65. Социально-психологическая феноменология психологии толпы.

IV. Социально-психологический феномен толпы

65. Социально-психологическая феноменология психологии толпы.

© Л.Г. Почебут, И.А. Мейжис

««« К началу

4.1. Структура толпы. Деиндивидуализация

Толпа является специфической социальной группой. Как социально-психологический феномен, толпа встречается с самых древних времен. Рассмотрим основные черты, характерные для феномена толпы.

1. Толпа представляет собой скопление большого количества людей на ограниченной площади. Скопление людей имеет границы, которые можно рассмотреть с двух позиций. Первая — степень открытости либо закрытости в зависимости от доступности входа и выхода из толпы.

Степень закрытости определяется актуальностью проблемы для собравшихся; легкостью и скоростью распространения информации; интенсивностью и характером распространения слухов в толпе.

Вторая — четкость или аморфность границ толпы зависит от степени плотности толпы, связанной с концентрацией внимания толпы к тем вопросам, из-за которых она образовалась; рельефа местности, то есть наличия зданий, ограждений либо, напротив, свободного пространства; количества участников толпы.

2. Толпа имеет особую форму. Как показывают наблюдения, кинокадры и фотоснимки, все толпы имеют тенденцию приобретать кольцеобразную форму. В толпе наблюдается движение людей от периферии к центру и от центра к периферии. Наиболее активные люди тяготеют к центру толпы, более пассивные стремятся к периферии.

3. Скопление людей кажется однородным, хаотичным, не имеющим четкой структуры. Однако в исследованиях замечено наличие в толпе групп, объединенных личными и условными связями.

Группы имеют тенденцию распадаться, могут возникать антагонистические группы, что является существенной предпосылкой к переходу толпы в агрессивное состояние. Это наиболее опасное состояние толпы, могущее стать причиной беспорядков. Структура толпы тем не менее имеет тенденцию к гомогенности.

Наши наблюдения показывают, что в толпе имеет место элементарная ролевая дифференциация. Люди в толпе могут выполнять следующие роли:

1) зачинщики или организаторы толпы;

2) агрессоры — наиболее активно и агрессивно действующие члены толпы;

3) последователи — люди, подражающие агрессорам;

4) любопытные, попавшие в толпу в силу своей ориентировочной реакции;

5) обыватели — люди, попавшие в толпу случайно.

Как правило, агрессоры являются индукторами заражения настроениями, внушения идеями, подражания действиями.

Статусные позиции в толпе также можно дифференцировать. Наивысший статус имеет вождь, лидер толпы. Затем следует свита вождя, охранники, все остальные члены толпы.

4. Большое скопление людей испытывает потребность в вожде. При отсутствии вождя толпа больше склонна к панике, агрессии, чем к геройству. Чтобы быть вождем толпы, необходимо иметь не интеллект, а высокую чувствительность, чтобы мгновенно ощущать настроения толпы. В толпе наиболее ярко проявляется феномен диспозиционной атрибуции.

Толпа приписывает своему вождю такие качества, как выдающийся ум, знание цели, предвидение последствий. Поэтому вождь толпы должен очень внимательно следить за сохранением своего имиджа. Любовь толпы неустойчива.

Любое ослабление воли вождя может привести к тому, что он легко превратится в антивождя, которого толпа обвинит во всех грехах и провалах и будет агрессивно настроена по отношению к нему.

5. Анонимность людей в толпе является одним из тех факторов, которые придают людям силу и чувство безответственности, безнаказанности.

Снятие запретов, как внутренних, так и внешних, дозволенность любого поведения позволяет «человеку толпы» дать полный выход своим эмоциям.

Эйфория, которая сопровождает эту эмоциональную разрядку, как считал Бехтерев, вводит человека в состояние, близкое к гипнотическому.

6. Только в толпе возникает такой феномен, как деиндивидуализация. Майерс отмечает, что когда ослабевает чувство ответственности, то и нормативный контроль поведения снижается. Деиндивидуализация — это утрата самосознания и боязни оценки.

Она обнаруживается в ситуациях, которые обеспечивают человеку анонимность и не концентрируют внимание на поведении отдельного индивида. Результатом деиндивидуализации являются действия, варьирующиеся от легкого нарушения запретов до импульсивного самовыражения и даже до разрушительных социальных актов (групповой вандализм, уличные беспорядки, линчевание).

Майерс называет три условия, при которых возникает деиндивидуализация: большая группа (толпа), темнота и обеспечение физической анонимности индивида.

4.2. Этапы формирования толпы

Рассмотрим этапы формирования толпы. Изучение условий, способствующих возникновению толпы, очень важно для разработки мер профилактики противоправного поведения толпы и способов конструктивного воздействия на толпу.

Толпа образовывается не случайно, нужен внешний повод, «первотолчок». Поводом образования толпы чаще всего служит ограничение людей в чем-либо. Это может быть дефицит товара, ограниченность доступа к информации, власти, ограниченность входа в метро и т. д.

Этапы возникновения и функционирования любой толпы можно схематично обрисовать следующим образом:

1. Возникновение повода, связанного с ограничением ресурсов, прав, свобод, информации и пр.

2. Возникновение сомнений в истинности официальной информации, появление тревожных слухов, провоцирующих людей выйти на площадь и добиваться своих прав массово и сплоченно.

3. Собрание людей на площади и интенсивный обмен информацией и эмоциями.

4. Появление лидера толпы, его выступление, что сопровождается довольно часто подъемом эмоционального возбуждения толпы, повторением лозунгов и движений лидера.

5. Противопоставление лидером когнитивных категорий «мы — они», например: «мы» — народ, «они» — власть, создание образа врага.

6. Активизация толпы лидером, определение направления действий.

7. Групповой эксцесс, активные, часто агрессивные, действия толпы. Групповой эксцесс начинают зачинщики, наиболее энергично им подражают агрессоры, а затем подключаются и последователи.

Таким образом, заражение общим настроением и подражательный характер действий, собственно, и составляют динамику толпы.

««« Назад  Начало  Вперед »»»

Источник: https://psyfactor.org/lib/pochebut-13.htm

Толпа как социально-психологический феномен

65. Социально-психологическая феноменология психологии толпы.

Понятие и теоретические подходы к объяснению феномена поведения че­ловека в толпе.

Толпа как специальный социально-психологический термин имеет несколько отли­чающееся значение от того, которое используется в общем обиходе – собрание людей с определенной целью и намерением.

В социальной психологии под толпой понимается бес­структурное скопище людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния, пространственным и временным рас­положением, а также общим объектом внимания. Поведение толпы рассматривается в контексте более широкой категории – внеколлективного поведения.

Причем в западной транскрипции оно относится к поведению коллективному, наделяемому несколько иным содержанием и смыслом по сравнению с отечественной традицией. Если в отечественной социальной психологии коллективизм наделяется позитивным значением, предполагаю­щим общность интересов целей, взаимопддержку и т.п.

, то в западной традиции – он про­тивопоставляется индивидуализму, как характеристике свободы и автономии личности как высшей ценности. В качестве своеобразного компромисса мы все же будем использовать термин внеколлективное поведение.

Исследования поведения толпы имеют длинную историю.

Одной из первых работ, в которых представлена попытка теоретического осмысления феномена деструктивного по­ведения человека в толпе является работа Густава Лебона, представившего описание пове­дения революционной толпы во времена Французской революции 1848 года и Парижской коммуны 1871 года. Пытаясь найти обоснование деструктивному поведению казалось бы цивилизованных людей в толпе Лебон пришел к выводу, что толпа продуцирует прими­тивное и гомогенное поведение в силу того, что:

1. Ее члены анонимны и теряют личную ответственность за совершенные
действия.

2. Идеи и мнения быстро распространяются через процесс заражения (когда выражение эмоций одним человеком инстинктивно вызывают те же эмо­

ции у других людей).

3. Посредством внушения происходит освобождение бессознательных мо­
тивов (подобно гипнотическому внушению.

Общая схема процесса поведения в толпе представлена на рис. Х.Х..

Не смотря на критические высказывания отдельных исследователей в отношении ненаучности подхода Лебона он сохранят свою актуальность и сегодня.

Представители психоаналитического подхода в своих теоретических подходах смещают акценты на приват бессознательных инстинктов в поведении в толпе. Зигмунд Фрейд, например, утверждал что толпа «разблокирует» бессознательное. Моральные стан­дарты сохраняют цивилизованное поведение потому, что они вставлены в человеческую психику как Супер-Эго.

В толпе же Супер-Эго подавляется лидером толпы, действующим подобно гипнотизеру, контролирующему бессознательное и нецивилизованные импульсы. Лидер толпы обладает столь мощным влиянием в силу того, что в толпе имеет место регрессирование ее членов до уровня дикой орды с ее первобытными инстинктами.

С точки зрения Фрейда цивилизация способна лишь снижать степень влияния харизматического лидера дикой орды, ее «почитаемого отца». Не смотря на метафоричность и искусствен­ность теоретических построений Фрейда, они находят многих приверженцев.

В частности, Юрий Олеша облекает его идею в литературную форму – человек подобен троглодиту, а все влияние цивилизации подобно узкой пленке на инстинктах агрессии и разрушения. В экстремальной же ситуации эта пленка легко разрывается представляя примеры разруши­тельного поведения.

Процесс

Феноменология

Анонимность

Заражение

Внушаемость

Невидимость, безответственность

Быстрое и непредсказуемое воз­действие на поведение

Примитивные, дикие инстинкты

Отклоняющееся, асоциальное, не­цивилизованное, инстинктивное поведение

Еще одна популярная теоретическая модель предложена Вильямом Макдауголлом (1921).

Он характеризовал толпу как чрезмерно эмоциональную, импульсивную, откло­няющуюся, непостоянную, нерешительную, проявляющую грубые эмоции и неопреде­ленные чувства; крайне внушаемую, лишенную способности к размышлениям, вспыльчи­вую, не способную к каким-либо формам сравнения, поддающуюся влиянию, лишенную самосознания, самоуважения и ответственности.

Макдауголл считал, что наиболее распространенными являются примитивные эмо­ции (страх, тревога) и они наиболее легко проявляются в больших объединениях людей. Стимулы, вызывающие примитивные эмоции обладают способностью возбуждать устой­чивые согласованные реакции.

Первичные реакции очень быстро распространяются и усиливаются в толпе, каждый член которой подзаряжается реакциями другого. Возникает эффект снежного кома дублирующийся «примитивной симпатией».

Этот эффект проявля­ется в случае индивидуальной деперсонализации и потери чувства личной ответственно­сти.

В своих попытках объяснения феномена толпы современные исследователи кон­центрируются на категориях деиндивидуализации и потери самоосведомленности.

Термин деиндивидуализация был впервые введен Леоном Фестингером (1952) в качестве антитезы Юнговской «индивидуализации» – «процесс дифференциации, имеющий своей целью развитие индивидуальной личности» (1946).

Наиболее полно эта категория разработана Филиппом Зимбардо, считавшим, что пребывание человека в большой группе предостав­ляет ему «плащ анонимности», скрывающий личную ответственность за последствия соб­ственных действий. Это приводит к потере идентичности и снижает заинтересованность в социальной оценке.

Именно состояние деиндивидуализированности, иррациональности и регрессивности приводит к отклоняющемуся поведению, т.к. оно становится вне обычного социального и личного контроля. Деиндивидуализация способствует также росту агрес­сивности и экзальтированности, проявлению асоциального поведения.

Тем не менее, в эмпирических исследованиях влияния деиндивидуализации на ха­рактер поведения был получен ряд противоречивых эффектов. Было показано, что простое обеспечение анонимности не всегда приводит к повышению агрессивности или асоциаль-ности поведения.

Более того, в ряде исследований, проведенных на солдатах было показа­но, что обеспечение им анонимности приводило к уменьшению интенсивности и силы электрошоковых разрядов применявшихся ими к потенциальному противнику. Наряду с анонимностью должны присутствовать и другие факторы.

Например, в исследовании влияния Ку-клукс-клановских балдахинов на поведение людей был убедительно проде­монстрирован рост агрессивности и асоциальности поведения. Эти исследования показы­вают два важных момента:

1. Агрессия и асоциальное поведение не являются автоматическими и неиз­
бежными следствиями анонимности.

2. Нормативные ожидания окружающих в ситуации деиндивидуализации
могут влиять на поведение.

Разрешение этого противоречия послужило основанием для выдвижения в качестве другой причины деструктивного влияния деиндивидуализации способности различения между общественной и частной самоосведомленностью.

Снижение внимания к самости (чувствам, мыслям, установкам и другим аспектам самости) отождествляется с деиндиви-дуализацией, но не обязательно стимулирует асоциальное поведение против существую­щих социальных норм.

Именно снижение внимания к публичной самости выступает в ка­честве основной причины независимого от социальных норм поведения.

Потеря идентич­ности и снижение интереса к социальной оценке предоставляет людям возможность ано­нимности, которая, в свою очередь, обусловливает импульсивность, регрессивность, ирра­циональность и беспрепятственность в силу отсутствия самоконтроля.

Точно также как снижение степени самоконтроля и самомониторинга приводит к возрастанию безответст­венности.

Факторы, присутствующие в толпе (анонимность, возбуждение, групповое единство и внешний фокус внимания) снижают самоосведомленность и формируют со­стояние деиндивидуализации, способствующей проявлению деструктивного поведения. Эти последствия включают размывание ограничений в отношении импульсивного полве­дения, возрастание чувствительности к непосредственным сигналам или текущему эмо­циональному состоянию, неспособности к мониторингу и регулированию собственного поведения, потере интереса к оценкам окружающих и снижению способности к рацио­нальному планированию. Не смотря на то, что перечисленные особенности не обязательно приводят к проявлениям агрессивности они все же способствуют проявлению асоциально­го поведения.

Другой парной категорий, привлекавшихся к объяснению феномена поведения в толпе являются деривация отношений и социальная обеспокоенность. Их привязка к изу­чению феноменологии толпы была простимулирована психоаналитическим рассмотрени­ем роли фрустрации в коллективном поведении.

Состояние депривации отношений возни­кает в случае возникновения у людей ощущения рассогласованности ожиданий с дости­жениями. Депривация отношений может быть эгоистической (основанной на сравнении со схожими другими) или братской (основанной на межгрупповом сравнении собственной группы с другими группами).

Братская депривация отношений может создавать основание для социального беспокойства, которое может, в свою очередь проявляться в поведении подобному поведению толпы в таких обстоятельствах как:

1. Агрессия.

2. Отвратительные окружающие условия (например, нестерпимая жара).

3. Символы насилия (например, вооруженная милиция).

4. Соответствующие нормы (например, нормы ограничивающие насилие). Перечисленные обстоятельства могут провоцировать или триггерировать асоциаль­

ные действия.

Еще одним теоретическим подходом, дающим возможность несколько иного рас­смотрения феномена поведения толпы является теория эмерджентных норм. Данный под­ход фокусируется на анализе внеколлективного поведения как нормативно регулируемого как и все другие типы поведения в группах.

Ральф Тарнер считал, что отличительной осо­бенностью поведения толпы является отсутствие формальной организации или традиций установления норм, регулирующих поведение и, как следствие, проблема поведения тол­пы предполагает нахождение объяснения появления норм в толпе (соответственно, «тео­рия эмерджентных норм»).

Люди, находящиеся в толпе осознают отсутствие норм регуля­ции поведения – по существу они представляют механическое объединение людей не имеющих истории совместных действий и нормативов регулирования поведения. Их вни­мание сосредотачивается на отличающемся поведении (или поведении различных инди­видов).

Такое поведение предполагает наличие норм и возникает давление против непод­чинения. Фокусируясь на нормах, теория эмерджентных норм признает, что члены толпы могут коммуницировать друг с другом в выработке соответствующих норм действий.

Тем не менее, общая природа толпы определяется «отличающимся» поведением, в обыденной жизни ассоциируемым с асоциальным поведением. В рамках данного подхода фиксирует­ся два критических наблюдения:

1. Нормативно-регулируемая толпа может быть самоосведомленной толпой
однако эта самоосведомленность крайне низка.

2. Толпа объединяется в условиях нормативного вакуума.

В большинстве случаев толпа собирается с конкретной целью, но при условии от­сутствия выработанных нормативов регуляции, например посещения футбольного матча, протеста против чего-либо.

Однако выдвижение в качестве причинного объяснения пове­дения толпы отсутствия нормативов регуляции поведения многими исследователями рас­сматривается скорее как миф, т.к.

в поведении толпы присутствует определенная логика, которая не схватывается теорией эмерджентных норм.

Попытка объяснения феномена толпы в традиционно игнорируемом аспекте меж­групповых отношений представлена в рамках теории социальной идентичности.

Много­численные примеры коллективной конфронтации с работниками правоохранительных органов, символического протеста против власти являются подтверждением наличия оп­ределенного коллективизма в действиях толпы. Потеря индивидуальной идентичности сопровождается в данных обстоятельствах обретением новой идентичности как членов толпы.

Эта точка зрения развивается Рейчером (Reicher, 1987), использующим для описа­ния и объяснения феномена поведения в толпе положения теории социальной идентично­сти и теории самокатегоризации.

С позиций данного подхода, объединяясь вместе люди выступают как члены опре­деленной группы, решающей определенную задачу (например, протестуя против загряз­нения окружающей среды).

В этом объединении присутствует высокий уровень общей социальной идентичности как членов объединения, способствующий самокатегоризации себя и других как членов данного объединения.

Эта широкая социальная идентификация создает определенные ограничения в поведении толпы – например, в некоторых стихий­ных объединениях присутствует легитимизированное отклонение (например, неонацисты) в других же объединениях такого рода легитимизация отсутствует (например, спортивные фаны).

Не смотря на то, что в поведении толпы присутствуют определенных нормативные ограничители их число крайне невелико в отношении того как вести себя в определенных обстоятельствах.

Члены толпы наблюдают за проявлением социальной идентичности дру­гих членов – обычно лидеров – для получения руководства к действию происходящая са­мокатегоризация обусловливает подчинение контекстуально специфическим нормам по­ведения. Это моделирование через наблюдение приводит, во-первых, к категоризации себя как членов толпы, и, во-вторых, получению моделей поведения в ситуации.

Рейчер предоставляет детальный анализ поведения различных толп протестантского толка приходя к следующим заключениям:

1. Отклонение, поджоги, грабежи не являются неограниченными – толпа выступает как относительно «упорядоченная», а мятежники весьма изби­ рательны. Агрессия чаще всего направлена на символы государства –

банки, милицию и т.п.

2. Толпа остается в рамках собственного сообщества.

3. На протяжении всего периода совместных действий в толпе сохраняется чувства позитивной самоидентичности как ее членов определенного со­

общества

Исследования Рейчера достаточно убедительны в плане обоснования роли потерян­ной и вновь приобретенной социальной идентичности в поведении толпы. Однако и трансформация социальной идентичности не является исчерпывающим объяснением.

Сложности выявления каких-либо определенных факторов центрального свойства обу­словлены динамичным характером толпы и невозможностью проведения какого-либо объективного исследования в силу его иррационального и инстинктивного характера., а также привязкой к весьма специфичному и ограниченному контексту.

Тем не менее, мож­но говорить о некоторых общих тенденциях в поведении толпы, представленных в описа­нии ее типологий.

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 64; Нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.com/1-109574.html

Феноменология социальной психологии

65. Социально-психологическая феноменология психологии толпы.

Изучениесоциальной психологии следует начинатьс рассмотрения её феноменов, которыемогут быть упорядочены по различнымоснованиям.

  • Испытываем на себе влияние других людей, изменяем свое поведение, подражая им;
  • Находимся под воздействием средств массовой информации;
  • Учитываем мнение окружающих, принимая решения.

Человек существуети развивается в обществе, в конкретнойгруппе в соответствии с принятымитребованиями: изменяет свои мысли иповедение, переживает какие-либо эмоции,чувства под влиянием взаимодействия сдругими участниками группы.

*Т.е., социальнаясреда влияет на наскак наотдельную личность.

  1. Мы нередко обращаем внимание на то, что:

  • Часто с интересом воспринимаем различные слухи;
  • Обмениваемся переживаниями со своими знакомыми и случайно встреченными людьми;
  • Относим вновь увиденных людей к определённому типу.

*Обмениваясьинформацией и переживаниями с другимилюдьми, лучше узнавая их, каждый из нас,так или иначе,участвует в общении.

  1. Взаимодействуя с другими людьми, мы отмечаем, что:

  • Воспринимаем и оцениваем их;
  • К одним испытываем постоянную неприязнь, к другим – симпатию;
  • Играем определенные социальные роли: студента, сына\дочери, влюблённого и т.п.

*Находясь всоциальной среде и общаясь с другимилюдьми, мы принимаем участие вмежличностных отношениях.

  1. Оказываясь в той или иной общности людей (учебной группе, компании друзей), мы замечаем, что в одних группах нормальные взаимоотношения («хороший психологический климат») – такими группами легко управлять. «Неблагополучные» требуют больших усилий для организации их совместной деятельности.

*Посколькулюбой из нас принадлежит к определённойсоциальной общности, нам часто приходитсяучаствовать вгрупповом взаимодействии(а людям, чья профессия связана с такимвзаимодействием, необходимы ещё и навыкиего организации).

  • Наша внутренняя и внешняя активность часто изменяется в присутствии других людей;
  • С одними нам легко и продуктивно работается, с другими возникают трения;
  • В одиночку нам скучно работать, а в хорошей группе мы трудимся более эффективно.

*Итак, характервзаимодействия людейвлияет наэффективностьих деятельности.

Рассмотренныенами явления относятся ксоциально-психологическим феноменам.

Феномен–исключительное явление, данное человекув его непосредственном опыте и постигаемоеим при помощи чувств. То, что мы в своемвосприятии выделяем как целое на фонепотока разнообразной информации,воздействующей на наши органы чувств.Фрагмент реального мира, воспринимаемыйиндивидом как целое.

Социальнаяпсихология исследует такие феномены,а также причины, условия, закономерностии механизмы их проявления, как:

  • Подражание, внушение, убеждение;
  • Сплочённость и конфликтность;
  • Совместная деятельность и межличностные отношения.

Такоеисследование может проводится на разныхуровнях. НАПРИМЕР:сплочённость на уровнях: эмоциональном,ценностном, предметном.

Группа:цели, организационные структуры идинамика групп (групповое давление,исключение участников, формированиеролей), особенности оценочных сужденийучастников группы, процессы лидерстваи руководства и т.д.

Личность:социальные установки, межличностныесвязи\отношения, ценностные ориентации,роли.

Массовидныеявления:

  • Классовые и национальные психологические особенности;
  • Нравы, обычаи, привычки;
  • Психологические особенности массы, толпы.

При всём разнообразиисоциально-психологических феноменовосновным источником их выступает сфераобщения между людьми. Указанные феноменыпроявляются как отражение (познание,переживание и освоение) различных формобщения, зависящих от многих факторов.

Многие изперечисленных феноменов социальнойпсихологии принадлежат к различнымуровням феноменологии, которые в своюочередь, образуют некоторую иерархиюпо сложности или степени опосредованности.

НАПРИМЕР:феномен привлекательности болеенепосредственен (мы «здесь и теперь»можем непосредственно чувствоватьсимпатию к конкретному человеку), чемсходство ролевых ожиданий или ценностныхориентаций.

Выявлениенекоторых феноменов может потребоватьдостаточно сложного теоретическогоанализа и экспериментирования.

Нужнопомнить, что всякое явление всегдабогаче собственной сущности.

Источник: https://studfile.net/preview/4277479/

Психология толпы. такой социальный феномен как толпа возникает:

65. Социально-психологическая феноменология психологии толпы.

Такой социальный феномен как толпа возникает:

– в период социально-политических кризисов в стране (регионе);

– в переходные времена;

– во время ощущения неблагополучия, тревоги, недовольства, угрозы существованию.

Слово «толпа» на Западе интерпретируют как масса, массовость. В английском языке «mob» – возбужденное, беспорядочное скопление людей.

Толпа – это случайное множество людей.

Толпа – в отличие от социальной группы, класса, слоя она является аморфным образованием, не имеющим ни организации ни обычаев и традиций, ни установленных правил поведения, ни собственного лица.

Несколько дефиниций толпы:

«С психологической точки зрения толпа – это создание людей, обладающих определенными чертами, отличающимися от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания»

Густав Лебон – основатель социальной психологии

«Толпа – скопище, сборище, сходбище, толкотня, множество сошедшихся вместе людей, а иногда орда, орава, ватага.»

В. Даль

«Психологическая толпа – собрание неопределенного количества лиц, находящихся под действием одних и тех же возбудителей, вследствие чего таковое собрание характеризуется упадком волевой деятельности индивидов и развитием бессознательного подражания при повышенном состоянии внушаемости»

А.С.Рязанов (военный психолог)

«Толпа – бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания»

(Пс/словарь 1990 г.)

«Толпа – изначально неорганизованное (или потерявшее организованность) скопление людей, не имеющее общей осознанной цели (или утратившее ее) и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения»

С.К. Рощин

Толпа – это относительно кратковременное слабоорганизованное и бесструктурное скопление множества людей, связанное между собой общим эмоциональным состоянием, объектом внимания, осознаваемой или неосознаваемой целью и обладающее огромной (несоизмеримой с индивидуальной) силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг дезорганизовать их поведение и деятельность.»

Трудность исследования феномена толпы связана с тем, что сама ее природа и ее свойства почти не поддаются фиксации и описанию. Здесь нет закономерностей в психологическом отношении (или они не явно выражены) и нельзя предугадать сценарий развития событий.

Виды и основные характеристики толпы:

Случайная (окказиональная) – возникает случайно, в связи с каким-то неожиданным явлением (событием): ДТП, пожар и т.д. Здесь в основном «зеваки» и главное – любопытство.

Конвенциональная – поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах – конвенциях. (митинг, демонстрация, спортивные соревнования, концерт и т.д.). В этом случае людьми движет интерес.

Экспрессивная – отличается особой силой массового проявления эмоции. Такая толпа является результатом трансформации случайной и конвенциональной толпы (например, бурная радость толпы футбольных болельщиков).

Экстатическая – например экстаз тех же футбольных болельщиков.

Эти рассмотренные виды принято относить к пассивным, т.е. не переходящих грань социально опасных.

Действующая (или активная) – имеет ярко выраженный эмоциональный заряд различной направленности (в зависимости от обстоятельств).

¾ агрессивная толпа – например побоище после футбольного матча, когда эмоции выходят из-под контроля и доминирует массовый психоз.

¾ паническая толпа – т.е. скопление людей, охваченных чувством страха, стремлением избежать некой воображаемой или реальной опасности (паника на тонущем корабле и т.д.).

¾ стяжательная толпа – скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями (например давки в магазинах из-за дефицита, пассажиры в транспорте и т.д.).

¾ повстанческая толпа – например в ходе революционных событий (август 1991г.).

Следствием действий толпы являются – массовые беспорядки

а) в политической жизни: степень вероятности массовых беспорядков равно отношению степени обостренности социально-экономических проблем к уровню развития политической культуры;

б) в социальной сфере: степень вероятности массовых беспорядков равно отношению степени обостренности социальных, жизненных проблем (обстоятельств) к уровню общей культуры.

Агрессивная толпа имеет свою ролевую структуру:

¾ организаторы (планируют, выбирают место, время, средства …);

¾ зачинщики (подстрекатели, провокаторы);

¾ активные участники (ядро толпы);

¾ добросовестно заблуждающиеся:

¾ конфликтные люди (просто поконфликтовать, эмоционально разрядиться);

¾ эмоционально неустойчивые люди (легко внушаемые, быстро заражаемые).

¾ любопытствующие люди (особо никуда не вмешивающиеся, но присутствующие).

Основные характеристики толпы:

Импульсивность – толпа не в состоянии сдерживать свои влечения. Они настолько сильны, что их не может подавить даже инстинкт самосохранения. Но влечения толпы и возбудители, действующие на нее, весьма разнородны, поэтому толпе свойственно непостоянство, изменчивость. Внезапно она может переходить от кровожадности к великодушию и наоборот.

Внушаемость толпа чаще всего находится в состоянии выжидательного внимания, что делает ее подверженной внушению. С помощью психического заражения внушенные конструкции передаются всем индивидам.

Поскольку толпа лишена критического мышления, она чрезвычайно легковерна, “невероятное для нее не существует”.

Самое обычное явление принимает для толпы гипертрофированный размер, поскольку она “мыслит” образами, а не понятиями.

Максимализм – толпа не знает оттенков, видит все преимущественно в черно-белом изображении. Подозрение сразу же приобретает качество очевидности, антипатия – ненависти.

Авторитарность и консерватизм – поскольку толпа постоянно впадает в крайности, она может либо принять идею целиком и относиться к ней как к абсолютной истине, либо полностью ее отвергнуть, т.е. толпа не анализирует, но верует, ей не свойственны сомнения.

Нравственная спонтанность – толпа безответственна и ветрена, поэтому если с нравственностью связывать постоянное следование соответствующим нормам, то толпу, скорее, надо назвать морально индифферентной – она способна и на высокий героизм, « на низкое злодейство.

Образность и алогичность “мышления” – идеи становятся доступными толпе только в том случае, если они представлены в форме ярких образов, т.е.

толпа оперирует не с идеями, а идеями-образами, поэтому чтобы какая-нибудь сложная идея достигла толпы, ее необходима существенно видоизменить.

Толпе не свойственна формальная логика, поэтому в ней могут уживаться самые противоречивые представления.

Кроме того, ей неочевидны любые доказательства, вместо них применяются ассоциации. Для толпы характерна логическая ошибка “поспешного обобщения”. Речи, произносимые перед толпой, совершенно нечитабельны, нелогичны, но именно такие речи и действуют на нее.

Религиозность – толпа нуждается в религии. Её характеристики следующие: обожание, боязнь, подчинение в отношении верховного существа, непоколебимая уверенность в его идеях и желание эти идеи распространять, ненависть и нетерпимость к врагам.

Факторы, влияющие на толпу:

¾ использование определенных слов и формул;

¾ толпе нужны иллюзии

¾ опыт «грандиозных размеров» и повторенный несколько раз

¾ соответствие речи лидера чувствам и настроениям толпы

Тема 9

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_107913_psihologiya-tolpi.html

Феноменология психологии толпы в исследованиях Л.Г.Почебут

65. Социально-психологическая феноменология психологии толпы.

Почебут Л.Г. описывает характерны черты толпы:

Во-первых, толпа представляет собой скопление большого коли­чества людей на ограниченной площади. Скопление людей имеет границы, которые можно рассмотреть с двух позиций. Первая — степень открытости либо закрытости в зависимости от доступно­сти входа и выхода из толпы.

Степень закрытости определяется актуальностью проблемы для собравшихся; легкостью и скоростью распространения информации; интенсивностью и характером рас­пространения слухов в толпе.

Вторая — четкость или аморфность границ толпы, которая зависит от степени плотности толпы, свя­занной с концентрацией внимания толпы к тем вопросам, по поводу которых она возникла; рельефа местности.

Во-вторых, толпа отличается особой формой. Как показывают наблюдения, кинокадры и фотоснимки, все толпы имеют тенден­цию приобретать кольцеобразную форму. В толпе наблюдается дви­жение людей от периферии к центру и от центра к периферий. Наиболее активные люди тяготеют к центру толпы, более пассив­ные стремятся к периферии.

В-третьих, скопление людей кажется однородным, хаотичным, не имеющим четкой структуры. Однако в исследованиях замечено наличие в толпе групп, объединенных личными и условными связями.

Группы имеют тенденцию распадаться, могут возникнуть антагонистические группы, что является существенной предпосыл­кой перехода толпы в состояние агрессивности. Это наиболее опас­ное состояние толпы, являющееся причиной беспорядков.

Наши на­блюдения показывают, что в толпе имеет место элементарная роле­вая дифференциация.

Люди в толпе могут играть следующие роли:

1) зачинщики или организаторы толпы;

2) агрессоры — наиболее ак­тивно и агрессивно действующие члены толпы;

3) последователи — люди, подражающие агрессорам;

4) любопытные, попавшие в тол­пу в силу своей ориентировочной реакции;

5) обыватели — люди, попавшие в толпу случайно. Как правило, агрессоры являются ин­дукторами заражения настроениями, внушения идей, подражания действиям.

В-четвертых, при большом скоплении люди испытывают по­требность в вожде. В отсутствие вождя толпа более склонна к пани­ке, агрессии, чем к геройству.

Для того чтобы быть вождем толпы, необходимо иметь не интеллект, а высокую чувствительность, по­зволяющую мгновенно ощущать настроения толпы. В толпе наибо­лее ярко проявляется феномен диспозиционной атрибуции.

Толпа приписывает своему вождю такие качества, как выдающийся ум, знание цели, предвидение последствий. Поэтому вождь толпы дол­жен очень внимательно следить за сохранением своего имиджа.

В-пятых, особое значение имеют плотность и размеры толпы. Плотность толпы определяется числом людей, скопившихся на определенной площади. X. Джекобе, проанализировав с помощью аэрофотографий различные скопления людей, пришел к выводу, что при наиболее высокой плотности толпы на одного человека при­ходится четыре квадратных фута (Jacobs, 1967).

В-шестых, анонимность людей в толпе является одним из тех факторов, которые придают людям силу и чувство безответствен­ности, безнаказанности. Снятие запретов, как внутренних, так и внешних, на дозволенность любого поведения позволяет «человеку толпы» дать полный выход своим эмоциям.

В-седьмых, только в толпе возникает такое явление, как деиндиидуализация. Это утрата самосознания и боязни оценки.

Она воз­никает в ситуациях, которые обеспечивают человеку анонимность, не концентрируют внимание на поведении отдельного индивида.

Результатом деиндивидуализации являются действия, варьируюш,иеся от легкого нарушения запретов до импульсивного самовы­ражения и даже до разрушительных социальных актов (групповой вандализм, уличные беспорядки, линчевание).

Д. Майерс (1997) на­зывает три условия, при которых возникает деиндивидуализация:

· большая группа (толпа),

· темнота и

· обеспечение физической ано­нимности индивида.

Особым феноменом толпы являются слухи. Циркулируя в тол­пе, они воздействуют на эмоциональное состояние людей, возбу­ждают либо успокаивают эмоции. Слухи не предназначены для долговременных раздумий, рассуждений.

Они необходимы для краткосрочного всплеска эмоций. К. Г. Юнг (1991) считал, что слух — это проявление коллективного бессознательного. Г. Олпорт и Л.

Постмэн сформулировали закономерность, согласно которой ин­тенсивность слухов (вероятность возникновения, скорость и размах распространения, влияние на поведение толпы) является функци­ей, производной от степени заинтересованности людей в предмете слуха и уровня неопределенности имеющейся информации по ин­тересующему людей вопросу. В процессе передачи слухи упроща­ются, становятся короче, конкретнее, эмоциональнее, утрачивают точность (Allport, Postman, 1947).

Другим особым феноменом толпы является паника. Ее мож­но определить как состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля. Поведение становится анти­волевым: эволюционно примитивные потребности, связанные с фи­зическим самосохранением, подавляют потребности, связанные с личностной самооценкой (Назаретян, 2001).

Предпосылки возник­новения паники могут быть,

1. физиологическими (уста­лость, голод, бессонница, депрессия, стресс);

2. психологи­ческими (удивление, неуверенность, страх, чувства изоляции и бес­силия);

3. социально-психологическими (отсутствие груп­повой солидарности, целостности, единства группы, утрата доверия к руководству, дефицит информации, панические слухи).

Паническое поведение отличается от нормального практически полным отсутствием когнитивных эле­ментов психики. В паническом состоянии, возникающем в толпе, этапы конкретных действий чередуются с этапами всплеска эмо­ций. Л.Г.Погебут описала этапы паники:

1. Внезапный шокирующий стимул – например, взрыв, огонь, выстрел.

2. Этап действий – прерывание ранее совершаемых действий (на миг все застыли).

3. Этап эмоций – потрясение, замешательство, крик, плач.

4. Этап действий – лихорадочный, бессистемный поиск выхода
из ситуации, основанный на прошлом опыте (например, все бегут к двери).

5. Этап эмоций – усиление чувства страха из-за невозможности найти выход из ситуации, взаимное заражение страхом друг друга.

6. Этап действий – индивидуальные действия каждого по спасе­нию. Императив поведения: «Спасайся, кто может». Усиление эго­истического поведения – когда сильные давят слабых.

7. Этап эмоций – возникновение состояния обреченности из-за невозможности индивидуального спасения.

8. Этап действий – появление лидера и организация группового спасения.

9. Этап эмоций – появление надежды на спасение.

10. Этап действий – организованный групповой выход из стрессовой ситуации.

11. Этап эмоций – последствия панического состояния проявляются, как правило, вначале в виде тревоги, возбудимости, готовно­сти к агрессии, затем наступает усталость, оцепенение.

Психологическими факторами, препятствующими возникнове­нию паники, являются степень доверия людей друг к другу, спо­собность к сотрудничеству, быстрая и организованная выработка решения по спасению (Глейтман, Фридлунд, Райсберг, 2001). Важ­но также присутствие в толпе лиц, способных командовать и упра­влять большой массой людей.

Итак, можно сделать следующие выводы:

• Основными феноменами толпы являются: скопление большого количества людей на ограниченной площади; особая кольцеобраз­ная форма толпы; отсутствие четкой социально-психологической структуры в толпе; потребность толпы в вожде; анонимность лю­дей, дающая чувства безответственности и силы; деиндивидуализа­ция как утрата самосознания и боязни оценки; слухи, воздейству­ющие на эмоциональное состояние людей; паника, как состояние, ослабляющее волевой самоконтроль.

• Толпа – это кратковременная социальная группа. Она либо быстро расходится, выплеснув свои эмоции, либо структурируется, строится в колонны и таким образом перестает быть толпой.

Толпа – это «подкультурный» феномен, связанный с проявлением естественной природы человека. Пребывание в толпе может явить­ся одной из предпосылок утраты человеком самых разнообразных культурных форм поведения. Большинство людей в толпе подчи­няются власти инстинктов, которые на время становятся ведущими регуляторами поведения.

Нахождение в толпе многократно усиливает процесс социаль­ной фасилитации, что приводит к доминантным реакциям упро­щенного, инстинктивного типа.

Слишком сильная доминантная ре­акция и подверженность инстинктам не проходят бесследно для психики современного человека. Происходят серьезные изменения в эмоциональной, коммуникативной и когнитивной сферах.

Процесс взаимного эмоционального заражения приводит к интенсификации эмоций. В результате из-за перегрузки нервной системы страдают коммуникативная и когнитивная сферы.

В коммуникативной сфере практически полностью прекращается обмен вербальной информа­цией между людьми, их движения и жесты становятся однотипны­ми и примитивными. В когнитивной сфере различительные кри­терии идентификации предметов утрачиваются, выпадают из сфе­ры деятельности сознания. Познание окружающего мира строится только на основе идентификации признаков по сходству.

В толпе, находящейся в возбужденном состоянии, человек испы­тывает серьезные изменения в протекании психических процессов. По данным Л.Г.Почебут, в возбужденной толпе меняется когнитивный стиль, человек становится более полезависимым, значимо снижается уровень субъективного контроля у экстерналов, растет склон­ность к риску.

Источник: https://studopedia.su/16_72270_fenomenologiya-psihologii-tolpi-v-issledovaniyah-lgpochebut.html

Medic-studio
Добавить комментарий