68. Особенности развития самосознания в онтогенезе.

Курсовая работа Развитие самосознания человека в онтогенезе

68. Особенности развития самосознания в онтогенезе.

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 1.1.Самосознание в трудах отечественных ученых 6 1.2. Подходы к проблеме самосознания в зарубежной психологической литературе 13 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 17 ГЛАВА 2.

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ НА РАЗВНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ 2.1. Особенности развития самосознания на разных этапах онтогенеза 18 2.2.

Методы исследования представлений о себе 24 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

ПРИЛОЖЕНИЕ 35

Введение

Актуальность темы курсовой работы. Интерес человека к себе, собственному Я – исконный и вполне понятный. Кто не задавал самому себе вопрос: «Кто Я». Как гласит легенда, дельфийский оракул провозгласил: познай самого себя. Сократ возвёл этот призыв в исходный принцип своего философского мировоззрения. Гераклит говорил, что всем людям свойственно «Познавать самих себя и мыслить».

Каждый имеет множество образов своего Я, просматриваемых в разных ракурсах: каким воспринимает себя сам человек в настоящий момент, каким он мыслит идеал своего Я, каким это Я выглядит в глазах других людей[25, с.124]. Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников.

Сознание и самосознание — одна из центральных проблем психологии, философии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.

Способность к самосознанию и самопознанию – исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов.

В работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, И.И.Чесноковой, В.В.Столина, А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности.

В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями само их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А.А. Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания.

Немало опубликовано и философско-психологических и собственно философских исследований, в которых анализируются проблемы, связанные с личной ответственностью, моральным самосознанием. Работы И.С.

Кона, в которых были удачно синтезированы философские, обще — и социально-психологические, историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыли новые грани этой, пожалуй, одной из старейших проблем в психологии.

Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата – эти вопросы так или иначе присутствуют в работах У.Джеймса, З.Фрейда, К.Роджерса, Эриксона, Р.Бернса, В.Франкла и многих других выдающихся ученых[26, с.6-7]. Объект исследования – процесс развития самосознания человека.

Предмет исследования – развитие представлений о себе на разных этапах онтогенеза человека. Цель исследования курсовой работы – выявить особенности развития представлений о себе на разных этапах возрастного развития.

Согласно поставленной цели была выдвинута следующая гипотеза: в процессе онтогенеза самосознание развивается по следующим направлениям: образ-я становится более дифференцированным и многокомпонентным, более обобщенным, более индивидуальным, подчеркивая скрытые детерминанты и мотивы поведения, а так же свои отличия от других людей; собственное Я кажется более устойчивым; возникает и постепенно усиливается разграничение и противопоставление наличного и идеального (желаемого, должного) «Я». Задачи исследования: 1. Проанализировать подходы к проблеме самосознания в работах зарубежных и отечественных исследователях. 2. Рассмотреть направления развития самосознания человека в онтогенезе. 3. Определить методы исследования самосознания. В исследовании были использованы следующие методы: 1. Теоретические: анализ литературы по данному вопросу, обобщение опыта учёных, психологов-практиков, педагогов. 2. Эмпирические: (тесты, психодиагностические методики). Методологическая основа исследования: теория самосознания В.В. Столина, Б.Г. Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина и др. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в уточнении понятия самосознания, систематизации подходов к проблеме самосознания в современной психологии, в выявлении особенностей образа Я на разных этапах онтогенеза; подборе методов диагностики самосознания. Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на случайной выборке взрослых испытуемых.

Структура курсовой работы. Работа состоит введения, двух глав, четырех параграфов, двух таблиц, заключения, списка литературы из 32 источников, семи приложений.

Список использованных источников

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 704с. 2. Бернс, Р. Развитие Я-конценции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. – 422с. 3. Бодалев, А.А.Основы общей психодиагностики. М. Наука. 1998. 4. Божович, Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1967. — 464 с. 5.

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. М., 1979. 6. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В.Гамезо и др. М., 1984. 7. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2: Пер. франц. – М.: Мир, 1992. -376 с. 8. Головаха, Е.И. Психологическое время личности. / Е.И.Головаха, А.Н.Кроник- Киев, Наукова Думка, 1984. — 207 с. 9. Горностай, П.

Психология личности: словарь-справочник. / П.Горностай, Т.Титоренко — К.: «Рута», 2001. / http://psylib.kiev.ua/ 10. Карпинский, К.В.Психология жизненного пути личности: Учеб. пособие / К.В.Карпинский. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 167 с. 11. Кон, И. С. Категория «Я» в психологии / И.С.Кон // Психологический журнал. — Т. 2. -1981. — № 3. — С. 12 – 25. 12. Кон, И.С.

В поисках себя: личность и её самосознание. М.: Прогресс, 1984. – 335 с. 13. Кон, И.С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978. – 367 с. 14. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. – М.: Смысл, 2006. – 18с. 15. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 16. Мерлин, В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности / Уч. записки Перм. Пед. ун-та.

– 1970 – .77 с. 17. Мухина В. С, 1997, с. 56-97 18. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. 19. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы и проекции. М.: Логос, 1995. – 214 с. 20. Патаки, Ф. Некоторые когнитивные аспекты Я-образа. М.: Прогресс, 1983. – 132 с. 21.

Психология личности [Электронный ресурс] : хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппентейтер, А. А. Пузырея; текст читает: М. Сычева. — М.: Равновесие, 2004. — (Говорящая книга). 22. Развитие личности ребенка. М., 1987. 23. Рубинштейн, С,Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2.- М.: Педагогика, 1989.-328с. 24. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика,1973.

– 424 с. 25. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат.,1992 -С. 149 Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности / Проблемы сознания. – М., 1968. 26. Столин, В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1983.- С 6-7. 27. Холл, К.С. Теории личности./ К.С.Холл, Г.Линдсей. / http://psylib.kiev.ua/ 28. Чеснокова, И.И.

Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. – 144с. Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1978.- 368с 29. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. М.. 1989. 30. Эльконин, Д.Н. Детская психология. М., 1960. 31. Эриксон, Э. Г. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ./ Под ред. А.В. Толстых. — М.: Прогресс, 1996. – 344 с.

32. Янчук, В.А.

Современные представления о самости и Я-концепции личности // Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию. – Минск: Асар, 2005.

Общий объем: 56 стр.

Год: 2014

Цена: 500 руб.

Источник: http://kursach37.com/work/razvitie-samosoznaniya-cheloveka-v-ontogeneze/

26. Развитие сознания и самосознания в онтогенезе. Функции самосознания: самопознание, саморегуляция и самоорганизация

68. Особенности развития самосознания в онтогенезе.

Сознание– непрерывно меняющаяся совокупностьчувственных и умственных образов,непосредственно встающих перед субъектомв его «внутреннем опыте» и предвосхищающихего практическую деятельность.

Высшийуровень психического отражения исаморегуляции, присущий только человеку.Развитие всех психических функций в ихвзаимодействии обеспечивает формированиеу человека внутреннего отражениявнешнего мира, в некотором смысле егомодели.

Направляющее влияние этой моделина поведение человека отражается имкак сознание.

Самосознаниеосознанное отношение человека к своимпотребностям и способностям, влечениями мотивам поведения, переживаниям имыслям. Система представлений о самомсебе, включает в себя когнитивныйкомпонент, эмоциональный и волевой.

Самосознание в психической деятельностичеловека выступает как сложный процессопосредованного познания себя, развернутыйво времени, связанный с движением отединичных, ситуативных образов черезинтеграцию подобных ситуативных образовв целостное образование – понятиесобственного Я.

Блокисамосознания: 1)Когнитивный – самооценка,самоанализ, самонаблюдение 2)Аффективный- самочувствие, самолюбие 3)Волевой -самоконтроль, саморегуляция.

Ананьев:Личность можно рассматривать какзакрытую систему, которая интегрированав открытую систему общества. В качествеинтегратора выступает самосознание,которое связано с рефлексивностьюсознания (образ себя через образ другого).Развитие самосознания- сложный многоступенчатый процесс,обусловленный главными факторамиразвития — общением и предметнойдеятельностью.

Рубинштейн:Самосознание – познание собственногоЯ через познание других людей. Осознаниесебя как «я» является результатомразвития.

Самосознание являетсяотносительно поздним продуктом развитиясознания, предполагающим в качествесвоей основы становлении ребенкапрактическим субъектом, сознательноотделяющим себя от окружения.

Объективное,внешнее изменение взаимоотношенийчеловека с окружающими, отражаясь всознании, изменяет внутреннее, психическоесостояние человека, перестраивает егосознание, его внутреннее отношение и кдругим, и к себе самосознание – ядро индивидуальности.

Развитие самосознания – от наивногоневедения в отношении самого себя ковсе более углубленному самопознанию,соединяющемся с более определенной ииногда резко колеблющейся самооценкой.В процессе развития центр самосознанияпереносится от внешней стороны личностик внутренней стороне, от случайных чертк характеру в целом.

Развитиесамосознания в онтогенезе:

Большинствозарубежных и отечественных психологовпризнают врожденным не самосознание,а лишь предпосылки к его развитию(раскрываются под влиянием социальныхусловий жизни). Проявление самосознанияможно проследить у ребенка в началераннего возраста. Примерно в 2 годаребенок начинает узнавать себя в зеркале.Узнавание себя – простейшая, первичнаяформа самосознания.

Новый этап в развитиисамосознания начинается, когда ребенокназывает себя – сначала по имени, втретьем лице, а к трем годам, появляетсяместоимение “я”. У ребенка появляетсяи первичная самооценка – осознание нетолько своего “я”, но того, что “яхороший”, “я очень хороший”. Важнымличностным новообразованием раннегодетства является гордость за собственныедостижения.

Все это лишь истокисамосознания ребенка.

Удошкольника в ролевой игре формируетсястремление к общественно значимой иобщественно оцениваемой деятельности,развивается социальная активность,самосознание.

Осознавая свое “Я”,дошкольник стремиться проявить себя,свою активность, подражая взрослым.

Удошкольника активно развиваетсясамооценка (очень эмоциональна,неадекватна – не отделяет свои уменияот личности в целом), во много зависитот оценки взрослых.

Ещеодна линия развития самосознания -осознание своих переживаний – “я рад”,“я огорчен”. Для этого периода характернаполовая идентификация: ребенок осознаетсебя как мальчика или девочку.

Детиприобретают представления о соответствующихстилях поведения (половая социализация).Начинается осознание себя во времени.

В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом,осознает в настоящем и представляетсебя в будущем: “когда я был маленьким”,“когда я вырасту большой”.

Младшийшкольный возраст – учебная деятельностьстановится ведущей. В начале младшегошкольного возраста ребенок приходит косознанию своего места в мире общественныхотношений.

Он открывает для себя значениеновой социальной позиции – позициишкольника, связанной с выполнениемвысоко ценимой взрослыми учебной работы.Формирование соответствующей внутреннейпозиции коренным образом меняет егосамосознания.

Условно этот период можнообозначить периодом рождения социального“Я”.

Доподросткового возраста развитиесамосознания происходит стихийно,преимущественно без участия субъектав его формировании.

Наряду с сохранениемстихийной линии развития самосознания,появляется еще одна основная линия,предполагающая активность самогосубъекта в этом процессе.

У подростковвозникает потребность обернуться насамого себя, познать себя как личность,отличную от других людей и в соответствиис избранным образцом. Это, в свою очередьвызывает у него стремление к самоутверждению,самореализации и самовоспитанию.

Вподростковом возрасте происходитвключение в систему социальных связей=> активное самопознание.

Онтогенезсознания и самосознания(Ананьев):

1)отделение своих действий от предметов= выделение себя из окружающего мира

2)отделение себя от своих действий =осознает, что он является субъектомдействия, появляется произвольность

3)употребление местоимения «мой», «моя»в 2-3 года

4)употребление местоимения «я» в 3-4 года= переход к понятию мысли о себе, начинаетформироваться самооценка: сначалаоценивает себя только положительно, ак 15-16 годам оценивает адекватно

Компоненты(=фазы развития) самосознания(Мерлин):

  1. сознание тождественности – зачатки возникают уже в 11 месяцев, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его тела от ощущений, вызываемых внешними предметами

  2. сознание Я как активного начала – ребенок осознает себя субъектом деятельности в 2-3 года, когда овладевает личным местоимением; возникает первая фаза детского негативизма «Я сам …»

  3. осознание своих психических свойств – приходит в результате обобщения данных самонаблюдения, поэтому предполагает достаточно развитое абстрактное мышление

  4. социально-нравственная самооценка – способность к ней формируется в подростковом и юношеском возрасте на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Уровни(=этапы развития) самосознания(Кон):

Установочнаясистема – образ Я.

  1. нижний уровень образа Я – неосознанные, представленные только в переживании, установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствие» и эмоциональным отношением к себе

  2. осознание и самооценка отдельных свойств и качеств

  3. частные самооценки складываются в целостный образ

  4. формирование образа Я завершается и он вписывается в общую систему цели

Функциисамосознания:

Самопознаниесложный многоуровневый процесс,индивидуализированно развернутый вовремени. Очень условно можно выделить2 стадии: познание своих особенностейчерез познание особенностей другого,сличение и дифференциацию; на 2-й стадииподключается самоанализ.

Человекпознает окружающий мир, а вместе с теми себя через активное взаимодействиес миром.

Стадии формирования самопознаниясвязывают с новой возможностью длясубъекта отделения себя от другихпредметов, людей; с возможностью статьболее самостоятельным и воздействоватьна окружающий мир (у ребенка это связанос первыми манипуляциями с предметами,после – с ходьбой, затем – с появлениемречи). На начальных этапах также особенноважны механизмы интериоризации знанийо себе других. Так, ребенок усваивает ииспользует в самопознании:

1.Ценности, параметры оценок и самонормы;

2.Образ самого себя;

3.Отношение к себе и оценку себя родителями;

4.Чужую самооценку (например, родительскую);

5.Способы регуляции поведения;

6.Уровень ожиданий и притязаний.

Самопознание- процесс динамический и никогда незавершающийся, так как, во-первых,происходит постоянное развитие самихпознавательных способностей; во-вторых,изменяется и сам объект познания -личность: и в-третьих, всякое знание осебе самом уже фактом своего полученияменяет субъекта: узнав что-то о себечеловек становится другим. Самопознаниеидет параллельно с постоянной проверкойна адекватность и коррекцией.

Ссамопознанием тесно связана способностьк рефлексии (Я условно разделяется наЯ-действующее и Я-рефлексирующее).

Саморегуляцияодин из уровней регуляции активностипосредством психических средствотражения и моделирования действительности;также связана с рефлексией личности.

При решении задач необходима рефлексияи коррекция самоконтрольрациональная рефлексия и оценка субъектомсобственных действий на основе личностнозначимых мотивов и установок, заключающаясяв сличении, анализе и коррекции отношениймежду целями, средствами и последствиямидействий.

Саморегуляциятесно связана с таким эмоциональнымкомпонентом самосознания, как отношениек себе, самоуважение и самооценка.Самооценка– результат интегративной работы в сфересамопознания с одной стороны, и в сфереэмоционально-ценностных самоотношений,с другой.

Самооценка – непостоянныйконструкт, она постоянно видоизменяется,совершенствуясь. Самооценка обусловленасочетанием знания о себе и мировоззрения,норм и ценностей, присущих человеку.

Именно самооценка выполняет функциюрегуляции поведения и деятельности,так как она может соотносить потреностии притязания человека и его возможности.самооценка = притязания / возможности.

Самооценкаявляется “стержнем” саморегуляциина всех этапах ее осуществления,включается в структуру мотивации,определяет направленность саморегулирования,выбор средств и влияет на интерпретациюдостигнутого эффекта поведения.

Самооценка- на начальных этапах результатинтериоризации оценки себя другими -впоследствии эмансипируется от оценококружающих и все более приобретаетзначение внутреннего регулятораповедения.

Самоорганизацияспособность к интегральной регуляцииприродных, психических, личностныхсостояний, качеств, свойств. Осуществляетсясознанием посредством волевых иинтеллектуальных механизмов. Проявляетсяв мотивах поведения, реализуется вупорядоченности деятельности и поведения.

Самоорганизация – согласование,упорядочивание, созданиеиндивидуально-оптимальной личностнойи психической системы; показательличностной зрелости. Характеризуетсяцелеустремленностью, осознанностью,контролируемостью.

Первым признакомвысокой самоорганизации следует считатьактивное самосозидание себя как личности,личностный рост и развитие.

Самоорганизация- процесс, растянутый во времени,обеспечивающий координацию всей личностив целом, связанный с планированиемличностных изменений, с самовоспитаниемличности. Этот процесс также обеспечиваетсоподчинение мотивов на протяжениивсей жизни, построение иерархии мотивови решение конфликтов между индивиднымии социальными мотивами и мотивамидуховными, индивидуальными в пользупоследних.

Источник: https://studfile.net/preview/3152863/page:13/

Особенности развития самосознания в разные возрастные периоды

68. Особенности развития самосознания в онтогенезе.

Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОССИЙСКАЯФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Вариант№ 2

Выполнил:

Студент II курса

4семестр

ИвановАлексей Геннадьевич

Губкинский, 2009 год

2
7
10
  1. Список использованной литературы
12

1. Опишите динамику развития самосознанияв процессе жизни (содержание когнитивногокомпонента, характер и уровеньаффективно-оценочного, особенностиповеденческих проявлений).

Самосознаниечеловека – этосистема его взглядов на самого себя,окружающий мир, события, поступки. Впсихологии часто самосознание определяюткак – Я-концепция.

С практической точкизрения самосознание выступает какнепрерывно меняющаяся совокупностьчувственных и умственных образованийнепосредственно представляющих передобъектом в его внутреннем мире.

Всюинформацию об окружающем мире человекоценивает на основе представлениясистемы о себе и формирует поведениеисхода из системы своих ценностейидеалов и мотив установок. Человекпо-разному оценивает одни и те же объектыв зависимости от того, какова самооценкаличности – 1 компонент самосознания.

Генезис формирования самооценкипроходит несколько этапов логичносвязанных между собой: 1 этап –самоощущения, т.е. то, как ребенок ощущаетсебя на руках у родителей. 2 этап –начинается с 1-3 лет формированиесамооценки ребенка на основе его оценкиокружающими.

На данном этапе самооценкаадекватно не формируется, а формируетсяоценка взрослым как «хорошо-плохо». 3этап – с 3-4 лет – этап критичности,т.е. способности осознавать различиямежду хорошо и плохо, именно оцениватькритически и сопоставлять полученнуюинформацию со своим установкам и идеалам.

А также исходя из этого сопоставленияформировать свое поведение, определяетцели и программу действия ребенка исказывается на развития представленияребенка о себе. Один из признаков: «Уменя не получается, я не смогу», илиотказ выполнять какую-то д-ть. Нетадекватной самооценки. И в зависимостиот предыдущих этапов завышена илизанижена.

На этом этапе развиваетсяябедничество – замечать за другими,критика другого как дальнейший этапсамокритики. 4 этап – 4-10 лет – отчастоты общения со сверстниками и егопродуктивности зависит дальнейшееформирование самооценки. Обращаютсядрузья за помощью, формируется высокаясамооценка. И наоборот – дразнят,формируется низкая самооценка.

(Критичность к своей деятельности испособностям: все равно не смогу, потомучто это сложно, не нужно и …) – это плюс этого этапа, т.е. мнение по поводукаких-то вещей, стиль одежды, что хорошои плохо, что ему надо. 5 этап -подростковый возраст – максимальновысоко достигает критика и самокритика.

У девочек больше самокритика (немогобыть совсем хорошей, то я буду совсемплохой). Мальчики более осторожны вутверждениях на счет поведения, чащеспорт, компьютер. У мальчиков развиваетсяфилософствование. У мальчиков и девочекснижается уверенность, что не будетпо-другому. Огромную роль на коррекциюсамооценки играют родители. Родителитребуют приходить во время, а он не можетуйти из группы сверстников, а то засмеют.Необходимо это учитывать. Самооценкаи самопознание все время активно и всевремя меняется – сегодня у меня неполучилось я вот такая. Мнение окружающих,запросы общества свое мнение влияет насамооценку.

Самосознание:

– это форма сознания человека, прикоторой оно одновременно является егосубъектом и объектом.

– это когнитивный образ своих качеств,способностей, внешности, социальнойзначимости и т.д.

– это образ себя и отношение к себе.

– это высший уровень развития сознания– основа формирования умственнойактивности и самостоятельности личностив ее суждениях и действиях

Функции: познание себя; усовершенствованиесебя и поиск смысла жизни (самосовершенствование, самоосмысление,самопознание)

    1. Гибкость самосознания – помогает вести себя в той или иной группе социальной.

    2. Прогностичность – самосознания позволяет спланировать, проектировать д-ть с учетом своих возможностей

    3. Оценивающая – дать сравнительную характеристику себе и другому, и оценить другого, для продолжения общения и взаимодействия.

    4. Рефлексивность самосознания – позволяет выйти на личные проблемы, находя ответ, преодолевает их.

Самосознание формируется в процессежизнедеятельности.

Характеристики самосознания:

1) динамичность – постоянно претерпеваетизменения, обязать, имеет возрастнуюдинамику;

2) активность – самосознания связано ссознанием;

3) целостность – образ себя складываетсяиз различных представлений о себе: мать,жена, дочь, коллега и т.д.;

4) социальность – самосознание формируетсятолько в процессе взаимодействия ссоциумом.

5) самосознание может быть адекватными неадекватным.

6) цикличность развития самосознания –возраст 3х лет, подростковый, этап выборапрофессионального пути, активнаятрудовая деятельность (осознание себясо второго года трудовой д-ти)

Этапы развития самосознания вонтогенезе:

  1. Ранний возраст – истоки самосознания:

  • осознание границ своего тела – до определенного момента ребенок может играть со своей ногой, причинять ей боль и не понимать, что он сам является источником неприятных ощущений; система координат – относительно которой мы воспринимаем верх, низ правую и левую стороны – 1 год.
  • формирование у ребенка способности к самостоятельным действиям с предметами
  • От года до трех зарождается самосознание. Примерно в 2 года ребенок начинает себя узнавать в зеркале. Узнавание себя – простейшая форма самосознания.
  • Новый этап в развитии самосознания, начинается, когда ребенок называет себя по имени в третьем лице
  • К трем годам появляется местоимение «Я». Появляется первичная самооценка – осознание не только своего «Я», но того, что «Я-хороший», «Я очень хороший». Самооценка завышена, в связи с потребностью в безопасности, и носит эмоциональный характер.
  • Самосознание формируется к концу дошкольного возраста, благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию
  • Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения.
  • Самооценка высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности.
  • Адекватный образ «Я» формируется у ребенка при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых из собственного опыта (что я могу сделать, как я поступил) и из общения с взрослыми и сверстниками.
  • Развитие самосознания в этот период зависит от особенностей семейного воспитания.
  • Осознание своих переживаний, то есть в конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».
  • Начинается осознание себя во времени, то есть в 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я выросту большой».
  • Возникают рациональные компоненты самооценки, осознание некоторых своих качеств и поведения, согласующегося с требованиями взрослых. Но, несмотря на это, ребенок судит о себе поверхностно и оптимистично. Если попросить описать себя, т он это сделает в основном с внешней точки зрения: цвет волос, рост, любимые занятия.
  • Самооценка становится в целом более адекватной и дифференцированной. Ребенок различает свои физические и духовные качества, оценивает свои способности, сравнивая себя с другими.
  • К концу этого возрастного периода ребенок характеризует себя, все чаще описывая типичное для себя поведение, ссылается на свои мысли и чувства.
  • Возрастает роль друзей и их мнение, при этом, опираясь на свой интеллект, оценки становятся объективными, стабильными, наряду с аффективными компонентами появляются и рациональные.

4. Подростковый возраст

  • Последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». Чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. «Я-концепция» – система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». «Я-концепция», представляет собой совокупность всех его представлений о различных сторонах своей личности и организма.
  • Возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит усложнение и углубление самопознания. Т.е. открывает для себя свой внутренний мир.
  • Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в самокапание, приводит к недовольству собой.
  • Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой.

5. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человекас людьми, группами, обществом в це­лом,происходит становление в человекеобраза его «Я». Образ «Я», или самосознание(представление о себе), не возникает учеловека сразу, а складывается постепенно,на протяжении его жизни под воздействиеммногочислен­ных социальных влиянийи включает четыре компонента:

  • сознание отличия себя от остального мира;
  • сознание «Я» как активного начала субъекта деятель­ности;
  • сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
  • социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Критериисамосознания:

  1. выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физи­ческой среды, социальной среды);

  2. осознание своей ак­тивности — «Я управляю собой»;

  3. осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);

  4. моральная оценка себя, наличие рефлек­сии — осознание своего внутреннего опыта.

Вструктуре самосознания можно выделить:

1)осозна­ние близких и отдаленныхцелей, мотивов своего «Я» («Я какдействующий субъект»);

2)осознание своих реаль­ных и желаемыхкачеств («Реальное Я» и «ИдеальноеЯ»);

3)познавательные, когнитивные представленияо себе («Я как наблюдаемый объект»);

4)эмоциональное, чувствен­ное представлениео себе.

Источник: https://works.doklad.ru/view/h3jK6l9W22M.html

Перестройки самосознания в онтогенезе

68. Особенности развития самосознания в онтогенезе.

Возрастные перестройки самосознания рассматриваются в контексте предложенной автором периодизации развития, в которой каждый этап представляется как процесс решения определенной проблемы развития. Первая проблема считается формирование субъекта видовой (до 7-8 лет), вторая- половой (с 9,10-18, 22 лет), третья – социальной (с 22-35,45 лет) активностей.

Последней проблемой считается самоисчерпание (с 45 до конца жизни). На каждом этапе происходят перестройки самосознания, человек начинает осознавать себя в качестве субъекта определенной активности.

На первом этапе формируется видовое самосознание, на втором половое, на третьем человек осознает себя в качестве субъекта социальной (семейной и трудовой) активности, а на последнем этапе развития человек осознает себя смертным.

Как известно, в процессе возрастного развития самосознание человека несколько раз как бы «пробуждается» (около трех лет, в подростковом возрасте…).

В возрастной психологии эти изменения рассматриваются как периоды индивидуации (Блосс, 1962), рождения Я (Слободчиков, Цукерман, 1996), кризис идентичности (Эриксон, 1996) и т. п.

Естественно, что в течение жизни самосознание не просто вновь и вновь «пробуждается» (подобный повтор был бы бессмысленным), а претерпевает качественные перестройки, меняется его содержание, образ сознающего себя субъекта. Как справедливо отмечает И. С.

Кон: «Понятие идентичности… означает не тождество субъекта с самим собой («я» = «я»), а его осознанную принадлежность к определенной категории людей («социальная идентичность», «половая идентичность» и т.д.)…» (Кон, 1981. С. 25).

Осознавая себя, человек не только выделяет, дифференцирует свое «Я» от «не-Я», но также и делает обобщение, категоризацию, как бы отвечает на вопрос кто Я. В житейском сознании эти категоризации отражены в таких понятиях как ребенок, юноша, взрослый, старик, а у многих народов также и в возрастных традициях – например, в изменении имени субъекта, в его посвящении, в принятии в другую возрастную группу и т.п.

Наши исследования показали, что в процессе онтогенеза, на каждом возрастном этапе (от детства до позднего возраста) происходят качественные перестройки самосознания, человек, начинает воспринимать, осознавать себя в качестве субъекта определенной активности (Худоян, 2004). До пояснения сказанного, вкратце представим теоретические представления, лежащие в основе наших исследований.

В первую очередь, они основаны на предложенной нами возрастной периодизации (Худоян, 2004), в которой каждый этап развития рассматривается как процесс разрешения определенной «био-психо-социальной» проблемы (имеется в виду, что проблема развития актуализируется и решается на всех трех уровнях).

Под понятием «проблема развития», мы понимаем генетически заданную, отраженную на психологическом и социальном уровне, данную в определенных условиях развития «цель», конечный результат, на достижение которой направлен процесс онтогенеза на конкретном возрастном этапе. При этом проблемы развития мы не рассматриваем как субъективные феномены, в основе которых лежат сознательные цели.

Они существуют объективно и отражают естественные «цели» развития, сформированные в процессе эволюции.

Здесь мы основываемся на широко распространенный в биологических науках «целевой» или «телеономический» подход, согласно которому биологическим системам свойственна естественная целенаправленность или целесообразность, в которых отсутствует акт субъективного, сознательного целеполагания, а сама «цель» (конечное состояние, результат, на который направлен процесс) формируется на основе объективных природных закономерностей (Нигматулин, 2005). В то же время, естественные «цели» развития могут отражаться также на психологическом и социальном уровне (например, в желаниях субъекта или требованиях общества) и превращаться в субъективные, сознательные феномены. Именно эти естественные «цели» отражают смысл и основное направление процесса развития, определяют особенности новообразований на каждом возрастном этапе. При этом новообразования каждого возрастного периода мы рассматриваем как «шаги» на пути к решению определенной проблемы развития. Например, такие видовые новообразования детского возраста, как речь, мышление, прямохождение и др. можно рассматривать как шаги на пути формирования субъекта видовой активности – исходной проблемы данного этапа развития.

На основе анализа функционального значения системы новообразований основных циклов развития человека (детство, отрочество, зрелость, старость) нами были выделены четыре исходные проблемы развития и соответственно четыре возрастных этапа, направленных на их разрешение.

Первой проблемой развития мы считаем формирование субъекта видовой активности (с эмбрионального периода до 7-8 лет).

Фактически, с начала зачатия до начала этапа полового созревания все основные биологические (имеем в виду новообразования эмбрионального периода), психические, поведенческие и социальные новообразования являются видовыми свойствами (прямохождение, речь, мышление, сознание и т.п.

), следовательно, «целью» процесса развития на этом этапе является формирование субъекта видовой активности, т.е. человека. Второй проблемой, которая разрешается на втором этапе развития (8, 9 — 18, 20 лет), является формирование субъекта половой активности (с этим процессом связаны основные новообразования этого возраста).

Примерно в 20 лет заканчивается процесс формирования субъекта половой активности, т.е. юноша, как в биологическом, так и в психологическом и социальном смыслах становиться половозрелым.

Именно с этого периода, на наш взгляд, начинается актуализация третьей проблемы развития, которую можно определить как формирование субъекта социальной активности, т.е. субъекта семейной и трудовой активности. Этот этап развития охватывает период с 22 до 35, 45 лет. И, наконец, последнюю проблему, и этап развития (с 40, 45 лет до конца жизни) мы охарактеризовали как самоисчерпания. Реализуя себя как субъекта половой, семейной и трудовой активности, тем самым человек исчерпывается.

Специфической особенностью онтогенеза человека можно считать то, что процесс развития происходит в двух принципиально разных формах – спонтанно и сознательно. Спонтанное развитие происходит, в основном, по биологическим и социальным программам.

На этом уровне проблема, на разрешение которой направлен процесс развития, не актуальна для субъекта, он не воспринимает себя ее носителем и не осуществляет целенаправленную деятельность для ее разрешения.

Однако, в определенный период каждого возрастного этапа, человек начинает ясно осознавать направление собственного развития, себя, как субъекта этого процесса, а решение проблемы развития осуществляется, в основном, на сознательном уровне.

На каждом возрастном этапе можно четко выделить периоды перехода из спонтанного к осознанной, целенаправленной форме развития. Эти периоды считаются критическими и сопровождаются перестройками самосознания, системы «Я» (например, кризисы трех лет, подросткового возраста и др.).

На основе представленных теоретических положений мы попытались выяснить содержание так называемых «пробуждении» или перестроек самосознания в процессе возрастного развития. Как известно первое пробуждение самосознания происходит в дошкольном возрасте, около трех лет.

Как показали наши исследования (Худоян, 2004), в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя, как человеческое существо, т.е. в нем пробуждается видовое самосознание, носящее диффузный характер, не имеющее четких дифференциации, например, половой сферы, социальных ролей.

После пробуждения самосознания ребенок, с одной стороны, начинает изучать, что собой представляет человек (это проявляется, например, в рисунках детей этого возраста), с другой, «экспериментировать» собой и самоутверждаться в качестве полноценного человека (например, в ролевых играх, подражая взрослым).

Свою полноценность он пытается доказать также на словах, например, объявляет, что он взрослый, придумывает фантастические истории о своей «взрослой» жизни.

При этом как показали исследования, для ребенка понятия «взрослый» и «полноценный человек» синонимичны, он не воспринимает себя взрослым по возрасту или по физическим характеристикам, а просто настаивает на своей полноценности (Худоян, 2004).

Психопатология, как известно, часто дает ценнейший материал для исследования нормального развития человека. Относительно дошкольного возраста определенный интерес, на наш взгляд, представляет феномен детского аутизма.

Многие симптомы этого заболевания свидетельствуют о видовой отчужденности ребенка, а в случае болезненных метаморфоз связанных с собственным «Я», ребенок просто отрицает свою видовую принадлежность, входит в образ животного, растения и даже неодушевленного предмета, отказывается от прямохождения, человеческой речи, проявляет полное безразличие к людям, в своих рисунках изображает только животных или искаженных людей. При этом эти расстройства проявляются после трех лет, т.е. после пробуждения видового самосознания, а в более позднем возрасте почти не встречаются.

Вторая перестройка самосознания происходит в подростковом возрасте, в 11-15 лет. В рамках диффузного видового самосознания дифференцируется половой аспект, подросток начинает воспринимать, осознавать себя в качестве субъекта половой активности.

Если на предыдущем этапе развития ребенок стремится стать взрослым и понятие «взрослый» для него означает полноценный человек, то теперь: «Стать взрослым – значит стать мужчиной или женщиной…» (Кон, 1988. С. 219).

Общество также начинает осознавать подростка как субъекта половой активности, что проявляется, например, в изменении направленности воспитания, а у примитивных народов – в обрядах инициации. С этого периода процесс формирования субъекта половой активности превращается в целенаправленную деятельность.

Подростки начинают активно интересоваться вопросами пола и половых отношений, экспериментируют полоролевое поведение, подражают взрослым. Этот экспериментальный период можно сравнить с игровым периодом предыдущего этапа, когда дети, подражая взрослым, как бы экспериментируют формы человеческого поведения вообще.

Что касается возрастных особенностей психопатологических проявлений подросткового возраста, то они часто напоминают обостренный и искаженный вариант кризисных симптомов (например, озабоченность внешностью проявляется как дисморфофобический синдром), а при метаморфозах «Я» нарушается половая идентичность, формируется стойкое осознание своей принадлежности к противоположному полу.

Согласно некоторым авторам в период от 25 – 30 лет происходит новое, третье рождение «Я» (Моргун, Ткачева, 1981). Иными словами самосознание перестраивается – человек начинает осознавать и оценивать себя, как субъекта социальной, т.е. семейной и трудовой активностей.

Становятся актуальными вопросы, относящиеся к этой сфере: «Каким должен быть жена/муж, родитель?», «Правильно ли я выбрал профессию?», «Что я представляю мной как семьянин, профессионал?», «Как нужно строить семейные и трудовые взаимоотношения?» и т.п.

Отвечая на эти вопросы, молодой человек формирует концепции семейной и трудовой активностей, а также собственного «Я» как субъекта этих активностей.

Приблизительно во второй половине шестого десятилетия, согласно нашей гипотезе, происходит новая перестройка самосознания – человек начинает осознавать себя смертным (Худоян, 2004).

Насколько нам известно, идея о перестройке самосознания в позднем возрасте в психологии развития не рассматривалась.

Однако в литературе можно встретить немало фактов, идей и эмпирических исследований, свидетельствующих о качественных изменениях самосознания в позднем возрасте, и о том, что эти изменения связаны с осознанием себя смертным (Маккарти, 1981 и др.). Так, С.

Маккарти находит, что после 55 лет идея смерти начинает осознаваться, и объясняет это следующим образом: «Возрастающий спад физических сил, жизненной энергии, полового потенциала, а также потеря любимых людей и товарищей, выход на пенсию… заставляют человека думать, что час смерти приближается» (Маккарти, 1981. С. 12).

В качестве непроверяемой гипотезы можно предположить о существовании еще одной перестройки самосознания или качественного развития последней перестройки. Речь идет об осознании собственного Я как умершего. Это явление представляется, например, в тибетской книге мертвых – «Бардо тедол».

В ней описывается этап неопределенности (при всех перестройках самосознания можно проследить такой этап), когда умерший «…спрашивает себя: «Жив я или мертв!» – и не может ответить» (Тибетская книга мертвых, 1995. С. 38). Потом происходит осознания себя как умершего (Тибетская книга мертвых, 1995.

С. 45).

Литература

  1. Кон И.С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1988.

  2. Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. 1981, Т.2, № 1. С. 25-38.

  3. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М.: Изд. МГУ, 1981.

  4. Нигматуллин Ч.М. Целеполагание основных биологических систем: организм, популяция, сообщества и биосфера // Вестник Нижегородского университета им Н.И. Лобачевского. Серия Биология. Вып. 1 (9), 2005. Н.Новгород: ННГУ. С. 142 – 153.

  5. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии, 1996. № 5. С. 51–57.

  6. Тибетская книга мертвых, М: «Двойная звезда», 1995.

  7. Худоян С.С. Критические возрасты развития личности. Ереван: Зангак-97, 2004 (на арм. языке).

  8. Эриксон Э. Детство и общество. Санкт-Петербург: Ленато, 1996.

Аннотация

Возрастные перестройки самосознания рассматриваются в контексте предложенной автором периодизации развития, в которой каждый этап представляется как процесс решения определенной проблемы развития. Первая проблема считается формирование субъекта видовой (до 7-8 лет), вторая- половой (с 9,10-18, 22 лет), третья – социальной (с 22-35,45 лет) активностей.

Последней проблемой считается самоисчерпание (с 45 до конца жизни). На каждом этапе происходят перестройки самосознания, человек начинает осознавать себя в качестве субъекта определенной активности.

На первом этапе формируется видовое самосознание, на втором половое, на третьем человек осознает себя в качестве субъекта социальной (семейной и трудовой) активности, а на последнем этапе развития человек осознает себя смертным.

Annotation

S.S. Khudoyan

Age reorganizations of self-consciousness are considered in the context of ontogenetic periodization offered by the author, in which each stage is represented as a process of a certain developmental problem solution. The first problem is the formation of specie’s specific features (0 – 7, 8 years).

The second problem is the formation of a subject of sexual activity (from 9, 10-18, 22 years). The third problem is the formation of a subject of social (family and work) activity (22 – 35, 45 years). The last problem is the self-exhaustion (from 45 up to the end of life). At each stage a reorganization of self-consciousness takes place.

During this reorganization the person becomes aware of himself as a subject of a certain activity.

At the first stage the person becomes aware of himself as a human, at the second – the sexual self-consciousness is formed, on the third – the person becomes aware of himself as a subject of social activity (family and professional activity), and at the last stage of development the person becomes aware of himself as a mortal.

Вернуться к списку статей

Источник: http://childpsy.ru/lib/articles/id/21639.php

Развитие самосознания в онтогенезе

68. Особенности развития самосознания в онтогенезе.

Самосознание личности начинает складываться в процессе взаимодействия с другими людьми и ощущения своей “непохожести” на них, т.е. с открытием личностью своего “Я”. Отделение “я” от “не-я” – путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознание человека.

Л.С.Выготский предполагает наличие двух основных источников развития самосознания:

1) собственная практическая деятельность человека,

2) общение, в процессе которого происходит интериоризация личностью системы социальных взаимосвязей.

Таким образом, индивидуальное развитие ребенка может рассматриваться только в социальном контексте, в процессе овладения подрастающим человеком орудиями и знаками, то есть в процессе обучения.

В результате ребенок обретает умение управлять самим собой, что невозможно без умения познавать себя.

Безусловно, без предметной деятельности и без общения невозможно ни развитие личности, ни развитие сознания, ни развитие «Я».

Развитие самосознания ребенка осуществляется через преодоление противоречия между внешней регуляцией, системой требований, предъявляемых ему взрослым (обучение, воспитание), и его (ребенка) собственной спонтанной активностью.

По мере взросления источник развития перемещается внутрь личности, внешняя детерминация поведения трансформируется во внутреннюю, возникает внутриличностное противоречие между Я-действующим и Я-отраженным, становящееся двигателем восхождения к Я-творческому.

Если в силу каких-то причин развертывания указанного процесса не происходит, человек остается объектом внешних воздействий, будучи неспособным превратиться в субъект собственной жизнедеятельности.

Л.С. Выготский считал, что наиболее значимым для развития самосознания ребенка является кризис семи лет, когда мы имеем дело с возникновением обобщения переживаний, логики чувств. Ребенок впервые начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый» «я злой», у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.

Этапы:

1) овладение собственным телом, возникновение произвольных движений (первые предметные действия)

2) ходьба, самостоятельные передвижения

3) первое представление о своем Я

4) речь – воздействие на окружающий мир -> изменение поведения и внутреннего отношения к другим

5) объективная социализация – приспособление к миру семьи и социуму

6) развитие критики и самокритики (10-11 лет)

Сознание – высший уровень психического отражения действительности, присущий человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность.

Самосознание– относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и формирует отношение к самому себе.

Структура самосознания:

d когнитивная сторона – функция самопознания: самонаблюдение, самоанализ, самооценка, формирование фиксированных представлений о себе

d аффективная сторона – функция самоотношения: самочувствие, самолюбие

d волевая сторона – функция саморегуляции: регуляция психической активности посредством отражения и моделирования действительности; представляет собой замкнутый контур регулирования (цель→модель условий деятельности→ информация о результате→оценка соответствия результата→решение о необходимости коррекции); связана с рефлексией личности. При решении задач необходима рефлексия и коррекция = самоконтроль – рациональная рефлексия и оценка субъектом собственных действий на основе личностно значимых мотивов и установок, заключающаяся в сличении, анализе и коррекции отношений между целями, средствами и последствиями действий.

– функция самоорганизации: самовоспитание; принятие себя сказывается на поведении, активности: если человек смиряется со своими недостатками, личностное развитие затрудняется. Недостатки связаны с осознанием несоответствия ценностям, заданным обществом → самоорганизация – направленное изменение себя в соответствии с нормами.

Точки зрения на первичность сознания и самосознания:

Бехтерев: простейшее самосознание предшествует сознанию (=ясным и отчетливым представлениям о предметах)

Выготский, Рубинштейн: самосознание – этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, т.е. ростом самостоятельности (2-3 года)

Онтогенез сознания и самосознания (Ананьев):

1) отделение своих действий от предметов = выделение себя из окружающего мира

2) отделение себя от своих действий = осознает, что он является субъектом действия, появляется произвольность

3) употребление местоимения «мой», «моя» в 2-3 года

4) употребление местоимения «я» в 3-4 года = переход к понятию мысли о себе, начинает формироваться самооценка: сначала оценивает себя только положительно, а к 15-16 годам оценивает адекватно

Важный этап в формировании сознания – переход ребенка от случайных, спонтанных действий к целенаправленным поступкам.

Сначала младенец непосредственно реагирует на каждое внешнее раздражения, но постепенно реакции становятся более избирательными, он начинает осознавать собственные желания и выбирает соответствующие средства для их достижения (плачь не как реакция на боль, а как средство получить ласку матери).

Решающее значение для развития самосознания имеет взаимодействие с взрослыми, которые вырабатывают у ребенка определенное отношение к предметам и самому себе.

Родители определяют «кто он такой»: они называют его, помогают осознать то, что принадлежит ему (части тела) и то, к чему принадлежит он (пол, членство в семье).

Оценивая поступки ребенка, они вырабатывают у него определенно эмоциональное отношение к себе – чувство собственной ценности.

Можно сказать, что Ананьев считает, что развитее сознания и самосознания идет одновременно, примата нет.

Компоненты (=фазы развития) самосознания (Мерлин):

1.сознание тождественности – зачатки возникают уже в 11 месяцев, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его тела от ощущений, вызываемых внешними предметами

2.сознание Я как активного начала – ребенок осознает себя субъектом деятельности в 2-3 года, когда овладевает личным местоимением; возникает первая фаза детского негативизма «Я сам …»

3.осознание своих психических свойств – приходит в результате обобщения данных самонаблюдения, поэтому предполагает достаточно развитое абстрактное мышление

4.социально-нравственная самооценка – способность к ней формируется в подростковом и юношеском возрасте на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Уровни (=этапы развития) самосознания (Кон):

Установочная система – образ Я.

1.нижний уровень образа Я – неосознанные, представленные только в переживании, установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствие» и эмоциональным отношением к себе

2.осознание и самооценка отдельных свойств и качеств

3.частные самооценки складываются в целостный образ

4.формирование образа Я завершается и он вписывается в общую систему цели

Степени развития самосознания (для сравнения уровня развития самосознания у разных людей или на разных стадиях развития у одного и того же человека) (Розенберг):

· степень когнитивной сложности и дифференцированности, которая измеряется числом и характером осознаваемых личностью собственных качеств; чем больше качеств, чем они сложнее и обобщеннее, тем выше уровень самосознания.

· степень отчетливости образа Я, его субъективная значимость для человека; один человек много думает о себе, старается целенаправленно формировать себя, у другого рефлексия не развита, он действует, руководствуясь непосредственными побуждениями или логикой ситуации. Объекты рефлексии также могут разниться: один озабочен свое внешностью, другой – умственными способностями, третий –моральным обликом.

· степень внутренней цельности, последовательности образа Я; т.к.

человек видит себя под разными углами зрения его самосознание противоречиво, но характер противоречий может быть разным: один вариант – осознание расхождения в степени развития каких-либо свойств (человек знает, что у него недостаточно развиты какие-либо качества и старается их развить), другой вариант – человек осознает, что присущие ему свойства в принципе не совместимы друг с другом (высокий уровень притязаний при низкой оценке своих способностей в значимой сфере деятельности).

· степень стабильности образа Я, устойчивости его во времени

Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 3422;

:

Источник: https://poznayka.org/s38368t1.html

Становление и развитие самосознания

68. Особенности развития самосознания в онтогенезе.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие самосознания

1.1 Механизмы самосознания

2. Онтогенез в психологии. Этапы онтогенеза

3. Особенности развития самосознания в онтогенезе

Заключение

Список литературы

fВВЕДЕНИЕ

Самосознание является необходимым условием существования личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим.

Становление самосознание включено в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности. В этой связи понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития самой личности, начиная с первых ее шагов по жизни.

Цель развития самосознания состоит в осознании личностью своего «Я», своей отдельности от других людей, что находит свое выражение в растущей самостоятельности и независимости субъекта, собственно в этом и заключается актуальность изучения данной темы.

f1. ПОНЯТИЕ САМОСОЗНАНИЯ

Самосознание – это познание и оценка человеком самого себя как субъекта мыслящего, чувствующего и действующего, как субъекта индивидуального, так и коллективно-социального.

Одним из первых вопрос о самосознании в европейской культуре ставит Сократ, провозглашая свою знаменитую установку «познай самого себя». Однако, самосознание понималось им в форме самопознания. В философии Средневековья проблемы самосознания анализировались в контексте исследования человеческой души и ее способностей.

Фундаментальную роль в разработке проблем самосознания сыграла философия Нового времени, и в частности, философия Р. Декарта с его знаменитой формулой cogito ergo sum («Я мыслю, следовательно, я существую»). По мнению Декарта единственное, что реально и непротиворечиво дано человеку – это его собственное «Я», факт его мышления.

Самосознание тем самым основывалось на непосредственной данности психического, что означало, что внутреннему взору человека его духовная жизнь открывается такой, какая она есть на самом деле. Важный вклад в разработку идеи самосознания внесла философия И.

Канта, который утверждал зависимость познания и самосознания человека от априорных (доопытных) структур человеческого разума. Однако, и у Декарта и у Канта в основе процессов сознания и самосознания играл разум.

Разумным было самосознание в философии Гегеля, где оно понималось не только как способность человеческой природы, но как проявление Абсолютного Духа. Позднее в западной философии появились иррационалистические тенденции в трактовке самосознания. Разум перестает рассматриваться в качестве существенной человеческой способности.

Мыслители исходят из того, что вместе с разумом, его нормами в деятельность самосознания проникают субъективные пристрастия, стереотипы мышления, предрассудки, социальные мотивы. На место разума встает особое созерцание.

Самосознание представляет собой процесс непрерывного развития и совершенствования. Первой его ступенью является осознание человеком своего тела, выделение его из мира вещей и других людей.

На более высоком его уровне происходит осознание своей принадлежности к определенному сообществу, социальной группе, конкретной культуре. Самым высоким уровнем самосознания является понимание своего «Я» как индивидуального явления, своей неповторимости, уникальности.

На этом уровне осознается возможность относительно свободных самостоятельных поступков и ответственности за них, необходимость самоконтроля и самооценки. Это обеспечивается через осознание человеком своего знания, нравственного облика, присущих ему идеалов, мотивов поведения.

Самосознание – это всегда осознание определенного количества своих желаний и потребностей.

Самосознание существует не только в различных формах и на разных уровнях, но и в разной степени проявленности. Самосознание имеет явные и неявные формы. Осязательное восприятие человеком внешних вещей достаточно часто является неявной формой самосознания.

Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности носят название рефлексии. Рефлексия представляет собой не только осознание того, что есть, но и одновременно фактор изменения самого человека.

При этом рефлексия над состояниями сознания, над особенностями той или иной личности всегда возникает в контексте осознаваемой или неосознаваемой задачи перестройки системы сознания и личности.

1.1.МЕХАНИЗМЫ САМОСОЗНАНИЯ

Первый из них – это способность к осознанию психических явлений.

Эта способность, формирующаяся в течение первого года жизни и развивающаяся впоследствии, составляет саму возможность осознания человеком своих психических процессов, переживаемых психических состояний, психических свойств и качеств.

По мнению В.В. Столина, в основе сознаваемости лежит расщепляемость, (т.е.

возможность человека выделить из среды то, что он сейчас воспринимает как «я это вижу»), то, посредством каких зримых признаков он воспринимает и выделяет объект из среды («я понимаю, что я вижу»), и собственная позиция наблюдателя, связанная со схемой тела («я как-то отношусь к тому, что я вижу»). Данная способность позволяет человеку осознать себя, свою отдельность от мира, других людей, т. е. выделить свое феноменальное «Я».

Однако выделив себя из окружающей среды, ребенок взаимодействуя с самой средой и людьми, каким-то образом проявляет себя, иными словами, его действующее «Я» способствует формированию его феноменального «Я» или «Я»-концепции.

Основным механизмом формирования «Я»-концепции, т.е. собственно самосознания личности являются феномены субъективного уподобления и дифференциации. В.В. Столин выделяет следующие феномены:

1) принятие точки зрения другого на себя (прямое усвоение или опосредованное, другой точки зрения);

2) прямое и косвенное внушение ребенку со стороны родителей, как способы усвоения ребенком, транслируемых ему норм, стандартов, способов поведения и т.д.;

3) трансляция ребенку со стороны родителей конкретных стандартов, что формирует у ребенка уровень ожиданий и уровень притязаний;

4) система контроля за ребенком;

5) система межкомплиментарных отношений (система трансакций по Э. Берну);

6) семейная идентичность, т.е. вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения в семье;

7) механизм идентификации.

Источник: https://revolution.allbest.ru/psychology/00484635_0.html

Medic-studio
Добавить комментарий