8.2. История отечественной психологической службы образования

8.2. история отечественной психологической службы образования

8.2. История отечественной психологической службы образования

В нашей стране первые попытки практического исполь­зования психологии в обучении и воспитании детей возник­ли также в начале XX века. Занимались этим специалисты в области педологии.

м педологии как науч­ной и практической сферы деятельности было комплекс­ное изучение ребенка, объединение и использование разнообразных психологических, физиологических и со­циологических знаний в работе с детьми. В 1930-х годах педологи-практики увлеклись измерением психического развития детей.

Многие крупные ученые педагоги, педо­логи и психологи возражали против широкого использо­вания в школе тестов, научная обоснованность которых была ненадежна.

Однако педологи-практики, невзирая на эти возражения, широко использовали тесты в школе, что нередко вело к необоснованным выводам об умственном развитии детей, переводу в специальные школы.

Педоло­гия резко критиковалась в печально известном Пос-тановлении ЦК ВКП(б) 1936 года “О педологических ] извращениях в системе наркомпросов” и была объявлена как вредная наука. В результате тенденциозного толкова­ния постановления о педологии отрицалось все положи- I тельное, что было сделано отечественными учеными в области педологии. Это на многие годы затормозило раз­витие детской практической психологии.

И только в конце 1960-х годов в нашей стране возобно­вился поиск форм практического участия психологов в работе школы. Школьная психологическая служба в СССР начала первоначально создаваться в Эстонии под руко­водством Х.Й. Лийметса и ЮЛ. Сыэрда.

Первый штатный школьный психолог начал работать в Эстонии в одном из сельскохозяйственных техникумов в 1970 году.

С 1975 года работает уже ряд психологов в специальных школах-ин­тернатах для трудных подростков, а с 1980 года — в по­рядке эксперимента — в некоторых общеобразовательных школах (Кала, Раудик, 1986, с.7).

С начала 80-х годов происходит интенсивное становле­ние психологической службы в системе образования стра­ны. Началось активное изучение научных основ, обсуждение возможных форм и методов работы практических психо­логов в школе.

Журналом “Вопросы психологии” в 1983 году был организован “круглый стол”: “Психологическая служба в школе”. В том же году прошла Всесоюзная конфе­ренция психологов в Таллинне.

На конференции были проанализированы эксперименты по созданию школьной психологической службы, которые проводились во мно­гих городах и республиках, обсуждались организационные вопросы дальнейшего развития психологической службы в стране.

В 1984 году в Москве в Институте психологии АН СССР состоялась I Всесоюзная конференция по вопросам пси­хологической службы в СССР. В рамках конференции ра­ботала секция “Психологическая служба школы”. В центре внимания участников секции были вопросы психологи­ческого обеспечения учебно-воспитательного процесса школы (Практическая психология образования, 1997, с.17).

Важным этапом развития школьной психологической службы в нашей стране стал многолетний (1981—1988) эксперимент по введению в школах Москвы должности практического психолога, проводившийся под научным и методическим руководством лаборатории научных основ детской практической психологии НИИ общей и педаго­гической психологии АПН СССР (ныне — Психологический институт РАО). На основе анализа результатов экспе­римента было разработано Положение о психологической службе народного образования (1989), которое широко используется в стране.

В 1988 году вышло постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки школь­ного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны. Это стало правовой основой деятельности школь­ного практического психолога, определило его социальный статус, права и обязанности.

С этого момента служба энергично развивалась почти во всех регионах страны.

Происходило расширение сферы деятельности детского практического психолога: служба начинала охватывать всю систему обучения и воспитания от дошкольного возраста до ранней юности.

Практическая психология образования появилась в детских садах, детс­ких домах, школах, гимназиях, лицеях, профессиональ­но-технических училищах, колледжах, школах-интернатах.

Многие руководители образовательных учреждений, учителя, воспитатели, родители все больше осознавали полезность психологической службы. Это сформировало в обществе потребность в детских практических психологах.

Поэтому в педагогических университетах и институтах была организована подготовка специалистов по педагогической психологии, возникли курсы переподготовки специалис­тов с высшим педагогическим образованием, увеличилось количество профессиональных объединений для повыше­ния квалификации работающих практических психологов образования.

В.июне 1994 года в Москве прошел I съезд практичес­ких психологов образования Российской Федерации. В ок­тябре 1995 года в Перми состоялся П съезд психологов образования. Психологическая служба становилась необ­ходимым элементом государственной службы образования.

Съезды показали, что практические психологи начали осознавать самих себя как полноправных специалистов, имеющих четко определенные профессиональные функ­ции, цели и средства деятельности, ясно понимающих свое место в образовательной системе (Практическая психоло­гия образования, 1997, с. 19).

Источник: https://zakon.today/vozrastnaya-psihologiya_1103/istoriya-otechestvennoy-psihologicheskoy-97731.html

История становления школьной психологической службы в России

8.2. История отечественной психологической службы образования

Психологическая служба в школе.

1. История становления школьной психологической службы в России.

Основы организации деятельности психологической службы в школе.

Психокоррекция, просветительская деятельность, анализ урока.

Для эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса в современной школе требуется не только знать теоретические основы формирования личности, развития коллектива, закономерности функционирования познавательных процессов, но и выявить условия и специфику этих процессов применительно к условиям конкретного учебного заведения, применительно к конкретному классному коллективу и к личности конкретного ребенка. Помочь решить эти задачи должна школьная психологическая служба.

История становления школьной психологической службы в России.

Психологическая служба образования, или школьная психология, существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания ребенка с дошкольного возраста до окончания школы, и имеет почти вековую историю.

Наиболее представлена эта служба в США, где она начала развиваться примерно с начала 1800-х годов и в настоящее время является одной из наиболее жизненных и действенных направлений современной психологии.

В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже XIX-XX веков и связаны с так называемой педологией. Педологией назывался междисциплинарный подход к изучению целостного ребенка. Этот подход внес много полезного в исследование детей (особенно в области их психодиагностики).

Многие психологи работали в русле этого подхода. И. А. Арямов (1928) определял педологию как науку о развивающемся, растущем человеке, охватывающую все его социально-биологические особенности. М. Я. Басов видел в педологии «научный синтез всего того, что составляет существенные результаты отдельных научных дисциплин, изучающих развивающегося человека».

Однако, предмет педологии, несмотря на многочисленные дискуссии, определен не был и попытки найти специфику педологии, не сводимую смежных с ней наук, успеха не имели. Кроме того, в 30-е годы педологи-практики увлеклись измерением психического развития детей.

Многие крупные ученые-педагоги, педологи и психологи решительно возражали против широкого использования в школе тестов, научная обоснованность которых была весьма ненадежна, а в ряде случаев просто сомнительна. А.В.

Петровский замечает: «Так и получалось — педологи-теоретики возражали, а педологи-практики, невзирая на эти возражения, широко использовали тесты в школе, что вело во многих случаях к необоснованным выводам по поводу умственного развития детей, переводам в специальные школы и т. д.».

Шел поиск предмета исследования, способов практической работы с ребенком, т. е. наука находилась на этапе своего становления, когда ошибки неизбежны.

Однако, резкая критика педологии в печально известном Постановлении ЦК ВКП(б) 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов» повлекла за собой отрицание всего положительного, что было сделано отечественными учеными, так или иначе связанными с педологией. А сделано ими было очень много.

Ряд исследований П. П. Блонского, работы Л. С. Выготского и его сотрудников по изучению проблем детской психологии заложили фундамент современного научного знания о психическом развитии ребенка.

Тенденциозное толкование постановления о педологии, недостаточно дифференцированный подход ко всем исследованиям, называвшимся педологическими, причинили значительный ущерб детской психологии, на многие годы затормозили развитие таких ее разделов, как закономерности возрастного развития, психодиагностика, практическая психология и др.

События конца 30-х годов прошлого века существенно повлияли на развитие практической психологии в образовании. Только в конце 60-х годов в нашей стране возобновился активный поиск форм практического участия психологов в работе школы.

Это стало возможным потому, что в психологии и педагогике возникли необходимые теоретические и практические предпосылки: внедрение системного подхода к психологическому и педагогическому анализу процессов развития личности; выявление некоторых общих закономерностей психического развития и разработка средств диагностики уровня развития; подход к воспитанию как процессу управления развитием и понимание взаимосвязей индивидуального и коллективного в развитии; углубление интеграционных процессов научного знания на уровне педагогики; улучшение психологической подготовки будущих учителей и др.

С начала 80-х годов происходит интенсивное становление психологической службы в системе образования страны. Это было обусловлено потребностью общества, бурное социальное развитие которого резко повысило требование к творческому и нравственному потенциалу личности.

Появляются публикации, посвященные обсуждению теоретических проблем, чаще — анализу практического опыта использования психологии в практике школы. Начало развития школьной психологической службы связано с именами таких ученых, как А. Г.

Асмолов, Ю- К. Бабанский, А. А. Бодалев, Б. А. Вяткин, В. В. Давыдов, И. В. Дубровина, Ю. М. Забродин, Н. В. Кузьмина, В. С. Мухина, Н. Н. Обозов, А. М. Прихожан, В. В. Рубцов, Н. Г. Салмина, Ю. Л. Сыэрд, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Элъконин и др.

Основными вехами на пути становления психологической службы образования в России стали нижеописанные события.

Большое значение для развития представлений о школьной психологической службе имел Круглый стол, организованный журналом «Вопросы психологии» в 1983 году.Темой обсуждения стала «Психологическая служба в школе».

В том же году прошла Всесоюзная конференция психологов в Таллинне.

Целью конференции являлись анализ результатов ведущихся во многих городах и республиках страны экспериментов по созданию школьной психологической службы, определение уровня ее теоретико-методической обеспеченности и обсуждение организационных вопросов по дальнейшему развертыванию психологической службы в стране.

В 1984 году в Москве в Институте психологии АН СССР состоялась I Всесоюзная конференция по вопросам психологической службы в СССР.В рамках конференции работала секция «Психологическая служба школы».

В центре внимания участников секции стояли вопросы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса школы.

В докладах и выступлениях подчеркивалось, что в развитии школьной психологической службы имеется определенный прогресс, что стала очевидной ее необходимость в системе народного образования.

Существенным этапом развития школьной психологической службы стал многолетний (1981-1988) эксперимент по введению в школы Москвы должности практического психолога.

Теоретическое изучение проблемы и обобщение результатов работы школьных психологов позволили сформулировать цели и задачи школьной психологической службы, решить ряд вопросов, связанных с ее научно-методическим обеспечением, определить содержание и формы работы школьного психолога, его основные функции, права и обязанности, разработать систему психологической службы в народном образовании. На, основе анализа результатов эксперимента разработано Положение о психологической службе народного образования(1989), которое широко используется в стране.

На Всесоюзной конференции «Научно-практические проблемы школьной психологической службы»(1987), проведенной названной выше лабораторией, были обсуждены теоретические, методические и научно-практические проблемы школьной психологической службы, определены основные направления деятельности психолога в школе, сформулированы дискуссионные, спорные вопросы, на которых необходимо сосредоточить первостепенное внимание психологов. Причем на этой конференции уже дискутировались вопросы не о том, нужна ли психологическая служба школы, а о том, как строить эту службу.

В решении конференции записано, что организация школьной психологической службы является в настоящее время одной из наиболее прогрессивных форм внедрения психологических знаний в практику народного образования.

В 1988 году вышло Постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны, что явилось правовой основой деятельности школьного практического психолога, определило его социальный статус, права и обязанности.

С этого момента служба энергично развивается почти во всех регионах страны.

Начинает вырисовываться структура службы.

Общественное признание психологическая служба получила на I съезде практических психологов образования Российской Федерации,который прошел в Москве в июне 1994 года.

Съезд (более 1500 делегатов из всех регионов страны) отметил, что в настоящее время психологическая служба становится органичным и необходимым элементом государственной службы образования, именно она определяет стратегию педагогики развития.

29-30 марта 1995 года во исполнение рекомендаций I съезда практических психологов образования состоялась коллегия Министерства образования Российской Федерации,на повестке дня которой стоял вопрос: «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации».

В работе коллегии приняли участие организаторы и сотрудники службы, работники органов управления образованием, ученые-психологи и педагоги практически из всех регионов страны.

Коллегия отметила, что развитие практической психологии образования в значительной степени обусловило гуманизацию всей системы образования и привело к возникновению службы практической психологии образования Российской Федерации.

Введение практической психологии в систему образования способствовало, как справедливо отмечал А. Г. Асмолов, постановке и решению следующих задач:

♦ перехода от унифицированного образования к вариативному, от педагогики «знаний, умений и навыков» — к педагогике развития;

♦ переориентации сознания учителя от «школоцентризма» — к «детоцентризму»;

♦ разработке развивающих, коррекционных и компенсаторных программ обучения в дошкольном, общем, дополнительном, начальном профессиональном и специальном образовании;

♦ развитию экспертизы и проектирования развивающей среды. Практическая психология содействовала переориентации образования на индивидуальное развитие личности, изменению общей образовательной ситуации в России.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_157135_istoriya-stanovleniya-shkolnoy-psihologicheskoy-sluzhbi-v-rossii.html

Психология: введение в профессию

8.2. История отечественной психологической службы образования

В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли также в начале XX века. Занимались этим специалисты в области педологии.

м педологии как научной и практической сферы деятельности было комплексное изучение ребенка, объединение и использование разнообразных психологических, физиологических и социологических знаний в работе с детьми. В 1930-х годах педологи-практики увлеклись измерением психического развития детей.

Многие крупные ученые педагоги, педологи и психологи возражали против широкого использования в школе тестов, научная обоснованность которых была ненадежна. Однако педологи-практики, невзирая на эти возражения, широко использовали тесты в школе, что нередко вело к необоснованным выводам об умственном развитии детей, переводу в специальные школы.

Педология резко критиковалась в печально известном Постановлении ЦК ВКП(б) 1936 года “О педологических извращениях в системе наркомпросов” и была объявлена как вредная наука. В результате тенденциозного толкования постановления о педологии отрицалось все положительное, что было сделано отечественными учеными в

108

области педологии. Это на многие годы затормозило развитие детской практической психологии.

И только в конце 1960-х годов в нашей стране возобновился поиск форм практического участия психологов в работе школы. Школьная психологическая служба в СССР начала первоначально создаваться в Эстонии под руководством Х.Й. Лийметса и Ю.Л. Сыэрда.

Первый штатный школьный психолог начал работать в Эстонии в одном из сельскохозяйственных техникумов в 1970 году.

С 1975 года работает уже ряд психологов в специальных школах-интернатах для трудных подростков, а с 1980 года – в порядке эксперимента – в некоторых общеобразовательных школах (Кала, Раудик, 1986, с.7).

С начала 80-х годов происходит интенсивное становление психологической службы в системе образования страны. Началось активное изучение научных основ, обсуждение возможных форм и методов работы практических психологов в школе.

Журналом “Вопросы психологии” в 1983 году был организован “круглый стол”: “Психологическая служба в школе”. В том же году прошла Всесоюзная конференция психологов в Таллинне.

На конференции были проанализированы эксперименты по созданию школьной психологической службы, которые проводились во многих городах и республиках, обсуждались организационные вопросы дальнейшего развития психологической службы в стране.

В 1984 году в Москве в Институте психологии АН СССР состоялась I Всесоюзная конференция по вопросам психологической службы в СССР. В рамках конференции работала секция “Психологическая служба школы”. В центре внимания участников секции были вопросы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса школы (Практическая психология образования, 1997, с. 17).

Важным этапом развития школьной психологической службы в нашей стране стал многолетний (1981 – 1988) эксперимент по введению в школах Москвы должности практического психолога, проводившийся под научным и методическим руководством лаборатории научных основ детской практической психологии НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне – Психологический

109

институт РАО). На основе анализа результатов эксперимента было разработано Положение о психологической службе народного образования (1989), которое широко используется в стране.

В 1988 году вышло постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны. Это стало правовой основой деятельности школьного практического психолога, определило его социальный статус, права и обязанности.

С этого момента служба энергично развивалась почти во всех регионах страны.

Происходило расширение сферы деятельности детского практического психолога: служба начинала охватывать всю систему обучения и воспитания от дошкольного возраста до ранней юности.

Практическая психология образования появилась в детских садах, детских домах, школах, гимназиях, лицеях, профессионально-технических училищах, колледжах, школах-интернатах.

Многие руководители образовательных учреждений, учителя, воспитатели, родители все больше осознавали полезность психологической службы. Это сформировало в обществе потребность в детских практических психологах.

Поэтому в педагогических университетах и институтах была организована подготовка специалистов по педагогической психологии, возникли курсы переподготовки специалистов с высшим педагогическим образованием, увеличилось количество профессиональных объединений для повышения квалификации работающих практических психологов образования.

В июне 1994 года в Москве прошел I съезд практических психологов образования Российской Федерации. В октябре 1995 года в Перми состоялся II съезд психологов образования. Психологическая служба становилась необходимым элементом государственной службы образования.

Съезды показали, что практические психологи начали осознавать самих себя как полноправных специалистов, имеющих четко определенные профессиональные функции, цели и средства деятельности, ясно понимающих свое место в образовательной системе (Практическая психология образования, 1997, с. 19).

110

Источник: http://bibl.tikva.ru/base/B337/B337Chapter8-2.php

6.2. История отечественной психологической службы образования

8.2. История отечественной психологической службы образования

В нашейстране первый опыт практическогоиспользования психологии в обучении ивоспитании детей возник также в началеXXвека. Занимались этим специалисты вобласти педологии. педологиикак научной и практической сферыдеятельности составляли: комплексноеизучение ребенка, объединение ииспользование разнообразныхпсихологических, физиологических исоциологических знаний в работе сдетьми.

Началопедологического движения в России былосвязано с открытием в 1904 г. педологическихкурсов для учителей и родителей. Курсывозглавил Н.Е. Румянцев, научноеруководство осуществлял А.П. Нечаев.

Накурсах читались лекции и проводилисьпрак­тические занятия по анатомии,физиологии, нервной и душевной патологии,гигиене, антропологии, истории педагогики,психологии (экспериментальной, детской,сравнительной), учению о характере(Ждан,1997,с. 318).

В 1928—32 гг. выходилжурнал «Педология». С самого начала дляпедологии была характерна направленностьна решение практи­ческих задач, стоящихперед школой.

По всей стране создаваласьсеть педологических учреждений. Винститутах открывались педологическиелаборатории и секции.

Преобладающимвидом их дея­тельности были тестовыеобследования по определению успешности,умственного возраста и в целях профотбора.

Многиекрупные ученые педагоги, педологи ипсихологи возражали против широкогоиспользования в школе тестов, научнаяобоснованность которых была ненадежна.Однако педологи-практики, невзирая наэти возражения, широко использовалитесты в Николе, что нередко вело кнеобоснованным выводам об умственномразвитии детей, переводу в специальныешколы.

Педология резко критиковаласьв печально известном Постановлении ЦКИКП(б) 1936 г. «О педологических извращенияхв системе наркомпросов» и была объявленавредной наукой. В результате тенденциозно­готолкования постановления о педологииотрицалось все положительное, что былосделано отечественными учеными в областипедологии.

Это на многие годы затормозилоразвитие детской практической психологии.

Итолько в конце 1960-х годов в нашей страневозобновился поиск форм практическогоучастия психологов в работе школы.Школьная психологическая служба в СССРпервоначально создавались в Эстониипод руководством Х.Й. Лийметса и Ю.Л.Сыэрда.

Первый штатный школьный психологначал работать в одном из сельскохозяйственныхтехникумов в 1970 г. С 1975 г. работает ужеряд психологов в специальныхшколах-интернатах для трудных под­ростков,а с 1980 г.

— в порядке эксперимента — внекоторых общеобразовательных школах(Кала,Раудик, 1986,с. 7).

С начала 80-х годовпроисходит интенсивное становлениепсихологической службы в системеобразования страны. Развернулосьактивное изучение научных основ,обсуждение возможных форм и методовработы практических психологов в школе.Журналом «Вопросы психологии» в 1983 г.

был организован «круглый стол»«Пси­хологическая служба в школе». Втом же году прошла Всесоюзная конференцияпсихологов в Таллине.

На конференциибыли проанализированы эксперименты посозданию школьной психологическойслужбы, которые проводились во многихгородах и республиках, обсуждалисьорганизационные вопросы дальнейшегоразвития психологической службы встране.

https://www.youtube.com/watch?v=dbJEjzKUDRg

В 1984г. в Москве в Институте психологии АНСССР состоялась 1-ая Всесоюзная конференцияпо вопросам психологической службы вСССР. В рамках конференции работаласекция «Психологическая служба школы».В центре внимания участников секциибыли вопросы психологического обеспеченияучебно-воспитательного процесса школы(Практическаяпсихология образования, 1997,с. 17).

Важнымэтапом развития школьной психологическойслужбы и нашей стране стал многолетний(1981 —1988) эксперимент по вве­дению вшколах Москвы должности практическогопсихолога, проводившийся под научными методическим руководством лабораториинаучных основ детской практическойпсихологии НИИ общей и педагогическойпсихологии АПН СССР (ныне — Психологическийинститут РАО). Были определены предмети задачи школьной психологическойслужбы (Дубровина,1988).На основе анализа результатов экспериментабыло разработано Положение о психологическойслужбе народного образования (1989),которое широко используется в стране.

В 1988 г. вышлопостановление Государственного комитетаСССР по образованию о введении ставкишкольного психолога во всеучеб­но-воспитательные учреждениястраны. Это стало правовой основойдеятельности школьного практическогопсихолога, определило его социальныйстатус, права и обязанности.

С этого моментаслужба энергично развивалась почти вовсех регионах страны.

Происходилорасширение сферы деятельности детскогопрактического психолога: служба начиналаохватывать всю систему обучения ивоспитания от дошкольного возраста доранней юности.

Практическая психологияобразования появилась в детских садах,детских домах, школах, гимназиях, лицеях,профессионально-технических училищах,колледжах, школах-интернатах.

Многиеруководители образовательных учреждений,учителя,воспитатели,родители все больше осознавали полезностьпсихологической службы. Это сформировалов обществе потребность детскихпрактических психологах.

Поэтому впедагогических университетах и институтахбыла организована подготовка специалистовпо педагогической психологии, возникликурсы переподготовкуспециалистовс высшим педагогическим образованием,увеличилось количество профессиональныхобъединений для повышения квали­фикацииработающих практических психологовобразования.

В июне1994 г. в Москве прошел I-йсъезд практических психологов образованияРоссийской Федерации. В октябре 1995 г. вПерми состоялся II-йсъезд психологов образования.Психологическая служба становиласьнеобходимым элементом государственнойслужбы образования.

Съездыпоказали, что практические психологиначали осозна­вать самих себя какполноправных специалистов, имеющихчетко определенные профессиональныефункции, цели и средства деятельности,ясно понимающих свое место в образовательнойсисте­ме (Практическаяпсихология образования, 1997,с. 19).

Источник: https://studfile.net/preview/1635328/page:7/

Medic-studio
Добавить комментарий