7.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

Содержание
  1. Основные принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях
  2. Глава 7. Основные принципы и способы защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций
  3. 7.1. Основные принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях
  4. 7.2. Защитные сооружения: классификация, основные характеристики и принципы размещения населения в зс
  5. 7.2.1. Классификация защитных сооружений
  6. Тема № 9 Основные принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях
  7. Статья 7. Основные принципы и способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | ГАРАНТ
  8. Основные способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях
  9. Принципы защиты граждан при ЧС
  10. Основные способы защиты населения
  11. Своевременное оповещение населения
  12. Виды мероприятий по защите населения
  13. Эвакуационные мероприятия
  14. Укрытие в защитных сооружениях
  15. Техническая организация укрытий
  16. Оказание медицинской помощи
  17. Заключение
  18. Бжд рефе … чс. основные принципы и способы защиты населения в чс

Основные принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях

7.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

⇐ Предыдущая78910111213141516Следующая ⇒

Мероприятия по защите населения в ЧС мирного и военного времени осуществляют на основе использования следующих основных принципов защиты:

– рассредоточение и эвакуация людей из очагов и зон возможного поражения (заражения);

– временное укрытие населения в коллективных средствах защиты;

– использование индивидуальных средств защиты;

– использование медицинских средств защиты. Планируют мероприятия по защите населения органы управления

ГО и ЧС на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться в результате аварий, стихийных бедствий и катастроф в населенных пунктах и на объектах экономики.

Для защиты населения проводят следующие мероприятия:

– прогноз возможных ЧС и последствий их возникновения для населения;

– непрерывное наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды;

– оповещение (предупреждение) населения об угрозе возникновения и факте ЧС;

– эвакуация людей из опасных зон и районов;

– инженерная, медицинская, радиационная и химическая защита;

– применение специальных режимов защиты населения на загрязненной (зараженной) территории;

– оперативное и достоверное информирование населения о состоянии его защиты от ЧС, принятых мерах по обеспечению безопасности, прогнозируемых и возникших ЧС, порядке действий;

– подготовка к действиям в ЧС населения, руководителей всех уровней, персонала предприятий, организаций и учреждений, а также органов управления и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;

– проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах ЧС и очагах поражения;

– обеспечение защиты от поражающих факторов ЧС продовольствия и воды;

– создание финансовых и материальных ресурсов на случай возникновения ЧС.

Важнейшее значение в предупреждении населения о возникновении ЧС играет своевременное оповещение.В экстремальной ситуации время – главный фактор, терять который нельзя. В настоящее время в целях обеспечения своевременного и надежного оповещения населения в ЧС мирного времени и в условиях войны установлен сигнал «Внимание всем!».

Он подается с помощью сирен, производственных гудков и других сигнальных средств.

Услышав его, нужно немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и прослушать экстренное сообщение комиссии по предупреждению и порядку действий в ЧС, в котором до сведения населения будет доведена информация об обстановке и действиях в этих условиях.

Оповещение населения о возникновении ЧС должно отвечать следующим основным требованиям:

– быть своевременным, чтобы дать населению время для подготовки к защите;

– исключать возникновение паники, способствовать четкому и организованному проведению мероприятий;

– проводиться только тогда, когда характер опасности достоверно установлен;

– касаться только той части населения, которая может подвергнуться воздействию поражающих факторов в данной ЧС;

– осуществляться централизованно (вышестоящими органами исполнительной власти или комиссиями по ЧС всех уровней).

Для защиты населения можно использовать заблаговременное перемещение людей в безопасную зону, за пределы предполагаемого очага поражения (эвакуация и рассредоточение), и различные средства защиты.

ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

При угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов ЧС является эвакуация из районов, в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.

Эвакуация населения– комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС и его временному размещению в безопасных районах, заранее подготовленных для первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых. В зависимости от времени и сроков проведения эвакуация может быть упреждающей (заблаговременной) или экстренной (безотлагательной).

• Упреждающая эвакуацияпроводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия.

Основанием для принятия данной меры защиты населения служит краткосрочный прогноз возникновения аварии или бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.

• Экстренная эвакуациянаселения осуществляется в случае возникновения ЧС – при малом времени упреждения или в условиях воздействия на людей поражающих факторов ЧС.

В зависимости от характера ЧС и численности населения, подлежащего перемещению из опасной зоны, эвакуация может быть локальной, местной и региональной.

• Локальная эвакуацияпроводится тогда, когда зона возможного воздействия поражающих факторов ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов; при этом численность эвакуируемого населения не превышает несколько тысяч человек. Эвакуированных в данном случае размещают обычно в непострадавших районах города или ближайших населенных пунктах.

• Местная эвакуацияпроводится, когда в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы с численностью населения от нескольких тысяч до десятков тысяч человек. Эвакуируют население обычно на ближайшие безопасные территории региона.

• Региональная эвакуацияпроводится при условии распространения поражающих факторов на площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города.

При этом население из зоны ЧС может быть эвакуировано на значительные расстояния от мест постоянного проживания. В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, различают общую и частичную эвакуацию.

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) из зоны ЧС всех категорий населения, частичная – нетрудоспособного населения, детей дошкольного и школьного возраста.

Медико-санитарное обеспечение эвакуации населения.

Значение медико-санитарного обеспечения при проведении эвакуационных мероприятий определяется тем, что, во-первых, необычные для повседневной жизнедеятельности населения условия могут привести к увеличению заболеваемости; во-вторых, резко ухудшаются санитарно-гигиенические условия жизни и быта населения; в-третьих, нарушается действующая система медико-санитарного обеспечения.

Медицинские мероприятия при эвакуации следует организовывать и проводить дифференцированно по отношению к следующим контингентам:

– население, эвакуируемое из района ЧС;

– больные, эвакуируемые вместе с лечебными учреждениями, в которых они находятся на лечении;

– нетранспортабельные больные;

– рабочие и служащие предприятий, находящихся в районе ЧС и продолжающих производственную деятельность.

Подготовку к медико-санитарному обеспечению эвакуируемого населения осуществляют заблаговременно. Ее организуют по территориально-производственному принципу. Подготовка включает:

– планирование медико-санитарного обеспечения эвакуации и подготовку соответствующих (необходимых) сил и средств здравоохранения;

– организацию своевременного оказания медицинской помощи эвакуируемому населению на сборных эвакуационных пунктах, пунктах посадки, в пути следования, на промежуточных пунктах эвакуации, в пунктах высадки, на приемных эвакуационных пунктах и в местах расселения населения в загородной зоне;

– проведение санитарно-профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения,

предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.

Непосредственное руководство медико-санитарным обеспечением осуществляют соответствующие руководители органов управления здравоохранением и службой медицины катастроф административно-территориальных образований в тесном взаимодействии со штабами по делам ГО и ЧС.

На период проведения эвакуационных мероприятий на маршрутах эвакуации разворачивают медицинские пункты с круглосуточным дежурством на них медицинских работников. Медицинские пункты разворачивают в лечебно-профилактических учреждениях по заданию соответствующих органов управления по делам ГО и ЧС.

Задачи медицинского пункта:

– оказание неотложной медицинской помощи заболевшим;

– направление в лечебные учреждения лиц, нуждающихся в госпитализации;

– выявление и кратковременная изоляция инфекционных больных;

– проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

В местах размещения медико-санитарное обеспечение населения осуществляют исходя из следующих расчетов: в военное время на участке с населением 2500 человек, в мирное время на 600 человек – 1 врач и 2 средних медицинских работника; в поликлинике в военное время на 100 больных – 1 врач и 2 средних медицинских работника, в мирное время на 50-60 больных – 1 врач и 1 медицинская сестра.

Эвакуации подлежат не только здоровые люди, но и амбулаторные больные. Особое внимание должно быть обращено на детей, стариков, беременных и на другие категории населения, требующие медицинского наблюдения.

Большое значение для повышения эффективности защиты людей имеют мероприятия, в выполнении которых активное участие принимает служба медицины катастроф:

– обучение населения и спасателей правилам защиты от опасностей, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, в том числе способам оказания первой помощи и мерам профилактики инфекционных заболеваний;

– морально-психологическая подготовка населения и спасателей с целью формирования психологической устойчивости и готовности к активным действиям при ликвидации последствий ЧС, предупреждения паники, нередко усугубляющей последствия ЧС;

– использование защитных сооружений (убежищ, противорадиационных укрытий, приспосабливаемых помещений) как средств коллективной защиты населения, в том числе и для развертывания и обеспечения работы медицинских учреждений в условиях радиоактивного или химического загрязнения территории и др.;

– использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи от загрязнения радиоактивными, химическими веществами, бактериальными средствами;

– соблюдение соответствующих режимов противорадиационной и противохимической защиты, правил поведения;

– проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при проживании (пребывании) на территории, загрязненной радиоактивными и химическими веществами, или в очагах инфекционных заболеваний, представляющих опасность заражения населения и спасателей при ликвидации последствий ЧС;

– проведение мероприятий медицинской защиты – составной части медико-санитарного обеспечения населения и личного состава, участвующего в ликвидации последствий ЧС.

⇐ Предыдущая78910111213141516Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 5435 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/9-72172.html

Глава 7. Основные принципы и способы защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций

7.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

Главной задачейгосударственной системы по предупреждениюи действиям в ЧС является защита населенияот поражающих факторов ЧС.

7.1. Основные принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях

Защита населенияв ЧСпредставляет собой комплекс специальныхмероприятий, проводимых с целью недопустить поражения людей поражающимифакторами ЧС или максимально снизитьстепень их воздействия.

Основнымипринципами ворганизации защиты населения в ЧСявляются:

  • заблаговременность подготовки и осуществление защитных мероприятий на всей территории Республики Беларусь;
  • дифференцированный подход к определению характера, объема и сроков проведения этих мероприятий;
  • комплексность проведения защитных мероприятий для наиболее надежной защиты населения и обеспечения устойчивой работы народного хозяйства.

Заблаговременнаяподготовка включает:

  • накопление фонда защитных сооружений типа убежищ;
  • подготовку и своевременное проведение эвакуационных мероприятий;
  • накопление средств индивидуальной защиты.

Дифференцированныйподходвыражается в том, что характер и объемзащитных мероприятий устанавливаетсяв зависимости от политического,экономического и оборонного значениягородов и объектов народного хозяйства,а также местных условий.

Комплексностьзащитных мероприятийзаключается в эффективном примененииспособов и средств защиты, согласованномосуществлении их со всеми мероприятиямипо выполнению основных задач РС ЧС.

К наиболееоптимальным способам защиты населенияв ЧС относятся:

  • укрытие населения в защитных сооружениях;
  • проведение эвакуационных мероприятий;
  • применение населением средств индивидуальной защиты и медицинских средств защиты.

Наряду с этим вцелях защиты населения проводятся:

    • всеобщее обязательное обучение населения способам защиты и действиям в ЧС;
    • своевременное оповещение населения об угрозе возникновения ЧС;
    • соблюдение режимов поведения на зараженной территории;
    • медицинская разведка, дозиметрический и лабораторный контроль (которую осуществляет CHЛK);
    • защита продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений от заражения СДЯВ, биологическими агентами, радиоактивными веществами;
    • профилактические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия;
    • санитарная обработка людей, специальная обработка одежды и обуви, обеззараживание территории.

7.2. Защитные сооружения: классификация, основные характеристики и принципы размещения населения в зс

Защитнымисооружениями (ЗС)называют инженерные сооружения,предназначенные для защиты населенияот поражающих факторов чрезвычайнойситуации (ЧС).

7.2.1. Классификация защитных сооружений

К защитнымсооружениям относятся: убежища,противорадиационные укрытия (ПРУ) ипростейшие укрытия.

Защитные сооруженияклассифицируются по:

  • защитным свойствам,
  • назначению;
  • месту расположения;
  • срокам строительства;
  • оборудованию;
  • вместимости.

По защитнымсвойствамубежища делятся на 5 классов.

Защитные свойстваубежищ характеризуются величинойнагрузки, которую могут выдержать ихограждающие конструкции при воздействииизбыточного давления ударной волны.

ПРУ по степенизащиты от радиационного воздействияделятся на группы. Защитные свойстваПРУ оцениваются коэффициентом защиты,который показывает во сколько раз ПРУослабляет действие радиации. Они делятсяна 5 групп: 1). 20–50 раз; 2). 50–100 раз; 3).100–150 раз; 4). 150–1000 раз; 5) более 1000 раз.

По назначению:

  • для защиты населения в городах и сельской местности;
  • для размещения органов управления как в зонах возможных разрушений, так и за их пределами (ПУ, узлы связи и т. д.);
  • для размещения лечебных учреждений (стационары для нетранспортабельных больных).

По местурасположения:

  • встроенные;
  • отдельно стоящие.

К встроеннымотносятся защитные сооружения,расположенные в подвальных и цокольныхэтажах зданий. Такие защитные сооруженияполучили большое распространение, ихстроительство экономически болеецелесообразно.

К отдельно стоящим— расположенные вне зданий на безопаснойтерритории.

По срокамстроительства:

  • создаваемые заблаговременно с применением долговечных несгораемых материалов;
  • быстровозводимые с применением местных строительных материалов, сооружаемые с объявлением угрозы возникновения ЧС.

По оборудованию:

  • защитные сооружения с промышленным оборудованием (заблаговременно построенные);
  • защитные сооружения с приспособленным оборудованием.

По вместимости:

    • сооружения малой вместимости (до 600 человек);
    • средней вместимости (от 600 до 2000 человек);
    • большой вместимости (более 2000 человек).

Источник: https://studfile.net/preview/6886906/page:52/

Тема № 9 Основные принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях

7.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

Цель: раскрыть основные принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях, использование чрезвычайных резервов

Ключевые слова: защита населения, техносоциальная среда, оповещение населения,

План

1. Принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

2. Основные мероприятия инженерной защиты населения

3. Транспортировка пострадавших

Принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

1. Заблаговременная подготовка и осуществление защитных мероприятий по всей территории страны. Этот принцип предполагает прежде всего накопление средств защиты человека от опасных и вредных факторов и поддержание их в готовности для использования, подготовку мероприятий по эвакуации населения из опасных зон (зон риска) и использование защитных сооружений.

2. Комплексность проведения защитных мероприятий для создания безопасных условий во всех сферах деятельности человека в любых условиях.

Данный принцип обуславливается большим разнообразием опасных и вредных факторов среды обитания и заключается в эффективном применении способов и средств защиты от последствий стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф, а также от современных средств поражения, согласованном осуществлении их со всеми мероприятиями по обеспечению безопасности жизнедеятельности в современной техносоциальной среде.

3. Дифференцированный подход к определению характера, объема и сроков проведения этих мероприятий в зависимости от вида источников опасных и вредных факторов, характерных для данного региона, а также от местных условий.

Мероприятия гражданской защиты по предупреждению чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом вероятности их возникновения и возможного ущерба от них.

К общим мероприятиям гражданской защиты по предупреждению ЧС относятся:

1) организация систем мониторинга, оповещения гражданской защиты, защиты территорий и объектов от чрезвычайных ситуаций;

2) разработка:

планов по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

паспортов безопасности;

каталогов угроз ЧС природного и техногенного характера;

мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов;

мероприятий по жизнеобеспечению населения при возможных ЧС;

3) разработка паспортов акваторий водных объектов;

4) создание и использование чрезвычайных резервов, внесение предложений в соответствующие государственные органы;

5) создание резерва финансовых ресурсов, запасов продовольствия, лекарственных средств, материально-технических средств и временного жилья для населения;

6) информирование и пропаганда знаний в сфере гражданской защиты;

7) планирование застройки территорий с учетом возможных чрезвычайных ситуаций;

8) сейсмостойкое строительство и сейсмоусиление зданий и сооружений в сейсмоопасных регионах;

9) обеспечение готовности органов управления, сил и средств гражданской защиты к ликвидации ЧС и их последствий;

10) разработка планов действий и проведение учений, тренировок, занятий по готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

11) профессиональное обучение граждан в сфере гражданской защиты, подготовка руководящего состава и специалистов органов управления гражданской защиты и обучение населения в сфере гражданской защиты;

12) научные исследования, прогнозирование и оценка опасности возможных ЧС, а также их социально-экономических последствий;

13) разработка и реализация мер по предупреждению на опасных производственных объектах вредного воздействия опасных производственных факторов и их последствий;

Мероприятия,проводимые приликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера В целях оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации при их возникновении органами управления гражданской защиты в пределах своей компетенции проводятся:

1) анализ сложившейся обстановки, определение масштаба распространения чрезвычайной ситуации, предварительная оценка людских потерь и материального ущерба;

2) оповещение населения;

3) оценка возможного развития чрезвычайной ситуации, обобщение данных об обстановке и подготовка аналитических материалов;

4) оперативное направление сил и средств гражданской защиты в соответствии с планом действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

5) управление силами и средствами гражданской защиты при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ, принятие необходимых экстренных мер и управленческих решений по вопросам ликвидации чрезвычайной ситуации;

6) координация действий и организация взаимодействия сил и средств гражданской защиты, привлекаемых к ликвидации чрезвычайной ситуации;

7) мероприятия по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях, в том числе использование запасов материально-технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в зависимости от масштаба распространения;

8) контроль за состоянием сил и средств гражданской защиты, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с планом действий по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного характера разработан и осуществляется комплекс мероприятий.

Все мероприятия можно разделить на две группы: заблаговременные мероприятия – те, которые проводятся для предупреждения чрезвычайных ситуаций и уменьшения ущерба то них, и оперативные мероприятия – те, которые проводятся при непосредственной угрозе чрезвычайных ситуаций и во время ЧС.

К заблаговременным мероприятиям относят:

-построение сети предсказания стихийных бедствий;

-построение защитных сооружений;

-создание запасов материальных средств для ликвидации последствий ЧС;

-обучение населения правилам безопасного поведения в условиях ЧС;

-подготовка аварийно-спасательных формирований;

и многие другие мероприятия.

К оперативным мероприятиям относятся:

-оповещение населения о чрезвычайной ситуации;

-укрытие населения и материальных средств от поражающих факторов ЧС;

-эвакуация населения и материальных средств в безопасных районах;

-проведение работ по ликвидации последствий ЧС;

и другие мероприятия, зачастую индивидуальные для различных ЧС.

В комплекс заблаговременных и оперативных мер по защите населения в чрезвычайных ситуациях входят мероприятия инженерной защиты. По оценкам специалистов, эти мероприятия способны обеспечить снижение возможных людских потерь и материального ущерба примерно на 30 %, а в сейсмо–, селе–и лавиноопасных районах – до 70 %.

Инженерная защита планируется и осуществляется на основе оценки возможной опасности; учета категорий защищаемого населения; результатов инженерно–геодезических, геологических, гидрометеорологических исследований; схем инженерной защиты территорий (генеральных, детальных, специальных); учета особенностей использования территорий.

Основными мероприятиями инженерной защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются:

• укрытие людей и материальных ценностей в существующих защитных сооружениях гражданской обороны и в приспособленном для защиты подземном пространстве городов;

• использование для жилья, работы и отдыха жилых, общественных и производственных зданий, возведенных с учетом сейсмичности соответствующих территорий;

• использование отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных зданиях на территориях, прилегающих к радиационно и химически опасным объектам;

• укрытие семей и трудовых коллективов в квартирах и производственных помещениях, в которых в оперативном порядке проведена самостоятельная герметизация;

• предотвращение разливов аварийно химически опасных веществ (АХОВ) путем обваловки или заглубления емкостей;

• возведение и эксплуатация инженерных сооружений для защиты от опасных природных явлений и процессов.

Перевозка больных, транспортировка больных, медицинская эвакуация.

Осуществляется в виде доставки пострадавшего или больного, после оказания ему первой медицинской, или первой врачебной помощи, на следующий этап медицинской эвакуации, где ему может быть оказана квалифицированная медицинская помощь.

Неумелая транспортировка пострадавших и больных может усугубить тяжесть их состояния и привести к развитию болевого шока. Чтобы этого не произошло, извлекать из-под обломков, из автомобиля, поднимать и укладывать пострадавшего на носилки следует вдвоем или втроем. Еще лучше, если помощь оказывают четыре-пять человек.

Поднимать пострадавшего следует всем одновременно и так, чтобы позвоночный столб оставался прямым.

При переломе позвоночника, травме груди уложите пострадавшего на твердое основание— носилки, щит и обязательно НА СПИНУ, но не несите его к носилкам, а их поднесите к пострадавшему. ОПАСНО транспортировать пострадавшего, находящегося без сознания, в состоянии шока, при сильных кровотечениях, открытых переломах до оказания первой медицинской помощи.

При транспортировке следует придать пострадавшему позу (а при необходимости зафиксировать), рекомендованную при тех или иных болезнях:

а) лежа на спине — находящимся в сознании, с ранениями головы, позвоночника и конечностей;

б) лежа на животе — с ранениями позвоночника, когда пострадавший находится без сознания;

в) лежа на спине с согнутыми в коленях ногами — при открытых ранениях брюшной полости, при переломе костей таза;

г) лежа на спине с приподнятыми нижними конечностями и опущенной вниз головой — раненым со значительной кровопотерей и при шоке;

д) в положении на боку — раненым, находящимся в бессознательном состоянии, если нет другого выхода;

е) полусидя с вытянутыми ногами — при ранениях шеи, при значительных ранениях верхних конечностей;

ж) полусидя с согнутыми коленями (под колени уложить валик-опору) — с ранениями мочеполовых органов, кишечной непроходимостью и при других внезапных заболеваниях брюшных органов и травмах полости, при ранении грудной клетки.

В положении лежа на спинетранспортируют пострадавших с ранениями головы, с повреждениями черепа и головного мозга, позвоночника и спинного мозга, при травме живота, переломах костей таза и нижних конечностей.

В случаях перелома позвоночника носилки должны быть жесткими, на мягкие следует положить деревянный щит, доски, лист фанеры, чтобы тело не провисало и позвоночник не прогибался. Если подложить нечего, то пострадавшего укладывают на мягкие носилки животом вниз.

Пострадавшего с травмой коленного сустава, голени, стопы можно переносить на руках. Если же у него перелом бедра, то транспортировать его следует только на носилках.

В полусидячем положениирекомендуется перевозить пострадавших с травмой грудной клетки или с подозрением на такую травму.

Также и при заболеваниях, сопровождающихся одышкой (астма, эмфизема легких), переносить пострадавшего или больного надо в полусидячем положении. Если он будет лежать, усилится легочная недостаточность.

В пути надо следить, чтобы не сместилась наложенная шина, не сбилась повязка. В холодное время года пострадавшего следует тепло укрыть.

В случае тяжелой травмы черепа, особенно если пострадавший без сознания, уложите его на бок и, перенося, старайтесь избежать тряски.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

2. Основные мероприятия инженерной защиты населения

3. Транспортировка пострадавших (в случаях перелома позвоночника)

Список рекомендуемой литературы

1. О гражданской защите. Закон Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года № 189 – V ЗРК / Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики казахстан «Әділет»http//adilet.zan.kz

2. Безопасность жизнедеятельности/под ред.О.Н.Русака. – СПб.: Лань, М.: Омега-Л, 2004.-448 с.

3. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: учебник для населения// Н.АКрючек, В.Н.Латчук, Мирнов С.К.; под общ, ред.Г.Н.Кириллова. –М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.-264 с.

4. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов/ Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, А.Л.Михайлов, А.В.Старостенко и др.-СПб.: Питер, 2006.-302 с.

5. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территории при ЧС: уч. Пособие/В.В.Денисов, И.А.Денисова, В.В.Гутенев, О.И.Монтвилла. – М.: Март, Ростовн/Д:МарТ, 2003.-608 с.

6. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: учеб.пособие/В.А.Акимов, Ю.Л.Воробьев, М.И.Фадеев и др.- изд.2-е, перераб.-М.: Высшая школа, 2007.-592 с.

7. Аварии и катастрофы. Предупреждение и ликвидация последствий. Учебное пособие: в 6 т./Под редакцией В.А.Котляревского. – М.: АСВ, 2003

7.Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств: учебн.пособие для вузов/П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л.Пономарев и др.-4-е изд, перераб.-М.: Высшая школа, 2007.-335с.: ил

8. Балабас Л.Х. основы жизнедеятельности: учебник/ Л.Х.Балабас, Ж.К.Аманжолов.-Астана: Фолиант, 2008.-232с.

9. Абдрахманов С.К. О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Республике Казахстан. Информационно-справочное пособие.-Алматы, 2008.-375

10.Сборник нормативных правовых актов о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Книга 1. Законы Республики Казахстан

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/43626.html

Статья 7. Основные принципы и способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | ГАРАНТ

7.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

Статья 7. Основные принципы и способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Заблаговременные мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, включают:

– анализ обстановки и прогнозирование возможных ЧС;

– организацию государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от ЧС;

– организации государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

– участите в лицензировании и декларировании безопасности промышленной деятельности;

– планирование и осуществление мероприятий по предупреждению ЧС;

– разработку и обеспечение реализации правовых нормативных актов по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

1. Служба наблюдения и лабораторного контроля

Наблюдение и контроль за состоянием и зараженностью окружающей среды, продуктов питания, воды, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений радиоактивными, отравляющими (ядовитыми) веществами и бактериальными средствами, другими опасными веществами и микроорганизмами, организуются и проводятся учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК), которые являются составной частью сил и средств ОП РСЧС. Выполнение стоящих перед ней задач является обязательным для всех организаций независимо от Форм собственности и ведомственной принадлежности. Общее руководство областной СНЛК возлагается на руководителя службы. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляется руководителями ведомств и организаций, включенных в структуру СНЛК.

2. Инженерная защита

Инженерная защита населения области – комплекс мероприятий по обеспечению укрытия и жизнедеятельности населения в защитных сооружениях ГО (ЗС ГО) при угрозе возникновения ЧС с целью предотвращения или максимального снижения его поражения (потерь).

Укрытие населения в ЗС ГО – основной способ защиты населения в условиях ЧС военного характера и один из способов его защиты от ЧС мирного времени.

Оно осуществляется в тех случаях, когда, несмотря на принимаемые меры превентивного характера, возникает реальная угроза жизни и здоровью людей, а использование других способов защиты невозможно или малоэффективна.

3. Радиационная и химическая защита населения

Радиационная и химическая защита населения предусматривает:

– заблаговременное накопление и поддержание в готовности средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля на пунктах управления ГО, на складах мобилизационного резерва государственного предприятия ГО области, в организациях независимо от форм собственности;

– создание запасов средств радиационной и химической защиты в организациях: 100% противогазов для всех лиц, работающих в мирное время, остальных средств по табелям (нормам) оснащения невоенизированных формирований ГО и защитных сооружений;

– обеспечение средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи рабочих, служащих химически опасных объектов и аварийно-спасательных служб и Формирований, предназначенных для ликвидации (локализации) последствий аварий с выбросом (утечкой) сильнодействующих ядовитых веществ;

– заблаговременное приспособление объектов коммунально-бытового обслуживания и транспортных предприятий для проведения специальной обработки одежды, имущества и транспорта.

4. Медицинская защита

Медицинская защита направлена на предотвращение или уменьшение тяжести поражения людей, своевременное оказание всех видов медицинской помощи пострадавшим, их лечение, обеспечение эпидемического благополучия в районах ЧС и предусматривает:

– подготовку сил и средств медицинской службы, поддержание их в готовности для медицинского обеспечения мероприятий по ликвидации последствий ЧС;

– создание запасов лекарственных средств и изделий медицинского назначения для экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, исходя из потребности организованных в регионах специализированных бригад и возможной прогнозируемой обстановки;

– заблаговременное накопление на 100 % установленного контингента и поддержание в готовности медицинских средств индивидуальной защиты на складах мобрезерва государственного предприятия ГО области, в организациях независимо от форм собственности;

– использование при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций для оказания первой врачебной помощи пораженным и больным, а также для проведения неотложных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий всех находящихся в районе чрезвычайной ситуации лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических учреждений независимо от их ведомственной подчиненности;

– передачу в оперативное подчинение областной службе медицины катастроф (на весь период ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций) департамента здравоохранения Администрации Ростовской области, расположенных на территории области сил и средств медицинских учреждений и формирований ГУВД области, СКИД, ВДРП, других подведомственных учреждений и ведомств, предназначенных для этой цели.

5. Эвакуация населения

Эвакуация населения – комплекс мероприятий по организованному вывозу и выводу населения из зон чрезвычайных ситуаций или вероятных чрезвычайных ситуаций, а также жизнеобеспечение эвакуированных в районе размещения. Общее руководство проведением эвакуации осуществляется эвакуационными комиссиями.

Источник: https://base.garant.ru/9910278/c02ed83eeec4271d71b8a342b4cd7a76/

Основные способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях

7.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

В обычных условиях жизнедеятельности граждане самостоятельно обеспечивают свою безопасность.

Но в чрезвычайных ситуациях (ЧС) эта ответственность перекладывается на структуры гражданской обороны, которые также могут подключать к защите и другие ведомства в зависимости от конкретных задач.

Так или иначе, порядок действий базируется на основных способах защиты населения, затрагивающих самые разные аспекты поддержания достаточного уровня безопасности.

Принципы защиты граждан при ЧС

Независимо от проводимых защитно-спасательных мероприятий, службы обеспечения безопасности должны руководствоваться следующими принципами:

  • Заблаговременное планирование операций, направленных на защиту граждан, и проведение их во всех населенных пунктах, входящих в зону риска.
  • Предупреждение ЧС, а также минимизация ущерба и потерь при их возникновении.
  • Планирование и осуществление мероприятий по защите населения при ЧС производится с учетом местных экономических, природных и других характеристик, которые могут повлиять на эффективность осуществления работы.
  • и объем защитных мероприятий должны определяться исходя из принципов достаточности и физической возможности применения конкретных сил и средств с учетом имеющейся ресурсной базы.
  • В ликвидации ЧС участвуют силы гражданской обороны, выделяемые органами местного самоуправления с поддержкой исполнительной власти на региональном уровне.

Основные способы защиты населения

При конкретных ЧС набор мероприятий и действий может быть разным.

Все они будут ориентироваться на недопущение и максимальное сокращение рисков поражения людей, однако способы, объем и характер защитных мер может отличаться в зависимости от обстановки и условий происшествия.

Если говорить о тактике комплексного действия, то с большей долей вероятности будут применяться следующие способы и средства защиты:

  • Своевременное информирование. Применяются различные сигналы оповещения населения.
  • Укрытие людей в защищенных объектах.
  • Применение индивидуальных средств защиты.
  • Мероприятия по защите населения от биологических, радиационных и химических угроз.
  • Эвакуационные мероприятия.
  • Восстановительные мероприятия, оказание медицинской помощи и гуманитарной поддержки.

Вместе с этим по возможности может организовываться профилактическое обучение населения, разведывательные действия, создание резервных каналов поставки продовольствия и наладка коммуникационных сетей.

Своевременное оповещение населения

Целью информирования людей через средства оповещения является доведение распоряжений и оперативных сведений о разного рода угрозах и действиях (заражении, затоплении, радиационной опасности, эвакуации и т. д.).

Современные технологии дают возможность незамедлительного оповещения не только об угрозе как таковой, но и о времени, месте и темпах движения ее носителя.

По расчетам специалистов МЧС РФ, сигналы оповещения позволяют людям укрыться за 10-15 мин после информирования. Это снижает потери с 85% до 5% в среднем.

Что касается применяемых сигналов, то сегодня используются такие виды связи, как радиовещание, телевидение, специальная беспроводная аппаратура и другие средства донесения информации с помощью световых и звуковых источников.

В городах для целей массового информирования используют квартирную радиотрансляционную сеть и громкоговорящую связь, подключенную к единому пульту. оповещений может быть разным в зависимости от условий тревожной ситуации.

Как правило, даются конкретные указания о порядке действий, оговаривается время наступления опасности и т. д.

Помимо общих информационных сообщений, существует ряд тревожных сигналов, которые применяются для оповещения о непосредственной опасности использования химического, ядерного и бактериологического оружия. К таким сигналам относят следующие:

  • «Воздушная тревога». Сигнал предназначен для населения конкретного территориального пункта, который находится в зоне риска поражения противником. Оповещение осуществляется через радиотрансляционную сеть и сопровождается звуками сирен.
  • «Химическая тревога». Этот сигнал оповещает о конкретных угрозах бактериологического или химического нападения. Это значит, что необходимо надеть противогаз и немедленно найти укрытие. В случае угрозы бактериологического нападения в рамках оповещения даются дополнительные инструкции о дальнейших действиях.
  • «Радиационная опасность». Сигнал предназначается населенным пунктам, в направлении которых движется радиоактивное облако. Тем, кому адресуется данное оповещение, необходимо воспользоваться ватно-марлевой повязкой и респиратором, после чего укрыться в противорадиационном убежище.
  • «Отбой воздушной тревоги». Трансляция данного сигнала означает, что с разрешения комендантов убежище можно покинуть. В местах, пораженных оружием массового действия, передаются сведения о сложившейся ситуации, режимах поведения и мерах, направленных на ликвидацию атаки.

Виды мероприятий по защите населения

Для начала стоит выделить две классификации мер, связанных с природой ЧС и характером применяемых средств защиты.

В первом случае разделяют способы защиты в зависимости от техногенного или природного происхождения угрозы, а во втором делят их на принудительные и оперативные действия.

В каждом случае выбор конкретных мероприятий производится в зависимости от расселения людей на территории, природно-климатических условий, экономических возможностей и других факторов. Комплексные системы защиты населения предусматривают выполнение следующих мероприятий:

  • Инженерная защита населения.
  • Операции, направленные на защиту от радиационных и химических угроз.
  • Медицинские мероприятия.
  • Подготовка населения для защиты от ЧС.

Эвакуационные мероприятия

Один из базовых способов обеспечения защиты населения в случае ЧС. Наиболее эффективна эвакуация при радиоактивном загрязнении и катастрофическом затоплении местности. цель этого способа защиты заключается в организованном перемещении определенной группы людей и по возможности материальных ценностей в безопасные зоны. Существуют следующие классификации способов эвакуации людей:

  • По средствам перемещения – транспортом, пешим ходом, комбинированными способами.
  • По виду опасности – из зон биологического, химического, радиоактивного заражения, затопления, сильных разрушений и т. д.
  • По удаленности – эвакуация может быть локальной (в рамках города, поселка или района), местной (в пределах муниципального образования РФ), государственной (в границах РФ).
  • По временным показателям – временная (с возможностью возвращения на покинутое место через несколько дней), среднесрочная (до 30 дней), продолжительная (более 30 дней).

Потребность в эвакуации населения, способы ее проведения и сроки определяет местная комиссия по ЧС. Основанием для таких действий может стать выявленная и оцененная по ранее подготовленным нормативным критериям угроза жизни людей.

Укрытие в защитных сооружениях

Инфраструктура городских населенных пунктов должна предусматривать возможность местного укрытия в защищенных сооружениях. Это важно в случае затруднения полной эвакуации населения.

Защитное сооружение представляет собой инженерную конструкцию, предназначенную для временного укрытия людей, техники и материального имущества от опасностей природного и техногенного характера.

На сегодняшний день основной способ защиты населения в виде укрытия предполагает эвакуацию в убежища открытого и закрытого типа. К первым относятся траншеи и щели, а ко вторым – специальные противорадиационные укрытия.

Техническая организация укрытий

Фонды защитных сооружений наращиваются разными способами. Для размещения объектов хозяйственного, производственного и социально-бытового назначения с возможностью обеспечения внешней защиты могут осваиваться подземные городские пространства.

Ставятся на учет также подвальные и другие мелкозаглубленные помещения наземных сооружений.

Естественные полости, горные выработки и шахты метрополитенов после соответствующего дооборудования могут использоваться в организации защиты населения и материальных средств в угрожаемый период.

Для всех объектов из фонда защитных городских укрытий действуют определенные требования к условиям содержания людей, которые касаются санитарно-гигиенических правил. Также к основным требованиям относится возможность подготовки укрытия к приему населения за 12 ч с момента оповещения.

В процессе осуществления эвакуации и обеспечения локальной защиты, в зоне угрозы необходимо использование средств индивидуальной защиты (СИЗ). Их может представлять один или группа предметов, которые служат для препятствования действия биологических, химических радиоактивных веществ на одного человека.

К наиболее распространенным средствам защиты населения такого типа можно отнести противогазы, тканевые маски, респираторы и ватно-марлевые повязки. По защищаемым органам выделяют СИЗ для кожных покровов и органов дыхания. Для такого рода защиты могут использоваться и бытовые материалы.

Например, одежда, изготовленная из прорезиненных изолирующих тканей, обеспечит защиту от вредных воздушных примесей.

Оказание медицинской помощи

В общем комплексе защитных мероприятий проводятся и медицинские действия. Они могут осуществляться в рамках лечебных, санитарно-гигиенических и профилактических мер, направленных на минимизацию влияния поражающего эффекта на людей. и объем медицинских действий будет зависеть от условий текущей обстановки и характеристик поражающих факторов.

Например, обеспечение защиты населения в рамках лечебно-профилактических мероприятий может выполняться с помощью радиозащитных препаратов, дезинфицирующих растворов, противобактериальных, обезболивающих и перевязочных средств. В числе табельных медсредств также стоит выделить индивидуальную аптечку, противохимический пакет и перевязочный набор.

Заключение

Технологическое развитие коммуникаций и средств коллективной защиты на сегодняшний день позволяет эффективно справляться с выполнением задач гражданской обороны в условиях ЧС.

Хотя основные способы защиты населения по-прежнему сводятся к своевременному оповещению, проведению эвакуации и применению СИЗ, появляются и модифицированные способы защиты от современных угроз и вызовов. Например, разрабатываются новые требования к организации убежищ, предназначенных для изоляции от поражающего действия ядерных и химических факторов.

Меняются и подходы к коммуникационной организации проведения защитных мероприятий, что позволяет экономить больше времени на оповещение население и подготовку инструктажей.

Источник: https://FB.ru/article/380909/osnovnyie-sposobyi-zaschityi-naseleniya-v-chrezvyichaynyih-situatsiyah

Бжд рефе … чс. основные принципы и способы защиты населения в чс

7.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

Подборка по базе: Анализ эффективности защиты компьютера от вредоносных программ, 02 СПОСОБЫ ЗАКУПОК.pptx, Тема Таксационные измерения и способы таксации.PDF, Панин В.Ф. Конспект лекций по учебной дисциплине Теоретические о, Факторы профессиональной девиации и способы их профилактики..doc, Раздел 1.1. Презентация 1. Задачи и принципы КС.

pdf, КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ПРОДУКЦИИ.pdf, Курсовая работа история развития социальной защиты в России.docx, 31.01 Послание президента основные тезисы.docx, Тема 2.1. Основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях.docx.

Министерство образования Российской ФедерацииКазанский государственный архитектурно-строительный университетКафедра технологии строительного производстваРЕФЕРАТПо дисциплине: Безопасность жизнедеятельностина тему:«Основные принципы и способы защиты населения в ЧС» Галиев Р. Р. Проверил: к.п.н.Кашина С.Г.

Введение…………………………………………………………………………… 31.Основы управления безопасностью населения……………………………… ..42. Нормативно-правовая база по безопасности населения и территорий в ЧС……………………………………………………………………63. Психология руководства массами и профилактика паники в условиях ЧС………………………………………………………………………84.

Основные принципы и способы защиты населения…………………………135. Структура гражданской обороны ……………………………………………166. Планирование и финансирование мероприятий ……………………………..187.

Расчет структурных составлющих ущерба при ЧС и порядоких определения, расчет прямого и косвенного ущерба припрогнозировании и анализе последствий ЧС, определение величины страхового фонда………………………………………………………218. Оказание первой медицинской помощи при ЧС……………………………..24Заключение…………………………………………………………………………28Список использованной литература……………………………………………..29

Введение

Проблемы обеспечения безопасности населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) на сегодняшний день весьма актуальны.

В этой связи вполне естественно стремление человека и общества овладеть ситуацией, наладить контроль, прогнозирование и предотвращение ЧС, поставить соответствующие технические и правовые барьеры в отношении подобных ситуаций.

Построение оптимальной основы безопасности предполагает вовлечение в нее и участие разнообразных сфер законотворчества и деятельности, а именно, системы государственного регулирования, предполагающей распределение объема полномочий контролирующих и подотчетных органов государственной власти и местного самоуправления, лицензирование потенциально опасных видов деятельности, построение и оптимизацию системы нормативов допустимого загрязнения, создание базы административной ответственности и штрафных санкций на уровне правонарушения.

1.Основы управления безопасностью населения, территорий, объектов экономики

Правовая основа защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций регулируется Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принятым Государственной Думой 11 ноября 1994 г.

    Закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ (далее – население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее – территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.    Действие закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    Расходы, связанные с реализацией названного закона, покрываются в пределах и за счет ежегодно выделяемых на эти цели материальных, финансовых и иных средств федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, администрациями предприятий, учреждений, организаций.

    Реализация требований закона осуществляется органами исполнительной власти всех уровней, администрациями предприятий, учреждений и организаций, созданными и действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач по защите населения и территорий.    Законом определены три основные цели в области защиты населения и территорий:    Предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций.    Законом также определены основные понятия в области защиты населения и территорий:

    Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения;
    Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действий характерных для них опасных факторов;
    Зона чрезвычайной ситуации – это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.Обеспечение устойчивой работы объектов экономики в условиях ЧС мирного и военного времени является одной из основных задач российской системы предупреждения и действий в ЧС.

Под устойчивостью функционирования объекта экономики понимают способность их в чрезвычайных ситуациях противостоять воздействию поражающих факторов с целью поддержания выпуска продукции в запланированном объеме и номенклатуре; предотвращения или ограничения угрозы жизни и здоровья персонала, населения и материального ущерба, а также обеспечения восстановления нарушенного производства в минимально короткие сроки. На устойчивость работы объекта экономики в ЧС влияют следующие факторы:

— надежность защиты персонала;— способность противостоять поражающим факторам основных производственных фондов;— технологического оборудования, систем энергообеспечения, материально-технического обеспечения и сбыта;— подготовленность к ведению спасательных и других неотложных работ и работ по восстановлению производства, а также надежность и непрерывность управления.

2.Нормативно-правовая база по безопасности населения и территорй в чс

Важное место в государственной политике отводится нормативно–творческой деятельности в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

К настоящему времени по этим вопросам разработан ряд федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации и других нормативных документов.

В Законе Российской Федерации «О безопасности», принятом в 1992 г.

дано определение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз. Этим законом определены субъекты безопасности и пути ее достижения.

Общие для Российской Федерации организационно–правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории нашей страны, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены в Федеральном законе РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».Этот закон установил основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий, а также и разграничение этих полномочий, вопросы государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в этой области, порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также необходимость создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На основании этого закона разработаны соответствующие законы в субъектах Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и функционирования РСЧС.

Федеральным законом РФ «Об аварийно–спасательных службах и статусе спасателей» впервые было введено понятие «профессиональный спасатель» и установлены общие организационно–правовые и экономические основы создания и функционирования аварийно–спасательных служб и аварийно–спасательных формирований на территории Российской Федерации, а также определены отношения между различными органами, организациями и иными юридическими лицами, связанные с деятельностью аварийно–спасательных служб, права, обязанности и ответственность спасателей и основы государственной политики в области их правовой и социальной защиты.

Федеральный закон РФ «О гражданской обороне»определил задачи в области гражданской обороны и правовые основы их выполнения, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно–правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

Ряд принципиальных положений, определяющих порядок и организацию защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, содержится в других законах.

К этим законам, прежде всего, следует отнести Федеральные законы РФ «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О санитарно–эпидемическом благополучии населения», «О чрезвычайном положении», «О военном положении».Вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, нашли отражение также в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Трудовом кодексе Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрине Российской Федерации, «Основах единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны» и других документах.В целях практической реализации требований законов разработано, принято и действует большое количество нормативных правовых документов. На сегодня только органы исполнительной власти субъектов РФ приняли свыше 1000 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в этой сфере.Сегодня можно констатировать, что в нашей стране сформирована единая законодательная и нормативная правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в которой четко определены основные направления государственной политики в данной области.

3.Психология руководства массами и профилактика паники в условиях ЧС

1. Основу профилактики любых явлений, тем более псиu001fхологических, составляет анализ людьми особенностей возникu001fновения и течения различных форм индивидуальных и колu001fлективных реакций страха (паники).

Структуру формироваu001fния знаний составляют научные исследования проблемы и доu001fведение этих знаний не только до специалистов по безопасu001fности, но и до руководителей предприятий и всего народа.

Основу для этой деятельности составляют знания, излагаемые в период учебы в средней школе, при обучении технической специальности и т. п.

Даже в «Немецкой идеологии» отмечали значение духовного, нравственно-психологического развития людей: «Отсюда, понятно, следует, что развитие индивида обусловлено развитием других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, и что различные пополнения индиu001fвидов, вступающих в отношения друг с другом, связаны между собой, что физическое существование позднейших поколений определяется их предшественниками, что эти позднейшие поu001fколения наследуют накопленные предшествовавшими поколеu001fниями производственные силы и формы обучения… словом, мы видим, что история отдельного индивида отнюдь не может быть оторвана от истории предшествовавших или современu001fных ему индивидов, а определяется ею» [65].2. Профотбор лиц для работы на опасных видах труда и особенно руководителей производственных коллективов. В Европе более двухсот лет существует деятельность по професu001fсиональной ориентации лиц. К. Маркс указывал, что сущестu001fвуют личности с повышенным уровнем риска. Имеющийся у нас многолетний опыт позволяет утверждать положение о наu001fличии лиц (психопатия, нервность), склонных к созданию неu001fсчастных случаев и к неадекватным действиям в угрожающей ситуации.3. Обучение проблемам обеспечения безопасности и восu001fпитательная работа по формированию в сознании людей осu001fторожности, предупреждению и разумному поведению в аваu001fрийных и чрезвычайных ситуациях. Человек, работающий на опасных производствах, должен:- знать свои обязанности по профилактике ЧС и нести ответственность не только за возникновение несчастных слуu001fчаев, но и за характер своих действий при руководстве массами при пожарах и других ЧС;- иметь психологическую готовность к действиям и ЧС, в сознании людей должно быть понятие, что взрыв, пожар или другие явления – это реальная опасность, и быть готовым не только для профилактики, остановки катастрофического процесса, но и для руководства массой людей;- знать графики работы и схемы действий в критических ситуациях;- участвовать не только в деловых играх, но и в аварийu001fных играх, что будет способствовать познанию проблемы и формированию автоматизма действий в устрашающей ситуаu001fции.4. Основной задачей в ЧС и во время катастрофы являu001fется сохранение спокойствия людей и быстрая разумная деятельность. Это достигается информационными средствами и примером действий окружающих лиц. Люди должны знать и получать напоминание о том, что народ в условиях давки гибнет.5. Руководство массой составляет основу профилактики паники. Паническая реакция – это всегда индукция страха, утрата степени сознательного руководства и случайный захват «руководства» действиями людей, находящихся в состоянии страхаи действующих бессознательно, автоматически. Эти лица яркостью поступков и речи (крик) возбуждают окружающих и фактически увлекают за собой лиц, находящихся в связи со страхом в состоянии суженного сознания и действующих автоматически, без должной оценки ситуации.

В состоянии страха люди легко поддаются управлению и могут быть привлечены в условия объективной и безопасной деятельности. Если руководство массой осуществляется сознательной личностью, то люди сохраняют способность разумных действий и зашиты своей жизни.

6. Необходимо знать, что особую роль по профилактике страха осуществляет деловая занятость (должность) человека и демонстрация организованности действий окружающих лиц. Антуан де Сент-Экзюпери фактически касался этой проблемы: «Действие спасает от смерти. Оно спасает и от страха, и от слабостей, даже от холода и болезней». Летчик, управляя саu001fмолетом, отвлекается от страха, также меньше испытывает страх человек, выполняющий служебные и технические обяu001fзанности, в процессе труда личность фиксируется на нем, и страх им владеет в ограниченной степени. Солдаты, призванu001fные спасать детей при повторных толчках землетрясения, не испытывали страха, как ничем не занятые люди.7. В острой ситуации или угрожающей обстановке необu001fходимо убирать (фиксировать) людей, способных индуцироu001fвать страх и вовлечь людей в опасную деятельность. Их влияu001fние на окружающих должно быть приостановлено. Иначе может произойти индукция (передача) их действий в массу людей.8. В структуре руководства массой людей большую роль играет техническое оснащение (мегафон), световые и звуковые сигналы, указатели выходов, направления движения и т. п. средства. В музее в случае ЧС включается звуковая информация (радио), которая успокаивает людей и руководит их действиями в зависимости от места нахождения посетителей и направления выхода. Отсутствие на улице передатчика звука у пожарной команды, осуществляющей мероприятия по спасению людей при крупном пожаре в Ленинградской гостинице, не предупредило выпрыгивание людей в окна с 6 – 8 этажа и их гибели. Наблюдается и обратная деятельность людей в состоянии страха. В случае пожара ставится предохранительная сетка, на которую может выпрыгнуть человек с различной высоты. Но были случаи, когда люди сгорали, но не совершали из-за боязни безопасного прыжка. В этой обстановке также нужна система звукового руководства массами и личностями при ЧС различного происхождения.

4.Основные принципы и способы защиты населения

Защита населения в чрезвычайных ситуациях(ЧС) – это совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов ЧС,Защита населения от ЧС является важнейшей задачей Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), исполнитель­ных органов государственной власти, а также местного самоуправления всех уровней, руководителей предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности.Защита населения от ЧС в Российской Федерации является общегосударствен­ной задачей. Государственной Думой 11,11.94 принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера». Законом определены организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на всей территории страны.

Основные принципы защиты населения:

• защите от ЧС подлежит все население Российской Федерации, а также иностран­ные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России;• мероприятия по подготовке к защите населения проводятся заблаговременно по территориально-производственному принципу и одновременно от ЧС всех видов – природного, техногенного, военного характера и др.;

• мероприятия по защите населения планируются и осуществляются диффе­ренцированно с учетом военно-экономического и административно-полити­ческого значения конкретных районов, городов и объектов экономики; осо­бенностей заселения территории; продолжительности и степени возможной и реальной опасности, создаваемой ЧС; природно-климатических и других ме­стных условий;

• объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения определяются исходя из принципа разумной достаточности, экономических возможностей их реализации, степени потенциальной опасности технологий и производства, состояния спасательных служб;• в целях рационального расходования ресурсов максимально эффективно (по двойному назначению – в производственных интересах и для защиты населе­ния) используются имеющиеся и создаваемые здания и сооружения, техниче­ские средства и имущество.Основным объектом защиты в ЧС является человек с его правами на жизнь, здо­ровье, а также сохранение имущества. Вместе с тем каждый человек должен сам за­ботиться о собственной безопасности. Граждане Российской Федерации обязаны уча­ствовать в мероприятиях по защите от ЧС и получать для этого необходимые знания.

Защита достигается проведением до и после возникновения ЧС следующих ме­роприятий:

• прогноз возможных ЧС и последствий их возникновения для населения;• непрерывное наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды;• оповещение (предупреждение) населения об угрозе возникновения и факте ЧС;• эвакуация людей из опасных зон и районов;• инженерная, медицинская, радиационная и химическая защита;• применение специальных режимов защиты населения на загрязненной (зара­женной) территории;• оперативное и достоверное информирование населения о состоянии его защиты от ЧС, принятых мерах по обеспечению безопасности, прогнозируе­мых и возникших ЧС, порядке действий;• подготовка к действиям в ЧС населения, руководителей всех уровней, персонала предприятий, организаций и учреждений, а также органов управления и сил РСЧС;• проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах ЧС и очагах поражения• обеспечение защиты от поражающих факторов ЧС продовольствия и воды;создание финансовых и материальных ресурсов на случай возникновения ЧСБольшое значение для эффективности защиты людей имеют следующие мероприя­тия, в выполнении которых активное участие принимает служба медицины катастроф:

• обучение населения и спасателей правилам защиты от опасностей, вызван­ных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизо-отиями, в том числе способам оказания первой медицинской помощи и ме­рам профилактики инфекционных заболеваний;

• морально-психологическая подготовка населения и спасателей с целью фор­мирования психологической устойчивости и готовности к активным действи­ям при ликвидации последствий ЧС, предупреждения паники, нередко усу­губляющей последствия ЧС;• использование средств индивидуальной защиты (СИЗ) органов дыхания, кожных покровов от загрязнения радиоактивными, химическими веществами, бактериальными средствами;• соблюдение соответствующих режимов противорадиационной и противохи­мической защиты, правил поведения; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при проживании (пребывании) на тер­ритории, загрязненной радиоактивными и химическими веществами, или в очагах инфекционных заболеваний, представляющих опасность заражения населения и спасателей при ликвидации последствий ЧС;• проведение мероприятий медицинской защиты, являющихся составной ча­стью медико-санитарного обеспечения населения и личного состава, участ­вующего в ликвидации последствий ЧС.

К основным способам защиты населения от ЧС относятся: своевременное опове­щение, укрытие в защитных сооружениях, использование средств индивидуальной защиты, в том числе медицинских, и эвакуация населения

Источник: https://topuch.ru/osnovnie-principi-i-sposobi-zashiti-naseleniya-v-chs/index.html

Medic-studio
Добавить комментарий