8.1. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ. МЕЖДУНАРОДНАЯ

История Гражданской обороны зарубежных стран

8.1. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ. МЕЖДУНАРОДНАЯ

В западных государствах, как и на территории России, имеются достаточно эффективные системы гражданской обороны или гражданской защиты, способные обеспечить защиту и выживание населения страны, объектов экономики и социальных структур при стихийных бедствиях, при различного вида техногенных авариях и катастрофах в мирное и военное время.

В истории гражданской обороны зарубежных стран обычно выделяется пять основных этапов. Начинает свою историю формирование гражданской обороны с 1910-1940 годов, когда ряд стран, таких как Англия Германия, Франция, Швеция и др., основываясь на опыте прошлой войны и в преддверии следующей, задумались о защите тыловых территорий и мирного гражданского населения.

Стали возникать соответствующие органы государственного управления, которые отвечали за организацию местной противовоздушной обороны, началось строительство защитных сооружений. В этот период разрабатывались первичные системы оповещения населения об опасности, а также активно происходило обучение мирных граждан методам и способам самозащиты.

На втором этапе, в период  с 1940 по 1950 годы, во время мировых войн, в европейских странах очень активно использовалась система гражданской обороны. Следует отметить, что благодаря мероприятиям данной системы было спасены жизни многих миллионов людей. Третий этап стал отправной точкой для становления гражданской обороны как элемента военной мощи.

Основным вопросом в обеспечении безопасности мирного населения в 50-е-60е годы стала уязвимость стран от средств ядерного поражения противника.

Именно этот период ознаменовался формированием основных принципов политики ведущих зарубежных стран  в области гражданской обороны: •    ГО должна составлять неотъемлемую часть единого комплекса мероприятий по подготовке военного сектора в ядерной войне; •    Функции ГО на федеральном уровне должны быть возложены на Министерство обороны, но это не должно идти в ущерб боевым возможностям вооруженных сил; •    Руководство конкретными мероприятиями по защите населения должно оставаться в сфере компетентности гражданских органов; •    Тесное взаимодействие между федеральными органами и местными администрациями является непременным условием успеха мероприятий ГО; •    Стремление обеспечить максимальную защиту при минимальных затратах на эти нужды должно быть ключевой установкой при решении вопроса о финансовых средствах на ГО. Период с конца 60-х и 70-е годы, четвертый этап развития, характеризуется ослаблением внимания к вопросам ГО. В это время им в основном занимаются узкий круг специалистов, который пытался связать перспективный план развития ГО с концепцией ограничения ядерной войны. С конца 80-х годов начался новейший этап развития ГО. Общественность осознала, что в будущей ядерной войне не может быть победителей, а будут только побежденные. Поэтому на первое место вместо идеи «взаимного гарантированного уничтожения» пришла идея «гарантированного выживания», что потребовало переосмысления подходов ко всей гражданской безопасности. Важным элементом стала «радиологическая защита», которая включала в себя контроль за радиационной обстановкой и доведение ее до населения. Сейчас почти повсеместно существует хорошо продуманная и отработанная система подготовки специалистов по ГО и обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях. Огромным плюсов в этой системе стало активное участие прессы, радио, телевидения и кино.

Западные страны в последние годы активно совершенствуют и наращивают возможности сил ГО по предупреждению и ликвидации ЧС. Особенное внимание уделяется развитию сил и средств выявления, предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и техногенных аварий в мирное время.

Женевские зоны
В 1931 году французский генерал медицинской службы Джорж Сант-Пол основал в Париже организацию “Ассоциация Женевских зон “.

Под понятием “Женевские зоны” имелись в виду нейтральные зоны или открытые города, в которых в военное время могли бы найти убежище некоторые категории гражданского населения (женщины, дети, больные и пожилые люди)
Идея основателя “Женевских зон” заключалась в создании во всех странах хорошо обозначенных безопасных зон или районов на постоянной основе и признанных таковыми еще в мирное время двусторонними или многосторонними соглашениями. Впервые эту идею Джорж Сант-Пол высказал еще в 1929 г. Затем эта идея была развита в его публикациях и выступлениях на различных конференциях. Позднее, в 1935 г. по инициативе “Ассоциации Женевских зон” французский парламент единодушно одобрил резолюцию, в которой предложил Лиге Наций “изучить возможности создания в каждой стране, в соответствии с соглашениями ратифицированными Лигой Наций, районов, мест и зон, которые в случае военных конфликтов могли бы быть ограждены от военных действий и не использовались бы в военных целях”.  Генерал Сант-Пол умер в 1937 г., в году, когда по его просьбе Ассоциация была переведена из Парижа в Женеву и преобразована в Международную ассоциацию по защите гражданского населения и исторических зданий в военное время. Друг и соратник генерала Генри Джорж возглавил Ассоциацию и стал её Генеральным секретарем. Именно по инициативе Генри Джоржа Ассоциация смогла создать для некоторых категорий населения нейтральные зоны в период Гражданской войны в Испании (1936 г. Мадрид и Бильбао) и во время конфликта между Японией и Китаем (1937 г. Шанхай и Нанкин).  Несмотря на то, что этот опыт оказался относительно небольшим, была продемонстрирована реальность существования безопасных зон для мирного населения. В период Второй Мировой войны ни одна из воевавших сторон не согласилась признать безопасные зоны в интересах другой стороны.  Еще раньше, Джорж Сант-Пол в своих статьях неоднократно повторял: “Необходимо до войны, до начала враждебных действий определить каким образом можно будет облегчить участь населения … после начала войны делать это уже поздно.” Основатель “Женевских зон” обращал внимание на самое важное: предотвращение. 

Впоследствии эта идея была развита его последователями во всех сферах, связанных с защитой населения. В 1947 г.

Генри Джорж опубликовал книгу под названием “Современная война и защита гражданского населения” со следующей сноской: ” опубликовано Секретариатом Генерального секретаря “Женевских зон”, Международная ассоциация по защите гражданского населения и исторических зданий во время войны или вооруженных конфликтов”. 

Данная работа явилась манифестом Ассоциации и содержала проект международной конвенции по созданию безопасных зон под названием “Женевские зоны”. Идеи и принципы, разработанные в данном манифесте, легли в основу документов Женевской дипломатической конференции, состоявшейся в мае-августе 1949 г. На этой конференции были пересмотрены первые три Женевские конвенции и принята четвертая, касавшаяся защиты гражданского населения в период войны.  Если проект конвенции по “Женевским зонам” предполагал создание больших зон, включающих в себя исторические или художественные ценности (памятники или даже города), способных стать убежищем для раненых, больных, женщин, детей и стариков, то Дипломатическая конференция разделила этот проект на две части. С одной стороны она ратифицировала существование ” госпитальных зон и районов” для раненых и больных солдат (Статья 23, 1-ая Конвенция), защищенных эмблемой Красного Креста, а с другой стороны внесла дополнение о том, что “госпитальные и безопасные зоны и районы создаются для защиты от последствий войны раненых, больных, пожилых людей, инвалидов, детей до 15 лет, беременных и матерей с детьми до семи лет” (Статья 14, 4-ая Конвенция).  Эти безопасные зоны должны бить обозначены знаком – наклонными красными полосами на белом фоне (Статья 6, Приложение 1). Две наклонные красные полосы на белом фоне являлись эмблемой “Женевских зон” и присутствовали на эмблеме Международной организации гражданской обороны до 1998 г.  В течение двадцати лет со дня создания Международная ассоциация Женевских зон пыталась воплотить идею о подготовке и создании в мирное время мест для размещения беженцев – “безопасных зон”, которые признавались бы всеми сторонами в рамках Гуманитарного закона, изложенного в Женевских конвенциях от 12 августа 1949 г. Используя защиту, предоставленную Женевскими конвенциями, Секретариат “Женевских зон” приступил к изучению и подготовке потенциальных безопасных зон. Совместно с правительствами различных европейских стран разрабатывались планы эвакуации населения в безопасные районы. Обмен идеями и опытом планирования оказался полезным и необходимым. 

В 1954 г. в Берлине прошла Международная конференция по защите гражданского населения в военное время путем создания и признания нейтральных зон и открытых городов. В анналах МОГО эта конференция известна как ” Первая Всемирная конференция по гражданской обороне”.

Следуя резолюциям Берлинской конференции, Ассоциация предприняла попытку распространить среди стран принцип заблаговременной подготовки районов для беженцев.

Проводились консультации с национальными учреждениями и организациями гражданской обороны, которые были созданы в странах перед лицом угрозы нового крупномасштабного конфликта. 

В июле 1956 г. “Информационный бюллетень Женевских зон” вышел под заголовком: ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. В редакционной статье Ассоциации говорилось: ” Деятельность Организации Женевских зон в области защиты детей, женщин, стариков и инвалидов в случае войны совпадает с задачами развивающихся национальных органов гражданской обороны в различных странах … Мы продолжаем развивать идею эвакуации гражданского населения в безопасные места, известные под названием “Женевские зоны”, разрабатываем планы для этих зон и распространяем мероприятия гражданской обороны на международном уровне, т.е. являемся связующим звеном между различными национальными организациями гражданской обороны”. Вторая международная конференция по гражданской обороне состоялась в 1957 г. во Флоренции. В ходе этой встречи делегаты поручили Международной ассоциации Женевских зон расширить свою деятельность на все вопросы, связанные с защитой населения и окружающей среды, и реорганизовать Ассоциацию в международную организацию по проблемам гражданской обороны. 

МОГО (Международная организация гражданской обороны)

В январе 1958 г. Международная ассоциация Женевских зон (неправительственная организация) была преобразована в Международную организацию гражданской обороны с новым статусом, позволяющим принимать в члены – правительства, общества, ассоциации, отдельные лица. Задачи Организации были значительно расширены: наряду с продолжением деятельности по безопасным зонам для беженцев, Организация была обязана установить связи между национальными организациями гражданской обороны, стимулировать исследования в области проблем защиты населения, обеспечивать распространение имеющегося опыта и координировать усилия в деле предотвращения бедствий, готовности к ним и проведения необходимых мероприятий.  На базе своего нового статуса МОГО организовала в мае 1958 г. в Женеве Третью Всемирную конференцию по гражданской обороне, на которой присутствовало 130 делегатов из 33 стран, среди которых были представители первых трех правительств, принявших решение стать членами Организации: Египта, Ирана и Филиппин. Повестка дня Конференции включала следующие вопросы: радиоактивность атмосферы, децентрализация, эвакуация и укрытие населения в военное время, международный статус персонала гражданской обороны, защита культурного наследия. Рассматривая проблемы того времени можно отметить, что двадцать лет спустя были запрещены ядерные испытания в атмосфере, значительно увеличилось количество противоатомных убежищ во многих странах, персонал гражданской обороны получил международный статус в соответствии с Международным гуманитарным правом, культурные ценности защищены международными соглашениями.  В начале 60-х годов МОГО значительно расширила сферу своей деятельности от защиты населения в военное время до проблем природных и техногенных катастроф мирного времени. В 1966 г. прошла Вторая международная конференция по радиологической защите, на которой страны-члены МОГО огласили и одобрили текст Устава, который позволил Организации получить статус межправительственной организации. Данный Устав стал фактически международной конвенцией, дающей право странам становиться членами Организации путем направления в депозитарий Организации документов о принятии Устава.  В Уставе определены главные задачи Организации: “Интенсификация и координация во всемирном масштабе разработки и совершенствования организации, средств и методов предотвращения и сокращения последствий, вызванных стихийными бедствиями в мирное время или применением оружия в случае конфликта”.  Устав вступил в силу 1 марта 1972 г. по решению Первой Генеральной Ассамблеи стран-членов Организации. В 1975 г. данный Устав был зарегистрирован в Секретариате ООН в Нью-Йорке и опубликован в Сборнике соглашений ООН. 10 марта 1976 г. между МОГО и правительством Швейцарии было подписано соглашение о предоставлении МОГО юридического статуса международной организации, базирующейся в Швейцарии. Устав 1966 г. возложил на организацию ряд задач по продвижению на международном уровне идей обеспечения безопасности населения и собственности при любых видах бедствий. МОГО стала объединять национальные организации, занимающиеся вопросами гражданской обороны.  Следует отметить, что Генеральная Ассамблея ООН в своей Резолюции 2034 от 1965 г. призвала “правительства создать соответствующие планирующие и исполнительные органы, которые могли бы учитывать местные условия, определять объемы и характер требуемой помощи и управлять спасательными операциями”. МОГО принимала участие в подготовке Дополнительных Протоколов к Женевским Конвенциям, которые были приняты в 1977 г. МОГО и ее государства-члены сыграли решающую роль при определении места и задач гражданской обороны в новом Гуманитарном праве. Более того, по инициативе МОГО была расширена особая статья (Протокол 1, глава 6, статья 64), гарантирующая безопасность со стороны воюющих государств национальным организациям гражданской обороны, а также “соответствующим международным организациям”.  Таким образом, идея о Международной гражданской обороне была включена в Гуманитарное право. Международное гуманитарное право, как приложение к Женевским Конвенциям, применимо только для военного времени. Что касается мирного времени, то еще предстоит разработка международных документов о международной помощи в период бедствий. МОГО, которая по решению государств-членов Организации получила статус специализированной организации по защите населения и собственности в период бедствий всех типов, в настоящее время работает над проблемами подготовки к действиям в период бедствий мирного времени и оказания международной помощи. 22 мая 2000 г. Международная конференция, состоявшаяся в Женеве, приняла разработанную МОГО Рамочную конвенцию по оказанию помощи в области гражданской обороны. Используя юридическую основу, свой статус и международный Гуманитарный закон, руководящие органы МОГО проводили и проводят всеми доступными способами политику пропаганды знаний и средств по проблемам предотвращения, готовности и действиям в период бедствий. Было организовано одиннадцать Всемирных конференций по гражданской обороне (Берлин 1954, Флоренция 1957, Женева 1958, Монтре 1961, Женева 1963, Женева 1972, Каракас 1974, Тунис 1978, Рабат 1980, Амман 1994, Пекин 1998).  Амманская декларация, принятая на 10-й Всемирной конференции по гражданской обороне расширила роль гражданской обороны. Конференция пригласила государства рассматривать концепцию о “гражданской обороне” не только в контексте вооруженных конфликтов, но и в плане осуществления гуманитарных мероприятий по защите населения, собственности и окружающей среды. Таким образом, сегодня МОГО обладает основными инструментами международной системы, которые позволяют государствам проводить мероприятия по предотвращению бедствий, управлению чрезвычайными ситуациями, оказанию помощи и реабилитации.  10-я Всемирная конференция по гражданской защите призвала государства, которые этого еще не сделали, создать с помощью МОГО соответствующие структуры гражданской обороны. В 1998 г. в Пекине состоялась 11-я Всемирная конференция по гражданской обороне. Там был принят Всемирный план действий по развитию гражданской обороны, который включал развитие структур гражданской обороны, международное сотрудничество в области оказания помощи, поддержку мероприятий по предупреждению бедствий и готовности к ним. Женевская декларация, принятая на министерской конференции МОГО в 2000 г., определила гражданскую оборону как важный инструмент устойчивого развития государств перед лицом стихийных бедствий и техногенных катастроф. МОГО организовала 14 технических выставок оборудования гражданской обороны.  По инициативе МОГО были также проведены международные конференции по радиационной защите (Монако 1964 и 1966 гг.), по организации гражданской обороны в промышленности (Женева 1960, Нанси 1970, Бейрут 1975), по медицине катастроф (Женева 1968, Майнц 1977, Монако 1979). Организация провела ряд международных семинаров на темы: проблемы управления гражданской обороной, медицинские службы гражданской обороны, вопросы радиологической защиты. 

Подводя итоги деятельности организации , которые разделяют “Женевские зоны” генерала Джорджа Сант-Поля и современную Международную организацию гражданской обороны, можно отметить, что идея защиты гражданского населения в военное время была расширена до рамок защиты и безопасности населения в любых ситуациях, благодаря развитию, координации и планированию на международном уровне средств и технологий различных видов по предотвращению, борьбе и уменьшению последствий аварий, бедствий и катастроф всех типов.

Источник: https://41.mchs.gov.ru/deyatelnost/grazhdanskaya-oborona/istoriya-grazhdanskoy-oborony/istoriya-grazhdanskoy-oborony-zarubezhnyh-stran

Гражданская оборона в зарубежных странах

8.1. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ. МЕЖДУНАРОДНАЯ

Гражданская оборона некоторых зарубежных стран

Гражданская оборона как система возникла в годы Первой мировой войны с появлением авиации. С развитием вооружения, которое создало возможность угрозы нанесение ударов по административным центрам, промышленным предприятиям, жизни населения, развивалась и совершенствовалась Гражданская оборона.

Создание и применение ядерного оружия во время Второй мировой войны дало импульс в развитии Гражданской обороны, которое завершилось принятием в 40-50 гг. законов из Гражданской обороны у большинства промышленно развитых стран.

В зарубежных странах Гражданская оборона, как система стратегического обеспечения жизнедеятельности государств, предназначенная для выполнения задач, направленных на защиту населения и экономики страны от чрезвычайных ситуаций, а также для проведения спасательных и других неотложных работ (СИНР) в кострах поражения и районах бедствий.

В последние годы, в особенности после Чернобыльской катастрофы, в странах Запада и других развитых странах внимание правительств стало сосредотачиваться на решении вопросов из предупреждения и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера.

В этих странах главными задачами Гражданской обороны стали создание и подготовка сил и средств, необходимых для обеспечения беспрерывного государственного управления, защиты населения и жизненно важных секторов экономики в разных условиях чрезвычайных ситуаций.

На сегодняшний день почти во всех странах принятый территориально-производственный принцип построения и функционирование системы ГО, в состав которой входят:

·  органы управления;

·  системы связи, оповещение, радиационной розведки и контроля;

·  разработанные планы эвакуации и рассредоточение население;

·  система защитных сооружений;

·  запасы продовольственных, сырьевых и материальных ценностей;

·  силы и средства Гражданской обороны – как штатные, так и добровольные.

Организационная структура национальных систем Гражданской обороны у большинства зарубежных стран имеет много общего и развивается в направлении дальнейшей унификации.

Рассмотрим структуру и задачу Гражданской обороны некоторых стран, которые представляют интерес для построения и функционирования Гражданской обороны Украины.

1.2.1. Гражданская оборона России

За минувшие десять лет Министерству по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации удалось объединить силы и средства разных министерств, в том числе силы и средства пожарной службы МВД России, государственную систему предупреждения и ликвидаци чрезвычайных ситуаций.

В состав МВД входят войска ГО (со спасателями, автомобильными, авиационными, инженерными, противохимическими подразделениями), штаб по вопросам Гражданской обороны и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, поисково-спасательной службы.

Министерство имеет в непосредственном подчинении специальные воинские формирования: центральный аэромобильный спасательный отряд, авиационное предприятие и национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

Подготовка кадров проводится в специализированных учебных заведениях. Научные и конструктивные разработки в области техники и технологии осуществляются в Научно-исследовательском институте ГО ЧС.

Работа по предупреждению стихийных бедствий и техногенных катастроф строится на основе мониторинга и прогнозов, которые проводятся в научно-исследовательских институтах, аналитических службах и лабораториях, которые принадлежат разным ведомствам.

Соответственно русскому законодательству Министерство с ЧС при возникновении бедствий и катастроф имеет возможность получить силы и средства других ведомств – милицию, медицинские части, строительные и транспортные организации. Для ликвидации последствий больших катастроф привлекаются государственные финансовые и материальные ресурсы.

Для предоставления помощи другим государствам в проведении спасательных работ используются такие формирования, как Центральный аэромобильный спасательный отряд, экспедиционный госпиталь, автомобильная колонна, авиационное предприятие.

1.2.2. Гражданская оборона Федеративной Республики Германии

Общее руководство Гражданской обороной ФРГ осуществляет Федеральное Министерство внутренних дел. Основным компонентом в системе ГО ФРГ есть служба защиты от катастроф, которая начисляет, при полном развертывании, до 600 тыс. человек, дополнительно могут также привлекаться гражданские организации и службы (до 2 млн. человек).

Защита населения осуществляется строительством общественных и частных защитных сооружений с учетом использования бомбоубежищ Второй мировой войны, шахт, пещер, а также подготовкой планов эвакуации.

1.2.3. Гражданская оборона США

В США созданная «Федеральная служба из действий в чрезвычайных условиях» (ФЕМА), которая непосредственно подчиняется президенту. На это управление положены задачи:

·  обеспечение выживания страны в ядерной войне;

·  разработка планов эвакуации население США из опасных
районов;

·  осуществление мероприятий в соответствии с программой строительства защитных сооружений;

·  совершенствование и повышение стойкости систем связи и
оповещение;

·  обеспечение защиты и нормального функционирования феде­ральних и местных органов власти и Гражданской обороны;

·  создание и рассредоточение стратегических запасов на случай чрезвычайных ситуаций;

Центральный аппарат ФЕМА имеет в своем составе 5 управлений:

Из обеспечения функционирования в чрезвычайных ситуациях;

Из программ обучения и противопожарной подготовки;

Из программ национальной готовности управления, предоставление помощи и разработки программ, для штатов и местных органов власти;

Федеральная администрация из страхования;

Административные подразделы.

В каждом штате есть консультативный совет по вопросам Гражданской обороны.

Непосредственным руководителем Гражданской обороны штата есть начальник ГО штата со своим штабом.

Кроме этого, создаются местные штабы в графствах (3200), районах (17), независимых штатах (37). Всего создано 3615 местных штабов Гражданской обороны.

На промышленных предприятиях, где 50 и больше работающих, создаются комитеты Гражданской обороны, которые возглавляют руководители этих предприятий.

В США нет специальных формирований Гражданской обороны. Для решения их задач привлекаются подразделы национальной гвардии и вооруженных сил, главным образом сухопутных.

Защита населения в системе ГО США решается в двух направлениях – путем укрытия в защитных сооружениях, главным образом ПРУ (242 млн. мест) и эвакуации.

Таким образом Гражданская оборона в зарубежных странах рассматривается руководством этих стран как система, действия которой направлены на защиту населения и экономики от следствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и случаев военных конфликтов.

Несмотря на то, что каждая страна развивает и формирует собственные варианты национальной структуры Гражданской обороны, исходя из конкретных обстоятельств экономических возможностей, физико-географических, климатических, естественных особенностей, все эти системы руководствуются прежде всего гуманной целью, учитывая гуманитарные права в соответствии с Женевской Конвенцией 1949г.

Источник: https://ohranatrud-ua.ru/grazhdanskaya-oborona/956-grazhdanskaya-oborona-v-zarubezhnykh-stranakh.html

Гражданская оборона в ведущих зарубежных странах

8.1. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ. МЕЖДУНАРОДНАЯ

В последние годы в связи с ухудшением международной обстановки, в области военного противостояния, во многих странах развернулась острая полемика, начиная с вопроса о целесообразности существования ГО (как системы подготовки к действиям в условиях военного конфликта) до конкретных направлений ее развития. Так в прессе ведущих стран мира публикуется большое количество материалов, отражающих различные точки зрения на роль и место ГО в защите населения.

При этом четко определяются две тенденции. Первая из них выражает стремление к дальнейшему наращиванию усилий по совершенствованию и развитию ГО с задачей обеспечения защиты населения в военное время.

Так как вопрос о возможности развязывания войны как показывают события на Ближнем востоке и в других горячих точках планеты, которых на данное время насчитывается более 20, пока еще не может быть полностью снят с повестки дня.

Весомым аргументом в пользу этой тенденции является угроза террористических актов, которые по масштабам могут приравниваться к локальным ударам обычных средств поражения. И как показали события недавнего времени этой угрозе подвержены даже такие благополучные страны как Соединенные Штаты Америки и Испания.

Сторонники второй тенденции считают целесообразным переключить основную часть сил и средств, выделяемых ГО, на подготовку и практическое выполнение мер по оказанию помощи населению в чрезвычайных условиях мирного времени.

Они считают, что расходование средств на подготовку к защите населения в условиях современной войны с использованием ядерного оружия неоправданно и не целесообразно, поскольку эффективной защиты от него не существует.

При этом указывают, что ежегодно происходит большое количество различных происшествий, ликвидация последствий которых и является одной из главных задач ГО. Опыт строительства современной ГО свидетельствует о том, что она решает обе задачи.

В организации ГО развитых стран Западной Европы и Северной Америки есть много общего:

1. ГО в этих государствах является важным элементом их государственного устройства, появившимся в 50-70-е годы текущего столетия, закрепленным законодательными актами, в которых определены довольно четко обязанности должностных лиц.

Организационная структура систем ГО за рубежом, в основном идентична.

В ряде стран (Швеции, Португалии, Израиле, Мексике, Аргентине, Индонезии) функции руководства деятельностью ГО возложены на министерства внутренних дел, а в некоторых странах – министерства (департаменты) юстиции и полиции (Швейцарии, Норвегии, Исландии); в США органы ГО непосредственно подчинены президенту, а в Канаде – Федеральному правительству.

Организация систем управления ГО в отдельных странах предусматривает деление их территорий на округа, подокруга, зоны, секторы, районы и участки ГО.

Так, в США имеется 10 округов (в каждом от 4 до 8 штатов), в Канаде 10 округов чрезвычайной готовности (по числу провинций), в ФРГ 15 округов (по количеству земель).

Во всех из них, а также в различных административно-территориальных единицах (штатах, провинциях, землях, департаментах, графствах, городах и общинах) созданы соответствующие штаты ГО.

Во всех странах созданы и надежно функционируют органы управления, системы связи и оповещения, защитные сооружения, разработаны планы эвакуации и рассредоточения населения, обеспечен запас средств защиты, ведется обучение личного состава сил ГО и населения, развернута пропаганда идей ГО.

Однако, как следует из имеющейся информации, не везде эти элементы развиты и не всегда соответствуют требованиям, предъявляемым к ним в современных условиях.

Поэтому руководством ГО принимаются меры по совершенствованию методов защиты и обеспечению выживания населения, предопределенные тем, что органы ГО во многих странах обладают реальной юридической силой (особенно: США, ФРГ, Франция, Швейцария и др.)

Как свидетельствуют публикации зарубежных специалистов, что показывает и практика, в системе гражданской обороны западных стран особое внимание уделяется вопросам планирования действий и поддержания постоянной готовности органов управления и формирований ГО на уровне местных органов власти – мэрий, на которые возлагается наибольший объем работ в условиях чрезвычайной обстановки.

Общее руководство ГО в них, как правило, осуществляют мэры, а непосредственное – назначаемые ими начальники ГО (начальники штабов ГО).

В обязанности мэров входят: подготовка планирующих и регламентирующих документов по ЧС, организация контроля за состоянием сил и средств ГО, государственных и частных организаций, учреждений, промышленных предприятий, частей и подразделений вооруженных сил, дислоцирующихся в данном городе, районе; организуют финансовое обеспечение и взаимные расчеты за выполненные работы в процессе ликвидации последствий бедствия.

В практической деятельности мэрия через руководство ГО проводит работу по прогнозированию возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий, подготовке населения к действиям в чрезвычайных условиях, учету местных ресурсов, которые могут быть использованы для решения задач ГО. Она организует постоянный контроль за обстановкой в целях своевременного установления угрозы и быстрого принятия мер с целью предупреждения ее развития.

При возникновении крупных стихийных бедствий, аварий, катастроф и при ликвидации их последствий местные органы власти наделяются чрезвычайными полномочиями, что наглядно будет показано на примере США.

Для решения задач ГО на уровне местных органов власти в соответствии с распоряжением мэра, в первую очередь, привлекаются силы и средства ГО.

2.

Современные взгляды на проблему защитного строительства в высокоразвитых капиталистических странах Западной Европы в основном совпадают и сводятся к тому, что заблаговременное создание территории этих стран защитных объектов различного назначения (убежища, заглубленные пункты управления, лазареты и др.) является целесообразным, так как обеспечивает в случае возникновения экстремальных ситуаций военного времени, а также при катастрофе и стихийных бедствиях, сохранение жизни людей или существенное снижение возможных потерь среди населения.

Практически во многих странах мира (особенно приведенных здесь) на всех этапах развития ГО особое значение придается созданию сети убежищ и укрытий. Наибольших успехов в этом достигли США, ФРГ, Швеция и Швейцария.

В основу создания системы ЗС здесь положен принцип максимального использования имеющихся подземных сооружений, выработок и естественных полостей. Например, в США начиная с 1950г.

, проводилась широкая кампания по обследованию приспособлению под укрепления защищенных помещений в имеющихся и строящихся зданиях, заброшенных выработках, шахтах. В итоге в стране зарегистрировано 250 тысяч пригодных под укрытия помещений на 238 млн. мест.

В ряде стран – ФРГ, Великобритании, Дании и Норвегии для укрытия населения широко применяются подземные сооружения, кафе, кинотеатры и др., которые в случае необходимости могут быть в самые короткие сроки переоборудованы в убежища.

Во Франции, Италии и Бельгии строительство новых укрытий и убежищ практически не ведется.

Обосновывается это тем, что в этих странах большинство строений – каменные с подвальными помещениями, которые в случае необходимости после небольшого дооборудования могут быть использованы в качестве противорадиационных укрытий. Для этих же целей предусматривается использовать туннели, станции метро и т.п.

3. Эвакуация и рассредоточение как способ защиты рассматривается западными странами, хотя и не без учета местных (для каждой страны) особенностей.

Для многих из них это дело не простое из-за сравнительно небольших территорий и высокой плотности населения, а также насыщенности промышленными предприятиями, тем не менее, почти во всех странах в той или иной мере планируется проведение эвакуации из угрожаемых районов (особенно в войне с применением ОСП и ВТО).

Особое мнение по поводу эвакуации населения имеет правительство Великобритании, считая его нерациональным из-за большой плотности населения и равномерного размещения на территории основных промышленных и военных объектов, а так же отсутствия определенных государств.

4. Исключительно большое внимание уделяется развитию системы оповещения о нападении и ЧС различного характера. Наиболее совершенные системы оповещения созданы в США, Канаде, ФРГ, Великобритании, Италии.

Основным средством непосредственного объявления тревог в них являются сирены (на территории ФРГ – свыше 20 тысяч, в Великобритании – 18 тысяч).

Кроме того, информация чрезвычайного характера доводится с помощью радио и телевидения.

5. Практически во всех зарубежных странах имеются силы ГО, предназначенные для ликвидации последствий применения противником ОМП (ОСП), а также для ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф.

Принцип привлечения населения для службы в силах ГО различный: в США, Канаде, Великобритании – добровольный; в Турции, Бельгии, Норвегии и Нидерландах – добровольный сочетается с обязательным призывом определенных категорий людей.

Как правило, силы ГО в этих странах включают формирования: центрального подчинения, региональные, местные и подразделения самозащиты.

В США, Канаде, ФРГ, Великобритании, Италии и других странах использование частей и подразделений ВС для проведения спасательных и других аварийных работ оформлены законодательно и отражены в планах использования Вооруженных Сил в интересах ГО.

Организация взаимодействия в Вооруженных Силах и ГО отрабатывается в ходе учений, а также при ликвидации последствий стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф, где, как правило, используются специально подготовленные для проведения спасательных работ воинские части.

6. В системе проводимых мероприятий по ГО значительное место отводится ее пропаганде населения к действиям в условиях чрезвычайной обстановки.

По мнению руководства ГО, все население страны должно иметь четкое представление о современном оружии, способах защиты от него и мероприятиях, проводимых в случае возможного нападения, а также при возникновении различных стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Особое внимание отводится общественной информации, особенно в центральных органах ГО США, Канады, ФРГ, Швеции и Швейцарии, где созданы специальные органы по информации населения (издаются брошюры, памятки, плакаты).

В США например, такие материалы составляются на конкретный район с учетом наиболее возможных стихийных бедствий, а в случае нахождения в районе опасных промышленных предприятий, возможных производственных аварий и катастроф.

Широкое распространение получили демонстрация тематических короткометражных документальных или учебных кинофильмов, а также организация стационарных и передвижных выставок, в ряде стран такие выставки приурочиваются к проведению недель и дней ГО. В ФРГ и Швейцарии – это “неделя самозащиты”, во Франции – “день противопожарной безопасности”. Начиная с 1992 года, эти мероприятия должны организовываться 1 марта на основе решения МОГО, которое объявлено “международным днем ГО”.

В пропаганде активно участвует пресса, издавая материалы по ГО.

7. Во всех странах большое внимание уделяется спасательной подготовке кадров в учебных заведениях: в ФРГ – Академия ГО, во Франции – институт ГО, в Великобритании – колледж ГО, в Бельгии, Дании, Нидерландах и Греции – национальные школы и центры. В США имеется Академия противопожарной защиты, а также институт управления в ЧС, входящие в национальный центр подготовки в ЧС.

Везде уделяется большое внимание проведению учений по ГО. В ходе их население не только наблюдает за действием органов и формирований ГО, но в ряде случаев, например, при организации эвакуации и занятий ЗС и т.п. само участвует в них, знакомясь с установленными на чрезвычайный период сигналами тревоги в практической деятельности сил органов ГО.

Структурная схема

гражданской обороны Республики Беларусь Схема 5.1.

Совет Министров Республики Беларусь
Премьер-министр – Начальник гражданской обороны Республики Беларусь КЧС при Совете Министров Республики Беларусь

Республиканские службы ГО Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь – Штаб ГО Республики Беларусь Министр – начальник штаба ГО, заместитель начальника гражданской обороны Республики Беларусь
  Областные службы ГО Областные и Минский городской ис- полнительные комитеты Председатель – начальник ГО области, г. Минска Областные и г. Минска управления МЧС – штабы ГО областей и г. Минска Начальник управления – начальник штаба ГО области, г.Минска, заместитель начальника ГО Министерства, госкомитеты, объединения Руководитель – начальник ГО
КЧС при исполнительных комитетах Отраслевые КЧС
Городские ( районные ) службы ГО Городские и районные исполнитель- ные комитеты Председатель – начальник ГО города, района Отделы по ЧС городов и районов – штабы ГО городов и районов Начальник отдела по ЧС – начальник штаба ГО города (района), заместитель начальника ГО Отделы (сектора), работники по ГО и ЧС Начальник отдела (сектора), ра- ботник по ГО и ЧС, зам. НГО
КЧС при исполнительных комитетах
Дежурно-диспетчерские службы
Субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности Руководитель – НГО объекта Отделы (сектора, работники) по ГО и ЧС. Начальник отдела (сектора, работник) – НШ ГО
КЧС субъектов хозяйствования
Дежурно-диспетчерские службы

ТЕМА 6. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ, СВЯЗИ,

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_21689_grazhdanskaya-oborona-v-vedushchih-zarubezhnih-stranah.html

История создания Международной организации гражданской обороны

8.1. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ. МЕЖДУНАРОДНАЯ

Резолюцией, принятой 18 декабря 1990 года, 9-я сессия Генеральной Ассамблеи Международной Организации Гражданской Обороны постановила ежегодно отмечать 1 марта Всемирный день гражданской обороны.

Всемирный день гражданской защиты преследует две главные цели: привлечь внимание мировой общественности к значению Гражданской защиты и повысить готовность населения к самозащите в случае бедствий или аварий; отдать дань уважения усилиям и самопожертвованию персонала национальных служб гражданской защиты в их борьбе с бедствиями.

Всемирный день гражданской защиты используется для организации бесед, конференций, радио и телевизионных дебатов, открытых дней, учений, пропаганды знаний по гражданской защите и демонстрации имеющихся средств и оборудования по борьбе с бедствиями.

В 1931 г. французский генерал медицинской службы Джорж Сант-Пол основал в Париже организацию “Ассоциация Женевских зон”, которая в последствии была преобразована в Международную организацию гражданской обороны.

Под понятием “Женевские зоны” имелись в виду нейтральные зоны или открытые города, в которых в военное время могли бы найти убежище некоторые категории гражданского населения (женщины, дети, больные и пожилые люди).

Идея основателя “Женевских зон” заключалась в создании во всех странах хорошо обозначенных безопасных зон или районов на постоянной основе и признанных таковыми еще в мирное время двусторонними или многосторонними соглашениями. В 1935 г.

по инициативе “Ассоциации Женевских зон” французский парламент единодушно одобрил резолюцию, в которой предложил Лиге Наций изучить возможности создания в каждой стране, в соответствии с соглашениями, ратифицированными Лигой Наций, районов, мест и зон, которые в случае военных конфликтов могли бы быть ограждены от военных действий и не использовались бы в военных целях.

В 1937 году Ассоциация была переведена из Парижа в Женеву и преобразована в Международную ассоциацию по защите гражданского населения и исторических зданий в военное время. Друг и соратник генерала Генри Джорж возглавил Ассоциацию и стал её Генеральным секретарем.

Именно по инициативе Генри Джоржа Ассоциация смогла создать для некоторых категорий населения нейтральные зон ы в период Гражданской войны в Испании (1936 г. Мадрид и Бильбао) и во время конфликта между Японией и Китаем (1937 г. Шанхай и Нанкин).

Не смотря на то, что этот опыт оказался относительно небольшим, была продемонстрирована реальность существования безопасных зон для мирного населения.

В течение двадцати лет со дня создания Международная ассоциация Женевских зон пыталась воплотить идею о подготовке и создании в мирное время мест для размещения беженцев – “безопасных зон”, которые признавались бы всеми сторонами в рамках Гуманитарного закона, изложенного в Женевских конвенциях от 12 августа 1949 г.

Используя защиту, предоставленную Женевскими конвенциями, Секретариат “Женевских зон” приступил к изучению и подготовке потенциальных безопасных зон.

Совместно с правительствами различных европейских стран разрабатывались планы эвакуации населения в безопасные районы. Обмен идеями и опытом планирования оказался полезным и необходимым.

В 1954 г. в Берлине прошла Международная конференция по защите гражданского населения в военное время путем создания и признания нейтральных зон и открытых городов. В истории Международной организации гражданской обороны (МОГО) эта конференция известна как “Первая Всемирная конференция по гражданской обороне”.

Следуя резолюциям Берлинской конференции, Ассоциация предприняла попытку распространить среди стран принцип заблаговременной подготовки районов для беженцев. Проводились консультации с национальными учреждениями и организациями гражданской обороны, которые были созданы в странах перед лицом угрозы нового крупномасштабного конфликта.

В июле 1956 г. “Информационный бюллетень Женевских зон” вышел под заголовком: ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА.

В редакционной статье Ассоциации говорилось: “Деятельность Организации Женевских зон в области защиты детей, женщин, стариков и инвалидов в случае войны совпадает с задачами развивающихся национальных органов гражданской обороны в различных странах …

Мы продолжаем развивать идею эвакуации гражданского населения в безопасные места, известные под названием “Женевские зоны”, разрабатываем планы для этих зон и распространяем мероприятия гражданской обороны на международном уровне, т.е. являемся связующим звеном между различными национальными организациями гражданской обороны”.

Вторая международная конференция по гражданской обороне состоялась в 1957 г. во Флоренции. В ходе этой встречи делегаты поручили Международной ассоциации Женевских зон расширить свою деятельность на все вопросы, связанные с защитой населения и окружающей среды, и реорганизовать Ассоциацию в международную организацию по проблемам гражданской обороны.

В январе 1958 г. Международная ассоциация Женевских зон (неправительственная организация) была преобразована в Международную организацию гражданской обороны с новым статусом, позволяющим принимать в члены – правительства, общества, ассоциации, отдельные лица.

Задачи Организации были значительно расширены: наряду с продолжением деятельности по безопасным зонам для беженцев, Организация была обязана установить связи между национальными организациями гражданской обороны, стимулировать исследования в области проблем защиты населения, обеспечивать распространение имеющегося опыта и координировать усилия в деле предотвращения бедствий, готовности к ним и проведения необходимых мероприятий.

На международной конференция по радиологической защите в 1966 г.

, на которой страны-члены МОГО огласили и одобрили текст Устава, который позволил Организации получить статус межправительственной организации.

Данный Устав стал фактически международной конвенцией, дающей право странам становиться членами Организации путем направления в депозитарий Организации документов о принятии Устава.

В Уставе определены главные задачи Организации: “Интенсификация и координация во всемирном масштабе разработки и совершенствования организации, средств и методов предотвращения и сокращения последствий, вызванных стихийными бедствиями в мирное время или применением оружия в случае конфликта”. Устав вступил в силу 1 марта 1972 г.

по решению Первой Генеральной Ассамблеи стран-членов Организации. В 1975 г. данный Устав был зарегистрирован в Секретариате OOII в Нью-Йорке и опубликован в Сборнике соглашений ООН. 10 марта 1976 г.

между МОГО и правительством Швейцарии было подписано соглашение о предоставлении МОГО юридического статуса международной организации, базирующейся в Швейцарии.

Устав 1966 г. возложил на Организацию ряд задач по продвижению на международном уровне идей обеспечения безопасности населения и собственности прилюбых видах бедствий. МОГО стала объединять национальные организации, занимающиеся вопросами гражданской обороны.

Следует отметить, что Генеральная Ассамблея ООН в своей Резолюции № 2034 от 1965 г.

призвала “правительства создать соответствующие планирующие и исполнительные органы, которые могли бы учитывать местные условия, определять объемы и характер требуемой помощи и управлять спасательными операциями”.

Используя юридическую основу, свой статус и международный Гуманитарный закон, руководящие органы МОГО проводили и проводят всеми доступными способами политику пропаганды знаний и средств по проблемам предотвращения, готовности и действиям в период бедствий. Было организовано одиннадцать Всемирных конференций по гражданской обороне (Берлин 1954, Флоренция 1957, Женева 1958, Монтре 1961, Женева 1963, Женева 1972, Каракас 1974, Тунис 1978, Рабат 1980, Амман 1994, Пекин 1998).

Прием в члены Организации открыт для всех государств.

В настоящее время членами Организации являются:

50 государств членов МОГО;

16 государств наблюдателей МОГО;

13 ассоциированных членов.

Работа МОГО организуется Генеральной Ассамблеей, Исполнительным советом и Секретариатом.

Генеральная Ассамблея является высшим органом Организации и состоит из делегатов, представляющих государства-члены. Каждое государство-член предоставлено одним делегатом.

Ассамблея собирается на очередные сессии с интервалом, не превышающим два года, и в случае надобности – на специальные сессии. Специальные сессии созываются по просьбе Совета или большинства государств-членов.

Ассамблея на каждой очередной сессии выбирает страну, в которой состоится следующая очередная сессия, причем Совет впоследствии определяет место проведения сессии. Место проведения специальной сессии определяется Советом.

Ассамблея избирает председателя и заместителя председателя, а также других членов президиума в начале каждой очередной сессии. Эти лица сохраняют свои полномочия впредь до избрания их преемников.

Исполнительный совет является исполнительным органом Организации.

11ринимая во внимание справедливое географическое распределение, Ассамблея устанавливает количества членов Исполнительного совета и избирает тех членов, которым предоставляется право назначать своих представителей в Совет.

Члены Совета избираются сроком на четыре года, половина членов переизбирается каждые два года. Совет проводит свои заседания не реже одного раза в год и определяет место проведения каждого своего заседания. Совет избирает своего председателя и заместителя председателя из числа своих членов.

Секретариат Организации состоит из Генерального секретаря и такого технического и административного персонала, который может потребоваться для работы Организации. Генеральный секретарь назначается Ассамблеей по представлению Совета на условиях, определяемых Ассамблеей.

Генеральный секретарь является главным техническим и административным должностным лицом Организации. Генеральный секретарь по должности является секретарем Ассамблеи и Совета и присутствует на всех комиссиях Организации.

Генеральный секретарь ежегодно составляет и представляет Совету финансовые отчеты и бюджетные сметы Организации.

МОГО устанавливает эффективные отношения и тесное сотрудничество с такими межправительственными и неправительственными организациями, с которыми это может оказаться желательным. Любое официальное соглашение, заключенное между организациями, подлежит утверждению Исполнительным советом.

В последние десятилетия деятельность МОГО все больше связана с проблемами мирного времени, что позволяет скорее говорить о гражданской защите населения, чем о гражданской обороне.

При этом следует учитывать, что лексически используемые в названиях национальных служб термины «Civil Protection» или «Civil Defence» имеют национальные службы гражданской обороны (защиты) вне подчинения национальных министерств обороны.

В среднем только 6 стран из 30 имеют подчиненные министерствам обороны службы гражданской обороны; большинство служб гражданской обороны (защиты) стран-участниц МОГО, представляютцих Африку и Азию, создавалось по образу и подобию служб своих бывших метрополий, не особенно вдаваясь в смысловую нагрузку названия службы — защита или оборона.

Аналогичные тенденции, особенно после окончания периода холодной войны, прослеживаются и в других странах.

Это нашло свое отражение в Амманской декларации, одобренной десятой Всемирной конференцией по гражданской защите, которая была организована МОГО.

В ней предлагается дальнейшее расширение значения термина «гражданская оборона», использование его для обозначения соответствующей деятельности, как в военное, так и в мирное время.

В последние годы наметилась отчетливая тенденция к постепенному переходу от термина «гражданская оборона» к термину «гражданская защита», что связано со значительной переориентацией большинства национальных и международных организаций, занимающихся данными вопросами, с задач военного характера на чрезвычайные ситуации мирного времени и оказание гуманитарной помощи в случае их возникновения.

Политические изменения, произошедшие в последние годы на международной арене, и совершенствование задач, возлагаемых на органы гражданской обороны (как национальные, так и коалиционные), постепенно оказывают влияние и на движение этих организаций в сторону термина «гражданская защита». Прежде всего, речь идет о большинстве стран Западной, Центральной и Восточной Европы, где этот переход в целом уже завершен.

В связи с 25-летием МОГО была учреждена медаль МОГО.

Российская Федерация является членом МОГО с июня 1993 года. Представлять Россию в этой международной организации, Правительством Российской Федерации поручено Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Российская Федерация в лице МЧС России активно участвует в международной деятельности МОГО. Оценка положения дел в области сотрудничества МЧС России с этой организацией позволяет подтвердить необходимость укрепления отношений Российской Федерации с МОГО.

В 2011 году по линии МЧС России, в дополнение к традиционным механизмам оказания гуманитарной помощи зарубежным государствам в рамках Концепции участия Российской Федерации в содействии международному развитию (поручение Президента Российской Федерации от 14 июня 2007 г.

№ Пр-1040), проводилась активная работа по реализации российских донорских взносов в фонды международных организаций с использованием многостороннего механизма содействия международному развитию (СМР), которое в числе прочего предполагает оказание гуманитарного содействия зарубежным государствам в различных формах (продовольственная помощь, гуманитарное разминирование, подготовка кадров, техническая помощь и др.).

В соответствии с установками российского руководства за счет целевых российских взносов в фонд Международной организации гражданской обороны осуществлялись следующие проекты содействия в области гуманитарного разминирования:

Резолюцией, принятой 18 декабря 1990 года, 9-я сессия Генеральной Ассамблеи Международной Организации Гражданской Обороны постановила ежегодно отмечать 1 марта Всемирный день гражданской обороны.

Всемирный день гражданской защиты преследует две главные цели:

– привлечь внимание мировой общественности к значению Гражданской защиты и повысить готовность населения к самозащите в случае бедствий или аварий;

– отдать дань уважения усилиям и самопожертвованию персонала национальных служб гражданской защиты в их борьбе с бедствиями.

Всемирный день гражданской защиты используется для организации бесед, конференций, радио и телевизионных дебатов, открытых дней, учений, пропаганды знаний по гражданской защите и демонстрации имеющихся средств и оборудования по борьбе с бедствиями.

______________________________________________________________________

При чрезвычайных ситуациях звоните по номеру телефона «101,112»

Источник: https://horoshevo-mnevniki.mos.ru/the-department-go-chs-and-pb-of-moscow-informs/true-for-the-population/defense-and-emergencies/the-story-of-the-creation-of-the-international-civil-defence-organization/

Medic-studio
Добавить комментарий