71. Концепция динамической функциональной структуры личности.

Динамическая функциональная структура личности

71. Концепция динамической функциональной структуры личности.

Министерство образования Республики Беларусь.

Белорусский государственный университет.

Гуманитарный факультет.

Реферат.

По теме: « Теории личности Ананьева, Платонова , Мерлина.»

Выполнила

Студентка 1 курса , 2 группы (СИЯ, КО)

Коренькова Надежда.

Минск 2006. КОНЦЕПЦИЯ “ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ”

(Б.Г.Ананьев)

По мнению Ананьева, в изучении человека как личности особо выделяется «статус личности» , т. е. ее положение в обществе (экономическое, политическое, правовое и т. д.

); общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи; мотивация ее поведения и деятельности в зависимости от целей и ценностей, образующих внутренний мир; мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе); характер и склонности»

Концепция построена на теоритических и экспериментальных исследованиях индивида, развития человека в системе синтетического человекознания. По Ананьеву человеческая эволюция – это единый процесс во всей множественности его состояний и свойств, детерминированный историческими условиями жизни человека в обществе.

Индивидуальность – это продукт слияния социального и биологического в индивидуальном развитии человека. Индивидуальность направляет развитие индивида , личности и субъекта в общей структуре человека, стабилизирует ее, взаимосвязывает свойства и является важным фактором высокой жизнеспособности и долголетия.

Личность – составляющая индивидуальности, ее характеристика как общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса.

Если личность – “вершина” всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность – это “глубина” личности и субъекта.

Своеобразие и неповторимость индивидуальности проявляются в соотношении открытой и закрытой систем, раскрывающих человека как субъекта деятельности и субъекта психической активности.

Как открытая система человек, находясь в постоянном взаимодействии с природой и обществом, осуществляет индивидуальное развитие своих человеческих свойств в личности с ее социальными связями и субъекта деятельности, преобразующего действительность.

Но человек является и закрытой системой вследствие внутренней взаимосвязанности свойств личности, индивида и субъекта, составляющих ядро его личности (самосознание и “Я”).

Неповторимость индивидуальности проявляется в переходе внутренних тенденций и потенций в продукты творческой деятельности личности, изменяющей окружающий мир и его общественное развитие. Онтогенез индивидуальности – внутренне противоречивый, неравномерный и гетерохронный процесс.

Внутренняя противоречивость личности обуславливает смену ее общественных функций, ролей, состояний, которые, в свою очередь, усиливают противоречивость эволюции индивида.

Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях:

1. онтогенетическая эволюция психофизиологических функций;

2. становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения;

3. жизненный путь человека (история личности).

Б. Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

· определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);

· динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;

· статус и социальные функции-роли;

· мотивация поведения и ценностные ориентации;

· структура и динамика отношений.

В личности Ананьев различал интериндивидуальную структуру как то социальное целое, к которому принадлежит личность с ее общественными связями и взаимоотношениями в деятельности, и интраиндивидуальную структуру, включающую пять иерархически связанных подструктур как внутреннее психическое образование самой личности:

1.психические процессы;

2.состояния;

3.свойства личности

4.сенсорные и мнемические функции;

5.мотивация с потребностями и установками как внутреннее психическое образование самой личности.

Структура личности строится одновременно по :

1. субординационному инения более общих свойств элементарным, частным социальным и психофизиологическим свойствам

2. координационному принципу, при котором взаимодействие коррелируемых свойств сочетается с их относительной автономией (напр., система ценностных ориентации, установок).

Совокупность свойств интраиндивидуальной структуры составляет характер как систему свойств личности, ее субъектных отношений к обществу, другим людям, самой себе, постоянно реализующихся в общественном поведении и закрепленных в образе жизни. Характер – это вершина личностных свойств. Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях.

Динамическая функциональная структура личности

(к.к. Платонов)

Наиболее обоснованную и развёрнутую структуру личности предложил К.К.Платонов.

В предложенной им динамической функциональной структуре личности содержится как координационный (взаимосвязи между подструктурами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязи между подструктурами личности, представленными на разных уровнях ) принципы построения.
Свою концепцию он называет психологической концепцией динамической функциональной структуры личности..

Центральными в этой концепции являются понятия: личность, психологическая структура, динамическая структура, элементы структуры, подструктуры, иерархия подструктур, свойства личности, сознание, деятельность. Платонов выделил их в личности четыре подструктуры. Основанием для этого разделения послужил ряд критериев:

· отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;

· внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из них, выделение в них своих подструктур;

· особый для каждой из подструктур вид ее формирования;

· объективно существующая иерархическая зависимость этих подструктур.

На основании этих критериев, учитывая историю развития отечественной психологии личности, Платонов дает целостную картину личности. Она складывается из описания ее подструктур, структурирования самих подструктур:

На основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности в её структуре выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры .

1. направленность личности;

2. опыт;

3. индивидуальные особенности психических процессов;

4. биопсихические свойства.

Кроме того, в структуре личности выделены две общие интегративные подструктуры (характер и способности), которые, в отличие от иерархических подструктур, пронизывают все четыре уровня иерархии, вбирая в себя качества из подструктур каждого выделенного уровня.

В то же время каждая из общих подструктур отражает определённый аспект изучения поведения личности: устойчивость проявления черт в различных видах деятельности (тогда речь идёт о характере личности) или в каком – то конкретном виде деятельности (речь идёт о способностях личности к данному виду деятельности); подструктура личности, названная “направленность личности”, объединяет качества направленности и отношения личности, проявляющиеся как моральные черты. Черты личности, входящие в эту подструктуру, в своём подавляющем большинстве не имеют непосредственных врождённых задатков (исключая влечения и склонности), а отражают индивидуально преломленное общественное сознание. Направленность личности включает в себя такие её формы, как влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. В этих формах направленности личности проявляются и отношения и моральные качества личности, и различные потребности. Эта подструктура формируется путём воспитания. Подструктура личности, названная “опыт” объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретённые в личном опыте путём обучения, но уже с заметным влиянием и биологически и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью. Подструктура личности, названная “особенности психических процессов”, объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Подструктура личности, названная “биопсихические свойства”, объединяет свойства темперамента, возрастные свойства личности и её патологические.
Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Активность этой подструктуры определяется основными свойствами нервной системы

Как видно из этого, доля социального снижается от первой к четвертой подструктуре. Соответственно, от четвертой к первой подструктуре возрастает значимость социальных и социально-психологических свойств личности. Первая подструктура – это преимущественно социально-психологическая подструктура личности и составляет основной предмет социально-психологического анализа.

При всей детальности структурирования психического содержания личности, некоторой формально-логической привязанности разных процессов, свойств и состояний к структурам и их подструктурам важной представляется мысль Платонова о том, что эти подструктуры нерядоположны, что они сами постоянно развиваются, также изменяется соотношение между ними в процессе исторического развития человека и индивидуального развития личности. В структурно-динамической концепции Платонова имплицитно содержится определение специфики предмета социальной психологии личности в отличие от общепсихологического и дифференциально-психологического. Последнее преимущественно анализирует третью подструктуру, общепсихологический анализ касается третьей и второй подструктур. Социальная психология изучает преимущественно первую подструктуру

ТЕОРИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
(B.C.Мерлин)

Концепция личности Мерлина раскрывается через его подход к пониманию человека как интегральной индивидуальности, т. е. взаимосвязям ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям.

В.С. Мерлин описал следующие иерархические (то есть в порядке «подчинения» и перехода от низшего к высшему) уровни большой системы интегральной индивидуальности любой личности:

1. Система индивидуальных свойств организма, включающая подсистемы:

– биохимические (наследственные факторы);

– общесоматические (физиологические свойства организма);

– нейродинамические (свойства нервной системы).

2. Система индивидуальных психических свойств со следующими подсистемами:

– психодинамическими (свойства темперамента);

– психологическими свойствами личности.

3. Система социально-психологических индивидуальных свойств с входящими в нее подсистемами:

– социальных ролей в социальной группе и коллективе;

– социальных ролей в социально-исторических общностях3.

Напр., интегральным является изучение связи свойств нервной системы и свойств темперамента или связи свойств личности и взаимоотношений в социальной группе. Свойства каждого иерархического уровня являются Его образцами, отражают своеобразие связи между уровнями и образуют закономерную систему.

Так, для нейродинамического уровня такими образцами являются показатели силы и динамичности нервных процессов; для психодинамического – экстраверсия и эмоциональность; для социально-психологического – ценностные ориентации и межличностные отношения.

Во всякой характеристике любого иерархического уровня (биохимического ,физиологического, психологического) есть нечто типичное, общее для определенной группы людей, и нечто индивидуально-своеобразное, неповторимое, присущее только одному человеку.

Основная проблема психологии личности состоит в том, чтобы определить соотношение социально-типичных и индивидуально-своеобразных черт.

Социально-типичное – это обобщенное отношение к определенным сторонам действительности (к людям, коллективу, труду, к самому себе, культуре и др.), отражающее направленность личности.

В индивидуальное включены две группы психических особенностей. Первая группа – свойства индивидуума (свойства темперамента и индивид, качественные особенности психических процессов). Свойства темперамента – это психические свойства, обусловленные общим типом нервной системы и определяющие динамику психической деятельности при самом различном её держании.

Индивидуальна в каждом свойстве темперамента лишь количественная его сторона – степень выраженности, определяемая соответствующими поведенческими количественными показателями. Качественная же сторона каждого свойства темперамента характерна для определенного его типа. Индивид, качественные особенности психических процессов определяют продуктивность психической деятельности (напр.

, острота и точность восприятия).

Ко второй группе индивидуальных особенностей относятся, во-первых, устойчивые и постоянные мотивы действий в определенных ситуациях (напр., мотив самолюбия, честолюбия, интерес к музыке и др.).

Так как социально-типичное отношение личности определяется системой мотивов, то и каждый отдельный мотив является необходимым компонентом отношения личности Во-вторых, индивид, черты характера : инициативность или пассивность, общительность или замкнутость в установлении социальных контактов.

Индивид, своеобразие черт характера выражается в особых качествах действий и поступков в определенных типичных ситуациях. Черты характера проявляются в динамических особенностях мотивов и отношений (напр., в устойчивости социальных связей или их кратковременности и неустойчивости).

И, наконец, в-третьих, это – такие свойства восприятия, памяти, мышления и т. п., от которых зависит продуктивность деятельности. Они определяются качественными особенностями психических процессов.

Все индивидуальное в личности ,возникая на почве психических свойств индивидуума, формируется в зависимости от ее определенных социально-типичных отношений. Индивид.

и социально-типичное – это не разные группы свойств личности , а различные стороны одних и тех же свойств. Неразложимым компонентом личности является свойства, каждое из которых есть выражение и способности, и характера, и направленности. Т. О .

структура личности представляется как взаимная связь и организация свойств личности.

Структура образования личности характеризуются понятием “симптомокамплекса”. Индивидуальное и социально-типичное нельзя рассматривать как два различных симптомокомплекса или фактора личности.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s36926t10.html

Билет 25 – STAPLE 2

71. Концепция динамической функциональной структуры личности.

Концепции теории Адлера можно разделить на семь пунктов:

1) чувство неполноценности и компенсация;

2) стремление к превосходству;

3) стиль жизни;

4) социальный интерес;

5) творческое Я;

6) порядок рождения;

7) фикционный финализм.

Чувство неполноценности и компенсация

Адлер наблюдал, что люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства или силы: “Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности”.  Адлер указал на то, что этот процесс компенсации имеет место и в психической сфере: люди часто стремятся не только компенсировать недостаточность органа, но у них также появляется субъективное чувство неполноценности, которое развивается из ощущения собственного психологического или социального бессилия.

Комплекс неполноценности и его истоки. Адлер полагал, что чувство неполноценности берет свое начало в детстве. Он объяснял это следующим образом: ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей.

Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности.

Адлер утверждал, что стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека.

Согласно Адлеру, фактически все, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочение чувства превосходства. Однако ощущение неполноценности по разным причинам может у некоторых людей стать чрезмерным.

В результате появляется комплекс неполноценности – преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности.

Адлер различал три вида страданий, испытываемых в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей.

Во-первых, у детей с какой-либо врожденной физической неполноценностью может развиться чувство психологической неполноценности.

С другой стороны, дети, родители которых чрезмерно их балуют, потворствуют им во всем, вырастают недостаточно уверенными в своих способностях, потому что за них всегда все делали другие.

Их беспокоит глубоко укоренившееся чувство неполноценности, так как они убеждены, что сами не способны преодолевать жизненные препятствия.

Наконец, родительское пренебрежение детьми, отвержение может стать причиной появления у них комплекса неполноценности по той причине, что отвергаемые дети в основном чувствуют себя нежеланными. Они идут по жизни без достаточной уверенности в своей способности быть полезными, любимыми и оцененными по достоинству другими людьми. Каждый из этих трех видов страданий в детстве может сыграть решающую роль в возникновении неврозов в зрелые годы.

Однако, независимо от обстоятельств, играющих роль почвы для появления чувства неполноценности, у индивидуума может в ответ на них появиться гиперкомпенсация и, таким образом, развивается то, что Адлер назвал комплексом превосходства, который выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности.

Например, человек может быть убежден в том, что он умнее других, но при этом он не считает нужным демонстрировать свой интеллект, перечисляя, скажем, все, что ему известно о кинозвездах.

Другой полагает, что он должен показать все, что он знает о кинозвездах, и делает это при каждом удобном случае, выкладывая свои сведения каждому, кто будет его слушать.

Он может даже отвергать все остальные темы, лишь бы доказать, что он знает о кинозвездах больше всех.

В любом случае прием гиперкомпенсации представляет собой преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чувство неполноценности.

Соответственно, человек, обладающий комплексом превосходства, выглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным.

Создается впечатление, что данный человек не в состоянии принять себя (то есть у него низкое мнение о себе); что он может чувствовать свою значимость только тогда, когда “сажает в калошу” других.

Стремление к превосходству

В последние годы жизни Адлер пришел к выводу о том, что стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни; это “нечто, без чего жизнь человека невозможно представить” (Adler, 1956, р. 104).

Эта “великая потребность возвыситься” от минуса до плюса, от несовершенства до совершенства и от неспособности до способности смело встречать лицом к лицу жизненные проблемы развита у всех людей. Трудно переоценить значение, которое Адлер придавал этой движущей силе.

Он рассматривал стремление к превосходству (достижение наибольшего из возможного), как главный мотив в своей теории.

Адлер был убежден в том, что стремление к превосходству является врожденным и что мы никогда от него не освободимся, потому что это стремление и есть сама жизнь.

Тем не менее, это чувство надо воспитывать и развивать, если мы хотим осуществить свои человеческие возможности. От рождения оно присутствует у нас в виде теоретической возможности, а не реальной данности.

Каждому из нас остается лишь осуществить эту возможность своим собственным путем. Адлер полагал, что этот процесс начинается на пятом году жизни, когда формируется жизненная цель, как фокус нашего стремления к превосходству.

Будучи неясной и в основном неосознанной в начале своего формирования в детские годы, эта жизненная цель со временем становится источником мотивации, силой, организующей нашу жизнь и придающей ей смысл.

Так, Адлер описывал людей живущими в согласии с внешним миром, но постоянно стремящимися его улучшить. Однако гипотеза, согласно которой у человечества есть только одна конечная цель – развивать свою культуру – ничего не говорит нам о том, каким образом мы, как индивидуумы, пытаемся достичь данной цели. Эту проблему Адлер разрешал при помощи своей концепции стиля жизни.

Стиль жизни

 Согласно Адлеру, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума.

С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте четырех или пяти лет, что впоследствии почти не поддается тотальным изменениям.

Конечно, люди продолжают находить новые способы выражения своего индивидуального жизненного стиля, но это, в сущности, является только совершенствованием и развитием основной структуры, заложенной в раннем детстве.

Сформированный таким образом стиль жизни сохраняется и становится главным стержнем поведения в будущем. Другими словами, все, что мы делаем, формируется и направляется нашим, единственным в своем роде, стилем жизни.

От него зависит, каким сторонам своей жизни и окружения мы будем уделять внимание, а какие будем игнорировать. Все наши психические процессы (например, восприятие, мышление и чувства) организованы в единое целое и приобретают значение в контексте нашего стиля жизни.

Представим в качестве примера женщину, стремящуюся к превосходству путем расширения своих интеллектуальных возможностей. С позиции теории Адлера, ее стиль жизни предсказуемо предполагает сидячий образ жизни. Основной акцент она сделает на интенсивное чтение, изучение, размышления – то есть на все, что может послужить цели повышения ее интеллектуальной компетентности.

Она может распланировать свой распорядок дня с точностью до минут – отдых и хобби, общение с семьей, друзьями и знакомыми, общественная активность – опять-таки в соответствии со своей основной целью. Другой человек, напротив, работает над своим физическим совершенствованием и структурирует жизнь таким образом, чтобы цель стала достижимой.

Все, что он делает, нацелено на достижение превосходства в физическом плане.

Типы личности: установки, связанные со стилями жизни. Адлер напоминает, что постоянство нашей личности на протяжении жизни объясняется стилем жизни. Наша основная ориентация по отношению к внешнему миру также определяется стилем жизни.

Он отмечал, что истинная форма нашего стиля жизни может быть распознана только при условии знания, какие пути и способы мы используем для решения жизненных проблем. Каждый человек неизбежно сталкивается с тремя глобальными проблемами: работа, дружба и любовь.

С точки зрения Адлера, ни одна из этих задач не стоит особняком – они всегда взаимосвязаны, и их решение зависит от нашего стиля жизни: “Решение одной помогает приблизиться к решению других; и действительно, мы можем сказать, что они представляют собой разные аспекты одной и той же ситуации и одной и той же проблемы – необходимости для живых существ сохранять жизнь и продолжать жить в том окружении, которое у них есть” (Adler, 1956, р. 133).

 В этой классификации типы выделяются на основании того, как решаются три главные жизненные задачи. Сама классификация построена по принципу двухмерной схемы, где одно измерение представлено “социальным интересом“, а другое – “степенью активности“.

Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям; проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. В теории Адлера социальный интерес выступает основным критерием психологической зрелости; его противоположностью является эгоистический интерес.

Степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем. Понятие “степень активности” совпадает по значению с современными понятиями “возбуждение”, или “уровень энергии”.

Как считал Адлер, каждый человек имеет определенный энергетический уровень, в границах которого он ведет наступление на свои жизненные проблемы. Данный уровень энергии или активности обычно устанавливается в детстве; он может варьировать у разных людей от вялости, апатичности до постоянной неистовой активности.

Степень активности играет конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.

Первые три адлеровских типа установок, сопутствующих стилям жизни, – это управление, получение и избегание. Для каждой из них характерна недостаточная выраженность социального интереса, но они различаются по степени активности.

У четвертого типа, социально-полезного, присутствуют и высокий социальный интерес, и высокая степень активности.

Адлер напоминает нам, что ни одна типология, какой бы хитроумной они ни была или ни казалась, не может точно описать стремление личности к превосходству, совершенству и цельности.

Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других.

Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере.

Юные правонарушители и наркоманы – два примера людей, относящихся к управляющему типу по Адлеру.

Берущий тип. Как следует из названия, люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни – получить от других как можно больше. Однако, так как они обладают низкой степенью активности, то маловероятно, что они причинят страдания другим.

Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем.

Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач.

Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи.

Социально-полезный тип. Этот тип человека – воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности.

Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает три основные жизненные задачи – работу, дружбу и любовь – как социальные проблемы.

Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

В двухмерной теории установок, сопутствующих стилям жизни, отсутствует одна возможная комбинация; высокий социальный интерес и низкая активность. Однако невозможно иметь высокий социальный интерес и не обладать высокой активностью. Иными словами, индивидуумам, имеющим высокий социальный интерес, приходится делать что-то, что принесет пользу другим людям.

Социальный интерес

Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными.  Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали.

Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди – прежде всего мать, а затем остальные члены семьи – способствуют процессу его развития. Однако именно мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка и оказывает на него наибольшее влияние к развитию социального интереса или к его подавлению.

Адлер рассматривал отца как второй по важности источник влияния на развитие у ребенка социального интереса. У отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. Идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании.

Огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса.

 Согласно Адлеру, выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оценки психического здоровья индивидуума.

Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей. Хотя они понимают, что не все в этом мире правильно устроено, они берут на себя задачу улучшения участи человечества.

Короче говоря, они знают, что их собственная жизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не посвятят ее своим современникам и даже тем, кто еще не родился.

У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Как мы увидим далее, они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение – они поглощены своими интересами и самозащитой.

Творческое Я

Концепция творческого Я является самым главным конструктом адлеровской теории, его высшим достижением как персонолога. Когда он открыл и ввел в свою систему этот конструкт, все остальные концепции заняли по отношению к нему подчиненное положение.

Он утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Иными словами, каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни.

В конечном счете, сами люди ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса.

Та же самая творческая сила влияет на восприятие, память, фантазии и сны. Она делает каждого человека свободным (самоопределяющимся) индивидуумом.

Порядок рождения

По Адлеру, порядок рождения (позиция) ребенка в семье имеет решающее значение. Особенно важно восприятие ситуации, что скорее всего сопутствует определенной позиции.

То есть от того, какое значение придает ребенок сложившейся ситуации, зависит, как повлияет порядок его рождения на стиль жизни. Более того, поскольку это восприятие субъективно, у детей, находящихся в любой позиции, могут вырабатываться любые стили жизни.

Однако в целом определенные психологические особенности оказались характерными именно для конкретной позиции ребенка в семье.

Первенец (старший ребенок). Согласно Адлеру, положение первенца можно считать завидным, пока он – единственный ребенок в семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребенка и поэтому всецело отдают себя ему, стремясь, чтобы все было “как полагается”.

Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он, как правило, наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения.

Это событие драматическим образом меняет положение ребенка и его взгляд на мир.

Единственный ребенок. Адлер считал, что позиция единственного ребенка уникальна, потому что у него нет других братьев или сестер, с которыми ему приходилось бы конкурировать.

Это обстоятельство, наряду с особой чувствительностью к материнской заботе, часто приводит единственного ребенка к сильному соперничеству с отцом. Он слишком долго и много находится под контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других.

Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм.

Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием жизни семьи. Однако позднее он как бы внезапно пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания.

Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братьями или сестрами.

В результате у него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

Второй (средний) ребенок. Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старшего сиблинга.

Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Например, второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать или ходить.

“Он ведет себя так, как будто состязается в беге, и если кто-нибудь вырвется на пару шагов вперед, он поспешит его опередить. Он все время мчится на всех парах”.

В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения.

Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач.

Интересно отметить, что Адлер сам был средним ребенком в семье.

Последний ребенок (самый младший). Положение последнего ребенка уникально во многих отношениях.

Во-первых, он никогда не испытывает шока “лишения трона” другим сиблингом и, будучи “малышом” или “баловнем” семьи, может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер.

Во-вторых, если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи. В-третьих, положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости.

Несмотря на это, младший ребенок обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация превзойти старших сиблингов. В результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом. Адлер иногда говорил о “борющемся младшем ребенке”, как о возможном будущем революционере.

Фикционный финализм

Адлер развивал мысль о том, что наши основные цели (те цели, которые определяют направление нашей жизни и ее назначение) представляют собой фиктивные цели, соотнесенность которых с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить.

Некоторые люди, например, могут выстраивать свою жизнь, исходя из представления о том, что напряженная работа и чуть-чуть удачи помогают достичь почти всего. С точки зрения Адлера, это утверждение – просто фикция, потому что многие, кто напряженно работают, не получают ничего из того, что заслуживают.

Другой пример фикции, оказывающей огромное влияние на бессчетное число людей, – вера в то, что Бог вознаградит их на небесах за то, что они жили на земле праведной жизнью. Саму веру в Бога и загробную жизнь можно считать по большому счету фикцией, поскольку не существует эмпирического или логического доказательства его существования.

Тем не менее, подобные утверждения реальны для тех, кто принимает религиозную систему верований. Другими примерами фиктивных убеждений, способных оказывать влияние на ход нашей жизни, служат следующие: “Честность – лучшая политика”, “Все люди созданы равными”, “Мужчины стоят выше женщин”.

Хотя фиктивные цели не имеют аналогов в реальности, они часто помогают нам более эффективно разрешать жизненные проблемы. Адлер настаивал на том, что, если подобные цели не выполняют функции ориентира в повседневной жизни, их следует или изменить, или отбросить.

Фиктивные цели могут также быть опасными и пагубными для личности. Представьте, например, ипохондрика, ведущего себя так, как если бы он был действительно болен. Или человека, страдающего паранойей и действующего так, как если бы его действительно преследовали.

И, возможно, наиболее сильный пример деструктивной фикции – убежденность нацистов в превосходстве арийской расы над всеми остальными.

Эта идея не имела под собой реальной почвы, и все же Адольф Гитлер убедил многих немцев действовать, исходя из того, что арийцы – выдающаяся раса.

 Отсюда следует, что на личность большее влияние оказывают субъективные ожидания того, что может произойти, чем прошлый опыт. Наше поведение направляется осознанием фиктивной жизненной цели.

Эта цель существует не в будущем, а в нашем нынешнем восприятии будущего.

Хотя фиктивных целей объективно не существует, они, тем не менее, оказывают колоссальное влияние на наше стремление к превосходству, совершенству и цельности.

 Исходные положения Адлера о природе человека (рис. 4-1).

Сильн. Умерен. Слабая Средняя Слабая Умерен. Сильн.
Свобода+Детерминизм
Рациональность+Иррациональность
Холизм+Элементализм
Конституционализм+Инвайронментализм
Изменяемость+Неизменность
Субъективность+Объективность
Проактивность+Реактивность
Гомеостаз+Гетеростаз
Познаваемость+Непознаваемость

Источник: https://www.sites.google.com/site/gos2014trud/home/obsaa-psihologia/bilet-25

42. К.К. Платонов. Представление о динамической функциональной структуре личности

71. Концепция динамической функциональной структуры личности.

К.К. Платонов – очень разностороннийчеловек, доктор медицинских, докторпсихологических наук. Очень интересенего труд «Занимательная психология».Разработал концепциюдинамической, функциональной структурыличности.

Даннаяконцепция наиболее яркий образецреализации идей структурного подходак пониманию личности человека. К. К.Платонов рассматривает личность какдинамическую систему, развивающуюсяво времени, изменяющую состав входящихв нее элементов и связей между ними, присохранении функции.

Функциональнуюструктуру потому, что в качествесоставляющих элементов взяты психическиефункции.

Динамическуюструктуру потому, что все психическиепроцессы очень подвижны.

https://www.youtube.com/watch?v=EXySzNPyKh0

Егоконцепция является теоретической,дедуктивной.

Вэтой системе автор выделяет четыреподструктуры личности. Критериямивыделения подструктур являются:

• отношениебиологического и социального, врожденногои приобретенного, процессуального исодержательного;

• внутренняяблизость черт личности, входящих вкаждую подструктуру;

• подструктураимеет свой особый, основной для нееинструмент формирования (воспитание,обучение, тренировка, упражнение);

• иерархическаязависимость подструктур или критерийвзаимосвязи;

• историческийкритерий, используемые для сущностногопонимания личности:

«личность как сумма психических свойств»,

«личностькак опыт человека»,

«биологизация личности»,

«социологизация личности».

Применениеданных критериев к анализу личностипозволило автору выделить в ее структуреследующие основные подструктуры:

1.Подструктура направленностии отношений личности, которыепроявляются в виде моральных черт. Онине имеют врожденных задатков и формируютсяпутем воспитания.Поэтомуона может быть названа социальнообусловленной. Она включает желания,интересы, склонности, стремления, идеалы,убеждения, мировоззрение.

Все это –формы проявления направленности, вкоторых проявляются отношения личности.Однако К. К. Платонов рассматриваетотношение не как свойство личности, акак «атрибут сознания, наряду спереживанием и познанием, определяющимразличные проявления его активности».По К. К.

Платонову параметры этойподструктуры следует рассматривать насоциально-психологическомуровне.

2.Подструктура опыта,которая«объединяет знания, навыки, умения ипривычки, приобретенные путем обучения,ноуже с заметным влиянием биологически,и даже генетически обусловленных свойствличности». К. К.

Платонов, признает что«далеко не все психологи рассматриваютуказанные свойства как свойстваличности». Но закрепление их в процессеобучения, делает их типичными, что ипозволяет их считать свойствами личности.

Ведущая форма развития качеств этойподструктуры – обучение обусловливаети уровень их анализа – психолого-педагогический.

3.Подструктура индивидуальныхособенностей психических процессовилифункций памяти, эмоций, ощущений,мышления, восприятия, чувств, воли. К.К. Платонов намеренно устанавливаеттакой порядок их следования, подчеркиваятем самым силу биологической и генетическойобусловленности психических процессови функций.

В наибольшей мере это характернодля памяти, поскольку психическая памятьразвивалась на основе физиологическойи генетической памяти, а без нее не моглибы существовать другие психическиепроцессы и функции. Что касается эмоцийи ощущений, то они свойственны какчеловеку, так и животным.

Уже поэтомувидно отчетливое влияние на их развитиебиологического фактора.

Процессформирования и развития индивидуальныхособенностей психических процессовосуществляется путем упражнения,аизучается данная подструктура в основномна индивидуально-психологическомуровне.

4.Подструктура биопсихическихсвойств,вкоторую входят «половые и возрастныесвойства личности, типологическиесвойства личности (темперамент). Процессформирования черт этой подструктуры,а точнее их переделки, осуществляетсяпутем тренировки.

«Свойстваличности, входящие в эту подструктуру,несравнимо больше зависят от физиологическихособенностей мозга, а социальные влиянияих только субординируют и компенсируют».

Поскольку активность этой подструктурыопределяется силой нервной системы, тоизучаться она должна на психофизиологическоминейропсихологическомуровне.

Такимобразом, по мнению К. К. Платонова, в этиподструктуры «могут быть уложены всеизвестные свойства личности.

Причемчасть этих свойств относится в основномтолько к одной подструктуре, например,убежденность и заинтересованность –к первой; начитанность и умелость – ковторой; решительность и сообразительность– к третьей; истощаемость и возбудимость– к четвертой.

Другие, а их больше, лежатна пересечениях подструктур и являютсярезультатом взаимосвязей различныхсобственных подструктур. Примером можетявляться морально-воспитанная воля,как взаимосвязь 1-й и 3-й подструктур;музыкальность, как взаимосвязь 3, 4 иобычно 2-й подструктур».

Источник: https://studfile.net/preview/3882669/page:39/

Психологические материалы – Концепция динамической функциональной структуры личности. К. К. Платонов

71. Концепция динамической функциональной структуры личности.

К. К. Платонов

см также “краткая биография. К. К. Платонов

Фрагменты шестой главы «Понятие “структура” в учении о личности» и седьмой главы «Концепция динамической функциональной структуры личности» из книги: «Структура и развитие личности» М., 1986. С. 122-141.

Понятие «структура» в учении о личности

Разработка понятий структуры и системы и системно-структурных способов познания стала в середине нашего века общим явлением в самых различных науках, и прежде всего в философии. Психология не является здесь исключением.

Но в формировании структурного подхода к психическим явлениям существенную роль сыграла гештальтпсихология с ее искаженным пониманием структуры. Поэтому психологи нередко еще вольно или невольно опираются на взгляды гештальтпсихологии.

Вместе с тем разработке понятия «структура» как философской категории посвящено уже много работ советских авторов, и содержание понятия «структура» в его как историческом, так и логическом аспектах изучено уже достаточно хорошо.

Современное определение структуры должно более четко преодолевать ошибки односторонних пониманий структуры не только как конструкции элементов (в психологии — функций) либо как отношений между ними (в психологии — межфункциональных связей), но и как целого, непонятно как влияющего на свои компоненты (гештальтпсихология).

Потому для психологической теории личности (как и вообще для психологии в целом) значительно более «работающим» является понимание структуры не как атрибута любой системы, а как объективно существующего взаимодействия реально существующего психического явления, взятого за целое (в частности, личности), а также реально существующих его подструктур, элементов и их всесторонних связей. Приступая к системно-структурному анализу, при любом понимании этих терминов прежде всего надо четко установить, какой познаваемый феномен берется за целое, которое будет в дальнейшем раскрываться через его компоненты и их связи. Это может быть вся психологическая наука или только одна из ряда психологических наук, одна проблема или тема. Но это может быть и любая психологическая категория или только одно ее свойство или проявление.Так, применяя системно-структурный анализ в аспекте проблем этой книги, на его первом этапе может быть взята личность в целом или только направленность личности, деятельность в целом или только одно действие. Притом и личность, и ее направленность, как и ее деятельность и отдельные действия, могут быть взяты в их всеобщем, особенном или единичном значении. Необходимо только, чтобы эта целостность обязательно была отграничена и определена. Затем надо выяснить, что составляет элементы этой целостности, понимая под таковыми неразложимые в рамках данной системы и относительно автономные ее части.На следующем важнейшем этапе системно-структурного анализа психических явлений необходимо вскрыть наиболее существенные и общие связи между элементами и между каждым из них и целостностью. Это могут быть как односторонние причинные связи, так и взаимозависимости и взаимовлияния в процессах функционирования, поведения и развития целого явления. Дальше следует выявить необходимое и достаточное число подструктур (или подсистем), в которые или на пересечении которых уложатся все элементы анализируемой целостности. Подструктуры (или подсистемы) и элементы подвергаются классификации как необходимому шагу постижения их упорядоченности. Классификация частей и целого может быть выделена в самостоятельный этап системно-структурного анализа в психологии.

Критерии понимания динамической структуры личности

Излагаемая концепция подразумевает психологическую структуру. Давно уже было понято, что в реальной действительности существует два рода структур: статическая и динамическая.

А точнее, что это два аспекта обязательной динамичности любой структуры, определяемые временным параметром ее изменения под влиянием не только внешних воздействий, но и внутренней ее закономерности. Ведь, казалось бы, наиболее статична структура кристалла.

Но и она статична только с позиций «человеческого» времени и динамична с позиций времени геологического.

Нельзя не согласиться с определением, данным В. Д. Шадриковым: «Динамическая система — это система, развивающаяся во времени, изменяющая состав входящих в нее компонентов и связей между ними при сохранении функции» (1979).

Это определение относится и к динамической структуре личности. Причем если ее динамика совпадает с прогрессивным развитием, то результатом может быть не только сохранение, но и улучшение функций; при социальной или биологической деградации личности, наоборот, будет ухудшение.

…Как было сказано выше, при описании основных этапов системно-структурного анализа он начинается с установления того, что взято за целое. Концепция динамической функциональной структуры личности за целое берет личность, т. е. человека как носителя сознания и как одну из двух подструктур человека, взятого за еще более широкое целое (напомним, что другая подструктура его — организм).

Вторым этапом системно-структурного анализа является уточнение элементов этого целого. Если рассматривать личность как целое, то элементами этого целого будут стойкие психические свойства, обычно называемые «чертами личности».

Это не вызывает разногласий ни у кого из советских психологов, как и понимание психических свойств (черт) личности, данное С. Л. Рубинштейном, который писал: «Психическое свойство — это способность индивида на определенные объективные воздействия закономерно отвечать определенными психическими деятельностями» (1957).

Исходя из такого понимания, свойства личности, являясь элементами ее структуры, вместе с тем являются и ее элементарными видами деятельности…

Далее, проводя системно-структурный анализ личности, надо учесть возможно более полное число этих элементов. В данном случае это было достигнуто путем составления списка и подсчета числа слов, которые могут рассматриваться как названия свойств личности в Словаре русского языка С. И. Ожегова (1952).

Оказалось, что из 52000 слов этого словаря около 1500 могут рассматриваться как элементы личности. Было установлено также, что в грузинском языке этих слов более 4000, а в болгарском — около 2500.

Надо отметить, что, во-первых, эти слова были введены в обиход не психологами, а народом и обозначают чаще не элементарные свойства, а весьма сложные особенности личности, которые обычно называют чертами. Во-вторых, заслуживает внимания, что народу надо было почти в 2 раза больше слов, более дифференцированно обозначающих отрицательные свойства.

И втретьих, свойств личности еще больше, так как многие из них не могут быть определены одним словом.Далее для структурного анализа надо выделить необходимое и достаточное число подструктур. В концепции динамической функциональной структуры личности таких подструктур выделено четыре.

Это число подструктур необходимо и достаточно, так как в них могут быть включены все известные свойства личности, число которых не только не одинаково, как было показано, в различных языках, но и в каждом из них в дальнейшем может увеличиваться.Вычленение именно этих основных подструктур личности определяется рядом следующих критериев.

Первым таким критерием является отношение биологического и социального, врожденного (но не обязательно наследственного) и приобретенного, процессуального и содержатель¬ниц) Различие этих трех пар понятий по-разному проявляется в разных подструктурах.

При этом в 1-ю подструктуру, наиболее существенную для личности в целом, входят почти исключительно социально обусловленные содержательные черты личности (направленность в ее различных формах, отношения, моральные качества личности и т. д.).

Во 2-й подструктуре — опыта, в которую входят знания, навыки, умения и привычки, наряду с личным опытом, включающим в себя и социальный, — уже отмечается заметное влияние врожденных, биологических процессуальных свойств.

Это влияние еще более усиливается в 3-й подструктуре, в которую входят черты личности, зависящие от индивидуальных особенностей психических процессов как форм отражения действительности. И наконец, в 4-й биопсихической подструктуре личности врожденность процессуального резко преобладает над приобретенностью.

Этот критерий определяет как различение, так и последовательностью подструктур, расположенных в порядке их «человеческой значимости», хотя в генетическом аспекте их было бы логичнее располагать в обратной последовательности.

Эта последовательность помогает глубже понять соотношение социального и биологического не только в личности в целом, но и в подструктурах различных уровней, вплоть до отдельных свойств личности. При этом правильнее говорить о значении, а не о доле, так как в последнем случае соотношение социального и биологического в каждой подструктуре и в личности в целом может пониматься как «смесь зерна и песка», а это и есть пресловутая теория двух факторов.

Вторым критерием выделения этих четырех подструктур личности является внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из них, и уже достаточно общепринятое и научно доказанное выделение в каждой из этих подструктур, принятой за целое, своих подструктур более низкого уровня. По этому же критерию выделяют свои подструктуры личности (хотя и не применяют этого термина, а чаще говорят «сфера», «сторона») В. Н. Мясищев, А. Г. Ковалев, В. С. Мерлин, Б. Г. Ананьев и др., хотя в излагаемой концепции характер и способности считаются «наложенными» подструктурами личности, общими качествами личности. Но этот вопрос требует особого рассмотрения, что и будет сделано в следующей главе.

Третьим критерием выделенных четырех основных подструктур является то, что каждая из них имеет свой особый, основной для нее вид формирования. В выделяемых подструктурах 1-я формируется путем воспитания, 2-я — обучения, 3-я — упражнения, 4-я — тренировки.

Взаимодействие этих специфических для каждой подструктуры видов формирования определяет индивидуальную особенность развития каждой личности.Четвертым по рассматриваемому порядку, а по существу наиболее значимым критерием выделения именно этих подструктур является объективно существующая иерархическая зависимость этих подструктур.

Различные структурные связи координаций существуют и между подструктурами, и внутри каждой из них. Но каузальные связи субординации более отчетливо выражены во взаимодействии различных подструктур, чем внутри каждой одной подструктуры.

При этом каузальная зависимость черт личности 1-й подструктуры от черт 2-й, и вместе — от черт 3-й, и их всех вместе — от черт 4-й выражена отчетливо и объективно.Пятым критерием, определяющим выделение именно этих четырех подструктур личности, является уже не логический, а исторический, возвращающий читателя к четырем этапам изучения советскими психологами личности…

(кроме 1-го этапа и 6-го).

Ведь 1-й этап (личность как душа) развития учения о личности давно отброшен, а 6-й (личность как человек) непродуктивен, но четыре промежуточных, по очереди абсолютизируя одну из сторон (можно сказать и аспектов) личности, весьма продуктивно накопили большой эмпирический материал и тем, по существу, доказали объективную реальность каждой из четырех подструктур личности.

Этот пятый критерий говорит, что описанные четыре подструктуры личности, по существу, только обобщают четыре этапа развития в советской психологии учения о личности, опираясь на весь добытый материал, только изменив соотношение последовательности подструктуры этапов.

Эти пять критериев позволяют считать, что четыре выделенные подструктуры отражают объективную реальность и потому являются основными подструктурами личности, а не ее, могущими быть и условными, подсистемами; число их отражает также объективно существующие четыре группы психических свойств личности, порядок их также отражает объективно существующую иерархическую и динамическую субординацию.Понятие «структура» может и должно применяться к личности в его прямом смысле — как единство элементов их связей и целого. Но поскольку здесь речь идет о взаимосвязи не материальных, а функциональных свойств и качеств личности, то полезно напомнить, что речь идет о функциональной структуре личности.Ни отдельные черты личности, входящие как элементы в ее функциональную структуру, ни личность в целом не остаются неизменными в течение жизни человека. Изменения личности могут быть связаны не только с ее развитием в результате возрастного созревания и формирования, но и с социальным распадом, со старческой деградацией и с патологическим развитием. Кроме того, изменчивость личности зависит от компенсации одних, недостаточно развитых черт личности другими и от изменения способов и степени этой компенсации. Ведь дефект памяти у одного и того же человека в одном случае может компенсироваться произвольным вниманием, а в другом — сообразительностью. Вот почему надо говорить еще более точно «динамическая функциональная структура личности»…Итак, концепция динамической функциональной структуры личности представляет собой стержневой раздел учения о личности, потому что теоретически она позволяет глубже раскрыть сущность личности как структурного феномена, практически она позволяет систематизировать весьма большое число свойств личности и преодолеть их многообразие.Изложенные критерии позволяют определять число необходимых и достаточных подструктур не произвольно, а на основе отражения объективно существующей реальности и располагать их в объективно существующий иерархический ряд.

Краткое названиеПодструктуры подструктур Соотношение социального и биологическогоОсновные связи сУровень анализаВиды формирования
отражениемсознаниемпотребностьюактивностью
Направленность личностиУбеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желанияБиологического почти нетОтношение к отражаемому на основе опытаВ основном от сознания будущегоЧерез отражение социальной нуждыЧерез убежденияСоциально-психологическийВоспитание
ОпытПривычки, умения, навыки, знанияЗначительно больше социальногоДинамика форм отраженияНеобходимость осознания прошлогоЧерез привычкиЧерез волевые навыкиПсихолого-педагогическийОбучение
Особенности психических процессовВоля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, памятьЧаще больше социальногоФормы психического отраженияДостаточно осознания настоящегоЧерез личностную нуждуЧерез волю и эмоцииИндивидуально-психологическийУпражнение
Биопсихические свойстваТемперамент, половые, возрастные свойстваСоциального почти нетМеханизмы психического отраженияТолько стиль осознанияЧерез биологическую нуждуЧерез силу и подвижность нервных процессовПсихофизио-логический Нейропсихо- логическийТренировка

Выделенные по описанным критериям подструктуры личности и их основные свойства с совпадающей иерархией отражены в таблице. Не останавливаясь на частностях этой таблицы, разберем наиболее существенные взаимодействия этих иерархий.

1-я подструктура личности объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные черты Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Эта подструктура формируется путем воспитания.

Она может быть названа социально обусловленной подструктурой, но может более коротко быть названа и направленностью личности. Направленность, взятая в качестве целого, в свою очередь включает в себя такие ее формы, как подструктуры: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения.

В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные формы потребностей.В эту подструктуру включаются различные проявления отношений исходя из пятого приведенного критерия выделения подструктур — общепринятости психологических понятий.

Однако отношение более правильно рассматривать не как свойство личности, а как атрибут сознания, наряду с переживанием и познанием, определяющими различные проявления его активности. Но более всего активность направленности проявляется через убеждения. Изучение этой подструктуры требует социально-психологического уровня. Упомянутый термин «убеждение» требует уточнения.

В одном значении это синоним уверенности в истинности конкретного факта или положения. В этом значении убеждения являются компонентом мировоззрения, притом наиболее существенным.

Но во втором значении, акцентируемом психологами, убеждение — наивысший уровень направленности, в структуру которого входит не только мировоззрение, могущее быть пассивным, но и активизирующая его воля к борьбе за него. В этом значении убеждение — высший итог идеологического воспитания личности.

2-я подструктура личности объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью, но лучше ее кратко называть опытом.

Активность опыта проявляется через волевые навыки, а его изучение требует психолого-педагогического уровня.Свойства, входящие в эту подструктуру, далеко не все психологи рассматривают как свойства личности.

Действительно, только начинающий формироваться навык, как и всякое одно кратное действие (как и однократное, кратковременное проявление интереса в предыдущей подструктуре или психической функции в следующей), еще не свойство личности, а только кратковременный психический процесс или состояние.

Но их типичные для данного индивида проявления, так же как и закрепленные знания, навык (не только умственный или волевой, но и моторный и сенсорный) и тем более умение и привычка – уже бесспорно свойство личности, В этом ведь и заключается диалектика перехода количества в качество в ряду: кратковременный процесс — состояние — свойство личности.

3-я подструктура личности объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Порядок этот не случаен.

Психическая память развивалась на основе физиологической и генетической памяти, и без нее не могли бы ни существовать, ни развиваться другие формы отражения. Поэтому с нее и начинается этот иерархический ряд психических процессов как форм отражения. Но каждая форма отражения, закрепляясь своим видом памяти, становится свойством личности.

Если механическая память открывает этот ряд, то смысловая память как бы замыкает его. Поэтому память луч ше рассматривать как следовую форму отражения, пронизывающую весь иерархический ряд его форм снизу доверху. Эмоции и ощущения как формы отражения свойственны и животным.

Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно еще более отчетливо, поскольку формы отражения являются функциями мозга и зависят от его состояния. Она, взаимодействуя с тремя остальными под¬структурами, формируется в основном путем упражнения. Изучается она в основном на индивидуальном психологическом уровне.

Как известно, форм отражения мира больше, чем те две, о которых говорят философы как о чувственном и абстрактном или, точнее, непосредственном и опосредованном познании, что соответствует, говоря языком школы И. П. Павлова, первосигнальному и второсигнальному познанию. Все психические явления являются формами отражения или их комбинациями, хотя не все еще достаточно хорошо изучены в свете ленинской ленинской теории отражения.

4-я подструктура личности объединяет свойства темперамента, или, как теперь говорят вслед за Б. М. Тепловым, типологические свойства личности. Сюда же входят половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые “органические” изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру (а точнее, переделываются), путем тренировки, если эта переделка вообще возможна. Большую, чем в предыдущих подструктурах, роль здесь играет компенсация. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Потому кратко эту подструктуру можно называть биопсихической. Активность этой подструктуры определяется силой нервных процессов, а изучается она на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом,вплоть до молекулярного, уровне.

В эти четыре подструктуры могут быть уложены все известные свойства личности. Причем часть этих свойств относится в основном только к одной подструктуре, например убежденность и заинтересованность — к 1-й; начитанность и умелость — ко 2-й; решительность и сообразительность — к 3-й; истощаемость и возбудимость — к 4-й.

Другие, и их больше, лежат на пересечениях подструктур и являются результатом взаимосвязей ряда личных собственных подструктур. Примером может являться моральновоспитанная воля как взаимосвязь 1-й и 3-й подструтур; музыкальность как взаимосвязь 3-й, 4-й и обычно 2-й по структур.

Не только каждая из этих четырех подструктур, рассматриваемая как целое, в свою очередь, имеет свои подструктуры, но и каждая черта личности также имеет свою структуру, в которую входят более тонкие связи.

Например, хотя убежденность в основном относится к 1-й подструктуре, в ее структуру входят в качестве элементов воля и соответствующие знания и умственные навыки.

Итак, в итоге изложенного можно утверждать, что четыре основные рядоположенные подструктуры личности включают в себя все известные свойства личности и их уже достаточно хорошо изученные обобщения. Иерархия различных свойств этих подструктур (соотношение в каждой из них роли социального и биологического, особенностей активности, специфических видов формирования и уровней изучения) выявляет их закономерные совпадения.

Источник: http://test-metod.ru/index.php/stati/147-kontseptsiya-dinamicheskoj-funktsionalnoj-struk-

Концепция динамической функциональной структуры личности. (К. К. Платонов)

71. Концепция динамической функциональной структуры личности.

Критерии понимания динамической структуры личности

«Динамическая система – это система, развивающаяся во времени, изменяющая состав входящих в нее компонентов и связей между ними при сохранении функции»

Концепция динамической функциональной структуры личности за целое берет личность, т. е. человека как носителя сознания и как одну из двух подструктур человека, взятого за еще более широкое

Если рассматривать личность как целое, то элементами этого целого будут стойкие психические свойства, обычно называемые «чертами личности».

Вычленение именно этих основных подструктур личности определяется рядом следующих критериев.

Ø Первым таким критерием является отношение биологического и социального, врожденного (но не обязательно наследственного) и приобретенного, процессуального и содержательного.

-Вторым критерием выделения этих четырех подструктур личности является внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из них, и уже достаточно общепринятое и научно доказанное выделение в каждой из этих подструктур, принятой за целое, своих подструктур более низкого уровня.

-Третьим критерием выделенных четырех основных подструктур является то, что каждая из них имеет свой особый, основной для нее вид формирования.

-Четвертым по рассматриваемому порядку, а по существу наиболее значимым критерием выделения именно этих подструктур является объективно существующая иерархическая зависимость этих подструктур.

-Пятым критерием, определяющим выделение именно этих четырех подструктур личности, является уже не логический, а исторический, возвращающий читателя к четырем этапам изучения советскими психологами личности

Ни отдельные черты личности, входящие как элементы в ее функциональную структуру, ни личность в целом не остаются неизменными в течение жизни человека

Взаимодействие иерархий подструктур личности и их свойств

1-я подструктура личности объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные черты. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание.

2-я подструктура личности объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности.

3-я подструктура личности объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли.

4-я подструктура личности объединяет свойства темперамента, или, как теперь говорят вслед за Б. М. Тепловым, типологические свойства личности. Сюда же входят половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые «органические» изменения.

Вопрос

Принцип системности в составе методологической модели теории личности позволяет представить

ее в качестве целостности, в которой выявляются такие разнокачественные и разноуровневые связи, как

синтез структурно функциональных и фило- онтогенетических представлений. Системный подход является одним из важнейших методологических принципов современной науки и

практики. Методы системного анализа широко используются для решения многих теоретических и

прикладных задач. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением

изучаемых систем, потребностями управления большими системами и интеграции знаний. Системный подход – современный методологический принцип науки, один из аспектов

диалектического учения о связях. Отличительная черта системного подхода в отечественной психологии

состоит в том, что объектом системного анализа, прежде всего, являются развивающиеся системы.

Выделяют следующие общие характеристики системы:

• целостность;

• структурность;

• взаимосвязь системы со средой;

• иерархичность;

• множественность описания.

В области психологии личности возможности системного подхода позволяют поставить ряд новых

методологических и исследовательских проблем, среди них:

1) проблема становления личности как необходимого, относительно самостоятельного и активного

компонента более широких систем, в составе которых личность выполняет важные для жизнедеятельности

этих систем функции;

2) изучение характера связей и отношений между компонентами личностной системы

(системообразующие, управления, регуляции, содействия, компенсации, нейтрализации, дополнения,

соподчинения, коррекции и др.);

3) исследование внутренней упорядоченности, интегративности личностной системы, ее иерархически-

уровневого строения, вертикальной и горизонтальной структуры, закономерностей целостного

функционирования и реорганизации;

4) анализ связи между генетическими и функциональными уровнями личностной системы;

5) рассмотрение личностного развития как системного диахронического образования

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_811_kontseptsiya-dinamicheskoy-funktsionalnoy-strukturi-lichnosti-k-k-platonov.html

Тема Концепция динамической функциональной структуры личности К К

71. Концепция динамической функциональной структуры личности.

Тема Концепция динамической функциональной структуры личности К. К. Платонова Выполнили: студенты 3 курса , 5 семестра Юматова Екатерина Юрьевна Новосельцева Анна Александровна Преподаватель: к. п. н. , MA in Human relations, доцент ФДО МГППУ Кургинян Сергей Сергеевич Москва 2014

БИОГРАФИЯ Родился в 1906 г. в г. Харькове в семье потомственных врачей: дед Иван Яковлевич известный русский психиатр, отец, Константин Иванович, – д. м. н. , крупный невропатолог, внесший большой вклад в разработку методов внушения и гипноза. Мать умерла рано.

В 1926 заканчивает в Харькове биофак, мед. институт. 1932 – 1934 г. г. занимается решением проблем промышленной гигиены и санитарии, НОТ, психологии труда. 1935 -1950 г. работает в Институте авиационной медицины – научная разработка авиационной и военной психологии. В 1956 г.

публикует монографию «Психология труда» . В 52 г.

, после инсульта, заставляет себя тренироваться, чем подтверждает тезис, научному обоснованию которого он уделял большое внимание в своих работах: все внешние воздействия на человека опосредуются особенностями его личности, социальное в человеке влияет на биологическое.

В 1965 г. К. К.

Платонов выдвигает Концепцию динамической структуры личности, где личность рассматривается как динамическая система, развивающаяся во времени, изменяющая состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении их функций. Динамическая структура – это система, развивающаяся во времени, изменяющая состав входящих в нее компонентов и связей между ними при сохранении функции. (В. Д. Шадриков,

СХЕМА ДИНАМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПО К. К.

ПЛАТОНОВУ Подструктуры Биологически обусловленные особенности темперамент, особенности НС, задатки, инстинкты, простейшие потребности

СХЕМА ДИНАМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПО К. К.

ПЛАТОНОВУ Подструктуры Индивидуальные особенности протекания психических процессов память, эмоции, ощущений, мышление, восприятие, чувства, воля Биологически-обусловленные особенности темперамент, особенности НС, задатки, инстинкты, простейшие потребности

СХЕМА ДИНАМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПО К. К.

ПЛАТОНОВУ Подструктуры Опыт знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения Индивидуальные особенности протекания психических процессов память, эмоции, ощущений, мышление, восприятие, чувства, воля Биологически-обусловленные особенности темперамент, особенности НС, задатки, инстинкты, простейшие потребности

СХЕМА ДИНАМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПО К. К.

ПЛАТОНОВУ Подструктуры Социально-обусловленные особенности Опыт направленность, моральные качества знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения Индивидуальные особенности протекания психических процессов память, эмоции, ощущений, мышление, восприятие, чувства, воля Биологически-обусловленные особенности темперамент, особенности НС, задатки, инстинкты, простейшие потребности

СХЕМА ДИНАМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПО К. К.

ПЛАТОНОВУ Подструктуры Характер Способности Социально-обусловленные особенности Опыт направленность, моральные качества знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения Индивидуальные особенности протекания психических процессов память, эмоции, ощущений, мышление, восприятие, чувства, воля Биологически-обусловленные особенности темперамент, особенности НС, задатки, инстинкты, простейшие потребности

Схема иерархии основных рядоположенных подструктур

ПОНЯТИЕ «СТРУКТУРА» В УЧЕНИИ О ЛИЧНОСТИ Влияние философии В психологии особое влияние гештальтпсихологии Структура – строение – ранее XIVв. «строение» , «сооружение» Первое научное применение – 1859 г К.

Маркс «К критике политической экономии» «Выявить структуру объекта – значит упомянуть его части и способы, с помощью которых они вступают во взаимоотношения» Бертран Рассел 1940 г. Понятие структура отсутствует в философском словаре М. М.

Розенталя и И. П. Юдиной, появилось в 1963 г.

ПОНЯТИЕ «СТРУКТУРА» В УЧЕНИИ О ЛИЧНОСТИ Значение целого в структуре – гештальтпсихология Gestalt = pattern= structurale= структура в философском плане Овчинников Н. Ф. : структура как единство элементов, их связей и целостности Вывод Платонова К. К.

: «для психологической теории личности значительно более «работающим» является понимание структуры как объективно существующего взаимодействия реально существующего психического явления, взятого за целое (в частности, личности), и также реально существующих его подструктур, элементов и их всесторонних связей»

СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ 1. Определение и отграничение целостности

СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ 2. Определение составных элементов целостности

СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ 3. Вскрытие связей 4. Определение необходимого и достаточного числа подструктур 5. Классификация 6. Генетическая иерархия

ПОИСК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ История преемственного учения о структуре личности в отечественной психологии начинается с положений С. Л.

Рубинштейна о структуре личности Возможные ошибки: • недооценка динамических структур • недооценка связей структуры личности В. Н. Мясищев А. Г. Ковалев Б. Г. Ананьев П. И. Иванов А. Д. Зурабошвили В. С. Мерлин А. И. Щербаков 1956 г.

– на совещании по психологии личности в Ленинграде нет ни одно доклада, посвященного структуре личности 1970 г. – 11 докладов на тему структуры личности

КРИТЕРИИ ПОНИМАНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ 1. Отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного 2. Внутренняя близость черт личности 3. Особый вид формирования 4. Объективно существующая иерархическая зависимость подструктур 5. Отражение исторических этапов изучения человека отечественными психологами

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ • • • тест опрос беседа интервью социометрия

МЕТОДИКИ 1. Биопсихические свойства: • Самооценка структуры темперамента • Личностный опросник по Я. Стреляу • Опросник ОСТ (структуры темперамента) В. М. Русалова 2.

Особенности психических процессов: • Самооценка эмпатических способностей • Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду) 3. Опыт: проективные методики 4. Направленность личности: • Шкала экзистенции К. Орглер (адаптация И. Н. Майниной и А. В.

Васанова) • Опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина • Методика ценностных ориентаций М. Рокича

НЕДОСТАТКИ § общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность ее биологических и социально обусловленных особенностей.

ДОСТОИНСТВА структура личности динамическая, подлежит изменению (например, накопление опыта с течением жизни); § в подструктуры могут быть вложены все известные свойства личности; • это практически работающая структура, используемая в конкретных эмпирических и прикладных исследованиях (что является очень важным). §

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник: https://present5.com/tema-koncepciya-dinamicheskoj-funkcionalnoj-struktury-lichnosti-k-k/

Medic-studio
Добавить комментарий