6 исторические этапы становления спец.псих.: Становление специальной психологии происходило в рамках дефектологии

История становления специальной психологии

6 исторические этапы становления спец.псих.: Становление специальной психологии происходило в рамках дефектологии

Первые сведения о психологических особенностях людей с психиче­скими и физическими недостатками обнаруживаются в произведениях худо­жественной и философской литературы, а также в медицинских трактатах древности и средневековья. Эти сведения имеют в основном описательный характер и, отражая данные эмпирических наблюдений, в значительной мере субъективны.

Определением причин слабоумия и путей его профилактики занимались еще Платон и Гиппократ. Аристотель обнаружил патологические явления, связанные с нарушениями зрения, слуха и речи.

В качестве основ­ных особенностей лиц с психическими и физическими недостатками отме­чаются зависимость от окружающих людей и возможность проявления высо­кого уровня каких-то специальных способностей (например, музыкальных или художественных).

Физиологическое объяснение глухоты и немоты и обоснование необхо­димости дифференцированного подхода к глухим, доказательства возможно­сти их умственного развития на основе использования сохранных органов чувств были предложены врачом и философом Джероламо Кардано уже в XVI веке. Первые попытки дать материалистическое толкование психиче­ской деятельности слепыхосуществил французский энциклопедист Дени Дидро в XVIИ веке.

Лишь в середине XIX столетия появляются первые результаты научного изучения лиц с недостатками умственного развития, связанные с попытками медицинской помощи умственно отсталым. Французский психиатр Ж.

Эски-роль в 1839 г.

опубликовал двухтомный труд об умственно отсталых, где среди медицинских, гигиенических и медико-социальных проблем, связан­ных с умственной отсталостью, значительное место занимали чисто психоло­гические вопросы.

В рамках психиатрии начиналось и организованное обучение умственно отсталых. Его основатели – французские психиатры Ж. Итар и Э.Сеген, рабо­тавшие во второй половине XIX в.

, – значительное внимание уделяли изуче­нию психологических особенностей умственно отсталых.

Сеген, в частности, обратил внимание на проявления недостаточности волевой сферы ивыделил их в качестве ведущего психологического дефекта при умственной отстало­сти.

Врачами и педагогами описывались также отдельные психологические особенности слепых и глухих. Появились отдельные исследования наруше­ний речи, возникающих вследствие повреждений мозга. Однако до начала развертывания широкой сети школ для детей с недостатками зрения, слуха, умственного развития собственно психологические исследования в этой об­ласти не проводились.

Как самостоятельная отрасль специальная психология выделилась в на­чале XX века. До этого времени она как бы включалась в коррекционно-педагогический процесс: полученные практическим путем знания использо­вались в педагогической деятельности. Интенсивное развитие системы обу-

чения и воспитания детей с отклонениями в развитии обусловило повышен­ное внимание к проблеме аномального детства.

Важнейшей вехой в истории развития специальной психологии было введение обязательного общего начального обучения. Оно привело к появле­нию в составе начальных классов умственно отсталых детей, ранее не вовле­кавшихся в образовательный процесс, у педагогов появились трудности, свя­занные с незнанием особенностей таких детей. Нужно было отделять их от нормально развивающихся.

Министерство народного просвещения Франции, где было введено об­щее обязательное начальное обучение, создало комиссию для разработки принципов и методики отбора умственно отсталых детей с целью направле­ния их в специальные классы.

В эту комиссию вошли выдающийся француз­ский психолог А. Бине и психиатр Т.Симон. Выполняя поручение министер­ства, Бине и Симон собрали значительный материал, характеризующий осо­бенности умственно отсталых детей.

Этот материал вместе с изложением принципов диагностики вошел в их книгу «Ненормальные дети», перевод которой был опубликован в России в 1911 году. Следует отметить, что с на­чалом XX в.

связан целый поток публикаций в основном по методикам диаг­ностики умственной отсталости, которые содержали описание психологиче­ских особенностей детей и подростков этой категории.

В работах педагогов и врачей появляются также психологические дан­ные о слепых и глухих.

Отдельные сведения о психологических особенно­стях детей и взрослых с недостатками зрения и слуха содержались в работах крупнейших сурдо- и тифлопедагогов прошлого, в частности в трудах фран­цузского тифлопедагога В.

Гаюи (создателя первых учреждений для слепых во Франции и в России), вышедших еще в конце XVII! века и посвященных методике обучения слепых, в трудах французского сурдопедагога Ш. М. Де-лепе, работавшего в то же время, и в более поздних педагогических пуб­ликациях.

Специальные психологические исследования отсутствуют вплоть до начала XX в., это остро ощущается тифлопедагогами. Так, на 1 Российском съезде по педагогической психологии тифлопедагог Р. Ф.

Лейко указывал на необходимость заниматься тифлопсихологией: «Тифлопедагогика бродит в потемках.

Тифлопсихология – это факел, который помог бы нам осветить путь обучения и воспитания слепых» (О воспитании и образовании слепых

детей, 1910).

В 1930-1940-х гг. появляются отдельные исследования нарушений ре­чевого развития детей. Исключительно важное теоретическое и практическое значение имеет психологическое изучение слепоглухих, начатое в эти же годы И. А. Соколянским и А. В. Ярмоленко.

Заслуга окончательного оформления специальной психологии в само­стоятельную научную область с собственным предметом, методами, задача­ми и системой объяснительных принципов принадлежит Л.С. Выготскому.

Именно он построил ее методологическую базу, в качестве которой высту­пила созданная им теория культурно-исторического развития. Опираясь на эту теорию, многочисленные ученики и последователи Л.С.

Выготского про­должают исследования феномена нарушенного развития.

Тенденция внутриотраслевой дифференциации специальной психоло­гии проявлялась в появлении все новых направлений. Так, тифлопсихология и сурдо психология, занимавшиеся изначально лишь изучением слепых и глухих детей, постепенно стали исследовать влияние слабовидения и слабослышания на психическое развитие ребенка.

В 30-40-е годы возникают такие отрасли специальной психологии, как психология слепоглухих детей и детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В 60-е годы широко развер­тывается психологическое изучение детей, испытывающих устойчивые труд­ности в обучении.

В результате исследований, проводившихся в тесном взаимодействии с медицинским, психоневрологическим изучением этой группы детей, выделяются дети с задержкой психического развития.

В 70-е годы закладываются основы психологии детей с речевыми нару­шениями и детей, воспитывающихся в условиях детского дома. Позже актуа­лизируется интерес к психологии детей, страдающих синдромом раннего аутизма, а также характерологическими и поведенческими нарушениями.

Помимо тенденции внутренней дифференциации, начиная с 70-х годов, в специальной психологии все более отчетливо стали проявляться тенденции к интеграции, т. е. сближению отдаленных ее отраслей.

Так, отражением ука­занной тенденции явилось формирование таких областей специальной пси­хологии, как психология семейного воспитания детей с отклонениями в раз­витии, социальная специальная психология, психологическая реабилитология и др.

В теоретическом плане эта тенденция проявилась в повышении интере­са к закономерностям психического развития, общим для всех групп лиц с отклонениями в развитии.

Вместе с тем нельзя не отметить, что специальная психология до по­следнего времени остается в основном психологией школьников с психиче­скими и физическими недостатками: объем психологических знаний о взрос­лых людях этих категорий, как и о детях дошкольного возраста, весьма неве­лик. Одно из перспективных направлений развития специальной психологии в ближайшем будущем – изучение ранних периодов развития. Мало пока ис­следованы и особенности психики при тяжелых и глубоких степенях нару­шений развития. Тем не менее, современный уровень психологических зна­ний о людях с нарушениями зрения, недостатками слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, дефектами умственного развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы позволяет говорить о наличии особой области психологических знаний – специальной психологии.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/15745.html

История становления специальной психологии как науки

6 исторические этапы становления спец.псих.: Становление специальной психологии происходило в рамках дефектологии

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ:

Возникновение специальной (от греч specialis – особенный, своеобразный) как самостоятельной отрасли психологической науки можно отнести к 60-м гг. ΧΧ столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология».

До этого времени специальная психология являлась неотъемлемой частью дефектологии – комплексной науки, включающей как разностороннее изучение причин и механизмов отклоняющегося развития, так и разработку научно-обоснованных медико-психолого-педагогических коррекционных воздействий применительно к детям, имеющим различные недостатки в психофизическом и личностно-социальном развитии.

При этом детская специальная психология, как отрасль специальной психологии появилась около 5-ти лет тому назад.

Отношение к детям, имеющим различные отклонения в развитии, несёт на себе печать длительной истории эгоизма и себялюбия общества, особенно явно проявляющихся в годы ИНФАНТИЦИДА. (т.е. периода времени с древности до IV в.н.э., когда были в обычае массовые детоубийства).

1 ЭТАП: Первые сведения о психологических особенностях людей с психическими и физическими недостатками обнаруживаются в произведениях художественной и философской литературы, а также в медицинских трактатах древности и Средневековья. Эти сведения, естественно, имеют описательный характер и, отражая данные эмпирических наблюдений, в значительной мере субъективны. В основном они относятся к слепым и глухим.

2 ЭТАП: В середине 19 столетия появляются первые результаты научного изучения лиц с недостатками умственного развития, связанные с попытками медицинской помощи умственно отсталым. Французский психиатр Ж.Э.Д. Эскироль в 1839 г.

опубликовал 2-х томный труд об у/о, где среди медицинских, гигиенических и медико-социальных проблем, связанных с у/о, значительное место занимали чисто психологические вопросы.

Умственная отсталость (тогда она называлась идиотией) была впервые определена как стойкое состояние, отличное от психических заболеваний, возникающая вследствие нарушения развития и обязательно сопровождающая интеллектуальной недостаточностью. До Эскироля у/о рассматривалась как вид психоза.

В рамках психиатрии начиналось и организованное обучение у/о. Его основатели – французские психиатры Ж.Итар и Э.Сеген, работавшие во второй половине 19 века.

Они значительное внимание уделяли изучению психологических особенностей у/о.

Сеген в частности, обратил внимание на проявления недостаточности волевой сферы и выделил их в качестве ведущего психологического дефекта при у/о, определяющего все остальные недостатки.

3 ЭТАП: Важнейшей вехой в истории развития специальной психологии было введение обязательного общего начального обучения. Оно привело к появлению в составе начальных классов у/о детей, ранее не вовлекавшихся в образовательный процесс. В связи с этим у педагогов появились трудности, связанные с незнанием особенностей таких детей. Нужно было отделять их от нормально развивающихся.

Министерство народного просвещения Франции, где было введено общее обязательное начальное обучение, создало комиссию для разработки принципов и методики отбора у/о детей с целью направления их в специальные классы. В эту комиссию вошли выдающийся французский психолог А.

Бине и психиатр Т. Симон.

Выполняя поручение Министерства, Бине и Симон собрали значительный материал, характеризующий особенности у/о детей и включённый вместе с изложением принципов диагностики в их книгу «Ненормальные дети», перевод которой был опубликован в России в 1911 году.

4 ЭТАП: Связывают с началом 20 века в связи с появлением научно-публицистической деятельности. Появляется целый поток публикаций по методикам диагностики у/о + они же содержали в себе описание психологических особенностей детей и подростков данной категории. В этот период времени появляются книги Н.

Нортуорти «Психология детей с умственной недостаточностью» (1906), Годдарда «Градуирование у/о детей» (1908), книги Т.Сигена «Принципы и методы испытания интеллекта» (1908) и В.Вейгандта «Ящик для оценки интеллекта» (1910), книга российского невропатолога и психолога Г.И.

Россолимо «психологические профили: Метод количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состояниях» (1910) и др.

Психологические данные о слепых и глухих появляются также в работах педагогов и врачей, но таких работ значительно меньше, чем посвящённых у/о.

В начале 20 века детей с недостатками в развитии называли «ненормальными детьми». Этот термин использовался как отечественными, так и зарубежными психологами, психиатрами и невропатологами (А. Бине, Г.Я. Трошин, Г.И. Россолимо). Почти одновременно начинает использоваться понятие «Дефективные дети» (В.П.Кащенко, Л.С.Выготский).

Далее развитие психологических исследований лиц с психическими и физическими недостатками идёт нарастающими темпами. Накапливаются знания об у/о, при этом подавляющее большинство исследований посвящается познавательным процессам у детей школьного возраста, и таким образом формируется олигофренопсихология.

В том же направлении развивается психология глухих, в которой акцент делается на особенностях формирования устной речи. В 1930 -1940 –х гг. появляются отдельные исследования нарушений речевого развития детей.

5 ЭТАП: В 1960-е гг. развёртывается изучение психологических аспектов трудового обучения и трудовой деятельности лиц с недостатками развития.

В это же время появляется ряд работ о детях с недостатками опорно-двигательного аппарата. Одновременно начинается и широко развёртывается психологическое изучение детей, испытывающих устойчивые трудности в обучении.

Формируется новая ветвь в специальной психологии – психология детей с ЗПР.

Изменения в терминологии происходили и за рубежом, где в 60-х гг. 20 века наряду с терминами, аналогичными термину «аномальные дети», стало применяться понятие «исключительные дети», которое объединяло как детей с недостатками развития, так и детей, обладающих выдающимися способностями, т.е. одарённых.

В 1970-х гг. возникает ещё одно новое направление – психологическое изучение детей с РДА.

5 ЭТАП.

Современный уровень психологических знаний о людях с нарушениями зрения, недостатками слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, дефектами умственного развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы позволяет говорить о наличии особой области психологических знаний, которую можно обозначить, как СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

В связи с развитием ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА к обучению детей с физическими и психическими недостатками в США и некоторых других странах появился термин «дети с особыми образовательными потребностями». Это понятие было использовано и у нас при разработке проекта закона о специальном образовании.

Вместе с тем нельзя не отметить, что специальная психология до последнего времени остаётся в основном психологией школьников с психическими и физическими недостатками: объём психологических знаний о ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЯХ этих категорий, как и о детях ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, весьма невелик. Что же касается РАННИХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ, то их изучение – одно из перспективных направлений развития специальной психологии в ближайшем будущем. Мало пока исследованы и особенности психики при тяжёлых и глубоких степенях нарушений развития.

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 141 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/3-43524.html

6. Исторические этапы становления специальной психологии

6 исторические этапы становления спец.псих.: Становление специальной психологии происходило в рамках дефектологии

Почему сегодня в науке доминируют теили иные теории и представления, можнопонять, взглянув на историю этой науки.Именно поэтому изучение ее истории какчасти че­ловеческой культуры не можетбыть самоцельным.

Научное знание, такили иначе, опирается на обыденный опыт,здравый смысл, но при этом никогда к нимвсецело не сводится. Так и психологиякак наука исходно опиралась на житейскуюпсихологию. Житейские представления,как правило, не систематизированы,весьма хаотичны, не все­гда доказательны.

Кроме того, они тесно переплетаются ссуевериями и предрассудками. Вместе стем в житейских представлениях мы можемобнаружить много весьма точ­ныхнаблюдений. Достаточно сослаться нарецепты народ­ной медицины.

Посколькулица с различными аномалиями существоваливсегда, окружающие их люди так или иначепытались объяс­нить причины этихотклонений. Подобного рода объясне­ния,при всей их фантастичности, можно считатьпрообра­зом будущего научного знания.

Обыденное сознание является неединственным элементом общественногосознания. Другими его составляющимиможно считать религиозное и художественноесознание. Первое представляет собойсистему иррациональных веро­ваний всуществование сверхъестественных сил,бытие ко­торых не нуждается в логическихдоказательствах.

В связи с этим отметим,что ни одна из мировых религий никогдане обходила своим вниманием проблемупсихической патоло­гии, по-разномуобъясняя ее, что существенно влияло наотношение к лицам с теми или инымиотклонениями.

Ха­рактер этих отношенийбыл самым различным в зависимо­стиот религиозных традиций: от почитанияи обожествле­ния до страха и ненависти,проявлявшихся в жестоких преследованиях.

Художественное сознание в форме искусстваи литературы есть особый способ отражениямира в виде обобщенных и' эмоциональнонасыщенных образов, репрезентирующихте или иные идеи. Образы людей, страдающихразличными психическими аномалиями,не редкость в литературе и ис­кусстве.

Чаще всего — это попытка воспроизвестии понять внутренний мир этих людей, ихстрадания, глубокое оди­ночество,отчаянную борьбу за существование,несправед­ливое и жестокое отношениесо стороны окружающих.

Нуж­но сказать,что литература и искусство в целомиграли и играют серьезную роль вформировании общественного от­ношенияк инвалидам.

Гораздо позже обыденного и религиозногоначинает фор­мироваться научноесознание как особая форма обществен­ногосознания, представляющая собой системузнаний и представлений, основанных наопыте и доказательствах.

Первой наукой, пытавшейся понять природуотклонений, была, безусловно, медицина.Именно в области клиники сталинакапливаться первые научные сведенияо причинах и формах отклонений впсихическом развитии.

Поворотным пунктом в развитии специальнойпсихологии стало распространениегуманистических идей французских просветителей в XVIII столетии. Под влияниемэтих идей серьезно меняется отношениеобщества к инвалидам.

Гуманистическимиидеями пронизаны прогрессивныепедагоги­ческие теории того времени,постулировавшие примат опыта в развитиичеловека и обучаемость как одно изваж­нейших его свойств.

Именно подвлиянием этих идей в XVIII столетииначинается систематическое обучениедетей с нарушениями в развитии.

В рамкахэтой педагогической практикикристаллизуются сведения об особенностяхпси­хического развития и поведенияразных групп детей с огра­ниченнымивозможностями. К началу XX столетия, т.е. к моменту возникновения специальнойпсихологии как от­носительно независимойнауки, был накоплен весьма бога­тыйопыт.

Первыми отраслями специальной психологиистали психо­логия слепых, глухих иумственно отсталых.

Именно поэто­мувлияние слепоты, глухоты и умственнойотсталости как негативных условийразвития оказались наиболее изучен­нымина сегодняшний день в сравнении с другиминебла­гоприятными факторами.

Этообстоятельство очень часто питаетиллюзию, что специальная психология —это психология слепого, глухого иумственно отсталого ребенка. )

В первые два десятилетия XX столетияспециальная психо­логия переживаетпериод бурного развития. Особое влия­ниена процесс ее становления в тот периодоказали дет­ская психопатология(тогда еще самая молодая наука), педологияи психоанализ.

Уникальную по своей значимости роль встановлении спе­циальной психологиив нашей стране, безусловно, сыграл Л. С.Выготский, завершивший процесс ееформирования в качестве самостоятельнойнауки. Именно Выготский опре­делилее предмет, цели, задачи и методы.

Именноон по­строил ее методологическуюбазу, в качестве которой выс­тупиласозданная им теория культурно-историческогоразвития. Опираясь на эту теорию,многочисленные учени­ки и последователиЛ. С.

Выготского продолжали и продол­жаютисследования феномена нарушенногоразвития (схе­ма 3.1).

Небезынтересно отметить, что, в своюочередь, клинико-психологическиеисследования и их результаты, получен­ныеЛ. С. Выготским, легли в основу егокультурно-истори­ческой теориипсихического развития ребенка.

Тенденция внутриотраслевой дифференциацииспециаль­ной психологии проявляласьв появлении все новых направ­лений.Так, тифлопсихология и сурдопсихология,занимав­шиеся изначально лишь изучениемслепых и глухих детей, постепенно сталиисследовать влияние слабовидения ислабослышания на психическое развитиеребенка.

В 30— 40-е годы возникают такиеотрасли специальной психоло­гии какпсихология слепоглухих детей и детейс нарушением опорно-двигательногоаппарата. В 60-е годы начинает ак­тивноразрабатываться тематика, связанная сизучением детей с задержкой психическогоразвития.

В 70-е годы закладываются основыпсихологии детей с речевыми наруше­ниямии детей, воспитывающихся в условияхдетского дома. Позже актуализируетсяинтерес к психологии детей, стра­дающихсиндромом раннего аутизма, а такжехарактероло­гическими и поведенческиминарушениями.

В самое пос­леднее времяформируются основы психологии детей иподростков, употребляющих психоактивныевещества, а также одаренных детей.

Помимо указанной тенденции — внутреннейдифференци­ации, начиная с 70-х годов,в специальной психологии все болееотчетливо стали проявляться тенденциик интеграции, т. е. сближению отдаленныхее отраслей.

Так, отражением указаннойтенденции явилось формирование такихоблас­тей специальной психологии какпсихология семейного вос­питаниядетей с отклонениями в развитии,социальная спе­циальная психология,психологическая реабилитология и др.

В теоретическом плане эта тенденцияпроявилась в по­вышении интереса кзакономерностям психического развития,общим для всех групп лиц с отклонениямив раз­витии.

Сказанное свидетельствует об интенсивномрасширении и усложнении предметногосодержания специальной психо­логиис одновременным усилением его внутреннегоедин­ства.

Источник: https://studfile.net/preview/3997774/page:5/

История развития специальной психологии

6 исторические этапы становления спец.псих.: Становление специальной психологии происходило в рамках дефектологии

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Люди с нарушениями жили в человеческом сообществе всегда и не могли не обращать на себя внимания окружающих.

По существу, первые научные, в строгом смысле этого слова, представления начали формироваться в процессе систематического обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии.

Подобная система стала складываться в Европе в XVIIIстолетии под влиянием гуманистических и просветительских идей.

Французский психиатр Ж. Эскирол впервые отграничил умственную отсталость от психических заболеваний.

Развитие экспериментальной психологии во второй половине XIX века способствовало формированию СП в качестве самостоятельной дисциплины. Немаловажным фактором выступили успехи клинической медицины — офтальмологии, отоларингологии и делавшей свои первые шаги детской психиатрии.

Бурное развитие СП произошло в начале XX века.

Говоря о вкладе отдельных ученых в развитии специальной психологии в дореволюционный период России, следует упомянуть такие фамилии как П. П. Блонский, А. П. Болтунов, М. С. Бернштейн, Г. И. Россолимо, А. Ф. Лазурский, Г. И. Залкинд, А. М. Шуберт, Н. А. Рыбаков, А. П. Нечаев, Г. И. Челпанов, М. О. Гуревич, П.П. Соколов, М. Я. Басов идр..

Детство стало рассматриваться как сложный многомерный объект изучения. Именно в этот период создаются наиболее яркие работы по детской психологии, в частности по психологии игры и детского творчества, шокирующие публику исследования 3.

Фрейда, посвященные детской сексуальности, закладывают основы этнографии детства. Появляется особая наука — педология.

Изучению развития ребенка в условиях патологии был посвящен такой раздел педологии, как патопедология, составной частью которого была СП.

В начале XX столетия в СП наблюдается внутренняя дифференциация. Складываться такие отрасли, как сурдопсихология, тифлопсихология и олигофренопсихология.

В. М. Бехтерев в Психоневрологической академии создает специальную лабораторию по изучению психики детей с отклонениями в развитии.

С развитием СП связано появление первых тестовых методик, предназначенных для дифференциальной диагностики в системе отбора детей в коррекционные учреждения, что в последующем вылилось в появление специальной отрасли психологии – психодиагностики.

До середины 20-х годов в связи со сложной политикоэкономической ситуацией, сложившейся в результате революции, гражданской войны, массового голода иразрухи развитее специальной психологии было приостановлено.

Постепенно к середине 20-х годов научно-исследовательские работы начинают возобновляться.

Вот неполный список учреждений Москвы, где они осуществлялись: Высшие педагогические курсы, Психологические научно-исследовательские курсы, Высшие научно-педагогические курсы, Академия социального воспитания, Педагогический институт детской дефективности, Психологический институт при первом МГУ, Центральный педологический институт, Государственный московский психоневрологический институт, Государственный медико-педологический институт Наркомздравоохранения, лаборатория экспериментальной психологии и детской психоневрологии при Неврологическом институте первого МГУ, Медико-педологическая клиника, Центральная психологическая лаборатория вспомогательных школ, Центральный гуманитарный педагогический институт, Музей дошкольного воспитания и др. Не менее интенсивно велась работа и в Ленинграде: в Психоневрологической академии, Институте мозга В. М. Бехтерева и в Ленинградском педагогическом институте.

По всей стране были созданы городские, краевые и районные педологические кабинеты, представляющие собой некий прообраз государственной психологической службы в области аномального детства (А. И. Эткинд). В Москве и Ленинграде они существовали в каждом районе иво многих школах.

Вопросами организации учебной и научно-исследовательской работы занимались два крупных наркомата — просвещения и здравоохранения. Центральным научно-иследовательским учреждением, возглавлявшим и координировавшим все российские изыскания вобласти СП, был созданный в 1919 г. Экспериментально-дефектологический институт.

Особое место в истории становления специальной психологии по праву принадлежит Л. С. Выготскому. Он способствовал окончательному оформлению ипревращению СП в самостоятельную научную область. Научная деятельность Л. С. Выготского пришлась на вторую половину 20-х — первую половину 30-х годов.

Если середина 20-х характеризовалась весьма интенсивным развитием науки, то к началу третьего десятилетия положение начинает меняться. Усложнение социально-политической ситуации в стране приводит к усилению идеологического диктата и политическим репрессиям. Запрещаются целые научные направления.

В это время гонениям подвергаются психотехника, социальная психология, психоанализ. Специальным постановлением ЦКВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» осн. 1936 г. ликвидируется педология. Имя Л. С. Выготского упоминается лишь в связи с безудержной критикой, не имеющей никакого отношения к науке.

Его работы станут доступными широкому читателю лишь через двадцать лет – в середине 50-х годов.

Для психологии это был тяжелый период. Основными объяснительными психологическими принципами психологии стали законы высшей нервной деятельности и макросоциологии (социально-экономическая формация, совокупность общественных отношений, классовая борьба и т. д.).

В специальной психологии одновременно доминировали резко контрастирующие чрезмерно биологические и вульгарно социологические воззрения, столь же несовместимые, сколь и односторонние. Это, безусловно, тормозило ее развитие.

Тем не менее, существование системы специального образования с неизбежностью требовало психологических исследований, хотя бы немногочисленных, в узком клинико-психологическом плане.

Таким образом, сфера обучения и воспитания лиц с отклонениями в развитии была тем оазисом, где российская (советская) психологическая наука могла легально существовать в течение многих лет. Именно поэтому специальная психология в отличие от других областей наименее пострадала от деформирующего влияния идеологического пресса.

Увеличение числа инвалидов в период Великой Отечественной войны и после ее окончания остро поставило вопрос об их социально-психологической и трудовой адаптации. Вопросами реабилитации занимались многие отечественные психологи (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. Р. Лурия, Б. И. Коваленко, В. С. Мерлин и многие другие).

Со второй половины 50-х годов начинается возрождение психологической науки в СССР. Восстанавливаются в правах идеи Л. С. Выготского. Получает дальнейшее развитие СП, ориентированная на практику обучения детей с психическими отклонениями. Возрастной диапазон интересов СП увеличивается от детей дошкольного и преддошкольного возраста до лиц зрелого и пожилого возраста.

В середине 60-х годов тема компенсаторных механизмов, анализируемых преимущественно на физиологическом уровне, постепенно сменилась на проблему социальной адаптации и реабилитации, общественного бытия взрослых инвалидов в широком аспекте: получение дальнейшего образования, профессиональное и личностное самоопределение.

Развитие европейской специальной психологии отличается от истории становления отечественной в силу разных социально-политических и экономических условий.

Европейская специальная психология с самого начала своего существования пыталась рассматривать феномены нарушенного развития с нескольких теоретических позиций — психоаналитической, бихевиористской, гештальтпсихологической, когнитивистской, эклектической и др.

Само формирование специальной психологии как самостоятельной отрасли произошло позже, чем в России. Тем не менее, существование этого раздела везде рассматривается только в рамках клинической психологии.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-10-06; просмотров: 2582 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/7-33864.html

Medic-studio
Добавить комментарий