7. Эмоциональные проявления стресса: Эмоциональные проявления стресса в первую очередь касаются

Содержание
  1. Эмоциональный стресс – причины появления, признаки, как бороться
  2. Понятие стресса и этапы его развития
  3. Основные причины эмоционального стресса
  4. Группа риска
  5. Признаки стрессового состояния
  6. Физиологические признаки
  7. Эмоциональные признаки
  8. Поведенческие признаки
  9. Психологические признаки
  10. Действенные способы снятия напряжения
  11. Чем опасен стресс?
  12. Разновидности напряжения
  13. Диагностика эмоционального стресса
  14. Методы восстановления
  15. Лечение эмоционального стресса
  16. Как убрать напряженность в теле
  17. Профилактика стресса
  18. Эмоциональный стресс: тренажёрный зал, молитва или шопинг? Выбираем метод лечения!
  19. Определения
  20. Отличия от классического стресса
  21. Фазы
  22. Причины
  23. Признаки
  24. Виды
  25. Как справиться
  26. Лечение
  27. Последствия
  28. Профилактика
  29. Ответы к зачету по психологии стресса – файл n1.doc
  30. Формы проявления стресса
  31. Эмоциональный стресс: признаки, профилактика, пути выхода
  32. Заключение

Эмоциональный стресс – причины появления, признаки, как бороться

7. Эмоциональные проявления стресса: Эмоциональные проявления стресса в первую очередь касаются

Эмоциональный стресс отличается от обычного иным влиянием на организм. Как правило, этот тип стресса формируется в результате эмоциональных реакций. Все это приводит к химическим изменениям чувствительности мозга к нейромедиаторам и нейропептидам.

Данный тип стресса не всегда можно назвать отрицательным. Это нормальная реакция детей и взрослых на изменившиеся условия. Проблема заключается в том, что в связи с современными условиями жизни, человеку редко удается получить навыки борьбы со стрессом. Из-за чего он может продолжаться длительное время, что в итоге приводит к полному опустошению и апатии.

Понятие стресса и этапы его развития

Понятие эмоционального стресса впервые выделил физиолог Ганс Селье в 1936 г. Этим понятием обозначали несвойственные организму реакции в ответ на какое-либо неблагоприятное воздействие. Из-за влияния раздражителей (стрессоров) адаптационные механизмы организма пребывают в напряжении. Сам процесс адаптации имеет три основных этапа развития – тревога, резистентность и истощение.

В первой стадии фазы отреагирования (тревога) происходит мобилизации ресурсов организма. Вторая, резистентность, проявляется в виде активации защитных механизмов. Истощение же наступает в случае исчерпания психоэмоциональных ресурсов (организм сдаётся).

Необходимо отметить, что эмоции и эмоциональный стресс – понятия взаимосвязанные. Но к серьёзным нарушениям психического состояния могут привести только отрицательные эмоции, которые вызывают негативный стресс. Такое состояние Селье назвал дистрессом.

Причины дистресса побуждают организм к исчерпанию своей энергии. Это может привести к тяжёлым заболеваниям.

Понятие стресса может иметь и другой характер. Некоторые учёные уверенны, что проявление эмоционального стресса связано с генерализированным распределением симпатических и парасимпатических возбуждений. А появляющиеся в результате такого распределения болезни индивидуальны.

Дистресс — негативный стресс

Отрицательные эмоции и стресс непредсказуемы. Проявление защитных функций организма на возникающую психологическую угрозу способно преодолевать только небольшие трудности.

А, при продолжительном или периодическом повторении стрессовых ситуаций, эмоциональное возбуждение приобретает хронический характер.

Такой процесс, как истощение, эмоциональное выгорание, проявляется именно при продолжительном нахождении человека в негативном психоэмоциональном фоне.

Основные причины эмоционального стресса

Положительно эмоциональные реакции редко несут угрозу для человеческого здоровья. А негативные эмоции, накапливаясь, приводят к хроническим стрессам и патологическим нарушениям органов и систем. Информационный и эмоциональный стресс оказывает влияние как на физиологическое состояние больного, так и на его эмоции и поведения. Наиболее распространёнными причинами стресса являются:

  • обиды, страхи и отрицательно-эмоциональные ситуации;
  • резкие неблагоприятные жизненные проблемы (смерть близкого человека, потеря работы, развод и т. д.);
  • социально-бытовые условия;
  • потенциально опасные ситуации;
  • излишнее чувство беспокойство за себя и близких.

Причины стресса

К тому же даже положительные эмоции могут нести вред. Особенно если судьба преподносит сюрпризы (рождение ребёнка, повышение по карьерной лестнице, исполнение мечты и др.). Причинами стресса могут являться и физиологические факторы:

  • нарушение сна;
  • переутомление;
  • патологии ЦНС;
  • плохое питание;
  • гормональные сбои;
  • посттравматические расстройства.

Стресс, как фактор риска для здоровья, непредсказуем. Личность может справиться с его воздействием, но не всегда. В целях облегчения стрессов и их диагностики, специалисты склонны разделять стрессоры на внешние и внутренние.

Искать выход из опасного психоэмоционального состояния следует, исключив влияние беспокоящего фактора на организм. С внешними стрессорами проблем не возникает. Но с внутренними стрессорами требуется долгая кропотливая работа не только психолога, но и других специалистов.

Группа риска

С эмоциональным стрессом на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается практически каждый человек. Однако специалисты выделяют отдельную группу лиц, наиболее подверженных данной напасти. У них стресс зачастую приобретает хроническую, затяжную форму и протекает достаточно тяжело, с развитием ряда сопутствующих осложнений и физиологических последствий. В группу риска входят:

  1. Лица с повышенной эмоциональной возбудимостью.
  2. Творческие личности с хорошо развитым воображением.
  3. Люди, страдающие нервными расстройствами и заболеваниями.
  4. Представители определенных профессий (политики, бизнесмены, журналисты, полицейские, водители, военные, летчики, авиадиспетчеры).
  5. Люди с повышенным уровнем тревожности.
  6. Жители мегаполисов и больших городов.

Такие люди особо уязвимы для внешних раздражающих психоэмоциональных факторов, и даже незначительная, на первый взгляд, причина вызывает у них нарушения эмоционального состояния.

Признаки стрессового состояния

Ресурс сил для борьбы со стрессами у каждого человека индивидуальный. Его называют стрессоустойчивостью. Поэтому стресс, как фактор риска для здоровья, следует рассматривать по возможным симптомам, которые затрагивают как эмоциональное, так и психическое состояние организма.

С появлением дистресса, причины которого связаны с внешними или внутренними факторами, адаптивные функции дают сбой. При развитии стрессовой ситуации, человек может чувствовать страх и панику, действовать неорганизованно, испытывать сложности с умственной деятельностью и т. д.

Сам же стресс проявляется в зависимости от стрессоустойчивости (эмоциональный может быть причиной серьёзных патологических изменений в организме). Проявляется он в виде, эмоциональных, физиологических, поведенческих и психологических изменений.

Физиологические признаки

Самые опасные для здоровья – физиологические симптомы. Именно они представляют угрозу для нормального функционирования организма. Пребывая в стрессе, больной может отказываться от еды и страдать от проблем со сном. При физиологических реакциях наблюдаются и другие симптомы:

  • патологические проявления аллергического характера (зуд, кожные высыпания и др.);
  • расстройство пищеварения;
  • головные боли;
  • увеличенное потоотделение.

Физиологический стресс

Эмоциональные признаки

Эмоциональные признаки стресса проявляются в виде общего изменения эмоционального фона. От них избавиться легче, чем от других симптомов, так как они регулируются желанием и волей самого человека. Под влиянием отрицательных эмоций, социальных или биологических факторов, у человека может появиться:

  • Плохое настроение, тоска, депрессия, беспокойство и чувство тревоги.
  • Гнев, агрессия, одиночество и др. Эти эмоции возникают резко, ярко выражаются.
  • Изменения в характере – усиление интроверсии, снижение самооценки и др.
  • Патологические состояния – невроз.

Эмоциональный стресс

Переживать сильный стресс без проявления эмоций нельзя. Именно эмоции отражают состояние человека, являются основным способом определения ситуаций психологии. И в целях предотвращения опасности для здоровья играет важную роль именно проявление той или иной эмоции и её влияние на поведение человека.

Поведенческие признаки

Человеческое поведение и реакции, которые ему сопутствуют, являются признаками эмоционального стресса. Выявить их несложно:

  • снижение работоспособности, полная потеря интереса к трудовой деятельности;
  • изменения в речи;
  • сложности общения с окружающими.

Эмоциональный стресс, который выражается через поведение, легко определить при длительном наблюдении за человеком и при общении с ним. Дело в том, что он ведёт себя не так, как обычно (он импульсивен, быстро и неразборчиво говорит, совершает необдуманные действия и др.).

Психологические признаки

Психологические симптомы эмоционального стресса чаще всего проявляются при длительном пребывании человека вне зоны психоэмоционального комфорта, его неспособности адаптироваться под новые условия существования. В результате биологические и физические факторы оставляют свой след на психологическом состоянии человека:

  • проблемы с памятью;
  • проблемы с сосредоточенностью при выполнении работы;
  • нарушение сексуального поведения.

Люди чувствуют себя беспомощными, отдаляются от близких и погружаются в глубокую депрессию.

Глубокая депрессия

С психическими факторами человек поддаётся острым или хроническим травмам психического характера. У человека может возникнуть расстройство личности, депрессивные психогенные реакции, реактивные психозы и т. д.

Каждая из патологий – признак, который является являются следствием влияния травм психологического характера. Причинами таких состояний могут стать, как неожиданные известия (смерть близкого человека, потеря жилья и др.

), так и длительное влияние стрессоров на организм.

Действенные способы снятия напряжения

Как помочь человеку выйти из депрессии и успокоить если он ничего не хочет

На вопрос, как убрать нервное напряжение, психология предлагает действенные способы. Для людей, которые в состоянии сами справиться с эмоциональным напряжением, полезны будут коррекционные методы:

  • Занятия самоанализом дают возможность понять тревогу. По мнению психологов, зачастую люди чересчур драматизируют возникшую проблему. При помощи нехитрого решения на листе бумаги можно разобрать ее на возможные плюсы и минусы. Затем отсечь все, что мешает жить.
  • Снять умственную и психическую напряженность поможет аутотренинг. В нем хорошо сочетаются мышечное расслабление и самоубеждение. Подобные упражнения есть на психологических сайтах. Результаты полезно подпитывать физическими и интеллектуальными занятиями: чтением книг, творчеством, приятными тренировками в виде модной норвежской ходьбы с палками.
  • Хорошо зарекомендовали себя методы релаксации и снятия психоэмоционального напряжения. Основные из них – медитация, упражнения на дыхание, расслабление мышц, кон на каком-то объекте, например, свечке, лицевой точке, звуках. Если уметь во время занятий отключаться от всех мыслей, при помощи релаксации можно привести в порядок мысли, чувства, эмоции, уменьшить тревожность.

Методы аутотренига способствуют снятию умственного и мышечного напряжения

  • Психологи призывают активно убирать из своей жизни окружающие обстоятельства и людей, вызывающих напряжение, если они связаны с работой, кругом общения, семейными неурядицами. Полезно окружать себя вещами, которые приносят моральное удовлетворение: книги, картины, посуда, цветы.
  • Физически и эмоционально удается «сбежать» от тревоги, поэтому тревожным людям надо регулярно заниматься бегом, упражнениями, скорректировать режим, обеспечить спокойный сон, найти интересное хобби, расширить круг приятного общения.
  • Сильный эффект дает объединение всех стандартных и нестандартных вариантов, способствующих выходу из проблемы. В психологии такой метод называют мозговым штурмом. Главное условие – посоветоваться с близкими и друзьями, чтобы увидеть травмирующую ситуацию с другой стороны.

Чем опасен стресс?

Из-за продолжительного стресса, могут возникать серьёзные проблемы со здоровьем. Дело в том, что во время стресса надпочечники выделяют увеличенный объем адреналина и норадреналина.

Эти гормоны заставляют внутренние органы работать активнее, с целью защитить организм от стрессора.

Но сопутствующие этому явления, такие как повышение давления, спазмы мышц и сосудов, повышение сахара в крови приводят к нарушению функционирования органов и систем. Именно из-за этого, увеличивается риск развития болезней:

  • гипертония;
  • инсульт;
  • язва;
  • инфаркт;
  • стенокардия;
  • рак.

С действием продолжительного психоэмоционального стресса снижается иммунитет. Последствия могут быть разными: от простудных, вирусных и инфекционных болезней до образования онкологии. Самые распространённые патологии связаны с сердечно-сосудистой системой Вторые, по распространённости – заболевания ЖКТ.

Влияние стресса на здоровье

По утверждению медиков, более 60% всех болезней современного человека вызываются стрессовыми ситуациями.

Поэтому, чтобы сохранить собственное здоровье, необходимо научиться предупреждать «неприятные сюрпризы» и стараться контролировать собственное эмоциональное состояние.

Разновидности напряжения

Как избавиться от стресса и нервного напряжения — способы борьбы

При возникновении мышечной напряженности появляется повышенная нагрузка на нервную систему, что ведет к неадекватному поведению человека. Каждый реагирует по-своему на травмирующую ситуацию. Поэтому выделяются разновидности реакции на проявление напряжения:

  • Тормозной тип – индивид не может адаптироваться к нагрузкам, например, завышенным требованиям в семье, на работе. В этом случае поведение становится неадекватным, заторможенным, вялым по отношению к ситуации. Индивид начисто лишается активного сопротивления проблемам.
  • Возбудимый тип – постоянное перевозбуждение приводит к тому, что у человека меняется поведение, делая его агрессивным, вспыльчивым, раздражительным. Он вроде бы выполняет все требования, но происходит это с чрезмерным нервным напряжением. Часто выливается в необоснованные конфликты, про таких людей говорят: «вспыхивает, как порох».

Любой вид напряженности требует выхода при помощи эффективных способов, чтобы не дойти до крайностей: заболевания, сумасшествия, желания одиночества, ненависти к миру и желания мстить всем без разбора и подобных опасных явлений.

Диагностика эмоционального стресса

Диагностика психоэмоционального состояния проводится только в кабинете психолога. Дело в том, что каждый случай требует детального изучения по тем методикам и условиям, которые ставит специалист с определённой целью. При этом учитывается направление работы, цели диагностики, рассмотрение конкретной ситуации из жизни больного и т. д.

Выявление основных причин стрессового поведения происходит по разным методикам психодиагностики. Всех их можно разделить на классы:

  1. Актуальный уровень стресса, выраженность нервно-психической напряжённости. Используются методы экспресс-диагностики и тестирования Т. Немчина, С. Коухена, И. Литвинцева и др.
  2. Прогноз поведения человека в стрессовых ситуациях. Используются как шкала самооценки, так и опросники В. Баранова, А. Волкова и др.
  3. Негативные последствия дистресса. Используются дифференциальные методы диагностики и опросники.
  4. Профессиональные стрессы. Используют опросы, тесты, «живой» диалог со специалистом.
  5. Уровень стрессоустойчивости. Чаще всего используют опросники.

Информация, полученная в результате психодиагностики, является основной дальнейшей борьбы со стрессом. Специалист ищет выход из определённой ситуации, помогает больному обходить трудности (предупреждение стрессов) и занимается стратегией дальнейшего лечения.

Методы восстановления

Оказавшись в неприятной ситуации, когда психологический стресс поражает и сковывает, стоит знать каким образом стоит поступать, как разрядить обстановку и восстановить собственные силы. В этом случае на помощь могут прийти следующие способы и методики:

  1. Психотерапия – хоть и малопопулярная услуга, но достаточно эффективна. В этом случае речь идет не просто о разговорах с психиатром, а о том, что опытный специалист способен рассмотреть и выявить первопричину и особенности психологического стресса у своего пациента, оценить положение и направить человека в нужное русло, контролируя все и вся.
  2. Медитирование – важное и полезное умение отстраниться от негативных ситуаций, раздражающих факторов, в особенности, для жителей крупных мегаполисов. Постарайтесь почаще выбираться на природу или просто побыть в спокойной обстановке, привычной для внутреннего равновесия и умиротворения.
  3. Йога, которая сочетала бы в себе физкультуру и медитацию – выполняя ту или иную асану, пациент будет сосредоточен на ней, ее выполнении, собственном теле и ощущениях, уходя от негативных мыслей. При этом растяжка и напряжение мышц будет способствовать преодолению стрессовой ситуации на физическом уровне.
  4. Дыхательная гимнастика – показана всем эмоциональным людям, которые в силу собственного характера эмоционально реагируют на любой раздражитель, стрессовую ситуацию, только усугубляя положение в худшую сторону. Просто 5-10 раз спокойно и глубоко вдохните и выдохните – это займет в день несколько минут, а сформированная привычка, со временем действующая на уровне подсознания позволит оградить от многих стрессовых ситуаций.

Среди иных методов восстановления можно выделить и релаксацию, а также отвлечение внимания, смену обстановки и физическую активность, которые в сочетании с любимыми музыкальными произведениями и общением позволят вывести пациента из неблагоприятной для него психологической ситуации.

Предлагаем послушать музыку для снятия стресса и нервозности прямо сейчас:

Лечение эмоционального стресса

Лечение психоэмоционального стресса индивидуально для каждого клинического случая.

Некоторым больным достаточно самоорганизации, поиска новых увлечений и ежедневного анализа и контроля собственного состояния, другим же требуется приём медикаментов, успокоительных и даже транквилизаторов.

По мнению специалистов, первое, что нужно сделать – это обнаружить стрессор и исключить его влияние на эмоциональное и психическое состояние человека. Дальнейшие способы борьбы зависят от тяжести болезни, её фазы и последствий.

Наиболее эффективными методами терапии стресса являются:

  • Медитация. Позволяет расслабиться, успокоить нервы и проанализировать все жизненные трудности и сложности.
  • Физические упражнения. Физическая активность позволяет отвлечься от проблем. К тому же во время занятий вырабатываются гормоны удовольствия – эндорфин и серотонин.
  • Медикаменты. Успокоительные и седативные препараты.

Психологические тренинги. Прохождение групповых занятий со специалистом и домашние методы не только способствуют устранению признаков стресса, но и позволяют улучшить стрессоустойчивость личности.

Психологические тренинги

Терапия чаще всего основывается на комплексных методах. Психоэмоциональный стресс часто требует смены обстановки, поддержки извне (как близкие, так и психолог). При проблемах со сном, врачи могут назначить успокоительные средства. При серьёзных психологических нарушениях могут потребоваться транквилизаторы.

Иногда используются и народные методы, основанные на приготовлении отваров и настоек. Наиболее распространена – фитотерапия. Успокоительным действием обладают такие растения, как валерьяна, душица и мелиса. Главное, чтобы человек сам хотел изменений в жизни и старался исправить своё состояние, вернувшись к своему естественному существованию.

Как убрать напряженность в теле

К техникам на снятие зажимов в теле существуют разные подходы. Одни специалисты рекомендуют использовать упражнения по типу «клин клином вышибают», суть которых в том, чтобы убрать напряжение в теле, надо напрячься максимально сильно. Такому положению помогают следующие упражнения:

  • «Лимон» – сесть удобно, голову опустить, глаза закрыть. Представить, что в руке лежит лимон. Нужно медленно сжимать его, пока не придет ощущение, что весь сок выжат. Затем идет переменное действие: то расслабляться, то напрягаться. Полезно запомнить это ощущение, чтобы привести тело в порядок.
  • «Сосулька» – встать, с силой вытянуть руки вверх, представить себя сосулькой. Замереть в этой позе на 1-2 минуты и постепенно начать расслабление с кистей рук, представляя, что сосулька тает на солнце. Запомнив ощущения расслабленности, можно прибегать к ним в напряженные моменты.
  • «Свеча» – упражнение на дыхание. В удобной позе расслабиться, дышать ровно и глубоко. Закрыть глаза и представить, что на небольшом расстоянии стоят зажженные свечи. Мысленно сильно «задуть» свечу, полностью выдохнув воздух. Таким образом сделать несколько раз.

Другие специалисты советуют лечебный массаж, физиотерапию (душ Шарко, электрофорез, ЛФК). Такие эффективные методики помогут снять спазмы и мышечные боли. Подробные рекомендации лучше всего обсудить с врачом.

К сведению. Теплые ванны, прогулки перед сном, полноценное витаминизированное питание, здоровый сон – простые и доступные средства способны снимать мышечные зажимы, если проблема не зашла слишком далеко.

Мышечную напряженность помогут убрать лечебный массаж и физиотерапия

Профилактика стресса

Профилактика психоэмоционального стресса сводится к ведению здорового образа жизни, правильному питанию и занятиям любимым делом. Нужно максимально ограничить себя от стрессов, уметь их предугадывать и «обходить». Психологи уверенны, что риск возникновения стрессовых ситуаций уменьшается, если человек будет:

  • заниматься спортом;
  • ставить перед собой новые цели;
  • правильно организовывать свою трудовую деятельность;
  • уделять внимание своему отдыху, особенно сну.

Главное, мыслить позитивно и стараться делать все во благо собственному здоровью. Если же не удалось оградить себя от стресса, не нужно поддаваться панике или страхам. Следует оставаться спокойным, стараться думать обо всех возможных вариантах развития событий и искать выходы из сложившейся ситуации. Так, последствия стресса будут более «мягкими».

Источник: https://erekto.ru/zdorove/emocionalnyj-stress.html

Эмоциональный стресс: тренажёрный зал, молитва или шопинг? Выбираем метод лечения!

7. Эмоциональные проявления стресса: Эмоциональные проявления стресса в первую очередь касаются

Несмотря на то, что самыми распространёнными заболеваниями XXI века считаются рак и ожирение, психологи называют вместо них другой диагноз — эмоциональный стресс.

Согласно статистике, именно он является причиной желудочно-кишечных и кардиологических заболеваний, наркомании и алкоголизма, мигрени и бессонницы, а также несчастных случаев на производстве. Если посчитать, сколько жизней обрывается в результате, данное состояние без преувеличения можно назвать смертельно опасным.

Тогда как современный человек настолько привык к постоянным стрессовым ситуациям, что воспринимает их как данность и даже не пытается бороться с психоэмоциональным истощением.

Определения

Эмоциональный стресс — это состояние, возникающее в результате сильных отрицательных переживаний, требующих неожиданно покинуть зону комфорта и заставляющих адаптироваться к новым условиям психологически и физиологически. Факторы, его вызывающие, называются стрессорами.

Если говорить более простым языком, в психологии это состояние сильнейшего психоэмоционального переживания из-за конфликтных ситуаций, длительно и болезненно ограничивающих удовлетворение каких-либо потребностей.

Такие науки, как антропология, анатомия и физиология, определяют данное состояние как реакцию организма, формирующуюся в процессе филогенеза, на воздействие агентов, сигнализирующих об опасности.

Это активизирует симпато-адреналовую систему, которая мобилизует внутренние защитные силы на борьбу.

В результате симпатические и парасимпатические возбуждения генерализованно распределяются по телу, что приводит к нарушению деятельности либо ССС, либо ЖКТ.

Отличия от классического стресса

В основе возникновения обычного стресса — изменения гипофизарно-надпочечниковых отношений. Тогда как эмоциональный формируется вследствие эмоциональных реакций психической деятельности. Они отличаются более длительным действием и приводят к трансформациям химической чувствительности нейронов головного мозга к нейромедиаторам и нейропептидам.

Фазы

Эмоциональный стресс проходит в своём развитии 3 стадии:

  • тревога (отреагирование) — оценка ситуации и собственных сил;
  • резистентность — активация защитных механизмов;
  • истощение — полное исчерпание всех психоэмоциональных ресурсов.

Нельзя допустить, чтобы наступила третья фаза, иначе потом придётся долго лечить последствия.

Причины

В психологии возникновение эмоционального стресса связывается с ситуацией угрозы для организма. Первой на неё реагирует именно эмоциональная сфера — отсюда и название. Опасность может быть:

  • эмпирической (надуманной) — например, когда девушке кажется, что она не сможет жить, если её бросит любимый;
  • реальной — например, когда больному объявляют смертельный диагноз.

В любом случае стресс возникает в условиях дискомфорта, когда отсутствует возможность реализовать или удовлетворить определённые потребности.

Психологические причины:

  • обида вследствие перенесённого унижения или оскорбления;
  • страх, тревога, беспокойство, повышенная ответственность — они могут быть как надуманными, так и реальными перед какими-то серьёзными испытаниями: экзаменом, свадьбой, выступлением;
  • предательство близкого человека;
  • хроническая усталость, цейтнот;
  • сложные жизненные обстоятельства: смерть близкого человека, развод, потеря рабочего места;
  • адаптация к новым условиям существования (в связи с переездом, сменой работы);
  • ситуация выбора;
  • проблемы в отношениях, конфликтные ситуации дома, с друзьями, на работе.

Иногда причиной являются не только эмоционально-отрицательные факторы, но и эмоционально-положительные. Например, крупный выигрыш, рождение двойни, резкий карьерный рост и т. д.

Физиологические причины:

  • нарушения в функционировании ЦНС;
  • бессонница;
  • гормональный сбой;
  • физическое или умственное переутомление;
  • эндокринные заболевания;
  • личностная декомпенсация;
  • посттравматические расстройства;
  • неправильное питание.

Если эмоциональный стресс возникает на фоне каких-то конкретных заболеваний, для начала следует пролечить их, а затем уже (или параллельно) заниматься непосредственно душевным состоянием.

В группе риска оказываются люди, эмоционально возбудимые, творческие, психически неустойчивые, проживающие в мегаполисах, с повышенным уровнем тревожности, социально незащищённые, закрытые (которые держат всё глубоко в себе), а также дети и подростки.

Признаки

Стрессовое состояние нельзя не заметить. Его возникновение сопровождается целым симптомокомплексом. В первую очередь проявляются психоэмоциональные признаки:

  • слезливость;
  • повышенная раздражительность, психоз, нервозность вплоть до припадков, гнев, агрессивность;
  • плохое настроение;
  • «уход» в себя, ограничение круга общения, нежелание разговаривать, стремление к одиночеству;
  • отказ от увеселительных мероприятий;
  • снижение работоспособности, концентрации внимания, быстроты мыслительных реакций;
  • слабость, вялость;
  • неконтролируемые действия «на автомате»: поставить чашку горячего чая в холодильник, почистить зубы щёткой без пасты, не взять сдачу в магазине;
  • неспособность рационально анализировать ситуацию, здраво рассуждать мыслить, отсюда — неадекватные реакции на происходящее;
  • снижение самооценки.

Вслед за открытыми проявлениями эмоций начинают обнаруживаться признаки, связанные с физиологией:

  • усиливается частота дыхания, начинается одышка, которая может закончиться приступами нехватки воздуха и гипоксией;
  • напрягаются отдельные группы мышц, что приводит к крепатуре и спазмам даже без физических нагрузок;
  • учащается пульс, может наблюдаться тахикардия;
  • скачет артериальное давление;
  • обостряется аллергия;
  • начинаются проблемы с работой ЖКТ: дискомфорт, вздутие, запоры, обостряются гастрит и язва;
  • обнаруживается повышенная потливость;
  • диагностируются достаточно сильные головные боли;
  • колеблется температура тела.

Если эмоциональный стресс несильный, а нервная система крепкая, при своевременно принятых мерах симптомокомплекс, связанный с физиологией, может и не проявиться. Это снижает риск последствий для здоровья и существенно облегчает дальнейшее лечение.

Виды

Эустресс

Реакция организма, вызванная сильнейшими положительными эмоциями. Активирует адаптационные способности.

Дистресс

Реакция организма на отрицательные эмоции, ситуацию угрозы и опасности для жизни, дискомфорт, конфликт, психотравму. В психологии является патологическим состоянием, которое дезорганизует поведенческую и психологическую активность. Влечёт за собой негативные последствия.

Психоэмоциональный стресс

Одни психологи не разграничивают между собой психоэмоциональный и эмоциональный стрессы, считая, что их объединяет один набор возможных причин и единый симптомокомплекс. Однако есть группа специалистов, выделяющих данный вид как расстройства, продиктованные исключительно социальными условиями: проблемами в отношениях, конфликтами, невозможностью нормально общаться и т. д.

Хронический эмоциональный стресс

Диагностируется, если не пройти курс лечения и не предпринимать никаких мер для выздоровления.

Вид эмоционального стресса определяет лечение. От него же зависят и возможные последствия для психического и физического здоровья.

Как справиться

Человек, переживающий й стресс, в первую очередь должен справиться с ним самостоятельно. Какие рекомендации в этом случае дают психологи:

  • заняться спортом: начать по утрам бегать или делать зарядку, гулять пешком по вечерам, после работы ходить в тренажёрный зал или на танцы;
  • постараться исключить из жизни стрессовый фактор, избегать психотравмирующих ситуаций и ненужных переживаний;
  • вести дневник с подробным анализом прошедшего дня: иногда изложение мыслей на бумаге освобождает душу от гнетущей тяжести;
  • не думать о плохом;
  • сменить обстановку, взять отпуск или больничный, уехать (хоть куда: хоть на дачный участок за город, хоть на другой континент в путешествие);
  • не общаться с неприятными людьми, манипуляторами, так называемыми «энергетическими вампирами»;
  • сходить в церковь, исповедаться, помолиться (иногда это успокаивает даже неверующих);
  • заняться самоорганизацией: придерживаться единого распорядка дня, закалять характер, учиться контролировать свою эмоционально-волевую сферу;
  • найти новые увлечения, которые станут источником положительных эмоций и вытеснят отрицательные (хобби, общение, шопинг, спорт, дети) — в психологии это называется трансформацией переживаний в другую энергию.

Если человек чувствует, что не справляется с эмоциями и они овладевают им всё больше и больше, не нужно тянуть с посещением специалиста. Вовремя начатое профессиональное лечение поспособствует быстрому выздоровлению без последствий для психики и физического здоровья.

Полезные подсказки. Психологи провели опрос среди людей, которые часто подвергаются эмоциональному стрессу. Им задавали вопрос, как они с ним справляются. Как ни странно, расхождений в ответах было мало. Большинству помогает чтение книг.

На втором месте — прослушивание любимой музыки. Сразу после неё — чашечка горячего кофе под просмотр телевизора. Замыкает этот своеобразный рейтинг пешая прогулка.

Все эти моменты стоит взять на вооружение тем, кто не знает, как обуздать нахлынувшие переживания.

Лечение

Помочь справиться с эмоциональным стрессом может психолог, но только на начальных стадиях. Если он уже запущен и находится на грани с депрессией, это уже сфера психотерапии. Существуют различные способы лечения:

  • аутотренинги: аффирмации на тему позитивного настроя, борьбы со страхами, повышения самооценки;
  • медикаментозная терапия: согласно назначениям психотерапевта, проводится курс лечения седативными препаратами;
  • фитотерапия: успокаивающие настои и отвары трав (валерианы, душицы, пустырника, мелисы, пиона, полыни);
  • поведенческая психотерапия (через ролевые игры);
  • дыхательные упражнения;
  • арт-терапия (рисование, музыка, танцы увлекают и вытесняют стрессовые переживания);
  • телесно-ориентированная терапия;
  • физиотерапевтическое лечение;
  • медитация, йога;
  • ЛФК.

Лечение, начатое вовремя и назначенное грамотно, приводит к быстрому и полному выздоровлению без последствий.

Парадокс. Некоторые специалисты считают, что в 50% случаев стресс полезен для человека. Он заставляет его покинуть привычную зону комфорта и наконец сделать то, на что он не решался в течение длительного времени. Приходится учиться контролировать свои эмоции, что повышает самооценку. Открываются новые возможности для самосовершенствования и личностного развития.

Например, студент, который никак не мог в течение учебного года сесть за написание курсовой работы. В какой-то момент он понимает, что до её сдачи остаётся критически мало времени — всего несколько дней.

У него начинается паника.

Но именно стресс и страх вылета из учебного заведения, позора перед родителями и потери тех лет, что он здесь проучился, заставляют его мобилизовать все силы и за столь короткий промежуток времени написать работу в срок.

Последствия

Затяжной эмоциональный стресс приводит к серьёзным проблемам со здоровьем — как в психическом, так и в физическом плане.

Психоэмоциональные последствия:

  • депрессия;
  • нервное истощение;
  • неврозы: астенический, тревожного ожидания;
  • социальная дезадаптация;
  • аутизм (особенно часто развивается у детей);
  • расстройства концентрации внимания;
  • нарушение идентичности физического и психического «Я» (саморазрушение личности);
  • паранойя;
  • фобии;
  • психическое истощение.

Последствия в плане физического здоровья:

  • гипертония;
  • рак;
  • со стороны ССС: сердечные приступы или недостаточность, стенокардия, аритмия, инфаркт, ИБС;
  • истощение организма;
  • головные боли, которые становятся постоянными и перерастают в мигрень;
  • ослабление иммунитета;
  • снижение зрения;
  • обострение астмы и заболеваний ЖКТ (вплоть до образования или прободения язвы).

Это далеко не весь перечень последствий, так как каждый организм реагирует на данное состояние по-разному. Кроме того, восстановиться после эмоционального стресса бывает достаточно трудно. Чтобы сократить реабилитационный период, придётся основательно поработать над собой — помогут в этом профилактические меры.

Статистика. Медики и психологи сошлись во мнении, что более 60% известных болезней развиваются вследствие стресса.

Профилактика

Чтобы избежать повторения неприятного и достаточно опасного для здоровья состояния, нужна психогигиена и психопрофилактика стресса. Общие моменты:

  1. Соблюдать режим дня.
  2. Организовать 8-часовой сон.
  3. Полноценно питаться.
  4. Чередовать нагрузки с отдыхом.
  5. Найти метод релаксации, чтобы своевременно сбрасывать с себя груз навалившихся проблем. Для кого-то это шопинг с подругами, для других — рыбалка, для третьих — смена обстановки.
  6. Больше общаться, не замыкаться в себе. Делиться с кем-нибудь своими переживаниями.
  7. Родители должны уделять детям больше внимания, чаще разговаривать с ними, вызывать на откровенные беседы.

Выделяется 3 уровня психогигиены и психопрофилактики стрессовых ситуаций:

  1. Превентивная психогигиена (первичная профилактика) — предупреждение расстройств на начальном этапе, когда возрастает риск эмоционального срыва.
  2. Восстановительная (вторичная) — психокоррекционная помощь в кризисных, стрессовых ситуациях в фазе их зарождения.
  3. Терапевтическая (третичная) — психологическая и психотерапевтическая помощь при расстройствах личности и поведения, неврозах вследствие запущенного стресса.

Профилактика более эффективна, если проводится под контролем профильного специалиста.

Практически каждый человек в определённый момент испытывает эмоциональный стресс. У кого-то он выражен ярко и отражается даже на физиологическом уровне, что влечёт за собой необратимые последствия.

У других переживания имеют локальный характер и не являются угрозой для здоровья.

Так или иначе необходимо отслеживать данное состояние, контролировать все негативные проявления, чтобы они не снизили качество жизни и не навредили организму.

Источник: https://ponervam.ru/emocionalnyj-stress.html

Ответы к зачету по психологии стресса – файл n1.doc

7. Эмоциональные проявления стресса: Эмоциональные проявления стресса в первую очередь касаются
Ответы к зачету по психологии стресса
Скачать все файлы (3107.5 kb.)Доступные файлы (1):

n1.doc3108kb.30.03.2014 04:27скачать

6.

Изменение физиологических процессов при стрессе

Физиологические проявления стресса касаются почти всех систем ор­ганов человека — пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхатель­ной.

Однако в поле зрения исследователей чаще всего оказывается сердечно-сосудистая система, обладающая повышенной чувствитель­ностью, реакции которой на стресс можно относительно легко реги­стрировать. При стрессе фиксируются следующие объективные из­менения:

+ повышение частоты пульса или изменение его регулярности; + повышение артериального давления, нарушения в работе желу­дочно-кишечного тракта; + снижение электрического сопротивления кожи и т. д.

7. Эмоциональные проявления стресса

Эмоциональные проявления стресса в первую очередь касаются характеристик общего эмо­ционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пес­симистичный оттенок.

При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием, теря­ет веру в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в де­прессию.

На фоне такого измененного настроения у человека, испытываю­щего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, ча­ще всего — негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.

Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появ­ляются новые черты или усиливаются уже имевшиеся: интраверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозритель­ность, агрессивность и т. д.

При наличии определенных предпосылок все вышеописанные из­менения выходят за пределы психологической нормы и приобретают черты психопатологии, которые чаще всего проявляются в виде раз­личных неврозов (астенического, невроза тревожного ожидания и т. д.).

8. Динамика стрессовых состояний

1. Обшие закономерности развития стресса

1). Классическая динамика развития стресса

Как уже отмечалось в первой главе, классическая концепция стресса Г. Селье предусматривает три фазы (стадии) его развития:

    • стадию тревоги;
    • стадию резистентности;
    • стадию истощения.

На первой стадии происходит мобилизация защитных сил орга­низма, в первую очередь — гормонов коркового слоя надпочечников. Этот процесс запускается специальным гормоном гипофиза (АКТГ ), который, в свою очередь, активируется нейросекреторными ядрами гипоталамуса. Таким образом осуществляется координация нервной и гуморальной регуляции в организме при ведущей роли головного мозга (а у человека — его психологических особенностей). Стадия тревоги в зависимости от силы и характера воздействия имеет раз­личную продолжительность и, как правило, приводит к приспособле­нию организма к новым условиям существования.

2). Влияние характеристик стрессора на уровень стресса

Несмотря на расхожее мнение, стресс может быть не только вредным, но и полезным. Среди многих факторов выделяют три самых главных фактора, от которых зависит характер влияния стресса на человека:

    • интенсивность стресса;
    • его продолжительность;
    • восприимчивость конкретного человека к данному стрессору.

Интенсивность стресса. Еще в начале XX в. американские психо­логи Р. Иеркс и Дж. Додсон установили, что характер работоспособ­ности человека определенным образом зависит от уровня его эмоцио­нальной активности. Оказалось, что максимальную продуктивность человек развивает при среднем уровне эмоционального возбуждения, в то время как и избыток эмоций, и их недостаток приводят к сниже­нию эффективности работы.

Продолжительность стресса. Наука установила, что наибольшую опасность вызывают не сильные и короткие стрессы, а именно дли­тельные, хотя и не столь сильные.

Кратковременный сильный стресс активизирует человека, как бы «встряхивает» его, после чего все по­казатели организма возвращаются в норму, а слабый, но длительный стресс вызывает истощение защитных сил и в первую очередь его иммунной системы.

Индивидуальная чувствительность к стрессу.

Каждый человек имеет свой порог чувствительности к стрессу — тот уровень напря­женности, при котором эффективность деятельности повышается (наступает эустресс), а также критический порог истощения, когда эффективность деятельности снижается (наступает дистресс).

На рис. 20 эти моменты отмечены соответственно двумя пунктирными линиями, и их определение чрезвычайно важно для того, чтобы жить и работать, с одной стороны, эффективно, а с другой — не во вред своему здоровью.

9. Факторы, влияющие на развитие стресса

1). Врожденные особенности организма и ранний детский опыт

а). Генетическая предрасположенность

Согласно психогенетическим исследованиям, реакции людей на те или иные факторы среды на 30-40% определяются генами, полученными от родителей, и на 60-70% зависят от воспитания, жизненного опыта, тренировки, полученных навыков, выработанных условных рефлек­сов и т. д. Таким образом, одни люди изначально более предрасполо­жены к стрессу, а другие — устойчивы к нему.

б). Характер протекания беременности у матери

Идея о том, что стрессы беременной женщины повышают вероятность развития стресса у ребенка, в последнее время находит все большее подтверждение.

в). Тип высшей нервной деятельности

Физиологическим базисом для личности является тип высшей нерв­ной деятельности человека, который отражает силу и динамику нерв­ных процессов в мозге и мало подвержен каким-либо изменениям.

Если вспомнить параллель между гиппократовской и павловской классификациями темперамента, то не вызывает сомнений, что ме­ланхолики («слабый тип» по Павлову) несомненно больше подвер­жены стрессу, чем флегматики («сильный, уравновешенный, инерт­ный типа ВНД). Что же касается холериков, то здесь не все так ясно.

С одной стороны, слабая выраженность процесса торможения в ЦНС у холериков может приводить к мощным эмоциональным вспышкам и агрессии, однако малая продолжительность таких периодов не до­водит организм до стресса.

г). Ранний детский опыт

Психотравмирующие переживания первых семи лет осложняют про­текание стрессовых реакций на протяжении последующей жизни.

Современные методы психотерапии (НЛП) позволяют частично «ис­править» и «переписать» болезненный детский опыт, но такие проце­дуры требуют участия квалифицированного специалиста. Одна из та­ких техник так и называется — «Изменение личной истории».

Она позволяет выявлять в прошлом человека события, которые не только в свое время вызвали сильный стресс, но и привели к повышению сензитивности к данному типу стрессоров в последующей жизни.

2). Родительские сценарии

Следует отметить, что у каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения. Об этом писал Эрик Берн в своих книгах, и жизнь подтверждает его гипотезу. Этот сценарий усваи­вается в детстве, когда родители, испытывая стрессы, конфликтуют на глазах у ребенка, невольно вовлекая его в свои проблемы.

При этом ребенок впитывает в себя примеры родителей, а потом неосо­знанно копирует их в своей взрослой жизни. Поэтому одни люди выплескивают свои стрессы на других людей в виде агрессивных импульсов или бьют посуду, другие молча переживают свое горе и плачут, а третьи пытаются решить проблемы при помощи алкоголя.

Возникает вопрос: можно ли перестроить свой жизненный сцена­рий? Ответ будет положительный при наличии трех условий.

Необходимые условия для перестройки жизненных сценариев:

  1. осознания человеком наличия такого сценария;
  2. сильной мотивации по его изменению;
  3. овладения определенными навыками саморегуляции.

3). Личностные особенности

а). Характер человека и черты личности

Склонные к гневу, враждебности, цинизму, раздражительности люди более подвержены стрессу, а открытые, доброжелательные люди, об­ладающие чувством юмора, наоборот, более устойчивы к превратно­стям судьбы.

б). Уровень самооценки

Многие исследователи отмечают, что большое влияние на характер реакций, которые демонстрирует человек в условиях эмоционально­го стресса, оказывает структура самооценки личности. Считается, что люди с заведомо заниженной самооценкой обычно в боль­шей степени проявляют признаки тревожности (как на субъективном, так и на объективном уровне), чем люди с адекватной самооценкой.

в). Направленность человека, его установки и ценности

В ряде работ, посвященных спортивному стрессу, было показано, что в ситуациях, обусловливающих возникновение психического стресса, мотивация достижения успеха оказывает на личность действие, про­тивоположное тревожности, соответственно люди с понижен­ной тревожностью ставят более высокие цели и достигают их .

Было также установлено, что адаптация к стрессовым условиям достоверно лучше осуществлялась у лиц, для которых была характер­на высокая мотивация достижения успеха и низкая мотивация избе­гания неуспеха

4). Факторы социальной среды

а). Социальные условия и условия труда

К факторам социально-производственной природы, влияющим на устойчивость индивидуума к психоэмоциональному стрессу, отно­сятся:

+ социальные перемены;

+ повышенная ответственность за работу;

+ значительное преобладание интеллектуального труда;

+ постоянный дефицит времени;

+ хроническая усталость;

+ нарушение режима труда и отдыха;

+ падение личного престижа;

+ отсутствие элементов творчества в работе;

+ длительные ожидания в процессе работы;

+ частая смена рабочего стереотипа; + ночные смены и недостаток свободного времени для удовлетворе­ния личных потребностей, хроническая гипокинезия и штурмов­щина, ведущие к сокращению времени парадоксальной фазы сна; + нерациональное и несбалансированное питание; + курение и систематическое употребление алкоголя.

б). Ближнее социальное окружение

Чем больше родственников и знакомых у человека, тем выше его ус­тойчивость к стрессу. Это связано не только с тем, что друзья реально защищают такого человека от стрессоров, но и с тем, что близкие лю­ди как бы принимают часть удара на себя.

Человек, окруженный бла­гожелательно настроенными людьми, чувствует их поддержку и лег­че воспринимает угрожающие факторы среды.

В противоположность этому люди, живущие одиноко или имеющие постоянные проблемы в семье, сильнее подвержены стрессу и чаще болеют.

3). Когнитивные факторы

а). Уровень сензитивности

Уровень сензитивности (чувствительности) человека имеет небольшое значение при биологическом стрессе, но чрезвычайно важен при стрес­се психическом. Сензитивность зависит от следующих факторов:

  • чувствительности рецепторов;
  • типа высшей нервной деятельности;
  • легкости образования условно-рефлекторных (ассоциативных) связей в коре больших полушарий головного мозга;
  • повышения или понижения чувствительности в процессе индивидуального опыта;
  • наличия навыков сознательного повышения или понижения сензитивности путем тренировки.

б). Умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды

Человек воспринимает ситуацию как потенциально стрессовую и реа­гирует на нее соответствующим образом, если логический анализ имеющихся фактов приводит к выво­ду о возникновении угрозы. Шахматист, обнаруживший вероятность получения мата через несколько ходов, водитель, который на трассе понял, что у его машины плохо работают тормоза.

в). Прошлый опыт и прогноз будущего

Появление стресса у человека связано с анализом прошлых психотравмирующих событий, причем в этом случае чисто когнитивные про­цессы тесно связаны с процессами эмоциональными. Примерами по­добных стрессов, основанных на эмоционально-логическом анализе прошлого, являются страхи и фобии, переживания, связанные с ревно­стью, явления посттравматического стресса и т. д

10. Негативные последствия длительного стресса

1). Психосоматические заболевания и стресс

Психосоматические заболевания — это болезни, в развитии которых ведущую роль играют психологические факторы, в том числе и психологический стресс.

Классический набор психосоматических заболеваний включает в себя бронхиальную астму, гипертоническую болезнь, тиреотоксикоз, язвенную болезнь двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, нейродермит, ревматоидный арт­рит и ряд других болезней.

2). Посттравматический синдром

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) проявляется у людей, которые испытали на себе воздействие события, «выходя­щего за рамки обыденных человеческих переживаний и экстремаль­но стрессогенного для любого человека».

11. Субъективные причины возникновения психологического стресса

Можно выделить две группы субъективных причин, вызывающих стресс. Первая группа связана с относительно постоянной составля­ющей личности человека, тогда как вторая группа причин стресса но­сит динамический характер. В обоих случаях стресс может вызывать­ся рассогласованием между ожидаемыми событиями и реальностью, хотя программы поведения человека могут быть длительными или краткосрочными, жесткими или динамичными.

1). Несоответствие генетических программ современным условиям

Многие наши стрессы и проблемы будут понятнее, если вспомнить эволюцию человека и его исторический путь из дикой природы в ло­но цивилизации.

Ученые к настоящему времени твердо установили, что большинство ответных реакций на биологические и физические воздействия носят рефлекторный характер и генетически запрограм­мированы на уровне ДНК.

Проблема состоит в том, что природа под­готовила человека на жизнедеятельность в условиях повышенных физических нагрузок, периодического голодания и перепадов темпе­ратур, в то время как современный человек живет в условиях гиподи­намии, переедания и температурного комфорта.

2). Стресс от реализации негативных родительских программ

Часть программ поведения вкладывается в голову ребенка его ро­дителями, учителями или другими лицами, пока его сознание еще отличается повышенной внушаемостью. Эти программы называют «неосознанными установками», «жизненными принципами» или «ро­дительскими сценариями», и они могут оказывать весьма существен­ную роль на дальнейшую жизнь индивида.

3). Стресс, вызванный когнитивным диссонансом и механизмами психологической зашиты

Как мы уже выяснили выше, источником многих стрессов являются эмоции человека, которые провоцируют его на спонтанные реакции вопреки голосу разума, пытающегося спокойно и рационально оце­нить ту или иную ситуацию.

4). Стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности

Оптимизм и пессимизм

Одной из достаточно общих установок сознания является оптимизм и пессимизм — т. е. тенденция видеть в явлениях окружающего мира хорошие или плохие моменты. На самом деле резко выраженных оп­тимистов или пессимистов достаточно мало, а большая часть людей находится вблизи некой средней точки, удаляясь от нее согласно за­конам нормального распределения.

Политические и религиозные установки

Достаточно часто источником стресса являются мировоззренческие установки личности – политические или религиозные. Подобные стрессы принимают массовый характер в эпоху социально-эконо­мических перемен (к которым относятся разнообразные революции, реформации и «перестройки»), однако и в относительно стабильные периоды существования общества данные стрессы встречаются до­статочно часто.

5). Невозможность реализации актуальной потребности

В настоящее время наиболее известной и в то же время простой схе­мой, описывающей организацию человеческих потребностей, являет­ся «пирамида» Абрахама Маслоу. Согласно этой схеме, по мере реа­лизации «низших», биологических потребностей, человек старается удовлетворить социальные, а затем и духовные потребности, причем, согласно воззрению А. Маслоу, высшей потребностью человека явля­ется его стремление к самореализации своей уникальной сущности.

6). Стресс, связанный с неправильной коммуникацией

Существует множество причин, вызывающих стресс во время обще­ния.

Одним из важнейших источником коммуникативных стрессов яв­ляются конфликты, т. е. взаимодействие двух или более людей, чьи потребности в данной ситуации кажутся участникам взаимодействия несовместимыми.

7). Стресс от неадекватной реализации условных рефлексов

Другие программы вырабатываются в процессе жизни — это так на­зываемые условные рефлексы, открытые И. П. Павловым. Осваивая среду обитания, наш мозг учится распознавать сигналы, свидетельст­вующие о наступлении важных для организма событий.

Так, звон по­суды перед обедом вызывает выделение желудочного сока, а вид две­ри в приемную сурового босса заставляет сердце биться чаще.

Это могут быть полезные реакции, помогающие нам заранее готовиться к будущим событиям (один только вид стадиона готовит его организм к участию в соревновании), но иногда условные рефлексы мешают людям жить.

8). Неумение обращаться со временем (стресс и время)

Неадекватные временные границы как причина стресса

Довольно часто причиной стресса являются чрезмерно размытые временные границы психологического состояния. Это бывает в том случае, если человек слишком большое эмоциональное значение при­дает прошлому или будущему.

Стресс от неэффективного использования времени и его преодоление

Известный американский психолог А. Элкин говорит, что следует на­учиться управлять своим временем, в противном случае время будет управлять вами. А. Элкин выделяет следующие признаки того, что че­ловек испытывает стрессы именно от неэффективного использова­ния времени:

+ ощущение постоянной спешки;

+ нехватка времени на любимые дела и общение с семьей;

+ постоянные опоздания;

+ отсутствие четкого плана времени;

+ неумение делегировать полномочия другим людям;

+ неумение отказать людям, отнимающим ваше время;

+ периодически возникающее ощущение напрасной траты времени.

12.Объективные причины возникновения психологического стресса Объективные причины стрессов современного человека можно раз­бить на четыре группы:

  1. условия его жизни и работы;
  2. люди, с которыми он взаимодействует;
  3. социальные факторы среды;
  4. чрезвычайные обстоятельства.

При этом следует отметить, что термин «объективные причины» достаточно условный, так как человек может в той или иной мере по­влиять почти на любой «объективный» стрессор. Например, он мо­жет выбирать иные условия своей жизни, менять состав ближайшего социального окружения и даже противодействовать определенным природным или техногенным катаклизмам. В группу объективных причин мы отнесли те стрессоры, которые существуют вне сознания человека, испытывающего стресс, хотя они и могут быть модифици­рованы этим сознанием. 1). Локализация стрессора 2). Пути преодоления стрессоров различного типа Соответственно типу стрессора подбирается и способ его преодо­ления.

Источник: http://perviydoc.ru/v34446/%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B_%D0%BA_%D0%B7%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%82%D1%83_%D0%BF%D0%BE_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0?page=2

Формы проявления стресса

7. Эмоциональные проявления стресса: Эмоциональные проявления стресса в первую очередь касаются

Изменения функциональных систем организма при стрессе.

Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда.

Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, но для психологов наиболее перспективным является разделение их на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления.

Ранее подобная классификация реакций организма была применена при изучении состояния тревожности, которая часто сопутствует психологическому стрессу.

Между этими формами проявления стресса существуют тесные объективные взаимосвязи.

1) Изменение поведенческих реакций при стрессе

Все многообразие поведенческих проявлений стресса можно разделить на четыре группы.

Нарушения психомоторики могут проявляться:

– в избыточном напряжении мышц (особенно часто – лица и «воротниковой» зоны);

– дрожании рук;

– изменении ритма дыхания;

– дрожании голоса;

– уменьшении скорости сенсомоторной реакции;

– нарушении речевых функций и т. д.

Нарушения режима дня могут выражаться в сокращении сна, смещении рабочих циклов на ночное время, отказе от полезных привычек и замене их на неадекватные способы компенсации стресса.

Профессиональные нарушения могут выражаться в увеличении числа ошибок при выполнении привычных действий на работе, в хронической нехватке времени, в низкой продуктивности профессиональной деятельности. Ухудшается согласованность движений, их точность, соразмерность требуемых усилий.

Нарушения социально-ролевых функций при стрессе выражаются в уменьшении времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями, повышении конфликтности, снижении сензитивности во время общения, появлении различных признаков антисоциального поведения.

При этом человек, находящийся в длительном стрессе, меньше учитывает социальные нормы и стандарты, что может проявляться в потере внимания к своему внешнему виду. Дистресс пагубно сказывается и на социальных связях личности с другими людьми.

Во время переживания глубокого стресса могут значительно ухудшаться отношения с близкими людьми и коллегами по работе вплоть до полного разрыва, причем основная проблема остается нерешенной, а у людей возникают тяжелые переживания вины и безысходности.

Неадекватные попытки компенсировать стресс выражаются в более интенсивном употреблении алкоголя, повышении ежедневных норм курения, избыточном приеме пищи и т. д. Нередко люди пытаются снизить повышенный уровень стресса за счет агрессивных импульсов, «выплескивая» негативные эмоции на других людей.

Неадекватные методы снятия стресса в основном характерны для людей, ищущих во внешней среде причины своих проблем и стрессов, причем в большей мере это относится к стремлению таких людей использовать алкоголь в качестве «универсального антистрессорного метода».

2)    Изменение интеллектуальных процессов при стрессе

При стрессе обычно страдают все стороны интеллектуальной деятельности, в том числе такие базовые свойства интеллекта, как память и внимание.

Чем же объясняется такая форма проявления стресса? Нарушение показателей внимания в первую очередь обусловлено тем, что в коре больших полушарий человека формируется стрессорная доминанта, вокруг которой формируются все мысли и переживания. При этом концентрация произвольного внимания на других объектах затруднена и отмечается повышенная отвлекаемость.

В несколько меньшей степени страдает функция памяти. Тем не менее постоянная загруженность сознания обсуждением причин стресса и поиском выхода из него снижает емкость оперативной памяти, а измененный при стрессе гормональный фон вносит нарушения в процесс воспроизведения необходимой информации.

Следует также отметить возможное нарушение нормального взаимодействия полушарий мозга при сильном эмоциональном стрессе в сторону большего доминирования правого, «эмоционального» полушария, и уменьшение влияния левой, «логической» половины коры больших полушарий на сознание человека. Все вышеназванные процессы не только являются следствием развития психологического стресса, но и препятствуют его успешному и своевременному разрешению, так как снижение мыслительного потенциала затрудняет поиски выхода из стрессорной ситуации.

В. Л. Марищук и В. И.

Евдокимов пишут, что «многие феномены нарушения мыслительных процессов при стрессе могут быть объяснены исходя из физиологического понятия доминанты».

Согласно мнению данных авторов, при психической напряженности, вызванной острым стрессом, доминанта по закону отрицательной индукции временно гасит другие очаги возбуждения, являющиеся физиологическими субстратами других мнений, более обоснованных мотивов, истинных знаний.

По этому поводу они пишут: «Если пользоваться психологическими терминами, то при этом возникает особая психологическая установка, через призму которой осмысливается наличная и вновь поступающая информация (как через “кривое зеркало”).

Прошлый опыт, знания, мотивы временно погашены, и оценка ситуации соизмеряется только с эталоном данной установки, хотя бы и глубоко ложной.

Все, что подлежит осмыслению, может видеться в ложном свете, оцениваться тенденциозно, и человеку кажется в данный момент, что он прав (ведь все остальные источники внутренней информации временно погашены).

Дело осложняется и в связи с тем, что доминанта (пока она функционирует и подкрепляется эмоциями) малоуязвима. Как отмечал академик А.

Ухтомский, доминанта действует по особым законам — она усиливается независимо от того, положительные или отрицательные воздействия на нее направлены. На языке психологии это означает, что убедительные аргументы порой отбрасываются, а ошибочные мотивы торжествуют.

Характерно, что когда напряженность прекращается, когда отрицательная индукция от доминирующего очага перестает оказывать свое воздействие, и в сознании начинает воспроизводиться все, что было в разумном опыте, мы будто бы «прозреваем» от «отравления эмоциями» и порою не можем понять, как же проходили мимо очевидных аргументов, почему мы упрямились, почему грубили, а иногда совершали негативные поступки вопреки собственным ценностным ориентациям».

3)  Изменение физиологических процессов при стрессе

Физиологические проявления стресса касаются почти всех систем органов человека — пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной. Однако в поле зрения исследователей чаще всего оказывается сердечно-сосудистая система, обладающая повышенной чувствительностью, реакции которой на стресс можно относительно легко регистрировать. При стрессе фиксируются следующие объективные изменения:

– повышение частоты пульса или изменение его регулярности;

– повышение артериального давления, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта;

– снижение электрического сопротивления кожи и т. д.

Человек, находящийся в состоянии психологического напряжения, обычно испытывает различные негативные переживания: стресс может проявиться в форме боли в сердце и других органах; затруднение при дыхании, напряжение в мышцах; неприятные ощущения в области пищеварительных органов и пр.

Нарушения нормальной деятельности отдельных органов и их систем, с одной стороны, и отражение этих нарушений в сознании, с другой стороны, приводят к комплексным физиологическим и биохимическим нарушениям: снижению иммунитета, повышенной утомляемости, частым недомоганиям, изменению массы тела и т. д.

В. Л. Марищук и В. И.

Евдокимов, описывая состояния эмоциональной напряженности (кратковременного стресса), отмечают «резкое учащение и нарушение ритмичности пульса и дыхания, обильный пот, резкие изменения диаметра зрачка, вазомоторные реакции на лице, резкое учащение перистальтики и т. д.» Все эти объективные изменения находят свое отражение в субъективных переживаниях человека, испытывающего стресс.

 4)  Эмоциональные проявления стресса

Эмоциональная форма проявления стресса затрагивает различные стороны психики.

В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистичный оттенок. При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием, теряет веру в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию.

На фоне такого измененного настроения у человека, испытывающего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, чаще всего — негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.

Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имевшиеся: интраверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность и т. д.

При наличии определенных предпосылок все вышеописанные изменения выходят за пределы психологической нормы и приобретают черты психопатологии, которые чаще всего проявляются в виде различных неврозов (астенического, невроза тревожного ожидания и т. д.).

Отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревога, пессимизм, негативизм, повышенная агрессивность) одновременно являются и следствиями и предпосылками развития стрессов.

Объективные причины возникновения психологического стресса. 

К числу вызывающих стресс (стрессогенных) факторов относятся ос­трые или хронические психотравмирующие обстоятельства, выраженные неблагоприятные жизненные перемены, учебные или производственные перегрузки, конфликты в семье или на работе.

Объективные причины стрессов современного человека можно разбить на четыре группы:

1) условия его жизни и работы (жилищные условия, производственные факторы, экология);

2) люди, с которыми он взаимодействует (строгий начальник, плохие соседи, нерадивые подчиненные);

3) социальные факторы среды (высокие цены, условия кредита, плохая власть, налоги);

4) чрезвычайные обстоятельства (природные и техногенные катастрофы, болезни и травмы).

При этом следует отметить, что термин «объективные причины» достаточно условный, так как человек может в той или иной мере повлиять почти на любой «объективный» стрессор.

Например, он может выбирать иные условия своей жизни, менять состав ближайшего социального окружения и даже противодействовать определенным природным или техногенным катаклизмам.

В группу объективных причин относятся те стрессоры, которые существуют вне сознания человека, испытывающего стресс, хотя они и могут быть модифицированы этим сознанием.

Источник: http://adaptaonline.ru/stati/formyi-proyavleniya-stressa.html

Эмоциональный стресс: признаки, профилактика, пути выхода

7. Эмоциональные проявления стресса: Эмоциональные проявления стресса в первую очередь касаются

Жизнь современного человека невозможна без стрессов. Социально-бытовые условия, работа, переутомляемость – все это вызывает эмоции. Иногда человек подвергается резкому выходу из зоны комфорта, что влечёт за собой необходимость психологической адаптации. Это и есть психоэмоциональный стресс.

Эмоциональный стресс

Нельзя недооценивать опасность стрессов, так как они могут стать причиной многих заболеваний внутренних органов и систем. Следует своевременно выявлять стрессоры и исключать их влияние, чтобы защитить собственное здоровье.

Заключение

Эмоциональным стрессам подвержен каждый человек. Некоторым удаётся быстро побороть чувство тревоги, страха и последующих поведенческих признаков (агрессии, дезориентации и т. д.). Но, иногда, длительный или часто повторяющийся стресс приводит к истощению организма, что опасно для здоровья.

Нужно чутко относиться к собственному психоэмоциональному состоянию, стараться предугадывать стрессы и находить безопасные способы выражения своих эмоций с помощью творчества или занятия любимым делом. Только так, можно сохранить свой организм здоровым и сильным.

Источник: https://psyhoday.ru/stress/emocionalnyj.html

Medic-studio
Добавить комментарий