8 Классификация отклонений в психич. развит.: Говоря об отклонениях в развитии, мы можем, акцентируя разные

Классификация отклонений в развитии. В отечественной и зарубежной психиатрии и патопсихологии описаны различные варианты психического дизонтогенеза, но. – презентация

8 Классификация отклонений в психич. развит.: Говоря об отклонениях в развитии, мы можем, акцентируя разные

1 Классификация отклонений в развитии

2 В отечественной и зарубежной психиатрии и патопсихологии описаны различные варианты психического дизонтогенеза, но наиболее удобной для психологического анализа считают классификацию, предложенную В.В. Лебединским, выделившим шесть основных вариантов психического дизонтогенеза.

Классификация нарушений психического развития у детей, созданная в русле патопсихологической науки В.В. Лебединским (1985), является одной из наиболее распространенных. Она построена на базе идей Л.С. Выготского, исследованиях Г.Е. Сухаревой (1959), Л. Канера (1955), В.В. Ковалева (1995).

В ее основу были положены представления отечественных и зарубежных ученых о направлениях нарушений психического развития человека: ретардации – как запаздывания или приостановки всех сторон психического развития; дисфункции созревания – что связано с морфофункциональной возрастной незрелостью ЦНС; повреждении развития – изолированное повреждение начавшей развиваться структуры или системы; асинхронии – диспропорциональности развития. Введение

3 Классификация психического дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому, 1985) 1.Недоразвитие – ранее повреждение, незрелостью мозговых структур; 2.Задержанное развитие – задержанный темп развития познавательной и эмоционально-волевой сфер; 3.Поврежденное развитие – повреждение развития после 2-3 лет; 4.

Искаженное развитие – сочетание общего, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций; 5.Дисгармоническое развитие – диспропорция развития в эмоционально- волевой сфере; 6.Дефицитарное развитие – тяжелые нарушения отдельных анализаторных систем.

Группы отклонений психического развития Отклонения, вызванные отставанием развития Отклонения, вызванные диспропорциональностью развития Отклонения, вызванные поломкой, выпадением отдельных функций НедоразвитиеЗадержанное развитие Искаженное развитие Дисгармоническое развитие Поврежденное развитие Дефицитарное развитие

4 В классификации В.В. Лебединского учтены различные параметры дизонтогенеза Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения. В зависимости от этого В.В. Лебединский выделил два вида дефекта: частный и общий.

Первый обусловлен нарушением или недостаточностью отдельных функций гнозиса, праксиса, речи; второй – общий, связан с нарушением регуляторных подкорковых и корковых систем. Второй параметр связан со временем поражения. Как указывал Л.С. Выготский, чем раньше возникает то или иное нарушение, тем тяжелее последствия для психического развития.

Причем для раннего возраста наиболее характерны явления недоразвития, в то время как на более поздних этапах онтогенеза вероятнее всего преобладание повреждения и распада психических функций. Третий параметр дизонтогенеза связан с нарушением межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.

В патологии развития отмечается нарушение межфункциональных связей, наблюдаются диспропорции, нарушения своевременности развития различных психических функций. В результате возникают асинхронии развития. В их основе лежат два явления: ретардация и акселерация.

Ретардация – незавершенность, отставание в отдельных периодах развития, отсутствие эволюции ранних форм. Акселерация – развитие, при котором одна их функций опережает сроки развития, значительно обгоняя типичную хронологию. Четвертый параметр определяется взаимосвязями между первичными и вторичными нарушениями (структура дефекта).

Эти взаимосвязи принято обозначать структурой нарушенного развития. Первичные, или ядерные, нарушения представляют собой малообратимые изменения в параметрах работы той или иной функции под непосредственным влиянием патогенного фактора. К вторичным относят нарушения в работе и развитии функций, так или иначе связанных с первично нарушенной.

5 На базе классификации В.В. Лебединского (1985) свою авторскую трактовку типологии отклоняющегося развития предлагают Н.Я. Семаго и М.М.

Семаго (2001) Они выделяют три основные группы собственно психологических синдромов: Недостаточное развитие – недостаточность по отношению к средненормативному всех (тотальное, задержанное) или отдельных (парциальное) психических функций, их базовых составляющих.

При этом преимущественно страдают, оказываются недостаточно сформированными произвольная регуляция психической активности и пространственно- временные представления, которые являются основой развития когнитивной сферы ребенка.

Асинхронное развитие – нарушение основного принципа развития (гетерохронии), когда наблюдаются сложные сочетания недоразвития, ускоренного (акселеративного) развития, искаженного развития как отдельных психических функций, так и структуры их базовых составляю­щих (с преимущественным нарушением базовой аффективной составляющей).

Поврежденное развитие – наличие повреждающего влияния на мозг того или иного фактора, искажающе­го в первую очередь органические основы развития, а вторично (в зависимости от большого количества факторов: локализации, сроков, объема, выраженности, качества повреждения и т.п.) воздействующего на всю структуру дальнейшего психического развития. Каждая группа отклоняющегося развития может быть подразделена на отдельные подгруппы, которые, в свою очередь, разделяются на типы.

6 НЕДОСТАТОЧНОЕ РАЗВИТИЕ Тотальное недоразвитие Задержанное развитие Парциальная несформированн ость ВПФ Простой уравновешенн ый тип Аффективно- неустойчивый тип Тормозной инертный тип Темпово-задержанный тип развития (гармонический инфантилизм) Неравномерно- задержанный тип развития (дисгармонический инфантилизм) С преобладанием несформированности регуляторного компонента С преобладанием несформированности вербального, вербально- логического компонента Парциальная несформированность смешанного типа

7 АСИНХРОННОЕ РАЗВИТИЕ Дисгармоническое развитие Экстрапунитивный тип дисгармоничного развития Интрапунитивный тип дисгармоничного развития Дисгармоничное развитие по апатическому типу Искаженное развитие Преимущественное искажение эмоционально- аффективного развития Преимущественное искажение развития когнитивной сферы Мозаичные типы искаженного развития

8 ПОВРЕЖДЕННОЕ РАЗВИТИЕ Локально- поврежденный тип развития Диффузно- поврежденный тип развития Позднее дефицитарное развитие Раннее дефицитарное развитие ДЕФИЦИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ

9 Нейропсихологический подход к классификации представлен в работах А.В. Семенович Ею выделены и подробно описаны синдромы отклоняющегося развития, которые могут служить основой для классификации нарушений.

Синдромы несформированности: Функциональная несформированность лобных отделов мозга – недостаточность саморегуляции, программирования, целенаправленности и контроля за протеканием собственной деятельности; Функциональная несформированность левой височной области – изолированные трудности в звукоразличении и, как следствие, понимании речи, воспринимаемой на слух; Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела) – данный синдром отличается характерным набором типичных признаков «функциональной автономности» мозговых полушарий в детстве; Функциональная несформированность правого полушария – недостаточность пространственных представлений (метрических, структурно-топологических, координатных) и нарушения порядка воспроизведения слухоречевых и зрительных эталонов на следах памяти. Синдромы дефицитарности: Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга – дети этой группы отличаются выраженной эмоциональной лабильностью, быстрой пресыщаемостью, подчас просто неадекватными реакциями на происходящее ; Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга – дисгенетический синдром, который предполагает искажение, деформацию развития практически всех психологических процессов.

10 Классификация физических и психических отклонений Б.П. Пузанова и В.А.

Лапшина Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); Дети с нарушением речи (логопаты); Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; Дети с умственной отсталостью; Дети с задержкой психического развития; Дети с нарушением поведения и общения; Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). Является наиболее рабочей классификацией в практической деятельности специалистов.

11 Вывод Нами были рассмотрены следующие наиболее популярные классификации развития: Классификация психического дизонтогенеза по В.В. Лебединскому Типологии отклоняющегося развития Н.Я. Семаго и М.М. Семаго Классификация нарушений А.

В. Семенович Классификация физических и психических отклонений Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина Представляемые классификации отражают наиболее типичные, характерные особенности различных вариантов отклоняющегося развития и его структуру.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/700765

Классификация отклонений в психическом развитии и характеристика отдельных форм онтогенеза

8 Классификация отклонений в психич. развит.: Говоря об отклонениях в развитии, мы можем, акцентируя разные

Классификация отклонений в психическом развитии и характеристика отдельных форм онтогенеза

Оглавление

  • 1. Классификация как метод научного познания
  • 2. Принципы построения научных классификаций
  • 3. Теоретические и эмпирические классификации отклонений в развитии, значение классификаций отклонений в развитии
  • 4. Международная классификация психических и поведенческих расстройств 10-го пересмотра
  • 5. Краткая характеристика отдельных форм дизонтогенеза
  • 6. Список литературы

Классификация как метод научного познания

  • Любая наука, изучая сущность своего объекта, пытается внести определенный элемент упорядоченности в собствен­ные представления о нем. Исследуемые явления объединяют­ся в разнообразные группы, типы, классифицируются . И чем они многообразнее, тем больше возникает различных клас­сификаций.
  • Таким образом, классифицирование представляет собой своеобразный метод познания общих закономерностей, лежащих в основе науч­ного предмета .
  • Историю науки можно изучать по тому, как в ней:

-происходит смена одной классификационной сис­темы на другую;

-как осуществляется неизбежный переход от эмпирико-феноменологических (описательных) классификаций к категориальным (сущностным).

Принципы построения научных классификаций

  • Классификации отличаются друг от друга в зависимости от критерия , взятого в качестве основания для группировок. Могут использоваться одновременно несколько критериев — тогда классификация приобретает более дробный характер. Так, в качестве критерия для основы классификации можно взять признак времени воз­никновения нарушения. Тогда мы должны выделить две большие группы дизонтогенеза: врожденные и приобретен­ные нарушения.
  • Внутри врожденных форм нарушения следует выделить группу наследственных , так как наследствен­ные нарушения всегда врожденны, но не все врожденные нарушения являются наследственными. Приобретенные нарушения, в свою очередь, можно разделить на рано и поздно приобретенные. Возрастная граница между ними может быть разной.

Можно воспользоваться другим критерием, в качестве которого будет свойство обратимости возникающих на­рушений. В этом случае можно выделить три группы дизонтогенеза:

-обратимые,

-необратимые ,

-частично обратимые.

Разные классификации, созданные на основе разных критериев, могут между собой трудно соотноситься. Один и тот же ребенок в разных классификациях попадает в совершенно разные, качественно отличные друг от друга группы. Это связано с тем, что разные классификации создаются для совершенно различных целей — исследовательских и практических.

Необходимо упомянуть о таких разновидностях, где в качестве основ­ного критерия используется этиологический фактор, т. е. главная причина возникновения того или иного нарушения в развитии.

  • От принципа хроногенности связи тяжести расстройства с временем возникновения основного нарушения во многом зависит прогноз дальнейшего развития, характер и содержание коррекционных мероприятий, имеющих или не имеющих возможность опоры на период нормального функционирования психики, если таковой существует.

Теоретические и эмпирические классификации отклонений в развитии, значение классификаций отклонений в развитии

  • Существуют различные типы классификаций. Изначально были распространены теоретические научные классификации, но сейчас большое значение обретают эмпирические классификации.
  • Традиционно с точки зрения клинико-психологического подхода выделение двух больших групп нарушений в раз­битии. Одна из них обозначается термином ретардация , под которым понимается замедление, отставание психическо­го, развития любого происхождения. Выделяются две разновидности ретардации — общая (тотальная) и частичная (парциальная).
  • Другая большая группа нарушений в развитии называется асинхрония , представляющая многообразные их варианты, для которых характерно сочетание неравномерности в раз­витии (гетерохронность), как вполне нормального его свой­ства, с несвоевременностью формирования тех или иных психических функций и сторон психики. То есть в данной классификации использованы признаки темпа психического развития и последовательности формиро­вания разных сторон психической деятельности.
  • Помимо научных, теоретических классификаций, не менее популярны так называемые эмпирические практико-ориентированные классификации. Эмпирические классификации также множественны и в силу своей практической направленности более популярны. Так, одна из них выделяет следующие группы отклонений в развитии (или группы детей с отклонениями в развитии):

1) Дети с сенсорными речевыми и двигательными нарушениями.

2) Дети с задержкой психического развития.

3) Дети с астеническими, реактивными состояниями и кон­фликтными переживаниями.

4) Дети с психопатическими психопатоподобными формами поведения.

5) Умственно отсталые дети.

6) Дети с начальными проявлениями психических заболеваний

  • Нетрудно заметить отсутствие единого или единых критериев в образовании групп, что вполне типично для эмпи­рических классификаций .
  • В современной литературе можно найти немало подобных эмпирических классификаций, наиболее популярная – классификация В. В. Лебединского, в которой выделяется 6 форм дизонтогенеза.
  • 1) Психическое недоразвитие.
  • 2) Задержанное развитие.
  • 3) Поврежденное развитие.
  • 4) Дефицитарное развитие.
  • 5) Искаженное развитие.
  • 6) Дисгармоническое развитие.
  • В основу эмпирических классификаций входит не заранее заданный критерий, а наиболее часто встречающиеся признаки , которые группируются по степени сходства( в отличии от теоретических).
  • Ряд классификаций отражает существующую систему специального образования — группы соответствуют типам специальных школьных и дошкольных учреждений. Вот почему в эмпирических классификациях отсутствует признак возраста, точнее, он представлен в усеченной форме — только дошкольники и школьники.
  • Поэтому «образовательное пространство», то есть существующая система специального образования выступает, таким образом, в качестве меры, задающей масштаб выделяемых групп.

Международная классификация психических и поведенческих расстройств 10-го пересмотра

МКБ-10 принята Всемирной организацией здравоохранения и действует в настоящее время.

Данная классификация, конечно, имеет весьма дробный характер, она детализирована и многогранна.

Классификация психических и поведенческих расстройств Международная классификация болезней 10-й редакции (МКБ-10)

(версии: “Клинические описания и диагностические указания”, “Исследовательские диагностические критерии”)

F0 Органические, включая симптоматические, психические расстройства

F1 Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с (вызванные) употреблением психоактивных веществ

F2 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства

F3 Расстройства настроения (аффективные расстройства)

F4 Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства

F5 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами

F6 Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте

F7 Умственная отсталость

F8 Расстройства психологического (психического) развития

F9 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

F99 Неуточненное психическое расстройство

Краткая характеристика отдельных форм дизонтогенеза

В классификации В. В. Лебединского выделяется 6 форм дизонтогенеза

Психическое недоразвитие

Задержанное развитие

Поврежденное развитие

Дефицитарное развитие

Искаженное развитие

Дисгармоническое развитие

1. Для  недоразвития характерно раннее время поражения, когда имеет место незрелость мозга (пример – умственная отсталость). Различные психические функции недоразвиты неравномерно, наи­более выражена недостаточность высших психических функций (мышление, речь).

2.Для  задержанного развития характерно замедление темпа фор­мирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.

Наблюдается мозаичность поражения, когда наряду с недостаточно развитыми функ­циями имеются и сохранные.

Большая сохранность систем регуля­ции определяет лучший прогноз и возможность коррекции задер­жанного психического развития по сравнению с недоразвитием.

3.Для  поврежденного развития характерно более позднее (после 2-3 лет) патологическое воздействие на мозг, когда большая часть мозговых систем уже сформирована. Примером поврежден­ного развития является органическая деменция, для которой ха­рактерны расстройства эмоциональной сферы и личности, наруше­ния целенаправленной деятельности, грубый регресс интеллекта.

4 .Дефицитарное развитие связано с тяжелыми нарушениями от­дельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппа­рата.

Первичный дефект ведет к недоразвитию функций, связан­ных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития других функций, связанных с пострадавшей опосредованно.

Компенса­ция при дефицитарном развитии осуществляется в условиях адек­ватного воспитания и обучения.

5.Наиболее характерным примером  искаженного развития явля­ется ранний детский аутизм.

В данном случае в процессе форми­рования психических функций наблюдается другая их последова­тельность по сравнению с нормальным развитием: у таких детей развитие речи опережает формирование двигательных функций, словесно-логическое мышление формируется раньше предметных навыков. При этом функции, развивающиеся ускоренно, не «подтягивают» развитие других.

6.Для  дисгармонического развития является врожденная либо рано приобретенная диспропорциональность психики в ее эмоционально-волевой сфере.

Примером такого раз­вития является психопатия, для которой характерны неадекват­ные реакции на внешние раздражители, вследствие чего ребенку трудно приспособиться к условиям жизни в обществе.

Степень выраженности психопатии и само ее формирование зависят от условий воспитания и от окружения ребенка.

Список литературы

  • 1.Пузанов, Б.П. Дефектология. Словарь-справочник, Б.П. Пузанов – М., 1996.
  • 2. Специальная психология, под ред. Н.А. Кузнецовой , М., 1996.
  • 3. Специальная педагогика, под ред. Н.М.Назаровой – М., 2000.
  • 4. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие, под научн. ред. Л.М. Шипицыной ,СПб.: Речь, 2003.

Источник: https://multiurok.ru/files/klassifikatsiia-otklonienii-v-psikhichieskom-razvi.html

Специальная психология. Проблема диагностики и коррекции отклонений

8 Классификация отклонений в психич. развит.: Говоря об отклонениях в развитии, мы можем, акцентируя разные

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания.

С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии.

Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы.

Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать веред, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.

Многие педагоги обращали внимание не необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, а позже А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.

Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя ид идеи природосообразиости воспитания, т.е. учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими поразному.

Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека а именно: врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и т.д. Ж. Ж. Руссо, а затем Л.Н. Толстой трактовали этот вопрос иначе.

Они исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.

Полезные идеи на этот счет имеются в трудах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других ученых. Н.К. Крупская подчеркивала, что, если мы не будем знать особенностей ребят и того, что интересует их в том или ином возрасте, мы не сумеем хорошо осуществлять воспитание.

В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольпый возраст (3-5 лет), дошкольный возрост (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11-15 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (15-18 лет).

Обратимся к краткой характеристике развития и воспитания учащихся различных возрастов, акцентируя внимание, во-первых, на их анатомо-физиологическом развитии, во-вторых, на совершенствовании психики и познавательной деятельности и, в-третьих, на особенностях их поведения.С психологическим развитием детей тесно связано понятие возраста. Р.С. Немов определил возраст как качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

По Л.С. Выготскому, возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

В психологии возраст подразделяют на физический (хронологический) и психологический.

Физический возраст – это время жизни ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения. Его можно назвать внешней сеткой, на фоне которой проходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.

Психологический возраст, по Выготскому, – это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития. Другими словами, он указывает на достигнутый к определенному возрасту уровень психологического развития.

Иногда бывает так, что ребенку физически пять лет, а по психологическому развитию он соответствует шести– или семилетнему, а бывает и наоборот, но тут речь уже будет идти об отставании в умственном развитии.

Возраст – это временная характеристика онтогенетического развития человека. Б.Г. Ананьев, рассматривая «фактор возраста», указывал на единство влияний роста, общесоматического и нервно-психического созревания в процессе воспитания и жизнедеятельности человека.

Во времени происходит индивидуальное развитие человека. Поэтому возраст – это не только количество прожитых лет, но и внутреннее содержание, духовное развитие человека, изменения в его внутреннем мире, произошедшие за эти годы.

Именно внутренним миром люди отличаются друг от друга, благодаря ему можно говорить о непохожести, неповторимости и оригинальности людей.

Как человек в целом, так и его временные характеристики (имеется в виду возраст) есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального. Поэтому возрастные изменения отдельных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими.

Параметры возраста

Среди параметров возраста выделяют две группы: основания развития и результаты развития. Основания развития включают в себя:

• социальную ситуацию развития;

• круг отношений;

• ведущий тип деятельности;

• сензитивность.

Результаты развития включают в себя:

• новообразования личности;

• формы общения;

• эмоционально-волевую сферу;

• способности общения;

• новый вид деятельности.

Составляя описание личности с учетом данных параметров, можно получить полную характеристику ее возраста.

Психологический возраст – это новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Структуру возраста составляют социальная ситуация развития, ведущая за собой развитие деятельности, и новообразования в сфере сознания и личности.

Развитием называется закономерное, необратимое изменение во времени, приобретение новообразований. Развитие – это качественные изменения, саморазвитие, самопричинное развитие, способ существования личности.

Личностное развитие не имеет границ, тогда как физическое и психическое развитие ограничены: они имеют точку оптимума и последующего спада. Развитие существует в форме филогенеза1, онтогенеза[2] и патогенеза[3i].

Л.С. Выготский выделил два типа развития:

– преформированный, когда стадии развития заданы изначально и смена их предопределена генетически;

– непреформированный, когда путь развития, его стадии не предопределены, вероятностны.

Как соотносятся понятия «возраст» и «развитие»? По мнению Л.С. Выготского, возраст – это единица анализа детского развития. Вместо отдельных психических процессов и функций, традиционно изучаемых психологией, важно рассматривать целостные возрастные периоды развития, которые имеют самостоятельную и закономерную динамику, определяющую роль

и удельный вес каждой частичной линии развития.

В свою очередь, понятие «возраст» необходимо рассматривать в контексте той или иной теории развития, так как оно выводится из нее. Например, в теориях биогенетического направления в понимании возраста доминирующим моментом будет рассмотрение закономерностей процессов созревания, роста

и старения; в социогенетическом – научения и социализации. Существуют теории конвергенции двух факторов, где представленность каждого из них примерно равная, факторы «переплетены» и в одинаковой мере оказывают влияние на психическое развитие человека, определяют его возраст.

Проблема

Психическое развитие как процесс, развертывающийся во времени на протяжении всей жизни человека, имеет временнýю структуру.

Ее знание важно для понимания потенциальных возможностей развития, выявления типичного хода индивидуального развития, составления представления о средней норме возрастной динамики; на основе этого можно судить о вариациях возрастной эволюции в зависимости от различных факторов.

Временная структура индивидуального развития включает в себя темп развития, его длительность и направленность.

В каждом возрастном этапе для развития той или иной психической функции выделяют «норму», которая может быть соотнесена с каждым параметром временной структуры индивидуального развития. Понятие «нормы» условно. Это понятие тестологии.

«Норма» определяется через стандартизацию теста путем предложения его большой группе лиц определенного возраста.

Относительно средней нормы интерпретируются результаты каждого ребенка: находится ли он ниже или выше, насколько? Психология развития определяет «нормы», критерии развития, дефектология – нормы умственного развития и т.д.

Исходя из «нормативного» подхода к развитию психики в каждой концепции развития формулируется понятие «отклонение». Следовательно, и «норма» задается пониманием развития в данной теории или концепции. Это один аспект «условности» нормы. Второй – размытость границ нормы, ее вариативность.

Отклонения от нормы следует понимать как в позитивном, так и в негативном планах: может быть вариант опережения нормы развития и вариант отставания. В первом случае психология развития решает проблему одаренности и одаренных детей, во втором случае – проблему задержек психического развития, его дефектов.

Принципиальное значение понятие «норма» имеет для педагогической психологии и, в целом, для всей системы образования. С точки зрения культурно-исторической концепции образование «есть та всеобщая жизненная форма становления собственно человеческого в человеке, его сущностных сил, позволяющих ему становиться, оставаться – быть человеком» (Слободчиков, 2001).

Современная психология развития одной из главных проблем видит разработку возрастных норм развития, относительно которых должно определяться содержание образования на разных ступенях. По мнению В.И.

Слободчикова, до сих пор не построены возрастно-нормативные модели и критерии развития, модели критических переходов с одной ступени на другую, которые необходимы для проектирования систем развивающего образования. В настоящее время эта проблема решается в исследованиях Института психологии имени Л.С.

Выготского, и есть предварительные результаты, которые можно использовать как «точки роста» для педагогической психологии и педагогики.

Если проблема решится, становится возможным сотрудничество двух профессионалов: психолога развития и педагога, один из которых «как раз и держит эту самую норму развития, а другой ее реализует средствами своей профессиональной деятельности; один говорит: “Я знаю, что должно быть здесь и теперь”, а другой: “Я знаю, что нужно делать”, чтобы это сбылось, чтобы данная норма реализовалась для конкретных детей в конкретных образовательных процессах» (Слободчиков, 2001).

Согласно этим рассуждениям современных психологов понятие «норма» обобщенно можно представить как тот наилучший результат, которого может достичь ребенок в заданных условиях.

Одной из важных проблем психологии развития является проблема изучения атипичного развития, отклоняющегося от норм. Однако здесь существует явно выраженный перекос: количество работ, посвященных аномальным детям, намного превосходит число исследований по психологии одаренности.

Отсутствие единой теоретической базы часто способствует игнорированию общих моментов в жизни одаренных и девиантных детей. И те и другие требуют специального обучения: как умственно отсталые, так и одаренные дети кажутся «странными» и нередко отвергаются своими обычными сверстниками.

В рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского предложен динамический подход к изучению атипичного в развитии. Здесь типичное и атипичное анализируется в единой парадигме, и данное направление называется «диалектическим учением о плюс – и минус – одаренности».

Дефектность и одаренность рассматриваются как два полярных исхода единого процесса компенсации, хотя это, безусловно, не означает превращения любого дефекта в талант. Компенсация – эта одна из форм борьбы с препятствиями, возникающими на пути развития.

Возможность победы и проигрыша определяется «силами» сторон, размерами и качественными особенностями дефекта, характером порождаемых им изменений в психике ребенка, богатством компенсаторного фонда субъекта.

«Путь к совершенству лежит через преодоление препятствий; затруднение функции есть стимул к ее повышению» (Л.С. Выготский).

Согласно результатам лонгитюдного исследования Н. Хаан и А. Мориарти действие механизмов преодоления трудностей связано с ускорением роста коэффициента интеллекта, а защитных механизмов – с его замедлением. В исследованиях Ю.Д.

Бабаевой (1997) было показано, что формирование психологических механизмов преодоления преград определяется не только особенностями психики ребенка, но и адекватным, своевременным вмешательством в этот процесс психологов, педагогов, родителей.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/spietsial-naia-psikhologhiia-probliema-diaghnostiki-i-korriektsii-otklonienii.html

Medic-studio
Добавить комментарий