6.2. Задачи и основные этапы деятельности практических психологов

Тема 3 Виды и области деятельности психолога

6.2. Задачи и основные этапы деятельности практических психологов
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10

Тема 3. Виды и области деятельности психолога. Профессионально важные качества (ПВК)

План:

  1.  Основные виды профессиональной деятельности психолога
  2.  Особенности деятельности практического психолога
  3.  Основные социальные сферы деятельности практического психолога
  4.  Задачи и основные этапы деятельности практических психологов
  5.  Основные виды деятельности практического психолога
  6.  Рабочее место практического психолога

Литература:

  1.  Карандашев В.Н. Психология. Введение в профессию. М. 2000.
  2.  Вачков И.В. Введение в профессию «психолог», М., 2004.
  3.  Бозаджиев В.Л. Психолог: профессия и личность. Челябинск, 2011.
  1.  Основные виды профессиональной деятельности психолога

Следует выделить три вида деятельности, в рамках которых решаются основные задачи психологии:

  1.  научная деятельность (получение, анализ и обобщение научных данных психологических исследований, рефлексия динамики научного психологического знания) или научно-исследовательская;
  2.  преподавательская деятельность (преподавание) иногда эту деятельность определяют как педагогическую (пропаганда психологии);
  3.  практическая деятельность, состоящая в консультировании, психологической экспертизе, психотерапии (психологическая практика).

Схема. 1. Основные виды профессиональной деятельности психолога;

Таблица. 1. Особенности деятельности профессиональных психологов.

2.ммОсобенности деятельности практического психолога

2.1.ииОсновные социальные сферы деятельности практического психолога

Основными социальными сферами деятельности психолога являются:

  1.  образование;
  2.  производство;
  3.  медицина;
  4.  право.

Схема 2.иОсновные социальные сферы деятельности практического психолога.

Таблица 2. Основные сферы деятельности практического психолога.

2.2.ммЗадачи и основные этапы деятельности практических психологов

Среди обращающихся к психологу как специалисту можно выделить определенные позиции людей: клиент, заказчик, пользователь (по Г.С. Абрамовой).

Схема 3. Возможные позиции по отношению к практическому психологу как специалисту.

Клиент – человек (взрослый или ребенок), который сообщает психологическую информацию, т. е. передает психологу знание о себе или о других людях, предполагая или реально указывая на свою роль в происхождении этого знания и считая себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации.  

Заказчик – человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о себе, своей организации или других людях); человек, сообщающий психологическую информацию, не видя своей роли и не считая себя ответственным за ее происхождение.

Пользователь – человек, которому сообщают содержание психологической информации и ее назначение, а также критерии оценки содержания этой информации с точки зрения заказчика на нее.

Работа практического психолога ориентирована на те группы населения, которые не являются психически больными людьми, а относятся к категории психически нормальных, способных потенциально к проявлению ответственности за свою индивидуальность.

Заказчиками в деятельности практических психологов выступают руководитель организации или частное лицо, обратившееся к психологу за консультацией психологического характера.

Взаимоотношения психолога и клиента (заказчика) устанавливаются исходя из трех возможных позиций пихолога-практика: эксперта, учителя или консультанта (Жуков, 1999, с.28-34).

Схема 4. Основные позиции психолога-практика по отношению к клиенту/заказчику

Психолог как эксперт — носитель специальных знаний и опыта. К нему обращаются с заказом дать психологическую экспертизу, то есть оценку с профессиональной психологической точки зрения, какого-либо решения, проекта, события. Услуги психолога как эксперта нужны после завершения клиентом некоторой работы.

Психолог как учитель занят передачей специальных знаний, которые необходимы людям для эффективной организации их деятельности. Практический психолог в позиции учителя — не преподаватель, который в систематизированном виде излагает теории и факты. Он проводит психологические тренинга, деловые игры и другие активные методы обучения. Учитель выполняет свою миссию до того, как работа началась.

Психолог как консультант включается в деятельность клиента. Он предоставляет клиенту знания и опыт в тех объемах и формах, которые необходимы на данный момент. Его задача – оказать психологическую помощь клиенту в выполнении работы.

К числу основных задач деятельности практических психологов относятся:

1) выявление психологических характеристик конкретного человека, группы;

2) выявление психологических причин, вызывающих трудности в их повседневной жизнедеятельности;

3) оказание психологической помощи в преодолении этих трудностей, в решении клиентом различных психологических проблем;

4) содействие государственным, общественным, предпринимательским организациям в эффективном использовании психологического фактора при решении практических задач;

5) социально-психологическое сопровождение труда и жизни клиентов;

6) пропаганда психологических знаний и повышение психологической культуры людей;

7) оптимизация системы психологической работы и повышение собственной профессиональной компетентности.

Основные этапы работы психолога

1. Психолог получает заказ от заказчика (или клиента), на основании которого составляет программу работы, договаривается о распределении прав между психологом, заказчиком и клиентом, о взаимных обязательствах в совместной деятельности.

2. Психолог выбирает адекватные задачам психологической деятельности теоретические концепции, методы работы, конкретные методики исследования и формы работы с клиентом, способы регистрации и обработки первичных данных.

3. Психолог осуществляет работу с клиентом в форме беседы, анкетирования, интервью, наблюдения, тестирования, психофизиологического исследования.

4.  Психолог обрабатывает первичные материалы, осуществляет их интерпретацию, обсуждает полученные данные с компетентными коллегами, формулирует выводы и заключения по интересующим заказчика проблемам.

5. Психолог передает заказчику свои заключения и рекомендации в форме письменного документа или устного сообщения. В них содержатся ответы на вопросы, поставленные заказчиком.

6. Заказчик использует рекомендации психолога.

Использование рекомендаций может заключаться в изменении условий трудовой деятельности, саморазвитии личности, в организации психокоррекционного, психолого-педагогического, обучающего, административного воздействия.

Во многих случаях психолог по поручению заказчика сам применяет рекомендации, например, проводя психотерапию, консультирование, тренинг. Или сам клиент применяет к себе рекомендации психолога (Крылов, Юрьев, 1990, с.267).

Схема 5. Основные этапы деятельности практического психолога.

2.3.ммОсновные виды деятельности практического психолога

Основные виды деятельности в практической психологии

  1.  психологическое просвещение;
  2.  психологическая профилактика;
  3.  психологическая диагностика;
  4.  психологическое консультирование;
  5.  коррекционная работа;
  6.  развивающая работа;
  7.  психологическая реабилитация.

Схема 6. Основные виды деятельности практических психологов

Психологическое просвещение – вид деятельности психолога, основными задачами которого являются распространение психологических знаний и повышение психологической культуры населения, формирование потребности в психологических знаниях и желания использовать их в жизни и практической деятельности.

Психологическая профилактика – работа по предупреждению социальной дезадаптации и отклоняющегося поведения, снижению нервно-психической заболеваемости среди населения.

Психодиагностика – наука и практика, связанная с разработкой разнообразных методов распознавания индивидуально-психологических особенностей человека/группы людей и постановкой с помощью этих методов психологического диагноза; деятельность психолога, направленная на количественную (измерение) и качественную (анализ) оценку психических функций и психологических особенностей человека.  

Психологическое консультирование – вид деятельности практического психолога, целью которой является обеспечение человека необходимой психологической информацией и создание условий – в результате общения с психологом – для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах жизни; беседа, построенная определенным образом, в процессе которой оказывается психологическая помощь клиенту.

Коррекционная работа – целенаправленное, длительное, глубокое воздействие психолога на определенные психические функции, качества или формы поведения личности, направленное на преодоление отклонения, приведение показателей в соответствие с возрастной или иной нормой.  

Развивающая работа – вид деятельности практического психолога, направленной на дальнейшее развитие качеств, способностей, умений человека.

Психологическая реабилитация – проведение комплекса мероприятий, направленных на восстановление здоровья, трудоспособности, личного и социального статуса, социальных связей личности с ограниченными физическими и психическими возможностями, возникшими в результате заболевания или травмы.

3. Рабочее место практического психолога

Успешной практической деятельности психолога способствует организация его рабочего места. В решении этого вопроса он сам должен быть достаточно активен. Психолог должен иметь свой отдельный кабинет.

Однако это не означает, что большую часть рабочего времени он будет проводить в нем.

Необходимо достаточно часто контактировать с людьми на их рабочих местах, быть полноправным членом коллектива и активным участником деятельности организации.

Рабочий кабинет необходим для хранения документации, методических материалов, проведения индивидуальных бесед или психологической диагностики.

Безусловно, практическому психологу важно самостоятельно, творчески подойти к организации рабочего места. Специалисты предлагают следующее примерное материальное обеспечение рабочего места психолога (Рабочая книга.., 1996, с. 34).

1. Рабочий кабинет психолога с сейфом для хранения материалов.

2. Комната психологической разгрузки для:

— проведения психологической релаксации;

— снятия нервно-психологического напряжения; эмоциональной разгрузки;

— индивидуального и группового психологического консультирования;

— психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий;

— работы пункта, почты или телефона доверия.

3. Материальная база психотерапевтического воздействия:

— аудиотехника;

— аудиокассеты с записями психотерапевтического характера;

— проекционная аппаратура;

— проекционные материалы психотерапевтического характера;

— специальная светотехническая система и другие средства, способствующие осуществлению психотерапевтического воздействия.

4. Материальная база психодиагностики:

— канцелярские принадлежности;

— аудиотехника с записями стимульного материала, специальные бланки;

— персональный компьютер, калькулятор и другая организационная техника.

5. Материальная база психологического просвещения и психологической подготовки:

— учебно-методические материалы;

— наглядные пособия;

— специально оборудованное помещение.

В перспективе материальное обеспечение рабочего места психолога должно расшириться и включать: технические средства специального назначения, комплекс психодиагностических средств, диктофон, видеотехнику и др. (Рабочая книга.., 1996, с. 34).

Источник: http://samzan.ru/227717

Задачи и основные этапы деятельности практических психологов — allRefs.net

6.2. Задачи и основные этапы деятельности практических психологов

Задачи и основные этапы деятельности практических психологов – раздел Психология, Карандашев В.Н. Психология: введение в профессию Заказчиками В Деятельности Практических Психологов Выступают Руководитель Орг…

Заказчиками в деятельности практических психологов выступают руководитель организации или частное лицо, обратившееся к психологу за консультацией психологического характера.

Взаимоотношения психолога и клиента (заказчика) устанавливаются исходя из трех возможных позиций пи­холога-практика: эксперта, учителя или консультанта (Жуков, 1999, с.28-34).

Психолог как эксперт — носитель специальных знаний и опыта. К нему обращаются с заказом дать психологичес­кую экспертизу, то есть оценку с профессиональной пси­хологической точки зрения, какого-либо решения, проекта, события. Услуги психолога как эксперта нужны после завершения клиентом некоторой работы.

Психолог как учитель занят передачей специальных зна­ний, которые необходимы людям для эффективной орга­низации их деятельности.

Практический психолог в позиции учителя — не преподаватель, который в систематизиро­ванном виде излагает теории и факты.

Он проводит психо­логические тренинга, деловые игры и другие активные методы обучения. Учитель выполняет свою миссию до того, как работа началась.

Психолог как консультант включается в деятельность клиента. Он предоставляет клиенту знания и опыт в тех объемах и формах, которые необходимы на данный момент. Его задача — оказать психологическую помощь кли­енту в выполнении работы.

К числу основных задач деятельности практических психологов относятся:

1) выявление психологических характеристик конкрет­ного человека, группы;

2) выявление психологических причин, вызывающих трудности в их повседневной жизнедеятельности;

3) оказание психологической помощи в преодолении этих трудностей, в решении клиентом различных психологических проблем;

4) содействие государственным, общественным, пред­принимательским организациям в эффективном использовании психологического фактора при ре­шении практических задач;

5) социально-психологическое сопровождение труда и жизни клиентов;

6) пропаганда психологических знаний и повышение психологической культуры людей;

7) оптимизация системы психологической работы и повышение собственной профессиональной компетентности.

Рассмотрим основные этапы работы психолога.

1. Психолог получает заказ от заказчика (или клиента), на основании которого составляет программу работы, договаривается о распределении прав между психологом, заказчиком и клиентом, о взаимных обязательствах в совместной деятельности.

2. Психолог выбирает адекватные задачам психологической деятельности теоретические концепции, методы работы, конкретные методики исследова­ния и формы работы с клиентом, способы регистрации и обработки первичных данных.

3. Психолог осуществляет работу с клиентом в форме беседы, анкетирования, интервью, наблюдения, тестирования, психофизиологического исследования.

4. Психолог обрабатывает первичные материалы, осуществляет их интерпретацию, обсуждает полученные данные с компетентными коллегами, формулирует выводы и заключения по интересующим заказчика проблемам.

5. Психолог передает заказчику свои заключения и рекомендации в форме письменного документа или устного сообщения. В них содержатся ответы на вопросы, поставленные заказчиком.

6. Заказчик использует рекомендации психолога.

Использование рекомендаций может заключаться в изменении условий трудовой деятельности, саморазвитии личности, в организации психокоррекционного, психолого-педагогического, обучающего, административного воздействия.

Во многих случаях психолог по поручению заказчика сам применяет рекомендации, например, проводя психотерапию, консультирование, тренинг. Или сам клиент применяет к себе рекомендации психолога (Крылов, Юрьев, 1990, с.267).

Развернуть

Открыть в широком формате

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Карандашев В.Н. Психология: введение в профессию

Книга доктора психологических наук профессора в н карандашева первое в.. в книге показано многообразие психологических знаний о человеке изложена история появления профессии психолога..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Задачи и основные этапы деятельности практических психологов

Источник: http://allrefs.net/c14/3sl7z/p26/

Medic-studio
Добавить комментарий