6.2. СЛУЖБЫ И ГРАЖДАНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций

6.2. СЛУЖБЫ И ГРАЖДАНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях»

1. Общие положения

1.1.

Спасательная служба гражданской обороны муниципального образования (района, города) (далее – служба ГО) – нештатное организационно-техническое объединение органов управления, сил и средств предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, обладающих сходным профилем деятельности и способных независимо от формы их собственности и ведомственной принадлежности (подчиненности) к совместному проведению конкретного вида специальных работ, предназначенное для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (включая подготовку необходимых сил и средств, всестороннее обеспечение действий в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ).

1.2. Спасательные службы ГО создаются на двух уровнях:

– муниципальном (район, город);

– объектовом (на предприятиях, в учреждениях и организациях, продолжающих работу в военное время).

1.3.

Муниципальные и объектовые спасательные службы ГО в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, указами Президента РФ, законами субъекта РФ, постановлениями и распоряжениями Губернатора субъекта РФ, настоящим Положением, а также положениями о спасательных службах ГО, разработанными в целях выполнения поставленных задач.

1.4. Спасательные службы ГО создаются в зависимости от потребности в выполнении мероприятий гражданской обороны и по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также наличия соответствующей материально-технической базы для создания служб.

2. Порядок создания спасательных служб гражданской обороны

2.1. Муниципальные и объектовые спасательные службы ГО создаются постановлениями (приказами) соответствующих руководителей.

2.2. Начальники территориальных и объектовых спасательных служб ГО назначаются распоряжениями (приказами) соответствующих руководителей.

2.3. Для обеспечения функционирования спасательных служб ГО в них могут создаваться штабы служб, которые могут состоять из отделов, отделений и групп.

2.4. На каждую спасательную службу ГО муниципального образования разрабатывается положение о службе ГО, в котором отражается организация, состав сил и средств, задачи и порядок функционирования.

Положение о спасательной службе муниципального образования согласовывается с Главным управлением МЧС России по субъекту РФ, с руководителем соответствующей спасательной службы области и утверждается руководителем гражданской обороны муниципального образования.

Положение о спасательной службе организации согласовывается с соответствующим структурным подразделением органа местного самоуправления, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и утверждается руководителем гражданской обороны организации.

Инструкции и указания спасательных служб области по вопросам, входящим в их компетенцию, обязательны для выполнения всеми подведомственными им структурными подразделениями, службами муниципальных образований и службами организаций.

2.5.

В состав спасательной службы ГО на соответствующей территории или объекте экономики объединяются органы управления, силы и средства гражданской обороны предприятий, учреждений, организаций (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (подчиненности)) и их структурных подразделений сходного профиля деятельности, способных к совместному проведению конкретного вида специальных мероприятий гражданской обороны.

2.6. Руководящий состав спасательной службы ГО формирует штаб службы, разрабатывает необходимые организационно-плановые документы, осуществляет методическое руководство подготовкой органов управления, сил и средств других предприятий, учреждений и организаций, включаемых в соответствующую спасательную службу ГО на подведомственной ей территории.

2.7. Для обеспечения выполнения возложенных задач начальниками спасательных служб ГО создаются нештатные аварийно-спасательные формирования, которые в зависимости от уровня подразделяются на территориальные и объектовые.

2.8. Организационно-штатная структура спасательных служб ГО и включаемых в их состав органов управления и формирований, порядок разработки штатов и табелей, комплектования личным составом, нормы и порядок оснащения техникой и материально-техническими средствами разрабатываются согласно методическим рекомендациям.

3. Руководство спасательными службами гражданской обороны

3.1. Руководство спасательными службами ГО на территории муниципального образования осуществляется централизованно, при этом начальнику спасательной службы ГО района по вопросам выполнения специальных задач подчинены соответствующие начальники служб гражданской обороны городского поселения, объектов экономики, учреждений и организаций.

3.2. Общее руководство муниципальными и объектовыми спасательными службами ГО осуществляют соответствующие руководители гражданской обороны через отдел гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и общественной безопасности администрации муниципального образования.

3.3. Непосредственное руководство спасательными службами ГО осуществляют начальники этих служб.

3.4. Отдел гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и общественной безопасности администрации муниципального образования, специалисты ГО и ЧС муниципальных образований, предприятий, учреждений и организаций осуществляют координацию и контроль деятельности соответствующих спасательных служб ГО, а также методическое руководство по вопросам, относящимся к их компетенции.

4. Задачи спасательных служб гражданской обороны

4.1. Основные задачи спасательных служб ГО вытекают из задач, возложенных на гражданскую оборону и направленных на всестороннее обеспечение:

– эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

– предоставления населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

– проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки;

– проведения аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ликвидации ЧС;

– первоочередного обеспечения населения, пострадавшего при проведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинского обслуживания, включая оказание первой медицинской помощи, срочного предоставления жилья и принятие других необходимых мер;

– борьбы с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

– обнаружения и обозначения районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

– обеззараживания населения, техники, зданий, территорий и проведения других необходимых мероприятий;

– восстановления и поддержания порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

– срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

– срочного захоронения трупов в военное время;

– разработки и осуществления мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

– постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

4.2. Задачи спасательных служб ГО определяются положениями о соответствующих службах, планами обеспечения мероприятий гражданской обороны служб гражданской обороны, планами гражданской обороны министерств и ведомств РФ, субъекта РФ, муниципального образования, предприятий, учреждений и организаций.

4.3. Общими задачами для всех спасательных служб ГО являются:

– подготовка органов управления и формирований службы к выполнению специальных и других мероприятий гражданской обороны;

– выполнение специальных мероприятий гражданской обороны в соответствии с профилем службы;

– организация и поддержание взаимодействия с другими службами гражданской обороны, с отделом гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и общественной безопасности администрации муниципального образования, с соединениями и частями гражданской обороны, с органами военного командования;

– обеспечение действий формирований гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

– обеспечение защиты личного состава, техники и имущества служб гражданской обороны от поражающих факторов радиоактивных веществ, аварийных химически, биологически опасных веществ поражения, аварий, катастроф и стихийных бедствий;

– учет формирований, входящих в состав служб, организаций и учреждений, привлекаемых для решения задач гражданской обороны, их укомплектованности и обеспеченности.

4.4. Специальными задачами спасательных служб ГО, исходя из их профиля, являются:

– охраны общественного порядка – поддержание общественного порядка в районе, в организациях, в очагах поражения, местах сосредоточения людей и транспорта, на маршрутах их движения, а также охрана собственности, организация комендантской службы. Обеспечение безопасности и регулирования дорожного движения. Ведение учета потерь населения в военное время. Оповещение и информирование населения о сигналах гражданской обороны и чрезвычайных ситуациях;

– противопожарной – контроль за своевременным выполнением противопожарных инженерно-технических мероприятий ГО, направленных на повышение противопожарной устойчивости района и организаций, соблюдение требований пожарной безопасности, локализация и тушение пожаров при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;

– коммунально-технической, энергетики и светомаскировки – организация и проведение аварийно-восстановительных и других неотложных работ на объектах коммунального хозяйства. Бесперебойное обеспечение потребителей водой и теплом. Проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на тепловых станциях и сетях.

Обеспечение бесперебойного водоснабжения потребителей. Разработка мероприятий по созданию систем артезианского водоснабжения. Повышение устойчивости работы водопроводных и канализационных сооружений. Проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и сетях водоснабжения.

Обеспечение устойчивости работы энергосетей в период военных действий, ликвидация аварий на энергетических сооружениях и сетях, организация работы автономных источников электроэнергии и обеспечение действий формирований при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, участие в разработке и осуществлении мероприятий по световой маскировке объектов экономики района;

– инженерной защиты – организация и осуществление контроля за строительством защитных сооружений в военное время, разработка и осуществление планов ускоренного строительства недостающего фонда защитных сооружений в военное время, организация инженерного обеспечения действий сил гражданской обороны в исходных районах, при выдвижении к очагам поражения, зонам катастрофического затопления и на объектах работ. Учет фонда защитных сооружений организаций, контроль за постоянной готовностью этих сооружений к приему укрываемых, правильным содержанием и их сохранностью. Разработка и корректировка расчетов укрытия населения и планов накопления фонда защитных сооружений на особый период. Обучение населения действиям при укрытии в защитных сооружениях;

– горюче-смазочных материалов – обеспечение горюче-смазочными материалами при проведении мероприятий гражданской обороны в военное время и чрезвычайных ситуаций в мирное время;

– связи и оповещения – техническое обеспечение централизованной передачи населению сигналов оповещения и информации в условиях мирного и военного времени. Разработка и осуществление мероприятий, обеспечивающих устойчивую работу технических средств централизованного оповещения.

Разработка мероприятий, направленных на развитие и совершенствование информационно-оповестительной системы оповещения населения.

Обеспечение отдела гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и общественной безопасности администрации муниципального образования связью, организация эксплуатационно-технического обслуживания средств связи и их восстановления в аварийных ситуациях и в особый период;

– продовольственного и вещевого снабжения – обеспечение личного состава формирований гражданской обороны продовольствием и вещевым имуществом первой необходимости в ходе проведения неотложных аварийно-восстановительных, спасательных и других неотложных работ в военное время и мирное в зоне стихийного бедствия;

– медицинской – медицинское и лекарственное обеспечение населения в период угрозы нападения противника, при применении им оружия массового поражения и других средств нападения.

Осуществление комплекса лечебно-эвакуационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья населения, личного состава формирований ГО, своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным, в целях быстрейшего восстановления их здоровья, снижения инвалидности и смертности.

Предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний совместно; обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения и личного состава формирований ГО;

– защиты культурных ценностей – обеспечение устойчивого функционирования объектов культурного наследия при ведении военных действий. Планирование, организация и осуществление подготовки органов управления и сил службы к защите культурных ценностей и памятников истории и культуры в военное время;

– защиты животных и растений – организация ветеринарно-санитарного контроля продуктов животного происхождения, контроль и поддержание эпизоотического благополучия на территории, защита продукции растениеводства и животноводства;

– автотранспортного и дорожно-мостового обеспечения – обеспечение транспортом всех перевозок, предусмотренных планами ГО в военное и мирное время, организация и осуществление дорожно-мостового обеспечения, ремонта и восстановления дорог и мостов при проведении мероприятий гражданской обороны, обеспечение горючим и смазочными материалами автотранспортных и других технических средств, привлекаемых к проведению мероприятий гражданской обороны с использованием для этих целей стационарных и подвижных автозаправочных станций. Поддержание техники, привлекаемой для нужд гражданской обороны, в исправном состоянии и постоянной готовности. Организация ремонта техники, вышедшей из строя в ходе выполнения мероприятий гражданской обороны, эвакуация поврежденной и неисправной техники с маршрутов и участков работ на сборные пункты поврежденных машин и в ремонтные организации, снабжение ремонтных организаций и формирований служб запасными частями и ремонтными материалами.

5. Управление службами, организация их деятельности

5.1. Управление спасательными службами ГО заключается в осуществлении постоянного руководства со стороны соответствующих начальников и их штабов, в обеспечении их готовности по предназначению, организации деятельности и в направлении усилий на своевременное и успешное выполнение поставленных задач.

5.2. Основой управления спасательными службами ГО являются решения начальников служб по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны соответствующего уровня, отраженные в планах обеспечения мероприятий ГО.

5.3. Обеспечение службами мероприятий гражданской обороны осуществляется на основе планов спасательных служб ГО соответствующих министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций.

5.4. Планы обеспечения мероприятий гражданской обороны, служб гражданской обороны вводятся в действие соответствующими начальниками гражданской обороны в установленном порядке.

5.5.

Организация работы штабов спасательных служб ГО, порядок и сроки представления оперативных донесений, организация взаимодействия с другими службами гражданской обороны определяются соответствующими наставлениями и специальными указаниями федеральных органов исполнительной власти и отделом гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и общественной безопасности администрации муниципального образования.

5.6. Для обеспечения устойчивого управления спасательными службами ГО оборудуются пункты управления.

6. Ответственность за готовность спасательных служб гражданской обороны к решению поставленных задач

6.1. Ответственность за готовность руководства, сил и средств, включаемых в состав служб ГО, несут начальники служб.

6.2. При переходе права собственности предприятий, организаций и дальнейшем сохранении профиля их деятельности обязанности по созданию спасательных служб ГО закрепляются за правопреемником имущественных прав и обязанностей объекта экономики на основе соответствующего договора.

6.3. Должностные и юридические лица, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении устанавливаемых настоящим положением и иными нормативными правовыми документами требований к созданию и обеспечению деятельности спасательных служб ГО, несут дисциплинарную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с действующим законодательством.

7. Порядок комплектования, материально-технического и финансового обеспечения спасательных служб гражданской обороны

7.1. Примерную организационно-штатную структуру и рекомендации по нормам оснащения формирований специальной техникой и имуществом разрабатывает МЧС России. Организации, создающие формирования, организационно-штатная структура, нормы оснащения формирований специальной техникой и имуществом определяются главой муниципального образования.

Организации, создающие формирования:

– разрабатывают штаты и табели оснащения формирований специальной техникой и имуществом;

– укомплектовывают формирования личным составом и имуществом;

– осуществляют подготовку и руководство деятельностью формирований;

– поддерживают формирования в состоянии постоянной готовности в соответствии с планами гражданской обороны к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

7.2. Обеспечение спасательных служб ГО автомобильным транспортом, дорожно-строительной и подъемно-транспортной техникой производится за счет ресурсов, не подлежащих передаче Вооруженным Силам РФ в военное время.

7.3. Финансирование специальных мероприятий гражданской обороны, включая подготовку и оснащение спасательных служб ГО, осуществляется соответственно:

– в муниципальных образованиях – за счет средств областного и местного бюджетов в пределах, установленных законом субъекта РФ, за счет источников, предусмотренных на финансирование гражданской обороны;

– на объектах экономики, предприятиях, учреждениях и в организациях – за счет средств, выделяемых на административно-управленческие, эксплуатационные расходы.

7.4. Обеспечение спасательных служб ГО техникой и всеми видами материально-технических средств осуществляется за счет средств, выделяемых из соответствующих бюджетов в пределах средств, установленных законом субъекта РФ, за счет источников, предусмотренных на финансирование гражданской обороны.

7.5. К централизованному снабжению относится обеспечение специальной техникой и имуществом по номенклатуре, устанавливаемой МЧС России.

Обеспечение спасательных служб ГО остальными видами техники, транспортом и всеми видами материально-технических средств осуществляется органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления в пределах средств, установленных законом субъекта РФ, за счет источников, предусмотренных на финансирование гражданской обороны, а также министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями.

7.6. Основанием для финансирования служб гражданской обороны являются планы текущего и перспективного развития служб гражданской обороны и прилагаемые к ним сметы расходов, согласованные с администрацией муниципального образования и ГУ МЧС России по субъекту РФ в пределах средств, установленных законом субъекта РФ, за счет источников, предусмотренных на финансирование гражданской обороны.

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 6/2017.

Другие статьи по теме

Источник: http://xn--------3veaabcahvp3aypd2a3deubak3alvuzd5n8bzl.xn--p1ai/publ/organizacija_go/spasatelnye_sluzhby_grazhdanskoj_oborony_municipalnogo_obrazovanija/2-1-0-74

Гражданские организации гражданской обороны

6.2. СЛУЖБЫ И ГРАЖДАНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Гражданские организации гражданской обороны – это формирования, создаваемые по территориально-производственному принципу на базе организаций, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих во время войны.

Эти формирования предназначены для выполнения основного объема аварийно-спасательных работ и других мероприятий ГО во время войны.

Гражданские организации гражданской обороны (далее – формиро-вания) подразделяются:

по подчиненности – на территориальные и объектовые;

по предназначению – на формирования общего назначения иформи-рования служб гражданской обороны.

Территориальные формированиясоздаются на базе организаций органами исполнительной власти республик, краев, автономных округов, городов и районов.

Они предназначены для выполнения мероприятий ГО в интересах органов исполнительной власти названных территориальных образований, наращивания группировки сил гражданской обороны при проведении АСДНР на наиболее важных участках.

Эти формирования подчиняются главам администрации территориальных образований – начальникам ГО.

Объектовые формирования предназначены для проведения аварийно-спасательных и других Неотложных работ в тех организациях, на базе которых они созданы. Эти формирования подчиняются начальникам гражданской обороны организаций (объектов).

Формирования общего назначения могут быть как территориальными, так и объектовыми. Эти формирования предназначены для спасения людей и выполнения других неотложных работ.

К формированиям общего назначения относятся сводные команды (группы), сводные команды (группы) механизации работ, спасательные команды (группы).

Сводная команда (группа) является основным формированием общего назначения. Она состоит из 113 (44) человек, имеет необходимые технические средства и имущество для проведения как аварийно-спасательных, так и других неотложных работ.

Сводная команда (группа) механизации работ предназначена для усиления сводных и спасательных команд (групп) средствами механизации, а также для выполнения наиболее трудоемких работ самостоятельно.

Спасательная команда предназначена для ведения аварийно-спасательных работ. Эта команда не может вести другие неотложные ра­боты, т.к. не имеет для этого необходимых технических средств.

Формирования служб гражданской обороны создаются службами и предназначены для выполнения специальных мероприятий в ходе АСДНР, усиления формирований общего назначения и всестороннего обеспечения их действий, а также самостоятельного выполнения задач гражданской обороны. К числу этих формирований относятся:

· разведывательные команды, группы, звенья;

· посты радиационного и химического наблюдения;

· медицинские отряды, бригады, дружины и санитарные посты;

· команды, группы и звенья связи;

· противопожарные и лесопожарные команды, отделения и звенья;

· аварийно-технические команды, группы;

· команды, группы, станции радиационной, химической и биологической защиты, обеззараживания и специальной обработки;

· команды, группы охраны общественного порядка;

· другие формирования: автомобильные, общественного питания,подвижные АЗС, подвоза воды, по защите сельскохозяйственных животных и растений и т.д.

Часть формирований как общего назначения, так и служб решением соответствующего начальника гражданской обороны может содержаться в повышенной готовности. Для формирований повышенной готовности сроки приведения в готовность не должны превышать 6 часов.

Формирования гражданской обороны создаются не на всех объектах экономики, а лишь на тех, которые отвечают хотя бы одному из следующих четырех условий:

1)наличие в организации объектов, отнесенных в соответствии с федеральным законом “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” к категории опасных производственных объектов;

2)отнесение организаций к категории по гражданской обороне, к категории особой важности, первой или второй категории;

3)подготовка организации к переводу на работу в условиях военного времени;

4)размещение организации в зоне возможного опасного химического заражения, опасного радиоактивного загрязнения или возможного катастрофического затопления.

Анализируя объекты железнодорожного транспорта с точки зрения соответствия перечисленным условиям, следует сделать вывод, что на многих ж.-д. объектах создаются формирования ГО. К таким объектам относятся сортировочные, пассажирские, товарные, участковые и даже многие промежуточные станции.

В формирования гражданской обороны включаются рабочие и служащие, а также техника, оборудование и имущество организаций, на базе которых они сформированы.

В формирования ГО включаются мужчины в возрасте от 18 до 60 лет и женщины в возрасте от 18 до 55 лет. Зачислению в ГОГО не подлежат военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, инвалиды, женщины, имеющие детей до 8 лет, женщины с медицинским образованием, имеющие детей до 3 лет.

На железнодорожном транспорте включению в формирования ГО не подлежат также лица, зачисленные по мобилизационным планам в различные спецформирования и подвижные учреждения МПС.

В формирования ГО не включается техника, оборудование и имуще­ство, подлежащее поставке в военное время в вооруженные силы, а также зачисленная в спецформирования и подвижные учреждения.

Источник: https://studopedia.ru/7_23684_grazhdanskie-organizatsii-grazhdanskoy-oboroni.html

Гражданская оборона ГО: задачи, организация, руководство, органы управления

6.2. СЛУЖБЫ И ГРАЖДАНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

/ Энциклопедия / Термин, определение и понятие

Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Мероприятия по защите населения и объектов экономики начали активно проводиться в ряде стран уже в первую мировую войну 1914-1918 годы и играли важную роль во второй мировой войне 1939-1945 годы, когда удары с воздуха наносились по всей территории многих воевавших государств.

В 50-60-х гг. XX в. в связи с появлением и развитием ядерного оружия, ракет, значительным повышением боевых возможностей авиации и др. средств вооруженной борьбы уязвимость тыла значительно возросла.

В этих условиях гражданская оборона приобрела значение стратегического фактора и в большинстве крупных государств была оформлена организационно. В СССР гражданская оборона была создана в 1961 году.

До этого функции защиты населения, промышленных объектов и городов от нападения противника с воздуха выполняла Местная противовоздушная оборона (См. Местная противовоздушная оборона).

Цели, задачи и сколько их

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 имеется 15 основных задач в области гражданской обороны и защиты населения в Российской Федерации:

  1. Подготовка населения в области гражданской обороны.
  2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  4. Предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
  5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
  6. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  7. Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  8. Борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
  9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению.
  10. Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий.
  11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
  13. Срочное захоронение трупов в военное время.
  14. Обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Кроме того, в случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Гражданская оборона организуется и ведется на территории всей страны.

Организация и ведение ГО

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства.

Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз.

Организацией и ведением гражданской обороны, как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государство выполняет три важнейшие функции:

  • обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим (социальная);
  • сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная);
  • сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики выживания населения в военное время, защита материальных и культурных ценностей (экономическая).

Гражданская оборона предусматривает заблаговременную в мирное время подготовку государства к ведению гражданской обороны с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Это продиктовано необходимостью принятия упредительных мер по защите населения, материальных и культурных ценностей в условиях ведения войн с применением современных средств поражения, способных нанести значительный ущерб экономике страны и вызвать неоправданный рост потерь населения.

Заблаговременная подготовка государства к ведению гражданской обороны включает целый комплекс мероприятий, проводимых в мирное время и обеспечивающих успешную реализацию каждой из основных задач в области гражданской обороны (см. Подготовка государства к ведению гражданской обороны). Ведение гражданской обороны, т.е.

практическое осуществление мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.

Организационное построение гражданской обороны позволяет обеспечивать:

  • соответствие ее структуры федеральному устройству страны;
  • преемственность методов управления, требующих относительной перестройки их в военное время;
  • необходимую централизацию и децентрализацию руководства.

Организационную основу гражданской обороны составляет:

  • руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, эвакуационные органы;
  • комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время;
  • силы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, на территориях субъектов РФ и муниципальных образований — соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти на соответствующих территориях и в организациях.

Непосредственное повседневное руководство гражданской обороной осуществляют органы управления:

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороной (в настоящее время — МЧС России), и его территориальные органы — региональные центры по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации — главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;
  • структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороной;
  • структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороной.

В свою очередь они:

  • планируют и организуют выполнение мероприятий гражданской обороной, подготовку руководства состава гражданской обороной и всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • осуществляют контроль за планированием эвакуационных мероприятий, накоплением фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, организацией их хранения и содержания, соблюдением требований норм инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
  • организуют оповещение населения по сигналам гражданской обороны и обеспечивают готовность систем управления, связи и оповещения;
  • организуют и контролируют создание, подготовку и поддержание в состоянии постоянной готовности сил гражданской обороны;
  • обеспечивают управление силами гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • организуют взаимодействие органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе и органах военного командования и др.

Силы ГО

Силы гражданской обороны состоят из воинских формирований, специально предназначенных для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенных в войска гражданской обороны, спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований.

Последние создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться в установленном порядке Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.

Серьезное значение придается гражданской обороне и в зарубежных странах. Законы о гражданской обороне приняты в большинстве ведущих и развитых стран: в США (1950), Великобритании (1948 и 1960), ФРГ (1957), Финляндии (1958), Швеции (1948), Норвегии (1953) и т.д.

Органы руководства гражданской обороны в центре и на местах созданы с учетом особенностей государственного устройства стран. За последние годы в ряде ведущих зарубежных стран в связи с изменившимися военно-политическими и военно-техническими условиями происходит определенная трансформация взглядов на концептуальные основы гражданской обороны.

К основным тенденциям в развитии гражданской обороны зарубежных стран следует отнести следующие. В большинстве стран полагают, что в современных условиях необходима гражданская оборона нового типа, способная быть эффективной не только в военное, но и в мирное время.

Целесообразно и необходимо использовать силы и средства гражданской обороны для оказания помощи населению в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Гражданская оборона все больше отходит от военной организации, так как ее мероприятия приобретают скорее социальный, чем военно-стратегический характер.

В большинстве государств ответственность за гражданскую оборону возложена на министерства внутренних дел. В США органы гражданской обороны подчинены министерству внутренней безопасности, в Канаде — федеральному правительству, в Норвегии и Испании — министерству защиты населения.

Только в отдельных странах гражданская оборона находится в ведении министерства обороны (Португалия, Швеция и др.). Особое внимание уделяется вопросам мобилизационной готовности гражданской обороны, так как значительно возрастает объем мероприятий на период развертывания систем гражданской обороны при переходе ее с мирного на военное время.

Отмечается процесс перераспределения функций в области гражданской обороны. Это выражается в повышении прав и ответственности местных органов власти в решении задач гражданской обороны, передачи части управленческих функций из центра местным органам власти.

Приоритетными мероприятиями в области гражданской обороны являются накопление фонда защитных сооружений (за счет строительства подземных сооружений двойного назначения), модернизация и растущие возможности оповещения населения, создание автоматизированной системы радиационного контроля, создание резервов материально-технических средств гражданской обороны в оптимально обоснованных объемах, качественная разработка планов гражданской обороны, совершенствование организационной структуры и технической оснащенности сил гражданской обороны, создание системы управления.

Источник: От МПВО к гражданской защите: Исторический очерк. Под редакцией С.К. Шойгу. —М., 1998; Федеральный закон РФ № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне».

Источник: https://fireman.club/inseklodepia/grazhdanskaya-oborona-go/

2.3. Гражданские организации гражданской обороны

6.2. СЛУЖБЫ И ГРАЖДАНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Гражданскиеорганизации гражданской обороны – этоформирования, создаваемые потерриториально-производственномупринципу на базеорганизаций, владеющие специальнойтехникой и имуществом и подготовленныедля защиты населения и организаций отопасностей, возникающихво время войны.

Эти формированияпредназначены для выполнения основногообъема аварийно-спасательных работ идругих мероприятий ГО во время войны.

Гражданскиеорганизации гражданской обороны (далее– формиро-вания)подразделяются:

по подчиненности- на территориальные и объектовые;

попредназначению – на формирования общегоназначения иформи-рованияслужб гражданской обороны.

Территориальныеформирования создаютсяна базе организаций органамиисполнительной власти республик, краев,автономных округов, городов и районов.

Они предназначены для выполнениямероприятий ГО в интересах органовисполнительной власти названныхтерриториальных образований,наращивания группировки сил гражданскойобороны при проведенииАСДНР на наиболее важных участках.

Этиформирования подчиняютсяглавам администрации территориальныхобразований – начальникамГО.

Объектовыеформированияпредназначены для проведенияаварийно-спасательныхи других Неотложных работ в техорганизациях, на базекоторых они созданы. Эти формированияподчиняются начальникам гражданскойобороны организаций (объектов).

Формированияобщего назначениямогут быть как территориальными,так и объектовыми. Эти формированияпредназначены для спасения людейи выполнения других неотложных работ.

Кформированиям общего назначенияотносятся сводные команды (группы),сводные команды (группы) механизацииработ, спасательные команды(группы).

Своднаякоманда (группа) является основнымформированием общегоназначения. Она состоит из 113 (44) человек,имеет необходимые техническиесредства и имущество для проведениякак аварийно-спасательных,так и других неотложных работ.

Своднаякоманда (группа) механизации работпредназначена для усилениясводных и спасательных команд (групп)средствами механизации,а также для выполнения наиболее трудоемкихработ самостоятельно.

Спасательнаякоманда предназначена для веденияаварийно-спасательныхработ. Эта команда не может вести другиенеотложные ра­боты, т.к. не имеет дляэтого необходимых технических средств.

Формированияслужб гражданской оборонысоздаются службами и предназначены длявыполнения специальных мероприятий входе АСДНР,усиления формирований общего назначенияи всестороннего обеспечения их действий,а также самостоятельного выполнениязадач гражданской обороны. К числу этихформирований относятся:

  • разведывательные команды, группы, звенья;
  • посты радиационного и химического наблюдения;
  • медицинские отряды, бригады, дружины и санитарные посты;
  • команды, группы и звенья связи;
  • противопожарные и лесопожарные команды, отделения и звенья;
  • аварийно-технические команды, группы;
  • команды, группы, станции радиационной, химической и биологической защиты, обеззараживания и специальной обработки;
  • команды, группы охраны общественного порядка;
  • другие формирования: автомобильные, общественного питания,подвижные АЗС, подвоза воды, по защите сельскохозяйственных животных и растений и т.д.

Частьформирований как общего назначения,так и служб решением соответствующегоначальника гражданской обороны можетсодержаться в повышенной готовности.Для формированийповышенной готовности срокиприведения в готовность не должныпревышать 6 часов.

Формированиягражданской обороны создаются не навсех объектах экономики,а лишь на тех, которые отвечают хотя быодному из следующихчетырех условий:

  1. наличие в организации объектов, отнесенных в соответствии с федеральным законом “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” к категории опасных производственных объектов;

  2. отнесение организаций к категории по гражданской обороне, к категории особой важности, первой или второй категории;

  3. подготовка организации к переводу на работу в условиях военного времени;

  4. размещение организации в зоне возможного опасного химического заражения, опасного радиоактивного загрязнения или возможного катастрофического затопления.

Анализируяобъекты железнодорожного транспортас точки зрения соответствияперечисленным условиям, следует сделатьвывод, что на многихж.-д. объектах создаются формированияГО. К таким объектам относятсясортировочные, пассажирские, товарные,участковые и даже многиепромежуточные станции.

Вформирования гражданской оборонывключаются рабочие и служащие, а такжетехника, оборудование и имуществоорганизаций, на базе которыхони сформированы.

Вформирования ГО включаются мужчины ввозрасте от 18 до 60 лет и женщины в возрастеот 18 до 55 лет. Зачислению в ГОГО неподлежат военнообязанные,имеющие мобилизационные предписания,инвалиды, женщины,имеющие детей до 8 лет, женщины смедицинским образованием, имеющие детейдо 3 лет.

На железнодорожном транспортевключению вформирования ГО не подлежат также лица,зачисленные по мобилизационным планамв различные спецформирования и подвижныеучреждения МПС.

В формирования ГО невключается техника, оборудование иимуще­ство, подлежащее поставке ввоенное время в вооруженные силы, атакже зачисленнаяв спецформирования и подвижные учреждения.

Источник: https://studfile.net/preview/7144930/page:7/

Medic-studio
Добавить комментарий