6. Функции семьи.: Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с

Функции семьи

6. Функции семьи.:  Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с

Семья представляет собой социальный институт, наделенный различными функциями, которые постепенно изменялись в историческом развитии.

Функции семьи  делят на основные и вторичные. Основные функции представлены на всех этапах развития семьи, роль вторичных функций возрастала или уменьшалась в разные исторические периоды.

Основными функциями семьи являются репродуктивная, воспитательная и хозяйственно-экономическая функции.

Репродуктивная функция

Репродуктивная функция отвечает за  биологическое воспроизводство населения (деторождение) и является одной из важнейших функций. Так же репродуктивная функция регулирует сферу сексуальных отношений супругов, которая является важной для гармоничных и здоровых отношений. В основе репродуктивной функции должны учитываться индивидуальные запросы  и права каждого из супругов. 

Социальная политика большинства стран мира направлена на поддержку родительства как цели создания семьи.
Сегодняшняя демографическая ситуации характеризуется следующими аспектами:

  1.  непрекращающимся падением рождаемости в индустриально развитых странах, как следствие – не обеспечение воспроизводства населения;
  2. старением населения в индустриально развитых странах при тенденции увеличения продолжительности жизни граждан;
  3. абсолютным и относительным сокращением части трудоспособного населения.

В российской семье так же наблюдается снижение рождаемости из-за наличия социальных и экономических проблем, с которыми сталкивается наше общество в последние десятилетия.

На снижение рождаемости влияет множество факторов, среди которых – нерешенность жилищной проблемы, низкий уровень жизни семьи, рост безработицы, особенно среди женщин, алкоголизм членов семьи и другие. Решение всех этих проблем требует выработку грамотной и долгосрочной государственной политики, которая будет направлена на охрану семьи, детства и материнства. 

Воспитательная функция

Воспитательная функция (функция социализации) направлена на передачу детям общепризнанных социальных ценностей, обучение детей социальным ролям, признанным в обществе.

Социолог Т. Парсонс отмечал, что первичная социализация, которая осуществляется в семье, положительно влияет на весь последующий процесс включения личности в общественные структуры. Именно с детства ребенок усваивает ценности и нормы, которым потом руководствуется в жизни.

В истории известны факты, когда роль первичной социализации возлагали на государство (система общественного воспитания в СССР и культурная революция в КНР, кибуцы в Израиле и социалистические эксперименты в Швеции). Однако все эти попытки показали свою несостоятельность и неэффективность.

Нельзя оставить без внимания факты негативной социализации в неблагополучных семьях. В России особого внимания требуют проблемы беспризорничества, алкоголизма и наркомании в семье, малолетней преступности и детской проституции.

Хозяйственно-экономическая функция 

Хозяйственно-экономическая функция  семьи связана с ведением домашнего хозяйства, организацией семейного потребления,  формированием семейного бюджета, разделением обязанностей по дому и т.д.  

В доиндустриальном обществе семья представляла собой основу экономической ячейки общественной жизни.

 С переходом к индустриальной стадии развития, данная сторона семьи минимизируется, семья  превращается из производительной ячейки общества в потребительскую.

 Члены семьи должны теперь больше работать вне дома, чтобы получать средства для покупки количественно и качественно возрастающего набора товаров и услуг. 

Важно отметить, что занятость в общественном производстве одних членов семьи является условием обеспечения жизнедеятельности других (детей, инвалидов, стариков и других).  В каждой семье происходит взаимный обмен услугами, именно поэтому необходимо разделение домашних обязанностей между членами семьи.

Так же в хозяйственно-экономическую функцию семьи входит передача имущества и финансовых сбережений детям по наследству. Если в советское время этот аспект не был отражен в законе, то в сегодняшней российской правовой системе он обрел легитимность и отражение в законодательстве.

Функция эмоционального и духовного общения 

Функция эмоционального и духовного общения является одной из основных функций, т.к. в семье человек получает помощь и поддержку, удовлетворяет свои потребности в эмоциональном общении и взаимопонимании.  Если в семье не хватает тепла, любви и взаимопонимания, то в этой семье чаще будут проявляться поведенческие и эмоциональные трудности.

Семья обеспечивает эмоциональную стабильность не только своих членов, но еще и тех людей, с которыми она взаимодействует. Совместное проведение досуга членов семьи усиливает их сплоченность, способствует пониманию друг друга.Благодаря данной функции в значительной степени создаются благоприятные условия для реализации целей, поставленных семьей. 

Функция эмоционального и духовного общения реализуется более успешно, если семья поддерживает широкие контакты и дружественные отношения со своими родственниками (бабушками, дедушками, дядями, тетями, племянниками и т.д.)

Вторичные функции семьи

К вторичным функциям семьи относят статусную функцию, функцию первичного социального контроля, досуговую функцию. 

Статусная функция связанна с тем, что принадлежность к семье позволяет человеку подтвердить и закрепить занимаемые им позиции (традиционное общество), либо даже продвинуться в социальной иерархии (современное общество). В некоторых странах наличие семьи служит фактором уважения и престижа не только в глазах общества, но и в собственном понимании.

Функция первичного социального контроля регламентирует поведение семьи через взаимную ответственность и обязательства в отношениях между ее членами, с учетом возраста, занимаемого места в структуре семьи и выполняемых ролей. В случаях нарушения членом семьи  общепринятых социальных норм первичный контроль семьи поддерживается правами и моральными санкциями общества.

Досуговая функция обеспечивает организацию досуга в семейной группе, совместное времяпрепровождение членов семьи на основе взаимных интересов.

Этот перечень функций не является исчерпывающим, он может быть продолжен, однако все другие функции будут, в той или иной степени, модификациями уже рассмотренных.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/sotsiologija/funktsii-semji/

53. Основные функции семьи

6. Функции семьи.:  Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с

Сферажизнедеятельности семьи, непосредственносвязанная с удовлетворением определенныхпотребностей ее членов, называется функцией

 несколькотак называемых традиционныхфункций семьи:

• хозяйственно-экономическая;

• репродуктивная;

• воспитательно-образовательная;

• рекреативная[51] –организация досуга, отдыха, забота оздоровье членов семьи.

Следует,однако, учесть, что существует множествофакторов, препятствующих реализациифункций семьи, например:

– определенныеусловия жизни членов семьи (материальные,бытовые и др.);

– личностныеособенности членов семьи (уровеньобразования, характер, определенноевоспитание, интересы и пр.);

– особенностивзаимоотношений между членами семьи идр.

54. Социальный статус семьи и её типология

1.Социальный статус, представляющийсобой сочетание индивидуальныххарактеристик членов семьи с ееструктурными и функциональнымипараметрами, характеризует процессадаптации семьи в обществе.

Усемьи может быть по крайней мере четырестатуса:

✓социально-экономический;

✓социально-психологический;

✓социокультурный;

✓ситуационно-ролевой.

Социальнаяадаптация семьи включает в себя следующиекомпоненты:.

✓ первый—материальноеположение. Дляоценки материального благосостояниясемьи, складывающегося из денежной иимущественной обеспеченности, используетсянесколько количественных и качественныхкритериев: уровень доходов семьи, еежилищные условия, предметное окружение,а также социально-демографическиехарактеристики ее членов, что составляетсоциально-экономический статус семьи;

✓ второй—психологическийклимат семьи— представляет собой более или менееустойчивый эмоциональный настрой,который складывается как результатнастроений членов семьи, их душевныхпереживаний, отношений друг к другу,другим людям, работе, окружающим событиям.

В качестве показателей состоянияпсихологического климата семьивыделяются: степень эмоциональногокомфорта, уровень тревожности; степеньвзаимного понимания, уважения, поддержки,помощи, сопереживания и взаимовлияния;место проведения досуга (в семье иливне ее), открытость семьи во взаимоотношенияхс

✓третий.Определяя общий уровень культуры семьи,необходимо учитывать уровень образованияее взрослых членов, поскольку он признанодним из определяющих факторов ввоспитании детей, а также непосредственнуюбытовую и поведенческую культуру членовсемьи;

✓ четвертый—ситуационно-ролевая адаптация,которая связана с отношением в семье кребенку.

В случае конструктивногоотношения к ребенку, высокой культурыи активности семьи в решении его проблемситуационно-ролевой статуссемьивысокий: еслив отношении к ребенку присутствуетакцентуация на его проблемах, то—средний.

 Вслучае игнорирования проблем ребенкаи тем более негативного отношения кнему, что, как правило, сочетается с низкой культурой иактивностью семьи, ситуационно-ролевойстатус —низкий.

 Комплекснаятипология предусматриваетвыделение четырех категорий семей,различающихся по уровню социальнойадаптации (от высокого к среднему,низкому и крайне низкому):

✓ благополучныесемьи — успешносправляются со своими функциями,практически не нуждаются в поддержкесоциального педагога, так как за счетадаптивных способностей, которыеосновываются на материальных,психологических и других внутреннихресурсах, быстро адаптируются к нуждамсвоего ребенка и успешно решают задачиего воспитания и развития;

✓ семьи”группы риска”— характеризуютсяналичием некоторого отклонения от норм(например неполная семья, малообеспеченнаясемья и т. п.), и снижающего адаптивныеспособности этих семей. Они справляютсяс задачами воспитания ребенка с большимнапряжением своих сил, поэтому социальномупедагогу необходимо наблюдать за ихсостоянием;

✓ неблагополучныесемьи — имеютнизкий социальный статус в какой-либоиз сфер жизнедеятельности (или внескольких одновременно).

Они несправляются с возложенными на нихфункциями, их адаптивные способностисущественно снижены; процесс семейноговоспитания ребенка протекает с большимитрудностями, медленно, малорезультативно.

Для данного типа семьи необходимаактивная и обычно продолжительнаяподдержка со стороны социальногопедагога;

✓ асоциальныесемьи — нуждаютсяв коренных изменениях.

В этих семьяхродители ведут аморальный, противоправныйобраз жизни; жилищно-бытовые условияне отвечают элементарнымсанитарно-гигиеническим требованиям,а воспитанием детей, как правило, никтоне занимается.

Дети оказываютсябезнадзорными, полуголодными; отстаютв развитии; становятся жертвами насилия.Работа социального педагога с этимисемьями должна вестись в тесном контактес правоохранительными органами, а такжес органами опеки и попечительства.

Источник: https://studfile.net/preview/2982309/page:6/

88. Семья и ее основные функции жизнедеятельности

6. Функции семьи.:  Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с

А.Г.Харчевопределилсемьюкак основанноенабракеиликровномродствеобъединениелюдей,связанныхобщностьюбытаивзаимнойответственностью.

Семья– этомалаясоциально– психологическаягруппа,основаннаянабраке,членыкоторойобъединенысовместнымпроживаниемиведениемдомашнегохозяйства.Однаизсущественныхособенностейсемьизаключаетсявэмоциональнойсвязимеждуеечленами,моральнойответственностидругпреддругомиоказаниивзаимопомощи.

Вжизникаждогочеловекасемьязанимаетособоеместо.Учеловекадвесемьи:однаизкоторойонвышел,другаякоторуюсоздал.

Семьяявляетсясоциальнойячейкойобщества.Отуровняеедуховнойкультурызависитуровеньдуховнойкультурыобщества.

Всемьеребенокусваиваетнормыобщежития,человеческиеотношения,впитываядоброизло,получаяопытморальныхнормповедения.

Оттока,какприученребенокктрудувсемье,будетлисемьятрудовой,какойеевкладвкопилкуобщества,зависитэкономическоесостояниеобщества.

1. Основные функции семьи и их взаимосвязь

Семья– явлениеисторическое,ееформы,функцииисодержаниеобусловленыобществом,уровеньегокультурногоиэкономическогоразвития,общественнымиотношениями,втомчислеипроизводственными.

Преждевсегоследуетобратитьвниманиенаразличиепонятий«семья»и«брак».Частопервое– болееглубокоепонятиесводятковторому.Носемьяэтонетолькосупружескиеотношения,прианализесемьинеобходиморассматриватьивертикальныесвязи,уходящиевглубьвременнанесколькопоколений,игоризонтальные,отношениямеждубратьями,сестрами,невесткамиит.д.

Первоначальнуюосновусемейныхотношенийсоставляетбрак.Брак– этоисторическименяющаясясоциальнаяформаотношениймеждуженщинойимужчиной,посредствомкоторойобществоупорядочиваетисанкционируетихполовуюжизньиустанавливаетихсупружескиеиродственныеправаиобязанности.

Носемья,какправило,представляетболеесложнуюсистемуотношений,чембрак,посколькуонаможетобъединятьнетолькосупругов,ноиихдетей,атакжедругихродственников.

Поэтомусемьюследуетрассматриватьнепростокакбрачнуюгруппу,нокаксоциальныйинститут,тоестьсистемусвязей,взаимодействийиотношенийиндивидов,выполняющихфункциивоспроизводствачеловеческогородаирегулирующихвсесвязи,взаимодействияиотношениянаосновеопределенныхценностейинорм,подтвержденныхобширномусоциальномуконтролючерезсистемупозитивныхинегативныхсанкций.

Семьякаксоциальныйинститутпроходитрядэтапов,последовательностькоторыхскладываетсявсемейныйциклилижизненныйциклсемьи.

Исследователивыделяютразличноеколичествофазэтогоцикла,ноглавнымисрединихявляютсяследующие:1) вступлениевбрак– образованиесемьи;2) началодеторождения– рождениепервогоребенка;3) окончаниедеторождения– рождениепоследнегоребенка;4) «пустоегнездо»– вступлениевбракивыделениеизсемьипоследнегоребенка;5) прекращениесуществованиясемьи– смертьодногоизсупругов.Накаждомэтапесемьяобладаетспецифическимисоциальнымииэкономическимихарактеристиками.

Всемьечеловекусваиваетнормыиправилачеловеческогоповедения.Здесьонприобщаетсяккультуре,начинаясееэлементарныхпродуктов.Всемьечеловеческиеценности,убеждения,идеалыпревращаютсявличностныехарактеристики,формируютсядальнейшиежизненныепоступкииповедение.

Втожевремякаждаясемьясоздаетсобственнуюкультурнуюсредуврамкахобщейкультурынарода,конфессии,государства.Семьяпридаетсвоимчленам,причемнетольконоворожденным,ноитем,ктовступилвбрак,вливаетсявнее,известноесвоеобразие.

Ипотом«войтивсемью»означаетпринятьиусвоитьеесубкультуру.

Ввопросеопроисхождениисемьипреобладаютдветочкизрения.Одниполагают,чтоприпервобытно– общинномстроегосподствовалибеспорядочныеполовыеотношения,насменукоторымпришелгрупповой.Апозжепарныйбрак,ставшийосновойсначалабольшогоматеринскогорода(матриархат),азатембольшогоотцовскогорода(патриархат).Другиеисследователиутверждают,чтосемьяизначальнобылапарной.

Всесемейныефункции,собственноговоря,сводятсякодной:обеспечениесвязивремен,созданиеусловийдлянепрерывного,точнее,прерывно– непрерывного,развитиячеловечества.Благодаряреализациисемейныхфункцийисторическийпоток,постоянноэволюционизируясохраняетсвойсоциальный,биологическийикультурныйсмысл.

Функциисемьи.Этосферыжизнедеятельностисемьинепосредственносвязанныесудовлетворениемопределенныхеёпотребностейеёчленов.Охарактеризуемличностноеиобщественноезначениеважнейшихфункцийсемьвобществе.

1воспитательнаяфункциясостоитудовлетворениииндивидуальныхпотребностейвотцовствематеринствеввоспитаниидетейисамореализациидетях.Поотношениюкобществуэтафункция,реализуемаясемьейобеспечиваетсоциализациюподрастающегопоколения

2хозяйственнаяфункциязаключаетсявудовлетворенииматериальныхпотребностейсемьи.Вэтомсмыслесемьяобеспечиваетвосстановлениезатраченныхприфизическомтрудесил.

3.эмоциональнаяфункция.Реализуетсявудовлетворениипотребностейсемьивсимпатииуважениипризнанииэмоциональнойподдержке,психологическойзащите.Этафункцияобеспечиваетэмоциональнуюстабилизациючленовобщества,содействуетсохранениюихпсихическогоздоровья,атакжекультурноеидуховноеобщение;

4.духовногообщения– этафункцияпроявляетсявудовлетворениипотребностейвсовместномпроведениидосуга,

взаимномдуховномобогащениии играетважнуюрольвдуховномразвитиичленовобщества.

5функцияпервичногосоциальногоконтроляобеспечиваетвыполнениесоциальныхнормчленамисемьи, вособенноститеми,ктонеобладаетвдостаточнойстепениспособностьюстроитьсвоёповедениивполномсоответствииссоциальныминормами.

Этокасаетсяпожилыхлюдей,детейитехчленовсемьи,которыестрадаюткаким-либо физическимнедугом.

6сексуальноэротическаяфункция

реализуетсявсексуальноэротическихпотребностяхчленовсемьисемьявэтомсмыслеосуществляетрегулированиесексуальноэротическойнаправленностиповедениячленовсемьи,атакжеобеспечиваетбиологическоевоспроизводствообщества.

  1. экономическаяфукнция – получение материальных средств одних

членовсемьидлядругих,экономическаяподдержканесовершеннолетнихинетрудоспособныхчленовобщества;

  1. социальностатусная – предоставление определенного социальногостатуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

  2. досуговая– организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

Основная,перваяфункциясемьи,какследуетизопределенияА.Г.Харчева,репродуктивная,тоестьбиологическоевоспроизводствонаселениявобщественномпланеиудовлетворениепотребностивдетях– вличностномплане.

Важнейшимифункциямисемьиявляются:репродуктивная,хозяйственно-потребительская,воспитательнаяивосстановительная.

Репродуктивнаяфункциявключаетвсебявоспроизводствовдетяхчисленностиродителей,т.е.принимаетучастиевколичественномикачественномвоспроизводственаселения.

Хозяйственно-потребительскаяфункциясемьиохватываетразличныеаспектысемейныхотношений.Этоведениедомашнегохозяйства,соблюдениедомашнегобюджета,управлениесемьей,проблемаженскоготруда.

Семьякакпервичнаяячейкаявляетсявоспитательнойколыбельючеловечества.Всемьеглавнымобразомвоспитываютсядети.Всемьеребенокполучаетпервыетрудовыенавыки.Унегоразвиваетсяумениеценитьиуважатьтрудлюдей,тамонприобретаетопытзаботыородителях,родныхиблизких,учитсяразумномупотреблениюразличныхматериальныхблаг,накапливаетопытобщениясденьгами.

Лучшийпример-этопримерродителей.Вбольшинствеслучаевдетиявляютсяотражениемродителей.Конечноже,воспитательнаяфункциянаэтомнеисчерпывается.Можноговоритьиосамовоспитаниивсемье.

Восстановительнаяфункциясемьисостоитвподдержанииздоровья,жизненноготонуса,организациидосугаиотдыха,семьястановитсяоздоровительнойсредой,гделюбойчленсемьивправенадеятьсяназаботливоеотношениеродныхиблизких. Дляэтоготребуетсянетольконравственно-психологическаяподготовка,ноисоблюдениережиматрудаиотдыха,режимапитанияипрочее.

Организациядосугаиграетбольшуюрольввосстановлении.Досугслужитсредствомвосстановленияфизическихидуховныхсилчеловека.Частодосугпроисходитукаждогопо-своему.Кто-тосмотритТВ,слушаетмузыкуит.д.,этоявляетсяпассивнымотдыхом.Человекнуждаетсявактивномотдыхе(путешествия,прогулки).Этоприноситбольшездоровьядлясемьивцеломикаждогоеёчленов.

Современипроисходитвсодержанииизначимостиразличныхфункцийсемьивзависимостиотсоциальныхусловий.Всовременнойсемьезначительновозрослозначениетакихфункций,какэмоциональнаядуховногообщениясексуально-эротическаяивоспитательная.Бракрассматриваетсявнашевремякаксоюз,основанныйнаэмоциональныхсвязяхбольшечемнахозяйственноматериальных..

Вышеописанныефункцииконечнонедаютгарантированногообъясненияжизнедеятельностисемьиноонихотябы хотькактоеёопределяют.

Следуетобратитьвниманиенанарушенияфункцийсемьи,которыезатрудняютилипрепятствует выполнениюсемьейеёфункций,ипредставляютоднуизособенностейеёжизнедеятельности.Перечислимосновныефакторы,способствующиенарушениюреализациифункцийсемьи

  • личностные особенности членов семьи (характер, темперамент, ценностные ориентацие.и.т.п.)
  • взаимоотношения между членами семьи, а также уровень сплоченности и взаимопонимания в семье
  • определенные условия жизни семьи.

Например,рассмотримфакторы,способствующиенарушениюреализациивоспитательнойфункциисемьи. К.Такимфактораммогутбытьотнесены

  • неполный состав семьи
  • недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей
  • негативность отношений между родителями
  • конфликтность семьи(не только по вопросам воспитания но и по иным вопросам касающимся воспитания семьи)
  • вмешательство со стороны родственников в воспитанние детей .

Вразныепериодыжизнисемьиизменяетсяиерархиясемейныхфункций,тооднатодругаязанимаетприоритетноеместо.Так,длямолодойсемьинаиболееважнойявляетсябиологическаяфункция,тогдакакдляпожилойважнееэмоциональная.Вместестемсгодамименяетсяиучастиекаждогочленасемьивреализацииеефункций,егосемейныйстатус.

Всвоемединствеперечисленныефункциипредставляютсобойсистемусемейныхотношений;возникновениевэтойсистемедисфункции,т.е.рассогласованиявихвзаимодействиикакцелого,приводитсистемуваномальноесостояние.

Игнорирование,апоройиполныйотказсемьипотемилиинымпричинамотвыполнениякакой-либофункциидестабилизируетобразсемьи,возникаетугрозаеераспада.

Семьи,социальноефункционированиекоторыхпосубъективнымилиобъективнымпричинамзатрудненоилинарушено,аихсуществованиекаксемейнаходитсяподугрозой,характеризуютсякаксемьисоциальногориска.Именноэтисемьиявляютсяосновнымиобъектамисоциальнойработы.

Оченьважныефункции:репродуктивная( продолжениерода),хозяйственно– экономическая,ивоспитательная.Семейноевоспитаниепредопределяетсистемупотребностейимотивациивзрослогочеловека,еговосприятиеокружающегомира,самооценкуизначимыепсихологическиеособенности,атакжеспособностиадаптироватьсякразличнымусловиямжизни.

Взначительнойстепениподвлияниемсемейноговоспитанияформируютсяустановкивпрофессиональнойдеятельности,отношениектруду,обществу,егонормамиценностям.Тофундаментальное,чтозакладываетсявсемье,струдомподдаетсяизменениювпоследствии.Вопрососемейномвоспитанииподрастающегопоколениявлюбомобществеивлюбыевременаотноситсякчислунаиболееважных,ибоответнанеговомногомопределяетбудущеесамогообщества.

Воспитательныйпотенциалсемьиопределяетсярядомфакторов:материальных,духовных,национальных,психологических,педагогических,эмоциональных.Значениедлявоспитанияребенкаимееттип,структурасемьи.Известнонесколькоформсемей,классифицируемыхпоразнымоснованиям.

Источник: https://studfile.net/preview/4644461/page:92/

Эссе «Основные функции семьи»

6. Функции семьи.:  Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с

Зрелякова Елена
Эссе «Основные функции семьи»

для встречи с родительской общественностью

1. Вступление

2. Функции семьи, связанные с удовлетворением потребностей

3. Заключение

4. Список литературы

Вступление

Существование семьи, как и всех социальных институтов, обусловлено общественными потребностями.

Как и все социальные институты,Семья — малая группа, развивающаяся и функционирующая по своим законам.

Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных и религиозных отношений. И одновременно семья — относительно самостоятельная ячейка общества.

Семья служит удовлетворению определенных потребностей, это точно отмечено в определении семьи Н. Я.

Соловьевым: “Семья – это средоточение крайне важных человеческих потребностей (в первую очередь сексуальных, детородных, хозяйственно-потребительских, эмоционально-нравственных, эстетических, психологических, которые она способна удовлетворить в избирательном, устойчивом, повторяющемся плане”.

Функции семьи, связанные с удовлетворением потребностей

Функции семьи – сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов.

• 1. Репродуктивная функция семьи

Семье по самой ее природе присуща функция воспроизводства населения, через которое достигается биологическое воспроизводство общества: удовлетворение потребности в детях.

Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях.

В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз.

• 2. Хозяйственно-бытовая функция семьи

Характер выполнения семьей хозяйственно-бытовой функции оказывает самое непосредственное влияние на нравственно-психологический климат семейной группы, на семейное воспитание. Здесь значение имеет все, начиная от источников количества семейных доходов, заканчивая распределением домашнего труда.

• 3. Воспитательная функция семьи

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.

Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.

) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.

Второй аспект – семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи, побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

• 4. Организация досуга в семье

Досуговая функция ориентирована на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил.

В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

Структура досуга: чтение; просмотр телепередач; посещение библиотеки, театров, кино, гостей; туризм; спорт; семейные праздники.

• 5. Экономическая функция семьи

Выполняя экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

• 6. Основные периоды развития семьи и функции членов семьи

Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением, то есть разводом.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе.

Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж, родительские (мать, отец, детские (сын, дочь, брат, сестра, межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д.

Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свои функции и функции других в ролевой структуре семьи.

Заключение

Семья — фундамент общества, поскольку именно она формирует основные качества человека и вводит его в мир социальных отношений.

Семья-частица общества.

И я согласна. что на нее возложены достаточно понятные окружающим функции. Рождение детей (репродуктивная функция) и их воспитание их в уважительном характере по отношению к нравственным и правовым законам (воспитательная функция и социализация).

Хозяйственно -экономическая заключается в обеспечении необходимыми жизненными благами всех членов семьи.

Не смотря на то, что взрослые устают на работе, они все равно выходные проводят вместе с детьми, и это досуговая функция.

Все члены семьи сопереживают друг другу, поддерживают и в радости, и в горе – эмоциональная функция.

Каждый человек в семье занимает особое место в обществе, приносит пользу окружающим и государству или готовиться это делать.

Только семья может и должна подготовить детей занять свое место в этом мире. И это относиться к социально -статусовой функции.

От нормального функционирования семьи во многом зависит личное счастье мужчин и женщин, психическое, физическое и духовное здоровье супругов и детей, удовлетворенность человека жизнью.

Список литературы

1. Гребенников И. В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1991.

2. Мацковский М. С. Социология семьи: Проблемы, теории, методологии и методики. – М., 1983.

3.. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001.

4. Энциклопедический социологический словарь / Общая редакция академика РАН Осипова Г. В. – М., 1995

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/yese-na-temu-osnovnye-funkci-semi.html

Лекция по психологии семьи

6. Функции семьи.:  Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с

Тема 2. Ведущие функции семьи и их влияние на семейный уклад.

Функция семьи – это сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов.

  1. Репродуктивная функция состоит в воспроизводстве жизни, т.е. в рождении детей:

  • Формирование личности ребенка, развитие его способностей, передача подрастающему поколению накопленного обществом опыта.

  • Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого его члена в течение всей его жизни.

  • Постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

В основе репродуктивной функции должны учитываться индивидуальные запросы и права каждого из супругов.

  1. Хозяйственно-бытовая функция включает в себя:

  • Организацию питания в семье;

  • Приобретение и содержание домашнего имущества;

  • Благоустройство жилища, создание уюта;

  • Организация жизни и быта семьи;

  • Создание и расходование бюджета семьи.

В каждой семье происходит взаимный обмен услугами, именно поэтому необходимо разделение домашних обязанностей между членами семьи.

Также в хозяйственно-экономическую функцию входит передача имущества и финансовые сбережения детям по наследству.

  1. Коммуникативная функция (функция интеллектуального общения):

  • Посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством;

  • Влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей средой и характер ее восприятия;

  • Организация внутрисемейного общения.

  • Воспитание детей;

  • Самореализация родительских чувств.

Также эта функция направлена на передачу детям общепризнанных социальных ценностей, обучение детей социальным ролям, признанным в обществе.

  1. Психотерапевтическая функция (эмоциональная функция): семья играет огромную роль в снижении уровня негативных переживаний и нервно-психического напряжения членов семьи.

    Психотерапевтическая функция семьи сопряжена с получением удовольствия от простого общения друг с другом, наблюдения за деятельностью друг друга, с включением с кем-то из членов семьи в совместную деятельность или развлечение.

     Также удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите.

Функция психотерапевтического общения реализуется более успешно, если семья поддерживает широкие контакты и дружественные отношения со своими родственниками (бабушки-дедушки, тети-дяди и тд.)

  1. Сексуально-эротическая функция: ориентация на сексуальные потребности и отношения является одной из важнейших ориентаций молодых людей при вступлении в брак.

  2. Функция социального контроля: это ответственность одних членов семьи за поведение других ее членов в обществе, различных сферах деятельности.

Приложение № 1

Тема «Ведущие функции семьи и их влияние на семейный уклад»

Выполните задание: ответьте на вопросы

вопрос № 1
К функциям семьи относится

 социализация личности определение минимального размера оплаты труда установление системы школьного образования

 определение размеров коммунальных платежей

Вопрос № 2
Кризис современной семьи вызван

 увеличением рождаемости отсутствием равноправия мужчин и женщин возрастанием трудовой занятости женщин вне дома

 различием политических взглядов супругов

Вопрос № 3
Кризис современной семьи связан с

 ростом стремления людей к личной свободе и автономии возрастание роли женщины как матери и хозяйки дома подчинение старшим младших

 раздельное проживание разных поколений родственников

Вопрос № 4
К основам патриархальной семьи относится

 главенствующее положение отца семейства возрастание роли женщины как матери и хозяйки дома подчинение старшим младших

 раздельное проживание разных поколений родственников

Вопрос № 5
Что характеризует репродуктивную функцию семьи

 воспитание детей в традициях семьи опека над малолетними и престарелыми воспроизводство населения

 создание благоприятного психологического климата в семье

Вопрос № 6
Взрослая внучка Л. ухаживает за своей бабушкой: помогает по дому, приносит продукты, готовит еду. Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример

 воспитательную социального контроля хозяйственно-бытовую

 регулирование отношений полов

Вопрос № 7
Верны ли следующие суждения?А. Малообеспеченным семьям необходима государственная поддержка.

Б. Поддерживая неблагополучные семьи, государство ослабляет стабильность в обществе.

 верно только А верно только Б верны оба суждения

 оба суждения неверны

Вопрос № 8
Верны ли следующие суждения?А. В современном обществе возрастает трудовая занятость женщины.

Б. В современном обществе возникают новые формы семьи.

 верно только А верно только Б верны оба суждения

 оба суждения неверны

Вопрос № 9
Верны ли следующие суждения?А. В современном обществе преобладает патриархальный тип семьи.

Б. В ряде стран увеличивается число “свободных союзов”.

 верно только А верно только Б верны оба суждения

 оба суждения неверны

Вопрос № 10

Верны ли следующие суждения?А. В современном обществе трудовая занятость женщин вне дома снижается.

Б. Семья остается одной из ценностей общества.

 верно только А верно только Б верны оба суждения

 оба суждения неверны

Вопрос № 11
Верны ли следующие суждения о семье?А. Семья является одним из институтов социализации подрастающего поколения.

Б. Основой семьи может стать брак или кровное родство.

 верно только А верно только Б верны оба суждения

 оба суждения неверны

Вопрос № 12
Найдите в приведенном ниже списке характеристики традиционной (патриархальной) семьи.

 отец семейства занимает главенствующее положение
 главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни представители нескольких поколений ведут совместное хозяйство

 взрослые дети живут отдельно от родителей

 женщина находится в подчинении у мужчины

Источник: https://infourok.ru/lekciya-po-psihologii-semi-funkcii-semi-3936285.html

Medic-studio
Добавить комментарий