степенью сплоченности членов группы.

· Высокоразвитые группы – группы, давно созданные, их отличает единство целей и общих интересов, устойчивая система отношений между ее членами, высокая сплоченность и т. д.

· Слаборазвитые группы – группы, характеризующиеся недостаточным развитием или отсутствием психологической общности, сложившейся структуры, четкого распределения обязанностей, низкой сплоченностью. Эти группы, находящиеся на начальном этапе своего существования, называют также диффузными.

· Референтные группы – группы, к которым человек хотел бы принадлежать, с которыми он себя отождествляет, на которые ориентируется в своих интересах, симпатиях и антипатиях – их называют также эталонными. С их помощью человек сравнивает свое поведение с поведением других и оценивает его.

· Нереферентные группы (группы принадлежности) – группы, в которых люди реально состоят, проходят обучение или трудятся.

· Реальные группы – группы, фактически существующие в пространстве и времени и объединенные реальными отношениями.

· Условные группы – группы людей, условно объединенных для целей конкретного исследования по определенному признаку, например, по полу, возрасту и т. п.

Каждая группа в своем развитии проходит ряд стадий (рис. 5.1.2).

Формирование – стадия, на которой происходит отбор членов группы в соответствии с их функциональным или техническим опытом для выполнения целей, стоящих перед группой.

Члены группы знакомятся, обмениваются официальной информацией друг о друге, вносят предложения о работе группы (например, как будут распределены функциональные обязанности, роли).

Рис. 5.1.2.Стадии формирования и развития групп

Бурление – для этой стадии характерно возникновение конфликтов и появление конфронтации между членами группы.

Двигаясь к поставленной перед группой цели, ее члены выражают различные интересы, порой не соответствующие этой цели.

Возникают различные мнения, складываются определенные взаимодействия между членами группы, проявляется их отношение к групповой работе, распределению ролей и обязанностей, тактике группы.

Если различия слишком велики, то некоторые члены могут покинуть группу. Если же различия незначительны, то члены группы либо приспосабливаются, либо открыто обсуждают противоречия.

Важная роль на этой стадии принадлежит формальному лидеру, который должен решать внутригрупповые конфликты, устанавливать исходные условия взаимодействия.

Становление норм поведения (нормирование) в группе. Члены группы начинают конструктивно приспосабливаться к различиям во взглядах и сотрудничать друг с другом. Они разрабатывают групповые нормы поведения. Окончательно завершается и всеми признается распределение ролей в группе. Возникает чувство товарищества, групповая сплоченность. Сотрудники идентифицируют себя с группой.

Выполнение работы. Члены группы эффективно работают в соответствии с поставленной целью и распределением задач, согласованным на предыдущей стадии. Для разрешения возможных конфликтов используются групповые дискуссии.

Расформирование. Группа выполняет свою задачу и расформировывается. Эта стадия характерна для временных групп, созданных для выполнения конкретных проектов или заданий. Постоянные группы достигают этой стадии после реализации всех целей группы.

Проходя все стадии становления и развития, группа приобретает ряд существенных черт, характеристик, которые в конечном итоге влияют на эффективность ее деятельности.

Различают основные и ситуационные характеристики группы (рис. 5.2.1).

Рис. 5.2.1.Характеристики группы

Основные характеристики зависят от группы, определяются характером взаимоотношений и взаимодействий работающих в ней сотрудников. Они формируются в процессе развития группы.

Ситуационные характеристики зависят от условий функционирования групп, определяемых организацией. Они оказывают значительное влияние на работу групп и могут либо способствовать ее улучшению, развитию группового и межгруппового сотрудничества, либо тормозить эти процессы.



Источник: https://infopedia.su/1x984a.html

Тема 2. Социальные группы, их классификация – SOOCIETY

6.1. Природа групп и их характеристика. Классификация групп
ЕГЭ 2018 по обществознанию — Социальные отношения

Люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются, и человеческое общество представляет собой множество различных социальных общностей и групп.

Социальная общность – это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Признаки социальной общности

• Сходство условий жизнедеятельности.

• Общность потребностей.

• Наличие совместной деятельности.

• Формирование собственной культуры.

• Социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности.

Социальные общности отличаются необычным разнообразием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться:

– по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс;

– по продолжительности существования: от минут и часов (например, пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (например, этносы (от гр. ethnos – народ, нация);

– по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных образований (например, очередь, толпа, аудитория слушателей, болельщики футбольных команд), которые называют «квазигруппами» (лат. quasi – якобы, мнимый), или «социальными агрегациями». Для них характерна непрочность взаимосвязей между контактирующими людьми.

Социальные общности подразделяются на устойчивые (например, нация) и кратковременные (например, пассажиры в автобусе).

Виды социальных общностей

• Классовые общности и слои.

• Исторические формы общности.

• Социально-демографические общности.

• Корпоративные общности.

• Этнические и территориальные общности.

• Общности, сложившиеся в зависимости от интереса индивидов.

В целом все множество реальных социальных общностей можно разделить на два больших подкласса: массовые и групповые (социальные группы).

Социальные группы – устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Появление социальных групп, во-первых, связано с общественным разделением труда и специализацией деятельности, во-вторых, вызвано исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей.

В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества.

Социальная структура общества – это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определенными нормами взаимодействия частей. Социальная структура организует общество в единое целое.

Как уже отмечалось, кроме понятия «группа», в социологии существует понятие «квазигруппа».

Квазигруппа – малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм.

Существуют следующие разновидности квазигруппы:

– аудитория – объединение людей во главе с коммуникатором (например, концертная или радиоаудитория). Здесь имеет место такой тип социальных связей, как передача-прием информации непосредственно или с помощью технических средств;

– фан-группа – объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-группе или религиозному культу;

– толпа – временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.

В современных условиях, когда требуется огромная работа по координации деятельности и ресурсов, возрастает значение организаций.

Организация – это большая ассоциация людей, действующих на основании неличных связей, созданная для достижения специфических целей (больницы, учебные заведения, фирмы, финансовые компании, банки, правительственные учреждения и т. д.).Организации по большей части «спроектированы» – учреждены с определенными целями, располагаются в зданиях или на физических пространствах, специально сконструированных, чтобы помочь в достижении этих целей.

Группы и организации непосредственно влияют на поведение человека. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Таким образом, несмотря на то что реальное общество составляют люди, отдельные индивиды, подлинными субъектами общественных отношений являются социальные группы.

Образец задания

C5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной группе.

Ответ: Социальная группа – устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Примеры предложений: Возникновение социальных групп связано с общественным разделением труда и специализацией человеческой деятельности. Социальная группа является посредником между отдельным человеком и обществом в целом.

Социальные группы могут быть различными по размеру – малыми и большими, а также формальными и неформальными и др.

Источник: https://soociety.ru/egje-2018-po-obshhestvoznaniju/tema-2-socialnye-gruppy-ih-klassifikacija.html

Классификация групп по природе образования

6.1. Природа групп и их характеристика. Классификация групп

⇐ Предыдущая6789101112131415Следующая ⇒

– формальные группы – любая группа, созданная в организации целенаправленно.

– неформальные группы – возникают вследствие индивидуальной потребности людей в общении с себе подобными, членство в таких группах добровольное и основывается на общности интересов и ценностей.

Неформальные группы могут быть горизонтальными,состоящими из людей, занимающих сходное положение и выполняющих на работе одинаковые функции и вертикальными,состоящими из людей, находящихся на различных ступенях организационной лестницы. Также могут быть случайные неформальные группы, охватывающие как вертикаль, так и горизонталь организации (любители театра, соседи и т.д.).

3. Классификация групп по целевому назначению.

– первичные группы – они формируют идеи, убеждения, ценности людей, важной разновидностью таких групп является семья;

– социальные группы – создаются и существуют для проведения досуга и развлечения своих участников (клубы филателистов, любителей изысканной пищи и т.д.);

– целевые группы – создаются и существуют для выполнения какой-либо
конкретной задачи или цели (отделы, комиссии, проектные группы и т.д.).

Каждой группе независимо от ее размера, природы образования и целевого назначения присуще одни и те же характеристики:

1. Гомогенность – позволяет оценить однородность группы, исходя из заданных параметров. Например, с точки зрения пола: группы женские, мужские, смешанные. Гомогенность группы и ее анализ позволяет глубже

понять группу, принимать правильные решения в отношении ее развития.

2. Фоновые характеристики – это влияние внешней среды на
эффективность деятельности группы.

3. Статус членов группы. У нас статуспредставляет собой сумму признаков, отличающих одну должность от другой, это относительная позиция человека внутри группы или общества и своего рода индекс рангов

людей.

Статус присваивается людям в соответствии с их достижениями, личными характеристиками, взаимоотношениями с другими людьми и условиями, в которых они работают или отдыхают.

Понятие статуса основывается на том, что ценится в данном куль­турном окружении, и на оценках окружающих.

Исследования престижности различных видов деятельности в развитых странах показали, что самый высокий статус имеют профессии преподавателя, врача, юриста, ученого, дипломата, священнослужителя.

В середину списка попали менеджеры, санитары, актеры и музыканты, и в самом низу стоят профессии уборщика мусора, разносчика газет, официанта, шахтера и служащего бензозаправочной станции.

Статус в формальных группах обычно основывается на положении человека в организации, а статус в неформальных группах на других факторах. Например, умение слушать, вести беседу, занятия каким-нибудь видом спорта и т.п.

Для определения статуса человека используют следующие факторы:

– должность или занимаемая позиция;

– образование, знания, опыт;

– присвоенные награды и звания;

– доход (но всегда);

– владение собственностью;

– личные характеристики, такие как внешний вид, стиль одежды;

– поведенческие факторы;

– факторы взаимоотношений: манера общения, тактичность, обходительность, субординация;

– принадлежность к определенной культуре или национальности.

4. Открытость- это характеристика, которая определяет уровень входных барьеров в ту или иную группу. Например, относить себя к группе ученых может любой человек с высшим образованием, но стать членом группы нобелевских лауреатов — задача для большинства неразрешимая.

5. Сплоченностьгруппы – это показатель, определяющий наличие в группе связей особого типа, характеризующих социально-психологическую общность людей, единство взглядов и стремление к общей цели. Чем выше спло­ченность, тем сильнее стремление отдельных членов группы быть в ее составе. Привлекательность участия в работе группы является ключевым фактором сплоченности.

Факторы, содействующие сплоченности:

1. Общие цели

2. Привлекательность

3. Потребность во взаимодействии

4. Сложность вступления в группу

5. Соответствие статуса участников группы достигнутому результату

6. Справедливость вознаграждений

7. Успех группы

8. Постоянство участия

9. Внешняя угроза

10.Размер группы

Последствия сплоченности групп:

1. Усиление взаимодействия в группе

2. Усиление влияния и подчинения

3. Переоценка возможностей. Другие группы оцениваются ниже по нескольким причинам. Во-первых, за счет более низкой оценки другой группы повышается статус собственной группы. Во-вторых, акцентирование внимания на сильных сторонах своей группы может не соответствовать действительности, однако отражает ее дух, усиливает чувство собственной безопасности и

правильности поведения.

4. Производительность сплоченных групп стремится как правило к крайним результатам: высоким или низким. Если сплоченный коллектив

ставит перед собой цель, то он ее добивается любыми средствами.

6.

⇐ Предыдущая6789101112131415Следующая ⇒

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://vikidalka.ru/3-106028.html

Типы групп и их структура

6.1. Природа групп и их характеристика. Классификация групп

Взависимости от своих личностных характеристик и сложившейся ситуации каждый человек одновременно является членом нескольких групп. Основными типами групп являются [20]:

· семья (родители, дети и т.д.);

· рабочая группа (трудовой коллектив);

· дружеская группа (друзья независимо от их профессиональной
принадлежности);

· группа по интересам (филателисты, нумизматы и т.д.);

· специальная группа (группа, созданная с какой-либо целью).

Можно выделить ряд параметров, по которым целесообразно классифицировать группы. К их числу относятся размер, природа образованияи целевое назначение группы – таблица 12.1.

Таблица 12.1. Признаки классификации групп [20]

Размер Природа образования Целевое назначение
– диады – формальные группы – первичные группы
– триады – неформальные группы – социальные группы
– малые группы – целевые группы
– большие группы

Классификация групп по размеру

Группы могут быть разного размера, что, в свою очередь, влияет на поведение их членов. Среди небольших групп группы по два и по три человека достаточно обособлены, им следует уделить особое внимание.

Диада представляет собой группу из двух человек. В диаде мнения чаще спрашиваются, чем высказываются. Диады стремятся избежать разногласий, результатом этого может быть видимая согласованность действий.

Если два человека, которые должны работать вместе, не могут справиться со своими разногласиями или если отсутствие таковых негативно влияет на успех выполняемой задачи, то, скорее всего, в этом случае от диады следует отказаться.

Триада, или группа из трех человек, ставит перед менеджерами другие проблемы. Это проблемы выбора или присоединения.

Подобные проблемы являются естественным следствием триады. Даже если люди в триаде близки по взглядам, баланс взаимоотношений все равно будет постоянно разрушаться. В триадах очень высокий потенциал для борьбы за власть, незапланированных объединений и общей нестабильности.

Менеджерам, как правило, рекомендуется избегать использование триад, особенно когда поставленные задачи приводят к необходимости частого взаимодействия работников, что создает возможность оказывать давление друг на друга.

В условиях конфронтации и борьбы за лидерство указанные задачи решены быть не могут.

Малая группа чаще всего насчитывает не менее 4 и не более 15 человек, так как в группе размером больше 15 человек ее членам сложнее общаться между собой.

При численности группы менее 10 человек можно свободно общаться друг с другом, но когда группа становится большой, люди не улавливают сущность проблем и принимают меньше участия в дискуссии, высказывают меньше идей.

Концепция малой группы имеет для менеджеров интерес с разных точек зрения, так как рабочие группы, группы по реализации проектов, комиссии и т.п. обычно представляют собой малую группу.

При формировании малых групп менеджеры должны избегать четного числа членов группы, поскольку группы с четным количеством чаще заходят в тупик. Лучше создавать группы с нечетным количеством членов — к примеру, 5, 7, 9 человек, которые работают гораздо эффективнее.

Большая группа — это группа с количеством членов более 15 человек. Большие группы организуются на короткий промежуток времени, например, собрание акционеров, членов какого-либо коллектива, различного рода конференции и т.п.

При увеличении размера группы эффективность ее деятельности может как увеличиваться, так и сокращаться. Рассмотрим некоторые последствия увеличения размера групп:

-уменьшается возможность участия;

-снижается уровень сплоченности группы;

-снижается степень удовлетворенности от работы;

-усиливается формальная составляющая процесса управления;

-снижается количество ошибок в разрешении проблем;

-снижается чувство ответственности.

В целом влияние размера группы на ее успех зависит от поставленной задачи. Если от добавления людей в группу ее эффективность увеличивается, то размер является положительным фактором.

Итоги рассмотрения влияния размера группы на ее эффективность показаны в таблице 12.2 [20].

Таблица 12.2. Влияние размера группы на ее эффективность

Диады · опасность не найти общего решения · ложный консенсус     Малые группы · идеальная численность 5-7 человек · нечеткое число членов уменьшает возможность зайти в тупик · хорошая возможность взаимодействия членов
Триады · двое против одного · конфликты · напряженность · нестабильность   Большие группы · слабая возможность для взаимодействия членов · снижение уровня сплоченности · снижение степени удовлетворенности от работы · усиление формальной составляющей · зависимость качества работы от задач

Классификация групп по природе образования

Формальные группы.Некоторые группы создаются в качестве части формальной организации, другие — нет. Формальность организации заключается в существующей в ней иерархии и наличии различных подразделений.

Формальность организации отражается также в целях, методах, правилах и нормах, создаваемых для достижения целей этой организации. Любая группа, созданная целенаправленно и соответст­венная этим критериям, является формальной группой.

Неформальные группывозникают вследствие индивидуальной потребности людей в общении с себе подобными. Членство в таких группах обычно добровольное и основывается на общности интересов и ценностей. Иногда природа образования таких групп не зависит от их организации.

Неформальные группы могут быть горизонтальными, состоять из людей, занимающих сходное положение, выполняющих на работе примерно одинаковые функции, или вертикальными, состоящими людей, находящихся на различных ступенях организационной лестницы.

Классификация групп по целевому назначению

Первичные группы достаточно важны для людей, потому что они формируют их идеи, убеждения и ценности.

В них люди могут убедиться в правильности своих взглядов, получить оценку, поддержку или конкретные предложения. Первичные группы служат стандартом, с которым люди сравнивают свое поведение.

Человек, стоящий перед выбором, может прибегнуть к помощи группы или переговорить с кем-то из ее членов.

Важной разновидностью первичной группы является семья. Люди, с которыми мы отдыхаем, работаем, занимаемся общественной деятельностью, могут также составлять первичную группу. Человек может относить себя к различным первичным группам. Первичная группа — это та группа, к которой человек себя причисляет, хотя он может и не быть ее членом.

Социальные группы в основном создаются и существуют для проведения досуга и развлечения своих членов. Наличие спонтанно сформированных социальных групп важно для деятельности организации. Менеджерам при принятии решений о перемещении сотрудников или распределении заданий надо учитывать существование таких групп.

Целевые группыобычно создаются и существуют для выполнения какой-либо конкретной задачи. Преимущества общения для членов такой группы в отличие от социальной группы вторичны и могут вообще отсутствовать.

Общие характеристики групп

Каждой группе независимо от ее размера, природы образования и целевого назначения присущи одни и те же характеристики, к числу которых относятся:

• гомогенность;

• фоновые характеристики;

• статус членов;

• открытость;

• сплоченность.

Гомогенность. Данная характеристика позволяет оценить однородность группы, исходя из заданных параметров, например с точки зрения: группы женские, мужские, смешанные. Если оценивать гомогенность группы с позиций возраста, то школьный класс в большей степени гомогенен, чем студенческая группа или производственный отдел.

Фоновые характеристики. Группы образуются и развиваются в разном окружении, и от состояния внешней среды зависит эффективность их деятельности.

Статусчленов группы. Очень часто понятия статуса и должности настолько близки, что во многом являются взаимозаменяемыми. Статус устанавливается для определенной должности и обычно представляет собой сумму признаков, отличающих одну должность от другой. Можно сказать, что статус — это относительная позиция человека в группе или обществе.

Открытость.Степень открытости — это характеристика, которая определяет уровень входных барьеров в ту или иную группу.

Сплоченность.Сплоченность группы — это показатель, определяющий наличие в группе связей особого типа, характеризующих социально-психологическую общность людей, единство взглядов и стремление к общей цели.

Групповая динамика

Группы в своем развитии проходят несколько стадий [20]:

§ становление

§ конфликт

§ согласованность

§ эффективная структура

Становлениевключает: определение целей, понимание других, рост численности, установление базовых норм, определение правил, неопределенность, путаница.

Конфликт подразумевает: несогласие, высокомерие и тенденциозность, сопротивление, борьба за лидерство, образование подгрупп и коалиций.

Согласованность – это стадия, в которой проявляются: консенсус, принятие лидерства, доверие, совместная работа, новые стабильные роли, кооперация, процедуры (стандарты).

Эффективная структура – стадия, на которой происходит: заблуждение, утрата иллюзий и одобрение; взаимосвязь, открытость; гибкие, ориентированные на задачу роли; взаимопомощь; эффективное исполнение.

По другому эти стадии можно обозначить как формирование, бурление, нормализация и работа.

Не все группы доходят в своем развитии до последней стадии. В некоторых случаях члены группы не смогут прийти к взаимопониманию, и она распадется на ранних стадиях развития.

Другие группы могут долго существовать, раздираемые конфликтами, и так никогда и не достигнут эффективности.

Многие факторы, от которых зависит успех или неудача, связаны с самой группой, но существуют и внешние факторы, которые влияют на ее эффективность.

Не каждая группа проходит через все стадии развития, но определенный набор событий происходит во всех группах примерно в одной и той же последовательности. В процессе эволюции группы обычно наблюдается два всплеска активности.

Первый происходит в то время, когда группа находится примерно на полпути к цели, когда ее члены пересматривают свои задачи и меняют направление действий при необходимости. В этот переломный момент группа получает дополнительный стимул для деятельности.

Второй всплеск происходит перед окончанием работ, когда члены группы напрягают все силы, чтобы уложиться в срок. В промежутках между активными фазами для большинства групп, как правило, характерна инертность.

Источник: https://poisk-ru.ru/s44400t4.html

12.1 Сущность групп: понятие, природа, классификация

6.1. Природа групп и их характеристика. Классификация групп

Группа – относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения разделяемых общих целей, выполняющих разные обязанности, зависящих друг от друга, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого.

Чтобы быть группой, необходимо соответствовать основным четырем критериям:

1. Двое или более людей должны осуществлять социальное взаимодействие.

2. Они должны иметь стабильную групповую структуру.

3. Они должны разделять общие цели.

4. Индивиды должны воспринимать себя самих как единое целое (группу).

Любая организация состоит из групп людей, поэтому организационное поведение может рассматриваться под углом зрения группового поведения.

Групповое поведение – это совокупность действий и внешних проявлений активности группы как целого и взаимодействующих внутри нее индивидов и малых групп.

B= f (G, I,E)

Поведение группы B является неопределенной функцией f следующих переменных: G – особенностей группы, I – особенностей членов группы и E – окружающей среды.

Управление группой – это воздействие на ее поведение.

Существует несколько теорий и причин образования групп, представленные на рисунке 12.1.1.

Рис.12.1.1. Причины и теории образования групп

Теория близости.

Пространственная и географическая близость.

Теория равновесия.

Общность установок и ценностей.

Теория формирования групп.

Эмоциональная близость, разделяемые чувства.

Теория обмена.

Получение экономической выгоды от сотрудничества.

Привлекательность целей группы.

Общность целей.

Возможность достижения личных целей в группе.

Личностный рост.

Удовлетворение потребностей:

– в безопасности

– в принадлежности и общении

– в самоуважении

– во власти и получении определенного статуса

В ходе формирования и развития, группа проходит пять взаимосвязанных этапов, представленные на рисунке 12.1.2.

Рис.12.1.2. Стадии формирования и развития групп

1 этап. Формирование

Объединение в группу, определение цели, ее структуры и стиля руководства. Характерна высокая степень неопределенности.

2 этап. Смятение (бурление).

Группа сложилась. Осуществляются совместные действия. Возникают конфликты и противоречия по вопросам управления группой.

3 этап. Упорядочивание (нормирование).

Внутри группы формируются тесные связи, ее члены проявляют сплоченность. Преобладает коллективная работа.

4 этап. Выполнение работы.

Структура группы четко определена, она становится полностью функциональной. Энергия направляется на выполнение поставленных перед ними задач

5 этап. Расформирование

Группа готовится к роспуску. Внимание направляется на сворачивание деятельности.

Существует следующая классификация групп, в зависимости от различных принципов.

Таблица 12.1.1 Классификация групп

Признак классификацииВиды групп
1. Размер

– мегагруппы (всемирные движения, религии);

– макрогруппы (классы, слои, профессиональные группы);

– микрогруппы (семья, бригада, отдел);

– суб-микрогруппы (дуэт, трио, квартет).

2. Сфера совместной деятельности

управленческие

производственные

3. Уровень развития

высокоразвитые

слаборазвитые

4. Реальность существования

реальные

условные

5. Степень формализации (принцип создания)

формальные

неформальные

6. Цели существования

целевые (проектные)

функциональные

по интересам

дружеские

7. Период функционирования

постоянные

временные

8. Характер вхождения индивида в группунереферентные (группы принадлежности)

Объектом изучения теории управления персоналом являются микрогруппы, или малые группы, которые в своей совокупности образуют организацию. Существует большое количество причин вступления людей в малые группы. Эти причины можно сгруппировать в три блока: организационно-производственные, материальные и социально-психологические (табл. 12.1.2).

Таблица 12.1.2 Причины вступления людей в малые группы

Организационно-производственные причиныМатериальные причиныСоциально-психологические причины
Осуществление целей организацииПотребность в материальных средствахПотребность в самоутверждении, престиж
Компетентность руководителяВозможность получить профессию, повысить квалификациюОбщие интересы, увлечение, цели
Заинтересованность деятельностьюУлучшение жилищно-бытовых условийПолучение защиты и безопасности
Режим труда, условия и место расположения работыПолучение выгоды (льготы, служебное положение)Взаимопомощь и поддержка
Объективные причины (перевод, назначение)Социальная помощьЭмоциональные контакты, общение

Основные характеристики малой группы представлены на рис.12.1.3.

Рис.12.1.3. Характеристики малых групп

Размер – количественный состав группы.

Композиция – характеристика, отражающая индивидуальный состав группы.

Позиция члена группы – понятие, обозначающее официальное положение человека в какой-то подсистеме отношений.

Статус – реальное положение человека в системе групповых отношений, степень авторитетности для остальных участников.

Внутренняя установка человека – личное субъективное восприятие им собственного статуса, то, как он оценивает свой авторитет и степень влияния на остальных членов группы.

Роль – нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения человека.

Конформизм (приспособленчество) – психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного мнения, свойственного группе, мера «подчинения» индивида групповому давлению.

Социально-психологический климат – нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений. Это та атмосфера, которая окружает человека на рабочем месте.

Каналы коммуникаций – структура межличностного общения, структура обмена деловой и личностной информацией.

Групповые нормы – совокупность неписаных правил и требований, стандартов поведения, которых придерживаются члены группы.

Выходные данные учебника:

Репина Е.А., Анопченко Т.Ю, Володин Р.С., Менеджмент. Учебное пособие [Текст, таблицы] / Южный федеральный университет. – Ростов н/Д.: Изд-во АкадемЛит, 2015, –316 с.

учебника «Менеджмент».

Источник: https://port-u.ru/osnoviobshaya/2090-sushchnost-grupp

Medic-studio
Добавить комментарий