60. Личностные новообразования в юношеском возрасте. Формирование

Особенности психического развития в юношеском возрасте. Новообразования возраста

60. Личностные новообразования в юношеском возрасте. Формирование

Юношеский возраст –  период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возраст­ной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохи­мии, юношеский возраст определяется как 17-21 год — для юношей и 16-20 лет — для девушек.

Особенности психического развития в раннем юно­шеском возрасте во многом связаны со спецификой со­циальной ситуации развития, суть которой сегодня состо­ит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределе­ние, причем не только во внутреннем плане в виде меч­ты, намерения кем-то стать в будущем (как это бывает на предыдущих этапах развития), а в плане реального выбо­ра.

Задача выбора будущей профессии, профессионально­го самоопределения принципиально не может быть успеш­но решена без и вне решения более широкой задачи лич­ностного самоопределения, включающей построение це­лостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее.

Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив Л. И. Божович считала аффективным центром жизни старшего школьника.

Сам переход от под­росткового к раннему юношескому возрасту она связывала с изменением отношения к будущему: если подросток смот­рит на будущее с позиции настоящего, то старший школь­ник смотрит на настоящее с позиции будущего.

Решение этих центральных для данного возраста задач сказывается на всем процессе психического развития, включая развитие не только мотивационной сферы, но и развитие познавательных процессов.

Считается, что к пят­надцати-шестнадцати годам общие умственные способнос­ти уже сформированы, однако на протяжении раннего юно­шеского возраста они продолжают совершенствоваться.

Юноши и девушки овладевают сложными интеллектуаль­ными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к дея­тельности взрослых.

Спецификой возраста является бы­строе развитие специальных способностей, нередко напря­мую связанных с выбираемой профессиональной облас­тью. Дифференциация направленности интересов делает структуру умственной деятельности юноши/девушки го­раздо более сложной и индивидуальной, чем в более млад­ших возрастах. У юношей этот процесс начинается рань­ше и выражен ярче, чем у девушек. Специализация спо­собностей и интересов делает более заметными и многие другие индивидуальные различия.

В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания, поэтому (в особенности учитывая асинхронность развития разных подростков и юношей) многое из того, что сказано о развитии самосознания в предыдущей главе, посвященной подростковому возрасту, остается актуальным и для ранней юности.

В юности от­крытие себя как неповторимой индивидуальности нераз­рывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить. Обращенные к себе в процессе самоанали­за, рефлексии вопросы у юноши в отличие от подростка чаще носят мировоззренческий характер, становясь элемен­том социально-нравственного или личностного самоопре­деления.

Многие психологи именно самоопределение рас­сматривают как основное новообразование, итожащее ран­нюю юность.

Поскольку мы не разделяем бытующего мнения о том, что в ранней юности завершается процесс личностного развития, и поскольку, с нашей точки зрения, процессы личностного и жизненного самоопределения осу­ществляются и в последующих возрастах, мы полагаем, что главным новообразованием ранней юности является готов­ность (способность) к личностному и жизненному самоопре­делению.

Такое представление о центральном новообразовании раннего юношеского возраста по сути близко представле­нию об идентичности — понятию, наиболее часто встреча­ющемуся при описании этого возраста зарубежными ис­следователями. Известнейший американский психолог Э.

Эриксон, который ввел в обиход это понятие, понимает идентичность как тождественность человека самому себе (неизменность личности в пространстве) и целостность (пре­емственность личности во времени). Идентичность — это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным Я независимо от изменения ситуации.

Перед подростком, обретшим способность к обобще­нию, а затем и перед юношей встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне (дочери), друге, рассказчике и т. д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и проециро­вать в будущее.

Если молодой человек успешно справляет­ся с задачей обретения идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. В противном случае возникает «путаница ролей», или «спу­танная идентичность».

Часто «спутанная идентичность» бы­вает результатом трудного детства или тяжелого быта. Симп­томы путаницы ролей, неуверенность в понимании того, кто он такой, нередко наблюдаются у несовершеннолетних правонарушителей.

Исследования показали, например, что девушки, проявляющие в этом возрасте сексуальную рас­пущенность, очень часто обладают фрагментарным пред­ставлением о своей личности и свои беспорядочные поло­вые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем ни с системой ценностей.

В некоторых случаях юноши и девушки стремятся к «негативной идентичности», т. е. отождествляют себя с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители, друзья и др. По мне­нию Э.

Эриксона, в поиске собственной идентичности луч­ше даже идентифицировать себя с хиппи, с малолетним преступником, даже с наркоманом, чем вообще не обрести своего Я, своей идентичности.

В свое время Т. Томэ предложил различать два прин­ципиально разных типа развития в юношеском возрасте: прагматический и творческий. Для первого характерна ориентация на целесообразность и на уход от источников беспокойства, чему субъективно придается первостепенное значение.

Такой тип развития является полюсом, противоположным классической форме разви­тия в юношеском возрасте, которую описал Э.

Шпрангер и которая, по Томэ, является «творчески ориентированной», когда намерения, интересы юноши устремлены далеко в будущее и он в своей жизни ведет себя в известной степе­ни независимо от того, что считается целесообразным или «разумным», активно включая различные новые познава­тельные и иные формирующие возможности в собствен­ный образ жизни.

Прагматически ориентированные юноши и девушки, у которых доминируют материальные ценности и которые часто не стремятся получать образование, вызывают опре­деленную тревогу.

Субъективная и объективная ценность и значи­мость юности делают особенно важным успешное решение задач развития, которые ставятся перед человеком в ран­ней юности. Исследователями называются различные зада­чи, что зависит от общей концепции возрастного развития, разделяемой тем или иным автором, и от конкретно-исто­рических условий развития личности на данном возрастном этапе.

Выделим следующие основные задачи развития в ран­ней юности:

  1. Обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности).
  2. Обретение психосексуальной идентичности — осозна­ние и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола.
  3. Профессиональное самоопределение — самостоятель­ное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.

4. Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценност­ных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

Источник: https://magref.ru/osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-v-yunosheskom-vozraste-novoobrazovaniya-vozrasta/

Новообразования юношеского возраста

60. Личностные новообразования в юношеском возрасте. Формирование

Многие психологи именно самоопределение рассматривают как основное новообразование ранней юности.

Однако в этом возрасте не завершается личностное развитие, процессы личностного и жизненного самоопределения осуществляются и в последующих возрастах, поэтому можно считать, что новообразованием ранней юности является социально-психологическая готовность (способность) к личностному и жизненному (профессиональному) самоопределению.

Эта психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное человека место предполагает определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность непрерывного процесса роста его личности сейчас и в будущем (И.В. Дубровина).

В основе готовности к самоопределению лежит формирование у старших школьников устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимания долга, ответственности, умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку и пр. Иными словами, психологическая готовность к самоопределению означает формирование у юноши, девушки таких психологических качеств, которые могли бы обеспечить им в дальнейшем сознательную, активную, творческую и созидательную жизнь.

Такое представление о центральном новообразовании раннего юношеского возраста близко представлению об идентичности – понятию, которое ввел в обиход Э. Эриксон.

Он понимает идентичность как тождественность человека самому себе (неизменность личности в пространстве) и целостность (преемственность личности во времени). По его мнению, идентичность – это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным «Я» независимо от изменения ситуации.

Идентичность является условием психического здоровья: если она не сложится, человек не находит своего места в обществе, оказывается «потерянным».

Важным психологическим новообразованием юношеского возраста является становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» – целостного представления о самом себе, эмоционального отношения к самому себе, самооценки своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознания своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания. Главное приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых.

Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

1) открытие своего внутреннего мира;

2) появление осознания необратимости времени, понимания конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях;

3) формирование целостного представления о самом себе, отношения к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические;

4) осознание и формирование отношения к зарождающейся сексуальной чувственности.

Образ «Я» с возрастом заметно меняется:

– некоторые качества осознаются легче, чётче, иначе;

– меняется уровень и критерии самооценки;

– изменяется степень сложности представлений о себе;

– возрастают цельность личности, стабильность и ценность её, а также уровень самоуважения.

Становление устойчивого самосознания связано с развитием социальной рефлексии – понимания другого человека путем размышления за него.

Представление о том, что думают обо мне другие – важный момент социального познания: это и познание другого через то, что он (как я думаю) думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого.

Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше, в конечном счете, человек знает о себе и других. Включение партнера в свой внутренний мир – самый эффективный источник самопознания.

https://www.youtube.com/watch?v=10Bm3lBrVj4

Одним из важнейших новообразований интеллектуальной сферы становится теоретическое мышление – формирование абстрактного мышления за счёт того, что юноша усваивает понятия, совершенствует умение пользоваться ими, рассуждать логически.

Старшеклассники и студенты младших курсов чаще задаются вопросом «почему?» Их мыслительная деятельность более активна и самостоятельна, они более критично относятся как к преподавателям, так и получаемых знаний.

Старшеклассник начинает интересоваться тем, что неоднозначно, что не изучено, что требует самостоятельного обдумы-вания.

В юношестве выражена тяга к обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, которые стоят за конкретными фактами.

Однако широта интересов, как правило, сочетается в этом возрасте с разбросанностью, отсутствием системы знаний и навыков – интеллектуальным дилетантизмом.

У юношей может наблюдаться склонность преувеличивать свои интеллектуальные способности и силу своего интеллекта, уровень знаний.

Формирование мировоззрения – целостной системы взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему.

Мировоззрение тесно связано с решением в юности проблемы смысла жизни, осознанием и осмыслением своей жизни не как цепочки случайных событий, а как цельного направленного процесса, имеющего преемственность и смысл. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/12_2917_novoobrazovaniya-yunosheskogo-vozrasta.html

Возрастные новообразования и развитие различных сфер личности в раннем юношеском возрасте

60. Личностные новообразования в юношеском возрасте. Формирование

⇐ Предыдущая24252627282930313233Следующая ⇒

Центральным новообразованием ранней юности часто признается профессиональное и личностное самоопределение (формирование образа желаемой профессии и образа «идеального Я»). В качестве важнейших новообразований возраста также выделяется формирование мировоззрения, системы социальных установок и ценностных ориентаций, развитие самосознания.

Ранняя юность — период интенсивного развития мировоззрения молодых людей. Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы. Серьезные, глубокие суждения уникальным образом переплетаются с наивными, детскими представлениями.

Юноша может, не замечая этого, в течение одного и того же разговора радикально изменять свою позицию, одинаково пылко и категорично отстаивать прямо противоположные, несовместимые друг с другом взгляды.

Такая противоречивость неудивительна, так как в это время идет активный поиск своей жизненной позиции.

Центральное место в формировании мировоззрения занимает решение важнейших социально-нравственных проблем, чаще всего группирующихся вокруг вопроса о смысле жизни. Фактически каждый молодой человек пытается для себя ответить на вопрос, чему стоит посвятить свою жизнь.

Кому удается сформировать видение своей жизни и определить жизненную стратегию уже на этом этапе, тот вступит в период взрослости осознанно, с важными внутренними основаниями для полноценной жизни.

Насколько эти основания реализуются на практике, будет зависеть от способности перейти от «плана» к конкретным жизненным проектам и практическим делам.

В раннем юношеском возрасте завершается формирование сложной системы ценностных ориентаций и социальных установок. Ценностные ориентации формируются под влиянием доминирующих социальных ценностей. Те социальные ценности, которые юноша делает «своими», во многом будут определять его жизненные выборы и поведение.

Социальные установки определяют предрасположенность человека поступать определенным образом в конкретной жизненной ситуации. Эта готовность формируется на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях.

В основе формирования социальных установок лежат потребности индивида и конкретные жизненные ситуации, в которых потребности удовлетворяются определенным образом. Когда одна и та же потребность многократно удовлетворяется одним и тем же образом, и формируется социальная установка.

Поэтому можно говорить, что социальные установки определяют отношение и поступки юношей и девушек.

Важнейшее значение для всей жизни человека имеет становление самосознания в юношеском возрасте. Как отмечает И. С. Кон, «открытие своего внутреннего мира равнозначно для юноши настоящей коперниковской революции» (приводится по: Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. М., 1982).

Развитие самосознания стимулируют вопросы, которые юноша задает себе: «Кто я?», «Какой я?», «К чему я стремлюсь?», «Как прожить достойную жизнь?», «Чему ее посвятить?» и т. д.

Самосознание представляет собой сложное психологическое явление, формируемое в течение всей жизни человека, и влияет на все аспекты существования.

Самосознание — целостное представление человека о самом себе, выражающееся в эмоциональном отношении к самому себе, в самооценке своей внешности, умственных, нравственных, эмоциональных, волевых качеств, в осознании своих достоинств и ограничений, на основе чего формируется возможность саморазвития и самовоспитания.

В качестве компонентов самосознания выделяются:

1) осознание своей тождественности;

2) осознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;

3) осознание своих психических свойств и качеств;

4) определенная система социально-нравственных самооценок.

Становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я» является важнейшим психологическим процессом ранней юности. Оно происходит по нескольким направлениям:

1) Открытие своего внутреннего мира. Юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я»; появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества.

2) Появляется осознание необратимости времени. Это заставляет юношу всерьез задуматься о смысле жизни, своих перспективах, о своем будущем, о своих целях.

Постепенно из мечты начинают вырисовываться возможные жизненные варианты, между которыми предстоит сделать выбор. Жизненный план охватывает всю сферу личного самоопределения: «образ Я», стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни.

Осознание своих целей, жизненных устремлений. Выработка жизненного плана — важная задача самосознания.

3) Формируется целостное представление о самом себе. Вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже качества своей личности. На основе анализа достигнутых результатов в разных видах деятельности, учета мнений других людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и способностей у юноши формируется самооценка.

Высокий уровень развития самосознания в раннем юношеском возрасте является важной основой для осознанного управления всей жизнью. Благодаря ему у молодых людей наблюдается сильная мотивация к саморазвитию и самовоспитанию.

⇐ Предыдущая24252627282930313233Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 633 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/11-86703.html

Основные проблемы и новообразования в юношеском возрасте

60. Личностные новообразования в юношеском возрасте. Формирование

Кризис юношеского возраста

Сущность кризиса юношеского возраста заключается в том, что психология называет самоидентификацией. То есть, человек начинает осознавать себя самостоятельной личностью и пытается себя позиционировать именно в этом качестве.

Первый шаг в этом пути – это отрыв от самой сильной привязанности – привязанности семейной. Впрочем, отрыв – слово неверное. Имеется в виду скорее отказ молодого человека от традиций, которые имеют значение для его родных. Юношеский максимализм обычно превращает этот процесс в собственно отрицание всего, что важно для старшего поколения.

В рамках юношеского бунта против семейных (и общественных) традиций молодой человек может производить самые разные действия – от занятий спортом, йогой до употребления наркотиков или других поисков «нестандартных решений». Именно среди молодых людей особенно заметны стремления к поиску некоей общей с другими молодыми людьми идеи.

Так возникают молодёжные субкультуры: панки, готы, «зелёные», скинхеды и многочисленные другие.

Фактически, это вполне объяснимый процесс, который можно называть «поиском своей правды». Причём это правда – прежде всего о самом себе, о своих возможностях и потенциале. А также о возможных путях реализации этих потенций.

Ребёнок, приходя в мир, не осознаёт, что он сам – и мир вокруг него – в чём-то различны. Первые контакты с миром – это мать. Первое ощущение мира – взаимопонимание. То есть, потребности, которые у ребёнка возникают, матерью удовлетворяются. Если же не удовлетворяются, то ребёнок сигнализирует плачем.

Становясь старше, ребёнок сталкивается с тем, что удовлетворение потребностей происходит не всегда. И реакция на такое поведение «окружающего мира» даёт первое понимание, что «мир» и «я» – это две соприкасающиеся, но не тождественные структуры.

Процесс достижения знания о себе и своих возможностях в идеале должен завершиться к 25-30 годам. Но не факт, что в жизни всё получится так, как в идеале.

Формальные проявления этого процесса социализации – это собственное, отдельное от родителей жильё, работа, иногда – собственная семья. Но это только внешние проявления. Внутренний процесс познания может длиться всю жизнь…

Основные проблемы и новообразования в юношеском возрасте

Новообразованием юношеского возраста в общении со сверстниками является освоение и дифференциация ҹувств дружбы и любви.

Юношеская потребность в самораскрытии частенько пеҏевешивает интеҏес к другому, каким он фактически является, побуждая не столько выбирать друга, сколько придумывать его. Подлинная интимность отношений в юности, т.е.

совмещение жизненных целей и перспектив друзей при сохранении индивидуальности и особенности каждого, возможна только на основе относительно стабильного образа “Я”.

Пока его нет, юноша частенько мечется между желанием полностью слиться с другим и страхом потерять себя в эҭом слиянии.

Для понимания психологических отличий дружбы взрослых людей от юношеской дружбы особенно важны три момента: относительное завершение формирования самосознания; расширение и дифференциация сферы общения и деʀҭҽљности; появление новых интимных привязанностей.

Дружба – вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных ҹувств и пҏедпоҹтительности.

Развитие дружбы пҏедполагает следование ее неписаному “кодексу”, утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интеҏес к делам и пеҏеживаниям другого, искренность и бескорыстие ҹувств.

В юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни.

51. Профессиональное самоопҏеделение в юношеском возрасте

Юношеский возраст – период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза юношеский возраст был опҏеделен как 17-21 г. – для юношей и 16-20 лет – для девушек.

Это возраст , когда завершается созҏевание личности, складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки.

По сути, эҭо период, в котором осуществляется пеҏеход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоʀҭҽљности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному ҏешению различных проблем, профессионального становления. И наряду с таким сложным личностным развитием, большое место занимает именно профессиональное становление студентов, которое осуществляется в рамках учебной деʀҭҽљности.

Наблюдение – один из главных методов в возрастной психологии, так как обычно используется в психолого-педагогическом исследовании (в учебно-воспитательной работе с детьми) имеет множество вариантов (до 6). Обычно в совокупности они позволяют получить достаточно разнообразную и довольно таки достоверную информацию.

Наблюдение педагогу-психологу необходимо вести целенаправленно, по опҏеделенному плану и программе, разработанными заранее. Пҏежде чем начать наблюдать необходимо, уϲҭɑʜовиҭь цель наблюдения (ради чего оно осуществляется); выбрать объект (один человек или группа); сделать пҏедварительный прогноз, какие ҏезультаты оно должно дать.

Для того, ҹтобы получить эти ҏезультаты, необходимые для обобщения, наблюдение должно вестись ҏегулярно, и систематично (дети растут, меняется их психика и поведение и если, например, пропустить без наблюдения один месяц в младенчестве, а 2-3 месяца в раннем детстве, то получится довольно таки ощутимый пробел в истории индивидуального развития ребенка.

Интервалы, с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, находится в прямой зависимости от их возраста.

В период от рождения до 2-3 месяцев (новорожденность) наблюдения необходимо проводить ежедневно с фиксацией данных.

2-3м. до 1 года (младенчество) – один раз в неделю.

1г.-3 лет (раннее детство) – один раз в месяц.

3г.-6,7 лет – раз в полгода, с участием психолога.

6,7-11,12 лет (младший школьный) раз в год, с участием психолога.

Чем более ранний возраст мы беҏем у ребенка для наблюдения, тем меньше должен быть интервал вҏемени между очеҏедными наблюдениями, т.к. чем моложе ребенок, тем более интенсивно происходит его психическое развитие.

Текущие наблюдения должны быть научными и сопровождаться ведением систематических записей, анализом и обобщением результатов наблюдения.

52. . Психологические особенности студенческого возраста

Рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», И.А.

Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости.

В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом.

Если рассматривать студенчество, учитывая лишь биологический возраст, то его следует отнести к периоду юности как переходному этапу развития человека между детством и взрослостью. Поэтому в зарубежной психологии этот период связывают с процессом взросления.

Просмотров 1934 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/1-33234.html

Психологические новообразования юношеского возраста

60. Личностные новообразования в юношеском возрасте. Формирование

«Главные новообразования юношеского возраста – саморофлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни».

Проще говоря, юность – это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей – служба в армии.
В юности происходит овладение профессией, появляется возможность создания своей семьи, выбор стиля и своего места в жизни.

Л. И. Божович писал: «Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, – характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацию выбора».

Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ.
Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния.

Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально – личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой.

Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» – центральное психологическое новообразование юношеского возраста .

В это период складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим).

Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира.

Главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Возрастает волевая регуляция. Проявляется стремление к самоутверждению.

Происходит так же и самооценка внешности. А одна из важных психологических характеристик юности – самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я».

Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (но, эти процессы весьма вариативны).

18) Юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания.

Выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет).

В юношеском возрасте завершается процесс физического созревания личности. На этот возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность вступления в брак. В этом возрасте встает задача выбора профессии, многие начинают трудовую деятельность.

В юности происходит расширение временного горизонта – будущее становится главным измерением; личность устремляется в будущее, определяется жизненный путь и выбор профессии.

В 9 и 11 классе школьник попадает в ситуацию «выбор» – завершения или продолжения образования.

Социальная ситуация развития в ранней юности – «порог» самостоятельной жизни.

Ранняя юность (старший школьный возраст) отличается крайней неравномерностью развития как на межличностном, так и внутрииндивидуальном.

Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и осуществляется переход к самореализации.

Кризис 17 лет возникает на рубеже привычной школьной жизни и новой взрослой жизни. Если подросток покидает школу в возрасте 15 лет, то кризис смещается к этому возрасту.

Ведущая деятельность в юности – учебно-профессиональная и профессиональное самоопределение. В этом возрасте происходит избирательное отношение к школьным предметам, посещение подготовительных курсов для поступления в вуз.

В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению, которая включает: – сформированность теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии; – развитость потребностей (занять позицию взрослого человека, потребность в общении, труде, нравственные установки, целостные ориентации);

– становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих потребностей и интересов.

Мышление в юности – формально-логическое и формально-операциональное. Это абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, не связанное с конкретными условиями внешней среды.

Интерес к школе и учению у старшеклассников заметно повышается, поскольку учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим. Усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний.

Увеличивается объем памяти, применяются рациональные приемы произвольного запоминания материала. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства, развивается критичность мышления.

Развиваются специальные способности, часто связанные с профессиональной областью (математические, технические и др.). Собственные мысли, чувства, и поступки индивида становятся предметом его мысленного рассмотрения и анализа, возникает способность различать противоречия между мыслями, словами и поступками. Появляется возможность для создания идеалов (семьи, общества, морали).

Юноши и девушки склонны к формулированию широких философских обобщений, к теоретизированию и выдвижению гипотез.

Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее – центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

Э. Эриксон поиск самоопределения рассматривал как поиск личностной идентичности.

Он считал, что кризис идентичности включает ряд противосостояний: – временная перспектива или расплывчатое чувство времени; – уверенность в себе или застенчивость; – экспериментирование с различными ролями или фиксация на одной роли; – сексуальная поляризация или бисексуальная ориентация; — отношения лидер / последователь или неопределенность авторитета;

– идеологическая убежденность или спутанность системы ценностей.

Многие исследования посвящены развитию и качеству Я-концепции. Отрицательная Я-концепция (низкая самооценка и низкий уровень притязаний, слабая вера в себя) воздействует негативно и приводит к социальной пассивности, одиночеству, деградации, агрессивности и преступности.

Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу. Самопознание и познание других подводит к постановке задач самосовершенствования.

В юности вырабатывается ценностные ориентации, складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, других людях, о самом себе.

В юности активно развивается сфера чувств, в целом характерно оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус. Эмоциональная сфера значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается внутренняя восприимчивость и способность к сопереживанию.

Оценки окружающего часто бывают категоричны и прямолинейны.

Общение юношей и девушек со взрослыми, с родителями предполагают растущую демократизацию взаимоотношений, влияние родителей по многим важным проблемам остается преобладающим.

общения со взрослыми включает в себя проблемы поиска смысла жизни, познание самого себя, жизненных планов и путей их реализации, профессиональных интересов, взаимоотношений между людьми.

Эффективное взаимодействие с близкими взрослыми возможно только в условиях сотрудничества на основе взаимопонимания и взаимоподдержки.

Доверительность в общении – важнейшая основа для новой гармонии родительско-детских отношений.

Общение со сверстниками продолжает играть большую роль в жизни юношей. В этом возрасте происходит увеличение потребности в общении, расширение его круга, а также углубление и индивидуализация общения.

Дружеские отношения более избирательные, тесные и глубокие.

Однако свойственные возрасту, требовательность и критичность по отношению к другому, бескомпромиссность, эгоцентричность, порождают трудности и напряженность во взаимоотношениях.

В ранней юности сильнее, чем в предыдущие возрастные этапы, проявляется потребность в уединении. В уединении проигрываются роли, которые им недоступны в реальной жизни.

Проявление любви в юношеском возрасте обычно принимает форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви. Во всех своих проявлениях первая любовь – это важное испытание в юности, во многом влияющее на развитие личности.

Современный старшеклассник – продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив. В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. Возраст от 15 до 18 лет принято считать периодом ранней юности. Каковы же психологические особенности подростков в данный возрастной период?

Физическое и психическое развитие гармонизируется, в отличие от подросткового периода, основной чертой которого была неравномерность развития.

Центральным процессом юности, по Э. Эриксону, является формирование личностной идентичности, чувства преемственности, единства, открытие собственного “Я”. Новым и главным видом психологической деятельности для юношей становится рефлексия, самосознание. Вот почему старшеклассников так привлекает возможность узнать что-то новое о себе, о своих способностях.

В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности старшего школьника.

Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер. Как пишет Л.И. Божович, интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление создает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте.

Самосознание юношей и девушек преимущественно устремлено в будущее. Этот возраст полон романтизма и в то же время опасений, как сложится жизнь в будущем.

Юность – пора становления мировоззрения. Для этого есть все предпосылки: сформировалось абстрактно-логическое, теоретическое мышление, достигнута психологическая самостоятельность, приближается социальная зрелость.

Учение приобретает большую ценность, чем раньше, и все больше времени посвящается самообразованию. Старший школьник миновал эпоху подростковых кризисов и конфликтов. Приобретение знаний связывается с планами на будущее.

Молодые люди ищут себя через различные роли, перспективы соотносятся с собственными возможностями.

В эмоциональной сфере юношей сохраняется повышенная ранимость, чувствительность, экзальтация сменяется депрессией. Они осознаются не как результат внешних воздействий, а как состояние “Я”.

Очень болезненно воспринимаются и собственная внешность, и собственные способности, хотя способы выражения эмоций стали шире и лучше контролируются. Старший школьник может быть уже способен к глубоким “взрослым” переживаниям, серьезным и устойчивые чувствам.

При переходе к юности улучшается коммуникативность, появляются самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль.

Для юношей, как и для подростков, по-прежнему чрезвычайно значимо общение со сверстниками. Но если у подростков оно носило поверхностный характер, то теперь общение стало более интенсивным и глубинным.

Юноши и девушки порой одержимы стремлением найти свое второе “Я”. Поиски друга, объекта любви добавляют немало волнений и переживаний в этом возрасте. Меняются взаимоотношения со взрослыми.

Если желание видеть в своих родителях друзей, советников не удовлетворяется, еще больше возрастает стремление найти друга или подругу.

Одновременно старший школьный возраст не лишен трудностей и конфликтов. Это касается в первую очередь несоответствия между физической и психической зрелостью учащихся и их социальным статусом.

Старшеклассник, достигший физической зрелости и по интеллектуальному развитию иногда превышающий своих наставников, находится на содержании у родителей, он имеет фактически те же права и обязанности что и любой школьник другого возраста, его деятельность жестко регламентирована взрослыми, а возможности проявления инициативы во многом ограничены современными формами школьной жизни. Такое искусственное затягивание детства чревато, как известно, опасными последствиями. Инфантильность, отсутствие чувства ответственности за свои действия, пассивная общественная позиция, потребительское отношение к взрослым, проявление школярства в учебе – нередкие явления наших дней. Кроме того, имеются, к сожалению, у некоторых части старших школьников элементы безверия и цинизма.

В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии.

Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Этот опыт обычно абстрактен.

Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

Профессиональное самоопределение стимулирует развитие новых интересов к учебным дисциплинам. Нередко родители прививают интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности. Например, родители внушают детям, что для успеха в любой профессиональной деятельности необходимо овладеть иностранным языком.

Все эти психологические особенности раннего юношеского возраста мы учли при составлении мониторинга деятельности ПС по профессиональному самоопределению подростков.

Предыдущая567891011121314151617181920Следующая

Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 10038; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/1-115175.html

Личностные новообразования юношеского возраста

60. Личностные новообразования в юношеском возрасте. Формирование

Мы подходим к тому моменту в жизни человека, который условно можно считать завершением становления его как личности. Для большинства членов общества в современных условиях в нашей стране еще рано говорить о зрелости, но все признаки ставшей личности общество уже ожидает увидеть у каждого своего члена.

Самоопределение и идентичность.

Центральная задача юношеского возраста, как уже говорилось, заключается в том, чтобы определиться с ответом на основной для самоопределения вопрос «Кто я?».

В других терминах, это задача на утверждение своего лица в глазах общества, поскольку окружающие настойчиво требуют ответа на вопрос «Кто ты?». В той мере, в которой юноша или девушка становятся способными дать ответ на него, мы готовы признать, что процесс самоопределения в целом завершился.

«Дать ответ» означает, что юноше или девушке есть на что указать (если будет задан вопрос кем-то или самим), обозначив в отношении себя:

· род занятий – избранную профессию, вид общественной активности, реализуемые интересы и увлечения;

· занимаемая им/ею позиция в обществе – место работы, должность, социальный статус, уровень материальной обеспеченности и бытовой устроенности, доступные социальные возможности (власть/зависимость, престижность и т.п.);

· отлаженность социальных связей – наличие друзей и подруг, устроенность «личной жизни» (наличие сравнительно постоянного эротического партнера), успех у противоположного пола, общая межличностная привлекательность и т.п.

· наличие жизненной перспективы – способность описать в отношении себя предполагаемый жизненный путь: где ожидается применение своей профессиональной квалификации и социальной компетентности, мечты, планы и т.п.

Если окажется, что многие из обозначенных пунктов остаются без ответа, то это можно истолковать как признаки социальной дезадаптации. Они же, в свою очередь, выступают индикатором возможного личностного неблагополучия.

По крайней мере, у многих клиентов, которые обращаются за помощью, имеются трудности сразу в нескольких сферах.

Например, неуверенность в том, что он правильно выбрал свою профессию, есть проблемы в отношениях с друзьями или близкими, неопределенность в отношении своих жизненных планов и т.д.

Определившись со своим местом в обществе, юноша или девушка получают для себя отраженный обществом образ самого себя, свое социальное лицо.

То, что мы ранее обсуждали под понятием «лицо», в юношестве получает свою социальную конкретизацию в виде индивидуального имиджа, производимого впечатления, реноме в глазах окружающих и т.п. Как уже отмечалось выше (см. 3.5.

2), личность представляет собой инструмент социальной презентации результатов своего мотивационного выбора (своей сущности). Все, что презентуется, получает свою социальную «прописку» в виде лица и имени (хорошо, если в виде «доброго имени»).

Но то, что видят другие, видит и сам носитель этого образа, поэтому такой образ («социальное Я») становится также частью образа самого себя в целом.

С этим образом самого себя человек, соответственно, может согласиться или нет, продолжить укреплять его или начать вносить изменения.

Достигший уровня сознательного самоопределения человек в значительной степени берет на себя ответственность за то, какое впечатление он производит и насколько это впечатление соответствует его сущности.

Таким образом, при удачном решении задачи на самоопределение дилемма «быть или казаться» просто не возникает. Потому что презентует он/она свою идентичность, в основе которой лежит «образ Я». Следовательно, сознательное самоопределение в основном завершает собой линии развития идентичности и индивидуальности.

Ответственность.

Юношей девушек полной ответственностью нагружают как государство, так и окружающие – теперь уже без всяких скидок на возраст или неспособность.

Особое место занимает полная гражданская и правовая ответственность, поскольку для хотя бы частичного их снятия требуется доказывать или обосновывать наличие сниженной дееспособности с помощью специальных процедур, имеющих свою юридическую регламентацию.

В норме наблюдается и встречный процесс со стороны молодых людей. От них уже можно услышать такие осознанные высказывания как «я обязан(а) сам(а) это сделать», «я отвечу», «это моя забота», «я готов(а)» и т.п.

Там, где человек действительно полностью берет ответственность за свою активность (в адекватных пределах, разумеется), мы констатируем ставшую личность. К сожалению, далеко не все молодые люди готовы взять на себя ответственность за самих себя.

Пожалуй, это самый отстающий параметр в личностном развитии людей вообще.

(Справедливости ради, надо сказать, что и в последующих возрастах частичная безответственность встречается довольно часто, по крайней мере, почти все наши клиенты, как регулярно выясняется, относятся к числу таких людей). Изъяны в принятии ответственности могут возникнуть по следующим причинам.

1. Полученное от более ранних возрастов личностное «наследство». К ним относятся деформации и фиксации, такие как сильные обиды, страхи, злость и т.п., которые склоняют человека к использованию инфантильных стратегий оценки, мышления и принятия решений.

Перегруженный инфантильными запечатлениями человек склонен возлагать ответственность за свои трудности на обстоятельства («у меня не было возможности», «если бы у меня было больше денег»…), на других людей («мои предки никогда не допустят, чтобы я…», «мой начальник постоянно ко мне придирается») или на судьбу («мне не везет на друзей», «так уж получилось»). И все же, несмотря на то, что у большинства людей накапливается немало трудностей, многие самостоятельно успешно справляются с некоторой частью из них, так что сильного снижения ответственности не происходит. Так или иначе, по мере решения детских проблем человек становится способным взять на себя ответственность за себя и свою жизнь.

2. Незнание людей о том, каковы пределы их влияния на собственную жизнь. Школьное обучение, как и обыденное сознание, сформированное слишком механистично понятым естественнонаучным мышлением, упускают из рассмотрения многие возможные связи между психическими процессами и жизненными событиями.

Например, что поведение маленького ребенка гораздо больше зависит от настроения матери, чем то принято думать. Или что наличие и качество друзей во многом определяется тем, какого мнения парень или девушка о себе.

Или что события, которые посылает человеку жизнь, правильнее было бы определять как те, что человек сам к себе притягивает («будьте осторожны: мечты сбываются!»).

Чаще же встречается сочетание причин. Так, в работе над психическими проблемами часто обнаруживаются связи, непривычные для обыденных представлений, в сочетании с инфантильными стратегиями.

Например, девушка жалуется, что ей постоянно не везет в отношениях с мужчинами: с кем бы ни начала встречаться, вскоре выясняется, что он женат.

Но анализ показывает, что девушка способна различать (не осознавая того), кто женат, а кто нет, а выбор женатых объясняется наличием психологической выгоды: возможностью переложить ответственность за развитие отношений на мужчин.

Моральное сознание.

Для юношеского возраста, согласно данным Л. Кольберга, в большей степени характерны моральные суждения четвертой стадии, названной им «Сохранение социального порядка». Рассуждения, присущие стадии 3 (см. 5.3.4.

), срабатывают лучше всего в отношениях между двумя людьми, участниками которых являются члены семи или близкие друзья, и в которых один человек может предпринять реальные усилия, чтобы понять чувства и потребности другого и попытаться помочь.

На стадии же 4, напротив, респондент начинает больше беспокоиться об обществе в целом. Теперь упор делается на подчинение законам, уважение власти и выполнение своих обязанностей, с тем чтобы сохранялся социальный порядок.

Респонденты имеют представление о значении законов для общества в целом – представление, которое намного превосходит понимание ребенка младшего возраста, который просто говорит, что «воровать плохо» и «это против закона» (см. 5.1.3.).

Следовательно, юноши и девушки рассуждают как вполне зрелые члены общества. И хоть в реальных поступках молодые люди не всегда следуют своим же представлениям, но изменения морального сознания (именно как сознания) показывают, что как члены общества они уже достигли уровня минимально необходимой зрелости.

Субъектность.

Выше мы уже несколько раз вели разговор о субъектности, ситуативно определяя ее каждый раз несколько по разному:

· способность человека быть субъектом, оставаться им, несмотря на сопротивление среды (см. 1.6.1.),

· стремление сделать мир под себя (см. 2.3.),

· право и способность совершать ответственные поступки (см. 3.3.),

· ощущение/переживание авторства своих усилий (см. 4.1.).

По отношению к юношескому возрасту, вероятно, уже есть смысл говорить о «субъектности личности», на чем настаивает Л.В. Алексеева (ссылка). Автор примерно так определяет субъектность личности:

· это интегральная способность, обеспечивающая человеку эффективное функционирование в не заданной полностью системе жизненных координат [Алексеева, докт. с. 131);

· обязанность человека перед собой и миром в самосохранении, противодействии деструкции, собственно человеческом самостановлении и самобытной актуализации [Алексеева, докт. с. 131).

· это способность в ситуации с элементами неопределенности осуществлять психическое самоуправление в социальном контексте своего бытия [там же с. 188).

Опираясь на приведенные определения, вы можете составить собственное представление о субъектности.

Возможно, в этом вам поможет описание того, как проявляется бессубъектность: «человек, даже будучи развитой личностью, не всегда может инициировать свою активность, не всегда в полной мере бывает ее хозяином, оказывается неспособным разрешить какую-то проблему, проявляет беспомощность, оказывается объектом какого-то воздействия» [Алексеева, докт. с. 121).

Так вот, в той мере, в которой молодые люди успешно проходят все виды социальных испытаний, можно говорить о достижении ими уровня развития, предполагающего наличие субъектности (субъектности личности, личностной субъектности).

Подобное утверждение отстаивает и Слободчиков: «Здесь саморазвитие понимается как сознательное изменение собственной самости (русский эквивалент субъектности) или столь же сознательное стремление сохранить ее в неизменности» [Слободчиков 2000, 85).

Таким образом, юношеский возраст становится тем периодом, в котором человек приобретает основной инструмент сознательного самоопределения – навык рефлексивного саморазвития – «фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни: способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [Слободчиков 2000, 82).

* * *

О завершении процесса сознательного самоопределения можно говорить, если выполняются следующие требования:

· юноша или девушка способен/способна дать осмысленный и истинный ответ о том, какое место он(а) занимает в обществе, кем является (род занятий, позиция в обществе, отлаженные социальные связи, наличие жизненной перспективы);

· человек готов в основных жизненных ситуациях взять на себя разумную ответственность за свои выборы и отвержения, за свое поведение;

· человек в достаточной мере способен жить в обществе, согласовывая свои интересы и намерения с задачами общества в целом, понимает необходимость соблюдения всеми людьми общих законов и договоренностей;

· юноша или девушка готов(а) при необходимости преобразовывать условия своей жизни (по меньшей мере ближайшие), занять позицию автора собственной жизни;

· человек умеет находить и удерживать продуктивный баланс между качествами, указанными в пунктах 3 и 4.

Сочетание со всеми ранее приобретенными личностными характеристиками дает тот уровень развития, когда мы можем говорить о ставшей личности. Или по-другому, что становление личности завершилось. Все, что будет дальше, это созревание личности, личностный рост, возможно, личностная деградация и т.п.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_7103_lichnostnie-novoobrazovaniya-yunosheskogo-vozrasta.html

Развитие личности в юношеском возрасте

60. Личностные новообразования в юношеском возрасте. Формирование

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Развитие личности в юношеском возрасте

Возрастные границы условны – от 16 до 20 лет. Центральным новообразованием в данном возрасте являются притязания на внутреннюю взрослость (2 стадия – функция идеологизации в функционально-стадиальной модели онтогенетического развития Ю. Н. Карандашева).

Личностные новообразования юношеского возраста (Э. Шпрангер):

Процесс этот идет изнутри вовне: от открытия «Я» к практическому включению в различные виды жизнедеятельности.

Юность – период стабилизации личности. Складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Центральным личностным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

По мере того, как интеллект, в своем развитии, достигает уровня формальных операций, подростки и юноши начинают видеть несоответствия и противоречия как в исполняемых ими ролях, так и в ролях других людей, включая родителей.

Разрешение этих ролевых конфликтов помогает им построить новую личностную идентичность, которую они пронесут через всю оставшуюся жизнь. Э. Эриксон считал формирование эго-идентичности главной задачей отрочества – юности.

Кроме самопознания, источниками идентичности для подростка и юноши служат референтные группы и значимые другие. Это ставит перед ними в высшей степени сложную задачу – интегрировать получаемую о себе разнородную информацию в целостную, непротиворечивую личность.

Дж. Марсиа (J . Marcia, 1980) модифицировал концепцию Э. Эриксона, выделив четыре основных варианта или состояния формирования идентичности. Этими четырьмя вариантами, или статусами идентичности, являются предрешенность, диффузия, мораторий и достижение идентичности.

Они определяются с учетом двух факторов: прошел ли индивидуум через период принятия собственных решений, называемый кризисом идентичности, и связал ли он себя твердыми обязательствами относительно сделанного им выбора системы ценностей или будущей профессиональной деятельности.

Предрешенность – статус идентичности тех юношей и девушек, кто принял на себя обязательства, не проходя периода принятия самостоятельных решений (не проходя через кризис идентичности). Выбор был предрешен заранее и определялся скорее родителями или учителями, нежели самостоятельно.

Диффузия – статус идентичности тех, кто не прошел через кризис идентичности и не принял на себя никаких решений. Они не испытали кризиса и не выбрали для себя профессиональной роли или морального кодекса. Они просто избегают подобных вопросов.

Юноши и девушки в статусе моратория находятся в самом центре продолжающегося кризиса идентичности или периода принятия решений. Молодые люди в этом статусе все еще заняты «поиском себя».

Достижение идентичности – статус людей, прошедших кризис и связавших себя обязательствами вследствие сделанного ими выбора.

В результате, они сами выбирают работу и стремятся жить, придерживаясь сформулированных для себя нравственных правил.

Достижение идентичности обычно считается наиболее желательным психологическим состоянием. Доля людей со статусом достижения идентичности увеличивается с возрастом.

Старшеклассник на пороге истинной взрослости весь устремлен в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте.

Развитие самосознания в юношеском возрасте:

Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот период – период создания жизненного плана – решаются вопросы « кем быть? » (профессиональное самоопределение) и « каким быть? » (личностное и моральное самоопределение).

* Самоопределение , как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности (понятие самоопределения, используемое в отечественной психологии, близко к понятию «идентичность личности» Э. Эриксона).

* Это новая внутренняя позиция , включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

* Самоопределение связано с новым восприятием времени . Теперь осознается временная перспектива.

* Наблюдается общая стабилизация личности.

* Развивается нравственная устойчивость личности.

* Юношеский возраст – возраст выработки мировоззрения.

* Происходит изменение учебной мотивации.

Мировоззрение представляет собой обобщенную систему взглядов человека на мир в целом, на место человека в мире и на свое собственное место в нем; мировоззрение – это понимание человеком смысла его поведения, деятельности, позиции, а также истории и перспективы развития человеческого рода. Личность человека создают ценностные ориентации, которые складываются в его жизненном опыте и которые он проецирует на свое будущее.

По мнению А. Н. Леонтьева (1983), личность рождается два раза – «раз – чтобы существовать, другой – чтобы жить». Развитие личности обусловлено двойственностью взаимодействия субъекта с миром – предметной деятельностью и общением. Развитие этих соподчинений занимает длительный период.

С. Л. Рубинштейн (1989) писал о двух основных способах существования человека. Первый способ существования человека состоит в жизни, не выходящей за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. «Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение – это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом.

Отсутствие такого отношения к жизни в целом связано с тем, что человек не выключается из жизни, не может занять мысленно позицию вне ее для рефлексии над ней». Такая жизнь рассматривается С. Л. Рубинштейном как природный процесс , в котором очевидна непосредственность и целостность человека, живущего этой жизнью.

личность юношеский возраст самосознание

Второй способ существования связан с появлением рефлексии. Развитая рефлексия как бы приостанавливает, прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. С появлением рефлексии связано философское осмысление жизни. Рефлексия на человечество в целом, его прошлое, настоящее и будущее характеризует личность как состоявшуюся.

Истинная личность ориентируется на свое мировоззрение и активно действует на его основе. Она принимает участие в жизни общества, стремится к изменению или поддержанию основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением и ценностными ориентациями.

Этапы развития личности по А. Н. Леонтьеву:

Этапы: Характеристика развития личности:

I этап Происходит стихийное складывание личности. В этот период подготавливается рождение сознающей себя личности , когда у ребенка появляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий

II этап Возникает сознательная личность.

Критерии «истинной личности»:

* ориентируется на свое мировоззрение и активно действует на его основе;

* она принимает участие в жизни общества;

* стремится к изменению или поддержанию основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением и ценностными ориентациями

Состоявшаяся личность:

* несет в себе постоянство установок на ценностные ориентации, органически сочетающие не только «независимость», но и понимание необходимости зависимости;

* является носителем идеологии, долга, самостоятельности, свободы и социальной активности.

Выводы:

1. Юность – период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения.

2. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.

3. По мнению Э.

Шпрангера (1924), главным новообразованием юношеского возраста является: открытие «Я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни. Процесс этот идет изнутри вовне: от открытия «Я» к практическому включению в различные виды жизнедеятельности.

4. Э. Эриксон считал формирование эго-идентичности – интеграцию получаемой о себе разнородной информации в целостную, непротиворечивую личность – главной задачей отрочества-юности. Дж. Марсиа ( J . Marcia , 1980) модифицировал концепцию Э.

Эриксона, выделив четыре основных варианта или состояния формирования идентичности: предрешенность, диффузию, мораторий и достижение идентичности. Достижение идентичности обычно считается наиболее желательным психологическим состоянием.

Доля людей со статусом достижения идентичности увеличивается с возрастом.

5. В качестве критериев сформировавшейся личности психологи выделяют сформированное мировоззрение и рефлексию. Истинная личность ориентируется на свое мировоззрение и активно действует на его основе. Она принимает участие в жизни общества, стремится к изменению или поддержанию основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением и ценностными ориентациями.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/psychology/00753321_0.html

Medic-studio
Добавить комментарий