62. Критерии сформировавшейся личности.: Личность – это индивид, обладающий собственными взглядами и умеющий

Критерии сформировавшейся личности – Психологос

62. Критерии сформировавшейся личности.:  Личность - это индивид, обладающий собственными взглядами и умеющий

Ю.Б. Гиппенрейтер

Каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?

Я воспользуюсь соображениями на этот счет автора монографии о развитии личности у детей Л. И. Божович (16). По существу, она выделяет два основных критерия.

Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого.

В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е.

заданы обществом, воспитаны в человеке.

Второй необходимый критерий личности – способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов.

Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчета в том, что? именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно.

Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

Чтобы лучше понять названные критерии, разберем для контраста один пример – облик человека (ребенка) с очень сильной задержкой развития личности.

Это довольно уникальный случай, он касается знаменитой (как и наша Ольга Скороходова) слепоглухонемой американки Элен Келлер. Взрослой Элен стала вполне культурным и очень образованным человеком. А вот в возрасте 6 лет, когда молодая учительница Анна Салливан приехала в дом ее родителей, чтобы начать обучение девочки, она представляла собой совершенно необычное существо.

К этому моменту Элен была довольно хорошо психически развита. Ее родители были состоятельными людьми, и Элен, их единственному ребенку, оказывалось всяческое внимание.

В результате она вела активную жизнь, хорошо ориентировалась в доме, бегала по саду и огороду, знала домашних животных, умела пользоваться многими предметами обихода.

Она дружила с девочкой-негритянкой, дочкой кухарки, и даже общалась с ней на понятном только им языке знаков.

И вместе с тем поведение Элен представляло собой страшную картину. В семье девочку очень жалели, потакали ей во всем и всегда уступали ее требованиям. В результате она превратилась в тирана семьи.

Если ей не удавалось чего-нибудь добиться или даже быть просто понятой, она приходила в бешенство, начинала брыкаться, царапаться и кусаться.

Ко времени приезда учительницы такие припадки бешенства повторялись уже по несколько раз в день.

Анна Салливан описывает, как произошла их первая встреча. Девочка ждала ее, так как была предупреждена о приезде гостьи. Заслышав шаги, вернее, почувствовав вибрацию от шагов, она, нагнув голову, бросилась в атаку. Анна попыталась ее обнять, но пинками и щипками девочка освободилась от нее. За обедом учительницу посадили рядом с Элен.

Но девочка обычно не сидела на своем месте, а обходила стол, запуская руки в чужие тарелки и выбирая то, что ей понравится. Когда ее рука оказалась в тарелке гостьи, она получила удар, и ее насильно усадили на стул. Соскочив со стула, девочка бросилась к близким, но нашла стулья пустыми.

Учительница твердо потребовала временного отделения Элен от семьи, которая полностью подчинялась ее прихотям. Так девочка была отдана во власть «врага», схватки с которым продолжались еще долгое время. Всякое совместное действие – одевание, умывание и проч. – вызывало в ней приступы агрессии. Однажды ударом в лицо она выбила у учительницы два передних зуба.

Ни о каком обучении не могло быть и речи. «Надо было сначала обуздать ее нрав», – пишет А. Салливан (цит. по: 77, с. 48—50).

Итак, используя разобранные выше представления и признаки, можно сказать, что у Элен Келлер до 6-летнего возраста развития личности почти не происходило, так как ее непосредственные побуждения не только не преодолевались, но даже в какой-то мере культивировались потакающими взрослыми. Цель учительницы – «обуздать нрав» девочки – и означала приступить к формированию ее личности.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/kriterii-sformirovavsheysya-lichnosti

62. Критерии сформировавшейся личности

62. Критерии сформировавшейся личности.:  Личность - это индивид, обладающий собственными взглядами и умеющий

Личность – этоиндивид, обладающий собственнымивзглядами и умеющий эти взгляды отстаивать(Я.А. Каменский).

Сществуют вполнеопределенные критериисформировавшейся личности.

Человека можносчитать личностью, если в его мотивахсуществует иерархия. Иначе говоря, еслион способен преодолевать своинепосредственные побуждения радичего-то другого. При этом предполагается,что мотивы, по которым преодолеваютсянепосредственные побуждения, социальнозначимы.

Этому ребенок учится в дошкольномвозрасте. Хорошо известен эксперимент,получивший название «эффекта горькойконфеты». Ребенок-дошкольник получаетот экспериментатора невыполнимоезадание: достать, не вставая со стула,вещь, которая лежит в другом концекомнаты.

Экспериментатор выходит,продолжая наблюдать за ребенком изсоседнего помещения. После безуспешныхпопыток ребенок встает, берет нужнуювещь и возвращается на место. Экспериментаторвходит, хвалит его и предлагает в наградуконфету.

Ребенок отказывается от нее,а после повторных предложений начинаеттихо плакать. Конфета оказалась длянего «горькой».

О чем свидетельствуетэтот эксперимент? Ребенок был поставленв ситуацию конфликта мотивов. Один егомотив – взять интересующую вещь(непосредственное побуждение); другой– выполнить условие взрослого(«социальный» мотив).

В отсутствиевзрослого верх взяло непосредственноепобуждение. Однако с приходомэкспериментатора актуализировалсявторой мотив, значение которого ещеусилилось незаслуженной наградой.

Откази слезы ребенка — свидетельство того,что процесс освоения социальных норми соподчинения мотивов уже начался,хотя и не дошел еще до конца.

Второй необходимыйкритерий личности – способность ксознательному руководству своимповедением. Он формируется в подростковомвозрасте и выражается в стремленииосознавать свои мотивы и управлять ими.

63. Развитиеличности в возрасте ранней зрелости

Центральныеновообразования ранней зрелости, всоответствии с функционально-стадиальнойпериодизацией Ю. Н. Карандашева(1991):

•   притязанияна овладение специальностью (20–24 года);

•   притязанияна овладение профессией (24–28 лет).

В период раннейвзрослости:

•   строитсясобственныйобраз жизни,

•   происходитусвоениепрофессиональных ролей,

•   происходитвключениево все виды социальной активности,

•   в системусубъективных свойств личности включаютсяжизненныепланы человека,его мотивы и цели деятельности.

Три системы развитиявзрослого человека предполагаютдинамические взаимодействия междутремя «Я»: как индивидуума, как членасемьи и как работника. Эти взаимодействияосуществляются в более широком контекстеобщества и культуры

Э. Эриксон (1968)считал, что каким бы ни был источникприобретения идентичности, главнымсобытием взрослости является достижениегенеративности.Он толкуетгенеративность как попытку увековечитьсебя путем внесения долговременного изначимого вклада в окружающий мир путемпрофессиональной деятельности,художественного творчества или воспитаниядетей.

Задачи раннейвзрослости:

•   выборсупруга (и);

•   подготовкак супружеской жизни;

•   созданиесемьи;

•   воспитаниедетей;

•   ведениедомашнего хозяйства;

•   началопрофессиональной деятельности;

•   принятиегражданской ответственности;

•   нахождениеконгениальной социальной группы.

64. Развитиеличности в возрасте средней зрелости

Несмотря наиспытываемый натиск внешних изменений,внутренние изменения происходятпостепенно и, как правило, наступаютвместе с важными жизненными событиями.

Осмысление и переоценка жизни в среднемвозрасте происходят как раз в контекстеэтих изменений и сохранения преемственности.

Эти размышления и переоценки происходятв контексте трех связанных между собоймиров – личного мира, мира семьи ипрофессионального мира.

Центральныеновообразования возраста среднейзрелости в соответствии сфункционально-стадиальной периодизациейЮ. Н. Карандашева (1991):

•   притязанияна овладение социальной ролью (28–30лет);

•   притязанияна овладение социальным статусом (32–34года).

В период среднейвзрослости наступаетконсолидациясоциальных и профессиональных ролей(Д. Б. Бромлей,1966) . дилемма развития у взрослого человекасредних лет в соответствии с точкойзрения Э. Эриксона – это дилемманеуспокоенности (генеративность) .Неуспокоенность, понятие близкоесамоактуализации, которую А. Маслоуопределяет как стремление стать какможно лучше.

Задачи среднейвзрослости:

•   достижениегражданской и социальной ответственности;

•   достижениеи поддержание целесообразного жизненногоуровня;

•   выборподходящих способов проведения досуга;

•   помощьдетям стать ответственными и счастливымивзрослыми;

•   усилениеличностного аспекта супружескихотношений;

•   принятиефизиологических перемен середины жизнии приспособление к ним;

•   приспособлениек взаимодействию со стареющими родителями.

Среди специфическихжизненных задач взрослой жизни, Р. Пэквыделяет наиболее важные проблемы, иликонфликты развития взрослого человекав среднем возрасте:

•   По мереубывания жизненных сил и ослабленияздоровья переключение большей частисвоей энергии на умственную деятельность,вместо физической. Р. Пэк называетэту корректировку признаниемценности мудрости против признанияценности физических сил.

•   Уравновешивание– на новом уровне – социальногопротив сексуального началав человеческих отношениях. Физиологическиеизменения вынуждают людей переопределятьсвои отношения с представителями обоихполов, делая акцент на общении итоварищеских отношениях, а не насексуальной близости или конкуренции.

•    Катексисная(эмоциональная)гибкостьпротив катексисного обеднения.Эмоциональнаягибкость лежит в основе корректировок,к которым люди среднего возраста должныприбегать в тех случаях, когда рушатсясемьи, уходят друзья и старые интересыперестают быть средоточием жизни.

•   Умственнаягибкость против умственной ригидности– борьба сосклонностью слишком упорно придерживатьсясвоих жизненных правил и недоверчивоотноситься к новым идеям.

Кризис серединыжизни подразумеваетзначительное изменение в личности ижизненных перспективах у лиц, вступающихв середину жизни. Согласно Levinson (1986),типичный возраст для этого кризисамежду 40 и 45 годами, согласно Jagues (1965) илиGould (1978) – около 37 лет. В обширном обзорелитературы Kearl и Hoag (1984) отметили, чточаще начало кризиса относят к 37,7 лет.

Характеристикикризисасередины жизни :

•    убываниефизических сил и привлекательности;

•   осознаниерасхождения между мечтами и жизненнымицелями человека и действительностьюего существования;

•   «социализация»,принятие других людей как личностей,как потенциальных друзей.

В период кризисасередины жизни,

•   с однойстороны, происходит переоценка прошлогои неудовлетворенность настоящим,

•   с другойстороны, появляются новые возможностипоследовать за личными мечтами и выбратьновое направление приложению собственныхусилий.

Можно сделатьвывод, что кризис середины жизни – этопроцесс интенсивного и трудного перехода,вызванного осознанием, что адаптационныйстиль, который был адекватен в возрастеранней зрелости, стал неадекватным ввозрасте средней зрелости. Этот процессвключает изменение во временном взглядена будущее от «времени рождения» до«времени, оставшегося жить», обзорпрошлых и настоящих достижений и потерь,переоценку личностных целей.

65. Развитиеличности в возрасте поздней зрелости,пожилом и старческом возрасте.

Центральныеновообразования в соответствии сфункционально-стадиальной периодизациейЮ. Н. Карандашева (1991):

•   притязанияна завершенность жизненных планов(36–40 лет);

•   притязанияна расширение жизненных планов (40–44года).

Собственное «Я»все более лишается своего исключительногоположения.

Преобразованиявнутреннего мира, отношений являютсяследствием главным образом сознательнойсаморегуляции поступков самим человекомв результате критического к себеотношения и переоценкисвоих ценностей .

Наблюдается все усиливающаяся тенденциядовольствоваться тем, что есть, и меньшедумать о вещах, которые, скорее всего,никогда не удастся достичь. Отмечаетсяотчетливаятенденция чувствовать свое собственноеположение вполне удовлетворительным.

В исследованияхJ. Rosen, B. Neugarten (1960) доказано, что с возрастомрастет социальная активность, однакоона слабеет и понижается после 60 летжизни.

Период старенияимеет свои особенности. Характерно, чтоугасание физиологических возможностейорганизма не идет параллельно спсихологическими и личностнымиинволюционными процессами.

Характерным дляпожилого человека является:

•   смещениеряда ведущих потребностей на нижниеэтажа иерархии;

•   «выпячивание»отдельных потребностей (потребностипривязанности, страх одиночества,потребности порядка, стабильности), чтонарушает диалектику потребностей изатрудняет общий процесс саморегуляции;

•   возникновение«сдвоенных потребностей».

Задачи пожилоговозраста (R. J. Havighurst , 1953):

•  приспособлениек убыванию физических сил и ухудшениюздоровья;

•  приспособлениек выходу на пенсию и снижению доходов;

•  приспособлениек смерти супруга (и);

•  установлениепрочных связей со своей возрастнойгруппой;

•  выполнениесоциальных и гражданских обязательств;

•  обеспечениеудовлетворительных жизненных условий.

Р. Пэк (R. C. Peck,1968) выделяет наиболее важные проблемы,или конфликты развития взрослогочеловека в возрасте поздней зрелости:

•   ДифференциацияЭго против поглощенности ролями.Происходитпереоценка собственного «Я» помимо егопрофессиональной роли, которая у многихлюдей вплоть до их ухода на покой остаетсяглавной.

•   Трансцендентациятела против поглощенности телом.Изменение,относящееся к способности индивидаизбегать сосредоточения на недомоганиях,сопровождающих старение.

•   ТрансцендентацияЭго против поглощенности Эго. Имеетособенно важное значение в старости.Люди, встречающие старость без страхаи отчаяния, переступают через близкуюперспективу собственной смерти благодаряучастию в молодом поколении.

Стадииприближения смерти (Э. Кюблер-Росс,1969)

Источник: https://studfile.net/preview/2229516/page:22/

Критерии личности

62. Критерии сформировавшейся личности.:  Личность - это индивид, обладающий собственными взглядами и умеющий

С древних времен величайшие философы пытались дать ответы на вопросы: как можно объективно оценить человека? Каковы критерии оценки личности? Какие качества более важные, а какие можно отнести к второстепенным? Разумеется, точного ответа мы не получим никогда, потому что это субъективно и зависит от целеполагания. Для кого-то развитая личность – та, которая стремится к духовности, для другого – творческий человек, каждый день создающий нечто новое, для третьего – тот, кто имеет незыблемые принципы и убеждения.

Субъективность при оценке критериев развития личности очевидна. Про одного человека можно сказать, что он «буйный и безрассудный тип» и в то же время «самый веселый парень на вечеринке». Тысячи психологических тестов, даже будучи составлены по всем канонам, могут противоречить друг другу.

Так как же оценить личность? Тестирование и диагностика должны отвечать следующим критериям: стандартизации, нормам, надежности и валидности. Однако, в виду невероятной сложности в измерениях, все это остается теорией, потому что в оценку все равно примешивается оттенок субъективности.

Критерии оценки личности

Если вы занимаетесь бизнесом или хотите найти себе достойных друзей, на которых можно положиться в сложные времена, значит периодически задаетесь следующими вопросами:

  • Что главное при оценке человека?
  • Какие качества в нем наиболее фундаментальные?

Многое зависит от вашего целеполагания, то есть того, что вы сами считаете для себя важным и ценным. К примеру, вы можете решить, что для вас имеют значения следующие критерии:

Темперамент

Это устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент тесно связан с характером и оказывает на него сильное влияние.

Характер

Это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Социализация

Социализация означает умение быстро и просто налаживать конструктивные взаимоотношения с окружающими. Социализированный человек является более естественным и открытым, но при этом – гибким, реалистичным и способным разрешать межличностные конфликты.

Понимание других

Зрелая, сформированная личность свободна от стереотипов и предрассудков, способна адекватно оценивать окружающую действительность и других людей.

Такой человек принимает людей такими, какие они есть, уважает их своеобразие и право быть собой.

Творческое мышление

Очень важное качество развитой личности заключается в том, что она способна встречать жизненные проблемы открыто и гибко, находя творческие решения сложных задач.

Осознанность

Это непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором личность фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или о будущем.

Осознанная личность понимает последствия своих поступков, она сначала думает, потом делает. Сама выбирает свои реакции, что чувствовать, как себя вести и как мыслить. Такая свобода достигается при помощи длительных ментальных упражнений и размышлений.

Целостность

Это внутренняя гармония, когда телесная, душевная и духовно-нравственная части жизни неразрывно связаны. Целостность возникает, когда то, что вы говорите, думаете и как ведете себя – не противоречит друг другу. Таким должен быть психически здоровый человек.

Целостность личности не дается от рождения, а формируется в первую очередь под влиянием внешнего окружения или во взаимодействии с внешним окружением. Она достигается при помощи огромной работы над собой, анализа своей психики и саморефлексии.

Это не значит, что такой человек самоуверен. Он осознает свои недостатки, однако не занимается бичеванием, а методично их искореняет. Он развивает свои сильные стороны и избавляется от слабых.

Критерии сформировавшейся личности

На этот счет также выдвигаются разнообразные концепции, в центре внимания которых находятся самые разные элементы структуры личности.

Карл Юнг говорил о том, что сформировавшееся личность с готовностью принимает ответственность за свои поступки. Для Карла Роджерса она означает свободу быть самим собой, самостоятельно делать выбор, управлять жизнью. Дальше мы познакомимся с концепциями четырех психологов: Казимежа Обуховского, Артура Реана, Гордона Олпорта и Лидии Божович.

Концепция Обуховского

Концепция польского психолога Казимежа Обуховского представляет особый интерес, потому что она наименее похожа на остальные из списка. Он предлагает рассматривать четыре параметра и при этом не выделять среди них главного – все они должны быть развитыми в равной мере, чтобы личность можно было считать сформировавшейся.

  1. Ощущение удовлетворенности жизнью: это общий положительный фон, на котором личность рассматривает свое существование. Однако это не значит, что такой человек не может испытывать негативных эмоций, которые являются неизбежной реакцией на трудности жизни. Вместе с тем, если влияние разрушающих эмоций продолжается достаточно долго, человек теряет способности к развитию.
  2. Появление новых особенностей: иное понимание мира, новые взгляды. А самое главное – переход к абстрактной концепции мира.
  3. Развитие умений: человеку нужно стремиться получать новые навыки, умения и знания, несмотря на то, что это приводит к росту сложности задач, которые перед ним стоят. Он должен постоянно совершенствоваться, чтобы поспевать за требованиями.
  4. Способность к самоконтролю: человека контролируют его эмоции, поэтому он должен научиться дистанцироваться от них, чтобы это не влияло на его интеллектуальные возможности.

Концепция Реана

Российский психолог Артур Реан рассматривает четыре базовых критерия развитой личности:

  • позитивное мышление и восприятие;
  • саморазвитие;
  • терпимость;
  • ответственность.

Реан утверждал, что личность никогда не сформируется полностью, она постоянно развивается. Но он усматривает в этом не трагедию, а открытие безграничных возможностей для совершенствования личности.

Человек должен научиться успешно реализовывать имеющиеся в его распоряжении ресурсы, силы и способности для достижения своих целей, а также активно осваивать более глобальные и значимые ценности.

Концепция Олпорта

Американский психолог Гордон Олпорт предлагает шесть основных критериев развитой личности:

  1. Принятие себя и терпимость к окружающим. Развитая личность имеет собственные крепкие убеждения и при этом допускает существование иной точки зрения.
  2. Крепкие социальные связи. Развитая личность умеет поддерживать близкие отношения и при этом не мешать своим существованием другим.
  3. Расширение Я-концепции. Это активность личности, целенаправленность ее деятельности.
  4. Единство мировоззренческих взглядов. У зрелой личности присутствует представление о своей жизненной цели.
  5. Самообъективизация. Человек способен быть самим собой, находиться в гармонии со своим внутренним миром и не играть чужих ролей.
  6. Реалистичное восприятие, оценка умений и поставленной задачи. Человек не должен подвергаться сиюминутным увлечениям, а вместо этого ставить перед собой цель и достигать ее.

Концепция Божович

Советский психолог Лидия Божович, ученица Льва Выготского, выделяет два ключевых критерия сформированной личности.

Первый критерий: мотивам такой личности присуща иерархичность. Она волевая и способна к опосредованному поведению (не импульсы ей управляют, а правила, требования и нормы).

Второй критерий: способность человека сознательно контролировать свое поведение и управлять им. Это возможно лишь в том случае, если он опирается на собственные мотивы, цели, стремления и убеждения.

Желаем вам удачи!

Источник: https://4brain.ru/blog/%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8-%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/

Вопросы по Клинической психологии

62. Критерии сформировавшейся личности.:  Личность - это индивид, обладающий собственными взглядами и умеющий
sh: 1: –format=html: not found

1. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Стадии развития психики.

2. Сознание как высший уровень психического отражения.

3. Высшие психические функции, их строение, свойства и развитие.

4. Мотивационная сфера личности. Методы исследования мотивации.

5. Общая характеристика эмоций.

6. Воля и волевая регуляция.

7. Восприятие как система перцептивных действий. Развитие восприятия в онтогенезе.

8. Интеллект. Методы диагностики интеллекта.

9. Связь внимания с сознанием и деятельностью.

10. Мышление как форма познавательной деятельности.

11. Интеллект. Методы диагностики интеллекта.

12. Роль и место воображения в структуре познавательной деятельности человека.

13. Общая характеристика темперамента. Проблема типологии темперамента. Методы исследования темперамента.

14. Общее представление о характере. Основные типологии характера. Методы изучения характера.

15. Характеристика способностей. Общие и специальные способности. Методы диагностики способностей.

16. Эксперимент как специфический метод эмпирического исследования. Виды эксперимента.

17. Психодиагностический метод. Психодиагностические задачи и профессионально-этические нормы.

18. Психометрика и её основные параметры.

19. Корреляционный анализ.

20. Статистические критерии различий.

21. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.

22. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве.

23. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте.

24. Психическое развитие в подростковом возрасте и юношеском возрасте.

25. Малая группа, ее структура и внутригрупповые процессы.

26. Специальные проблемы социальной психологии личности: социализация личности, соотношение установки и поведения, социально-психологические феномены личности.

27. Социальная психология общения. Структура общения.

28. Проблема определения понятия «личность» в психологии. Критерии личности. Личность и личностное поведение.

29. Понятие черты в диспозициональном направлении в теории личности.

30. Проблема личности в гуманистической и экзистенциональной психологии: общее и различия.

31. Основные разделы клинической психологии. Принципы и методы исследования в клинической психологии.

32. Клиническая психология как наука.

33. Теория привязанности.

34. Теория объектных отношений.

35. Структурная характеристика основных форм личностной патологии. Невротический, пограничный и психотический уровни личностной организации.

36. Психология здоровья. Факторы, влияющие на здоровье и заболевание.

37. Укрепление психического здоровья населения. Здоровье человека как жизненный ресурс и потенциал.

38. Патопсихология. Принципы построения патопсихологического исследования. Методы патопсихологического исследования.

39. Патологии восприятия. Агнозии, псевдоагнозии, нарушение смыслового аспекта восприятия. Патология восприятия как индикатор аномалии психической деятельности.

40. Нарушения памяти. Виды нарушений памяти и их краткая характеристика.

41. Нарушения мышления. Классификация нарушений, краткая характеристика основных типов нарушения мышления. Методы исследования нарушения мыслительной деятельности.

42. Синдромный анализ нарушения высших психических функций.

43. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением задних отделов коры головного мозга.

44. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением передних отделов коры головного мозга.

45. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением подкорковых структур мозга.

46. Основные понятия психотерапевтического процесса.

47. Специфика терапевтических отношений в индивидуальной психотерапии.

48. Основы групповой психотерапии.

49. Балинтовские группы. Модели супервизии.

50. Виды психосоматических феноменов и критерии их различения. Общие признаки психосоматических расстройств.

51. Психодинамические концепции психосоматических расстройств.

52. Природа психосоматических расстройств с точки зрения теорий раннего развития.

53. Нейрогуморальные и физиологические теории психосоматических расстройств.

54. Роль раннего телесного опыта в формировании границ Я.

55. Структура процесса психологического консультирования.

56. Определение консультативного контакта. Навыки поддержания консультативного контакта.

57. Основные методы психологического консультирования.

58. Особенности невротических расстройств у пожилых лиц.

59. Психологический тренинг: понятие, организация и особенности проведения.

60. Особенности организации и проведения тренинга личностного роста.

61. Отклоняющееся поведение и его особенности.

62. Профилактика отклоняющегося поведения.

63. Организация социально-психологической помощи семьям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

64. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

65. Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

66. Эмоциональное благополучие и неблагополучие ребенка.

67. Психологическая диагностика и коррекция эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте.

68. Эмоциональными проблемы подросткового и юношеского возраста с позиции нарушения системы отношений.

69. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений в подростковом и юношеском возрасте.

70. Семья как система.

71. Жизненный цикл семьи.

72. Благополучие семьи.

73. Семейное консультирование как процесс.

74. Личность преступника: понятие и типология.

75. Жертва преступления. Виктимность и виктимизация.

76. Понятие клинико-психологической диагностики аномалий развития.

77. Клинико-психологическая диагностика аномалий развития в дошкольном и младшем школьном возрасте.

78. Клинико-психологическая диагностика аномалий развития в подростковом и юношеском возрасте.

79. Заключение по результатам клинико-психологического обследования: структура и содержание.

80. Понятие дефекта и компенсации в специальной психологии.

81. Общие и специфические закономерности психического развития аномальных детей.

82. Классификация психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому.

83. Коррекционно-развивающая работа с детьми с аномальным развитием. Интегрированное обучение.

84. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.

85. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.

86. Понятие умственной отсталости, систематика умственной отсталости по степени тяжести нарушения (МКБ-10).

87. Задачи коррекционной работы с детьми с нарушенным интеллектом на разных возрастных этапах.

88. Личностные расстройства. Основные классические и психоаналитические концепции развития пограничных личностных расстройств и психопатий.

89. Патогенетическая классификация психопатий. Ядерные психопатии. Клиника основных типов психопатий.

90. Психогении в экстремальных ситуациях.

Источник: http://elearn.oknemuan.ru/?p=26&id=346

Критерии сформированной личности

62. Критерии сформировавшейся личности.:  Личность - это индивид, обладающий собственными взглядами и умеющий

Вопрос определения уровня сформированности личности, этапов ее развития остается достаточно спорным.

Выдвигаются разнообразные концепции, в центре внимания которых находятся различные составляющие структуры личности и степень их оформленности.

Так, согласно мнению некоторых исследователей уровень сформированности личности прямо пропорционален степени ее социализированности. На этом основании критерии сформированной личности рассматриваются как критерии социализированности.

К. Г. Юнг связывал формирование зрелой личности с готовностью человека принимать ответственность за свои поступки, осознавать возможные последствия своих действий путем их проецирования и последующей оценки.

Схожее мнение высказывал К. Роджерс.

Только с его точки зрения ответственность личности находится в тесной взаимосвязи не только с осознанностью, но и свободой быть самим собой, управлять собственной жизнью, самостоятельно делать выбор и т. п.

В современной психологической науке предлагаются и другие концепции, более подробно и детально описывающие критерии сформированности личности.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Концепция Л. И. Божович

С точки зрения выдающегося советского психолога, ученицы Льва Выготского – Л. И. Божович, возможно выделение двух ключевых критериев сформированной личности.

Согласно первому критерию, человек может считаться личностью лишь в том случае, если его мотивам присуща определенная иерархичность, то есть волевых усилий человека достаточно, чтобы преодолевать одни побуждения, отдавая предпочтение другим.

Если человек обладает данным качеством, он способен к опосредованному поведению.

Однако необходимо учитывать, что при опосредованном поведении мотивы, с помощью которых отдается предпочтение некоторым стремлениям, должны быть социально значимы и обоснованы, само происхождение этих мотивов имеет социальную обусловленность, они воспитаны в человеке обществом.

В качестве второго необходимого критерия сформированности личности нужно рассматривать способность человека сознательно контролировать собственное поведение, управлять им. Данное управление возможно с опорой на осознанные мотивы-цели, убеждения и стремления личности.

Отличие критериев друг от друга состоит в том, что второй предполагает именно осознанное соподчинение мотивов.

Лишь опосредованное поведение (без управления мотивами; первый критерий) может быть построено на стихийно сложившейся иерархии мотивов, то есть человек не будет осознавать, что же именно заставило его поступить определенным образом, но при этом считать свое поведение оправданным.

Итак, хотя во втором критерии также имеется в виду опосредованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

Концепция Г. Олпорта

По мнению Г. Олпорта, составляющими понятия сформированной личности выступают ее психическое здоровье, разумность и зрелость. В соответствии с этим ученый предлагает шесть основных критериев сформированности личности.

  1. Расширение Я-концепции, которая начинает формироваться в дошкольном возрасте и расширяется с опорой на непосредственный опыт человека. Особую роль в развитии Я-концепции играет активность личности, целенаправленность ее деятельности.
  2. Крепкие социальные связи. Сформированная личность способна реализоваться как участник близких отношений (брак, дружба), может их поддерживать путем осознанного опосредованного поведения (то есть не отдавая предпочтение лишь неосознанным мотивам поведения, которые могут быть неприемлемы для другого человека).
  3. Принятие себя и терпимость к окружающим. Сформированная личность манифестирует собственные убеждения и мировоззренческие взгляды, учитывая убеждения, интересы и чувства окружающих людей, и понимая при этом, что взгляды других могут существенно отличаться.
  4. Реалистичное восприятие, оценка умений и поставленной задачи. Сформированная личность способна сосредоточиться на решении объективной проблемы, учитывая собственные возможности. Поставленная задача должна отводить на второй план удовлетворение второстепенных влечений. Данный критерий напрямую связан с ответственностью – экзистенциальным идеалом зрелой, сформировавшейся личности. При этом сформировавшаяся личность находится в непрерывном взаимодействии с окружающим миром.
  5. Самообъективация. Сформировавшаяся личность способна «быть собой» в любой ситуации, она находится в гармонии со своим внутренним миром, не играя никакие другие роли.
  6. Единство мировоззренческих взглядов. У сформированной личности присутствует представление о своей жизненной цели. Зрелая личность обладает относительно ясным Я-образом. Этот критерий связан с «взрослостью» совести.

Определение

Сформированная совесть – это ощущение долга поддерживать свой Я-образ в приемлемой форме, продолжать свою выбранную линию проприативных стремлений, создавать собственный стиль бытия. Совесть – разновидность руководства собой.

Важно отметить, что процесс формирования личности не прекращается и в зрелом возрасте. Более того, он не завершается никогда, но всегда имеет осознанную или неосознанную цель.

Таким образом, понятия «сформированность личности» и «взрослость» не синонимичны.

Также в рамках одной парадигмы проблема становления личности может рассматриваться как соотношение между различными уровнями организации человека: индивид, личность, субъект деятельности.

Концепция А. А. Реана

Обобщая наиболее известные теории, в центре внимания которых находится психологический анализ основных критериев сформированности личности, А. А. Реан предлагает рассматривать четыре базовых критерия:

  • ответственность;
  • терпимость;
  • саморазвитие;
  • позитивное мышление (положительное восприятие мира).

Последний критерий – интегративный, он реализуется не только самостоятельно, но и присутствуя во всех остальных.

Согласно концепции А. А. Реана, формирование личности не сводится сугубо к обретению автономии и самостоятельности в принятии решений. Утверждение о том, что формирование личности – это процесс, который не имеет логического завершения и никогда не прекращается, указывает на бесконечность и неограниченность возможностей самоактуализации личности.

По мнению исследователя, в процессе своего развития личность преодолевает длинный путь, который включает, во-первых, формирование способности к самодетерминации, самоуправлению, подчинению одних мотивов деятельности другим (более социально значимым); во-вторых, успешную реализацию имеющихся сил, задатков и ресурсов; в-третьих, умения преодолевать ограничения собственного Я и активно осваивать более глобальные и значимые ценности.

На процесс формирования личности влияет значительное число факторов, к числу которых относятся индивидуальные (главным образом, биологически обусловленные) и возрастные особенности человека, качественные и количественные характеристики отношений с окружающими людьми (в том числе в семье), успехи в профессиональной деятельности (или их отсутствие) и т. д. Таким образом, процесс формирования личности не может быть равномерным, в связи с чем изменения характера отношений на определенных жизненных этапах носит прогрессивный характер.

Концепция К. Обуховского

Особый интерес представляет концепция формирования и развития личности, разработанная польским психологом К. Обуховским. Данная теория менее широко по сравнению с остальными представлена в научной литературе, но от этого она не является менее значимой.

К. Обуховский предлагает рассматривать четыре основных условия функционирования сформированной личности, однако ни одно из них не является более важным, чем другие, лишь способность личности полностью выполнять все указанные условия говорит о ее полноценном развитии и сформированности.

  1. Рост умения: на протяжении жизни каждой личности усиливается противоречие, выражающееся в том, что достигнутые успехи приводят к росту сложности задач, которые перед ней стоят, а естественный процесс старения не позволяет поддерживать навыки на прежнем уровне. Только полноценно сформированная личность способна поддерживать умения на прежнем уровне, что, по сути, заключается в их постоянном совершенствовании.
  2. Появление новых особенностей: это новые взгляды, иное понимание мира, переход к более абстрактной концепции мира и изучение новых техник действия.
  3. Ощущение удовлетворенности жизнью: удовлетворение – это общий положительный фон, на котором личность рассматривает свою жизнь; однако это не исключает отрицательных эмоциональных состояний как адекватных реакций на неизбежные сложности. Вместе с тем продолжительное отчаяние, которое порождает новые виды негативного функционирования, приводит к потере способности к развитию.
  4. Способность к самоконтролю; она требует особых психологических условий, качеств, свойственных исключительно человеку и относящихся к миру переживаний человека, его наиболее осознанному внутреннему опыту. Кроме того, способность к самоконтролю следует из психического дистанцирования по отношению к таким психическим особенностям, как страх, любовь или вина, которые могут контролировать личность вне зависимости от интеллектуальных предпосылок и модифицировать ее поведение противоречащим замыслам образом.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihicheskie_svoystva_lichnosti/kriterii_sformirovannoy_lichnosti/

Человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект

62. Критерии сформировавшейся личности.:  Личность - это индивид, обладающий собственными взглядами и умеющий

Лекция 10.

ТЕМА 4. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Рисунок 8 – Соотношение понятий

Человек – отдельный представитель человеческого рода, вида Homo sapiens (человек – это родовое понятие).

Индивид – это конкретный человек со своими биологическими и психическими особенностями (рост, пропорции тела, цвет волос и глаз, темперамент).

Есть множество определений личности. В их числе:

Личность – 1. Это человек как носитель [Ожегов] устойчивых качеств и свойств, приобретённых в процессе жизни в обществе [Леонтьев], определяющих его поступки и поведение. Сильная, волевая, активная или пассивная личность.

2. Устойчивое множество характеристик, которые определяют общность и различие в поведении людей.

3. Конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием [Головин].

4. Системное качество индивида, определяемое включённостью в общественные отношения и формируемое в совместной деятельности и общении [Головин].

Критерии сформировавшейся личности [Гол.]:

· способность преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого, социально значимого; способность к сознательному руководству собственным поведением (воля);

· наличие иерархии мотивов.

Личность характеризуется [Головин]:

· активностью;

· направленностью (устойчивой, сравнительно независимой от ситуации доминирующей системой мотивов), в которую входят: интересы, склонности, убеждения и идеалы. Есть, например, тест, который выявляет направленность на себя (эгоист), на людей (альтруист), на дело, на отношения;

· наличием смысла в действиях.

Для индивида личность выступает как его Я, как система представлений о себе (Я-концепция, Я-образ), установка на самого себя. Складывается она в процессах общения и деятельности и проявляется в самооценке, чувстве самоуважения, уровне притязаний.

Апелляция к самооценке и самоуважению – важный способ воздействия на личность при воспитании.

Индивидуальность – личность, обладающая духовными качествами и творческими способностями, присущими только ей.

Субъект (лат.)– человек, познающий внешний мир и воздействующий на него, в том числе на окружающих [А.Р.Т.] с целью подчинения своим интересам [СИС]. Субъектом может быть не только человек, но и организация или группа людей. Активный субъект, субъекты рынка. Т. е. субъект активен, и это отличает его от объекта.

Объект(лат. objectum – предмет) явление, предмет внешнего мира, на который направлены деятельность и внимание субъекта. Строительный объект, объект внимания, манипуляции, рекламы. Объект по отношению к субъекту пассивен, не воздействует на него.

Личность формируется в процессе социализации.

Социализация – это процесс и результат усвоения индивидом социального опыта. Осуществляется в процессах воспитания, обучения, общения, игры. Начинается с первого контакта младенца с матерью.

Основные механизмы социализации:

1. Индентификация (самоотожествление я=ты).2. Подражание (воспроизведение поведения других людей).3. Убеждение.

4. Внушение (результат и такой процесс воздействия на психику человека, при котором информация усваивается без её осмысления и понимания, некритично).

Люди имеют различную внушаемость. Внушаемость – это характеристика человека, зависящая от ситуативных и личностных факторов. В общем-то нормальное свойство человеческой психики, но, будучи чрезмерной, может дезорганизовать поведение и расценивается как отрицательное качество. Противоположное ей свойство – критичность.

К числу свойств личности, способствующих повышенной внушаемости, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности (комплекс),покорность, (забитость[8], затурканность[9], затюканность[10]), робость, стеснительность, доверчивость, тревожность, экстравертированность, повышенная эмоциональность, впечатлительность, слабость логического мышления, медленный темп психической деятельности («тормозной»). Выделяются такие ситуативные факторы, влияющие на повышение индивидуальной внушаемости: 1) психофизическое состояние субъекта – при покое и релаксации внушаемость возрастает, так же как и при сильном эмоциональном возбуждении, утомлении, стрессе; максимальная внушаемость наблюдается в гипнозе; 2) низкий уровень осведомленности, компетентности в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности, малая степень его значимости для личности; 3) дефицит времени для принятия решения; 4) авторитетность источника информации.

В дальнейшем информация, усвоенная в процессе внушения, с большим трудом поддаётся коррекции. Она становится установкой, стереотипом. Человек не может объяснить, почему он что-то делает или имеет какое-либо мнение, но считает, что это правильно. Переубедить его трудно, потому что исходные знания основаны не на логике и не на понимании.

Внушаемость под влиянием группового давления, податливость – это конформность.Конформность – это характеристика личности, а само явление носит название конформизма. Противоположность конформности –нонконформность(явление называется нонконформизм).

По-русски нонконформизм называется негативизмом. Негативизм – стремление непременно поступать наперекор позиции других людей, любой ценой и во всех случаях высказывать и отстаивать противоположную точку зрения. Почему человек себя так ведёт? Ведь это, по существу, бунт.

Когда? Против чего?

«Золотой серединой» между конформностью и негативизмом является независимость – самостоятельность как способность вырабатывать собственное мнение, собственную позицию и придерживаться их, не поддаваясь психологическому давлению.

Психологическое давление – давление на психику – принуждение, насилие над чьей-либо волей, убеждениями вербальными и невербальными средствами (но не физическими). Используют: социальные ожидания, молчаливый или словесный укор, неодобрение, разрыв или угроза разрыва отношений, крик, грубость, резкость, придирки, разносы, унижения, оскорбления, угрозы, шантаж.

Источник: https://studopedia.su/6_21291_chelovek-lichnost-individ-individualnost-sub-ekt.html

Medic-studio
Добавить комментарий