7.6. Психогигиена, психопрофилактика и реабилитация как виды

Психогигиена, психопрофилактика и реабилитация как виды деятельности медицинского психолога

7.6. Психогигиена, психопрофилактика и реабилитация как виды

Задачи и виды деятельности медицинских психологов

Приоритетные сферы работы медицинских психологов

1.

Приоритетными сферами работы медицинских психологов были признаны:

1) работа в области охраны материнства и детства;

2) область экстремальной медицины (помощь людям, попавшим в стихийные бедствия, различные катастрофы);

3) службы, связанные с оказанием медицинской помощи в соматических отделениях больниц;

4) работа медицинских психологов в онкологических, психоневрологических диспансерах (Щедрина, 1991, с.177).

Медицинские психологи могут работать в больницах, в Центрах здоровья, в санаторно-курортных учреждениях, могут навещать людей на дому. Медицинские психологи работают обычно в команде, например, с социальными работниками, врачами и другими специалистами по здоровью. Большинство работает в системе здравоохранения, некоторые могут вести частную практику.

Медицинские психологи работают также со здоровыми людьми. Их работа направлена на то, чтобы предотвратить возникновение болезней, помочь людям улучшить психическое состояние. Медицинские психологи могут работать в центрах психического здоровья или в консультационных кабинетах.

В этом случае они имеют дело с людьми, которые жалуются на состояние тревоги, на расстройства эмоционального характера, а также на неурядицы повседневной жизни. Трудность такой работы в том, что у населения нет навыков обращения за профессиональной медико-психологической помощью.

2.

Трудно сказать, чего больше в медицинской психологии – медицины или психологии. В соответствии с решаемыми ею проблемами и стоящими перед ней задачами медицинскую психологию можно считать медицинской наукой, а в соответствии с теоретическими предпосылками и методами исследования она относится к психологии.

Связи психологии и медицины настолько тесные, что для психологов, работающих в этой сфере, медицинские знания абсолютно необходимы. В то же время медики все более и более осознают необходимость психологических знаний для успешной лечебной работы.

Таким образом, медицинская психология – это область научных знаний и сфера практической работы, в равной мере принадлежащая как медицине, так и психологии.

При разработке проблем медицинской психологии объединяются усилия психологов, физиологов, врачей, биологов.

Медицинская психология как прикладная наука имеет следующие задачи:

– изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение;

– изучение влияния тех или иных болезней на психику;

– изучение различных проявлений психики в их динамике;

– изучение нарушений развития психики;

– изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой;

– разработка принципов и методов психологического исследования в клинике;

– создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях (Блейхер, Крук, Боков, 1996, с.6).

Медико-психологическая служба оказывает помощь населению и врачам.

Медицинские психологи должны принимать участие в профилактике, диагностике, лечении, психологической коррекции и реабилитации больных с психосоматической и соматопсихической патологией, пограничными нервно-психическими расстройствами, пациентов с предболезненными состояниями, детей и подростков с дефектами психического развития (Гульдан, Назаренко, 1991, с.5). Своевременная психологическая оценка личности больного может не только дать надежный прогноз эффективности применяемого лечения, но и позволит предупредить формирование у больного неблагоприятного течения болезни.

Работа психологов в медицине связана прежде всего с разработкой и применением методов психодиагностики. Психология располагает в этом отношении большими возможностями (Бурлачук, Морозов, 1999; Блейхер, Крук, Боков, 1996).

Важнейшие задачи деятельности медицинского психолога состоят в изучении психологических особенностей интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности пациента, а также психологических причин возникновения у него болезни.

Основными методами медико-психологического изучения больного остаются клиническая беседа и экспериментально-психологическое исследование больных.

Благодаря тому, что в психологии разработано достаточно много эффективных методов для получения такой информации, профессиональный психолог оказывается полезным в медицине при составлении анамнеза (истории болезни), проведении медико-психологической экспертизы, а также медико-психологической консультации.

Важная роль медицинского психолога в лечебном процессе заключается в том, что он способствует лучшему пониманию психологических причин и проявлений болезни человека.

Многие психические болезни имеют психологические причины: конфликты, психические травмы, внушения и самовнушения, закрепившиеся патогенные реакции и состояния. Такие заболевания человека называют психогенными.

Среди них наиболее часто встречаются неврозы – функциональные расстройства нервной системы, возникающие как реакция личности на факторы, травмирующие психику. Роль психологов в работе с такими пациентами особенно важна.

3.

Психогигиена – это совокупность медицинских и психологических знаний, необходимых для обеспечения, сохранения и поддержания психического здоровья. Психогигиена включает в себя:

1) возрастную психогигиену (особое значение имеет психогигиена детского и пожилого возраста);

2) психогигиену быта (эмоциональное самообладание, профилактика алкоголизма);

3) психогигиену трудовой деятельности и обучения (создание благоприятного психологического климата в трудовом коллективе, профилактика конфликтов, промышленная эстетика, психогигиена умственного труда);

4) психогигиену семейной жизни (психологический климат семьи).

Психопрофилактика – это система мероприятий, направленных на снижение нервно-психической заболеваемости, на предупреждение возникновения психических заболеваний.

Психопрофилактика включает в себя разработку и внедрение законодательных мер, направленных на охрану психического здоровья, улучшение производственных и бытовых условий жизни людей.

Важное средство психопрофилактики – пропаганда психогигиенических знаний и здорового образа жизни, психологическое просвещение. В целях психопрофилактики важно выявлять начальные симптомы психических заболеваний.

Для этой цели в системе здравоохранения существуют психодиспансеры, которые занимаются учетом, выявлением и лечением заболеваний. В их деятельности принимают участие и медицинские психологи.

Медицинские психологиучаствуют также в психологической и социальной реабилитации больных. Длительное пребывание больных в стационаре приводит к “госпитализму”, проявляющемуся в утрате социальных связей и профессиональных навыков.

Реабилитация заключается в проведении комплекса медицинских, педагогических, профессиональных, психологических мероприятий, направленных на восстановление трудоспособности, личного и социального статуса людей, перенесших заболевание.

Психотерапевтическое воздействие занимает в этом комплексе мероприятий важное место. Основная цель психотерапии на данном этапе – восстановление потерянной активности больного, восстановление его способности к активной жизни, помощь больному в правильной оценке своих возможностей.

Длительное пребывание в стационаре вызывает у больных выраженную астению, усиление болезненных симптомов, эмоциональную напряженность, чувство страха при переходе с постельного режима к активным движениям.

У многих больных вследствие заболевания утрачивается способность к прежнему труду, появляется необходимость приспособиться к новой работе и быту. В результате возникают опасения, повышается тревожность.

Поэтому основные задачи психотерапии на этапе реабилитации сводятся к воспитанию у больных оптимизма, веры в свои силы, готовности к активной жизни и позитивным контактам с окружающими.

В качестве психопрофилактического и реабилитационного мероприятий может использоваться и санаторно-курортное лечение.

Помимо таких лечебных факторов природы как благоприятный климат, минеральные воды, лечебные грязи, достаточно широко применяются также физиотерапия, лечебная физкультура, массаж и психотерапия.

Важная роль медицинского психолога в данном случае может заключаться в организации психотерапевтических занятий, проведении сеансов релаксации, аутотренинга, музыкотерапии.

Источник: https://studopedia.su/6_21265_psihogigiena-psihoprofilaktika-i-reabilitatsiya-kak-vidi-deyatelnosti-meditsinskogo-psihologa.html

Психотерапия. Учебник для студентов медицинских ВУЗов

7.6. Психогигиена, психопрофилактика и реабилитация как виды
. . .

Психотерапия как один из методов психологического вмешательства находится в сложном психопрофилактическом, терапевтическом и реабилитационном комплексе помощи при различных видах нарушений. Применение конкретных форм и методов психотерапии зависит от характера психопрофилактических и реабилитационных мероприятий.

Психопрофилактика является областью психиатрии, а в более широком контексте – разделом общей профилактики. Она разрабатывает и внедряет в практику меры по предупреждению психических заболеваний и их хронизации, а также способствует реабилитации психически больных.

Отмечается тесная связь понятий психопрофилактики и психогигиены. Их разграничение (особенно первичной психопрофилактики и психогигиены) достаточно условно. Основным отличием является разная направленность этих дисциплин.

Психогигиена главной своей целью имеет сохранение, укрепление и улучшение психического здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни, а психопрофилактика направлена на предупреждение психических расстройств.

Отличие психогигиены и психопрофилактики заключается в объекте их исследования и практического применения. Психогигиена направлена на сохранение психического здоровья, а психопрофилактика занимается субклиническими и клиническими нарушениями.

Проблемам психопрофилактики придавалось значение с давних пор, но начало систематизированной психопрофилактической деятельности в отечественной психиатрии обычно связывают с именем Мержеевского, который на Первом съезде психиатров России в 1887 г. поднял вопрос о “социальной” этиологии психических заболеваний.

Он указал на то, что нервные и психические болезни часто являются следствием неблагоприятных социальных условий в результате войн, экономических кризисов, банкротств, низкой культуры, чрезмерных требований в школе, злоупотребления спиртными напитками и др.

Затем Корсаков выдвинул идею “государственной психиатрической профилактики”, которую считал разделом общественной психиатрии, и предложил ее программу, включавшую борьбу с эпидемиями, алкоголизмом, наркоманией, охрану здоровья детей и беременных женщин, правильное воспитание, разработку законодательства, регулирующего время труда рабочих, и др. Эти прогрессивные идеи отечественных психиатров актуальны и сегодня.

Выделяют первичную, вторичную и третичную психопрофилактику. Первичная психопрофилактика включает мероприятия, препятствующие возникновению нервно-психических расстройств.

Вторичная психопрофилактика объединяет мероприятия, направленные на предупреждение неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику.

Третичная психопрофилактика способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного.

Существуют и другие взгляды на психопрофилактику: психопрофилактика складывается из общих мероприятий, направленных на повышение уровня психическою здоровья населения, и специфической части, которая включает раннюю диагностику (первичный уровень), сокращение числа патологических нарушений (вторичный уровень) и реабилитацию (третичный уровень).

Психопрофилактика находится в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами. В психопрофилактической деятельности принимают участие представители разных профессий – врачи, психологи, педагоги, социологи, юристы.

Привлечение к разработке и осуществлению психопрофилактических мероприятий тех или иных специалистов и их вклад зависит от вида психопрофилактики.

Так, для первичной психопрофилактики особенно значимы психогигиена и широкие социальные мероприятия по ее обеспечению: борьба с инфекциями, травмами, патогенными воздействиями окружающей среды, вызывающими те или иные нарушения психики.

К задачам первичной психопрофилактики относится также определение групп лиц с повышенной угрозой заболевания или ситуаций, несущих в себе угрозу вследствие повышенного психическою травматизма, и организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам и ситуациям.

Здесь важную роль играют такие дисциплины, как медицинская психология, педагогика, социология, юридическая психология и др.

, позволяющие осуществить превентивные меры в отношении семейных конфликтов, правильное воспитание детей и подростков, организационные и психотерапевтические мероприятия в остроконфликтных ситуациях (с помощью кризисной интервенции), профилактику профессиональной вредности, правильную профессиональную ориентацию и профессиональный отбор, прогнозирование возможных наследственных заболеваний (медико-генетическое консультирование). Во вторичной психопрофилактике ведущую роль играет комплексная фармако- и психотерапия При третичной психопрофилактике основное значение приобретает социальная реабилитация.

Вторым важным моментом в разграничении задач и методов психопрофилактики могут являться особенности и вид психических расстройств, в отношении которых проводится психопрофилактическая работа: преимущественно функциональная или органическая природа психической патологии; реактивная или процессуальная форма течения: обратимость болезненных явлений; ведущее значение биологического или социального фактора. Учет перечисленных моментов требует дифференцированной психопрофилактики с обращением внимания на нозологию психических расстройств.

В комплексе психопрофилактических мер следует учитывать как факторы окружающей среды, так и этиологические и патогенные факторы, связанные с человеком, обусловленные его конституцией и преморбидными личностными особенностями.

Здесь нужно иметь в виду три аспекта (Мягер): а) личностный, б) характер интерперсонального взаимодействия и в) ситуационный – в их взаимосвязи.

При проведении психопрофилактики должны использоваться защитные силы самого организма, сохранные стороны психики, которые следует стимулировать, усиливая сопротивление организма и личности болезни и компенсируя ее последствия.

Важную роль в развитии психопрофилактики играют совершенствование структуры и увеличение числа различных практических психиатрических, психотерапевтических и психологических учреждений (дневных стационаров, ночных профилакториев, психотерапевтических кабинетов, кризисных центров, психологической службы по телефону и т. п.), а также совершенствование методов диагностики и лечения больных с начальными, легкими, ларвированными формами психических расстройств.

Современная концепция реабилитации больных и инвалидов берет свое начало с разработки ее принципов и практического применения в Англии и США во время Второй мировой войны.

Наиболее содержательное и полное определение реабилитации принято на 9-м совещании министров здравоохранения и социального обеспечения восточно-европейских стран, согласно которому реабилитация является системой государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно-полезному труду. Реабилитация представляет собой сложный процесс, в результате которого у пострадавшего формируется активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное восприятие жизни, семьи и общества.

Реабилитация включает профилактику, лечение, приспособление к жизни и труду после болезни, но прежде всего – личностный подход к больному человеку (Кабанов). В настоящее время принято различать медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию.

При психических заболеваниях реабилитация имеет свои особенности, связанные в первую очередь с тем, что при них, как ни при каких других болезнях, происходят серьезные нарушения личности, ее социальных связей и отношений.

Реабилитация психически больных понимается как их ресоциализация, восстановление или сохранение индивидуальной и общественной ценности больных, их личного и социального статуса.

Кабанов относит к основным принципам реабилитации партнерство, разносторонность усилий, единство психосоциальных и биологических методов, ступенчатость прилагаемых усилий, проводимых воздействий и мероприятий.

Ее этапами являются восстановительная терапия, реадаптация, реабилитация в собственном смысле этого слова. Реабилитация представляет собой одновременно цель (восстановление или сохранение статуса личности), процесс, имеющий нейрофизиологические и психологические механизмы, и метод подхода к больному.

Наиболее адекватно целям реабилитации (также как и психопрофилактики) служит психотерапия Смягчение проявлений и течения психических заболеваний и расширение возможностей современного психофармакологического лечения способствовало возрастанию роли и повышению эффективности психотерапевтического воздействия. При этом “точкой приложения” психотерапии, в отличие от биологических методов лечения, является не сам патологический процесс (хотя его зависимость от эмоциональных факторов и деятельности человека бесспорна), а личность пациента и система его отношений к действительности.

https://www.youtube.com/watch?v=qDRYdYMMuk0

Вопрос о соотношении индивидуальной и групповой психотерапии при проведении реабилитации может решаться в сторону повышения интенсивности как той, так и другой.

Индивидуальная работа с больным важна для выявления основной внутри- и межличностной проблематики, формирования мотивации к эффективному участию в групповых занятиях, коррекции реакций на ситуации группового взаимодействия.

Групповая психотерапия во всех ее многочисленных вариантах может рассматриваться как наиболее адекватный метод реабилитации (ресоциализации) больных не только неврозами, но и психозами.

В условиях группы осуществляется одновременное влияние на все основные компоненты отношений – познавательный, эмоциональный и поведенческий: достигается более глубокая перестройка важнейших свойств личности, к которым относятся сознательность, социальность и самостоятельность.

Групповая психотерапия способствует восстановлению системы отношений больных с микросоциальным окружением, приведению ценностных ориентации в соответствие с образом жизни, то есть решению тех первоочередных задач, без которых невозможно успешное социальное функционирование пациента. Можно выделить два вида групповых методов психотерапии и социотерапии в реабилитации:

1. Терапевтические вмешательства, направленные на социальное поведение больного, его коммуникабельность, способность к самореализации, разрешению психологических и преодолению социальных конфликтов. Они объединяют группы: разговорные, проблемных дискуссий, психомоторные, коммуникативные, арт- и музыкотерапии, а также семейную психотерапию.

2. Оптимальная организация социальной структуры коллектива пациентов, имеющая в своей основе так называемые средовые группы: совет и собрания больных, функциональные группы, коллективные экскурсии, клуб пациентов и т. п.

В зависимости от стадии развития, типа течения и формы психического заболевания меняется соотношение сомато-биологических и индивидуально-психологических факторов в формировании картины болезни, в различной степени страдают способности больного к самореализации и к установлению адекватных межличностных отношений. Соответственно этому должно меняться не только место психосоциальных методов в структуре реабилитации, но и сами методы, а также конкретные задачи.

Цели психотерапевтической работы достижимы тогда, когда учитывается активность патологического процесса, психическое состояние больного, его личностные характеристики, особенности непосредственного социального окружения, индивидуальные жизненные условия и прогноз.

В зависимости от этого должен решаться вопрос о допустимой глубине вмешательства в сферу значимых отношений и о перестройке малоэффективных, но сложившихся форм психологической компенсации.

Практика дает немало примеров срыва адаптации и обострения болезненного состояния при неразумном вскрытии и обсуждении психологических и социально-психологических проблем, имеющих неразрешимый для пациента характер.

Таким образом, психотерапия вместе с социотерапией, фармакотерапией, трудовой терапией и др.

составляют единый комплекс психосоциальных методов, сочетанное применение которых на клинически дифференцированной основе является решающей предпосылкой достижения эффективного социального и трудового восстановления пациентов, оптимизации их личностного развития. Можно говорить лишь о смещении акцента в сторону психотерапии на различных этапах реабилитации.

Представленные общие принципы психопрофилактики и реабилитации больных с нервно-психическими заболеваниями и роль в их осуществлении методов психотерапии оказали в последние десятилетия существенное влияние на разработку и внедрение прежде всего реабилитационных и в меньшей степени психопрофилактических программ практически во всех областях медицины. Цели, задачи и конкретное содержание этих программ определяются особенностями клинических проявлений болезни, ее течением, прогнозом, соотношением биологических, психологических и социальных механизмов в возникновении и развитии патологических расстройств.

Контрольные вопросы

1. Объектом исследования и практического применения психопрофилактики являются:

1) психическое здоровье;

2) субклинические и клинические психические нарушения;

3) органические соматические расстройства;

4) невротические, внутриличностные конфликты.

2. Психопрофилактика включает:

1) только первичную психопрофилактику;

2) первичную и вторичную психопрофилактику;

3) первичную, вторичную и третичную психопрофилактику;

4) психогигиену.

3. В каком периоде болезни реабилитация включает профилактику, лечение, приспособление к жизни и труду, личностный подход к больному?

1) В остром.

2) В подостром.

3) В периоде хронизации.

4) Во всех периодах болезни.

4. Наиболее адекватна целям реабилитации при психозах:

1) психофармакотерапия;

2) психотерапия;

3) терапия средой;

4) трудотерапия.

Источник: https://bookap.info/genpsy/psykarv/gl37.shtm

Психогигиена, психопрофилактика, основы психотерапии

7.6. Психогигиена, психопрофилактика и реабилитация как виды

Психогигиена– отрасль медицины, разрабатывающаямероприятия по сохранению и укреплениюпсихического здоровья населения, атакже изучающая условия оптимальногопсихического функционирования.

Психогигиеназанимается исследованием влияниявнешней среды на психическое здоровьечеловека, выделяет вредоносные факторыв природе и обществе, на производствеи в быту, определяет и организует путии способы преодоления неблагоприятныхвоздействий на психическую сферу.

В настоящее времясуществует множество отраслей инаправлений в медицине, при которыхобязательно применяются психогигиеническиемероприятия. В условиях постоянногоинформационного и эмоциональногостресса наше общество нуждается впсихологическом внимании особенно состороны медиков.

Врач любой специальностикаждый день своей работы сталкиваетсяс проявлениями психологическойдезадаптации со стороны пациентовлюбого профиля. Не зависимо от возрастаи заболевания пациента, врач выступаетв роли внимательного слушателя, которомупациент доверяет не только телесные,но и душевные страдания.

Врач любойспециализации должен уметь применятьна практике психогигиеническиемероприятия.

Разделыпсихогигиены:

  1. Психогигиена труда;

  2. Возрастная психогигиена;

  3. Психогигиена воспитания и обучения;

  4. Психогигиена семьи и половой жизни;

  5. Психогигиена отдыха и быта;

  6. Психогигиена больного человека;

  7. Борьба с вредными привычками, алкоголизмом и наркоманией;

  8. Психогигиена спорта, инженерная, космическая и др.

Для каждого видапсихогигиены существуют свои необходимыемероприятия. Можно выделить следующиепункты, которые обеспечивают различныеразделы психогигиены.

Психогигиенатруда. Включает в себя необходимостьобеспечения профессионального отборадля правильной профессиональнойориентации человека с учетом егоиндивидуальных особенностей испособностей.

Обязательно нужно учитыватьвлияние неблагоприятных производственныхфакторов (шум, вибрация, температура,длительное пребывание в замкнутомпространстве, на глубине и др.), т.к.данные неблагоприятные факторы могутприводить к профессиональным заболеваниям.

Важным фактором, который необходимоустранить является дефицит времени длярешения производственных задач. Длянормальной работы коллектива и каждогоиз его членов необходимо установлениеположительного эмоционального отношенияк выполняемой работе.

Также необходимоизбегать эмоционального утомления(частая причина – сенсорная депривацияпри однообразии трудовых операций наконвейерном производстве, вождениитранспорта и т.д.)

Возрастнаяпсихогигиена. Для каждой возрастнойгруппы характерны свои особенностипсихогигиенических мероприятий. Так,враннем детском возрасте важнымявляется своевременное овладение новыминавыками, нахождение в благоприятнойсемейной обстановке, усложнение игровойдеятельности, общение с детьми и т.д.

Вшкольном возрасте необходимоположительное отношение ребенка кобучению, интерес к материалу, регулярныйхарактер обучения, соответствие учебнойнагрузки возможностям ребенка, наличиепсихологического комфорта в семье ишколе, твердый распорядок дня, необходимыефизические нагрузки, достаточный сон,исключение курения, употреблениянаркотиков и алкоголя, дозированныезанятия на компьютере и просмотрателевизора. Вюношеском возрастепсихогигиеническими мероприятиямиявляются – дозированные физические ипсихические нагрузки, борьба с курением,приемом алкоголя, благоприятнаяобстановка в семье, на работе или вучебном учреждении.Зрелый возрастимеет свои особенности, которыенеобходимо учитывать при проведениипсихогигиенических мероприятий. Взрелом возрасте необходимо соблюдениетрудовой, семейной, сексуальнойпсихогигиены, умеренное употреблениеспиртных напитков, отказ от вредныхпривычек.В старости важным являетсясоблюдение психопрофилактическихмероприятий, продолжение активнойпсихической и физической деятельности,профилактика и своевременное лечениезаболеваний и т.п. Продолжениепрофессиональной деятельности являетсяочень важным психопрофилактическим ипсихогигиеническим фактором. Оставаясьна работе человек продолжает активнуюумственную и физическую деятельность,должен поддерживать себя в форме,чувствует себя полезным, нужным вобществе. Своевременная профилактикаи лечение заболеваний ведет к продолжениюполноценной, здоровой жизни пожилогочеловека.

Психогигиенасемьи и половой жизни. Является оченьважной для общества, т.к. полноценная издоровая семья – это здоровое,трудоспособное общество, которое можетвоспитать социально адаптированноемолодое поколение. Для обеспеченияпсихогигиены семи и половой жизнинеобходимы следующие условия:

  • наличие взаимопонимания между супругами и всеми членами семьи;
  • умение вести домашнее хозяйство и распределение этих обязанностей, т.к. в настоящее время, когда женщина работает на равне с мужчиной, ей трудно одной справляться с домашними делами, воспитанием детей;
  • отсутствие вредных привычек и чрезмерного употребления алкоголя;
  • удовлетворенность сексуальными отношениями, которые имеют основополагающее значение в браке и влияют не только на физиологическую сторону отношений супругов, но и влияют на психологический климат в семье;
  • умение правильного понимания приоритета собственной семьи по отношению к родительской семье, к работе, увлечениям;
  • уважение и доверие супругов друг к другу, интересам партнера.

Психогигиенаотдыха и быта направлена на обеспечениенормальных условий быта и отдыха, напредупреждение неблагоприятныхпоследствий вследствие неправильногоотдыха и условий жизни.

Психогигиеническиемероприятия во время отдыха направленына правильное планирование отдыха взависимости от увлечений, физическогои психического состояния.

Обеспечение«здорового» отдыха определяетсяадекватнми физическими нагрузками,предупреждением избыточного употребленияспиртных напитков и т.д.

Приотдыхе в экзотических странах нужнапредварительная вакцинация от тропическихзаболеваний, которые могут проявитьсяуже после приезда.

Психогигиенабыта обеспечивается соблюдениемследующих правил: создание благоприятныхбытовых условий жизни в соответствиис гигиеническими нормами и индивидуальнымиособенностями; при проведении ремонтовиспользовать нетоксичные материалы;учет психологической совместимостипроживающих в одном доме или квартиречленов семьи и т.д. При проведениипсихогигиенических мероприятий вотношении быта необходимо учитыватьтот факт, что место и условия проживаниявлияют на психологическое состояниечеловека и при неудовлетворительныхсоциально-бытовых условиях человекпереносит свои проблемы на своюпрофессиональную деятельность.

Психогигиенабольного человека. Больному должнобыть оказано необходимое внимание состороны медицинского персонала иродственников. Своевременная постановкадиагноза способствует своевременномуадекватному и полному лечению, чтопредотвращает затяжное течениезаболевания, переход его в хроническуюформу, а также инвалидизацию.

При проведениипсихогигиенических мероприятийобязательно разъяснение пациенту причини механизмов его заболевания.

Пониманиепациентом его собственного состоянияведет к максимальному сотрудничествубольного с врачом, согласию на необходимыепроцедуры и методы исследования.

Вслучае хирургических вмешательств,тяжелых заболеваний при необходимостидолжна быть в полной мере оказанапсихологическая поддержка специалистов(психологов, психотерапевтов).

Психогигиенавредных привычек, употребления алкоголяи наркотиков в настоящее время являетсяочень актуальной и необходимой в связис широким их распространением срединаселения. Курение, употребление спиртныхнапитков и наркотиков затрагивает всеболее молодые слои населения.

Алкоголизми наркомания сильно «помолодели» иимеют опасную тенденцию к широкомураспространению среди молодежи.Употребление алкоголя и «легких»наркотиков теперь не является для нихчем-то осуждаемым и запретным.

Вследствиеэтого растет число больных алкоголизмоми наркоманией в молодом возрасте.

Психогигиеническиемероприятия по предупреждению вредныхпривычек, алкоголизма и наркоманиибазируются на следующем:

  1. доступность информации о вреде курения, алкоголя и наркотиков;

  2. распространение информации о последствиях воздействия алкоголя, табака и наркотиков на здоровье человека и на здоровье родившихся у него детей;

  3. воспитание правильных приоритетов здорового образа жизни, занятий спортом;

  4. уменьшение или отсутствие рекламы сигарет и спиртных напитков;

  5. строгое соблюдение возрастного ценза на продажу сигарет и спиртных напитков и т.д.;

  6. организация досуга лиц молодого возраста в спортивных секциях, кружках;

  7. создание государственных программ для детей из неблагополучных семей.

Психогигиенатруда медицинского работника. Общеизвестно,что врач должен соблюдать принципыздорового образа жизни не только дляукрепления собственного здоровья, нои в качестве примера для своих пациентов.

Здоровый врач может принести большепользы для общества имея хорошеепсихологическое и физическое состояние.Для работы врача любого профиля важнымявляется достаточный уровеньфункционирования всех видов психическойсферы, т.к.

в его работе необходимо быстропринимать ответственные решения, откоторых зависит жизнь и здоровьепациента. Таким образом, в психогигиеническиемероприятия труда медицинского работникавходит:

  1. правильная организация рабочего времени;

  2. учет психологических особенностей человека в выборе медицинской профессии;

  3. умение правильно общаться с пациентами;

  4. при общении с пациентами уметь видеть их психологические особенности и использовать эти навыки при лечении;

  5. применять психотерапевтический подход в общении и лечении пациентов;

  6. использовать психотерапевтический подход в общении с родственниками пациентов, т.к. они тоже переживают за своего родственника и иногда не в состоянии понять необходимых действий врача;

  7. соблюдать правила врачебной этики и деонтологии – врач всегда должен поступать коллегиально, не отказывать в консультативной помощи другим врачам, не стесняться советоваться с коллегами, указывать на грубые ошибки со стороны других членов коллектива.

Психопрофилактика– отрасль медицинской психологии,занимающаяся разработкой мероприятийпо предупреждению психических заболеванийи их последствий.

Первичнаяпсихопрофилактика– мероприятия,направленные на предупреждениепсихических заболеваний у психическиздорового населения.

Лицами с повышеннымриском заболевания психическимизаболеваниями можно считать людей,страдающих тяжелыми соматическимизаболеваниями, занятых на тяжеломпроизводстве, занимающихся напряженнымумственным трудом, перенесших родовыетравмы, лиц позднего возраста,алкоголизированных, имеющих кровныхродственников с психическими заболеваниями,а также находящихся в длительныхпсихотравмирующих ситуациях.

Мероприятияпервичной психопрофилактики напроизводстве включают в себя:

  • изучение условий работы и характер работы на предприятии;
  • изучение нервно-психической заболеваемости на предприятии;
  • консультативный прием психоневролога;
  • выявление, учет и динамическое обследование контингента повышенного риска в отношении нервно-психических заболеваний;
  • составление плана психопрофилактической работы на предприятии;
  • предварительное собеседование и обследование поступающих на работу;
  • строгий контроль за соблюдением законодательных нормативов и правил техники безопасности и индивидуальной защиты;
  • проведение профилактического лечения, направленного на определенную профессиональную вредность и т.д.;
  • борьба с вредными привычками и алкоголизацией;
  • осуществление широкой психогигиенической пропаганды и просвещения.

Вторичнаяпсихопрофилактикапредусматриваетвозможно более раннее выявление уженачавшегося психического заболевания,его своевременное и адекватное лечениев целях обрыва патологического процессана начальных стадиях, не допуститьразвития острых форм болезни, тяжелыхее проявлений, перехода течения вхроническое, рецидивов заболевания.Основой вторичной психопрофилактикиявляется ранняя этиологическаядиагностика и терапия, установлениесвязи заболевания с наследственными,производственными и другими факторами.

Третичнаяпсихопрофилактика – это специальнаяработа с больным, препятствующая егоинвалидизации в случае психическогозаболевания. Роль соматических заболеванийв возникновении психической декомпенсациине сводится лишь к соматогенным влияниям.

Большое значение имеют отрицательныеэмоции, страх, тревога за свое здоровье,реакции на неприятные и травматическиеобследования, изменение образа жизни.На фоне всего вышеперечисленного легковозникают невротические реакции исостояния, реактивные состояния.

Такжеисточником невротизации могут бытьятрогении– болезненные состояния,вызванные неправильным поведением иливысказываниями самого врача.

Психопрофилактикадетского и подросткового возраставажна не только для самого ребенка, нои для окружающей его семьи. Усилениевнимания к психическому состояниюребенка необходимо еще и потому, чтовозрастной период до 16 лет имеетповышенный риск в отношении психическихрасстройств.

В детской психологиии психиатрии выделяют три основныхкризисных периода, во время которыхребенок особо нуждается во внимании ипсихопрофилактических мероприятиях:

1)3 года – переход от реактивных формповедения к активным, состоит в появлениисамосознания, потребности все делатьсамому. Депривация этой потребностинарушает развитие личности, становитсяосновой конфликта, вызывает реакциюпротеста со стороны ребенка, способствуетфиксации таких черт характера, какупрямство.

2)7 лет – пробуждение социальногосамосознания.

3)12-15 лет – доминирует потребность всамовыражении и самоутверждении.

Для психопрофилактикидетского и юношеского возраста характернорешение следующих проблем:

а)соответствие школьных нагрузок иинтеллектуально-психологическихособенностей ребенка;

б)разумный режим дня;

в)продуктивные и эмоционально адекватныеотношения ребенка с педагогами исоучениками;

г)предупреждение частой смены школьногоколлектива;

д)воспитание правильного отношения ксвоему полу, ориентации.

Отдельнойпсихологической проблемой для детей иподростков является полнота их семьи,отношения родителей между собой и сребенком.

Психопрофилактикапозднего возраста. При организациипсихопрофилактики позднего возрастадолжно быть использовано знание нетолько слабых сторон, но и компенсаторныхвозможностей данного периода жизни. Кпервичным психопрофилактическиммероприятиям позднего возраста можноотнести:

а)социальная активность;

б)возможность применять и передаватьнакопленный опыт;

в)сохранять работу или производственныеконтакты;

г)вести активный образ жизни;

д)постепенно готовить человека к пенсии;

е)систематически предоставлять необходимуюмедицинскую помощь.

Вторичныепсихопрофилактические мероприятияпредусматривают:

а)учет преобладания в психическойсимптоматике тревоги вне зависимостиот нозологии;

б)предотвращение склонности заболеванийк затяжному течению с исходом ворганическое слабоумие.

Третичныепсихопрофилактические мероприятиявключают в себя:

а)своевременную диагностику и лечениезаболеваний;

б)рациональную длительность пребыванияв стационаре;

в)назначение доз психотропных и другихпрепаратов с учетом возраста пациента;

г)полноценную социальную адаптацию.

Психопрофилактикасемьи и сексуальной жизни – это:

а)чуткость во взаимоотношениях навербальном и невербальном уровне;

б)необходимость принимать во вниманиесексуальную конституцию обоих партнеров;

в)осведомленность о планах и потребностях,ожиданиях партнеров;

г)наличие доверия между супругами, общиецели на будущее и т.д.

Психотерапия– это планомерное психическое воздействиена сознание больного с лечебной цельюили для коррекции его поведения. Основноесредство в психотерапии – это слово,т.е.

информация, цель которой в разъяснениипричин и механизмов болезни, убеждениипересмотра своих взглядов на травмирующуюситуацию и свое состояние, внушениеновых установок на будущее. Различныевиды психотерапии – это различные видыввода, переработки или действияинформации.

Ведущими видами психотерапииявляются личностно-ориентированнаяпсихотерапия, поведенческая, внушение,самовнушение и казуальная психотерапия.

Методыличностно-ориентированной психотерапии.

Рациональнаяпсихотерапиязаключается в том, чтобы помочь больномувыбрать правильную стратегию поведенияна дальнейшее, по возможности глубжеповлиять на черты характера илиукоренившиеся взгляды, делающие егоособенно чувствительным и легкоранимымв отношении некоторых воздействий.

Техникапроведения рациональной терапии сводитсяк беседам с больным, во время которыхврач разъясняет ему причины заболеванияи обратимый характер имеющихся у негонарушений, призывает изменить своеотношение к волнующим его событиямокружающей обстановки, перестатьфиксировать свое внимание на имеющихсяу него патологических симптомах. Этотвид психотерапии применяется при всехвидах невротических реакций, всех видахневротических и неврозоподобныхсостояний.

Большоезначение в искусстве психотерапииприобретает не только умение говоритьсамому, вести логически построенную ипродуманную лечебную беседу, но и умениеслушать больного, умение вызвать егона откровенный разговор, завоевать егодоверие разносторонней образованностью,добротой и душевным отношением.

Рациональнаяпсихотерапия как метод воздействияотличается особой гибкостью форм, ихразнообразием, предельныминдивидуализированием подхода,импровизационностью.

Приемырациональной психотерапии необходимознать врачам любой специальности, вособенности семейным врачам. Как правило,именно к семейному врачу вначалеобращается пациент, и даже после леченияу психиатра в клинике пациент возвращаетсяк семейному врачу. Многие заболеванияспособны проявляться по разному,вследствие чего пациент попадает вкабинеты врачей разных специальностей.

Многиеизвестные заболевания человека имеютяркую эмоциональную окраску либообусловлены психическими компонентами.У любого пациента выражена связь междуего соматическим состоянием и эмоциями,психическими реакциями.

Групповаяпсихотерапия.При применении этого метода происходитвлияние психотерапевта сразу на группубольных, а также влияние пациентов другна друга. Общий принцип – сознательноеи целенаправленное использование всейсовокупности взаимоотношений ивзаимодействий, возникающих внутригруппы между ее участниками, т.е. групповойдинамики в лечебных целях.

Во времясеанса групповой психотерапии применяютсяпринципиально те же методы, что и прииндивидуальной. Одной из ее форм являетсялечение «психодрамой», при которойбольными разыгрываются значимые дляних сцены. Один из участников или целаягруппа играет те роли, которые пациентамтрудно играть в обычной жизни.

Применяетсяпри подавляющем большинстве невротическихрасстройств.

Семейнаяпсихотерапия– система методов целенаправленногоизменения совокупных и взаимосвязанныхотношений, складывающихся в семье иобнаруживающих значимую связь с болезнью,лечением и социальным восстановлениембольного. Формы и техника проведения:наблюдение одним или двумя психотерапевтамиодной семьи, работа с группой из несколькихсемейных пар. Применяется при неврозах,соматогенных неврозоподобных состояниях.

Источник: https://studfile.net/preview/5585484/page:15/

Психогигиена и психопрофилактика

7.6. Психогигиена, психопрофилактика и реабилитация как виды

Общие принципы психогигиены

Отечественные медики, психологи и педагоги объединяют усилия с целью проведения бесед и консультаций по вопросам брака и семьи, по борьбе с алкоголизмом, наркоманией а также по вопросам психопрофилактической работы в отношении воспитания подрастающего поколения России. Психогигиена настолько тесно связана с психопрофилактикой, что в некоторых случаях почти невозможно разделить их объекты и предметы изучения.

Психогигиена и психопрофилактика – области медицинской психологии, задачей которых является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций (психогений).

Психическое здоровье подразумевает благополучие всего организма. Психогигиенические мероприятия имеют профилактическое значение не только в отношении психогенных заболеваний, неврозов, психопатий, но и различных соматических заболеваний.

Так, например, соблюдение требований психогигиены может играть значительную роль в предупреждении инфарктов и мозговых инсультов, развитии гипертонической болезни и возникающих на ее почве гипертонических кризов.

Известную роль психогигиена может играть в предупреждении алкоголизма, наркомании и некоторых психозов. Сложные взаимоотношения психического и соматического здоровья делают необходимой тесную связь психогигиены с общей гигиеной.

Например, гигиенический режим питания способен предупредить наступление атеросклероза сосудов головного мозга. Занятия физкультурой и спортом поддерживают здоровье и укрепляют нервную систему, а вместе с тем и психику.

Психогигиена система специальных мероприятий, имеющих задачей сохранение и укрепление психического здоровья человека.

Внутри основных проблем психогигиены главное значение для медицинской психологии приобретают:

1) психология медико-генетических советов и консультаций;

2) психогигиена семьи, и в первую очередь той, в составе которой имеются лица с уродствами развития, рецидивирующими острыми или затяжными болезнями;

3) психогигиена лиц в кризовые периоды их жизни, включая пубертатный и климактерический периоды;

4) психогигиена брака и половой жизни;

5) психогигиена обучения, воспитания и труда медицинских работников;

6) психогигиена режима лечебных учреждений;

7) психогигиена встречи врача и больного в разных обстоятельствах.

Важное значение имеет психогигиена беременных, рожениц, кормящих матерей, психогигиена детей младшего возраста (до 3-5 лет).

Кроме того имеют значение такие вопросы как: 1) психогигиена больных, страдающих наиболее распространенными хроническими болезнями, больных с разными степенями инвалидности, с частными формами затяжных болезней в преклонном и старческом возрасте, больных в период их медико-социальной реабилитации; 2) психология больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота, глухонемота и др.); 3) медико-психологический аспект трудовой, военной и судебной экспертиз.

В психогигиене выделяют следующие разделы: 1) возрастная психогигиена; 2) психогигиена труда и обучения; 3) психогигиена быта; 4) психогигиена семьи и половой жизни; 5) психогигиена коллективной жизни.

Возрастная психогигиена

Забота о психическом здоровье ребенка должна начаться с внутриутробного периода. В дальнейшем, важное значение приобретают правильный режим, кормление, выработка привычек, положительные примеры, привитие чувства ответственности, дисциплины, установок на труд, чувства товарищества. В школьные годы необходимо учитывать нагрузки и перегрузки.

В период полового созревания серьезного психогигиенического подхода требуют вопросы выбора профессии, а также вопросы, связанные с сексуальной жизнью. В этом же возрасте большое значение имеет разъяснительная работа о вреде курения, алкоголя.

Важны просвещение подростков в начале жизненного пути по вопросам пола и любви, выбор пути в жизни, оценка окружающего и др.

Своеобразные психогигиенические проблемы возникают в пожилом и старческом возрасте. Они связаны с изменением привычного стереотипа, адаптацией пожилых лиц к новому социальному положению, зависимости от окружающих. Для здоровья пожилого человека важно правильное отношение к нему детей.

Психогигиена труда и обучения

Нужно различать общие и частные (специальные) вопросы. Например, если профессия соответствует интересам и подготовке человека, то труд – источник радости, удовлетворения, психического здоровья.

Большое психогигиеническое значение имеет система правильных отношений внутри коллектива.

Нормальный ритм учебного процесса, удовлетворение результатами своего труда, постоянное повышение профессионального уровня – важные факторы, позволяющие человеку испытывать удовлетворение и радость от своей учебы и работы.

Необходимо изучать и, пользуясь научно обоснованными данными, улучшать гигиенические и психогигиенические условия людей работающих в различных отраслях и различных условиях труда. Эти вопросы разрабатываются представителями эргономики, особой научной дисциплины о труде, объединяющей данные психологии, физиологии, анатомии, гигиены, педагогики и других областей знания о человеке.

Проблема сенсорного голода (недостаточность впечатлений, воздействий извне) особенно привлекает внимание представителей космической психологии и медицины.

Развитие техники ставит перед психологией труда ряд новых проблем, которые должны решаться в тесной связи с новым разделом психологии – инженерной психологией.

При решении вопросов НОТ необходимо в полной мере учитывать единство интересов производства и работающего человека.

Одним из важных разделов психогигиены труда является гигиена интеллектуального труда. Здесь большое значение имеет разработка дифференцированных гигиенических- норм умственного труда для людей различных возрастов.

Подлежит дальнейшему изучению вопрос об активном отдыхе, построенном в соответствии с условиями труда отдыхающего человека.

Для работников умственного труда отдых целесообразно сочетать со спортом, посильным физическим трудом, прогулками.

Психогигиена быта

Прежде всего, это вопросы взаимоотношений людей в быту. В ряде случаев в конфликтах могут участвовать лица, страдающие невротическими расстройствами, психопатией, психически больные люди. Лечение и госпитализация таких людей – важное психогигиеническое мероприятие. Борьба с алкоголизмом и наркоманией составляет одну из задач общественной психогигиены.

Серьезной проблемой психогигиены становится изучение влияния на организм человека телевидения, радио и других средств массовой информации.

Психогигиена семьи и сексуальной жизни

Любовь, дружба и взаимное уважение друг к другу старших членов семьи, справедливость в отношении младших, общность взглядов и интересов семьи, необходимая уступчивость в их взаимоотношениях – все это содействует созданию счастливой семьи, обеспечивает правильное воспитание детей. Неврозы особенно часто развиваются в неблагополучных семьях.

В психогигиеническом аспекте брака важен возраст вступления в брак. Важно, чтобы до брака было достаточно времени, чтобы будущие супруги лучше узнали друг друга, особенности характера и привычек. Лица, решившие вступить в брак, должны знать о наследственности своего избранника. Существует немало болезней, передающихся по наследству.

Одна из важнейших задач психогигиены – помощь в создании гармоничной половой жизни. Нарушения в этой области часто являются источником многих психических травм и нервных расстройств. Неправильно построенная половая жизнь делается нередко мучительной тайной человека, источником внутренних и внешних конфликтов.

Именно на почве отклонений в половой жизни и неумении видеть ее эстетическую сторону часто возникают такие расстройства половой функции, как половая слабость у мужчин и фригидность у женщин. Надо отметить, что половая распущенность, тесно связаны не только с общими чертами характера человека, но и с общим моральным обликом личности.

Доминирующее значение половой жизни у отдельных людей следует считать признаком патологического развития личности.

Медицинским работникам нужно расширять психотерапевтическую помощь при психогенных и непсихогенных нарушениях половой функции, при патологических отклонениях от нормального полового развития и удовлетворения полового влечения.

Психогигиена коллективной жизни

Взаимоотношения людей в семье, производственной бригаде, школьном классе, в общежитии, и в других каких-либо коллективах ставят вопрос о теснейшей взаимосвязи интересов человека с интересами окружающих. Как показал ряд исследований, при комплектовании трудовых коллективов, таких как бригады, команды, экспедиции и т. д.

необходим учет взаимной совместимости участников по особенностям личности, иногда по возрасту, идейной направленности и др. Этой сложные вопросы, который каждый раз должен решаться в зависимости от стоящей задачи, от условий работы и многих других моментов.

Особенно остро этот вопрос поднимается при отборе лиц, вынужденных жить в условиях изоляции (космические полеты, зимовки и т. п.).

Большая роль, помимо психологов и психиатров, должна отводиться и медицинским работникам многих специальностей и, в частности, средним медицинским работникам.

Психогигиена со времени ее зарождения была постоянно и непосредственно связана с психопрофилактикой, с предупреждением возникновения, формирования и развития психических болезней. Но если психопрофилактика больше нацелена на предупреждение возникновения конкретных психических расстройств, то цель психогигиены – формирование и поддержание психического здоровья.

Со времени зарождения психогигиена связана не только с психопрофилактикой, но и с психотерапией.

Поскольку психотерапия содержит многие приемы и методы, способствующие как лечению возникших заболеваний, так и коррекции нормальных качеств индивидуальности, нормальных качеств личности.

Тесно сосуществуя с психопрофилактикой и психотерапией, непосредственно вытекая из общей гигиены, психогигиена представляет собой самостоятельный раздел медицинской науки со своими целями, задачами и приемами исследования.

Разнообразие в понимании сущности психогигиены в настоящее время определяется в первую очередь особенностями методологических взглядов тех или иных ее представителей. Можно следующим образом классифицировать аспекты психогигиены.

Психогигиенадетства. Детство сопровождается последовательным усложнением впечатлительности ребенка. Значение впечатлений, роль которых сохраняется всю жизнь, особенно наглядно прослеживается до 12-14-летнего возраста.

В этот период детства ребенок живет главным образом впечатлениями, а психическая деятельность его формируется в первую очередь на основе впечатлений объектов и явлений непосредственной деятельности.

В отличие от этого подросток, начиная с 12-14-летнего возраста, строит свои суждения и умозаключения уже на основе не только непосредственных впечатлений действительности, но и пересочетании образов непосредственных впечатлений с образами памятных представлений.

В связи с этим субъективное оперирование такими образами, рефлексия становятся более типичными для подростка и юноши, чем, в частности, и отличается их психика от психики ребенка.

Психогигиена детства строится на особенных качествах психики ребенка и обеспечивает гармонию формирования его психики.

Психогигиена игровой деятельности ребенка. особенность деятельности ребенка сводится к тому, что она проявляется всегда в играх. Ни в каком возрасте игра не имеет такого значения для формирования психики, как в детском. Правильная последовательно усложняющая организация игровой деятельности ребенка это залог более последовательного и строгого формирования психики.

Психогигиена воспитания. Формирование психики ребенка направляется не стихийно, не просто переживанием им непосредственных жизненных ситуаций.

Такое формирование обеспечивается исторически сложившимися системами воспитания, которые в большей или меньшей степени используются в воспитательном потенциале семьи.

Повседневная практическая жизнь, обилие человеческих индивидуальностей, возможности возникновения аномалий в формировании психики это свидетельствует о том, что воспитание ребенка не может быть неорганизованным, оно направляется семьей и воспитателями учреждений и основывается на принципе последовательности, поэтапности.

Воспитание – действенное орудие в формировании гармонической личности, в формировании психического здоровья при строгом учете всех достижений психогигиены воспитания.

Психогигиена обучения. Воспитание представляет собой непрерывный процесс, который уже на ранних этапах жизни ребенка включает элементы обучения. Однако с началом посещения школы ребенком главным воспитателем его становится уже вся система обучения.

Последнее не только обогащает объем его знаний и навыков, но, что более важно, правильно организованная система обучения оздоровляет психику, обеспечивает ее гармонию.

Наоборот, дефекты обучения могут легко сказаться на надломе отдельных еще не развитых элементов психики ребенка, могут облегчить ретардацию или акселерацию развития отдельных элементов ее и, следовательно, привести к формированию аномальных черт личности.

Психогигиена обучения – один из ведущих и существенных разделов психогигиены, обеспечивающий в особенно ранимом и подверженном разнообразным влияниям подростковом возрасте сохранность формирования психики.

Психогигиена полового чувства. Сравнительно-возрастное рассмотрение психогигиены заставляет разграничить раздел психогигиены половой жизни на две части: на психогигиену полового чувства и собственно психогигиену половой жизни.

Известно, что именно в подростковом возрасте, в пубертатном периоде развития организма ребенка, появляются первые, вначале нередко «неясные чувства» происходящих в организме изменений в связи с половым созреванием и началом половой зрелости.

А у девочек этот период сопровождается иногда неожиданным для них появлением менструаций с вытекающими из этого психологическими последствиями. Начинающиеся у подростка сложные биологические изменения всегда сказываются на оценке им действительности, семьи, коллектива, общества.

Практика свидетельствует о том, что все эти изменения протекают значительно менее болезненно и не нарушают гармонии формирующейся психики подростка, если последний разумно подготовлен к их началу, если ему оказана помощь со стороны взрослых, если его мироощущение коррегируется по мере возникновения у него этих неосознанных и непонятных в самом начале чувств.

Психогигиена полового чувства с одной стороны, исследует, а с другой – разрабатывает мероприятия, направленные на поддержание формирующейся гармонии психики в пубертатном периоде развития ребенка.

Психогигиена юношества. Юношеский возраст по систематике возрастов разными исследователями не всегда четко отграничивается от подросткового. Однако его отличают определенные особенности по сравнению с подростковым (отрочеством).

Юношество – это переход к этапу формирования общественного сознания, общественного самосознания.

Это переход к пониманию того, что любой элемент деятельности индивидуума, что любое качество, свойственное ему, не является уделом жизни и деятельности самого индивидуума, а порождается его коллективной, его общественной деятельностью, его общественной принадлежностью.

Юношеский возраст (17-21 год), в отличие от отрочества, это период, когда человек выходит сферу самостоятельной жизни, самостоятельной деятельности.

Это период, когда человек впервые приобретает права гражданства, приобретает качества полноценного члена общества, это период, когда человек впервые начинает отрываться от семьи, от сложившихся традиций в ней и формировать новое мировоззрение, представление о семье, а позднее и новую семью. Все эти особенности нуждаются в специфической коррекции, специфическом управлении ими для сохранения и поддержания наиболее передовых, наиболее совершенных, наиболее гармоничных качеств психики будущего.

Психогигиенабрака.

Современные данные статистики свидетельствует о том, что в последние десятилетия в России и в ряде европейских стран, значительно увеличилось число разводов, что неудачно сложившийся брак играет большую роль в возникновении алкоголизма, преступности и др', Известно, что дети, воспитываемые в неполных семьях одним родителем, находятся в сложных обстоятельствах, которые часто отрицательно сказываются на их формирующейся психике. Многие факты показывают, что возникновение целого ряда пограничных форм патологии в неполных семьях имеет место значительно чаще, чем в гармоничных семьях. Существует настоятельная необходимость правильной подготовки к браку, созданию условий гармоничных браков, разработки системы мероприятий, направленных на упрочение гармонии сохраняющейся семьи.

Детальные меры психогигиены практически совпадают с конкретными формами психопрофилактики применительно к тем или иным жизненным обстоятельствам и возрастным периодам.

Предыдущая56575859606162636465666768697071Следующая

Дата добавления: 2016-04-19; просмотров: 2196; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/7-88821.html

ПСИХОГИГИЕНА. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА. ПСИХОТЕРАПИЯ

7.6. Психогигиена, психопрофилактика и реабилитация как виды

Актуальность темы: Жизнь в современном обществе характеризуется все возрастающим темпом, огромным количеством новой информации, неблагоприятными экологическими условиями.

Это приводит к катастрофическому росту состояний психоэмоционального напряжения, последствием которых нередко становятся психогенные психические расстройства и психосоматические заболевания.

Соматические и психические заболевания все чаще хронифицируются, формируя у больного специфическую «внутреннюю картину болезни» и нередко приводя к развитию нозогенных психических расстройств. Увеличивается количество семейных проблем и проблем с подрастающим поколением.

Своевременное использование принципов психогигиены, психопрофилактики и реабилитации, широкое использование психотерапевтических методов могут помочь современному человеку обрести душевное равновесие, достойно справляться с ежедневными нагрузками, строить благополучную семейную жизнь, растить здоровое потомство.

Цель обучения (общая): уметь проводить основные мероприятия по психогигиене и психопрофилактике в общемедицинской практике, определять показания к основным психотерапевтическим вмешательствам.

Цели конкретные: уметь Цели исходного уровня: уметь
1. Освоить и уметь применять на практике основные психогигиенические подходы 1. Уметь использовать гигиенические нормы в повседневной деятельности (кафедра гигиены, кафедра эпидемиологии)
2. Овладеть и уметь применять на практике методы первичной, вторичной, третичной психопрофилактики и реабилитации 2. Уметь использовать профилактические мероприятия в повседневной деятельности (кафедра гигиены, кафедра эпидемиологии)
3. Уметь проанализировать основные современные методы психотерапии (психодинамическое, когнитивно-поведенческое и экзистенциально-гуманистическое направления) 3. Уметь использовать основные теории личности в работе с больными (кафедра философии)
4. Овладеть методиками рациональной психотерапии, суггестии в состоянии бодрствования, ауторелаксации 4. Выявлять жалобы, собирать анамнестические данные, строить беседу с больным в cоответствии с принципами медицинской этики и деонтологии (кафедра ОЗО с циклом истории медицины)
5. Уметь определять показания к другим методам психотерапии (индивидуальной и групповой, психодинамической, гештальт-терапии, НЛП, арттерапии) 5. Уметь определять особенности оказания медицинской помощи в экстремальных ситуациях (кафедра медицины катастроф)
6. Овладеть навыками психологической помощи при кризисных состояниях
7. Уметь оказывать психологическую помощь в экстремальных ситуациях

Для оценки исходного уровня знаний предлагается выполнить следующие задания:

Задание №66. Обучение детей правилам поведения на воде относится к мерам:

А. Профилактики

B. Гигиены

C. Пропаганды

D. Общей медицины

E. Психотерапии

Задание №67. Внимательное выслушивание жалоб больного и сочувственное отношение к его проблемам основывается на теории личности:

А. Гуманистической

B. Психодинамической

C. Когнитивной

D. Поведенческой

E. –

Задание №68. Больной К., 34 года. Обратился к терапевту с жалобами на головные боли, раздражительность, сниженное настроение. Сомато-неврологически – в пределах возрастной нормы. Процесс постановки диагноза должен быть начат с:

А. Сбора анамнеза

B. Консультации невропатолога

C. Консультации психиатра

D. МРТ-исследования

E. ЭКГ-исследования

Если при выполнении приведенных выше заданий возникли затруднения, необходимо обратиться к следующей литературе:

1. Вiтенко Н.В. Загальна та медична психологiя. – К., 1996, стор.76-89.

2. Василенко В.Х. Внутренние болезни. – М., 1978, стр. 22-31, 46-54, 68-79.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000, 592с.

обучения:

Психогигиена и психопрофилактика (от греч. hygienos — целебный и prophylaktikos — предохранительный) — области медицинской психологии, задачей которых является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций.

Психическое здоровье подразумевает благополучие всего организма. Психогигиенические мероприятия имеют профилактическое значение в отношении психической (психогенных расстройств, алкоголизма, нарко- и токсикоманий) и соматической патологии.

Например, соблюдение требований психогигиены помогает в предупреждении инфарктов, мозговых инсультов, гипертонической болезни; гигиенический режим питания является мерой профилактики церебрального атеросклероза; занятия физкультурой и спортом поддерживают и физическое, и психическое здоровье.

Психогигиена – отрасль медицинских знаний, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья.

Психогигиена как научная отрасль медицинской психологии изучает состояние нервно-психического здоровья населения, его динамику в связи с влиянием на организм человека различных факторов внешней среды (природных, производственных, социально-бытовых) и разрабатывает на основании этих исследований научно-обоснованные меры активного воздействия на среду и функции человеческого организма с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья людей. В психогигиене выделяют следующие разделы:

1. возрастная психогигиена,

2. психогигиена быта,

3. психогигиена семейной жизни,

4. психогигиена трудовой деятельности и обучения.

Раздел возрастной психогигиены включает психогигиенические исследования и рекомендации, относящиеся прежде всего к детскому и пожилому возрасту, так как различия в психике ребенка, подростка, взрослого и пожилого человека значительны.

Психогигиена детского возраста базируется на особенностях психики ребёнка и обеспечивает гармонию её формирования. Формирующаяся нервная система ребёнка чутко реагирует на малейшие физические и психические воздействия, поэтому велико значение правильного и чуткого воспитания ребёнка.

Основными условиями воспитания являются:

– развитие и тренировка процессов торможения,

– воспитание эмоций,

– обучение преодолению трудностей.

В школьные годы необходимо учитывать нагрузки и перегрузки, равномерное распределение которых способствует гармоничному формированию личности и интеллекта ребенка, развитию чувства ответственности, дисциплины, установок на труд. В подростковом возрасте серьезного психогигиенического подхода требуют вопросы выбора профессии, вопросы, связанные с сексуальной жизнью, вопросы профилактики злоупотребления психоактивными веществами.

Психогигиенические проблемы имеют свою специфику в пожилом и старческом возрасте, когда на фоне падения интенсивности обмена веществ снижается общая работоспособность, функции памяти и внимания, заостряются характерологические черты личности.

Психика пожилого человека становится более уязвимой для психических травм, особенно болезненно переносится ломка жизненного стереотипа в связи с выходом на пенсию, уходом детей из родительского дома, смертью одного из супругов.

Поддержанию психического здоровья в пожилом возрасте способствует соблюдение общегигиенических правил и режима дня, прогулки на свежем воздухе, неутомительный труд.

Психогигиена труда и быта. Значительную часть времени человек посвящает трудовой деятельности, поэтому важное значение имеет эмоциональное отношение к труду.

Выбор профессии – ответственный шаг в жизни каждого человека, поэтому необходимо, чтобы выбранная профессия соответствовала интересам, способностям и подготовленности личности.

Только при этом труд может приносить положительные эмоции: радость, моральное удовлетворение, а в конечном счете, и психическое здоровье.

В психогигиене труда немаловажную, роль играет промышленная эстетика: современные формы машин; удобное рабочее место, хорошо оформленное помещение. Целесообразно оборудование на производстве комнат отдыха и кабинетов психологической разгрузки, уменьшающих утомление и улучшающих эмоциональное состояние работающих.

Изучением и улучшением гигиенических и психогигиенических условий труда людей в различных отраслях производства занимается эргономика как особая научная дисциплина о труде, объединяющая данные психологии, физиологии, анатомии, гигиены, педагогики и других областей знаний о человеке.

Одним из важных разделов психогигиены труда является гигиена интеллектуального труда, которая разрабатывает дифференцированные гигиенические нормы умственных нагрузок для различных возрастных категорий, занимается вопросами активного отдыха в зависимости от условий труда человека, который отдыхает.

Большую часть времени человек проводит в общении с другими людьми. Доброе слово, дружеская поддержка и участие способствуют бодрости, хорошему настроению. И наоборот, грубость, резкий или пренебрежительный тон могут стать психотравмой, особенно для мнительных, чувствительных людей.

Дружный и сплочённый коллектив на производстве может создать благоприятный психологический климат. Люди, которые «всё принимают слишком близко к сердцу», придают незаслуженное внимание мелочам, не умеют тормозить отрицательные эмоции. Им следует воспитывать в себе правильное отношение к неизбежным в повседневной жизни трудностям.

Для этого необходимо учиться правильно, оценить происходящее, управлять своими эмоциями, а когда нужно, и подавить их.

Серьезной проблемой психогигиены является изучение влияния на организм человека средств массовой информации, телевидения, радио, компьютерной техники.

Психогигиена семейной жизни. В психогигиеническом аспекте брака важны возраст вступления в брак, достаточное количество времени для того, чтобы будущие супруги лучше узнали друг друга, достаточная информированность о наследственности супругов, зрелость представлений о семье и супружеской жизни.

Одна из важнейших задач психогигиены – помощь в создании гармоничной половой жизни, поскольку неправильно построенная половая жизнь делается нередко мучительной тайной человека, источником внутренних и внешних конфликтов, приводя к целому ряду психических и сексуальных расстройств от неврозов до импотенции у мужчин и фригидности у женщин.

Семья представляет собой группу, в которой закладываются основы личности, происходит её начальное развитие. Характер взаимоотношений между членами семьи существенно влияет на судьбу человека и поэтому обладает огромной жизненной значимостью для каждой личности и для общества в целом.

Благоприятная атмосфера в семье создается при наличии взаимного уважения, любви, дружбы, общности взглядов. Большое влияние на формирование отношений в семье оказывают эмоциональное общение, взаимопонимание, уступчивость. Такая обстановка способствует созданию счастливой семьи – непременному условию правильного воспитания детей.

Психогигиена занимается вопросами подготовки к браку, к созданию условий гармоничных браков, а также разработкой системы мероприятий, направленных на упрочение гармонии сохраняющейся семьи.

Психопрофилактика– раздел медицинской психологии, который занимается разработкой и внедрением в практику мер по предупреждению психических болезней, переходу их в хроническую форму, а также по реабилитации психически больных.

Отмечается тесная связь понятий психопрофилактики и психогигиены. Их разграничение (особенно первичной психопрофилактики и психогигиены) достаточно условно.

Психогигиена главной своей целью имеет сохранение, укрепление и улучшение психического здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни, а психопрофилактика направлена на предупреждение психических расстройств. Т.о.

, отличие психогигиены и психопрофилактики заключается в объекте их исследования и практического применения. Психогигиена направлена на сохранение психического здоровья, а психопрофилактика занимается субклиническими и клиническими нарушениями.

Задачи психопрофилактики:

– предотвращение действия на организм болезнетворной причины;

– предупреждение развития заболевания путем раннего его диагностирования и лечения;

– предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.

Задачи и методы психопрофилактики зависят от особенностей и вида психических расстройств. Важно определить природу патологии психики (функциональная или органическая), форму течения болезни (реактивная или процессуальная), обратимы или необратимы психопатологические расстройства. Имеет значение также установление соотношения социального и биологического в этиологии болезни.

В предупреждении расстройств психической деятельности следует учитывать как факторы окружающей среды, так и факторы, обусловленные конституцией и преморбидным складом личности. Необходимо помнить о защитных силах организма, сохранных сторонах психики, которые психопрофилактика должна стимулировать, усиливая сопротивление организма и личности болезни и компенсируя ее последствия.

Принципы психопрофилактики труда, быта, семьи и сексуальных отношений:

– повышение выносливости психики к вредным воздействиям;

– профилактика инфекционных заболеваний, интоксикаций и других вредных воздействий внешней среды;

– изучение динамики нервно-психического состояния человека во время трудовой деятельности и в бытовых условиях, например, учет влияния различных профессиональных вредностей (факторы интоксикации, вибрации, значение перенапряжения на работе, самого характера производственного процесса);

– проведение профотбора, особенно для деятельности в экстремальных условиях;

– психологическая подготовка персонала к деятельности в условиях эмоциональной напряженности при одновременном повышении требовательности к квалификации персонала и отсутствии абсолютной надежности прогнозирования стрессоустойчивости;

– устранение болезненных форм нервно-психического напряжения путем устранения психотравмирующей ситуации или же (наиболее оптимальный вариант) путем изменения отношения к этой ситуации личности при условии, что сама ситуация сохраняется;

– коррекция нарушенных межличностных отношений, обусловливающих возникновение нервно-психического напряжения путем индивидуальной или групповой работы, а также путем использования методов семейной психотерапии;

– использование комплексного подхода в проведении психопрофилактических мероприятий.

Методы психогигиены и психопрофилактики включают психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям; массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними; информирование населения и т.д. Специальными задачами психогигиены и психопрофилактики являются помощь людям в кризисных ситуациях семейного, учебного или производственного характера, работа с молодыми и распадающимися семьями и т.п.

Согласно классификации ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.

Первичная психопрофилактика тесно связана с психогигиеной; она включает мероприятия, направленные на предупреждение инфекционных болезней, травм, психогенных воздействий, вызывающих нарушения психики, а также правильное воспитание подрастающего поколения, превентивные меры в остроконфликтных ситуациях, профилактику профессиональных вредностей, профессиональную ориентацию и профессиональный отбор, прогнозирование наследственных болезней.

Вторичную психопрофилактику составляют ранняя диагностика, своевременное лечение и прогноз опасных для жизни больного состояний, а также комплекс мероприятий по предупреждению неблагоприятной динамики возникших психических болезней, уменьшению патологических проявлений, по облегчению течения болезни и улучшению исхода.

Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение неблагоприятных социальных последствий психических заболеваний; она включает реабилитационные мероприятия, предупреждение инвалидности и др.

Психическое здоровье человека изменяется при воздействии различных социальных и природных факторов (развитие механизации и автоматизации на производстве и транспорте, которые ведут к повышению жизненного темпа во всех сферах и предъявляют более высокие требования к человеку, к подвижности и выносливости его основных нервных процессов; расширение социальных связей человека; воздействие средств массовой информации на психику, изменение темпа физического и психического развития человека). Перечисленные факторы могут при определенных условиях привести к возникновению и развитию психических расстройств, например пограничных состояний, что следует учитывать при разработке психопрофилактических мероприятий. Важно помнить, что в этих условиях преобразуется и сам человек, его биосоциальная структура. Необходимо также иметь в виду неизмеримые потенциальные возможности присущей ему активной адаптации.

Психическая реабилитация (от лат.

re — вновь, habilis — удобный, приспособленный) — система медико-психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных и инвалидов, а также лиц, перенесших заболевание, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни и т. д. В основе психической реабилитации лежит представление о болезни как о разрушительном процессе в организме человека, характеризующемся не только плохим физическим самочувствием больного, но и изменением его личности, сдвигами в эмоциональной сфере. Возвращение к здоровью, с точки зрения такого подхода, предусматривает устранение последствий переживаний, нежелательных установок, неуверенности в своих силах, тревоги по поводу возможности ухудшения состояния и рецидива болезни и т. д. Особое внимание в психической реабилитации уделяется работе, направленной на компенсацию утраченных профессиональных и социально-адаптивных качеств. Осуществление психической реабилитации требует создания психологических условий, содействующих сохранению положительного эффекта лечения (например, организация досуга, общения, диспансеризация). Развитие теории и практики психической реабилитации непосредственным образом связано с решением проблем психопрофилактики, психотерапии, клинической психологии.

Наиболее содержательное и полное определение реабилитации принято на 9-м совещании министров здравоохранения и социального обеспечения восточно-европейских стран, согласно которому реабилитация является системой государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно-полезному труду. Реабилитация представляет собой сложный процесс, в результате которого у пострадавшего формируется активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное восприятие жизни, семьи и общества.

Реабилитация включает профилактику, лечение, приспособление к жизни и труду после болезни, но прежде всего – личностный подход к больному человеку. В настоящее время принято различать медицинскую, профессиональную и социальную и психологическую реабилитацию.

Профессиональная реабилитация включает в себя мероприятия по возвращению больному трудоспособности, прибегая к возможностям сохранившихся профессиональных навыков, пусть даже путем переквалификации.

Социальная реабилитация включает в себя меры по возвращению больного в сообщество путем обеспечения соответствующих условий для его жизни в семье, должных материальных условий.

Психологическая реабилитация заключается в применении различных диагностических, лечебно-восстановительных и психотерапевтических способов, направленных на активизацию внутренних сил личности для восстановления нарушенных психических функций и эмоционально-волевой устойчивости.

При психических заболеваниях реабилитация имеет свои особенности, связанные в первую очередь с тем, что при них, как ни при каких других болезнях, происходят серьезные нарушения личности, ее социальных связей и отношений.

Реабилитация психически больных понимается как их ресоциализация, восстановление или сохранение индивидуальной и общественной ценности больных, их личного и социального статуса.

Основные принципы реабилитации: партнерство, разносторонность усилий, единство психосоциальных и биологических методов, ступенчатость прилагаемых усилий, проводимых воздействий и мероприятий.

Реабилитация представляет собой одновременно цель (восстановление или сохранение статуса личности), процесс, имеющий нейрофизиологические и психологические механизмы, и метод подхода к больному. Т.о.

, первоначальное представление о реабилитации как о завершающей фазе медицинской деятельности в современной медицине уступило место более широкому ее пониманию как многоэтапного динамического процесса, включающего соответственно ориентированное лечение и нацеленного на социальную реинтеграцию пациента. В настоящее время реабилитация рассматривается как направление современной медицины и одновременно как система деятельности, имеющая целью восстановление личного и социального статуса больного и использующая особый методический подход. Главной его сутью является опосредование всех проводимых мероприятий и воздействий через личность пациента.

Психосоциальная реабилитация рассматривается как процесс, включающий разработку и реализацию индивидуальной программы реабилитационного обслуживания конкретных пациентов. Эти программы, составленные на основе принципов реабилитации и обязательных ресурсов реабилитационного процесса, являются инструментом достижения конечных целей реабилитации.

Глобальной целью реабилитационной деятельности является улучшение социального функционирования пациента при сокращении объемов профессионального вмешательства.

В качестве этапных, промежуточных или конкретных целей могут рассматриваться:

– достижение независимого функционирования пациента в обществе;

– преодоление нейрокогнитивного дефицита;

– предупреждение повторных обострений и регоспитализаций;

– развитие эффективных стратегий совладения с болезнью;

– удовлетворенность пациента своей жизнью и т.д.

Модель медико-социальной реабилитации предусматривает выделение трех сфер, на которые оказывается то или иное терапевтическое воздействие:

· сфера повреждения (психическое расстройство, выраженное в конкретном категориальном диагнозе);

· сфера функциональной недостаточности (дисфункция личности);

· сфера ограничения (дефекта) социальной активности пациента.

Принципиальные различия в содержании различных уровней несостоятельности пациента находят отражения при разработке целей реабилитации и методов воздействия на пациента (см. табл.).

При этом лечение психического расстройства (купирование симптомов) осуществляется в обычном психиатрическом стационаре, восстановление утраченных навыков – в отделении психосоциальной реабилитации, а повышении социально-ролевого функционирования – во внебольничных условиях по месту жительства. Поэтому целесообразно выделять три этапа медико-социальной реабилитации:

1. Этап медицинской реабилитации.

2. Госпитальный этап медико-социальной реабилитации.

3. Экстрагоспитальный (внебольничный) этап социальной реабилитации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/14_108403_psihogigiena-psihoprofilaktika-psihoterapiya.html

Medic-studio
Добавить комментарий