7.1. История применения психологических знаний в медицине

Значение психологических знаний в практической медицине

7.1. История применения психологических знаний в медицине


Связи психологии и медицины настолько тесные, что для психологов, работающих в этой сфере, медицинские знания абсолютно необходимы. В то же время медики все более и более осознают необходимость психологических знаний для успешной лечебной работы.

Актуальность медицинской психологии определяется основным положением медицины о том, что врач должен лечить не болезнь, а больного. За последние годы психологические проблемы в медицине значительно расширились.

Благодаря тому, что наряду с лечением заболевшего человека ставится и проблема профилактики, реабилитации и психотерапии, психологи все глубже проникают в медицину.

Ключевые слова: психология, медицина, клинический (медицинский) психолог, психотерапевтическая реабилитация, психотерапевтическая помощь, медицинская (клиническая) психодиагностика.

Психологическая наука развивалась в трех руслах: философском, медицинском и педагогическом. Это положение, относящееся как ко всей истории психологической науки, так и к истории отечественной психологии, является определяющим для понимания взаимоотношения психологии и медицины в их историческом развитии.

Историю психологии обычно начинают с Аристотеля, который своим трактатом «О душе», по существу первым исследованием психики человека, заложил основу этой науки во всех трех ее руслах.

Но еще до него Гиппократ, который был не только философом, но и врачом, создал учение о «четырех соках» человеческого организма и, связав с ним ряд не только телесных, но и душевных проявлений, тем самым заложил основу для развитого в средние века его последователями учения о темпераментах.

Он защищал идею, которую в течение длительного времени не признавали многие авторы: органом мышления и ощущений является мозг. Нельзя не отметить, что и первая сохранившаяся запись мысли о связи разума человека с мозгом была в так называемом хирургическом папирусе египтян, датируемом XXX веком до н. э. [2].

Заслуживает упоминания ряд имен врачей, вошедших в историю психологии. Среди них Алкмеон Кротонский, Гален, Авиценна, Зигмунд Фрейд, Бехтерев, Лазурский и многие другие. Известно, что И. М. Сеченов хотел написать работу по медицинской психологии, считая, что она должна быть его, как он сам писал, «лебединой песней», но так и не успел выполнить своей мечты [5].

Связи психологии и медицины настолько тесные, что для психологов, работающих в этой сфере, медицинские знания абсолютно необходимы. В то же время медики все более и более осознают необходимость психологических знаний для успешной лечебной работы.

Таким образом, медицинская психология — это область научных знаний и сфера практической работы, в равной мере принадлежащая как медицине, так и психологии. При разработке проблем медицинской психологии объединяются усилия психологов, физиологов, врачей.

Актуальность медицинской психологии определяется основным положением медицины о том, что врач должен лечить не болезнь, а больного.

За последние годы психологические проблемы в медицине значительно расширились.

Благодаря тому, что наряду с лечением заболевшего человека ставится и проблема профилактики, реабилитации и психотерапии, психологи все глубже проникают в медицину; психология, в частности, внедряется в клинику соматических заболеваний, а к ним в настоящее время по разным данным относят от 50 до 80 % болезней, таких как сердечно-сосудистые, онкологические, почечные, дыхательные и ряд других [1].

Сотрудничество врачей и психологов в борьбе с болезнями на Западе уже давно в порядке вещей, и уже ни у кого не вызывает сомнения, то факт, что психика и тело не разделимы и взаимосвязаны. В России же традиционная модель оказания медицинской помощи часто ограничивалась только лечением телесных симптомов, не говоря уже о культуре отношения людей к своему психологическому благополучию.

https://www.youtube.com/watch?v=nygKBJyBN0Q

По сути, в каждой российской больнице должен работать психолог. Чем же должен заниматься психолог в стационарах?

Людям, перенесшим какую-то катастрофу, насилие или же ставшие инвалидами и их близким нужна психологическая реабилитация, восстановление, чтобы они смогли жить с этим. Психотерапевтическая помощь – это узкая направленная работа, которая осуществлялась до последних 10 лет только в психиатрических клиниках.

В настоящее время психиатрическая помощь применяется в обычных больницах для психически нормальных людей. Разработано большое количество различных психологических методов и методик для работы с соматическими больными.

Оказанием психологической помощи в стационарах занимаются клинические или как их еще называют медицинские психологи.

Согласно приказу Минздрава РФ от 26.11.

96 № 391 «О ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ ПСИХОЛОГОВ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПСИХИАТРИЧЕСКУЮ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ» медицинский психолог это специалист с высшим образованием по специальности «Психология», получивший подготовку по медицинской психологии, которая предполагает 3 уровня обучения: общегуманитарное, общепсихологическое и специализацию по медицинской психологии.

Медицинская (клиническая) психодиагностика является специализированным разделом общей психологической диагностики и одной из основных форм профессиональной деятельности психологов в таких социально значимых областях, как медицина и здравоохранение.

Задачи медицинской психодиагностики тесно связаны с задачами лечения и восстановления больных нервно-психическими и психосоматическими заболеваниями, с задачами профилактики этих заболеваний, а также с задачами психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии и социальной реабилитации больных.

Основные области применения теории и методов, медицинской психодиагностики – клиническая и профилактическая медицина.

В клинической медицине психологическая диагностика является необходимым элементом лечебно-диагностического процесса. С ее помощью уточняется роль психических факторов в этиологии, патогенезе, лечении различных заболеваний, в профилактике рецидивов и инвалидизации больных.

Полученные в процессе клинической психодиагностики данные используются врачом при постановке нозологического и синдромального диагнозов, оценке динамики состояния больного в процессе лечения, при проведении различных видов экспертизы (медико-социальной, военной, судебной), при определении задач и методов психотерапии, реадаптации и ресоциализации больных.

В профилактической медицине психологическая диагностика нацелена на выявление лиц с повышенным риском психической дезадаптации, проявляющейся в форме психосоматических, пограничных нервно-психических или поведенческих расстройств. Существенное значение имеет психологическая диагностика для выявления посттравматических стрессовых расстройств, лечения и реабилитации лиц, переживших экстремальные и кризисные ситуации [3, 4].

В случае работы психолога в детских отделениях существует своя специфика, необходима работа как с ребенком, так и со взрослыми, находящимися рядом с ним. Мозг ребенка созревает только к 16 годам, последними созревают лобные доли, которые отвечают за функции самоконтроля.

То есть говорить о том, что человек сам за себя отвечает и контролирует, можно говорить только после 16 лет. До 16 лет мозг ребенка легко внушаемая и восприимчивая среда, поэтому работа только с ребенком без близких не возможна, это всегда симбиоз.

Только работая с ребенком невозможно вылечить посттравматическое стрессовое расстройство.

Если говорить о травматологии, то мы видим, что физические травмы тоже влекут за собой психологические проблемы.

Например, фантомные боли – это боли, которые ощущаются человеком при ампутированной конечности, они могут сопровождать человека всю жизнь.

В настоящее время разработаны и применяются на практике психотерапевтические методики, которые показывают, что эти боли имеют психологический характер и их можно убрать чисто психологически.

Практика соматической медицины выдвигает перед психологией большой круг исследований, которые, главным образом, сводятся к исследованию психологии личности.

Знание личностных особенностей заболевшего человека необходимо клиницисту для определения прогноза заболевания (возможности образования вторичных симптомов), для выбора правильной тактики терапевтических и психотерапевтических воздействии, для решения вопроса о возможности сообщения больному диагноза и для многого другого.

В процессе обучения, будущие психологи осваивают дисциплины находящиеся на стыке психологии и медицины, среди которых: психосоматика, патопсихология, нейропсихология, психогенетика, специальная психология, психофизиология, клиническая психология, телесно-ориентированная психология. А в медицинских вузах преподаются такие дисциплины, как клиническая психология, нейропсихология, патопсихология, психосоматика и ряд других.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что и психологи, и медики изучают не мало одних и тех же дисциплин. У вас может возникнуть вопрос: почему же тогда сам медицинский работник не может оказать психологическую помощь своему больному, если он также, как и психолог изучает множество дисциплин, находящихся на стыке психологии и медицины?

Дело в том, что стандартная подготовка врачей направлена на то, чтобы работать больше с физиологией человека и сознательно не обращать внимание на то, что твориться с психологией человека, его эмоциональным фоном, чтобы, как не странно, вылечить больного.

Если хирург будет переживать о тех действиях, которые он совершает, то он никогда не сделает операцию, поэтому они обучены так, чтобы сильно не сопереживать, а только видеть перед собой тело, материалы, препараты и сделать свою работу высококлассно.

Если им включать еще и психологию, они просто сойдут с ума, поэтому они защищают свою психику от взаимопроникновения с пациентами. Именно этот факт и не дает в итоге врачам понимать медицинских психологов, а значит и выполнять их работу.

Литература:

  1. Александер Франц Психосоматическая медицина. Принципы и применение [Текст] / Франц Александер. – Изд-во: Институт общегуманитарных исследований, 2014. — 320 с.
  2. Иванец, Н.Н., Тюльпин, Ю.Г., Кинкулькина, М.А. Психиатрия и медицинская психология [Текст]: учебник / Н.Н. Иванец, Ю.Г. Тюльпин, М.А. Кинкулькина. – Изд-во: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 896 с.
  3. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе [Текст] / Н. Мак-Вильямс. – М.: Изд. «Класс», 2015. – 592 с.
  4. Психология кризисных и экстремальных ситуаций. Психическая травматизация и ее последствия [Текст]: учебник / Под ред. Н.А. Хрусталева. – Изд-во: СПбГУ, 2014. – 372 с.
  5. Старшенбаум, Г. В. Психосоматика и психиатрия. Исцеление души и тела [Текст] / Г.В. Старшенбаум. – Изд-во: Феникс, 2013. – 352 с.

Основные термины(генерируются автоматически): медицинская психология, психолог, медицина, психологическая диагностика, больной, заболевший человек, ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКая ПОМОЩЬ, медицинская психодиагностика, профилактическая медицина, клиническая психология.

Источник: https://moluch.ru/archive/147/42035/

История практической психологии в медицине

7.1. История применения психологических знаний в медицине

Лекция 4. История становления профессиональной практической психологии.

План:

1. История практической психологии в медицине.

2. История практической психологии в образовании.

3. История практической психологии труда.

Проблема здоровья и болезни никогда не была только естественнонаучной. Болезнь тела не рассматривалась в отрыве от души. Роль состояния души, особенностей характера больного человека подчеркивали еще Сократ, Гиппократ, Платон, Декарт, Лейбниц, Бэкон и др.

Психологическую основу имеют и разнообразные магические практики. За ударами гонга, бубна шамана, пением и танцами колдунов, запахом и дымом курений, речитативом молитв и т.п. зачастую стояли внушение, самовнушение, транс, гипноз и т.п.

Опыт успешного применения научных психологических знаний в медицине известен еще с 18 в. Но специалистов по медицинской психологии не существовало до конца 19 в. В 1776г. была предприянта первая наивная попытка научного объяснения лечебного влияния внушения в виде теории «животного магнетизма» Месмера.

Месмер полагал, что магнетическая сила находится в природе повсюду и обусловливает взаимодействие небесных сил, земли и одушевленных существ. Он проводил лечение сначала с помощью магнита, потом, решив, что магнит лишь передатчик особого флюида, исходящего от человека, лечил проведением ладонями над телом человека («пассами»).

Позже комиссия Французской академии доказала, что магнетического флюида не существует, а излечение наступало под влиянием внушения и самовнушения. Но магнетизм привлекал внимание ученых по всей Европе еще долго. Английский врач Брэд, изучая состояние магнетизируемых, все более уточнял детали и способы введения их в это состояние, которое впоследствии назвал гипнозом.

Усиленная научная разработка гипноза как лечебного метода относится к 80-м гг. Х1Х в. Можно сказать, что гипноз стал началом всей научной психотерапии.

Впервые термин «психотерапия» был введен в конце 19 в. Тьюком. В опубликованной им в 1872 г. книге «Иллюстрации влияния разума на тело» одна из глав так и названа «Психотерапия». Общеупотребительным этот термин становится только в 90-х гг. 19в. в связи с развитием техники гипноза.

В Париже работал крупнейший невропатолог, один из основоположников изучения неврозов и гипнотизма Ж.Шарко. Его психиатрическая клиника в Сальпетриере превратилась в мировую школу. Здесь учились Фрейд, Жанэ, Бине. Шарко подчеркивал роль гипноза как диагностического средства, позволяющего отделить истериков от других пациентов.

С конца 90-х гг. Х1Х в., как реакция на чрезмерное распространение гипноза, стали разрабатываться принципиально иные методы психотерапевтических воздействий.

Например, швейцарский невропатолог Дюбуа, отказавшись от использования гипноза, разработал метод рациональной психотерапии. Она основывалась на коррекции противоречивости и непоследовательности в представлениях больного о его болезни.

Французский невропатолог Дежерин, критикуя прямое внушение, с одной стороны, и рациональную психотерапию – с другой, предложил метод психотерапии посредством убеждения, основанный на безусловном эмоциональном доверии пациента врачу.

Своеобразный метод психотерапии был предложен немецким врачом Марциновским – лечение идеалами (миросозерцанием), суть которого заключалась в формировании у пациентов целительного духовного миросозерцания, при котором пациент начинает видеть себя частицей человечества в целом и всей природы.

В 1896г. Фрейд полностью отказался от гипноза, перейдя к интерпретации спонтанной вербальной продукции пациента. Зародилась процедура свободных ассоциаций и метод психоанализа. Основными последователями психоанализа считаются К.

Юнг, создатель аналитической психологии, А.Адлер, основатель индивидуальной психологии.

Идеи психоанализа стали теоретическими предпосылками для формирования одного из трех доминирующих направлений современной психотерапии – динамического направления.

С начала ХХ в. в США развивается бихевиористское направление в психологии, определившее теоретические основы поведенческой психотерапии. Его основоположниками считаются Уотсон и Торндайк. С 30-х гг. ХХ в.

идеи бихевиоризма получили свое развитие в работах необихевиористов. Наиболее влиятельной фигурой необихевиоризма является Скиннер, выдвинувший концепцию оперантного научения. Начиная с 50-х гг.

методы оперантного бихевиоризма распространились на психотерапевтическую практику и воплотились в поведенческой психотерапии, главной целью которой стали формирование и закрепление способности к действиям, освоение техник, позволяющих улучшить самоконтроль.

Сам термин «поведенческая психотерапия» вошел в историю с 1953г. В 60-70 гг, она стала одним из ведущих психотерапевтических направлений в мире.

Последующий отход от первоначальной парадигмы поведенческой психотерапии (стимул-реакция) отражают теории Эллиса (1962) и Бекка (1976), в которых когниции рассматриваются как промежуточные переменные, как структурирующие и регуляционные компоненты эмоциональных, мотивационных и моторных процессов. С точки зрения и Элиса и Бека доминирующее значение имеют когнитивные переменные и, поэтому они должны быть центром психотерапевтического воздействия. Их подход получил название когнитивного.

Попытка интеграции когнитивного и поведенческого подходов связана с именем Мейхенбаума.

Разработанные им методики самоинструктирования, «прививки против стресса» представляют собой способы овладения внутренней речью в виде самовербализации.

Таково же направление работ Махони, рассматривающего когнитивные переменные и их модификации как главный объект и цель когнитивно-поведенческой психотерапии.

В 40-50-х гг. К. Роджерс на основе идей гуманистической психологии разработал клиент-центрированную терапию. Она стала результатом осмысления опыта занятий с эмоционально неуравновешенными детьми во время работы в консультационном кабинете «Общества по предотвращению насилия над людьми».

Основу клиент-центрированной психотерапии составляет позитивная вера во врожденную тенденцию человека к развитию своих оптимальных способностей. Психотерапевтические встречи действуют через сам факт их новизны.

Во время их проведения психотерапевт служит катализатором, с помощью которого пациент реализует свои латентные и лучшие способности к саморазвитию.

Бурный рост интереса к гуманистической психотерапии приходится на 60-70 – е гг., когда миллионы людей записывались в группы встреч, сеансы развития способностей чувствовать, на курсы раскрытия потенциала человека и т.д.

Само гуманистическое направление как третья сила в психотерапии является наименее однородной и объединяет такие разнообразные методы, как гештальт-терапию Перлса, экзистенциальный анализ Сартра, дазайнанализ Бинсвангера, логотерапию Франкла, психоимажинативную терапию Шорра, эмпирическую психотерапию Витакера, первичную терапию Янова, биоэнергетический анализ Лоуэна, структурную интеграцию Рольф, трансцендентальную медитацию, дзен-психотерапию, психоделическую психотерапию и ряд других методов.

Развитие психотерапии в России шло в соответствии с теоретическими исследованиями таких ученых с мировым именем, как Бехтерев и Павлов. Направление, использовавшее на практике экспериментальные данные об условных рефлексах, понятия о торможении, иррадиации, индукции, фазовых состояниях, получило название павловской психотерапии.

Русский психиатр и психолог Владимир Михайлович Бехтерев, получивший образование в Петербургской медико-хирургической академии, внес огромный вклад в развитие медицинской психологии в России. В 1907 г.

он создает в Петербурге Психоневрологический институт, на базе которого была создана целая сеть научно-клинических и научно-исследовательских институтов, в том числе и первый в России педологический институт. Это позволило связать теоретические и практические исследования. В 20-е гг.

были созданы лаборатории индивидуальной и генетической рефлексологии, которые возглавили ученики Бехтерева В.Н. Мясищев и Н.М. Щелованов.

В январе 1930 г. прошел Первый Всесоюзный съезд по изучению поведения человека, а вслед за ним и реактологическая дискуссия, которые определили методологический фундамент советской психологии на основе ленинской теории отражения. После постановления 1936 г. развитие прикладной психологии у нас в стране было надолго приостановлено.

Идеологизация психологии и психотерапии, длительная изоляция от ведущих направлений этих наук в других странах, тенденция к биологизации медицины в целом явились причиной задержки развития психотерапии при формальном признании ее значимости в медицине. Развитие практической психологии в области медицины в эти годы поддерживало сравнительно небольшое число ученых.

Среди них Выготский, Лурия, Мясищев, Лебединский, Зейгарник.

Большим авторитетом в психиатрических кругах Москвы пользовался психотерапевт Консторум, который разработал оригинальный подход, названный активирующей психотерапией. Она имела своей целью перестройку неадекватно переживающей и реагирующей психики через изменение и корригирование мироотношения пациента.

В 40-х гг. появляются отдельные направления чисто практической психологии: индивидуальная и групповая психокоррекция, семейная психотерапия и т.п. Эти приемы психологического воздействия на человека разрабатывались и использовались как в медицине, так и в практической психологии.

После Второй мировой войны наша страна пережила вторую волну государственно-идеологического прессинга. В 1950 – 51 гг. были вскрыты «идеологические извращения и ошибки», что привело к снижению роли психологии и ее прикладных отраслей, подмене ее физиологическим учением Павлова. И только после 1953г.

началось возрождение и научной и практической психологии в нашей стране. В частности, начал издаваться журнал «Вопросы психологии», где ведущие ученые страны выступали с программными статьями, такими, например, как статья Мясищева «О значении психологии для медицины».

Сложились более благоприятные условия для развития медицинской психологии и психотерапии.

Разрыв в уровне развития отечественной и зарубежной психотерапии стал сокращаться в конце 60 – начале 70-х гг., особенно после введения в университетах специализации «медицинская психология».

Источник: https://studopedia.su/6_12576_istoriya-prakticheskoy-psihologii-v-meditsine.html

Использование психологических знаний в медицине

7.1. История применения психологических знаний в медицине

· Психодинамическая (психоанализ) поведение детерминировано событиями раннего детства, поступки взрослого человека определяются неосознаваемыми мотивами и переживаниями, а само развитие происходит согласно биологическим законам

· Социобиологическая (этология) поведение человека подобно поведению животных, оно во многом детерминировано программой, заложенной в наследственном аппарате и является продуктом естественного отбора

· Поведенческая (бихевиоризм) поведение человека вырабатывается в процессе его индивидуального опыта на основе проб и ошибок, оно во многом определяется его социальным окружением и воспитанием

· Когнитивная человек — есть существо, наделенное сознанием и способностью планировать свое поведение на основе разума, он способен строить теории и опровергать их

· Гуманистическая человек обладает свободной волей, он не столько подстраивается под существующие обстоятельства, сколько стремится реализовать заложенный в нем внутренний потенциал и систему жизненных смыслов

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ:

· Беседа и анализ анамнестических сведений;

· Наблюдение — систематическое, целенаправленное отслеживание проявлений психики (бывает: срез, лонгитюдное, сплошное, выборочное, включенное);

· Психологический эксперимент — активное вмешательство исследователя в ситуацию (естественный, лабораторный);

· Психологическое тестирование — наборы задач и вопросов, позволяющие быстро оценить психическое явление и степень его развития (оценка способностей, опросники, проективные методики, шкалы самооценки).

Психодиагностика в медицинской психологии

· Психодиагностика ориентирована на измерение индивидуально-психологических особенностей личности, т. е. постановку психологического диагноза, который может устанавливаться на трех уровнях:

· Симптоматический диагноз (ограничивается констатацией особенностей или симптомов);

· Этиологический (учитывает помимо особенностей, причины их возникновения);

· Типологический (определение места и значения выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека).

·

Клиническое интервьюирование — метод получения информации об индивидуально-психологических свойствах личности, психологических феноменах и психопатологических симптомах и синдромах, внутренней картине болезни и структуры проблемы пациента, а также способ психологического воздействия на человека, производимый непосредственно на основании личного контакта психолога и пациента.

Особенности психологической подготовки

… этом этапе является развитие гибкости с использованием традиционных средств.   Особенности психологической подготовки   1. Для совершенствования технико-тактического мастерства по-прежнему …

, является овладение юными футболистами некоторыми приемами саморегуляции психического состояния. 3. Особенностями мотивации (как важнейшего психического свойства личности) к занятиям футболом на …

Функции интервью:

· Диагностическая;

· Терапевтическая.

Принципы клинического интервью:

· Однозначность и доступность формулировок-вопросов;

· Адекватность и алгоритмизованость;

· Гибкость и беспристрастность опроса;

· Проверяемость.

По длительности первое интервью — 50 мин.

Структура клинического интервью

1. Ситуативная поддержка, гарантии конфиденциальности, установление «доверительной дистанции».

2. Выявление жалоб, оценка внутренней картины болезни, структурирование проблемы.

3. Оценка желаемого результата терапии и интервью, определение субъективной модели здоровья пациентов.

4. Обсуждение вероятных вариантов исхода заболевания и терапии.

ЛЕЧЕНИЕ биологическое и психотерапия

Облегчение страданий, связанных с болезнью и лечением у больного и его родственников

Прогнозирование поведения больного в процессе лечения для его планирования

Диагностика психо-соматических расстройств

Создание благоприятного психологического климата в коллективе

Снятие психологического стресса у самого врача и у медперсонала

Памятка по песочной терапии

… даст ресурс для дальнейшего роста и развития. Песочная терапия обращается к детской части, к внутреннему ребенку каждого … способствует движению к целостности  и развитию личности.

Песочная терапия способствует: – снятию как эмоционального, так и мышечного напряжения … пространства.

Именно такое путешествие дает возможность совершить песочная терапия, где вы сами создаете, наблюдаете и проживаете …

Повышение авторитета врача, привлечение пациентов

Вовлечение больного и его родственников в лечебный процесс, преодоление негативизма, формирование доверия

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник: https://forpsy.ru/works/uchebnoe/ispolzovanie-psihologicheskih-znaniy-v-meditsine/

Читать

7.1. История применения психологических знаний в медицине
sh: 1: –format=html: not found

Психология для студента

В.Н.Карандашев

ПСИХОЛОГИЯ:

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ

Москва

«Смысл»

2000

УДК 159.9.01 ББК 88 К212

Карандашев В.Н.

К212 Психология: Введение в профессию. М.: Смысл, 2000. – 288 с. ISBN 5-89357-079-0

Книга доктора психологических наук, профессора В.Н. Ка-рандашева — первое в отечественной литературе учебное пособие по курсу “Введение в профессию” для студентов, обучающихся по специальности “психология”. Она будет полезна также тем, кто хочет стать профессиональным психологом и собирается поступать на психологические факультеты университетов и институтов.

В книге показано многообразие психологических знаний о человеке, изложена история появления профессии психолога, представлены основные виды деятельности профессиональных психологов в научной и практической сферах: в медицине, в образовании, в социальной психологии, в экономике, промышленности, в юридической психологии, в спорте, в сфере консультационных услуг.

Существенное место в книге занимает характеристика профессиональных, этических и личностных качеств, важных для успешной деятельности психолога. Описана система подготовки профессиональных психологов и принципы организации психологического сообщества.

Завершает учебное пособие терминологический словарь, который поможет начинающему психологу ориентироваться в мире языка профессионалов и обеспечит лучшее понимание психологической литературы.

ISBN 5-89357-079-0

© В.Н.Карандашев, 2000

© Издательство “Смысл”, 2000

введение

КТО ТАКОЙ ПСИХОЛОГ? ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ?

Психология в последние годы стала наукой, востребованной самой жизнью. Однако слово “психология” все еще окутано завесой тайны для тех, кому не приходилось соприкасаться с психологами на практике.

Психологов ценят, уважают, но в обыденной жизни побаиваются, полагая, что психолог “насквозь видит человека” даже в простом разговоре. При этом затрудняются точно сказать, “кто такой психолог”, “что он делает” и “какую пользу он может принести”.

В то же время проявляют заинтересованность в психологе, видимо находясь под магическим действием слова “психология”.

Правильному пониманию профессии психолога мешает также и то обстоятельство, что появилось много людей, например, астрологов, хиромантов, гадалок, которые также любят причислять себя к психологам. Вокруг психологической профессии возник ажиотаж.

В общественном мнении наиболее распространено представление о психологе как о врачевателе души, умеющем глубоко проникать в мысли и чувства людей, способном понять их тайные замыслы, помочь им изменить свою судьбу.

Этот идеализированный портрет психолога порой не соответствует действительности. Психолог — “по образованию” и психолог -“по жизни” далеко не всегда одно и то же.

Психологическое образование вовсе не гарантирует проницательности, коммуникабельности и эффективности воздействия на себя и на других людей.

В то же время есть люди, изначально обладающие особым даром контактности и непринужденного общения, что позволяет им выслушивать других людей и оказывать им моральную и психологическую поддержку, помогать им в ответах на те или иные вопросы. И делают они это без всякого психологического образования. Кого же из них считать психологом?

В связи с большой популярностью слова “психология” многие молодые люди, выбирая пути продолжения образованиявания, стремятся получить профессию психолога. Таким образом они надеются глубже познать себя, а главное – овладеть методами, позволяющими лучше понимать других людей, и, в итоге, успешнее воздействовать на них.

Как показывает педагогический опыт, далеко не все абитуриенты психологических факультетов ясно представляют себе, “что такое психология” и “кто такой психолог”.

Побуждает скорее престижность профессии, которая наряду с медицинской, юридической и экономической специальностями, а также профессией программиста, стала очень модной. В обыденных разговорах психолога чаще всего путают или с врачом (психиатром), или с педагогом.

Поэтому научно-популярные лекции о психологии приходится обычно начинать с уточнения, что психология — это не психиатрия, хотя связи у этих двух отраслей знаний достаточно тесные. Психиатрия изучает и лечит людей с психическими болезнями. Психология же изучает душевный мир человека.

Одна из отраслей психологии — патопсихология — правда, изучает внутренний мир психически больных людей и тесно связана с психиатрией. Однако большая часть других отраслей психологии имеет дело с нормальными, здоровыми людьми. Что же такое психология?

Психология — это знания о внутреннем мире человека, о законах, объясняющих его поведение. К числу психических относятся разнообразные проявления душевной жизни человека.

Ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, речь — это познавательные психические процессы. В протекание этих процессов включаются образы, понятия, суждения, умозаключения. С помощью них человек познает мир.

К сфере эмоциональных явлений относятся аффекты, стрессы, тревожность, чувства, страсти, настроения и др. С их помощью человек переживает свое отношение к тем или иным предметам и событиям мира.

К психическим явлениям относятся мотивация, внимание, интерес, уровень притязаний, стремление, принятие решений, волевое усилие, самоконтроль, самообладание. С их помощью человек регулирует свою деятельность, свое воздействие на окружающий мир и на себя самого.

Различные состояния, такие как вдохновение, усталость, адаптация, напряженность, фрустрация изменяют протекание психических процерсов в течение определенного промежутка времени, активизируют или тормозят их, придают им особый качественный оттенок.

Темперамент, характер, способности, одаренность, настойчивость, фанатизм, эгоизм придают своеобразие психической жизни каждого человека. К психическим свойствам человека относятся его уровень притязаний, представления о самом себе, самооценка и самоуважение.

Многие психические явления характеризуют межличностные отношения человека, такие как совместимость, внушаемость, конформность, симпатия, дружба, любовь, конфликты, психологический климат.

Психические явления бывают осознанные и неосознанные. Сознание — это совокупность психических явлений, в которых человек может дать себе отчет. Когда человек находится в сознании, он осознает себя, свои мысли и чувства, т.е. может дать отчет в том, что с ним происходит. Существует и большая группа неосознаваемых психических явлений.

Профессиональные психологи используют язык научной психологии. Специфика психологических понятий такова, что многие из них включены в нашу обыденную разговорную речь. Это вызывает невольную терминологическую путаницу у человека, входящего в мир профессиональной психологии, затрудняет первые шаги на пути к научно-психологическим знаниям.

С другой стороны, психологи часто пользуются особой профессиональной терминологией, которая на первых порах может быть малопонятна студенту-психологу. Поэтому советую, встречаясь с психологическими или другими научными терминами, не вполне понятными, обращаться к психологическому словарю.

В нем дано доступное для начинающего психолога толкование многих психологических понятий.

глава 1. Виды психологических знаний

Накопление психологических знаний происходило в разных науках и сферах человеческой деятельности, — везде, где нужны были знания о душевном мире и поведении людей.

По мнению одних авторов, слово “психология” появилось в литературе в XVI веке, по мнению других — в XVIII. Мнения историков по поводу того, как возникло слово “психология”, расходятся.

В буквальном переводе с греческого оно означает “учение о душе” или “наука о душе” — соответствующие греческие корни psyche (душа) и logos (наука, учение).

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=201514&p=18

Medic-studio
Добавить комментарий