7.Психологические методы изучения личности в юридической деятельности.

Методы юридической психологии. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности

7.Психологические методы изучения личности в юридической деятельности.

Понятие «метод» применяется в широком и узком смысле. В первом случае – это способы изучения реальности и построения системы научного знания; во втором – совокупность техники, приемов и процедур, которые направлены на освоение действительности в конкретной дисциплинарной области и служат эффективному решению профессиональных задач.

Методы юридической психологии – это практические и теоретические приемы, процедуры, операции познания психолого-юридической реальности, обеспечивающие получение объективных, достоверных, обоснованных сведений, выводов о ней и разработку практических рекомендаций.

В силу многоплановости задач, стоящих перед юридической психологией, она разрабатывает и применяет целый арсенал методов познания и преобразования психолого-юридической реальности.

Все их многообразие по целевому предназначению можно условно разделить на следующие группы методов: 1) научного исследования; 2) психотехнического воздействия; 3) судебно-психологической экспертизы; 4) психологической экспертизы правовых законов и нормативных актов.

Методы научного исследования предназначены для выявления психологических фактов, закономерностей и механизмов поведения и отношений людей, регулируемых нормами права.

Благодаря им возникает возможность создания теоретических концепций и разработки научно обоснованных рекомендаций для специалистов, занимающихся законотворчеством, а также практиков, осуществляющих работу по борьбе и предупреждению преступности.

Среди методов научного исследования выделяют два класса средств – теоретического и эмпирического познания.

К средствам теоретического познания относят логические процедуры обобщения, абстрагирования, формализации, историко-сравнительный метод, моделирование, системный анализ и др.

Среди средств эмпирического познания используются как традиционные для психологической науки методы (наблюдение, опрос, эксперимент, тестирование, анализ продуктов деятельности, биографический метод), так и специально разработанный в юридической психологии методический инструментарий (методики детекции лжи, психологический анализ уголовного дела и др.).

Методы психотехнического воздействия представляют собой совокупность психотехнологий, техник и приемов оказания влияния на отдельных людей и группы, которые включены в правовое регулирование.

Применение этих методов, с одной стороны, не должно противоречить нормам этики и уголовно-процессуального законодательства, а с другой – должно обеспечивать эффективную деятельность по предупреждению преступных деяний, раскрытию преступлений, ресоциализации осужденных и социальной реабилитации лиц, отбывших наказание. Методы психотехнического воздействия могут реализовываться в индивидуальной и групповой формах, базируясь на технологиях, созданных в прикладных отраслях психологии и психотерапии, а также с учетом процедур, разработанных в смежных научных дисциплинах (криминалистике, пенитенциарной педагогике и др.).

Методы судебно-психологической экспертизы предназначены для проведения целевых объективных исследований экспертом-психологом по постановлению следственных и судебных органов.

Судебно-психологическая экспертиза, осуществляемая по гражданским и уголовным делам, предназначена для оказания помощи органам предварительного следствия и суда в более глубоком исследовании специальных вопросов психологического содержания, которые необходимы для осуществления объективного доказывания по уголовным делам или разрешения гражданско-правовых споров. Среди средств, применяемых в судебно-психологической экспертизе, основными являются метод психологического анализа материалов уголовного дела, анамнестический (биографический) метод, методы наблюдения и естественного эксперимента, инструментальные методы изучения индивидуально-психологических особенностей личности (тесты, опросники, ассоциативный эксперимент и др.).

Методы психологической экспертизы правовых законов и нормативных актов предназначены для выяснения адекватности последних закономерностям и механизмам функционирования правосознания, психологически обоснованным путям совершенствования правового регулирования в условиях формирующегося правового государства. Технология проведения данного типа экспертиз в России только начинает складываться. Опираясь на зарубежный опыт, можно отметить целесообразность использования в данной экспертизе методов юридической герменевтики, психосемантики и психолингвистики.

Проведенный выше анализ сути и целевой направленности основных групп методов юридической психологии свидетельствует, что в ней, во-первых, активно используются методы, заимствованные из общей и других прикладных отраслей психологии; во-вторых, разработаны собственные оригинальные средства, предназначенные для психологического обеспечения правотворческой и правоприменительной деятельности.

Рассмотрим методы, играющие особую роль в юридической деятельности.

Метод наблюдения – это специально организованное, преднамеренное, целенаправленное восприятие психических явлений, предпринимаемое с целью изучения субъекта, их вызывающего.

В психологических исследованиях используются различные виды наблюдения, которые классифицируются по следующим основаниям: а) по положению исследователя-наблюдателя (косвенное или непосредственное (включенное) наблюдение, самонаблюдение); б) по степени формализации процедуры (неструктурированное и структурированное); в) по регулярности проведения (систематическое, случайное, единичное наблюдение); г) по условиям организации и проведения (наблюдение в естественных или лабораторных условиях).

Психолого-практические аспекты метода наблюдения должны учитываться при проведении дознания оперативными работниками и отдельных процессуальных действий следователями, где регистрация психических явлений в виде различного рода реакций на специальные объекты (стимулы, раздражители и т. п.

) является основанием для использования соответствующих тактико-технических и психологических приемов воздействия.

В пенитенциарной практике наблюдение за динамикой психических проявлений у отдельных лиц, микрогрупп осужденных различной направленности служит основой для применения мер исправительного воздействия.

Для выявления наиболее полной информации о лице, интересующем правоохранительные органы, обычно требуется синтезировать данные по конкретным отдельным наблюдениям.

Актуальным является выявление через наблюдение следующих моментов: а) индивидуально-психологических качеств личности (на основе анализа речи, мимики, жестикуляции, характера одежды и т. д.); б) преступного опыта у наблюдаемого (наличие жаргона, татуировок, асоциальных привычек поведения и т.д.); в) психического состояния и реакций лица в ходе реализации следственных действий, при психологическом зондировании в ходе разговора и т. д.

Метод интроспекции (самонаблюдения) заключается как в наблюдении за своей внешне выраженной деятельностью, психологически значимыми фактами из жизни, так и в наблюдении за своей внутренней жизнью, своим психическим состоянием. Научная ценность данных самонаблюдения зависит от того, насколько они объективны, соответствуют реальным фактам.

Как показывают экспериментальные исследования, люди склонны переоценивать свои достоинства и умалять свои недостатки. Однако в сочетании с другими методами, метод самонаблюдения может давать положительные результаты.

Исследователь по себе может судить, например, о влиянии тех или иных факторов на участников следственного или судебного действия, дополняя результаты самонаблюдения объективными данными.

Метод эксперимента – это исследование, при котором преднамеренно и планомерно вызываются изменения в изучаемых процессах (явлениях) и ведется контроль всех условий (побочных и дополнительных), чтобы точно установить характер имеющих место закономерностей и механизмов между независимой и зависимой переменными.

В практике психолого-юридических исследований получили распространение лабораторный, естественный, психолого-педагогический, мыслительный, законодательный, формирующий (обучающий), ассоциативный виды экспериментов.

Лабораторный эксперимент применяется в научных исследованиях (особенно при изучении групповых и индивидуально-психологических особенностей реагирования), при проведении судебно-психологической экспертизы.

Подобный эксперимент применяется в деятельности правоохранительных органов.

Уже хрестоматийными в целом для психологической науки стали инструментальные схемы и результаты лабораторных экспериментов по проблематике свидетельских показаний, деятельности суда присяжных, изучению феномена агрессивности.

При естественном эксперименте личность без ее ведома ставится в заранее изученные или созданные условия, ситуации, где она должна действовать и этими своими действиями проявлять определенные свойства, проверяемые и выявляемые в ходе эксперимента.

Наиболее широко метод естественного эксперимента применяется в тех случаях, когда человек, личность которого изучается, не находится в непосредственном общении с лицами, осуществляющими правосудие. В наиболее полном виде метод эксперимента может применяться в оперативно-розыскной работе, в деятельности исправительно-трудовых учреждений.

Здесь личность ставится в заранее заданные условия, а результаты ее деятельности, ход действий тщательно анализируются.

Метод психолого-педагогического эксперимента характерен тем, что обязательно включает в себя элементы обучения и воспитания.

Такая особенность этого метода предполагает возможность наиболее полного его использования в деятельности исправительных учреждений.

При помощи этого метода лицам, подлежащим исправлению, прививаются навыки к труду, дисциплина, новое отношение к коллективу, обществу, поступкам, действиям и т. д.

При мыслительном эксперименте предполагается, что все изменения происходят в воображении человека, который экспериментирует с воображаемыми образами (например, сотрудник правоохранительных органов может мысленно реконструировать событие преступления, составить психологический портрет лица, подозреваемого в совершении преступного деяния).

При законодательном эксперименте происходит проверка психологических предпосылок эффективности правовых норм на определенной территории или на территории всей страны. Имеется в виду предложения по усовершенствованию законодательства, которые, прежде чем быть окончательно принятыми, должны пройти испытание в течение определенного срока на ограниченной территории.

Формирующий (обучающий) эксперимент направлен на изучение психических явлений в процессе обучения и профессиональной подготовки путем внедрения наиболее активных методов обучения, с помощью которых формируются профессионально важные качества будущего специалиста-юриста. В исправительных учреждениях для выработки научно обоснованных программ ресоциализации личности осужденных часто проводятся формирующие эксперименты. Именно в данном контексте можно рассматривать многочисленные «программы модификации поведения заключенных».

Ассоциативный эксперимент впервые был разработан австрийским ученым К. Юнгом. Суть его состоит в том, что испытуемый должен на каждое слово экспериментатора ответить первым словом, пришедшим в голову.

Заторможенность этой реакции, а также неадекватное поведение испытуемого (механическое повторение исходного слова-раздражителя, немотивированный смех, жалобы, «телесные зажатости», покраснение и пр.

) рассматриваются как указание на наличие значимых представлений и переживаний, сообщение о которых для испытуемого нежелательно.

Основными достоинствами всех видов экспериментов является то, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяемых внешних условий.

В юридической психологии ХХ столетия большое распространение получил метод тестов. Психологическая проба, именуемая испытанием (тестом) является специализированным методом психологического исследования, применяя который можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления.

От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.

Психологический тест – это система специальных заданий, позволяющих измерить уровень развития или состояние, определенные психические качества или свойства отдельного индивида.

Наиболее широко в правоохранительной деятельности тесты используются при проведении судебно-психологической экспертизы и изучении личности преступника, а также при трудоустройстве в органы правопорядка и правоохраны. Особенностью метода тестирования в правоохранительной деятельности является то, что он проводится только психологом-профессионалом.

Метод опроса – это выяснение мнения человека по какому-либо вопросу или проблеме. Данный метод реализуется через следующие методически специфичные формы: беседа, интервью, анкетирование. Метод беседы – это непосредственное общение с интересующей исследователя личностью.

Он нацелен, прежде всего, на выяснение ее отношений к социальным и правовым ценностям, к людям, к правозначимым событиям; на выявление особенностей развития правосознания, мотивационных и других личностных характеристик.

Психолого-практические аспекты беседы актуальны для продуктивности профессиональной деятельности следователя, оперативных, пенитенциарных и прокурорских работников (например, психологически грамотное построение беседы при допросах позволяет определить лживость в показаниях).

Интервью как разновидность метода опроса может иметь различную степень формализованности. В этой связи выделяют следующие его виды: стандартизированное, фокусированное и свободное интервью. При стандартизированном интервью реализуется опрос отобранных респондентов в жесткой последовательности специально сформулированных вопросов.

При фокусированном интервью целью опроса является не сбор по заранее составленному плану соответствующих данных по проблеме, а получение от респондентов уникальной информации (их мнений, взглядов и т. п.).

Свободное интервью – это опрос, часто применяемый для изучения специализированных групп респондентов (например, осужденных за различные типы преступлений). В правовой сфере достаточно часто используется и такая разновидность метода опроса, как анкетирование.

Оно проводится обычно как письменная фиксация ответов на вопросы или в свободной произвольной форме. Анкетирование и интервьюирование широко используются для изучения механизма преступного замысла; выяснения причин преступности; исследования особенностей профессиональной деятельности различных категорий сотрудников правоохранительных органов; при разработке профессиограмм, изучении общественного мнения по изменениям в правовом регулировании и т.д.

Биографический метод используется для характеристики психологических особенностей личности.

Его специфика состоит в том, чтобы на основе сбора и анализа различных, а не только авторских источников, типичных для разных этапов жизненного пути конкретного человека, проследить процесс его социализации, особенности развития сознания и самосознания, черт характера, способностей, склонностей и т. д.

Метод обобщения независимых характеристик- это собирание данных о личности из различных, не зависимых друг от друга источников. Этот метод, разработанный еще в 60-х годах К. К.

Платоновым, дает богатый материал, позволяющий составить наиболее полное представление о личности благодаря анализу мнений, высказанных лицами, с которыми исследуемый находится в тех или иных отношениях.

Кроме того, данная информация может быть получена из характеристик с места работы, учебы, жительства; из старых уголовных дел, если изучаемое лицо было ранее судимо; из личного дела заключенного, если изучаемое лицо ранее отбывало наказание; из медицинских справок, карт, истории болезни; из актов судебно-психологических и судебно-психиатрических экспертиз, если исследуемое лицо привлекалось к уголовной ответственности.

Метод анализа продуктов деятельности (праксиометрический метод) позволяет на основе объективных материалов (писем, дневников и других личных письменных источников; архивных документов; продуктов трудовой, учебной, творческой или преступной деятельности) раскрыть индивидуальные особенности человеческой психики, развитость конкретных умений и навыков, индивидуальные стилевые особенности, черты личности, выражающие отношение к себе, другим людям, труду и т. п.

Важную роль в юридической психологии играет метод изучения процессов и результатов правоприменительной деятельности.

Для выяснения роли личностного фактора, профессионального мастерства необходимо обобщение опыта, а также ошибок в деятельности правоохранительных органов, возникающих в результате действий различных психологических факторов.

С этой целью изучаются материалы по обмену опытом, публикации известных юристов, в которых раскрываются секреты профессионального мастерства и даются рекомендации по преодолению профессиональной деформации и других негативных явлений.

Метод изучения результатов преступной деятельности, способов совершения преступления (это часто на практике называют «преступным почерком») позволяет установить некоторые личностные особенности преступника (например, жестокость, хладнокровие, профессиональные навыки, уровень интеллектуального развития, способности, эмоциональное состояние). Так, изучение способа, места и времени совершения преступления (серии преступлений) может характеризовать такие личностные особенности, как уровень умственного развития, расчетливость или легкомыслие, а характер издевательства над жертвой – уровень жестокости, хладнокровия преступника.

Метод психологического анализа материалов уголовного (гражданского) дела.

В данном случае информация для исследования берется из документально зафиксированных показаний свидетелей, потерпевших, подозреваемых (обвиняемых), подсудимых, гражданского истца и ответчика, а также из других письменных источников (разнообразных справок, протоколов конкретных следственных действий, различных заключений и пр.). Основное внимание при анализе обращается на субъективное отношение изучаемого лица к обществу, труду, другим людям; к выработке преступного замысла; к содеянному. И хотя в данном случае общая оценка личности преступника делается лишь на основе имеющихся в уголовном деле документов, полученные выводы могут стать ориентационной основой для выбора уже более конкретных средств изучения личности преступника.

Все применяемые в юридической деятельности психологические методы изучения и коррекции личности не должны противоречить этическим нормам; ущемлять права граждан, гарантированные Конституцией РФ; противоречить требованиям уголовно-процессуального закона, принципам законности и гуманности.

Источник: https://studopedia.su/14_123032_metodi-yuridicheskoy-psihologii-psihologicheskie-metodi-izucheniya-lichnosti-sub-ektov-pravoprimenitelnoy-deyatelnosti.html

Методы исследования в юридической психологии

7.Психологические методы изучения личности в юридической деятельности.

В юридической психологии, как и в психологической науке вообще, существуют четыре основные группы методов исследования:

1 группа — организационные методы включают: сравнительный метод, обследование, комплексный метод и т.д.;

2 группа — эмпирические методы включают: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы; анализ продуктов деятельности; биографические методы;

3 группа — методы обработки данных: количественный (статистический) в качественный;

4 группа — интерпретационные методы.

Рассмотрим важнейшие методы второй группы, так как они играют особую роль в юридической деятельности.

Наблюдение — систематическое, целенаправленное восприятие человека, позволяющее сделать вывод о его индивидуальных особенностях.

Предметом наблюдения в психологии являются не непосредственные субъективные психические переживания, а их проявления в поступках, в поведении, речи и деятельности человека. В зависимости от целей наблюдения может изучаться любая сторона личности: черты характера, отношения, качества ЛИЧНОСТИ, общие и специальные способности, навыки и привычки поведения.

Метод наблюдения позволяет изучать человека в развитии, его особенности в реальных обстоятельствах его деятельности (независимо от желания), те особенности данной личности, которые обычно не упоминаются.

При организации наблюдения с целью изучения личностных особенностей человека необходимо соблюдать следующие требования:

• сформулировать цель наблюдения и довести ее до сведения всех сотрудников, которые привлекаются к наблюдениям;

• спланировать наблюдение по времени и месту на наиболее важных участках, где могут проявиться характерные особенности изучаемого (планирование наблюдения означает координирование отдельных серий наблюдения в единый процесс изучения личности);

• наблюдение должно вестись регулярно.

Результаты наблюдений должны фиксироваться (записи носят конфиденциальный характер).

Наблюдение бывает непосредственное и опосредствованное, невключенное и включенное.

При непосредственном наблюдении изучение осуществляет лицо, которое затем делает выводы по результатам наблюдения. Такое наблюдение осуществляют следователь и судья при проведении следственных и судебных действий, воспитатель исправительного учреждения и др.

При опосредствованном наблюдении соответствующие сведения получают от других лиц, которые провели это наблюдение. Данный вид наблюдения имеет особенность: результаты его всегда закрепляются в документах дела — в протоколах допросов других лиц, в заключениях экспертов (судебно-психологической, судебно-психиатрической экспертизах) и т.д.

Невключенное наблюдение — это наблюдение со стороны, в котором исследователь является лицом, посторонним для исследуемого человека или группы лиц.

При включенном наблюдении исследователь входит в социальную ситуацию в качестве ее участника, не раскрывая при этом истинные мотивы своего поведения (исследования).

Опрос— это непосредственное общение юриста с человеком с целью изучения индивидуальных особенностей. Юрист должен заранее подготовиться к такой беседе, уяснить ее цели, составить план проведения, продумать тактику и технику познавательной беседы.

Беседа – тактика проведения беседы включает: установление контакта с собеседником; ведение беседы в нужном направлении, наблюдение за реакцией изучаемого; прогнозирование его ответов и коррекцию своего поведения при беседе.

При выборе (определении) техники беседы важно помнить о необходимости осуществления самоконтроля в ходе беседы, выборе условий и места для беседы, а также очередности вопросов.

При подготовке и проведении познавательной беседы целесообразно придерживаться следующих рекомендации:

• необходимо четко сознавать, что требуется узнать о человеке;

• следует предусмотреть возможные варианты ответов на вопросы, а также способы их проверки;

• вопросы следует формулировать так, чтобы изучаемый отвечал на них исчерпывающе и не давал односложных ответов. С этой целью используют вопросы типа: «Почему», «Как вы думаете (считаете)», «Зачем» и т.д.;

• необходимо способствовать речевой активности человека своим поведением, умением слушать, выражать понимание или одобрение, использовать мимику и пантомимику, знаки внимания;

• условия, место и время проведения беседы надо выбирать так, чтобы они способствовали разговору. Опыт показывает, что подобного рода беседа занимает около 40 мин.;

• при проведении познавательной беседы необходимо добиться взаимопонимания, расположить человека к себе.

Это достигается определенными способами: продемонстрировать интерес к человеку; высказать одобрение его заслугам и достоинствам; вести разговор с помощью общения; проявлять внимание к высказываниям; избегать назидательности на этапе установления взаимоотношений; вести записи только в случае высказывания собеседником своих просьб и пожеланий и т.д.

В ходе познавательной беседы можно изучать потребности и мотивы поведения изучаемого, особенности его эмоциональной сферы, уровень развития интеллекта, некоторые черты характера и коммуникативные качества. Так, только анализ речи, позволит сделать, по крайней мере, три вывода: об эмоциональном состоянии, уровне развития интеллекта и уровне

образования.

В первом случае принимаются во внимание характер интонации и реакция на вопросы. Во втором — умение собеседника устанавливать взаимосвязи между обсуждаемым и вопросами, формировать выводы и способы аргументации. В третьем случае принимаются во внимание эрудиция и словарный запас, развитие речи и грамотность.

В ходе беседы также можно выяснить типичные реакции изучаемого лица на вопросы, в которых проявляются различные типы психологической защиты.

К основным типам психологической защиты относятся:

• замещение — эмоции агрессии (гнева);

• отрицание –непонимание важности происходящего;

• регрессия — возвращение к ранним типам поведения;

• компенсация — стремление восполнить собственную неполноценность;

• проекция — приписывание своих мыслей и чувств другим людям;

• интеллектуализация — объяснение самому себе происходящего;

• вытеснение — исключение из своего сознания неприятного события, идеи, опыта.

Во время проведения беседы фиксации подлежат кроме вышеназванных реакций также следующие поведенческие признаки:

– особенности движений (мимика, взгляд, жестикуляция),

– эмоциональные состояния (спокойствие, раздражительность, застенчивость, упрямство),

– содержание и форма речи (словарный запас, интонации, темп речи, аргументация), – особенности построения ответов на вопросы, логика изложения мысли.

Анализ результатов деятельности и поступков предусматривает раскрытие истинных мотивов человека.

Методологическим обоснованием такого метода является взаимосвязь образа поведения, результатов деятельности с мотивами в целями личности.

Поэтому по внешним признакам поведения в его результатам можно дать оценку основополагающим свойствам личности, ее направленности и характеру.

При изучении результатов деятельности исследователь имеет дело не с самим человеком, а с материальными продуктами его деятельности: трудовой, учебной, игровой, преступной, — по которым воссоздаются процесс деятельности и особенности личности.

Анкетный метод. Это опрос большого круга лиц по строго установленной форме — анкете.

Метод основывается на анонимности заполнения анкеты, что позволяет получить наиболее объективные данные об изучаемых процессах, фактах, явлениях. Полученный материал подвергается статистической обработке и анализу.

В области юридической психологии анкетный метод применяется достаточно широко — от судебно-следственной и исправительной сфере деятельности до области правореализации.

Параллельно с анкетированием применяется «автомат общественного мнения» (телефонный опрос). Главное его достоинство — полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд «критических» вопросов испытуемые дают автомату иные ответы, нежели в анкетах.

Разновидностью опроса является метод интервью. В ходе интервью человек высказывает свои суждения относительно определенных явлений, обстоятельств, действий. Интервью должно проводиться по четко определенной программе.

С его помощью можно получить самые разнообразные сведения об особенностях деятельности правоохранительных органов.

Интервьюирование следователей, оперативных сотрудников позволяет узнать об их профессионализме, трудностях, с которыми они сталкиваются, их мнении о причинах преступности в путях ее снижения и т.д.

Обобщение результатов интервью дает достаточно репрезентативный материал для теоретических выводов и рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правоприменительной деятельности.

Психологические особенности личности позволяет определить биографической метод.

Сущность метода заключается в том, что собираются и анализируются материалы биографического характера с целью выявления особенностей человека и их развития.

Метод предполагает установление конкретных биографических данных, анализ дневников, собирание и сопоставление воспоминаний других лиц в пр.

Биографический метод исследования привлекал внимание многих зарубежных юристов, психологов и криминологов, занимавшихся изучением преступности. Целям изучения личности преступников служили различные биографические вопросники, не утратившие актуальность и в настоящее время.

В следственно-судебной и пенитенциарной практике отдельные аспекты биографического метода являются важным средством получения информации, которая может быть использована в тактических целях.

По своей сущности к биографическому методу близок метод обобщения независимых характеристик, цель которого — собрать данные о личности из различных источников, не зависимых друг от друга.

Применение данного метода дает исследователя м богатый материал, позволяющий составить наиболее полное представление о личности с помощью анализа мнений, высказанных лицами, находящимися с исследуемым в тех или иных отношениях, и анализа различных документов.

Важнейшими официальными документами, сведения из которых могут быть использованы для обобщения независимых характеристик, являются:

1) характеристика с места работы, учебы, жительства;

2) старые уголовные дела, если изучаемое лицо ранее имело судимость, при этом большую пользу приносит анализ протокола судебного заседания. В судебном заседании особенно ярко проявляются некоторые психологические особенности личности (способ защиты, отношение к соучастникам и т.д.);

3) личное дело заключенного (если изучаемое лицо отбывало наказание). Из него можно получить информацию о поведении данного лица в колонии, его отношении к близким и др.;

4) медицинские карты, истории болезни;

5) акты судебно-психологических и судебно-психиатрических экспертиз, если исследуемое лицо привлекалось к уголовной ответственности.

Экспериментальный метод является основным в психологической науке. Он направлен на изучение психических явлений в специально созданных для этого условиях. По своей сущности и видам метод подразделяется на лабораторный и естественный эксперимент.

Лабораторный эксперимент в основном применяется в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы.

Недостаткам и метода являются трудность использования лабораторной техники в условиях практической деятельности правоохранительных органов, а также различия в психических процессах в лабораторных и обычных условиях.

Указанные недостатки преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента.

При естественном эксперименте его участники воспринимают все происходящее как подлинное событие, хотя изучаемое явление ставится экспериментатором в нужные ему условия и подвергается объективной фиксации.

Проверка психологических предпосылок эффективности правовых норм может быть проведена в рамках такого специфического метода, как законодательный эксперимент. Как правило, эксперимент охватывает предложения по усовершенствованию законодательства.

Испытания проводятся в течение определенного срока на ограниченной территории или даже территории всей страны с целью избежать поспешных и недостаточно зрелых решений. Законодательные эксперименты проводились и проводятся как за рубежом, так и в нашей стране. Так, в Англии в 1965 г.

в экспериментальном порядке было приостановлено (до 31 июля 1970 г.) применение смертной казни.

По истечении этого срока парламент должен был или окончательно отменить смертную казнь (что и было сделано), пли вернуться к ранее существовавшему положению, когда смертная казнь предусматривалась как высшая мера по ряду категорий дел об убийствах.

В некоторых областях России в настоящее время проводится экспериментальная апробация института присяжных заседателей. которые рассматривают уголовные дела по наиболее тяжким преступлениям.

В юридической психология получил распространение я такой экспериментальный метод, как формирующий (обучающий) эксперимент.

Он направлен на изучение психических явлений в процессе обучения и профессиональной подготовки путем внедрения наиболее активных методов обучения (в том числе проблемного), с помощью которых формируются профессионально важные качества будущего специалиста-юриста.

В модифицированном виде этот метод может быть использован в деятельности исправительных учреждений с целью привития осужденным навыков к труду, новых взглядов и отношения к обществу, формирования социально приемлемого поведения.

Наконец, отметим еще одну разновидность экспериментального метода — ассоциативный эксперимент, впервые предложенный английским психологом Ф. Гальтоном и развитый австрийским ученым К. Юнгом.

Суть метода заключается в том, что испытуемому предлагается на каждое слово ответить первым словом, которое ему придет в голову. Во всех случаях учитывается время реакции, т.е. интервал между предложенным словом и ответом.

Список слов ассоциируется с обстоятельствами совершения преступления и ведет к «проговоркам» о реальном деянии.

Для более глубокого изучения личности используется метод тестов. Метод предназначен для оперативного получения достоверной информации о конкретных психологических особенностях личности на основе стандартных методик.

Тесты, классифицируемые по методическому принципу,

включают:

· Объективные тесты – в них возможен единственно правильный ответ

Стандартизированные самоотчеты:

тесты-самоопросники — набор вопросов или утверждений, ответ на которые возможен из двух или трех предложенных вариантов;

открытые опросники — набор вопросов, не предусматривающих стандартных ответов;

шкалы — тесты, оценка по которым проходит по предложенной шкале, на которой отмечена степень выраженности качества;

· проективные методики — стимульный материал, порождающий процессы воображения, в которых раскрываются характеристики личности;

· диалогические методики используются психологом, который ведет беседу с целью выявления особенности личности испытуемого.

Метод психологического анализа документов.

Документ (в широком значении этого слова то, что записано, нарисовано или изображено каким-то иным образом), даже если он не имеет отношения к праву, может содержать сведения, интересующие юридическую психологию. Анализ документа позволяет добыть такие сведения. Различают документы юридического значения и документы, не имеющие отношения к праву.

В процессе изучения правовых норм, регулирующих, скажем, уголовно-процессуальную деятельность, психологический анализ помогает понять требования, предъявляемые к профессии следователя, судьи, обнаружить в этих нормах отражение психических закономерностей, принятых во внимание при производстве ряда следственных действий (например, предъявление для опознания, допрос несовершеннолетнего

лица и т.д.).

Особенно богат психологическим содержанием анализ судебной практики. т.е. судебных казусов (случаев), по которым было вынесено судебное решение.

Если юриста интересует главным образом правильность или неправильность применения нормы (или норм) права при вынесенном судебном решении, то психолог в своем анализе будет стремиться увидеть жизненную ситуацию, сочетание в ней межличностных (социально-психологических) и индивидуальных (психологических) явлений, которые показало судебное решение.

Именно жизненные факты судебных решений позволяют психологу говорить о нравственно-правовом состоянии общества.

Качественный анализ юридического документа (т.е. анализ смысла, содержательной его стороны) дополняется количественным, формализованным анализом (т.е. выделением и обработкой единиц информации). Наиболее распространенным качественным анализом является метод контент-анализа.

Суть метода заключается в том, что в содержании текста выделяются смысловые единицы (слово и символ), которые можно однозначно фиксировать и переводить в количественные показатели с помощью единиц счета.

В качестве единиц счета используют частоту появления признака в тексте, объем текста, содержащего смысловую единицу (в строках, абзацах).

Определенный интерес для юридической психологии представляет анализ неюридических документов, материалов, на пример материалов прессы, произведений художественной литературы.

1 | 2 |

3

| 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

Источник: https://studall.org/all-77026.html

Психологические методы изучения личности в юридической деятельности

7.Психологические методы изучения личности в юридической деятельности.

Метод — это путь познания, способ, который позволяет исследовать предмет науки.

Беседа. Основное назначение беседы состоит в том, чтобы в процессе общения с субъектом получить необходимую информацию о нем и других лицах.

В ходе беседы составляется мнение об индивидуальном развитии человека, его интеллекте, психическом состоянии, о его отношении к тем или иным событиям, людям.

И хотя с помощью беседы далеко не всегда удается получить исчерпывающую информацию, тем не менее она помогает лучше узнать субъекта, определить по отношению к нему наиболее правильную тактическую линию поведения.

Во время беседы юристу следует произвести благоприятное впечатление на своего партнера по общению, пробудить у него интерес к обсуждаемым вопросам, желание отвечать на них и участвовать в диалоге.

Кроме того, беседа помогает юристу продемонстрировать свои положительные качества, стремление объективно разобраться в тех или иных явлениях.

Поэтому она является важным инструментом налаживания и поддержания психологического контакта с лицами, которых предстоит допрашивать.

Вопросы, относящиеся непосредственно к личности того, с кем проводится беседа, не следует задавать в самом ее начале. Лучше, если они возникнут естественно как следствие разговора на более нейтральные по своему содержанию темы.

Наблюдение. В психологии различают прямое и косвенное наблюдение. По характеру контактов с изучаемыми объектами наблюдение подразделяется на непосредственное и опосредованное, по характеру взаимодействия — включенное и невключенное (со стороны) наблюдение.

Метод наблюдения широко используется и в юридической практике в познавательных целях, например следователем в ходе проведения следственных действий.

Так, во время осмотра места происшествия, обыска, допроса, следственного эксперимента, предъявления для опознания следователь имеет возможность целенаправленно наблюдать за поведением интересующих его лиц, их эмоциональными реакциями и в зависимости от этого менять тактику своего поведения.

Наряду с этим следователь использует информацию и от опосредованного наблюдения. Сопоставление результатов непосредственного и опосредованного наблюдения за поведением тех или иных лиц в различных условиях позволяет получить дополнительную информацию.

В ходе наблюдения юрист может столкнуться и с наиболее распространенными ошибками (так называемый гала-эффект, или эффектореола), приводящими к преувеличению или преуменьшению выраженности наблюдаемых им фактов, с «ошибками усреднения», с ошибками,

возникающими в результате логически некорректных умозаключений, под воздействием профессиональной деформации, эффекта группового, внушающего давления.

В целях повышения достоверности наблюдения, нейтрализации ошибочных суждений необходимо строже относиться к своим выводам, объективно фиксировать полученные конкретные результаты, не поддаваясь искушению судить о сложных явлениях на основании первых, порой поверхностных впечатлениях.

Метод самонаблюдения (интроспекции).

 Данный метод возник на рубеже XIX—XX вв. Он состоит в том, что исследователь одновременно является и испытуемым, наблюдающим за собой, и лицом, фиксирующим все, что с ним происходит во время эксперимента. В практической деятельности юриста самонаблюдение носит вспомогательный характер.

 Самонаблюдение может использоваться юристом как метод самопознания, позволяющий ему выявлять свои характерологические особенности, свойства личности с тем, чтобы лучше контролировать собственное поведение, вовремя нейтрализовывать у себя, например, проявление ненужных эмоциональных реакций, вспышек раздражительности в экстремальных условиях, обусловленных нервно-психическими пере-

грузками.

Экспериментальный метод. Эксперимент является одним из распространенных методов изучения личности. Например, следователь в соответствии со ст. 183 УПК РСФСР вправе производить следственный эксперимент.

В некоторых случаях целью такого эксперимента является получение данных о способности лица воспринимать то или иное явление, какой-либо предмет в определенных условиях.

В результате этого следственным путем удается получить информацию психологического содержания о качественной стороне процессов восприятия у

свидетеля, а также и по некоторым другим вопросам.

 Широко используется экспериментальный метод при проведении судебно-психологической экспертизы в целях исследования психических процессов испытуемого: восприятия, памяти, мышления, внимания. С помощью специально разработанных экспериментально-психологических методик (тестов) исследуются количественные и качественные характеристики психических процессов.

«Биографический» метод. Основное назначение данного метода состоит в сборе сведений о фактах и событиях, имеющих социальнопсихологическое значение в жизни человека, с момента его рождения и до того периода, который интересует следователя, суд.

В ходе допросов свидетелей, хорошо знающих данного субъекта, во время бесед с ним выясняются сведения о его родителях, социальной среде, в которой он рос и воспитывался, его взаимоотношениях с окружающими, о его учебе, работе, интересах, склонностях, перенесенных заболеваниях, травмах, характере.

В необходимых случаях изучаются различные медицинские документы, характеристики из школы, с места работы, личное дело, письма, дневники и т.д.

Метод обобщения независимых характеристик. Перечисленные выше методы существенно дополняются методом обобщения независимых характеристик. Данный метод позволяет увидеть личность во всех ее проявлениях, оценивать человека объективно, с разных сторон, исключив субъективное к нему отношение.

Так, например, чтобы наиболее полно охарактеризовать субъекта, совершившего преступление, бывает недостаточно одной лишь характеристики с его последнего места работы. Существенно дополнят представление о нем характеристики с других мест, где он учился или работал, мнение о нем его родных, знакомых.

И хотя в каждой из этих характеристик могут содержаться элементы одностороннего подхода к оценке его личности, в

целом же, поскольку все эти сведения независимы друг от друга, они позволяют составить о виновном объективное мнение.

Анализ результатов деятельности. Данный метод в совокупности с другими особенно широко применяется при изучении личности разыскиваемых преступников. Например, по результатам преступной деятельности судят не только о степени общественной опасности содеянного, но

и об определенных характерологических особенностях личности, интеллекте, психическом состоянии, в котором мог находиться обвиняемый в момент совершения преступления, о мотивах преступления. В последние годы в качестве разновидности данного метода стал

применяться метод составления психологического портрета преступника, с помощью которого составляется психолого-криминалистическая характеристика разыскиваемого преступника, включающая в себя не только его психологические, но и поведенческие и даже чисто

внешние, физические признаки.

Источник: https://students-library.com/library/read/33094-psihologiceskie-metody-izucenia-licnosti-v-uridiceskoj-deatelnosti

Методы изучения личности в юридической психологии

7.Психологические методы изучения личности в юридической деятельности.

Выбор методов изучения личности субъектов различных правоотношений в профессиональной деятельности юриста, как и адекватность самих методов, во многом зависят от целей, которые стоят перед ним, от характера вопросов, требующих разрешения.

Остановимся на группе методов, которыми широко пользуются не только психологи в своих исследованиях, но и сами юристы в своей практической деятельности в процессе расследования преступлении, в ходе рассмотрения уголовных дел, гражданско-правовых споров в суде

Беседа.

Основное назначение беседы состоит в том, чтобы в процессе общения с субъектом получить необходимую информацию о нем и других лицах-составляется мнение об индивидуальном развитии человека, его интеллекте, психическом состоянии, о его отношении к тем или иным событиям, людям. Она является важным инструментом налаживания и поддержания психологического контакта с лицами, которых предстоит допрашивать

Наблюдение. В психологии различают прямое и косвенное наблюдение. По характеру контактов с изучаемыми объектами наблюдение подразделяется на непосредственное и опосредованное, по характеру взаимодействия — включенное и невключенное (со стороны) наблюдение

Метод наблюдения широко используется и в юридической практике в познавательных целях, например следователем в ходе проведения следственных действий.

Метод самонаблюдения (интроспекции). Данный метод возник на рубеже XIX—XX вв. Он состоит в том, что исследователь одновременно является и испытуемым, наблюдающим за собой, и лицом, фиксирующим все, что с ним происходит во время эксперимента. В практической деятельности юриста самонаблюдение носит вспомогательный характер.

Экспериментальный метод. Эксперимент является одним из распространенных методов изучения личности (количественные и качественные характеристики психических процессов). Например, следователь в соответствии со ст.

183 УПК РСФСР вправе производить следственный эксперимент.

Широко используется экспериментальный метод при проведении судебно-психологической экспертизы в целях исследования психических процессов испытуемого: восприятия, памяти, мышления, внимания.

«Биографический» метод.

Основное назначение данного метода состоит в сборе сведений о фактах и событиях, имеющих социально-психологическое значение в жизни человека, с момента его рождения и до того периода, который интересует следователя, суд. В необходимых случаях изучаются различные медицинские документы, характеристики из школы, с места работы, личное дело, письма, дневники и т.д.

Метод обобщения независимых характеристик. Данный метод позволяет увидеть личность во всех ее проявлениях, оценивать человека объективно, с разных сторон, исключив субъективное к нему отношение.

Так, например, чтобы наиболее полно охарактеризовать субъекта, совершившего преступление, бывает недостаточно одной лишь характеристики с его последнего места работы. Существенно дополнят представление о нем характеристики с других мест, где он учился или работал, мнение о нем его родных, знакомых.

И хотя в каждой из этих характеристик могут содержаться элементы одностороннего подхода к оценке его личности, в целом же, поскольку все эти сведения независимы друг от друга, они позволяют составить о виновном объективное мнение.

Анализ результатов деятельности. Данный метод в совокупности с другими особенно широко применяется при изучении личности разыскиваемых преступников.

Например, по результатам преступной деятельности судят не только о степени общественной опасности содеянного, но и об определенных характерологических особенностях личности, интеллекте, психическом состоянии, в котором мог находиться обвиняемый в момент совершения преступления, о мотивах преступления.

В последние годы в качестве разновидности данного метода стал применяться метод составления психологического портрета преступника, с помощью которого составляется психолого-криминалистическая характеристика разыскиваемого преступника, включающая в себя не только его психологические, но и поведенческие и даже чисто внешние, физические признаки.

Весьма эффективным методом изучения личности является судебно-психологическая экспертиза.

4. Виды экпертиз:

1) СПЭ по установ.эмоц-х состояний; 2) Экп.по выявлению спос-ей стороны в полной мере осознавать значение своих д-ий или в полной мере рук-ть ими. 3) Э-за по опред-ю спос-ей потерпевших, свид-й правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоят-ва и давать о них правильные объяснения и показания.

4) Эк-за по определению личн-х особ-ей сторон в деле. 5) исслед-е особен-ей професс-го функционир.людей в человеко-машинных системах. 6) эк-за по опред-ю содерж-я и иерархии основных мотивац-х линий личности. 7) эк-за по наличию или отсутствию у лица в период предш.смерти псих.состояния, предраспол.

к самоубйству.

1)СПЭ эмоциональных состояний

является наличие в действиях обвиняемого признаков физиологического аффекта – эмоционального перевозбуждения, выразившегося в импульсивном преступном действии непосредственно за противоправными действиями потерпевшего.

Закон, учитывая это, признает аффект обстоятельством, смягчающим ответственность, или обстоятельством, влияющим на квалификацию состава преступления.

Перед судебно-психологической экспертизой ставится один вопрос: находилось ли лицо в момент совершения противоправного действия в состоянии физиологического аффекта, спровоцированного неправомерными действиями потерпевшего?

Физиологический аффект следует отличать от патологического аффекта, квалификация которого входит в компетенцию психиатров.

Физиологический аффект возникает, как правило, в конфликтной для субъекта ситуации, когда он при необходимости продолжать деятельность встречается с непреодолимыми препятствиями.

Патологический аффект – это болезненное состояние психики, и поэтому оно может быть правильно оценено и исследовано только врачом-психиатром.

2) Эк-за по выявлению спос-ей стороны в полной мере осознавать значение своих д-ий или в полной мере рук-ть ими

Имеются ли у него иные и какие именно особенности в развитие эмоц-волевой и других сфер личности(повыш.внушаемость, сколнность к фанатзир. и пр.)

3) Э-за по опред-ю спос-ей потерпевших, свид-й правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоят-ва и давать о них правильные объяснения и показания.

Следователь (судья) должен знать возможности судебно-психологической экспертизы в этой области.

Судебно-психологическая экспертиза может установить какими индивидуальными особенностями психики обладает обвиняемый: уровень абсолютной и разностной сенсорной чувствительности, особенности цветоощущений, объем восприятия, особенности восприятия времени, движения и пространственных качеств предметов (пропорции частей предметов, пространственную ориентацию, размеры, форму, удаленность, особенности рельефа и т. п.).

– Мог ли он с учетом выявленных особ-ей в данной ситуации воприятия правильно восприним.и оценивать имеющие значения для дела конкр.обстоят-ва

– Если подэкспертный страдает каким-л. сенсорным нарушением, компенсир.ли его органы чувств, если компенсир, то позволяют ли они правильно восприним.интересующее суд обстоят-во

– Имеются ли у лица иные психофизиолог.особ-ти, влияющие на прв-то восприятия, запоминания и воспроизвед.инф-ии

4) Эк-за по определению личн-х особ-ей сторон в деле

данная экпертиза направлена на воссоздание общего психолог.портрета личнти сторон. Эксперт хар-ет все основные особ-ти: ценностно-мотивац-е, познават-е, эмоц-но-волевые, коммуник-е и пр., к-рые могут влиять как на способы принятия решений, так и в целом на поведение

5) исслед-е особен-ей професс-го функционир.людей в человеко-машинных системах.

1) о наличии у подэкпертного в момент выполнения профессион-х обя-ей специф.псих.состояния(операцион.стресс, психич.напряж-ть, дис-стресс и пр.).

2) о психологич.особенностях воздействовавшей на подэкспертного профессион.ситуцаии.

3) о специфике проявления волевых процессов в конкретной профессион.ситуации действия

6) эк-за по опред-ю содерж-я и иерархии основных мотивац-х линий личности.

Ответы на след.вопросы: какова психологич.структура основных побужд.личности(ценности, идеалы, потребности, мотивы, установки) какова была направленность мотивац.сферы личности по действию в интересующей суд той или иной ситуации.

7) эк-за по наличию или отсутствию у лица в период предш.смерти псих.состояния, предраспол.к самоубйству.

Назнач.в том случае когда тербуется проанализ.поведение лиц, состояние психики к-рых до смерти не вызывали сомнения в их псих.полноценности и каким-л. образом демонстрируемом желании попокнчить с жизнью.

Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 6 | Нарушение авторских прав

Основные задачи криминальной ЮП | Основные задачи оперативно-розыскной деят-ти и след.психологии | Основные задачи судебной ЮП | Основные задачи пенитенциарной псхологии. |

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/3-171660.html

Юридическая психология

7.Психологические методы изучения личности в юридической деятельности.

Понятие метода в юридической психологии. Классификация методов

Юридическая психология широко использует различные методы юриспруденции и психологии для раскрытия изучаемых ею объективных закономерностей.

Метод — это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности.

По структуре научный метод представляет собой совокупность приемов и операций, направленных на изучение или изменение психолого-правовых явлений.

По целям деятельности методы юридической психологии делятся на три группы.

1. Методы научного исследования. С их помощью изучаются психические закономерности человеческих отношений, регулируемые нормами права, а также разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практиков, занимающихся работой по борьбе с преступностью или ее предупреждению.

2. Методы психологического воздействия на личность. Они применяются должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью. Диапазон их применения ограничен рамками уголовно-процессуального законодательства и этики.

Эти методы преследуют цели предупреждения преступной деятельности, раскрытия преступления и выявления его причин, перевоспитания преступников, адаптации (приспособления) их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде.

Эти методы, помимо их уголовно-процессуальной регламентации, основаны на научных методах психологии и тесно связаны с криминалистикой, криминологией, исправительно-трудовой педагогикой и другими дисциплинами.

3. Методы судебно-психологической экспертизы. Целью этих методов является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы.

По этапам исследования методы юридической психологии делятся:

  1. на организационные методы, действующие на протяжении всего исследования:
    • сравнительный — сопоставление различных групп людей по возрастам, образованию, деятельности и общению;
    • лонгитюдный — многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени (например многократное обследование осужденных на протяжении всего срока отбытия наказания);
    • комплексный – изучение с участием представителей различных наук, что позволяет установить связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физиологическим, психологическим и социальным развитием личности);
  2. эмпирические методы:
    • обсервационные — наблюдение и самонаблюдение;
    • экспериментальные — лабораторный и естественный эксперимент;
    • психодиагностические — тесты, анкеты, опросники, беседа;
    • праксиометрические — анализ продуктов деятельности;
    • биографические — анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документов, свидетельств и т.д.

Эффективное применение эмпирического метода зависит от того, насколько он валиден, т.е. соответствует тому, для получения и опенки чего он изначально предназначался, и надежен, т.е. позволяет получить одни и те же результаты при повторном и многократном использовании;

  • методы обработки данных: количественный (математико-статистический) и качественный анализ результатов исследования (например, дифференциация материала по типам, группам, вариантам); описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил;
  • интерпретационные методы различные варианты генетического (анализ психики в плане развития с выделением отдельных фаз, стаций, критических моментов и т.п.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристиками психики) методов.
  • Метод наблюдения

    Рассмотрим подробнее ряд эмпирических способов добывания научных данных. Одним из основных методов психологии является метод наблюдения, т.е.

    преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Предметом наблюдения могут быть действия и поступки человека, его высказывания и сопровождающие их мимика, жесты, позы.

    Поскольку восприятие внешнего поведения человека носит, как правило, субъективный характер, не следует спешить с выводами. Необходимо многократно проверять результаты, сравнивать их с данными других исследований.

    Основным условием научности наблюдения выступает его объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения других методов исследования (например, эксперимента).

    Наблюдение бывает нескольких видов:

    • стандартизированное — проведенное строго в соответствии с намеченной программой;
    • свободное — не имеющее заранее установленных рамок;
    • включенное – исследователь становится непосредственным участником того процесса, за которым ведет наблюдение;
    • скрытое – примером может служить телепередача «Скрытая камера».

    Наблюдение может быть внешним (наблюдение за человеком со стороны) и внутренним (самонаблюдение, интроспекция) — наблюдение за своими мыслями, чувствами.

    Для психолога и юриста внешнее наблюдение является одним из основных методов изучения не только поведения человека, но и его характера, психических особенностей.

    По внешним проявлениям следователь, как правило, судит о внутренних причинах поведения, эмоциональном состоянии, затруднениях при восприятии события преступления, об отношении к участникам расследования, правосудию и т.д.

    Важные данные могут быть получены следователем в результате наблюдения за поведением обыскиваемого и анализа результатов этого наблюдения. Некоторые юристы ведут дневники наблюдений. К примеру, на основе дневников Л. Шейниным изданы «Записки следователя».

    Метод беседы

    Психологи и юристы широко используют метод беседы. Специфическим видом правоохранительной беседы является допрос, т.е. привлечение к даче показаний, в ходе которого проверяются и уточняются многие рабочие гипотезы прокурора, следователя, дознавателя.

    Беседа служит основным способом получения информации об испытуемом, обвиняемом, свидетеле, потерпевшем: об установках и мотивах их действий, психических состояниях, процессуальной позиции (противодействия, содействия, уклонения от сотрудничества) и т.д.

    С учетом этих особенностей работник правоохранительных органов вырабатывает индивидуальный подход к допрашиваемому и вступает в контакт с ним.

    Такая беседа часто предшествует основной части допроса и достижению его главной цели получению объективной и полной информации о событиях преступления.

    Одной из разновидностей беседы служит интервью — беседа исследователя с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для научных обобщений.

    Анкетный метод

    Анкетный метод характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот количественный материал подвергается статистической обработке и анализу.

    В правоохранительной практике анкетный метод получил распространение при исследовании механизма образования преступного умысла, исследовании профессиограммы должностных лиц, их профессиональной пригодности и профессиональной деформации.

    В настоящее время анкетный метод широко используется теоретиками и практиками для исследования некоторых аспектов причин преступности.

    Метод изучения документов и продуктов деятельности испытуемых

    Большое значение в юридической психологии имеет метод изучения документов и продуктов деятельности испытуемых, т.е. изучение результатов физического и интеллектуального труда.

    Таковыми могут оказаться объекты, относящиеся к личности юриста или правонарушителя, а также к расследуемому или рассматриваемому судом правонарушению.

    По ним опытный исследователь может дать подробные типологические характеристики качеств (свойств) личности, увидеть характерные особенности, обнаружить наклонности, способности.

    Биографический метод

    В последнее время все более широкое распространение получает биографический метод изучения личности, который включает в себя изучение автобиографии, дневников, писем, воспоминаний и свидетельств очевидцев, а также аудио- или видеозаписей.

    Биографический метод основан на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми другими, направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, пространственно-временной организации ее деловой, семейной, духовной жизни, природной и социальной среды.

    Метод независимых характеристик

    Стабильные данные о личности в целях изучения психологических особенностей ее юридической или иной трудовой деятельности дает метод независимых характеристик отечественного ученого К.К. Платонова.

    При этом методе исследователь проводит опрос коллег, руководителей, других работников (всего 5-12 человек), хорошо знающих обследуемого специалиста. Эти лица составляют письменные характеристики испытуемого в произвольной или единой форме. Оценка черт личности проводится по шкале, позволяющей определить пять степеней проявления каждой черты:

    1. развита очень хорошо, ярко выражена, проявляется часто и в различных видах деятельности;
    2. заметно выражена, но проявляется непостоянно, хотя противоположная ей черта проявляется очень редко;
    3. эта и противоположная ей черты выражены неярко и в проявлениях уравновешивают друг друга, хотя обе проявляются нечасто;
    4. заметно более выражена и проявляется противоположная черта личности;
    5. противоположная названной черта личности проявляется часто и в различных видах деятельности.

    Анализ материалов гражданского, административного или уголовного дела

    Одним из часто применяемых методов юридической психологии является анализ материалов конкретного гражданского, административного или уголовною дела. При этом нужная информация для исследования содержится:

    • в показаниях свидетелей, истцов, ответчиков, потерпевших, обвиняемого или подсудимого;
    • разнообразных справках, выписках, оригиналах медицинских, педагогических, производственных документов;
    • характеристиках, протоколах процессуальных действий, заключениях проведенных экспертиз.

    Метод тестирования

    В психологической практике в настоящее время широкое применение получил метод тестирования, который когда-то в отечественной науке недооценивался. Теперь на вооружении имеется несколько тысяч тестов.

    Тест (англ, test — проба, проверка) — это система заданий, позволяющих измерить уровень развития качеств (свойств) личности.

    Тестирование используется как метод психологической диагностики. С его помощью исследователь на основе стандартизированных задач, которые имеют определенную шкалу значений, с известной вероятностью выявляет актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.д.

    В юридической психологии наибольшее распространение получили прожективные тесты и личностные опросники.

    Прожективные тесты предназначены для выявления личностных установок, так как провоцируют человека на то, чтобы он их раскрыл. Наиболее распространенными среди них являются тест Роршаха (с использованием чернильных клякс), тест тематической апперцепции (ТАТ) Мэррея, тест Розенцвейга (фрустрационный), тесты на основе рисунков и др.

    Например, ребенка просят нарисовать родителей. В зависимости от того, чья фигура нарисована более крупной — отца или матери, можно сделать вывод о том, кто доминирует в семье — отец или мать.

    Существует, например, тест, изучающий правосознание: излагается случай, который допускает разные толкования как самого факта, так и вопросов права, и предлагается сделать выбор между возможными решениями.

    Таков тест Мира-и-Лопеца о супружеской неверности.

    Опрашиваемого просят поставить себя на место обманутого супруга и выбрать одно из десяти возможных решений: убить соперника, убить виновницу, уйти от него, расторгнуть брак и т.д.

    Личностные тесты построены по принципу оценки человеком себя. Среди них наиболее известен тест MMPI, содержащий 384 утверждения. По результатам ответов составляется психологический профиль личности.

    Аналогично построены опросники Тейлора и Айзенка: первый определяет уровень тревожности личности, второй степень замкнутости, общительности, эмоциональной неуравновешенности. Опросник Айзенка также дает возможность определить тип темперамента и некоторые характерологические свойства.

    В юридической практике тесты наиболее широко используются при проведении судебно-психологической экспертизы и изучении личности преступника.

    Эксперимент

    Одним из основных методов научного познания вообще и психолого-юридического исследования в частности выступает эксперимент. Данный метод с конца XIX в. стал ведущим в психологической науке и ее отраслях. От наблюдения и других методов он отличается активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя. Выделяют два вида эксперимента — лабораторный и естественный.

    Лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов.

    Естественный эксперимент вырос из педагогической практики и получил в ней широкое применение и признание.

    Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях принадлежит отечественному психологу А.Ф. Лазурскому.

    Суть его заключается в том, что исследователь оказывает воздействие на испытуемых в привычных условиях их деятельности. Испытуемые зачастую и не подозревают, что участвуют в эксперименте.

    В практике психолого-юридических исследований получили распространение как лабораторный, так и естественный эксперименты. Лабораторный эксперимент используется в основном в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы.

    Для него характерно применение довольно сложного лабораторного оборудования (многоканальные осциллографы, тахистаскопы и пр.).

    С помощью лабораторного эксперимента исследуются, в частности, такие профессиональные качества юриста, как внимательность, наблюдательность, сообразительность и др.

    К недостаткам лабораторного эксперимента следует отнести трудность использования лабораторной техники в реальных ситуациях практической деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях.

    Эти недостатки преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента. В настоящее время естественный эксперимент применяется должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью, в первую очередь следователями.

    Применение его в этих случаях не должно выходить за рамки уголовно-процессуальных норм. Это относится к проведению следственных экспериментов, целью которых является проверка определенных психофизиологических качеств потерпевших, свидетелей и других лиц.

    В сложных случаях рекомендуется для участия в них приглашать специалиста-психолога.

    Результаты эксперимента также позволяют подтвердить, уточнить либо отвергнуть предварительно разработанную модель воздействия на личность, группу или коллектив.

    Представляет интерес, например, работа следователей, которые путем замены некоторых факторов, постоянно воздействующих на обвиняемого, достигают изменения последним его позиции, линии поведения на предварительном следствии.

    При этом обвиняемый начинает говорить правду под влиянием родственников, товарищей по работе, других обвиняемых, вставших на путь признания.

    Воздействие этих лиц осуществляется под руководством следователя, который в данном случае одновременно играет роль экспериментатора, психолога и педагога, выступающего в начальной стадии исправления правонарушителя (признания им своей вины). Метод экспертных оценок

    В последнее время получил развитие метод экспертных сущностью которого является использование мнений специально отобранных экспертов о некоторых динамических показателях, характеризующих тенденции развития правовой психологии, отдельных элементов ее предмета, полученных обобщенных данных эмпирических исследований и т.п.

    Правомерность применения и значение методов юридической психологии

    Следует особо отметить, что все применяемые в юридической деятельности психологические методы не должны противоречить этическим нормам, ущемлять права граждан, гарантированные Конституцией РФ, противоречить требованиям уголовно-процессуального закона, принципам законности и гуманности.

    В этой связи по этическим соображениям не могут быть реализованы в реальных условиях многие формирующие эксперименты (например, по изучению закономерностей формирования преступных группировок, массовых беспорядков и т.п.

    ), а также применены унижающие или игнорирующие общечеловеческое достоинство «программы изменения поведения».

    Изучение и применение методов научной психологии имеют практическую ценность для будущих юристов. Они необходимы в работе с персоналом и социальными группами, кроме того, они помогают правильно построить профессионально-деловые и повседневные межличностные отношения, а также призваны помочь в самопознании, с тем чтобы рационально подходить к собственной судьбе и личностному росту.

    Источник: https://isfic.info/aminov/yurpsi03.htm

    Medic-studio
    Добавить комментарий