7.1. Задачи слуховой работы: Общая задача слуховой работы заключается в том, чтобы создать

Глава 7. Развитие и , слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей

7.1. Задачи слуховой работы: Общая задача слуховой работы заключается в том, чтобы создать

Организацияспециальных упражнений по развитиюслухового восприятия, а также мероприятияпо использованию слуховой функциисоставляют предмет так называемойслуховойработы вшколах и дошкольных учреждениях дляглухих и слабослышащих детей.

7.1. Задачи слуховой работы

Общаязадача слуховой работы заключается втом, чтобы создать предпосылки длявозможно более широкого использованияостаточной слуховой функции в процессеобучения и воспитания детей с недостаткамислуха и особенно при формировании у нихсловесной речи.

Применительнок глухим детям задача слуховой работызаключается в том, чтобы обогатитьпредставления детей о звуках внешнегомира и расширить возможности различенияэлементов речи. Существенной задачейслуховой работы применительно к глухимдетям является привлечение остаточногослуха к выработке у них внятного,членораздельного произношения.

Вотношении слабослышащих детей задачислуховой работы несколько расширяютсяи могут быть сформулированы следующимобразом:

1.     уточнить и расширить представления озвуковых явлениях;

2.     обеспечить возможность широкогопривлечения слухового восприятия впроцессе обучения и для общения сокружающими;

3.     содействовать максимальному использованиюслуха в работе над развитием словеснойречи, в том числе при обучении произношению.

7.2. Развитие слухового восприятия

Втеории и практике сурдопедагогики повопросу о развитии слухового восприятияи его роли в обучении и воспитании детейс недостатками слуха существовали двепротивоположные точки зрения. В однихслучаях слуховое восприятие явнонедооценивалось.

Высказывалось даженеобоснованное опасение, что специальныеслуховые упражнения могут неблагоприятноотразиться на формировании у детейнавыка чтения с губ.

Результатом такойнедооценки являлось полное игнорированиеслуховой работы в школах для детей снедостатками слуха, что в свою очередьотражалось на качестве обучения, вчастности на состоянии произношения,у глухих и слабослышащих детей.

Вдругих случаях возможности развитияслухового восприятия крайнепреувеличивались, что приводило кпревращению слуховой работы в самоцель.

Перед слуховой работой ставилась задача«выведения из состояния практическойглухонемоты», т. е. превращения глухихдетей в слышащих.

Естественно, что такаязадача оказывалась невыполнимой, чтоприводило на практике к разочарованиюи спаду интереса к слуховой работе.

Наблюденияпоказывают, что под влиянием жизненногоопыта и в процессе обучения языкуслуховое восприятие глухих и слабослышащихдетей до некоторой степени развиваетсядаже без специальных слуховых упражнений.

Нередко отмечается, что при поступлениив детский сад и в школу глухой ребенокреагирует лишь на громкий голос у самойушной раковины или не обнаруживаетникаких остатков слуха, а при повторномисследовании в середине или конце годаоказывается в состоянии различатьнекоторые неречевые звуки (звонок, звукгорна), а иногда и те или иные элементыречи из пройденного речевого материала.

Важнойпредпосылкой развития слуховоговосприятия у детей с нарушенным слухомявляется формирование у них словеснойречи.

Механизм развития слуховоговосприятия в данном случае надо пониматькак установление условных связей междуслуховыми и кинестетическими раздражениями,соответствующими тем или иным элементамречи, доступным слуху глухого идислабослышащего ребенка. Одновременнос этим в процессе формирования речипроисходит и уточнение собственнослуховых дифференцировок.

Существеннаяроль в выработке слуховых дифференцировок,в установлении связей между слуховымии речевыми кинестетическими раздражениями,т. е. в развитии слухового восприятия удетей с недостатками слуха, принадлежитспециальным слуховым упражнениям.

Трудамиряда советских ученых (С. В. Кравков, Б.М. Теплов, А. Н. Леонтьев) установленобольшое значение специальных упражненийдля развития и совершенствования функцииразличных анализаторов, в частностислухового анализатора.

Как показал опытобучения глухих с остатками слуха, атакже слабослышащих детей, слуховоевосприятие неречевых звуков и элементовречи под влиянием специальных упражнений,направленных на их сопоставление иразличение, становится болеедифференцированным.

Основнымиметодическими положениями, определяющимипостроение занятий по развитию слуховоговосприятия, являются следующие.

1.     Соответствиезвукового материала слуховым возможностямдетей.

Состояниеслуховой функции как у глухих, так ислабослышащих детей далеко не одинаково,а следовательно, различны и возможности,которыми они обладают для различениятех или иных звуковых раздражителей. Всвязи с этим при проведении занятий поразвитию слухового восприятия должноучитываться состояние слуха каждогоучащегося, особенно при работе созвукоусиливающей аппаратурой.

Таккак обычно в каждом классе имеютсяучащиеся с разными остатками слуха, тодля специальных слуховых занятийжелательно комплектовать группу издетей с примерно одинаковым состояниемслуха или, что еще лучше, проводитьиндивидуальные занятия.

2.     Значимость(сигнальность) звукового материала.

Какнеречевые, так и речевые звуки, применяемыедля выработки слуховых дифференцировок,должны по возможности иметь конкретныйхарактер, соотноситься с каким-либопредметом или действием.

Еслидифференцируются звуки, издаваемыеигрушками или другими звучащимипредметами, то ребенок должен видетьэти предметы, держать их в руках, приводитьв состояние звучания.

Если дифференцируютсяречевые звуки, то они по возможностивключаются в слова и фразы, а сами словапредъявляются не только на слух, но инаглядно в письменном виде, а также ввиде показа самого предмета или действия,обозначаемого этим словом, в натуре илина картинке.

В тех случаях, когдадифференцируемые звуки речи не удаетсявключить в слова, допустимо их сопоставлениев изолированном виде или в слогах, однакои здесь необходимо прибегать к своегорода наглядности — показу соответствующейбуквы или слога на доске или в тетрадиучащегося.

Постепенностьперехода от грубых дифференцировок кболее тонким. Звуковойматериал, предлагаемый детям на слуховыхзанятиях, должен прорабатываться вопределенной последовательности, путемперехода от более грубых дефференцировокк дифференцировкам более тонким, т. е.в порядке постепенного нарастаниятрудности.

Критерием для суждения остепени сложности дифференцировокявляется прежде всего большая илименьшая акустическая близостьсопоставляемых звуков: чем ближе другк другу сопоставляемые звуки, тем тоньше,тем труднее дифференцировка; чем онидальше друг от друга, тем грубее, тем,следовательно, легче дифференцировка.

Упражненияпо развитию слухового восприятияпроизводятся в основном при выключенномзрении, для чего источник звука — ротучителя или звучащий предмет закрываетсяспециальным экраном либо ребенка ставятспиной к источнику звука.

При проведениитаких упражнений следует исключатьтакже и тактильно-вибрационные ощущения.Для этого надо не допускать прикосновенияребенка к тем предметам, которые вибрируютпод влиянием резонанса (например, ккрышке стола).

Говоря на ухо ребенку,следует отгораживаться листом бумагии пр.

Однако при ознакомлении детей сматериалом предстоящих слуховыхупражнений, а также при затруднениях входе этих упражнений в помощь слуховомувосприятию привлекается зрительное итактильно-вибрационное (чтение с губ,чтение табличек или надписей на доске,показ звучащих предметов, прикосновениек гортани при произнесении звуков идр.).

Работупо развитию слухового восприятия надопроводить со всеми детьми, у которыхобнаружены остатки слуха. Вследствиененадежности результатов первичногоисследования слуховой функции у глухихдетей, поступающих в школу без дошкольнойподготовки и в детские сады, слуховыезанятия в подготовительном классе и напервом году пребывания в детском садуследует вести со всеми детьми.

Назанятиях по развитию слухового восприятиянеобходимо регулярно применятьзвукоусиливающую аппаратуру, позволяющуюприближать источник звука непосредственнок уху ребенка и дающую возможностьпроведения фронтальных занятий с группойучащихся без излишнего напряженияголоса учителя

Однакотакого рода работа должна чередоватьсяс упражнениями без применениязвукоусиливающей аппаратуры, особеннопри проведении слуховых занятий сослабослышащими детьми, с тем чтобы нелишать детей тренировки в восприятиизвуков в естественной обстановке, безаппаратуры.

Кроме того, надо иметь ввиду, что даже наиболее совершеннаяаппаратура дает некоторое искажениезвуков.

Поэтому следует приучать детейвоспринимать неречевые звуки, а такжедоступные им элементы речи в естественныхусловиях, регулируя их громкостьпосредством изменения силы звуков ирасстояния от источника звука всоответствии со слуховыми даннымидетей.

Источник: https://studfile.net/preview/6015016/page:3/

, Богомильский , физиология и патология органов слуха и речи

7.1. Задачи слуховой работы: Общая задача слуховой работы заключается в том, чтобы создать

Естественно, что комбинирование по смыслу и по форме оказывается возможным только в том случае, когда читающий с губ в достаточной мере владеет словесной речью, что позволяет ему в процессе зрительного восприятия речи опираться на свой предшествующий речевой опыт.

Роль речевого опыта здесь, так же как и при неполноценном слуховом восприятии, заключается в том, что, обладая определенным словарным запасом и владея грамматическими формами языка, читающий с губ получает возможность на основе неполных оральных образов воспроизвести произнесенные слова и фразы. Физиологический механизм такого воспроизведения тот же, что и при нарушенном слухе, т. е. приведение в действие прочно сложившихся речедвигательных стереотипов при поступлении в кору головного мозга неполных, обрывочных оптических сигналов, воспринимаемых при чтении с губ.

В последнее время осуществляются попытки расширить возможности зрительного восприятия устной речи посредством применения специальной аппаратуры, преобразующей акустические сигналы в оптические.

Сущность предложенных для этой цели приборов заключается в том, что звуки речи превращаются с помощью микрофона в электрические колебания, а эти последние преобразуются в световые сигналы, которые воспроизводятся на специальном светящемся экране в виде различных фигур или линий.

Приборы, получившие название «Видимая речь», смогут оказать существенную помощь глухим в восприятии ими устной речи посредством зрительного анализатора.

6.3. Использование тактильно-вибрационного восприятия

На поверхность нашего тела воздействуют извне различные раздражители, которые воспринимаются особыми рецепторными приборами, расположенными в коже.

Возникающие в результате этого воздействия нервные импульсы передаются в соответствующие корковые центры, где и возникают разнообразные ощущения, которые объединяются в одном понятии — «осязание». Среди этих ощущений основными являются следующие: ощущения прикосновения, или тактильные (от лат.

tactilis — осязательный), осязательные ощущения тепла, холода, боли, вибрационные (от лат. vibratia — колебание) ощущения. Для большинства этих ощущений имеются специальные рецепторные аппараты. Существование особых воспринимающих нервных приборов для вибрационной чувствительности не доказано.

Возможно, что вибрационные ощущения возникают при воздействии прерывистых раздражений на те же нервные элементы, которые воспринимают прикосновение (тактильные рецепторы).

Вибрационная чувствительность в известной степени родственна слуховой. В обоих случаях специфическим раздражителем являются периодические колебания. Но слуховая чувствительность значительно превосходит вибрационную и по объему восприятия, и по тонкости дифференцирования раздражителей.

В то время как верхняя граница слухового восприятия доходит до 20 000 колебаний в секунду, вибрационное восприятие ограничено, по-видимому, пределом 1500—2000 колебаний в секунду.

При помощи слуха можно различать звуки, отличающиеся друг от друга по высоте на одну двадцатую полутона; вибрационная чувствительность позволяет определить при помощи кончиков пальцев различие в числе колебаний, равное целому тону.

Вибрационные ощущения возникают в результате прикосновения к звучащему предмету (крышка рояля, мембрана телефона), к некоторым частям ого аппарата говорящего или поющего (гортань, грудь, щеки), а также к предметам, находящимся вблизи от источника звука (крышка стола или парты, пол).

Сильные звуки, особенно низкие (например, бой барабана, рокот самолета), могут вызвать вибрационные ощущения и через воздух. При некоторых обстоятельствах звуковая речь может вызвать и тактильные ощущения, а также ощущения тепла или холода.

Это происходит, например, в том случае, когда говорящий приближается к уху слушающего и последний ощущает кожей ушной раковины и головы струю и толчки воздуха.

Посредством тактильно-вибрационного восприятия можно различить некоторые признаки, характеризующие отдельные фонемы и их группы. Так, например, произнесение гласных и звонких согласных сопровождается вибрацией гортани, которую можно ощутить прикосновением руки.

Для взрывных согласных (п, т, к) характерен толчок воздуха, который хорошо ощущается тыльной стороной кисти, поднесенной ко рту говорящего. Для фрикативных (ф, с, щ, х) характерна плавная струя воздуха.

При произнесении звука ш эта струя оказывается теплой, а при с — холодной.

Тактильно-вибрационные ощущения играют очень значительную роль в процессе обучения глухих детей звукопроизносительной речи.

Ученик, прикасаясь рукой к гортани, темени или грудной клетке учителя, ощущает вибрации, возникающие при произнесении того или иного звука речи или слова и, контролируя второй рукой вибрации своей гортани, темени или грудной клетки, воспроизводит такой же звук или слово.

На использование тактильно-вибрационных ощущений рассчитаны приборы (вибраторы, телетакторы и др.), в которых звуковые колебания преобразуются в механические вибрации.

Эти приборы позволяют глухому воспринимать путем прикосновения пальцами к вибрирующей пластинке изменение силы, высоты и длительности звучания голоса, улавливать ритм, а при достаточной тренировке — различать некоторые звуки речи и слова.

Глава 7. РАЗВИТИЕ И, СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

Организация специальных упражнений по развитию слухового восприятия, а также мероприятия по использованию слуховой функции составляют предмет так называемой слуховой работы в школах и дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей.

Medic-studio
Добавить комментарий